Как евреи пишут даты

УРОК № 54. ОБОЗНАЧЕНИЕ ДАТ

(из авторского курса «Грамматика практического иврита»)

А. Грибер

Обозначение дат в иврите имеет определённые особенности.

Само слово תַאֲרִיך (таарИх) со значением «дата» является существительным мужского рода единственного числа.

Для обозначения чисел месяца используются количественные числительные мужского рода, так как слово יוֹם (йом) со значением «день» относится к мужскому роду.

Перед названием месяца обычно ставится предлог בְּ (бэ-).

В Израиле действуют два календаря – еврейский и гражданский (григорианский), в соответствии с которыми года бывают следующими:

שָנָה עִברִית (шанА иврИт) «еврейский год». Все праздники устанавливаются по числам еврейских месяцев.

שָנָה אֶזרָחִית (шанА эзрахИт) «гражданский год».

Сначала познакомимся с названиями месяцев гражданского года:

יָנוּאַר (йАнуар) «январь».

פֶבּרוּאַר (фЭбруар) «февраль».

מֶרץ/מַארס (мэрц/марс) «март».

אַפּרִיל (апрИл) «апрель».

מַאי (май) «май».

יוּנִי (йУни) «июнь».

יוּלִי (йУли) «июль».

אוֹגוּסט (Огуст) «август».

סֶפּטֶמבֶּר (сэптЭмбэр) «сентябрь».

אוֹקטוֹבֶּר (октОбэр) «октябрь».

נוֹבֶמבֶּר (новЭмбэр) «ноябрь».

דֶצֶמבֶּר (дэцЭмбэр) «декабрь».

Для обозначения чисел года используются количественные числительные женского рода, так как существительное единственного числа שָנָה (шанА) со значением «год» относится к женскому роду.

После чисел года НЕ ставятся ни слово שָנָה (шанА), ни его формы.

Вот формула построения дат в иврите:

ЧИСЛО ДНЯ (м. р.) + ПРЕДЛОГ בְּ (бэ-) + НАЗВАНИЕ МЕСЯЦА + ЧИСЛО ГОДА.

Дата по гражданскому календарю называется תַאֲרִיך לוֹעֲזִי (таарИх лоазИ).

Прилагательное мужского рода единственного числа לוֹעֲזִי (лоазИ) имеет значение «иностранный язык (не иврит)».

Вот примеры дат по гражданскому календарю:

עֶשׂרִים וּשְנַיִים בְּיוּנִי אֶלֶף תְשַע מֵאוֹת אַרבָּעִים וְאַחַת (эсрИм у-шнАйим бэ-йУни Элэф тша мэОт арбаИм вэ-ахАт) «22 июня 1941 года».

תִשְעָה בְּמַאי אֶלֶף תְשַע מֵאוֹת אַרבָּעִים וְחָמֵש (тишъА бэ-мАй Элэф тша мэОт арбаИм вэ-хамЭш) «9 мая 1945 года».

Давайте познакомимся с названиями месяцев еврейского года:

תִשרֵי (тишрЭй) «сентябрь – октябрь».

חֶשווָן (хэшвАн) «октябрь – ноябрь».

כִּסלֵו (кислЭв) «ноябрь – декабрь».

טֵבֵת (тэвЭт) «декабрь – январь».

שבָט (шват) «январь – февраль».

אֲדָר (адАр) «февраль – март».

נִיסָן (нисАн) «март – апрель».

אִייָר (ийАр) «апрель – май».

סִיווָן (сивАн) «май – июнь».

תַמוּז (тамУз) «июнь – июль».

אָב (ав) «июль – август».

אֱלוּל (элУл) «август – сентябрь».

Дата по еврейскому календарю называется תַאֲרִיך עִברִי (таарИх иврИ).

Прилагательное мужского рода единственного числа עִברִי (иврИ) имеет значения «еврейский; ивритский».

В еврейском календаре числа дней месяцев и числа годов обозначаются и произносятся, как правило, ивритскими буквами и их названиями.

Если ивритская буква обозначает число первого десятка (от «Алэф» до «йуд»), то после неё ставится апостроф–«гЭрэш». Например,

ט’ בְּאָב (тишъА бэ-Ав) «девятый день месяца «ав» (день памяти разрушения Иерусалимского храма, день поста и молитвы)».

Если в обозначениях чисел месяцев присутствуют несколько букв, то перед последней буквой ставится двойной апостроф–«гэршАйим». Например,

ט»ו בִּשבָט (ту би-швАт) «пятнадцатый день месяца «шват» (Новый год деревьев)».

В обозначениях чисел года последняя буква также отделяется двойным апострофом–«гэршАйим». При этом буква «hэй», которая соответствует числу «пять тысяч», опускается. Буквы года обычно произносятся как одно слово с гласными звуками (а). Например,

ה’ בְּאִייָר תש»ח (hэй бэ-ийАр ТаШАХ) «пятый день месяца «ияр» 5708 (1948) года (День независимости Израиля)».

Еврейский календарь – общепринятый способ определения года и числа в Израиле. Используется такой календарь местным населением одновременно с григорианским, принятым в большей части стран, в том числе в СНГ. Граждане Израиля, находящиеся за рубежом, по нему определяют начало традиционных религиозных событий и собственные памятные даты – дни рождения, именины и прочее.

Устройство и история возникновения

Еврейский календарь называется [хА-лУах хА-иврИ] – ‏הלוח העברי‏.

Календарь евреев лунно-солнечный: начало еврейских месяцев совпадает с началом лунных месяцев. Несколько особенностей:

  • начало месяца – «голова», и называется он [рОш ходЕш];
  • [рОш ходЕш] – это всегда новолуние (период, когда Луна находится между Землей и Солнцем примерно на одной прямой). В новолуние Луну не видно;
  • религиозные праздники совпадают с числами календаря, по ним читают священные книги в синагогах. Относительно григорианского календаря еврейские даты съезжают и становятся плавающими;
  • еврейские даты нумеруются буквами, а не цифрами;
  • еврейский календарь полностью интегрирован в жизнь государства. По нему живут местные жители, числа проставляются даже в официальных документах.

Летоисчисление еврейского календаря начинается с 3761 года до нашей эры. В 359 году вместо привязки к лунным фазам приняли использование математических исчислений для определения годов и месяцев. То есть, чтобы понять, какой сейчас год, нужно произвести несложные математические расчеты: 2022 + 3761 = 5783.

В истории становления еврейского учета времени выделяют три этапа:

  • библейский;
  • послебиблейский;
  • талмудический.

В библейском периоде праздники были привязаны к новой луне. В послебиблейском – к луне и солнцу. В талмудическом – к математическим вычислениям.

Особенности еврейского календаря

Еврейский календарь крайне труден для восприятия людьми, которые никогда не были связаны с Израилем. Поэтому, если с первого раза вы не научитесь определять правильные даты, читать и писать их, а также жить по лунно-солнечным циклам с учетом математических вычислений, это не страшно. Вам нужно немного времени и практики.

К особенностям еврейского календаря относятся:

  • каждые семь лет у евреев не 12, а 13 месяцев. Такие годы считаются високосными;
  • в месяце может быть 29 или 30 суток, но они не меняются через одного, как в григорианском календаре. Периодичность существует только одна – наличие 13-го месяца каждый 7 год;
  • народ Израиля живет по лунно-солнечному календарю, согласно которому в году 354 дня, а не 365, как мы привыкли. Из-за этого даты еврейского и григорианского календаря отличаются друг от друга. Чтобы ликвидировать разницу в 11 дней, и был введен високосный год, который содержит не 12, а 13 месяцев;
  • у евреев сутки начинаются с вечера, а не с полуночи, как мы привыкли. Это же относится к традиционным праздникам.

Важно, что хотя разные значимые даты еврейского и григорианского календаря отличаются друг от друга, они всегда совпадают с одним и тем же временем года.

Какой год в еврейском календаре называется беременным

Беременным годом называется как раз високосный – тот, в котором 13 месяцев. В чем его особенность:

  • если день рождения человека совпал с месяцем [адАр], то в високосный год он будет отмечать его в месяц [адАр бЕт];
  • годовщина смерти человека отмечается по такому же принципу;
  • месяц [адАр] удваивается по той причине, что он всегда должен быть последним, двенадцатым месяцем года. Если удвоить какой-то другой месяц, [адАр] будет тринадцатым, а это недопустимо.

Также считается, что 12-й месяц — самый веселый и радостным в году. Древние мудрецы считали, что если и удваивать, то радость, а не грусть и печаль. В високосный год в «60 дней радости» принято просить Бога устранить неприятности и послать больше удачи и везения.

Нам такой обычай может казаться странным или даже формальным, но евреи относятся к нему со всей серьезностью, как и к остальным религиозным событиям и праздникам.

Сколько лет Земле по еврейскому календарю

Согласно еврейскому календарю, наступил 5782 год, а уже через пару месяцев, в еврейский Новый год, наступит 5783. Это связано с тем, что летоисчисление у евреев начинается с 3761 года до нашей эры – с дня рождения Адама и Евы.

Интересно, что по традиции еврейский год начинается целых четыре раза:

  1. Календарный год – 1 [тишрЕй]. Некоторые специалисты считают, что это дата сотворения мира.
  2. Церковный год – 1 [нисАн]. Именно так прописано в Торе.
  3. Финансовый год – 1 [элУл]. С этого месяца происходит расчет налогов.
  4. Сельскохозяйственный год – 15 [швАт]. В этот день официально вступает в силу законодательство, связанное с сельским хозяйством.

Отмечают только два первых Новых года, финансовый касается только экономики и политики страны.

Еврейские праздники

Еврейские праздники привязаны к солнечным циклам. Они начинаются с вечера, с заходом солнца. Каждый праздник имеет свою тысячелетнюю историю, поэтому народ Израиля всегда отмечает их с особой любовью и трепетом. В праздничные дни не работает большинство заведений, а по всей стране объявляют выходной.

Практически все праздники упомянуты в Торе. Единственное светское событие, которое там не упоминается, — это День Независимости. Многие эксперты сходятся во мнении, что именно праздники и особое к ним отношение помогли народу Израиля сохранить свою независимость, несмотря на непростую историю.

Шаббат в Израиле

Шаббат буквально переводится как «суббота», и для евреев это не просто праздник и не просто выходной день. В шаббат следует полностью воздержаться от работы и важных дел, а сосредоточиться стоит на молитвах и общении с близкими людьми.

В шаббат не работает общественный транспорт, любые развлекательные и государственные учреждения, а также большинство магазинов. Некоторые запреты шаббата для жителей стран СНГ могут показаться странными. Например, в этот день нельзя:

  • включать и выключать электричество;
  • пользоваться телефоном;
  • стирать;
  • готовить;
  • рисовать;
  • ремонтировать что угодно;
  • заниматься активными видами спорта.

Современный Израиль подстроился под этот обычай. Так, в шаббат людям не нужно нажимать кнопки на лифте – он ездит сам по себе и останавливается на каждом этаже. Холодильники со специальным режимом в шаббат отключают все лампочки и датчики, которые обычно включаются при открывании дверцы.

Перед шаббатом люди уходят с работы раньше, готовят праздничный ужин с традиционными блюдами, читают молитвы и много общаются с родными и близкими.

Песах

Праздник Песах длится 7 дней. Согласно истории, в этот период евреи освободились от египетского рабства – как физического, так и духовного. Праздничный ужин этого периода также особенный:

  • в доме не должно быть ничего, связанного с квасом: хлеба, печенья, алкоголя и т. д.;
  • праздничный ужин должен содержать свежую зелень, которую обмакивают в соленую воду перед употреблением. Вода – это символ слез евреев, пролитых в египетском рабстве.

Практически все жители Израиля серьезно относятся к этому празднику.

Шавуот

В эту дату отмечают вручение Торы евреям на горе Синай. Шавуот празднуют через неделю после Песаха.

Поскольку по идеям Торы живет весь Израиль, в этот день принято посещать синагогу и слушать заповеди. Дома и синагоги украшают цветами и зелеными ветвями, а каждую трапезу начинают с молочного блюда. Оно ни в коем случае не должно пересекаться с мясным.

Суккот

Суккот – радостный праздник для евреев. В течение недели они живут во временных домах-шалашах с прозрачной кровлей. Этот обычай напоминает жителям Израиля о том, что далеко не каждый человек в мире имеет свою крышу над головой, и поэтому по возможности всегда нужно помогать тем, кто в этом нуждается.

Во временных домах люди живут, спят, молятся, принимают пищу, и всё это сопровождается радостным настроением и полной гармонией внутри семей.

Рош ха-Шана

Это Новый год у иудеев, когда, согласно верованиям, Всевышний определяет судьбу всего мира и каждого человека отдельно на следующий год.

Прием пищи в Рош ха-Шана начинается с хлеба с медом, затем следует традиционная молитва над небольшим кусочком яблока. После первого ритуала евреи приступают к основному приему пищи, в который входит баранина в честь жертвенного ягненка и рыба с головой как символ того, что человек будет главой в своих деяниях, а не останется где-то в хвосте.

Йом-Кипур

После религиозного Нового года идут 10 траурных дней – дней раскаяния. Последний десятый день – Йом-Кипур, когда судьба, которую подготовил для человека Всевышний на ближайший год, вступает в силу.

Перед этим праздником евреи просят прощения у всех, кого могли обидеть. Также они соблюдают обычай: отдают бедным целую курицу, которая пойдет на праздничный ужин, или деньги, на которые бедные смогут купить эту курицу. Этим обычаем жители Израиля искупают свои грехи.

Рош Ходеш

Рош Ходеш празднуют каждое новолуние – в первое число нового месяца. Перед ним люди постятся и просят простить им грехи. Женщины не делают ничего по дому, а вечерняя трапеза дополняется новым праздничным блюдом по желанию семьи. Сопровождается этот день молитвами.

Пурим

Это также веселый праздник, который отмечают в честь спасения евреев от истребления персидским царем Артаксерксом, а также в честь победы над Аманом, желающим изгнать еврейский народ.

В этот день на праздничном столе евреев появляется треугольное печенье под названием «уши Амана», не запрещено много веселиться и даже принимать алкоголь. Верующие в Пурим дарят не менее двух подарков бедным людям.

Ханука

Символ этого праздника – лампы и свечи, которые евреи зажигают у себя дома ближе к окнам, чтобы их было заметно снаружи. Этот день символизирует превосходство духовного над материальным.

Трапезничают в Хануку картофельными оладьями, пончиками, молочными и сырными блюдами.

Особенно этот праздник нравится детям, ведь один из его обычаев предусматривает, что взрослые дают им много карманных денег.

Ту-Бе Ав

Это День Любви, когда ночи становятся длиннее, а дни – короче. Важных ритуалов, обычаев и традиций для этого дня не существует, но ночное время евреи стараются посвящать чтению и изучению Торы.

Ту би-Шват

Этот праздник – Новый год деревьев – символизирует пробуждение всего живого после холодной зимы. В этот день владельцы сельскохозяйственного бизнеса часть денег с прошлогоднего урожая раздают бедным.

В Ту би-Шват принято употреблять в пищу фрукты, выращенные в Израиле, изучать Тору и дополнять праздничный ужин четырьмя бокалами вина.

Лаг ба-Омер

В этот день нет никаких строгих запретов и постов. Евреи гуляют, собираются на пикниках, разжигают костры, символизирующие освещение светлого и нового пути.

Даты на иврите

Первый день года по еврейскому календарю может начинаться только в понедельник, вторник, четверг или субботу. Если по математическим расчетам так не совпадает, прошлый год удлиняется на 1 сутки. Месяцы же по еврейскому календарю длятся 29 или 30 суток, а каждые 7 лет в календаре присутствует не 12, а 13 месяцев. Тринадцатый месяц называется [веадАр] или [адАр бЕт]. Названия и длительность каждого еврейского месяца – [ходЕш] – приведена в таблице.

Название на русском языке Название на иврите Длительность
[нисАн]  ניסן 30
[иЯр] אייר 29
[сивАн] סיוון 30
[тамУз] תמוז 29
[Ав] אב 30
[элУл] אלול 29
[тишрЕй] תשרי 30
[хешвАн] חשוון 29/30
[кислЕв] כסלו 29/30
[тевЕт] טבת 29
[швАт] שבט 30
[адАр] אדר 29
[адАр бЕт] אדר ב׳ 29 – только в високосный год

Еврейский календарь считается самым трудным для восприятия, и не только из-за его особенностей и истории, но и из-за буквенного обозначения дат. В иврите в качестве цифр выступают 22 буквы еврейского алфавита, приведенные в таблице.

1 א [Алеф]
2 ב [бЭт]
3 ג [гИмель]
4 ד [дАлет]
5 ה [хЭй]
6 ו [вАв]
7 ז [зАйн]
8 ח [хЭт]
9 ט [тЭт]
10 י [йУд]
20 כ [кАф]
30 ל [лАмед]
40 מ [мЭм]
50 נ [нУн]
60 ס [сАмэх]
70 ע [Айн]
80 פ [пЭй]
90 צ [цАди]
100 ק [кУф]
200 ר [рЭйш]
300 ש [шИн]
400 ת [тАв]

То есть, если мы хотим написать на иврите число 13, мы будем записывать его слева направо как 10 + 3, проставляя между буквами двойную кавычку: י״ג.

Чтобы записать на иврите год, мы будем использовать тот же принцип. Для примера возьмем 5779 год по еврейскому календарю: 5000 + 400 + 300 + 70 + 9: ה׳תשע״ט.

Соотношение дат еврейского и григорианского календарей

Существует много онлайн-сервисов для перевода григорианского календаря в еврейский. Приведем календарь еврейских праздников, переведенный в григорианский календарь, на оставшиеся месяцы 2022 года.

Событие Дата по еврейскому календарю Дата по григорианскому календарю
Один из двух величайших религиозных праздников в Израиле. В этот день особых запретов нет, также разрешается работать 12 августа 15 [Ав]
Еврейский Новый год. В этот день евреи посещают синагогу и читают молитвы, дарят друг другу подарки и обязательно поздравляют родных и близких, которые находятся далеко 26 сентября 1 [тишрЕй]
Йом-Кипур – день Искупления и Всепрощения. Согласно иудаизму, в этот день Бог дает оценку поступкам человека за весь прошлый год. Евреи практически 25 часов воздерживаются от приема пищи и много молятся 5 октября 10 [тишрЕй]
Суккот – праздник сбора урожая, праздник человечности и мира. В этот день евреи не находятся в своих домах: они живут во временных жилищах с прозрачной крышей, специально возведенным для этого события 10 октября 15 [тишрЕй]
Шмини Ацерет – завершение Суккота 17 октября 22 [тишрЕй]
Симхат Тора – в этот день стартует новый цикл чтения Торы. Событие считается самым радостным днем в году 18 октября 23 [тишрЕй]
Ханука – день памяти возобновления богослужения в Иерусалиме. В течение 8 дней после этой даты народ Израиля зажигает свечи в своих домах 19 декабря 25 [кислЕв]

Еврейский календарь сложен для восприятия человеком, никак не связанным с Израилем и его историей. Даты в нем обозначаются буквами, записываются справа налево. Многие еврейские праздники не совпадают с григорианским календарем, поэтому существуют специальные онлайн-сервисы для сопоставления праздничных дат – вы можете пользоваться ими при необходимости, пока не научитесь воспринимать календарь самостоятельно. Летоисчисление у евреев начинается со дня рождения Адама и Евы, то есть с 3761 года до нашей эры. Чтобы посчитать, сколько лет Земле по еврейскому календарю, достаточно к этому году прибавить 2022.

Израиль настолько удивительная страна, что живет по своему календарю, а все праздники отмечаются с вечера. Например, в 2022 году в Израиле отметили Новый 5783-й год.

Его начали праздновать вечером 25-го сентября и закончили только 27-го сентября. Евреи называют этот праздник «шестым днём творения» или Рош ха-Шана, что переводится, как «голова года».

Во всех странах, а также в России и Украине — используют григорианский календарь, а значит счет времени ведется от рождения Христа.

В связи с тем, что в стране проживают как светские, так и религиозные евреи, год у каждого свой.

Светские — значит те, кто уважает и чтит традиции, но предпочитает не отказываться от своих желаний и привычек в современном мире.

Религиозные евреи — те, кто соблюдают все 613 предписаний Торы не смотря ни на какие изменения в современной жизни. Они строго чтут все обычаи и законы.

В Израиле проживает население с тремя религиями: иудаизм, мусульманство и христианство

Этим и объясняются особенности страны, праздники здесь отмечают всех имеющихся религий.

Еврейский календарь

У каждого народа начало времен или точка отсчета времени — это свое значимое событие.

Причем событий этих было огромное количество:

  • у греческого народа — первая Олимпиада;
  • у римлян — день основания Рима;
  • в Израиле таких моментов можно насчитать не меньше десяти: от всемирного потопа, исхода еврейского народа из Египта, начала правления одного из царей, вавилонского плена, разрушения Второго Храма и друг ключевых событий.

Сегодня иудейский календарь берет начало от сотворения мира и даты первого новолуния: 7 октября 3761 до н.э.

Сотворение Адама. Сикстинская капелла

Официальный календарь в стране — еврейский, по нему отмечают национальные праздники и религиозные.  В эти дни в синагоге читают части священной книги Торы. Этот календарь действует параллельно с Григорианским.

Интересный факт:  как длина года, так и длина месяца может меняться. Все зависит от лунно-солнечного календаря. В месяце может быть 29 или 30 дней. А так как год на 12 дней отличается от солнечного года, то в Израиле добавлен тринадцатый месяц, в високосном году, в нем 29 дней.

Девятнадцатилетний цикл

Чтобы согласовать лунный год с солнечным евреями принят цикл в 19 лет. При делении 235 месяцев на девятнадцать лет, получается 12 месяцев в году плюс 7 месяцев остается. Для закрепления месяцев по временам года установили двенадцать обычных лет, каждый год по двенадцать месяцев и семь високосных, в них по тринадцать месяцев.

Девятнадцатилетний цикл

Рош-Ходеш

Рош-Ходеш — праздник в честь первого дня месяца. Раньше календарь составляли по данным свидетелей: они приходили к специальной коллегии и сообщали о том, что увидели новый месяц. В то время семья собиралась за праздничном столом, в красивой одежде — символически это обозначало угощение свидетелей, которые принесли праздничную новость.

Сегодня так масштабно праздник не отмечают. В этот день можно работать, но женщинам рекомендуется перенести дела по дому на другой день.

Цифра 7 в иудаизме

Израиль начинает рабочую неделю с воскресенья, а заканчивает в пятницу в обед.

Каждую неделю в субботу отмечают Шаббат

Немного истории: по версии иудаизма мир и его жители появились таким образом — в течение шести дней Бог создавал небо и землю, свет и тьму, вечер и утро, а на седьмой день он отдыхал. Именно об этом и сам праздник Шаббат. День, когда нельзя работать, а важно посвятить свободное время отдыху и чтению заповедей Торы.

К Шаббату готовятся заранее — хозяйки с вечера пятницы зажигают свечи и произносят молитву, которая означают приход субботы в дом. Семья собирается за столом, кушает и пьет вино, над бокалом произносят особые молитвы.

Новый год — осенью?

Если в любой точке мира Новый год наступает 1 января, то в Израиле для этого праздника есть свое время года. Каждый год определяется дата нового года — Рош-ха-Шана.

На какой месяц попадет именно в этом году, на сентябрь или октябрь, будет зависеть от того, сколько месяцев в году и сколько дней, когда будет новолуние и многих других факторов. Также вычисляются и даты всех остальных праздников.

Традиционные атрибуты еврейского Нового года: медовая банка, яблоки, гранат и рог (Shofar)

Еще один обычай: желать друг другу хорошей записи в «Книге жизни» — это символическое понятие, которое также есть в других религиях. Книга запечатана до Страшного Суда и заранее прочесть ее невозможно.

В прошлом году Рош ха-Шана выпал с вечера понедельника 6 сентября до вечера среды 8 сентября. Для иудеев в 2022-ом году наступил 5783 год. И каждый год конкретная дата праздника меняется. Что примечательно, новый год может начаться только в определенные дни недели: понедельник, вторник, четверг, суббота. Если попал на другой — год увеличивается на один день.

Месяцы в еврейском календаре

Сегодня еврейский календарь считается одним из самых старейших, и при этом действующих. Лунно-солнечный цикл был разработан шумерами, но на протяжении тысячелетий вносились дополнения и коррективы.

Сегодня действует упорядоченный календарь, в который внесены все еврейские праздники, а в синагоге читают определенные главы из Торы, соответствующие праздничному или религиозному моменту.

Основной момент всего календаря — новолуние. Как только на небе появляется тонкий серп луны, значит положено начало новому месяцу и закончен цикл предыдущего.

Еврейские месяцы и соответствующие им по григорианскому календарю:

  1. Нисан — наши март и апрель, в это время отмечают Песах, праздник в честь выхода евреев из Египта и освобождения от рабства.
  2. Ияр — апрель и май, отмечают Лаг ба-Омер, в этот день принято много веселиться и отдыхать на свежем воздухе, также посещают могилу мудреца рабби Шимона.
  3. Сиван — май и июнь, празднуют Шавуот, великое событие, когда Бог подарил евреям Тору и Десять заповедей.
  4. Тамуз — июнь и июль.
  5. Ав — июль и август, день траура Девятое Ава, тогда были разрушены храмы Иерусалима.
  6. Элул — август и сентябрь.
  7. Тишрей — сентябрь и октябрь. В это время отмечают много осенних праздников: Рош ха-Шана — Новый год;  Йом Кипур — важный день поста и покаяния, а также отпущения грехов;  Суккот — длится 7 семь дней, символ скитания евреев по Синайской пустыне; Шмини Ацерет — конец праздника Суккот, отмечен отдельным днем; Симхат Тора — завершение годичного цикла чтения Торы и начало нового.
  8. Хешван — октябрь и ноябрь.
  9. Кислев — ноябрь и декабрь, начинается Ханука, праздник света и чуда, отмечают восемь дней, в каждый из них специальной свечой-шамаш зажигают остальные свечи.
  10. Тевет — декабрь и январь, конец Хануки.
  11. Шват — январь и февраль, праздник Ту Бишват, еще его называют Новым Годом Деревьев, в это время появляются первые цветы на деревьях. Отмечают поеданием разнообразных сухофруктов и орехов. Главная традиция — сажать деревья.
  12. Адар — февраль и март, праздник Пурим. В этот день проходят яркие карнавальные шествия в честь избавления от злодея Амана, который хотел истребить весь еврейский народ. Также готовят специальную выпечку с маком «уши Амана».

Один из еврейских поэтов и философов так выразил свое мнение о календаре:

Удивительный факт, исчисление времени, принятое еще домом Давида и основанное на наблюдениях за фазами луны, уже более тысячи лет не менялось. Греческие и другие системы столько раз имели ряд поправок и изменений, а еврейская система осталась без каких-либо перемен, здесь имеет место — пророчество

Еврейский календарь — один из наиболее сложных для понимания из всех, какие сейчас используются в мире. Год имеет то двенадцать, то тринадцать месяцев, некоторые из них состоят из 29 или 30 дней.

И главное отличие — календарь не периодический, нет никаких повторяющихся циклов, только математические вычисления.

Новолуние над городом

В двадцатом веке неоднократно были попытки реформирования еврейской системы, чтобы наконец-то она стала соответствовать астрономическим и календарным датам, но все выдвинутые проекты отвергли ортодоксальные течения иудаизма.

Хотели бы вы переехать в Израиль?

В датах делают много ошибок, в первую очередь, носители языка, а за ними повторяют и «עולים חדשים» [оли́м хадаши́м].

Чтобы правильно назвать сегодняшнее число – 11 февраля 2019 – нам понадобятся несколько слов:

«מאה» [мэ́а]— сто, ж.р. Причём, с определённым артиклем – «המאה» [hамэ́а] — это «столетие».

«מאתיים» [мата́им] — двести. Форма двойственного числа слова «מאה» [мэ́а]. Жители Тель-Авива скажут [мата́им], а иерусалимцы потянут первый [а] и произнесут [маата́им].

«אלף» [э́леф] – тысяча, мужской род. Нам нужна форма двойственного числа «אלפיים» [альпа́им] «две тысячи».

Итак, «Одиннадцатое февраля две тысячи девятнадцатого года» на иврите – «אחד עשר בפברואר אלפיים ותשע עשרה» [аха́д аса́р бэфэ́бруар альпа́им вэтша́ эсрэ́]. Напоминает заклинание? Давайте разберём фразу, чтобы она наполнилась смыслом.

«אחד עשר» [аха́д аса́р] – одиннадцать. Число месяца всегда стоит в м.р, так как слово «день» «יום» [йом] мужского рода. ❗Заметьте, что не «одиннадцатое» (как в русском), а «одиннадцать».

«בפברואר» [бэфэ́бруар] – февраля. Или дословно: «в феврале».
К месяцу прибавили предлог «ב» [бэ] — «в».

«אלפיים ותשע עשרה» [альпа́им вэтша́ эсрэ́] — 2019.
Год стоит в женском роде, так как слово «год» «שנה» [шана́] в иврите женского рода. Обратите внимание на слово «19» [тша́ эсрэ́]. В обиходе звуки [т] и мягкий [ш] настолько слились, что произносятся похоже на русский [ч]. Получается что-то наподобие [ча́ эсрэ́].

❓ Чтобы сказать, что событие происходит такого-то числа, например, что Песах в этом году заходит 19 апреля, добавляем ещё один «ב» [бэ] к числу: «בתשעה עשר באפריל» [бэтишъа́ аса́р бэапри́ль] — «девятнадцатого апреля».

Разберём:

«בתשעה עשר» [бэтишъа́ аса́р] – «девятнадцать», в мужском роде. С предлогом «ב» [бэ].

«באפריל» [бэапри́ль] – «апреля», или дословно: «в апреле».

Кстати, есть способ освоить алфавит за пару часов бесплатно! Откройте korni.co.il > «Меню» > «Полезное» > «Алфавит за час». Там же найдёте другие полезные ссылки, которые помогут в изучении иврита.

Д-р Инна Раковская, автор методики «Корни иврита»

КАЛЕНДА́РЬ (на иврите לוּחַ, лу́ах; לוּחַ שָׁנָה, лу́ах шана; буквально `таблица`, `годичная таблица`). Термин на иврите появился в средневековой раввинистической литературе. В Талмуде понятию календарь соответствовало арамейское выражение кви‘а де-ярха (буквально `установление месяца`; Псах. 51б; Беца 4б).

Содержание:

  • В библейскую эпоху
  • В эпоху Талмуда
  • В послеталмудическую эпоху
  • Система еврейского календаря
  • Летосчисление
  • Сектантские календари
  • Соотношение дат еврейского и григорианского календарей
  • Реформа календаря

В библейскую эпоху

В библейскую эпоху, судя по некоторым местам в Библии (например, Пс. 104:19), израильтяне сначала пользовались лунным календарем, считая, видимо, наступление каждого месяца с момента появления на западном небосклоне нового серпа луны (в талмудической литературе — молад, буквально `рождение`). Отсюда, видимо, идентичность корней в библейских понятиях яре́ах (`луна`; например, Быт. 37:9) и иерах (`месяц` в смысле отрезка времени; например, Втор. 21:13), как и несомненность происхождения более позднего термина хо́деш (в Быт. 29:14 — `месяц`; в I Сам. 20:5 — `новомесячье`) от слова хадаш (`новый`). Однако переход к оседлому образу жизни после завоевания Ханаана и утверждение храмового культа со связанными с ним праздниками требовали согласования отсчета лунных месяцев с чередованием времен года, то есть с солнечным годичным циклом. Древнейшие, видимо, библейские праздники Песах и Суккот уже приходились на периоды весеннего и осеннего равноденствия. Каким способом осуществлялось это согласование, неизвестно, но о его существовании свидетельствует то, что месяц исхода из Египта Библия называет хо#769;деш ха-авив (буквально `месяц весны`; Исх. 34:18) и вместе с тем указывает: «Месяц сей для вас начало месяцев, первый он у вас из месяцев года» (там же, 12:2). Из слов «…праздник собирания плодов при исходе года» (там же, 23:16) можно заключить, что примерно в то же время возник также отсчет года с момента завершения сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ных работ. Это подтверждают предписания об особом ритуале празднования и освящения начала седьмого месяца (Чис. 29:1–6: ср. Лев. 23:24–25) и описание праздника в книге Нехемии (7:73 и 8:1–12), ставшего, видимо, еще в эпоху Второго храма праздником Рош ха-Шана, то есть Нового года.

Месяцы в Библии обычно обозначаются порядковыми числительными: «в первом месяце» (Исх. 40:17), «в пятом месяце» (Иер. 1:3), «в двенадцатом месяце» (II Ц. 25:27). Некоторые из них идентифицированы с ханаанейскими названиями: «месяц зив, он же второй месяц» (I Ц. 6:1), «месяц эйтаним, он же седьмой месяц» (там же, 8:2), «месяц бул, он же восьмой месяц» (там же, 6:38). В так называемом Гезерском календаре (10 в. до н. э.; см. Гезер) месяцы названы главным образом по видам сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ных работ: месяц сбора урожая, месяц сева, месяц позднего сева (или последнего дождя), месяц сбора фруктов, месяц льна, месяц жатвы ячменя, месяц общей жатвы, месяц обрезки ветвей, месяц лета (или конца /года?/). Следовательно, в эпоху Первого храма месяцы у израильтян еще не получили устоявшихся наименований. Согласно Талмуду (ТИ., РхШ. 1:2, 56г), принятые в еврейском календаре названия месяцев были усвоены израильтянами в период пленения вавилонского. От вавилонян они заимствовали и астрономические познания, позволившие им создать основу принятого поныне у евреев лунно-солнечного календаря. В Библии встречаются только семь идущих из Вавилонии названий месяцев еврейского календаря: нисан (приходится обычно на март–апрель; Эсф. 3:7), сиван (май–июнь; там же, 8:9), элул (август–сентябрь; Нех. 6:15), кислев (ноябрь–декабрь; Зх. 7:1), тевет (декабрь–январь; Эсф. 2:16), шват (январь–февраль; Зх. 1:7) и адар (февраль–март; Эсф. 3:7). Названия остальных месяцев — ияр (апрель–май), таммуз (июнь–июль), ав (июль–август), тишрей (сентябрь–октябрь) и мархешван, или хешван (октябрь–ноябрь), — иногда с обозначением их порядковым числительным, появляются наряду с предыдущими в рукописях еврейской общины Элефантины, в апокрифах и псевдоэпиграфах, а также в свитках Мурабба‘ата (см. Мёртвого моря свитки) времени Бар-Кохбы восстания.

В эпоху Талмуда

В талмудическую эпоху, а может быть, еще во времена Великого собора, начали формироваться нормативные принципы еврейского календаря. Согласно Мишне (РхШ. 1 и 2), в эпоху Второго храма всякий, заметивший молад в любом месте страны, должен был, даже нарушая субботу, явиться в Синедрион, а жители лежащих на пути селений должны были содействовать скорейшему его прибытию в Иерусалим. Убедившись в галахической правомочности (см. Галаха) и надежности показаний прибывших и в том, что их утверждения отвечают таблице фаз луны и астрономическим вычислениям (знанием которых владели в основном наси Синедриона и некоторые члены его семьи), Синедрион большинством голосов определял длительность истекшего месяца (29 или 30 дней; см. ниже), провозглашал и освящал день начала нового месяца (киддуш ха-ходеш), а в известные годы в месяц адар также введение 13-го месяца (иббур ха-шана, буквально `«обеременение» года`) для совмещения лунного года с солнечным. Объявление этих решений, а также зависящих от них дат праздников, было прерогативой наси. По его приказу зажигали сигнальный огонь на вершине Масличной горы, а затем и на других высотах, вплоть до Вавилонии и Сирии, пока «вся диаспора не выглядела, как сплошной костер» (РхШ. 2:4). Однако засылка самаритянами лжесвидетелей и зажигание ими фальшивых сигналов с целью ввести в заблуждение Синедрион и народ вынудили наси возвещать городам Эрец-Исраэль и диаспоры постановления Синедриона при посредстве гонцов. Так как эти извещения могли запаздывать, Иоханан бен Заккай установил отмечать повсеместно два дня подряд каждый праздник (кроме Иом-Киппура; РхШ. 21а), что и поныне соблюдают в диаспоре. В Эрец-Исраэль это установление утвердилось лишь за Рош ха-Шана, на чем настояли 300 раввинов, прибывших в 1211 г. из Англии и Франции (см. Акко). Хотя еще долгое время прибегали к освященному традицией опросу свидетелей, определение молада фактически осуществлялось в эпоху Талмуда с помощью астрономических вычислений (ср. Ар. 9б), а процедура оповещения общин сохранилась в основном как символ статуса законоучителей Эрец-Исраэль и их главы (ср. ТИ., Санх. 1:2, 19а; ТИ., Нед. 6:13, 40а).

Формулирование принципов построения еврейского календаря приписывается рабби Акиве. Талмуд, по аналогии с Библией, перечисляет месяцы от нисана до адара (Псах. 94б), и хотя началом гражданского года называет первое тишрей, все же отмечает, что первое нисана — «новый год царей и паломнических праздников», то есть с этого числа ведется счет годам царствования и от него отсчитывают даты праздников и дней траура (РхШ. 1:1, 3). В Талмуде принято деление суток на 24 часа, а часа (по Птолемею) на 1080 долей (халаким; 3 и 1/3 секунды). Амораи Шмуэль Ярхина‘а (буквально `луновед`) и Адда бар Ахава в 3 в. установили, что лунный месяц (синодический, то есть период между ближайшим повторением определенной фазы луны; в данном случае — новолуния) длится 29 суток, 12 часов и 793 доли (= 44 минуты и 3 1/3 секунды), что максимально отвечает современным расчетам среднего синодического месяца (29 суток, 12 часов, 44 минуты и 3 секунды). Они же определили длительность солнечного года как равную 365 суткам, 5 часам и 997 12/19 долям (приблизительно 55 минут и 25 секунд), то есть более точно, чем принято для юлианского календаря (365 и 1/4 суток; ныне принят средний тропический год — 365 суток, 5 часов, 48 минут и 46 секунд). Каждое из четырех времен года (ткуфа) по расчетам рабби Шмуэля длится в среднем около 91 суток и 7 с половиной часов (Эр. 56а; по рабби Адде — 91 сутки, 2 часа и 451 1/3 доли).

В 4 в. Хиллел II установил ряд календарных правил, в том числе введение лунного цикла греческого астронома Метона (5 в. до н. э.), по расчетам которого 19 солнечных лет равны 235 лунным месяцам (125 по 30 дней и 110 по 29 дней), на основании чего семь лет этого цикла получали по 13 месяцев, что сводило воедино лунный и солнечный календари и устраняло неизбежное при пользовании только лунным календарем перемещение праздников из одного времени года в другое (как это происходит у мусульман).

До Хиллела II назначение удлиненного года (шана ме‘убберет, буквально `беременный год`) производилось Синедрионом на основании наблюдений за прорастанием посевов и созреванием плодов (Тосеф., Санх. 2:2; Санх. 11б), либо по запаздыванию весеннего равноденствия относительно праздника Песах (РхШ. 21а). В Талмуде также приводятся правила, диктуемые различными галахическими соображениями, в силу которых был установлен ряд «отдалений» (дхиот), породивших серию календарных требований. Так, было установлено, что Рош ха-Шана и седьмой день Суккот (Хоша‘на Рабба) не могут приходиться на субботу (ТИ., Сук. 4:1, 54б), Шаву‘от должен, в зависимости от числа дней в году, приходиться на 5-е, 6-е или 7-е сивана (РхШ. 6б) и на тот день недели, на который приходится второй день праздника Песах (Ар. 9б), а праздник Пурим не может приходиться на понедельник или субботу (ТИ., Мег. 1:2, 70б).

В послеталмудическую эпоху

В послеталмудическую эпоху эти правила подверглись корректировке и были сведены к четырем мнемонических формулам, которые (комментируя стихи 17:13 книги Бытие и 23:4 книги Левит) впервые привел рабби Товия бен Эли‘эзер (конец 11 в.) в Псикта Зутарта (древнее название Мидраш Леках Тов). В двух основных формулах לא אד״ו ראש (ло аду рош) и לא בד״ו פסח (ло баду пе́сах) фиксированы дни недели, на которые не могут приходиться первые дни Рош ха-Шана и Песах (первый, четвертый, шестой и второй, четвертый, шестой соответственно). Еще две формулы לא גה״ז עצרת (ло гахаз аце́рет) и לא זב״ד פורים (ло забад пурим) определяют, на какие дни не могут приходиться праздники Шаву‘от и Пурим. Вавилонскими гаонами были также твердо установлены периодичность удлиненных (високосных) лет в пределах 19-летнего цикла и длительность каждого месяца (29 или 30 дней), кроме хешвана и кислева, которые варьированием их длительности позволяли приводить в соответствие с упомянутыми формулами дни начала праздников. Эти и менее значительные коррективы и установления осуществляли астрономы и математики Машалла бен Атан (754–813), Сахл Ибн Раббан ал-Табари, Синд Ибн Али (оба — середина 9 в.), гаон Суры в 871–879 Нахшон бар Цадок, Шабтай бен Аврахам Донноло и многие другие, а особенно важный вклад, видимо, в окончательное оформление еврейского календаря внес живший в Испании астроном Хасан Ибн Хасан (некоторые ученые считают, что это даян Хасан бен Мар Хасан из Кордовы, 10 в.), которому приписывают составление календаря, существующего без значительных изменений с 935 г. до наших дней.

Еще в эпоху Мишны проблемы регулирования календаря становились иногда предметом острых разногласий (РхШ. 2:9; см. также Иехошуа бен Ханания). Споры участились с переходом ведущей роли в области галахической учености к иешивам Вавилонии. Особенно резкая полемика вспыхнула в первой половине 10 в., когда Ахарон Бен-Меир, глава палестинской иешивы в 915–932 гг., оспаривая право вавилонского гаоната (см. Гаон) издавать указания, связанные с календарем, отверг календарные указания Са‘адии Гаона (921), внес свои правила и тем привел к разрыву на некоторое время между общинами Эрец-Исраэль (возможно, и Египта) и Вавилонии. Введение нормативного календаря, основанного на раз и навсегда установленных правилах, разработанных в основном вавилонскими гаонами, было революционным шагом, лишавшим законоучителей Эрец-Исраэль их исключительного права принимать связанные с календарем решения, становившиеся обязательными для диаспоры. Многовековые гонения, направленные главным образом на деятельность законоучителей Эрец-Исраэль и нарушавшие связи между общинами и центрами еврейской учености, делали эту реформу особенно актуальной.

Двухдневное празднование новомесячья, упомянутое уже в Библии (I Сам. 20:27), но детально разработанное, видимо, лишь в период Второго храма, представлено в кодексе Маймонида как система, по которой последний день истекшего полного месяца номинально отмечается как первый день новомесячья следующего неполного месяца, а фактически первый день такого месяца как второй день его новомесячья (Яд., Хилхот киддуш ха-ходеш 8:4). Таким образом, двухдневное новомесячье имеют ияр, таммуз, элул, хешван, а также адар I и адар II, однодневное — нисан, сиван, ав, тишрей и шват; число дней новомесячий кислева и тевета варьируется в зависимости от длительности хешвана и кислева в данном году. Твердо установленная связь между днями недели и датами праздников и дня траура, в данном году приходящихся на месяцы адар — тишрей, вытекающая из вышеупомянутых правил ло аду рош и ло баду песах, выражена в раввинистической литературе аббревиатурами א״ת, ב״ש, ג״ר, ד״ק, ה״צ, ו״פ (к которым после 1948 г. была прибавлена и ז״ע), указывающими на связь дней наступления этих праздников и траура с днями недели праздника Песах. Заменив первые буквы этих аббревиатур цифрами, можно их перевести в виде «уравнений»:

1 = Д[евятое ава], 2 = Ш[аву‘от] — 6-е сивана; 3 = Р[ош ха-Шана] — 1-е тишрей; 4 = С[имхат-Тора] в диаспоре — 23-е тишрей; 5 = И[ом-Киппур] — 10-е тишрей; 6 = П[урим] обычный — 14 адара; 7 = Д[ень независимости Израиля] — 5 ияра. Иначе говоря — дни недели, на которые приходятся 1, 2, 3 и так далее дни праздника Песах, совпадают с днями, на которые придутся в этом году день траура Ава девятое, начало праздника Шаву‘от, первый день Рош ха-Шана и т. д. (Следует, однако, прибавить, что, если Девятое ава приходится на субботу, пост ради ее соблюдения переносят на ближайшее воскресенье, а если 5 ияра приходится на пятницу или субботу, празднование Дня независимости Израиля переносится на предшествующий четверг.)

Проблемы, а затем и история еврейского календаря занимали не только многих талмудистов, но и исследователей календаря после его нормативного оформления. Маймонид, систематизировав в специальном трактате своего кодекса принципы и приемы расчета еврейского календаря, придал им силу предписаний (халахот) и заметил, что «тайны определения високосных годов [сод ха-‘иббур, буквально `тайна “обеременения”`], доступные прежде лишь посвященным, теперь даже школьник может освоить до конца за три–четыре дня» (Яд., Хилхот киддуш ха-ходеш 11:4). Различные уточнения в расчеты календаря внесли испанский астроном и философ Аврахам бар Хия (умер около 1136 г.), Аврахам Ибн Эзра, Ицхак бен Иосеф Исраэли (первая половина 14 в.) и его современники Иммануэль бен Я‘аков из Тараскона и Давид бен Иосеф Абудархарм, друг И. Кеплера и Тихо Браге — Давид бен Шломо Ганс (1541–1613), Элияху Мизрахи, Аврахам бен Шмуэль Закуто, Моше Иссерлес, Азария бен Моше деи Росси и другие. Значительный вклад в исследования еврейского календаря, его истории и проблем его сопоставления с астрономическим календарем и другими календарными системами внесли Х. З. Слонимский, Х. И. Борнштейн (1845–1928), Б. Кон (1870–1930) и иерусалимский раввин И. М. Тыкоцинский (1872–1955).

Система еврейского календаря

Еврейский календарь базируется на лунно-солнечной системе. В основе ее лунный (синодический) месяц и, соответственно, лунный год, согласуемый с солнечным путем добавления 13-го месяца в каждый 3, 6, 8, 11, 14, 17 и 19-й год 19-летнего календарного цикла (махзор катан, буквально `цикл малый`). Простой год состоит из 12 лунных месяцев по 29–30 дней: тишрей (30), хешван (29 или 30), кислев (29 или 30), тевет (29), шват (30), адар (29), нисан (30), ияр (29), сиван (30), таммуз (29), ав (30), элул (29). В високосные годы за месяцем адар (адар I, адар ришон; 30 дней) следует дополнительный месяц адар II (адар шени; 29 дней). Варьирование числа дней в хешване и кислеве, которым регулируется совпадение первых дней Рош ха-Шана, Песах и других еврейских праздников с предписанными для них днями недели, изменяет длительность отдельных лет. Недостаточный простой год имеет 353 дня, полный — 354, избыточный — 355, а високосный, соответственно, 383, 384, 385 дней. Периодичность чередования недостаточных, полных и избыточных годов, как простых, так и високосных, обеспечивает равную длительность календарных циклов (средняя длительность — 6939 дней, 16 часов, 34 минуты, 42 и 1/2 секунды).

Для расчетов календаря и, в частности, для определения наступления новолуния (молад) принято вести отсчет суток с шести часов пополудни по иерусалимскому меридиану независимо от времени года и географического положения данной местности. Для всех других целей еще с библейских времен началом суток считается не утренняя заря и не полночь (как в других календарях), а конец заката в предыдущий день (Быт. 1:5, 8 и др.; Исх. 12:18; Лев. 23:32; Эсф. 4:16). И ныне повсеместно суббота и праздники начинаются в их канун с заходом солнца, а их исход — с момента появления трех звезд на небосклоне. Дни недели, кроме субботы, называются порядковыми числительными (день первый, день второй и т. д.).

Летосчисление

В первой книге Библии летосчисление начиналось от потопа (Быт. 9:28 и 11:10), затем велось от исхода из Египта (например, Исх. 16:1; I Ц. 6:1), но книги Цари, Пророки и книга Хроник чаще всего датируют события годами правления монархов Иудейского или Израильского царств (например, I Ц. 15:25; II Ц. 8:16), а в период персидского владычества (с 539 г. до н. э.) — годами царствования персидских властителей (например, Хаг. 1:1; Зх. 1:1; Эз. 1:1). В эпоху эллинизма евреи стали вести счет годам по летосчислению Селевкидов (от 7 декабря 312 г. до н. э.), которое именовалось в раввинистической литературе миньян ха-штарот (буквально `расчет для [официальных] документов`) и приводилось нередко с указанием соответствующего года по другим системам летосчисления (например, Майм. Яд., Хилхот киддуш ха-ходеш 11:16). Несколько раз на протяжении этой эпохи вводилось также другое летосчисление: от начала правления Шим‘она Хасмонея (142 г. до н. э.), от первого года Иудейской войны I (66 г. н. э.) и восстания Бар-Кохбы («эра Свободы Израиля», 131 г. н. э.). В раввинистической литературе (а изредка и в современной) встречается счет лет от года разрушения Второго храма (миньян ле-хурбан ха-баит), то есть от 69/70 г. н. э. В 8 в. евреи начали вводить упоминаемое в Талмуде летосчисление «от сотворения мира» (ли-вриат ха-‘олам; по нему исчислены даты на некоторых надгробиях 9 в.), однако летосчисление селевкидов удерживалось в еврейских общинах Европы до 12 в., а восточных стран (в том числе, видимо, и Эрец-Исраэль) — до 16 в. Счет годам от начала мироздания, принятый ныне всеми еврейскими общинами мира, исходит из данных Седер олам рабба, еврейской летописи (см. Седер олам), в которой сведена воедино вся библейская и послебиблейская хронология вплоть до середины 2 в. н. э. В этой системе летосчисления момент новолуния первого месяца при сотворении мира (исходный момент всех расчетов молада; Майм. Яд., Хилхот киддуш ха-ходеш 6:8) приходился на 5 часов и 204 халаким (11 минут, 20 секунд) пополудни второго дня недели (по юлианскому календарю понедельник в октябре 3761 до н. э.). В еврейском календареведении это новолуние, обозначаемое (с 10 в. по респонсам Са‘адии Гаона и Хая бен Шриры Гаона) аббревиатурой בהר»ד (бахарад), в которой числовые значения букв (2, 5 и 204) фиксируют день и время его наступления. Оно называется также молад тоху (`новолуние хаоса`), поскольку, согласно сохранившемуся в мидраше преданию, создание упорядоченного мира началось 25 элула (Лев. Р. 29:1), то есть за пять дней до истечения года хаоса. (Из этого предания следует, что сотворение Адама приходилось на 1 тишрей второго года от сотворения мира; в раввинистической литературе новолуние этого тишрей называется молад адам.) Согласно вычислениям, молад бахарад в точно том же сочетании дня недели, часа, минут и секунд повторяется лишь через 689 427 лет (36 288 календарных циклов), хотя раз в 247 лет (циклов) молад почти совпадает по времени с бахарадом.

До 1-го Никейского собора (325 н. э.) христиане вслед за иудеохристианами пользовались еврейским календарем, затем перешли на юлианский. В 5 в. свой расчет по Библии эры «от сотворения мира» произвел монах Панодор из Александрии. Его дата (5493/92 до н. э.) была принята в Византии с поправкой в 16 лет (5509/08 до н. э.), и от последней велось летосчисление на Руси после ее крещения вплоть до указа Петра I (15 декабря 1699 г.) о введении в России юлианского календаря и летосчисления по христианской эре (от рождения Иисуса).

Сектантские календари

Сектантские календари зарождались, видимо, уже в библейские времена. Так, празднование Суккот, которое Иоров‘ам I назначил по своему произволу на 15-й день восьмого месяца вместо седьмого (I Ц. 12:32–33), исследователи расценивают как попытку установить в Израильском царстве календарные нормы, отличные от принятых в Иудейском. В эпоху Хасмонеев и при Ироде I саддукеи и упоминаемые в ряду с ними в Талмуде боэтосеи (байтусим) по-своему толковали библейские предписания о днях наступления праздников.

Кумранская община создала свой календарь с неделей в его основе (что было, возможно, также у саддукеев и боэтосеев). Год состоял из 52 недель (364 дня), праздники не приходились на субботу, чтобы не нарушать ее (очевидно, вопреки библейскому предписанию; ср. Чис. 10:10) трублением в шофар и трубы (но праздники не приходились также на второй и пятый день недели). Аналогичный календарь, возможно, имела секта терапевтов, которая, видимо, как и кумранская община, была знакома с календарными расчетами в Юбилеев книге (6:29–32) и в книге Эноха (74:12). Неясно, как согласовывали эти календари со сменой времен года.

Самаритяне, видимо, долго следовали принятым в Израильском царстве традициям календаря. Доныне у них счет месяцев, обозначаемых лишь порядковым числительным, ведется с весеннего (первого), который они изредка называют нисаном. Год имеет 354 дня и делится на шесть месяцев по 29 дней и шесть по 30 дней. В високосные годы (семь лет, не чередующиеся по твердо установленному порядку в 19-летнем цикле) дополнительный (13-й) месяц предшествует первому, но поскольку и поныне високосный год устанавливается самаритянским первосвященником по наблюдениям за состоянием всходов ячменя, даты праздников у самаритян порой расходятся с еврейским на целый месяц. Летосчисление самаритян (также «от сотворения мира») основано на нескольких хронологических источниках, согласно которым началом эры считаются 4292, 4321 и 4350 до н. э.

Календарь эфиопских евреев близок к традиционному еврейскому, но месяцы в 29 и 30 дней в нем чередуются последовательно, а каждый четвертый год — високосный. Отсчет года ведется с 1 нисана.

Караимы, следуя в основном расчетам еврейского календаря, определяют молад для каждого места их проживания по особым таблицам, а не по меридиану Иерусалима, корректируя данные таблиц по наблюдению за появлением серпа новой луны. Новомесячья караимы отмечают только один день, Рош ха-Шана может у них приходиться на любой день недели, а Иом-Киппур не совпадает с раббанитским, хотя и отмечается по их календарю 10 тишрей.

Соотношение дат еврейского и григорианского календарей

Соотношение дат еврейского и григорианского календарей устанавливается вычитанием 3760 (с 1 января по 29 элула) или 3761 (с 1 тишрей по 31 декабря) от указанного в еврейском календаре года. Так, 1 тишрей 5746 по еврейскому календарю соответствует 16 сентября 1985 г. по григорианскому календарю (самый точный вариант которого предложил советский астроном-теоретик Н. И. Идельсон, 1885–1951). Для установления дня и месяца обычно пользуются календарными таблицами. Определение порядкового числа мусульманского года по данным еврейского и григорианского календарей производится по таблицам календарных расчетов, а для практического перевода относительно недавних дат исходят из приблизительного соответствия 33-х еврейских (или григорианских) лет 34-м мусульманским.

Соответствие месяцев
еврейского и григорианского календарей

Еврейский
месяц
Название
на иврите
Месяцы григорианского календаря
в обычном году
евр. календаря
в високосном году
евр. календаря
тишрей תִּשְׁרֵי сентябрь–октябрь
хешван חֶשְׁוָן октябрь–ноябрь
кислев כִּסְלֵו ноябрь–декабрь
тевет טֵבֵת декабрь–январь
шват שְׁבָט январь–февраль
адар אֲדָר февраль–март
адар II אֲדָר ב’,
אֲדָר שֵׁנִי
март–апрель
нисан נִיסָן март–апрель апрель–май
ияр אִיָּר апрель–май май–июнь
сиван סִיוָן май–июнь июнь–июль
таммуз תַּמּוּז июнь–июль июль–август
ав אָב июль–август август–сентябрь
элул אֱלוּל август–сентябрь сентябрь–октябрь

Реформа календаря

Реформа календаря и ее проекты, диктуемые стремлением достичь максимального соответствия календарного года с астрономическим и постоянного совпадения дней недели с определенными датами всех месяцев года, рассматривались с 19 в. разными международными инстанциями; ныне они обсуждаются экономическим и социальным советом ООН. Предложенные до настоящего времени проекты единодушно отвергаются всеми течениями иудаизма, поскольку ни один из них не может не противоречить Галахе (в силу неизбежности включения в проектируемый всемирный календарь «пустых» вненедельных и внемесячных дней, что неминуемо привело бы к перемещению субботы по всем дням недели, а праздников по различным датам месяцев). Вместе с тем в силу принципа, что Галахе следует считаться с международными нормами, принятыми «в пользу человечества», религиозные авторитеты признали линию перемены дат, не противоречащей Закону.

Оглавление

Еврейский календарь — солнечно-лунный [↑]

В основу еврейского года положены два принципа — цикл луны и цикл солнца.

Уже несколько тысяч лет назад еврейский календарь абсолютно точно синхронизировался с солнечным в соответствии со знаниями, полученными Моше на Синае (и позднее записанными в Талмуде).

По солнцу отсчитывают дни, при этом день — это промежуток времени между заходами солнца. В каждых сутках — по определению — двадцать четыре часа.

По солнцу отсчитываются и годы. Помимо суточного цикла, у него есть годичный цикл.

Оно представляется нам удаляющимся от точки зенита в течение полугода — с середины лета до середины зимы, когда дни сокращаются, а ночи удлиняются, — и поднимающимся к зениту, начиная с середины зимы и до середины лета, когда удлиняются дни, а сокращаются ночи. С того момента, как солнце минует зенит, до того дня, когда оно снова возвращается в него, проходит — по определению — ровно год, равный приблизительно 365 дням и 6 часам.

Понятие месяца связано исключительно с понятием «фаз луны». С момента, когда на небе появляется новый месяц, и до того момента, когда, став полной и вновь ущербной, луна «рождается» вновь, проходит ровно месяц.

Понятие «солнечный месяц» не имеет смысла — солнечные «месяцы» ничем не отделены один от другого. Аналогично, для луны не существует «года».

Еврейский год состоит из 12-ти месяцев, начало которых устанавливается по новолунию («молад»). Продолжительность месяца определяется средним промежутком времени между новолуниями и составляет 29 дней, 12 часов и 793/1080 частей часа (29 дней, 12 часов, 44 минуты и 3 и 2/3 секунды).

Первый день каждого месяца — новомесячье — называется «Рош Ходеш».

В эти дни в молитвы добавляют просьбу, чтобы месяц принес добро и счастье. Стараются провести эти дни радостно; принято устраивать семейные трапезы.

Месяц Нисан — всегда весной [↑]

Итак, в еврейском календаре за основу приняты лунные месяцы, но приведены они к солнечному году, чтобы сезоны (зима, весна и т.д.) не смещались по месяцам, как это происходит в чисто лунных календарях (например, у мусульман).

Когда Тора заповедала Израилю освящать начала месяцев и первым месяцем сделать Нисан («Этот месяц для вас — глава месяцев», см. книгу Шмот, 12:2), она указала также: «Оберегай этот весенний месяц и совершай Песах Г-споду Б-гу твоему» (Дварим, 16).

Иными словами, устанавливая начало каждого месяца в соответствии с фазами луны, мы должны также следить за тем, чтобы Нисан всегда оставался весенним месяцем.

Однако, как уже говорилось, солнечный год равен приблизительно 365 дням и 6 часам. Лунный месяц равен 29 дням 12 часам 44 минутам и 3 и 2/3 секунды. Если умножить это число на двенадцать, получится 354 дня, 8 часов, 48 минут и 40 секунд. До полного солнечного года не хватает 10 дней 21 часа 11 минут и 20 секунд.

Чтобы компенсировать накопившийся сдвиг, в еврейском календаре предусмотрены «високосные» года: после нескольких обычных лет к году прибавляют тринадцатый месяц.

Точность календаря: передача по традиции [↑]

Как известно, пока существовал Санhедрин [Синедрион — Великий суд], начало нового месяца устанавливалось по свидетельству двух очевидцев, заметивших момент появления новой луны.

Люди, которые видели новую луну, приходили в бейт-дин [еврейский суд] в Иерусалим и сообщали об этом. Требовалось не менее двух таких свидетелей. Их подробно расспрашивали, и, если ответы были убедительны, бейт-дин объявлял Рош Ходеш — начало нового месяца.

С другой стороны, в Талмуде, в трактате «Рош hа-Шана» (25а) сказано:

«Однажды двадцать девятого числа [одного] месяца небеса были закрыты облаками и показалось что-то вроде лунного серпа. Народ думал, что это начало месяца, и раввинский суд хотел объявить Рош Ходеш. Сказал рабан Гамлиэль: “Такое предание у меня от дома отца моего отца. Не может быть новой луны раньше, чем прошло двадцать девять с половиной дней и две трети часа и семьдесят три тысяча восьмидесятых части часа [половина дня — это полсуток, а в сутках — двадцать четыре часа, отсчитываемые по солнцу, ибо, как сказано, “солнце знает свой заход” — в отличие от луны]. Поэтому я не принимаю свидетелей — облачко им показалось луной”.

В тот день умерла мать у Бен-Заза, и рабан Гамлиэль держал большую речь. Не потому, что она была великим человеком, а для того, чтобы народ знал, что новый месяц не объявлен, — в новомесячье не говорят траурных речей».

Рабан Гамлиэль ясно сказал: «Такое предание… от дома отца моего отца». А откуда знали это отец его отца и их предки? От Моше. Моше же это знание получил прямо от Всевышнего.

Итак, у нас есть предание, гласящее, что Луна совершает один оборот вокруг Земли за 29 дней 12 целых и 793 / 1080 часа (2 / 3 + 73 / 1080 = 793 / 1080).

Кроме того, у нас же есть предание, что за время, когда Земля совершит 19 оборотов вокруг Солнца (то есть за 19 солнечных лет) Луна сделает 235 оборотов (то есть пройдут 235 лунных месяцев). Сегодня эти 19 лет называют циклом Метона (по имени греческого ученого, впоследствии пришедшего к этой цифре в результате расчетов).

На этих двух преданиях и строится еврейский календарь.

Получается, что каждые 19 лет солнечное и лунное время как бы совпадают, то есть каждые 19 лет на ту же дату европейского календаря приходится определенная дата календаря еврейского.

Так, каждые 19 лет первый день Тамуза приходится на 13 июня (скажем, 1972 года, 1991 года и т. п.).

Иногда возникает смещение на день из-за того, что мы все время оперируем долями суток, а в действительности живем полными сутками.

По этой же причине и лунные, и солнечные месяцы бывают разной длины — не 29 дней с дробью, а 29 ровно — в одном месяце и 30 — в другом [в еврейском календаре первые называются «неполными», вторые — «полными»].

Полные и неполные месяцы [↑]

Полные и неполные месяцы обычно следуют друг за другом, чередуясь.

Если месяц — неполный, он продолжается 29 дней, а следующий за ним день — новомесячье, Рош Ходеш. В таком случае Рош Ходеш празднуется один день.

Если месяц «полный» (т.е. в нем 30 дней), то последний его день (30-й) тоже объявляется «Рош Ходеш» следующего месяца, у которого, таким образом, будет два дня «Рош Ходеш».

Обычно Тишрей — полный месяц, а Хешван — неполный, Кислев — полный, Тевет — неполный, Шват — полный, Адар — неполный, Нисан полный, Ияр — неполный, Сиван полный, Тамуз — неполный, Ав — полный, Элул — неполный.

Почти всегда за полным месяцем следует неполный. Все праздники, кроме одного, приходятся на полные месяцы. Осенние праздники — на Тишрей, праздник Ханука — на Кислев, Новый год деревьев (Ту би Шват) — на Шват, Песах — на Нисан, праздник Шавуот — на Сиван. На полный месяц приходится и Девятое Ава — день, который в будущем превратится в праздник.

Только Пурим празднуют в неполном месяце Адаре, но он установлен в память о событиях, происшедших за пределами Эрец Исраэль.

Почему полные и неполные месяцы чередуются? Вспомним, что продолжительность лунного месяца — 29 дней 12 часов 44 минуты и три с лишним секунды. А поскольку месяц, как требует того Тора, состоит из целого числа дней (она называет его «месяцем дней»), то, чередуя полные и неполные месяцы, мы восполняем двенадцать часов до суток, отнимая эти часы у неполного месяца и присоединяя их к полному.

Поскольку и в этом случае все же остается избыток — лишние сорок четыре минуты с лишком — с течением времени он накапливается и становится сравнимым с сутками. Чтобы уравновесить этот накопившийся избыток, два месяца подряд — Хешван и Кислев — дважды на протяжении девятнадцатилетнего цикла объявляются полными.

Что же касается високосных лет, то первый месяц Адар всегда бывает полным, а второй — Адар шени — всегда неполный. Новомесячье первого Адара, соответственно, продолжается один день, а второго — два дня. Рош Ходеш месяца Нисан всегда празднуется один день.

Високосные годы в 19-летнем цикле [↑]

Если разделить 235 месяцев на 19 лет, мы получим 12 месяцев в году и остаток в 7 месяцев.

Значит, чтобы закрепить месяцы по временам года (как это получается в солнечном календаре), надо установить 12 обычных лет по 12 месяцев и 7 високосных — по 13 месяцев. 144 (12 X 12) и 91 (7 X 13) в сумме — 235. На 19 солнечных лет будут приходиться 12 обычных и 7 високосных лунных лет.

Как распределить 7 високосных лет в девятнадцатилетнем периоде с минимальной погрешностью?

Разница между продолжительностью обычного солнечного года (примерно 365 дней и 6 часов) и обычного лунного года (примерно 354 дня) — около 11 дней. За 3 года она составит 33 дня, то есть около месяца. В течение 6 лет разница составит 11 X 6=66 дней (точнее, 65 с небольшим). Через 8 лет отставание от солнечного года образует уже неполных 88 дней. И так далее. Именно в эти годы удобнее всего добавить по месяцу.

Так евреи и поступили — третий, шестой, восьмой, одиннадцатый, четырнадцатый, семнадцатый и девятнадцатый годы они сделали високосными. И праздник Песах всегда остается весенним месяцем.

В високосном году добавляется тринадцатый месяц — «Адар бет» — дополнительный месяц Адар. В этом случае первый Адар («Адар Алеф») содержит 30 дней, а второй («Адар бет») — 29.

Но если мы можем пользоваться такими расчетами, зачем нам свидетели?

Это сложный вопрос, на который мы сейчас отвечать не будем. Отметим только, что эти два процесса: наблюдения и расчеты — всегда велись параллельно, а результат утверждался Большим Санhедрином.

Согласно Рамбану, тот, основанный на расчетах календарь, которым мы пользуемся сегодня, был утвержден последним действовавшим судом.

Кстати, цифра, которой рабан Гамлиэль определяет продолжительность лунного месяца, — обобщенная, поскольку промежуток между двумя новолуниями не всегда одинаков. По ряду причин он колеблется между 29,25 и 29,83 дня. Как ни ничтожна эта разница, за тысячелетия, однако, набежит немало! Значит, в календарных и астрономических расчетах без знания средней продолжительности лунного месяца не обойтись. И евреям она была известна по устному преданию.

Поразительная точность еврейской традиции [↑]

Надо сказать, что эту величину можно установить эмпирически. Разумеется, простое зрительное наблюдение за временем появления новой луны здесь не годится, потому что при этом нельзя ручаться за точность.

Ученые воспользовались двумя полными солнечными затмениями, совпавшими с новолунием и выбранными так, чтобы их разделял большой временной интервал (статистически значимое число месяцев).

Время появления новой луны в момент полного солнечного затмения можно указать точно. Такое случалось в истории пятнадцать раз. Тринадцать раз никто не уделил этому событию внимания. Но четырнадцатое затмение было предсказано Фалесом. Оно произошло в точно известное время: 28 мая 585 года до н. э. Пятнадцатое затмение произошло также в точно установленное время: 22 сентября 1968 года, т.е. спустя 932221,9 дня, или 31568 месяцев.

Разделив первую цифру на вторую, мы получим среднюю продолжительность лунного месяца. Она равняется 29,53059 дня, или 29 дням 12 часам 44 минутам 3 секундам.

Переведя часы, названные рабаном Гамлиэлем, в доли суток, мы получим цифру 29,5305941 — в точности равную цифре, названной в «Истории календаря и хронологии», из которой исходили ученые, рассчитывая полет на Луну!

Листая эту книгу, можно поразиться: всем народам без исключения время от времени приходится календарь «поправлять». И только у евреев ничто в календаре не меняется уже свыше 3300 лет. Это единственный такой календарь в мире!

У римлян каждые три-четыре года добавляли месяц мерцедоний, состоявший из 23 или из 24 дней. Это делалось произвольно и зависело от решения жрецов-понтификов, исходивших при этом из каких-то своих интересов.

Из современных календарей более или менее точен григорианский.

Несколько мнений о еврейском календаре [↑]

А вот несколько мнений о еврейском календаре.

Пишет раби Йеhуда hа-Леви (Кузари, 2:64): «Разве это не удивительно? Исчисление времени, которое было принято домом Давида и основано на наблюдении фаз луны, не подвергалось изменениям вот уже более тысячи лет. Для греческих и других систем исчисления потребовались поправки и добавления каждые сто лет, но наша система осталась неизменной, ибо в основе ее — пророчество».

Пишет раби дон Ицхак Абрабанель, министр финансов Испании конца XV века, крупнейший авторитет Торы (комментарий к книге «Шмот», 12): «Когда Птолемею рассказали о еврейском счете времени, он изумился и произнес: “Это доказывает, что было пророчество у евреев”».

Еврейские месяцы [↑]

Ниже приводим список еврейских месяцев с обозначением их «созвездий» (места на небосводе, где находится солнце в данном месяце) и примерным (очень примерным) соответствием грегорианскому календарю:

Месяц НИСАН — Овен (ТАЛЕ) — апрель

Месяц ИЯР — Бык (ШОР) — май

Месяц СИВАН — Близнецы (ТЕОМИМ) — июнь

Месяц ТАМУЗ — Рак (САРТАН) — июль

Месяц АВ — Лев (АРЬЕ) — август

Месяц ЭЛУЛЬ — Дева (БЕТУЛА) — сентябрь

Месяц ТИШРЕЙ — Весы (МОЗНАИМ) — октябрь

Месяц ХЕШВАН — Скорпион (АКРАВ) — ноябрь

Месяц КИСЛЕВ — Стрелец (КЕШЕТ) — декабрь

Месяц ТЕВЕТ — Козерог (ГДИ) — январь

Месяц ШВАТ — Водолей (ДЛИ) — февраль

Месяц АДАР — Рыбы (ДАГИМ) — март

Почему у евреев такой календарь?

Запускаем новую рубрику «Нас забыли спросить» и отвечаем на все вопросы про евреев, которые люди задают «Яндексу» и «Гуглу». Сегодня объясняем еврейский календарь: почему он такой странный? Как это уже 5782 год? Зачем праздники начинаются вечером предыдущего дня?

Фишка в том, что еврейский календарь одновременно и солнечный, и лунный. Месяцы считаются по лунному календарю, а годы — по солнечному, и первый день еврейского месяца — рош ходеш — всегда попадает на новолуние. Очень поэтично.

В западном мире сутки — это 24 часа, каждый день начинается в полночь и длится до следующей полуночи, и, если бы у нас не было часов, мы бы никогда не поняли, когда заканчивается один день и начинается другой. Еврейский же день зависит от того, что мы видим, а не от того, что мы договорились считать днём. В Книге «Берешит» (Книге Бытия), там, где рассказывается о сотворении мира, написано так: «И был вечер, и было утро: день первый».

Все дни Творения описываются одной и той же формулой, и по той же формуле иудаизм отсчитывает дни своего календаря — от одного вечера до другого. 

Тут, правда, тоже есть такой момент: как узнать, когда в точности заканчивается один день и начинается другой? Посовещавшись, раввины древности решили, что самое разумное — это назначить началом нового дня момент, когда солнце уходит за горизонт. 

Получается, что день по григорианскому календарю, которого придерживаются в западном мире, начинается в полночь, потом — период света, потом опять темнота и новая полночь. А еврейский день начинается с темноты и продолжается светом. 

Собственно, поэтому все еврейские праздники начинаются вечером предыдущего дня. Это ведь только в светском календаре вечер предыдущего дня, а в еврейском — как раз начало нужного, так что всё логично. 

В той же Книге «Берешит» — истоки еврейской недели: за шесть дней был создан весь мир, а седьмой стал Шаббатом, днём, когда Г-дь отдыхал от трудов и нам велел отдыхать. Поэтому еврейская неделя начинается не с понедельника, а с воскресенья. На иврите воскресенье так и называется — йом ришон, «день первый», и в Израиле это официальный рабочий день.

Всё очень стройно и поэтично, но есть одна проблема. Поскольку в лунном месяце около 29 с половиной дней, а год состоит из 12 месяцев, он получается примерно на 10 дней короче 365-дневного солнечного календаря.

Но Земля обращается вокруг Солнца в среднем за 365 дней, и ничего с этим не поделаешь. Так мудрецы древности обнаружили, что праздники, привязанные к лунному календарю, сползают.

Если всё так и оставить, то Ханука, зимний праздник огней, окажется в середине лета, а осенний праздник Суккот — в начале весны.

Мозаичный пол в синагоге Бейт-Альфа. Начало VI века. Фото: Wikipedia Commons
Мозаичный пол в синагоге Бейт-Альфа. Начало VI века. Фото: Wikipedia Commons

Тогда в IV веке нашей эры иудаизм в лице рабби Гилеля II придумал зубодробительно сложную систему 19-летних циклов с семью високосными годами. Не будем вдаваться в детали, скажем только, что еврейские високосные годы щедрые — там добавляется не один день раз в четыре года, как мы привыкли, а сразу целый месяц. Для простоты его поставили в календаре за месяцем адар и назвали адар II.

Если ваш день рождения выпал на этот високосный месяц, то в невисокосный год праздновать придётся в обычном адаре — та же проблема, что и у родившихся 29 февраля по обычному календарю, которым приходится выбирать между 28 февраля и 1 марта.

Вся эта работа мозга рабби Гилеля привела к тому, что еврейские праздники, хоть и болтаются туда-сюда в пределах месяца, всегда попадают на те же сезоны — и к тому, что тем из нас, кто хочет их праздновать, приходится обзаводиться еврейскими календарями, где все даты уже отмечены заранее.

Ещё не устали? Давайте потратим минутку на то, чтобы выяснить, почему еврейский календарь опережает европейский на 3760 лет (или на 3761 год — но это потому что новый год в иудаизме наступает не 1 января, а осенью, на праздник Рош а-Шана). 

По сравнению со всеми предыдущими заморочками это просто: наша эра григорианского календаря отсчитывается от Рождества Христова, а еврейский календарь не считает это событие таким уж важным и продолжает отсчёт от сотворения мира. А то, что мир был сотворён именно 5782 года назад, тоже определили раввины, опираясь на традиции и интерпретации библейских текстов. У них получилась даже чёткая дата — в григорианском календаре это 7 октября 3761 года до нашей эры. 

Подготовила Мария Вуль

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как дюма писал книги
  • Как дэвид боуи писал песни
  • Как думаешь что произошло дальше что случилось петя напиши продолжение сказки
  • Как достучаться до путина сайт написать
  • Как достойно написать любовнице мужа