Как ханс циммер написал музыку к интерстеллар

«На самом деле я пишу не музыку, а программный код», — объясняет кинокомпозитор, создавший саундтреки к 150 фильмам. 12 сентября он отмечает свое 60-летие.

12 сентября Хансу Циммеру исполняется 60 лет. За свою карьеру он создал саундтреки к 150 с лишним фильмам, изменил подход к написанию музыки для кино и стал примером для целого ряда кинокомпозиторов нового поколения. КиноПоиск изучил, как работает один из величайших музыкантов киноиндустрии.

Своя школа

Существует два базовых подхода к написанию саундтрека. Первый — когда композитор получает на руки сценарий, режиссерские задумки или даже смысловые лейтмотивы фильма. Второй — когда композитор пишет музыку к уже отснятому материалу. Обычно музыканту присылают черновой вариант картины, и он отталкивается от визуальной составляющей, черпает вдохновение от увиденного на экране. Так, к примеру, работает легендарный Джон Уильямс, который предпочитает смотреть, нежели читать. Как только саундтрек написан, проводится студийная сессия. В это время в композиции вносятся небольшие изменения по желанию режиссера или продюсера. Процесс может затянуться на несколько непрерывных суток и стать настоящим кошмаром из постоянного недовольства и переписываний. Циммер за свою многолетнюю карьеру, безусловно, опробовал оба подхода. Но у него есть и третий. Назовем его интуитивным.

Надо подчеркнуть, что Циммер — музыкант без классического образования. В детстве он ходил на уроки игры на пианино, но после восьми уроков ему намекнули, что музыка — это не его. И так получилось, что будущий композитор рос, не уткнувшись носом в ноты, а внутри пианино. Его мать, тоже музыкант, в ужасе содрогалась при виде того, что юный Циммер творил с инструментом. Как-то раз Ханс прикрепил к пианино цепную пилу. Его мама, увидев это, закатила глаза в недоумении. Отец же (он был инженером), наоборот, восхитился. Он видел в находках сына задатки технологического революционера. Как окажется позже, совершенно справедливо видел.

«В детстве я одной ногой был в лагере музыкантов, а другой хотел убежать к изобретателям. Мне хотелось выяснить, каково это — создавать новые звуки», — вспоминает Циммер. Так и случилось: с годами он вырос в музыканта-изобретателя. «Я самоучка, и я всегда слышал музыку в своей голове», — говорит композитор. Другими словами, Циммер работает иначе, не так, как другие кинокомпозиторы. Порой ему достаточно одной старой помятой фотографии, чтобы написать саундтрек к ленте.

«Я четко понимаю, что у меня нет ни малейшего понятия, как снять ваше кино. Это лишь чистый лист бумаги. Самое главное в фильме — это история, поэтому у режиссера, сценариста и оператора есть одна общая черта. Все мы пытаемся создать самостоятельные миры», — говорит Циммер.

Основа творчества Циммера — эксперимент. Он может написать треклист блокбастера на планшете, а может собрать целый оркестр, придумать для каждого исполнителя соло-партии, заставить всех играть одновременно и дополнять услышанное электронными звуками.

Комбинирование классических инструментов и электроники — еще одна особенность творчества Циммера. Он родился во Франкфурте-на-Майне и вскоре переехал в Лондон, где поступил на учебу в Hurtwood School. Музыкальная карьера Ханса началась в 1970-е. Он встал за клавиши и синтезатор в группе Krakatoa. В 1977-м Циммер сменил прописку и стал частью группы Buggles, играющей в жанре нью-вейв, который сочетает в себе панк-рок, электронику и экспериментальную музыку. Затем были группы Krisma, Helden, Mecano, Shriekback. С 1970-го по 1980-й Циммер опробовал целую палитру жанров — от панка до фолка — и писал рекламные джинглы. В итоге творческий путь свел его со Стэнли Майерсом, композитором фильмов «Навострите ваши уши», «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» и «Охотник на оленей». Циммер и Майерс создали студию Lillie Yard, главной фишкой которой стало соединение оркестровой и электронной музыки. Тогда ни Майерс, ни Циммер не знали, что спустя 20 лет формула «электро плюс классика» станет главным трендом.

Циммер: Начало

Фильм Барри Левинсона стал для Ханса Циммера поворотным в карьере. Режиссер подыскивал композитора для своего проекта, но впоследствии нужного человека подсказала жена. Она принесла Барри CD-диск с музыкой из фильма «Разделенный мир» об апартеиде. Левинсона работа композитора впечатлила, и Циммер закрыл вакансию в «Человеке дождя». Чем это все закончилось для ленты, мы прекрасно знаем: восемь номинаций на «Оскар», четыре из которых стали победными. Одну из номинаций получил 30-летний Ханс Циммер. До киноакадемии он смог достучаться с помощью стальных барабанов, которые дополнял синтезатор.

«Человек дождя»«Человек дождя»

«„Человек дождя“ — это фильм дороги, и в таких случаях обычно саундтреком становится звонкая гитара или бренчание на струнах. Я же старался думать о героях, чтобы музыка не была громче моих персонажей. Пытался сдерживать себя, — рассказывает Ханс Циммер. — Герой Рэймонд на самом деле не понимает, где находится. Мир кажется ему совсем другим. Он с таким же успехом мог бы находиться на Марсе. Так почему бы нам тогда не изобрести свой мир музыки, которой в реальной жизни не существует?»

Смысл и форма

Своей музыкой Ханс Циммер рассказывает истории. Конечно, не каждый саундтрек — это философский трактат, но некоторые его работы имеют подтекст. Так, музыка «Последнего самурая» отражает путь воина, «Тельма и Луиза» — это бунтующий дух, «Код да Винчи» — две тысячи лет христианской истории.

Любой саундтрек начинается со звонка. На телефоне Циммера срабатывает рингтон (интересно, кстати, какой?), он берет трубку и слышит через динамик: «Я хочу рассказать тебе историю». Все режиссеры — великолепные рассказчики, утверждает Циммер, и к концу третьего параграфа он цепляется за услышанную задумку.

«Последний самурай»«Последний самурай»

«Это роскошное состояние, если вы понимаете, о чем кино. Всем нравится, когда им рассказывают хорошую историю, — говорит Циммер. — Обычно, как только история обрастает подробностями, у меня появляются идеи. Не то чтобы я слышу мелодии — я слышу звук. Что-то скребет внутри меня, пытается вырваться наружу. Идеи обретают форму».

Большую роль в становлении Циммера как композитора, пытающегося донести смысл, сыграл «Король Лев». Чем больше музыкант погружался в историю, тем отчетливее он видел не мультяшных зверей, а настоящую трагедию.

«Я испытал эту трагедию на себе. У меня умер отец, и после себя он оставил маленького ребенка. Это то, что произошло со мной в детстве. Мне тогда было шесть лет. Дети не задумываются об этом (кто бы что ни говорил), пока сами не столкнутся. Поэтому впервые за долгое время я сел и задумался о гибели отца, вспомнил все, что тогда испытал, и писал музыку под этими эмоциями. Это был единственный способ написать искренний саундтрек к „Королю Льву“. В какой-то степени это реквием по моему отцу», —
делится переживаниями Циммер.

«Я не прочь загромоздить титры»

В 2008 году Ханс Циммер написал один из самых мощных саундтреков года. Речь, разумеется, о «Темном рыцаре» Кристофера Нолана. Впрочем, чего уж там, Циммер тогда написал один из лучших саундтреков в своей карьере. В нем были низкий бас, фирменные для Циммера звуковые пики, эпичные затяжные ноты. Увы, главный приз Американской киноакадемии эта работа не получила: саундтрек исключили из гонки за «Оскар». Причина банальная — слишком много авторов.

Как и в первом фильме трилогии о Бэтмене, над основной частью композиций «Темного рыцаря» работали Джеймс Ньютон Ховард и Ханс Циммер. Однако им также помогали звукорежиссер Алекс Гибсон, музыкальный дизайнер Мэл Уэссон и композитор Лорне Балфе. У академии нет четкого регламента относительно того, сколько человек должно работать над саундтреком, чтобы попасть в номинацию, тем не менее члены гильдии, отвечающей за музыку, после четырех часов дискуссий проголосовали против участия саундтрека «Темного рыцаря» в конкурсе. Они решили, что пять человек — это перебор. Гибсон, Балфе и Уэссон даже подписали заявление, что Циммер и Ховард управляли процессом, а получившийся саундтрек — продукт их трудов. Тем не менее это не убедило академиков. В декабре 2008 года Циммер оспорил решение, обосновав свои доводы мнением, что создание музыки для современного фильма возможно лишь в коллаборации. Циммеру важно было отметить всех, кто приложил руку к производству саундтрека.

По этой же причине в «Гладиаторе» наравне с Циммером в графе композитор указана Лиза Джеррард. Она обеспечила саундтрек легендарного фильма Ридли Скотта женским вокалом, и пусть ее роль не главенствующая, но Циммер настоял на упоминании в титрах именно рядом с ним. Джеррард, будучи солисткой, придала музыке нужный эмоциональный фон.

«У меня изначально была идея о создании своего рода сообщества вокруг рабочего процесса, и я не прочь загромоздить титры. Не хочется мне вешать ярлыки «ты композитор», «ты организатор», «ты руководитель оркестра». Мы хотели работать сообща, а мне не обязательно видеть надпись „Автор саундтрека — Ханс Циммер“», — подчеркивает композитор.

Так, для создания музыки к фильму «Начало» Ханс Циммер собрал целый духовой оркестр, уместил его в студии и повесил напротив каждого исполнителя микрофон. Работа в такой обстановке идет лишь на благо проекту, считает композитор. Чем больше времени оркестр проводит вместе, тем лучше исполнители узнают друг друга, понимают, кто на что способен, и осознают, какое в результате у них получится творение. Специалисты, сводящие звук, играют не меньшую роль, чем люди, которые этот звук производят. Присутствие режиссера в студии приветствуется, но не обязательно.

При этом коллаборация не всегда подразумевает наличие оркестра и дирижера. Возьмем «Нового Человека-паука 2». Над ним Циммер работал в команде с хип-хоп-исполнителем Фарреллом Уильямсом, экс-гитаристом The Smiths Джонни Марром, рокером Майком Эйнзигером, диджеем Junkie XL, композиторами Эндрю Кавчински и Стивом Маззаро. Марк Уэбб просил Циммера написать саундтрек с современной музыкой, который вписался бы в нашу с вами повседневную жизнь. Для этой задачи композитор привлек вышеперечисленных людей. Его за это упрекнули в желании пошуметь за счет громких имен в титрах, а он ответил: «Я их выбрал не потому, что они знамениты, а потому, что они действительно лучшие».

Три слова и две ноты

Написать саундтрек по всего лишь одной фотографии для Циммера далеко не самый верх мастерства. Бывают задачи и посложнее, например создать музыку к трем словам.

— Я вернусь.


— Когда?

Этот диалог был частью небольшого рассказа, который Кристофер Нолан дал Циммеру перед началом работы над «Интерстелларом». В рассказе было несколько абзацев, цитата самого Циммера из давнего разговора с Ноланом и этот диалог. Именно за него композитор и зацепился, сочиняя музыку для межпланетного эпика Нолана. В рассказе этот разговор состоялся между отцом, который вот-вот должен был отправиться выполнять важнейшую работу, и сыном. Нолан специально написал историю так, чтобы отрыть в Циммере то, что тот сам из себя вытащить не смог бы. У Ханса есть сын-подросток, и цитата в рассказе косвенно касалась его.

Когда саундтрек к «Интерстеллару» был готов, Циммер все еще не знал, о чем будет фильм. В конце концов Нолан послушал музыку и сказал: «Надо как можно скорее снять этот фильм». Только потом Циммер узнал о задумках режиссера и пришел в недоумение. «Крис описывал масштабный, эпичный фильм о космосе, науке, человечестве, и тут я его прервал: «Погоди, я написал тебе чрезвычайно личную вещь, ты же это понимаешь?» Он ответил: «Да, и теперь я знаю, каким будет сердце моего фильма. Все, что касается этой картины, чрезвычайно личное», — рассказывал Циммер.

Вдохновением для саундтрека «Начала» послужила Эдит Пиаф. Ее песня «Non, je ne regrette rien» легла в основу одной из композиций. Но об этом нигде не говорилось, а известно стало, лишь когда по интернету вирусом разошлось видео, сравнивающее французскую песню и самую узнаваемую мелодию из фильма.

Один из зрителей замедлил песню Пиаф и получил саундтрек фильма Кристофера Нолана. Циммер пояснил, что это никакое не совпадение, а элемент загадочности фильма. Он еще удивился, как так долго никто не замечал схожести с Пиаф. Циммер добавил, что на самом деле он ничего не замедлял, а просто вычленил из песни две ноты и обыграл в разной тональности. Так получился эффект сирены над городом, и за ним этот прием подхватили десятки киноделов. Мы не раз увидели, как в трейлерах музыкальная тема стартует с громкого секундного гудения а-ля Циммер. К слову, самая популярная композиция немца на iTunes также родом из «Начала» — «Time».

Работая над «Темным рыцарем», Циммер изменил стратегию и обратился к тому, что все ненавидят. Узнав, каким будет образ Джокера, композитор начал думать о провокационных вещах, которые бы сразу сделали героя отвратительным в глазах зрителя. Он собрал несколько монотонных звуков и дал их послушать Нолану. В картотеку вошли скрежет по железу, две бритвы, скользящие друг по другу, звук шуршащих струн, смычок, ползающий по скрипке, и многие другие звуки, от которых волосы дыбом встают. Итогом стала тема для Хита Леджера.

Технологии и последователи

Циммер утверждает, что никогда не понимал разницы между композитором и программистом. Он видит будущее, в котором каждый желающий сможет написать качественную музыку, поделиться ею в интернете и найти себе интересных коллег по цеху. Порой Ханс сам заходит в YouTube, отыскивает перспективных ребят и пишет им. Проходит время, и вот уже парень с экрана сидит с Циммером в одной студии, став частью оркестра.

Ханс Циммер основал компанию Remote Control Productions, которая занимается записью саундтреков к фильмам. Композиторы, работающие под лейблом Remote, проповедуют тот же стиль, что и Циммер. В их число входят Клаус Бадельт («Пираты Карибского моря»), Стив Яблонски («Трансформеры»), Джон Пауэлл («Джейсон Борн»), Генри Джекман («Люди Икс: Первый класс»), Рамин Джавади («Игра престолов»), Junkie XL («Безумный Макс») и многие другие. Они сделали сочетание электроники и классики синонимом музыкального блокбастера.

«На самом деле я пишу код, а не музыку», — утверждает Циммер, объясняя, что когда человек прописывает ноты, то он сочиняет инструкцию для другого музыканта, который будет исполнять написанное. Циммер же предпочитает сочинять музыку на компьютере, когда рано или поздно ты сам проигрываешь то, что добавил в семпл. «Технологии не упрощают жизнь, — поясняет композитор. — На самом деле все становится только сложнее, потому что возможности становятся безграничными».

10

КИНО

18 ноября 2021 года в 23:57

13 113

Как Ханс Циммер вдохновил Кристофера Нолана на создание «Интерстеллара»

Источник: Warner Bros.

Ханс Циммер рассказал, что Кристофер Нолан решил снять «Интерстеллар» после того, как услышал отрывок его музыкального произведения. Фантастический эпос про задыхающуюся Землю — не первая их совместная работа. Циммер написал или спродюсировал музыку к семи картинам режиссёра, но такое мгновенное попадание было впервые.

Крис попросил меня написать музыку ещё до того, как закончил сценарий. Я сыграл отрывок, не глядя на него. Он сидел на диване позади меня. Я закончил и спросил: «Что думаешь?» Он откинулся назад и ответил: «Я сниму фильм».

Картина была представлена на «Оскаре» в номинациях за лучшую работу художника-постановщика, звук, монтаж звука и саундтрек, но статуэтку взяла за лучшие визуальные эффекты.

В 2023 году у Кристофера Нолана выйдет фильм «Оппенгеймер» c Эмили Блант, Киллианом Мёрфи, Мэттом Дэймоном и Робертом Дауни-младшим.

Что касается Ханса Циммера, он выступит композитором фильмов «Гарри Хафт: Последний бой», «Топ Ган: Мэверик» и второй части «Дюны».

Егор Беляков провел около 30 минут в компании лауреата «Грэмми», «Золотого глобуса» и «Оскара» Ханса Циммера, а также других журналистов, которые попытались расспросить композитора в преддверии приезда его оркестра в Россию обо всем на свете: работе с Ноланом, отцовстве, видеоиграх и нехватке времени.

Узнав, что общаться ему придется с российскими журналистами, Ханс Циммер, видимо, чтобы снять напряжение, по-отечески начинает с очень трогательного рассказа про свою дочь: «Она учит русский язык. Любит вашу культуру, язык, да вообще все русское! Но я думаю, что все, что она говорит [на этом языке], — какие‑то странные слова». Циммер смеется. А на вопрос, читал ли он что‑то из русской литературы, без промедления отвечает: «Конечно! Пушкин, Достоевский… Все обязательные вещи!» Опять смеется. А после на несколько секунд задумывается. «Мастер и Маргарита», — добавляет он уже серьезным голосом.

Серьезность — одна из главных черт творчества Циммера. Его музыка к фильмам — масштабные полотна в духе огромных классических картин. Его многослойные композиции живописны сами по себе. Неудивительно, что он очень ценит российскую музыкальную классику, которой также не чужда помпезность. Циммер респектует Прокофьеву и Чайковскому. «Никто в мире, кроме России, не может похвастаться таким набором великих композиторов. И чем дальше вы идете на Восток, тем меньше музыку можно расслоить на категории: типа вот это для фильма, а это для концерта; это просто музыка».

Россия так или иначе есть в жизни Циммера, хочет он этого или нет. «Хочу вам рассказать одну русскую историю, — говорит он, — прямиком из Лондона. У меня здесь квартира. Живу на четвертом этаже. Лето, ночь, очень жарко, все окна открыты. И тут я слышу, что в квартире этажом ниже идет какая‑то шумная вечеринка, на которой полно русских! Уж поверьте, русские голоса я могу определить… Одиннадцать вечера — все немного пьяненькие. За полночь — очень пьяненькие. И тут внезапно кто‑то начинает играть на пианино и петь какую‑то русскую песню. Каким‑то непостижимым образом я все это знал, поэтому начал подыгрывать ребятам снизу. И через какое‑то время мы начали играть вместе! Так продолжалось всю следующую неделю: наступает одиннадцать вечера — и мы начинаем играть; культурный обмен без единого слова! За это время мы никогда друг друга не видели, и это было прекрасно!»

Один из лучших саундтреков Циммера, вышедший в 2010-х, — к нолановскому «Интерстеллару»

Циммер заканчивает просьбой: «Спросите меня что‑нибудь!» — до этого он все рассказывал без помощи журналистов. Те сразу начинают с вопроса про ремесло. И разговор быстро сводится к Кристоферу Нолану. С ним Циммер давно и плодотворно сотрудничает, начиная с фильма «Бэтмен: Начало». Исключением стал «Престиж». Почему? У Нолана в работе с Циммером есть одно важное преимущество:

«Я писал музыку, абсолютно не читая сценария «Бэтмена. Начало», хотя он [Нолан] в то время уже снимал. Написал какую‑то часть, отправил. Спрашиваю: «Дашь мне посмотреть фильм?» Он: «Ну ты знаешь, и так неплохо! Закончишь работу — дам посмотреть». Это очень действенный метод! То же самое было с «Интерстелларом». Мы начали работать обособленно друг от друга».

Деловое сотрудничество Нолана и Циммера переросло в бытовую дружбу. Правда, первое не так давно решено было поставить на неопределенную паузу.

«Например, как было с «Началом». Мы тогда жили неподалеку. Созвонились в воскресенье. Он спрашивает: «Возьмешь детей на пляж?» Я: «Хм, окей!» И вот мы сидим на пляже с нашими детьми. Они копаются в песке, мы что‑то обсуждаем. Это всегда была игра про новые идеи. Но сейчас я не работаю с Кристофером (музыку к следующему фильму Нолана — «Довод» — пишет Людвиг Йоранссон. — Прим. ред.) Иногда нужно делать что‑то другое. Смена обстановки — всегда хорошо», — объясняет композитор свое решение.

Масштабность, с которой ассоциируются саундтреки к нолановским фильмам, достигается за счет цифрового семплирования. Для кого‑то это своеобразное музыкальное мошенничество, для Нолана это скорее дополнительное выразительное средство.

«Я просто хотел делать хорошие семплы. Когда я только начинал писать музыку для кино, все вокруг говорили, что оркестровая музыка — это скучно. Но я нахожу ее очень интересной, это просто сложно донести до режиссера. И окрестровый семплинг — это очень красиво! Я как‑то сказал: «Если вы позволите мне заняться семплингом, я гарантирую, что появятся новые рабочие места». И это произошло».

Во многом стремление к экспериментам у Циммера — от отсутствия профильного образования. Он не учился в музыкальной школе, не поступал в консерваторию. При этом недостатка образования Циммер не стесняется:

«Недостаток знаний — классная штука! Когда я пишу музыку к какому‑нибудь фильму, то частенько прихожу к великим музыкантам и спрашиваю: «А как работает твой инструмент?» <…> Работа композитором позволяет все время учиться чему-то новому, образовываться. Вы ведь не пишете музыку сразу на пианино, на бумаге или в компьютере. Сперва это происходит у вас в голове»

Циммеровская музыка часто ассоциируется с серьезными взрослыми фильмами, однако он работал, скажем, над музыкой к «Кунг-фу Панде», а в 2019 году сделал саундтрек к обновленному «Королю Льву». По его словам, он согласился написать музыку к фильму, чтобы иметь возможность сводить дочь на премьеру фильма с его участием. «Ну не могу я сводить шестилетнего ребенка на какой‑нибудь фильм Ридли Скотта», — объясняет он, — хотя в мультфильме тоже было место трагизму. Когда я узнал, что там ребенок теряет отца, — а так случилось и со мной, — то фактически сочинил реквием моему папе».

Благостная музыка из «Короля Льва» идеально подходит Циммеру с его стремлением к пафосу. Темы из «Короля Льва», как и многие другие композиции, написанные Циммером для широкого проката, можно будет услышать на шоу его оркестра в Москве (6 февраля) и Петербурге (8 февраля). Между прочим, большая часть его музыкантов — артисты оркестра Большого театра Белоруссии.

Еще одна претензия к Циммеру: его слишком много. Он пишет по четыре-пять саундтреков в год.

«Иногда мой сын начинает что‑то играть. Я слушаю, подхожу и спрашиваю: «Хэй, а что это такое? Очень круто!» А он мне отвечает: «Папа, вообще-то, это ты! Это из «Настоящей любви», ты просто никогда не использовал этот кусочек». И я такой: «Оу, окей!» — смеется Циммер.

В 2020 году он делает музыку к фильму «Чудо-женщина: 1984», обновленной «Дюне», продолжению «Лучшего стрелка» и «Спанч Бобу». А в январе продюсеры нового «Бонда» попросили Циммера помочь с музыкой к фильму — за три месяца до премьеры. Скорее всего, он справится, хотя, по его словам, писать по несколько саундтреков в год «****** [кошмар] как сложно». Но зачем он это делает?

«Это возможности. Это про то, что движет нами. Мы забывам обо всем — о еде, сне, даже о любимой семье. Мы просто начинаем жить в студии. И интересно, конечно же, быть по-прежнему актуальным. Я ничего больше и не умею. Я в этом плане очень скучный. Не занимаюсь спортом или еще чем‑либо. Я просто пишу музыку, люблю находится часами в своей маленькой студии. Это моя жизнь.

Дочь как‑то меня спросила: «Каково быть профессиональным музыкантом?» А я никогда про это не думал, потому что меня всегда окружали такие люди. Мы просто играли музыку вместе. Да и сегодняшнее шоу (разговор с Циммером случился 26 ноября, за несколько часов до старта шоу в Лондоне. — Прим. ред.) — оно не мое, это шоу моих друзей. Что, кажется, здорово, но иногда бывает проблемой, когда я хочу что‑нибудь записать: я смотрю на своих музыкантов, а все они разбросаны по миру».

Циммер всегда был не один. Сейчас он работает с целой командой композиторов. А начинал он и вовсе с игры на клавишных в рок-группе The Buggles — это с их хита «Video Killed the Radio Star» начал вещание канал MTV.

Тот самый клип The Buggles, с которого началось вещание MTV. На 2:52 и 2:57 можно увидеть молодого Циммера. Да-да, это он!

В The Buggles будущий композитор блокбастеров играл с будущим популярным продюсером Тревором Хорном: тот работал с ABC, Art of Noise, Силом (за его «Kiss from a Rose» он получил «Грэмми») и так далее вплоть до «Тату» и Робби Уилльямса. Циммер обожает Хорна: «Все его треки звучат так, будто они написаны для кино. Он мыслит кинематографично».

«Мне нравится электроника — Kraftwerk, Tangerine Dream. Ведь гораздо проще работать с синтезатором, чем с оркестром. Долгое время я и сам был синти-парнем. Вот вы меня спросили про три-четыре больших саундтрека в год. Это все классно, но есть проблема: я не могу писать свою музыку, у меня просто нет времени».

При этом Циммер пытается куда‑то применить собственные неизданные вещи. Скажем, для последнего фильма о Людях Икс, «Темный Феникс», было издано два альбома, второй — с экспериментами. Он получился после того, как Циммер с музыкантами «просто сошли с ума в студии и начали веселиться — джемились на протяжении шести часов подряд».

Пытаясь быть в тренде, Циммер старается слушать хотя бы самый топ современных поп-артистов. Он ходил на шоу Билли Айлиш («Очень впечатляющее»), он пытался сделать фит с Кендриком («Мы чуть попробовали, когда работали над саундтреком к «Новому Человеку-пауку»), но времени всегда очень мало. Поэтому Циммер перестал делать музыку для игр — на его совести саундтреки к Call of Duty: Modern Warfare 2, Crysis 2 и даже Fortnite: «Очень хочу писать как можно чаще, но сейчас я настолько увлечен фильмами…»

Циммер, по его словам, мало беспокоится о славе («Не люблю ходить на «Оскары»), зато очень боится быть непонятым при жизни.

«Возьмите Прокофьева. Когда ему было чуть больше двадцати лет, он написал «Скифскую сюиту». Представил ее Дягилеву, а тот это отверг (изначально создавалась к балету «Ала и Лоллий»; впоследствии была переработана композитором и все же завершена. — Прим. ред.). И вот я думаю: «Ну что за придурок? Идиот, ты выкинул такое!» Наверняка Прокофьев думал, что он сделал что‑то плохое, но ведь это совершенно не так. Просто мир к этому был не готов.

Люди постоянно требуют от тебя придумывать что‑то новое. А когда ты это новое им представляешь, они такие: «Ну не знаю. Это что‑то слишком новое! Это не то, что мы ожидали!» Конечно, вы этого не ожидали, вы же просили меня это сделать! Люди вообще боятся того, что они не могут предсказать».

Видимо, еще одна вещь, которой Циммер очень боится, — время. Именно поэтому он старается записать как можно больше музыки, старается жадно потреблять даже не самую близкую ему культуру и пишет, пишет, пишет. Лишь бы хватило времени. А наши полчаса тем временем, подошли к концу.

Концерты «Симфоническое таинство — мир Ханса Циммера» состоятся 6 февраля в Москве («ВТБ Арена») и 8 февраля в Санкт-Петербурге («Ледовый дворец»). Сам композитор не будет принимать в них участие. Билеты на концерты можно приобрести на сайте «Афиши».

Хотите увидеть здесь свой новый альбом или клип? Пишите на почту main@sub-cult.ru

Информация о материале
Релизы

23 декабря 2014

Hans Zimmer - InterstellarHans Zimmer — «Interstellar»

Year: 2014

Genre: Soundtrack

Rate: (9/10) *********

Фильм «Interstellar» успел уже набить оскомину количеством упоминаний в самых разных форматах – рецензии, отзывы, околонаучные споры о «матчасти», восторги и разочарования, мемы, приколы, пародии… На этом фоне разговоров о музыке в фильме незаслуженно мало или они недостаточно детализированы – почти не удается найти ни одного достойного обзора на великолепный саундтрек Hans Zimmer, имхо, заслуживающий не меньше похвал, чем сам фильм, поэтому мы решили написать еще один недостойный обзор. Слова о фильме постараемся свести к минимуму. Во время просмотра в кинотеатре, еще до того, как повествование фильма перешло в космические просторы, было уже понятно, что фильм стоит посмотреть как минимум из-за саундтрека. Он кажется вселенским еще «в земных условиях».

Напомним, что Кристофер Нолан уже работал с Hans Zimmer – над трилогией о Бэтмене и «Началом», и его размашистые, цепляющие за костный мозг, вызывающие подкожные мурашки эпические композиции во многом сделали эти фильмы лучше. Нолан реализовал очень интересную идею – по сути, он предложил написать Hans Zimmer саундтрек, не сообщив о фильме самое главное, — что это будет научная фантастика. В октябре 2012 г. вместо сценария фильма Нолан прислал Циммеру всего одну страницу, вкратце описывающую основную драматическую фабулу – разлуку отца с ребенком, не вдаваясь в обстоятельства этой разлуки. На тот момент сценарий существовал только в голове у Нолана, но наверняка и он сам не смог бы ответить на вопросы о сюжетных перипетиях. К письму прилагались условия «игры» — Ханс должен написать за один день некую основную музыкальную идею и выслать Кристоферу для ознакомления. Так как у Циммера в это время был очень плотный график, непосредственно писать эту основную тему ему пришлось ночью, для аранжировки он использовал орган и пианино. Нолану это четырехминутное произведение очень понравилось, и он в процессе написания сценария и съемок фильма «подбрасывал» Циммеру более подробный материал, а Циммер давал слушать Нолану свои наработки по саундтреку. Таким образом, фильм и музыка к нему создавались одновременно и влияли друг на друга взаимно (как правило, чаще фильм первенствует над своим саундтреком). Слова Нолана о разлуке отца со своим ребенком запали Хансу глубоко в душу, ведь проблема «отцов и детей» для него – четырежды отца – остается очень актуальной, поэтому Циммер с грустью пропустил этот простой сюжет через свое сердце, и, возможно, в этом кроется секрет такого будоражащего на каких-то глубинных уровнях звучания, в котором проскальзывают настроения отчаяния и предельного одиночества. Чтобы лучше погрузиться в атмосферу отчужденности от человечества Hans Zimmer на какое-то время почти полностью оборвал контакты с внешним миром, запершись в своей лондонской квартире.

Hans ZimmerВ основном два года работы над саундтреком Hans Zimmer потратил на осмысление информации, полученной от Нолана, и сочинение материала. Основная часть работы над аранжировкой началась в мае 2014 г. и была проделана очень эффективно и в очень сжатые сроки, учитывая эпический размах задействованных идей, людей, инструментов, эффектов и проч. Музыкальный скелет композитор набрасывал на синтезаторе, затем начинал накладывать на него самую разнообразную плоть, сам скелет частенько впоследствии выбрасывая. Способ работы Циммера над музыкой настолько концептуален, что можно сказать об этом человеке – он истинный художник среди музыкантов и поэт среди композиторов. Например, он использовал для записи огромный церковный орган – этот музыкальный колосс, агрегат, созданный людьми для воспроизведения музыки Бога – по причине его внешней, а главное – внутренней, схожести с космическим кораблем. В пучине космоса идея «большого Бога» сама собой нивелируется вселенским простором, простирающимся вокруг, ведь ничего из наблюдаемого нет больше Вселенной, а потому стандартный для человека из христианского общества религиозный трепет перед звуками органа преобразуется в нечто иное – и не такое успокоительное, как идея Всемогущего Демиурга, который способен направлять ваши деяния и прощать промахи, для пустой Вселенной все это — как глас вопиющего в вакууме. В альбоме есть треки, которые Ханс записывал в одиночку, а есть такие, в которых участвовало больше 60 музыкантов – только струнные, деревянные духовые и клавишные. Он записывал большой хор, сильно удаленный от микрофонов для достижения «космического» звучания, подчеркивающего гигантскую пространственную (а главное — временнýю!) оторванность условных слушателей от человечества. Затем сэмплы записи хора он использовал для реверберации пианино. По словам Ханса, он добивался звука, который издает шуршание песка на дюне в Сахаре от легкого ветерка. Путем тонкой психологической подстройки под зрителей (и слушателей) он как будто смог повлиять даже на их дыхание, считая одним из главных навыков астронавта искусство управлять дыханием, — особенно это чувствуется во время сцены борьбы на ледяной планете. В мертвом и беззвучном космосе наше собственное дыхание в глухом скафандре – это едва ли не единственное, что вообще можно услышать, поэтому все треки пропитаны этой протяжной пульсацией – вдох-выдох. В процессе создания саундтрека Циммер очень много экспериментировал с деревянными духовыми инструментами, заставляя музыкантов соревноваться в необычности извлекаемых звуков, он старательно их записывал и использовал как сэмплы, и, как ни странно, звук воздуха, проходящего сквозь дерево, наилучшим образом передает загадочность космоса.

Главное достоинство и фильма, и саундтрека «Interstellar» в том, что команде, работавшей над их созданием, удалось совместить человечность и «вселенскость» — даже в самом удаленном углу сущего человек остается человеком, тоскует по детям, да и просто по людям, и открывающиеся вокруг бесконечные звездные картины не способны скрасить своим величием этой тоски. И великая цель первооткрывателя меркнет рядом с воображением тихой и спокойной жизни в окружении тех, кого любишь. Hans Zimmer своей работой над фильмом «Interstellar» в очередной раз задрал саундтрековую планку на недостигаемую высоту. О таких людях говорят – он пропустил свое творчество через себя, прожил тему насквозь. Два года кропотливой работы, размышлений и экспериментов – и не столько над музыкой, сколько над самим собой, не многие композиторы настолько погружаются в процесс. Несомненно, одна из лучших работ Hans Zimmer!

Добавить комментарий

Актуальное

Похожие материалы

Узнаваемые саундтреки из голливудского кино и необычные истории их создания. Мы расскажем, за что Ханс Циммер попал в чёрный список правительства Южной Африки и кто считает, что композитор украл у него музыку. Почему Циммер не хотел писать для «Короля Льва» и «Пиратов Карибского моря» и что связывает его с режиссёром Кристофером Ноланом.

Композитор — самоучка

Знаменитый голливудский композитор Ханс Циммер родился в обычной еврейской семье во Франкфурте 12 сентября 1957 года. Его отец был инженером, а мать — музыкантом, которая посвятила себя семье и дому. Именно сочетание технологий и музыки, унаследованное от родителей, помогло Циммеру добиться неординарных результатов в своей карьере.

Моя мама была очень музыкальной в классическом плане, а папа был изобретатель. Я вырос, модифицируя пианино. Можно сказать, что мама была в ужасе от моих идей. А вот папа думал, что это фантастично, когда я соединял звуки бензопилы и тому подобных инструментов с пианино. Папа думал, это будет эволюцией в технике.

Ханс Циммер, композитор

Ещё до всех этих экспериментов Ханс начал проявлять интерес к домашнему пианино, поэтому родители поспешили определить его в музыкальный класс. Однако юному Циммеру не понравился формальный подход и дисциплина, царившие там, поэтому, спустя всего лишь две недели, он бросил занятия.

Когда мальчику было шесть лет, умер его отец, и музыка стала для маленького Ханса и другом, и убежищем от страшного горя, которое он переживал. Позже Циммер не раз возвращался к теме отношений отца-сына в своих музыкальных произведениях.

Формально моим образованием стали две недели уроков игры на пианино. Меня выгнали из восьми школ. Но я присоединился к группе и это стало моим образованием. Я самоучка. Я всегда слышал музыку у себя в голове. И я — дитя 20-го века, компьютеры мне очень пригодились.

Ханс Циммер, композитор

С появлением компьютеров и развитием электронной музыки, Циммер увлёкся экспериментами со звуками. Будучи подростком, он уехал учиться в Великобританию, где стал играть на клавишных и синтезаторах в разных группах. Самой заметной его работой стало участие в группе The Buggles, вместе с которыми он снялся в клипе. Видео и сама музыка были весьма прогрессивными для того времени.

Циммер перепробовал играть в разных группах, но каждый раз приходил к выводу, что ему этого мало — он хотел создавать музыку. И такая возможность у него появилась, когда он познакомился с британским композитором Стэнли Майерсом, который занимался сочинением саундтреков для фильмов.

Вместе они начали работать в 1980- х годах над такими британскими картинами как «Лунное сияние» и «Ничтожество». Параллельно Циммер продолжал пробовать сочетать классические звуки музыки с современными оркестровками.

Первый успех в Голливуде

Переломным моментом в карьере композитора стал 1988 год, когда голливудский режиссёр Берри Левинсон искал того, кто напишет саундтрек для его нового фильма «Человек дождя». В то время его жена слушала диск с музыкой из картины «Мир врозь», которую написал Циммер, и показала мужу. Так, с одной стороны, благодаря случайности, а с другой — упорному труду композитора, Левинсон услышал того, кого так долго искал.

История о двух братьях, которые познакомились только после смерти отца, увлекла Циммера. Один — Реймонд находился в клинике и страдал аутизмом, другой — молодой бизнесмен Чарли — погряз в долгах, поэтому решил забрать брата из госпиталя, чтобы поделить с ним наследство.

Узнав замысел фильма, Циммер предложил режиссёру использовать синтезаторы и стальные барабаны, что полностью противоречило всем традициям. Классическое кино про дорожное путешествие, в которое отправляются главные герои фильма, обычно сопровождалось гитарой или любыми другим струнными инструментами. Но Циммер имел свою точку зрения.

По его мнению, раз персонаж картины — Реймонд, после выхода из больницы, слабо понимал, где находится, он также мог предположить, что очутился на Марсе. Для героя все было вокруг чужим и непонятным. Поэтому композитор решил, что нужно изобрести собственную музыку для несуществующего мира, а значит, смешать любые жанры, и это будет оправдано.

Композитор тогда никого не знал в Лос-Анджелесе, поэтому он остановился в офисе Левинсона. Там он писал музыку, там же была монтажная и сама комната, где жил Циммер. Впервые столкнувшись с фабрикой грёз, он был поражён тем, как там работают.

Голливуд был устаревшим…идея была в том, что ты должен написать музыку на бумаге, отдать оркестру и дальше они в первый раз сыграют это режиссёру. И вот, когда он это услышит перед полным оркестром, он может сказать: «Мне это не нравится». И все начинают сходить с ума, приходится распускать оркестр и расходиться по домам… всё было основано на компромиссе, но в то же время каждый раз это был сердечный приступ.

Ханс Циммер, композитор

Необычное сочетание инструментов и ритмов, которое не побоялся соединить Циммер, было высоко оценено критиками и коллегами, и он получил свою первую номинацию на «Оскар». Также на премию был выдвинут и сам фильм. В отличии от «Человека дождя», Циммеру награда не досталась, но такая успешная работа в Голливуде открыла ему двери в мир большого американского кино.

На следующий год Циммера пригласили написать музыку для фильма «Шофёр мисс Дэйзи» о взаимоотношениях богатой американки и её водителя-афроамериканца, действие которого происходило в Атланте в 1940-ые годы. И в этот раз композитор предложил пойти против правил — он написал для картины полностью электронную музыку, добавив из живых инструментов только кларнет.

Фильм также получил «Оскар» за лучшее кино, а Циммер — свою первую номинацию на премию «Грэмми» за инструментальную композицию, написанную для кинофильма или для телевидения.

Первый и единственный «Оскар» в карьере

Картина «Сила личности» о борьбе белого англичанина за свои права в Африке, не снискала громких наград, однако критики говорили, что фильм «сделала» музыка, а именно — саундтрек Циммера и вокал южно-африканского музыканта Лебо М.

С певцом композитор познакомился совершенно случайно, проходя мимо студии, где тот пел. Тогда, не задумываясь, он предложил ему записать и сделать аранжировку вокальных партий для фильма. Циммер поставил на отличный голос и знание африканских мотивов, и не прогадал.

Музыкант Лебо М покинул Южную Африку ещё в 1979 году, когда ему было всего 16 лет. Молодой человек за мечтой о звёздной карьере отправился в США. Если на родине талантливый юноша уже имел репутацию и опыт, то в Америке ему многие годы пришлось хвататься за любую работу, чтобы лишь свести концы с концами. Он был счастлив, когда ему удалось устроиться на студию продюсера Хилтона Розенталя.

Основные его обязанности на студии сводились к «принеси-подай», но Лебо М дали возможность учиться производству музыки. Там его и заметил Циммер, когда работал над картиной «Сила личности». Сотрудничество двух талантливых музыкантов привело к тому, что кино стало большим явлением, особенно для Южной Африки.

Но правительству страны не понравился фильм, а ещё больше они невзлюбили Циммера, который попал в чёрный список страны «за участие в производстве подрывного кино». Композитор оправдывался, что не имел ничего плохо в виду и всегда с уважением относился к африканской национальной музыке, но признавал, что интерпретировал её на западный манер.

В отличии от Южной Африки, в Голливуде работу Циммера высоко оценили — студия Disney пригласила композитора поучаствовать в создании мультфильма «Король Лев». Также для написания песен студия позвала автора и поэта Тима Райса, который был знаменит своей работой с Эндрю Ллойд Вебером. А Райс, в свою очередь, предложил себе в партнёры певца и композитора Элтона Джона.

Так сложился настоящий звёздный музыкальный состав, где у каждого была своя роль. Несмотря на то, что Джон был для Циммера кумиром, им удалось сотрудничать на равных. По словам композитора, Джон был настолько уверен в себе, что всегда с поддержкой и вниманием относился к тому, что делал его коллега.

Для Циммера это был первый опыт в анимации, но он знал, что для кино о львах нужно будет писать музыку с африканскими мотивами. Лебо М стал первым, о ком подумал композитор, приступая к работе. Именно с партии Лебо М начинается мультфильм, вокал которого звучит ещё на титрах, что стало неожиданным и запоминающимся ходом, придуманным Циммером.

Я отметил образ Муфасы. И мой внутренний голос сказал: «Что происходит в моей стране, моей культуре, когда входит важная особа? Что происходит, когда входит король?». В моей голове сразу мелькнуло: Nants’ Ingonyama! — что переводится как «Слава королю». И все ему кланяются.

Лебо М, музыкант

В мультфильме Лебо М исполнил несколько вокальных партий и помог с аранжировкой музыки. К тому моменту южно-африканец принял решение вернуться на родину, поэтому очень лично воспринял участие в «Короле Льве».

Я — Симба, который вырос в изгнании. Я не вернулся домой, чтобы захватить страну, но вернулся профессионалом. И Муфасой для меня стал образ Нельсона Манделы.

Лебо М, музыкант

Музыкальные находки мультфильма о львах сильно отличались от всего того, что Disney делал до этого в анимации. Циммер вообще был сильно удивлён, когда получил предложение от студии. Он был уверен, что не подходит на роль композитора очередного диснеевского мультфильма. Циммер сразу честно признался создателям «Короля Льва», что никогда не был поклонником анимационных мюзиклов, которые создавала студия. На что они ответили:

«Великолепно, это именно то, что нам нужно! Мы не ищем того, кто сделает также, как мы всегда делали».

Но это была не единственная причина, по которой Циммер согласился писать музыку для «Короля Льва». Сама идея мультфильма — о сыне, который рано потерял отца, была близка композитору. Симба напоминал ему его самого, потерявшего отца, когда он был ребёнком.

Это был я. И единственное, что я мог сделать, это открыть эти глубинные и мрачные коробки внутри себя и выпустить темноту наружу. Странным образом результат получился эпическим и весьма огромным для мультфильма о маленьких пушистых животных. Мне все равно, что вам скажут психологи. Но не существует способа, чтобы 6-летний ребёнок мог пережить это. Сидя напротив мультфильма о пушистых животных, внезапно мое прошлое ударило меня словно грузовик. И вдруг я написал о том, что чувствовал в тот момент. Вот так музыка для детей, музыка с забавными животными, стала моим способом иметь дело или противостоять моему прошлому.

Ханс Циммер, композитор

Мультфильм стал самым финансово успешным из всех созданных Disney (почти $968,5 млн). Позже рекорд побили «История игрушек 3», а затем «Холодное сердце».

За оригинальную музыку к «Королю Льву» Ханс Циммер получил свой первый и пока единственный «Оскар».

«Я был уверен, что не выиграю, я думал, он уйдёт «Форресту Гампу». Поэтому, когда они назвали мое имя, я продолжал сидеть, не слыша этого. И тогда моя жена прошептала: «Вставай». И я поднялся на сцену, и мне дали эту золотую штуку».

Через 25 лет, когда Disney решила создать фильм по легендарному мультфильму, за музыкой они обратились к тому же композитору. Но повторить успех студии уже не удалось.

Работа с культовыми кинорежиссёрами

В конце 1990-х, запуская анимационный фильм «Принц Египта», режиссёр Стивен Спилберг точно знал, кто может написать для него музыку. Интересно, что параллельно Циммер уже работал над звуковым рядом для совершенно другого кино. В том же 1998 году на экраны вышел фильм про войну «Тонкая красная линия», где композитором выступил также Циммер. Интересно, что за обе эти работы в один год он был номинирован на премию «Оскар», но ни за одну из них награду так и не получил.

Над музыкой к фильму о Второй Мировой войне Циммер работал три года. Вопреки пугающему сюжету, композитор решил оформить картину меланхоличным саундтреком.

Мы (с режиссёром Терренсом Маликом) месяцами разговаривали. Когда мы впервые встретились, мы знали, что хотим написать поэму. Это было абсолютно противоположно современным тенденциям. Если бы вы не знали, что это музыка к фильму о войне, вы никогда бы не догадались. Это скорее похоже на концертное произведение.

Ханс Циммер, композитор

В конце 90-х годов к Циммеру обратился режиссёр Ридли Скотт. С ним они уже были хорошо знакомы: композитор писал музыку для его фильма «Тельма и Луиза» 1991 года. Спустя несколько лет режиссёр позвонил Циммеру и пригласил встретиться. В тот момент он снимал кино на юге Лондона, в нескольких часах езды на автомобиле от того места, где тогда находился композитор.

Я выезжаю из леса на дорогу, вокруг обычный ужасный день, какие бывают в ноябре в Лондоне. И вдруг я оказываюсь в римском лагере с красивейшими палатками, а на заднем плане кто-то дерётся на мечах в грязи. Это большая сцена драки, но мы с Ридли идём поговорить в палатку Марка Аврелия. У него там прекрасная кровать с норковым покрывалом поверх неё, и она вся фиолетовая, красная и шёлковая и все эти удивительные мраморные бюсты вокруг.

Ханс Циммер, композитор

Скотт снимал «Гладиатор», и для завершения идеи ему не хватало правильной музыки, которую, по мнению режиссёра, мог написать только Циммер.

Композитор же был настолько впечатлён съёмочной площадкой, что даже задумался над поездкой в Рим. Ему захотелось увидеть собственными глазами древние артефакты, которые были построены потом и кровью.

И я подумал: «Как мило, как чудесно. Мы видим эти скульптуры и забываем, как люди страдали, чтобы это сделать». Я подумал: «Я хочу найти самую безобидную, банальную музыку и сделать её нашей боевой музыкой». Я подумал о венских вальсах. Так что все битвы происходят под музыку венских вальсов.

Ханс Циммер, композитор

Звучание «Гладиатора» заметно отличалось от его предшественников, снятых в том же жанре. «Спартак», «Бен-Гур» и «Падение мира» старомодно использовали фанфары и сложные струнные мелодии, чтобы показать величие древнеримской империи. Эту музыку до сих пор иногда используют для торжественных олимпийских или любых других церемоний, связанных со спортом.

Вместо этого Циммер сделал так, что «Гладиатор» имел совершенно современное звучание, особенностью которого стал голос австралийской певицы Лизы Джеррард, которая также стала соавтором композитора.

Языка, на котором поёт певица, не существует, но артистка, по её словам, знает его очень давно и стала петь на нём, когда ей было 12 лет.

Я пою на языке сердца. Я верю, что когда пою на нём, я разговариваю с богом. Этот язык был придуман вместе с музыкой и слова значат больше, чем я могу сказать на английском. То, как я пою — не ново, с начала времён, это то, с чем дети рождаются. Это не уникально для меня, но по какой-то причине, я никогда его не забывала.

Лиза Джеррард, певица

Интересно, что Джеррард была не первой, кому Циммер предложил поработать вместе над «Гладиатором». Изначально композитор планировал сотрудничать с израильской певицей Офрой Хазой, с которой уже работал для мультфильма «Принц Египта», но молодая артистка внезапно умерла от пневмонии.

И даже когда Циммер пригласил Джеррард, певица отказалась, объясняя это тем, что за несколько лет до этого работала над картиной «Свой человек» с Расселом Кроу в одной из главных ролей и попросту не хотела прослыть «звуком» актёра, переходя за ним из фильма в фильм. Тем не менее композитору удалось уговорить певицу. В дальнейшем Циммер не раз признавался, что Джеррард для фильма сделала больше, чем просто солистка, и её участие в создании музыки нельзя недооценивать.

За работу к «Гладиатору» композитор был номинирован в 2001 году на премию «Оскар» и получил «Золотой глобус». Музыка стала такой же визитной карточкой картины, как известные актёры и режиссёр.

В фильмографии композитора есть совершенно разные работы, некоторые из которых вообще не входили в планы Циммера. Одну такую картину позже он даже называл «абсолютной случайностью». А именно — трилогию «Пиратов Карибского моря» режиссёра Гора Вербински.

Я работал с Гором над чем-то и спросил его: «Что ты планируешь делать дальше?». Он ответил: «Ну, я делаю кино про Пиратов» (имелся в виду диснеевский аттракцион, по мотивам которого был снят фильм—прим. автора). Кино про Пиратов, правда? Серьезно? Это самая ужасная идея, из всех, что я слышал… В воскресенье Гор позвонил мне и предложил: «Заходи и взгляни на кое-что». Он показал мне кино, которое я даже не мог себе представить, когда он мне об этом говорил. И я доволен тем, что я был так неправ и он оказался так прав.

Ханс Циммер, композитор

Режиссёр Вербински и продюсер Джерри Брукхаймер предложили Циммеру написать музыку, потому что предыдущий композитор, который представил им саундтрек, их не устроил. До выхода «Пиратов Карибского моря» на экраны оставалось около пяти недель. Циммер уже был занят работой над фильмом «Код да Винчи» и предложил на своё место коллегу. Когда он зашёл к Вербински узнать результаты встречи, по тому, в каком отчаянии тот находился, композитор понял, что без него всё же не обойдутся.

Сразу после того, как он вышел от Вербински, он направился домой писать музыку. Несмотря на то, что уже был вечер, Циммер сел за инструмент и просидел до утра, пока не почувствовал, что его пальцы уже заплетаются, а не играют. Он так торопился, что даже не написал музыкальную тему для Джека Воробья, которая была создана только ко второй части фильма.

Режиссёр и продюсер старались помочь Циммеру как могли — они часами сидели в студии и в полной тишине смотрели кино. В какой-то момент композитору приходили в голову идеи и он тут же проигрывал их. Так родились некоторые будущие партии. Результат превзошёл все ожидания Вербински и Брукхаймера, и они с радостью продолжили сотрудничество и в следующих двух фильмах трилогии.

Музыка, написанная Циммером к «Пиратам Карибского моря», была номинирована на премию «Грэмми» вместе с его работой в «Коде да Винчи». Качество не пострадало от количества, но премию в тот год композитор так и не получил.

Плодотворный тандем с Кристофером Ноланом

Год 2004 положил начало одного из самых успешных сотрудничеств — композитор встретился с режиссёром Кристофером Ноланом, который пригласил Циммера написать музыку для фильма «Бэтмен: Начало». В ответ тот предложил взять в проект его друга — музыканта Джеймса Ньютона Ховарда, с которым уже давно хотел поработать вместе.

С самого начала Циммер понимал, что фильму требуется большая оркестровая музыка, но сам он уже сделал несколько подобных работ и в тот период времени, хотел сконцентрироваться над электронными мелодиями. Композитор обосновал, что для Брюса Уэйна днём и Бэтмена ночью требуется разная музыка, поэтому вдвоём с Ховардом им удастся показать эту двоякость личности как нельзя лучше, и Нолан с его доводами согласился.

Не то чтобы мы разделились и каждый писал свою часть, вовсе нет. Интересная вещь, но мы действительно работали вместе над каждой нотой. Не было ни одного отрывка, о котором не знал бы другой. Это было грандиозно — иметь возможность обмениваться идеями с другим композитором.

Ханс Циммер

Циммер и Ховард провели за написанием музыки несколько недель в Лос-Анджелесе и двенадцать недель в Лондоне. Основной идеей было отразить две стороны Бэтмена — боль и чувство вины. Когда Циммер только начинал писать музыкальную тему, он понял, что в Бэтмене есть — как он это описывал — «бесконечная героическая тема». В конце концов, он супергерой, защищающий от зла Готэм-сити по ночам.

Но с другой стороны, Бэтмен — это ещё и Брюс Уэйн. А история происхождения Бэтмена связана с трагическим событием детства Уэйна, когда его родители были убиты во время неудачного ограбления. В фильме Кристофера Нолана семья Брюса покинула оперу после того, как мальчик испугался, что и привело к убийствам. По сути, Уэйн чувствовал свою ответственность за смерть родителей до конца своей жизни.

Момент убийства стал основополагающим в истории Брюса Уэйна. По мнению Циммера, герой застрял в этом ужасном мгновении и композитору требовалось написать главную музыкальную тему фильма, которая отражала бы этот момент.

Циммер знал, что должен придумать способ заставить аудиторию поверить мужчине, который по сути наряжается в костюм Бэтмена. Чтобы сделать это, он сам должен был поверить в эту историю, поверить персонажу. Именно это заставило его глубоко погрузиться в психику Брюса Уэйна и Бэтмена.

Мотив партитуры Бэтмена — это всего лишь две повторяющиеся ноты, которые оставляет слушателя с незавершённым, тревожным чувством. В том, как Циммер понимал историю происхождения Бэтмена, Уэйн никогда не смог бы стать по-настоящему героическим, потому что навсегда застрял в моменте смерти и своей вины. Он навсегда остался ребёнком, у которого никогда не будет настоящих взрослых отношений.

Композитор работал над тем, чтобы саундтрек к фильму отражал чувство застрявшего во времени героя. На протяжении всей картины эта короткая музыкальная фраза все время повторяется. Циммер описывает это как «небольшой раздражающий мотив, который проходит через весь фильм», давая понять зрителю и слушателю, что это и есть Бэтмен.

Называя мелодии, композиторы немного пошалили, спрятав в них отсылки к фильму — названия треков — не что иное, как имена различных видов летучих мышей, написанные на латинском языке. А первые буквы названий с 4 по 9 мелодий составляют слово «Batman».

Свое сотрудничество композиторы Циммер и Ховард продолжили, работая над следующим фильмом о Бэтмене — «Темный рыцарь». На этот раз самой обсуждаемой частью музыки из фильма стала тема Джокера. Во многом потому что она звучит непохоже ни на что другое. Звуки будто царапают слух, бритва словно разрезает струнные инструменты. Как позже сказал Циммер, он хотел написать что-то, что люди действительно бы возненавидели.

Но постепенно раздражающие звуки стихают по мере продвижения фильма. Музыкальная тема Бэтмана поглощает тему Джокера и становится более мелодичной.

Харви Дент переживал в картине то же преображение. Его сложнее отследить, потому что его музыка изначально была мелодичней, но эти изменения тоже очень важны для понимания героя. Несмотря на то, что основной конфликт фильма сводился к противостоянию Бэтмена и Джокера, трансформация Дента в Двуликого тоже очень важна.

Например, в первой части фильма его музыкальная тема показывала, что его личность была даже более «чистая», чем у Бэтмана. При её создании композиторы использовали множество различных духовых инструментов. Однако, когда Дент трансформировался в Двуликого, его музыкальная тема становилась «темнее» — немного менее мелодичной, и в ней всё реже звучали духовые инструменты.

Несмотря на успешный тандем композиторов, заканчивал трилогию «Темный рыцарь: Возрождение легенды», Циммер уже в одиночку. Картина должна была стать точкой в девятилетней работе над супергероями. В третьей части появился новый злодей — Бейн и его композитор должен был представить по-особенному.

Идея Циммера заключалась в том, чтобы привлечь к участию тысячи голосов. Технически пригласить всех в студию и записать трек было бы невозможно, поэтому Циммер решил привлечь фанатов Бэтмена.

Любой желающий мог записать себя и по интернету прислать его композитору. «Дай своему голосу быть услышанным и стань частью нашего путешествия», призывал Циммер. Записи присылали из 107 стран мира и в итоге композитор сумел создать многоголосье.

Я никогда не думал, что мы потратим девять лет наших жизней, делая Бэтмена. Поэтому для меня было важным сделать последнюю часть инклюзивный, двери были открыты. Люди, которые любили и поддерживали нас, могли стать частью проекта.

Ханс Циммер, композитор

Однако, с режиссёром Циммер не прощался, они продолжили работать с Кристофером Ноланом и после Бэтмена. Вместе они сделали: «Начало» (2010 год), «Человек из стали» (2013 год), «Интерстеллар» (2015 год), «Дюнкерк» (2018 год).

В 2011 году Циммер получил очередную номинацию на премию «Оскар» за музыку к фильму «Начало». Но настоящее признание получил звук, который композитор написал к трейлеру фильма.

Новая перебивка настолько понравилась производителям кино, что они по примеру «Начала» стали использовать звук в своих тизерах. В интервью Циммер рассказал, что особая перебивка была прописана уже в сценарии. Ещё до того как фильм «Начало» был сделан, композитор с режиссёром Ноланом были в Лондоне на премьере фильма про Шерлока Холмса. Скучая на вечеринке, устроенной после показа, они обсуждали будущее кино.

Я сказал: «Давай пойдём и забронируем студию и возьмем парочку музыкантов, которые играют на духовых». На самом деле такой звук получился, когда я поставил пианино в центр церкви и положил книгу на педаль и музыканты сыграли в резонанс с фортепиано. И потом я добавил немного электронных нот. Но на самом деле все началось с фразы: «Давай поэкспериментируем».

Ханс Циммер, композитор

Однако неделями после того, как Циммер озвучил свою версию, появилась новая. Композитор и звукорежиссёр Майк Зарин рассказал, что был приглашён для создания трейлера к фильму «Начало». Ему было дано задание придумать звук, который бы «очищал комнату, как тибетский колокол». Он должен был быть резким и впечатляющим. Вместе с командой фильма они меняли звуки местами, накладывали их сверху и снизу, прокручивали назад и в итоге получился тот самый «брууум». Независимо от истории происхождения, перебивка стала почти обязательной в современных трейлерах.

В следующей картине Кристофер Нолан предложил Циммеру сотрудничать, когда толком не было даже сценария. Чем дольше режиссёр работал с композитором, тем ему больше казалось, что привлекать Циммера к созданию кино нужно на все более ранних и ранних этапах.

Для меня музыка — основной ингредиент, а не приправа, которую можно добавить в уже готовое блюдо. Поэтому я позвонил Хансу ещё даже до того, как начал работать над «Интерстелларом» и предложил радикально новую идею нашего сотрудничества.

Кристофер Нолан, режиссёр

Нолан попросил Циммера встретиться, чтобы передать ему конверт, в котором будет лежать всего лишь один лист бумаги. Там не будет ни жанра, ни героев, ни каких-то деталей. Только фабула будущего фильма.

Композитору следовало прочитать содержание и за один день написать музыкальную идею, которая подошла бы фильму. Нолан хотел, чтобы с самого начала их замыслы совпадали.

Суть письма сводилось к взаимоотношениям отца и сына. Из описания следовало, что отец оставляет своего ребёнка ради важной работы. На странице был напечатан только один диалог, состоящий из двух реплик: «Я вернусь» — «Когда?».

Циммер воспитывал в то время своего собственного 15-летнего сына и не мог не согласиться на авантюру. За один день он написал музыкальное, полное любви, письмо к своему ребенку. Вечером он позвонил Нолану и предложил прислать своё сочинение, режиссёр предпочёл приехать сам и лично услышать, что написал Циммер.

«Он сел на мой диван и я сыграл ему отрывок. Он на секунду сделал паузу и сказал: «Мне лучше начать снимать фильм прямо сейчас».

Позже Циммер спросил Нолана, о чем будет его кино. И режиссёр принялся описывать эпическую историю о космосе, науке и человечестве.

«Я сказал: «Крис подожди, я только что написал очень личную вещь, ты понимаешь?». И он ответил: «Да, но теперь я знаю, где сердце этого фильма». Все, что касается этой картины — очень личное».

На премьере композитор сидел рядом с сыном и наблюдал за его реакцией. Для него фильм приобрел особое значение. Музыка Циммера к картине принесла ему очередные номинации на «Оскар» и «Золотой глобус».

Последним на данным момент совместным фильмом тандема Циммер-Нолан стал «Дюнкерк», вышедший на экраны в 2018 году. Получив сценарий, композитор лично отправился в Дюнкерк — город во Франции, где во время Второй Мировой войны оказались блокированы английские, французские и бельгийские войска. Фильм рассказывал о спасительной операцией британского правительства по эвакуации солдат. Композитор был уверен, что должен побывать на месте событий.

Из Дюнкерка в Лос-Анджелес он привёз маленькую стеклянную банку с песком. Сувенир натолкнул Циммера на то, чтобы положить в основу музыки математическую идею, с чем Нолан сразу же согласился.

Это ничего не создало, кроме проблем. Каждые десять секунду я сталкивался с инструментальными вопросами, у которых не было решения, потому что никто никогда так раньше не делал. В сомнениях я раз сто переписывал музыку, которую даже трудно было так назвать, но это уже было кое-что.

Ханс Циммер, композитор

Циммеру понадобилось семь месяцев, чтобы написать музыку, которая позже получила ещё одну номинацию на премию «Оскар». Одной из главных находок стало использование церковного органа.

Он никогда не раскрывал, что за математический секрет лежит в основе мелодий, но признавал, что тикание часов имеет к этому прямое отношение. По словам композитора, если он расскажет подробнее, зритель вместо того, чтобы наслаждаться кино, будет вслушаться в музыку и «ломать» себе голову, а он бы этого не хотел.

Достижения Циммера

Несмотря на то что, пока с Ноланом сотрудничество завершено, Циммер продолжает активно работать. Он создаёт музыку для фильмов, анимации, церемоний награждения. В 2018 году он написал музыкальное сопровождение к заставке Чемпионата мира по футболу, который проходил в России.

За свою жизнь Ханс Циммер создал музыку к более, чем ста фильмам, за которые был одиннадцать раз номинирован на премию «Оскар» и четырнадцать на «Золотой глобус». Несколько раз за карьеру он соперничал сам с собой, представляя в один год сразу два фильма. Но по-прежнему каждый раз показывая музыку режиссёру, он нервничает. По его словам, это единственный уязвимый для него момент, который раскрывает, что на самом деле происходит у него внутри.

Композитор входит в «100 гениев современности» по версии газеты The Daily Telegraph. Он воспитывает четверых детей от двух браков. У Циммера есть собственная студия в Санта-Монике и он возглавляет музыкальное отделение фильмов в DreamWorks. Все о чём когда-либо мечтал музыкант-самоучка давно сбылось, а он все также наслаждается своей работой.

Забавная вещь заключается в том, что композитор — это единственный неконтролируемый элемент, который работает над фильмом. Потому что режиссёр может написать слова, сказать реплики, переписать сценарий, возможно даже сыграть что-то, может посмотреть через камеру, у него есть контроль. Но, когда дело доходит до композитора, он его теряет. Потому что, что он собирается мне сказать: «Здесь лучше всего подойдет аккорд ДО мажор»?

Ханс Циммер, композитор

За свою карьеру немецкий композитор Ханс Циммер написал музыку к более чем 150 проектам, среди которых фильмы, сериалы, короткометражки и компьютерные игры. С его музыкой сталкивался каждый: будь то узнаваемые с первых нот музыкальные темы из «Пиратов Карибского моря» или же вдохновлённые Африкой мотивы из «Короля льва». Редакция «Канобу» решила сделать подборку саундтреков Циммера, которые уже стали современной классикой.

«Король лев» (The Lion King), 1994 год

После работы над музыкой для мультфильма Disney Циммер выиграл статуэтку «Оскар» за лучший оригинальный саундтрек. После этого награды Американской киноакадемии он больше не получал. Назначение Циммера в качестве композитора было неожиданным решением, поскольку до этого для всех анимационных хитов Disney, в том числе для «Красавицы и чудовища», «Алладина» и «Русалочки», музыкальное сопровождение создавал Алан Менкен. Руководство студии пригласило Циммера для работы после того, как ознакомилась с его саундтреком к фильму «Сила личности» (The Power of One).

Перед тем, как приступить к работе, композитор был уверен, что «Король лев» будет обычным детским мультфильмом с «милыми нарисованными животными», саундтрек к которому будет просто создать. Однако ознакомившись с сюжетом, Циммер понял, насколько сложной и серьёзной будет история о ребенке, потерявшем отца. К тому же, композитор и сам лишился отца в детские годы, поэтому работа над «Королём львом» была для него особо значимой.

В свои композиции Циммер включил элементы традиционной южноафриканский музыки 1940-х годов и хоровые аранжировки композитора Лебо М. Также композитор работал над саундтреком игровой версией «Короля льва», которая вышла в 2019 году.

«Гладиатор» (Gladiator), 2000 год

Над музыкальным сопровождением исторической драмы «Гладиатор» режиссёра Ридли Скотта Ханс Циммер работал вместе с композитором Лизой Джеррард. Фильм затрагивает события Римской империи и рассказывает историю легендарного военачальника Максимуса. Он пал жертвой придворных интриг и стал гладиатором, сыскав новую славу в кровавых поединках. Ханс Циммер совместными усилиями с Лизой Джеррард наполнил музыку в картине ближневосточными мотивами, так как действие частично происходит в Марокко.

Циммер был рад сотрудничеству с Лизой, поскольку именно она сумела привнести в фильм о жестоких поединках поэтическую нежность – тот самый пейзаж с пшенчным полем, где находится главный герой и рукой касается колосьев, сопровождается вокальными партиями Джеррард в треке The Wheat. Главные композиции саундтрека – The Battle и Barbarian Horde. Именно в них раскрывается кровавый и боевой дух фильма при помощи синтезатора и эпичного звучания огромного оркестра.

Франшиза «Пираты Карибского моря» (Pirates of the Caribbean), 2003—2011 годы

Знаменитая приключенческая франшиза о пиратах началась с выходом фильма «Проклятье Чёрной жемчужины» (The Curse of the Black Pearl) в 2003 году. Над её саундтреком работал композитор Клаус Бадельт под руководством Ханса Циммера, который принимал непосредственное участие в создании музыки. Как позже заявлял сам Циммер, в успех первого фильма он мало верил, но после того, как режиссёр Гор Вербински показал отснятые сцены, согласился поработать над «Чёрной жемчужиной».

Композитором сиквелов «Сундук мертвеца» (Dead Man’s Chest), «На краю света» (At World’s End) и «На странных берегах» (On Stranger Tides) уже единолично выступил Циммер. По мере того, как менялись герои франшизы, а их приключения становились более захватывающими, развивалась и музыка в фильмах. В третьей картине было и переосмысление знаменитой темы He’s a pirate под названием Up Is Down, величественная и монументальная At Wit’s End и невероятно печальная I See Dead People in Boats.

Трилогия «Тёмный рыцарь» (The Dark Knight), 2005—2012 годы

Ханс Циммер приложил руку к созданию музыкального сопровождения ко всем фильмам Кристофера Нолана о Бэтмене. Вместе с композитором Джеймсом Ньютоном Ховардом он работал над саундтреками к фильмам «Бэтмен: Начало» (Batman Begins) и «Тёмный рыцарь» (The Dark Knight).

Единолично Циммер писал музыку к «Тёмному рыцарю: Возрождение легенды» (The Dark Knight Rises). У каждой из частей франшизы есть своя тональность: «Начало» содержит в себе оперные мотивы и отсылает к эстетике комиксного первоисточника; «Тёмный рыцарь» получился более экспериментальным, как и сам фильм, который отошёл от супергеройской фантастики; «Возрождение легенды» существует на стыке двух предыдущих фильмов, сочетая в себе реализм и супергеройский мистицизм.

Во втором фильме Ханс Циммер работал над темой главного противника Бэтмена – Джокера. Композицию Why so Serious? Циммер сделал однотональной, она постепенно разрастается, сменяясь ударным и электронным звучанием. Тема вызывает чувство беспокойства и неминуемого хаоса, который вот-вот развернётся на экране.

«Шерлок Холмс» (Sherlock Holmes), 2009 год

С экранизацией знаменитых произведений Артура Конан Дойля о детективе Шерлоке Холмсе и его напарнике Докторе Ватсоне от режиссёра Гая Ричи вышла интересная ситуация: для музыкального сопровождения чёрнового варианта картины Ричи использовал саундтрек из фильма «Тёмный рыцарь» (The Dark Knight) за авторством Ханса Циммера. Но, связавшись с композитором, попросил его сделать не похожее звучание, а что-то принципиально новое.

Обилие скрипки в саундтреке связано с увлечением главного героя, который во всех возможных экранизациях играл на этом инструменте. Вот только Холмс Гая Ричи был олицетворением хаоса, и Циммер своим звучанием хотел воспроизвести то, что творится в голове у величайшего детектива. Необычным в создании саундтрека было то, что композитор решил использовать для записи сломанное пианино. Ему захотелось передать звук инструмента, который упал с лестницы, и, судя по итоговому результату, Циммеру это удалось. Ханс Циммер также работал над саундтреком второго фильма «Шерлок Холмс: Игра теней» (Sherlock Holmes: A Game of Shadows).

«Начало» (Inception), 2010 год

Саундтрек к фантастическому фильма «Начало» режиссёра Кристофера Нолана стал третьей совместной работой с Хансом Циммером. Картина рассказывает о группе аферистов, которые способны проникнуть в чужое сознание во время сна и добыть необходимую любую ценную информацию. В саундтреке представлено множество гитарных партий, так как вместе с Циммером работал гитарист и основатель британской группы The Smiths Джонни Марра. По словам композитора, ему понравилось то, как Марра не доминировал звучанием в композициях, а деликатно добавлял небольшие гитарные штрихи.

Циммер при прослушивании композиций к «Началу» отмечал, что у каждого трека нет индивидуальности и они сочетают в себе сразу множество вещей: от надвигающегося романтического чувства до неожиданных звуков рога и электронных битов, которые переворачивают всё с ног на голову. При всём этом саундтрек не меняет общего настроения слушателя от композиции к композиции: великолепная во всех отношениях Time, интригующая и масштабная Dream Is Collapsing, а также динамичная и тревожная Dream Within a Dream.

«Интерстеллар» (Interstellar), 2014 год

Саундтрек для фильма «Интерстеллар» стал пятой совместной работой режиссёра Кристофера Нолана и Ханса Циммера. По сюжету бывший пилот NASA Джозеф Купер (Мэттью Макконахи) отправляется в опасное и длительное путешествие на поиски пригодной для жизни планеты, после того, как Земля становится непригодной для жизни. Музыка Ханса Циммера подчеркнула всю необъятность и загадочность космического пространства, в котором происходит основное действие «Интерстеллара», но при этом сохранила минималистичность и интимность для другой немаловажной темы фильма – семьи, с которой главному герою пришлось расстаться ради великой миссии.

Основным инструментом для создания саундтрека послужил орган 1926 года выпуска. Сейчас он находится в одной из лондонских церквей 12 века. Выбор инструмента композитор объяснил так: во-первых, орган, начиная с 17 века, был самым сложным устройством из всех изобретённых человеком до появления телефонных станций в 1889 году. Во-вторых, сам внешний вид инструмента напомнил Циммеру форсажные камеры космических кораблей, а его звук, проходящий по трубам, отсылал к дыханию космонавтов в костюмах, где ценится каждый вдох.

«Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» (Batman v Superman: Dawn of Justice), 2016 год

Над саундтреком к кинокомиксу Зака Снайдера Ханс Циммер работал в сотрудничестве с музыкантом Junkie XL. «Бэтмен против Супермена» стал продолжением фильма «Человек из стали», музыку к которому также написал Циммер.

По сюжету Бэтмен счёл Супермена угрозой для людей после его схватки с другим криптонцем – Зодом. Фильм не особо понравился критикам или зрителям — он получил всего 29% положительный рецензий от кинокритиков на сайте-агрегаторе Rotten Tomatoes и всего 63% от зрителей, но музыкальные темы Циммера и Junkie XL отлично передали мрачное настроение картины.

До выхода «Бэтмена против Супермена» Ханс Циммер работал над музыкой к трилогии о Бэтмене режиссёра Кристофера Нолана, и в этот раз перед ним стояла задача по-новому взглянуть на уже знакомого героя. По словам композитора, работая с Junkie XL и Снайдером, ему удалось создать нечто «более тёмное и неоднозначное» и при этом отдать должное сотрудничеству с Ноланом и его трилогии. В саундтреке представлены фантастически печальная тема семьи Уэйнов Beautiful Lie, пафосно-драматическая композиция Лекса Лютора The Red Capes Are Coming и динамичная тема Чудо-женщины Is She With You?

Обложка: Instagram hanszimmer

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как фотографу написать коммерческое предложение
  • Как форматировать флешку если пишет диск защищен от записи что делать
  • Как фломастером написать красиво буквы
  • Как фараон пишет свои текста
  • Как фамилию написать на арабском