Как художники пишут картины маслом

На чтение 11 мин Просмотров 68.3к. Обновлено 25.02.2021

В современной, как и в классической живописи десятки техник. В этой статье я разберу основные техники и приемы масляной живописи, которыми сможет овладеть начинающий художник, чтобы научиться писать настоящие картины!

Содержание

  1. Введение: что такое «техника живописи маслом»?
  2. Лессировка
  3. Алла-прима
  4. Наложение мазков
  5. Импасто
  6. Сухая кисть
  7. Прием контраста света и тени
  8. Сочетание разных техник между собой
  9. Современные техники и декоративные элементы

Введение: что такое «техника живописи маслом»?

В переводе с греческого, слово «техника» означает искусство, мастерство. В случае с живописью – умение передавать красками в определенной манере сюжет картины, создавать красивые визуальные образы.

Знать основные техники живописи нужно прежде всего для того, чтобы научиться создавать красивые и долговечные произведения, писать картины с использованием самых разнообразных и лучших материалов, учитывая все их особенности.

В современном творческом мире, особенно с развитием производства и технологий, изменились и некоторые художественные техники, появились новые приемы, порой сочетающие несочетаемое. В этой статье я хочу рассказать вам о некоторых классических и современных техниках масляной живописи, зная которые, вам будет проще и легче учиться писать картины и понимать живопись как таковую.

Более подробно о техниках и приемах я рассказываю на своем мастер-классе по теории масляной живописи, запись на который БЕСПЛАТНА. На нем мы не будем рисовать, зато очень подробно обсудим все, что касается работы маслом! А после мастер-класса я подарю вам бесплатный урок по написанию картины “Звездное небо”, чтобы вы могли сразу же опробовать полученные знания.

Регистрируйтесь на мастер-класс по ссылке — https://nyschool.ru/reg_artmk?utm_source=seo&utm_medium=blog&utm_campaign=allseo

Лессировка

Знаменитые «Мона Лиза» да Винчи и «Кающаяся Мария Магдалина» Тициана –  написаны в технике лессировка

Итак, первая техника живописи маслом – это техника лессировки. Я уже рассказывала вам подробно про эту классическую технику, поэтому здесь остановлюсь на ней кратко.

Лессировка представляет собой нанесение краски, тонким слоем, на грунтованный холст или на просохший слой уже нанесенной краски. Эту технику чаще всего используют при написании картин прозрачными и полупрозрачными красками. Именно из-за этих свойств, и из-за того, что вы накладываете разные цвета краски друг на друга, вы можете добиться красивого и необычного эффекта, своих каких-то уникальных ярких цветов.

Помимо работы с маслом, эту технику можно использовать и при работе с акварельными красками, реже – с акриловыми. Если же сочетать прозрачные и непрозрачные краски вместе, то можно добиться красивого эффекта глубина на картине.

Алла-прима

Опять же, про эту популярную технику я уже писала отдельную статью, а также проводила бесплатный онлайн мастер-класс по картине «Гранат» в этой технике.

Так что же в ней такого особенного, что ее любят и пользуются как начинающие художники, так и профессионалы?

Начнем с того, что в переводе с итальянского, это слово означает буквально «в один присест». То есть, используя эту технику вы сразу пишите свою картину. Не откладываете ее на долгую просушку, чтобы потом нанести еще один слой краски, а тут же, на месте, доделываете работу.

Художественные приемы в живописи - алла-прима - фото
Моя картина «Гранат» в технике алла-прима

Этот художественный прием можно использовать как в акварельной, так и в масляной живописи. Для работы в этой технике с акварелью художнику лучше все-таки подучить основы и знать, что и как писать – краска высохнет быстро, времени на работу будет не так много. Также есть риск создать грязь на бумаге, если вы не будете знать основные принципы смешивания красок. В любом случае, вы можете сделать работу в этой технике, а потом, уже по сухому, пройтись еще раз кисточкой с краской и расставить необходимые для завершения акценты.

Для масляной же живописи техника алла-прима подходит куда больше. В отличие от предыдущей, многослойной техники, которую так любят мастера классической живописи, техника алла-прима подразумевает картины в один, первый и последний слой. Поэтому такая работа будет выглядеть более свежей, живой и динамичной. Маслом в этой технике особенно красиво будут смотреться пейзажи и натюрморты.

Кстати, то, что масляная краска сохнет долго есть свое преимущество как раз для техники алла-прима: если вам не понравится какой-то момент или результат, вы с легкостью сможете подправить работу, как минимум, еще в течении недели.

Наложение мазков

Еще один очень интересный прием живописи – написание картины мазками. Причем есть как грубый, импасто (о нем мы еще поговорим ниже), так и менее объемный.

Этот прием используется для того, чтобы показать и передать всю красоту красок и палитру цвета художника.

Именно в этой технике очень важно знание и умение смешивать краски. Чтобы писать картины мазками, вам нужно будет создать определенные цветовые сочетания и разделить их на мазки, а затем наложить на холст.

Изначально может показаться, что это просто набор мазков разного цвета, но, когда картина будет готова, вы увидите завершенное произведение, поражающее своей насыщенностью и динамичностью.

Художественные приемы в живописи - наложение мазков - фото
Клод Моне любил писать мазками. Его знаменитая картина «Лондон. Парламент» написана как раз в этой технике. Густые и зернисты, мазки покрывают весь холст, усиливая эффект туманности и передавая замечательную игру света.

Импасто

Это техника живописи маслом, благодаря которой, вы можете добиться очень красивого и объемного эффекта в своих работах! Опять же, в переводе с итальянского языка, «impasto» – это пастообразный, плотный слой.

Здесь мазки уже не будут такими тонкими и легкими, наоборот, чем толще и объемнее вы будете накладывать слой краски, тем более фактурной получится ваша работа.

Для этой техники характерно использование различных шпателей, мастихинов, широких кисточек с грубым ворсом. Некоторые иногда используют даже собственные пальцы для работы, чтобы создать неповторимый и уникальный мазок. Говорят, даже сам великий Винсент Ван Гог так делал при работе над некоторыми своими работами.

Художественные приемы в живописи - импасто - фото
«Звездная ночь» Винсента Ван Гога, написана с использованием приема наложения мазков

Если же вы хотите, чтобы ваша картина и мазки были еще более плотными, то вы можете добавить в краску текстурную пасту или другие дополнительные декоративные материалы.

А если же вы будете работать «чистыми» цветами, не смешивая краски на палитре, то для удобства и большей оригинальности картины, выдавливайте краску из тюбика сразу на холст!

Сухая кисть

Про эту технику вы наверняка уже слышали и знаете, если учились у меня на курсе «Основы портретной живописи». А если еще нет, то наверняка видели уличных художников, сидящих на Арбате или Невском проспекте, или любой другой оживленной туристической улице или набережной. Так вот, практически всегда эти художники пишут портреты прохожих в технике сухая кисть! Пишут быстро, минут за 15 и масляными красками.

Собственно, именно уличные творцы и положили начало этой технике в 80-90-е года прошлого века. Многие классические живописцы так и не признали эту технику настоящей, академической, и считают ее скорее коммерческой техникой живописи из-за ее приема растушевки.

Суть этой техники состоит в том, что вы наносите масляную краску на холст сухой кистью и начинаете интенсивно растушевывать ее, создавая как бы графический эффект. Отсюда очень большое сходство портретов в технике сухая кисть с фотографией – вы буквально прорисовываете каждую деталь.

Художественные приемы в живописи - сухая кисть - фото
Мои работы в технике сухая кисть

Прием контраста света и тени

Еще один любимый прием живописцев классической школы – игра на контрасте света и теней.

В переводе все с того же итальянского, «chiaroscuro», значит «светлый темный» и дает название технике живописи, в которой свет и тень должны прийти к определенному балансу.

Этот прием возник в XVI веке, когда художники играли на контрастах, чтобы сделать свои картины с и без того мрачными и волнующими сюжетами, еще более драматичными.

Работы Микеланджело Меризи да Караваджо и Джованни Бальоне как яркий пример этой техники

По-русски же название этой техники звучит как чиаскуро. Этот прием помогает создать определенную иллюзию рельефа и объема, за счет создания эффекта цвета.

Сочетание разных техник между собой

Художники всегда были и будут находиться в поисках новых форм, материалов, новых звучаний. Классика — это хорошо, но вот что получится, если соединить некоторые основные классические приемы? Получится ли такая же красивая и интересная техника? И какие техники вообще можно сочетать вместе, в одной картине?

Вы можете сочетать технику лессировки совместно с непрозрачными красками, то есть корпусными письмом. Или, выборочно и опционально наносить пастозные мазки на совсем ровную и гладкую живопись.

Здесь главное выбирать художественные техники так, чтобы они контрастировали между собой. Тогда, исходя из вышеописанного приема вы сможете добиться необычного эффекта и привлечь внимание зрителя к идее и основной проблеме своей работы.

Современные техники и декоративные элементы

Современные техники рисования ушли далеко вперед от классической живописи и очень сильно удивили бы старых живописцев. Но, наверное, это и к лучшему, ведь если бы живопись не развивалась, если бы каждое десятилетие или даже столетие не создавалось бы чего-то новаторского, живопись давно бы пропахла нафталином.

Современные приемы отступают от классических канонов прежде всего формой: от способа нанесения краски на холст, до самих материалов – кроме краски теперь в ход идут самые разные декоративные элементы.

Современные техники рисования - фото
Таринан фон Анхальт, жена Австрийского принца Юргена, продолжила его работу после его смерти

Таринан фон Анхальт пишет картины при помощи реактивного двигателя самолета – абстракция создается путем разбрызгивания краски мощными потоками воздуха. 

Вообще, прием разбрызгивания краски стал очень популярен в наше время. Взять хотя бы технику флюид-арт, или работу с акриловой краской и эпоксидной смолой – как на моих мастер-классах в студии рисования в Новосибирске.

Современные техники рисования - фото
Абстрактные картины с использованием эпоксидной смолы и акрила

Художница Натали Айриш выбрала другой способ нанесения краски на холст. Нет, она не использует кисти или любые другие подручные средства. Все намного проще и интересней. Натали создает свои картины с помощью своих губ!

Накрасив губы нужным оттенком помады, девушка буквально целует холст, создавая удивительные работы. Одна из таких – ее первый портрет Мерлин Монро на фото ниже.

Современные техники рисования - фото

Этот прием живописи отсылает нас прямо к технике штампования, нанесения рисунка с помощью различных штампов и фактур.

Кроме средств, художественной выразительности в живописи современные художники пытаются достичь с помощью разных материалов.

Так появилась целая ниша художников, создающих свои работы с помощью вина или кофе!

С помощью разных сортов вин красного, белого, и розовых оттенков, Элизабетта Рогаи пишет свои картины, делая эскизы и наброски к ним простым углем. Уникальная особенность таких картин состоит в том, что со временем цвет краски на холсте изменится. Это связанно с особенностями старения вина и его реакции с окружающей средой. И как результат – уникальное и неповторимое творение.

Современные техники рисования - живопись вином - фото
Живопись вином очень популярна у современных художников

В отдельности, завершая эту большую статью про основные приемы и техники живописи, хочется рассказать про технику смешения красок с различными декоративными компонентами.

Такие картины, как правило, пишутся в абстракции и служат украшением и дополнением к интерьеру дома или рабочего пространства, кафе, бара, ресторана.

Такие картины часто делают на больших холстах – чтобы передать весь объем и роскошь, чтобы у зрителя точно была возможность рассмотреть все детали.

Основными декоративными элементами в таких работах являются текстурные пасты, контуры, краска из баллончиков, и, конечно же, поталь – главный источник золочения в живописи.

Современные техники рисования - фото
Финальная работа онлайн-курса «Интерьерная живопись», холст, акрил, поталь, 80*100

На своем онлайн-курсе «Интерьерная живопись» я подробно расскажу про каждый материал и покажу, как правильно их применять в живописи, чтобы создать красивые и уникальные работы.

Кстати, именно такая живопись сейчас модна и популярна как никогда: на арт-рынке, у зарубежных коллекционеров, российских предпринимателей и просто ценителей прекрасного, готовых украсить свою квартиру по всем нормам хорошего вкуса.

Если вы хотите попробовать себя в интерьерной живописи — у меня есть для вас идея! Приходите на мой БЕСПЛАТНЫЙ мастер-класс по интерьерной живописи, где я рассказываю обо всех техниках и приемах, и где мы вместе напишем картину “Лес”. А после мастер-класса вас будет ждать дополнительный подарок — урок по написанию картины “Бык”, которая подойдет к любому интерьеру.

Регистрируйтесь по ссылке — https://nyschool.ru/mk_les?utm_source=seo&utm_medium=blog&utm_campaign=allseo

В любом случае, какую бы технику живописи вы ни выбрали бы, у вас получатся великолепные картины, если вы хорошо изучите теорию и будете постоянно применять полученные знания на практике!

Понравилась статья? Смело ставьте 5 звезд и пишите ваши вопросы о техниках в комментариях!

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Пример рисунка маслом

Содержание

  • Как подготовиться к работе? Инструменты и материалы
  • Основы рисования: как работаем с красками, как наносим, как смешиваем
  • Сколько ждать, пока застынут краски?
  • Работа со слоями
  • Примерная последовательность рисования
  • Как хранить масляные краски и готовые картины

Бытует мнение, что масляная живопись является самой простой. Считается, что сама техника достаточно легкая, а в процессе рисования можно вносить правки когда угодно без последствий. Это абсолютный миф, поскольку исправленная картина будет плохо выглядеть от неудачного исполнения и может погибнуть еще в процессе работы.

​ ​

Как подготовиться к работе? Инструменты и материалы

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Инструменты и материалы

Вовсе необязательно покупать много дорогих инструментов, чтобы начать практику. В качестве палитры можно использовать даже старую тарелку. Различают краски для студентов и художников — первые стоят меньше и отлично подойдут для старта.

Масло производится в тубах разного объёма. Начинающему достаточно 22 мл для всех видов красок. Отдельно стоит отметить белила, их купите в емкости объемом 115 мл., так как обычно при работе их требуется гораздо больше для создания смесей.

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Масляные краски

Инструменты

Кисти достаточно приобрести в трех размерах. Рекомендуем №8 из свиной щетины с округлым кончиком. Такая хорошо подойдет для окрашивания больших участков. Средняя №6 – идеальное решение для повседневных задач. Художники советуют выбирать среднюю плоскую кисть с прямоугольным концом. Третья кисть должна быть небольших размеров, мягкой, круглой, нейлоновой №4. Она – хорошее решение для тонкой работы. При покупке внимательно осматривайте кисти. Зажим ворса должен быть максимально плотным.

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Кисти

Шпатели или мастихины используются, чтобы на палитре комбинировать краски. Также ими можно накладывать краски на полотно вместо кисти или вместе с ними. У шпателя должно быть длинное лезвие и круглый кончик.

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Мастихин

Выбрать мастихин

В качестве палитры можно взять старую мелкую тарелку или крупный лист стекла. В магазинах продают обычные деревянные палитры (с отверстием под большой палец). Магазинные экземпляры следует протереть льняным маслом перед использованием — промасливание уплотняет поверхность и не позволяет краскам впитываться.

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Палитра

Дополнительные аксессуары и материалы

Для жидкости для рисования и промывки потребуются чашечки. Они представляют собой емкости из металла, которые прикрепляют на краю палитры. В качестве чашечек можно воспользоваться жестяной крышкой от банки.

Емкость для промывки кистей нужна, чтобы наливать в нее вайт-спирит или скипидар. Подойдет емкость из-под джема. Не храните кисти непромытыми с остатками краски, иначе они затвердеют и будут непригодными для работы.

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Ёмкости для промывки кистей

Хлопчатобумажная ветошь или полотенца пригодятся для того, чтобы очистить кисти или вытереть лишнюю краску. Например, если требуется взять другой оттенок той же кисточкой.

Разбавительпозволит разжижить цвет или подобрать его. Художники советуют пользоваться чистым скипидаром или вайт-спиритом. Первый дороже и пахнет лучше. Можно подобрать и другие разбавители с менее резким запахом.

Если предпочитаете создавать медленно сохнущие глянцевые картины, купите льняное масло.

Подрамник и мольберт

В продаже есть два варианта холстов – на жестком картоне и на подрамнике. Первые дешевле. Вторые уже грунтованные, фактически являются хлопчатобумажной тканью, которая натянута на деревянную раму. Деревянные клинья в задней части конструкции позволяют подтянуть ткань при провисании. Материал чутко реагирует на изменение в температуре и влажности, а шероховатая поверхность холста хорошо удерживает краску.

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Холсты   На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Мольберт

Когда пишете картины маслом, важно иметь возможность регулировать угол наклона холста. В продаже есть большие деревянные, облегченные из металла или настольные мольберты. Если мольберта нет, можно установить картину на столе и просто прислонить ее к стенке. Важное условие – нужно предотвратить ее скольжение.

Какой нужен лак?

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Виды лака

Картина может просыхать несколько месяцев. Дольше всего будут сохнуть белила. После просыхания работу следует полакировать. Это нужно, чтобы защитить холст от влияния воздуха, из-за которого изображение может потемнеть. Начинающему художнику потребуется бутылка лака для живописи. Покрывать лаком нужно дважды – для ретуши и чистым живописным составом. Чтобы получился первый состав, смешайте один к одному скипидар и живописный лак. Лакировать рекомендуется широкой художественной кистью или с мягким волосом. Картину следует располагать по горизонтали, работая сверху вниз. После этого следует подождать час до высыхания. По прошествии часа нанесите чистый живописный лак.

Основы рисования: как работаем с красками, как наносим, как смешиваем

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Смешивание красок

​Большая часть оттенков – результат смешивания красок. Только три цвета являются самостоятельными – синий, желтый и красный. Остальные – продукт смешения трех главных. Если смешать желтый и красный цвет, можно получить оранжевый. Добавив в синюю краску красную получаем фиолетовую. Если будете в разных пропорциях смешивать основные краски, получите различные оттенки ярких и не слишком цветов. Опытные художники это знают и не ищут под каждый тон краску, а думают, сколько нужно добавить в конкретный цвет красного, синего или желтого.

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Смешивание красок

Однако часто в результате смешивания краски утрачивают свою яркость. Поэтому покупают ярко-оранжевые, салатовые, фиолетовые оттенки. Иногда может потребоваться черная краска, поскольку в результате смешения цветов черный цвет будет не слишком темным.

Чтобы осветлить краски, к ним добавляют белила. Живописец должен приучиться к тому, что у оттенка меняется светосила. Постичь искусство точного подбора света можно только долгой практикой.

Картину пишут не сверху вниз или не от угла, а от соотношения светлого и темного. Сначала намечают самые темные места, затем самые светлые. После этого сравнивают эти места между собой и наполняют полотно элементами.

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Нанесение краски

Сколько ждать, пока застынут краски?

​Масло – это связующий компонент, который дает возможность добиться яркости, контрастности изображения. Однако именно из-за масла краска может высыхать несколько дней или даже недель. Однако благодаря этому можно иногда внести небольшие коррективы после завершения картины.

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Сушка

На скорость застывания краски влияет:

  • Толщина слоя. Чем маски жирнее, тем дольше высыхают.
  • Наличие разбавителя. С его помощью можно регулировать скорость высыхания слоя. Если хотите сократить срок сушки, используйте в качестве разбавителя скипидар.
  • Натуральные масла. Их присутствие на полотне увеличивает срок высыхания.
  • Температура. В прохладной комнате краска сохнет дольше, чем в более теплой. Высокая влажность воздуха увеличивает срок твердения. Водный пар может повлечь появление пленки с обилием жидкости внутри. Впоследствии в месте затвердевания слоя краски могут появиться трещины. Если живописец поставит работу у радиатора отопления, полотно или подрамник может испортиться.
  • Освещение. Большое влияние на скорость высыхания влияет свет в помещении. В темной комнате картина будет высыхать в десять раз медленнее, чем в светлой.
  • Состав краски. При покупке красок обращайте внимание на их состав. Продукты на полимеризованных маслах быстрее сохнут. Также быстрее сохнут краски с оксидом железа, свинцом и кобальтом в составе. Медленно высыхают продукты со слоновой сажей и кадмием, поэтому избегайте этих компонентов.

Как ускорить сушку?

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Ускорение сушки

Чтобы краска на картине высыхала быстрее, следуйте таким советам:

  • Прямые солнечные лучи – ваш верный друг и товарищ. Активный ультрафиолет по своей силе может сравняться с сиккативом. Однако долгое воздействие может напрочь испортить картину.
  • Полотно без разбавителя быстрее полимеризируется. Часто разбавитель замедляет многослойную сушку. Если требуется быстро написать картину, можно воспользоваться быстросохнущими красками. Однако из-за них по прошествии нескольких лет могут возникнуть трещины на холсте.
  • Обработайте холст грунтовкой гессо перед нанесением красок. Грунтовка увеличивает срок жизни полотна и частично впитывает масло из первого слоя. В итоге полотно быстрее высохнет. Однако учтите, что нанесенная грунтовка должна полностью просушиться перед стартом работы.
  • Для ускорения сушки лучше брать гладкий и ровный холст. Если холст слишком текстурный и рельефный, в выемки будет попадать много краски, которая долго просыхает.
  • Наносите краски тонкими мазками. Особенно это относится к первому слою. Если первый слой будет очень толстый, потом он будет очень долго сохнуть.

​ ​

Работа со слоями

Всегда наносите краски ровно. Если будете ждать, когда высохнет каждый слой, и только после этого наносить следующий, то работать станет гораздо сложнее. У вас не будет шанса поправить работу в процессе. Если на затвердевший слой краски наносят новый слой или совсем другой рисунок, такая работа требует большой осторожности.

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Работа со слоями

Одной из частых трудностей является смешивание слоев. Когда один слой наносится поверх другого, они могут перемешаться. Чтобы не откладывать работу на несколько дней, мастера рекомендуют использовать специальные быстросохнущие белила или белую подмалевку. В отличие от стандартных титановых белил, они не требуют долгого периода высыхания.

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Белила

Среди главных преимуществ масляных красок – возможность нанесения толстого слоя, чтобы передать трехмерность изображения. У акварели и пастели нет таких свойств. При работе рекомендуется начинать с толстого слоя, а потом переходить в тонкий, добавляя мелкие детали. Так можно создать эффект переднего плана.

​ ​

Примерная последовательность рисования

​Подготовительный рисунок на холсте наносите углем. Он легко ослабляется и усиливается. Его просто зафиксировать лаком для волос и закрепить краской. Еще один вариант – нанесение изображения кистью или пером с помощью туши. Желательно не использовать простой карандаш — он перемешается с краской и загрязнит слой.

Рисование масляными красками для начинающих, рис. Подготовительный рисунок

После этого начните лессировку. Нанесите прозрачный слой краски. Он сэкономит материал и добавит глубины. Лессировку нужно делать с помощью лессировочных масляных красок.

Важно тщательно просушить первый слой масляной краски. Сушить нужно в теплом, светлом и хорошо проветриваемом помещении. Не сушите возле обогревателя, иначе слой пожухнет или краски поменяют цвет.

После этого наступает этап подмалевки. Закладываются основные цветовые сочетания, фактуры. Подмалевок делают полулессировочными, а также укрывистыми красками с белилами в местах, где это требуется. Полутени, освещенные места, блики – все это наносится на этапе подмалевка. На этой стадии прописывают цвето-тональные отношения тонким слоем краски. Формы объектов и предметов пока не прописывают.

Уже сейчас должна читаться идея и компоновка композиции. На этой стадии не рекомендуется использовать мастихин и слишком фактурные кисти. Выбирайте упругие кисти средних габаритов.

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Подмалевок

Прозрачные тени и полутени с прошлого слоя должны оставаться нетронутыми.

Подмалевок следует сушить от трех дней до недели до полного высыхания слоя. Профессиональные художники обычно рисуют несколько картин одновременно, чтобы не терять времени. Это практично, поскольку можно рассчитать скорость высыхания красок и втрое увеличить продуктивность труда.

Затем художник прописывает основные формы, объекты. Им придается объем в цветах и полутенях. Чтобы придать фактурности, можно рисовать мастихином.

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Придание объема

Затем наступает этап длительной просушки, который занимает порядка месяца. Слой должен высохнуть полностью или хотя бы до середины.

После этого изображение детализируют с помощью нескольких выразительных деталей. Их прописывают красками средней консистенции. Важные элементы размещают в центре композиции и ближе к переднему плану. Особое внимание уделяют контрасту картины.

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Детализация

На последнем этапе смахивают лишние детали и списывают задний план. В качестве главного приема может послужить лессировка, которую наносят на просохший слой. После чего картину сушат до полного высыхания и покрывают лаком.

Как хранить масляные краски и готовые картины

Краски рекомендуется хранить в деревянном ящике подальше от отопительных приборов и огня в сухом месте. Если они в тюбиках, следите, чтобы емкость не треснула. В случае хранения смеси не допускайте контакта с воздухом. В открытой емкости краску можно хранить три дня, ее уже нельзя повторно разбавлять.

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Хранение красок

Чтобы хранить небольшой объем, сделайте пакет из фольги и выдавите из нее воздух. Масляные краски можно замораживать. Остатки можно герметично запаковать и положить в морозильную камеру. Там они могут храниться долго.

Картины лучше всего хранить на подрамнике, подальше от жары и влажности. Возле картины нежелательно курить, на нее не должна попадать копоть. Если ее постоянно трогать пальцами, то со временем рисунок потускнеет. Следует избегать прямого попадания солнечных лучей, однако не стоит прятать холст в чулане. Идеальное решение – рассеянный свет.

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Хранение картины

  • ВСЕ

  • Рисование

  • Советы художника

  • История искусств

  • Живопись

  • Рисунок

  • Цветоведение

  • Поэтапное рисование

  • Вдохновение

  • О художниках

  • Ученики

  • Композиция

  • Абстракция

  • Книги

 Масляные краски требуют особой технологической последовательности при работе с ними, это отличает масло от всех других видов красок и усложняет возможность их использования. Уроки живописи в учебных заведениях разной направленности нередко начинают именно с изучения технологии масляной живописи.

Чтобы нарисовать картину маслом, для начала, следует определиться с этапами её выполнения — именно тогда масляные краски проявятся во всей своей возможной полноте и результат занятия живописью будет ожидаемым и долговечным. Постараемся зафиксировать и выделить отдельные этапы работы при рисовании маслом и их характерные особенности, а также опишем, почему это так важно и чем чревато нарушение последовательной технологии живописи масляными красками.

  1) Подготовительный рисунок.

   Картина маслом начинается с первоначального рисунка на холсте, в котором намечаются основные формы предметов и объектов, соотносятся пропорции частей предметов друг с другом, прорисовываются главные персонажи и детали. Грамотный тщательный рисунок — основа картины, поэтому этапу отрисовки и компоновки уделяют особое внимание.
   Профессиональные художники нередко рисуют основные части будущего изображения сразу на холсте маслом, то есть жидко разведённой краской нейтрального по оттенку, не слишком тёмного цвета. Это самый лучший способ создания подготовительного рисунка, так как, во-первых, цвет и тон рисунка уже соответствуют цвету и тону будущей картины, во-вторых, материал создания рисунка идентичен материалу написания самой картины (органичен, не создаёт “грязи” при смешивании), в-третьих, рисунок можно легко править и изменять в процессе создания живописного полотна. Но, такой способ создания первоначального рисунка требует твёрдой руки, острого глаза и уверенного владения изобразительной грамотой, поэтому применяется чаще всего в изображении пейзажей и натюрмортов, где точная деталь и соответствие пропорциям модели не так важно, как в портрете.

  В идеале, создавать подготовительный рисунок под живопись углём на холсте: рисунок углём легко поправим, его можно ослаблять и усиливать по нажиму и темноте в зависимости от задачи, он легко закрепляется на поверхности холста жидко разведённой краской тонкой кистью или фиксируется лаком для волос (разумеется, после закрепления рисунок на холсте следует подсушить, а излишки угля смахнуть тряпкой во избежание попадания в замесы красок).
   Хороший вариант создания рисунка на холсте — тушью пером или кистью. Конечно, рисунок получится слишком контрастный, но это легко исправить, если развести тушь водой в нужной пропорции (лёгкий серый оттенок опорных линий почти не будет заметен сквозь первый прозрачный слой краски). Тушь разводится только водой поэтому если вы любите лессировки и пишете маслом достаточно жидко и экспрессивно, рисунок не разотрётся, не потечёт, не деформируется.

  Рисовать на холсте простым карандашом не желательно. Частицы графита подмешиваются к первым красочным слоям, загрязняя их. Поэтому, если создавать рисунок под масло карандашом, то стоит выбрать твёрдый диапазон грифеля или закрепить рисунок лаком для волос после завершения и перед введением масляных красок на холст. Но лак тоже может смешаться с красками, особенно если активно втирать краску в основу, будьте внимательны и осторожны.

  2) Лессировки прозрачными красками.
  Живопись маслом начинают с лессировок. Это первые прозрачные слои красок, которые остаются в таком виде до конца работы — их хорошо видно в теневых частях предметов (собственные и падающие тени) на картинах классических художников.
  Во-первых, лессировки экономят материал — дозировано отпускают краску на холст, особенно в те места, где не нужна чрезмерная фактура и детализированная прописка. Во-вторых, и в главных, лессировки создают ощущение глубины и объёма на предметах в сочетании с корпусной пропиской с белилами. Это обязательно стоит учитывать. Художники прошлого, руководствуясь правилом первых прозрачных лессировок, создавали невероятные по передачи реалистичности в живописи картины. К сожалению, современные художники, особенно художники самоучки или те, кто не получил полного качественного художественного образования, пренебрегают этим. Поэтому их картины заметно теряют позиции, как по технологии живописи (сохранность картин, их качество и т.д.), так и по визуальному восприятию зрителем.

  Лессировки выполняются ТОЛЬКО! лессировочными масляными красками. Также важно знать состав красок, чтобы понимать, подойдёт ли та или иная краска для живописи теней (например, краплак красный обладает свойством “подниматься” каждый последующий слой и вытеснять другие оттенки, поэтому для нижних слоёв и лессировок не подходит). Для этого существуют специальные таблицы смешения красок и описания их качеств. Художники учат их наизусть.
Подробнее о лессировке тут: https://jotto8.ru/hudozhestvennye-terminy/lessirovka .

  3) Просушка.
  Первый слой масляной живописи тщательно просушивается. При должном исполнении лессировки просыхают в течение суток с момента завершения работы над первым этапом создания картины маслом. Просушка происходит естественным путём в хорошо проветриваемом, тёплом помещении без использования нагревательных приборов. Сушить картину у батареи или обогревателя не следует — это может привести к растрескиванию красочного слоя, пожуханиям (см. подробно здесь: https://jotto8.ru/hudozhestvennye-terminy/pozhukhlost ) или изменению цвета красок. Изменение температуры и влажности не желательны для картины маслом, тем более, для картины в процессе просыхания.

  4) Подмалёвок.
  Вторая прописка масляными красками называется подмалёвком. На этом этапе происходит закладка основных цветовых сочетаний и фактур (разница по матовости — глянцевости) изображённых в картине объектов и предметов. Многие современные художники объединяют стадии первых лессировок  и подмалёвка в одну. Это технологическая ошибка, исправить которую практически невозможно — тени, даже пролессированные сверху по слою краски с белилами, уже не будут так убедительны, а объём и пространство в живописи останутся условными.

  Подмалёвок подразумевает живопись полулессировочными и укрывистыми красками в сочетании с белилами в тех местах картины, где это необходимо (освещённые части предметов и некоторые полутени) — это особенно важно для так называемой тональной живописи (академической, классической), где точно переданные оттенки светлоты важнее разницы в цветовом тоне.
   В стадии подмалёвка важно начать прописку и выявление цвето-тональных отношений в картине тонким слоем краски (белила и все кроющие пигменты жидко разводятся разбавителем или втираются в холст легко, без излишне-толстых наслоений краски).

  Прописывать формы предметов и объектов тщательно пока не требуется — эта та стадия работы над картиной, где максимально точно закладываются все цвето-тональные отношения в картине с учётом освещения, глубины пространства и важности элементов картины (удалённость от главного второстепенного, выявление цвето-тональных акцентов и т.д.).
  Прежде чем начинать прорисовывать детали и особенности формы, обязательно сравните между собой и с элементами натуры все цвета и оттенки картины — есть ли разница по цвету и тону между освещёнными и теневыми частями предметов, отличаются ли по цвету, светлоте и насыщенности предметы между собой, что главное в картине, по вашей задумке, и получилось ли это передать. Основная идея композиции и компоновки картины должна быть хорошо читаема уже сейчас.
  На стадии подмалёвка не рекомендуется использовать мастихин для живописи и слишком фактурные кисти — отлично подойдёт мягкая щетина и упругие синтетические кисти средних размеров.
   При выполнении подмалёвка не забывайте оставлять нетронутыми прозрачные тени и полутени предыдущего слоя, не перемазывайте их новым слоем краски — эта двойная работа только уничтожит характерное только для масляной живописи свечение теней изнутри.

  5) Просушка.
  Подмалёвок также высушивается до полного высыхания слоя краски — от 3 дней до 1 недели. Да, придётся подождать, чтобы снова взяться за работу над картиной. Чтобы не терять времени, профессиональные художники обычно рисуют 3 картины одновременно или более. Пока сохнет одна — пишем другую. Очень удобно и практично: можно рассчитать степень просыхания красок и скорость рисования картины увеличится, без технологических огрехов (за время отведённое для работы над одной картиной, можно успеть написать их 3).

  Если краски на холсте много и её слой слишком укрывистый, сушить придётся намного дольше (обратите внимание, слой краски должен высохнуть полностью, а не только его верхняя часть, в виде плотной корочки). Проверить степень просушки красочного слоя можно при помощи пробы пальцем — краска не только не должна мазать, но и не должна продавливаться под нажатием, иначе есть шанс повредить верхний просохший слой при дальнейшей работе. 

В живописи масляными красками это недопустимо технологически — разрыв верхней плёнки красочного слоя ведёт за собой выход на поверхность обеднённого (без масла и лака — они сформировали верхнюю плотную красочную корочку) красочного пигмента, а его использование ведёт к изменению цвета и фактуры в последующих слоях краски при высыхании. Если такое происходит, предшествующий повреждённый непросохший слой краски лучше полностью счистить мастихином и переписать заново.
   После просушки поверхность полотна тщательно осматривается на предмет выявления пожухлостей и других дефектов. По мере надобности можно применить ретушный лак, льняное масло и другие подручные средства.



  • Назад


  • Вперед

Масляная живопись подарила человечеству множество великих шедевров изобразительного искусства и до сих пор востребована в профессиональной художественной среде. Картины маслом, написанные художниками в разные исторические эпохи, сегодня можно встретить во всех музеях мира. Интересные факты о различных тонкостях и исторических подробностях написания картин маслом представлены в нашей статье.


Картина маслом. Тициан. Картина «Похищение Европы», 1562
Картина маслом. Тициан. Картина «Похищение Европы», 1562

Особенности техники написания картин маслом в живописи

Картины маслом создаются с помощью разноцветных красок, изготовленных из сухих красящих пигментов, наполнителей и легко высыхающих в обычных условиях растительных масел. С точки зрения химической науки масляная краска представляет собой стандартную суспензию, в которой твердые частички пигмента находятся во взвешенном состоянии в жидком веществе.


Картина маслом. Ян ван Эйк. Картина «Портрет Арнольфини», 1434
Картина маслом. Ян ван Эйк. Картина «Портрет Арнольфини», 1434

Картины, написанные маслом старинными мастерами живописи, по химическому составу красок несколько отличаются от произведений современных авторов. Основным связующим веществом для производства художественных красок традиционно служит масло, изготовленное по технологии холодной выжимки из семян льна с добавками орехового, макового и других высыхающих экстрактов. Красящие пигменты различных цветов обычно получают из природных минералов, содержащих соединения железа, свинца, цинка и других металлов.


Картина маслом. Питер-Пауль Рубенс. Картина «Поднятие креста», 1611
Картина маслом. Питер-Пауль Рубенс. Картина «Поднятие креста», 1611

Главное отличие современных масляных красок от исторических аналогов — наличие в их составе большого количества вспомогательных компонентов. Эти вещества используются для улучшения свойств красок, главным образом для ускорения их высыхания и предотвращения расслоения при хранении.


Картина маслом. Рембрандт. Картина «Урок анатомии доктора Тюльпа», 1632
Картина маслом. Рембрандт. Картина «Урок анатомии доктора Тюльпа», 1632

В качестве основы для картин маслом изначально служили деревянные панели, а льняные и хлопчатобумажные холсты для этих целей живописцы начали использовать на несколько столетий позже. Чтобы краска не впитывалась в основу, на поверхность холста или доски наносили слой грунта, изготовленного на основе мела или гипса. В наши дни мастера используют более практичный акриловый грунт, который быстро сохнет и легко окрашивается в разные цвета.


Картина маслом. Рембрандт. Картина «Портрет папы Иннокентия Х», 1650
Картина маслом. Рембрандт. Картина «Портрет папы Иннокентия Х», 1650

Основным инструментом для написания картин маслом были и остаются кисти разных типоразмеров с деревянной ручкой и ворса из шерсти (щетины) различных животных. Кроме них, живописцы также используют мастихины — особые мастерки с металлической фигурной лопаткой. А знаменитый Тициан (Tiziano), кроме прочего, отличался от своих коллег тем, что предпочитал наносить краску на холст кончиками пальцев.


Картина маслом. Франсуа Буше. Картина «Туалет Венеры», 1751
Картина маслом. Франсуа Буше. Картина «Туалет Венеры», 1751

На финишном этапе картины маслом нередко покрывают специальным лаком, чтобы дополнительно защитить изображение от разрушения под воздействием влаги, солнечных лучей, перепадов влажности и температуры.


Картина маслом. Клод Моне. Картина «Женщина с зонтиком», 1875
Картина маслом. Клод Моне. Картина «Женщина с зонтиком», 1875

Плюсы и минусы создания картин маслом

В профессиональной художественной среде масляная живопись по праву считается одной из наиболее удобной техник. Основные плюсы написания картин маслом:

  • Хорошая смешиваемость красок для получения всевозможных оттенков.
  • Сохранение первоначальных цветов после окончательного высыхания красок.
  • Возможность быстрого удаления мастихином остатков краски при исправлении ошибок.
  • Долговечность готовых произведений искусства.
  • Возможность написания картин разными методами (в один или несколько приемов).


Картина маслом. Винсент ван Гог. Картина «Портрет доктора Гаше», 1890
Картина маслом. Винсент ван Гог. Картина «Портрет доктора Гаше», 1890

Главный минус масляной живописи — относительная сложность для начинающих художников подбора нужного цвета при смешивании красок. Но этот недостаток преодолевается путем повышения мастерства на практических занятиях.


Картина маслом. Поль Сезанн. Картина «Игроки в карты», 1892
Картина маслом. Поль Сезанн. Картина «Игроки в карты», 1892

История развития масляной живописи

Самые ранние образцы масляной живописи археологи обнаружили в горах Афганистана, в Бамианской долине. Здесь, вокруг высеченных из камня статуй Будды, древние художники еще в VII веке расписали стены масляными красками. Буддийские живописцы уже тогда умели не только досконально смешивать разные пигменты, но и научились покрывать их специальным защитным лаком.


Картина маслом. Пабло Пикассо. Картина «Авиньонские девицы», 1907
Картина маслом. Пабло Пикассо. Картина «Авиньонские девицы», 1907

В Европе масляная живопись появилась значительно позже. Вплоть до XV века здесь господствовали темперные краски и техника энкаустики. Только в эпоху Раннего Возрождения ситуация начала постепенно меняться. Длительное время считалось, что первооткрывателем масляной живописи в Европе был Ян ван Эйк (Jan van Eyck). Но в наши дни ученые все же пришли к выводу, что гениальный голландец не был пионером этой техники, а только усовершенствовал методики работы с удобными красками и всячески способствовал их популяризации.


Картина маслом. Густав Климт. Картина «Поцелуй», 1908
Картина маслом. Густав Климт. Картина «Поцелуй», 1908

Из Голландии масляная живопись распространилась на остальные страны Европы и уже к середине XVI века заняла лидирующее положение среди всех используемых техник. Эта тенденция только усилилась в начале XIX столетия, когда начался массовый выпуск масляных красок в тюбиках. Художники наконец-то получили возможность с комфортом творить не только в своей мастерской, но и на открытом воздухе.


Картина маслом. Василий Кандинский. Картина «Композиция VII», 1913
Картина маслом. Василий Кандинский. Картина «Композиция VII», 1913

Бурное развитие химической промышленности в начале ХХ столетия способствовало появлению всевозможных разновидностей синтетических красок. Несмотря на это, масляная живопись и в наши дни остается одной из наиболее востребованных техник как среди профессионалов, так и среди начинающих художников.


Картина маслом. Эдвард Хоппер. Картина «Ночные ястребы», 1942
Картина маслом. Эдвард Хоппер. Картина «Ночные ястребы», 1942

На портале Very Important Lot каждый посетитель может принять участие в аукционах искусства и приобрести картины маслом, написанные как современными художниками так и старыми мастерами.

Техники масляной живописи могут показаться непонятными и сложными, особенно если вы только учитесь рисовать. Эти советы могут изменить процесс рисования, к которому вы привыкли, и вдохнуть новую жизнь в ваши картины. Начните с просмотра видео ниже, в котором рассказывается о 10 основных приемах масляной живописи. Знание этих техник придаст уверенности, и у вас появится желание попробовать нечто новое.

Теперь давайте подробно рассмотрим техники.

1. Держите кисть правильно

Держите кисть ближе к концу рукоятки, чтобы максимально контролировать движения

Во время рисования кисть можно держать по-разному. Но каждый уважающий себя художник должен знать метод, изображенный на фотографии. Чтобы добиться максимальной плавности и чувствительности при нанесении мазков, держите кисть как можно ближе к концу рукоятки.

Поначалу вам может быть не так удобно, но этот метод обеспечивает максимальную степень контроля кисти. Он отличается тем, что позволяет рисовать всей рукой, а не только запястьем. И когда вы привыкнете, вам будет намного легче и удобнее рисовать.

2. Используйте разные углы кисти

Использование ризных углов кисти делает ее более универсальной

В процессе рисования очень легко забыть, что у вашей кисти две стороны. Не нужно ограничивать себя и делать только широкие мазки, используя плоскую сторону кисти. Вы можете повернуть кисть, чтобы получить более тонкие линии или наоборот – широкие мазки. Когда вы будете уметь использовать все возможности своих кистей, это упростит процесс рисования и сделает вас более ловким художником.

3. Контролируйте степень нажатия кисти

Меняя давление кисти, вы также будете менять текстуру мазков

Контролируйте тяжесть своей руки и не нажимайте на кисть слишком сильно.  Резкие и жесткие мазки могут превратить прекрасную картину в нечто абсолютно непривлекательное. Чем тяжелее прикосновения кисти, тем больше смешиваются слои краски и более отчетливо виднеются сами мазки. Попрактикуйтесь в нанесении легких, средних и тяжелых мазков. Это поможет вам понять, когда каждый из них будет уместен. Умение контролировать степень нажатия кисти поможет достичь желаемых результатов.

4. Используйте все возможности среды для живописи

Среда для живописи может изменить вашу краску удивительными образом

Картина маслом не обязательно рисуется исключительно масляными красками. Важной частью рисования также является использование сред для рисования. Обычно это смесь растворителя и масла, используемая для модификации краски и обеспечения нужной консистенции. Добавление большого количества растворителя сделает вашу краску очень жидкой и прозрачной, в то время как добавление небольшого количества растворителя придаст краске консистенцию сметаны.

5. Не позволяйте остаткам краски на кисти испортить цвет

Тщательно очищайте кисти, чтобы не загрязнять цвет

Будьте осторожны, когда берете краску со своей палитры. Убедитесь, что ваши кисти чистые. Иначе вы испортите краску, которую собирались использовать. Крайне важно сохранять интенсивность и чистоту цвета. Поэтому не забывайте регулярно и часто чистить кисти. Иногда это нужно делать перед нанесением каждого мазка.

6. Старайтесь смешивать не больше двух цветов

Чем меньше красок вы смешаете, тем ярче будет получившийся в результате цвет

Если вы будете смешивать очень много разных цветов – в итоге получите тусклый, менее интенсивный цвет. Потренируйтесь смешивать необходимые цвета, используя только два цвета и белый. Получая новые знания о цвете и закономерностях смешивания, вы делаете вклад в свои будущие картины, поскольку это поможет вам рисовать намного живописней и быстрее.

7. Не переусердствуйте со смешиванием

Смешивайте настолько, насколько это необходимо

Если во время смешивания цвета не до конца растворяются в друг друге – это помогает добавить яркости и привлекательности краске. Поэтому, когда вы смешиваете цвета, важно убедиться, что вы не переусердствовали. Иначе вы рискуете превратить свою картину в плоскую и неинтересную кучу краски.

8. Не экономьте на краске

Используйте столько краски, сколько вам понадобиться для реализации задуманного

Если вы рисуете в технике, когда мазки должны выделяться – убедитесь, что вы используете достаточное количество краски. Только так вы получите необходимый тип мазка. Это не та ситуация, когда нужно проявлять свою экономность. И если вы обнаружите, что пытаетесь взять на кисть краску с почти пустой палитры, вероятно, пришло время смешать новую порцию красок.

9. Комбинируйте техники

Не забывайте о возможности использования нескольких техник на одной картине

Помните, что вы можете рисовать на влажной поверхности или подождать, пока она высохнет, и нанести поверх нее влажную краску. Для получения плавных переходов или градиентов следует использовать технику «мокрым по мокрому». Краски будут отлично смешиваться на холсте, что идеально подходит если вы хотите достичь плавности. А работа сухой кистью даст вам более текстурный эффект, который идеально подходит для изображения кирпичей или грязи.

Иногда лучшая кисть для работы – это вовсе не кисть

Мастихин – это не просто шпатель, который можно использовать для смешивания краски! Также его можно использовать для рисования, тем самым делая текстуру и мазки картины более необычными и интересными. Мастихин особенно хорош для создания текстурных и непредсказуемых штрихов. Такого эффекта невозможно достичь с помощью кисти.

Превью: Jenna S

Читайте также:

Живопись: как эффективно применять технику лессировки

Рисунок с натуры: как передать энергию и сделать рисунок динамичным

Полный гид по рисованию на холсте для начинающих художников

Источник

Чтобы писать на холсте масляными красками нужно обладать определенными знаниями, умениями и техниками. А еще знать различные нюансы, которые кардинально отличают живопись маслом, например, от акварельной живописи.

Грег Кройц, художник и преподаватель с 40-летним стажем, в своей книге «Живопись маслом» объясняет общие для всех сюжетов техники масляной живописи, и в каждой главе описывает преимущества и сложности всех жанров. В пошаговых разборах на примере своих работ автор рассказывает, как улучшить навыки в одном жанре, изучая другой, ранее незнакомый.

Как пишет в предисловии к книге художник, педагог и основатель школы рисования Вероника Калачева, эта книга — сборник ответов на тысячу и один полезный вопрос, включая такие неординарные, которые даже не успели прийти вам в голову.

Живопись маслом: жизнеутверждающее творчество, великолепие тела и последовательность из 4 шагов

Жизнеутверждающее творчество: полюбите масляные краски!

Важнейшее условие для обучения масляной живописи — любовь к краскам, удовольствие от их смешивания, от того, как они ложатся на холст и растушевываются. Если вы пишете маслом, вам должен нравиться процесс. Необходимо усердие.

Картина рождается в радости творчества, и на холсте необходимо передать ощущение жизни.

Экспрессивное письмо

У масляных красок вязкая консистенция, и манера письма определяется отношением художника к процессу. Тонкий и неуверенный слой выглядит скупо и свидетельствует о низкой вовлеченности автора в сюжет. Щедро кладите влажные мазки, вкладывайте в них свои эмоции. Они достойны того, чтобы зритель их ощутил.

Если не вложить в работу чувства, она будет похожа на детскую раскраску.

Усиление глубины пространства

Мазками можно усилить иллюзию пространственной глубины на холсте. Крупные, густые мазки выступают вперед. Мелкие кажутся удаленными. Иногда такого оптического эффекта вполне достаточно, чтобы убедительно показать глубину. Но если забыть о нем и положить крупные мазки на фон, глубина потеряется. Размер мазка обусловлен его расположением в пространстве изображения.

Направление мазка тоже важно. На лепестки цветка правильно класть краску начиная от ближнего края, постепенно ослабляя давление кистью на холст. Порой мазков слишком много. Если картина переполнена фактурой и акцентами, у зрителя случится перегрузка визуальной информацией: она станет шумом и перестанет восприниматься.

Усиление глубины пространства

Оптимальная последовательность

Что нужно делать и когда? Решать сложные вопросы в начале работы или в конце? Начать с деталей и постепенной проработки или с общих масс и уточнить их позже? Автор предлагает последовательность шагов, которая наиболее полно отвечает на вопросы о размещении, фоне, тенях и свете.

Шаг 1 (размещение).

Вначале художник размещает объекты ориентировочно. На первом этапе можно неистово малевать. Это начальный физический контакт с красками и холстом. Не зацикливайтесь на точности, рисуйте, как заблагорассудится. Исправление наброска не ударит по самолюбию так сильно. Его можно двигать туда-сюда сколько угодно.

Шаг 2 (фон).

Фоном следует заняться на раннем этапе. Удобно приступать к нему сразу после размещения элементов. В любом жанре фон задает атмосферу картины. Это среда обитания объектов. Пренебрегать им и торопиться изображать основные объекты прежде фона — все равно что расставлять мебель без комнаты. Важно, чтобы фон выполнял функции фона. Он не должен быть интересным, красивым или замысловатым. Его единственное назначение — выгодно подчеркнуть основные объекты.

Когда фон готов, пора заняться тенями. Следует сосредоточиться на форме, цвете и тоне тени. Темные тени подчеркнут яркость света, когда дело дойдет до него. Если нужно будет осветлить тень отраженным светом, это можно сделать позже, когда станет понятно, насколько ярким должен быть свет. Нанесение теней именно в такой последовательности — после фона и до света — дает возможность уделить им больше внимания и убедиться, что они легли в нужном месте.

Шаг 3 (тени).

Когда фон готов, пора заняться тенями. Следует сосредоточиться на форме, цвете и тоне тени. Темные тени подчеркнут яркость света, когда дело дойдет до него. Если нужно будет осветлить тень отраженным светом, это можно сделать позже, когда станет понятно, насколько ярким должен быть свет. Нанесение теней именно в такой последовательности — после фона и до света — дает возможность уделить им больше внимания и убедиться, что они легли в нужном месте.

Шаг 4 (свет).

Это кульминационный момент. Пришло время для аккуратной, плотной прописки света. Можно оживить изображение. Работа со светом — заключительный шаг процесса. Как только она окончена, основные задачи можно считать решенными.

Пришло время для аккуратной, плотной прописки света. Можно оживить изображение

Портрет

Портреты — хороший способ узнать больше о людях. Внимательно и пристрастно изучая других (а это необходимо для убедительности изображения), замечаешь, как проступает под кожей череп, как формируется мимика, каков на самом деле цвет кожи, за счет чего взгляд кажется глубоким, что делает лицо красивым или уродливым (и бывает ли так) и многое другое. Все это можно узнать, создавая правдоподобный образ человека на холсте. Если писать эмпатически — стараясь передать впечатление от увиденного наряду с содержанием, — возникнет сильная связь с моделью. Она воспринимается уже не как отдельная личность, а как близкий человек.

Портреты — хороший способ узнать больше о людях

Обнаженная натура

Что важнее, привлекательнее и достойнее поклонения, чем тело человека? Восприимчивость к живости и грации обнаженного тела способствует пониманию человека в контексте гармонии природы. Счастье живописцев в том, что страсть к созиданию побуждает их постигать человеческое тело во всем его неприкрытом великолепии.

Что важнее, привлекательнее и достойнее поклонения, чем тело человека?

Как писать обнаженную натуру?

Теоретически переложить фигуру человека на холст масляными красками не сложнее, чем любой другой трехмерный объект. Но на деле правдоподобное, убедительное изображение требует невероятного труда. Чтобы преодолеть все проблемы, придерживайтесь привычной последовательности: размещение, фон, тени и свет.

Теоретически переложить фигуру человека на холст масляными красками не сложнее, чем любой другой трехмерный объект

Натюрморт

Как и обнаженная натура, натюрморт — эффективный этап обучения для любого живописца. Незатейливый реквизит не занимает много места и не двигается (яблокам не нужен перерыв), работа идет в удобном для художника темпе. Проще разобраться с поведением света, природой теней и цветовыми переходами без пленэрной суеты и необходимости передать портретное сходство.

Как и обнаженная натура, натюрморт — эффективный этап обучения для любого живописца

Пейзаж

До XVII века пейзаж считался просто фоном для религиозных сцен, портретов, баталий. Но около 1600 года жанр, воспевающий красоту природы, приобрел самостоятельную ценность. Мейндерт Хоббема и Клод Лоррен открыли миру глубину и поэзию природы. Интерес к жанру подогрело изобретение тюбиков для краски в 1840 году. Раньше пленэрная живопись была слишком трудоемкой из-за необходимости таскать с собой тяжелые инструменты. Благодаря тюбикам художники смогли покинуть стены мастерских.

Пейзаж

Интерьер

Для удачной интерьерной картины необходимы терпение пейзажиста, восприимчивость натюрмортиста и — если вы хотите ввести в картину людей — навыки изображения обнаженной натуры. Это самый сложный жанр. Поскольку в интерьере обычно много геометрических форм, без понимания перспективы не обойтись.

В интерьерной живописи есть понемногу от всех жанров. Это очень благодатная тема: много сюжетов, выразительное освещение, участие человека. Но для успеха нужны определенные (а может, и многие) навыки изображения портрета, натюрморта, обнаженной натуры и пейзажа.


Никто не рождается настоящим художником.

Упорство, восприимчивость, рассудительность, сопереживание, гибкость и способность воспринимать целое, а не только части, необходимы для становления живописца. Оно продолжается всю жизнь. Начните свой путь художника с книгой «Живопись маслом».

Картины маслом на холсте: как и сколько работают профессиональные художники

  • Статьи
  • Картины маслом на холсте: как и сколько работают профессиональные художники

23.09.2020 11:26

Как написать картину маслом на холсте: основные техники живописи

Узнать о том, как пишется картина маслом и сколько времени на это уходит можно после подробного ознакомления с техникой работы мастера и сложностью поставленной перед ним задачи. К примеру, абстрактную картину можно создать быстро, даже без применения кисти, а используя только специальный шпатель мастихин, поскольку эта техника не предусматривает детальной прорисовки объектов. Написать портрет или пейзаж маслом сложнее, особенно с натуры, когда нужно укладываться в конкретные временные рамки, поскольку в течение дня меняется погода и освещение. В последнем случае мастера делают несколько набросков, а потом работают над всем сюжетом. Скорость написания картины также зависит от размера холста – чем больше полотно, тем больше времени уходит на создание произведения. Сотрудники художественного фонда «Шедевр» разбираются во всех тонкостях создания масляной живописи и готовы поделиться своими знаниями.

Сама подготовка к творческому процессу не займет много времени. В специализированных магазинах можно купить все, что нужно для работы – краски, растворители, кисти, готовые холсты. Также важно разбираться в техниках масляной живописи, их много, но основных четыре:

1. Однослойная (Алла прима). Такая техника позволяет быстро написать картину маслом. Изначально художник делает набросок на холсте углем, а после начинает работать красками. Картину в однослойной технике можно написать за несколько часов, поскольку мастер не дает краске высохнуть и смешивает оттенки прямо на холсте. Здесь не нужно прорисовывать детали, полотно должно передавать эмоции, чувства творца в момент создания картины.

2. Многослойная. Многослойная техника подразумевает нанесение как минимум двух слоев краски. Первый слой – это подмалевок, созданный разведенными красками и позволяющий правильно расставить акценты на полотне, обозначить пропорции и детали. После полного высыхания первого слоя мастер переходит к следующему этапу – прорисовке деталей, чтобы полотно смотрелось максимально целостно. Желательно на этом этапе сделать основную работу, поскольку прочность сцепления каждого нового слоя краски с предыдущим будет снижаться. Для прорисовки деталей художник может пользоваться кистью или мастихином – инструментом, позволяющим создать на поверхности картины сложную фактуру краски и чистую цветовую гамму. К примеру, если стоит задача написать пейзаж, то применение мастихина сделает картину более выразительной и эмоциональной.

3. Пастозная (Импасто). Нанесение краски плотным слоем (или слоями), что позволяет создать рельефное полотно. При работе в этой технике художники обычно используют мастихин вместо кисти, благодаря чему удается подчеркнуть форму и рельеф изображаемых предметов.

4. Лессировочная. Данная техника подразумевает нанесение на полотно основного цвета, а поверх его – хорошо разбавленную растворителем краску в несколько слоев, что позволяет получить более глубокие, переливчатые оттенки и «гладкое» изображение.

Для классической масляной живописи характерна именно многослойная лессировочная техника. Такие картины мастера могут писать годами, тщательно прорабатывая все детали тонкими слоями краски. Существуют не только двухслойные, но и пяти-, семи-, девятислойные методы написания полотен, позволяющие максимально передать глубину работы. Но основные этапы остаются неизменными – грунтовка холста, создание наброска, прорисовка подмалевка, нанесение краски в один или несколько слоев, проработка деталей.

Базовые правила масляной живописи

Создавая масляную картину важно соблюдать несколько базовых правил:

• Обязательно выставить правильное освещение, это поможет добиться нужного эффекта при работе над полотном

• Набросок лучше рисовать углем, его легко можно стереть губкой и при необходимости заново нарисовать неудачный элемент

• Для получения тонов и теней следует смешивать несколько оттенков, постепенно заполняя весь холст

• Начинать работать над полотном рекомендуется с ярких элементов – выделить самый светлый, самый темный, а затем заняться прорисовкой деталей

• Белила нужно брать в большем объеме, чем краски, поскольку они расходуются быстрее

• Вносить любые изменения в изображении желательно в течении суток, пока краска не высохла

• Излишек краски можно снять тонким шпателем

• До момента покрытия полотна лаком не стоит протирать поверхность, чтобы не повредить изображение

• Новичкам можно использовать бюджетные масляные краски, а уже с опытом обзаводиться профессиональными материалами для живописи

Начинающим живописцам рекомендуется работать в паре с профессиональными художниками, а когда рисунки станут получаться и будет выбрана подходящая техника, можно переходить к самостоятельному созданию масляных полотен.

Сколько времени занимает написание картины маслом на холсте?

На скорость создания картины влияют несколько факторов:

• Сложность изображения – абстракцию можно нарисовать быстрее, чем, например, пейзаж или портрет, где нужно особое внимание уделять деталям и гармоничному построению композиции

• Тип выбранной техники – однослойные картины сохнут до трех дней, многослойные – до двух недель

• Объем детализации – отсутствие мелких деталей позволяет сэкономить время, а тщательная детализация отнимает много времени

• Размер полотна – маленькую картину рисовать быстрее, чем масштабную

• Опыт художника – профессионалы владеют определенными секретами масляной живописи и при работе на заказ могут быстро уложиться в сжатые сроки

Точный ответ на вопрос сколько писалась картина может дать только художник, который работал над произведением. Одним мастерам достаточно несколько часов, другим нужен минимум год для создания шедевра. Поэтому строгих временных рамок нет, здесь учитываются многие нюансы. Работы опытных художников многогранны, они включают огромный спектр действий и задач. Надеемся, эта статья поможет вам немного разобраться в основных аспектах масляной живописи и понять труд настоящих творцов, которые тратили годы на создание своих произведений.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как хочу так пишу
  • Как хочется жить кто написал текст
  • Как хорошо что есть люди которые пишут а ты улыбаешься
  • Как хорошо что все мы здесь сегодня собрались кто написал
  • Как хорошо написать экзамен