Как грамотно написать рекомендательное письмо

Рекомендательное письмо от работодателя – документ, который обычно формируется перед увольнением работника из организации или после — при наличии соответствующего запроса.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк рекомендации от работодателя .docСкачать образец рекомендательного письма от работодателя .doc

Для чего нужна рекомендация

Рекомендация или, как ее еще называют рекомендательное письмо – это вид документа, в котором описываются профессиональные качества человека.

Сюда вносятся:

  • информация о его навыках, умении справляться с порученными задачами,
  • общаться с коллегами по работе, заказчиками, партнерами,
  • способность к обучению,
  • достижения, успехи и тому подобные сведения.

Иногда вписываются и личные качества бывшего сотрудника, но только такие, которые имеют непосредственное отношение к выполняемым рабочим функциям.

Рекомендация часто позволяет людям найти хорошую, высокооплачиваемую работу в относительно короткий промежуток времени, конечно, при условии, что она носит положительный характер.

Кто дает рекомендацию

Рекомендательное письмо всегда пишется от имени предыдущего работодателя.

Причём непосредственно составлением документа обычно занимается бывший непосредственный руководитель, например, начальник структурного подразделения, отдела, цеха, участка.

Иногда формирование рекомендаций ложится на плечи специалиста по кадрам, секретаря организации или самого директора (в небольших фирмах). В любом случае это должен быть тот, кто хорошо знаком с человеком, нуждающимся в рекомендации, или, по крайней мере, настолько, чтобы дать максимально объективную, адекватную и справедливую характеристику.

Если рекомендацию пишет рядовой работник предприятия, подписана она должна быть сотрудником, стоящим на более высокой позиции – только при соблюдении этого условия рекомендация будет обладать достаточным весом и солидностью в глазах того, для кого она предназначена.

Что нужно сделать, чтобы получить документ

Для того, чтобы получить рекомендацию от работодателя, необходимо написать на имя директора предприятия или кого-либо из его представителей соответствующее заявление, в котором следует коротко, в корректной форме высказать свою просьбу.

Обычно на рассмотрение таких заявлений и предоставление рекомендации уходит не более трех дней.

Обязан ли работодатель давать рекомендацию работнику

В трудовом законодательстве России нигде не написано, что работодатель должен предоставить своему бывшему сотруднику какую-либо рекомендацию.

Это означает, что давать или не давать рекомендательное письмо работнику – исключительное право работодателя, а не его обязанность.

Таким образом, для того, чтобы не лишаться возможности получить рекомендацию, следует поддерживать с работодателем и коллегами хорошие отношения – это позволит не только своевременно получить необходимый документ, но и в какой-то степени гарантирует наличие в нем положительных отзывов.

Имеет ли право предприятие требовать рекомендацию при приеме на работу

Как и предоставление рекомендательного письма, так и его требование – воля работодателя. Если представитель организации при приеме на работу настаивает на предоставлении этого документа, спорить с ним смысла нет, лучше потратить свои силы на то, чтобы запастись нужной бумагой.

Предоставление положительной характеристики с предыдущего места работы (или даже нескольких) существенно увеличит шансы на то, что желаемое место будет получено.

Как составить рекомендательное письмо

Поскольку в законе нет требования к работодателю писать рекомендательные письма своим работникам, значит, нет для них и унифицированного образца. То есть представители предприятий и организаций могут составлять документ в произвольном виде.

Важно соблюдать всего несколько условий, в частности, чтобы по своей форме и структуре рекомендация соответствовала нормам делопроизводства, а по содержанию и тексту – правилам русского языка. Документ должен быть достаточно емким и лаконичным, строго по сути вопроса, без размытых формулировок, специальных терминов и грубых выражений.

В рекомендации обязательно должно быть:

  • наименование организации-работодателя, от имени которой составляется документ;
  • должность и ФИО лица, которое непосредственно даёт рекомендацию;
  • сама характеристика – здесь нужно указывать только деловые и профессиональные качества сотрудника, его успехи на рабочем месте и т.п.
  • информация о том, по каким причинам был уволен человек с этого места работы.

В рекомендации допустимо давать пожелания будущему работодателю о том, в каких условиях и на каких работах лучше всего использовать труд данного соискателя.

При желании к рекомендации можно прикрепить какие-либо дополнительные документы: копии свидетельств о достижениях, победах и т.п.

Рекомендации от работодателя

Чего не следует писать в рекомендациях

Несмотря на то, что составление рекомендации полностью отдано на откуп работодателя, при её написании следует придерживаться определенных правил и избегать некоторых вещей.

В частности, нужно стараться не давать негативных, ничем не подкрепленных отзывов (т.е. писать такие, конечно, не возбраняется, но только, если тому есть доказательства и подтверждения, например, письменные свидетельства о дисциплинарных взысканиях и т.п.), но тут же следует иметь ввиду, что такой документ вряд ли будет когда-либо применён по назначению.

В рекомендацию не следует вносить недостоверную, непроверенную или заведомо ложную информацию – при вскрытии таковых фактов пострадает репутация не только того, кому выдан документ, но и того, кто его выдал.

Как оформить рекомендацию

Рекомендацию можно писать на фирменном бланке предприятия (это придаст ей более солидный, значимый вид) или на обычном листе А4 формата, от руки или на компьютере. Заверять бланк печатью не обязательно.

Главное условие, чтобы в документе присутствовала «живая» подпись его составителя.

Обычно делается один экземпляр рекомендации, а при необходимости создаются ее заверенные копии.

Чаще всего именно на кадровую службу возлагают обязанность составить рекомендательное письмо. О том, как правильно его написать, что предусмотреть в тексте, откуда можно позаимствовать фразы и какие именно, узнаете из статьи нашего автора.

Написание рекомендательного письма на практике вызывает немало сложностей. Вроде бы и человек, которому посвящается рекомендация, прекрасный, и работник он незаменимый, однако облечь свое отношение к нему в вербальную форму с деловым акцентом совсем не просто. Вы узнаете, о чем писать и где взять необходимую информацию, формулировки. Вы поймете секреты создания рекомендательного письма, которое произведет нужное впечатление на потенциального работодателя. Как всегда, вас ожидает несколько примеров полностью оформленных документов. К тому же рекомендации могут быть полезны и вам как работнику. Тесты и прочие вступительные испытания – это, несомненно, важные составляющие процесса выбора будущего работника, но рекомендации производят особенное впечатление. Поэтому, если вы увольняетесь спокойно и без скандала, оставляя о себе положительные воспоминания, не поленитесь постараться ради себя и уйти из компании с рекомендательным письмом.

В первую очередь определимся, для чего вообще нам нужно написать рекомендательное письмо? Как правило, оно требуется кандидату на вакансию при собеседовании с будущим руководителем, с кадровиком, который проводит собеседование.

Рекомендация может представить своего героя как в позитивном и доброжелательном ключе, так и в нейтральном или даже в негативном. Первые встречаются чаще всего. Ко вторым прибегают тогда, когда о работнике совсем нечего сказать или же нет ничего хорошего, но и сложностей человеку создавать тоже не хочется. Ну а третьи обычно предоставляются только по запросам из различных государственных служб.

Структура рекомендательного письма

Структура этого документа мало чем отличается от структуры обычного делового письма. Прокомментируем реквизиты, на которые вам стоит обратить особое внимание.

Наименование организации и справочные данные о ней обязательно должны присутствовать на бланке.

Адресат письма неизвестен, поэтому данный реквизит не оформляется. При этом не нужно, как в справке, писать здесь «Для предъявления по месту требования».

Вместо заголовка к тексту, который обычно формулируется так, чтобы отвечать на вопросы «о ком?», «о чем?», в этом письме уместно написать разновидность документа «РЕКОМЕНДАТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО» – такова практика делового оборота. Набрать его лучше прописными буквами.

Текст рекомендации (как, впрочем, и любой текст) состоит из трех частей: вступления, основной части и заключения. Более подробно разберем их ниже.

Приложения к рекомендательному письму создаются редко. Это могут быть копии благодарственных писем, приказов о выплате премий за какие-либо заслуги или почетных грамот. В подобных случаях реквизит «Отметка о наличии приложений» оформляется так же, как и в обычном деловом письме.

Подписать рекомендательное письмо должен (в идеале) генеральный директор организации, но тут все будет зависеть от наработанных внутри компании связей. Подписантом письма может выступить и начальник подразделения, и топ-менеджер по направлению.

Печать на рекомендации не обязательна, но и не будет лишней. Оттиск основной печати организации (или подразделения) придаст весомости и увеличит степень доверия к письму.

Подписанное письмо желательно зарегистрировать, присвоив ему номер и обозначив дату. Эти реквизиты тоже придают ему весомости.

Впечатлять получателя рекомендательного письма должны не только реквизиты и содержание документа, но и то, как вы с ним «обращаетесь». Подать рекомендацию нужно по возможности эффектно. Она непременно должна быть распечатана на фирменном бланке работодателя, замечательно, если на ней будет красоваться «живая»1 подпись генерального директора, а вложить письмо лучше всего в элегантную папку или же в чистый незапечатанный конверт из плотной бумаги.

Как составить текст?

Рекомендательное письмо пишется от лица руководителя, который говорит о своем подчиненном.

Вступительная часть текста обычно содержит:

  • информацию о том, кого рекомендуют (имя, должность);
  • короткую общую оценку.

Как правило, все это умещается в одно предложение (см. Примеры 1–3).

Пример 1

Рекомендую вам Петрову Светлану Геннадьевну, занимавшую в нашей компании должность главного специалиста отдела документационного обеспечения управления и проявившую себя как трудолюбивый, аккуратный и добросовестный работник.

Пример 2

Имею честь рекомендовать вам Жигалина Леонида Викторовича, высококвалифицированного специалиста и опытного руководителя, в течение трех лет занимавшего пост технического директора ООО «Город-строй».

Пример 3

Рекомендую вам Лебедеву Наталью Борисовну, которая являлась главным маркетологом компании «Финансовый мир» и проявила себя честным и талантливым специалистом.

Основная часть текста должна раскрывать общую оценку, уже подробно осветив профессиональные и личные качества рекомендуемого. Чтобы облегчить себе работу по написанию этой части, соберите информацию о герое вашего письма у его руководства и опытных коллег. Узнайте, в частности:

  • сколько лет человек трудился в компании;
  • имеет ли он профильное образование, посещает ли семинары и курсы повышения квалификации по своей специальности;
  • получал ли повышение в должности;
  • навыками и знаниями каких смежных специальностей с «рекламируемой» он обладает (если они полезны и выгодно отличают его профессиональную ценность из общей массы);
  • в каких проектах и процессах был задействован;
  • выигрывали ли проекты компании, которыми руководил этот человек, какие-либо конкурсы, тендеры, гранты;
  • является ли человек признанным профессионалом своего дела (выступает на профильных конференциях, преподает в институте, является автором учебно-методических пособий, статей, книг по своей профессиональной тематике).

Затем здесь же напишите десять качеств, которые важны именно для той должности, которую занимает рекомендуемый. Ведь мы представляем работника в самом лучшем свете? Значит, всеми этими качествами он обладает.

Пример 4

Качества, которые украсят любого кадрового работника, выглядят так:

  • отличное знание правил кадрового делопроизводства, норм трудового законодательства,
  • умение работать в системе электронного документооборота,
  • умение обращаться с компьютером на уровне продвинутого пользователя,
  • грамотная устная и письменная речь,
  • развитое аналитическое мышление,
  • умение выстраивать доброжелательные отношения с людьми,
  • стрессоустойчивость,
  • высокая обучаемость,
  • инициативность,
  • аккуратность,
  • исполнительность, добросовестность.

Работая над основной частью текста, старайтесь смотреть на работника глазами потенциального работодателя. Что для него ценно? Какого человека он принял бы на работу? Об этом можете расспросить и нынешнего руководителя работника, для которого составляется рекомендация. На свои предпочтения можете ориентироваться, только если работали в той сфере, в которой трудится характеризуемое лицо (главное – не написать глупостей, поэтому попросите сведущих людей проверить подготовленный вами текст перед подписанием письма).

Еще один эффективный источник информации, особенно когда вы составляете рекомендательное письмо для себя, – это банк резюме ваших коллег, тех, кто:

  • пытался устроиться на работу в ваше подразделение либо
  • выкладывал свое резюме, например, в Интернете в поисках работы (можете зайти на сайты http://www.hh.ru, http://www.job.ru и т.п. ресурсы).

Посмотрите, какими профессиональными успехами хвастаются те, кто претендует на должность, аналогичную занимаемой вами. Ведь из скромности вы можете что-то недооценивать в себе или просто забыть это упомянуть. А прочтя удачные формулировки в чужом резюме, вы поймете, что из описанного касается и вас, заметите наиболее удачные формулировки. Вот эти-то найденные элементы и можно позаимствовать.

Можно почитать и описание вакансий, которые вас интересуют: в них работодатель прямо говорит, что для него ценно в работнике.

А описание выполняемых на текущем месте задач можно позаимствовать из должностной инструкции. Конечно, все их переписывать не стоит – выберите наиболее интересные.

Собранная информация – практически готовое рекомендательное письмо. Осталось только связать добытые сведения в текст.

Пример 5

Петрова Ульяна Сергеевна работала в должности старшего делопроизводителя в ООО «Новый свет» в течение последних трех лет и за это время проявила себя только с хорошей стороны. Придя в компанию выпускницей факультета делопроизводства Челябинского государственного исторического университета, она начала карьеру с места секретаря и уже через два года была переведена в канцелярию. Госпожу Петрову отличает постоянное стремление развиваться в своей профессии, она активно посещает профильные тренинги и семинары, положительный результат от которых был налицо!

В течение последнего года Ульяна Сергеевна была руководителем рабочей группы по внедрению в ООО «Новый свет» системы электронного документооборота. Благодаря ей компания смогла выйти на новый уровень работы с документами и значительно укрепить исполнительскую дисциплину в компании. Госпожа Петрова смогла наладить процесс обучения наших сотрудников новым принципам работы с документами и лично разработала ряд методических пособий, которые ежедневно используются во всех отделах нашей компании.

Среди личных и деловых качеств Петровой Ульяны Сергеевны хотелось бы выделить ответственность и инициативность, способность быть не только аккуратным и скрупулезным исполнителем, но и управлять порученным проектом.

В заключение, как положено, обобщаем все сказанное и делаем вывод, основная мысль которого такова: автор письма сожалеет о том, что расстался со столь блестящим специалистом и искренне рад за его нового работодателя.

Пример 6

Как руководитель, я сожалею о том, что Ирина Васильевна Строгина покинула наш коллектив в связи со сменой места жительства. И выражаю уверенность в том, что на новом месте работы она быстро вольется в команду, раскрыв свои лучшие человеческие и профессиональные качества.

Пример 7

Подытоживая сказанное, хочу подчеркнуть, что Владимир Николаевич Степанов – грамотный специалист, перспективный менеджер и достойный кандидат на руководящую должность, способен принести огромную пользу вашей компании.

Пример 8

Вне всяких сомнений, госпожа Белова в самое ближайшее время найдет новое место работы, где сможет в полной мере проявить свой талант руководителя.

Как видите, ничего сложного в составлении рекомендательного письма нет. Все дело в подготовке: нужно лишь знать, где и какую информацию собирать о характеризуемом человеке. Первую рекомендацию можете написать для себя – заодно и потренируетесь :) Это как раз тот случай, когда следует позабыть о ложной скромности и представить себя в самом выгодном свете. При этом важно писать честно, ведь информация из письма достаточно легко может быть проверена.

В заключение приведем образцы трех полностью оформленных рекомендательных писем: для начальника службы ДОУ (Пример 9), специалиста отдела кадров (Пример 10) и личного помощника руководителя (Пример 11).

Пример 9. Рекомендательное письмо начальнику службы ДОУ

Пример 10. Рекомендательное письмо специалисту отдела кадров

Пример 11. Рекомендательное письмо помощнику руководителя

Необходимость написания электронных писем —  для многих одно из нелюбимых занятий. Причина, как правило, в том, что люди не знают с чего начать и как оформить такое письмо. В этой статье разбираемся, что такое рекомендательное письмо и как его написать.

Что такое рекомендательное письмо

Рекомендательное письмо (или рекомендация) — это документ, предназначенный для придания дополнительного веса заявлению о приеме на работу или поступлении в вуз. Они обычно пишутся руководителем, коллегой, учителем или сотрудником отдела кадров.

Кому нужны рекомендательные письма

  • Студенты

Студентам нужны рекомендации, потому что сотрудники приемных комиссий хотят лучше понять, кто они такие как личность, и получить информацию, которую не узнаешь из оценок и результатов экзаменов.

  • Для вакансий, где рекомендательное письмо — обязательно

Для большинства заявлений о приеме на работу более чем достаточно письменного резюме и сопроводительного письма. Однако некоторые компании рассматривают только тех кандидатов, которые предоставляют рекомендательное письмо в дополнение к этим основным элементам.

  • Для увеличения шансов 

Если резюме и сопроводительное письмо недостаточно убедительны, рекомендательное письмо может помочь устроиться на работу. Хорошая рекомендация от предыдущего работодателя может переломить ситуацию и помочь выделиться среди кандидатов.

Рекомендация не всегда дается по месту работы. Получить рекомендацию можно от человека, который хорошо знает рекомендуемого, его профессиональные и личностные качества, круг интересов, научные достижения и прочее. Тот, кто дает рекомендацию, должен иметь довольно высокий авторитет и признание в своей сфере деятельности, репутацию морального человека. Это необходимые условия, поскольку речь идет об объективности оценки. А любая организация заинтересована в квалифицированных и лояльных сотрудниках.

Рекомендательные письма в бизнесе

Рекомендации используются и в коммерческой переписке. В начале сотрудничества с любой компанией желательно собрать информацию о стабильности возможного партнера, его платежеспособность, репутацию руководства и тому подобное. Много фирм, впервые обращаясь с заказом к продавцу, высылают ему названия и адреса нескольких компаний, с которыми сотрудничают.

Если возникают какие-то сомнения относительно потенциального покупателя, фирма-продавец делает запрос на рекомендацию. В таком письме следует указать название фирмы, о которой необходимо получить информацию, стоимость заказа, сделанного фирмой. При этом необходимо упомянуть, что вся полученная информация останется конфиденциальной. 

Как составить рекомендательное письмо

Поскольку рекомендательное письмо является элементом деловой переписки, составлено оно должно быть в соответствии с нормами и включать следующие реквизиты:

  • Название документа и заголовок
  • Текст
  • Подпись
  • Печать (необязательный реквизит)
  • Дата

Советы о структуре рекомендательного письма:

  1. В первом абзаце текста рекомендательного письма стоит отметить, в течение какого времени вы знаете человека, которому даете рекомендацию, кем вы ему приходитесь. Если это ваш сотрудник, то необходимо указать продолжительность его работы в вашей организации, выполняемые им обязанности, перечислить проекты, в которых он принимал участие, эффективность деятельности и достигнутые результаты. В конце абзаца можно подвести итог всему сказанному и выразить свое мнение относительно рекомендуемого специалиста.
  2. Во втором абзаце дайте более подробную характеристику человека с точки зрения его профессиональных навыков: умение выполнять определенные задачи, роль в командной работе, проявление как положительных, так и отрицательных качеств.
  3. В следующем абзаце следует остановиться на личностных навыках и особенностях поведения: впечатление, которое человек производит при общении и взаимодействии с другими членами коллектива, ответственность, лояльность, доброжелательность и тому подобное. В заключение сообщите, имеете ли вы какие-либо замечания относительно соответствия человека, которого рекомендуете, той должности, на которую он претендует: безусловно рекомендуете, с некоторыми оговорками, не рекомендуете. Это стоит сделать, поскольку составив рекомендательное письмо, вы выражаете свою готовность нести определенную ответственность за человека, которого рекомендуете.
  4. В конце рекомендательного письма обычно указываются ваши контактные данные: телефон, адрес электронной почты.

Обратите внимание, что рекомендация не обязательно должна быть хвалебной одой. Если вы искренне хотите поддержать человека, то разумнее будет тактично указать на его недостатки и тем самым предотвратить возможные недоразумения. Также вы можете в таком письме дать совет — на какой должности могут оказаться лучшие качества работника и не будут иметь значения определенные недостатки.

Существует еще один вид рекомендаций — так называемые закрытые. Они содержат негативную информацию о претенденте. Если вы считаете, что человек не отвечает требованиям, предъявляемым соискателям на должность, то надо об этом сказать. Такой вид рекомендательного письма может содержать советы по исправлению ситуации, особенно если это касается профессиональных качеств.

Пример рекомендательного письма

Рекомендательное письмо для трудоустройства

Рекомендательное письмо

Уважаемая Александра,

Будучи партнером Юрия Климина в агентстве “Солнышко” в течение последних пяти лет, я был поражен его умением творческого решения проблем и готовности сделать все возможное, чтобы создать продукт, который воплотит видение клиента в реальность.

Юрий несет прямую ответственность за увеличение удержания клиентов и я точно знаю, что его репутация и вовлеченность помогли компании привлечь нескольких крупных новых клиентов.

Как коллега, Юрий подкованный и опытный специалист, который включает в себя все: от 10-летнего опыта управления до экспертных знаний Illustrator и Photoshop. Кроме того, я должен сказать, что его юмор и позитивное отношение к жизни значительно облегчают работу с ним даже в сложные для команды периоды.

Я был бы рад ответить на любые ваши вопросы о его конкретных навыках и опыте.

Спасибо и всего наилучшего,

Григорий Полищук

Руководитель отдела кадров ООО “Солнышко”

17.07.2019

Рекомендательное письмо для компании

Рекомендательное письмо

Компания “КатюшаСтрой” является нашим партнером в области материального производства и строительства в течение 8 лет.

За это время ООО “КатюшаСтрой” показала свою способность с полной ответственностью подходить к поставленным задачам, выполнять работы качественно и вовремя. Отличительной чертой работы компании является высокий профессионализм, организованность сотрудников компании и честность.

Рекомендуем ООО “КатюшаСтрой” как надежного и стабильного делового партнера.

Генеральный директор

ООО «Единорожки»

Григорян Александр Васильевич

Как писать рекомендательное письмо: пошаговая инструкция с примерами

Теперь, когда мы разобрались со всеми общими деталями, пришло время приступить к написанию самого письма. Выполнение этих шагов поможет вам создать убедительное рекомендательное письмо, которое может стать весомым вкладом в трудоустройство бывшего коллеги.

Шаг 1: вежливое личное приветствие

Приветствие при первой встрече оказывает огромное влияние на первое впечатление о вас. То, как вы обращаетесь к кому-либо в письме, имеет такое же значение. Таким образом, чтобы хорошо начать письмо, важно использовать вежливое и представительное приветствие.

Например: Уважаемый + Имя получателя (Уважаемая Екатерина)

Если вы не знаете имя получателя, все равно следует сделать приветствие максимально представительным. Стоит все равно постараться обратиться к человеку напрямую и сделать ваше послание более персонализированным. Это привлечет внимание и покажет, что вы подготовились.

Например: Уважаемый + Должность получателя (Уважаемый декан)

Как написать в организацию

При обращении, например, к совету директоров, следует следовать тем же принципам. Разница лишь в том, что название получателя должно быть заменено названием группы или организации.

Например: Уважаемый + Название группы или организации (Уважаемый совет директоров)

Шаг 2: важное первое предложение

Первое предложение вашей рекомендации самое важное, потому что оно задает тон всему письму.

Посмотрите на несколько фраз, которые можно использовать для примера:

  • Я рад рекомендовать …
  • У меня нет никаких сомнений по поводу рекомендаций …
  • Я искренне рекомендую …

Для сравнения, общее предложение без энтузиазма, такое как “Я пишу в отношении рекомендации для…” — звучит более скучно и слабо.

Шаг 3: почему вам можно верить

Оставшаяся часть вступительного абзаца должна быть посвящена описанию того, кто вы и каковы ваши отношения с человеком, которому вы даете рекомендацию. Это важный шаг, потому что он подчеркивает актуальность письма. Если вы знакомы с кандидатом в течение длительного периода времени и способны оценить его сильные стороны, ценность вашего письма увеличивается.

О чем стоит написать:

  • Ваша должность и компания
  • В роли кого вы знаете рекомендуемого
  • Как давно вы его знаете

Когда вы включаете эти детали в начало письма, читатель сразу понимает откуда и насколько хорошо вы знаете рекомендуемого человека. Этот контекст делает гораздо более весомым все, что будет написано после.

Шаг 4: немного похвалы

Завершите введение фразой, которая, подчеркнет некоторые сильные стороны кандидата или его личностные качества.

Например:

  • В течение нескольких лет я наблюдал, как Виталий стал высококвалифицированным специалистом, который выделяется своим широким кругозором и исключительной ответственностью.
  • Ольга всегда была выдающимся членом нашей команды, и меня постоянно поражали ее профессионализм и замечательные личные качества.

Шаг 5: демонстрация профессионализма

Первый абзац основной части должен начинаться с упоминания 2–3 конкретных навыков, талантов или опыте заявителя, которые имеют отношение к его желаемой должности.

Крайне важно, чтобы эти пункты сопровождались подробными и описательными примерами достижений рекомендуемого, которые подтверждают вышеупомянутые способности.

Посмотрите на разницу между следующими примерами:

Нет подробностей Конкретно и подробно
Виктор отлично умеет управлять проектами. Глубокое знание методологии Agile помогло Виктору увеличить количество проектов, выполненных в срок на 20%.

Второй пример более убедителен и демонстрирует профессиональные достижения рекомендуемого, которые могут повлиять на решение о принятии на работу. Когда рекрутеры видят примеры такого рода, они с большей вероятностью захотят принять такого человека в свою компанию.

Шаг 6: личные качества

Следующий абзац основной части должен быть сосредоточен на 2-3 положительных чертах личности рекомендуемого — особенно тех, которые были бы полезны для должности, на которую он претендует.

Одна из главных причин, по которой некоторые компании запрашивают рекомендательные письма, заключается в том, что они хотят получить более целостное понимание о кандидате, как о личности. Таким образом, недостаточно одного перечисления профессиональных успехов. Нужно уделить внимание и личным качествам.

Описывая личностные характеристики, постарайтесь также использовать примеры, демонстрирующие то или иное ваше утверждение.

Например:

Нет подробностей Конкретно и подробно
Ольга — честный и порядочный человек. Ольга продемонстрировала свою честность и порядочность на сложных этапах финансовой работы над проектом.

Если у вас возникли проблемы с поиском убедительных формулировок для описания личных качеств, вот несколько идей:

  • Адаптируемость
  • Энергичность
  • Честность
  • Находчивость
  • Ответственность
  • Харизматичность
  • Дружелюбие
  • Щедрость

Самое главное в составлении этой части рекомендательного письма — это убедиться, что вы конкретными и подробными примерами доказываете, что заявитель обладает теми личными качествами, которые вы упоминаете. 

Шаг 7: объясните, почему заявитель уходит (опционально)

Эта часть уместна только в том случае, если вам нужно написать рекомендательное письмо в целях трудоустройства. Этот раздел следует включать в рекомендательное письмо для сотрудника только в том случае, если причина, по которой он покидает вашу компанию, является нейтральной или положительной.

Несколько примеров причин, которые можно упоминать в рекомендательном письме:

  • Переезд по семейным обстоятельствам
  • Возможности роста, доступные в компании адресата
  • Медицинские причины

Если вы не уверены, в каком свете выставляет человека причина увольнения, то лучше полностью исключить этот раздел из письма.

Шаг 8: призыв к действию

Начните заключительный абзац, повторив свою положительную рекомендацию и подчеркните ценность рекомендуемого для адресата.

Например:

  • Я не сомневаюсь, что Виктор станет бесценным активом для вашей команды.
  • Я твердо убежден, что Ольга именно тот специалист, которого вы ищете.

В заключение попросите читателя связаться с вами, если у него возникнут какие-либо вопросы.

Шаг 9: вежливо подпишитесь

Закрытие вашего письма должно быть формальным и вежливым:

  • С уважением 
  • С наилучшими пожеланиями
  • Всего наилучшего
  • Хорошего дня

Теплый и дружеский тон вызывает доверие, но избегайте слишком неформальных формулировок. Вы должны оставаться уважительными.

Заключение

Когда вам приходится писать кому-то рекомендательное письмо, то прежде всего взвесьте все за и против. Если вы давно и хорошо знаете человека и считаете его достойным вашей поддержки, то смело рекомендуйте. Если же рекомендацию просит человек, в профессиональных и личностных качествах которого вы не уверены, то не стоит соглашаться. Помните, что может быть задета не только ваша репутация, но и репутация компании.

Если вы все-таки берете на себя ответственность рекомендовать кого-либо, подходите к этому с душой и всегда используйте только достоверные факты. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как грамотно написать резюме для устройства на работу образец 2021
  • Как грамотно написать резюме бухгалтера
  • Как грамотно написать работодателю чтобы взяли на работу
  • Как грамотно написать работодателю отказ от вакансии
  • Как грамотно написать протокол