Как долго гоголь писал ревизор

История создания «Ревизора» Гоголя

История создания «Ревизора» Гоголя начинается в 1830-х гг. В этот период автор работал над поэмой «Мёртвые души», и в процессе прописывания утрированных черт русской действительности у него появилась идея отобразить эти черты в комедии; «рука дрожит написать… комедию». Ранее Гоголь уже успешно дебютировал в этом жанре с пьесой «Женитьба», в которой уже наметились и характерные для автора комические приёмы, и свойственная последующим произведениям реалистическая направленность. В 1835 году он пишет Пушкину: «Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов и, клянусь, будет смешнее чёрта».

Сюжет, подсказанный Пушкиным

История, предложенная Пушкиным Гоголю в качестве сюжета, в действительности произошла с издателем журнала «Отечественные записки» П. П. Свиньиным в Бессарабии: в одном из уездных городков он был принят за правительственного чиновника. Был похожий случай и с самим Пушкиным: его приняли за ревизора в Нижнем Новгороде, куда он отправился собирать материал о пугачёвском бунте. Словом, это был тот самый «русский чисто анекдот», который требовался Гоголю для воплощения его замысла.

Работа над пьесой заняла всего два месяца — октябрь и ноябрь 1835 г. В январе 1836 г. автор зачитал готовую комедию на вечере у В. Жуковского в присутствии многих известных литераторов, в том числе и подсказавшего идею Пушкина. Почти все присутствующие были в восторге от пьесы. Однако история «Ревизора» была ещё далека от завершения.

«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем» — так отзывался Гоголь о своей пьесе; именно такое предназначение он для неё видел — беспощадной насмешки, очищающей сатиры, орудия борьбы с мерзостями и несправедливостями, царящими в обществе. Однако почти никто, даже среди его коллег-литераторов, не увидел в «Ревизоре» ничего больше добротной, качественной «комедии положений».

К постановке пьеса была допущена далеко не сразу и лишь после того, как В. Жуковскому лично пришлось убеждать императора в благонадёжности комедии.

Первая премьера «Ревизора»

Премьера пьесы в первой редакции состоялась в 1836 году в Александринском театре в Санкт-Петербурге. Гоголь был разочарован постановкой: актёры либо не поняли сатирической направленности комедии, либо побоялись играть в соответствии с ней; спектакль получился чересчур водевильным, примитивно-комическим. Лишь И.И. Сосницкий, исполнявший роль Городничего, сумел передать авторский замысел, привнести в образ сатирические ноты. Однако исполненная даже в таком, весьма далёком от авторского желания виде, комедия вызвала бурную и неоднозначную реакцию. «Верхи» общества, обличаемые Гоголем, всё же почувствовали насмешку; комедия была объявлена «невозможностью, клеветою и фарсом»; по неподтверждённым данным, сам Николай I, присутствовавший на премьере, высказался: «Ну, и пьеска! Всем досталось, а мне – больше всех».

Даже если эти слова и не были сказаны в действительности, это хорошо отражает, как публика восприняла смелое творение Гоголя.

И, тем не менее, самодержцу пьеса пришлась по душе: рискованную комедию допустили к дальнейшим постановкам. Учитывая собственные наблюдения за игрой, а также замечания актёров, автор неоднократно вносил в текст правки; создание пьесы «Ревизор» Гоголем в её окончательном варианте продолжалось ещё много лет после первой постановки. Последняя редакция пьесы относится к 1842 году — это и есть тот вариант, который известен современному читателю.

Авторский комментарий к комедии

Долгая и непростая история создания комедии «Ревизор» неотделима от многочисленных статей и комментариев Гоголя к своей пьесе. Непонимание замысла публикой и актёрами заставляло его снова и снова писать в попытках разъяснить свой замысел: в 1842 году, после постановки комедии в окончательной её редакции, он публикует «Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора», затем «Театральный разъезд после представления новой комедии», позже, в 1856 году — «Развязка «Ревизора».

Заключение

Как видим, история создания пьесы «Ревизор» свидетельствует о том, что написание этого произведения далось автору не так-то легок, отняв у него немало как сил, так и времени. И, тем не менее, комедия нашла своих ценителей в среде просвещённых и думающих людей. У многих передовых критиков «Ревизор» снискал очень высокие оценки; так, В. Белинский в своей статье пишет: «В «Ревизоре» нет сцен лучших, потому что нет худших, но все превосходны, как необходимые части, художественно образующие собою единое целое…». Подобного мнения придерживались и многие другие представители просвещённого общества, несмотря на поток критики в адрес комедии и самого автора. На сегодняшний день пьеса «Ревизор» занимает заслуженное место в ряду шедевров русской классической литературы и является блестящим образцом социальной сатиры.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Ekaterina Pigarevskaia

    16/17

  • Анна Дегтярёва

    14/17

  • Людмила Марина

    17/17

  • Glich Altero

    16/17

  • Карина Фридрих

    17/17

  • Анютка Арефьева

    13/17

  • Карина Милашкина

    17/17

  • Irina Kurbatova

    17/17

  • Ольга Баздникина

    17/17

  • Аркадий Родионов

    12/17

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Гоголь

Действия, описанные в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», происходят в небольшом уездном городе России. Мелкого петербургского чиновника Хлестакова местные власти принимают за ревизора из столицы. Герой же смог обернуть случившееся с ним недоразумение в свою пользу. Комедия Гоголя интересна тем, что в основу ее сюжета лег реально произошедший случай.

История создания пьесы начинается с 1835 года. Николай Васильевич Гоголь решает написать комедию, в которой хочет показать в сатиричной форме несправедливости российской действительности. В основу сюжета комедии лег случай, рассказанный писателю А.С.Пушкиным. Какой-то мелкий чиновник, бывший проездом в городе Устюжна Новгородской губернии, выдал себя за ревизора и обобрал местных жителей. Этот случай был неединственным. Так, к примеру, в Нижнем Новгороде самого Пушкина приняли за ревизора, когда он собирал информацию в архивах о восстании Пугачева.

С идеей отобразить чисто «русский анекдот», писатель приступил к созданию комедии. На написание произведения у Гоголя ушло около двух месяцев. Неоднократно писатель хотел оставить замысел, но Пушкин настаивал на том, чтобы Гоголь закончил работу над произведением. Уже в январе 1836 года Николай Васильевич зачитал комедию на литературном вечере у В.А.Жуковского. Произведение Гоголя получило неоднозначные оценки среди слушателей. Так Пушкину, Тургеневу, Жуковскому пьеса очень понравилась, но нашлись и те, кто недооценил творческого замысла писателя.

Впервые пьеса «Ревизор» была показана в Петербурге в 1836 году. Изначально Николай 1 был против допущения пьесы к показу, однако Жуковскому удало убедить императора в благонадежности комедии. В период постановки пьесы на сцене Гоголем были внесены в текст существенные изменения, таким образом, работа над комедией продолжилась. И закончилась она лишь в 1842 году. Работая над комедией «Ревизор», Гоголь старался довести ее до совершенства, постоянно переделывал текст.

Последний измененный вариант пьесы, знакомый современному читателю, был опубликован в 1842 году. Написание комедии далось Гоголю нелегко, на работу над произведением у него ушло около 6 лет. Писатель детально прорабатывал образы героев пьесы, чтобы передать их точный характер и сюжетный замысел произведения. Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» была воспринята современниками писателя неоднозначно. Но все же произведение Николая Васильевича смогло найти своих ценителей в среде просвещенных и думающих людей того времени.

Другие темы: ← Земляника в комедии Ревизор↑ ГогольЗапорожская Сечь в повести Тарас Бульба →

`

Сюжет, подсказанный Пушкиным

История, предложенная Пушкиным Гоголю в качестве сюжета, в действительности произошла с издателем журнала «Отечественные записки» П. П. Свиньиным в Бессарабии: в одном из уездных городков он был принят за правительственного чиновника. Был похожий случай и с самим Пушкиным: его приняли за ревизора в Нижнем Новгороде, куда он отправился собирать материал о пугачёвском бунте. Словом, это был тот самый «русский чисто анекдот», который требовался Гоголю для воплощения его замысла.

Работа над пьесой заняла всего два месяца — октябрь и ноябрь 1835 г. В январе 1836 г. автор зачитал готовую комедию на вечере у В. Жуковского в присутствии многих известных литераторов, в том числе и подсказавшего идею Пушкина. Почти все присутствующие были в восторге от пьесы. Однако история «Ревизора» была ещё далека от завершения.

«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем» — так отзывался Гоголь о своей пьесе; именно такое предназначение он для неё видел — беспощадной насмешки, очищающей сатиры, орудия борьбы с мерзостями и несправедливостями, царящими в обществе. Однако почти никто, даже среди его коллег-литераторов, не увидел в «Ревизоре» ничего больше добротной, качественной «комедии положений». К постановке пьеса была допущена далеко не сразу и лишь после того, как В. Жуковскому лично пришлось убеждать императора в благонадёжности комедии.

Интересные факты о создании

В период написания пьесы Гоголь работал над поэмой «Мертвые души». Особенностью авторской стилистики тогда была тенденция утрирования черт русской действительности. Писателем было принято решение отобразить сатирично реальные события того времени в комедии. Написал «Ревизора» Николай Васильевич под впечатлением рассказа Пушкина. Рука его дрожала, рвалась к работе, а сама идея зарождалась несколько лет.

Комедийному рассказу предшествовало произведение «Женитьба», где автор уже умело применял характерные сатирические приемы. При этом работа не была лишена реалистичности событий, которые могли происходить в те времена.

В 1835 году (именно такая дата упоминается в авторитетных источниках) Николай Васильевич пишет письмо Пушкину, в котором просит о вдохновении и подборке подходящего сюжета для комедии в пяти действиях.

Первая премьера «Ревизора»

Премьера пьесы в первой редакции состоялась в 1836 году в Александринском театре в Санкт-Петербурге. Гоголь был разочарован постановкой: актёры либо не поняли сатирической направленности комедии, либо побоялись играть в соответствии с ней; спектакль получился чересчур водевильным, примитивно-комическим. Лишь И.И. Сосницкий, исполнявший роль Городничего, сумел передать авторский замысел, привнести в образ сатирические ноты. Однако исполненная даже в таком, весьма далёком от авторского желания виде, комедия вызвала бурную и неоднозначную реакцию. «Верхи» общества, обличаемые Гоголем, всё же почувствовали насмешку; комедия была объявлена «невозможностью, клеветою и фарсом»; по неподтверждённым данным, сам Николай I, присутствовавший на премьере, высказался: «Ну, и пьеска!

Всем досталось, а мне – больше всех». Даже если эти слова и не были сказаны в действительности, это хорошо отражает, как публика восприняла смелое творение Гоголя.

И, тем не менее, самодержцу пьеса пришлась по душе: рискованную комедию допустили к дальнейшим постановкам. Учитывая собственные наблюдения за игрой, а также замечания актёров, автор неоднократно вносил в текст правки; создание пьесы «Ревизор» Гоголем в её окончательном варианте продолжалось ещё много лет после первой постановки. Последняя редакция пьесы относится к 1842 году — это и есть тот вариант, который известен современному читателю.

Проблематика сатирической направленности

Тема, задетая писателем, была весьма щепетильной. Несмотря на то что официально пьесу никто не запрещал, Николай I собственноручно боролся с комедией и сатирой. После театральной премьеры судьба произведения складывалась весьма плачевно:

  1. Заказ написания работы с аналогичным сюжетом, но другим концом (наказание всех чиновников-казнокрадов), по приказу императора.
  2. Появление псевдокопии от неизвестного автора в июле 1836 года. Творение получило название «Настоящий ревизор». Его презентация состоялась в том же году. На афишах не указывалось имя писателя.
  3. Упоминания о Цицианове, как авторе нового произведения.

Примечательно, что актуальность освещенной Гоголем проблематики, задевает представителей власти по сей день.

Ярким тому примером являются события 2020 года, когда депутаты Сызрани заставили театрального директора и режиссера постановки «Ревизор» убрать афиши. Все потому, что они максимально четко составили острый подзаголовок — «кошмар госчиновника в двух частях». По словам Михаила Матвеева (депутата Самарской области), сотрудники театра были уволены.

Это все говорит о правдивости комедии и остроте слов Гоголя, которые даже сейчас задевают неблагочестивых чиновников, а также становятся основой для создания таких телепрограмм, как «Ревизорро», когда хочется вывести на чистую воду всех, кто ведет свою деятельность неправильно.

Авторский комментарий к комедии

Долгая и непростая история создания комедии «Ревизор» неотделима от многочисленных статей и комментариев Гоголя к своей пьесе. Непонимание замысла публикой и актёрами заставляло его снова и снова писать в попытках разъяснить свой замысел: в 1842 году, после постановки комедии в окончательной её редакции, он публикует «Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора», затем «Театральный разъезд после представления новой комедии», позже, в 1856 году — «Развязка «Ревизора».

Главные герои

Главное действующее лицо – лже-ревизор Хлестаков. Но Гоголь выделил прочих персонажей, заслуживающих особое внимание.

Хлестаков

Молодой, щеголеватого вида человек двадцати трех лет отроду. Стройный, манерный, любит азартные игры, кутежи и застолья. Сам автор описывает Хлестакова, как глуповатого, несдержанного на язык юношу, любящего почести и угодливое обращение. Имея низший канцелярский чин, часто стеснен в средствах.

Следуя в имение к отцу, Хлестаков начисто проигрался одному офицеру и оказался в незнакомом уездном городе без гроша в кармане. Неожиданно его принимают за важного питерского чиновника, прибывшего с инспекцией.

Пытаясь задобрить «высокого гостя», служащие городской управы всячески угождают юноше, снабжают деньгами, сосватывают дочь городничего. Поначалу, испугавшийся встречи с градоначальником, Хлестаков постепенно смелеет и принимает подношения и почести, как должное.

Сквозник-Дмухановский

Городничий – человек, начавший службу с самых низов. Весьма неглуп, солиден, речь образована. Сосредоточив городскую власть в своих руках, не стесняется брать взятки. Любое дело обставляет с выгодой для себя. На службе носит мундир и сапоги со шпорами.

Ляпкин-Тяпкин

Местный судья и начальник тюрьмы. Считается образованным человеком, поскольку прочитал с десяток книг. Слова выговаривает растянуто, придавая речи значительность и особый смысл. Считает, что ему-то ревизия не страшна, так как взятки он берет не деньгами, а борзыми щенками.

Хлопов

Смотритель учебных заведений – личность глуповатая, трусливая, не имеющая ни авторитета, ни уважения среди преподавателей и учеников. В подотчетном ему ведомстве царят хаос и беспорядок.

Земляника

В качестве попечителя богоугодных учреждений весьма успешно делит поступающие из казны деньги с городничим, судьей и прочими чиновниками. При этом не гнушается донести на «ближнего», если видит в этом свою выгоду.

Шпекин

Чиновник, возглавляющий почту и службу доставки – человек наивный со слабостью к чтению чужой корреспонденции. Именно он раскрывает грандиозный обман, распечатав письмо Хлестакова.

Бобчинский и Добчинский

Персонажи невероятно похожие друг на друга не только внешне, но и речью, движениями, поведением. Малообразованные, неуклюжие, но услужливые помещики первыми разглядели в приезжем «ревизора», о чем тут же донесли городничему.

Анна Андреевна

Жена городничего, моложавая, довольно привлекательная женщина. В пьесе представлена кокеткой, любительницей пышных туалетов, не лишенной тщеславия. Это поверхностная особа, завоевать расположение которой можно лишь упоминанием громких имен, чем и пользуется Хлестаков.

С чего начался успех

История создания комедии «Ревизор» случилась гораздо позже. А в начале литературного пути Гоголя было много тяжелых испытаний. Публика никак не хотела замечать и принимать его. Он писал и откладывал свои рукописи в стол, потому как они никому интересны не были.

Время было трудным, но писатель выдержал его и, наконец, издал произведение, которое принесло ему долгожданные известность и успех. Это был «Вечер накануне Ивана Купала» (первое название «Басаврюк»). Именно после него мир узнал Николая Васильевича как хорошего писателя.

Окончательный вариант

Должную реакцию комедия получила лишь в 1842 году, когда была представлена окончательная версия «Ревизора». Тогда именитые критики и редакторы журналов отмечали, что главной ее чертой является гротескность, которая ощущается абсолютно во всем, начиная с самого сюжета и заканчивая представленными героями.

Однако Николай Васильевич желал, чтобы его творение поняли и оценили максимально полно и достойно, а потому после печати комедии в газете и показа в театре он выпустил несколько статей о том, каков все-таки истинный смысл «Ревизора».

Другие персонажи

Не все упоминаемые персонажи появляются в пьесе лично, иные присутствуют в ней опосредованно, например, жандарм Прохоров. Но некоторые лица заслуживают особого внимания.

Осип

Слуга Хлестакова пожилых лет, ворчлив и немного ленив. В противопоставление своему барину гораздо умней и сметливей. Он быстро понимает, что произошла ошибка, но подыгрывает ситуации, ожидая своей выгоды.

Жалобщики

Слух о прибывшем с инспекцией ревизоре быстро разносится по городу. К Хлестакову с просьбой о заступничестве прибывает делегация купцов. Они составили письменную жалобу о бесчинствах городничего: притеснения, выдуманные налоги, отбирание товара даром.

Приема добилась слесарша Пошлепкина, ее мужа незаконно постригли в солдаты. Другая жалобщица – вдова унтер – офицера Иванова, которую арестовали и наказали розгами по ошибке.

Марья Антоновна

Дочь городничего, романтически настроенная восемнадцатилетняя девушка. В отличие от своей матери достаточно образована.

Тряпичкин

Не присутствует в пьесе лично, но именно ему Хлестаков описывает комичность ситуации, чтобы в последующем Тряпичкин смог написать веселую статью в газету.

Первый показ

Премьера комедии состоялась 19 апреля того же года в Александринском театре, что находится на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Все мероприятие было довольно серьезное, ведь в зале сидел сам император — Николай I. Гоголь ждал и одновременно побаивался реакции, которая последует после просмотра его грандиозной комедии.

Но публика приняла ее за водевиль и совершенно не поняла глубокого смысла, что был заложен Гоголем в его творение.

Однако писатель был расстроен не только из-за этого. Ему самому показалось, что комедия немного скучна и ее следует несколько переделать. А потому история создания «Ревизора» продолжилась.

Таинственная смерть писателя

Перед тем как будет освещена история создания «Ревизора», кратко рассмотрим последние дни великого писателя.

Николай Васильевич умер в 1852 году 21 февраля. Он и при жизни был загадочной персоной, но смерть его также не отличается обыденностью. Все дело в том, что всю свою жизнь величайший писатель страшно боялся лишь одного — что его похоронят заживо. Поэтому никогда не ложился спать в кровать и в основном дремал днем в кресле.

Существует мнение, что Николай Васильевич страдал психической болезнью, которая в совокупности с обостренным увлечением религией усугубилась в последние годы жизни Гоголя, довела его до сильнейшего истощения. Но писатель все же умер не от этого.

Смерть Гоголя была овеяна мистикой, и по прошествии нескольких лет бесконечные догадки и пересуды вынудили эксгумировать тело писателя. И тогда (якобы) все присутствующие увидели, что тело Николая Васильевича находится в неестественной позе. А внутренняя сторона крышки гроба, в котором покоился писатель, вся разодрана, словно кто-то рвал и царапал ее ногтями, чтобы выбраться наружу.

Таким образом, появилась гипотеза, что Гоголь умер не своей смертью. Он, в связи с сильным истощением организма, заснул летаргическим сном. И был похоронен заживо.

Мистика Гоголя

История создания «Ревизора» (Гоголь) довольно проста, она совсем не овеяна мистикой. Однако спросите любого школьника, и он непременно ответит вам, что Николай Васильевич — одна из самых таинственных и загадочных фигур литературной истории.

Писатель сильно интересовался религией, мистикой. Что явно демонстрирует его роман под названием «Вий». Сам Гоголь утверждал, что в основу этого произведения лег местный (украинский) фольклор, народное предание. Но историки и литературоведы сколько не искали, так и не могут найти хоть какого-либо упоминая об описанных в произведении событиях. А это доказывает, что Николай Васильевич сам придумал и расписал весь мистический сюжет.

Кроме того, в писательской истории Гоголя есть еще одна загадочная страница. Доподлинно не известно, но все же считается, что Гоголь (за несколько дней до собственной смерти) решил сжечь второй том еще одной своей великой книги — «Мертвые души». Зачем он это сделал, да и делал ли вообще, потомки уже никогда не узнают. Однако доказательств, что этого события не было, тоже нет. А потому остается лишь догадываться и рассуждать о том, сколь загадочной фигурой был писатель.

Мнение критиков

Произведение Н. В. Гоголя вызвало неоднозначную реакцию в обществе. В первую очередь критике подвергалось происхождение сюжета. Недоброжелатели автора утверждали, что в пьесе нет ни одного правдоподобного героя. Например, городничий поражал зрителей своей наивностью. Ожидая приезда ревизора, он не попросил у Хлестакова подорожной грамоты, которая подтверждала полномочия чиновника. Персонажи получились слишком комичными, далёкими от реальности. Возмущение вызывало и то, что в комедии нет ни одного положительного героя.

И всё же положительных отзывов было больше. Произведению дали высокую оценку лучшие литературные деятели XIX века:

  1. В. Белинский.
  2. П. Вяземский.
  3. К. Аксаков.
  4. В. Одоевский.

«Ревизор» разошёлся на крылатые выражения, а имена персонажей стали нарицательными. В начале XX века произведение включили в обязательную школьную программу. Пьеса Н. В. Гоголя является безусловным шедевром русской литературы.

Начало пути Николая Васильевича

Перед тем как история создания «Ревизора» получила свое развитие, Гоголь прошел долгий путь длиной в двадцать шесть лет.

Именитый писатель родился в 1809 году в марте 20 числа по старому (юлианскому) календарю или 1 апреля по новому (григорианскому). Его род произошел от малороссов, а назван необычный человек в честь Святителя Николая.

Школьные годы Гоголя были довольно посредственны, особым талантом он не отличался. Из всех предметов ему удавались лишь рисование и изучение русской словесности, а произведения, которые он писал тогда, были значительно далеки от шедевров.

По достижении девятнадцати лет будущий гений русской литературы поехал в Петербург. Там он сыскал себе место чиновника, а также пробовал себя в театре и литературе. Но служба была Гоголю в тягость, да и в театре у него мало что получалось. В итоге будущий писатель решил развиваться на литературном поприще.

Афиша спектакля «Ревизор» по пьесе Н. Гоголя в постановке Ленинградского Театра Дома печати. Ленинград: Издание Дома печати, 1927 г.
(Афиша спектакля «Ревизор» по пьесе Н. Гоголя в постановке Ленинградского Театра Дома печати. Ленинград: Издание Дома печати, 1927 г.)

Введение

Работу над комедией «Ревизор» Н.В. Гоголь начал в 1835 г. А уже в начале 1836 г. состоялась её премьера в обеих столицах. Однако корректировка текста продолжалась вплоть до 1842 г. до полного завершения пьесы. Сюжет дал Пушкин, поведав историю о том, как его приняли за высокого чиновника в Нижнем Новгороде в то время, когда он собирал материалы о пугачёвском восстании.
«Ревизор» относится к жанру комедии, но не традиционной, а совершенно новаторской. Писателем была создана первая социальная комедия без любовного сюжета. Более того, здесь нет ни одного положительного персонажа, хотя в классической комедии обязательно было присутствие сугубо положительных и отрицательных персонажей. Как говорил автор, единственный положительный герой в комедии – это смех.

Непривычной была композиция пьесы, когда завязка начиналась сразу с первой фразы Городничего. А финальная немая сцена стала для всех критиков настоящим откровением, так как никогда ранее подобный приём в спектаклях не использовался.

Если задаться вопросом, о чём данное произведение, то можно было бы ответить – обо всём! Это действительно так, потому что в комедии Гоголь вскрыл все пласты российской действительности, от государственной власти до почтового ведомства и самых мелких чиновников, где все воруют, берут взятки, сплетничают и завидуют. Писатель показывает жизнь российского чиновничества, в которой прекрасно соседствуют и уживаются чинопочитание, тупость и мелочная мстительность.

Гражданские плетеные погоны 1894—1910 гг.
(Гражданские плетеные погоны 1894—1910 гг.)

Главная идея комедии заключается в высмеивании всех вышеуказанных сторон российской действительности. Вся неприглядность главных героев показывается в обнажающие их действиях, а не посредством некоего положительного персонажа, как, например, у Фонвизина в «Недоросле». И порок здесь разоблачается не морализацией, а высмеиванием.

История создания

Борис Дмитриевич Григорьев, Н. В. Гоголь «Ревизор»
(Художник Борис Дмитриевич Григорьев, Н. В. Гоголь «Ревизор»)

Работа над пьесой началось в 1835 г. Это время, когда Гоголь писал поэму «Мёртвые души», которая оказала немалое влияние на создание комедии.
Для завершения основного текста потребовалось всего два осенних месяца 1835 г. Уже в январе 1836 г. Гоголь читал её на собрании литераторов и критиков у В. Жуковского. Большинством присутствующих пьеса была одобрена.Однако понадобилось ещё 6 лет, чтобы она была полностью закончена.

Этапы работы

Хотя от рождения идеи до написания основного текста прошло два месяца, доработка полной редакции заняло целых шесть лет. Немало поправок сделано в 1836 г. при подготовке премьеры в Санкт – Петербургском Александринском театре, состоявшейся 19.04 этого же года и на которой присутствовал царь Николай I. Но постановка разочаровала писателя. По его мнению, истинного осмысления не произошло ни в восприятии зрителями, ни самими актёрами, превратившего его своей игрой в обыкновенный водевиль.

Любое произведение того времени, будь оно литературное или театральное, проходило обязательную цензуру. «Ревизор» не стал исключением и прошёл не одну цензурную инстанцию, однако прошли они на удивление быстро и без особых проблем. Видимо сказалось, то, что царь довольно добродушно отозвался о постановке: «Ну, и пьеска! Всем досталось, а мне – больше всех». В целом же, комедия ему понравилась, что и послужило пропуском к последующим постановкам.
Печатный вариант пьесы вышел 19.04.1836 г. в типографии А. Плюшара. Полная редакция «Ревизора» завершена к 1842 г., именно в этом виде она и дошла до наших дней.

Публикация произведения

Почтовая марка Н. В. Гоголь «Ревизор» 2009 г.
(Почтовая марка Н. В. Гоголь «Ревизор», Россия 2009 г.)

Рождение новой комедии было встречено публикой и критикой довольно неоднозначно. На литературной встрече у Жуковского, где собрались все известные в то время литераторы и критики, среди них: Вяземский, Тургенев, Пушкин, Розен, Панаев, Кукольник, Гоголь прочитал присутствующим своё новое произведение и оно было встречено большинством самыми одобрительными отзывами. Хотя Розен и Кукольник не присоединились к восторгам большинства и нашли пьесу неудачной.

Противоречиво встречена пьеса и театральной публикой. В «Русском вестнике» 1842 г. прозвучал такой отзыв: «… фарс, который нравится именно тем, что в нём нет ни драмы, ни цели …»
В адрес автора были брошены обвинения в искажении действительности. Хотя подобные истории имели место быть во многих российских городах, более того их непосредственными участниками были и сам Пушкин, давший идею сюжета и некоторые современники Гоголя.

Иллюстрация Ивана Малютина «Ревизор» в провинции. Журнал "Крокодил" 1926 год
(Иллюстрация Ивана Малютина «Ревизор» в провинции. Журнал «Крокодил» 1926 год и ниже подпись к ней: — Удивительная халтура! Даже имени городничего запомнить не могут. У Гоголя — Антон Антонович, а тут его Денисом зовут! Безобразие! — Никакого безобразия… Тут особые соображения: нашего предисполкома тоже Антон Антоновичем зовут. Неудобно. Обидеться может…)

Ввиду того, что при постановках не все актёры понимают замысел автора, на протяжении почти шести последующих после премьеры лет, Гоголь снова и снова публикует наставления для актёров, как следует играть «Ревизора». Последнее подобное наставление опубликовано в 1856 г. и именовалась «Развязка «Ревизора». Однако негативные отзывы меркнут на фоне высокой оценки таких гигантов литературной критики, как В. Г. Белинский.

Создание комедии далось Гоголю нелегко и забрало достаточно душевных сил и времени. Но она нашла истинных поклонников в среде передовых людей того времени. Сегодня, спустя почти два столетия после сочинения комедии, она занимает достойное место в созвездии величайших произведений литературного и театрального искусства.

«Ревизор»: история знаменитого произведения

Пьеса «Ревизор» Николая Васильевича Гоголя увидевшая свет в 1836 году была произведением абсолютно новаторским. В ней было необычным буквально все: от единой реплики начинающей и заканчивающей произведение, до отсутствия традиционной любовной линии.
Не менее удивительным было и то, что в комедии отсутствуют нет второстепенных сюжетных линий. Все действующие лица завязаны в одном динамичном конфликте, и среди них нет ни одного положительного персонажа. Когда писателя упрекали в этом, он отвечал, что главный положительный герой «Ревизора» – смех.
В пьесе Гоголь затронул масштабный пласт российской действительности: государственная власть, медицина, суд, образование, почтовое ведомство, полиция, купечество.
Первая версия «Ревизора» была написана всего за три месяца, но Гоголь продолжал работать на комедией в течении последующих семнадцати лет.
Стоит отметить, что сама тема комедии была не нова. За год до премьеры «Ревизора» на ту же тему был опубликован сатирический роман А. Ф. Вельтмана «Неистовый Роланд». Ещё ранее начала ходить в рукописи написанная в 1827 году комедия «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе» Г. Ф. Квиткой-Основьяненко.

История создания

Работу над пьесой Гоголь начал осенью 1835 года, а уже в январе 1836 года читал комедию своим коллегам по перу на утре у поэта Жуковского в присутствии большой группы литераторов, среди которых были Пушкин, Тургенев, Вяземский и многие другие. Тургенев вспоминал о том вечере:

    …читал Гоголь превосходно…, поразил меня чрезвычайной простотой и сдержанностью манеры, какой-то важной и в то же время наивной искренностью, которой словно и дела нет — есть ли тут слушатели и что они думают. Казалось, Гоголь только и заботился о том, как бы вникнуть в предмет, для него самого новый, и как бы вернее передать собственное впечатление.
   — И.С. Тургенев

Как ни странно, но к «Ревизору» приложил руку и Пушкин. Традиционно считается, что именно он подсказал Гоголю тему для сюжета. В своем письме, от 7 октября 1835 года, Гоголь спрашивает у Пушкина мнение о «Женитьбе», и за одно просит его подсказать сюжет для комедии:

«… хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. Если ж сего не случится, то у меня пропадет даром время, и я не знаю, что делать тогда с моими обстоятельствами… Сделайте милость, дайте сюжет; духом будет комедия из пяти актов и, клянусь, будет смешнее черта. Ум и желудок мой оба голодают. »
   — Из письма Н.В. Гоголя от 7 октября 1835 года. СПб

Пушкин рассказал ему историю о Павле Петровиче Свиньине, который во время поездки в Бессарабию стал выдавать себя за очень важное и значительное лицо, за петербургского чиновника, а остановлен был лишь тогда, когда стал брать прошения.
Подтверждением этому служат воспоминания русского писателя Владимира Соллогуба:

«Пушкин познакомился с Гоголем и рассказал ему про случай, бывший в г. Устюжна Новгородской губернии (сейчас — Вологодской области) — о каком-то проезжем господине, выдавшем себя за чиновника министерства и обобравшем всех городских жителей». 

По другой версии, также описанной В. Соллогубом, за ревизора самого Пушкина 2 сентября 1833 года принял нижегородский генерал-губернатор Бутурлин, когда Александр Сергеевич прибыл в Нижний Новгород для сбора материалов о пугачёвском бунте.
Во время работы над пьесой Гоголь неоднократно писал А. С. Пушкину о ходе её написания, порой желая её бросить, но Пушкин настойчиво просил его не прекращать работу.
Первый вариант комедии был написан довольно быстро, этому свидетельствует письмо Гоголя к Погодину, от 6 декабря 1835 года, в котором писатель говорит о завершении первых двух черновых редакций «Ревизора».
В январе 1836 года Гоголь читал комедию своим коллегам по перу на утре у поэта Жуковского, а 13 марта 1836 года цензор, историк литературы А. В. Никитенко допустил «Ревизора» к печати.
Сам Гоголь так отзывался о своей работе:

    В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем.

Премьера

Сценическая судьба пьесы сложилась не сразу. Добиться разрешения на постановку удалось лишь после того, как Жуковский сумел убедить лично императора, что «в комедии нет ничего неблагонадёжного, что это только весёлая насмешка над плохими провинциальными чиновниками».
Премьера комедии «Ревизор» состоялась 19 апреля [1 мая] 1836 года в Александринском театре (Петербург). В зале присутствовал сам Николай I. Говорят, что, после премьеры «Ревизора» император заявил:

«Ну и пьеса! Всем досталось, а мне более всех!».
— Николай I, после премьеры «Ревизора» 

Императору постановка очень понравилась, что, вероятно, благотворно сказалось на цензурной судьбе произведения. Хотя комедия поначалу была запрещена, но после апелляции получила высочайшее дозволение к постановке на российской сцене.

Государь император с наследником внезапно изволил присутствовать и был чрезвычайно доволен, хохотал от всей души. Пьеса весьма забавна, только нестерпимое ругательство на дворян, чиновников и купечество.
— Из дневника А. И. Храповицкого (инспектора репертуара русской драматической труппы)

Сам же Гоголь был разочарован петербургской постановкой комедии и отказался принимать участие в подготовке московской премьеры. Особенно автор был недоволен игрой Николая Осиповича Дюром — исполнителем роли Хлестакова (псевдо-ревизора). После премьеры в Петербурге Гоголь писал:

«Дюр ни на волос не понял, что такое Хлестаков. Хлестаков сделался чем-то вроде… целой шеренги водевильных шалунов…»
    — Н.В. Гоголь

Афиша первого представления «Ревизора» в Москве

Афиша первого представления комедии в Москве

Первые представления шли в первой редакции 1836 года. Профессии театрального режиссёра ещё не существовало, постановками занималась дирекция Императорских театров, сам автор, но интерпретация роли всё же более всего зависела от исполнителей.
25 мая 1836 года состоялась московская премьера «Ревизора». Представление должно было состояться в Большом театре, но под предлогом ремонта спектакль дали на следующий день в Малом, где «лож вполовину менее, и публики также». Таким образом в зале оказалась преимущественно «публика высшего тона», которую спектакль «не занял, не тронул, только рассмешил слегка». Гоголь на московскую премьеру не явился.
Несмотря на отсутствие автора и полное равнодушие дирекции театра к премьерной постановке, спектакль прошёл с огромным успехом.
Гоголь писал М. С. Щепкину после обеих премьер комедии:

«Действие, произведённое ею [пьесой «Ревизор»], было большое и шумное. Всё против меня. Чиновники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о служащих людях. Полицейские против меня, купцы против меня, литераторы против меня… Теперь я вижу, что значит быть комическим писателем. Малейший признак истины — и против тебя восстают, и не один человек, а целые сословия».
    — Собр. соч., т. 6, 1950, стр. 232.

Вторая редакция

После первого представления «Ревизора» Гоголь понял, что предстоит еще многое поменять. Эти самые изменения и вошли во второе издание.
26 июля 1841 года было получено цензурное разрешение на второе издание произведения. Уже осенью, как и хотел сам автор «Ревизора», комедия поступила в продажу.
Исправлены были, прежде всего, сцены встречи чиновников с Хлестаковым в начале четвертого акта, они стали более естественными и энергичными. Например, в первом явлении этого действия произошла замена сцены, где Хлестаков один, на сцену разговора чиновников о том, как лучше дать взятку Хлестакову.
В «Отрывке из письма…» Николай Васильевич писал:

«Теперь, кажется, вышло немного сильнее, по крайней мере, естественнее и более идет к делу. Но у меня нет сил хлопотать о включении этого отрывка в пиесу. Я устал; и как вспомню, что для этого нужно ездить, просить и кланяться, то бог с ним, — пусть лучше при втором издании или возобновлении «Ревизора».». 
   — Из письма Н.В. Гоголя «писанного» после первого представления «Ревизора»

Уже после этих изменений Гоголь понимает, что его работа над «Ревизором» еще не закончена. И осенью 1842 года писатель снова шлифует пьесу целиком.
До 1870 в Александринском театре и до 1882 в Малом пьеса шла в первоначальной редакции, позже — в редакции 1842.
Интересно, что впервой редакции пьесы была маленькая роль полицейского, на которую в самой первой постановке был назначен актёр (по другим источникам — монтировщик сцены) по фамилии Прохоров. Этот человек злоупотреблял алкоголем, так что во время репетиций когда дело доходило до его выхода на вопрос «А где Прохоров?» постоянно звучал ответ «Прохоров пьян». В конце концов Гоголю это надоело, и он вычеркнул из пьесы всю эту роль, оставив вместо неё только диалог:

    ГОРОДНИЧИЙ. А Прохоров пьян?
    ЧАСТНЫЙ ПРИСТАВ. Пьян.

В общей сложности над текстом «Ревизора» Николай Васильевич работал около 17 лет. Ориентировочно за год до собственной смерти писатель прочитал корректуры IV тома Полного собрания собственных сочинений, где были напечатаны как предварительные редакции его комедии, так и печатные версии «Ревизора», и, дойдя до одной из самых заключительных реплик четвертого действия сего произведения, внес некоторые, весьма существенные изменения.

Издания

Всего Гоголем было написано два неокончательных варианта комедии, две редакции — первая и вторая. При жизни Н. В. Гоголя было напечатано три издания «Ревизора»:

  1. Первое издание. «Ревизор». Комедия в пяти действиях, соч. Н. В. Гоголя. СПб., 1836.
  2. Второе, исправленное, с приложениями. «Ревизор», комедия в пяти действиях, соч. Н. Гоголя. СПб.,1841.
  3. Третье издание. Соч. Николая Гоголя, т. IV. СПб., 1842, стр. 1- 216, «Ревизор» и приложения.

В 1855 году, спустя год после смерти Гоголя, вышло четвертое издание «Ревизора» включающее исправленные самим драматургом в 1851 году корректуры.

Постановки в Российской империи

  • 19 апреля [1 мая] 1836 года — Александринский театр (Петербургская премьера)
  • 25 мая 1836 года — Малый театр (Московская премьера)
  • 14 апреля 1860 года — «Ревизор» был поставлен кружком писателей в Петербурге в пользу «Общества для пособия нуждающимся литераторам и учёным». Примечательно, что в постановке принимали участие не профессиональные актёры, а профессиональные литераторы.
  • 1872 — Народный театр на Политехнической выставке в Москве
  • 1882 — Театр Корша
  • 1896 — пьеса впервые поставлена на азербайджанской сцене любительской труппой из «Нариманова читальни», первой общедоступной библиотеки-читальни, созданной в 1894 году в Баку. Ввиду отсутствия актрис женские роли исполняли мужчины.
  • 18 декабря 1908 — МХТ (реж. Станиславский, Немирович-Данченко и Москвин)

Первые зарубежные постановки

  •     Париж — «Порт-Сен-Мартен» (1853), театр «Эвр» (1898), театр «Режан» (1907), Театр Елисейских полей (1925), театр «Ателье» (1948); Лейпцигский театр (1857)
  •     Берлин — Придворный театр (1895), «Шиллер-театр» (1902, 1908), Нем. театр (1907, 1950. 1952);
  •     Прага — Временный театр (1865), Национальный театр (1937), Реалистический театр (1951)
  •     Белград — Королевский театр (1870, 1889), Краковский театр (1870);
  •     Вена — «Бургтеатр» (1887, 1894), «Йозефштадттеатр» (1904), Свободный театр (1907), театр «Скала» (1951). «Фолькстеатр» (1957);
  •     Брюссель — «Нуво театр» (1897), Королевский театр (1899);
  •     Дрезден — Придворный театр (1897), Шведский театр, Гельсингфорс (1903);
  •     Лондон — «Стейдж театр» (1906), «Барнс театр» (1926);
  •     Варшавская филармония (1907)

Боклевский К.П. – « …к нам едет ревизор»

Боклевский К.П. – « …к нам едет ревизор». Раскрашено при помощи компьютерного зрения от Mail.ru

Бессмертная комедия Николая Васильевича Гоголя «Ревизор», является одной из самых неоднозначных работ писателя. Случай, неоднократно случавшийся в государстве, смело и с иронией обыгран и представлен в пяти действиях. Пьеса, написанная всего за два месяца, столько раз переписывалась и дополнялась, имела огромный успех, а также волну негодования и непонимания. Овеянная мистикой и тайнами, как и многие произведения Гоголя, пьеса «Ревизор» имеет множество интересных фактов и загадок, с которыми может ознакомиться каждый любитель творчества писателя.

1. Комедия Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» основана на реальных событиях.

2. В основу сюжета пьесы легла история, рассказанная Гоголю его хорошим другом Пушкиным.

3. Одной из необычных черт «Ревизора» стало отсутствие дополнительных сюжетных линий и завязка на центральном конфликте.

4. Впервые Гоголь зачитал свою комедию на светском приёме литераторов В. А Жуковского.

5. В произведении Гоголя нет ни одного положительного героя.

6. Сам Н. В. Гоголь написал пьесу с целью высмеять «всё дурное в России».

7. Целых три варианта издания вышли в продажу ещё при жизни самого писателя. Четвертое издание было напечатано спустя год после смерти Гоголя.

8. Сатирическая пьеса «Ревизор» пришлась на пору расцвета творчества писателя и создания Гоголем «Мёртвых душ», которые оставили свой след на пьесе.

9. Николай Васильевич потратил всего два месяца на написание «Ревизора», но редактирование произведения заняло около шести лет.

10. Писатель был разочарован первым спектаклем пьесы.

11. Несмотря на щепетильность темы произведения, все цензурные проверки «Ревизор» прошёл без осложнений.

12. Пьеса Гоголя имела копию, которая называлась «Настоящий ревизор» и вышла в тираж в том же году, что и оригинал.

13. Неоднозначный комментарий пьесе дали деятели театра, обозначив, что в ней «нет ни драмы, ни цели».

14. Первому редактированию пьесы послужила неправильная игра актёров театра, и, соответственно, непонимание замысла со стороны зрителей.

15. Многократные попытки Гоголя оставить идею с написанием комедии, останавливал Александр Сергеевич Пушкин, который и подарил писателю основную идею.

16. Существует версия о том, что именно Александр Сергеевич Пушкин начал писать «Ревизора», и отправил эту часть Гоголю на доработку в письмах. Официального подтверждения версия не имеет.

17. Николай I был против показа «Ревизора» в Питере, но В. А. Жуковскому, близкого ко двору, удалось переубедить императора и показ состоялся 1836 году в Александрийском театре.

18. Перед каждым показом Н. В. Гоголь составлял пояснительные записки, в которых кратко раскрывал суть произведения и описывал главных героев, и то, как их необходимо сыграть.

19. «Двойник» «Ревизора», написанный Д. Цициановым по приказу императора, не пользовался успехом, в то время как оригинал полюбился даже зарубежным читателям.

20. За подходящим случаем, похожим на «русский анекдот», который послужил бы идеей для написания произведения, Николай Васильевич неоднократно обращался к Пушкину со словами: «рука дрожит написать…комедию».

21. По приказу императора, лично присутствующего на премьере «Ревизор», по сюжету Гоголевской работы была заказана похожая, но с другим сюжетом (его обозначил самодержавец).

22. Есть забавная история о том, что роль одного из персонажей первой постановки досталась выпивающему работнику театра. Но ввиду того, что актёр являлся не трезвым на репетиции, Н. В. Гоголь убрал из пьесы всю часть с его персонажем.

23. У Н. В. Гоголя и его героя «Ревизора» Хлестакова есть сходство, — Гоголь так же любил похвастаться вещами, которые не делал на самом деле. Эту черту писателя отмечали его современники.

24. Есть сведения о том, что даже после одобрения императором Николаем I «Ревизора» на публикацию, писатель на какое-то время уезжал за границу из-за опасений за свою дальнейшую судьбу.

25. После премьеры Государь Николай I дал следующий комментарий пьесе: «Тут всем досталось, а более всего мне». Несмотря на, неодобрительное на первый взгляд, замечание, император постановкой остался доволен.

26. Элита и высшие слои общества были задеты, обнажающей их неблагочестивость пьесой, и выражали возмущение после показа.

27. Мало кто может заметить, но в комедии Н. В. Гоголя имеется целых две развязки. Одна читается в письме Хлестакова; а вторая – это непосредственно новость о настоящем ревизоре.

28. Николай Васильевич Гоголь без скромности заявлял, что «Ревизор» — «первое оригинальное произведение на нашей сцене».

29. Многие читатели, в частности литераторы и современники писателя, отмечали то, что Гоголь «передоверял» свои собственные мысли и убеждения героям своей комедии.

30. В 1860 году в Петербурге была поставлена пьеса, в которой принимали участие исключительно писатели и литераторы. Постановка была направлена на получение пособия обществом писателей и ученых.

31. Николай Васильевич всегда предавал смеху особые целительские и необъяснимые мистические свойства, этими же свойствами он наделил и свою комедию «Ревизор».

32. Задумывая «Развязку «Ревизора», как наиболее раскрытое завершение своей пьесы, писатель надеялся на то, что и «Ревизор», и «Развязка» отныне будут показываться и печататься как неразрывные части. Но этого не произошло.

33. Сама идея произведения не была новой для того времени. «Ревизору» предшествовали такие романы как «Неистовый Роланд» А. Ф. Вельтмана и «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе», вышедшая ещё в 1827 году.

34. Многие литературные критики выражали негодование неправдоподобностью сюжета и персонажей, утверждая, что они слишком «комичны», что делает их абсолютно ненастоящими.

35. Первые показы «Ревизора» за рубежом состоялись в Париже, в ряде самых известных театров.

36. В комедии Н. В. Гоголя отсутствует сюжетная линия любовных драм, привычная для литературы того времени.

37. Примечательно, что предшествующие произведения с идеей сходной «Ревизору», не получили такой популярности. Зато пьеса Гоголя, стала шедевром русской литературы и пополнила Золотой фонд классики.

38. После премьеры Гоголь писал коллегам по цеху о том, что против него «восстали все сословия», так как он посмел «дерзнуть» заговорить в сатире о государственных служащих.

39. Многие известные критики отмечали, что успех «Ревизора» получен непосредственно благодаря чувству юмора писателя и его способности филигранно адаптировать под него «проблемы и пороки» общества и верхов.

40. Оказывается, в персидском переводе в пьесе у городничего нет жены, но имеется две дочери. Это связано с некоторыми религиозными убеждениями, недопустимыми в соответствии с сюжетом.

41. Многие критики, в том числе В. Белинский, дали высокую оценку комедии, отметив её «превосходство» и «целостность».

42. Многими исследователями было отмечено «богоотступничество» Н. В. Гоголя в своих произведениях. Они считали, что писатель делает это намеренно, дабы приобщиться к «другому» духовному источнику.

43. Самый пик популярности «Ревизора» в России пришёлся на послереволюционное время, так как критика власти царской России была в духе этого времени.

44. В 2009 году в одном из украинских городов был установлен бронзовый памятник И А. Хлестакова – главного героя «Ревизору». Это случилось как раз к двухсотлетнему юбилею Н. В. Гоголя.

45. В ответ на волну упрёков из-за отсутствия ключевого положительного героя, Гоголь говорил: «смех – главный положительный персонаж «Ревизора».

46. Во втором издании Николай Васильевич в первую очередь исправил сцены с Хлестаковым, вставив сцены разговоров о взятке.

47. Известно, что во время постановки пьесы в Азербайджане, все женские роли были исполнены мужчинами, так как в труппе не было актрис женщин.

48. Из воспоминаний некоторых актёров, которые исполняли роли в пьесе Гоголя в самых первых постановках, было ясно, что все они испытывали странные ощущения загадочности и таинственности от всей комедии и не понимали, как поставить образ.

49. Оказывается Гоголь покинул здание театра во время премьеры «Ревизора» в Питере. Позже в письмах Пушкину, он писал, что был «сердит на зрителей», которые не смогли понять его, а также, на самого себя, потому как не смог донести до них сути.

50. На Московскую премьеру в Большом театре, сам автор «Ревизора» не явился, вследствии того, что показ перенесли из-за ремонта в Малый. Кроме того, Н. В. Гоголь не хотел снова испытывать чувство стыда и разочарования от актёрской игры.

51. Не все современники и друзья писателя, поняли досаду и причину фрустрации Н. В. Гоголя, по поводу премьеры и игры театралов. Как минимум, художественный успех «Ревизора» был колоссальным.

52. Доведя до совершенства своё произведение Николай Васильевич оправил его в печать в 1842 году. Это тот самый окончательный вариант пьесы, которая дошла до нас.

53. Финал пьесы стал для литературных критиков большим открытием. Никто ранее не использовал немых сцен в качестве завершения спектакля.

54. Один из первых актёров комедии Гоголя, некий П. И. Григорьев, который играл роль судьи, признавался, что для всех «пьеса была загадкой», ведь ни кто из актёров ранее ничего подобного на сцене не делал. Вследствии этого театралами пьеса была не понята и не оценена.

55. После постановки «Ревизора» в конечном варианте, Н. В. Гоголь написал несколько статей и комментариев, разъясняющих смысл и проблематику его работы.

56. По мнению некоторых критиков, одним из которых являлся И. А. Виноградов, Гоголь есть «лучший комментатор своих произведений». Виноградов утверждал, что необходимо всегда с «доверием» относится к пояснениям автора.

57. Писатель Набоков делал очень резкие высказывания на попытки Гоголем постоянно объяснять свое произведение, он говорил, что Гоголь «позволил себе худшее, что может позволить себе писатель» — объяснять в печати все, незамеченные и непонятые критиками, места пьесы.

История создания произведения "Ревизор" - для презентации и сочинения

­Пример 1

История произведения «Ревизор» берет свое начало в 30-х гг. XIX века. Николай Васильевич Гоголь в это время прорабатывал поэму «Мертвые души». Именно в этот период у автора появилась идея написать новое произведение. Он хотел создать комедию, в которой прописал бы несовершенства, присущие русской действительности. Автор остро ощущал потребность отобразить утрированные черты общества, в котором он жил.

 Пьеса «Ревизор» — не первое произведение Н.В. Гоголя в жанре комедии. Произведению предшествовала пьеса «Женитьба», которая была тепло принята читателями. Именно в «Женитьбе» писатель испробовал своеобразные комические приемы, которые и были положены в основу произведения «Ревизор». Николай Васильевич сделал акцент на реалистической направленности. Это не вымысел, это наше существование. В персонажах можно выделить черты, которые характерны для реальных людей.

За помощью в создании произведения автор обратился к А.С. Пушкину. В 1835 году Н.В. Гоголь написал поэту послание, в котором просил поделиться сюжетом. Николаю Васильевичу необходим был свежий взгляд, оригинальная идея. Александр Сергеевич Пушкин предложил автору в качестве сюжета историю, которая произошла в реальности с одним человеком. Это случилось с П.П. Свиньиным, занимавшим пост издателя одного из журналов. Именно его посчитали государственным чиновникам, когда он проездом находился в небольшом городке в Бессарабии. А.С. Пушкин сам стал свидетелем похожего случая. Поэт посетил Нижний Новгород, чтобы собрать побольше информации о пугачевском восстании. А.С. Пушкин был принят за ревизора. Н.В. Гоголю важно было узнать анекдот, который был бы понятен каждому. У автора имелся замысел, который нужно было воплотить. И эти истории, которые поведал А.С. Пушкин, очень помогли Николаю Васильевичу.

Автор работал над произведением два месяца. И в ноябре 1835 года он создал свою пьесу «Ревизор». Н.В. Гоголь представил свою работу слушателям в январе 1836 года. Это произошло на одном из вечеров, проходивших в доме В. Жуковского. Среди собравшихся было много литераторов, чье мнение было важно для автора. Готовую комедию услышал и А.С. Пушкин, который и подсказал идею Н.В. Гоголю. Большинство отзывов по пьесе «Ревизор» были восторженными. Но это еще не конец истории создания произведения.

 Николай Васильевич отмечал, что в пьесе ему было важно показать всю несправедливость, царившую в обществе. Автор признавался, что он хотел посмеяться над всем дурным, что происходило в стране. Предназначение «Ревизора» заключалось в том, чтобы читатель понял беспощадную насмешку, с которой Н.В. Гоголь смотрел на творившийся вокруг хаос. Именно с помощью смеха автор призывал бороться с несовершенствами, низменными целями и мерзостями. Но никто из собравшихся литераторов не уловил истинный замысел Николая Васильевича.

Присутствовавшие посчитали, что им представили работу, основная идея которой заключалась в показе положительных и отрицательных черт людей, занимавших особое положение в обществе.

Пьесу поставили не сразу. В. Жуковский даже обратился к императору. Он заверял, что «Ревизор» не несет в себе скрытых мотивов. В благонадежности произведения комедийного жанра не стоит сомневаться.

 Стоит отметить, создание пьесы «Ревизор» далось Н.В. Гоголю нелегко. Автор вновь и вновь возвращался к произведению, вносил свои коррективы. Он много раз комментировал свою пьесу. Н.В. Гоголю было важно, чтобы читатель понял истинный замысел произведения. Комедия «Ревизор» признана одним из шедевров русской классической литературы.


Пример 2

Действия, описанные в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», происходят в небольшом уездном городе России. Мелкого петербургского чиновника Хлестакова местные власти принимают за ревизора из столицы. Герой же смог обернуть случившееся с ним недоразумение в свою пользу. Комедия Гоголя интересна тем, что в основу ее сюжета лег реально произошедший случай.

 История создания пьесы начинается с 1835 года. Николай Васильевич Гоголь решает написать комедию, в которой хочет показать в сатиричной форме несправедливости российской действительности. В основу сюжета комедии лег случай, рассказанный писателю А.С.Пушкиным. Какой-то мелкий чиновник, бывший проездом в городе Устюжна Новгородской губернии, выдал себя за ревизора и обобрал местных жителей. Этот случай был неединственным. Так, к примеру, в Нижнем Новгороде самого Пушкина приняли за ревизора, когда он собирал информацию в архивах о восстании Пугачева.

С идеей отобразить чисто «русский анекдот», писатель приступил к созданию комедии. На написание произведения у Гоголя ушло около двух месяцев. Неоднократно писатель хотел оставить замысел, но Пушкин настаивал на том, чтобы Гоголь закончил работу над произведением. Уже в январе 1836 года Николай Васильевич зачитал комедию на литературном вечере у В.А.Жуковского. Произведение Гоголя получило неоднозначные оценки среди слушателей. Так Пушкину, Тургеневу, Жуковскому пьеса очень понравилась, но нашлись и те, кто недооценил творческого замысла писателя.  

Впервые пьеса «Ревизор» была показана в Петербурге в 1836 году. Изначально Николай 1 был против допущения пьесы к показу, однако Жуковскому удало убедить императора в благонадежности комедии. В период постановки пьесы на сцене Гоголем были внесены в текст существенные изменения, таким образом, работа над комедией продолжилась. И закончилась она лишь в 1842 году. Работая над комедией «Ревизор», Гоголь старался довести ее до совершенства, постоянно переделывал текст.

 Последний измененный вариант пьесы, знакомый современному читателю, был опубликован в 1842 году. Написание комедии далось Гоголю нелегко, на работу над произведением у него ушло около 6 лет. Писатель детально прорабатывал образы героев пьесы, чтобы передать их точный характер и сюжетный замысел произведения. Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» была воспринята современниками писателя неоднозначно. Но все же произведение Николая Васильевича смогло найти своих ценителей в среде просвещенных и думающих людей того времени.

2.1 Рождение и становление комедии

В своем
письме, от 7 октября 1835 года, Гоголь
спрашивает у Пушкина мнение о «Женитьбе»,
а за одно, так как искал поддержки и ждал
совета от Александра Сергеевича, просит
его подсказать сюжет, «… хоть какой-нибудь
смешной или не смешной, но русский чисто
анекдот. Рука дрожит написать тем
временем комедию. Если ж сего не случится,
то у меня пропадет даром время, и я не
знаю, что делать тогда с моими
обстоятельствами… Сделайте милость,
дайте сюжет; духом будет комедия из пяти
актов и, клянусь, будет смешнее черта»
[12, 286]. Пушкин на просьбу Гоголя откликнулся
и поделился с ним сюжетом, который
волновал и его самого. Пушкин рассказал
ему историю о Павле Петровиче Свиньине,
который во время поездки в Бессарабию
стал выдавать себя за очень важное и
значительное лицо, за петербургского
чиновника, а остановлен был лишь тогда,
когда стал брать прошения. Позже, уже в
1913 году, историк литературы Н.О.Лернер
в своем труде «Пушкинский
замысел
 «Ревизора»
// Речь. 1913.»,
сделав анализ и писем Пушкина, и самого
текста «Ревизора», пришел к выводу, что
некоторые черты Свиньина и Хлестакова
совпадают. Прототипом Хлестакова
оказался довольно известный своим
современникам живописец, историк,
создатель «Отечественных записок».
Лернер отождествлял ложь Хлестакова с
ложью Свиньина, считал, что и похождения
их до крайности похожи.

После
того как сюжет был передан Пушкиным в
1835 году Гоголю, Николай Васильевич начал
работу над «Ревизором». Первый вариант
комедии был написан довольно быстро,
этому свидетельствует письмо Гоголя к
Погодину, от 6 декабря 1835 года, в котором
писатель говорит о завершении первых
двух черновых редакций «Ревизора».

Исследователь
А. С. Долинин в «Ученых записках
Ленинградского гос. пед. ин-та» все же
высказывает сомнение в том, что Гоголь
мог за полтора месяца проделать такую
огромную и кропотливую работу, ведь, по
его словам, писатель достаточно долго
«оттачивал» свои произведения. Долинин
считает, что Пушкин передал сюжет Гоголю
намного раньше, возможно в первые годы
из знакомства. История о Свиньине просто
осталась в памяти писателя, а реализовать
сюжет он решил тогда, когда пришла идея
о написании последней комедии.

И все
же большинство исследователей истории
литературы считают, что черновые наброски
Гоголь писал всегда достаточно быстро,
а вот на «оттачивание» уходило гораздо
больше времени.

Войтоловская
считает, что установлена связь между
идеей сюжета Пушкина и «Ревизором»
Гоголя, хотя и не ясна точная дата начала
работы над комедией.

Первый
вариант «Ревизора» был существенно
переделан, в результате чего комедия
обрела более целостную структуру. Но и
после второй редакции писатель снова
внес ряд изменений, после чего пьеса
была передана, наконец, в печать и
отправлена в театральную цензуру. Но и
после получения разрешения на театральную
постановку, которое было дано 2 марта,
Гоголь не переставал улучшать своего
«Ревизора». Последние исправления были
приняты театральной цензурой всего за
несколько дней до выхода комедии на
сцену.

В ходе
создания «Ревизора» Гоголь не чувствовал
сложностей, которые могли сопровождать
работу писателя над большим произведением.
Образы, которые проходят через всю
пьесу, сформировались сразу; уже в первой
редакции мы наблюдаем все ключевые
события, всех главных героев с их
отличительными чертами. Поэтому сложность
творческого процесса заключалась вовсе
не в поисках сюжетных линий, а в более
ярком и точном раскрытии характеров
персонажей.

Этому
произведению Николай Васильевич придавал
большое значение, ведь именно этим и
можно объяснить то, что он продолжал
работать над текстом и после первого
издания пьесы. Когда Погодин спрашивал
Гоголя о том, чтобы выпустить второе
издание «Ревизора», писатель отвечал,
что нужно немного подождать, так как он
начал переделывать некоторые сцены,
которые, на его взгляд, выполнены
небрежно. Исправлены были, прежде всего,
сцены встречи чиновников с Хлестаковым
в начале четвертого акта, они стали
более естественными и энергичными. Уже
после этих изменений в 1841 году выходит
второе издание комедии, но Гоголь
понимает, что его работа над «Ревизором»
еще не закончена. И осенью 1842 года
писатель снова шлифует пьесу целиком.
Все это и есть процесс художественной
обработки автором своего произведения,
в результате которого заметна
выразительность каждой детали. В комедии
было очень мало сцен, которые Гоголь не
переделывал, пытаясь добиться глубины
образов и речи. Только шестая редакция
«Ревизора» стала окончательной.

Соседние файлы в папке Бабай

  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как доказать что заставили написать расписку
  • Как доказать амфотерный характер гидроксида алюминия напишите уравнения реакций
  • Как доказать амфотерность альфа аминопропионовой кислоты напишите не менее 3 уравнений
  • Как доиграешь напиши
  • Как доиграете напишите