Как чуковский написал телефон

История написания сказки «Крокодил»

У Корнея Ивановича заболел маленький сынишка Коля в г. Хельсинки, и Чуковский вёз его домой в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал и плакал и чтобы хоть как-то облегчить его страдания, отец стал ему рассказывать сказочную историю про Крокодила:   Жил да был Крокодил,

Он по улицам ходил,

Папиросы курил,

По-турецки говорил,

Крокодил, Крокодил, Крокодилович!

Мальчик перестал капризничать, слушал, не отрываясь, а потом успокоился и уснул. Наутро, едва проснувшись, он тотчас же потребовал, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Так появилась первая детская сказка К.И. Чуковского «Крокодил».

История написания сказки «Чудо-дерево»

Корней Иванович написал эту сказку для себя. Он был многодетным отцом: было у него четыре ребёнка, два мальчика и две девочки, и вопрос с детской обувью стоял очень остро. Каждый месяц кому-нибудь из детей обязательно надо было покупать обувь: то туфли, то галоши, то сапоги, то ботинки. И где-то в глубине души Чуковский мечтал о таком дереве, на котором вместо яблок и груш растет обувь.  Вот так и родилась сказка про чудо-дерево. Интересно, что Мурочка (Мария) — это не вымышленный персонаж, а дочь Корнея Ивановича Чуковского, которой он посвятил много стихотворений и сказок. Так и сказка «Чудо-дерево» заканчивается повествованием про дочь Чуковского Мурочку, которая посадила новое  чудо-дерево. 

История написания сказки «Айболит»

История с этой сказкой не так проста. Корней Иванович давно мечтал написать сказку о целителе зверей, но строки её давались с трудом. Однажды на Кавказе он заплыл далеко от берега. Вдруг возникли строки: О, если я утону,

                                                        Если пойду ко дну…

Чуковский поскорее выбрался на берег, нашёл сырую папиросную коробку и мокрыми руками записал на ней около 20 строк. Но начала и конца у сказки не было. Потом появились варианты: И пришла к Айболиту коза:

                   — У меня заболели глаза!

                   Прилетела к нему сова:

                   — Ой, болит у меня голова!

И только через несколько дней появились строки: И пришла к Айболиту лиса:

                                                                                       — Ой, меня укусила оса!

                                                                                       И пришел к Айболиту барбос:

                                                                                       — Меня курица клюнула в нос.

История написания сказки «Муха-Цокотуха»

Эту сказку он сочинил для внучки Марины. Как вспоминал сам автор, это была единственная сказка, которую он написал за один день, сгоряча. Когда он писал её, у него было очень весёлое настроение и строки появлялись очень быстро: Муха, Муха-Цокотуха,

                                                                                                Позолоченное брюхо!

                                                                                                Муха по полю пошла,

                                                                                                Муха денежку нашла.

Чуковский еле успевал записывать на клочках бумаги, каким-то огрызком карандаша. А когда в сказке дошло до танцев, то, 42-летний, уже седеющий человек, стал танцевать сам.  

История написания сказки «Путаница»

Сказка «Путаница» была написана по заказу и рецепту Мурочки. В то время Чуковский ломал голову над тем, зачем нужны в языке нелепицы. Чуковский долго думал, для чего русский и английский народ создают небылицы. Ответ ему помогла найти двухлетняя Мурочка. Однажды она вошла в кабинет отца с очень озорным и в то же время смущенным лицом, которое говорило о том, что она затевает необыкновенную каверзу. Писатель ещё никогда не видел такого сложного выражения у неё на лице. Ещё издали она крикнула ему: «Папа, ава – мяу!» — то есть сообщила отцу сенсационную и заведомо неверную весть, что собака, вместо того чтобы лаять, мяукает. И засмеялась несколько искусственным смехом, приглашая Чуковского тоже посмеяться над этой выдумкой. Но папа ответил: «Нет, ава – гав». Тогда Мурочка снова засмеялась и сказала: «Ава – мяу!», хотя в свои два года она твёрдо знала, что собака лает, кошка мяукает, а петух кукарекает. И тогда Чуковский решил поддержать её игру и сказал: «А петух кричит гав!» Это игра продолжалась достаточно долго и в результате привела к написанию сказки «Путаница». Сам же Чуковский понял, что нелепицы и небылицы существуют не только для развлечения малышей, они ещё играют важную роль в развитие детей.

История написания сказки «Федорино горе»

Эту сказку писатель писал очень долго, как он сам признавался строки зарождались в моменты возвращения его подсознания в детство, но создавались в результате упорного и долгого труда. Но вот, однажды летом, когда Чуковский был на даче, он забрёл в глушь и провел там 3 часа.  Неподалеку в ручейке копались дети и Корней Иванович с удовольствием к ним присоединился. Вместе с детьми Чуковский лепил из глины и грязи человечков и зайцев, бросали в ручеёк шишки и даже ходили дразнить индюка. Домой он возвратился счастливый, отдохнувший, его даже не смутили грязные штаны, об которые дети вытирали руки при лепке. Воодушевлённый Корней принялся за написание сказки, которую он начал писать еще позапрошлым летом. Вдруг в его мыслях появились грязные стаканы, утюги, корыта, блюдца, вилки, которые начали убегать из дома.  Чуковский записывал все образы, рифму и звучание на бумагу. Так была написана сказка «Федорино горе», которая учит детей аккуратности, показывает, к чему приводит лень и нежелание содержать свой дом в чистоте.

История написания сказки «Мойдодыр»

Эту сказку он посвятил своей дочке Мурочки – она, будучи маленькой, не хотела умываться и у папы родились строчки:   Надо, надо умываться

                                                   По утрам и вечерам,

                                                   А нечистым трубочистам

                                                   Стыд и срам, стыд и срам.

История написания сказки «Телефон»

Корней Иванович Чуковский написал сказку в 1926 году. Сказка написана в форме диалога. Главному герою постоянно кто-то звонит и просит помочь. И, конечно же, то ли Доктор Айболит, то ли сам Чуковский никому не отказывает, а всем помогает. Практически все просьбы, кроме последней (спасение бегемота), кажутся взрослому человеку смешными и нелепыми. Но ведь Чуковский писал для детей. В первую очередь, по мнению автора, сказка должна быть интересна и понятна детям. События должны развиваться очень быстро, чтобы маленький читатель (или слушатель) ни в коем случае не заскучал.

«Я три ночи не спал,

Я устал.

Мне бы заснуть,

Отдохнуть…
Но только я лёг —

Звонок!»

Это реальные строчки из жизни самого Чуковского. Он писал сказку не в самый лучший момент своей жизни. Куча навалившихся проблем не давали ему заснуть. И свою проблему он отобразил в сказке «Телефон».

Чуковский К.

Корней Чуковский
Имя при рождении:

Николай Васильевич Корнейчуков

Дата рождения:

19 (31) марта 1882

Место рождения:

Санкт-Петербург, Российская империя

Дата смерти:

28 ноября 1969

Место смерти:

Москва, СССР

Род деятельности:

русский поэт, публицист, критик, переводчик и литературовед

http://www.chukfamily.ru/
© Произведения этого автора — несвободны.

Корне́й Ива́нович Чуко́вский (имя при рождении — Никола́й Васи́льевич Корнейчуко́в, 19 (31) марта 1882, Санкт-Петербург — 28 октября 1969, Москва) — известный русский поэт, публицист, критик, также переводчик и литературовед, известен в первую очередь детскими сказками в стихах и прозе. Отец писателей Николая Корнеевича Чуковского и Лидии Корнеевны Чуковской.

Содержание

  • 1 Происхождение
  • 2 Журналистская деятельность до революции
  • 3 Литературоведение
  • 4 Детские стихи
  • 5 Травля Чуковского в 1930-е
  • 6 Другие произведения
  • 7 Чуковский и Библия для детей
  • 8 Последние годы
  • 9 Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде
  • 10 Награды
  • 11 Список произведений
    • 11.1 Сказки
    • 11.2 Стихи для детей
    • 11.3 Повести
    • 11.4 Работы о переводе
    • 11.5 Дошкольное воспитание
    • 11.6 Воспоминания
    • 11.7 Статьи
  • 12 Избранные цитаты
  • 13 Примечания
  • 14 Ссылки

Происхождение

Николай Корнейчуков родился 31 марта 1882 г в Санкт-Петербурге. Часто встречающаяся дата его рождения 1 апреля появилась в связи с ошибкой при переходе на новый стиль (прибавлено 13 дней, а не 12, как должно для XIX века). Писатель долгие годы страдал от того, что был «незаконнорожденным». Его отцом был Эммануил Соломонович Левенсон[1], в семье которого жила прислугой мать Корнея Чуковского — полтавская крестьянка Екатерина Осиповна Корнейчукова. Отец оставил их, и мать переехала в Одессу. Там мальчик был отдан в гимназию, но в пятом классе его отчислили из-за низкого происхождения. Эти события он описал в автобиографической повести «Серебряный герб».

Отчество «Васильевич» было дано Николаю по крёстному отцу. С начала литературной деятельности Корнейчуков, долгое время тяготившийся своей незаконнорожденностью (как видно по его дневнику 1920-х годов), использовал псевдоним «Корней Чуковский», к которому позже присоединилось фиктивное отчество — «Иванович». После революции сочетание «Корней Иванович Чуковский» стало его настоящим именем, отчеством и фамилией. Его дети — Николай, Лидия, Борис и умершая в детстве Мария (Мурочка), которой посвящены многие детские стихи отца — носили (по крайней мере после революции) фамилию Чуковских и отчество Корнеевич/Корнеевна.

Журналистская деятельность до революции

С 1901 года Чуковский начинает писать статьи в «Одесских новостях». В литературу Чуковского ввёл журналист Владимир (Зеэв) Жаботинский, позже ставший выдающимся политическим сионистским деятелем. Жаботинский также был поручителем жениха на свадьбе Чуковского и Марии Борисовны Гольдфельд.[2] Затем в 1903 Чуковский был отправлен корреспондентом в Лондон, где основательно ознакомился с английской литературой. Вернувшись в Россию во время революции 1905 года, Чуковский был захвачен революционными событиями, посетил броненосец «Потёмкин», начал издавать в Петербурге сатирический журнал «Сигнал». Среди авторов журнала были такие известные писатели как Куприн, Фёдор Сологуб и Тэффи. После четвёртого номера его арестовали за «оскорбление величества». К счастью Корнея Ивановича, его защищал знаменитый адвокат Грузенберг, добившийся оправдания.

Чуковский (сидит слева) в студии Ильи Репина, Куоккала, ноябрь 1910 года. Репин читает сообщение о смерти Толстого. На стене виден неоконченный портрет Чуковского. Фотография Карла Буллы.

В 1906 году Корней Иванович приезжает в финское местечко Куоккала (ныне Репино Ленинградской области), где сводит близкое знакомство с художником Ильёй Репиным и писателем Короленко. Именно Чуковский убедил Репина серьёзно отнестись к своему писательству и подготовить книгу воспоминаний «Далёкое близкое». В Куоккале Чуковский прожил около 10 лет. От сочетания слов Чуковский и Куоккала образовано «Чукоккала» (придумано Репиным) — название рукописного юмористического альманаха, который Корней Иванович вёл до последних дней своей жизни.

В 1907 году Чуковский опубликовал переводы Уолта Уитмена. Книга стала популярной, что увеличило известность Чуковского в литературной среде. Чуковский становится влиятельным критиком, громит бульварную литературу (статьи о Анастасия Вербицкой, Лидии Чарской, «Нат Пинкертон» и др.), остроумно защищает футуристов — как в статьях, так и в публичных лекциях — от нападок традиционной критики (познакомился в Куоккале с Маяковским и в дальнейшем с ним приятельствовал), хотя сами футуристы далеко не всегда ему за это благодарны; вырабатывает собственную узнаваемую манеру (реконструкцию психологического облика писателя на основании многочисленных цитат из него).

Несколько отдельных слов заслуживает приведённая здесь уникальная фотография 1914 года. Она имеет свою отдельную историю, насыщенную известными именами и совпадениями…

Юрий Анненков, известный книжный иллюстратор и портретист, человек, словно бы знавший всех и вся в литературно-художественном мире предреволюционного Петрограда – оставил множество живых свидетельств о людях этой эпохи. Вспоминая в 1965 году во время лекции в Оксфордском университете о своей последней встречей с Анной Ахматовой, Юрий Анненков рассказал историю этой фотографии, которую она ему подарила. Снимок был сделан в первые дни войны 1914 года.

«В один из этих дней, зная, что по Невскому проспекту будут идти мобилизованные, Корней Чуковский и я решили пойти на эту главную улицу. Там же, совершенно случайно, встретился и присоединился к нам Осип Мандельштам… Когда стали проходить мобилизованные, ещё не в военной форме, с тюками на плечах, то вдруг из их рядов вышел, тоже с тюком, и подбежал к нам поэт Бенедикт Лившиц. Мы принялись обнимать его, жать ему руки, когда к нам подошёл незнакомый фотограф и попросил разрешения снять нас. Мы взяли друг друга под руки и так были сфотографированы…»

С-Петербург. Столица Российской империи. Лики России. С-Петербург 1993.

Рассказ Анненкова совпадает с фотографией вплоть до мелких деталей… Однако, кое-что осталось и за пределами его рассказа. И прежде всего, неизвестным фотографом оказался «сам» Карл Булла, из мастерской которого эта фотография впоследствии получила распространение.

Из четырёх ярких творческих лиц, представленных на снимке, только двое умерли своей смертью в конце 60-х, начале 70-х годов, дожив до глубокой старости: это Корней Чуковский, единственный, оставшийся в СССР и сам Анненков, уцелевший в эмиграции. Осип Мандельштам и Бенедикт Лившиц были жестоко убиты своими согражданами во времена сталинских репрессий. Осипу Мандельштаму, по более поздним словам академика Шкловского, «этому странному… трудному… трогательному… и гениальному человеку», на фотографии 23 года. Всего год назад в петербургском издательстве «Акмэ» вышел его поэтический сборник «Камень». С момента первой публикации в 1907 году в журнале Тенишевского коммерческого училища пройден огромный путь: занятия французской литературой в Петербургском университете, знакомство с Вячеславом Ивановым и Иннокентием Анненским, новое литературное общение – поэты круга журнала «Аполлон»… Чуть старше Мандельштама – вошедший в литературу с группой футуристов поэт и переводчик Бенедикт Лившиц, который на снимке сидит уже наголо обритый и с нарочно сделанным бравым лицом, человек уходящий на фронт. Он ещё не знает, останется ли в живых после Первой Мировой, где будет ранен и получит георгиевский крест… Так же, как и Мандельштам, Бенедикт Лившиц был незаконно репрессирован в 30-е годы и погиб в лагерях в 1939 году.

В 1916 году Чуковский с делегацией Государственной думы вновь посетил Англию. В 1917 году выходит книга Паттерсона «С еврейским отрядом в Галлиполи» (о еврейском легионе в составе британской армии) под редакцией и с предисловием Чуковского.

После революции Чуковский продолжал заниматься критикой, издав две наиболее знаменитые свои книги о творчестве современников — «Книга об Александре Блоке» («Александр Блок как человек и поэт») и «Ахматова и Маяковский». Обстоятельства советского времени оказались неблагодарны для критической деятельности, и Чуковскому пришлось этот свой талант «зарыть в землю», о чём он впоследствии сожалел.

Литературоведение

С 1917 года Чуковский засел за многолетний труд о Некрасове, его любимом поэте. Его стараниями вышло первое советское собрание стихотворений Некрасова. Чуковский закончил работу над ним только в 1926 году, переработав массу рукописей и снабдив тексты научными комментариями.

Помимо Некрасова, Чуковский занимался биографией и творчеством ряда других писателей XIX века (Чехова, Достоевского, Слепцова), участвовал в подготовке текста и редактировании многих изданий. Самым близким себе по духу писателем Чуковский считал Чехова.

Детские стихи

Увлечение детской словесностью, прославившее Чуковского, началось сравнительно поздно, когда он был уже знаменитым критиком. В 1916 Чуковский составил сборник «Ёлка» и написал свою первую сказку «Крокодил».

В 1923 выходят его знаменитые сказки «Мойдодыр» и «Тараканище».

В жизни Чуковского было ещё одно увлечение — изучение психики детей и того, как они овладевают речью. Он записал свои наблюдения за детьми, за их словесным творчеством в книге «От двух до пяти» в 1933.

«Все другие мои сочинения до такой степени заслонены моими детскими сказками, что в представлении многих читателей я, кроме „Мойдодыров“ и „Мух-Цокотух“, вообще ничего не писал.»

Травля Чуковского в 1930-е

Чуковский и Пастернак на первом съезде Союза писателей в 1934 г.

Детские стихи Чуковского подверглись в сталинскую эпоху жестокой травле, хотя известно, что сам Сталин неоднократно цитировал «Тараканище». Инициатором травли стала Н. К. Крупская, неадекватная критика исходила и от Агнии Барто. В среде партийных критиков редакторов возник даже термин — «чуковщина». Чуковский взял на себя обязательство написать ортодоксально-советское произведение для детей «Весёлая колхозия», но не сделал этого. 1930-е годы ознаменованы двумя личными трагедиями Чуковского: в 1931 году умерла после тяжёлой болезни его дочь Мурочка, а в 1938 году был расстрелян муж его дочери Лидии физик Матвей Бронштейн (о гибели зятя писатель узнал только после двух лет хлопот в инстанциях).

Другие произведения

В 1930-х гг. Чуковский много занимается теорией художественного перевода («Искусство перевода» 1936 года переиздали перед началом войны, в 1941 году, под названием «Высокое искусство») и собственно переводами на русский язык (М. Твен, О. Уайльд, Р. Киплинг и др., в том числе в форме «пересказов» для детей).

Начинает писать мемуары, над которыми работал до конца жизни («Современники» в серии «ЖЗЛ»).

Чуковский и Библия для детей

В 1960-х годах К. Чуковский затеял пересказ Библии для детей. К этому проекту он привлёк писателей и литераторов и тщательно редактировал их работу. Сам проект был очень трудным в связи с антирелигиозной позицией Советской власти. Книга под названием «Вавилонская башня и другие древние легенды» была издана в издательстве «Детская литература» в 1968 году. Однако весь тираж был уничтожен властями. Первое книжное издание, доступное читателю, состоялось в 1990 году. В 2001 году в издательствах «Росмэн» и «Стрекоза» книга стала выходить под названием «Вавилонская башня и другие библейские предания».

Последние годы

В последние годы Чуковский — всенародный любимец, лауреат ряда государственных премий и орденов, вместе с тем поддерживал контакты с диссидентами (Александр Солженицын, Иосиф Бродский, Литвиновы, видным правозащитником была также его дочь Лидия). На даче в Переделкино, где он постоянно жил последние годы, он устраивал встречи с окрестными детьми, беседовал с ними, читал стихи, приглашал на встречи известных людей, знаменитых летчиков, артистов, писателей, поэтов. Переделкинские дети, давно ставшие взрослыми, до сих пор вспоминают эти детские посиделки на даче Чуковского. Умер Корней Иванович 28 октября 1969 г. от вирусного гепатита. На даче в Переделкино, где писатель прожил большую часть жизни, ныне действует его музей.

Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде

  • Август 1905—1906 — Академический переулок, 5;
  • 1906 — осень 1917 года — доходный дом — Коломенская улица, 11;
  • осень 1917—1919 — доходный дом И. Е. Кузнецова — Загородный проспект, 27;
  • 1919—1938 — доходный дом — Манежный переулок, 6.

Награды

Чуковский был награждён орденом Ленина (1957), тремя орденами Трудового Красного Знамени, а также медалями. В 1962 г. ему была присвоена в СССР Ленинская премия, а в Великобритании удостоен степени Доктора литературы Honoris causa Оксфордского университета.

Список произведений

Сказки

  • Айболит (1925)
  • Английские народные песенки
  • Бармалей (1925)
  • Краденое солнце
  • Крокодил (1916)
  • Мойдодыр (1923)
  • Муха-Цокотуха (1924)
  • Приключения Бибигона
  • Путаница
  • Тараканище (1923)
  • Телефон (1926)
  • Топтыгин и Лиса
  • Топтыгин и Луна
  • Федорино горе
  • Цыплёнок
  • Что сделала Мура, когда ей прочли сказку «Чудо-дерево»
  • Чудо-дерево

Стихи для детей

  • Обжора
  • Слониха читает
  • Закаляка
  • Поросёнок
  • Ёжики смеются
  • Бутерброд
  • Федотка
  • Черепаха
  • Свинки
  • Огород
  • Песня о бедных сапожках
  • Верблюдица
  • Головастики
  • Бебека
  • Радость
  • Пра-пра-правнукам
  • Ёлка
  • Муха в бане

Повести

  • Солнечная
  • Серебряный герб

Работы о переводе

  • Принципы художественного перевода (1919, 1920)
  • Искусство перевода (1930, 1936)
  • Высокое искусство[3] (1941, 1964, 1966)

Дошкольное воспитание

  • От двух до пяти[4]

Воспоминания

  • Воспоминания о Репине
  • Юрий Тынянов
  • Борис Житков
  • Ираклий Андроников

Статьи

  • Живой как жизнь
  • К вечно-юному вопросу
  • История моего «Айболита»
  • Как была написана «Муха-Цокотуха»
  • Признания старого сказочника
  • Страничка Чукоккалы
  • О Шерлоке Холмсе
  • Госпиталь № 11

Избранные цитаты

У меня зазвонил телефон.
— Кто говорит?
— Слон.
— Откуда?
— От верблюда…

— ТЕЛЕФОН

…Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам —
Стыд и срам! Стыд и срам!..

— МОЙДОДЫР

Маленькие дети! Ни за что на свете
Не ходите в Африку, в Африку гулять!
В Африке акулы, в Африке гориллы,
В Африке большие злые крокодилы
Будут вас кусать, бить и обижать, —
Не ходите, дети, в Африку гулять…

— БАРМАЛЕЙ

Примечания

  1. Корней (Николай) Иванович (Васильевич) Чуковский (Корнейчуков)
  2. «1903 г 26 мая. Жених: Ни к какому обществу не приписанный Николай Васильев Корнейчуков, православ. вероисповед., первым браком, 21 года. Невеста: одесская мещанка Мария Борисова Гольдфельд, православного вероисповед., первым браком, 23 лет» Корней (Николай) Иванович (Васильевич) Чуковский (Корнейчуков)
  3. Чуковский К. И. Высокое искусство. Принципы художественного перевода. — СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008. — 448 с. — (Русская словесность). — 5000 экз. — ISBN 978-5-903605-19-4, 978-5-91181-856-2
  4. Чуковский К. И. От двух до пяти. — М.: КДУ, 2005. — 400 с. — 5000 экз. — ISBN 5-98227-092-X

Ссылки

  • Отдав искусству жизнь без сдачи — сайт К. И. и Л. К. Чуковских
  • Сообщество в Живом Журнале, посвященное семье Чуковских
  • Корней Чуковский стихи в Антологии русской поэзии
  • Чукоккала — Самое полное издание знаменитого альманаха
  • Е. Чуковская «Тень будущего»
  • И. Шевелев «Корней с тараканищем»
  • М. Петровский «Крокодил в Петрограде»
  • Рецензия на книгу Е. Ивановой «Чуковский и Жаботинский. История взаимоотношений в текстах и комментариях.»
  • рецензия на книгу И. Лукьяновой «Корней Чуковский».
  • Корней (Николай) Иванович (Васильевич) Чуковский (Корнейчуков)
  • Михаил Золотоносов. Не «дедушка Корней», а именно «белый волк»

Произведения Корнея Чуковского

Сказки Айболит  · Бармалей · Краденое солнце · Крокодил · Мойдодыр · Муха-Цокотуха · Приключения Бибигона · Путаница · Тараканище · Телефон · Топтыгин и Лиса · Топтыгин и Луна · Федорино горе · Чудо-дерево
Персонажи Крокодил  · Айболит  · Бармалей · Тяни-толкай · Мойдодыр · Бибигон
Повести Солнечная · Серебряный герб
Критика и
публицистика
От Чехова до наших дней · Принципы художественного перевода · Искусство перевода · Высокое искусство · Живой как жизнь · От двух до пяти · Чукоккала
Экранизации Мойдодыр (1927) · Тараканище (1927) · Доктор Айболит (1938) · Лимпопо (1939) · Мойдодыр (1939) ·Бармалей (1941) · Муха-цокотуха (1941) · Краденое солнце (1943) · Телефон (1944) · Павлиний хвост (1946) · Мойдодыр (1954) · Муха-цокотуха (1960) · Тараканище (1963) · Айболит-66 (1966) · Айболит и Бармалей (1973) · Федорино горе (1974) · Муха-цокотуха (1976) · Бибигон (1981) · Путаница (1982) · От двух до пяти (1983) · Ваня и крокодил (1984) · Доктор Айболит (1984—1985)
Дети Чуковского Николай Чуковский · Лидия Чуковская · Борис Чуковский (Боба) · Мария Чуковская (Му́ра)
Другое Бармалеева улица · Фонтан «Бармалей» · Премия имени Корнея Чуковского

Источник: Чуковский К.

Корней Иванович Чуковский – это псевдоним известного детского поэта Николая Васильевича Корнейчукова. Он родился 31 (19) марта 1882 года в Санкт-Петербурге. Матерью его была крестьянка из Полтавской губернии Екатерина Корнейчукова, работавшая горничной в благородном семействе Левенсонов. Она проживала в гражданском браке с Эммануилов Левенсоном, от этого брака у Корнея уже была трехлетняя сестра Мария. Вскоре после рождения Корнея, Левенсон оставил свою незаконную семью и женился на женщине «своего круга». Екатерина с детьми была вынуждена переехать в Одессу.

Какое-то время Корней учился во второй одесской гимназии, а одним из известных его одноклассников и близким другом, был Борис Житков. Гимназию Корней не окончил, он был отчислен, по утверждениям из-за низкого социального происхождения.

С 1901 года Чуковский начал работать в «Одесских новостях», а чуть позже, как единственный корреспондент газеты, знающий английский язык, которому он обучился самостоятельно, он уехал с молодой женой в Лондон. Обещание о высоких гонорарах издатель не сдержал, публикации практически не оплачивались, поэтому беременную жену Чуковский отправил обратно в Одессу. Сам Чуковский остался в Лондоне и подрабатывал перепиской каталогов в Британском музее.

Корней Иванович Чуковский, портрет

Вернувшись в Одессу в конце 1904 года, Чуковский оказался полностью погружен в события революции 1905 года. Он дважды посещал восставших моряков на броненосце «Потемкин» и передавал их письма к близким. В Петербурге в это время начинает издаваться сатирический журнал «Сигнал», одним из авторов которого, наряду с уже известными Куприным, Сологубом и Надеждой Тэффи, начинает работать и Корней. После выхода четвертого номера журнала его арестовывают за «оскорбление его величества». Благодаря защите известного адвоката Грузенберга, который добился его полного оправдания, Чуковский провел под арестом всего девять дней.

В 1910 году Корней Иванович поселился в финском местечке Куоккала (сегодня Репино, в Курортном районе Санкт-Петербурга) и завел близкое знакомство с Ильей Репиным и писателем Короленко. Репин придумал сочетание двух слов Куоккала и Чуковский – «Чукоккала», которым Корней Иванович назвал юмористический альманах и вел его до последних дней своей жизни.

Корней Иванович Чуковский

Увлечение детской литературой, прославившей Чуковского, началось довольно поздно, к тому времени он уже был известным литературным критиком со множеством публикаций и книг. В 1916 году он составил сборник «Ёлка» и написал свою первую сказку «Крокодил». Потом вышли его знаменитые сказки «Мойдодыр» и «Тараканище». Не меньше, чем сказки, Чуковского увлекала детская психология и то, как дети овладевают речью. Он записывал много наблюдений за детьми, за их словесным творчеством и в 1933 году издал книгу на все времена – «От двух до пяти».

В феврале 1928 года вдова Ленина Н.К. Крупская опубликовала разгромную критическую статью «О «Крокодиле» Чуковского», в те времена это могло означать только одно – запрет на профессию. В среде «партийных! Критиков и редакторов даже возник термин «чуковщина». Чуковский опубликовал ответное письмо в «Литературной газете», в котором он отрекся от сказок и пообещал создать сборник «Веселая колхозия».

Корней Иванович Чуковский

Сам Чуковский тяжело переживал отречение от сказок, совпало все это и с его личной трагедией: тяжело заболела и потом умерла от туберкулеза его дочь Мурочка, а спустя некоторое время семью постиг еще один удар, был расстрелян муж его дочери Лидии. После смерти Мурочки Чуковский действительно больше не написал ни одной сказки. Сам Чуковский переезжает жить в Москву.

В последние годы жизни, на даче в Переделкино, он постоянно проводит встречи с окрестными детьми, читает им стихи, приглашает на встречи известных людей: летчиков, артистов, писателей и поэтов. Переделкинские дети, которые давно стали взрослыми, до сих вспоминают эти детские посиделки на даче Чуковского.

Умер Корней Иванович 28 октября 1969 года на своей даче в Переделкино, где сегодня действует его музей, а похоронен на местном кладбище.

На чтение 7 мин. Опубликовано 22.04.2020 Обновлено 22.04.2020

Невероятно весёлая и поучительная история о том, как постоянно звонит телефон, рассказана известным писателем Корнеем Чуковским. Прочитав его сказку, можно увидеть, что частые телефонные звонки способны вызывать у человека лишь раздражение. В младших классах ученики изучают произведение, а затем записывают его краткое содержание в читательский дневник. «Телефон» Чуковского отличается увлекательным сюжетом и надолго запоминается детям.

Содержание

  1. История создания
  2. Характеристика героев
  3. Основная мысль и идея
  4. Краткий сюжет
  5. Пересказ для читательского дневника
  6. Художественные особенности
  7. Образец сочинения
  8. Анализ сказки в стихах
  9. Отзывы читателей

История создания

Считается, что сказка Корнея Чуковского автобиографична, так как писатель страдал бессонницей. Об этом в своих воспоминаниях написала его дочь Лидия. В тех строках произведения, где автор говорит, что он три ночи не спал и устал, он имеет в виду себя. Ему звонили разные люди, чтобы он им помог. И даже если Чуковский пытался уснуть, то эти звонки его будили.

Хоть период бессонницы для человек тяжёлый, писатель пишет о нем легко и с юмором. Звонки не раздражали его, ему хотелось помочь тем, кто оказался в беде.

Сказку «Телефон» Чуковский написал в 1926 году. Он построил своё произведение так, чтобы читать было интересно. Корней Иванович своё литературное сочинение написал в форме диалога. Каждый звонок содержит просьбу, и рассказчик старается никому не отказывать. Но мольба, которая была озвучена носорогом, желающим спасти бегемота, ему не показалась смешной и нелепой.

Чуковский считал, что сказка станет интересна детям, если события в ней будут развиваться быстро, ведь ребенок не сможет тогда скучать. По такому же принципу построен одноимённый рассказ Николая Носова, в котором автор поведал весёлую историю двух друзей, купивших игрушечный телефон и разобравших его, чтобы понять, как он устроен.

Характеристика героев

В сказке Чуковского много персонажей. Главным героем является рассказчик, который едва успевает отвечать на все звонки. Второстепенных персонажей огромное количество. К действующим лицам можно отнести:

Персонажи сказки Чуковского

  • крокодила;
  • слона;
  • мартышек;
  • свинью;
  • носорога;
  • зайцев;
  • газелей;
  • бегемота;
  • цаплей;
  • медведя.

Все они что-то требовали от рассказчика, поэтому он едва успевал им отвечать и помогать.

Основная мысль и идея

При изучении произведения стоит обратить внимание детей на рисунки к сказке, которые позволяют всё представить и домыслить. Но обязательно следует сделать анализ произведения и понять, какова его основная мысль. Композиция представляет собой несколько забавных телефонных разговоров, которые между собой связаны рассказчиком, отвечающим на звонки.

Сказка учит, что нужно знать правила поведения в обществе и не звонить постоянно человеку. Нельзя это делать поздно вечером и ночью, когда люди уже могут спать. Корней Иванович настолько просто построил своё произведение, что ребёнок познаёт этикет, не осознавая того, что его чему-то учат. Приятно жить в воспитанном обществе, где соблюдаются правила поведения.

Краткий сюжет

Это звонил слон

Сначала у главного герой зазвонил телефон. Как выяснилось, это звонил слон, который был у верблюда. Он просил, чтобы для его сына рассказчик прислал пудов пять или шесть шоколада. Оправдывал слон это тем, что тот ещё маленький и больше не съест. Следующий звонок был от крокодила. Тот слёзно просил прислать ему калоши, ведь его семья уже съела те, что были присланы на прошлой неделе. Теперь они с нетерпением ждали сладких и новых калош.

Затем звонили зайчата и просили прислать им перчаток. Мартышки умоляли прислать им книжки. Потом неожиданно позвонил медведь и долго он в трубку ревел, но так и не смог объяснить главному герою, чего же всё-таки он хотел.

После этого позвонили цапли, которые лягушками объелись и просили, чтобы им прислали капли, а то у них животы разболелись. И такая дребедень повторялась целый день. Среди звонящих были даже олень и тюлень.

Неожиданным оказался звонок от двух газелей. Они запели в трубку новость о том, что все карусели сгорели. Теперь они переживали, что качаться будет негде. Но рассказчик их успокоил, сообщив, что всё уцелело. И нет герою покоя ни ночью, ни днём. Так, рано утром ему позвонил кенгуру и стал спрашивать Мойдодыра.

Такой перезвон продолжался три дня и ночи, а рассказчику очень хотелось уснуть и отдохнуть. Но когда он всё-таки лёг, то раздался новый звонок. Носорог стал в трубку кричать, что случилась беда, поэтому герой немедленно должен бежать сюда. Как оказалось, нужно было спасать бегемота, который провалился в болото и теперь не мог сдвинуться с места.

Рассказчик понимал, что если ему не помочь, то он утонет в болоте, поэтому немедленно отправился его спасать. Но тянуть бегемота из болота оказалось непросто.

Пересказ для читательского дневника

При изучении в школе произведения Чуковского следует записать его краткое содержание в читательский дневник. Это поможет ребятам в дальнейшем ориентироваться в мире литературы. Сказку в стихах Корнея Чуковского можно записать в виде плана:

Изучение в школе произведения Чуковского

  1. Звонок от слона.
  2. Разговор с крокодилом.
  3. Просьба зайчат.
  4. Пожелание мартышек.
  5. Непонятный рёв медведя.
  6. Цаплям срочно потребовались капли.
  7. Газели беспокоились о том, не сгорели ли карусели.
  8. Попытка кенгуру дозвониться до Мойдодыра.
  9. Беда с бегемотом.

Под планом можно поместить картинки, на которых изображены фрагменты произведения, а также в нескольких словах передать главную мысль для читательского дневника.

Художественные особенности

Корней Чуковский писал свою сказку в стихах

Когда Корней Чуковский писал свою сказку в стихах, ещё не было мобильных телефонов. Но уже тогда стационарный телефонный аппарат у главного героя не умолкал. Рассказчик, как доктор Айболит, всем старался помочь. Маленьким читателям интересны фрагменты такого диалога. Благодаря им дети могут незаметно постигать тонкости этикета и становиться воспитанными людьми.

В тексте ребята встречают много незнакомых слов. Их лексическое значение можно найти в словарях. Но взрослые просто обязаны их объяснить:

  • пуд — устаревшая единица меры веса, равная 16 кг;
  • галоши — накладки на обувь, которые не промокают;
  • галдеть — громко говорить сразу нескольким людям;
  • дюжина — 12 одинаковых предметов.

Легко такую сказку для ребёнка распечатать полностью, чтобы он смог сам читать и рассматривать иллюстрации, которых обычно много.

Образец сочинения

У главного героя произведения Корнея Чуковского нелёгкая работа, так как он всё время должен отвечать на звонки. Ему постоянно кто-нибудь звонит с просьбами, а он никому не может отказать. Я думаю, что у этого персонажа большое сердце, которое просто не может не беспокоиться о том, что каждую минуту кому-то нужна его помощь.

Кто только ему не звонил, чтобы попросить либо шоколад, либо галоши, либо книжки, либо какие-то капли от живота. И даже звонил настоящий носорог, который просто кричал в трубку, прося о помощи.

Слон звонил и просил шоколад

Нравится и запоминается эта стихотворная сказка тем, что все разговоры представлены в виде маленьких диалогов, от чтения которых невозможно устать. Действие в них быстро развивается. Просьбы все необычные и неожиданные. Например, свинья решила спеть дуэтом с соловьём, но ведь их голосовые данные разные! Как же они могут вместе петь? Но она этого даже не понимает.

Автор пытался донести до своих читателей главную мысль, что не стоит беспокоить людей в ночное время, нужно уважительно относиться друг к другу и соблюдать культуру общения.

Безусловно, понравился в этой сказке главный герой, так как он оказался очень терпеливым и отзывчивым человеком. Он заслуживает уважение и благодарность.

Анализ сказки в стихах

Главный герой страдает, поскольку ему постоянно звонят животные. Это превращается в настоящий кошмар. Так, ему два раза звонил медведь, который сначала просто ревел, поэтому рассказчик ничего не мог разобрать. А потом он снова позвонил, чтобы рассказать, что он случайно съел морского ежа и теперь боялся.

Анализ сказки в стихах

Стоит всегда понимать, что для помощи существуют специальные службы, которые помогают тем, кто попал в беду, а людей после 9−10 часов вечера лучше не беспокоить. Конечно же, животные, которые звонили главному герою, своим поведением сильно напоминают людей.

Судя по этой сказке, трудно быть отзывчивым человеком, ведь хочется всем помочь и всех спасти. Но если никому не отказывать, то ритм жизни нарушается.

Отзывы читателей

Очень понравилась сказка. Запомнился бегемот, который попал в болото.

Ася, 7 лет

Я бы не выдержал, если бы так постоянно звонил телефон. У меня нет такого терпения.

Иван, 6 лет

И я бы хотела позвонить такому человеку, который мне обязательно поможет.

Вера, 7 лет

Добрый день, уважаемые участники проекта «Сказки Чуковского»!

Мы продолжаем наш проект сказкой

«Телефон».

Корней Чуковский не мог и представить себе, что его стихотворение о вечно трезвонящем телефоне обретет новую актуальность в XXI веке, когда мобильный телефон станет постоянным спутником практически каждого человека. «И такая дребедень Целый день: Динь-ди-лень, То тюлень позвонит, то олень».

Сказка  «Телефон» написана от лица взрослого, уставшего от «дребедени» звонков. Сказка разворачивается чередой почти сплошных диалогов. Телефонные собеседники – то ли дети, то ли взрослые — всякий раз ставят героя в тупик своими назойливыми просьбами, нелепыми вопросами. Маленькие читатели невольно становятся на сторону измученного героя, незаметно постигая тонкости хорошего воспитания.

История создания этой сказки автобиографичная. Чуковский в конце жизни страдал сильной бессонницей. Об этом пишет в воспоминаниях его дочь Лидия Чуковская. Так что «Я три ночи не спал, я устал» — это вполне про него. Как и то, что ему постоянно звонили с просьбами самые разные люди, и он многим помогал. Звонки часто будили его, когда, наконец, удавалось заснуть после изнурительного периода бессонницы. Так что можно только восхищаться, с каким легким чувством юмора он об этом пишет.

Расскажите детям:

Пуд — устаревшая единица измерения массы русской меры веса, равная 40 фунтам или ≈ 16 кг. Пять-шесть пудов ≈ 80 – 96 кг. Предложите ребенку встать на весы. Сравните сколько пудов в нем?

Кало́ши или гало́ши — непромокаемые накладки, надеваемые на обувь. Индейцы Южной Америки использовали непромокаемую обувь из каучука. Индейцы надрезали кору дерева гевеи, чтобы получить млечный сок, называемый латексом, в котором содержится каучук. Попав на континент, европейцы заинтересовались свойствами необычного дерева. Со временем они стали делать из него галоши. Возможно, именно такие галоши хотел съесть крокодил? А резиновые галоши появились в России двести лет назад. Их носят для защиты обуви, и на туфли, и на ботинки.

Дюжина – сколько это? Это 12 одинаковых предметов. Слово произошло от французского douzaine. Широко применялась раньше до введения десятичной системы измерения и применяется до сих пор при комплектации сервизов и  больших гарнитуров мебели, которые выпускаются почти всегда на 12 или 6 (полудюжина) персон. В Америке приято покупать яйца дюжинами.

Галде́ть — громко говорить всем вместе, беспорядочно кричать, говорить.

Номер 125, который Корней Чуковский использовал в стихотворении — это специальный номер, который рекомендовалось использовать, чтобы избежать совпадения с реальными номерами (типа номера 555-xxxx в голливудских фильмах)

Итак, «Телефон» сказка этого месяца. Надеюсь, что эта сказка не вызывает отрицательных эмоций, и вы сможете принять более активное участие! Вы можете выполнить любую творческую работу на тему месяца, можно придумать тематическое занятие, игрушку, нарисовать что-то вместе с ребенком, к примеру, маски главных персонажей и  устроить, запечатлеть домашнюю постановку… Не ограничивайте свою фантазию и творчество: ведь существует масса вариантов того, как можно обыграть эту сказку!

В помощь вам я подобрала материалы, которые могут пригодиться в ваших занятиях с малышами на странице Pinterest «Телефон». Но все же самое главное, что будет прежде всего оцениваться – это ваше творчество!

Играем в «Телефон» с 15 апреля по 13 мая до 21 часов 00 минут по МСК (до этого времени вы можете добавлять свои работы в линки — в этот раз я продлила время).

13 мая – подводим итоги

14 – награждаем победителя

15 – стартует следующая часть проекта

Призы, которые вы получите по итогам месяца:

1. За участие в этой части проекта вы получите бесплатно в электронном виде карточки к игре «Сказки Чуковского» часть вторая «Телефон». (Если вы пройдете с нами через весь проект, то у вас получится целая познавательная игра по сказкам Чуковского). Это образец карточки с заданиями, а всего только к этой сказке – 14 игровых карточек. Получать вы их будете когда опубликуете свою работу.

2. Также участники проекта получат скидкуна мои материалы по сказке «Телефон». Все материалы в электронном виде, поэтому единственное, что вам необходимо будет сделать – распечатать их.

Это лишь малая часть того, что будет в материалах.


3. Победитель каждого этапа будет получать эти материалы бесплатно!

Все желающие приобрести материалы по сказке Чуковского «Телефон» для вас материалы будут стоить 900 рублей.

Что нужно, чтобы принять участие в проекте?

  • Быть постоянным читателем или подписчиком моего блога.
  • Рассказывать о своих играх у себя в блоге или дневничке.
  • Вы делаетеподелку, игру или занятие по теме месяца, рассказываете об этом у себя в блоге, в конце своей статьи вставляете мой баннер, или активную ссылку на этот проект и добавляете работу в линки.
  • Все работы я буду добавлять в галерею Pinterest. Каждая работа будет иметь активную ссылку на ваш блог, так что это позволит новым читателям прийти к вам в гости. Чем больше людей узнают об этом проекте, тем больше читателей у вас появится — надеюсь, что всем будет интересно.

Код банера:

Как добавить себя в Inlinkz?
Это совсем не сложно. И в этот раз будут только названия без картинок:

— 1. Нажмите кнопку «Add your link»
— 2. В поле «URL» вставьте ссылку на вашу статью с работой, а не на ваш сайт!!!
— 3. В поле «Name» впишите название своей работы,а не ваше имя!
— 4. В поле «Email» введите свой эл.адрес. Не волнуйтесь — он будет невидим для остальных
После размещения ссылки, проверьте ее правильность. В случае ошибки, вы можете удалить добавление, нажав на красный крестик под ним, и разместить правильную ссылку повторно.

Вам будет интересно:

Образец сочинения

У главного героя произведения Корнея Чуковского нелёгкая работа, так как он всё время должен отвечать на звонки. Ему постоянно кто-нибудь звонит с просьбами, а он никому не может отказать. Я думаю, что у этого персонажа большое сердце, которое просто не может не беспокоиться о том, что каждую минуту кому-то нужна его помощь.

Кто только ему не звонил, чтобы попросить либо шоколад, либо галоши, либо книжки, либо какие-то капли от живота. И даже звонил настоящий носорог, который просто кричал в трубку, прося о помощи.

Нравится и запоминается эта стихотворная сказка тем, что все разговоры представлены в виде маленьких диалогов, от чтения которых невозможно устать. Действие в них быстро развивается. Просьбы все необычные и неожиданные. Например, свинья решила спеть дуэтом с соловьём, но ведь их голосовые данные разные! Как же они могут вместе петь? Но она этого даже не понимает.

Автор пытался донести до своих читателей главную мысль, что не стоит беспокоить людей в ночное время, нужно уважительно относиться друг к другу и соблюдать культуру общения.

Безусловно, понравился в этой сказке главный герой, так как он оказался очень терпеливым и отзывчивым человеком. Он заслуживает уважение и благодарность.

Анализ сказки в стихах

Главный герой страдает, поскольку ему постоянно звонят животные. Это превращается в настоящий кошмар. Так, ему два раза звонил медведь, который сначала просто ревел, поэтому рассказчик ничего не мог разобрать. А потом он снова позвонил, чтобы рассказать, что он случайно съел морского ежа и теперь боялся.

Стоит всегда понимать, что для помощи существуют специальные службы, которые помогают тем, кто попал в беду, а людей после 9−10 часов вечера лучше не беспокоить. Конечно же, животные, которые звонили главному герою, своим поведением сильно напоминают людей.

Судя по этой сказке, трудно быть отзывчивым человеком, ведь хочется всем помочь и всех спасти. Но если никому не отказывать, то ритм жизни нарушается.

Тяжелый период

Однако этот успех привлек не только внимание читателей. Партийные функционеры того времени увидели в забавных сказках критику существующей власти

«Неуважением к ребенку» назвала эти книги Н.К. Крупская, в литературных кругах того времени бытовало презрительное словцо «чуковщина» — так говорили о детских книгах, чьи авторы были неугодны. Однако, несмотря на запреты его книг, творчество Чуковского было по-прежнему популярно. 

В 30-е годы в Сталинграде была установлена скульптурная композиция по мотивам его сказки. «Дети и хоровод» (она же «Крокодил») стали символом города после Великой Отечественной войны, как немногое, что чудом уцелело в Сталинграде. 

В этот тяжелый период детская литература для Корнея Ивановича ушла на второй план, но он продолжал работать с детьми. Его интересовала детская психология, он полностью включился в новое дело. Для писателя развитие ребенка, его первые шаги, слова и мысли были особенно важными. В 1936 году он выпустил книгу своих наблюдений за малышами «От двух до пяти».

Также Чуковский начинает выпускать произведения известных английских писателей (таких, как например, Р.Киплинг), но в более простом, адаптированном для детей варианте. В 60-е годы, несмотря на тотальную антирелигиозную политику в стране, он начинает работать над адаптацией Библии для детей. Конечно, многое пришлось заменить и убрать — Бог, например, стал «Великим волшебником Яхве». К сожалению, книга «Вавилонская башня и другие древние легенды» из-за внешнеполитических коллизий так и не увидела своего читателя.

Телефон — сказка в стихах Корнея Чуковского Телефон

 

Телефон Чуковского — сказка, которая дала нам массу крылатых выражений и просто известных четверостиший. Это и «Откуда? От верблюда» и «Ox, нелёгкая это работа — Из болота тащить бегемота!» и многие другие. Рассказывает она о том, как целый день разрывается телефон у доктора и звери звонят ему по мелочам, ни сна ни покоя…

 
У меня зазвонил телефон.
— Кто говорит?
— Слон.
— Откуда?
— От верблюда.
— Что вам надо?
— Шоколада.
— Для кого?
— Для сына моего.
— А много ли прислать?
— Да пудов этак пять.
Или шесть:
Больше ему не съесть,
Он у меня ещё маленький!
А потом позвонил
Крокодил
И со слезами просил:
— Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.
— Постой, не тебе ли
На прошлой неделе
Я выслал две пары
Отличных калош?
— Ах, те, что ты выслал
На прошлой неделе,
Мы давно уже съели,
И ждём не дождёмся,
Когда же ты снова пришлёшь
К нашему ужину
Дюжину
Новых и сладких калош!
А потом позвонили зайчатки:
— Нельзя ли прислать перчатки?
А потом позвонили мартышки:
— Пришлите, пожалуйста, книжки!
А потом позвонил медведь
Да как начал, как начал реветь.
— Погодите, медведь, не ревите,
Объясните, чего вы хотите?
Но он только «му» да «му»,
А к чему, почему —
Не пойму!
— Повесьте, пожалуйста, трубку!
А потом позвонили цапли:
— Пришлите, пожалуйста, капли:
Мы лягушками нынче объелись,
И у нас животы разболелись!
А потом позвонила свинья:
— Пришлите ко мне соловья.
Мы сегодня вдвоём
С соловьем
Чудесную песню
Споём.
— Нет, нет! Соловей
Не поёт для свиней!
Позови-ка ты лучше ворону!
И снова медведь:
— О, спасите моржа!
Вчера проглотил он морского ежа!
И такая дребедень
Целый день:
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень!
То тюлень позвонит, то олень.
А недавно две газели
Позвонили и запели:
— Неужели
В самом деле
Все сгорели
Карусели?
— Ах, в уме ли вы, газели?
Не сгорели карусели,
И качели уцелели!
Вы б, газели, не галдели,
А на будущей неделе
Прискакали бы и сели
На качели-карусели!
Но не слушали газели
И по-прежнему галдели:
— Неужели
В самом деле
Все качели
Погорели?
Что за глупые газели!
А вчера поутру
Кенгуру:
— Не это ли квартира Мойдодыра?
Я рассердился да как заору:
— Нет! Это чужая квартира!!!
— А где Мойдодыр?
— Не могу вам сказать…
Позвоните по номеру сто двадцать пять.
Я три ночи не спал,
Я устал.
Мне бы заснуть,
Отдохнуть…
Но только я лёг —
Звонок!
— Кто говорит?
— Носорог.
— Что такое?
— Беда! Беда!
Бегите скорее сюда!
— В чём дело?
— Спасите!
— Кого?
— Бегемота!
Наш бегемот провалился в болото…
— Провалился в болото?
-Да!
И ни туда, ни сюда!
О, если вы не придёте,-
Он утонет, утонет в болоте,
Умрёт, пропадёт
Бегемот!!!
— Ладно! Бегу! Бегу!
Если могу, помогу!
Ox, нелёгкая это работа —
Из болота тащить бегемота!
———————————————————-
Корней Чуковский.Текст сказки в стихах
«Телефон».Читаем бесплатно онлайн.

Читать другие сказки в стихахЧитать другие стихи и сказки Чуковского. Содержание

Корней Иванович Чуковский.Биография.

 

Корней Иванович Чуковский родился в 1882 году в Санкт-Петербурге. При рождении ему было дано другое имя: Николай Васильевич Корнейчуков. Мальчик был незаконнорожденным, за что жизнь не раз ставила его в затруднительные положения. Отец оставил семью, когда Николай был ещё совсем маленьким, и он вместе с мамой переехал в Одессу. Однако и там его ждали неудачи: из гимназии будущего писателя отчислили, так как он пришел “из низов”. Жизнь в Одессе была несладкой для всей семьи, дети часто недоедали. Николай всё же проявил силу характера и сдал экзамены, подготовившись к ним самостоятельно.

 
Свою самую первую статью Чуковский опубликовал в “Одесских новостях”, а уже в 1903 году, через два года после первой публикации, молодой писатель отправился в Лондон. Там он прожил несколько лет, работая корреспондентом и изучая английскую литературу. После возвращения на родину, Чуковский издает свой журнал, пишет книгу воспоминаний и к 1907 году становится известным в литературных кругах, правда пока не как писатель, а как критик. Очень много сил Корней Чуковский потратил на написание произведений о других авторах, некоторые из них довольно известны, а именно, о Некрасове, Блоке, Ахматовой и Маяковском, о Достоевском, Чехове и Слепцове. Эти издания внесли вклад в литературный фонд, но не принесли известности автору.

Детство в Одессе

Мать будущего писателя, Екатерина Корнейчукова, была прислугой в доме богатого одесского купца Эммануила Левинсона. Их связь длилась много лет, но Левинсон через несколько лет после рождения сына Николая в 1882 году бросил незаконную семью и переехал в Баку, где основал ряд успешных коммерческих проектов.

Детство Николая было тяжелым: чтобы помочь матери и сестре Марусе, он ловил рыбу на продажу, красил заборы, расклеивал объявления. Из гимназии его исключили в 5 классе, упирая на «низкое происхождение», кроме того, он был незаконнорожденный. Повзрослев, Чуковский с горечью будет вспоминать, что у него «никогда не было такой роскоши, как отец или дед».

Но мальчик не отчаялся и плотно занялся самообразованием. Мечта о далекой Австралии стала стимулом для изучения английского языка. Гораздо позже переводческая деятельность станет основой его творчества — Чуковский познакомит советских детей с произведениями Марка Твена, Даниэля Дефо, Чарльза Диккенса.

Краткий сюжет

Сначала у главного герой зазвонил телефон. Как выяснилось, это звонил слон, который был у верблюда. Он просил, чтобы для его сына рассказчик прислал пудов пять или шесть шоколада. Оправдывал слон это тем, что тот ещё маленький и больше не съест. Следующий звонок был от крокодила. Тот слёзно просил прислать ему калоши, ведь его семья уже съела те, что были присланы на прошлой неделе. Теперь они с нетерпением ждали сладких и новых калош.

Затем звонили зайчата и просили прислать им перчаток. Мартышки умоляли прислать им книжки. Потом неожиданно позвонил медведь и долго он в трубку ревел, но так и не смог объяснить главному герою, чего же всё-таки он хотел.

После этого позвонили цапли, которые лягушками объелись и просили, чтобы им прислали капли, а то у них животы разболелись. И такая дребедень повторялась целый день. Среди звонящих были даже олень и тюлень.

Неожиданным оказался звонок от двух газелей. Они запели в трубку новость о том, что все карусели сгорели. Теперь они переживали, что качаться будет негде. Но рассказчик их успокоил, сообщив, что всё уцелело. И нет герою покоя ни ночью, ни днём. Так, рано утром ему позвонил кенгуру и стал спрашивать Мойдодыра.

Такой перезвон продолжался три дня и ночи, а рассказчику очень хотелось уснуть и отдохнуть. Но когда он всё-таки лёг, то раздался новый звонок. Носорог стал в трубку кричать, что случилась беда, поэтому герой немедленно должен бежать сюда. Как оказалось, нужно было спасать бегемота, который провалился в болото и теперь не мог сдвинуться с места.

Сказки Чуковского список

Мы собрали список лучших сказок Чуковского. Любую из сказок можно читать онлайн на нашем сайте.

Б

Е

Ежики смеютсяЕлка

З

К

Котауси и МаусиКраденое солнцеКрокодил

М

МойдодырМуха-Цокотуха

П

Приключения БибигонаПутаница

Р

С

Т

ТараканищеТелефонТоптыгин и Лиса

Ф

Ч

ЧерепахаЧто сделала МураЧудо-дерево

Корней Иванович Чуковский (1881-1969) — советский поэт, литературный критик, общественный деятель, переводчик. Благодаря мастерству Чуковского-переводчика русские читатели познакомились со сказками Оскара Уайльда, Редьярда Киплинга, детскими повестями Марка Твена. Уже первые произведения для детей сделали автора узнаваемым и популярным. Хотя некоторые детские сказки принесли поэту скандальную славу. Споры вокруг детских сказок Чуковского возникают и сейчас. Некоторые критики обвиняют поэта в том, что в его стихах для детей встречается много несуразицы и ужасных сцен. Но если проанализировать современные комиксы для детей или мультики с бесконечными сценами жестокости и, мягко говоря, глупостей, то стихотворения-сказки Чуковского покажутся самыми гуманными произведениями. Большая польза от ярких, забавных коротких стихотворений поэта самым маленьким детям. Именно на таких коротеньких сказочных стихах малыши учатся воспринимать, понимать, запоминать, воспроизводить услышанное. Попробуйте прочитать вместе с детьми первое стихотворение из списка – простенький стишок Бутерброд. После второго прочтения малыши уже узнают стихотворение, после третьего начинают вам помогать его декламировать. Главное: читайте выразительно и приглашайте ребенка повторять строчки вместе с вами. Вы убедитесь, что стихотворения Чуковского все дети запоминают очень быстро и с удовольствием их декламируют.

Сказки-стихи Чуковского развивают память, воображение, фантазию, расширяют кругозор, учат умению радоваться самым простым вещам и воспринимать позитив окружающего мира (Ежики смеются, Елка, Радость, Черепаха)

Воспитывают сказочные истории доброжелательность (Что сделала Мура), осторожность (Котауси и Мауси), любознательность (Путаница), желание дарить радость другим (Чудо-дерево), прививают любовь к чистоте и порядку (Мойдодыр, Федорино горе)

Читать онлайн сказки Чуковского на нашем сайте – лучший способ порадовать ребенка забавной и поучительной сказкой, сэкономив при этом время и деньги.

Переделкино: дом радости

Почти 30 лет Корней Иванович прожил в своем доме в Переделкине в Подмосковье, который сейчас стал писателя. Он часто общался с детьми, рад был каждому гостю, специально придумывал что-то особенное, чтобы маленьким посетителям было интересно, устраивал большие праздники для детей — костры «Здравствуй, лето», «Прощай, лето». Кстати, эта традиция сохраняется до сих пор в доме-музее писателя. Посетите это место, чтобы проникнуться атмосферой и лучше понять гений Чуковского. Там много чего интересного: есть волшебное зеркало, в которое можно посмотреть только один раз, чтобы стать красивым, есть настоящий индейский наряд, в котором писатель выступал на детских праздниках и, конечно же, есть крокодил — огромная игрушка в честь самой первой детской сказки Корнея Чуковского.

Основная мысль и идея

При изучении произведения стоит обратить внимание детей на рисунки к сказке, которые позволяют всё представить и домыслить. Но обязательно следует сделать анализ произведения и понять, какова его основная мысль

Композиция представляет собой несколько забавных телефонных разговоров, которые между собой связаны рассказчиком, отвечающим на звонки.

Сказка учит, что нужно знать правила поведения в обществе и не звонить постоянно человеку. Нельзя это делать поздно вечером и ночью, когда люди уже могут спать. Корней Иванович настолько просто построил своё произведение, что ребёнок познаёт этикет, не осознавая того, что его чему-то учат. Приятно жить в воспитанном обществе, где соблюдаются правила поведения.

Сказка «Телефон» Корнея Ивановича Чуковского

1
У меня зазвонил телефон.
— Кто говорит?
— Слон.
— Откуда?
— От верблюда.
— Что вам надо?
— Шоколада.
— Для кого?
— Для сына моего.
— А много ли прислать?
— Да пудов этак пять.
Или шесть:
Больше ему не съесть,
Он у меня ещё маленький!

2
А потом позвонил
Крокодил
И со слезами просил:
— Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.

— Постой, не тебе ли
На прошлой неделе
Я выслал две пары
Отличных калош?

— Ах, те, что ты выслал
На прошлой неделе,
Мы давно уже съели,
И ждём не дождёмся,
Когда же ты снова пришлёшь
К нашему ужину
Дюжину
Новых и сладких калош!3
А потом позвонили зайчатки:
— Нельзя ли прислать перчатки?
А потом позвонили мартышки:
— Пришлите, пожалуйста, книжки!

4
А потом позвонил медведь
Да как начал, как начал реветь.

— Погодите, медведь, не ревите,
Объясните, чего вы хотите?

Но он только «му» да «му»,
А к чему, почему —
Не пойму!

— Повесьте, пожалуйста, трубку!

5
А потом позвонили цапли:
— Пришлите, пожалуйста, капли:
Мы лягушками нынче объелись,
И у нас животы разболелись!6
А потом позвонила свинья:
— Пришлите ко мне соловья.
Мы сегодня вдвоём
С соловьем
Чудесную песню
Споём.
— Нет, нет! Соловей
Не поёт для свиней!
Позови-ка ты лучше ворону!

7
И снова медведь:
— О, спасите моржа!
Вчера проглотил он морского ежа!8
И такая дребедень
Целый день:
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень!
То тюлень позвонит, то олень.

А недавно две газели
Позвонили и запели:
— Неужели
В самом деле
Все сгорели
Карусели?

— Ах, в уме ли вы, газели?
Не сгорели карусели,
И качели уцелели!
Вы б, газели, не галдели,
А на будущей неделе
Прискакали бы и сели
На качели-карусели!

Но не слушали газели
И по-прежнему галдели:
— Неужели
В самом деле
Все качели
Погорели?9
Что за глупые газели!
А вчера поутру
Кенгуру:
— Не это ли квартира Мойдодыра?
Я рассердился да как заору:
— Нет! Это чужая квартира!!!
— А где Мойдодыр?
— Не могу вам сказать…
Позвоните по номеру сто двадцать пять.10
Я три ночи не спал,
Я устал.
Мне бы заснуть,
Отдохнуть…
Но только я лёг —
Звонок!
— Кто говорит?
— Носорог.
— Что такое?
— Беда! Беда!
Бегите скорее сюда!
— В чём дело?
— Спасите!
— Кого?
— Бегемота!

Наш бегемот провалился в болото…
— Провалился в болото?
-Да!
И ни туда, ни сюда!
О, если вы не придёте,-
Он утонет, утонет в болоте,
Умрёт, пропадёт
Бегемот!!!

— Ладно! Бегу! Бегу!
Если могу, помогу!
11
Ox, нелёгкая это работа —
Из болота тащить бегемота!

Сказку «Телефон» Корней Иванович Чуковский написал в 1926 году. Сказка написана в форме диалога. Главному герою постоянно кто-то звонит и просит помочь. И, конечно же, то ли Доктор Айболит, то ли сам Чуковский никому не отказывает, а всем помогает. Практически все просьбы, кроме последней (спасение бегемота), кажутся взрослому человеку смешными и нелепыми. Но ведь Чуковский писал для детей. В первую очередь, по мнению автора, сказка должна быть интересна и понятна детям. События должны развиваться очень быстро, чтобы маленький читатель (или слушатель) ни в коем случае не заскучал.

«Я три ночи не спал,Я устал.Мне бы заснуть,Отдохнуть…Но только я лёг —Звонок!»

Это реальные строчки из жизни самого Чуковского. Он писал сказку не в самый лучший момент своей жизни. Куча навалившихся проблем не давали ему заснуть. И свою проблему он отобразил в сказке «Телефон».

Интересные иллюстрации к сказке «Телефон» Корнея Ивановича Чуковского.  Живые, с душой, а самое интересное — присмотритесь к главному герою — это же копия самого Корнея Ивановича.

Специальный корреспондент в Лондоне

В 1901 году Николай Корнейчуков стал Корнеем Чуковским — родился литературный псевдоним — и с помощью друга по гимназии опубликовал свою первую статью в «Одесских ведомостях». Талант начинающего журналиста, а также его знание английского языка не остались незамеченными: в 1903 году его направляют специальным корреспондентом в Лондон. Там, помимо основной работы, он начинает изучать английскую литературу и делать свои первые переводы художественных произведений.

Вернувшись через 2 года в Россию, Корней Иванович принимает активное участие в революционных событиях 1905 года, за что был осужден. 

После всех потрясений литератор переезжает в тихое местечко российской Финляндии Куоккала (ныне это поселок Репино недалеко от Петербурга), где и прожил около 10 лет. Там он познакомился с художником Ильей Репиным, и дружба двух талантливых людей продлилась долгие годы.

В Куоккале Чуковский продолжал заниматься переводами, литературной критикой и публицистикой. Он никогда и не думал, что прославится как детский писатель. Если бы не его личное горе.

Стихи Чуковского. Начало карьеры детского поэта

 

Всё же Корней Иванович Чуковский остался в памяти как детский писатель, именно детские стихи Чуковского внесли его имя в историю на долгие годы. Сказки автор начал писать довольно поздно. Первая сказка Корнея Чуковского – это Крокодил, была написана в 1916 году. Мойдодыр и Тараканище вышли уже только в 1923.

 
Не многие знают, что Чуковский был прекрасным детским психологом, он умел чувствовать и понимать детей, все свои наблюдения и познания он подробно и весело описал в особенной книге “От двух до пяти”, которая впервые была издана в 1933 году. В 1930 году, пережив несколько личных трагедий, писатель основное время стал уделять написанию мемуаров и переводу произведений иностранных авторов.

 
В 1960-ые годы Чуковский загорелся идеей изложения Библии на детский лад. К работе были привлечены и другие литераторы, однако первое издание книги было полностью уничтожено властью. Уже в 21 веке, эта книга была издана, и найти её можно под названием “Вавилонская башня и другие библейские предания”. Последние дни своей жизни Чуковский провел на даче в Переделкино. Там он встречался с детьми, читал им собственные стихи и сказки, приглашал известных людей.

 
Начиная читать сказки Чуковского, никак не можешь остановиться и с каждым произведением понимаешь, что таких людей как он – единицы.
————————————————
Корней Чуковский.Стихи и сказки для детей.
Читаем бесплатно онлайн

Читать все стихи и сказки Чуковского.Список произведений.»Читать стихи и басни других авторов

Как жил Чуковский

В 1903 году 21-летний Чуковский женился на Марии Гольдфельд, «девушке со смелыми и живыми глазами», как описывал он ее. Это был один из самых светлых периодов жизни писателя. Молодой автор работал в газете «Одесские новости», писал заметки на разные темы, делал переводы — и получил предложение стать корреспондентом издания в Лондоне. Чуковский, еще хорошо помнивший навык покраски заборов, знавший не понаслышке, что такое нищета и полуголодное существование, не мог поверить своей удаче. Несколько лет они с женой провели в Англии. Потом в семье появились дети: сын Николай, дочь Лидия, сын Борис и младшая Мария.

Настоящее имя Чуковского

Чуковский появился на свет в Санкт-Петербурге в 1882 году у крестьянки Екатерины Корнейчуковой, жившей прислугой в доме почетного гражданина Одессы Эммануила Левенсона. Он и стал отцом будущего писателя. В этих многолетних отношениях появилась сначала дочь Мария, потом сын, которой получил имя Николай Корнейчуков. Но вскоре родитель оставил гражданскую жену с детьми, связал себя новыми узами брака и переехал в Баку. Мать Чуковского вынуждена была вернуться в Одессу.

Про отца — запрещено говорить

Личность Чуковского — это личность человека, который сделал себя сам во всех аспектах своей жизни. Он рос без отца и с раннего детства вынужден был заботиться о себе и помогать матери. Обиду на отца он пронес через всю жизнь: статус незаконнорожденного был очень болезненным для мальчика. Повзрослев, будущий писатель поменял имя и, по сути, создал себя заново. Уже в зрелом возрасте, став главой собственной семьи, он запретил всем родственникам поднимать эту тему.

Маляр и книголюб

Мурочка

Дочь Чуковского Мария, его любимица, которую он ласково называл Мурочкой, была больна костным туберкулезом. Это страшная болезнь доставляла ребенку такие муки, что девочка кричала от боли. Приступы чаще всего бывали ночью, и Чуковский не отходил от постели ребенка. Чтобы Мурочке не было так одиноко, когда все дети весело играют на улице, он придумывал для нее сказки. Так появился добрый доктор Айболит, который может помочь любому.

Корней Чуковский с дочерью Мурочкой

Мурочка умерла в 11 лет. Ее смерть почти сломила писателя, после он крайне мало работал. С тех пор Чуковского преследовала бессонница, однако эту проблему он обратил себе во благо: чаще всего работал ночью. 
В начале 20-х годов XX века Чуковский, будучи одним из самых влиятельных литераторов, начинает публиковать свои произведения для детей. Не без помощи своего знаменитого друга, С.Я. Маршака. Именно он убедил Чуковского опубликовать рассказы и стихи, которые он сочинял для своих детей. «Крокодил», «Мойдодыр», «Тараканище» и «Муха-Цокотуха» моментально стали популярными у всех советских детей.

Корней Иванович тщательно следил за всем издательским процессом, лично подбирал иллюстраторов. Детская книга без ярких, веселых картинок казалась ему «абсолютно негодной» для юного читателя. 

Популярные сегодня пересказы

  • Краткое содержание рассказа Страж-птица Шекли

    Люди начали понимать, что следует бороться с преступностью намного лучше, вследствие чего приступили к созданию специальных роботов – птиц-стражей, которые могли самообучаться.

  • Краткое содержание сказки Курица на столбах Пришвин

    Автор рассказа «Курица на столбах» предлагает читателю удивительную историю из мира животных, в которой героями стала курица-наседка и четверо гусят.

  • Последний в мире дракон — краткое содержание сказки Янссон

    В один летний денёк Муми-тролль решил поймать мелких головастиков, плавающих в луже. Он взял банку и опустил её в воду, а когда достал, то увидел, что поймал самого настоящего дракона

  • Лев и собачка — краткое содержание рассказа Толстого

    В лондонском зоопарке любой желающий мог посмотреть на диковинных зверей. Если у посетителя не было денег, то он должен был принести какое-либо домашнее животное. Например, собаку или кошку.

Художественные особенности

Когда Корней Чуковский писал свою сказку в стихах, ещё не было мобильных телефонов. Но уже тогда стационарный телефонный аппарат у главного героя не умолкал. Рассказчик, как доктор Айболит, всем старался помочь. Маленьким читателям интересны фрагменты такого диалога. Благодаря им дети могут незаметно постигать тонкости этикета и становиться воспитанными людьми.

В тексте ребята встречают много незнакомых слов. Их лексическое значение можно найти в словарях. Но взрослые просто обязаны их объяснить:

  • пуд — устаревшая единица меры веса, равная 16 кг;
  • галоши — накладки на обувь, которые не промокают;
  • галдеть — громко говорить сразу нескольким людям;
  • дюжина — 12 одинаковых предметов.

У меня зазвонил телефон.
— Кто говорит?
— Слон.
— Откуда?
— От верблюда.
— Что вам надо?
— Шоколада.
— Для кого?
— Для сына моего.
— А много ли прислать?
— Да пудов этак пять
Или шесть:
Больше ему не съесть,
Он у меня еще маленький!

А потом позвонил
Крокодил
И со слезами просил:
— Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.

— Постой, не тебе ли
На прошлой неделе
Я выслал две пары
Отличных калош?
— Ах, те, что ты выслал
На прошлой неделе,
Мы давно уже съели
И ждем, не дождемся,
Когда же ты снова пришлешь
К нашему ужину
Дюжину
Новых и сладких калош!

А потом позвонили зайчатки:
— Нельзя ли прислать перчатки?

А потом позвонили мартышки:
— Пришлите, пожалуйста, книжки!

А потом позвонил медведь
Да как начал, как начал реветь.

— Погодите, медведь, не ревите,
Объясните, чего вы хотите?

Но он только «му» да «му»,
А к чему, почему —
Не пойму!
— Повесьте, пожалуйста, трубку!

А потом позвонили цапли:
— Пришлите, пожалуйста, капли:
Мы лягушками нынче объелись,
И у нас животы разболелись!

А потом позвонила свинья:
— Нельзя ли прислать соловья?
Мы сегодня вдвоем
С соловьем
Чудесную песню
Споем.
— Нет, нет! Соловей
Не поет для свиней!
Позови-ка ты лучше ворону!

И снова медведь:
— О, спасите моржа!
Вчера проглотил он морского ежа!

И такая дребедень
Целый день:
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень!
То тюлень позвонит, то олень.

А недавно две газели
Позвонили и запели:
— Неужели
В самом деле
Все сгорели
Карусели?

— Ах, в уме ли вы, газели?
Не сгорели карусели,
И качели уцелели!
Вы б, газели, не галдели,
А на будущей неделе
Прискакали бы и сели
На качели-карусели!

Но не слушали газели
И по-прежнему галдели:
— Неужели
В самом деле
Все качели
Погорели?
Что за глупые газели!

А вчера поутру
Кенгуру:
— Не это ли квартира
Мойдодыра? —
Я рассердился, да как заору:
— Нет! Это чужая квартира!!!
— А где Мойдодыр?
— Не могу вам сказать…
Позвоните по номеру
Сто двадцать пять.

Я три ночи не спал,
Я устал.
Мне бы заснуть,
Отдохнуть…
Но только я лег —
Звонок!
— Кто говорит?
— Носорог.
— Что такое?
— Беда! Беда!
Бегите скорее сюда!
— В чем дело?
— Спасите!
— Кого?
— Бегемота!
Наш бегемот провалился в болото…
— Провалился в болото?
— Да!
И ни туда, ни сюда!
О, если вы не придете —
Он утонет, утонет в болоте,
Умрет, пропадет
Бегемот!!!

— Ладно! Бегу! Бегу!
Если могу, помогу!

Ох, нелегкая это работа —
Из болота тащить бегемота!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как я пишу бунин тезисный план
  • Как чуковский написал айболита
  • Как я пишу бунин стихотворение
  • Как что то узнаю напишу
  • Как я пишу бунин краткое содержание фрагмент