История создания «Ревизора» Гоголя
История создания «Ревизора» Гоголя начинается в 1830-х гг. В этот период автор работал над поэмой «Мёртвые души», и в процессе прописывания утрированных черт русской действительности у него появилась идея отобразить эти черты в комедии; «рука дрожит написать… комедию». Ранее Гоголь уже успешно дебютировал в этом жанре с пьесой «Женитьба», в которой уже наметились и характерные для автора комические приёмы, и свойственная последующим произведениям реалистическая направленность. В 1835 году он пишет Пушкину: «Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов и, клянусь, будет смешнее чёрта»
.
Сюжет, подсказанный Пушкиным
История, предложенная Пушкиным Гоголю в качестве сюжета, в действительности произошла с издателем журнала «Отечественные записки» П. П. Свиньиным в Бессарабии: в одном из уездных городков он был принят за правительственного чиновника. Был похожий случай и с самим Пушкиным: его приняли за ревизора в Нижнем Новгороде, куда он отправился собирать материал о пугачёвском бунте. Словом, это был тот самый «русский чисто анекдот», который требовался Гоголю для воплощения его замысла.
Работа над пьесой заняла всего два месяца — октябрь и ноябрь 1835 г. В январе 1836 г. автор зачитал готовую комедию на вечере у В. Жуковского в присутствии многих известных литераторов, в том числе и подсказавшего идею Пушкина. Почти все присутствующие были в восторге от пьесы. Однако история «Ревизора» была ещё далека от завершения.
«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем»
— так отзывался Гоголь о своей пьесе; именно такое предназначение он для неё видел — беспощадной насмешки, очищающей сатиры, орудия борьбы с мерзостями и несправедливостями, царящими в обществе. Однако почти никто, даже среди его коллег-литераторов, не увидел в «Ревизоре» ничего больше добротной, качественной «комедии положений».
К постановке пьеса была допущена далеко не сразу и лишь после того, как В. Жуковскому лично пришлось убеждать императора в благонадёжности комедии.
Первая премьера «Ревизора»
Премьера пьесы в первой редакции состоялась в 1836 году в Александринском театре в Санкт-Петербурге. Гоголь был разочарован постановкой: актёры либо не поняли сатирической направленности комедии, либо побоялись играть в соответствии с ней; спектакль получился чересчур водевильным, примитивно-комическим. Лишь И.И. Сосницкий, исполнявший роль Городничего, сумел передать авторский замысел, привнести в образ сатирические ноты. Однако исполненная даже в таком, весьма далёком от авторского желания виде, комедия вызвала бурную и неоднозначную реакцию. «Верхи» общества, обличаемые Гоголем, всё же почувствовали насмешку; комедия была объявлена «невозможностью, клеветою и фарсом»; по неподтверждённым данным, сам Николай I, присутствовавший на премьере, высказался: «Ну, и пьеска! Всем досталось, а мне – больше всех».
Даже если эти слова и не были сказаны в действительности, это хорошо отражает, как публика восприняла смелое творение Гоголя.
И, тем не менее, самодержцу пьеса пришлась по душе: рискованную комедию допустили к дальнейшим постановкам. Учитывая собственные наблюдения за игрой, а также замечания актёров, автор неоднократно вносил в текст правки; создание пьесы «Ревизор» Гоголем в её окончательном варианте продолжалось ещё много лет после первой постановки. Последняя редакция пьесы относится к 1842 году — это и есть тот вариант, который известен современному читателю.
Авторский комментарий к комедии
Долгая и непростая история создания комедии «Ревизор» неотделима от многочисленных статей и комментариев Гоголя к своей пьесе. Непонимание замысла публикой и актёрами заставляло его снова и снова писать в попытках разъяснить свой замысел: в 1842 году, после постановки комедии в окончательной её редакции, он публикует «Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора», затем «Театральный разъезд после представления новой комедии», позже, в 1856 году — «Развязка «Ревизора».
Заключение
Как видим, история создания пьесы «Ревизор» свидетельствует о том, что написание этого произведения далось автору не так-то легок, отняв у него немало как сил, так и времени. И, тем не менее, комедия нашла своих ценителей в среде просвещённых и думающих людей. У многих передовых критиков «Ревизор» снискал очень высокие оценки; так, В. Белинский в своей статье пишет: «В «Ревизоре» нет сцен лучших, потому что нет худших, но все превосходны, как необходимые части, художественно образующие собою единое целое…»
. Подобного мнения придерживались и многие другие представители просвещённого общества, несмотря на поток критики в адрес комедии и самого автора. На сегодняшний день пьеса «Ревизор» занимает заслуженное место в ряду шедевров русской классической литературы и является блестящим образцом социальной сатиры.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Ekaterina Pigarevskaia
16/17
-
Анна Дегтярёва
14/17
-
Людмила Марина
17/17
-
Glich Altero
16/17
-
Карина Фридрих
17/17
-
Анютка Арефьева
13/17
-
Карина Милашкина
17/17
-
Irina Kurbatova
17/17
-
Ольга Баздникина
17/17
-
Аркадий Родионов
12/17
- Сочинения
- Литература
- Гоголь
/
/
Действия, описанные в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», происходят в небольшом уездном городе России. Мелкого петербургского чиновника Хлестакова местные власти принимают за ревизора из столицы. Герой же смог обернуть случившееся с ним недоразумение в свою пользу. Комедия Гоголя интересна тем, что в основу ее сюжета лег реально произошедший случай.
История создания пьесы начинается с 1835 года. Николай Васильевич Гоголь решает написать комедию, в которой хочет показать в сатиричной форме несправедливости российской действительности. В основу сюжета комедии лег случай, рассказанный писателю А.С.Пушкиным. Какой-то мелкий чиновник, бывший проездом в городе Устюжна Новгородской губернии, выдал себя за ревизора и обобрал местных жителей. Этот случай был неединственным. Так, к примеру, в Нижнем Новгороде самого Пушкина приняли за ревизора, когда он собирал информацию в архивах о восстании Пугачева.
С идеей отобразить чисто «русский анекдот», писатель приступил к созданию комедии. На написание произведения у Гоголя ушло около двух месяцев. Неоднократно писатель хотел оставить замысел, но Пушкин настаивал на том, чтобы Гоголь закончил работу над произведением. Уже в январе 1836 года Николай Васильевич зачитал комедию на литературном вечере у В.А.Жуковского. Произведение Гоголя получило неоднозначные оценки среди слушателей. Так Пушкину, Тургеневу, Жуковскому пьеса очень понравилась, но нашлись и те, кто недооценил творческого замысла писателя.
Впервые пьеса «Ревизор» была показана в Петербурге в 1836 году. Изначально Николай 1 был против допущения пьесы к показу, однако Жуковскому удало убедить императора в благонадежности комедии. В период постановки пьесы на сцене Гоголем были внесены в текст существенные изменения, таким образом, работа над комедией продолжилась. И закончилась она лишь в 1842 году. Работая над комедией «Ревизор», Гоголь старался довести ее до совершенства, постоянно переделывал текст.
Последний измененный вариант пьесы, знакомый современному читателю, был опубликован в 1842 году. Написание комедии далось Гоголю нелегко, на работу над произведением у него ушло около 6 лет. Писатель детально прорабатывал образы героев пьесы, чтобы передать их точный характер и сюжетный замысел произведения. Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» была воспринята современниками писателя неоднозначно. Но все же произведение Николая Васильевича смогло найти своих ценителей в среде просвещенных и думающих людей того времени.
Другие темы: ← Земляника в комедии Ревизор↑ ГогольЗапорожская Сечь в повести Тарас Бульба →
`
Сюжет, подсказанный Пушкиным
История, предложенная Пушкиным Гоголю в качестве сюжета, в действительности произошла с издателем журнала «Отечественные записки» П. П. Свиньиным в Бессарабии: в одном из уездных городков он был принят за правительственного чиновника. Был похожий случай и с самим Пушкиным: его приняли за ревизора в Нижнем Новгороде, куда он отправился собирать материал о пугачёвском бунте. Словом, это был тот самый «русский чисто анекдот», который требовался Гоголю для воплощения его замысла.
Работа над пьесой заняла всего два месяца — октябрь и ноябрь 1835 г. В январе 1836 г. автор зачитал готовую комедию на вечере у В. Жуковского в присутствии многих известных литераторов, в том числе и подсказавшего идею Пушкина. Почти все присутствующие были в восторге от пьесы. Однако история «Ревизора» была ещё далека от завершения.
«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем» — так отзывался Гоголь о своей пьесе; именно такое предназначение он для неё видел — беспощадной насмешки, очищающей сатиры, орудия борьбы с мерзостями и несправедливостями, царящими в обществе. Однако почти никто, даже среди его коллег-литераторов, не увидел в «Ревизоре» ничего больше добротной, качественной «комедии положений». К постановке пьеса была допущена далеко не сразу и лишь после того, как В. Жуковскому лично пришлось убеждать императора в благонадёжности комедии.
Интересные факты о создании
В период написания пьесы Гоголь работал над поэмой «Мертвые души». Особенностью авторской стилистики тогда была тенденция утрирования черт русской действительности. Писателем было принято решение отобразить сатирично реальные события того времени в комедии. Написал «Ревизора» Николай Васильевич под впечатлением рассказа Пушкина. Рука его дрожала, рвалась к работе, а сама идея зарождалась несколько лет.
Комедийному рассказу предшествовало произведение «Женитьба», где автор уже умело применял характерные сатирические приемы. При этом работа не была лишена реалистичности событий, которые могли происходить в те времена.
В 1835 году (именно такая дата упоминается в авторитетных источниках) Николай Васильевич пишет письмо Пушкину, в котором просит о вдохновении и подборке подходящего сюжета для комедии в пяти действиях.
Первая премьера «Ревизора»
Премьера пьесы в первой редакции состоялась в 1836 году в Александринском театре в Санкт-Петербурге. Гоголь был разочарован постановкой: актёры либо не поняли сатирической направленности комедии, либо побоялись играть в соответствии с ней; спектакль получился чересчур водевильным, примитивно-комическим. Лишь И.И. Сосницкий, исполнявший роль Городничего, сумел передать авторский замысел, привнести в образ сатирические ноты. Однако исполненная даже в таком, весьма далёком от авторского желания виде, комедия вызвала бурную и неоднозначную реакцию. «Верхи» общества, обличаемые Гоголем, всё же почувствовали насмешку; комедия была объявлена «невозможностью, клеветою и фарсом»; по неподтверждённым данным, сам Николай I, присутствовавший на премьере, высказался: «Ну, и пьеска!
Всем досталось, а мне – больше всех». Даже если эти слова и не были сказаны в действительности, это хорошо отражает, как публика восприняла смелое творение Гоголя.
И, тем не менее, самодержцу пьеса пришлась по душе: рискованную комедию допустили к дальнейшим постановкам. Учитывая собственные наблюдения за игрой, а также замечания актёров, автор неоднократно вносил в текст правки; создание пьесы «Ревизор» Гоголем в её окончательном варианте продолжалось ещё много лет после первой постановки. Последняя редакция пьесы относится к 1842 году — это и есть тот вариант, который известен современному читателю.
Проблематика сатирической направленности
Тема, задетая писателем, была весьма щепетильной. Несмотря на то что официально пьесу никто не запрещал, Николай I собственноручно боролся с комедией и сатирой. После театральной премьеры судьба произведения складывалась весьма плачевно:
- Заказ написания работы с аналогичным сюжетом, но другим концом (наказание всех чиновников-казнокрадов), по приказу императора.
- Появление псевдокопии от неизвестного автора в июле 1836 года. Творение получило название «Настоящий ревизор». Его презентация состоялась в том же году. На афишах не указывалось имя писателя.
- Упоминания о Цицианове, как авторе нового произведения.
Примечательно, что актуальность освещенной Гоголем проблематики, задевает представителей власти по сей день.
Ярким тому примером являются события 2020 года, когда депутаты Сызрани заставили театрального директора и режиссера постановки «Ревизор» убрать афиши. Все потому, что они максимально четко составили острый подзаголовок — «кошмар госчиновника в двух частях». По словам Михаила Матвеева (депутата Самарской области), сотрудники театра были уволены.
Это все говорит о правдивости комедии и остроте слов Гоголя, которые даже сейчас задевают неблагочестивых чиновников, а также становятся основой для создания таких телепрограмм, как «Ревизорро», когда хочется вывести на чистую воду всех, кто ведет свою деятельность неправильно.
Авторский комментарий к комедии
Долгая и непростая история создания комедии «Ревизор» неотделима от многочисленных статей и комментариев Гоголя к своей пьесе. Непонимание замысла публикой и актёрами заставляло его снова и снова писать в попытках разъяснить свой замысел: в 1842 году, после постановки комедии в окончательной её редакции, он публикует «Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора», затем «Театральный разъезд после представления новой комедии», позже, в 1856 году — «Развязка «Ревизора».
Главные герои
Главное действующее лицо – лже-ревизор Хлестаков. Но Гоголь выделил прочих персонажей, заслуживающих особое внимание.
Хлестаков
Молодой, щеголеватого вида человек двадцати трех лет отроду. Стройный, манерный, любит азартные игры, кутежи и застолья. Сам автор описывает Хлестакова, как глуповатого, несдержанного на язык юношу, любящего почести и угодливое обращение. Имея низший канцелярский чин, часто стеснен в средствах.
Следуя в имение к отцу, Хлестаков начисто проигрался одному офицеру и оказался в незнакомом уездном городе без гроша в кармане. Неожиданно его принимают за важного питерского чиновника, прибывшего с инспекцией.
Пытаясь задобрить «высокого гостя», служащие городской управы всячески угождают юноше, снабжают деньгами, сосватывают дочь городничего. Поначалу, испугавшийся встречи с градоначальником, Хлестаков постепенно смелеет и принимает подношения и почести, как должное.
Сквозник-Дмухановский
Городничий – человек, начавший службу с самых низов. Весьма неглуп, солиден, речь образована. Сосредоточив городскую власть в своих руках, не стесняется брать взятки. Любое дело обставляет с выгодой для себя. На службе носит мундир и сапоги со шпорами.
Ляпкин-Тяпкин
Местный судья и начальник тюрьмы. Считается образованным человеком, поскольку прочитал с десяток книг. Слова выговаривает растянуто, придавая речи значительность и особый смысл. Считает, что ему-то ревизия не страшна, так как взятки он берет не деньгами, а борзыми щенками.
Хлопов
Смотритель учебных заведений – личность глуповатая, трусливая, не имеющая ни авторитета, ни уважения среди преподавателей и учеников. В подотчетном ему ведомстве царят хаос и беспорядок.
Земляника
В качестве попечителя богоугодных учреждений весьма успешно делит поступающие из казны деньги с городничим, судьей и прочими чиновниками. При этом не гнушается донести на «ближнего», если видит в этом свою выгоду.
Шпекин
Чиновник, возглавляющий почту и службу доставки – человек наивный со слабостью к чтению чужой корреспонденции. Именно он раскрывает грандиозный обман, распечатав письмо Хлестакова.
Бобчинский и Добчинский
Персонажи невероятно похожие друг на друга не только внешне, но и речью, движениями, поведением. Малообразованные, неуклюжие, но услужливые помещики первыми разглядели в приезжем «ревизора», о чем тут же донесли городничему.
Анна Андреевна
Жена городничего, моложавая, довольно привлекательная женщина. В пьесе представлена кокеткой, любительницей пышных туалетов, не лишенной тщеславия. Это поверхностная особа, завоевать расположение которой можно лишь упоминанием громких имен, чем и пользуется Хлестаков.
С чего начался успех
История создания комедии «Ревизор» случилась гораздо позже. А в начале литературного пути Гоголя было много тяжелых испытаний. Публика никак не хотела замечать и принимать его. Он писал и откладывал свои рукописи в стол, потому как они никому интересны не были.
Время было трудным, но писатель выдержал его и, наконец, издал произведение, которое принесло ему долгожданные известность и успех. Это был «Вечер накануне Ивана Купала» (первое название «Басаврюк»). Именно после него мир узнал Николая Васильевича как хорошего писателя.
Окончательный вариант
Должную реакцию комедия получила лишь в 1842 году, когда была представлена окончательная версия «Ревизора». Тогда именитые критики и редакторы журналов отмечали, что главной ее чертой является гротескность, которая ощущается абсолютно во всем, начиная с самого сюжета и заканчивая представленными героями.
Однако Николай Васильевич желал, чтобы его творение поняли и оценили максимально полно и достойно, а потому после печати комедии в газете и показа в театре он выпустил несколько статей о том, каков все-таки истинный смысл «Ревизора».
Другие персонажи
Не все упоминаемые персонажи появляются в пьесе лично, иные присутствуют в ней опосредованно, например, жандарм Прохоров. Но некоторые лица заслуживают особого внимания.
Осип
Слуга Хлестакова пожилых лет, ворчлив и немного ленив. В противопоставление своему барину гораздо умней и сметливей. Он быстро понимает, что произошла ошибка, но подыгрывает ситуации, ожидая своей выгоды.
Жалобщики
Слух о прибывшем с инспекцией ревизоре быстро разносится по городу. К Хлестакову с просьбой о заступничестве прибывает делегация купцов. Они составили письменную жалобу о бесчинствах городничего: притеснения, выдуманные налоги, отбирание товара даром.
Приема добилась слесарша Пошлепкина, ее мужа незаконно постригли в солдаты. Другая жалобщица – вдова унтер – офицера Иванова, которую арестовали и наказали розгами по ошибке.
Марья Антоновна
Дочь городничего, романтически настроенная восемнадцатилетняя девушка. В отличие от своей матери достаточно образована.
Тряпичкин
Не присутствует в пьесе лично, но именно ему Хлестаков описывает комичность ситуации, чтобы в последующем Тряпичкин смог написать веселую статью в газету.
Первый показ
Премьера комедии состоялась 19 апреля того же года в Александринском театре, что находится на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Все мероприятие было довольно серьезное, ведь в зале сидел сам император — Николай I. Гоголь ждал и одновременно побаивался реакции, которая последует после просмотра его грандиозной комедии.
Но публика приняла ее за водевиль и совершенно не поняла глубокого смысла, что был заложен Гоголем в его творение.
Однако писатель был расстроен не только из-за этого. Ему самому показалось, что комедия немного скучна и ее следует несколько переделать. А потому история создания «Ревизора» продолжилась.
Таинственная смерть писателя
Перед тем как будет освещена история создания «Ревизора», кратко рассмотрим последние дни великого писателя.
Николай Васильевич умер в 1852 году 21 февраля. Он и при жизни был загадочной персоной, но смерть его также не отличается обыденностью. Все дело в том, что всю свою жизнь величайший писатель страшно боялся лишь одного — что его похоронят заживо. Поэтому никогда не ложился спать в кровать и в основном дремал днем в кресле.
Существует мнение, что Николай Васильевич страдал психической болезнью, которая в совокупности с обостренным увлечением религией усугубилась в последние годы жизни Гоголя, довела его до сильнейшего истощения. Но писатель все же умер не от этого.
Смерть Гоголя была овеяна мистикой, и по прошествии нескольких лет бесконечные догадки и пересуды вынудили эксгумировать тело писателя. И тогда (якобы) все присутствующие увидели, что тело Николая Васильевича находится в неестественной позе. А внутренняя сторона крышки гроба, в котором покоился писатель, вся разодрана, словно кто-то рвал и царапал ее ногтями, чтобы выбраться наружу.
Таким образом, появилась гипотеза, что Гоголь умер не своей смертью. Он, в связи с сильным истощением организма, заснул летаргическим сном. И был похоронен заживо.
Мистика Гоголя
История создания «Ревизора» (Гоголь) довольно проста, она совсем не овеяна мистикой. Однако спросите любого школьника, и он непременно ответит вам, что Николай Васильевич — одна из самых таинственных и загадочных фигур литературной истории.
Писатель сильно интересовался религией, мистикой. Что явно демонстрирует его роман под названием «Вий». Сам Гоголь утверждал, что в основу этого произведения лег местный (украинский) фольклор, народное предание. Но историки и литературоведы сколько не искали, так и не могут найти хоть какого-либо упоминая об описанных в произведении событиях. А это доказывает, что Николай Васильевич сам придумал и расписал весь мистический сюжет.
Кроме того, в писательской истории Гоголя есть еще одна загадочная страница. Доподлинно не известно, но все же считается, что Гоголь (за несколько дней до собственной смерти) решил сжечь второй том еще одной своей великой книги — «Мертвые души». Зачем он это сделал, да и делал ли вообще, потомки уже никогда не узнают. Однако доказательств, что этого события не было, тоже нет. А потому остается лишь догадываться и рассуждать о том, сколь загадочной фигурой был писатель.
Мнение критиков
Произведение Н. В. Гоголя вызвало неоднозначную реакцию в обществе. В первую очередь критике подвергалось происхождение сюжета. Недоброжелатели автора утверждали, что в пьесе нет ни одного правдоподобного героя. Например, городничий поражал зрителей своей наивностью. Ожидая приезда ревизора, он не попросил у Хлестакова подорожной грамоты, которая подтверждала полномочия чиновника. Персонажи получились слишком комичными, далёкими от реальности. Возмущение вызывало и то, что в комедии нет ни одного положительного героя.
И всё же положительных отзывов было больше. Произведению дали высокую оценку лучшие литературные деятели XIX века:
- В. Белинский.
- П. Вяземский.
- К. Аксаков.
- В. Одоевский.
«Ревизор» разошёлся на крылатые выражения, а имена персонажей стали нарицательными. В начале XX века произведение включили в обязательную школьную программу. Пьеса Н. В. Гоголя является безусловным шедевром русской литературы.
Начало пути Николая Васильевича
Перед тем как история создания «Ревизора» получила свое развитие, Гоголь прошел долгий путь длиной в двадцать шесть лет.
Именитый писатель родился в 1809 году в марте 20 числа по старому (юлианскому) календарю или 1 апреля по новому (григорианскому). Его род произошел от малороссов, а назван необычный человек в честь Святителя Николая.
Школьные годы Гоголя были довольно посредственны, особым талантом он не отличался. Из всех предметов ему удавались лишь рисование и изучение русской словесности, а произведения, которые он писал тогда, были значительно далеки от шедевров.
По достижении девятнадцати лет будущий гений русской литературы поехал в Петербург. Там он сыскал себе место чиновника, а также пробовал себя в театре и литературе. Но служба была Гоголю в тягость, да и в театре у него мало что получалось. В итоге будущий писатель решил развиваться на литературном поприще.
(Афиша спектакля «Ревизор» по пьесе Н. Гоголя в постановке Ленинградского Театра Дома печати. Ленинград: Издание Дома печати, 1927 г.)
Введение
Работу над комедией «Ревизор» Н.В. Гоголь начал в 1835 г. А уже в начале 1836 г. состоялась её премьера в обеих столицах. Однако корректировка текста продолжалась вплоть до 1842 г. до полного завершения пьесы. Сюжет дал Пушкин, поведав историю о том, как его приняли за высокого чиновника в Нижнем Новгороде в то время, когда он собирал материалы о пугачёвском восстании.
«Ревизор» относится к жанру комедии, но не традиционной, а совершенно новаторской. Писателем была создана первая социальная комедия без любовного сюжета. Более того, здесь нет ни одного положительного персонажа, хотя в классической комедии обязательно было присутствие сугубо положительных и отрицательных персонажей. Как говорил автор, единственный положительный герой в комедии – это смех.
Непривычной была композиция пьесы, когда завязка начиналась сразу с первой фразы Городничего. А финальная немая сцена стала для всех критиков настоящим откровением, так как никогда ранее подобный приём в спектаклях не использовался.
Если задаться вопросом, о чём данное произведение, то можно было бы ответить – обо всём! Это действительно так, потому что в комедии Гоголь вскрыл все пласты российской действительности, от государственной власти до почтового ведомства и самых мелких чиновников, где все воруют, берут взятки, сплетничают и завидуют. Писатель показывает жизнь российского чиновничества, в которой прекрасно соседствуют и уживаются чинопочитание, тупость и мелочная мстительность.
(Гражданские плетеные погоны 1894—1910 гг.)
Главная идея комедии заключается в высмеивании всех вышеуказанных сторон российской действительности. Вся неприглядность главных героев показывается в обнажающие их действиях, а не посредством некоего положительного персонажа, как, например, у Фонвизина в «Недоросле». И порок здесь разоблачается не морализацией, а высмеиванием.
История создания
(Художник Борис Дмитриевич Григорьев, Н. В. Гоголь «Ревизор»)
Работа над пьесой началось в 1835 г. Это время, когда Гоголь писал поэму «Мёртвые души», которая оказала немалое влияние на создание комедии.
Для завершения основного текста потребовалось всего два осенних месяца 1835 г. Уже в январе 1836 г. Гоголь читал её на собрании литераторов и критиков у В. Жуковского. Большинством присутствующих пьеса была одобрена.Однако понадобилось ещё 6 лет, чтобы она была полностью закончена.
Этапы работы
Хотя от рождения идеи до написания основного текста прошло два месяца, доработка полной редакции заняло целых шесть лет. Немало поправок сделано в 1836 г. при подготовке премьеры в Санкт – Петербургском Александринском театре, состоявшейся 19.04 этого же года и на которой присутствовал царь Николай I. Но постановка разочаровала писателя. По его мнению, истинного осмысления не произошло ни в восприятии зрителями, ни самими актёрами, превратившего его своей игрой в обыкновенный водевиль.
Любое произведение того времени, будь оно литературное или театральное, проходило обязательную цензуру. «Ревизор» не стал исключением и прошёл не одну цензурную инстанцию, однако прошли они на удивление быстро и без особых проблем. Видимо сказалось, то, что царь довольно добродушно отозвался о постановке: «Ну, и пьеска! Всем досталось, а мне – больше всех». В целом же, комедия ему понравилась, что и послужило пропуском к последующим постановкам.
Печатный вариант пьесы вышел 19.04.1836 г. в типографии А. Плюшара. Полная редакция «Ревизора» завершена к 1842 г., именно в этом виде она и дошла до наших дней.
Публикация произведения
(Почтовая марка Н. В. Гоголь «Ревизор», Россия 2009 г.)
Рождение новой комедии было встречено публикой и критикой довольно неоднозначно. На литературной встрече у Жуковского, где собрались все известные в то время литераторы и критики, среди них: Вяземский, Тургенев, Пушкин, Розен, Панаев, Кукольник, Гоголь прочитал присутствующим своё новое произведение и оно было встречено большинством самыми одобрительными отзывами. Хотя Розен и Кукольник не присоединились к восторгам большинства и нашли пьесу неудачной.
Противоречиво встречена пьеса и театральной публикой. В «Русском вестнике» 1842 г. прозвучал такой отзыв: «… фарс, который нравится именно тем, что в нём нет ни драмы, ни цели …»
В адрес автора были брошены обвинения в искажении действительности. Хотя подобные истории имели место быть во многих российских городах, более того их непосредственными участниками были и сам Пушкин, давший идею сюжета и некоторые современники Гоголя.
(Иллюстрация Ивана Малютина «Ревизор» в провинции. Журнал «Крокодил» 1926 год и ниже подпись к ней: — Удивительная халтура! Даже имени городничего запомнить не могут. У Гоголя — Антон Антонович, а тут его Денисом зовут! Безобразие! — Никакого безобразия… Тут особые соображения: нашего предисполкома тоже Антон Антоновичем зовут. Неудобно. Обидеться может…)
Ввиду того, что при постановках не все актёры понимают замысел автора, на протяжении почти шести последующих после премьеры лет, Гоголь снова и снова публикует наставления для актёров, как следует играть «Ревизора». Последнее подобное наставление опубликовано в 1856 г. и именовалась «Развязка «Ревизора». Однако негативные отзывы меркнут на фоне высокой оценки таких гигантов литературной критики, как В. Г. Белинский.
Создание комедии далось Гоголю нелегко и забрало достаточно душевных сил и времени. Но она нашла истинных поклонников в среде передовых людей того времени. Сегодня, спустя почти два столетия после сочинения комедии, она занимает достойное место в созвездии величайших произведений литературного и театрального искусства.
- Краткие содержания
- Гоголь
- История создания комедии Ревизор
История создания комедии Ревизор Гоголя
Мысль о написание комедии появилась у Гоголя во время работы над другим не менее известным произведением «Мертвые Души». В переписки с Пушкиным он попросил его написать сюжет комедии из пяти актов.
Понятное дело, что параллельная работы над Мертвыми душами повлияла на написание комедии. В своей исповеди он сообщал, что собрал в одно произведение все самое плохое в России и все самую несправедливость, которую он когда-либо видел.
На исполнение своей задумки у него ушло около двух месяцев, но и после написания и редакции комедии, работа над ней так же продолжалась еще длительное время. Большие изменения автор внес в произведения после постановки в Александрийском театре в городе Санкт-Петербурге. Премьеры состоялась 1836 году. На ней был даже сам Николай I — император России. Автор был расстроен постановкой, так как зрители и актеры не поняли смысл задумки автора. Актеры подметили, что некоторые сцены были совсем неловкими, например, когда Хлестаков первый выпрашивает денег взаймы, актер исполняющий его роль посчитал, что лучше будет если они первые предложат ему деньги, поэтому автор изменил сцену, а так же первые четыре явления были тоже переработаны.
Окончательная версия комедии вышла в 1842 году. «Ревизор», которого не мало раз ставили на сцене и публиковали в печатных изданиях, вызывал противоречивые и неоднозначные мнения. Полевой в газете под названием «Русский Вестник» писал о комедии, что она весьма неоднозначная и критиковал сюжет отсутствием целей и «плохим языком».
А Белинский, в отличие от Полевого похвалил комедию и сказал, что в произведение нет лучших моментов, так как нет и худших.
Но все же Гоголя постоянно не покидало чувство того, что его комедию не всегда правильно понимают, поэтому он ладе постоянно писал статьи о том, как правильно играть и о том, в чем же правильно заключается смысл комедии.
История создания комедии Ревизор подробно
Русская литература богата именами выдающихся писателей, творивших в разное время. Среди них выделяется Н. В. Гоголь (1809 – 1852), имя которого золотыми буквами вписано в историю мировой литературы. Природа щедро наградила его творческими способностями. Он проявил себя как выдающийся прозаик, интересный художник, талантливый публицист, замечательный драматург.
Пьеса Н. В. Гоголя «Ревизор» была напечатана и впервые поставлена на подмостках Александрийского театра весной 1836 года. Писатель долгие годы думал о создании комедии на тему русской жизни. В 1832 году в беседе с Сергеем Аксаковым он говорил о желании «собрать в одну кучу все дурное в России» и посмеяться сразу над всеми изъянами русской жизни. На аксаковское сомнение в том, что в жизни есть материал для написания такой книги, Н. В. Гоголь возразил, что «комизм кроется везде». Стоит только Мастеру описать его, «мы сами над собой будем валяться со смеху».
А. С. Пушкин был человеком доброжелательным и открытым, поэтому к нему часто обращались другие авторы за советом и поддержкой. В октябре 1835 года Н.В. Гоголь в письме к нему попросил подсказать интересную историю из жизни российского общества. В ответ А. С. Пушкин описал случай, происшедший с их общим знакомым. Подаренный сюжет очень понравился Н. В. Гоголю. Он живо принялся за создание пьесы, которая была написана за два месяца. В пушкинском письме речь шла о литераторе и издателе журнала «Отечественные записки» Павле Петровиче Свиньине, фигура которого интересна тем, что его постоянно принимали за кого – то другого. Будучи человеком мягким и сговорчивым, он не только привык к путанице, но даже не сопротивлялся ей и умело использовал в своих целях. В петербургском обществе байки из его жизни со смехом пересказывали из уст в уста. Так, А. С. Пушкин в своем послании рассказал, как П. П. Свиньин в Бессарабии выдавал себя за какого – то известного чиновника, но был остановлен, когда зашел далеко и, видимо, уже сам поверил в свое чудесное перевоплощение. Почувствовав, что близок час расплаты, он ретировался.
Общение Н. В. Гоголя с ним нельзя назвать приятным. Переехав в Петербург, молодой писатель начал сотрудничать с популярным журналом, издаваемым П. П. Свиньиным. В 1829 году он принес в журнал свою повесть «Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала». Произведение было напечатано через год, но без упоминания фамилии автора. В 1830 году в журнале была издана статья Н. В. Гоголя «Полтава», рассказывающая о его малой родине. Издатель не только исказил часть авторского текста и вставил туда свои суждения. Самым обидным было то, что он поставил под чужой работой свое имя. Конечно, любого автора возмутило бы такое отношение издателя. Н. В. Гоголь отреагировал на поведение П. П. Свиньина, напечатав книгу «Вечера на хуторе близ Диканьки». В нее в качестве отдельной главы был включен «Вечер накануне Ивана Купалы». Сочинитеь убрал все исправления Свиньина и дописал вступление о том, как дьячок Фома Григорьевич слушает чтение публикации своего рассказа и ругает издателя. Но лучше всего Н. В. Гоголь расплатился со своим обидчиком, создав гениальную пьесу о человеке – перевертыше Иване Александровиче Хлестакове, прототипом которого и послужил П. П. Свиньин.
Безусловно, у автора «Ревизора» были и свои причины высмеять беззастенчивого обманщика, но он никогда не скрывал, что идея комедии о мнимом ревизоре принадлежит А. С. Пушкину и всегда был благодарен ему за это. Это произведение стало одним из лучших творений Н. В. Гоголя. Написанная почти двести лет назад, пьеса не оставляет нас равнодушными и сегодня. «Ревизор» учит нас с достоинством и ответственностью выполнять все обязанности, чтобы не было стыдно за свою работу; быть честными и искренними по отношению к людям, чтобы не приходилось скрываться, боясь разоблачения; избегать заискивания и низкопоклонства перед кем бы то ни было.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Гоголь. Все произведения
- Вечер накануне Ивана Купала
- Вечера на хуторе близ Диканьки
- Вий
- Девяносто третий год
- Женитьба
- Заколдованное место
- Записки сумасшедшего
- Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка
- Игроки
- История создания комедии Ревизор
- История создания повести Тарас Бульба
- История создания поэмы Мертвые души
- Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
- Коляска
- Король забавляется
- Майская ночь или Утопленница
- Мёртвые души
- Мертвые души по главам
- Миргород
- Невский проспект
- Нос
- Ночь перед Рождеством
- Петербургские повести
- Повесть о капитане Копейкине
- Портрет
- Пропавшая грамота
- Ревизор
- Рим
- Сорочинская ярмарка
- Старосветские помещики
- Страшная месть
- Тарас Бульба
- Шинель
История создания комедии Ревизор. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание Губарев Трое на острове
Мальчик Боря не любит ничего делать, после школы он только лежит на диване и читает книгу про пиратов. Но однажды он нашел среди вещей старый бабушкин платок, который выполнял любое желание, стоило только им махнуть.
- Краткое содержание Зощенко Умная Тамара
В коммунальной квартире проживал обыкновенный инженер. Однажды этот гражданин уехал на юг, а свою комнату запер на ключ. Вскоре соседи, проходившие мимо его двери, услышали мяуканье. Перед закрытым помещением собрались жильцы
- Краткое содержание Размышления у парадного подъезда Некрасова
В этом произведении особое внимание уделяется парадному подъезду, который был во многих домах того времени. Здесь кипит жизнь. Через парадный подъезд могут входить только люди, которые одеты в красивую одежду.
- Краткое содержание Шамиссо Удивительная история Петера Шлемиля
Главный герой Петер Шлемиль приезжает в Гамбург и на одном приеме знакомится с человеком в серых одеждах. Он сразу привлекает внимание тем, что может достать из кармана всевозможные вещи, даже те, которые не должны были поместиться в обычных карманах
- Краткое содержание Голова профессора Доуэля Беляева
Мари Лоран – это девушка, профессия которой является врач. Эта девушка очень умна и рациональна и она также достаточно спокойна. Она умеет держать секреты, а потому ее взял на работу один хирург, которому нужны были помощники. Это был профессор Керн.
События, описанные в пьесе, происходят в уездном городе N, куда судьба занесла одного пройдоху, которого ошибочно местные чиновники приняли за ревизора, а он, не растерявшись, сумел воспользоваться сложившейся ситуацией себе во благо. История создания комедии Гоголя «Ревизор» для многих покрыта завесой тайны, окружавшей не только личную жизнь писателя, но и все его творчество в целом. Точной информации о начале написания комедии так и нет, одни предположения и догадки, что еще больше подогревает интерес читателя к данному произведению.
Замысел
Идея написать злободневную комедию крутилась в голове писателя давно, но собрать мысли воедино не удавалось. С просьбой подкинуть сюжет будущей комедии Николай Васильевич обращается к другу.
Гоголь точно знал, что комедия будет в пяти актах. Каждый из них смешнее предыдущего. Письмо А.С. Пушкину было следующего содержания:
«…хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. Если ж сего не случится, то у меня пропадет даром время, и я не знаю, что делать тогда с моими обстоятельствами… Сделайте милость, дайте сюжет…»
Пушкин моментально среагировал на призыв о помощи. Вернувшись недавно из Михайловского, он поведал Гоголю историю, в свое время взволновавшую его до глубины души. Это было в октябре 1835 года. Этот период времени считается стартовым в написании «Ревизора».
Идея создания
Версий по поводу создания «Ревизора» существует немало. Чаще всего в статьях фигурирует имя А.С. Пушкина. Именно он подтолкнул Гоголя к написанию комедии. У Пушкина была наготове история, вполне годившаяся для будущего сюжета. Речь шла о Павле Петровиче Свиньине. Во время путешествия по Бессарабии данный товарищ выдал себя за высокопоставленное лицо, за чиновника из Петербурга. Быстро освоившись на новом месте и войдя в роль ревизора, Павел Петрович чувствовал себя вполне комфортно, пока его не поймали за руку на прошениях. На этом вольготной жизни пришел конец.
Существовала и другая версия создания пьесы. Некоторые смели предположить, что Пушкину самому пришлось оказаться в роли ревизора. Когда Пушкин гостил в нижегородской области, собирая информацию о пугачевском бунте для «Капитанской дочки», генерал Бутурлин принял писателя за важного чиновника, визита которого в их края ожидали со дня на день.
Какая из двух версий является настоящей уже не узнать. Тем не менее сходство Хлестакова со Свиньиным весьма очевидно. Это подметили многие литераторы, анализируя письма Пушкина и текст «Ревизора». Споры возникли по другому поводу. Как можно за пару месяцев написать далеко немаленькое по объему произведение. По словам исследователя А.С. Долинина черновые наброски Гоголю всегда давались легко. Этого не отнять. Больше всего времени у него уходило на доработку материала. Исходя из этого, он предположил, что сюжет будущего произведения Гоголь получил от Пушкина гораздо раньше, чем в октябре 1835.
Жанр «Ревизора» общественная комедия. Гоголь пытался отразить в ней
«…все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».
Работа над «Ревизором» постоянно переделывалась. Гоголь старался довести текст до совершенства. Загвоздка состояла в детальном описании характеров героев. Художественные образы дались ему сразу, но передать точный характер главных персонажей с первого раза не получалось. Шесть раз приходилось редактировать «Ревизора» пока он не получил то, что хотел. Это было в 1842 году. После постановки на сцене комедия имела неоднозначную реакцию. Ее хвалили и ругали одновременно. У некоторых она вызвала глубокое недоумение. Гоголь был расстроен. Не такого эффекта он ожидал от публики. Людям не удалось до конца понять смысл пьесы. Ни один из зрителей во время просмотра даже не догадался переложить сюжет на себя и хоть на минуточку представить, что все описанное может произойти с каждым из нас. В любом городе, в любом месте, в любое время.
Пример 1
История произведения «Ревизор» берет свое начало в 30-х гг. XIX века. Николай Васильевич Гоголь в это время прорабатывал поэму «Мертвые души». Именно в этот период у автора появилась идея написать новое произведение. Он хотел создать комедию, в которой прописал бы несовершенства, присущие русской действительности. Автор остро ощущал потребность отобразить утрированные черты общества, в котором он жил.
Пьеса «Ревизор» — не первое произведение Н.В. Гоголя в жанре комедии. Произведению предшествовала пьеса «Женитьба», которая была тепло принята читателями. Именно в «Женитьбе» писатель испробовал своеобразные комические приемы, которые и были положены в основу произведения «Ревизор». Николай Васильевич сделал акцент на реалистической направленности. Это не вымысел, это наше существование. В персонажах можно выделить черты, которые характерны для реальных людей.
За помощью в создании произведения автор обратился к А.С. Пушкину. В 1835 году Н.В. Гоголь написал поэту послание, в котором просил поделиться сюжетом. Николаю Васильевичу необходим был свежий взгляд, оригинальная идея. Александр Сергеевич Пушкин предложил автору в качестве сюжета историю, которая произошла в реальности с одним человеком. Это случилось с П.П. Свиньиным, занимавшим пост издателя одного из журналов. Именно его посчитали государственным чиновникам, когда он проездом находился в небольшом городке в Бессарабии. А.С. Пушкин сам стал свидетелем похожего случая. Поэт посетил Нижний Новгород, чтобы собрать побольше информации о пугачевском восстании. А.С. Пушкин был принят за ревизора. Н.В. Гоголю важно было узнать анекдот, который был бы понятен каждому. У автора имелся замысел, который нужно было воплотить. И эти истории, которые поведал А.С. Пушкин, очень помогли Николаю Васильевичу.
Автор работал над произведением два месяца. И в ноябре 1835 года он создал свою пьесу «Ревизор». Н.В. Гоголь представил свою работу слушателям в январе 1836 года. Это произошло на одном из вечеров, проходивших в доме В. Жуковского. Среди собравшихся было много литераторов, чье мнение было важно для автора. Готовую комедию услышал и А.С. Пушкин, который и подсказал идею Н.В. Гоголю. Большинство отзывов по пьесе «Ревизор» были восторженными. Но это еще не конец истории создания произведения.
Николай Васильевич отмечал, что в пьесе ему было важно показать всю несправедливость, царившую в обществе. Автор признавался, что он хотел посмеяться над всем дурным, что происходило в стране. Предназначение «Ревизора» заключалось в том, чтобы читатель понял беспощадную насмешку, с которой Н.В. Гоголь смотрел на творившийся вокруг хаос. Именно с помощью смеха автор призывал бороться с несовершенствами, низменными целями и мерзостями. Но никто из собравшихся литераторов не уловил истинный замысел Николая Васильевича.
Присутствовавшие посчитали, что им представили работу, основная идея которой заключалась в показе положительных и отрицательных черт людей, занимавших особое положение в обществе.
Пьесу поставили не сразу. В. Жуковский даже обратился к императору. Он заверял, что «Ревизор» не несет в себе скрытых мотивов. В благонадежности произведения комедийного жанра не стоит сомневаться.
Стоит отметить, создание пьесы «Ревизор» далось Н.В. Гоголю нелегко. Автор вновь и вновь возвращался к произведению, вносил свои коррективы. Он много раз комментировал свою пьесу. Н.В. Гоголю было важно, чтобы читатель понял истинный замысел произведения. Комедия «Ревизор» признана одним из шедевров русской классической литературы.
Пример 2
Действия, описанные в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», происходят в небольшом уездном городе России. Мелкого петербургского чиновника Хлестакова местные власти принимают за ревизора из столицы. Герой же смог обернуть случившееся с ним недоразумение в свою пользу. Комедия Гоголя интересна тем, что в основу ее сюжета лег реально произошедший случай.
История создания пьесы начинается с 1835 года. Николай Васильевич Гоголь решает написать комедию, в которой хочет показать в сатиричной форме несправедливости российской действительности. В основу сюжета комедии лег случай, рассказанный писателю А.С.Пушкиным. Какой-то мелкий чиновник, бывший проездом в городе Устюжна Новгородской губернии, выдал себя за ревизора и обобрал местных жителей. Этот случай был неединственным. Так, к примеру, в Нижнем Новгороде самого Пушкина приняли за ревизора, когда он собирал информацию в архивах о восстании Пугачева.
С идеей отобразить чисто «русский анекдот», писатель приступил к созданию комедии. На написание произведения у Гоголя ушло около двух месяцев. Неоднократно писатель хотел оставить замысел, но Пушкин настаивал на том, чтобы Гоголь закончил работу над произведением. Уже в январе 1836 года Николай Васильевич зачитал комедию на литературном вечере у В.А.Жуковского. Произведение Гоголя получило неоднозначные оценки среди слушателей. Так Пушкину, Тургеневу, Жуковскому пьеса очень понравилась, но нашлись и те, кто недооценил творческого замысла писателя.
Впервые пьеса «Ревизор» была показана в Петербурге в 1836 году. Изначально Николай 1 был против допущения пьесы к показу, однако Жуковскому удало убедить императора в благонадежности комедии. В период постановки пьесы на сцене Гоголем были внесены в текст существенные изменения, таким образом, работа над комедией продолжилась. И закончилась она лишь в 1842 году. Работая над комедией «Ревизор», Гоголь старался довести ее до совершенства, постоянно переделывал текст.
Последний измененный вариант пьесы, знакомый современному читателю, был опубликован в 1842 году. Написание комедии далось Гоголю нелегко, на работу над произведением у него ушло около 6 лет. Писатель детально прорабатывал образы героев пьесы, чтобы передать их точный характер и сюжетный замысел произведения. Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» была воспринята современниками писателя неоднозначно. Но все же произведение Николая Васильевича смогло найти своих ценителей в среде просвещенных и думающих людей того времени.
Этапы создания произведения
В комедии рассказывается о приезде в уездный город чиновника низшего ранга Хлестакова. Местные власти, погрязшие в коррупции, ожидают проверки из Петербурга. Ивана Александровича ошибочно принимают за ревизора, и он не спешит опровергать их домыслы. Существует несколько версий истории создания «Ревизора» Гоголя.
Замысел и сюжет
Принято считать, что сюжет знаменитой комедии Гоголю подсказал его друг А. С. Пушкин. В 1835 году Николай Васильевич написал поэту о желании создать комедию. В своём сообщении он просил дать ему идею. По одной из версий Александр Сергеевич рассказал другу о своей поездке в Нижний Новгород. Там поэт собирал информацию по восстанию Е. Пугачёва. Местный генерал-губернатор Бутурлин ошибочно принял Пушкина за высокопоставленного чиновника.
Согласно другой версии, Александр Сергеевич рассказал Гоголю историю, случившуюся с журналистом-издателем Павлом Свиньиным. Мужчина, склонный к авантюрам, прибыл в Бессарабию и осознанно выдал себя за столичного чиновника. Издатель быстро освоился в новом месте, но спустя некоторое время был разоблачён. Первые читатели «Ревизора» сразу отметили сходство между Хлестаковым и Свиньиным.
Историки и литературные деятели не раз поднимали вопрос о том, кто написал «Ревизора». Ведь письма Гоголя к Пушкину были написаны всего за 2 месяца до опубликования произведения. Некоторые литературные критики полагали, что Александр Сергеевич отправил другу внушительную часть текста, а Николай Васильевич лишь доработал его. Эта версия не была подтверждена самими писателями.
К тому же тема «Ревизора» не была оригинальна. Ещё перед премьерой комедии, были выпущены другие похожие по сюжету романы и поэмы:
- «Неистовый Роланд» А. Вельтмана.
- «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе» Г. Квитка.
- «Провинциальные актёры» А. Вельтмана.
Произведения других авторов не пользовались большой популярностью. А вот «Ревизор», созданный Н. В. Гоголем, стал очередным шедевром литературы.
Процесс доработки
Написание произведения заняло всего 2 месяца. Уже в январе 1836 года Николай Васильевич впервые презентовал «Ревизора». Это произошло на творческом вечере в доме В. А. Жуковского. На мероприятии присутствовали знаменитые общественные деятели, писатели и поэты, в числе которых были:
- А. С. Пушкин;
- И. С. Тургенев;
- П. А. Вяземский.
Новое произведение понравилось слушателям, но большинство людей не смогли понять глубокий смысл, заложенный автором. В «Ревизоре» видели классическую «комедию положений», сатиры на российскую власть и провинциальное светское общество зрители не нашли. Для постановки пьесы в театрах Гоголю пришлось составлять поясняющие записки, в которых кратко описывалась суть произведения, особенности характеров героев. Итоговая версия «Ревизора», какой её знают современные читатели, вышла только в 1842 году.
Постановки в театре
Николай I не сразу дал разрешение на презентацию пьесы, так как усмотрел в ней критику действующей власти. На решение императора повлиял В. А. Жуковский, который был приближен ко двору. Первая театральная постановка «Ревизора» состоялась 19 апреля 1836 года.
На спектакле в Александринском театре Санкт-Петербурга присутствовала вся императорская семья и высший свет Северной столицы. Премьера комедии вызвала бурные эмоции. Чиновники отзывались о произведении, как о «клевете и фарсе». Николаю 1 постановка понравилась. Сам Н. В. Гоголь был чрезвычайно недоволен. По его мнению, спектакль получился примитивно-комичным, его главные идеи не были раскрыты. Больше всего автору не понравилась игра актёров, которые не смогли показать характер героев.
Николай Васильевич был настолько огорчён, что отказался принимать участие в постановке пьесы в Москве. Но премьера «Ревизора» в столице всё же состоялась 25 мая 1836 г. Билеты на эту дату были скуплены за несколько дней.
С постановкой «Ревизора» в театре связан интересный факт. После посещения премьеры спектакля Николай I приказал написать аналогичную комедию, но с другим финалом. Заказ императора исполнил Д. Цицианов, пьеса получила называние «Настоящий ревизор». Действие происходило в уездном городе, но в финале порочные чиновники были наказаны государственными властями, то есть императором. Такой исход событий показался Николаю I более приемлемым. «Настоящий ревизор» не пользовался успехом в театрах, а произведение Гоголя ставили не только в России, но и в зарубежных странах.
Мнение критиков
Произведение Н. В. Гоголя вызвало неоднозначную реакцию в обществе. В первую очередь критике подвергалось происхождение сюжета. Недоброжелатели автора утверждали, что в пьесе нет ни одного правдоподобного героя. Например, городничий поражал зрителей своей наивностью. Ожидая приезда ревизора, он не попросил у Хлестакова подорожной грамоты, которая подтверждала полномочия чиновника. Персонажи получились слишком комичными, далёкими от реальности. Возмущение вызывало и то, что в комедии нет ни одного положительного героя.
И всё же положительных отзывов было больше. Произведению дали высокую оценку лучшие литературные деятели XIX века:
- В. Белинский.
- П. Вяземский.
- К. Аксаков.
- В. Одоевский.
«Ревизор» разошёлся на крылатые выражения, а имена персонажей стали нарицательными. В начале XX века произведение включили в обязательную школьную программу. Пьеса Н. В. Гоголя является безусловным шедевром русской литературы.