Как диджеи пишут музыку

Как делают музыку все современные электронные монстры? Думаете, каждую бочку сочиняют с нуля, каждый бас с потолка берут? Ничего подобного. Вся современная электронная музыка вне зависимости от стиля будь то транс, прогрессив-хаус или хип-хоп делается из сэмплов. Ну а в пятисотый раз объяснять, что такое сэмпл, я не буду. По-моему, значение этого слова знают даже малолетние обитатели яслей и детских садов. Сегодня я расскажу, как из этих самых сэмплов сделать полноценный музыкальный продукт.

Есть два основных подхода к созданию музыки из сэмплов.

Первый

Попсово-недоделанный, потому не имеющий право на полноценную жизнь. Суть его в двух словах: берем несколько готовых партий, скажем, ударных, баса, да каких-нибудь скрипочек, соединяем вместе, и полноценный хит готов. Этот путь своим убожеством может сравниться разве что с ремиксами песен Киркорова и права на существование не имеет в принципе. Сравнивать профессиональные записи и треки, сделанные таким образом, это как искать разницу между игрушечным домиком и Нью-йоркским небоскребом. Оставим подобные игры фанатам группы Руки вверх и перейдем к серьезным вещам.

Второй путь

Профессиональный подход в написании музыки из сэмплов состоит в преобразовании отдельных звуков из целых сэмплов в новые мелодии и партии. Например, взяв готовый бит, музыкант вырезает из него отдельно звуки бочки, ударных и тарелок и составляет из них новый бит, как говорится, не отходя от кассы. По ходу сбора новой партии сэмплы преобразуются и обрабатываются разными эффектами. В результате следов оригинального сэмпла не остается вообще, и мы получаем совершенно новый звук.

Как же это делается? Разумеется, без специальных программ не обойтись. Самая продвинутая софтина для профессиональной работы с сэмплами это, без сомнения, Ableton Live. Первым делом, вы должны определиться со скоростью вашей будущей композиции она определяется, как водится, в ударах в минуту, то есть ВРМ. Для хип-хопа ВРМ ставится в районе 90-110 ВРМ, для транса 120-140, хаус и джангл начинаются со 115 ВРМ. Выставив нужную скорость, приступаем к написанию собственно композиции.

Как вы уже наверняка догадались, для написания музыки из сэмплов эти самые сэмплы нужно где-то доставать. На самом деле, сэмплы во всем цивилизованном мире это целая индустрия, отдельные плоды которой регулярно появляются на специализированных сайтах.  

Процесс

Обычно первая дорожка сэмплов это ударные. Так как ударные задают ритм всей композиции, гораздо удобнее подгонять все остальные сэмплы именно под ударные. Итак, выбирайте любой бит из имеющихся в библиотеке и теперь наступает самое интересное.

Дело в том, что скорость, то есть ВРМ каждого сэмпла и бита разная и может отличаться от той скорости, которую вы выставили для своей композиции. Запустив одновременно несколько сэмплов с разной скоростью, вы услышите самую настоящую какофонию. Для борьбы с этим неприятным эффектом-то как раз и предназначены программы типа Live. Когда вы будете загружать сэмпл, его скорость будет автоматически определена и изменена под поставленную вами. В случае с битом Live просто поделит бит на части, например, бочки, ударные, тарелки, и проиграет его медленнее, или быстрее в зависимости от того, какая скорость установлена в вашей композиции. Таким образом, вам не приходится ломать голову по поводу подбирания сэмплов с одинаковой скоростью Live все сделает за вас.

Чтобы из готового бита сделать свой, вам нужно разрезать его на звуки. Для этого воспользуйтесь специальным инструментом Live: подведя к границам отдельного звука в сэмпле, нажмите S. Теперь вы сможете двигать отдельные звуки ударных и составлять из них свои партии. То же самое и с инструментальными сэмплами: порежьте их на отдельные ноты и составьте из них свою мелодию, при необходимости меняя тональность каждого звука. Таким образом, из мелодий вы можете составить совершенно новые профессионально звучащие произведения.

Правда?

В большей части современных звукозаписывающих студий музыка делается именно так. Из сэмплов. Треки, которые вы слышите по радио, в клубах, по телеку сделаны из сэмплов. В студиях, кроме готовых сэмплов, используют еще и собственные, записанные самостоятельно. Вы тоже можете делать свои сэмплы профессионального качества. Для этого применяют виртуальные синтезаторы.

Их треки нравятся. Ещё бы: они сделаны на Mac.

Знаете, кто они такие?

Теперь знаете ;)

Swanky Tunes – участники крупнейших музыкальных фестивалей Европы и Америки: TomorrowLand, Global Gathering, Sensation, Electric Zoo и др. Дважды обладатели премии Russian Dance Music Awards в номинации «Лучший музыкальный проект года», ди-джеи №1 в России по версии Alfa Future Awards 2015.

А ещё ребята написали трек «Here We Go», который играл в голливудском блокбастере «Форсаж 6».

Привет! Для затравки: читаете нас?

Привет! В перерывах между перелетами или студийной работой находим минутку, чтобы зайти на iPhones.ru и ознакомиться с последними новостями из мира Apple. Для нас актуальны обзоры про обновления и новые фишки в операционных системах. Узнаем много интересного. Продолжайте в том же духе!

Ну что, чем пользуетесь от Apple?

В коллективе у каждого из нас по несколько устройств Apple. Если перечислять по моделям: iPhone 5S, 6 и 6 Plus, iPad Mini, Apple Watch, MacBook Pro 13” и 15”, Apple TV и студийный Mac Pro последнего поколения. Каждый день используются айфоны, ноутбуки и Apple Watch. Для резервного копирования на студии стоит AirPort Time Capsule.

На Apple мы перешли в 2007 году. Долго работали на PC, но потом сравнили звук и пришли к выводу, что надо брать Mac. Распродали большую часть раритетных синтезаторов в студии, купили iMac в молочном корпусе и поставили на него Logic. Выбор был правильным. Сейчас звучание обеих платформ практически не отличается, но мы не готовы вернуться на PC.

После первого студийного iMac у нас появились MacBook Pro. Путешествовать с ними было тяжеловато, и вскоре они были заменены на MacBook Air. Прогресс не дремлет: с недавних пор в наши рюкзаки снова вернулись MacBook Pro, уже изрядно “похудевшие”, с крутыми Retina-экранами.

И, конечно, куда без iPhone. Каждый год обновляем свои смартфоны.

Ничего себе. Уверен, нашли место и для Apple Watch :)

Да взяли. Отличная вещь. На нее не отвлекаешься так часто, как на смартфон, а следовательно не рискуешь быть утянутым в социальные сети или погрузиться в тысячи е-мэйлов, когда записываешь музыку :)

Видели версию Apple Watch от Hermes? Бомба или грусть-печаль?

Apple Watch от Hermes – это ход конем, причем для обеих компаний. Hermes – компания с почти двухвековой историей решила “омолодиться” и у нее неплохо получилось. Почему эта история получила такой резонанс, нам непонятно. Говорить что кусок кожи столько не стоит, неверно. Покупатели таких часов – это совсем не бедные люди.

Другое дело – что остаётся всем остальным? Пусть ответят компании-производители аксессуаров. Почему бы, например, Nike не последовать примеру Hermes и не выпустить доступные браслеты для Apple Watch? В чём проблема? Не находите это странным?

Да, странное дело. Ну а вот про Mac. Что на них делаете?

На Mac, студийном или личном, мы пишем новые треки, общаемся со звукозаписывающими компаниями, работаем с электронной почтой, отвечаем своим поклонникам в социальных сетях и просто остаёмся на связи со своими близкими и друзьями. Обычные дела. Установлены стандартный набор из почтового клиента, iTunes, браузера, скайпа, твиттера, музыкальные редакторы и пара игрушек в дорогу.

Со студийным компьютером ситуация сложнее :) На нем стоит масса профессионального софта для звукозаписи. В ежедневный рабочий набор из программного обеспечения входят плагины и синтезаторы от Waves, Native Instruments, Apple, PSP, Arturia, ReFX и Universal Audio.

А на айфоне что стоит? Что часто используется?

Боимся, что удивлять особо нечем :) Почта, iTunes с подключенным Apple Music, клиенты социальных сетей, WhatsApp, приложения для вызова такси, карты, приложения авиакомпаний (помогают при регистрации на рейс) и парочка редакторов изображения.

Кстати из фоторедакторов хочется выделить Snapseed. Если нужно “накрутить” крутую фотку для Instagram, то Snapseed просто незаменим.

Из последнего еще зацепило приложение от одного отечественного телеканала. Программа работает по принципу “второго экрана” и реагирует на звуковую дорожку эфира. Когда смотришь телеканал, то на экране смартфона синхронно появляется дополнительный контент. Первый раз видели такое на трансляции Олимпийских Игр в Сочи, но там было скучно. А тут тебе и сериал на большом экране и разные фишки на втором.

Раз живёте музыкой, должны быть предпочтения в наушниках..

Как у любого продюсера, диджея и просто любителя музыки, у нас несколько пар наушников. Какие-то покупаем сами, какие-то дарят компании-производители.

Мы до сих пор экспериментируем с наушниками для выступлений, но пока что любимыми остаются Sennheiser HD-25-1. Это “рабочая лошадка”, которая даст фору любым ди-джейским ушным мониторам в плане звукового давления и чистоты звучания на предельной громкости.

Многие могут спорить или приводить в пример другие модели и бренды, но если вы играете в специальных in-ear фильтрах, которые снижают окружающий звук на 15-20дБ, то наушники должны играть громко и чисто. Sennheiser HD-25-1 подходят по всем параметрам.

Кстати, недавно попробовали Beats mixr. Звучат круто, правда посадка более жесткая, чем у HD-25-1. Всё, конечно, в первую очередь зависит от формы головы и размера ушных раковин. Один из нас в итоге стал пользоваться этой моделью.

Наушники на студии применяются крайне редко. Бас из студийных мониторов нельзя заменить басом из наушников. Это физика, а с ней не поспоришь. Да и втроем слушать музыку на колонках удобней, чем в наушниках.

В дороге, на прогулке или в зале мы используем вкладыши от Sennheiser, Beats и Apple. Это самое большое различие в гаджетах, которые у нас есть :)

Спасибо всем читателям, кто сегодня был с нами. Читайте iPhones.ru и слушайте шикарную музыку! #GetSwanky

Где послушать

Swanky Tunesроссийское трио диджеев из ТОП iTunes. Наверно, единственная наша группа, активно гастролирующая как в США, так и в Азии.

Ребята делают один хит за другим, поэтому вы их так и так слушаете :) Самый свежий сингл хватайте в iTunes или слушайте в Apple Music! Следить за творчеством коллектива можно в Вконтакте, Instagram, Facebook и SoundCloud и Twitter.

Ну что, с кем пообщаемся в следующий раз? Жду предложений, мнений в комментариях! Музыканты – тоже люди, а люди любят хорошее. То бишь технику Apple ;)

1 Звезд2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 голосов, общий рейтинг: 5.00 из 5)

🤓 Хочешь больше? Подпишись на наш Telegram.

undefined

iPhones.ru


Их треки нравятся. Ещё бы: они сделаны на Mac. Знаете, кто они такие? Теперь знаете ;) Swanky Tunes – участники крупнейших музыкальных фестивалей Европы и Америки: TomorrowLand, Global Gathering, Sensation, Electric Zoo и др. Дважды обладатели премии Russian Dance Music Awards в номинации «Лучший музыкальный проект года», ди-джеи №1 в России по версии Alfa Future…

  • iStars,
  • Звёзды,
  • интервью,
  • Музыка,
  • Это интересно

Никита Горяинов avatar

Никита Горяинов

@ngoryainov

Главный редактор iPhones.ru. Спасибо, что читаете нас. Есть вопрос, предложение или что-то интересное? Пишите на [email protected]

Если вы собираетесь записать годный микс, то нужно задать себе следующие вопросы — кто будет его слушать? Как микс будет построен? Как вы его сведёте? Крис Алкер собрал нужные вопросы и ответы в этой подборке из 10 советов, следуя которым, вы сделаете отличный микс.

Перевод — оригинал статьи на djtechtools

Если вы собираетесь заниматься профессиональной записью миксов, рекомендуем вам купить микшерный пульт — огромный выбор моделей в нашем магазине.

Когда диджей, окружённый тусующимися людьми, играет свой сет, он как бы смешивает энергии, которые наполняют танцпол. Если он ставит правильную музыку в правильное время, он попадает в поток, и главное, оставаться в нём до последнего трека. Важно направлять этот поток в нужное русло — если танцоры подустали, можно немного притормозить и поставить что-то поспокойнее, чтобы люди сходили выпить водички и поболтать с друзьями. Это обычный подход, когда играешь для «живой» публики.

Когда же хочешь сделать микс для промоушна, подкаста, радио или просто для кого-то, то включаются совсем другие механизмы. Здесь нет мгновенной обратной связи, зато есть много времени для подготовки. Чтобы провести это время эффективнее, рекомендуем изучить эти десять пунктов.

1. Решите, записать микс живьём или сделать в Ableton Live?

Овет прост — зависит от цели. Если нужно получить место в лайнапе вечеринки, то надо записывать микс живьём. Конечно же, в миксе должно быть слышно, насколько хорошо вы владеете инструментарием для живых исполнений. Можно постараться сымитировать живую игру в том же Ableton Live, но зачем, если не нет сил повторить это на вечеринке за диджейским столом? Намного разумнее использовать компьютер при подготовке микса, например, для подкаста. Тут уже можно отполировать все переходы при помощи комплексной автоматизации параметров эквалайзера и эффектов.

Иногда запись живого сета это лучший способ прорекламировать следующие вечеринки в серии. Полезно записывать не только дорожку мастера, но и отдельно снимать микрофоном звуки помещения и толпы. При соединении этих звуков с нормальной записью с пульта, получится микс, который даст более полное представление о вечеринке.
Вот пример такого микса:

2. Поймите, кто ваша аудитория

Микс, который вы записываете, чтобы вписаться в лайнап ночной вечеринки, конечно, будет отличаться от микса, который вы делаете для посиделок с друзьями. Знать аудиторию очень важно, когда выбираешь треки, планируешь, насколько длинным, танцевальным будет микс. Если нужен энергичный микс для занятий фитнесом, скорее всего, потребуется скорость больше 130 ударов в минуту, с плавными переходами без пауз и ям, треки должны быть бодрыми и активными, ведь танцевать под него будут люди, которые хотят весело сжечь побольше калорий. Если это йога, то нужна музыка поспокойнее, например, ломаные ритмы со скоростью от 90 до 110 ударов в минуту с преобладанием эмбиентных восточных мелодий.

3. Постройте диаграмму своего сета

Полезная тема — продумать структуру и даже визуализировать в графике как вы собираетесь построить сет. Так иногда делают музыкальные продюсеры, чтобы разобраться с композицией трека. То же самое применимо и к миксу.

При построении можно оперировать такими абстракциями:

  1. Разгон — например, повышение количества ударов в минуту от трека к треку
  2. Вершина — некий пиковый момент, в котором содержится много энергии, например, кульминационный или просто очень бодрый трек
  3. Волна — серия эмоциональных пиков, спадов и разгонов

Для примера послушайте микс продюсера Joakim, который использует принцип «волны» в своих сетах:

4. Внимательно отберите треки и составьте их порядок в миксе

Это, конечно, касается ваших вкусов и аудитории. Это банальная мысль, но в первую очередь используйте музыку, которая нравится вам, вместо того, чтобы просто включать по очереди треки из чартов. Также играйте старые треки наравне с новыми — многие бояться играть «старьё», чтобы казаться актуальными, но это ловушка, ведь если мыслить такими категориями в современном мире, то придётся играть только ту музыку, которая вышла максимум вчера. Короче, играйте музыку, независимо от того, когда она была издана.

5. Используйте разные переходы

Есть стереотип, что танцевальные диджеи сводят в бит, хип-хоперы резко перепрыгивают на следующий трек в нужный момент, а на радио просто делают плавный фейд. Лучше уметь комбинировать эти способы. Конечно, если вы играете микс из треков одного стиля, например, d’n’b или techno, то можно ограничиться сводкой в бит и без пауз. Но если у вас в подборке представлено много разных жанров, то приёмы придётся комбинировать.

Послушайте, как американский тёрнтейблист и музыкант DJ Anubus использует разные типы переходов, эффекты и сводки в своём “The Dude Mix”:

6. Сводите по тональности

Даже если треки принадлежат одному жанру и у них одинаковый темп, они всё равно могут плохо сочетаться. Некоторые диджеи имеют врождённое чувство гармонии, но многим повезло поменьше, и им нужно следующее объяснение. Дело в тональности музыки. Существуют хорошо описанные в музыкальной теории законы гармонии, и, следуя им, можно очень красиво подбирать последовательности треков. Обязательно ознакомьтесь с методами гармонического сведения, описанными в этой статье. 
Однако, понимайте, что при чрезмерном использовании гармонического сведения можно получить очень занудный и однообразный сет.

7. Учитывайте композицию треков

При сведении иногда возникает такая ситуация — если вывести трек и затянуть сводку, в итоге можно получить провал в композиции, когда секции треков не совпали. Например, прошлый трек ушёл в яму и его надо бы убрать, чтобы выделить дроп следующего, диджей зазевался, и в этот момент в предыдущем треке заканчивается яма, опять начинается бит и уже поверх него дропается следующий трек. Танцпол в растерянности. Для того, чтобы избежать такого, надо, во-первых, меньше зевать, во-вторых, знать композиции треков, то есть их структуру. Если вы знаете, когда что и где вступает, то сможете делать очень крутые переходы.
Мастер тек-хауса Дерек Мартин всегда учитывает композицию, и его миксы послужат отличным примером. Вот один из них:

8. Правильно используйте лупы, эффекты, фильтры и эквалайзеры

Если использовать все перечисленные вещи бездумно, можно легко испортить даже самую крутую песню. Однако если разработать свой уникальный стиль применения лупов, эффектов и прочего, можно выгодно отличаться от большинства других диджеев, даже если они играют те же самые треки.
Например,техно-гуру Деррик Мэй ловко использует эквалайзеры роторного микшера для создания дополнительных элементов аранжировки, и людям это очень нравится. Послушайте его микс из Японии:

9. Рассчитайте подходящую длину микса

Тут особо нет правил, но часовой микс является стандартом. Можно записать свой сет с вечеринки, где вы играли пять часов подряд, или, наоборот, двадцать минут для подкаста или радиошоу, но часовой микс — это самый привычный формат. За час можно успеть развить тему и поставить достаточно много интересной музыки.

10. Уделите внимание обложке, названию и дистрибуции

Вашим миксом могут заинтересоваться, даже если совсем вас не знают, так что нужно грамотно отнестись к таким вещам, как название, обложка и каналы распространения. Подберите подходящую по настроению картинку или сделайте её сами. Если вы записали микс индустриального техно, то вряд ли для обложки подойдёт фотография котёнка в розовом комбинезоне, если это, конечно, не сарказм. Очевидно, что лучше выбрать что-то футуристичное, техногенное. Будьте оригинальными, но помните про ассоциативные связи, которые действуют подсознательно. То же самое касается названия. «Сингулярность» или «Сон андроида» в случае с техно подойдут лучше, чем «В небе ангелочки» или «Розовые щёчки». 
Будет супер, если у вас есть знакомый фотограф или художник, которого можно попросить разработать визуальную концепцию.
Что касается дистрибуции, то сегодня распространять микс лучше в цифровом виде. Залейте его на mixcloud.com или mixcrate.com, а вот насчёт SoundCloud есть сомнения, там правообладатели сейчас часто банят диджей-сеты. Можно воспользоваться блогами или различными музыкальными сайтами для публикации. Свяжитесь с авторами, познакомьтесь, пошлите ссылку и небольшой текст о себе и миксе. Если микс подойдёт по тематике, у сайта будет место в сетке постов, и вы будете вести себя прилично, то вам с радостью помогут.

Вот и все 10 советов, которые точно нужно иметь ввиду при подготовке микса.
Есть ещё какие-то рекомендации? Напишите о них в комментариях.

Эта статья поможет начинающим попробовать себя в диджеинге. Здесь вы найдете треки для вашего первого микса и поймете, как подготовиться к первому выступлению.

Допустим, у вас уже есть контроллер, или вы используете Serato Play, чтобы начать диджеить. Вы уже прочитали статью «Где диджеи берут музыку» и теперь нужно что-то делать дальше. Следующим этапом будет создание и запись первого микса.

Давайте подробнее разберем, как подготовить материал для своего первого диджейского сэта и отыграть или записать его. Разбор будем производить на примере вот этого микса, который я записал с помощью портативного контроллера Hercules Starlight.

Внимание!

Если будет слишком сложно, я могу помочь разобраться в этой теме за несколько уроков. На самом деле это проще, чем вы думаете.

Обучение диджеингу с нуля

Разберем все по пунктам с самого начала.

1. Отбираем треки

Диджейский сэт состоит из треков. В среднем треки будут играть по 3 минуты, если сводить их после второго дропа. Соответственно, чтобы отыграть часовой сэт вам понадобится минимум 20 треков. Я не буду сейчас объяснять по каким критериям надо отбирать материал, но если коротко, то треки должны изначально подходить друг на другу по звучанию.

Для быстрого старта можно использовать вот эти 15 треков, которые я отобрал. Просто скачайте и перетащите эту папку в библиотеку Serato DJ.

Учебные материалы доступны для скачивания только Премиум пользователям.
Подробнее здесь.

2. Определяем BPM и тональности

Этот пункт я объясню простым языком. Чтобы треки сводились красиво (гармонично) между собой, в сведении следует учитывать тональности треков. Serato DJ Pro умеет определять тональности, но в 30% случаев с погрешностями. Не переживайте, для начала этого вполне хватит.

Для того, чтобы программа Serato DJ Pro определила темп и тональности треков, которые вы добавили в библиотеку нужно поставить галочки в настройках рядом с кнопкой Analyze прямо над библиотекой и нажать на эту кнопку.

Анализ треков в Serato DJ Pro

3. Расставляем метки и выравниваем сетку

Чтобы понять, по какому принципу расставлять метки, прочитайте вот эту статью.

Serato DJ иногда неправильно выставляет грид у треков, лучше сразу его исправлять. Это делается в несколько кликов. Самый простой способ сделать как на этом видео:

Быстро настраиваем сетку трека (Grid)

4. Определяем порядок треков

Зная BPM и тональности вы можете расставить порядок треков. Напомню, что темп не стоит повышать / понижать больше чем на 3%. Вы можете менять BPM в течение своего сэта, или просто привести все треки к среднему значению (например 128 bpm).

Не забывайте нажать на колонку # в библиотеке, чтобы включить упорядочивание треков вручную. Далее просто перетаскивайте их на нужные места, как на видео:

Упорядочивание треков в библиотеке Serato DJ

Если в вашей библиотеке нет колонки #, то для того, чтобы упорядочить треки, сначала необходимо создать папку с этими треками в самой библиотеке Serato DJ.

Сразу же проверяйте, как ваши треки сводятся друг с другом. Старайтесь найти самые удачные места для сведения. Не ограничивайте себя, пробуйте разные варианты и выбирайте лучшие.

5. Продумываем эффекты

Теперь стоит подумать об эффектах, которыми мы разбавим сведение. Обратите внимание на 5 лучших эффектов в Serato DJ. Используйте их. Продумайте где лучше включить эхо, а где выкрутить фильтры. Не перебарщивайте. Эффекты должны дополнять ваш микс, делать переходы плавнее и интереснее. Не стоит постоянно выкручивать фильтры.

В Serato DJ есть 8 меток, но чаще всего используется 3-4. Можно поставить метки в тех местах, в которых вы хотите сделать Echo Out или Filter.

6. Практикуемся и в бой

Ваш трэклист готов. Теперь можно попробовать пару раз отыграть все с первого трека и записать свой сэт. О том, как это сделать, я рассказал в статье Как записать диджейский микс.

Я музыкант, пишу пситранс.

Шесть лет назад я начал профессионально заниматься музыкой, а в прошлом году доход от моей деятельности наконец окупил вложенные инвестиции, и теперь я работаю в плюс.

За это время я собрал домашнюю студию, издал два полноформатных студийных альбома, выпустил тридцать синглов и ремиксов, дал десяток интервью зарубежным изданиям, выступил как хедлайнер в России, Израиле, Швейцарии, Венгрии, Греции, Великобритании — и продолжаю потихоньку завоевывать мир.

Расскажу, сколько стоит оборудование для домашней студии, как его выбрать и сколько на музыке можно заработать, если ты не Армин ван Бюрен и не Кельвин Харрис (это известные электронные музыканты).

Что за электронный музыкант

Обычный музыкант играет на гитаре, клавишах или барабанах. Электронный музыкант пишет музыку на компьютере. Как правило, это танцевальная электронная музыка, которая звучит в клубах и на фестивалях.

В традиционной музыке для работы нужен приличный инструмент и место для записи и репетиций. У электронных музыкантов все проще — музыку можно писать даже в спальне, за что их часто называют bedroom producers. Вместе с тем можно построить акустически подготовленную студию и обложиться оборудованием за десятки тысяч евро. Это не значит, что музыкант с дорогой студией лучше, чем музыкант в спальне. В электронной музыке запросто переплатить, если не знать, что важно, а что — нет.

В одном фильме про модного диджея была такая фраза: «Все, что нужно, — это ноутбук, один трек и немного таланта». Но в жизни совсем не так: только ноутбуком не обойтись, треков придется выпустить много, а помимо таланта нужно еще быть готовым много трудиться.

Минимальный комплект для домашней студии состоит из пяти компонентов:

  1. Компьютер.
  2. Мониторные колонки.
  3. Аудиоинтерфейс (звуковая карта).
  4. Программа.
  5. Миди-контроллер.

Разберемся по очереди с каждым пунктом, а в конце посчитаем итоговую стоимость.

На заметку

Помимо вложений в студию, у музыкантов еще много других затрат: на рекламу, программы, сайт, логотип, фотосъемки, обучение. Крутые ребята еще нанимают менеджера, маркетолога, сммщика, букинг-менеджера, видеооператора и других специалистов.

В этой статье я расскажу только про оборудование, потому что это основа. Музыканты, которые доросли до найма менеджера, уже и так всё знают.

Компьютер

Компьютер — сердце студии. Если раньше каждый синтезатор и прибор в студии были в виде физических коробочек, то сегодня можно иметь один нормальный компьютер, который потянет все их виртуальные аналоги.

Любители «железа» будут вам доказывать, что на самом деле в компьютере другой звук и без настоящего инструмента музыка — это не музыка. Это то же самое, когда говорят, что невозможно пить вино, если у тебя нет собственного винного погреба.

Выбирая компьютер, стоит обратить внимание на три параметра: процессор, оперативную память и накопитель.

Процессор делает все вычисления для синтеза и обработки звуков. Чем больше ядер и тактовая частота, тем лучше. На неторопливом процессоре могут начаться моменты, когда во время работы звук будет заедать и «щелкать». Это решаемая проблема, но даже если от нее избавиться, работать на слабой машине неудобно.

Память делает так, чтобы компьютер все время помнил, с какими звуками вы работаете. Сейчас 16 Гб — это нормальный размер для комфортной работы в большинстве случаев. Больший объем вы, скорее всего, даже не ощутите, поэтому смысла переплачивать нет.

Накопитель хранит информацию и бывает двух типов: с большим объемом, но медленный (HDD), и с меньшим объемом, но быстрый (SSD). Я советую брать либо SSD, либо гибридный вариант.

Что в компьютере для музыки точно не нужно, так это мощная видеокарта и привод для дисков, — на этих компонентах можно смело сэкономить.

Мак или Виндоус. Мне бы очень хотелось сказать: «Берите только Мак, для музыки он лучше», но правда в том, что Мак или Виндоус — вообще не важно. Компьютеры и операционная система от «Эпл» притягательные, стабильные, простые и приятные в использовании, — но на музыку это не влияет. Музыкальные программы одинаково работают и там и там. Плагины и эффекты тоже работают одинаково.

Ноутбук или настольный компьютер. Сначала я купил ноутбук и рассуждал при этом так: «Ноутбук универсальнее, потому что его можно брать с собой на гастроли и играть с него концерты, а значит, настольный компьютер мне не нужен». Потом оказалось, что это было ошибкой: первые настоящие выступления у меня появились только через два года, а за это время вышли ноутбуки лучше и дешевле.

Учтите, что во время выступления в клубе или на фестивале с ноутбуком могут случиться неприятные вещи: пыль, влага, пьяный слушатель или падение со стойки. Поэтому я советую ближе к первому концерту раздобыть ноутбук, который сможет все это пережить, а если не сможет — чтобы было не страшно.

С другой стороны, ноутбук и вовсе не обязателен: если в клубе стоит стационарное диджейское оборудование, — как правило, два проигрывателя и микшерный пульт, — то можно играть с карты памяти, флешки или дисков. Первые пять лет я выступал с ноутбуком, но потом пришел именно к такому формату — теперь выступаю на классических проигрывателях с флешкой.

Размер монитора. Когда работаешь в студии над аранжировкой, то видишь много «слоев» своего трека, которые развиваются во времени. Чем больше слоев и времени ты видишь, тем лучше. Поэтому большой монитор в студии — это очень, очень хорошо. На маленьком экране работать тоже можно, но со временем начинаешь чувствовать себя кротом в норе.

Хорошо: крупный монитор, за которым комфортно работать с большими проектами
Не очень: ноутбук, на котором приходится постоянно прокручивать экран. Маленький монитор не помешает написать классный трек, но так работать неудобно

Студийный монитор

Чтобы музыку писать, нужно ее хорошо слышать. И тут на выбор предлагаются: встроенные динамики, компьютерные колонки, акустические системы, музыкальные центры, наушники-капельки, Эйр-подс, большие такие наушники и еще куча других вариантов. Что выбрать? Из этого списка — ничего.

Дело в том, что во всю потребительскую электронику встраивают эквалайзеры — это такие «улучшатели» звука, которые делают его «жирнее» и «ярче». Но музыкантам это не подходит: нам нужно слышать звук как он есть.

Обычные компьютерные колонки не подойдут

Для этого придумали особый тип колонок, которые называются студийными мониторами. Они выдают честный, ровный звук, без украшательств. На них слышно, не завален ли бас, не режут ли слух высокие частоты и многое другое.

Студийные мониторы бывают трех типов, в зависимости от размера динамика и мощности: ближнего, среднего и дальнего поля. Для домашней студии нужны мониторы ближнего поля, то есть те, что будут стоять на расстоянии вытянутой руки, — обычно у них динамик размером 5—8 дюймов и мощность около 100 Вт.

Да: мониторы ближнего поля, например Adam A7X
Нет: мониторы среднего поля. Выглядят круче, но для домашней студии это перебор

Бывает, что новички начитаются статей в духе «10 лучших мониторов», купят самую дорогую модель, а потом подключают ее к ноутбуку в своей спальне и недоумевают: звучит как-то не очень.

Дело в том, что хорошие мониторы раскрывают свой потенциал только при определенных условиях: с хорошей аудиокартой, в помещении с правильной геометрией и акустической обработкой. Если просто притащить самые дорогие мониторы и воткнуть их в неподготовленную комнату, то звучать они будут не лучше, чем бюджетная модель.

Поэтому мой совет: даже если у вас есть возможность взять лучшие мониторы, не спешите — купите сначала обычные нормальные мониторы средней ценовой категории. Цена у таких примерно 500 $ за штуку, и, скорее всего, они вам прослужат много лет. Вот несколько производителей для ориентира: Adam, Focal, Mackie, KRK, Yamaha.

Главный способ сэкономить

Очень многие люди, только занявшись музыкой, покупают дорогое оборудование, обставляют им комнату и начинают работать. А потом от них уходит жена, их выгоняют с работы, Трамп вводит санкции или мама намекает, что пора бы съехать на съемную квартиру. В итоге человек решает, что с музыкой ему сейчас не по пути, и принимается распродавать студию.

Тут-то мы его и поймаем.

Если денег мало и вы только начинаете, покупайте всё оборудование на «Авито» в своем городе. Если хорошо прислушаться, прямо сейчас можно услышать, как на соседней улице жена очередного горе-музыканта бьет посуду из-за того, что муж купил в дом колонки «Адам» за сто тысяч. Завтра он выставит эти колонки на «Авито» уже за пятьдесят. Только обязательно проверьте их на следы механических повреждений.

С пересылкой будьте осторожны: очень много случаев обмана.

Аудиоинтерфейс, звуковая карта

Звуковая карта, или аудиоинтерфейс (это одно и то же), — это прослойка между компьютером и студийными мониторами, как масло между хлебом и сыром: без нее можно, но как-то сухо.

Во все современные компьютеры по умолчанию встроены звуковые карты. Они годятся для просмотра фильмов или прослушивания музыки, но не для производства музыки.

Для качественного звука нужна внешняя звуковая карта, обычно называемая аудиоинтерфейсом. Это коробочка, которая подключается к компьютеру через разъем USB или FireWire, а уже в нее подключаются колонки и, при необходимости, микрофоны, инструменты и наушники. Разницу в звуке между встроенной и внешней картой заметит даже неподготовленный слушатель.

Главный подвох с аудиокартами в том, что сами по себе они не выдают качественный звук — они работают только в тандеме с мониторами.

Грубо говоря, если у вас дорогущая аудиокарта, но дешевые компьютерные колонки, то звук будет плохим. Встроенная аудиокарта с самыми крутыми мониторами будет звучать не лучше. Поэтому подбирать аудиокарту нужно именно с учетом мониторов, как единое целое.

Добротная аудиокарта для работы с мониторами среднего ценового сегмента стоит порядка 500 $. Вот производители, на которых стоит обратить внимание: Apogee, Focusrite, Native Instruments, PreSonus, RME.

Больше — не всегда лучше

У внешних карт всегда есть выходы на колонки и наушники и почти всегда — один-два входа для внешних инструментов. Для музыканта, который делает весь звук на компьютере, этого хватит с головой.

Есть звуковые карты с большим количеством входов и выходов: по четыре, шесть, я видел даже по восемнадцать. Для старта такие монстры не нужны. Карта на восемнадцать каналов понадобится, когда вы начнете строить студию с внешними устройствами для обработки звука, и вот тогда да, вашему звуку нужны будут дополнительные входы и выходы.

Программа

Музыкальная программа, или DAW, — это место, где происходит вся магия: здесь мы пишем музыку, синтезируем звуки, добавляем эффекты, делаем аранжировку, сведение и мастеринг.

Популярные программы: Fruity Loops, Cubase, Logic, Ableton, Reason.

Качество музыки не зависит от программы. Выбирайте любую. Нет такого, что какой-то музыкальный или технический прием в одной программе сделать можно, а в другой нельзя. Гораздо важнее — насколько хорошо человек знает свою программу, умеет ли работать с горячими клавишами и понимает ли он сам процесс создания и обработки звука.

Я использую Ableton Live и всем его советую: у него приятный внешний вид, в котором несложно разобраться новичками, хорошие встроенные инструменты и огромное сообщество с миллионами уроков и инструкций. Еще в нем довольно удобно играть концерты.

У «Эблтона» три версии с разными функциями и ценой. Это удобно, потому что для начала можно взять недорогую базовую версию, а потом по мере необходимости докупить продвинутую. Но сперва обязательно попробуйте бесплатную демоверсию, так вы поймете, подходит ли вам программа.

Многие производители звуковых карт и контроллеров дарят базовую версию программы вместе со своим устройством, например, в картах Focusrite часто дают Ableton Live Lite, а в контроллерах Akai — простую версию Reason. Это хорошее предложение — берите.

Совет. Несколько раз в год производители музыкальных программ делают скидки в 20–30% — обычно на «черную пятницу», Рождество и День благодарения. Подпишитесь на рассылки компаний, чтобы не пропустить такие акции.

Тут с задних рядов слышится вопрос, зачем покупать программу, если можно ее скачать и взломать. Можно, конечно, бесплатно скачать и взломать, и на музыку это никак не повлияет, но тут важно другое.

Когда мы получаем что-то бесплатно, то относимся к этому небрежно. Человек качает музыкальную программу в торрентах, балуется с ней недельку и оставляет, потому что ему это ничего не стоило.

Совсем другое дело, когда за программу отдаешь сорок тысяч рублей из своей зарплаты. Тут уже волей-неволей начинаешь вникать, разбираться и со временем выдавать хороший результат. Я убежден, что программы стоит покупать, а не качать на халяву, именно по этой причине.

От многообразия музыкальных программ может закружиться голова

Миди-контроллер

Миди-контроллер — это устройство для управления музыкальной программой. Все то же самое можно делать и обычными мышкой с клавиатурой, но на отдельном приборе со специальными ручками-крутилками это намного удобнее и приятнее.

Миди-контроллеры бывают всевозможных форм и цветов, с разными кнопками, пэдами, клавишами и фейдерами. Не путайте миди-контроллеры и диджейские контроллеры — последние больше подходят для выступлений, а не для работы в студии.

Я советую выбрать контроллер с 25 клавишами, 4—8 ручками и колесом модуляции. Если вы не опытный пианист и не умеете играть на фортепиано одновременно двумя руками, большого смысла в 49-клавишной клавиатуре нет.

Да: миди-контроллер с клавишами, вращающимися ручками и колесом модуляции
Нет: диджейские контроллеры выглядят сексуально, но мало помогут в написании музыки

В последние годы разработчики программ начали объединяться с производителями железа и выпускать комплекты. Три примера: Ableton Push, Native Instruments Maschine и AKAI MPC. Это комплекты из больших, довольно толковых контроллеров, к которым дарят профессиональные музыкальные программы и нехилый набор звуков.

Если рассматриваете Ableton Push, ищите версию Suite Bundle, что означает «комплект вместе с программой Ableton Suite». Примерно за 40 тысяч рублей вам продадут толковый контроллер, профессиональную версию программы и огромную библиотеку электронных звуков. Все легальное и ваше навсегда.

У Native Instruments все то же самое, но их программа и контроллер называется Maschine. Знатоки подсказывают, что на Maschine сделать полноценный аранжированный трек довольно сложно, все равно потребуется выгружать всё в Logic или Ableton. Но зато здесь очень удобная навигация и классные звуки. Еще Maschine работает как аудиоинтерфейс, то есть колонки и наушники можно подключить прямо к ней.

Покупая эти штуки с рук, проверяйте, чтобы вам была доступна лицензия на программу. Часто человек покупает устройство, активирует лицензию, привязывает ее к своему аккаунту и потом само устройство продает. Как контроллер устройство работать будет, но программу, которая шла в комплекте, вы уже, скорее всего, не скачаете.

Железо

Музыкальная индустрия производит для музыкантов очень много оборудования: синтезаторы, коробки с эффектами, драм-машины — чего там только нет. Музыкальное железо — это такая же отрасль, как и любая другая, со своими маркетингом, ценовыми сегментами и священными войнами.

Правда в том, что в мире железа сейчас нет ничего, что уже не было воссоздано на компьютере. Любое музыкальное устройство, любой синтезатор и любую драм-машину можно воспроизвести на компьютере, а иной раз даже на Айпаде.

Довольно толковый одноголосый синтезатор Korg MS-20 был популярен в рейв-культуре начала девяностых. Недавно этот синтезатор переиздали в уменьшенном формате
И сама же компания Korg сделала Айпад-версию этого синтезатора. По словам пользователей, разница в миксе не чувствуется

Последнее маркетинговое поветрие в области музыкального железа — аналоговость. Она заключается в том, что где-то в глубине устройства стоит аналоговый генератор звука, который выдает плавную аналоговую волну без цифровых «зубчиков». При этом обработка этого сигнала может быть сплошь цифровой.

Считается, что аналоговые устройства музыкально более богатые, имеют расширенный диапазон и более приятный звук. На самом деле — нет: аналоговые устройства действительно звучат по-другому, но это не значит, что лучше. Просто кому-то нравится так, а кому-то этак. Поэтому если и покупать аналоговый синтезатор, то только ради удобства использования и приятного ощущения работы с физическим предметом.

Если есть деньги и неймется, купите подержанный синтезатор Korg Minilogue — из всех синтезаторов среднего сегмента это самое толковое устройство, особенно если почитать инструкцию и посмотреть видеоуроки. Его же можно использовать как миди-контроллер. Если любите грязь и жир, найдите за 15 тысяч подержанный MS-20 Mini.

Еще правда в том, что в случае с музыкой решает не наличие железа, а умение им пользоваться и «выжимать» из него нужное. Гораздо лучше иметь одну коробочку, которую вы знаете вдоль и поперек, чем обложиться коробочками и уметь в них только переключать готовые пресеты. Каждое новое устройство потребует от вас пары-тройки часов изучения инструкции.

Стэндэлоун-системы

Среди музыкального железа есть отдельный зверь — системы standalone, или отдельно стоящие музыкальные компьютеры. Например, Akai MPC Live — его можно видеть на концертах Монеточки — или Elektron Octatrack — на нем играет Илья Барамия из «СБПЧ» и «Аигел». Это и аудиоинтерфейс, и компьютер, и контроллер в одном устройстве. MPC Live еще и на батарейках.

Производители убеждают, что эти устройства — полноценная производственная система и «всё, что нужно для создания хитового трека». Скажем прямо: создать хороший трек на них технически можно, но это неудобно.

У хип-хоп-музыкантов вообще сложился культ устройств AKAI MPC: считается, что это «то самое устройство» для производства классного бита. Это, конечно, не так — дело не в железе, а в музыканте. «Та самость» этих устройств проявлялась в том, что в девяностых там стояли простенькие 10-битные преобразователи звука, из-за которых он получался шершавым и острым, близким к звукам старых игровых приставок. Позже AKAI начали ставить в устройства более современные преобразователи, очарование пропало, и чтобы вернуть его, пришлось «эмулировать г…ность». Фанаты были в шоке, когда обнаружили эмуляцию в коде программы. Такие вот скандалы в мире музыки.

Главная проблема стэндэлоун-систем — маленький экран и неудобный интерфейс. Если к этому привыкнуть, то у вас в руках будет отличное музыкальное устройство, и не нужен будет ни компьютер, ни аудиокарта, ни контроллер. Но я не помню случаев, когда кто-то полностью перешел с компьютера на такую систему.

Это как навороченный текстовый редактор в мобильном телефоне. Ты можешь на нем что-то написать, и очень удобно, что его можно таскать с собой. Но великий роман удобнее писать за большим монитором.

Итого на студию

Теперь мы знаем, какое оборудование нужно, поэтому можем подсчитать итоговую стоимость начальных вложений.

Сколько стоит оборудование для студии

Эконом Хорошо Космос
Компьютер Lenovo IdeaCentre 23″
55 000 Р
Apple iMac 27″
170 000 Р
Apple iMac Pro 27″
380 000 Р
Студийные мониторы Mackie MR524
13 000 Р × 2
Adam A7X
40 000 Р × 2
Focal Solo6 Be
85 000 Р × 2
Аудиоинтерфейс Traktor Audio 2
6500 Р
RME Babyface Pro
45 000 Р
Apogee Quartet
113 000 Р
Программа Ableton Live Intro
6500 Р
Ableton Live Standard
30 000 Р
Ableton Live Suite
49 000 Р
Миди-контроллер M-Audio Oxygen 25
6000 Р
Arturia KeyLab 49
15 000 Р
Novation 49 SL Mk II
38 000 Р
Стойки под мониторы SoundKing DB039B
2500 Р × 2
IsoAcoustics L8R155
10 000 Р
Konig & Meyer 26740
15 000 Р × 2
Итого 105 000 Р 350 000 Р 780 000 Р

Компьютер

Lenovo IdeaCentre 23″
55 000 Р

Студийные мониторы

Mackie MR524
13 000 Р × 2

Аудиоинтерфейс

Traktor Audio 2
6500 Р

Программа

Ableton Live Intro
6500 Р

Миди-контроллер

M-Audio Oxygen 25
6000 Р

Стойки под мониторы

SoundKing DB039B
2500 Р × 2

Компьютер

Apple iMac 27″
170 000 Р

Студийные мониторы

Adam A7X
40 000 Р × 2

Аудиоинтерфейс

RME Babyface Pro
45 000 Р

Программа

Ableton Live Standard
30 000 Р

Миди-контроллер

Arturia KeyLab 49
15 000 Р

Стойки под мониторы

IsoAcoustics L8R155
10 000 Р

Компьютер

Apple iMac Pro 27″
380 000 Р

Студийные мониторы

Focal Solo6 Be
85 000 Р × 2

Аудиоинтерфейс

Apogee Quartet
113 000 Р

Программа

Ableton Live Suite
49 000 Р

Миди-контроллер

Novation 49 SL Mk II
38 000 Р

Стойки под мониторы

Konig & Meyer 26740
15 000 Р × 2

Отдельно посчитаем плагины — это популярные синтезаторы и эффекты от сторонних производителей, которые вы, скорее всего, захотите.

Сколько стоят синтезаторы и эффекты

Эконом Хорошо Космос
Sonic Academy Kick
3500 Р
+ + +
Xfer LFO Tool
3500 Р
+ + +
Lennar Digital Sylenth
10 500 Р
+ + +
Xfer Serum
12 500 Р
+ +
NI Komplete Bundle
30 000 Р
+ +
Reveal Sound Spire
12 500 Р
+
Omnisphere
30 000 Р
+
Soundtoys Bundle
30 000 Р
+
Fabfilter Bundle
65 000 Р
+
Итого 17 500 Р 60 000 Р 197 500 Р

Sonic Academy Kick

3500 Р

Lennar Digital Sylenth

10 500 Р

Sonic Academy Kick

3500 Р

Lennar Digital Sylenth

10 500 Р

NI Komplete Bundle

30 000 Р

Sonic Academy Kick

3500 Р

Lennar Digital Sylenth

10 500 Р

NI Komplete Bundle

30 000 Р

Reveal Sound Spire

12 500 Р

Soundtoys Bundle

30 000 Р

Fabfilter Bundle

65 000 Р

Итого: самый минимум обойдется в сто тысяч рублей, вариант получше — уже почти в полмиллиона. Справедливости ради отмечу, что более дорогие наборы и прослужат дольше. Я до сих пор использую многое из того, что купил изначально, потому что не стал экономить на хороших вещах.

Популярный развод на плагинах и как сэкономить

На форумах и сайтах объявлений есть дельцы, которые продают лицензии на дорогие качественные плагины и программы за ⅕ цены. Довольно часто это мошенники: купленный плагин будет работать день, неделю или месяц, а потом прилетит сообщение «Лицензия неактивна».

Если покупать полную версию плагинов дорого, подпишитесь на рассылку производителя. Про других не знаю, но у Waves Audio, Native Instruments, Soundtoys, U-He, iZotope и Output каждый день идет какая-нибудь распродажа. Только заканчивается распродажа фильтров, начинается распродажа синтезаторов.

Выберите, что вам нужно у конкретного производителя, и уходите в засаду. В ближайшие месяц-два вам предложат на это скидку до 40%. А то и все 75%.

А еще можно следить за скидками на сайте pluginboutique.com или брать плагины в беспроцентную рассрочку на сервисе splice.com.

Источники дохода

Музыканты не зарабатывают музыкой напрямую. Продажи музыки в цифровых магазинах — «Айтюнс», «Битпорт», «Амазон» и др. — приносят копейки. За свой альбом, который пробыл месяц в чарте самых продаваемых релизов, я получил чистыми 350 € — и это почти за год работы.

Это же касается и стриминга в «Спотифае», «Эпл-мьюзике», «Тайдле» и на других платформах. Вот что нужно знать про стриминг: 0,001128 $ — средняя выплата музыканту за одно прослушивание в стриминговых сервисах. Это одна тысячная доллара.

Существенная выручка от стриминга и продажи музыки только у тех артистов, которые играют из каждого утюга. Но это только в абсолютном выражении: если сравнивать с другими источниками дохода, то стриминг и продажа вместе взятые все равно приносят лишь небольшую часть «пирога» даже популярным музыкантам.

В плане дохода у музыканта есть несколько путей развития:

  1. писать музыку для других артистов — так называемый «гоуст-продакшен»;
  2. делать саундтреки для фильмов, игр и рекламы;
  3. продавать библиотеки звуков или пресеты для синтезаторов;
  4. предоставлять смежные услуги — сведение, мастеринг и консультации;
  5. выпускать обучающие продукты — уроки, курсы или книги;
  6. гастролировать;
  7. стать медийной личностью и зарабатывать на мерчандайзе и рекламе.

Основной источник дохода для музыканта — гастроли. Когда в музыкальном бизнесе заходит разговор о деньгах, подразумевается доход артиста именно на выступлениях.

По этой причине многие музыканты еще одновременно и диджеи: мало музыку просто в студии написать, нужно еще с этой музыкой уметь выступать на публике. О том, сколько стоит быть диджеем, мы уже писали.

Сколько зарабатывает музыкант

По моему опыту и знанию индустрии, размер заработка музыканта зависит от двух факторов: аудитории и страны.

С аудиторией понятно: чем больше людей вас знают и готовы заплатить за билет, тем выше гонорар. Вас приходит послушать пятьдесят человек — одна цена, собираете стадион — другая.

Со страной чуть менее очевидно. Дело в том, что за местные выступления — то есть там, где музыкант живет, — всегда платят меньше, чем за зарубежные гастроли. Часто размер гонорара прямо пропорционален экономике страны: скажем, за одно и то же по масштабу выступление в Екатеринбурге и Цюрихе музыкант получит разный гонорар. Угадайте, где больше.

Теперь про стоимость. Сразу оговорюсь, что это «средняя температура по больнице»: эти цифры ничего не говорят ни о моем, ни о вашем потенциале, поэтому они здесь скорее для понимания картины и праздного любопытства.

Местное выступление начинающего артиста в узком нишевом музыкальном стиле стоит 200—300 $. Более заслуженный артист за такое же выступление возьмет уже 500—1000 $.

Если музыкант достаточно известен, чтобы быть хедлайнером на зарубежных вечеринках, то его гонорар будет примерно 700—3000 $. Перелет и проживание оплачиваются организаторами отдельно.

Музыкант, который собирает на выступлении многотысячные площадки, получает примерно 10 000 — 50 000 $ за всё тот же двухчасовой концерт.

А если вы Кельвин Харрис и даете шоу в Лас-Вегасе, то можете смело брать 400 000 $ за выступление.

По личному опыту и рассказам знакомых артистов, вложения в музыкальную карьеру окупаются минимум через 3—5 лет. И это еще довольно оптимистичный сценарий, потому что многие начинающие музыканты сдаются раньше. Если вы не готовы столько ждать и много непрерывно трудиться, то лучше не начинайте. Писать музыку просто для себя, как хобби, тоже прекрасно — и вдобавок намного дешевле.

Музыка — это марафон, а не спринт

Когда смотришь на какого-нибудь «выстрелившего» артиста, хочется быть как он. Здорово, мол, вот его не было, а тут раз и он уже на вершине чартов. Но реальность несколько иная.

Любой выстреливший артист перед «взлетом» обычно провел пять-десять лет в полной безвестности, писал не особо востребованные альбомы и ездил в тяжелые низкооплачиваемые туры. За это время он узнал индустрию, где-то зацепился, с кем-то подружился и вот на этом фундаменте уже смог выстрелить. Словом, изучите карьеру Ланы дель Рей.

Как жить и чем перебиваться в эти первые пять лет — никто наверняка не знает. Но как минимум советую не бросать сразу основную работу, если она позволяет вам заниматься музыкой.

Бонус: как получить выступления

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала понять, кто клиент. Удивительно, но начинающие музыканты об этом даже не задумываются.

Клиенты у музыкантов — это арт-директора клубов, организаторы вечеринок и промоутеры. Именно эти люди принимают решение о букинге артиста и платят ему деньги.

«Боль» промоутеров — заполнить клуб, или, проще говоря, окупить вложенные в мероприятия деньги. Музыканту кажется, что он весь такой красивый приехал на коне, выступил и уехал, но промоутеру вообще не до него — у него бизнес: аренда помещения, прокат техники, разрешение от мэрии, бар, охрана, касса, реклама, соцсети и еще несколько десятков статей расходов. Если людей мало, то это провал. Скорее всего, в следующий раз этого артиста уже не пригласят.

Сегодня аудитория — главный актив музыканта. Понятно, что и сама музыка изначально должна быть качественной и оригинальной. Но если вы написали самый лучший в мире трек, но все, кто о нем знают, это ваша девушка и несколько друзей во Вконтакте, то грош цена такой работе.

Музыканту важно не только писать музыку, но и доносить ее до аудитории: вести соцсети, блог, видеоблог, радиошоу, записывать гостевые миксы, делать рассылки, публиковаться в СМИ, выступать на конференциях — словом, делать всё, чтобы люди о нем узнали. Продвигать себя — это и есть самая сложная часть профессии, а не крутить кнопочки у себя в уютной студии.

Можно не быть профи

Ничего не мешает просто писать музыку для себя и не заниматься продвижением. Представьте такое сравнение:

Есть кулинар, который любит готовить для себя и родных. У него дома есть хороший сотейник, он покупает на рынке качественное мясо, вкусно готовит и угощает друзей. Если ему не нравится салат «Цезарь», он его просто не готовит.

А есть шеф-повар ресторана. У него совсем другой мир: закупки, управление поварами, санэпидемстанция, разработка меню. Ему может не нравиться салат «Цезарь», но он понимает, что люди его постоянно заказывают. Значит, нужно им что-то такое предложить.

Если вам нравится готовить (или делать музыку) для себя, это нормально. Можно подарить себе дорогое оборудование и заниматься этим в свободное время. Если же вы хотите стать профессионалом и зарабатывать, придется понять рынок и делать то, за что люди готовы платить.

В чём отличие снейра от хай-хэта и из чего вообще состоит музыка: лекция саунд-дизайнера и композитора «Мор (Утопия)» Андриеша Гандрабура.

Композитор, музыкальный продюсер, автор саундтреков к «Мор (Утопия)» и другим играм Ice-Pick Lodge, а также основатель музыкальной школы DOS Андриеш Гандрабур, открыл образовательную сцену, которую в парке Горького на «Плюс Даче» организовала команда сервиса по продвижению артистов BandLink и «Яндекс Музыка».

В июле на «Плюс Даче» также пройдет лекция о том, как найти себя в музыкальном бизнесе, а в августе с лекцией о негативных эмоциях выступит IOWA

В своем выступлении Гандрабур рассказал о базовых инструментах, которые нужно освоить, чтобы создавать электронную музыку, мельчайших составляющих звука и основных технических приёмах.

Редакция «Яндекс Музыки» законспектировала лекцию композитора, ну а мы публикуем её — с примерами и всеми пояснениями.

Drums (ударные)

Не секрет, что зарождение музыкального искусства начиналось именно с ритм-секции. У первобытных людей, конечно, не было ни ударной установки, ни продвинутых секвенсоров (DAW), но руками и ногами они создавали первые ритмические рисунки, которые по сей день используются в музыкальном производстве, достаточно вспомнить «We Will Rock You» легендарной группы Queen.

Ключевыми ударными элементами в современном музыкальном производстве являются Kick, Snare и Hat. Этого достаточно, чтобы создать необходимый танцевальный грув и побудить тело к движению. Дело в том, что эти элементы заполняют основные частотные диапазоны — нижний, средний и верхний.

Kick — он же бас-бочка или большой барабан в классической ударной установке. Этот тяжелый низкочастотный стук сложно с чем-то спутать, к тому же он отвечает за самый простой и распространенный приём в танцевальной музыке — «Four on the floor» или «прямая бочка».

Этот бит строгий и последовательный — бочка отыгрывает на каждую долю такта, позволяя слушателям легко следовать ритму и качать головой. При воспроизведении губами получится что-то вроде «туц-туц-туц-туц». Но это лишь один из простейших приёмов, ведь грува можно достичь и неожиданными ломаными ритмами, смещая акценты с сильных долей такта на слабые, таким образом создавая брейкбит.

Snare — малый барабан в ударной установке и самый громкий инструмент в ритмической секции. Выбору подходящего снейра особенно важно уделить внимание, потому что он сильно повлияет на музыкальный стиль будущего трека.

Этот элемент несет в себе больше всего информации, так как заполняет средние и верхние частоты. На таких же частотах располагается и человеческий голос, поэтому наше ухо будет очень явно и точно считывать этот звук. Он сравним с хлопком руками, поэтому вместо snare часто еще используют clap (хлопок).

Расставить snare или clap в ритмическом рисунке очень просто. Под прямую бочку он будет попадать на вторую и четвертую долю такта — «бочка-снейр-бочка-снейр». Такого универсального паттерна уже достаточно, чтобы достичь ощущения драйва в любом темпе и различных музыкальных стилях.

Hi-Hat — это тарелки со стойкой в барабанной установке. Они бывают открытыми (Open) и закрытыми (Closed), в зависимости от этого издавая протяжной звуц «тссс» или короткий «ц ц ц».

Хэты очень влияют на скорость и динамику ритм-секции — чем чаще они звучат в паттерне, тем быстрее кажется трек. Зачастую их используют для разделения куплетов и припевов. А ещё расстановка хэтов открывает большой простор для экспериментов и различных сочетаний.

Стоит отметить, что грамотный подбор сэмплов ударных составляет 50% успеха ритм-секции. Если взять kick из рок-музыки, snare из Future Bass и hi-hat из трэпа — сочетание получится мягко говоря неудачным, хоть и бывают примеры интересных решений.

Начинающим музыкантам следует обратить внимание на сэмпл-паки (Sample Pack) или Drum Kit с тэгами по жанрам. Например, в BandLab они уже вшиты и, как правило, содержат по несколько вариантов каждого элемента ударных и, вероятнее всего, будут сочетаться между собой.

Кстати, необязательно прописывать дорожки ударных по отдельности, ведь помимо сэмпл-паков, существуют ещё и лупы (Loop) — заранее приготовленные сбалансированные шаблонные решения для саунд-продюсеров и музыкантов. Достаточно подобрать луп ударных на свой вкус, кинуть на дорожку, зациклить и можно двигаться дальше.

Percussion (перкуссия)

После того как основа подготовлена, не помешало бы внести разнообразие. Здесь на помощь приходят перкуссионные инструменты. Их очень много и все они разные — тамбурин, бубен, маракасы, ковбелл, колокольчики, шейкеры, конго, бонго, треугольник, трещотка, этот список можно продолжать бесконечно.

Кроме того, проявив находчивость, любой повседневный звук можно превратить в перкуссионный инструмент — будь то хлопок двери или удар сковородкой.

В электронной музыке перкуссионные инструменты придают некую остроту, подвижность и определенную направленность. Зачастую продюсеры используют их готовые лупы, например шейкеры (shaker), чтобы развить динамику в припеве. Прописать свой паттерн уже сложнее, но интереснее, ведь порой можно достичь неожиданных результатов.

Для написания перкуссии используют Piano Roll, где можно регулировать не только расстановку элементов, но и продолжительность их звучания, высоту по нотам и громкости, панораму (лево-право-центр) и так далее. Хорошая перкуссия складывается из мелочей и не сильно выделяется на фоне ведущих ударных инструментов, создавая им вспомогательный фон.

Bass (бас)

Bass — это ещё один элемент ритм-секции. Он играет только корневые ноты (нижние ноты аккордов), создавая тем самым «фундамент» гармонии. Бас вместе с бочкой берут на себя весь нижний частотный диапазон и работают в тандеме.

В некоторых электронных жанрах, например Dubstep, бас используется, как полноценный музыкальный инструмент, и исполняет все мелодические слои трека. Но для этого потребуются многие часы практики и навыки синтеза.

Если мелодия в треке уже присутствует, то следует подбирать ноты баса под её тональность, прописывая их через Piano Roll. Если мелодии нет, то следует определиться с тональностью самостоятельно и расставлять ноты в её пределах. Возможности тонкой работы в пиано ролле позволят достигнуть чёткого взаимодействия баса с бочкой, что немаловажно для достижения грува.

Когда у вас есть бас и барабаны, в принципе всё — музыка началась. Вы можете смело говорить, что это настоящая танцевальная музыка. Без этих элементов её быть не может. Если убрать какой-то из них, уже будет странно. Bass — это мостик между барабанами, ритмом и гармонией

Андриеш Гандрабур

Pad (пэд)

Ритмическая основа готова, а фундамент гармонии заложен в басовой линии, но всё ещё не понятно, в каком настроении будет звучать трек. Внести ясность помогут пэды — разновидность музыкальной партии, которую можно сыграть как на синтезаторе, так и на традиционных «живых» инструментах.

Это словно подкладка из протяжённых аккордов и тембров, которая отвечает за гармоническую структуру, заполняет пространство композиции и создает дополнительную глубину и объём. В случае с пэдами уже не стоит рассчитывать на готовые лупы — маловероятно удастся найти что-то подходящее.

Обладая навыками синтеза (процесс генерации звука, представленного в виде дискретного сигнала) можно накрутить свой уникальный пэд, но для начала лучше воспользоваться готовыми пресетами в VST-синтезаторах.

Piano Roll позволяет ставить аккорды одним нажатием мышки: таким образом, двигаясь по корневым нотам баса, прописывается аккордовая последовательность (прогрессия).

Кстати, для большей атмосферы пэды можно ещё и леерить. Лееринг подразумевает, что одни и те же аккорды кладутся слоями друг на друга, но используются разные инструменты, для создания насыщенного звучания. Леерить можно практически всё, что угодно, включая барабаны, но только не стоит накладывать несколько слоев баса.

Arpeggio (арпеджио)

Арпеджио — прохождение по нотам гармонии попеременно сверху-вниз или снизу-вверх. Это самый простой способ нанести мелодический орнамент или узор на готовый скелет композиции.

Достаточно открыть арпеджиатор (часто вшит в синтезатор), подобрать подходящий инструмент и зажать одну ноту или аккорд, тогда арпеджиатор доделает всю остальную работу за вас и сыграет перебором следующие ноты гармонии или перебор аккорда.

Pulse Chords (пульсация)

Пульсирующие аккорды — это распространённые элементы в танцевальных жанрах, которые пульсируют вместе с барабанами, придавая больше движения треку и помогая достичь грува. Из инструментов здесь больше всего подойдут клавишные, гитары, синтезаторы — можно попробовать разные варианты.

Секвенсоры позволяют прописать паттерн аккордов и потом менять инструмент, который будет этот паттерн проигрывать. Таким образом, вы услышите, какой из инструментов будет не на своем месте.

Vocals (вокал)

В танцевальной музыке вокальная партия не всегда необходима, но парочка заедающих в голове строк может существенно повысить шансы трека на успех.

Любой современный секвенсор обладает функциональностью для записи голоса напрямую в микс без задержки, но для этого понадобится дополнительное оборудование — внешняя звуковая карта и микрофон. К счастью готовые решения для вокала тоже есть в виде вокальных сэмпл-паков.

Зачастую тексты в таких записях нейтральны по смыслу, но хорошо и качественно исполнены. А проявив находчивость, даже самую неприметную строчку можно засемплировать и модифицировать во что-то интересное. Только новички, увлекаясь процессом, часто забывают, что тональность вокала должна совпасть с тональностью трека.

Структура

Очень важно позаботиться о грамотной структуре композиции. Инструментов много, но не обязательно использовать всё и сразу. У трека должно быть начало, конец и что-то посередине — своего рода сюжет, по которому будет двигаться слушатель.

Стоит начать с малого, например, бас и барабаны, а потом каждые 4-8 тактов добавлять новый элемент. 4 такта — это квадратное мышление танцевальной музыки, понятное и продюсеру, и слушателю на подкорке. Разнообразить структуру можно ямой (breakdown), которая придаст необходимый саспенс перед дропом (drop).

Дроп — самая яркая и мощная часть трека. Именно она заедает в голове у слушателей и отвечает за хитовость, поэтому так важно проработать и оформить грамотную подводку к этому месту.

Mixing (сведение)

Любому треку необходимо хотя бы минимальное сведение. Первое, о чём стоит позаботиться, это баланс громкости инструментов в миксе. Практически не бывает такого, что все элементы с ходу звучат сбалансировано. Порой при успешном балансе громкостей дальнейшее сведение может уже не потребоваться или будет сведено к минимуму. Для сведения чаще всего используют следующий ряд обработок:

  • Equalization — срез определенных диапазонов частот во избежание конфликтов с другими инструментами. Например, если в пэде очень много низа, то это не скажется благоприятно на звучании баса, поэтому следует немного срезать нижние частоты. А приятные частоты наоборот можно выделить и приподнять;
  • Compression — это процесс обработки, задачей которого является сокращение динамического диапазона сигнала (разницы между самыми тихими и громкими звуками), а ещё компрессор поможет склеить несколько слоев инструментов на групповом канале;
  • Saturation/Distortion — насыщают исходный звук новыми гармониками, делая его сочнее, теплее, уникальнее;
  • Reverberation/Delay — пространственная обработка звука, повторяющая исходный сигнал один или несколько раз. Накладывает эффекты эха или отражения звука от различных поверхностей (комната).

Всё это опционально и используется по мере нужды, но чтобы избежать частотных конфликтов эквализацию лучше применять всегда и на всех инструментах.

Mastering/Rendering (мастеринг/рендер)

Прежде чем рендерить трек (переводить в mp3/wav формат), следует его хотя бы минимально отмастерить. Без мастеринга громкость трека будет заметно уступать всем остальным, а сама композиция покажется некачественной.

В большинство секвенсоров плагины для мастеринга уже вшиты и обладают готовыми пресетами, так что для начинающих музыкантов достаточно будет просто подобрать подходящий. Какие-то из них могут обернуть микс в более лоуфайную оболочку, другие — усилить панч нижних частот, насытить верхние. Также увеличить громкость можно компрессором или максимайзером, но не стоит прибавлять громкость обычным ползунком Volume в децибелах. Это частая ошибка новичков, которая может убить весь микс.

Знание этих элементов, умение сочетать их между собой — это основа музыкального продюсирования. Именно эксперименты с разными комбинациями и вариантами звуков помогут начинающим музыкантам создавать новое звучание. Ещё больше этому поможет знание технических приёмов и секвенсоров (DAW). Подробную инструкцию с горячими клавишами и инструментами можно посмотреть на записи лекции после бесплатной регистрации на сайте BandLink в разделе «Курсы».

Подсайт развивается при поддержке «Яндекс Музыки»

Диджеев разделяют на тех, кто исполняет свои сеты при помощи следующих инструментов:
CD проигрыватель;
виниловый проигрыватель;
компьютер;

ноутбук;

Ошибки допускаемые молодыми диджеями различные. Для начала надо определиться, каким диджеем вы собираетесь стать, так как существуют клубные DJ, диджеи на радио и мобильные Dj. От рода деятельности и зависят ошибки. 

У клубных диджеев самой распространенной ошибкой является звучание музыки. Оно должно быть громким. 

Радио диджеи должны уметь музыку ставить непрерывно и без ошибок, а так же говорить непрерывно и быстро с правильной риторикой.

Мобильный диджей – это самостоятельный предприниматель, который играет на своем оборудовании, ищет себе заказчиков, подбирает правильную музыку для определенной ситуации. То есть все делает сам.

Их всех объединяет музыкальное творчество, а именно составление Dj сетов. Сетом называют программу выступления диджея. 

Они бывают четырех видов: 

Обычный сет длится 2 часа ровно.

Обычный сет составляется из четырех зон. Перед началом сета обычно на выступлениях идет разогревающая часть. Ее проводят местные диджеи клуба. После чего переходят к самому сету. Переход выполняется несколькими путями: во-первых, полная остановка трека с помощью питча — это плавное сбавление темпа последнего трека с убавлением громкости до полной тишины; во-вторых, резкое полное выключение звука – это считается банальным. Переходы нужны для обозначения нового диджея за вертушками.

1. начало сета

Продолжительность этой зоны составляет 15-20 минут. Треки в этой зоне играются полностью, допускаются лишь незначительные урезки. Музыку просто сводят. Эта часть выступления служит для обозначения стилевого направления всего сета. Начало считается самой простой частью, так как вмешательство диджея в музыку необходимо лишь, чтобы свести 2 композиции.

2. вводная часть, которая подготавливает народ к Beat Party

Начинается подготовка к основной части. Начинаются резки треков. Сначала длиннее треки, затем – все короче и короче. В конце исполняются самые прогрессивные треки.

3. Beat Party

«Взрыв танцпола» обычно наступает в середине сета, то есть диджей показывает все свои способности. Beat Party — это самый подходящий вариант. Диджей должен активно использовать микшер, можно просто дать все самое прогрессивное. Эта зона длится 20 минут, тут диджей раскрывает все свои таланты и выкладывается по полной программе.

4. заключительная часть сета

Тут взрыв подходит к концу, треки увеличиваются, ритм смягчается. Конец сета должен напоминать его начало. Сведение треков к затуханию.

Вот и все 4 зоны, на которые разбивается сет. 

— Длинный сет – больше 2 часов.

Длинные сеты, которые исполняются по 6 часов, по структуре представляют собой тот же обычный сет, только четвертая зона растянута. Обычно после 3 часов сет переходит в линейный. Такие большие сеты исполняют на дискотеках, где не меняются диджеи и на протяжении всего времени играет один сет.

Короткий сет – от 1 часа до 2 часов.

Структура коротких сетов (60-80 минут) примерно такая же, как и в обычных, только все четыре зоны по продолжительности сокращаются в 2 раза.

Мини сет – меньше часа.

Их используют обычно на соревнованиях между диджеями. В батлах исполняется, в основном, третья зона, где проявляется все умение и мастерство диджея.

Немного еще теории. Мы рассмотрели виды сетов по их длительности, расчленили его на зоны, еще можно разделить виды сетов по типу построения:

Линейный – треки сводятся таким образом: конец старого и начало нового — на протяжении всего сета ВРМ не меняется. Такой вид сведения использую зачастую на радио для обзора музыки.

Прогрессивный – свод музыки происходит практически так же, как и в линейном, только к середине сета треки становятся более прогрессивными.

Агрессивный — громкость и BPM возрастают, подходя в середине, переходят на самые прогрессивные и быстрые треки. 

Ознакомившись с теорией, вы все-таки не станете успешным диджеем, потому что сводить треки в сет – всего лишь полдела, а уметь подбирать гармонические треки и правильно их сводить – это целая наука, в которой может помочь музыкальное образование. Суть в том, чтобы определить тональности треков и сводить лишь те, которые подходят по тональности. Если вы овладеете этим искусством, то ваше музыкальное оборудование будет выдавать настоящую профессиональную музыку. 

по версии сайта: switchfoot.ru/articles/music/6…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как дерзко написать спокойной ночи
  • Как держит ручку левша когда пишет
  • Как делать морфологический разбор слова писал
  • Как дела что написать вместо этого
  • Как дела чем занимаешься как пишется