Как часто пишут курсовые работы

Поступив в универ, первокурсник сталкивается со многими новыми понятиями, с которыми он прежде не встречался во время учёбы в школе. Это касается и структуры вуза (деканаты, кафедры и пр.) и учебных моментов: помимо привычных контрольных и рефератов, в жизни студента появляются лабораторные, практические и курсовые работы. Мы расскажем, что такое курсовая работа в вузе и выделим её основные особенности.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Больше советов, которые пригодятся и только поступившим, и опытным студентам, можно найти в нашем информационном телеграм-канале. А в специальной группе мы делимся с подписчиками актуальными скидками и выгодными предложениями.

Что такое курсовая работа студента в университете

Начнём с определения курсового проекта.

Курсовая работа — это научно-исследовательская работа студента по актуальной теме в рамках конкретной дисциплины.

В первые 1-2 года обучения курсовые в вузах обычно носят реферативный и теоретический характер, на 3-4 курсах в них уже появляется практическая часть.

Курсовая — это итог изучения важного для специальности предмета и важный этап учебной подготовки студента. Во время написания курсовой студенты учатся работать с источниками, оперировать научными терминами, анализировать информацию и делать выводы.

Особенности курсовой работы

Теперь, когда вы знакомы с понятием курсовой работы, поговорим о её отличительных чертах:

  1. Не стоит путать курсовую с рефератом. В реферате достаточно изложить взгляды других учёных на заданную тему, а в курсовой должны быть мысли самого студента, подкреплённые информацией из научных источников. Кроме того, в курсовой большее количество страниц.
  2. Курсовую работу студенты готовят не самостоятельно, а под контролем и с помощью научного руководителя. Преподаватель проверяет написанное студентом, указывает на ошибки, даёт рекомендации по улучшению работы.
  3. При подготовке курсовой очень важно выбрать актуальную тему, изучение которой вы сможете продолжить в дальнейшем.
  4. Важно не только написать хорошую работу, но и правильно её оформить. Курсовые в вузах проходят нормоконтроль и если в работе найдут ошибки, студенту придётся их исправлять.
  5. После подготовки курсовую не просто сдают, её необходимо будет защитить перед членами комиссии. Для этого нужно составить речь и сделать презентацию, которая будет отражать ход и ключевые моменты исследования.

Курсовая — хорошая тренировка перед дипломным исследованием, которые студенты пишут на последнем году обучения.

Когда сдаётся курсовая работа в вузе

Конкретные сроки сдачи курсового проекта зависят от учебного заведения. В большинстве вузов есть график (календарный план) подготовки курсовых и дипломных работ, которого должны придерживаться студенты. Если вы нарушите его и не сдадите работу в срок, это будет считаться «хвостом» и может даже стать поводом для отчисления.

Обычно защиты происходят в конце семестра: в декабре/январе или мае/июне.

Сколько курсовых пишут в университете

То, как часто пишут курсовые работы, также зависит от конкретного вуза и даже специальности. Так, студенты гуманитарных направлений обычно готовят одну курсовую за учебный год, а вот те, кто поступил на технические специальности, могут писать курсовую каждый семестр.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Сколько курсовых пишут в университете

Когда сдают курсовую работу в университете? Обычно их сдача приходится на конец семестра или период сессии

Структура и оформление курсовой в университете

Требования к оформлению курсовой работы изложены в ГОСТ 7.32-2001 «Отчёт о научно-исследовательской работе» и ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам». Мы выбрали самое важное из этих стандартов.

Курсовая работа состоит из нескольких частей:

  1. Титульный лист.
  2. Оглавление.
  3. Введение (в этой части надо отразить актуальность, научную новизну, степень изученности, теоретическую и практическую значимость темы, указать объект и предмет, цели и задачи исследования).
  4. Основная часть (как правило, включает 2-3 раздела).
  5. Заключение.
  6. Список использованной литературы.
  7. Приложения.

Правила оформления курсовой можно посмотреть в специальной методичке, которая есть на каждой выпускающей кафедре, или ориентироваться на примеры и стандартные требования:

  • шрифт – Times New Roman, размер – 14 пт.;
  • выравнивание текста по ширине;
  • межстрочный интервал – 1.5;
  • абзацный отступ – 1.25 см;
  • поля слева – 3 см, справа – 1 см, сверху и снизу – по 2 см.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Теперь вы знаете определение курсовой и её ключевые особенности. Но если этого оказалось недостаточно и при подготовке работы возникнут ложности, справиться с ними поможет студенческий сервис. Его эксперты умеют писать любые учебные работы: рефераты, контрольные, курсовые, дипломы и даже диссертации.

Карина

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

Сколько курсовых работ должно быть

Сколько курсовых работ должно быть

Сколько курсовых работ должно быть?

Ответ:

На данный момент, в большинстве ВУЗов, где, обучение производится в рамках «бакалавриат/магистратура», пишется одна курсовая работа за весь курс в конце года.

  • Выбирается тема работы в первом семестре, назначается научный руководитель, и студент работает по этой курсовой теме в течение всего курса. Ближе к концу года происходит защита.

В разных ВУЗах, количество курсовых работ за курс может быть разным, так как требования у всех ВУЗов разные. Иногда одна курсовая сдаётся по каждому предмету в конце каждой сессии обычно у заочников так.

На дневном обучении у студентов которые учатся на Специалистов Инженеров по 10 курсовых за семестр.

Лучше всего Вам зайти в свой личный кабинет студента и посмотреть на вкладку Курсовые и там будет ответ по каким предметов в этом учебном году сдача курсовых работ.

Помните что бы написать качественную работу нужно минимум 2 недели.

Помните:

Курсовая работа представляет собой самостоятельное, законченное исследование актуальных и теоретических и практических проблем социокультурной деятельности.

Реализация курсовой работы является одним из основных видов самостоятельной работы, направленной на расширение и закрепление теоретических знаний, развитие навыков решения творческих задач в ходе самостоятельных научных исследований.

Целью курсовой работы является систематизация и закрепление теоретических знаний и практических навыков, обученных решению поднятых вопросов, а также развитие творческой инициативы, независимости, ответственности и организации.

Учебник по написанию и оформлению курсовой работы

  1. Что такое курсовая работа
  2. Что такое курсовой проект
  3. Чем отличается курсовая работа от реферата
  4. Чем курсовая работа отличается от курсового проекта
  5. Какие бывают виды курсовых работ
  6. Как написать курсовую работу самостоятельно
  7. Анализ темы курсовой работы
  8. Структура курсовой работы
  9. Цели и задачи курсовой работы
  10. Объект и предмет курсовой работы
  11. Как описать актуальность темы курсовой
  12. Методы исследования в курсовой работе
  13. Титульный лист для курсовой работы
  14. Как оформить титульный лист курсовой работы
  15. Как написать аннотацию к курсовой работе
  16. Как написать введение для курсовой работы
  17. Как написать основную часть курсовой работы
  18. Как написать заключение для курсовой работы
  19. Требования к написанию курсовой работы
  20. Как составить план курсовой работы
  21. Объем курсовой работы по ГОСТ
  22. Сколько страниц должно быть в курсовой работе
  23. Как оформить ссылки в курсовой работе
  24. Источники для курсовой работы
  25. Правила оформления курсовой работы по ГОСТ
  26. Оформление курсовой работы по ГОСТ
  27. Как проверить курсовую работу на плагиат
  28. Как написать рецензию на курсовую работу
  29. Недостатки курсовой работы
  30. Написание курсовой работы
  31. Презентация к курсовой работе
  32. Как защищать курсовую работу
  33. Курсовые работы на любые темы

В ходе получения высшего образования по профессии студенты выполняют различные виды работ, которые призваны развить в будущих профессионалах умение применять полученные знания на практике, в том числе в исследовательской или аналитической работе. Помимо рефератов, привычных вчерашним школьникам, студенты пишут курсовые. Что же такое курсовая работа и когда их пишут?

Курсовая – это письменная работа, за которую проставляется отдельная оценка в зачетную книжку. Курсовые пишут на разных факультетах в вузах согласно образовательной программе, после изучения предмета. Курсовые сдают по профильным предметам, за весь период обучения 3-5 работ.

Курсовая – это исследовательская работа студента, которая предполагает постановку вопроса, темы, и ее раскрытия в работе. Темы предлагает преподаватель на выбор или студент сам формулирует тему в рамках предмета.

При написании курсовой необходимо придерживаться четкого плана: вступление (10%), основная часть, заключение (5-10%). Объем 15-30 страниц, требования определяет преподаватель. Для написания курсовой используют 10-15 книг или научных статей.

Написание курсовой работы формирует навык самостоятельного научного исследования, который поможет при написании диплома и в будущем в работе, если потребуется составлять отчеты, делать исследования.

Курсовая работа – это самостоятельное, письменное, научное исследование студента, разбор актуальных вопросов по выбранной теме и выведенный ответ на них. Курсовая работа представляет собой вид учебной работы обучающегося, в которой присутствуют элементы самостоятельного научного исследования.

Для чего нужна курсовая работа

Написание курсовых работ готовит студентов к созданию главной работы, служащей итогом обучения − дипломной.Функции курсовой работы состоят в том, что она учит студентов видеть проблемы, анализировать, искать причины их возникновения и находить пути решения. Кроме того, курсовая работа проверяет умение студента подстроить свою работу под выдвинутые требования, что особо ценят работодатели.

Смысл выполнения курсовой работы заключается в том, что она выступает как завершающий шаг в освоении какой-либо дисциплины. Это значит, что при выполнении работы у студента есть возможность применить полученные во время занятий знаний и заполнить обнаруженные пробелы с помощью самостоятельного изучения темы.

Зачем писать курсовую работу

Написание курсовой работы является обязательной составляющей учебного процесса. С научной точки зрения, курсовая работа способствует развитию у студентов умения находить проблемы, проводить их анализ, выявлять причины и факторы их возникновения, определять пути решения, выдвигать рекомендации по оптимизации.

Для студента же ценность написания курсовых работ заключается в закреплении знаний по предмету и самостоятельной работе. Курсовая работа – это маленький шажок к становлению студента как специалиста. Очень часто уже на работе специалисты сталкиваются с заданиями, которые им приходилось решать при выполнении курсовых.

Польза написания курсовых работ:

  1. Систематизация знаний.
  2. Расширенное изучение определенных вопросов.
  3. Формирование навыков кратко излагать найденную информацию и свои мысли.
  4. Развитие навыков составления письменных работ, умение правильно формулировать мысли и излагать их в письменной форме.
  5. Развитие навыков анализа и обобщения.
  6. Выбранная тема может быть значимой для будущей профессии, что пригодится впоследствии на практике.
  7. Формирование навыков публичного выступления, совершенствование ораторских навыков во время подготовки и защиты курсовой работы.
  8. Подготовка к написанию дипломной работы.

Написание курсовых работ – это ценная и полезная деятельность для студентов. Имея правильный подход к таким заданиям, можно научиться формулировать свои мысли и излагать их письменно, что в будущем обязательно пригодится при написании диплома.

Особенности курсовых работ в университете

Одной из главных особенностей курсовой работы является изучение дополнительных источников литературы по теме, что влечет за собой поиск студентом новых идей, которые изложены в литературы, правовых актах и других источниках.

Еще одной особенностью курсовой является обоснованность изложенного материала. Необходимо подкреплять высказывания доказательной базой, использовать цитаты и сноски на список литературы, а также практические материалы, которые были обнаружены в ходе работы с информацией (их можно оформить в приложения).

Следующей особенностью курсовой выступает самостоятельный подход к выполнению и индивидуальный стиль изложения материала.

Структура введения в университетской курсовой работе:

  1. Актуальность проблемы – какие предпосылки позволяют заключить, что изучаемая тема важна или нова.
  2. Цель работы – что именно вы будете изучать/исследовать/выявлять.
  3. Задачи курсовой работы – теоретические и практические шаги, с помощью которых будет проведена работа (раскрыть проблему…, провести анализ…, проверить гипотезу и т. п.).
  4. Объект исследования – явление, которое подвергнется исследованию.
  5. Предмет исследования – объект в какой-либо форме или состоянии.
  6. Гипотеза – предполагаемые результаты исследования.
  7. Методы исследования (теоретические, эмпирические).
  8. Теоретическая значимость – чем будет полезна работа в научной сфере.
  9. Практическая значимость – как результаты работы можно будет использовать в реальной работе.

Пример введения курсовой работы в колледже

Рисунок 1. Пример введения курсовой работы в колледже

Особенности курсовых работ в колледже

В отличие от университета, в колледже предъявляются более простые требования к написанию курсовых работ. Это может выражаться, к примеру, в оригинальности текста. Если в вузах стандартный процент оригинальности составляет 60-75%, то в колледжах обычно требуется 30-50% уникальности.

Объем работы в колледже может варьироваться от 20 до 30 страниц, в университете количество страниц, как правило, больше.

Кроме этого, отличия могут быть в структуре работы. Например, во введении можно не прописывать теоретическую и практическую значимость, и чаще всего требуется дробить работу на две главы, в то время как в университете могут быть предъявлены требования к делению на три раздела. Также приложения чаще требуют в вузах, а не в колледжах.

Пример содержания курсовой работы в вузе

Рисунок 2. Пример содержания курсовой работы в вузе

В университете может быть проведена защита курсовых работ, в то время как в колледжах обычно работы не защищаются, а просто сдаются на проверку. Защита может проходить по-разному. В одних учебных заведениях зададут пару вопросов по теме работы, в других могут требоваться доклад с презентацией.

Ответы на вопросы

Что собой представляет курсовая работа?

Курсовая работа − это вид учебной работы, в которой присутствуют элементы самостоятельного научного исследования.

В чем состоит суть написания курсовых работ? Зачем нужно их выполнять?

Курсовая работа выступает как завершающий шаг в освоении какой-либо дисциплины. При выполнении работы у студента есть возможность применить полученные во время занятий знания и заполнить обнаруженные пробелы с помощью самостоятельного изучения темы.

В чем заключается ключевая ценность курсовых работ для студентов?

Ценность написания курсовых работ заключается в закреплении знаний по предмету и самостоятельной работе, а также подготовке студентов к написанию дипломной работы.

Есть ли отличие между написанием курсовых работ в университете и колледже? Какие именно?

Отличия могут быть в требуемом проценте оригинальности текста, объеме работы, структуре.

Всегда ли проводится защита курсовых работ? Если да, то как именно?

Защита курсовых работ проводится не всегда. Чаще всего работы защищают в университетах. Процесс защиты может проходить по-разному. В одних учебных заведениях зададут пару вопросов по теме работы, в других могут требовать доклад с презентацией.

Кто сколько по времени пишет курсовую?

19 ответов

Последний —

28 августа 2022, 16:35
Перейти

Доця

Мой сын написал за одну ночь.Все нормально защитил)

горсть

за одну ночь он перелопатил всю библиотеку, прочитал и скомпоновал статьи, отнес несколько раз на проверку руководителю?… уважаю!)))

горсть

у каждого свои возможности. не надо тут понты кидать ( первый пост).

горсть

за одну ночь он перелопатил всю библиотеку, прочитал и скомпоновал статьи, отнес несколько раз на проверку руководителю?… уважаю!)))

Пушистая Киса

Я больше 10 лет писала на заказ дипломные работы (экономика). Отличный курсовик писала за день.

С горы

Херасе курсовая, скомпоновать статьи…. не, мне, технарю, тупых уродских гуманитариев не понять.

Автор

с такой-то сноровкой — не удивительно. я тоже каждую работу все лучше и быстрее делаю

Автор

а че злой-то такой? чтоб внимание привлечь?

31 января 2018, 11:01

#22

30 сентября 2019, 15:08

#18

28 августа 2022, 16:35

#24

Гость

Дисциплины-то разные бывают. Мне на технической специальности достаточно было нескольких нормативных документов. Но их мы и так знали. Так, что дело было только за чертежами, как правило.

Как написать курсовую или диплом и не сойти с ума? Подробный алгоритм и полезные советы для студентов

Каждого студента ждет написание нескольких курсовых работ и одной дипломной за время обучения. На первый взгляд задания кажутся невыполнимыми, но на самом деле ничего сложного в них нет. Главное – разложить процесс на простые действия, каждое из которых не вызовет особых затруднений. Автор на собственном опыте расскажет, как лучше всего это сделать и на что обратить особое внимание.

Содержание статьи

  • 1 Зачем вообще нужны курсовые и дипломные работы
  • 2 Первый этап – внимательно читаем требования
  • 3 Составляем план
  • 4 Экономим время – оформляем шаблон
  • 5 Самое главное – основной текст
    • 5.1 Собираем источники
    • 5.2 Собираем «скелет» работы
    • 5.3 Добавляем схемы, графики, рисунки и таблицы
    • 5.4 Соединяем все части воедино
  • 6 Самое сложное – аналитическая и проектная часть
  • 7 Борьба с «Антиплагиатом»
  • 8 Введение, заключение и список литературы
  • 9 Доработка и защита

Зачем вообще нужны курсовые и дипломные работы

Если следовать логике учебных программ, то у всех работ, которые сдают студенты, есть определенные цели. Чаще всего это – определить, как студент умеет обращаться с научной и учебной информацией, применять полученные знания на практике, да и просто понять, как он усвоил пройденный материал.

Что это значит на практике? Как правило, в течение семестра студенты пишут по 1-2 реферата почти по всем дисциплинам, 1-2 курсовые работы или курсовой проект (на старших курсах бывает и больше), самостоятельные, практические, лабораторные и другие работы. За 1-2 года до выпуска сюда прибавляются отчеты по практике (реальность такова, что практику студенты проходят только на бумаге).

Каждая работа отличается по сложности, охвату, содержанию и требованиям:

  • реферат – относительно простая работа, это обычно 10-20 страниц, посвященные определенной теме. Это не очень узкая и не очень широкая тема, это почти всегда одна из тем, которую студенты изучают в рамках этой дисциплины. Требований немного – оригинальность по рефератам или не проверяется, или требуется минимальная (до 30% от текста), нужно сделать 3-4 параграфа, собрать 5-7 источников литературы, не забыть введение и заключение;
  • курсовая работа – она подводит итог изучению одной из ключевых дисциплин. Например, студенты-экономисты будут писать курсовую по экономической теории, экономическому анализу и другим важным предметам. Объем курсовой – обычно до 30-35 страниц, нужно 3-4 главы (и в каждой по 2-3 пункта), обязательно оригинальность в 50-60%. Первая глава почти всегда теоретическая, и источников нужно собрать много (10-15);
  • дипломная работа (или выпускная квалификационная работа, ВКР) – это уже итог всего обучения. Для бакалавров ВКР обычно легче, для специалистов и магистров сложнее (а у некоторых магистров ВКР – диссертация). Скорее всего, ВКР придется писать объемом в 90-100 страниц, в ней будет 3 главы (теория, исследование, предложения), и она точно должна быть оригинальной (70-80% от текста).

Контрольные, практические, лабораторные или самостоятельные работы могут быть самыми разными – от небольшого задания на 5 страниц до крупного исследования на 50 страниц. Количество работ зависит от учебной программы, но преподаватели предупреждают об этом в начале семестра. И желательно с начала семестра к ним и приступать.

Первый этап – внимательно читаем требования

Контрольные, курсовые и дипломные работы не появляются просто так – они включены в учебную программу. Иногда прямо в документе с учебной программой есть требования и по работам, но чаще они выпускаются отдельным документом. Этот документ – методические указания – то, что нужно изучить до начала работы.

Обратите внимание на такие пункты:

  • объем работы. Он может быть указан минимальный (например, курсовая – от 25 страниц), максимальный (работы больше 40 страниц не принимаются) или в конкретном промежутке (ВКР бакалавра должна быть объемом от 80 до 100 страниц);
  • структура работы. Если это курсовая работа, четкой структуры в методичке может не быть – тогда план можно придумать по своему усмотрению. В дипломе так не пойдет – число глав и их содержание должны быть четко указаны в документе. Этот пункт очень важный, если отступить от требований, работу могут не принять;
  • требования к оформлению. Помните, что 30 страниц с полуторным интервалом – это примерно 23 страницы с одинарным интервалом, так что оформление напрямую влияет на сложность работы;
  • требования по оригинальности. Как правило, вузы используют систему «Антиплагиат.ВУЗ», но могут сэкономить и проверять работы через программу eTXT;
  • другие требования – например, число источников в списке, требования по введению и заключению, и т.д.

Итак, методичка – первое, что нужно изучить, но нередко ее просто не дают студентам (или ее вообще не существует). Тогда нужно спросить ее у преподавателя, старосты группы, методиста, лаборанта, или поискать документ в интернете (как ни странно, на сайте вуза методичку бывает проще найти, чем у его сотрудников).

И еще: указания по выполнению работы могут быть двух видов: требования к содержанию работы и требования к ее оформлению. Изучить нужно оба документа.

Если же методички нет ни у кого, и никто ее никогда не видел, нужно вытянуть максимум информации с преподавателя (или того, кто будет эту работу принимать и проверять), остальное придется додумывать на свое усмотрение.

Составляем план

Составление плана – очень важная часть написания любой работы. Если это реферат, то достаточно просто продумать, как разбить всю имеющуюся информацию на 3-4 параграфа, но в курсовой и особенно дипломной работе план куда важнее.

Для ВКР план в обязательном порядке согласовывается с научным руководителем, в курсовой работе такого требования обычно нет (хотя все вузы разные, где-то нужно утверждать план и по курсовым).

Примерный алгоритм такой:

  • найти несколько учебников и учебных пособий по этому предмету и посмотреть, как там раскрывается эта тема (например, если ей посвящен целый раздел – то обратить внимание на названия параграфов);
  • поискать научные статьи – обратить внимание, о чем по этой теме пишут чаще всего;
  • поискать готовые работы. Выдавать их за свои не нужно, но свериться с планом не помешает;
  • еще раз посмотреть в методичку – иногда ориентировочный план работы приводится в приложении.

Не нужно составлять слишком простой план – его не утвердит руководитель, и не нужно придумывать что-то сложное, так как по плану потом придется писать саму работу. Правда, руководитель может внести свои правки в подготовленный план.

В случае с дипломом план работы официально закрепляется в задании на ВКР. То есть, если информации по какому-то пункту найти не удалось, исправить план будет проблематично. В курсовой работе можно будет слегка отступить от плана, если информации будет недостаточно.

Рефераты и теоретические курсовые могут состоять из введения, 3-4 параграфов, заключения и списка источников. Более сложные курсовые и ВКР включают в себя 3-4 главы, в каждой из которых будет по 2-4 пункта.

Название параграфа, главы и пункта не может повторять тему работы, а название пункта не может быть таким же, как и название главы (причем не только буквально одинаковым, но и аналогичным по смыслу).

Экономим время – оформляем шаблон

Обычно студенты оставляют оформление работы на самый конец, но лучше сэкономить время и сделать все сразу. Дело в том, что документы в Word можно очень гибко настроить – причем сделать это один раз, а потом просто пользоваться стилями оформления.

Обратите внимание на следующие пункты:

  • форматирование основного текста. Как правило, это шрифт Times New Roman 14 размера с полуторным интервалом и отступом первой строки на 1,25 см. Некоторые вузы разрешают одинарный интервал – это экономит бумагу;
  • форматирование заголовков. Например, заголовки первого уровня (названия глав) часто нужно писать заглавными буквами и по центру, а заголовки второго уровня – с левого края полужирным. Отдельно прописываются отступы между заголовками разных уровней и текстом работы;
  • размеры полей. В методических указаниях даются размеры для каждого поля, обычно это 2,5-3 см слева, по 1,5-2 см сверху и снизу, 1-1,5 см справа;
  • нумерация страниц. В методичке пишется, с какого края (сверху или снизу) и где именно (слева, по центру, справа) ставится номер страницы. Лучше всего начать нумерацию со 2 страницы, а для первой страницы сделать особый колонтитул – лист с оглавлением никогда не нумеруется;
  • расстановка переносов. Где-то они обязательно нужны, где-то запрещены, а где-то остаются на усмотрение автора работы;
  • маркированные и нумерованные списки. Тип маркера и особенности нумерации иногда прописываются в методичке;
  • оформление текста в таблицах. Как правило, в них разрешается уменьшать шрифт и делать одинарные интервалы без отступа первой строки.

Все эти пункты можно настроить сразу в том файле, где будете писать работу. Например, форматирование текста, заголовков, списков и таблиц можно настроить сразу в экспресс-стилях Word. Если не забыть установить уровни заголовков, потом можно будет автоматически собрать оглавление (в разделе «Ссылки»).

И еще нужно обратить внимание на:

  • нумерацию и оформление таблиц и рисунков. Они могут нумероваться в пределах одной главы или всей работы, а подписи отличаются в разных вузах;
  • нумерацию глав и пунктов;
  • оформление ссылок на источники (они бывают затекстовые в виде [1, с.123], а могут быть в виде сносок внизу страницы), и т.д.

Если сразу оформить файл в соответствии с требованиями, то можно будет легко отслеживать число уже написанных страниц, а после окончания работы не придется тратить время на ее оформление.

Самое главное – основной текст

Собираем источники

Курсовая или дипломная работа не предполагает, что студент должен написать ее с нуля без каких-либо источников. Любая работа – это работа с источниками информации. Их можно ранжировать по степени полезности так:

  1. научные статьи. Лучше избегать статей из сборников работ со студенческих конференций, да и вообще любых статей авторства студентов – скорее всего, они будут откровенно слабыми (хотя исключения есть всегда). В России найти статьи можно на двух ресурсах:
    • elibrary.ru – составляет Российский индекс научного цитирования, и заодно там хранятся миллионы статей с открытым доступом. Нужно пройти простую регистрацию и можно смело искать статьи;
    • cyberleninka.ru – «КиберЛенинка», которая тоже собирает статьи в открытом доступе. Минус ее в том, что тексты статей индексируются поисковиками, поэтому дословно использовать их в работе просто нельзя (будет видно при проверке оригинальности).
  2. монографии и диссертации. Они не всегда есть в открытом доступе, но если есть – это неплохой источник информации по какой-то узкой теме. Правда, чаще всего тема будет слишком узкой и много информации получить не удастся;
  3. статистические данные. Сайт Росстата предлагает достаточно много актуальной информации – там есть и оперативные данные, и ежегодные публикации. Сайт не самый удобный, но альтернативы просто нет;
  4. законы и другие нормативные акты. Если нужно написать о чем-то, связанном с государством, лучше брать информацию из первоисточника (хоть ее и придется переписывать для понятности);
  5. интернет-источники. Это не сайты с рефератами, а материалы серьезных СМИ, экспертные мнения и данные исследований, которых нет в других источниках;
  6. учебники и учебные пособия. Информация там будет, скорее всего, устаревшей и многократно кем-то уже использованной. Но самые базовые данные можно брать и оттуда.

Принцип отбора источников – чем свежее, тем лучше. В идеале работа должна быть текущего или предыдущего года, иначе она может быть уже устаревшей.

Искать источники придется по каждому пункту в отдельности. Если это теоретический раздел, лучше найти несколько точек зрения и сделать их сравнение. Если речь идет о практическом исследовании, придется пересмотреть статистические данные и некоторые другие публикации.

Собираем «скелет» работы

Собрав всю необходимую информацию из источников, из нее можно скомпоновать черновой вариант работы. Для этого нужно «вырезать» ту информацию из собранных данных, которая так или иначе касается темы работы и относится к конкретному параграфу или пункту, и разместить ее в наиболее подходящей последовательности.

Такой формат позволит понять – достаточно ли собрано данных. Например, если по какому-то пункту удалось найти всего 1 источник, и тот касается его лишь косвенно – нужно искать дальше (или менять план).

Добавляем схемы, графики, рисунки и таблицы

Правило очень простое – текст работы нужно чем-то разнообразить. На каждые 2-3 страницы должна быть иллюстрация (график, схема), перечисление или таблица, иначе есть риск, что работу не примут. Все дело в особенностях человека – разбирать непрерывный массив текста сложно для восприятия, поэтому его нужно «разбавлять» чем-то наглядным.

Чем нагляднее, тем лучше:

  • если данные подходят под формат таблицы (однообразные и систематизированные) – нужно делать таблицу, минимум на 3 столбца и 3 строки;
  • если цифровых данных немного – лучше оформить их в виде графика;
  • если это какой-то процесс или алгоритм – его можно оформить в виде схемы;
  • если это описание 2-3 или более однообразных объектов – нужно сделать перечисление в виде маркированного или нумерованного списка.

Графики проще всего составить в Excel, а схемы и таблицы делать штатными средствами Word. Если иллюстрация или таблица слишком объемная, ее придется перенести в приложения.

Перед графиками и таблицами обязательно должен быть подводящий к ним текст, а после – хотя бы краткие выводы.

Соединяем все части воедино

Когда макет работы собран, в ней есть все необходимые части и наглядные элементы, ее можно «собирать» в окончательную версию. Скорее всего, придется переписать часть собранных источников своими словами – иначе они будут смотреться чужеродно в тексте.

Текст работы должен быть написан максимальной нейтрально и научным языком – а некоторые источники написаны от первого лица или в слишком упрощенной или усложненной форме. В идеале нужно адаптировать все материалы из источников так, чтобы они смотрелись как одна единая работа.

В работе обязательно должны быть собственные мысли – даже если это будет один абзац, подводящий итоги и связывающий один пункт с другим.

Если в работе есть аналитическая и прикладная части, они должны быть связаны между собой. Например, в аналитической части автор работы обнаружил какую-то проблему в исследуемом объекте, а в прикладной дает рекомендации о том, как эту проблему исправить.

Самое сложное – аналитическая и проектная часть

Даже если речь идет о дипломной работе будущего экономиста, ему придется проводить анализ какого-то объекта (государства, отрасли, предприятия, участка) и предлагать рекомендации по решению выявленных проблем.

Принцип простой – чтобы решить проблему, ее сначала нужно выявить. Иногда бывает так, что проблему еще нужно поискать (а часто – вообще придумать), потому что она не очевидна, или проблемы нет вообще.

Что касается предложений, обычно они уже давно придуманы, но на конкретном объекте не применялись (или применялись – проверять это, скорее всего, никто не будет). Предложения должны быть конкретными и выполнимыми. Например:

  • если производство постоянно останавливается из-за поломок оборудования – нужно обновить оборудование;
  • если банк сталкивается с просрочкой платежей – ему нужно пересмотреть кредитную политику;
  • если из региона уезжает молодежь – нужно что-то делать с рабочими местами, и т.д.

Сложнее всего будет оценить эффективность того, что предложено. Если в экономическом дипломе это не так сложно, то если речь идет о регионе или государстве – просчитать последствия каких-то нововведений будет сложно. Какого-то универсального совета тут нет, в каждом конкретном случае можно придумать какие-то расчеты и «нарисовать» цифры. Скорее всего, в этом поможет научный руководитель.

Борьба с «Антиплагиатом»

За последние несколько лет почти по всем работам требуется определенный процент оригинальности. Например, если по курсовой установлена минимальная оригинальность в 60%, то заимствованного текста может быть не более 40%. Проверяют на заимствования через специальные сервисы (за подписку на которые вуз платит большие деньги).

Чтобы не создать себе проблем с «антиплагиатом», лучше всего придерживаться нескольких правил:

  • ориентироваться в первую очередь на научные статьи и монографии – они не так часто попадают в индексируемую базу сервиса «Антиплагиат»;
  • если есть возможность перевести иностранный текст на русский язык – это неплохой способ поднять оригинальность;
  • статистические данные и пояснения к ним – тоже добавляют уникальности тексту;
  • цитаты нужно оформлять правильно – тогда в отчете «Антиплагиата» они отмечаются как «цитирование» и вычитаются из заимствований;
  • если какой-то текст заимствованный, но от него нельзя избавиться – его остается только переписать. С этим нужно быть осторожнее – «Антиплагиат» уже давно умеет выявлять перефразирование текста, поэтому придется перестраивать предложения и даже абзацы.

Обычный порядок работы такой: сначала написать черновой текст, потом привести его в нормальный вид, отдать руководителю на проверку, исправить по замечаниям, и только потом отдавать на проверку уникальности.

Скорее всего, не хватит 10-20% до нужного уровня оригинальности, и их придется «добивать» вручную (отчет обычно прикладывается, в нем видны заимствованные фрагменты).

Введение, заключение и список литературы

Введение часто пугает студентов обилием требований. Но, если разобраться, ничего сложного в нем нет, это просто набор обязательных пунктов на 2-3 страницы, каждый из которых не будет проблемой:

  • актуальность. Это примерно 1 страница текста о том, почему выбранная тема так важна. Идеальный вариант – найти самые свежие статистические данные и ссылаться на них, еще можно упомянуть какие-нибудь последние исследования;
  • объект и предмет. Предмет – это то, что непосредственно исследуется в дипломе, а объект – это то, где находится этот предмет. Например, если мы рассматриваем ипотечное кредитование, то оно будет предметом, а банковский сектор будет объектом исследования;
  • цель и задачи. Цель – это просто перефразированная тема работы, а задачи – перефразированные названия пунктов работы из оглавления (изучить, исследовать, проанализировать, выявить, и т.д.);
  • методы исследования. Их не так много, в работах обычно используется анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и т.д.;
  • научная база. Здесь достаточно упомянуть несколько источников из списка и кратко их описать;
  • структура работы. Кратко описать каждую главу и ее содержание.

В ВКР магистра обычно добавляется научная новизна – это то, что автор впервые (как ему кажется) использовал в своей работе. С этим поможет научный руководитель.

Заключение – тоже не самая сложная вещь. Оно бывает двух форматов:

  • краткий пересказ всей работы;
  • рассказ о том, какие задачи были выполнены и какие результаты достигнуты.

Разница в том, что второй вариант больше нацелен на практическую значимость работы, а теоретическую часть в нем можно особо не рассматривать.

Список источников оформить чуть сложнее. Вряд ли студент скрупулезно собирает названия всех книг и статей, которые использовал в своей работе, поэтому собирать приходится выходные данные похожих по смыслу работ. Важно обратить внимание на такое:

  • как оформлять сами источники. ГОСТ один, но каждый вуз трактует его по-своему;
  • число источников. В ВКР обычно требуют не менее 30-50 источников, в курсовой меньше;
  • порядок представления в списке. Тут или все источники идут в одном общем списке по алфавиту, или они разбиваются на группы (но нумерация все равно общая);
  • возраст источников. Как правило, источники старше 3-5 лет использовать нельзя (или можно, но не более 10% от общего числа).

После составления списка источников нужно заняться расстановкой ссылок на них по тексту работы. Важно, чтобы источник хотя бы примерно соответствовал тому фрагменту, который на него ссылается. Говоря проще, нельзя на таблицу со статистическими данными ставить ссылку на учебник 5-летней давности – это все могут проверить.

Доработка и защита

Доработка – абсолютно естественная вещь, особенно при написании ВКР. Очень редко научный руководитель остается доволен работой с первого раза, скорее всего, он найдет несколько мест, которые придется переписать или исправить. После исправления он может найти новые замечания, и так по кругу (хотя все зависит от руководителя). Но практика показывает – чем ближе дело к защите, тем быстрее руководители все принимают и тем меньше замечаний у них возникает.

Что касается защиты, все зависит от типа работы. Скорее всего, нужно будет представить доклад по работе и подготовить раздаточный материал или презентацию. Доклад должен уложиться в 5-10 минут, а после его представления студент должен ответить на 2-3 вопроса. Если он лично писать свою работу, проблем с этим не возникнет.

Курсовая работа – это серьезное научное исследование студента, которое предусмотрено учебными планами вузов и средне-специальных учебных заведений уже на первых курсах. Количество курсовых в разных учебных заведениях отличается (обычно за год пишут одну работу, реже – две).

Написание курсовых работ является подготовкой студента к более серьезному научному исследованию – дипломной работе или дипломному проекту.

Именно в процессе написания курсовой работы Вы сможете определить, в каком направлении Вам легче и интереснее работать, а также получите навыки поиска и систематизации источников литературы, изучения и анализа теоретического материала.

Содержание

  • 1 Что такое курсовая работа?
  • 2 Направленность работы
  • 3 Объем работы
  • 4 Состав работы
  • 5 Что нужно знать при написании курсовой работы?
  • 6 Как написать тезисы?
  • 7 Несколько советов напоследок

Что такое курсовая работа?

Что такое курсовая работа

Пишем курсовую работу.

Курсовая работа – это небольшое по объему самостоятельное исследование студента, которое выполняется на 2-м, 3-м, 4-м курсах. Исследование обязательно осуществляется под контролем научного руководителя.

Научного руководителя студент выбирает сам из числа преподавателей кафедры. Если же студент по каким-либо причинам не может выбрать научного руководителя, его назначает кафедра на совете.

Можно выделить 2 основных этапа, которые должен пройти учащийся, перед тем, как в зачетке поставят отметку о выполнении курсовой:

  • написание курсовой работы (выбор темы, поиск научных источников, систематизация, анализ теоретического материала, работа над практической частью);
  • защита результатов исследования.

Направленность работы

Направленности курсовых работ

Виды курсовых работ.

В зависимости от темы курсовой работы, методов и приемов исследования выделяют 2 направленности курсовых работ:

  1. Научно-исследовательские работы. Их целью является изучение поставленной проблемы на основе анализа существующих научных источников. Практическая часть таких работ направлена на проверку теорий, гипотез, разработанных моделей или методов.
  2. Прикладные работы направлены на разработку собственных проектов или моделей на основе существующего теоретического материала. Обычно работы такой направленности даются студентам 3-го, 4-го курсов, которые имели опыт написания работ научно-исследовательского характера.

Объем работы

Объем курсовой работы

Какой объем курсовой работы считается оптимальным?

В соответствии с ГОСТом, объем курсовой работы равен 25-30 печатным страницам. Текст печатается с одной стороны листа. Также нужно учитывать такие параметры:

  • ширина полей стандартная: верхнее, нижнее – не менее 2 см, левое – не менее 3см, правое – не менее 1 см;
  • размер шрифта (кегель) – не меньше 12 пт., но традиционно используется 14 пт;
  • интервал между строчками – 1,5.

Состав работы

Состав курсовой работы

Структура курсовой работы.

Традиционно курсовая работа имеет такие структурные элементы:

  1. Титульный лист (не нумеруется, но входит в общее количество страниц).
  2. Вступление должно раскрывать актуальность исследования, его цель, предмет, объект, задания. Также в нем должны быть указаны методы и приемы, которые использовались в процессе написания курсовой работы. Объем вступления –до 3 страниц, но не меньше 2-х.
  3. Основная часть (теоретический и практический разделы). Содержит теоретический материал, который обязательно должен быть основан на авторитетных источниках. Практическая часть вытекает с теоретической платформы исследования. Обычно, практическая часть по объему больше теоретической. Этот структурный элемент наибольший по объему – 15-20 страниц
  4. Заключение. В этой части курсовой работы автор делает выводы о результатах исследования, выполнении поставленных во вступлении заданий. Объем – до 3-х страниц.
  5. Список литературы должен содержать 20-25 научных источников.
  6. Приложения – таблицы, схемы, рисунки, которые нельзя размещать в основном тексте.

Что нужно знать при написании курсовой работы?

Что нужно знать для написания курсовой работы

Рекомендации по написанию курсовой работы.

  1. Перед тем как приступить к написанию курсовой работы обязательно ознакомьтесь с требованиями к ней, поданными в методичке Вашей кафедры.
  2. Систематизируйте свою работу. Рекомендуем составить примерный индивидуальный график написания курсовой, в котором для написания каждого структурного элемента определите срок написания.
  3. Написание курсовой работы нужно начинать с поиска научных источников и их анализа. Не пытайтесь писать практическую часть перед теоретической – только время потратите.
  4. Обязательно обратите внимание на общие требования к содержанию курсовой работы:
  • лаконизм, «отсутствие воды»;
  • текст должен быть написан обезличено или от третьего лица, местоимение «я», «мое» употреблять нельзя, например, нельзя писать: «Цель моего исследования –…», правильно будет: «Целью нашего исследования…»;
  • все факты, примеры, приведенные в работе должны быть точными;
  • обращайте внимание на аргументацию, она должна быть четкой и достаточной, не противоречить себе же, чем часто грешат дипломные работы;
  • текст не должен быть переполнен громоздкими предложениями, а также повторениями.

Не пробуйте «обойти» эти правила: опытный научный руководитель сразу заметит такие недочеты и вернет курсовую на доработку.

  1. После того как напишете текст курсовой работы, обязательно проверьте его техническую сторону. Требования к техническому оформлению можно найти в методичке и ГОСТах.

Как написать тезисы?

Что такое тезисы курсовой работы

Оформление тезисов курсовой работы.

Тезисы курсовой работы – это небольшая по объему статья, которая пишется на основе научно-исследовательской работы студента.

Тезисы пишутся для публикации в научных сборниках, конференций, защиты курсовой работы.

 Объем тезисов – 2-3 страницы (12 кегель). В требованиях к написанию тезисов особое внимание обращают на их структуру:

  1. Тема, которая должна раскрывать новизну работы (не больше 1,5 строчки).
  2. Вступление (новизна, актуальность) преследует цель объяснить почему автор выбрал именно эту проблему. Объем – около 1 абзаца.
  3. Основной текст должен содержать краткие теоретические сведения, которые будут базой для изложения практической части тезисов. Не перегружайте текст теорией, Ваш текст не должен быть похожим на поучения.
  4. Заключение. В этой части должны быть выводы, результаты работы. Объем – около 1 абзаца.

Несколько советов напоследок

Советы по написанию курсовой работы

Полезные советы.

  1. Постарайтесь выбрать тему курсовой работы, которая для Вас будет максимально интересной.
  2. Перед написанием теоретического и практического разделов посоветуйтесь со своим научным руководителем по поводу их содержания.
  3. Практический раздел ни в коем случае не должен противоречить теоретическому.
  4. Никогда не откладывайте написание курсовой работы на последнюю ночь перед сдачей – качественной работы так не получится.
  5. После написания отложите Ваше исследование и перечитайте его спустя несколько дней, так Вы найдете ошибки, которые не заметили при первой проверке.
  6. Проверять курсовую работу нужно минимум 2 раза – первый раз содержание, второй – техническое оформление. Особое внимание обратите на оформление списка литературы, которое должно соответствовать ГОСТу

Курсовая работа – это не только «тренировка» перед написанием и защитой дипломной работы, но и отличный шанс для студента проявить свой талант в научно-исследовательской работе, постарайтесь не упустить его!

Советы о том, как сделать курсовую работу, вы сможете узнать также из видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как это написать коротко
  • Как часто пишут бывшие девушки
  • Как это все случилось как пишется
  • Как часто пишется курсовая
  • Как эстетично написать слово