Как грамотно написать жалобу губернатору

Если другие региональные органы власти не смогли решить проблему, остается жалоба губернатору.
Такой документ может обратить внимание на сложившуюся ситуацию, ведь губернатор является главным должностным лицом региона, осуществляющим контроль за деятельностью региональных структур.

Мы поможем самостоятельно составить жалобу на имя губернатора, расскажем об особенностях содержания такого документа. Однако следует помнить, что претензии к территориальным органам федеральных органов власти (Роспотребнадзор, ФСИН и др.) целесообразнее оформить жалобой в государственный орган (вышестоящему должностному лицу) или жалобой в прокуратуру. Ведь губернатор жалобу, содержащую такие претензии, перешлет в такой орган власти.

Только на имя губернатора жалобу имеет смысл составлять, когда вопрос касается оказания конкретной помощи (например, организации доставления инвалида к месту получения лечения), либо требуется принятие мер к представителям региональных органов власти или деятельности муниципального органа (должностного лица).

Скачать образец:

Скачать образец  Жалоба губернатору

Пример жалобы губернатору

Губернатору Тверской области

170100, г. Тверь, ул. Коммунистическая, 29

от Усмановой Зинаиды Аркадьевны,

адрес: 170692, г. Тверь, пер. Кирова, 73

Тел. 849435415241

Жалоба

Уважаемый Губернатор!

Обращаюсь к Вам с жалобой на незаконные действия Управления имущественных отношений Администрации Тверской области по вопросу предоставления земельных участков гражданам Российской Федерации в аренду, а также на безвозмездной и возмездной основе. В результате незаконных действий сотрудников, которые непосредственно подчиняются Вашей Администрации, не только нарушается конституционное право каждого гражданина РФ на земельные ресурсы и право частной собственности, но и создается коррупционный риск неправомерного распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с постановлением Администрации г. Тверь по договору аренды от 20.08.2008 г. мне был предоставлен земельный участок кадастровый номер 77:16:1622269:16953, находящийся в муниципальной собственности, сроком на 3 года, для индивидуального жилищного строительства (по адресу: г. Тверь, пер. Кирова, 73). Постановлением администрации от 21.09.2008 г. выдано разрешение на строительство одноэтажного жилого дома сроком на 10 лет, т.е. до 2018 г.

До окончания срока аренды я письменно обратилась с заявлением о продлении договора аренды (в мае 2011 г.), однако никакой ответ не получила. Участком продолжала пользоваться, правда, строительство велось очень медленно ввиду отсутствия свободных денежных средств. Сейчас я узнаю, что данный участок выставлен в соответствии с Земельным кодексом РФ на торги.

Подобные действия грубо нарушают мои права. Право собственности на недостроенный дом я не зарегистрировала, но и срок действия разрешения на строительство еще не истек. Уведомление о расторжении договора я не получала, участком пользуюсь по назначению, следовательно, в соответствии со ст. 621 ГК РФ договор аренды считается заключенным на неопределенный срок.

На мои письменные обращения в Управление имущественных отношений я получила только отписки, что могу обратиться в суд. В то же время Вы, как высшее должностное лицо региона, которому подчиняются сотрудники Администрации, можете провести проверку их действий на соблюдение законодательства РФ и пресечь незаконные действия.

На основании изложенного, прошу оказать содействие в разрешении спорной ситуации, обязать сотрудников Управления имущественных отношений по Тверской области устранить нарушение действующего земельного и гражданского законодательства РФ.

Приложение:

  1. Договор аренды земельного участка
  2. Постановление администрации о выдаче разрешения на строительство

08/28/2016 Усманова З.А.

Жалоба губернатору — особенности содержания

К губернатору имеет смысл обращаться, когда некая проблема носит региональный характер: недовольство систематическим нарушением законодательства РФ. Поэтому текст жалобы должен содержать ссылки на нормативные правовые акты, в противном случае, есть вероятность получить отписку.

Жалобу губернатору можно подавать одновременно с административным иском об оспаривании решений органа власти или на действия должностного лица. А когда вопрос решается только в порядке гражданского судопроизводства, когда есть спор о праве потребуется подача искового заявления. В таких случаях жалоба губернатору, вероятнее всего, поможет лишь разобраться в причинах возникновения такой ситуации в призме действий органов региональных властей. Но тогда ответ на жалобу станет приложением к иску и одним из доказательств по гражданскому делу.

Составление и подача жалобы губернатору

Строгих правил к составлению жалобы губернатору не существует. Поэтому первоначально стоит определиться, каким образом будет направляться такой документ.

Если обращение подается через сеть Интернет, то по общим правилам текст не должен превышать 2000 знаков, содержать адрес электронной почты и почтовый адрес заявителя, его ф.и.о., суть проблемы и требования.

Когда жалоба губернатору направляется почтовой связью или через канцелярию, общий объем текста не ограничен. Но рекомендуем составлять жалобу кратко и по существу. Обязательно приложите документы, подтверждающие и обосновывающие позицию заявителя. Это необходимо для того, чтобы не увеличивать 30-дневный срок рассмотрения жалобы, что потребуется подчиненным губернатора для получения сведений из других структур или получения от заявителя требуемых документов. Жалоба обязательно должна быть подписана и проставлена дата обращения.

Если обоснованная жалоба губернатору не устранит конфликт, следует рассмотреть возможность подачи жалобы на имя Президента РФ или обратиться в суд.

Новое обращение

Мы рекомендуем Вам авторизоваться. Авторизовавшись на нашем сайте, Вы сможете следить за ходом рассмотрения обращения в Вашем личном кабинете. Кроме того, ряд надзорных ведомств не имеет права проводить проверки на основании обращений граждан в случае, если заявитель не авторизовался с использованием ЕСИА (Вход через ГосУслуги).

Уважаемые посетители сайта!

Пожалуйста, прежде чем отправить Ваше обращение в органы власти Ростовской области, внимательно ознакомьтесь со следующей информацией.

  1. Ваше обращение будет рассмотрено в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
  2. При написании обращения просим Вас ясно, грамотно и по существу поднимаемых вопросов сформулировать текст обращения – это ускорит его обработку и подготовку ответа.
  3. В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин в своем обращении в обязательном порядке излагает суть предложения, заявления или жалобы. Обращаем Ваше внимание, что в целях объективного и всестороннего рассмотрения Вашего обращения рекомендуется в тексте обращения указывать адрес описанного Вами места действия, факта или события. В случае, если текст Вашего обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в соответствии с их компетенцией, о чем Вам будет сообщено в течение семи дней со дня регистрации обращения.
  4. В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин направляет обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
  5. Пожалуйста, помните, что обращения граждан без указания фамилии, имени, отчества (при наличии) рассмотрению не подлежат. Они могут быть только приняты к сведению, ответ по ним не даётся.
  6. Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме. Кроме того, на поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, в частности на обращение, в котором обжалуется судебное решение, вынесенное в отношении неопределенного круга лиц, ответ, в том числе с разъяснением порядка обжалования судебного решения, может быть размещен с соблюдением требований части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
  7. Просим иметь в виду, что обращение не принимается к рассмотрению, если в нем содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, текст обращения не поддается прочтению, обращение не содержит конкретных заявлений, жалоб, предложений.
  8. Перед отправкой электронного обращения просим корректно заполнить форму анкеты. Вы также можете прикрепить к обращению файлы в форматах png, jpg, gif, tiff, doc, docx, pdf объемом до 8 Мб. Для направления файлов больших объемов (в том числе видеофайлов) рекомендуется использовать сторонние файловые хранилища с указанием соответствующей гиперссылки в тексте обращения.
  9. После корректного заполнения формы с обращением на сайте, если вы не зарегистрированы или не авторизованы, вам предлагается создать личный кабинет на сайте, либо просто отправить обращение. Создав личный кабинет, у вас будет возможность следить за ходом рассмотрения вашего обращения (вы сможете видеть: кто является исполнителем по вашему обращению, в какой орган власти оно направлено или перенаправлено, в какие сроки ожидать ответа и непосредственно, сам ответ).
  10. Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.
  11. Текущий статус вашего обращения вы можете отслеживать в личном кабинете (если вы создали личный кабинет). Также на вашу электронную почту будут приходить уведомления об изменении статуса вашего обращения.
  12. Внимание! При использовании ряда почтовых сервисов есть вероятность не получить письма о ходе рассмотрения обращения. Тем не менее, Ваше обращение будет рассмотрено в установленном порядке и ответ будет направлен на Ваш электронный адрес.
  13. Информация о персональных данных авторов обращений, направленных в электронном виде, хранится и обрабатывается с соблюдением требований федерального законодательства о персональных данных.
  14. При направлении обращений, касающихся обжалования судебных решений, необходимо иметь в виду следующее:
    В компетенцию органов государственной власти не входит оценка, пересмотр, обжалование или опротестование судебных решений. Органы судебной власти самостоятельны и действуют независимо от законодательной и исполнительной власти. Решения судебных органов обжалуются в установленном законом процессуальном порядке. Действующее законодательство запрещает всякое вмешательство в процесс отправления правосудия. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину.
  15. Обращаем Ваше внимание на недопустимость злоупотребления правом на обращение в органы власти и предусмотренную законодательством ответственность в этой сфере общественных отношений. В случае, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда. (п. 2 ст. 16 № 59-ФЗ).

Если вы согласны с вышеуказанным порядком и даете согласие на обработку персональных данных, указанных в обращении, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» и распоряжением Губернатора Ростовской области от 14.02.2023 №29 «Об утверждении Правил обработки персональных данных при рассмотрении
обращений граждан в Правительстве Ростовской области», операторами электронной приемной органов власти Ростовской области и соответствующими сотрудниками органов власти и организаций Ростовской области, нажмите кнопку ниже для перехода к форме обращения:

Как написать письмо губернаторуЕсли обращение к районным чиновникам не дало результатов, то граждане и организации имеют право обратиться с личной или коллективной просьбой о защите своих прав и интересов к городскому главе. Передать письмо губернатору можно несколькими способами: отправить обращение почтой России, воспользоваться электронной приемной на официальном сайте, отослать факс, лично доставить послание в приемную. Кроме того, губернаторы регулярно проводят встречи с жителями, на которых можно лично передать чиновнику письменное сообщение.


Почтовый адрес

Вся необходимая информация о том, куда написать губернатору дается на официальном портале правительства области. Отправка почтой не самый быстрый и удобный способ, поскольку конверт может «потеряться» и не дойти до адресата. Чтобы этого не случилось, юристы рекомендуют отправлять письмо с уведомлением. Заказное письмо дает возможность отследить дату получения конверта и контролировать сроки ответа. Проконтролировать доставку можно позвонив по номеру телефона приемной.

Важно! Регистрируются и берутся в работу только те сообщения, которые соответствуют требованиям к оформлению официальных обращений чиновникам.

Личная доставка

Обращение также можно принести лично или заказать курьерскую доставку. Все что для этого необходимо – знать адрес приемной и регламент работы с посетителями. Лучше написать письмо в двух экземплярах и обратиться к секретарю с просьбой поставить на второй копии отметку о получении. При необходимости документ может быть использован как доказательство переписки с губернатором.

Официальный сайт

На интернет-портале правительства каждой области есть возможность воспользоваться услугами электронной приемной для связи с чиновниками. Чтобы написать губернатору на сайте необходимо перейти в соответствующий раздел и, руководствуясь подсказками системы, заполнить специальную электронную форму.

Важно! Некоторые ресурсы позволяют отправлять онлайн-письма только после прохождения процедуры официальной регистрации.

Если регистрация не требовалась, то ответ на электронные обращения предоставляется на почтовый адрес отправителя или личный e-mail. В противном случае следить за процессом работы с обращением можно в личном кабинете пользователя.

Личная электронная почта губернатора

Для связи с жителями области и приема корреспонденции в адрес администрации выделяется отдельный электронный ящик. Процедура обработки входящих писем аналогична работе с почтовыми отправками. После получения сообщения сотрудник, ответственный за работу с обращениями, распечатывает его, проверяет на соответствие законодательным нормам, регистрирует и передает получателю. Если вопросы, затронутые заявителем, лежат вне компетенции губернатора, запрос будет направлен в соответствующее ведомство. Об этом отправителя уведомляют отдельно.

Страницы в социальных сетях

Любые официальные страницы губернатора в соцсетях выполняют роль новостных ресурсов. Там публикуется информация об основных происшествиях в области, изменениях в законодательстве, выездных встречах чиновников и прочие известия. Работа с обращениями здесь не ведется. Письма губернатору, размещенные в его группах, не приравниваются к официальным. Однако, в юридической практике бывали случаи, когда жалоба, размещенная на стене паблика, была поддержана единомышленниками. Пользователи составили официальное коллективное обращение, и проблема была решена быстрее.

Факсимильная связь

В некоторых областях можно отправить письмо губернатору по факсу. Это далеко не самый удобный метод связаться с правительством. К его преимуществам относится быстрота, однако юристы рекомендуют после отправки связаться с приемной и уточнить, получен факс или нет и можно ли его прочесть.

Личный прием

Губернаторы и уполномоченные чиновники ведут прием жителей области согласно заранее утвержденному плану. Ознакомиться с графиком проведения встреч можно на официальном сайте в разделе «Личный прием». Для записи необходимо обратиться в приемную с паспортом, письмом и документами, касающимися дела. Это необходимо, чтобы определить, в чьей компетенции лежит рассмотрение обращения.

Внимание! Губернатор предоставляет помощь в решении только тех проблем, которые не были решены на нижестоящем уровне, о чем у заявителя имеются письменные доказательства (копии писем в районные администрации, мэрию и т.д.)

Начальник секретариата или другой уполномоченный сотрудник приемной имеет право отказать в записи без объяснения причин.

Лица в состоянии алкогольного или наркотического опьянения не допускаются в помещение приемной.

В ходе встречи заполняется личная карточка приема, в которую записываются претензии или просьбы обратившегося и распоряжения губернатора.

Требования к письмам

Правила составления писем в адрес чиновников закреплены ФЗ № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». По закону обращение должно составляться как обычное деловое письмо – лаконично, четко и по делу. В тексте не допускаются грубые выражения, нецензурная лексика, угрозы жизни или здоровью.

Анонимные сообщения не принимаются к рассмотрению, поэтому на конверте должна быть полная, разборчиво указанная информация о получателе (ФИО, должность) и отправителе (ФИО, индекс, адрес, телефон).

В шапке пишется ФИО губернатора, ФИО и адрес автора обращения. Затем по центру следует название документа.

В текстовой части указывается:

  • причина обращения;
  • кратко описываются факты, свидетельствующие о нарушении охраняемых законом прав или интересов;
  • перечисляются пункты законодательных актов, которые были нарушены;
  • данные о действующих лицах, чьи действия обжалует отправитель;
  • чего заявитель ожидает в ходе решения вопроса (привлечения виновников к уголовной или административной ответственности, помощи в решении проблемы и т.д.);
  • способ получения ответа (на электронный адрес или на почтовый).

В заключительной части необходимо перечислить приложения к письму. Это могут быть копии переписки с чиновниками, различные справки, фотографии, записи с диктофона или камер, показания свидетелей.

Письмо губернатору также должно содержать дату составления и личную подпись гражданина.

Сроки рассмотрения писем

Согласно ст. 12 ФЗ № 59:

«Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения».

В установленных законом случаях срок подготовки ответа может быть продлен еще на 30 дней, о чем гражданина, направившего обращение губернатору, уведомляют отдельным письмом.


Видео: Встреча губернатора Воробьева с жителями

Писать жалобу губернатору следует только после того, как Ваше обращение в другие региональные органы не было рассмотрено или не принесло желаемого результата.

Являясь высшим должностным лицом исполнительной власти региона, губернатор рассмотрит жалобу на представителей региональных органов власти или муниципальных учреждений. Также к нему можно обратиться за помощью в каком-либо конкретном случае. Например, сообщить об аварийной обстановке в своем доме, на жалобы о которой местное ЖКХ никак не реагирует. Или же разрешить вопрос о получении инвалидности, в котором было незаконно отказано.

Как правильно оформить жалобу губернатору?

Каким образом можно связаться с губернатором?

Как правильно оформить жалобу губернатору?

жалобу губернатору можно написать онлайн

Для того чтобы гарантированно получить ответ от губернатора на свое письмо, в данном случае лучше всего набрать его текст на компьютере. Ведь такое понятие, как разборчивый подчерк, у каждого свое и весьма субъективно. Распечатать его можно как на обычном листе формата А4, так и на типовом бланке, который находится в приемной губернатора.

Жалоба губернатору должна выглядеть следующим образом:

  1. В правом верхнем углу документа указывается должность и Ф.И.О. получателя, затем Ф.И.О. отправителя и его контактная информация (адрес проживания, электронная почта, телефон).
  2. Далее, в центре листа должно быть обращение к губернатору, например: «Уважаемый Борис Петрович!»
  3. Следом необходимо изложить суть жалобы или своей проблемы, ссылаясь на статьи действующего законодательства. А также четко сформулированную просьбу к губернатору.
  4. Приложение, в качестве которого нужно указать документы, обосновывающие правомерность позиции заявителя, и отправить их копии вместе с письмом. Это позволит обойтись без продления срока рассмотрения жалобы, которое может потребоваться для обращения в другие структуры с целью получения необходимой информации. К слову, составляет он 30 дней.
  5. Дата и подпись заявителя.

Важно! Чтобы жалоба была прочитана, оформить ее основную часть необходимо как можно более кратко и лаконично. Размытое описание проблемы с изобилием не относящихся к делу фактов сведет вероятность ознакомления с ней к нулю.

Также одновременно с жалобой губернатору на региональный орган или должностное лицо можно подать административный иск в суд, с целью обжаловать вынесенное им решение или его бездействие.

Скачать образец жалобы Губернатору

образец жалобы

Каким образом можно связаться с губернатором?

как связаться с губернаторомОтправить жалобу губернатору можно заказным письмом на почте, предварительно узнав точный адрес областной администрации на сайте или в справочной службе.

Кроме того, никто не запрещает Вам лично посетить канцелярию губернатора и передать жалобу ее представителю.

Следующий способ – это оставить обращение на сайте администрации региона, на котором есть специальные формы для электронных писем, в том числе и губернатору. Как правило, количество символов в таком обращении не должно превышать двух тысяч. Ознакомиться с правилами написания и отправки электронных писем можно прямо на сайте.

Важно! Электронное письмо не должно содержать орфографических, пунктуационных и лексических ошибок. Иначе оно будет отклонено и отправлено обратно на Ваш электронный адрес.

Также вы имеете право разместить на сайте администрации открытую жалобу. Вероятность того, что ее увидит губернатор, минимальна. Но таким способом можно привлечь внимание к Вашей проблеме. Тем более, если она касается многих жителей области. Общественный резонанс, полученный благодаря большому числу комментариев и отзывов, в разы поможет ускорить решение проблемы.

Как написать письмо губернатору

Если вы потеряли надежду решить свой вопрос на уровне муниципалитета или главы сельского поселения, если вопрос может стать резонансным или действительно может быть решен только на уровне главы региона – пишите письма.

Соблюдайте регламент при написании письма

Вам понадобится

  • ПК, если нет ПК – ручка с синими чернилами, конверт с маркой, упорство. Оптимально – получить бланк письма в приемной или аппарате губернатора. В каждом таком ведомстве есть подразделение по работе с обращениями граждан. Если возможности получить бланк нет – пишите сами.

Инструкция

Чтобы письмо было рассмотрено как можно скорее и «получило ход», суть вопроса должна быть грамотно представлена. Сформулируйте жалобу или просьбу в сжатой форме, не более, чем на листе формата А4. Читать длинное и пространное повествование никто не будет. Помните, у чиновников свой регламент, и ваше слезное послание никого не тронет.
Первый лист – Обращение.

В правом верхнем углу пишем:

«Губернатору N-ского края

Иванову Ивану Ивановичу

от Петрова Петра Никифоровича.

Адрес: (укажите ваш фактический адрес)»

Важно: уточните правильное название должности руководителя региона!

Ниже, в центре листа – обращение: «Уважаемый Иван Иванович!»

Далее – суть просьбы или жалобы. Именно суть, а не историю вопроса. Например: «Я, Петров Петр Никифорович, признан пострадавшим в результате пожара в поселке Пустозвоново в августе 2010г. Несмотря не неоднократные обращения к главе поселкового совета, мне было отказано в выплате полагающейся компенсации. Прошу разобраться в решении данного вопроса.

С уважением, дата – подпись».

Приложение: 10 листов.

Главным аргументом, подкрепляющим вашу жалобу, является переписка с нижестоящими чиновниками, а именно – копии писем, чеков, распоряжений и т.п. Поэтому на первом листе указываем количество листов приложения – 10 листов, чтобы они не были утеряны при блуждании по кабинетам. Все листы приложения обязательно нужно скрепить. Если не получается скрепить степлером – сшейте. На последнем листе письма укажите весь перечень представленных документов: заявление, копии писем, чеки и т.п. Таким образом будет сформирован полноценный пакет документов, который, скорее всего, будет рассмотрен не в последнюю очередь. Скорее всего, весь пакет не влезет в один конверт. Сходите на почту и упакуйте в бумагу или большой конверт. Естественно, укажите адрес получателя и отправителя.

Важно: обязательно снимите копию с первого листа – заявления!

Отправка и доставка. Эффективнее всего доставить письмо в канцелярию губернатора лично. При доставке письма канцелярия обязана присвоить входящий номер письму, с указанием даты и подписи принявшего. Именно для этого вам потребуется копия заявления. Обязательно уточните телефон, по которому вы сможете узнать, кому из чиновников администрации направлено письмо. На языке чиновников это называется «приделать ноги». По номеру входящего письма вы сможете разыскать конкретного исполнителя, который занимается вашим вопросом.
Если не можете доставить лично – попросите знакомых или друзей. Крайний вариант – доставка почтой с уведомлением, но это лишнее время и потрепанные нервы при поиске письма в канцелярии.

Обычно письмо «отписывается» в течение 2-3 дней, максимум – неделя. После этого, набравшись терпения, можете разыскивать письмо через канцелярию, узнавать должность и ФИО исполнителя и начинать хождения по кабинетам.

Обратите внимание

Не питайте надежд на то, что вас будут разыскивать с целью решения вашего вопроса. Это бывает крайне редко, обычно при вмешательстве федерального центра и СМИ. Остается надеяться, что ваш вопрос будет решен быстро и положительно.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Я часто жалуюсь сам и помогаю это делать другим. В среднем в месяц выходит один-два раза.

Я не профессиональный ябеда, но жалобы помогают мне решать многие вопросы. Скажу честно: не всегда по моим жалобам принимаются такие решения, которых я хочу. Но зато мне и тем, кому я помогаю, не приходится ходить по судам и терять время, чтобы добиться результата.

Иногда вместо судебного разбирательства можно обратиться, например, в прокуратуру — и вопрос решается. В итоге вместо расходов на адвоката человек тратится только на бумагу и ручку.

Расскажу, как правильно пожаловаться, чтобы сэкономить время и деньги.

Что такое жалоба, зачем она нужна и в каких случаях стоит ее писать

По Конституции каждый гражданин имеет право обращаться в государственные органы — в том числе и с жалобами. Допустим, идет он утром на работу и видит: на крыльце лед не убран, а мусорный контейнер во дворе переполнен. На дороге ДТП, два водителя выясняют отношения с помощью кулаков, а полиция стоит в сторонке и смотрит на них.

Так быть не должно. Дворы должны убирать, мусор — вывозить, а полиция должна пресекать правонарушения. И если чиновники и ответственные лица не знают, что происходит, или знают, но ничего не делают, граждане страдать от этого не должны. И единственный способ — рассказать о проблеме. Для этого и нужны жалобы.

Для жалоб есть специальный закон — «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В его названии нет слова «жалоба», потому что все, что направляется в адрес чиновников, считается обращением. Правила работы с такими обращениями одинаковые для всей страны и для любого ведомства. Отказать в приеме жалобы чиновники не могут.

Но есть и исключения — например, сообщение о преступлении. Их регистрируют немедленно, и порядок работы по ним отличается. Как сообщить о преступлении, мы рассказывали в статье «Как обратиться в полицию».

Преследовать человека за то, что он обратился с жалобой — например, на работу коммунальных служб или полиции — тоже нельзя. Даже если он критикует должностных лиц или государственный орган — за это не накажут. Наказать могут только за
оскорбление.

Отличия жалобы от заявления или претензии

Претензия чаще всего возникает там, где есть договорные отношения. Например, ИП Иванов и ИП Петров заключили договор на поставку продукции. Иванов его не выполнил и теперь должен Петрову деньги. Сначала Петров должен предъявить Иванову претензию, получить ответ, а потом идти в суд и доказывать свою правоту.

Направлять жалобу в такой ситуации не имеет смысла ни Иванову, ни в государственные органы. Но если Иванов купил товар в магазине Петрова для себя, а не для бизнеса и товар оказался некачественным — это нарушение прав потребителей. Тут уже можно жаловаться в Роспотребнадзор.

Жалоба появляется там, где взаимных обязательств нет, а есть только обязательство одной стороны. Как правило, это обязательство органа власти соблюдать права гражданина. Например, секретарь в суде потерял исковое заявление Иванова, а Роспотребнадзор не принял его заявление и отказался разбираться в ситуации. И суд, и Роспотребнадзор — государственные органы. Их сотрудники нарушили права Петрова — в этой ситуации он может пожаловаться. В жалобе он будет требовать устранить нарушение своих прав. А еще он обязательно попросит наказать виновных — так тоже можно.

Попробуем разобраться на примерах, в какие ведомства и когда подавать жалобы.

По факту мошенничества. Мошенничество — уголовное преступление, писать нужно не жалобу, а заявление о привлечении виновных к уголовной ответственности. Жалоба, например в прокуратуру или в Роспотребнадзор, не поможет. Прав потребителей это не касается, а прокуроры не занимаются поиском мошенников, это функция полиции.

На застройщика. С застройщиками ситуация сложнее. Все зависит от того, что именно нарушено и как это прописано в договоре. Если нарушены права дольщика, которые указаны в законе, например, о правах потребителей, — можно жаловаться в Роспотребнадзор. Если строительные нормы и правила — в Минстрой. Если только нормы договора — стоит обратиться с иском в суд.

На городскую администрацию чаще всего жалуются по вопросам благоустройства города. Договорных отношений тут не бывает, а нарушения прав граждан случаются часто. На нарушения со стороны городской администрации, в зависимости от ситуации, можно жаловаться почти в любое министерство, ведомство, прокуратуру и в суд.

На управляющую компанию. Тут своя специфика. Хотя отношения договорные, почти любое нарушение со стороны УК нарушает еще и законодательство о правах потребителей, нормативные акты правительства. Жаловаться можно сразу по нескольким адресам: в саму управляющую компанию, в Роспотребнадзор, Минстрой и прокуратуру.

На работодателя о невыплате зарплаты жалуемся в трудовую инспекцию. Если нарушения подтвердятся — трудинспекция может подготовить и направить заявление в суд о взыскании денег. Для работника это выгодно: не придется тратиться на адвоката. А если нарушение связано с невыплатой заработной платы, можно обойтись и без суда: трудинспекция может принять решение о принудительном исполнении и взыскать деньги через приставов.

На судебных приставов можно пожаловаться в Министерство юстиции и в прокуратуру. Обычно хорошо срабатывают жалобы, если их направить одновременно в оба эти ведомства.

На сотрудников полиции жалуемся вышестоящему начальству и в прокуратуру. Если незаконные действия сотрудников полиции причинили человеку ущерб — возмещать его будут за счет бюджета.

Обращение в военную прокуратуру — чаще всего необходимо военнослужащим и членам их семей.

Коллективная жалоба по закону допустима. Но сам я отношусь к таким жалобам не очень хорошо. Часто люди думают, что если жалобу подпишут сто тысяч человек, власти испугаются и все исправят. Но для сбора подписей нужно много времени, а по результату она сравнима с одиночной. Я сам столкнулся с ситуацией, когда в моем доме протекала крыша, а соседи говорили: «Ну и что, это же дом плохой, что мы можем сделать?» Для ремонта оказалось достаточно всего одной жалобы — моей. С точки зрения закона не важно, сколько человек ее подписали. Важно, были ли нарушены права на самом деле и к каким последствиям это привело.

Иногда можно обойтись и без суда

Мы пишем в том числе и об этом. Подпишитесь на рассылку, чтобы узнать, как защищать свои права без судов

Требования к жалобе

Форма. Установленных законом форм жалоб не существует. Гражданин может писать так, как ему удобно: на тетрадном листке в клетку, на бумаге формата А4, в специальной форме для подачи обращений на сайте или по электронной почте. С точки зрения закона все эти жалобы равнозначны.

Структура и содержание предусмотрены законом о работе с обращениями граждан. В жалобе нужно указать:

  1. Наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в который адресована жалоба. При отправке через специальные формы на сайтах и через портал госуслуг наименование органа заполняется автоматически.
  2. Если жалоба адресована конкретному чиновнику — можно указать его фамилию, имя, отчество и должность. Но это необязательно: по правилам сначала жалоба попадает к руководителю, а он определяет, кто именно из его подчиненных займется ответом.
  3. Фамилию, имя, отчество того, кто жалуется, почтовый адрес или адрес электронной почты, по которому должны будут направить ответ. Это обязательно: без этих данных в рассмотрении жалобы могут отказать.
  4. Текст жалобы. В нем описывается, что именно произошло и какие меры необходимо принять.
  5. Личная подпись, если жалоба оформляется в бумажном виде. Если отправка происходит через госуслуги — жалоба считается подписанной электронной подписью.
  6. Дата составления.
Образец жалобы для самостоятельного заполнения

Если есть доказательства нарушения прав, их тоже можно приложить к жалобе. Это могут быть фотографии: например, припаркованных в неположенном месте автомобилей или переполненных мусорных контейнеров. В качестве доказательств можно использовать документы: например, ответы на ранее поданные обращения или заявления свидетелей, которые могут подтвердить факт нарушений.

Никаких специальных требований к расположению реквизитов в жалобе, типу шрифта, ширине полей и межстрочному интервалу не существует. Жалобы и обращения пишут простые граждане, и знать требования делопроизводства они не обязаны. Но мой совет: постарайтесь сделать так, чтобы жалоба была читаемой. В этом случае исполнителю будет проще с ней работать.

Еще одна ошибка — пытаться написать жалобу юридическим языком. Умные юридические термины чиновников не пугают, а вот текст читать сложнее. Мой совет: если вы знаете, какие именно нормы нарушены, — сошлитесь на них. Если не знаете — просто опишите факт нарушения, не углубляясь в дебри юридической терминологии.

Чего нельзя писать в жалобе. Критиковать чиновников в жалобе можно без ограничений. А вот оскорблять их или других людей — нельзя. А еще нельзя использовать нецензурные выражения. В этом случае на жалобу не ответят, а тому, кто пожаловался, сообщат о недопустимости злоупотребления правом на обращения.

А еще в рассмотрении откажут, если нельзя разобрать почерк. Либо если фамилия или адрес не поддаются прочтению или из содержания жалобы нельзя определить, чего именно хочет гражданин. Я рекомендую избегать эмоций. Иногда хочется в жалобе написать: «Сколько можно? Когда над нами прекратят издеваться?» или «Доколе?» Но на самом деле это упрощает чиновникам работу: на абстрактные требования не может быть конкретного ответа, а значит, делать ничего не нужно. Гражданин не просит что-то сделать, а только спрашивает или возмущается.

Из личного опыта: в хорошей жалобе нет вопросительных и восклицательных знаков. Только требования конкретных действий, например убрать улицу, посадить дерево, привлечь виновных к ответственности.

Бывает, что граждане злоупотребляют своим правом на обращения и пишут по одному и тому же факту много раз, а новых доводов не приводят. В этом случае чиновники могут принять решение, что обращение безосновательно, и прекратить переписку. Но просто так замолчать и не отвечать не имеют права: они должны письменно уведомить гражданина о причинах, по которым переписка прекращена.

Еще одно основание для отказа в ответе по существу — ситуация, когда ответ не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную тайну. Такое редко, но бывает.

Может ли жалоба быть анонимной. Многие считают, что нужно сообщать о нарушениях, но вот подписываться не торопятся. У таких жалоб нет шансов на успех. Если нет фамилии заявителя или адреса, на который нужно отправить ответ, — чиновники имеют право не отвечать, и это не будет считаться нарушением.

Некоторые люди боятся подписывать жалобы: считают, что чиновники начнут хуже к ним относиться или будут мстить. Но это не так: закон защищает человека, который пожаловался на нарушение своих прав, — запрещено преследовать гражданина за то, что он жалуется. А еще нельзя разглашать сведения, которые он указал в обращении. Например, нельзя опубликовать жалобу в соцсетях и написать: вот, смотрите, какую ерунду человек сочинил.

А чего тут бояться?

Анастасия Ярославцева

не жалуется, а обращается

Не люблю слово «жалоба»: оно звучит унизительно. Куда симпатичнее официальное слово «обращение». И когда меня упрекают, что вы, мол, на нас постоянно жалуетесь, всегда отвечаю: «Я не жалуюсь, я порядок навожу». Потому что все мои обращения основаны исключительно на нормативных актах: приказах, указах, законах, санитарных нормах.

Не нужно бояться обращаться и указывать на нарушения. Вот пример: в детском саду, который посещают мои дети, регулярно нарушают санитарные нормы и правила. То дорожки зимой посыпают противогололедными реагентами, что запрещено, то группы не проветривают, то в неположенное время начинают территорию подметать. Я прошу выполнять санитарные нормы — и слышу в ответ: «Войдите в наше положение». В положение не вхожу, шлю обращение в Роспотребнадзор, ведь все эти нарушения бьют по здоровью детей. Работает. Да, администрация ДОУ смотрит на меня неласково, но задевать моих детей опасаются: знают, что я этого так не оставлю.

Я привыкла к недовольству тех, на чьи нарушения я жалуюсь, и немного бравирую этим. Но моя репутация работает на меня: мои обращения рассматривают в кратчайшие сроки и редко игнорируют. А окружающие люди замечают мои старания и происходящие вокруг изменения, поэтому все чаще поддерживают меня.

Я отдаю себе отчет, что далеко не все в нашем государстве можно изменить в лучшую сторону. Но если привести в порядок маленький кусочек мира вокруг себя — весь мир в целом станет лучше.

Оснований для правомерного отказа в приеме жалобы в законе нет. Принять ее обязаны в любом случае. А вот что ответят — зависит уже от ситуации.

В жизни не все так просто. Обычно, если человек принес жалобу лично, от него всячески пытаются избавиться. Никто не говорит прямо, что жалобу не будут принимать. Но человека начинают отправлять из кабинета в кабинет, где он каждому чиновнику рассказывает свою историю. А ему в ответ говорят, что нужно подняться к другому специалисту на девятый этаж. А тот, в свою очередь, отправляет к следующему. Еще могут сказать, что нужный человек в отпуске, уехал по делам, пошел на важное совещание. Как вернется — обязательно разберется во всем. Главное — его дождитесь.

Мое личное мнение: не тратить время на личные беседы с чиновниками. Обещают они что угодно, но забывают свои обещания раньше, чем за посетителем закроется дверь. Лучший вариант — писать. А если пришлось написать жалобу от руки — несите ее не чиновнику лично, а в секретариат и требуйте ее регистрационный номер. В крайнем случае отправьте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Способы подачи жалобы

Раньше способ был только один — бумага и ручка. Люди писали о своих проблемах на бумаге и отправляли по почте или вручали лично. Способ этот сохранился и сейчас, но надежным его назвать нельзя. Почта затягивает сроки доставки, бумаги теряются.

Лично. Личный визит и устное обращение тоже допустимы. Но, как правило, на личный прием можно попасть только по записи. А еще приходится узнавать приемные часы и иногда стоять в очереди. Сторонники такого способа обращений есть — это люди, которые ни разу не сталкивались с современными технологиями. Обычно я стараюсь отговорить их от личных визитов. Проще один раз зарегистрироваться на портале госуслуг, чем постоянно стоять в очередях.

Через интернет. Самый надежный и быстрый способ пожаловаться на что угодно — электронное обращение. Оно доставляется моментально, и потерять такую жалобу нереально. Даже если в ведомстве скажут, что не получали его, факт отправки всегда можно подтвердить.

Сейчас большинство ведомств подключены к единой системе авторизации и аутентификации. Это те самые логин и пароль, с помощью которых мы входим на сайт госуслуг. Часть жалоб тоже можно подать через госуслуги.

Там есть специальный раздел досудебного обжалования.

Срок рассмотрения любой жалобы, как правило, не превышает месяца, но этот срок отсчитывается со дня регистрации. Время, пока письмо идет почтой, не учитывается.

На госуслугах можно пожаловаться на действия сотрудников любого министерства или ведомства. Такой вариант подойдет, даже если заявление подавали лично или отправляли почтой
Портал досудебного обжалования похож на конструктор: требуется только заполнить нужные поля
Нужное ведомство можно найти на карте или ввести его адрес вручную
Можно указать сотрудника, которого вы считаете виновным в нарушении ваших прав. А еще есть специальные поля, где можно указать дополнительную информацию и прикрепить файлы — например, фотографии или копии документов
Жалобу здесь может подать не только тот человек, чьи права нарушены, но и его представитель. Не обязательно это должен быть юрист — это может быть родственник, сосед или знакомый
В Роспотребнадзор часто жалуются те, кто купил некачественный товар или кому оказали некачественные услуги. Отдельной формы обращения на госуслугах нет, зато она есть на сайте Роспотребнадзора. Тут тоже два варианта подачи: с паролем от госуслуг и без него
На ресурсы, содержащие запрещенную информацию, можно пожаловаться на сайте Роскомнадзора. Не самый популярный портал, но он пригодится, например, если вы увидите в интернете призыв к массовым самоубийствам или к террористическому акту

Один из самых моих любимых сайтов для подачи жалоб — ГИС ЖКХ. Функционалу портала могут позавидовать многие государственные учреждения. Там можно:

  • посмотреть информацию по начислениям за коммунальные услуги;
  • оплатить их;
  • провести общедомовое собрание и не бегать для этого за собственниками квартир;
  • пожаловаться на работу управляющей компании.

Даже если вы не знаете точно, какая компания обслуживает ваш дом, ошибиться не получится. Достаточно ввести адрес — и система сама найдет нужную компанию. Если УК проигнорирует обращение, можно пожаловаться на ее бездействие — например, в региональное министерство строительства и ЖКХ. А если срок ответа по обращению пропущен, портал сам предложит пожаловаться на нарушение сроков.

Все жалобы и ответы на них сохранятся в специальном разделе личного кабинета.

Для жалобы достаточно заполнить нужные поля
В коммунальных услугах всегда есть что улучшить. Поэтому я часто пользуюсь этим порталом. Теоретически через него можно даже сделать заявку на замену лампочки в подъезде или пожаловаться на некачественную уборку. Искать офис УК или звонить по телефону для этого необязательно

Жалоба в прокуратуру

Все министерства и ведомства занимаются только своими вопросами: МВД борется с преступностью, Минстрой отвечает за ЖКХ, а Роспотребнадзор — за права потребителей. Ни одно из ведомств в компетенцию другого не вмешивается. Единственное исключение — прокуратура.

Полномочия у прокуроров очень широкие: они могут прийти в любую организацию, запросить документы, проверить их и потребовать от должностных лиц объяснений по факту нарушения. Если эти факты подтвердятся — виновных привлекут к ответственности. Требования прокурора подлежат обязательному исполнению.

Пожаловаться в прокуратуру можно двумя способами.

Направить жалобу в прокуратуру на сайте госуслуг. Для этого тоже понадобится регистрация.

Здесь есть разница с порталом досудебного обжалования: подать жалобу от имени другого человека не получится
Жалоба автоматически подается от имени того, кто со своим паролем вошел в учетную запись госуслуг

Если регистрации на госуслугах нет или жалуетесь от имени другого человека, доступна форма обращения на сайте генеральной прокуратуры.

Здесь регистрация на сайте госуслуг не требуется — достаточно просто указать свои данные

Вот пример удачной жалобы в прокуратуру: администрация городского округа не хотела делать в подъезде пандус для инвалидов, а на все обращения отвечали отписками. Пришлось жильцам подъезда жаловаться в прокуратуру. Там проверили даже содержание отписок и решили: раз чиновники не исполняли свои обязанности — их нужно наказать.

Виновных привлекли к административной ответственности и оштрафовали. Размер штрафа за такое нарушение — от 5000 до 10 000 Р. После этого пандус сделали очень быстро.

С прокуратурой разговор короткий: чиновников оштрафовали
Тот самый пандус

На что можно жаловаться

Казалось бы, по закону можно жаловаться на что угодно. Но все не так просто. Нам же нужен результат — чтобы чиновники сделали все по закону. А значит, нужно жаловаться в первую очередь на нарушение своих прав.

Приведу пример из жизни. В Коломне некуда было сдавать лампы, содержащие ртуть, — их складывали в обычные картонные коробки. А градусники вообще не принимали. Эковолонтеры не молчали: они звонили чиновникам и спрашивали, что делать. Чиновники по телефону сочувствовали, но говорили, что ничем помочь не могут. Принять лампы некому, и что делать — не знает никто. Все свелось к обсуждению проблемы в средствах массовой информации и соцсетях.

Жительнице Коломны Анастасии эта ситуация тоже не нравилась. Она не стала обсуждать это в соцсетях и ругать власти, а написала обращение в департамент городского хозяйства.

Женщина не жаловалась на чиновников, которые не знали, как гражданам утилизировать градусники, и даже не спрашивала, сколько это будет продолжаться и кто виноват. Она указала на то, что нарушены права граждан и закон, и это нужно исправить. Через 10 дней чиновники отчитались, а еще через полмесяца гордо продемонстрировали новые безопасные контейнеры.

Уважаемый Михаил Михайлович! Вы тут немного закон нарушили — давайте устраним, пока граждане не пострадали
10 января подали жалобу, а 20 января уже получен ответ

Как узнать, куда жаловаться

Государство — это бюрократическая структура с большим количеством ведомств. Сразу определить, куда именно направлять жалобу и в каком порядке действовать, бывает сложно.

Но в законе предусмотрена и такая ситуация. Гражданин должен направить обращение или жалобу в тот государственный орган, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов. Если он ошибется с адресатом — чиновники должны разобраться и сами переслать жалобу куда надо. А гражданина должны уведомить о переадресации жалобы в письменном виде — например, обычным письмом или на электронную почту.

Хотя жаловаться можно кому угодно, я рекомендую не начинать с президента и генеральной прокуратуры РФ. Жалобу там, конечно, примут, зарегистрируют, но потом отправят для рассмотрения в самый низ — например, в городскую прокуратуру или в городскую администрацию. Пересылка из одного ведомства в другое всегда занимает время. Чтобы его не тратить впустую, выбирайте ведомство, которое находится в самом низу иерархии. Тут есть еще один плюс: если вас не устроит ответ, его можно обжаловать в вышестоящих инстанциях. Вероятность добиться нужного результата при этом возрастает.

Иногда по закону нужно до жалобы в государственные органы сначала попытаться решить вопрос мирным путем. Вот пример: девушка рассчиталась на заправке, деньги с ее карты списались, но на счет АЗС не поступили. Она решила, что ее обсчитали, — и тут же обратилась с жалобой на АЗС в Роспотребнадзор. Там ее жалобу рассмотреть не смогли — по закону положено сначала направить письменную претензию продавцу. А вот если он откажется возвращать деньги или вообще не ответит на такую жалобу — тогда Роспотребнадзор будет разбираться. Потребитель не обязан знать все тонкости законодательства, поэтому чиновники подробно объяснили, как, что и в каком порядке нужно сделать.

Иногда ведомства не могут между собой договориться, кто именно будет решать проблему. Например, в Москве нарушениями правил парковки занимаются сразу два ведомства: ГИБДД и МАДИ. Одни отвечают за проезжую часть, другие — за дворы и тротуары. Например, пожаловался гражданин в ГИБДД, что машина мешает проезду. ГИБДД приезжает и говорит: «Извините, эта машина двумя колесами стоит на тротуаре — обращайтесь в МАДИ». А МАДИ отвечает: «Все верно, два колеса на тротуаре, но вторые два — на проезжей части. Значит, идите в ГИБДД».

Но и в этом случае не все потеряно. Нужно жаловаться в прокуратуру — она и решит, какое из двух ведомств должно разбираться. Правда, возможно, к этому моменту автомобиль нарушителя уже уедет, но в следующий раз такого конфликта между ведомствами уже не возникнет.

У меня был случай, когда я пожаловался в Минстрой через ГИС ЖКХ. Но в Минстрое на мою жалобу вовремя не ответили. Я лично посетил УК и добился, чтобы все недостатки все равно устранили. Письменный ответ от Минстроя я получил с нарушением сроков.

Я решил не оставлять все как есть и пожаловался в прокуратуру. Она провела проверку — нарушения подтвердились. В результате виновных, по всей видимости, накажут.

Санкции за такое могут быть серьезными. За нарушение порядка рассмотрения обращений граждан предусмотрена административная ответственность. Чиновников могут наказать штрафом от 5000 до 10 000 Р, заплатят они его из своей зарплаты. Если они нарушат закон об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, штраф может достигать 50 000 Р — при условии, что чиновника уже наказывали за такие нарушения.

В целом алгоритм действий такой:

  1. Если непонятно, в какое ведомство жаловаться, можно направить обращения сразу в несколько. Жалобу либо переправят куда надо, либо разъяснят, к кому именно нужно обращаться.
  2. Если ведомства работать не хотят, можно пожаловаться в прокуратуру. Это надзорный орган и своим решением может обязать работать любую государственную организацию.

Как должна отреагировать прокуратура

Действия по поступившей жалобе у прокуроров простые. В месячный срок проводится проверка. Если факты подтверждаются — выносится представление об устранении нарушений. Если необходимо — виновных привлекают к ответственности.

Прокуроров все ведомства боятся

Анастасия Ярославцева

не жалуется, а обращается

Граждане очень боятся слова «прокуратура», а зря. Это отличная «палочка-выручалочка», если кто-то не хочет решать проблему без дополнительного стимула-палки.

Очень хорошо прокуратура помогает в работе с полицией. Вот пример: в моем дворе один водитель начал парковаться на детской площадке. В ГИБДД на жалобы не реагировали. Я поборола желание разобраться с автомобилистом «по-народному», то есть незаконно: нельзя бороться за справедливость, нарушая закон. И я пожаловалась в прокуратуру на бездействие сотрудников ГИБДД.

Главное — это доказательства. Здесь видно номер автомобиля, на табличке указано время. Также видны элементы детской площадки

Подробностей общения прокуроров с сотрудниками ГИБДД я не знаю, но меры им принимать пришлось. В отношении водителя вынесли постановление по делу об административном правонарушении и назначили административное наказание — штраф. А еще с ним провели профилактическую беседу и разъяснили требования ПДД.

Как не получить отписку

Гарантий, что чиновники не дадут простую отписку, нет. Но любую отписку и любой отказ можно обжаловать. Начинать обжалование я рекомендую с вышестоящих инстанций того ведомства, куда вы начинали жаловаться, а потом в прокуратуру и в суд.

По моему личному опыту, если есть основания — необоснованное решение или бездействие чиновников пресекается обычно на уровне прокуратуры. По вопросам нарушения прав в суд мне не приходилось обращаться ни разу.

Что делать, если не помогла прокуратура

Прокурор — не самый страшный кошмар чиновника. Пожаловаться на бездействие или незаконные действия можно и в суд.

Специально для судебного обжалования действий и бездействия чиновников существует Кодекс административного судопроизводства РФ. Приняли его в 2015 году, чтобы упростить гражданам доступ к судебному порядку обжалования.

В суде можно обжаловать нормативные акты, которые нарушают права граждан, например решение снести детскую площадку. А еще можно обжаловать действия или бездействие чиновников и должностных лиц.

Суд в данном случае не привлечет чиновника к ответственности, а заставит работать. Обжаловать через суд действия или бездействие должностных лиц можно в течение трех месяцев с момента, когда вам стало известно о нарушении прав или свобод.

Куда жаловаться на прокуратуру. В суде можно обжаловать решение любого чиновника, даже если не помогла прокуратура и Генеральный прокурор РФ лично вам отказал в удовлетворении жалобы.

Как правильно жаловаться

  1. Грамотно составленная жалоба часто помогает обойтись без суда.
  2. Чтобы составить жалобу, адвокат не нужен. Никаких особых требований к жалобе нет, главное — чтобы была ясна суть, а также ваши личные данные были указаны разборчиво.
  3. Жаловаться можно на нарушение прав граждан. Наказать за жалобу не могут.
  4. Если в жалобе будет допущена ошибка или ее отправят не в то ведомство — ничего страшного. Чиновники обязаны дать ответ, в котором объяснят, что не так и как сделать правильно.
  5. В прокуратуру можно пожаловаться на любое ведомство.

Как написать письмо губернатору

Как написать письмо губернатору

Если вы задались целью написать письмо губернатору, тогда нужно правильно оформить свое обращение – выбрать точную форму письма, изложить лаконично и четко его содержание. Ниже дадим советы, как правильно создать обращение к высшему должностному лицу в регионе, чтобы максимально привлечь его внимание к вашей проблеме.

1

Губернатор является главным должностным субъектом федерации и в его компетенции – основной контроль региональных структур. Именно он решает самые важные вопросы области, соответственно – обращение к нему нужно оформить на должном уровне. Для написания письма вам понадобятся:

  1. компьютер с доступом в интернет;
  2. листы бумаги;
  3. ручка;
  4. почтовый конверт.

Губерн 9

2

Начните оформление письма не с содержания, а с его подготовки. Собственно от формы может зависеть многое. Нередко встречаются недовольные граждане, которые лично описывали свои проблемы в письме, на их взгляд детально и грамотно, красивым разборчивым почерком. Однако ответа на свое обращение так и не получили. Совет: такого рода обращение настоятельно рекомендуем набирать в текстовом редакторе на компьютере, а затем – распечатывать на листе бумаги или на специальном бланке. Вероятность прочтения напечатанного письма высоким должностным лицом увеличивается в несколько раз. Для этого предварительно возьмите такой бланк в приемной губернатора. Если типовой бланк отсутствует – пишите в произвольной форме.

Форма письменного обращения к губернатору – скачайте здесь.

Образец письма губернатору у нас.

3

На следующем этапе займитесь оформлением письма. Начните с его «шапки» – с правой стороны укажите должность лица, его фамилию, имя и отчество. Ниже напишите свои данные – фамилию, имя, отчество и контактную информацию (место проживания, телефон, электронную почту). Все вышеуказанные данные чиновника укажите в дательном падеже, а свои – в родительном. Допустим: «Губернатору такого то края Иванову Ивану Ивановичу», «от Петрова Федора Ивановича». Заранее узнайте, как правильно пишется должность чиновника. Пропустите немного места после вступления и по центру расположите обращение. Начните его со слов «уважаемый». Например: «Уважаемый Иван Иванович!», а немного ниже приступайте излагать суть своей проблемы или жалобы. Чтобы письмо было прочитано, оформите основную часть максимально кратко и по сути. Если эта часть будет размытой и растянутой, вероятность прочтения может приблизиться к нулю. Опишите просьбу на одном листе А4, а если этого будет недостаточно – в окончании письма пометьте «Приложение» с указанием прилагаемых листов. В них изложите всю дополнительную информацию. Если она окажется необходимой – с прилагаемыми листами обязательно ознакомятся. В самом конце еще раз лаконично сформулируйте вашу просьбу, поставьте число и подпись.

Губернат 5

4

После того как письмо оформлено – приложите к нему все имеющиеся свидетельства или официальные обращения. Должностные лица верят только бумагам, поэтому дополнение письма солидным вложением повышает вероятность рассмотрения вашего обращения. Упакуйте все собранные листы в конверт и займитесь его отправлением, предварительно узнав на сайте или в справочной службе юридический адрес областной администрации для отправки письма по почте. Важно: на всякий случай сделайте копию со своего обращения, а в конверт укладывайте именно ксерокопии официальных бумаг. Так вы подстрахуете себя от возможной утери важных документов.

5

Есть еще несколько вариантов передачи вашего письма, кроме почтового. Первый – лично организуйте доставку и передачу письма представителю канцелярии губернатора. Второй вариант – отправьте подготовленное обращение по электронной почте. Ее адрес можно узнать, посетив портал интересующей вас администрации. Часто на их сайтах можно увидеть специальные формы для обратной связи с гражданами. В этом случае воспользуйтесь возможностью и задайте интересующие вас вопросы губернатору. Бывают также электронные формы для отправки писем. Но как правило, они рассчитаны на текст, который ограничен в количестве знаков. Ознакомьтесь со всеми нюансами отправления электронного обращение на сайте интересующей вас администрации. Как пример – портал администрации Санкт-Петербурга.

Губернатор 4

Обычно на официальные письма граждан происходят «отписки» в течение 2-3 дней, максимальный срок – 30 дней. Если ответ не получен, запаситесь терпением и начните поиск своего обращения в канцелярии губернатора.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как грамотно написать бомж
  • Как грамотно написать аннотацию к статье
  • Как грамотно написать автобиографию при поступлении на работу образец
  • Как гофман писал щелкунчика
  • Как гофман написал щелкунчика