Как грамотно написать работодателю чтобы взяли на работу

Содержание страницы

  1. Что представляет собой сопроводительное письмо
  2. Плюсы от сопровождения резюме
  3. О чем писать возможному работодателю
  4. Очевидная структура
  5. Главные требования к сопроводительному письму
  6. Распространенные ошибки
  7. Формальности отправления сопроводительного письма
  8. Примеры сопроводительных писем

До сравнительно недавнего времени потенциальные служащие откликались на объявленную вакансию направлением письменного резюме исключительно в бумажной форме. Естественно, при наличии нескольких кандидатов бумажная груда не могла особенно радовать менеджера по персоналу, поэтому ни о каких дополнительных бумагах, сопровождающих резюме, речи не шло.

Все изменилось с активным внедрением в нашу жизнь компьютерных технологий. Резюме преимущественно направляются по электронной почте, и никакой проблемы не составляет добавить к ним 2-3 абзаца сопроводительного текста.

Если работодателю не понравилось резюме, может ли он не объяснять почему?

Сразу же хотим поделиться одним очень интересным судебным прецедентом, в котором истец при хорошо оформленном резюме и сопроводительном письме к нему, добилась от Банка денежной компенсации в отказе при приёме на работу:

Истец К. обратилась в суд с иском к ответчику АО «Т-Банк» о взыскании компенсации морального вреда, мотивируя свои уточненные требования тем, что в поиске работы разместила на разных сайтах, в т.ч. на,,,, свое резюме «Офис-менеджер, секретарь-референт», «Секретарь-референт», «Бухгалтер». На опубликованные вакансии АО «Т-БАНК» направила резюме, с сопроводительным письмом, т.к. соответствовала заявленным опубликованным требованиям, однако ответ не поступил. Отправив письмо к ответчику с просьбой разъяснить, в чем причина несоответствия, получила прилагаемый отказ, не связанный с ее деловыми качествами, что является нарушение действующего трудового законодательства. В связи с чем просит суд признать действия АО «Т-Банк» по не указанию причин несоответствия вакансии в письменном ответе незаконным, отказ в заключении трудового договора, взыскать компенсацию морального вреда в размере __руб.
Посмотреть решение суда

Что представляет собой сопроводительное письмо

ВАЖНО! Рекомендации по составлению сопроводительного письма от КонсультантПлюс доступны по ссылке

Письменное сопровождение резюме, или отклик на вакансию – это дополнительная информация, предоставляемая потенциальным соискателем в придачу к официальным данным об образовании и опыте работы, содержащихся в резюме.

Претенденты на работу, не привыкшие к подобной практике, часто упускают этот момент из своего внимания или сознательно предпочитают не тратить на него время, ведь основные данные уже приведены в резюме. Иногда такой подход может стоить кандидату потенциальной должности.

Более четверти менеджеров по кадрам по результатам опроса признались, что не стали знакомиться с резюме кандидата из-за неудачного сопроводительного текста, а также многие НR-специалисты взяли за правило вообще не рассматривать резюме, если сопроводительная информация отсутствует.

Соискателю стоит подавать такое сопроводительное письмо, даже если в описании вакансии не содержалось такого требования: такой текст считается в серьезных фирмах самим собой разумеющимся.

Плюсы от сопровождения резюме

Кроме соответствия более высоким бизнес-стандартам, которые соискатель продемонстрирует, снабдив свое резюме сопроводительным письмом, оно поможет достичь еще нескольких важных целей:

  • продемонстрировать свой навык письменной речи: строгая структура резюме не дает возможности блеснуть построением красивых предложений;
  • подчеркнуть мотивацию: это особенно важно для людей, меняющих сферу деятельности либо имеющих сравнительно небольшой опыт в выбранной области;
  • выделить свои стороны, особенно выгодные для данной компании: в резюме эта информация подается общим блоком среди всех ваших умений и навыков;
  • индивидуализировать подход к поиску работы: резюме стандартно, оно в практически неизменном виде может быть отправлено в любую компанию, а текст покажет заинтересованность именно в данной;
  • показать, что вы интересовались компанией, разыскивали информацию о ней, и данные оказались для вас привлекательными.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Каким бы ни было блестящим ваше резюме, компании нужнее замотивированный и лояльный сотрудник, заинтересованный в развитии и продвижении ее на рынке, нежели просто квалифицированный специалист. Это и поможет подчеркнуть сопровождающий резюме текст.

О чем писать возможному работодателю

Неопытные в деле написания подобных документов люди, мечтающие о хорошей должности, не вполне уверены, какие данные должны содержаться в сопроводительном письме. Плоды такого подхода чаще всего содержат:

  • дублирование информации из резюме;
  • льстивые лозунги в честь компании-работодателя;
  • самовосхваление без конкретных доказательств;
  • общие слова, штампы, канцеляризмы.

В идеале сопроводительное письмо должно ответить рекрутеру на три важных вопроса, которые и побудят его ознакомится с резюме или принять решение в пользу грамотного специалиста.

  1. «Кто пишет?» Письмо даст читающему первичное представление о личности нанимаемого, что невозможно из «сухих» данных резюме.
  2. «Зачем я вам?» Необходимо показать компании ее пользу от «приобретения» такого специалиста, как автор резюме.
  3. «Зачем вы мне?» Польза должна быть обоюдной, тогда интересы обеих сторон будут совпадать. На этот вопрос и нужно пролить долю света.

Очевидная структура

Сопроводительное письмо – это деловой документ, следовательно, он подчиняется основным требованиям к бизнес-переписке. Опыт многих лет практики выработал содержание, являющееся оптимальным для этого вида информации.

  1. Приветствие. Безличные документы всегда проигрывают персонализированным. Если неизвестно имя человека, к которому нужно обратиться, используйте обращение к сотрудникам конкретного подразделения. В начале поставьте универсальное «Уважаемый..», в английском варианте «Dear..». Вполне приемлемы приветствия «Добрый день, (имя)», «Здравствуйте, (имя или должность)». Остерегайтесь неформальных обращений.
  2. Основная часть. В ней должны содержаться короткие ответы на три вопроса, приведенные выше. Эффективна будет следующая информация:
    • указать, откуда вам стало известно о вакансии (не обязательно, если вы пишете через портал рекрутинга);
    • упомянуть должность, на которую рассчитывает соискатель;
    • объяснить, почему она привлекательна для вас (новые задачи, самореализация, интересный конечный продукт, и т.п.), не рекомендуется тут акцентировать внимание на ваших амбициях;
    • приведите ваш опыт, не значащийся в резюме, но перспективный для именно этой вакансии;
    • информативные дополнения к резюме: можно объяснить, например, перерыв в стаже, доказать достаточность опыта, нивелировать какой-либо негативный момент в резюме;
  3. Заключительная фраза. Обязательно поблагодарите за уделенное внимание при прочтении вашего послания и выразите готовность встретиться для предметной беседы, собеседования, ответов на детальные вопросы.
  4. Прощание. Ваше письмо читает живой человек, и, завершая его, необходимо корректно попрощаться. Вполне актуально нейтральное: «С уважением…» или английское «Best regards».
  5. Контактные данные. Не лишним будет продублировать их: это единственный пункт, когда уместно полное копирование информации из резюме.

Каждый пункт не должен превышать 1-3 предложений и начинаться с отдельного абзаца.

Главные требования к сопроводительному письму

Наниматель, читающий ваше сопроводительное письмо, отметит как плюс соблюдение его автором таких требований:

  • предельная лаконичность: «растекаться мыслию по древу» в деловой переписке недопустимо, в идеале время чтения письма не должно превысить 10 секунд, а расположение на листе А4 – половины объема;
  • емкость: все сведения в письме должны быть полезны для работодателя, «вода», нагоняющая объем, существенно «снимает баллы» с соискателя;
  • стиль: бизнес-информация требует делового стиля с его выдержанной структурой, простыми конструкциями, не загроможденными придаточными частями, отсутствием фамильярности и излишней эмоциональности (последнее допустимо в компаниях определенной направленности, например, творческих, но их доля на рынке сравнительно не велика);
  • личностный подход: нужно сочетать живой и легкий стиль с требованиями делового, стоит писать, как бы «беседуя» с рекрутером;
  • уникальность: помните, что ваше письмо должно отличаться от многих подобных, так же, как и вы – от множества остальных соискателей, причем ваша уникальность должна быть в рамках требований компании;
  • актуальность: не используйте дополнительную информацию, бесполезную для вашего нанимателя;
  • конкретика: измеримые величины (цифры, сроки, количество проектов, процентное соотношение и т.п.) придают любой информации вес и достоверность;
  • рекомендации: у вас их и так, вероятнее всего, попросят на собеседовании, но если вы предвосхитите просьбу рекрутера, это придаст вашему резюме дополнительный вес.

Распространенные ошибки

Самые общепринятые недостатки, снижающие впечатление или даже вовсе могущие «зарубить» шансы на успешное рассмотрение резюме, можно свести к следующим.

  1. Шаблонность. Стандартные фразы, написанные «как под копирку», сводят на нет информативность сопроводительного письма. Если рекрутер, читая его, подумает, что вы копируете его для подачи на всевозможные вакансии, пишите «пропало» – цель письма не достигнута.
  2. Дублирование резюме. Не стоит пересказывать другими словами одну и ту же информацию несколько раз. Менеджеры по персоналу – занятые люди, ценящие свое время и не терпящие тратящих его на повторы данных. Исключение составляет контактная информация – ее не помешает написать еще раз.
  3. Выход за рамки делового стиля. Креатив, конечно, прекрасен, но не в деловой переписке. Юмор также неуместен, если не соответствует корпоративной культуре компании-нанимателя. Фамильярные и неформальные обращения также могут сослужить автору плохую службу. Избегайте жаргонизмов, а также «неуставных» знаков препинания, смайлов и т.п.
  4. Общие слова. Постарайтесь отказаться от таких удобных, но ничего не значащих выражений по типу «Я – квалифицированный специалист», «ответственный», «легко обучаюсь», «стрессоустойчив» и т.п. Все определения должны доказываться конкретными данными, доказательствами, аргументами, например: не «Я – опытный специалист», а «Я работаю в этой сфере более 5 лет».
  5. Орфографические и пунктуационные ошибки. Неуместны для работника на важных должностях. Грамматическая «грязь» быстро и эффективно отвращает нанимателя.

Формальности отправления сопроводительного письма

Чаще всего сопроводительный текст отправляется одновременно с резюме, поэтому его таки и называют. В таком случае, следует соблюдать некоторые общепринятые формальные моменты:

  • при отправлении в распечатанном виде сопроводительное письмо должно быть на отдельном листе (бланке);
  • при отправлении в электронной форме резюме является прикрепленным файлом, а сопроводительный текст пишется в теле документа (электронного сообщения); в поле «тема сообщения» напишите «Резюме на вакансию…».

Существуют и другие варианты подачи сопроводительного текста:

  • до отправки резюме (таким образом, как бы «проверяется» почта работодателя, подготавливается почва, поддерживается заинтересованность);
  • непосредственно после направления резюме (уточнить отдельные пункты, вновь напомнить о себе, убедить позвать на собеседование);
  • после прохождения собеседования (часто при прочих равных любой шаг может склонить чашу весов в вашу сторону, и таким шагом вполне может оказаться своевременный и корректный отклик на вакансию).

ВЫВОД: правильно написанное сопроводительное письмо – еще не гарантия успешного трудоустройства, но значительно повышает его шансы.

Примеры сопроводительных писем

Краткое письмо

ФАЙЛЫ
Скачать пример краткого сопроводительного письма к резюме .doc

Чаще всего размещается в «теле» электронного документа с прикрепленным резюме.

Уважаемый Анатолий,

прочитав информацию о Вашей вакансии «офис-менеджер», размещенную в газете «Ищу работу», отправляю в прикрепленном файле свое резюме. Признательна за внимание. Готова встретиться для выяснения дополнительных вопросов.

С уважением,
Серебрякова Аделаида Сергеевна.

Тел. (067) 722-16-78

Расширенная форма сопроводительного письма

ФАЙЛЫ
Скачать пример №1 расширенного сопроводительного письма к резюме .docСкачать пример №2 расширенного сопроводительного письма к резюме .docСкачать пример №3 расширенного сопроводительного письма к резюме .doc

Пример 1

Здравствуйте, уважаемая Наталья!

На сайте «Vacansia» я прочел информацию о том, что в компании «Новый Мир», которую Вы представляете, открыта вакансия менеджера по продажам копировальной техники.

Квалификационные требования, приведенные в вакансии, соответствуют моему уровню, так как я имею пятилетний опыт продажи офисного оборудования, в том числе и техники. Имеются налаженные контакты с сетью поставщиков и сервисных центров по обслуживанию и продаже комплектующих для различной оргтехники.

К сожалению, на данный момент компания «Компосервис», где я работаю в настоящее время, ограничивает возможности развития и профессионального роста, тогда как «Новый Мир» планирует расширять перспективы именно в этой сфере.

Более подробная информация о моем образовании и опыте работы содержится в прилагаемом резюме. Благодарю за внимание к моей кандидатуре. С готовностью приму приглашение на собеседование с целью уточнения конкретных деталей. Надеюсь на положительное решение.

С уважением,
Евгений Семенович Лапайский.

По любым вопросам можно связаться со мной по телефону: +7-958-10-13.

Пример 2

Здравствуйте, уважаемый менеджер по персоналу ООО «Сити-Центр»!

Меня зовут Элеонора. При посредничестве вашей сотрудницы бухгалтерии Ильичевой Елены Сергеевны я узнала о том, что в вашей компании открыта вакансия администратора. Я хотела бы принять участие в конкурсе на эту должность.

Изучив квалификационные требования, я полагаю, что могу быть полезна для вашей компании в этой должности. В ваше распоряжение я готова предоставить шестилетний опыт работы специалистом отдела администрации ООО «Приоритет», диплом о высшем образовании преподавателя английского и немецкого языков, а также уверенное владение компьютером на уровне пользователя программ MS Office (Word, Excel, Outlook, Lotus Notes и др.).

Мои профессиональные обязанности включали работу с документацией на русском, английском и немецком языках, общение с клиентами, непосредственное и по телефону, работу с документацией, в том числе и переводы договоров, ведение клиентской базы. Мои успехи отмечены благодарностью руководства, готова предоставить рекомендации.

К сожалению, ООО «Приоритет», где я работаю по настоящее время, находится в стадии ликвидации, в связи с чем я ищу новую работу. Прошу Вас рассмотреть прилагаемое резюме. В случае заинтересованности ожидаю приглашения для личного собеседования.

Благодарна за внимание к моей кандидатуре.

С уважением и надеждой на сотрудничество,
Элеонора Витальевна Сендрикова.

В любое время со мной можно связаться по тел. +7-987-33-78.

Е-mail: ellyasend@ gmail.com.

Пример 3

Руководителю отдела кадров
ООО «Талант»
Чепуренко С.В.

Здравствуйте, уважаемый Сергей Васильевич!

Меня заинтересовало объявление в газете «Трудоустройство» от 18.01.2017 о том, что в Вашей компании требуется специалист в отдел бухгалтерии. Мой опыт в сфере ведения налогового и бухгалтерского учета в сфере торговли детской одеждой позволяет мне думать, что я соответствую требованиям к этой должности.

В течение последних 5 лет я полностью наладила с нуля и вела бухгалтерский учет для двух фирм, в которых действовали различные режимы налогообложения. В мои обязанности также входила подача отчетности и взаимодействие с органами контроля. Нареканий не имела, готова предоставить рекомендации от предыдущих работодателей по первому требованию.

Ищу новую работу в связи с переменой места жительства.

Прошу Вас рассмотреть мою кандидатуру, ознакомившись с прилагаемым резюме. Буду рада приглашению на личное собеседование. Спасибо за внимание к моей кандидатуре.

Связаться со мной можно в любое удобное для вас время по телефону +7-957-89-00.

С уважением,
Антонина Петровна Воскобойникова.

Согласно опросу ResumeLab, в 83% случаев хорошее сопроводительное письмо к резюме помогает получить собеседование, даже если само резюме не очень.

Когда вы пишете сопроводительное письмо, вы делаете это для того, чтобы установить связь с компанией, в которую хотите устроиться. Резюме – это опись ваших навыков и мест работы, а сопроводительное письмо показывает вашу личность.

Анджела Эйлвард

Анджела Эйлвард

эксперт по составлению резюме

Огромную роль в успешности сопроводительного письма играет его длина. Согласно опросу ResumeLab, 82% экспертов по письмам считают, что хорошее письмо должно быть не длиннее страницы. Другие 18% – за письма, которые занимают не больше, чем полстраницы.

Сопроводительное письмо: нужно ли оно для приема на работу

Если кратко, то да, нужно. Мало того, что это банальный этикет, иногда письмо требуется в тексте вакансии:

Вакансии на hh.ru

Для творческих профессий сопроводительное письмо может быть частью конкурса

Вакансии на hh.ru

Такая просьба выступает в роли фильтра: те, кто не прочитает текст вакансии полностью, не напишут письмо, и их резюме могут не рассмотреть

Рассказываем, как составить идеальное сопроводительное письмо к резюме, а в конце статьи даем образец такого письма.

Продвинем ваш бизнес

В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров

Подробнее

Продвинем ваш бизнес

1. Пишите письмо специально для вакансии

Письмо, как и резюме, должно быть создано под вакансию, а не под компанию в целом, в которой вы хотели бы работать.

Проявляйте энтузиазм насчет должности, а не насчет компании. Многие желающие попасть в Buzzfeed писали о том, как им нравится компания, и практически ничего не говорили о должности.

Дэн Гейгер

Дэн Гейгер

бывший старший менеджер по персоналу в Buzzfeed

Когда вы пишете не о должности, а о компании, вы заставляете рекрутера или HR-менеджера разбираться и «подгонять» ваше резюме под вакансию. Если вы сделаете это сами, вы сможете «продать» свои услуги лучше.

Каким должно быть резюме в 2022 году – говорят рекрутеры лучших компаний

Каким должно быть резюме в 2022 году – говорят рекрутеры лучших компаний

2. Здоровайтесь правильно

Если есть такая возможность, лучше всего здороваться лично с тем, кто будет читать ваше письмо. Это лучше, чем просто «Добрый день!» Чтобы узнать, кому писать, можно проверить сайт и соцсети компании. Там может быть информация об HR-директоре.

Идеально, когда письмо адресовано тому, кто его будет читать. Если об этом нет информации, можно написать: «Уважаемый HR-менеджер компании […]».

Мервин Робертс-Хантли

Мервин Робертс-Хантли

карьерный коуч

И постарайтесь не переходить на неформальный язык. «Привет» будет звучать не очень профессионально, но и «Уважаемый господин/госпожа» лучше тоже не писать.

Постарайтесь избегать чересчур формального языка и длинных, сложных предложений. Сделайте письмо профессиональным, но в то же время дружелюбным. Стоит посмотреть сайт и соцсети компании, чтобы узнать, как они общаются, и постараться писать в этом же стиле.

Хари Колам

Хари Колам

CEO платформы для поиска талантов Findem

3. Не благодарите слишком много

Консультант по контенту и брендингу Сара МакКорд, когда работала рекрутером в The Muse (онлайн-платформа для карьерного роста), просматривала множество резюме и писем. И она заметила, что тон сопроводительных писем оказывался важным и даже решающим при принятии решения.

Не благодарите того, кто рассматривает вашу кандидатуру, слишком сильно – вы можете показаться человеком, который отчаялся получить работу. Изучать резюме и принимать решения – это работа HR-специалиста или рекрутера, а не услуга вам.

Сара МакКорд

Сара МакКорд

консультант по контенту и брендингу

В письме лучше рассказать об опыте и достижениях, а излишние благодарности и изъявления чувств оставьте при себе.

4. Привлеките внимание того, кто будет читать письмо

Не пишите «Я пишу вам, потому что меня заинтересовала вакансия». Сам факт того, что вы пишете, уже означает, что вакансия вас заинтересовала.

Интереснее всего будет звучать забавное или необычное вступление с каким-то полезным фактом о вас, например:

В моем резюме вы не найдете строчку «Комьюнити-менеджер». Но я три года нанимал(-а) людей онлайн и офлайн, параллельно ведя блог компании и проводя рабочие встречи.

Когда HR-специалисты видят очередное «Я пишу, потому что меня заинтересовала вакансия…», они вздыхают и иногда переходят к следующему письму. Лучше попробовать что-то в стиле:

  • «Я хотел(-а) работать в образовании с тех пор как моя школьная учительница в третьем классе привила мне любовь к чтению»;
  • «Мой подход к управлению прост: я стремлюсь быть лидером, с которым сам хотел бы работать»;
  • «За три года работы в [предыдущей компании], я повысил среднеквартальные показатели на [процент]».

Подобные вступления хороши по двум причинам: они заставляют читать сопроводительное письмо дальше и делают вашу кандидатуру запоминающейся.

Крюк, мост, гадкий утенок, монстры – как правильно использовать сторителлинг

Крюк, мост, гадкий утенок, монстры – как правильно использовать сторителлинг

5. Найдите общее у себя и компании

Узнайте о компании как можно больше и найдите что-то интересующее и ее, и вас. Также можете упомянуть, кто рассказал вам о компании и вакансии.

Если с самого начала письма понятно, что общего у вас и компании, – считайте, вы наладили связь с HR-менеджером. Чтобы узнать о компании больше, воспользуйтесь поиском, HR-разделом на сайте компании, изучите, что пишут о ней новостные агентства и деловые издания.

Анджела Эйлвард

Анджела Эйлвард

эксперт по составлению резюме

6. Не бойтесь шутить

Если вы перечисляете свои навыки списком, то помните, что его может быть сложно читать. Таких сопроводительных писем очень много, и все они сливаются в сознании HR в одно.

Ваша задача – не показать, что вы подходите для вакансии. Ваша задача – показать, что вы подходите лучше остальных. Вам стоит объяснить, что отличает вас от других кандидатов и почему вас стоит позвать на собеседование. Так что лучше «разбавить» повествование о ваших навыках интересными строчками о вашей личности и, возможно, даже шутками:

Я на важном созвоне, и тут перестает работать видеосвязь. Я не такой человек, который будет писать в поддержку и ждать помощи сложа руки – я залезу (грациозно!) под стол и проверю, что все нужные устройства подключены.

Это фрагмент из настоящего сопроводительного письма. Вот чем он примечателен: во-первых, его автор не боится показаться забавным и может разрядить обстановку. Во-вторых, этот фрагмент показывает soft-skills автора: он/она обладает стрессоустойчивостью и не боится нестандартных ситуаций.

7. Пишите с энтузиазмом

После вступления и любезностей переходите к сути и расскажите, почему вы подходите на должность, указанную в вакансии.

Используйте активные слова, глаголы, чтобы показать, как на прошлом месте работы вы принесли пользу компании.

Вместо «Я составлял(-а) финансовые отчеты напишите «Я единолично занимался(-лась) финансовыми отчетами моей команды и презентовал(-а) их высшему руководству». Покажите, что вам нравилось то, чем вы занимались. Привнесите в письмо что-то новое, свежее и не повторяйте в нем свое резюме.

Рейчел Монтанес

Рейчел Монтанес

карьерный коуч

Это та часть письма, которая очень важна. В ней нужно рассказать о самых важных результатах своей работы на предыдущих местах. Расскажите о том, чем гордитесь, чтобы «продать» себя HR-специалисту.

Меррин Робертс-Хантли

Меррин Робертс-Хантли

карьерный коуч

8. Покажите свою ценность

Многие кандидаты, особенно те, кто еще на старте карьеры, сосредотачиваются на том, что они получат, если им предложат работу, а не на том, что получит компания. Это не совсем то, чего ждут наниматели.

Нужно показать, как вы будете полезны компании, и лучший способ это сделать – выявить, какие у компании задачи и проблемы, и объяснить, как вы будете их решать. Почитайте новости, найдите тех, кто работает в компании, чтобы узнать о ней больше.

Конечно, когда вы еще не работаете в компании, сложно определить ее ценности, задачи и проблемы. Если у вас нет возможности добыть инсайдерскую информацию о компании, расскажите о своих предыдущих успехах. Например, расскажите, как превзошли ожидания на одном из проектов, и как планируете это делать в новой компании. Воспринимайте сопроводительное письмо как «письмо возможности».

Донна Свей

Донна Свей

рекрутер и эксперт по составлению резюме

9. Завершайте письмо с умом

Правильное приветствие заставляет читать письмо, а правильное завершение – «закрывает» письмо на правильной ноте.

Здесь можно еще раз выразить интерес к вакансии и компании. Напишите что-то вроде «Надеюсь, мне удастся принести пользу вашему бизнесу и команде».

Меррин Робертс-Хантли

Меррин Робертс-Хантли

карьерный коуч

10. Будьте кратки

Многие компании сейчас используют системы управления кандидатами, чтобы автоматизировать работу HR-отдела. В нее попадают кандидаты вместе с их резюме и сопроводительными письмами, и большинство таких систем вмещают 250 символов сопроводительного письма.

ATS, системы для отслеживания кандидатов

Система управления кандидатами – это CRM-система, в которую попадают те, кто откликнулся на вакансию

Что касается структуры, то можно придерживаться такой:

  • привлекательный лид-абзац;
  • три-четыре коротких абзаца о ваших сильных сторонах и чем вы подходите компании;
  • заключение, в котором снова читается ваш интерес к вакансии.

Рейчел Монтанес

Рейчел Монтанес

карьерный коуч

11. Проверьте письмо на ошибки

Когда письмо написано, его нужно вычитать. Эксперты говорят, что из-за ошибок и опечаток кандидатам иногда отказывают – ошибки указывают на некоторую беспечность.

Вот несколько способов, как вычитать текст:

  • воспользоваться программой, которая проверяет текст на ошибки и опечатки;
  • найти профессионального корректора или просто отдать письмо другу/знакомому, у которого все хорошо с грамотностью;
  • воспользоваться писательским лайфхаком: прочитать текст от конца до начала. Так он будет выглядеть по-новому, что позволит проще замечать ошибки.

Карьерные эксперты и HR-специалисты делают на этом акцент потому, что, как ни странно, многие игнорируют этот пункт и отправляют письмо сразу после написания.

Обзор для копирайтеров: 17 сервисов, которые облегчат работу с текстом

Обзор для копирайтеров: 17 сервисов, которые облегчат работу с текстом

12. Откажитесь от клише и штампов

Пока проверяете письмо, также просмотрите его на наличие штампов, клише и сложных оборотов. Оно должно быть креативным и оригинальным по смыслу, но не чрезмерно креативным по стилю.

Еще важно избегать клише в примерах и ситуациях, о которых вы говорите в письме.

Все говорят, что они стрессоустойчивы, коммуникабельны и креативны. Это уже немного надоело. Вместо этого можно сказать: «Я решил(-а) эту конкретную проблему, когда работал(-а) в этой компании, и повысил такой-то показатель на 90%». Примеры и статистика лучше, чем клише.

Анджела Эйлвард

Анджела Эйлвард

эксперт по составлению резюме

Бонус: шаблон сопроводительного письма

Мы сделали для вас шаблон, который поможет написать отличное сопроводительное письмо к резюме. Перейдите по ссылке, нажмите «Файл» –> «Создать копию» и приступайте к заполнению.

Сопроводительное письмо, пример

Так может выглядеть и ваше письмо

Адаптация статьи The Ultimate Cover Letter Checklist из блога Fast Company.

Самоучитель по написанию сопроводительного письма к резюме

На форуме сайта bosshunt.ru я часто получаю вопросы касаемо темы написания сопроводительного письма. Например: «Когда я рассылаю свое резюме по кадровым агентствам или в компании напрямую, обязательно ли писать сопроводительное письмо? Если да, то что именно нужно в нем писать?» Мой ответ однозначно: «Да! Сопроводительное письмо к резюме нужно писать обязательно! На каждый отклик составляйте новое сопроводительное письмо».

Кроме того, на сайтах по поиску вакансий сейчас все чаще можно встретить требование, которое указывают сами работодатели: «Не сочтите за излишнюю требовательность, но для нас важно знать, чем вас заинтересовала эта позиция и почему вы полагаете, что справитесь с обозначенными задачами. Пожалуйста, раскройте это в сопроводительном письме. Резюме с пустыми и шаблонными сопроводительными письмами рассматриваются в последнюю очередь».

Вы ненавидите писать сопроводительные письма? Вы не одни! Большинство соискателей не могут написать их хорошо. Я взяла на себя смелость помочь вам избежать самых типичных ошибок, которые допускают кандидаты и научить вас составлять свои уникальные сопроводительные письма. Поэтому я решила создать серию статей из 3-х частей — «Самоучитель по написанию сопроводительного письма к резюме». 

Для студентов, выпускников и специалистов с небольшим опытом работы также будут полезны примеры из статьи: «Мотивационное письмо VS Сопроводительное письмо».

Часть 1.

Содержание:

  1. Что такое сопроводительное письмо?
  2. Примеры шаблонных сопроводительных писем. Быть или не быть?
  3. Не пишите так!
  4. Работа над ошибками
  5. От плохого к хорошему
  6. От абстракции к реализму

1. Что такое сопроводительное письмо?

Сопроводительное письмо (Cover letter, сокр. CL (англ.) – анонс профессиональных компетенций кандидата, основной целью которого является убедить рекрутера открыть и прочитать резюме. Оно выполняет три функции: информативную, убеждающую и воздействующую. Наличие сопроводительного письма к резюме также подтверждает мотивацию и серьезные намерения кандидата.
«Служба исследований HeadHunter выяснила, какие сопроводительные письма получают работодатели и каких на самом деле ждут. По данным с сайта hh.ru 36% HR-менеджеров признались, что отказывались от кандидатов из-за некорректных сопроводительных писем. Самую большую роль сопроводительные письма играют для топовых позиций: 17% работодателей не готовы смотреть резюме кандидатов на позиции топ-менеджеров без сопроводительного письма».

2. Примеры шаблонных сопроводительных писем. Быть или не быть?

Пример шаблонного письма № 1.
Должность: Начальник IT-отдела
Здравствуйте! Отправляю Вам свое резюме, готов дополнительно встретиться и ответить на все интересующие Вас вопросы. Имею большой опыт в должности руководящего работника IT-подразделений. Опыт руководящего работника дали мне необходимые квалификацию и знания, которые я смогу применить для пользы Вашей компании. Буду благодарен, если Вы не оставите мое резюме без внимания.
С уважением,

Пример шаблонного письма № 2.
Должность: Руководитель отдела продаж
Добрый день,
пишу Вам относительно вакансии «Руководитель отдела продаж».
Описанные обязанности и цели данной позиции представляются мне чрезвычайно интересными. Меня всегда привлекали сложные и амбициозные проекты.
Мой профессиональный опыт включает в себя: управление командами продаж, ведение переговоров с ключевыми клиентами.
В случае взаимного интереса предлагаю созвониться в любое удобное для Вас время.
С уважением,

Представленные примеры – это безликие «зловредные» письма, в котором информация представлена абстрактна. Они содержат шаблонные фразы и слова-паразиты, от которых поистине отбою нет. Нет ничего хуже, чем рассылать одно и то же письмо в разные компании в надежде, что это не заметят. Заметят и отметят. Такие письма не работают, так как они не позволяют понять потенциальному работодателю, почему именно вы подходите для их компании и почему они подходят для вас. Скажите «Не быть» серому, однообразному и казенному сопроводительному письму, которое вызывает раздражение у его читателей и увеличивает вероятность того, что ваше резюме не прочитают. 38% HR-менеджеров получают шаблонные сопроводительные письма и это служит причиной отказа от дальнейшего знакомства с резюме.

3. Не пишите так!

Время от времени я получаю от соискателей сопроводительные письма с просьбой оценить их. И в своих обращениях мне задают такой вопрос: «Так подойдет или нужно что-то заменить?» В 99% из 100% мой ответ следующий: «Нет, не подойдет. Заменить нужно все! Не пишите так!»
Для того, чтобы научить вас писать правильно, давайте разберем основные ошибки, которые допускают соискатели на конкретных примерах. Так как цена ошибки при поиске работы велика, то, лучше учиться не на своих ошибках, а на чужих.

Плохие примеры

Встретили меня по одежке, проводили тоже плохо…

М. Жванецкий

В каждом примере красным шрифтом выделены ошиби, а в скобках — зеленым шрифтом даны комментарии. Орфографические ошибки я исправила заранее и расставила знаки препинания там, где они должны быть. В противном случае, количество слов, выделенных красным шрифтом было бы в несколько раз больше. В приведенных примерах фокус необходимо делать на анализе содержания, чтобы усвоить главный урок – «Почему так писать нельзя?»

Пример № 1. Должность: Директор по продажам, 42 года
Добрый день! (кому?)
Направляю Вам на рассмотрение свое резюме (на какую позицию?). Уверен, что мог бы быть полезен (субъективное мнение) крупной торговой компании в продажах промышленных и сложных продуктов (в какой компании?). Мои опыт, знания и навыки (какие?) лежат (шаблон) в области продаж и работы с клиентами. На последнем месте работы (какой?) в должности регионального директора отвечал за деятельность и результаты отдела продаж. Рассматриваю вакансии в динамичной современной компании на российском рынке (шаблон) — руководителя отдела продаж, директора по продажам, директора по развитию продаж (повторение слов: «продажи» — 5 раз, «директор» — 3 раза).
С уважением,

Пример № 2. Должность: неизвестно*, 40 лет
Доброго дня (недопустимое приветствие).
Прошу рассмотреть мою кандидатуру (шаблон) на данную позицию (на какую?). Полагаю, что могу быть полезна Вашей компании (шаблон).
Основная цель моей работы: организация слаженного, максимально эффективного коллектива, где каждый сотрудник на своем месте, готовый к свершениям и развитию (шаблон — подходит к любой работе на позиции руководителя). Где цели компании созвучны с целями каждого сотрудника (нарушена структура).
Люблю (эмоциональный оборот) ставить перед собой амбициозные задачи.
Безмерно люблю (эмоциональный оборот) выбранную область работы (какую?), в которой всегда можно и нужно учиться (субъективное мнение).
С уверенностью могу сказать (субъективное мнение), что это также и творческая работа (какая?), так как именно гибкость ума и творческий (повтор слова) подход может помочь в достижении самых сложных задач (шаблон).
С уважением,

* О названии должности и сфере работы отправителя можно только догадываться. Вы полагаете, что у специалистов по подбору персонала есть на это время? Или им нравится время от времени разгадывать ребусы?

Пример № 3. Должность: Главный бухгалтер, 46 лет
Здравствуйте! (кто?)
Меня на сайте hh.ru заинтересовала должность главного бухгалтера. Надеюсь, Вам подойдут мои знания и мой опыт работы (шаблон). У меня имеется высшее образование и стаж более 20-ти лет работы в бухгалтерии. Опыта работы в сфере производства у меня не имеется*, но я быстро обучаюсь и с легкостью овладеваю новыми навыками.
В настоящее время работаю главным бухгалтером в компании, являющейся арендатором. В связи с тем, что компания, являющаяся собственником, находится на стадии ликвидации, я ищу работу главного бухгалтера (заместителя главного бухгалтера) (повтор слов – «главный бухгалтер» – 4 раза, работа – 6 раз, являющаяся, имеется).
Я считаю (субъективное мнение), что смогу успешно справиться с обязанностями, описанными в вакансии (шаблон). В связи с этим хочу предложить свою кандидатуру для рассмотрения (шаблон). Я стремительная, образованная и ответственная. Буду рада с Вами поработать, также готова обучатся.
С нетерпением жду Вашего ответа (такое завершение вполне подойдет молодым специалистам, но, согласитесь, это довольно странно звучит от лица главного бухгалтера в возрасте 46 лет).

* Если есть работодатели, которые ищут главного бухгалтера без опыта работы в их направлении и с радостью будут его «стремительно» обучать, то возможно это письмо не так уж и критично. Однако я в этом очень сильно сомневаюсь.

Да, я весьма нелестно отнеслась к разбору этих примеров. Владеть навыком делового письма обязан любой человек с высшим образованием, независимо от того, какую должность он занимает и в какой сфере деятельности работает.

4. Работа над ошибками

На своих ошибках учатся, на чужих – делают карьеру.

М. Жванецкий

Список основных ошибок

  1. Несоблюдение правил деловой переписки: отсутствие приветствия, панибратсво и т. д.)
    Примеры плохих обращений:
    • Приветствую Вас!
    • Уважаемый HR!
    • Доброго дня!
    • Здравствуйте!
  2. Информация представлена абстрактна (отсутствуют названия позиции, сферы деятельности, навыки и т. д.). Нет ответа на вопрос: Почему именно этот кандидат должен быть интересен этой компании?
  3. На 90 % состоят из воды. Знаменитое высказывание Марка Твена гласит: «Я написал бы короче, но у меня не было времени». У авторов этих посланий явно не хватило времени на сочинение своего произведения. Существует обратная пропорциональность времени и качеству: чем больше времени вы потратите, тем качественнее получится сопроводительное письмо.
  4. Содержат канцелярит – шаблонные фразы. Берегитесь канцелярита! Чаще всего я получаю бесформенные и расплывчатые сопроводительные письма, которые содержат пустые, бессодержательные, мертвые слова. Слова-штампы ничего не сообщают. И уж, конечно, ни один HR-менеджер не захочет продолжать чтение таких шаблонных писем. Пусть каждое слово в письме будет на своем месте! А в девяти случаях из десяти – в письмах, которые мне приходится читать — это совершенно не так.
  5. Повтор одних и тех же слов. Как вам такой пример описания вакансии: «Ищем человека на работу, с опытом работы на работе»? Вот примерно так воспринимается текст большинства сопроводительных писем.
  6. Использование большого количества местоимений: я, мне, мною, мой, моему, меня и т. д.
  7. Эмоциональные обороты: «люблю», «безмерно люблю», «мне нравится» , «с удовольствием развиваюсь» и т. д.
  8. Высказывание своих мыслей: «считаю», «полагаю», «уверен», «кажется», «с уверенностью могу сказать», «думаю» и т. д. Это необоснованные субъективные утверждения и личные мнения скорее раздражают, чем впечатляют, поэтому необходимо приводить примеры и доказательства.
  9. Вред себе: раскрытие информации, которая представляет соискателя в невыгодном свете, признание своих слабых сторон или отсутствия опыта. Пример: «я многие вещи считаю необходимым делать своими руками». Для должности генерального директора «работа руками» — не показатель результативности, а скорее наоборот – демонстрирует отсутствие таких управленческих навыков, как обучение и развитие персонала, делегирование задач и др.
  10. Самовосхваление: «профессионал», «лучший результат», «обладаю ярко выраженными лидерскими качествами», «я активно и результативно работаю» и др.
  11. Отсутствие структуры: нет деления на абзацы/большое количество абзацев, набор одиночных предложений без логической последовательности.
  12. Грамматические ошибки. По данным портала hh – 56% сопроводительных писем содержат грамматические ошибки, и 91% HR считает такой вид ошибок недопустимыми.

5. От плохого к хорошему

План для написания сопроводительного письма

1. Кому? Любое письмо начинается с персонального приветствия. Очень важно в сопроводительном письме указывать имя адресата, к которому вы обращаетесь.
Примеры обращений, если не известно И. О. адресата:
• Уважаемый HR-менеджер компании «Х»!
• Уважаемый отдел персонала компании «Х»!
• Уважаемый сотрудник отдела подбора персонала компании «Х»!
• Уважаемый менеджер по подбору персонала компании «Х»!
• Уважаемые сотрудники отдела подбора персонала компании «Х»!
• Уважаемые дамы и господа!

2. Что? В первом абзаце укажите, на какую должность вы претендуете, а также объясните, где и от кого вы узнали об этой вакансии.

3. Почему? Подготовьте 3 ответа:

  1. Почему эта индустрия/сфера? Почему вам интересная эта сфера деятельности/специализация/направление?
  2.  Почему эта компания? Почему вы хотите получить эту работу именно в этой компании? Проведите исследование компании, чтобы получить более полное представление об организации. Зайдите на сайт компании, просмотрите статьи в прессе и найдите интересные факты.
  3. Почему вы? Выпишите все причины, по которым вы подходите для этой работы. Сосредоточьтесь на том, что вы можете им предложить. Убедите их, что вы тот, кто сможет им помочь.

К ответам на каждый из трех вопросов «почему» стоит подходить в разрезе каждой конкретной компании/вакансии. Только в таком случае ваше сопроводительное письмо не получится штампованным.

6. От абстракции к реализму

С вакансией все намного проще. Работодатель вам сразу объявляет напрямую, какого кандидата ищут. Ваша задача – вставить в сопроводительное письмо самую важную информацию для них и привязать к требованиям вакансии. Основная цель сопроводительного письма под отклик на вакансию – объяснить специалисту по подбору персонала, почему ваша кандидатура соответствует позиции, на которую вы отправляете свое резюме. Поэтому крайне важно адаптировать сопроводительное письмо под вакансию, на которую откликаетесь. 

Но, сразу хочу вас предупредить. Есть единственный принцип результативного отклика на вакансию: нужно соответствовать требованиям. Если вы претендуете на определенную вакансию, то для начала убедитесь, что вы подходите на эту позицию и проведите параллель между требованиями и своими навыками.

  • Например, если вы — менеджер по продажам, а хотите откликнуться на коммерческого директора. Это, конечно, круто, но крайне сомнительно, что ваше резюме пройдет первичный отбор.
  • Если в вакансии написано: «опыт работы в медицинском учреждении на аналогичной должности от 5-ти лет – обязательно», а у вас такой опыт отсутствует, и вы все равно хотите откликнуться. Это похвально, но вряд ли принесет результат.
  • Если в вакансии написано «обязательное требование — опыт работы в НРД Банк-Клиент», а вы впервые прочитали это слово. Попытайтесь поймать удачу за хвост, но не надейтесь ее удержать.

Это не значит, что вам не нужно откликаться на такие вакансии, пожалуйста, отправляйте свое резюме, но не ждите, что вас пригласят на собеседование, если вы не соответствуете требованиям.

В следующей статье вас ждет рассказ о том, как Иван Иванович, Марья Филипповна и Федор, упорно и настойчиво откликаются да откликаются, да получают от всех только отказы. Во второй части я раскрою истинные причины их неудач, расскажу как правильно анализировать публикуемые вакансии, на что обращать внимание, чтобы не тратить время и усилия на неэффективные отклики. И самое главное: вы научитесь сами составлять сопроводительные письма под конкретные вакансии. 

Полезные материалы по данной теме:





Следующие две вкладки изменить содержание ниже.

  • Об авторе
  • Последние записи

Карьерный коуч по поиску работы, эксперт по резюме, тренер по собеседованию, основатель и автор публикаций на bosshunt.ru.

Как составить сопроводительное письмо

Советы

Зачем нужны сопроводительные письма и как их правильно составлять

Согласно исследованию HeadHunter, 17% работодателей не рассматривают резюме на позиции топ-менеджеров, если нет сопроводительного письма, а 36% отбраковывают резюме, если письмо составлено неправильно. 

В статье на конкретных примерах покажу, как сделать оформление сопроводительного письма, чтобы получить приглашение на собеседование.

Зачем нужны сопроводительные письма

Сопроводительное письмо — это сообщение, которое можно прикрепить к резюме, чтобы подробнее рассказать о себе и объяснить свою пользу для компании. Это не гарантия, что ваше резюме откроют и прочитают, но хорошее сопроводительное письмо может заставить работодателя обратить на вас внимание.

Сопроводительное письмо — это не обязательный элемент отклика, но если его написать, можно выделиться на фоне других кандидатов с похожими резюме. Сопроводительное письмо показывает работодателю заинтересованность в вакансии и позволяет рассказать о себе больше, чем написано в резюме.

Сопроводительное письмо также пригодится, если информацию из резюме нужно пояснить. Например, вы решили сменить профессию или возвращаетесь к работе после долгого перерыва. Тогда в письме нужно объяснить, почему вы решились на перемены или с чем связан долгосрочный отпуск.

pic

В вакансиях часто указывают, что к отклику нужно добавить сопроводительное письмо

Как составить сопроводительное письмо

Сопроводительное письмо состоит из пяти частей, и для начала лучше следовать этому шаблону.

Приветствие. Как и в обычном письме, в сопроводительном нужно поприветствовать собеседника. После этого представьтесь и напишите, на какую вакансию откликаетесь. Укажите название компании и должность так, как они написаны в вакансии. Это покажет то, что вы пишете адресно, а не массово рассылаете письма всем подряд. Если вас что-то связывает с компанией, например, вы сами являетесь ее клиентом или читали книгу основателя, это можно упомянуть.

Плохо Хорошо
Хочу у вас работать. Пишу по поводу вакансии иллюстратора, я нашла ее в Telegram-канале Х.
Ищу работу, поэтому решил вам написать. Я сам являюсь подписчиком вашего приложения, очень нравятся ваши курсы по истории искусства. Буду рад, если смогу помочь в их продвижении.

Краткий рассказ о себе. Здесь не нужно описывать свою полную биографию и свои достижения. Достаточно рассказать о том, о чем работодатель напрямую спрашивает в вакансии. Например, уточнить образование или место жительства.

Плохо Хорошо
Я родился в подмосковном городе Долгопрудный, жил там до пяти лет. Потом мы с родителями часто переезжали, т.к. мой папа был военным. В итоге я оказался в Санкт-Петербурге, где и живу сейчас. Я живу в Санкт-Петербурге, но готов работать удаленно и пару раз в месяц приезжать в московский офис.
В университете я занималась плаванием, изучала китайский язык, ходила на уроки танцев. В университете я изучала китайский язык, которым сейчас владею свободно. Смогу помочь в локализации приложения для китайской аудитории.

Рассказ о своем опыте. Этот рассказ также строим исходя из того, что ищет работодатель. Здесь нужно уточнить, что вы умеете, какие задачи раньше решали, что возьмете на себя в проекте. Писать нужно конкретно, без абстракций, чтобы работодатель сразу понял, какую пользу получит от сотрудничества с вами.

Плохо Хорошо
Я очень хороший специалист с большим опытом работы. Чаще всего сотрудничаю с крупными компаниями и стартапами. Средний CTR моих рекламных кампаний — 25%. Таких результатов я добивался, когда работал с банками.
Я люблю общаться с людьми и умею найти подход к любому человеку. Я помогаю IT-компаниям организовывать конференции. Нахожу спикеров, помогаю им подготовиться к выступлению, приглашаю на мероприятия СМИ, работаю с подрядчиками. Делаю так, чтобы конференция всем понравилась.

Примеры, поясняющие опыт. Здесь нужно грамотно подобрать пару конкретных кейсов, релевантных для вакансии. Например, для потенциального работодателя важно, чтобы соискатель умел запускать email-рассылки. В сопроводительном письме нужно рассказать, какие именно рассылки вы запускали, что конкретно делали, каких результатов добивались, какие проблемы вам приходилось решать.

В идеале нужно приложить ссылки на работы, которые иллюстрируют ваш опыт. Но нужно не просто скинуть сто разных ссылок, а выбрать 2-3 максимально релевантных и каждую кратко пояснить — куда здесь смотреть.

Плохо Хорошо
Я уже 10 лет работаю с рассылками, подписчикам и начальству очень нравится. Я верстаю рассылки в блочном редакторе или с нуля в HTML. Также я анализирую эффективность рассылок и постоянно их дорабатываю. Например, за полгода я улучшил открываемость писем для компании Х на 20%, а конверсию в клик — на 10%.
Я внимателен к деталям. Я вовремя заметил и исправил ошибку в макетах. Благодаря этому компания сэкономила 100 000 рублей на услугах типографии.
Я написала более тысячи статей, вот мое портфолио со всеми работами. Вот три мои лучшие статьи на тему финансов. Чтобы их написать, я придумала и согласовала с главредом темы, нашла экспертов, взяла у них интервью. В итоге статьи вошли в топ-10 самых популярных материалов за год.

Контакты и призыв к действию. В конце письма нужно выразить конкретное желание — что именно вы ждете от работодателя? Как продолжить с вами общение? Такое заключение особенно актуально, если вы откликаетесь на вакансию не на агрегаторах вроде hh.ru, а в соцсетях или мессенджерах.

Плохо Хорошо
Спасибо за уделенное внимание! Я готов выполнить тестовое задание, чтобы мы могли посмотреть, как нам вместе работается.
Жду вашего ответа. Я на связи с 9 до 18 часов в Telegram по номеру …

Что писать, если нет опыта

Если соискатель не соответствует требованиям работодателя, об этом нужно честно сказать — обман в любом случае вскроется. Чтобы сохранить шансы на ответ, можно указать, что вы планируете делать с этим несоответствием. Это покажет рекрутеру ваше ответственное отношение и серьезный настрой.

В вакансии В сопроводительном письме
Свободный английский. Пока мой английский на уровне Upper-Intermediate. Этого достаточно, чтобы общаться с иностранными коллегами и партнерами на созвонах. Сейчас я прохожу курсы делового английского и через 3 месяца планирую выйти на уровень Advanced.
Опыт настройки таргетированной рекламы ВКонтакте. Раньше я настраивал рекламу только в Facebook*. Рекламный кабинет этой соцсети устроен намного сложнее, поэтому я быстро разберусь с возможностями ВКонтакте.

Даже если это первая работа по специальности, какой-то опыт у человека наверняка есть. Можно подчеркнуть, что в университете он издавал газету о жизни факультета — это можно упомянуть при отклике на вакансии журналиста, копирайтера, редактора. Или девушка вяжет шарфы и продает их через соцсети — это покажет навыки в рекламе, SMM, онлайн-продажах.

Часто рекрутеры больше ценят заинтересованность кандидата в работе в конкретной компании или на определенной позиции, а также желание учиться и расти. Опыт в таких ситуациях отходит на второй план.

Каких ошибок стоит избегать

Не отправлять одно письмо в ответ на все вакансии. Если вы откликаетесь сразу на несколько вакансий, отклики нужно подстраивать под каждую из них. Представьте, что три компании ищут маркетолога. При этом требования у каждой компании могут быть разными. Одним нужен человек, который настроит контекстную рекламу для онлайн-магазина. Другим — тот, кто составит стратегию продвижения юридической компании и будет следить, как она реализуется. Третьи ищут человека, который будет развивать блог и через него приводить клиентов.

Каждая вакансия — это свои обязанности и свои навыки. Если отправить общее письмо трем работодателям, никто не поймет, как конкретно вы решите их задачу.

Не делать письмо слишком длинным. Каждое письмо — это время рекрутера. Представьте, что вы ищете сотрудника и вам прислали отклики 500 человек. Сколько времени вы сможете уделить каждому? Вряд ли больше минуты. Как правило, работодатели сканируют сопроводительные письма, выхватывая из текста ключевые слова. А если их взгляд за что-то цепляется, они могут прочитать письмо целиком.

Чтобы облегчить задачу рекрутера, умещайте сопроводительное письмо в 3-5 абзацев. Пишите самое главное и хорошо структурируйте текст. Например, можете сделать небольшие подзаголовки и выделить их жирным начертанием.

Не повторять резюме. Сопроводительное письмо не должно дублировать информацию из резюме — оно должно его дополнять. Подумайте, какие вопросы могут возникнуть у рекрутера, и в письме отвечайте на них.

Если в резюме вы пишете, что пять лет работали менеджером в отделе продаж, в письме нужно рассказать подробности. Например, что вы дважды становились лучшим сотрудником и перевыполняли план на 150%. Или что вы помогли разработать скрипты, с помощью которых остальные продавцы тоже улучшили свои показатели. А если в резюме указано, что за последний год вы трижды меняли работу, стоит пояснить, почему.

Не рассказывать о личной жизни и нерелевантном опыте. Работодателю необязательно знать, сколько у вас детей, какую музыку вы любите и как вы провели прошлые выходные. Информация о детях может быть полезна только в том случае, если вы откликаетесь на вакансию нянечки. А информация про музыку — если вы планируете стать диджеем или автором музыкального блога.

Также не нужно писать вообще про весь опыт, который у вас есть. Если вы десять лет назад работали официантом, а теперь устраиваетесь на позицию разработчика, о работе в ресторане стоит промолчать.

Ничего не доказывать. Часто соискатели в сопроводительных письмах пытаются себя «продать». И начинается:

  • Работал со Сбером / Яндексом/ Илоном Маском / Папой Римским.
  • Вы просто обязаны меня взять, лучшего сотрудника вам не найти.
  • У меня опыт 20 лет — в пять раз больше, чем существует ваша компания.

Не забывайте, что рекрутер — это человек с конкретной проблемой. Ему все равно, как вы настраивали рекламу для других. Ему важно, как вы ему все настроите. Чтобы получить приглашение на собеседование, достаточно просто быть адекватным: показать, какие задачи компании вы решите и как именно это сделаете.

ЭКСКЛЮЗИВЫ ⚡️
Читайте только в блоге Unisender

Поделиться

СВЕЖИЕ СТАТЬИ

Другие материалы из этой рубрики

документ

документ

Не пропускайте новые статьи

Подписывайтесь на соцсети

Делимся новостями и свежими статьями, рассказываем о новинках сервиса

«Честно» — авторская рассылка от редакции Unisender

Искренние письма о работе и жизни. Свежие статьи из блога. Эксклюзивные кейсы и интервью с экспертами диджитала.

unisender

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как грамотно написать причину увольнения
  • Как грамотно написать приглашение на день рождения
  • Как грамотно написать претензию на работодателя
  • Как грамотно написать пояснительную записку на работе образец
  • Как грамотно написать письмо руководителю