Как быстро написать сжатое изложение на огэ

Что такое изложение и каковы его цели

Изложение — это учебное задание, которое заключается в письменном пересказе текста близко к содержанию. В ходе такой задачи учащиеся должны передать главную мысль текста, логику повествования, конкретные факты.

Главная цель изложения как учебной задачи — отработать навык аудирования и пересказа: школьники учатся воспринимать, обрабатывать и воспроизводить устную информацию.

Изложение развивает:

  • мышление и память;
  • словарный запас;
  • умение структурировать текст;
  • способность отделять главное от второстепенного;
  • навыки грамотной письменной речи.

Сложность изложений не только в том, что у школьников не получается запомнить содержание, чтобы его пересказать. Многим труднее анализировать информацию и писать связный текст со вступлением и заключением. На этих навыках и стоит сфокусироваться, чтобы понять, как научиться правильно писать изложение.

Телеграм-канал для умных родителей

Чтобы получать полезные материалы для учебы и быть в курсе новостей, которые касаются вас и вашего ребенка, подпишитесь на телеграм-канал Skysmart | Родителям.

Виды изложений

Несмотря на то, что принципы работы над пересказом текста всегда одни и те же, существует несколько видов изложений. Их разделяют по степени сжатия текста, по его характеру и по учебной задаче.

По степени компрессии текста изложения бывают:

  • подробные — с упоминанием всех деталей, включая второстепенные;
  • сжатые — с пересказом только главных мыслей, событий и фактов.

По характеру текста:

  • повествовательные — предполагают работу с текстом, в котором есть некая цепь событий или сюжетная линия;
  • описательные — пересказ художественных описаний природы, людей, всевозможных объектов.

По учебной задаче:

  • изложение-повествование — работа, в ходе которой ребенку требуется лишь воспроизвести прослушанную информацию, не добавляя ничего от себя;
  • изложение-рассуждение — более сложная форма, в рамках которой школьники должны дополнить факты из текста своими рассуждениями, аргументами, личным мнением;
  • комбинированное изложение — еще один сложный вид, предполагающий и точный пересказ деталей, и собственные рассуждения.

Как правило, изложения-рассуждения появляются на занятиях по русскому языку только в старших классах. Другие виды школьники осваивают уже со 2–3-го класса, когда только начинают понимать, как пишется изложение и что оно из себя представляет.

На экзамене по русскому языку сочинение и пересказ — разные задания, и в рамках изложения ничего от себя добавлять не нужно. Это должен быть лишь точный пересказ, отражающий все 3 микротемы текста.

Микротема — подраздел текста, который занимает один абзац и выражает одну завершенную мысль.

А чтобы сразу перейти к практике, запишите ребенка на бесплатный вводный урок в современную школу Skysmart. На занятиях школьники разбирают задания из будущих экзаменов на примерах из жизни подростков. А еще получают поддержку внимательных учителей и чувствуют себя комфортнее на уроках и экзаменах.

Каналы восприятия информации

Давайте разберемся подробнее, как хорошо написать изложение на ОГЭ и как правильно спланировать работу, чтобы на все хватило времени. Если главная цель — высокий балл по русскому языку, начинать тренировки лучше задолго до экзамена. И первым делом стоит определить, как именно ваш ребенок воспринимает информацию.

Есть три канала восприятия:

  • аудиальный;
  • визуальный;
  • кинестетический.

Как правило, у каждого из нас один канал развит чуть лучше остальных — и та информация, которая по нему поступает, воспринимается и запоминается лучше других.

Аудиалы хорошо запоминают звуковые образы, легко воспринимает устную речь. Если нужно вспомнить какой-то факт, вначале им приходит на ум то, что они слышали об этом факте от других людей.

Визуалы лучше всего помнят зрительные образы. Если ребенок с визуальным типом восприятия хочет вспомнить, как правильно пишется какое-либо слово, он представляет его на странице учебника или тетради.

Кинестетики ориентированы на ощущения и хорошо запоминают все, что может быть передано с их помощью. Если ребенку с ведущим кинестетическим каналом нужно вспомнить орфографию слова, ему потребуется это слово написать.

Определите главный канал восприятия информации, и вам будет проще понять, как лучше писать изложения именно вашему ребенку — сразу отмечать тезисы на черновике или мысленно выделять главные мысли текста. Если вы не уверены, какой канал ведущий, попробуйте все способы, чтобы к моменту экзамена определить лучшую стратегию.

Как найти ведущий канал восприятия информации

Этапы написания изложения для школьника

На ОГЭ по русскому языку разрешено использовать черновики, причем их количество не ограничено. Поэтому у школьников есть возможность вдумчиво поработать над текстом, вспомнить недостающие детали, проверить орфографию и грамматику. Посмотрим, как правильно работать с черновиком, чтобы писать изложение легко и без стресса.

Создание черновика

На ОГЭ запись текста включают два раза, оставляя небольшой перерыв между прочтениями. Зная свой ведущий канал восприятия, ребенок может эффективно использовать эту особенность во время экзамена. Мы даем разные советы для аудиалов и визуалов, поскольку эти два типа восприятия имеют наибольшее значение для работы над изложением.

Во время первого прочтения:

  • визуалам лучше сразу делать записи, используя стенографию, рисунки, сокращения и оставляя пробелы в тех местах, где не успели записать;
  • аудиалам стоит мысленно выделить сюжетную линию или главные идеи текста, отметить абзацы и опорные слова.

В перерыве

  • визуалы могут пробежаться по тексту глазами, дополнить по памяти недостающие части и осмыслить написанное;
  • аудиалы должны составить план текста и записать краткие тезисы к каждому пункту.

Во время второго прочтения:

  • визуалам можно следить глазами за написанным текстом, сравнивая его с аудиозаписью, и заполнять пробелы;
  • аудиалам стоит дополнить каждый пункт своего плана конкретными словами и оборотами из аудиозаписи.

Как быстро писать изложение

Делая пометки по ходу прослушивания, не бойтесь оставлять большие пробелы. После вы сможете легко вставить недостающие высказывания, опираясь на контекст.

Корректировка черновика

Вначале стоит по свежей памяти дополнить свои записи, а затем перечитать их и на этой основе написать связный текст. В нем должно быть 3 абзаца, поскольку на экзамене используются тексты с тремя микротемами. Если пропустить одну микротему или разбить материал на большее количество абзацев, комиссия может снять баллы. При этом важно соблюдать заданную последовательность микротем и не нарушать логику повествования.

Готовый текст необходимо сжать — сократить все маловажные детали. Как написать сжатое изложение на ОГЭ, расскажем чуть позже, а пока отметим нормативы по объему.

Минимальный объем изложения на ОГЭ — 70 слов, а тексты менее 50 слов не засчитываются. Ограничений по максимальному объему нет, но учителя советуют держаться в пределах 90–100 слов. Учитываются все части речи, кроме числительных, написанных цифрами.

Работа над чистовиком

Если ошибок в передаче содержания нет и текст читается легко — его можно переписывать на чистовик (но не на бланк изложения). Важно также отметить все слова со сложной орфографией и проверить их написание. Помните, что на экзамене по русскому языку у школьников есть право пользоваться орфографическим словарем.

Завершив редактуру и переписав все на чистовик, стоит отложить текст и перейти к другим заданиям ОГЭ. Учителя рекомендуют так поступать с изложениями и сочинениями, чтобы спустя время посмотреть на материал свежим взглядом и заметить пропущенные ошибки. Переписать все на официальный бланк можно в конце экзамена, заложив на это около 30 минут.

Как писать краткое изложение

Независимо от вида изложения, текст черновика лучше сократить, чтобы поместиться в оптимальные рамки и избежать «словесного мусора». Разберемся, что такое сжатое изложение и как следует писать его на ОГЭ по русскому языку.

Сжатое или краткое изложение — это особый вид пересказа текста, при котором нужно передать главные мысли, факты, события меньшим количеством слов, сохраняя исходную логику повествования. Для этого используют приемы сжатия.

Сокращать текст можно тремя способами:

1. Замена — для сокращения заменяют несколько однородных членов предложения одним словом или передают прямую речь с помощью косвенной.

  • В соседнем доме открылся магазин, Катя ходила туда за молоком, хлебом, овощами и фруктами. — В соседнем доме открылся магазин, Катя ходила туда за продуктами.
  • «Послушайте, я прошу вас сделать этот отчет не позднее четверга», — сказал мне руководитель отдела. — Руководитель отдела попросил меня сделать отчет до четверга.

2. Исключение — из готового текста исключают лексические повторы, вводные слова и малозначимые детали.

  • Внезапно хлынул дождь, и капли зазвенели, застучали, запели, создавая неповторимую симфонию воды и словно заполняя этими звуками все пространство. — Внезапно хлынул дождь, и звуки капель заполнили пространство.
  • К счастью, Коля вышел из дома на час раньше, иначе он ни за что не успел бы на поезд. — Коля вышел из дома на час раньше, чтобы успеть на поезд.

3. Слияние — несколько предложений соединяют в одно более короткое, повествующее о том же самом.

  • Без трудолюбия, без упорной ежедневной работы нельзя добиться настоящего успеха. Даже большой талант не сможет развиться сам собой, если человек не прикладывает усилий. — Даже талант не сможет развиться без трудолюбия.

При сжатии текста важно сохранить его содержание и стиль речи. В план сжатого изложения по-прежнему должны входить 3 микротемы, и каждую из них нужно раскрыть в отдельном абзаце, используя близкие тексту высказывания.

Критерии оценивания

На ОГЭ по русскому языку отдельно оценивают содержание и грамотность изложения — для них есть четкие критерии оценки, которыми руководствуются эксперты.

Баллы за ОГЭ

За содержание и сжатие текста можно получить максимум 7 баллов, за грамотность — 10 баллов. Итого общая оценка изложения — максимум 17 баллов. При этом грамотность оценивается вместе с сочинением.

Перед тем как написать изложение на чистовик, рекомендуем взглянуть на текст с точки зрения критериев оценивания и доработать его так, чтобы получить максимум баллов.

Оценка содержания

За содержание текста школьник может получить не более 2 баллов. Основной фактор, влияющий на оценку, — адекватное отражение микротем. В изложении их должно быть ровно столько, сколько в исходном тексте (за лишние или недостающие микротемы снимается балл). Поэтому лучше набросать план материала как можно раньше — во время перерыва между прослушиваниями.

Источник: Методические материалы для предметных комиссий субъектов РФ по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2020 года

Оценка сжатия

Все приемы сжатия текста стоит отработать заранее, чтобы в день экзамена не тратить на это много времени. По сути, как только ребенок научится выделять главную мысль текста, можно тренироваться в его сжатии, чтобы в 9-м классе легко написать сжатое изложение.

При оценке изложения эксперты учитывают использование компрессии в каждом микротеме. Школьникам нужно иметь в виду, что первый абзац текста обычно запоминается лучше остальных, и есть соблазн передать его с максимальной подробностью.

В то время как последняя микротема часто подвергается сильному сокращению, потому что хуже остается в памяти. Но залог хорошей оценки — равномерное сжатие текста.

Источник: Методические материалы для предметных комиссий субъектов РФ по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2020 года

Оценка связности

Готовый текст должен представлять собой связное высказывание, правильно разделенное на абзацы. Абзацы нужно четко отделять друг от друга, но использовать красную строку необязательно — в изложениях достаточно пробела.

Также важно не допускать лексических ошибок: соединение двух разнородных мыслей в одном предложении, нарушение последовательности событий.

Источник: Методические материалы для предметных комиссий субъектов РФ по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2020 года

Оценка грамотности

Даже если все правила написания изложения соблюдены, существенно снизить баллы может случайная ошибка или описка. Чтобы этого избежать, стоит вычитать текст несколько раз и все спорные слова проверить по словарю.

Вместе с тем некоторое количество ошибок все же допускается:

  • 1 орфографическая;
  • 1 грамматическая;
  • 2 пунктуационные;
  • 2 речевые.

Но в чем точно нельзя ошибаться, так это в использовании терминологии. Если ребенок не уверен в значении слова, лучше его не употреблять.

Подробности о критериях оценки и указаниях, как писать сжатое изложение, можно найти в методических материалах (правила для 2021–2022 годов не изменились).

Подготовка к изложению ОГЭ

На сайте ФИПИ есть задания для подготовки к ОГЭ по русскому языку — это набор аудиозаписей , подобных тем, что будут предложены на экзамене. Любое задание можно открыть, прослушать текст и потренироваться в написании изложения.

Для полного погружения в обстановку ОГЭ рекомендуем школьникам:

  • слушать текст два раза с перерывом на 4 минуты и больше не обращаться к нему во время работы;
  • заранее подготовить листочки для черновиков и еще один лист в качестве экзаменационного бланка;
  • засекать время, необходимое для написания изложения на черновик, чистовик и для переноса текста на бланк.

Разбор задания

Разберем задание №1 из набора на сайте ФИПИ.

В тексте говорят о доброте и о том, как она воздействует на человека.

Учимся писать изложение: выделяем 3 микротемы и выписываем для них ключевые слова, обороты, короткие предложения.

Микротема 1: чтобы оценить доброту, нужно испытать ее от других людей. Доброта — это дар, который дают не по обязанности.

Ключевые слова: оценить, испытать, воспринять, почувствовать, овладевает сердцем, дар, не по обязанности, не в силу долга.

Микротема 2: чужая доброта — это теплота, которая согревает сердце. Человек, хоть раз испытавший ее, ответит взаимностью.

Ключевые слова: чужая доброта, предчувствие большего, теплота, согревает сердце, обязательно ответит.

Микротема 3: почувствовать огонь доброты — великое счастье, в этот миг человек находит в себе лучшее.

Ключевые слова: огонь, дать волю, счастье, забывается «я», чужое стало своим, забыта вражда, ненависть, не остается места.

Мы сформулировали микротемы в тех выражениях, которые присутствуют в тексте, но можно выбрать и более короткие формулировки. Тренируясь раз за разом, школьники вырабатывают свою стратегию запоминания.

Как написать сжатое изложение на отлично

В заключение — несколько советов школьникам:

  • В изложении важнее передать основную мысль текста, а не использовать точные авторские формулировки. Поэтому если какая-то микротема запомнилась хуже, напишите ее своими словами. Но при этом оставайтесь в рамках авторского стиля.
  • Заранее придумайте свою систему сокращений: слова «поэтому» и «следовательно» можно заменить стрелками, вместо «человек» писать «чел». Это пригодится вам для создания черновика во время прослушивания текста.
  • В последний день перед ОГЭ постарайтесь не заниматься, в это время организму нужен отдых и восстановление. Накануне экзамена можно сходить на прогулку, разгрузить голову, а главное — хорошо выспаться.
  • Если до экзамена еще полгода или год, не стоит думать, что у вас много времени и откладывать подготовку. О том, как правильно писать изложение на ОГЭ, вы должны знать уже в начале 9-го класса, и начать тренироваться нужно за несколько месяцев до важного события.

Родителям, которые хотят научить детей правильной подготовке к изложению, рекомендуем вместе с ребенком составить график домашних занятий и участвовать в них, зачитывая тренировочные тексты.

Кроме того, помогите ребенку организовать тихое рабочее место, где ему не будут мешать младшие братья и сестры, работающий телевизор и любой шум.

Но главное, верьте в своего ребенка и напоминайте ему, что все обязательно получится. А если что-то пойдет не по плану — вы всегда рядом и обязательно со всем вместе разберетесь.

Как устроено изложение в ОГЭ по русскому языку 2022? Что важно знать об успешном выполнении этого задания? Как оценивается изложение и как к нему подготовиться? Разбираемся в статье.

изложение огэ русский

Как написать сжатое изложение по русскому языку ОГЭ 2022 в 9 классе?

Как происходит написание изложения в ОГЭ по русскому?

Экзамен по русскому языку состоит всего из девяти заданий, первое из которых — изложение. Ученики приходят в пункт проведения экзамена, рассаживаются по своим местам, ровно в 10:00 слушают инструктаж, заполняют бланки, после чего приступают к изложению.

Организатор включает запись, школьники работают в черновиках. Текст изложения они услышат дважды.

За это время ученик должен успеть записать как можно больше важной информации и не упустить ни одну из трёх микротем.

После завершения записи ученики продолжают работать над текстами: дополнять пропуски, дописывать мысли, делать текст связным и логичным. Далее они переписывают текст сжатого изложения в чистовик и приступают к заданиям с кратким ответом.

Понимать, как устроены задания в ОГЭ по русскому очень важно. Все потому, что этот экзамен требует определенного формата решения и выполнения, и знакомство с ним — залог успешной сдачи. На наших курсах подготовки к ОГЭ мы разбираем с учениками особенности каждого задания ОГЭ и критерии их оценивания. Мы также объясняем школьникам, как лучше всего справляться с самыми сложными вопросами и не попадаться в ловушки экзаменаторов. Записывайтесь, если хотите получить высокий балл на ОГЭ!

Как оценивают изложение

Первый критерий — ИК1 — содержание изложения. Если экзаменуемый не упустил ни одной микротемы и не добавил ничего лишнего от себя, то получает 2 балла.

Далее оцениваются приёмы сжатия исходного текста — ИК2 —. В каждой микротеме (всего их три) должен быть применён хотя бы один приём сжатия, о которых мы расскажем чуть позже. За каждый сжатый абзац ученик получает по одному баллу, итого — 3!

Последний критерий — ИК3 — смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложений оценивает логику и абзацное членение. Три абзаца, всё логично, стройно, понятно? Ещё два балла в копилочку!

Итого за изложение можно получить целых 7 баллов! Достаточно много за такую несложную работу. 

Не забывайте, что отдельно по десятибалльной шкале будет оценена грамотность изложения и сочинения в совокупности!

Как написать? 8 этапов работы над изложением в ОГЭ по русскому

1. Первое прослушивание

Сразу положите перед собой два черновика и две ручки (запасную на тот случай, если первая ручка перестанет писать).

Во время первого прослушивания очень важно успеть написать как можно больше информации за диктором. Оставляйте большие пробелы между строчками, чтобы потом можно было легко дописать недостающие части.

Заранее разработайте и продумайте систему сокращений слов, которые часто встречаются в изложениях (человек — Ч, любовь — быстро нарисовать сердечко и так далее). Старайтесь выписывать важные слова, которые имеют смысл и передадут содержание текста. Обычно ученикам интуитивно хочется выписывать короткие слова (у, в, под, на, об…), но по таким записям будет сложно восстановить смысл текста.

2. Пауза

Между прослушиваниями будет небольшая пауза. Пока не началась повторная запись, постарайтесь дополнить пропуски, дописать сокращения. Особое внимание обращайте на первое и последнее предложение абзаца — их нужно написать максимально приближенно к оригиналу. 

Внимательно посмотрите на границы микротем: правильно ли вы выделили абзацы. Во время второго прослушивания обратите внимание на паузы между частями — они должны быть более долгими там, где вы начинаете писать с красной строки.

3. Второе прослушивание

Стараемся максимально заполнить все пропуски и пробелы. Помните: сокращать проще, чем дополнить. Лучше записать больше, так как больше прослушиваний не будет: вы будете работать с тем, что успели написать.

4. Корректировка черновика

Когда закончилось второе прослушивание, сразу же заполняйте оставшиеся пропуски, пока не забыли услышанное. Убедитесь, что все слова, записанные на скорую руку, вам понятны. 

Постарайтесь воспроизвести первое и последнее предложение каждой микротемы. Убедитесь, что у вас три микротемы — каждая из них должна начинать какую-то новую мысль.

5. Сжатие текста: сократите написанное

Теперь пришло время применить приёмы сжатия текста, чтобы получить наши заветные три балла! 

Существует три классических приёма сжатия текста, которые никогда не подводят:

  • исключение;
  • упрощение;
  • обобщение.

Разберем каждый подробнее.

1. Исключение. Первый приём — наш верный друг — разрешает нам исключить (то есть просто вычеркнуть) всё ненужное: синонимы, однородные члены, обороты, вводные слова, лишние подробности. Если вы видите, что без этой информации смысл микротемы сильно не меняется — вычёркивайте смело. Но не переборщите: ваше изложение должно содержать не менее 70 слов!

Пример:
Безусловно, все мы знаем, что такое материнская любовь: это забота, ласка, внимание. Берегите своих драгоценных мам!

После исключения:
Все мы знаем, что такое материнская любовь. Берегите своих мам!

2. Упрощение. Возможность сделать сложные предложения и конструкции более простыми.

Пример:
Нужно смотреть по сторонам, когда переходишь дорогу, потому что автомобилисты не всегда внимательны: они могут не успеть затормозить.

После упрощения:
Нужно смотреть по сторонам, переходя дорогу. Автомобилисты не всегда внимательны и могут не успеть затормозить.

3. Обобщение. Разрешает заменять однородные члены обобщающим словом или же заменить подробный фрагмент более коротким синонимичным.

Пример:
Я, мама, папа, бабушка, дедушка, брат и его жена собрались за столом. Мы общались, пили, ели, смеялись и смотрели телевизор. Нам очень понравился вечер!

После обобщения:
Вся семья собралась за столом. Нам очень понравился вечер: мы прекрасно провели время!

6. Работа над композицией изложения в ОГЭ по русскому

Проработали все три микротемы? Убедитесь, что текст складно читается целиком, нет логических провалов, несостыковок, скачков. Добавьте переходы при помощи союзов и вводных слов, где это необходимо. 

7. Корректировка содержания: исправьте ошибки и недочёты, проверьте орфографию и пунктуацию

Если предложение кажется вам “корявым” — вам не кажется! Переформулируйте его, напишите мысль по-другому, чтобы вы были уверены в корректности. Вычистите повторы: если в одном или соседних предложениях повторяется одно и то же слово, замените его местоимением или синонимом.

Затем проверьте постановку знаков препинания (особенно в сложных предложениях)!

Сомневаетесь? Выделите грамматическую основу и начертите схему. 

Помните, что для проверки правописания вы можете использовать орфографический словарь на экзамене. Не знаете, как пишется слово, а словарь не помог? Подберите синоним!

8. С черновика на бланк

Очень внимательно и аккуратно переписываем наш текст на бланк ответов номер 2. Помните, что бланк можно заполнять только с лицевой стороны — обратную сторону не проверяют!

Большое количество ошибок по невнимательности (в орфографии, пунктуации, абзацном членении и так далее) происходит именно на этом этапе. Поэтому не поленитесь в самом конце, когда уже будет написан весь экзамен, включая сочинение, вернуться к листу с изложением и перечитать свою работу.

Как готовиться к изложению

Как и всегда, лучший друг успеха на экзамене — практика. В открытом банке заданий ОГЭ на сайте ФИПИ выложены тексты изложений, который можно запустить и попробовать самостоятельно написать работу. 

Однако в заданиях с развёрнутым ответом главное — проверка. Если у вас нет возможности обратиться к учителю с просьбой проверить вашу работу, записывайтесь на курс подготовки ОГЭ по русскому, который включает в себя как написание изложения, так и проверку преподавателем в соответствиями с критериями от ФИПИ. На нашем курсе вы также основательно подготовитесь ко всем остальным заданиям ОГЭ: мы тщательно анализируем экзамены и разбираем с учениками все лайфхаки и ловушки.

Как готовиться к экзамену и научиться писать изложение ОГЭ, мы узнали у практикующих преподавателей по русскому языку: Нины Павловой, Елены Кибардиной и Яны Гераськовой.

курсы огэ

Первое задание в ОГЭ по русскому языку — написать сжатое изложение.

Задача учеников — прослушать аудиозапись текста и пересказать его в письменной форме.

При этом нужно сохранить основную мысль и передать все микротемы, сократив исходный текст со 150-200 до 70-100 слов.

Аудиозапись длится 2,5-3 минуты, и её дают прослушать дважды. Первый раз — для ознакомления, второй — чтобы закрепить услышанное. Между чтениями у тебя будет ещё 3-4 минуты, чтобы проанализировать текст и записать тезисы в черновик.

Экзамен по русскому языку длится 3 часа 55 минут. За это время нужно выполнить две письменные работы (изложение и сочинение) и тестовую часть, которая состоит из семи вопросов. При этом ученик сам распределяет время на выполнение каждого задания.

На изложение можно выделить 50-60 минут, а тем, кто много практиковался, обычно достаточно 15 минут.

Если начать готовиться заранее, написать изложение ОГЭ по русскому языку несложно. Главное — понять, по каким критериям оценивают работу, и научиться писать изложение в соответствии с этими критериями.

Как готовиться к изложению ОГЭ по русскому языку?

Чтобы тебе легче было написать изложение, важно понимать, как ты лучше воспринимаешь информацию: на слух или визуально. Если тебе сложно ответить на этот вопрос, выполни простое упражнение:

  1. Возьми два текста одинакового объёма и сложности;
  2. Один текст прочти самостоятельно, а второй попроси прочитать друга;
  3. Попробуй пересказать оба текста;
  4. Оцени, какой из текстов ты запомнил лучше.

Если ты аудиал и лучше воспринимаешь информацию на слух, во время первого прослушивания только слушай и анализируй текст, даже если все начнут что-то записывать.

написать изложение огэ

Если ты визуал, и у тебя развита зрительная память, лучше с первого прослушивания делать записи и пометки в черновике. Это могут быть основные фразы, простые ассоциативные рисунки, ключевые слова, имена, даты.

написать изложение огэ

Чтобы написать изложение ОГЭ по русскому языку и не ударить в грязь лицом на экзамене, практикуйся хотя бы раз в неделю. Это поможет тебе научиться логично и последовательно передавать главную информацию, а второстепенную — отсекать.

курсы огэ

3 приёма, которые нужно освоить, чтобы научиться писать изложение ОГЭ по русскому языку

  • Пользоваться основными приёмами сжатия текста

написать изложение огэ: приемы сжатия текста

  • Выделять микротемы в каждом абзаце. Для этого обозначь ключевые слова текста — например, грамматические основы предложений. На основании этого ты сможешь сформулировать главную мысль каждого абзаца — это и есть микротема.
  • Определять главную мысль текста. В совокупности три микротемы составляют главную мысль исходного текста, поэтому важно правильно выделить микротемы для каждого абзаца.

Тренируйся писать изложение до тех пор, пока не выработаешь навыки записи и оформления текста.

написать изложение огэ

В идеале лучше начинать готовиться в начале учебного года, но даже если до экзамена осталось всего пару месяцев, это не повод опускать руки! Всё обязательно получится, если поставишь себе цель и будешь упорно заниматься!

Критерии оценивания изложения

За содержание изложения можно получить максимум 7 баллов.

3 критерия, которые учитывают эксперты при оценке содержания изложения

написать изложение огэ: критерии оценивания изложения огэ

Дополнительные 10 баллов можно получить за грамотность и фактическую точность изложения и сочинения. Эксперты оценивают сразу две письменные работы на наличие орфографических, пунктуационных, грамматических, фактических и речевых ошибок.

5 критериев, по которым эксперты оценивают грамотность и фактическую точность изложения и сочинения

написать изложение огэ: критерии оценивания изложения огэ

Если ученик совсем не справился и не написал изложение, то «пятёрку» получить невозможно. Максимум, на что может рассчитывать школьник при условии, что сочинение и тестовая часть выполнены без единой ошибки, это «тройка».

курсы огэ

Примеры изложений ОГЭ по русскому языку

Чтобы тебе легче было понять, как выглядит хорошее изложение, мы попросили наших экспертов поделиться реальными примерами.

Вот какой пример нам показала Гераськова Яна Георгиевна:

написать изложение огэ: сжатый текст огэ

В этом изложении выделено три микротемы:

  • Первый абзац: определить, что такое искусство, одним словом невозможно, потому что это понятие многогранное.
  • Второй абзац: каждый человек находит для себя что-то своё, особенное. Через искусство можно познавать себя.
  • Третий абзац: искусство – великая сила, способная не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам.

Этим примером изложения поделилась с нами Елена Кибардина:

написать изложение огэ: сжатый текст огэ

В этом изложении микротемы такие:

  • Первый абзац: талант начинается с призвания, и чтобы вырастить его, нужно трудолюбие и самовоспитание.
  • Второй абзац: главное — любить своё дело и увлекаться им.
  • Третий абзац: человек получает удовольствие от творческого труда, и для этого нужно, чтобы в нём загорелась «искра».

Пример изложения от Нины Павловой:

написать изложение огэ: сжатый текст огэ

Микротемы для этого изложения:

  • Первый абзац: неуверенность в себе — древняя проблема и причина многих неприятностей.
  • Второй абзац: из-за неуверенности в себе человек зависим от чужого мнения и нерешителен.
  • Третий абзац: чтобы преодолеть неуверенность в себе, человек должен ставить цели и позитивно оценивать свои результаты.

Главное, когда вы пишете изложение ОГЭ по русскому языку — понять принцип написания изложения и отточить навыки на практике.

Когда изложение написано, не забудь проверить, соответствует ли оно всем критериям оценки:

  1. Содержание.  Убедись, что ты правильно передал содержание исходного текста и выделил все микротемы. Если для каждого абзаца выделена микротема, значит, содержание исходного текста передано правильно.
  2. Сжатие исходного текста. В готовой работе должно быть 70-100 слов, причём хотя бы один из приёмов сжатия нужно применить для всех трёх абзацев;
  3. Логичность. Убедись, что главная мысль передана правильно, а сам текст верно поделён на абзацы. Не забывай правило: одна микротема — один абзац.

курсы огэ

Если ты всё равно сомневаешься в своих силах и думаешь, что самостоятельная подготовка не для тебя, запишись на курсы. Там ты повторишь школьную программу, научишься решать тестовую часть экзамена, писать изложение и сочинение. Преподаватель поможет тебе восполнить пробелы в знаниях и вместе с тобой будет разбирать ошибки.

Обычно курсы длятся от 3 месяцев до года.

Для твёрдых хорошистов и отличников достаточно четырёхмесячного курса. Школьникам, которые учатся на «тройки», лучше выбирать годовой курс, чтобы основательно подготовиться к экзамену и получить хорошую оценку.

Стоимость занятий обычно варьирует от 1 500 до 6 000 тысяч в месяц в зависимости от тарифа. Уроки с проверкой домашних заданий обойдутся дороже, но от них ты получишь максимальный результат.

Перед тем как оплатить курс, ознакомься с расписанием, и убедись, что в программу включены все темы из кодификатора ОГЭ. Обязательно поинтересуйся, будет ли теория отрабатываться на практике и есть ли обратная связь от преподавателя.

И самое главное — убедись в профессионализме преподавателя.

написать изложение огэ: курсы огэ

Обязательно обращай внимание на подачу материала, так как одну и ту же информацию можно преподнести по-разному.

Если учитель ведёт странички в социальных сетях, понаблюдай за ним. Это поможет понять, нравится ли лично тебе такая подача и насколько комфортно в дальнейшем будет заниматься с этим преподавателем. Не стесняйся попросить бесплатный доступ к одному уроку, чтобы оценить стиль преподавания.

Теперь ты знаешь, как подготовиться к изложению ОГЭ по русскому языку так, чтобы получить хорошую оценку. Не сомневайся, регулярные занятия не пройдут даром!

Вам может подойти это обучение:

  1. Лучшие Онлайн-Курсы Подготовки к ОГЭ
  2. 10 Лучших Курсов Подготовки к ЕГЭ в Москве
  3. Лучшие Курсы Подготовки к ЕГЭ Онлайн от 300 Рублей
  4. 10 Лучших Курсов Подготовки к ЕГЭ по Литературе в Москве

Расскажи в комментариях, есть ли у вас график подготовки к изложению ОГЭ? Сделай репост, чтобы одноклассники увидели статью и тоже хорошо написали изложение ОГЭ!

Читайте также:

  1. Как Сдать ОГЭ? 8 Рабочих Лайфхаков, Которые Помогут Подготовиться к ОГЭ и Получить Высокий Балл
  2. Как Подготовиться к ЕГЭ? 6 Эффективных Советов, Как Подготовиться к ЕГЭ Самостоятельно и Сдать Его на 80+ Баллов
  3. Как Писать Сочинение ЕГЭ по Русскому Языку? 6 Советов от Репетиторов, Как Написать Сочинение + 2 Примера Сочинения ЕГЭ по Русскому Языку
  4. Как Заработать Студенту? 11 Актуальных Идей, Как Найти Подработку и Без Особых Знаний Заработать Студенту от 10 000 Рублей
  5. Чем Заняться Дома? 20 Интересных Занятий Для Тех, Кто Не Знает, Что Делать Дома

Дата публикации:19.03.2021 @ 19:17

Рисуем весну

Как научиться сжимать текст? Для начала напомним, что сжатое изложение — проверка навыков информационной обработки текста. Сжатое изложение — это краткая, обобщённая передача содержания исходного текста.

Ученику необходимо максимально отразить содержание первоначального текста, минимально используя речевые средства. Определим стоящие перед собой задачи, выберем определённый ход действий.

Согласно критериям оценивания сжатого изложения, необходимо выполнить ряд задач.

Задачи:

1) Передать основное содержание прослушанного текста, не упустив ни одной микротемы.

2) Применить не менее одного способа сжатия текста.

3) Написать работу без логических ошибок и нарушений абзацного членения текста (примерный объём 90-110 слов).

Прослушивание текста

Исходный текст воспроизводится  дважды. Между первым и вторым прочтением у вас будет 10 минут на осмысление текста.

При первом прочтении попытайтесь понять суть текста, его основную проблему. Проследите за развитием микротем, запомните их расположение и последовательность.

Если не успеваете, не стремитесь записать весь текст. Записывайте ключевые слова и словосочетания, которые составляют смысловую основу этого текста. Между записями оставляйте просветы: это даст вам возможность при втором прочтении и редактировании вставлять слова, словосочетания и даже предложения. Постарайтесь составить план, формулируя в виде тезиса каждую микротему.

При втором прочтении проверьте, правильно ли вы запомнили последовательность раскрытия темы и рассуждений автора. Дополните свои записи.

В процессе прослушивания текста необходимо мысленно разделить его на составляющие части — микротемы.

Микротема — содержание нескольких предложений, объединённых одной мыслью. Микротема является частью общей темы текста и, как правило, представляет собой отдельный абзац (или несколько). В тексте сжатого изложения следует отметить все микротемы исходного текста, иначе оценка будет снижена.

Читаем текст 1

Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных выражениях: «Да не может быть! – воскликнул человек. – Я ничего хорошего для него не сделал…». Вот он, алгоритм чёрной неблагодарности, когда на добро отвечают злом. В жизни, надо полагать, этот человек не раз встречался с людьми, перепутавшими ориентиры на компасе нравственности.

Нравственность – это путеводитель по жизни. И если ты будешь отклоняться от дороги, то вполне можешь забрести в бурелом, колючий кустарник, а то и вовсе утонуть. То есть если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди вправе вести себя по отношению к тебе так же.

Как же относиться к этому явлению? Относитесь философски. Совершайте добро и знайте, что оно наверняка окупится. Уверяю вас, что Вы сами будете получать наслаждение от того, что делаете добро. То есть вы будете счастливы. А это и есть цель в жизни – прожить её счастливо. И помните: творят добро возвышенные натуры.

Внимательно прочитав данный текст, выделим в нём следующие микротемы:

1 абзац: Алгоритм чёрной неблагодарности – ответ на добро злом.

2 абзац – Нравственность – это путеводитель по жизни.

3 абзац – Счастье творить добро дано только возвышенным натурам.

Способы сжатия (компрессии) текста

Смысл сжатия текста в том, чтобы оставить главную информацию, сократив второстепенную. Существует три языковых способа компрессии текста: исключение, обобщение и замена.

При использовании исключения необходимо определить главную информацию и второстепенные детали (вводные конструкции, повторы, однородные члены, синонимы, несущественные фрагменты и целые предложения). Исключив эти детали, вы сформируете сжатый текст.

При обобщении вычленяем единичные факты, подбираем средства их краткой передачи и составляем новый текст. Используя этот способ, мы можем заменять однородные члены обобщённым наименованием, прямую речь косвенной, несколько простых предложений сложным.

Упрощение (замена) – это прием сжатия текста, основанный на упрощении синтаксических конструкций:

— замена части сложного предложения причастным или деепричастным оборотом;

— слияние нескольких предложений в одно;

— замена части текста одним предложением;

— сокращение количества частей сложного предложения;

— замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

— замена предложения или его части указательным местоимением.

Редактируем 1 абзац:

Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных выражениях: «Да не может быть! – воскликнул человек. – Я ничего хорошего для него не сделал…». Вот он, алгоритм чёрной неблагодарности, когда на добро отвечают злом. В жизни, надо полагать, этот человек не раз встречался с людьми, перепутавшими ориентиры на компасе нравственности.

Исключаем прямую речь, вводное словосочетание, упрощаем 2 последних предложения абзаца:

Алгоритм чёрной неблагодарности – это зло в ответ на добро. Так поступают люди, перепутавшие ориентиры на компасе нравственности.

Редактируем 2 абзац:

Нравственность – это путеводитель по жизни. И если ты будешь отклоняться от дороги, то вполне можешь забрести в бурелом, колючий кустарник, а то и вовсе утонуть. То есть если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди вправе вести себя по отношению к тебе так же.

Применяем способ замены во 2 предложении и исключения  в 3 предложении:

Нравственность – это путеводитель по жизни, и, если отклониться от дороги, можно заблудиться или даже погибнуть. Если неблагодарно вести себя по отношению к другим, то в ответ можно получить то же самое.

Редактируем 3 абзац:

Как же относиться к этому явлению? Относитесь философски. Совершайте добро и знайте, что оно наверняка окупится. Уверяю вас, что Вы сами будете получать наслаждение от того, что делаете добро. То есть вы будете счастливы. А это и есть цель в жизни – прожить её счастливо. И помните: творят добро возвышенные натуры.

Исключаем вопросительное предложение, применяем способ упрощения, составив из нескольких предложений одно сложное с первой осложнённой частью (однородные члены, обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом):

Относиться к явлению неблагодарности нужно философски: совершать добро, получая от этого наслаждение, а значит, и ощущение счастья, что и составляет цель жизни возвышенной натуры. (71 слово)

Читаем текст 2

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.

Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.

Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.

Выделяем микротемы:

1 абзац – Жестокая школа войны.

2 абзац – «Душевный опыт» военного детства.

3 абзац – Память о войне должна жить.

Редактируем 1 абзац:

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.

Исключаем одно из прилагательных в 1 предложении. Исключаем одно из однородных обстоятельств места во втором предложении и обобщаем однородные подлежащие. Упрощаем третье предложение и получаем:

Жестокую школу войны дети проходили в мёрзлых окопах с оружием в руках вместо тетрадей. У них ещё не было жизненного опыта, чтобы по-настоящему оценить то, чему не придаёшь значения в мирной жизни.

Редактируем 2 абзац:

Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.

Упрощаем: из трёх предложений составляем одно, осложнённое обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. «Лучезарный и чистый мир» заменили на «чистоту мира»:

Война наполнила их душевный опыт, заставив не только плакать от ненависти, но и радоваться журавлиному клину, с нежностью хранить тепло уходящей юности, сберечь в себе чистоту мира, веру и надежду, стать добрее и в то же время непримиримее к несправедливости.

Редактируем 3 абзац:

Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.

Исключаем последнее предложение абзаца как повторяющее мысль первого:

Война стала историей, но о ней надо помнить, ведь главные участники истории – Люди и Время. (87 слов)

Читаем текст 3

Меня предал родной человек, меня предал лучший друг. Такие высказывания мы, к сожалению, слышим довольно часто. Чаще всего предают те, в кого мы вложили душу. Закономерность здесь такова: чем больше благодеяния, тем сильнее предательство. В таких ситуациях вспоминается высказывание Гюго: «Я безразлично отношусь к ножевым ударам врага, но мне мучителен булавочный укол друга».

Многие терпят издевательство над собой, надеясь, что у предателя проснется совесть. Но не может проснуться то, чего нет. Совесть – функция души, а у предателя её нет. Предатель обычно объясняет свой поступок интересами дела, но для того, чтобы оправдать первое предательство, совершает второе, третье и так до бесконечности.

Предательство полностью разрушает достоинство человека, в результате предатели ведут себя по-разному. Кто-то отстаивает своё поведение, пытаясь оправдать содеянное, кто-то впадает в ощущение вины и страха перед надвигающимся возмездием, а кто-то просто старается всё забыть, не обременяя себя ни эмоциями, ни размышлениями. В любом случае, жизнь предателя становится пустой, никчемной и бессмысленной.

Задание1:

Самостоятельно выделите микротемы данного текста и запишите их в тетрадь.

Задание 2:

Прочитайте текст сжатого изложения и укажите способы сжатия:

Закономерность такова, что чаще всего предают близкие люди – те, в кого мы вложили душу. В таких ситуациях как не вспомнить высказывание Виктора Гюго о том, что удары врага переносятся легче булавочных уколов друга.

Предатель объясняет свой поступок интересами дела, но в действительности его издевательство над другими объясняется отсутствием души, а значит, и совести.

Предательство разрушает достоинство человека, и тогда он пытается оправдать содеянное, или впадает в отчаяние перед неотвратимым возмездием, или старается всё забыть, а жизнь его становится никчёмной. (84 слова)

Задание 3:

Отредактируйте текст, выделив микротемы и используя известные вам способы сжатия:

Сущность понятия «власть» заключается в возможности одного человека заставить другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы. Дерево, если ему не мешать, растёт ровно вверх. Но даже если ему не удаётся расти ровно, то оно, изгибаясь под препятствиями, старается из-под них выйти и опять тянуться вверх. Так и человек. Рано или поздно он захочет выйти из повиновения. Люди покорные обычно страдают, но если раз им удалось сбросить свою «ношу», то они нередко и сами превращаются в тиранов.

Если командовать везде и всеми, то человека ждёт одиночество как финал жизни. Такой человек всегда будет одинок. Ведь на равных общаться он не умеет. Внутри у него глухая, иногда неосознаваемая тревога. И он чувствует себя спокойно только тогда, когда люди беспрекословно выполняют его распоряжения. Командиры и сами несчастные люди, и плодят несчастье, даже если добиваются неплохих результатов.

Командовать и управлять людьми – это разные вещи. Тот, кто управляет, умеет ответственность за поступки брать на себя. Такой подход сохраняет психическое здоровье и самого человека, и окружающих.                                              

eda11e66-2b7e-4dcf-8798-197893e65882

В 9 классе есть два обязательных предмета: русский язык и математика. Когда вас экзаменуют по первому, вам надо подготовить текст для сжатого изложения. Определение «сжатое» является ключевым: надо пересказать и сократить текст так, чтобы сохранить все идеи первоначального материала. Как не потерять баллы на этом задании? И на что обращать внимание при прочтении, чтобы сохранить все микротемы? Рассказываем в этом материале.

Содержание

Советы во время первого и второго прослушивания

Как выглядит написание изложения на ОГЭ? Ученики сидят в кабинете, и им включают запись с текстом. Вы слышите статью, обычно она не больше 150 слов.

Аудиозапись будет проиграна дважды: для ознакомления и для закрепления услышанного. Между воспроизведением аудиозаписи будет около пяти минут для осмысления материала и работы с записями в черновике.

Как эффективно слушать аудиозапись текста? Есть несколько рекомендаций:

  • При первом прочтении отметьте ключевую тему и разделите текст на смысловые части

Не надо пытаться зафиксировать всё слово в слово за автором: в этом случае легко потерять идею. В самом начале вам надо ознакомиться с текстом, составить план и выделить три микротемы.

  • Во время перерыва между чтениями выделите для себя три микротемы, отметьте их на черновике и сформулируйте главную мысль каждого абзаца

Пять минут между прочтениями — отличное время, чтобы накидать план и написать, что говорит автор в своём тексте. Важно: оставляйте пустые места между микротемами на черновике, в них вы будете записывать текст при втором прочтении.

  • Второе прочтение аудиозаписи — время конспектировать

Сокращайте слова, отмечайте все важные детали в пустые места, которые вы оставили между микротемами. Это материал, из которого вы будете писать финальный текст изложения. Боитесь, что не хватит бумаги? Попросите любое количество листов для черновика, никто вам не откажет.

fcee9edc-6352-496e-b4d9-d916cd08562f

Советы по написанию изложения на ОГЭ

Запись аудио с текстом прослушали, на черновике план с ключевыми словами составили, время писать само изложение. Как это сделать? Есть несколько советов:


  • Используйте все инструменты сокращения

Минимальный объём готового изложения на ОГЭ — 70 слов. Когда вас экзаменуют, проверяющие ожидают, что вы будете:

  • убирать повторы;
  • избавляться от однородных членов;
  • сокращать причастные и деепричастные обороты;
  • заменять сложные конструкции простыми синонимами;
  • объединять разные предложения в одно.

Не забывайте про каждый из этих инструментов, и тогда вы не потеряете баллы на критерии “сжатие текста”.


  • Не забывайте про композицию текста

В изложении на ОГЭ по русскому языку у вас должно получиться три абзаца. В каждом из них раскрывается одна микротема.


  • Перепроверьте стиль написания

Перечитайте готовое изложение. Если получается связный рассказ, у вас качественный материал, такой можно перенести на чистовик и сдать.


  • Перечитайте текст и убедитесь, что нет орфографических и пунктуационных ошибок

Если какие-то слова вызывают у вас сомнения, просто подчеркните их на черновике, а затем перепроверьте их по орфографическому словарю. На ОГЭ разрешено использовать их.

7f00c2eb-a96a-440b-aacc-e5b44e9525a5

Интересные нюансы и лайфхаки на изложении по русскому языку

Считается, что по тому, как воспринимают люди информацию, их можно разделить на визуалов и аудиалов. Одним проще видеть текст, вторым — слышать.
В зависимости от того, к какой категории вы относитесь, вам нужно по-разному писать изложение на ОГЭ.

Визуалам будет сложно на слух определить темы и ключевые слова, поэтому таким людям надо записывать всё максимально близко к тексту. И только потом уже делать изложение.

Аудиалы же, наоборот, смогут спокойно разделить статью на абзацы и составить конспект-план. А уже на его основе подготовить изложение.

24 декабря – 20 января

5-11 классы

Онлайн-олимпиада Коалиции

Поэтому дополнительный лайфхак №1. Определите, к какой категории людей вы относитесь: визуалы или аудиалы.

Не знаете, как это понять? Включите пробное изложение и послушайте. Если после первоначального прочтения вам сложно сформулировать все микротемы и составить план текста, то, скорее всего, вы визуал.

Лайфхак №2. Готовьтесь к изложению по русскому языку вместе с другими. Вы можете собраться с друзьями, написать пробное изложение, а потом поменяться ответами и проверить друг у друга.

А можете прийти на курсы Коалиции и подготовиться вместе с опытными преподавателями. Они покажут, где вы допускаете ошибки, и помогут избежать их.

2e2c55c0-93c4-4a50-afc0-36831bc891e3

Как будут оценивать изложение на ОГЭ по русскому в 2023 году

Вы можете получить до 7 баллов за эту часть экзамена. Давайте рассмотрим, из каких критериев складывается эта оценка.

  • Содержание изложения

Все ли микротемы вы отобразили? Не забыли ли написать что-то важное? Не слишком ли сильно увлеклись сокращением, что выбросили ключевую идею? Именно на эти вопросы отвечает этот критерий. Максимальное количество — 2 балла.

123

В изложении должно быть три микротемы, а значит, три абзаца. Если больше или меньше, это повод снизить оценку за содержание.

  • Сжатие исходного текста

Готовый текст должен быть немногословным и кратким. Для этого используйте все три приёма сжатия. Тогда вы получите максимальные три балла по этому критерию.

321

Важно сохранить стиль речи и последовательность изложения. При этом вы можете опускать все вводные слова, сложные конструкции и объединять однородные члены предложения одним общим определением.

  • Логика повествования

Ваше изложение — это цельный и связный текст, помните об этом. Ведь если его сложно читать, есть логические ошибки, то вы можете потерять баллы на последнем критерии.

66666

cbceaf15-38db-43d3-b4b2-0760d9f80153

Выводы

Русский язык — это обязательный предмет на ОГЭ, и каждый школьник напишет изложение. Подготовиться к нему можно самостоятельно, важно больше практиковаться и использовать наши рекомендации при написании текста. А если вы хотите быть уверенным, что ОГЭ будет написан максимально хорошо, приглашаем на курсы Коалиции.

Поделиться в социальных сетях

Читайте также

В статье мы дадим советы ученикам 9 классов по написанию изложения на ОГЭ по русскому. Разберемся, как правильно сжать текст, что делать по время прослушивания аудиозаписи и как поступить лучше — готовиться к экзамену самостоятельно или пройти онлайн-курсы.

В 2023 году письменная часть ОГЭ по русскому языку состоит из 3 блоков:

  • Изложение.
  • Анализ текста на орфографию, пунктуацию, лексику и т. д.
  • Сочинение-рассуждение.

Как проводится изложение:

  • На экзамене включают аудиозапись с голосом профессионального актера дубляжа. Он читает небольшой отрывок в 3 абзаца объемом около 150 слов.
  • Запись длится около 2,5-3 минут. Во время прослушивания можно делать пометки в черновике.
  • Далее делают перерыв на 3-4 минуты, чтобы школьники могли записать основные мысли.
  • Аудио включают повторно, после чего ученики приступают к работе. Время выполнения – 75 минут.

Ниже расскажем подробнее, как подготовиться к изложению.

Какие сложности возникают у школьников при написании изложения:

  • Информация тяжело воспринимается на слух.
  • Искажается смысл исходного текста.
  • Не получается добиться нужного объема – если в изложении насчитывается менее 70 слов, то оно оценивается в 0 баллов.

С точки зрения восприятия информации люди делятся на 2 типа: аудиалы, которые легко воспринимают текст на слух, и визуалы, которые усваивают ее зрительно. Чтобы проверить, к какой категории вы относитесь, возьмите 2 разных рассказа. Один прослушайте, второй прочитайте и попробуйте пересказать оба. Вам станет понятно, в каком случае вы запоминаете текст лучше.

Как вести себя на экзамене:

  • Если вы визуал, то записывайте тезисы в черновик при первом же прослушивании.
  • Если вы аудиал, то не делайте пометок, когда текст включат первый раз. Сконцентрируйтесь и слушайте внимательно.

Как еще можно подготовиться к изложению на ОГЭ в 9 классе:

  • Тренируйтесь на текстах разных жанров – используйте художественную литературу, научные статьи, рецензии, очерки, дневники писателей и пр.
  • Развивайте навыки аудирования – слушайте аудиокниги, пересказывайте их содержание.
  • Расширяйте словарный запас и изучайте способы сжатия текста.

Если вы попробовали все перечисленные варианты, но написание изложения вам все равно дается тяжело, то пройдите дополнительную подготовку. На дистанционных курсах вас быстро подготовят ко всем этапам ОГЭ:

  • В онлайн-школах преподают опытные педагоги. Вас научат грамотно и логично пересказывать текст без потери смысла, работать не только с художественной, но и научной литературой. Вы улучшите свои знания по орфографии и пунктуации.
  • На курсах у вас будет не только теория, но и практика: домашние задания после каждой темы, промежуточная проверка знаний, пробные изложения, по которым вы получите обратную связь (разбор ошибок, рекомендации).
  • Вы сможете заниматься без ущерба для основной учебы. На дистанционных курсах можно смотреть уроки онлайн или в записи в свободное время. Для просмотра нужен только планшет или ноутбук. Все видеозаписи хранятся в личном кабинете.

Подборка курсов
Онлайн-курсы подготовки к ОГЭ по русскому языку в 2023 году

Посмотреть подборку

Одно из основных требований к изложению по русскому языку – это умение составлять краткий пересказ с сохранением смысла. Расскажем о нескольких способах сжатия текста:

  • Исключение вводных слов, однородных членов, причастных и деепричастных оборотов, риторических вопросов, восклицаний.
  • Замена нескольких синонимов одним словом.
  • Обобщение нескольких предложений в одном.
  • Использование косвенной речи вместо прямой.

Если не использовать приемы сжатия в тексте, эксперты снимут баллы, потому что умелое сокращение – это основа создания изложения.

Как правильно подготовиться к составлению текста на ОГЭ:

  • Делайте пометки при прослушивании аудиозаписи.
  • Выделите из всего рассказа 3 основные темы – суть каждого абзаца.
  • Составьте схему вашего изложения – главная мысль, последовательность абзацев.
  • Запишите текст на черновик и проверьте его на логичность и соответствие содержания оригиналу.
  • Посчитайте количество слов, подумайте, что можно еще добавить или сократить.
  • Перепишите итоговый вариант на чистовик. Перед сдачей всех заданий еще раз перечитайте изложение.

Советы от экспертов о том, как писать изложение на ОГЭ по русскому языку:

  • Соблюдайте оригинальную структуру, не меняйте абзацы местами.
  • Сохраняйте содержание, тип и стиль речи, ключевые слова.
  • Используйте несколько разных приемов сжатия текста (исключение, обобщение и т. д.).
  • Проверяйте текст на логические ошибки.
  • Не составляйте сложные грамматические конструкции. Изложение должно читаться легко.
  • Не допускайте орфографических или пунктуационных ошибок. Если вы не уверены в правописании, то замените слово на синоним или разбейте предложение на два.
  • Объем итогового текста должен быть меньше оригинала – около 80-100 слов.

Обо всех правилах написания изложений и сочинений рассказывают на подготовительных курсах. Вы научитесь составлять грамотные с точки зрения грамматики и стилистики тексты, если пройдете подготовку в онлайн-школе.

Все официальные документы опубликованы на сайте ФИПИ – кодификатор, спецификация, демонстрационная версия 2023 года. На этом же сайте есть открытый банк заданий с аудиозаписями, которые могут использоваться для изложения на ОГЭ. Если вы начинаете подготовку заранее, то успеете потренироваться на многих вариантах. Возможно, какой-то из них попадется на экзамене, и вам будет легче составлять изложение по уже знакомому тексту.

Чтобы отработать навыки пересказа, вы также можете тренироваться на любых других текстах, например брать произведения русских классиков, научно-популярные статьи, рецензии на книги и т. д. Какие-то другие полезные источники могут посоветовать на онлайн-курсах. Кроме того, вы разберете реальные примеры прошлых лет и получите рекомендации от преподавателя.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как быстро написать реферат чтобы пройти антиплагиат
  • Как быстро написать реферат от руки
  • Как быстро написать рассказ
  • Как быстро написать прописью
  • Как быстро написать прописи