Как грамотно написать работодателю отказ от вакансии

Как отказать работодателю после собеседования

От того как отказать работодателю после собеседования, зависит не только общее впечатление о вас как о человеке и специалисте, которое останется надолго в памяти сотрудников фирмы. Результатом станут еще и возможности, которыми не стоит пренебрегать в случае нового поиска работы.

Стоит ли сообщать, что не готовы работать в компании

Каждый, кто ищет работу, иногда принимает решение не приходить на назначенные рекрутерами встречи, например, почитав о компании негативные отзывы, ожидая другое место или по иным причинам. Стоит ли сообщать об этом или достаточно просто не явиться?

Или другая ситуация: встреча с работодателем прошла успешно, но что-то вас не устроило, или вы получили более выгодное предложение. Что делать в этом случае?

Некоторые соискатели считают, что задумываться о правильном отказе не имеет смысла. Рекрутеры часто не находят времени сообщить соискателю, что он не подходит. Так зачем же это делать кандидату? Но такая точка зрения не соответствует нормам деловой этики.

Сообщить о своем отказе стоит, и вот почему:

  • вы сможете сохранить «лицо» и репутацию;
  • грамотный и корректный отказ убережет вас от попадания в черные списки соискателей, а пригласившей вас компании позволит, не теряя времени, начать поиск нового кандидата;
  • в случае необходимости вам проще обратиться в компанию, сотрудники которой запомнили вас как вежливого и обязательного человека, знакомого с правилами делового этикета.

Как сообщить работодателю о неготовности принять предложение о работе

В современном мире большинство компаний для поиска сотрудников широко используют специальные рекрутинговые интернет-порталы.

Если вас пригласили на встречу с помощью такого портала, то придумывать вежливые варианты отказа работодателю до собеседования нет необходимости. Для этого существуют специально разработанные формы с готовыми формулировками, вам достаточно лишь выбрать наиболее подходящую и нажать кнопку.

Если вы ведете общение через сайт компании, то доступна и такая возможность как отказ от собеседования по электронной почте. Для этого достаточно написать ответное письмо на приглашение:

Спасибо, что заинтересовались моей кандидатурой, но обстоятельства складываются так, что сейчас я не готов вести переговоры о работе в Вашей компании. Желаю вам подобрать подходящего менеджера. Удачного дня.

Если вас пригласили по телефону, то и отменять встречу логичнее таким же способом. Достаточно пары общих фраз типа:

К сожалению, в данное время я не готов рассматривать предложения о трудоустройстве в Вашу компанию.

или:

Здравствуйте! Спасибо за приглашение на вакансию «Офис-менеджер». В настоящий момент я не готов рассмотреть Ваше предложение.

Сложнее сориентироваться, как вежливо отказать работодателю после собеседования, проходившего в несколько этапов. Ведь уже потрачено немало сил и времени на переговоры, да и компания рассчитывает на вас. Возможны следующие варианты:

1. Вы еще на встрече поняли, что не хотите работать в этом месте. Целесообразно сразу же сообщить об этом работодателю. Можете использовать такие формулировки:

Я трезво оценила свои возможности и вынуждена отказаться от Вашего предложения, так как мне неудобен предлагаемый график работы.

или:

Большое спасибо Вам за предложение, но, к сожалению, эта вакансия мне не совсем подходит, это не то, что я ищу в данный момент.

2. Вы взяли таймаут для дальнейших размышлений. Перед тем, как отказаться от работы после собеседования, необходимо трезво оценить плюсы и минусы предложенной вакансии. Вы все же приняли решение не принимать предложение работодателя? Уведомите об этом одним из двух способов.

По телефону

Такие разговоры не слишком приятны, поэтому к ним стоит готовиться заранее, в том числе прорабатывать ответы на возможные возражения со стороны эйчара.

Благодарю, что вынесли положительное решение по моей кандидатуре, но хочу сообщить, что я подыскал более подходящую мне вакансию в другой компании, поэтому вынужден отказаться от Вашего предложения. Желаю успехов в поисках сотрудника.

В письменной форме

Этот способ предпочтительнее для многих соискателей, т. к. не подразумевает ответной реакции. Вдобавок он становится единственно возможным, когда предложение о работе получено в виде официального документа — джоб оффера (job offer — англ., предложение о работе). Раздумывая, как отказаться от вакансии после собеседования письменно, учтите следующие моменты:

  1. Обращение. К рекрутеру обращайтесь по имени. Нелишне поблагодарить за уделенное вам время.
  2. Причины отказа. Излагайте их правдиво, но корректно. Не стоит заострять внимание на особенностях личности директора или других сотрудниках, интерьера офиса и пр.
  3. Пожелание успехов в дальнейшей работе позволит закончить общение на позитивной ноте и оставить о себе приятное впечатление.

Чтобы проиллюстрировать, как правильно отказать работодателю после собеседования в письменной форме, приведем примеры таких сообщений.

Большое Вам спасибо за предложение о работе на позицию «инженера». После тщательного рассмотрения я вынужден Вам сообщить, что отказываюсь от этого предложения. Несмотря на то, что Вы очень подробно описали будущие возможности продвижения внутри компании «Y», я принял предложение от другой компании, позиция в которой больше соответствует моим навыкам и карьерным целям.

Мне было очень приятно познакомиться с Вами и с остальными сотрудниками компании (можете перечислить поименно). На всех этапах собеседований Вы были очень добры ко мне, и я сожалею, что обстоятельства не позволяют мне принять Ваше предложение.

Желаю Вам всего наилучшего.

1

Когда человек активно ищет работу, он назначает себе сразу несколько собеседований, чтобы не надеяться только на одну компанию. Поэтому после череды интервью им могут заинтересоваться сразу несколько организаций, из которых он должен выбрать самую подходящую. В таких ситуациях очень важно правильно расставить приоритеты и понять, как отказать работодателю после собеседования, чтобы не оставить после себя неприятного впечатления.

Лучше всего не сжигать мосты, ведь, вполне вероятно, вы сможете посотрудничать в будущем. Плюс ко всему, каждому хочется оставить после себя воспоминания как о профессионале своего дела, а не о некомпетентном дилетанте. Поэтому отказывать надо вежливо и дипломатично.

Сейчас мы расскажем, как это сделать.

Как вежливо отказать работодателю после собеседования

Итак, ты успешно прошел собеседование, убедил руководителя компании в своей профпригодности, но в конечном счете понял, что не собираешься на него работать. На этом этапе очень важно отказаться от работы вежливо, ведь на тебя уже возлагают надежды и строят какие-то планы. 

Мы не будем ходить вокруг да около, а сразу дадим тебе работающий алгоритм построения твоего отказа. Причем он может быть предъявлен работодателю в любой форме. Например, по телефону, по электронной почте или лично, сразу после собеседования. Выбор за тобой. 

1 Классическое приветствие

Неписанные законы деловой этики всегда предусматривают приветствие в начале любой коммуникации — это элементарная вежливость, о которой не стоит забывать. 

Плюс ко всему, так ты напоминаешь о том, кем являешься и как связан с этой компанией (даже если это прекрасно знают).

«Здравствуйте, (имя работодателя)! Меня зовут (твое имя). Несколько дней назад я проходил собеседование в Вашей компании на позицию (название должности)».

2 Благодарность за проявленный интерес к твоей персоне

Сразу после приветствия мы начинаем понемногу сглаживать углы, переходя к деловым благодарностям, подчеркивающим уважение к собеседнику. Это поможет подготовить его к твоему отказу, о котором он еще не подозревает.

«Я благодарен Вам за то, что Вы уделили мне свое время»

3 Немного комплиментов в адрес компании

Не волнуйся, это не ода компании, в которой ты не хочешь работать. Поэтому засыпать ее комплиментами мы не будем. К тому же, это отводит нас от главной темы послания — твоего отказа. 

На этом этапе нам нужно просто сказать несколько хороших слов об организации, чтобы ее начальство не обиделось на тебя.

«Мне было интересно проходить собеседование в Вашей компании. Я сразу почувствовал доброжелательную атмосферу и понял, что Ваши сотрудники явно любят свое дело. Мне было очень приятно с ними познакомиться».

4 Непосредственный отказ от работы

Итак, мы подошли к ключевому моменту нашей речи. Самое главное при составлении послания — не звучать (и выглядеть) фальшиво. Тебе не стоит льстить или заискивать перед работодателем, с которым ты не хочешь сотрудничать. 

Такое поведение сразу считывается и точно не вызовет никаких положительных эмоций. Поэтому удели особое внимание вышестоящим пунктам, будь искренним, а также выражайся простым и лаконичным языком.

Само сообщение об отказе должно звучать примерно следующим образом.

«Мне нелегко далось это решение, но я вынужден сообщить Вам о том, что не смогу принять Ваше предложение о работе. Это очень серьезный шаг для меня»

5 Несколько причин твоего решения

В силу того, что твой отказ был неожиданностью для руководителя компании, самое время объяснить ему, чем был мотивирован такой шаг. Лучше всего, чтобы работодатель не посчитал, что ты просто сбегаешь с должности без причин. Ему нужны веские аргументы, чтобы войти в твое положение.

Как бы то ни было, о конкретных причинах твоего отказа мы поговорим чуть ниже. Там будет целый список полезных отговорок.

6 Классическое напутствие 

Теперь мы переходим к финальному этапу твоего послания, где ты можешь пожелать успеха компании, профессионального роста всем ее сотрудникам и так далее.

«Надеюсь, в ближайшее время Вы найдете подходящего кандидата на эту должность. Желаю Вам успехов и уверен, что Ваша компания будет и дальше расти и развиваться»

6 главных причин отказа от работы

В пятом пункте мы обещали рассказать о главных причинах твоего отказа от предлагаемой должности. Запомни их и выбери для себя самые подходящие. 

1 Слишком долгая дорога

Это довольно простая и понятная причина для многих соискателей, ведь далеко не каждый готов тратить по два часа на дорогу до офиса и обратно. Можешь воспользоваться этой причиной, если не хочешь придумывать какие-то другие. Главное, чтобы никто не знал о том, что ты живешь в двух минутах от офиса.

«К сожалению, ваш офис находится слишком далеко от моего дома. Я не готов тратить каждый день по два часа, чтобы добраться до вас, а потом столько же обратно».

2 Неудовлетворительная заработная плата

Если все дело в заработной плате, можешь смело признаться в этом. Возможно, тебе даже предложат более выгодные условия, на которые ты соблазнишься согласиться. 

«Дело в том, что предлагаемые Вами финансовые условия недостаточно интересные для меня. Из-за этого я вынужден отказаться от Вашего предложения».

3 Более выгодное и интересное предложение от другой компании

Работодатели всегда хотят слышать от соискателей правду, даже если она слегка горьковата на вкус. Поэтому, если тебе предложили более выгодные условия в другой компании, можешь смело об этом сообщить. Просто будь деликатнее.

«Я получил предложение от другой компании, которое на данный момент является более приоритетным для меня»

4 Нехватка компетенций 

Иногда причиной твоего отказа от работы может стать реальное осознание того, что ты не справишься со своими обязанностями. Это совершенно нормально, и вряд ли кто-то будет тебя переубеждать в обратном. В таком случае можешь честно ответить.

«Я осознаю, что моего опыта и компетенций недостаточно для того, чтобы достойно представлять Вашу компанию на этой должности»

5 Отсутствие карьерного роста

Далеко не все вакансии предусматривают карьерный рост, поэтому если для тебя это один из главных факторов в работе, — смело отказывайся от предложения. Более того, можешь напрямую заявить об этом работодателю.

«К сожалению, эта должность не подразумевает карьерного роста, что не соответствует моим карьерным амбициям»

6 Постоянные командировки (или их отсутствие)

В зависимости от того, хочешь ли ты путешествовать или сидеть в офисе, можешь сослаться в своем отказе на постоянные командировки (или их отсутствие). Это тоже весомый довод, который работодатель должен непременно понять.

«Дело в том, что я не готов отъезжать в продолжительные командировки, потому что должен быть со своей семьей. Эти условия мне не подходят»

Что не стоит говорить работодателю при отказе от работы?

Несмотря на то, что работодатели ценят честность, о некоторых вещах лучше не стоит говорить им напрямую. Например, не надо сообщать о том, что компания имеет слишком плохую репутацию на рынке, поэтому ты не готов стать ее частью.

Кроме того, не стоит сообщать о том, что тебе не понравились некоторые сотрудники компании, их внешний вид, интерьеры офисов и так далее. 

Старайся также избегать резких фраз, говоря о причинах своего отказа. Например, если твоим основным фактором стала низкая заработная плата, не стоит говорить: 

«У вас слишком маленькие зарплаты, я вообще не понимаю, как ваши сотрудники согласны работать за такие копейки».

Плюс ко всему, не стоит просить третьих лиц сообщать работодателю о твоем отказе. То есть не надо после собеседования подходить к первому попавшемуся работнику и говорить ему: 

«Скажи своему начальнику, что я не буду у вас работать. Только не забудь, потому что он ждет моего ответа».

Советуем также не распространяться о недостатках компании в социальных сетях. Например, если тебе не понравился внешний вид руководителя, не надо писать в твиттере:

«Был сегодня на собеседовании в (название компании). У них там такой стремный начальник. Такое ощущение, что он не спал целую неделю».

Ну, и не стоит игнорировать и скрываться от работодателя после собеседования. Лучше всего собраться с мыслями и составить грамотный и вежливый отказ, от которого у каждого из вас останутся приятные впечатления, несмотря на то, что сотрудничество не состоялось.

  • Автор:

    Дмитрий Петросьянц

Причины, по которым приходится отказывать работодателю

Первый шаг на пути к трудоустройству сделан — резюме составлено. Это была большая работа: вы выбрали подходящий шаблон, заполнили все блоки, скачали резюме и отправили рекрутеру.

как правильно отказать работодателю в предложении работы

Старания не прошли даром — желаемая работа получена. Но в силу некоторых причин вы должны сообщить эйчару об отказе. Не спешите подыскивать шаблонные формулировки для ответа. Проанализируйте, действительно ли причина, по которой отклоняете предложение, является веской.

Возможны и другие причины. Представьте ситуацию: женщину пригласили на собеседование в престижную компанию. За день до назначенной даты она узнала о том, что беременна. Соискатель поспешила уведомить представителей фирмы, что не готова приступить к выполнению обязанностей и назвала причину. Такой поступок может сыграть положительную роль в будущем. Беременная не стала скрывать свое положение, чем заслужила доверие начальства. Вполне вероятно, ее могут пригласить на работу после декрета или даже принять на льготных условиях, сохранив за ней место.

как правильно отказать работодателю в предложении работы

Когда вы проанализировали причины и убедились в их значимости, обязательно уведомите потенциального начальника об изменении намерений. Особенно если должность высокооплачиваемая, а на проведение собеседования было потрачено много времени и сил. Доводы должны быть максимально убедительными.

Почему кандидатам стоит сообщать работодателям об отказе

На форумах, где общаются соискатели, встречаются сомнительные советы: «Зачем сообщать? Рекрутеры не всегда перезванивают и отвечают на письма». «Я сам выбираю, с кем работать, необязательно сообщать, пускай догадываются». Таких примеров много.

Возникает вопрос: нужно ли информировать несостоявшегося начальника в том, что кандидат на должность передумал. Отказывать всегда сложно — потребуется выкроить время, найти подходящие слова, потратить нервы. Многие страшатся услышать упреки и негативные комментарии в свой адрес.

Эксперты советуют собрать волю в кулак и сообщить об отказе. Причин этому несколько:

  • Соискатель рискует попасть в единую базу данных кадровых агентств с негативным отзывом. Это может помешать ему получить аналогичную должность в другой компании.
  • Встреча несостоявшихся коллег возможна на деловом мероприятии, поэтому лучше, если расставание произойдет на приятной ноте.

Приведем пример: молодой человек устраивался на вакансию главного менеджера в торговый центр. Он сумел обойти конкурентов и получил приглашение на собеседование. Но вдруг ему звонят из конкурирующей компании и предлагают аналогичную должность, но с более высоким окладом. Юноша дает согласие, не уведомив при этом работодателя, к которому шел изначально, и не является к нему на собеседование. Оказалось, что руководители конкурирующих компаний — родственники. Во время оформления документов совершенно случайно всплыл факт нелицеприятного поступка молодого человека. Узнав, что потенциальный сотрудник поступил безответственно, новый начальник отказал ему в трудоустройстве.

причины отказа работодателя соискателю

Сообщить работодателю о своем решении лучше в срок 7-10 дней после собеседования. Не тяните. Раз предприятие ищет сотрудника, значит, он требуется срочно. Из-за вас фирма может понести убытки, а ваша деловая репутация будет запятнана.

Как лучше отказать работодателю

Воспользуйтесь «стратегией сэндвича», которую часто используют рекрутеры для отказа соискателям. Суть в том, что нужно заключить отказ в «обложку» из добрых намерений: сначала сообщить хорошие новости, потом плохие, в конце снова хорошие. Подобную технику успешно применяют в бизнесе.

Как тактично отказать работодателю: пошаговая инструкция

  1. Поздоровайтесь и представьтесь.
  2. Поблагодарите за интерес к вашей персоне.
  3. Сообщите о сожалении, что приходится отказывать и объясните причину.
  4. Пожелайте успехов или профессионального роста. Вежливо попрощайтесь.

Если все сделали правильно — вас запомнят как приятного человека. Для большей наглядности, рассмотрим на конкретных примерах каждый шаг, как можно корректно и вежливо отказать работодателю.

Шаг 1

Поздоровайтесь и напомните, на какую должность претендовали, если встречались, напомните дату этого события.

«Добрый день, Андрей Яковлевич! Я Сергей Петров. На днях я приходил в компанию и вы предложили мне должность вашего ассистента…»

«Здравствуйте, Зинаида Анатольевна! Вас беспокоит Иван Паутов. Мы встречались неделю назад на собеседовании по поводу вакансии инженера…»

Шаг 2

Рекрутеры тратят много времени на проведение телефонных переговоров и собеседования. Выразите благодарность эйчару за потраченные время и усилия.

«…Спасибо, что уделили мне время и посвятили в нюансы работы компании…»

«…Благодарю, что познакомили с офисом и сотрудниками. Предложение стать частью команды ценно для меня…»

Шаг 3

Соискателю не следует заставлять рекрутера строить догадки о причине несогласия на должность. Компании важно знать, почему так произошло. Это поможет в дальнейшем избежать ошибок при подборе кандидатов. Работодатель должен понимать, что отказ обусловлен конкретными обстоятельствами. Не нужно сложных фраз и долгих объяснений. Будьте кратки и точны.

«…Сожалею, но не смогу приступить к работе. Пока обдумывал ваш оффер, другая компания пригласила меня на аналогичную должность, предложив более выгодные условия…»

«…Очень рад предоставленной возможности и благодарю за доверие. После долгих раздумий я пришел к выводу, что моего опыта недостаточно, чтобы достойно представлять интересы компании…»

«…Вынужден отказаться от вашего предложения. Извините, но заработная плата, учитывая функционал, который придется выполнять, меня не устраивает…»

Шаг 4

Мир бизнеса небольшой. Скорее всего, встреча в будущем неизбежна. Поэтому не пренебрегайте советом и попытайтесь расстаться на хорошей ноте.

«…Надеюсь, поиск нового сотрудника не займет много времени. Желаю Вам и команде успехов и профессионального роста. Всего хорошего, до свидания…»

«…Еще раз спасибо за доверие. Выражаю надежду, что в будущем нам доведется поработать в качестве деловых партнеров. До свидания…»

3 способа, как отказать работодателю

Сделать это можно, написав письмо, сообщение или озвучив корректный отказ при личной беседе/по телефону. Как и в какой форме правильно отказать работодателю в работе зависит от специфики предложения и обстоятельств.

Личный отказ

Допустим, уже на собеседовании человек понимает, что должность ему не подходит. Сказать об этом нужно сразу, глядя в глаза собеседнику.

Личная встреча — лучший способ отказать работодателю как на собеседовании, так и после, особенно если отбор на должность проходил в несколько этапов и занял у рекрутера много времени.

Если кандидат уже проходит стажировку или приступил к обязанностям и находится на испытательном сроке, но понял, что должность не подходит, отказ нужно озвучивать только при личной встрече с начальником. Если трудовой договор уже подписан, то увольнение будет проходить согласно прописанным условиям.

Стоит согласиться встретиться с работодателем лично, если причина весомая или офис находится недалеко от дома.

Письменно

Многие предпочитают этот способ, так как он не предполагает ответа. Если предложение получено в виде официального джоб-оффера, то и отказ озвучьте в электронном письме.

Отказать работодателю в письменной форме по email или в смс-сообщении уместно, если:

  • предлагаемая вакансия не слишком серьезная;
  • вы не обладаете грамотной устной речью;
  • не удалось наладить контакт с рекрутером, отношения сложились неоднозначно;
  • до собеседования велась активная переписка посредством сообщений.

После написания отказа убедитесь, что текст написан без ошибок, проверьте адрес электронной почты.

«Добрый день, Сергей Николаевич! Меня зовут Иван Рожков, наше знакомство состоялось 9 октября на собеседовании. Я претендовал на позицию контрактного служащего. Благодарю, что выделили меня среди других кандидатов и потратили время. К сожалению, я отказываюсь от работы из-за неудобного графика. Желаю Вашей фирме процветания. С уважением, Иван Рожков».

По телефону

Этот вариант сложнее, ведь реакция собеседника может быть непредсказуема: он элементарно может повесить трубку, и придется искать другой способ отклонить предложение.

Изначально продумайте разговор и придерживайтесь следующих правил:

  • найдите убедительные аргументы;
  • во время разговора будьте уверенны, кратки, тактичны;
  • придерживайтесь вежливого тона, даже если собеседник проявляет негативные эмоции;
  • постарайтесь закончить разговор на позитивной ноте.

Образец, как можно красиво и правильно отказать работодателю в работе по телефону:

«Добрый день, Анатолий Васильевич! Вас беспокоит Мария Степанова. Мы договаривались о собеседовании по поводу вакансии главного бухгалтера. Спасибо, что выбрали меня, но я должна отказать. Мне предложили должность в другой компании на более выгодных условиях, она соответствует всем моим требованиям. Надеюсь, вы найдете подходящего сотрудника в кратчайший срок. Всего хорошего. До свидания».

Как нельзя отказывать работодателю

Иногда соискатели начинают придумывать причины для отказа, сообщать нелицеприятные факты о сотрудниках фирмы или об условиях работы. Делать этого категорически нельзя, так как мир бизнеса тесен, и есть риск испортить себе репутацию.

Как нельзя отказывать в предложении о работе:

  • сообщать нелицеприятные факты о внешности и о личности действующих сотрудников;
  • жаловаться на небольшой заработок и «вообще, кто соглашается работать за такие гроши»;
  • сообщать начальству о негативных отзывах самих сотрудников;
  • говорить о бесперспективности фирмы;
  • сетовать на ужасные условия (плохой офис, маленький неуютный кабинет и проч.);
  • обманывать, что заболели, переехали в другой город, потеряли документы;
  • жаловаться, что не понравилось предприятие, и вы напишете о нем отрицательный отзыв в интернете.

Если кандидата действительно что-то не устраивает, озвучивать это нужно тактично.

Не обращайтесь к рекрутеру по имени, не ведите себя фамильярно. Придерживайтесь делового стиля ведения переговоров. Не передавайте отказ через посторонних лиц, родственников или секретаря фирмы.

Вывод

Как видите, решить вопрос, как отказать работодателю правильно и тактично, несложно. Однако это требует грамотного подхода и усилий. Не забывайте, что от того, каким будет отказ, зависит ваше будущее. Возможно, вам еще придется обратиться в данную компанию по поводу трудоустройства. Поэтому оставьте о себе мнение как о профессионале, а не о грубом дилетанте.

Иногда при поиске работы мы получаем приглашения на вакансии, которые не соответствуют нашим ожиданиям. Может показаться, что в таком случае достаточно просто проигнорировать письмо от рекрутера. Однако отказ с вашей стороны — не повод разрывать общение с потенциальным работодателем. Вот как отклонить оффер так, чтобы это принесло пользу вашей карьере в будущем.

Почему не стоит игнорировать оффер

Если вам сообщили, что вы успешно прошли собеседование или даже предложили работу, это значит, что команда по найму посчитала вас наиболее подходящим среди множества кандидатов. Нет ничего плохого, если вы решите отказаться. Главное — сообщить об этом HR-менеджеру.

Правильно написанный отказ может сработать в вашу пользу. Так вы можете не только сообщить команде по найму о том, что вакансию лучше оставить открытой, но и даже посоветовать подходящего кандидата из своих знакомых.

Как написать письмо с отказом

Поблагодарите собеседника

Подбор персонала — довольно сложный и длительный процесс. HR-менеджер просматривает десятки и даже сотни резюме и сопроводительных писем, а также тщательно отбирает кандидатов для каждого этапа собеседования.

Поэтому для начала поблагодарите отправителя за предложение. Например, отметьте, что многому научились во время собеседований, и выразите признательность за то, что получили ответы на все свои вопросы. Так вы расположите к себе команду по найму и заработаете хорошую репутацию.

Обоснуйте свое решение

Если работодатель считает кандидата перспективным, он может предложить ему лучшие условия, в том числе более гибкий график и более высокую зарплату. Чтобы не получить повторное предложение на свой отказ, объясните причину, не вдаваясь в подробности.


Читайте по теме:

Когда и как стоит отказаться от дополнительной работы


Например, вы пока не готовы менять работу или ваш учебный график конфликтует с предложенным. Возможно, вас не устраивает размер оклада или же вы хотите работать в компании, но сама вакансия не соответствует вашим карьерным целям.

Предложите поддерживать контакт

В конце письма предложите рекрутеру оставаться на связи — это знакомство может пригодиться и даже положительно повлиять на вашу карьеру. Например, если в компании освободится должность вашей мечты, вы можете стать одним из первых кандидатов.

Пример итогового письма

Ниже показан примерный шаблон письма с отказом (вы можете менять его на свой вкус).

Здравствуйте, [имя отправителя]!

Благодарю за приглашение на позицию [название должности]. Я был(а) бы рад(а) работать вместе с вами в [название компании], но, оценив всю плюсы и минусы, я решил(а) отклонить ваше предложение. Дело в том, что зарплата, указанная в вашем последнем письме, не соответствует моим ожиданиям.

Хочу поблагодарить вас за оказанное мне внимание. С вами было приятно общаться, и в ходе собеседований я многое узнал(а).

Буду рад(а) оставаться на связи с вами и другими специалистами из [название компании]. Скоро я отправлю вам запрос в LinkedIn (или любой другой соцсети).

С уважением,

[ваше имя]

Источник.

Фото на обложке: fizkes / Shutterstock

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Вполне может случиться так, что вы уже и собеседование прошли, и на работу собирались вскоре выйти, но какой-то форс-мажор помешал вам это сделать. А, возможно, вам сделали более выгодное предложение в другой компании, и вы решили работать именно у них, или после некоторых раздумий вы вдруг осознали, что вам страшновато браться за новое для вас дело, и вы решили взять для себя тайм-аут.

Содержание

  • Ситуации для отказа работодателю
  • Как вежливо отказать работодателю в приеме на работу: примеры
  • Как вежливо отказать работодателю в приеме на работу сразу после собеседования?
  • Формы отказа работодателю в приеме на работу
    • При личной встрече
    • В письменном виде
    • Во время телефонного разговора
  • Причины отказа работодателю, которые можно озвучивать
  • Как нельзя отказывать работодателю в приеме на работу?
  • Видео: Ошибки в разговоре с работодателем

Неважно, что именно повлияло на ваш выбор, но просто проигнорировать приглашение руководства занять в их фирме свободную должность, никак нельзя. Существует деловая этика, согласно которой вы обязаны дать знать вашему несостоявшемуся работодателю о том, что вы передумали работать в их фирме. Но сделать это не так просто, как могло бы показаться. Интеллигентно отказать после того, как сами же эту должность просили, могут настоящие виртуозы этикета. Но так как среди нас мало таких виртуозов, значит искусству красиво отказывать будем учиться вместе. Мало ли, как в жизни все обернется – а вдруг вам снова придется обращаться по поводу работы к тому же самому работодателю.

Ситуации для отказа работодателю

Ситуации могут быть двух разных уровней сложности. Возможно, вам придется когда-нибудь оказаться в одной из них. Рассмотрим оба варианта, как можно с наибольшим достоинством выпутаться из неудобного положения.

Вариант первый:

  • Наиболее простой, и по большому счету никого ни к чему не обязывающий вариант – это когда аннулирование предварительных договоренностей никоим образом не может навредить работодателю. Это когда вы уже договорились с ним о дате и времени собеседования, но еще понятия не имеете о месте работы, которое вам, возможно, предложат занять в будущем.
  • Конечно, можно было бы просто забыть об этой договоренности, но с вашей стороны это будет некорректно. Хоть вы уже и передумали устраиваться к ним на работу, но свое уважение к вашему несостоявшемуся деловому партнеру вы проявить обязаны. Лучше, конечно, лично явиться на собеседование в назначенное время и объявить о том, что ваши планы изменились. Но если такой возможности вы лишены, то обо всем этом можно сообщить и по телефону.

Вариант второй:

  • Будет более проблематично с честью выйти из ситуации повышенной сложности, в которую вы сами себя загнали. Вам уже предложили занять определенную вакансию. На тот момент вас все устраивало, и поэтому вы дали свое согласие о выходе на работу в конкретный день. Но теперь вы передумали, а работодатель, рассчитывая на вас, не будет рассматривать других кандидатур на это вакантное место. Поэтому время не терпит, надо как можно раньше уведомить его о том, что вы решили отказаться от предложенного вам места. Хоть и непросто на это решиться, но сделать это нужно, так как деловую этику никто не отменял.
  • Теперь, наверное, у вас не осталось сомнений в том, что наниматель обязан узнать о вашем отказе от должности, причем как можно раньше, а не в самый последний момент. Как вежливо отказать работодателю в приеме на работу, чтобы не навредить себе в будущем? Не стоит усугублять ситуацию своими неправильными действиями, ведь ваше имя вполне могут внести в «черный» список, и тогда дорога к этой фирме для вас будет закрыта навсегда. Давайте рассмотрим правильное поведение и слова для отказа.

Основных ситуаций для отказа может быть 2

Основных ситуаций для отказа может быть 2

Как вежливо отказать работодателю в приеме на работу: примеры

От вас не потребуется никаких придуманных оправданий, а вот взвешенные и аргументированные объяснения, естественно, понадобятся. А еще заверения в вашем искреннем уважении к нанимателю лишними не будут. Именно такое поведение и называется тактичностью и интеллигентностью, когда у работодателя от общения с вами остались приятные воспоминания, и вы при этом сохранили свое достоинство.

Примеры выхода из неудобной ситуации:

Воспользуйтесь нашей подробной пошаговой инструкцией о том, как вежливо отказать работодателю в приеме на работу.

  • Шаг первый. Поприветствуйте вашего нанимателя и обязательно представьтесь – таким образом, вы вежливо и неназойливо напомните о себе.
  • Примерные фразы: Добрый день, NN, я – Петр Петров. Вы меня, наверное, помните, я недавно был у вас на собеседовании, и вы предложили мне работу в должности (назовите должность, которая была вам предложена).
  • Шаг второй. Скажите, что его внимание к вам очень ценно для вас. Таким ненавязчивым шагом вы сможете тактично заставить нанимателя с благосклонностью выслушать ваши слова об отказе.
  • Примерные фразы: Я благодарен вам за ваше внимание ко мне. Я знаю, насколько сильно вы заняты, поэтому прошу прощения за то, что мне пришлось оторвать вас от работы.
  • Шаг третий. Сделайте комплимент работодателю и не забудьте похвалить компанию. Сделать это нужно осторожно, без излишних дифирамбов и благодарностей. Как известно, «время – деньги», поэтому не заставляйте работодателя долго вас выслушивать. Все сказанное вами должно быть грамотным, лаконичным и легко воспринимаемым.

Примеры комплиментов:

  • У вашей компании прекрасная репутация. Все знают о том, что у вас работает сплоченный коллектив, совместные усилия которого приводят к решению самых сложных финансовых проблем.
  • Я знаю, что бизнес непросто двигать вперед. Для этого человек должен обладать недюжинными способностями и деловой хваткой, а всего этого не отнять у вас, уважаемый NN! Ваш талант руководителя сразу же становиться заметен при общении с вами. Мне жаль, что наше с вами общение оказалось таким недолгим, ведь у вас многому можно научиться.
  • Шаг четвертый. Вам нужно непременно сказать (и, скорее всего, в этом вы не особенно погрешите против истины), насколько тяжело вам далось решение не вступать в эту должность. Эти слова должны идти от души, недопустимо, чтобы в них проскакивали фальшивые нотки. В противном случае вас воспримут как обманщика, с которым никогда больше не захочется иметь дела.
  • Примерные фразы: Я все это время размышлял, как мне можно было бы преодолеть трудности, мешающие работать в вашей компании. Но я не смог найти выхода из этой тупиковой ситуации, поэтому мне приходится отказаться от этой престижной должности. Поверьте, этот шаг дался мне очень нелегко.
  • Шаг пятый. Далее вам следует сообщить вашему собеседнику, почему именно вы отказываетесь от места.

Подготовьте речь к правильному отказу

Подготовьте речь к правильному отказу

Примерные фразы:

  • У вашего офиса очень хорошее месторасположение, но, к сожалению, я живу в другом районе. Добираться сюда мне пришлось бы в течение двух часов. А если к ним приплюсовать и возвращение домой, то получится, что целых четыре часа в день я буду вынужден потерять зря, а я к этому не готов.
  • По зрелым размышлениям я пришел к выводу, что меня не может устроить размер оклада, предусмотренный для работника, занимающего эту должность.
  • Мне поступило более выгодное для меня предложение от другой фирмы.
  • Я непременно согласился бы на ваше лестное для меня предложение работать у вас, если бы не … (укажите честную причину, что именно вас не устраивает).
  • Я осознал, что пока еще не настолько опытен для того, чтобы стать равноценным сотрудником вашей компании. Я опасаюсь, что по своей неопытности могу не справиться со своими обязанностями, чем подведу вас, а мне бы очень этого не хотелось.
  • Шаг шестой. Как лучший завершающий аккорд вашей миссии прозвучат слова с пожеланиями дальнейшего процветания компании.
  • Примерные фразы: Уверен, что на такое хорошее место вы быстро найдете опытного работника. Примите мои искренние пожелания всяческих успехов, а вашей компании – дальнейшего развития.

Как вежливо отказать работодателю в приеме на работу сразу после собеседования?

Если вы посчитаете, что условия новой работы для вас неприемлемы еще во время собеседования, то ваш отказ должен прозвучать несколько по-иному.

  • Вам нужно ограничиться кратким комплиментом в адрес фирмы (одно предложение, сделать акцент на главном). К примеру, можно сказать так: «Ваша кампания в нашем городе одна из самых успешных, поэтому работать здесь почетно каждому».
  • Поблагодарить за уделенное для вас время.
  • Коротко и вежливо отказать работодателю, озвучив причины вашего отказа. Для примера: «Очень сожалею, но я не могу занять эту должность из-за…» (указать причины).
  • На прощание выскажите пожелание поскорее подобрать на эту должность подходящую кандидатуру.

Если вам что-то не понравилось во время собеседования - сразу отказывайтесь

Если вам что-то не понравилось во время собеседования — сразу отказывайтесь

Формы отказа работодателю в приеме на работу

Существует три способа, которыми можно воспользоваться, чтобы вежливо отказать работодателю в приеме на работу – при личной встрече, письменно или сделав телефонный звонок. Который из них предпочесть? Чтобы правильно определиться с этим, нужно вспомнить о специфике вашего отказа.

При личной встрече

  • Бесспорно, для разъяснения причин вашего отказа от предложенной вам работы предпочтительна личная встреча с работодателем. Так желательно поступить сразу же после полученного вами предложения, которое вас чем-то не устроило. Или в случае, если вы предложение уже приняли, но решили от него отказаться после некоторых раздумий.
  • Но в случае, если причиной отказаться от выгодного предложения послужила большая удаленность офиса от вашего места проживания, то в таком случае вполне допустимо воспользоваться одним из двух других оставшихся способов.
  • Если вам удалось во время собеседования найти общий язык с вашим несостоявшимся работодателем, то отказ в личной форме будет воспринят им более благосклонно. А еще нужно учитывать, насколько серьезной является предложенная вам вакансия.
  • Если вы планировали занять значимую для фирмы должность, а потом передумали, то личный отказ в таком случае будет наиболее уместен.

В письменном виде

Отправить работодателю письменное сообщение об отказе предпочтительно, если:

  • предложенная вам должность не является для фирмы определяющей;
  • вы опасаетесь, что не сможете произнести слова отказа, глядя прямо в глаза вашего интервьюера, так как его реакция может быть непредсказуемой для вас.

Перед отправлением письма перечитайте его, чтобы убедиться в том, что текст вами составлен грамотно и вежливо. Чтобы деловая этика не была вами нарушена, проверьте, чтобы ваше письмо обязательно дошло до работодателя.

Во время телефонного разговора

  • Многие люди предпочитают отказываться от должности посредством телефона. Это, конечно, удобно для вас, но подумайте: не создаст ли ваш телефонный звонок неудобства для самого работодателя?
  • Можно с большой долей вероятности предположить, что это очень занятой человек, если он занимает в фирме одну из главенствующих ролей, ведь подбирать персонал поручат далеко не каждому.
  • Поэтому воспользоваться телефоном для уведомления отказа можно только в самом крайнем случае.

Крайний случай отказа

Крайний случай отказа

Причины отказа работодателю, которые можно озвучивать

Правдивое изложение причин своего отказа всегда предпочтительно. Конечно, правда может быть несколько завуалирована или приукрашена, но в основе отказа должны быть правдивые сведения. Исключением из этого правила является ваше нелицеприятное мнение о работодателе или сотрудниках фирмы.

Свой отказ можно оправдать следующими причинами:

  • У вас уже возникла договоренность с другим работодателем, пока здесь раздумывали, подойдет ли им ваша кандидатура. Тут ничего другого и добавлять не нужно – и так все предельно понятно. Работодателю придется оставить свое возможное недовольство при себе, так как он сам виноват в том, что упустил такого ценного сотрудника, как вы.
  • У вас нет уверенности в вашей достаточной опытности для выполнения в этой должности некоторых нестандартных функциональных обязанностей. О таких тонкостях вы узнали уже во время собеседования, и они вас не полностью устраивают.
  • Вы рассчитывали на более высокую зарплату. В таком случае вам могут сделать более выгодное для вас предложение. Если это вас устроит, то вполне вероятно, что вы передумаете отказываться от должности.
  • Вы поближе ознакомились с условиями работы, и они вас не устраивают.
  • Вы склоняетесь к другой должности, где имеются более комфортные условия.

Если вы поняли, что компания не настолько хороша, как вы думали вначале, или вас пытаются нанять на работу с противозаконными условиями, то в таких случаях можно назвать любую выдуманную вами причину.

Как нельзя отказывать работодателю в приеме на работу?

  • Ни при каких обстоятельствах нельзя отказывать работодателю, озвучив свои мысли о том, что тот является плохим руководителем или у него работают недобросовестные сотрудники, или внешний вид компании не соответствует помпезной вывеске.
  • Не стоит упоминать также низкую зарплату и говорить о том, что вы не понимаете людей, которые за сущие копейки вынуждены «горбатиться» на этой фирме.

Ни в коем случае не стоит передавать свой словесный отказ через других людей. Работодатель должен получить эту информацию непосредственно от вас – в таком случае он не составит о вас негативного мнения.

  • Не нужно высказывать свое негативное мнение о компании или даже насмехаться над внешним видом главы фирмы, его нерасторопными сотрудниками, мизерной заработной платой, неказистом офисе и т.п. в кругу знакомых и друзей. Кто-то из их числа может быть хорошим знакомым или даже родственником осмеянного вами работодателя.
  • Своими необдуманными словами вы можете нажить себе славу склочника и болтливого вруна, и вход во многие компании будет для вас закрыт. Всегда помните о том, что многие бизнесмены хорошо между собой знакомы, а профессиональная сфера достаточно тесна.

Если вы уже устроились на работу по подписанному вами трудовому договору и проработали в фирме всего-навсего каких-то пару дней, то уволиться вам удастся лишь на тех условиях, которые в нем прописаны. Поэтому перед подписью документа сконцентрируйте на тексте все свое внимание, и не забудьте изучить информацию, прописанную самым мелким шрифтом.

Полезные статьи на сайте:

  • В какое время суток лучше работает память — утром или вечером
  • Как правильно писать в анкете безработная или временно неработающая
  • Правило 21 дня: как выработать в себе нужную привычку
  • Почему муж не хочет работать
  • Как заставить мужчину, мужа работать и зарабатывать

Видео: Ошибки в разговоре с работодателем

Размещение открытой вакансии в интернете или печатных СМИ не является публичной офертой. Работодатель не обязан заключать трудовой договор с каждым обратившимся кандидатом и имеет право не отвечать на отклики в интернете. Точно также он не должен немедленно заполнять появившуюся у него вакансию. 

Работодатель самостоятельно и под свою ответственность принимает кадровые решения. На это отдельно указал Пленум Верховного Суда (п. 10 Постановления от 17.03.2004 № 2). То есть отказывать в приеме на работу по общему правилу вполне законно.

Суды считают нарушением три ситуации:

  1. В работе отказали тому, кому отказывать нельзя по законодательным требованиям — например, избранному на должность кандидату.
  2. Соискатель не принят по дискриминационным причинам (ст. 3 и 64 ТК РФ).
  3. Работодатель не обосновал отказ по письменному требованию кандидата (ч. 5 ст. 64 ТК РФ). Отвечать нужно только на официально полученные письма. Сообщение в мессенджере, на сайт компании или СМС письменным требованием не считаются.

Любой отказ в трудоустройстве может быть обжалован в суде. Но работодатель будет иметь выигрышную позицию, если он действовал по закону.

kontur-personal

Рассмотрим ситуации, когда работодатель не принимает кандидата из-за нормативных ограничений.

Ситуация 1. ​Есть медицинские противопоказания для выполнения работ по определенной должности или профессии (приложение 2 к приказу Минздрава от 28.01.2021 № 29н). Например, соискатель успешно прошел собеседование и получил направление на предварительный медосмотр, при котором выяснилось, что работать в этой должности он не может. 

Конфликтная ситуация, но через суд кандидат сможет добиться только возмещения затрат на медосмотр. Отказ признают обоснованным.

Ситуация 2. Кандидату меньше 18-ти лет. Несовершеннолетних нельзя принимать на места с вредными и опасными условиями труда. Перечень таких работ утвержден Правительством (Постановление от 25.02.2000 № 163). Например, подростка нельзя взять уборщиком в металлургический цех.

Ситуация 3. Ограничение женского труда (ст. 253 ТК РФ). Перечень таких работ утвержден Минтруда (приказ от 18.07.2019 № 512н). Например, женский труд ограничен там, где есть анилин — производство красителей, пластмасс с его использованием. Отказ женщине в приеме на такую работу признают обоснованным.

Ситуация 4. Кандидату меньше 16-ти лет. Трудовой кодекс устанавливает продолжительность рабочего дня или смены для подростков 4–5 часов (ст. 94 ТК РФ). Если работодателю нужен сотрудник на полную занятость, то он законно может отказать юному соискателю.

Ситуация 5. Соискатель — иностранец, а у предприятия нет квоты на прием иностранных граждан (ст. 18 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»). Из правила есть исключения. На востребованные специальности, например, врача или инженера-электрика, квоты не распространяются (приказ Минтруда от 14.02.2022 № 58н). 

Ситуация 6. Кандидат не имеет права занимать определенные должности. Это многочисленная группа оснований. Сюда относятся:

  • дисквалификация по решению суда (ст. 3.11 КоАП РФ); 
  • лишение права занимать должность как уголовное наказание (ст. 47 УК РФ);
  • банкротство гражданина или индивидуального предпринимателя (ст. 213.30, 216 Закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О банкротстве…»);
  • близкое родство с сотрудником работодателя или иностранное гражданство для кандидата на госслужбу (ст. 16 Закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»);
  • ограничения на занятие педагогической или воспитательной деятельностью (ст. 331, 351.1 ТК РФ);
  • отказ Комиссии по урегулированию конфликта интересов на трудоустройство госслужащего в конкретную организацию (п. 24 Положения в ред. Указа Президента РФ от 01.07.2010 № 821).

Кадровик перед составлением текста вакансии должен изучить все требования к должности и ограничения для нее. В этом поможет наш список и профстандарты. В идеале все квалификационные требования к кандидатам закрепляются в должностных инструкциях и дублируются в тексте вакансии. Так кадровик заранее уменьшит поток неподходящих откликов.

kontur-personal

Ведите кадровый учет и готовьте кадровую отчетность в сервисе «Контур.Персонал»

Попробовать

Работодатель сам выбирает, кого и когда принять на работу. Но он должен помнить следующее:

  1. Отказать кандидатам на открытую вакансию можно только по причине их деловых качеств, то есть несоответствия квалификационным требованиям (ст. 3 и 64 ТК РФ). К ним относятся стаж, уровень образования, наличие определенных навыков и особые условия допуска к ряду должностей. Пол и возраст — только если это закреплено законодательно.
  2. Работодатель имеет право установить дополнительные квалификационные требования к должности, кроме указанных в профстандартах. Например, наличие высшего гуманитарного образования у гардеробщика Эрмитажа. Но требования должны быть обоснованы и соответствовать специфике деятельности работодателя, трудовой функции работника. «Вкусовщину» суды не приветствуют.
  3. Квалификационные требования к должности должны быть оформлены документально до того, как кадровик опубликует вакансию. Суд признает отказ в трудоустройстве необоснованным, если работодатель поменял правила «на ходу». 

Пример из практики

Кандидат соответствовал всем требованиям к вакансии, что подтверждалось документами, и начал проходить процедуру трудоустройства: собеседование, медосмотр. В последний момент ему отказали в должности из-за якобы негативной характеристики с прежнего места работы. Суд признал позицию работодателя необоснованной (п. 1 Обзора Президиума ВС РФ от 27.04.2022).

Отказ в трудоустройстве по причине того, что кандидат не соответствует квалификационным требованиям, законен. Например, правильно не взять на работу соискателя без нужного стажа или диплома по специальности. На это указал Президиум ВС РФ (п. 7 Обзора от 27.04.2022).

Обоснованным будет отказ при отсутствии открытого волеизъявления сторон на процедуру трудоустройства. Это случаи, когда работодатель не публиковал вакансию либо не приглашал кандидата на собеседование. 

Второй вариант — соискатель не писал заявление о приеме на работу или не представил нужных документов (ст. 65, 283 ТК РФ). Логика в том, что нет доказательств соответствия квалификационным требованиям. Суды считают такие отказы законными (Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 17.08.2021 № 88-18665/2021).

Причина должна быть связана только с деловыми качествами работника. Отказы из-за внешности, наличия детей, знака зодиака или личных антипатий считаются дискриминационными. Смотрите в таблице примеры хороших и плохих оснований.

Причины для отказа кандидату в приеме на работу

Можно Нельзя
Стаж работы меньше указанного в требованиях к должности Семейное положение: в браке или нет
На рабочем месте ограничен женский труд Наличие или отсутствие детей
Уровень образования не соответствует квалификационным требованиям Внешность
Нет водительского удостоверения при трудоустройстве водителем Религиозные убеждения
Не представлена справка об отсутствии судимости соискателем на должность воспитателя Принадлежность к политической партии или общественному движению
Нет навыков работы с компьютером для бухгалтера Национальность
Возраст меньше допустимого для должности Возрастные ограничения «не старше 35 лет»
Незнание иностранного языка, если владение языком нужно для должности Место жительства, в том числе отсутствие регистрации
Руководитель при собеседовании выявил отсутствие практических навыков в программировании, требуемых для должности Не понравился директору

Обоснования в правой колонке — дискриминационные. Они нарушают трудовое законодательство (ст. 3 и 64 ТК РФ). Такие требования не стоит указывать и в текстах вакансий.

Трудовой кодекс не обязывает кадровика сообщать кандидату причины отказа, если нет письменного требования. Это исключительно вопрос доброй воли. Но при поступлении официального запроса от кандидата ответ нужно направить в течение семи рабочих дней (ч. 5 ст. 64 ТК РФ). Это должно быть письмо с уведомлением о вручении, по которому можно будет подтвердить соблюдение сроков.

Образец отказа в приеме на работу из-за отсутствия должного стажа

Образец отказа в приеме на работу из-за отсутствия должного стажа

Скачать образец официального ответа на письменное требование соискателя

В трудовом законодательстве есть ряд случаев, когда компания обязана принять на работу обратившегося к ней кандидата. Нельзя отказывать в трудоустройстве:

  • работникам, приглашенным на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение месяца со дня увольнения (ст. 64 ТК РФ);
  • лицам, избранным на должность, в том числе по конкурсу; либо назначенным или утвержденным на должность (ст. 16, 17 ТК РФ);
  • бывшим работникам после воинской службы по призыву в течение трех месяцев с окончания службы — только для государственных организаций (п. 5 ст. 23 Закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»);
  • лицам, по которым есть решение суда о заключении трудового договора (ст. 16 ТК РФ);
  • инвалидам, направленным на трудоустройство от ЦЗН в счет квоты рабочих мест (ст. 16 ТК РФ, ст. 13 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 о занятости);
  • женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей (ст. 64 ТК РФ).

Суды в таких случаях всегда встают на сторону соискателя. Они не только признают отказ в работе незаконным, но и могут обязать работодателя заключить трудовой договор и выплатить соискателю весь неполученный заработок (п. 3  Обзора Президиума Верховного Суда РФ от 27.04.2022).

kontur-personal

Повторим, что суды считают незаконным отказ в приеме на работу в трех случаях:

  • отказали «неприкасаемому»;
  • неправильно обосновали;
  • не указали причин отказа по письменному запросу соискателя.

За уклонение от оформления трудового договора с теми, кого обязательно нужно принять на работу, работодатель несет административную ответственность. Для компании штраф составит от 50 000 до 100 000 рублей (п. 4 ст. 5.27 КоАП РФ).

За необоснованный отказ или отказ без указания причин работодателя также могут привлечь к административной ответственности с санкциями от 30 000 до 50 000 рублей (п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

И будет совсем плохо, если суд увидит в отказе дискриминацию предпенсионера или беременной женщины, женщины с детьми. За такие нарушения предусмотрена уголовная ответственность (ст. 144.1, 145 УК РФ).

В заключение отметим, что соискатель имеет право оспорить в суде и обоснованный отказ. Даже если он выиграет дело, не обязательно принимать его на работу. На заключение трудового договора должно быть отдельное судебное решение.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как грамотно написать причину увольнения
  • Как грамотно написать приглашение на день рождения
  • Как грамотно написать претензию на работодателя
  • Как грамотно написать пояснительную записку на работе образец
  • Как грамотно написать письмо руководителю