Как комарик поет свою песенку написать

Цели урока: закрепить навыки различения и
правильного произношения звуков С-З

Задачи урока:

Образовательные:

– закрепить чёткую артикуляцию и
характеристику звуков С-З;
– закрепить навыки различения звуков С-З;
– автоматизация звуков С-З в слогах, словах и
предложениях.

Коррекционно-развивающие:

– развивать фонематический слух; развивать
мелкую моторику.

Воспитательные:

– воспитывать самоконтроль за правильным
произношением звуков.

Оборудование: компьютерная презентация,
предметные картинки, различные предметы

Ход занятия

I. Организационный момент.

Ребята мы сегодня с вами познакомимся историей
Старичка Звуковичка.

Отправился Старичок Звуковичок на
самокате в парк. Устал, решил под сосной
отдохнуть, колесо подкачать. Вдруг возле самого
уха очень грустно зазвенел комарик: “З-з-з…”
Стал Звуковичок качать колесо. Насос невесело
запел свою песенку: “С-с-с…” Удивился Старичок
Звуковичок и спросил у них: “Что случилось?”
Оказывается, разозлилась однажды злая фея и
превратила зайку в комара за то, что он всех
боится, а собаку — в насос за то, что на всех лает.
И не знают они, что теперь делать. Чтобы
расколдовать собаку и зайку, нужно выполнить все
задания злой феи. Попробуем им помочь.

II. Задание 1 . Сравнительная характеристика
звуков [с] и [з].

Педагог. Давай вспомним песенку
насоса.

Ребенок. “С-с-с…”

Педагог. А теперь песенку комара.

Ребенок. “З-з-з…”

Педагог. Чем похожи эти песенки?
Когда мы их произносим, губы растягиваются в
улыбке, между зубами небольшое расстояние,
кончик языка упирается в нижние зубы, посередине
языка идёт сильная струя воздуха.

(Ребенок тренируется в произнесении
этих звуков.)

Педагог. А чем эти песенки
отличаются? Приложи ладошку к горлу и спой по
очереди песенки насоса и комара. Когда поем
песенку насоса, горлышко что делает?

Ребенок. Молчит.

Педагог. А когда поем песенку комара,
что происходит?

Ребенок. Горлышко звенит.

Педагог. Эти звуки какие?

Ребенок. Оба эти звука согласные.

Педагог: Правильно, звуки [с] и [з] — согласные,
только звук [с] — глухой, а звук [з] — звонкий.

Задание 2. Игра “Насос и комар”

Игровой материал: предметные картинки,
различные предметы.

Правила игры: Перед началом игры напоминаем,
что звук З– песенка комара, а звук С – песенка
насоса
.

Затем в разных концах стола помещается два
рисунка: на одном изображен комар, а на другом
насос. На столе разложены разные предметы,
например: наперсток, салфетка, замок,
игрушечный заяц, значок
и другие. Ребенок берет
предмет, называет его, определяет, какой в нем
звук: С и З и кладет предмет к картинке с насосом
или с комаром.

III. Массаж ладоней с помощью грецкого ореха.

Цель: Развивать ручную умелось и
мелкую моторику; формировать навыки
выразительности, пластичности в движении.

Прокачу я свой орех
По ладоням снизу вверх,
А потом обратно,
Чтоб стало мне приятно.
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
Вокруг земли луна летает,
А вот зачем – сама не знает.

Движения соответствуют тексту.

Задание 3. Повторение чистоговорок с
четким проговариванием звуков [с] и [з]:

са — за — са — звонкая оса;
су — зу — су — вазу я несу;
сы — зы — сы — у зайца есть усы;
за — са — за — сено ест коза;
зу — су — зу — я стою в тазу;
зы — сы — зы — у Зои мимозы.

Задание 4. Раскрась картинки: Необходимо
раскрасить картинки находя одинаковые, схожие
звуки.

Рис.1

Рис.2

Задание 4. Пальчиковые игры.

Цели: развитие мелкой моторики;
различение в стихотворном тексте звуков

[с] и [з].

Зайка — скок, зайка
— скок!
За кусток — и молчок.
Из-за кустика выглядывает,
На ребятушек поглядывает.
Зоя пальчиком грозит,
Зайке спрятаться велит:
“Бродит серый волк в лесу,
Он поймал вчера козу.
Та его — рогами в бок!
Волк отпор ей дать не смог.
А коза давай бодать,
По кустам его гонять!
Волк помчался по дороге,
И едва унес он ноги!”

“Зайка” из
пальцев скачет по столу.
Кисть левой руки — куст, кисть правой — зайка. Он
прячется за куст.
Зайка выглядывает из-за куста.

Погрозить зайке пальцем.

Пальцами правой руки показать волка, пальцами
левой руки

козу.
Коза бодает ладонь правой руки.

Коза бодается.
Вокруг кустов бегает волк.
Пальцами пробежаться по столу.

Задание 5. Игра “Доскажи словечко”.

Цель: различение звуков [с] и [з] в
словах.

Злая фея похитила некоторые слова в
стихотворениях. Давай попробуем их вернуть
обратно.

Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой,
Двор в снегу.
Белы дома.
Ночью к нам пришла… (зима).
И в море купаются,
И нет у них щетинки,
А все называются
Они — морские… (свинки).
Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако.
И теперь он не щенок —
Взрослая… (собака).
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это? (Зайка.)

IV. Игра на концентрацию внимания:

Дети положения сидя, ноги вместе выполняют
движения ладонь кулак и одновременно повторяют
слова:

Зум-Зум-Зум-Зум!
Здесь спор, здесь шум.
Кто взял ключи от буфета,
В которой на полке лежали конфеты!
Оля взяла! (имена детей берутся те, которые
участвуют в этом
)
Кто Я?
Я не брала.
А кто?
Маша взяла!
Кто Я?
Я не брала.
А кто?
Руслан взял!
Кто Я?
Я не брал.
А кто?
Марсель взял!
Кто Я?
Я не брал.
Зум-Зум-Зум-Зум!
Здесь нет ключей от буфета,
А мыши на полке доели конфеты.
Зум-Зум-Зум-Зум.
Стих спор, стих шум. (Говорят тихим голосом).

V. Итог занятия:

Спасибо вам детки помогли мы зайке и собаке.
Выполнили все задания. А теперь давайте попросим
фею превратить их обратно. Фея оценила как мы
сегодня работали.

А логопед каждому прикрепляет на грудь значок:

 

Рис.3

Рис.4

 

Рис. 5

Рис.6

Литература:


  1. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дидактические
    материалы для обследования и формирования речи
    детей дошкольного возраста
  2. Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия. — М.:
    ООО ТД “Издательство Мир книги”, 2008
  3. И.А.Кравченко “Игры и упражнения со звуками и
    словами”

Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [З]»

Лариса Мурашова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [З]»

Тема: Постановка звука [З].

Образовательная облас ть: речевое развитие

Культурная практи ка: познавательная деятельность

Культурно-смысловой контекс т: научиться петь песенку комара

Цел ь: формирование навыка правильного артикуляционного уклада при произнесении звука через выполнение артикуляционных упражнений в познавательной деятельности.

Задач и: Коррекционно-образовательные: формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях; Коррекционно-развивающие: развитие артикуляционного аппарата; развитие фонематического слуха; устранение дефектного произношения звука З; улучшение мелкой моторики; Воспитательные: воспитывать потребность в речевом общении, навыки самоконтроля.

Оборудовани е: зеркало, карточки с артикуляционной гимнастикой, штапель, вата, игрушка или картинка комара, профиль артикуляции звука.

Ход занят ия:

1. Орг. момент (приветствие, настрой на занятие)

Каждый день-всегда, везде,

На занятиях, в игре-

Смело, четко говорим

И совсем мы не молчим.

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Всё, что надо, повторяем.

2. Основной этап

1. Артикуляционная и дыхательная гимнастики:

— Что нам поможет говорить четко и ясно?

Уголки потянем к ушкам,

Улыбнемся, как лягушка.

Зубы ровно ты смыкаешь

И «заборчик» получаешь.

А сейчас раздвинешь губы

И увидишь свои зубы.

На дудочку губы положим,

И даже сыграть на ней сможем.

Губы хоботом тянуууу!

Наши губки улыбнулись,

Прямо к ушкам потянулись.

Ты попробуй «И-и-и» скажи,

Свой заборчик покажи.

Если наши губки улыбаются,

Посмотри – заборчик появляется.

Ну, а если губки узкой трубочкой,

Значит, можем мы играть на дудочке

Язык лопаткой положи

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять

И под счет его держать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать.

«Накажем непослушный язычок».

Язычок твой – озорник,

Он не слушает тебя.

«Чистим нижние зубки»

Мягкой щеткою с утра

Чистит зубки детвора.

Будут зубки сильные,

На качелях я качаюсь

И все выше поднимаюсь,

Язычок за зубки опускается,

Его кончик к зубкам прижимается.

Спинка сильно-сильно выгибается-

Вот какая горка получается!

Упражнения на дыхание

«Загони мяч в ворота»

Мы в футбол с тобой играем,

Мяч в ворота загоняем.

Дуй на ватку сильней,

Гол забей поскорей!

Кубики у нас будут воротами, а ватный шарик – мячом. Давай вытянем губы вперед трубочкой и будем длительно дуть на «мяч», чтобы загнать его в «ворота».

А теперь научимся греть ладошки. Глубоко вдохни носом, открой ротик. Язычок поставь возле нижних зубов. Выдохни на руки, шепотом произнося звук [а]. Тепло ручкам стало?

2. Объявление темы занятия:

-Посмотри, кто к нам прилетел. А теперь представь, что мы с тобой комарики и хотим с ним поговорить. Как мы это сделаем?

— Посмотри и послушай, как я это буду делать: з-з-з… Сегодня мы будем учиться петь песенку комара.

3. Развитие фонематического восприятия:

-Давай поиграем в игру. Тебе нужно будет поймать звук. Я буду произносить звуки, а ты, если услышишь звук [з], хлопни в ладоши, поймай его. Договорились?

ла, зо, ро, зу, па, жу, зы, ба, са

злак, сыр, зуб, полка, зонт, булка, замок, мазок.

4. Физминутка «Комарик»

-Давай немного отдохнем:

Комарикb весело очень летели.

(Шагаем, руки в стороны).

Комарики песенку звонкую пели.

Давайте ещё позвеним, хоть немножко.

(шагаем на месте, говорим: З-з-з-з).

И будем громко хлопать в ладошки!

5. Коррекция нарушений звукопроизношения

(постановка звука, первичное закрепление звука):

1. Давай покажем, как поёт комарик, посмотри и послушай, как я это делаю: з-з-з… Попробуй так же (постановка по подражанию).

2. Открыть рот. Опустить кончик языка к нижним резцам таким образом, чтобы посередине языка образовалась щель. С силой равномерно выдыхать воздух.

3. Если по средней линии языка у ребенка не образуется «желобок», вдоль языка положить палочку. Сомкнуть зубы, насколько позволяет палочка, и произносить звук [з]. Проделать то же упражнение с медленным выниманием палочки изо рта к зубам и наружу, затем повторить несколько раз без использования палочки.

6. Анализ артикуляции по плану (используем картинки на артикуляционные признаки звуков):

•Положение губ: губы растянуты как при улыбке

•Положение зубов: зубы сближены и находятся на расстоянии 1 мм.

•Положение языка: язык упирается в нижние резцы, посередине языка образуется «желобок», по которому идет струя выдыхаемого воздуха.

•Выдыхаемая воздушная струя: теплая.

• Голосовые связки работают, горло дрожит (голос есть).

7. Характеристика звука [з]:

Звук [з] – согласный, твердый, глухой.

8. Закрепление изолированного звука

— Давай покажем, как поёт комарик: з-з-з… (индивидуальное и сопряженное проговаривание).

3. Заключительный э тап

-Чью песенку мы с тобой сегодня учились петь?

— У тебя получилось спеть эту песенку? Что надо сделать, чтобы спеть песенку комара? (анализ артикуляции по плану).

— Спой песенку комара. Что тебе больше всего понравилось на этом занятии?

— Что для тебя показалось трудным?

Комарик дарит тебе картинку с его изображением, дома повторяй его песенку.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [ц]» Тема:Звук [ц].Цель:автоматизировать изолированный звук [ц].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [р]» Тема:Звук [р].Цель:автоматизировать изолированный звук [р].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

Источник

Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3 7 лет (11 стр.)

Организуя эту игру, можно соорудить сцену, зрительный зал, раздать детям билеты.

Программное содержание. Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Развитие произвольных движений пальцев рук.

Материал. Фишки-призы, корзинка.

Чтение стихотворения. Воспитатель читает стихотворение, выделяя звук ч.

Черепаха, не скуЧая,

Час сидит за Чашкой Чая.

Черепаха всех смешит,

Потому что не спешит.

Дети определяют, какой звук чаще других повторяется в стихотворении, называют его и читают стихотворение, интонационно выделяя звук ч. Затем называют слова со звуком ч.

Игра «Назови слова со звуком ч». Например: чайник, чучело, чашки, черный, червяк, ночь, качели, коричневый и др.

Игра «Улей». Дети держат руки перед собой и сжимают пальцы в кулачки, изображая улей. Затем «выпускают пчел по одной», отгибая пальчики, начиная с мизинца. При этом дети изображают, как жужжат пчелы. Потом ребята загибают пальчики по одному, начиная с большого пальца («пчелы собираются в домики-ульи»). Упражнение выполняется на обеих руках.

Программное содержание. Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Развитие представлений о твердых и мягких согласных звуках. Развитие умения подбирать слова на заданный звук.

Материал. Фишки-призы, корзинка.

Игра «Большой и маленький мячики». Воспитатель предлагает детям «накачать» большим насосом большой мяч. Дети подражают педагогу и «накачивают» большой мяч, произнося: «С-с-с». Затем воспитатель говорит, что еще есть маленький мяч, и его надо «накачать» маленьким насосом (съ-сь-съ). Игра повторяется несколько раз. Когда воспитатель говорит: «Большой мяч», – дети произносят: «С-с-с», а когда он говорит: «Маленький мяч», – ребята произносят: «Сь-сь-сь».

Чтение стихотворения. Воспитатель читает стихотворение, интонационно выделяя звуки сись.

Села мышка в уголок,

Съела бублика куСок.

Игра «Назови слова со звуками с и съ». Дети называют слова (сок, сорока, семь, сам, бусы, нос, лось, Люся, серьги, сосна и др.), а воспитатель раскладывает фишки на две группы: кладет фишку к «большому насосу» (картинка с изображением «большого братца»), когда ребята называют слово со звуком с, и к «маленькому насосу» (картинка с изображением «маленького братца») – когда они произносят слово со звуком съ. Потом фишки складываются в корзинку

Игра «Улей». См. занятие 9, средняя группа.

Программное содержание. Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Различение твердых и мягких согласных звуков. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Развитие произвольных движений пальцев рук.

Материал. Фланелеграф, предметные картинки, в названии которых есть звуки з и зъ, и картинки, в названии которых нет этих звуков; картинки с изображением большого и маленького комариков, фишки-призы, корзинка.

«Прогулка в лес». Воспитатель вместе с детьми «отправляется» в лес на прогулку послушать, какие звуки живут в нем (шумит ветер, журчит ручеек, поют птицы, рычат звери, жужжат жуки и т. д.).

Чтение отрывка из стихотворения К. Чуковского «Муха-Цокотуха».

Вдруг откуда-то летит

А в руке его горит

Воспитатель спрашивает у детей: «Какую песенку поет комарик? (З-з-з.) Как поет большой комар? (З-з-з.) А как поет маленький комарик?» (Зь-зь-зь.)

Педагог обращает внимание детей на то, что звуки зизь похожи, но между ними есть и отличие: «Маленький комарик поет свою песенку нежно, мягко: «Зь-зь-зь», а большой комар – жестко, твердо: «З-з-з»». Воспитатель предлагает ребятам спеть песенку большого и маленького комаров.

Программное содержание. Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Различение твердых и мягких согласных звуков. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Развитие произвольных движений пальцев рук.

Материал. Большая и маленькая корзинки (коробки, сумки и пр.), фишки-призы.

Ход занятия Чтение отрывка из стихотворения «Ручеек» Л. Квитко (перевод Е. Благининой). Воспитатель читает стихотворение, интонационно выделяя звук к:

Хорошо напиться бы:

Дети определяют звук, который чаще других повторяется в стихотворении (звук к ), называют слова с этим звуком. Воспитатель объясняет, что звук к звучит твердо – это «старший братец». Затем просит назвать «младшего братца», который звучит мягко. (Звук кь.)

Упражнение «Волны». Ребята располагают сплетенные в кистях руки на уровне груди и ритмично двигают ими. Для создания ритма можно прочитать отрывок из стихотворения С. Маршака «Кораблик»:

Плывет, плывет кораблик,

Везет, везет подарки,

Подарки нам с тобой.

Программное содержание. Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Развитие умения определять первый звук в слове. Различение твердых и мягких согласных звуков. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Освоение действия слогового деления слов. Развитие произвольных движений пальцев рук.

Материал. Игрушки и предметы (по количеству детей), фишки-призы, мяч.

Игра «Назови первый звук». Воспитатель предлагает 4–5 детям встать в ряд у доски. Затем спрашивает, кто из ребят стоит первым. Педагог объясняет детям, что и в словах есть первый звук, например, в слове шишка первый звук ш, в слове мак- звук м, в слове лес- звук ль.

Педагог раздает детям игрушки и предметы (кукла, машина, мишка, заяц, мяч, чашка, ложка, шарик и др.) и просит определить первые звуки в их названиях.

Игра «Назови пару». Дети встают в круг. Воспитатель называет твердый согласный звук (мягкий звук) и бросает ребенку мяч, который в ответ называет мягкий звук (твердый звук) и возвращает мяч. Вместо мяча можно использовать волшебную палочку, которой воспитатель дотрагивается до ребенка.

Игра «Телеграф». Дети называют слова, состоящие из одного, двух и трех слогов, и измеряют их протяженность.

Упражнение «Волны». См. занятие 12, средняя группа.

Программное содержание. Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Совершенствование умения определять первый звук в слове. Развитие умения подбирать слова с заданным звуком. Развитие произвольных движений пальцев рук.

Материал. Большая и маленькая машины (или их изображения), предметные картинки, в названиях которых есть звуки р и рь, фишки-призы, мел или фломастер, фишки-призы.

Игра «Большая и маленькая машины». Воспитатель предлагает детям «завести» мотор сначала у большой машины (р-р-р), потом у маленькой (рь-рь-рь). Дети, подражая воспитателю, «заводят» моторы и узнают, что звуки р и рь – братцы: старший братец звучит грубо, твердо (р-р-р), а маленький – нежно, мягко (рь-рь-рь).

Источник

Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звуки [з] и [з’]. Комариная песня»

Образовательная область «Коммуникация».

Звуковая культура речи: звук з и зь.

«Комариная песня»

1. Формировать способность детей произносить изолированный звук з и зь.

2. Узнавать слова со звуком з и зь.

3. Развивать мелкую моторику рук.

4. Формировать навыки здорового образа жизни посредством дыхательной гимнастики.

5. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Методы и приемы: худ. слово, сюрпризный момент, показ, объяснение, физ. минутка, дыхательная гимнастика, беседа.

Оборудование: пластилин, доски для лепки, картинки с изображением деревьев, картинка с изображением комара.

Ход:Поздороваемся с гостями и поиграем в пальчиковую игру:

Если пальчики грустят, доброты они хотят.

Если пальчики заплачут, их обидел кто-то значит.

Наши пальцы пожалеем, добротой своей согреем.

К себе ладошки мы прижмем, гладить ласково начнем.

Пусть обнимутся ладошки, поиграют пусть немножко.

Каждый пальчик нужно взять и покрепче обнимать.

Ребята к нам в гости прилетел комарик. Комарик поет такую песенку з-з-з-з. Подлетел комарик поближе и громче слышится з-з-з.Послушайте как громко:

— Ваня громко слышишь песенку комара? Спой громко песенку.

Отлетел комарик подальше, тише слышится песенка.

— Витя, тише слышится песня? Спой тихо песенку.

Прошу каждого ребенка спеть песенку.

Даже язычку стало щекотно. Язычок живет поживает в своем домике. А домик язычка рот. Давайте сделаем зарядку язычку.

Язычок то выглянет, то спрячется. Выпустили язычок гулять – посмотрел вправо, влево, вверх, вниз – спрятали язычок в домик.

Прижали язычок к нижним зубкам. Язычок очень любит песенку и комарик тоже. Язычок мы разогрели, он стал у нас более послушным. Давайте еще раз исполним комариную песенку. При ее исполнении язык прижимается к нижним зубам. Проверим? Звук з получается звонким.

— Саша, спой песенку комара?

Прошу каждого ребенка спеть песенку.

— ребята, а мы еще не познакомились с комариком, не сказали как зовут. Спрятались в домик.

Игра «Кто в домике живет?».

— Ребята комарик приглашает нас на прогулку и хочет поиграть с нами. Ты Ваня, Витя, Эллина будете изображать комаров, которые поют песенку, то громко, то тихо, а остальные отмахиваются, отгоняя комаров.

— Как Ваня поет комариную песню?

— А как Эллина тихо поет?

— А громко Витя как поет комариную песню?

Затем ребята меняются ролями.

Ребята, в музыкальной комариной школе малыши – комары (их еще можно назвать иначе: вы ребята, а они… (комарята, вы ребятишки, а они (комаришки) исполняют сложные песенки,например:

За-за-за, зя-зя-зя потерял я ферзя

Зя-зя-зя, за-за-за прилетела стрекоза

Зю-зю-зю, зу-зу-зу не дразните козу

Давайте все вместе

Комарику очень понравилась эта песня

Ребята, комарик приготовил еще очень интересную игру! Давайте поиграем. Я называю вам слова, если в слове встречается звук з, зь – хлопаем в ладоши, а если нет, то сидим и молчим. Посмотрим, кто самый внимательный и сообразительный.Внимание приготовились:

Заря дуб стол зажигает звонок земля

Пирамидка кукла замок звенит телефон

Дом зеркало кровать платье зима

Золото пекарь повар загадка зонт

Спички телевизор зверь попугай пирамидка

Заяц зеленая загудела лампа шкаф машина.

— Ребята комарик приглашает погулять. На нашей прогулке встретилось дерево.Дерево хочет загадать загадку: чем оно пахнет.

— ребята, а какое сейчас время года?

Осенью листья опадают, а комарик очень любит листья на деревьях. Давайте слепим комарику листья на наших волшебных деревьях. Посмотрите лежат маленькие комочки пластилина, скатаем из них шарики, прилепим на ветки деревьев и растянем, чтобы получились красивые листики. Молодцы у всех получилось.

Теперь подарим наши волшебные вечно зеленые, с листьями деревья комарику. Комарик всю зиму будет жить на наших деревьях. Скажем комарику До свидания.

«Звук [з]». Интегрированная НОД по ОО «Коммуникация» (звуковая культура речи) в старшей группе МБДОУ Детский сад № 169 Калининского округа город Уфа Республика Башкортостан Звук «З». (Образовательная область «Коммуникация» (звуковая.

Тематическое планирование по развитию речи в первой младшей группе Тематика занятий по развитию речи в I младшей группе Тема занятий Программное содержание Сентябрь. 1. Дидактическая игра «Скажи «а». (Звуковая.

Источник

Презентация к уроку

Цели урока: закрепить навыки различения и правильного произношения звуков С-З

– закрепить чёткую артикуляцию и характеристику звуков С-З;
– закрепить навыки различения звуков С-З;
– автоматизация звуков С-З в слогах, словах и предложениях.

– развивать фонематический слух; развивать мелкую моторику.

– воспитывать самоконтроль за правильным произношением звуков.

Оборудование: компьютерная презентация, предметные картинки, различные предметы

Ход занятия

I. Организационный момент.

Ребята мы сегодня с вами познакомимся историей Старичка Звуковичка.

Отправился Старичок Звуковичок на самокате в парк. Устал, решил под сосной отдохнуть, колесо подкачать. Вдруг возле самого уха очень грустно зазвенел комарик: “З-з-з. ” Стал Звуковичок качать колесо. Насос невесело запел свою песенку: “С-с-с. ” Удивился Старичок Звуковичок и спросил у них: “Что случилось?” Оказывается, разозлилась однажды злая фея и превратила зайку в комара за то, что он всех боится, а собаку — в насос за то, что на всех лает. И не знают они, что теперь делать. Чтобы расколдовать собаку и зайку, нужно выполнить все задания злой феи. Попробуем им помочь.

Педагог. Давай вспомним песенку насоса.

Педагог. А теперь песенку комара.

Педагог. Чем похожи эти песенки? Когда мы их произносим, губы растягиваются в улыбке, между зубами небольшое расстояние, кончик языка упирается в нижние зубы, посередине языка идёт сильная струя воздуха.

(Ребенок тренируется в произнесении этих звуков.)

Педагог. А чем эти песенки отличаются? Приложи ладошку к горлу и спой по очереди песенки насоса и комара. Когда поем песенку насоса, горлышко что делает?

Педагог. А когда поем песенку комара, что происходит?

Ребенок. Горлышко звенит.

Педагог. Эти звуки какие?

Ребенок. Оба эти звука согласные.

Педагог: Правильно, звуки [с] и [з] — согласные, только звук [с] — глухой, а звук [з] — звонкий.

Задание 2. Игра “Насос и комар”

Игровой материал: предметные картинки, различные предметы.

Правила игры: Перед началом игры напоминаем, что звук З– песенка комара, а звук С – песенка насоса.

Затем в разных концах стола помещается два рисунка: на одном изображен комар, а на другом насос. На столе разложены разные предметы, например: наперсток, салфетка, замок, игрушечный заяц, значок и другие. Ребенок берет предмет, называет его, определяет, какой в нем звук: С и З и кладет предмет к картинке с насосом или с комаром.

III. Массаж ладоней с помощью грецкого ореха.

Цель: Развивать ручную умелось и мелкую моторику; формировать навыки выразительности, пластичности в движении.

Прокачу я свой орех
По ладоням снизу вверх,
А потом обратно,
Чтоб стало мне приятно.
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
Вокруг земли луна летает,
А вот зачем – сама не знает.

Движения соответствуют тексту.

Задание 3. Повторение чистоговорок с четким проговариванием звуков [с] и [з]:

са — за — са — звонкая оса;
су — зу — су — вазу я несу;
сы — зы — сы — у зайца есть усы;
за — са — за — сено ест коза;
зу — су — зу — я стою в тазу;
зы — сы — зы — у Зои мимозы.

Задание 4. Раскрась картинки: Необходимо раскрасить картинки находя одинаковые, схожие звуки.

Задание 4. Пальчиковые игры.

Цели: развитие мелкой моторики; различение в стихотворном тексте звуков

Зайка — скок, зайка — скок!
За кусток — и молчок.
Из-за кустика выглядывает,
На ребятушек поглядывает.
Зоя пальчиком грозит,
Зайке спрятаться велит:
“Бродит серый волк в лесу,
Он поймал вчера козу.
Та его — рогами в бок!
Волк отпор ей дать не смог.
А коза давай бодать,
По кустам его гонять!
Волк помчался по дороге,
И едва унес он ноги!”

“Зайка” из пальцев скачет по столу.
Кисть левой руки — куст, кисть правой — зайка. Он прячется за куст.
Зайка выглядывает из-за куста.

Погрозить зайке пальцем.

Пальцами правой руки показать волка, пальцами левой руки — козу.
Коза бодает ладонь правой руки.

Коза бодается.
Вокруг кустов бегает волк.
Пальцами пробежаться по столу.

Задание 5. Игра “Доскажи словечко”.

Цель: различение звуков [с] и [з] в словах.

Злая фея похитила некоторые слова в стихотворениях. Давай попробуем их вернуть обратно.

Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой,
Двор в снегу.
Белы дома.
Ночью к нам пришла. (зима).
И в море купаются,
И нет у них щетинки,
А все называются
Они — морские. (свинки).
Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако.
И теперь он не щенок —
Взрослая. (собака).
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это? (Зайка.)

IV. Игра на концентрацию внимания:

Дети положения сидя, ноги вместе выполняют движения ладонь кулак и одновременно повторяют слова:

Зум-Зум-Зум-Зум!
Здесь спор, здесь шум.
Кто взял ключи от буфета,
В которой на полке лежали конфеты!
Оля взяла! (имена детей берутся те, которые участвуют в этом)
Кто Я?
Я не брала.
А кто?
Маша взяла!
Кто Я?
Я не брала.
А кто?
Руслан взял!
Кто Я?
Я не брал.
А кто?
Марсель взял!
Кто Я?
Я не брал.
Зум-Зум-Зум-Зум!
Здесь нет ключей от буфета,
А мыши на полке доели конфеты.
Зум-Зум-Зум-Зум.
Стих спор, стих шум. (Говорят тихим голосом).

V. Итог занятия:

Спасибо вам детки помогли мы зайке и собаке. Выполнили все задания. А теперь давайте попросим фею превратить их обратно. Фея оценила как мы сегодня работали.

А логопед каждому прикрепляет на грудь значок:

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как комарик поет свою песенку написать, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову «Как комарик поет свою песенку написать», предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Конспект
занятия по звуковой культуре речи «Звуки [з] и [з’]. Комариная песня»

Цель:

1. Формировать способность детей произносить изолированный звук з и зь.

2. Узнавать слова со звуком з и зь.

3.
Развивать мелкую моторику рук.

4.
Формировать навыки здорового образа жизни посредством дыхательной гимнастики.

5.
Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Методы и приемы:
худ. слово, сюрпризный момент, показ, объяснение, физ. минутка, дыхательная
гимнастика, беседа.

Оборудование:
пластилин, доски для лепки, картинки с изображением деревьев, картинка с
изображением комара.

Ход:
Здравствуйте  Ребята! Давайте поздороваемся друг с другом и поиграем в
пальчиковую игру:

Если
пальчики грустят, доброты они хотят.

Если
пальчики заплачут, их обидел кто-то значит.

Наши
пальцы пожалеем, добротой своей согреем.

К
себе ладошки мы прижмем, гладить ласково начнем.

Пусть
обнимутся ладошки, поиграют пусть немножко.

Каждый
пальчик нужно взять и покрепче обнимать.

Ребята к нам в гости прилетел комарикКомарик поет такую песенку з-з-з-з. Подлетел комарик поближе и
громче слышится з-з-з. Послушайте как громко:

— Егор ты слышишь песенку комара? Спой громко эту песенку.

Отлетел комарик подальше, тише слышится песенка.

— Максим, тише слышится песня? Спой тихо песенку.

А
сейчас все споем эту песенку.

Даже
язычку стало щекотно. Язычок живет поживает в своем домике. А домик язычка рот.
Давайте сделаем зарядку язычку.

Язычок
то выглянет, то спрячется. Выпустили язычок гулять – посмотрел вправо, влево,
вверх, вниз – спрятали язычок в домик.

Прижали язычок к нижним зубкам. Язычок очень любит песенку
и комарик тоже.
Язычок мы разогрели, он стал у нас более послушным. Давайте, еще раз
исполним комариную
песенку
. При ее исполнении язык прижимается к нижним зубам.
Проверим? Звук з
получается звонким.

-Вероника, спой песенку комара?

-Давайте еще раз споем песенку.

— Ребята, а мы еще не познакомились с комариком, не сказали
как вас зовут. (ответы детей)

Игра «Кто в домике живет?».

— Ребята комарик приглашает нас на прогулку и хочет поиграть с
нами. Ты Аким, Сабрина, Эльмаз будете изображать комаров, которые поют песенку, то громко, то тихо, а
остальные отмахиваются, отгоняя комаров.

Ребята, в музыкальной комариной школе малыши – комары (их еще можно
назвать иначе:
вы ребята, а они… (комарята),
вы ребятишки, а они (комаришки ) исполняют сложные песенки, например:

За-за-за,
зя-зя-зя потерял я ферзя

Зя-зя-зя,
за-за-за прилетела стрекоза

Зю-зю-зю,
зу-зу-зу не дразните козу

Давайте
все вместе

Комарику очень
понравилась эта песня

Ребята, комарик приготовил еще очень интересную игру! Давайте
поиграем. Я называю вам слова, если в слове встречается звук з, зь – хлопаем в
ладоши, а если нет, то сидим и молчим. Посмотрим, кто самый внимательный и
сообразительный. Внимание приготовились:

Заря
,дуб, стол ,зажигает ,звонок, земля

Пирамидка
,кукла, замок ,звенит ,телефон

Дом ,зеркало
,кровать, платье ,зима

Золото
,пекарь ,повар, загадка ,зонт

Спички
,телевизор, зверь, попугай ,пирамидка

Заяц,
зеленая, загудела ,лампа ,шкаф ,машина.

-Молодцы
ребята!

— Ребята комарик приглашает погулять. На нашей прогулке встретилось
дерево. Дерево хочет у вас спросить: чем оно пахнет.

Дети
нюхают.

— Ребята,
а какое сейчас время года?

Осенью листья опадают, а комарик очень любит листья на деревьях. Давайте
слепим комарику листья
на наших волшебных деревьях. Посмотрите, лежат маленькие комочки пластилина,
скатаем из них шарики, прилепим на ветки деревьев и растянем, чтобы получились
красивые листики. Молодцы у всех получилось.

Теперь подарим наши волшебные вечно зеленые, с листьями
деревья комарикуКомарик всю зиму
будет жить на наших деревьях. Скажем комарику. До свидания.

НОД по развитию речи в средней группе

«Звуковая культура речи: звук (з)

Цель: Упражнять детей в произношении изолированного звука в слоге и в слове; учить произносить звук ( з ) твёрдо и мягко; различать слова с этим звуком.

Ход занятия:

— Ой, ребята, посмотрите за окном огонёк какой-то,вы не видите,да вон,вон там.К нам летит, посмотрите прямо в наши двери залетел. (появляется комарик).

-Вдруг откуда не возьмись, маленький комарик, а в руке его горит маленький фонарик.

-К нам сегодня прилетел комарик с ним случилась беда, он потеря свою песенку и теперь его в комариной семье никто не понимает. Как помочь комару, я не знаю.

-А вы? (ответы детей)

-Нужно помочь найти ему его песенку.

-Какие песенки знает ваш язычок? (песенку водички с-с-с )

-Нет это не песенка комара.

-А ещё какие песенки знает ваш язычок? (песенку жеребёнка).

-Нет это тоже не похоже на песенку комара.

-А может наш язычок подскажет нам?

-Согрейте ладошкой свою шею и пропойте песенку водички.Голосок отдыхает, ветерок появился, нет это не песенка комара.

-А сейчас попробуйте язычок спрятать за зубки и подключить голосок з-з-з-з-звонкая песенка (удивляюсь )

-Ребята, помоему у моего язычка получилась песенка комара.

-А у ваших язычков получилась?

-Песенка водички и песенка комара разные песенки.

-А кто хотел бы спеть песенку водички тихо-тихо, громко-громко?

-А кто хотел спеть песенку комара громко-громко, тихо-тихо?

-Комарик очень любит играть, он приглашает вас поиграть с ним.

-Когда комарик будет петь свою песенку, вы будите летать как комарики, а когда я запою песенку водички вы будите показывать как вы умываитесь.

-Сейчас комарик не спутает свою песенку с песенкой водички.

-Комарик вспомнил, что в его музыкальной комариной школе малыши-комары исполняют сложные песенки.

-А вы хотите научиться петь эти песенки?

Зя-зя-зя, за-за-за

Прилетела стрекоза.

-Попробуем спеть эту песенку все вместе.

-Кто хочет попробовать спеть эту песенку один?

Зю-зю-зю,зу-зу-зу

Не дразните вы козу.

Зи-зи-зи, зо-зо-зо

Птицы строили гнездо.

-Комарик везде летает, много знает и приглашает вас в гости к зайке на зелёную лужайку.

( дети садятся за столы, на которых разложены сюжетные картинки и коробочки с зёрнышками.) работа с картинкой.

-Посмотрите, какая удивительная музыкальная картинка.

-Расскажите, с кем дружит комарик?

-Где живу зайчата?

-Кто посётся на лужайке?

-Найдите предметы в названии которых есть звук (з) и положите на эту картинку зёрнышко.

-Умница, правильно, берёза.

-Кто ещё нашёл?

-На окно хозяйка зайчиха повесила красивые занавески.

-Есть в этом слове песенка комара?

-А на дверях висит (Не лает не кусает а в дом не пускает) что это?

(сюжетные картинки могут быть любые)

-А кто вам больше всего понравился на этой картинке, почему?

-Комарик очень любит играть в прятки. Он будет от вас улетать, а вы должны искать его только глазками, голову не поворачивайте. (зарядка для глаз)

-Комарику пора улетать.

-Чему мы научили комарика?

-Проводим комарика его комариной песенкой з-з-з-з-з-з-з-з-з.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/366264-nod-po-razvitiju-rechi-v-srednej-gruppe-zvuko

                              НРМОБУ  «Сингапайская   СОШ»

 Конспект непосредственно образовательной деятельности

                                        по развитию речи.

         Тема: «Звуковая культура речи звук з. В гостях у комарика»  

                 Группа по приходу и присмотру  за  детьми  3-4  года.

Автор воспитатель:  Иванова. Н. В

Дата: 11. 05. 17

Форма  проведения:  подгрупповая.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкальная.

Интеграция образовательных областей:

«Социально — коммуникативное развитие», «Познание», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно- эстетическое развитие».

Цель: упражнять в чётком произношении звука З.

Программные задачи:

1.Образовательные:

 Упражнять детей в произношении звука З, в слогах и словах; учить произносить звук З твердо и мягко; различать слова с этим звуком.

 Упражнять в умении образовывать существительные множественного числа родительного падежа в употреблении предложно – падежных конструкций;

2.Развивающие:

 Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание.

Развивать диалогическую и монологическую речь.

Развивать моторику речевого аппарата, слуховое восприятие; уточнить и закрепить артикуляцию звука «З»;

 Совершенствовать интонационную выразительность.

3.Воспитательные:

Воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.

Воспитывать любовь к природе.

Предварительная   работа:

 Разучивание пальчиковой гимнастики «Шарик»; предварительное чтение  произведений  К. И Чуковского «Краденое солнце», «Муха – Цокотуха» ,  прослушивание  песенки «Весёлая песенка»,  «Как у наших у ворот»;

 «Краденое солнце» прочитать  дома   с родителями отрывок из сказки.

Игры  с конструктором «Лего» —  игра «Зоопарк».

Материал и оборудование:

Демонстрационный  материал: ноутбук,  демонстрационная доска; игрушки-куклы : комарик , муха- цокотуха, бабочка, муравей, стрекоза, паук ;  портрет писателя;  солнышко ; запись песенок «Весёлая песенка»,  «Как у наших у ворот». Выставка книг  К. И. Чуковского. Картинки к играм и к произведению «Краденое солнце».

                                            Ход  НОД:

1.Вводная часть.

Звучит песенка «Весёлая песенка»    (звучит 1 куплет)

( дети заходят в группу и садятся на стульчики)

Звенит колокольчик.

— Дети, звенит колокольчик , чтобы нас собрать всех вместе.

-« Здравствуй солнце золотое! Здравствуй небо голубое! Здравствуйте, мои друзья! Вот он ты и вот он я!

(Дети  сидят  на стульчиках)

 (За ширмой сидят куклы: комарик, муха – цокотуха)

Воспитатель:

— Дети,  догадайтесь, кто к нам спешит в гости?

«Не зверь, не птица —

Нос, как спица.

Летит — пищит,

Сядет — молчит.                                                                                                                      

Разрешенья   не спросит,                                                                                                              

Подлетит- и укусит!»  (Комар)

(Воспитатель из-за  ширмы  достаёт и   показывает игрушку)

Воспитатель:

— Ребята, комарик пришёл к  нам  в гости и хочет подружиться с нашим язычком.  Мы  вместе  научимся  говорить  звук «З»  и определять его в словах.

2. Основная    часть. 

1. Артикуляционная гимнастика.

(Показ  картинки  язычка.   Комарик сидит и слушает. Дети  повторяют  за воспитателем)

Воспитатель:

Мы с вами, сейчас будем  делать гимнастику для язычка, чтобы он был гибким и хорошо умел  говорить.

                                            Сказка для язычка.

«Язычок сидел  дома  и решил,   подружиться  с  ребятами  выглянул  из окна (показ язычка).

Посмотрел вверх,  потом посмотрел вниз, а затем снова вверх. ( показ язычка, дети повторяют)

И увидел яркое солнышко. Язычок очень обрадовался и  улыбнулся. Упражнение «Улыбка»

Вышел  на  прогулку и побежал быстро- быстро  ( показ).

Посмотрел язычок по сторонам (влево вправо) ,  увидел, что ребята в футбол играют и  решил  с ними поиграть.

 Упражнение «Футбол»

(Показ воспитателем рот закрыт, кончик языка с напряжением  упирать то в одну сторону щеки, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики)

-Однажды он  услышал,  как поёт комарик  и  захотел спеть его песенку звук «З»

 — Теперь  и ваш язычок легко справится с песенкой комара.

Послушайте ее: «З- З –З»

(воспитатель произносит изолированный звук «З»)

— Давайте вместе споем песню комара.

(воспитатель напоминает, что  при  пении песенки губы растянуты в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубки).

Начинайте тихонько: «З-З-З-З» (хоровое и 5-6 индивидуальных выступлений)

1.Девочки   поют  тихо  «З- З-3»;

2. Мальчики  поют  громко  «З- З-3»;

3.Маленькие комарики (девочки) поют «Зи-Зи-Зи»

4. Большие  комарики (мальчики)  «Зу-Зу-Зу»

 (повторяют 3 раза, после показа воспитателя, тренируется сила голоса )

Воспитатель:

Послушайте дети, наш комарик   придумал  интересную песенку.

Воспитатель   проговаривает   чистоговорку:

  «ЗА – ЗА – ЗА – комар, кузнечик, стрекоза» (весело)

— Давайте и мы исполним веселую песенку комарика

(дети хором и индивидуально повторяют  чистоговорку)

«ЗУ – ЗУ – ЗУ – мы поймали стрекозу»  (удивлённо)

Как сказать одним словом: комар, кузнечик, стрекоза  — это  насекомые.

(воспитатель  предлагает  повторить   чистоговорку  сначала мальчикам, потом девочкам и индивидуально)

Воспитатель:

— Комарику очень понравилось, как вы поете. Поиграем.

2.Словесная игра «Поймай комарика»

(Дети стоят  вокруг   воспитателя  хлопают в ладоши,  услышав  в  словах  звук «З»)

Воспитатель:

 Дети, комарик придумал загадки, в которых есть его песенка «З».

— Я буду называть слова, а вы  хлопните в ладоши , если  услышите  песенку комарика  звук «З».

  Воспитатель:

Берёза, зеркало, зубы, зима, собака, зебра, пчела.

3. Игра «Назови лишний предмет?»

(Картинки  на магнитной доске)

 Заяц, таз, зебра, обезьяна, коза, змея.

—  Выберите только животных и назовите их:

Заяц, зебра, обезьяна, коза — звери или животные.

 4. Игра «Один — много»  

 Заяц — зайцы, коза-козы, зебра – зебры,  змея — змеи, обезьяна —  обезьяны.

— Молодцы, вы отгадали все загадки комарика.

5.Пальчиковая гимнастика:

«Надуваем шарик»: придать  пальцам  такое положение, какое бывает, когда бывает, когда руки держат мячик или шарик.

«Шарик лопнул»:  пальцы  возвращаются в исходное положение.

            «Шарик»

«Я  надул  упругий шарик,

Укусил его комарик.

Лопнул шарик – не беда,

Новый шар надуваю я»

 (повторить  2- 3 раза)

6. Работа над стихотворением.

Комарик нам принёс книгу К. И. Чуковского  «Краденое солнце»

 (воспитатель показывает в книге картинку про крокодила)

Воспитатель:

-Давайте  вспомним , что крокодил проглотил солнце и стало темно и страшно.

— Что сделали  птицы и звери? (заплакали ,  заревели)

А крокодил  злодей  веселился.

И тогда на помощь пришёл медведь (показ иллюстрации по книге).

Воспитатель:

—  Послушайте отрывок:

 «Не стерпел медведь,

Заревел медведь,

И на злого врага  

Налетел Медведь.

Уж он мял его и ломал его:

«Подавай   сюда

Наше солнышко!»

Испугался Крокодил.

Завопил, заголосил.

А из пасти из зубастой  

Солнце вывалилось…»

 ( воспитатель делает акцент на выделенных словах, побуждая детей проговаривать эти слова вместе с ним, повторяют 1-2 раза  слова со звуком «З»)

Воспитатель:

— Какие вы услышали слова со звуком «З»?

— Итак, мы произнесли слова со звуком «З» —

заревел,  заголосил, завопил,  зубастой.

Воспитатель:

«Засияло солнце, звери и птицы обрадовались

 И закричали:

« Здравствуй солнце золотое!»

 —  Как, они закричали?  (громко и радостно)

-Давайте и мы произнесём это предложение радостно.

« Здравствуй солнце золотое!»

(Ответы хоровые и индивидуальные 3- 4 раза)

 7.Рефлексия.  

-Дети с каким звуком мы сегодня познакомились? ( Звук «з»)

Учились произносить правильно слова и предложения. Дети любите книжки и читайте вместе с родителями. Будьте всегда умными и добрыми.

Комарик    принёс вам сюрпризы и после занятия он их вам подарит.

Комарик , из какой сказка Корнея Ивановича Чуковского?

 («Муха-Цокотуха»)

Роли  для сценки.

Комарик   ( ребёнок  одевают на руку игрушку — куклу)

Муха – Цокотуха (ребёнок  одевают на руку игрушку – куклу)

1. Муха — Цокотуха  (Атнагузина  Камилла)

«Муха- муха – цокотуха ,

Позолоченное  брюхо.

Муха по полю пошла ,

муха денежку нашла,

 пошла муха на базар и купила самовар.

Приходите тараканы, я  вас  чаем  угощу»

2.Комар (Авраменко Алиса)

«Я злодея зарубил, я тебя освободил

и теперь душа – девица на тебе хочу  жениться! »

Слава, слава  комару —  победителю!  ( хором)

 Комар приглашает нас станцевать вместе с ним под музыку

 «Как у наших ворот» ( дети выходят в круг и пляшут)

Учимся не путать звуки [с]–[з]

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока: закрепить навыки различения и правильного произношения звуков С-З

– закрепить чёткую артикуляцию и характеристику звуков С-З;
– закрепить навыки различения звуков С-З;
– автоматизация звуков С-З в слогах, словах и предложениях.

– развивать фонематический слух; развивать мелкую моторику.

– воспитывать самоконтроль за правильным произношением звуков.

Оборудование: компьютерная презентация, предметные картинки, различные предметы

Ход занятия

I. Организационный момент.

Ребята мы сегодня с вами познакомимся историей Старичка Звуковичка.

Отправился Старичок Звуковичок на самокате в парк. Устал, решил под сосной отдохнуть, колесо подкачать. Вдруг возле самого уха очень грустно зазвенел комарик: “З-з-з. ” Стал Звуковичок качать колесо. Насос невесело запел свою песенку: “С-с-с. ” Удивился Старичок Звуковичок и спросил у них: “Что случилось?” Оказывается, разозлилась однажды злая фея и превратила зайку в комара за то, что он всех боится, а собаку — в насос за то, что на всех лает. И не знают они, что теперь делать. Чтобы расколдовать собаку и зайку, нужно выполнить все задания злой феи. Попробуем им помочь.

II. Задание 1 . Сравнительная характеристика звуков [с] и [з].

Педагог. Давай вспомним песенку насоса.

Педагог. А теперь песенку комара.

Педагог. Чем похожи эти песенки? Когда мы их произносим, губы растягиваются в улыбке, между зубами небольшое расстояние, кончик языка упирается в нижние зубы, посередине языка идёт сильная струя воздуха.

(Ребенок тренируется в произнесении этих звуков.)

Педагог. А чем эти песенки отличаются? Приложи ладошку к горлу и спой по очереди песенки насоса и комара. Когда поем песенку насоса, горлышко что делает?

Педагог. А когда поем песенку комара, что происходит?

Ребенок. Оба эти звука согласные.

Педагог: Правильно, звуки [с] и [з] — согласные, только звук [с] — глухой, а звук [з] — звонкий.

Задание 2. Игра “Насос и комар”

Игровой материал: предметные картинки, различные предметы.

Правила игры: Перед началом игры напоминаем, что звук З– песенка комара, а звук С – песенка насоса.

Затем в разных концах стола помещается два рисунка: на одном изображен комар, а на другом насос. На столе разложены разные предметы, например: наперсток, салфетка, замок, игрушечный заяц, значок и другие. Ребенок берет предмет, называет его, определяет, какой в нем звук: С и З и кладет предмет к картинке с насосом или с комаром.

III. Массаж ладоней с помощью грецкого ореха.

Цель: Развивать ручную умелось и мелкую моторику; формировать навыки выразительности, пластичности в движении.

Прокачу я свой орех
По ладоням снизу вверх,
А потом обратно,
Чтоб стало мне приятно.
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
Вокруг земли луна летает,
А вот зачем – сама не знает.

Движения соответствуют тексту.

Задание 3. Повторение чистоговорок с четким проговариванием звуков [с] и [з]:

са — за — са — звонкая оса;
су — зу — су — вазу я несу;
сы — зы — сы — у зайца есть усы;
за — са — за — сено ест коза;
зу — су — зу — я стою в тазу;
зы — сы — зы — у Зои мимозы.

Задание 4. Раскрась картинки: Необходимо раскрасить картинки находя одинаковые, схожие звуки.

Задание 4. Пальчиковые игры.

Цели: развитие мелкой моторики; различение в стихотворном тексте звуков

Зайка — скок, зайка — скок!
За кусток — и молчок.
Из-за кустика выглядывает,
На ребятушек поглядывает.
Зоя пальчиком грозит,
Зайке спрятаться велит:
“Бродит серый волк в лесу,
Он поймал вчера козу.
Та его — рогами в бок!
Волк отпор ей дать не смог.
А коза давай бодать,
По кустам его гонять!
Волк помчался по дороге,
И едва унес он ноги!”

“Зайка” из пальцев скачет по столу.
Кисть левой руки — куст, кисть правой — зайка. Он прячется за куст.
Зайка выглядывает из-за куста.

Пальцами правой руки показать волка, пальцами левой руки — козу.
Коза бодает ладонь правой руки.

Коза бодается.
Вокруг кустов бегает волк.
Пальцами пробежаться по столу.

Задание 5. Игра “Доскажи словечко”.

Цель: различение звуков [с] и [з] в словах.

Злая фея похитила некоторые слова в стихотворениях. Давай попробуем их вернуть обратно.

Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой,
Двор в снегу.
Белы дома.
Ночью к нам пришла. (зима).
И в море купаются,
И нет у них щетинки,
А все называются
Они — морские. (свинки).
Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако.
И теперь он не щенок —
Взрослая. (собака).
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это? (Зайка.)

IV. Игра на концентрацию внимания:

Дети положения сидя, ноги вместе выполняют движения ладонь кулак и одновременно повторяют слова:

Зум-Зум-Зум-Зум!
Здесь спор, здесь шум.
Кто взял ключи от буфета,
В которой на полке лежали конфеты!
Оля взяла! (имена детей берутся те, которые участвуют в этом)
Кто Я?
Я не брала.
А кто?
Маша взяла!
Кто Я?
Я не брала.
А кто?
Руслан взял!
Кто Я?
Я не брал.
А кто?
Марсель взял!
Кто Я?
Я не брал.
Зум-Зум-Зум-Зум!
Здесь нет ключей от буфета,
А мыши на полке доели конфеты.
Зум-Зум-Зум-Зум.
Стих спор, стих шум. (Говорят тихим голосом).

V. Итог занятия:

Спасибо вам детки помогли мы зайке и собаке. Выполнили все задания. А теперь давайте попросим фею превратить их обратно. Фея оценила как мы сегодня работали.

А логопед каждому прикрепляет на грудь значок:

  • Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста
  • Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия. — М.: ООО ТД “Издательство Мир книги”, 2008
  • И.А.Кравченко “Игры и упражнения со звуками и словами”
  • Источник статьи: http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/608525/

    Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звуки [з] и [з’]. Комариная песня»

    Елена Исправникова
    Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звуки [з] и [з’]. Комариная песня»

    Образовательная область «Коммуникация».

    Звуковая культура речи: звук з и зь.

    «Комариная песня»

    1. Формировать способность детей произносить изолированный звук з и зь.

    2. Узнавать слова со звуком з и зь.

    3. Развивать мелкую моторику рук.

    4. Формировать навыки здорового образа жизни посредством дыхательной гимнастики.

    5. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

    Методы и приемы: худ. слово, сюрпризный момент, показ, объяснение, физ. минутка, дыхательная гимнастика, беседа.

    Оборудование: пластилин, доски для лепки, картинки с изображением деревьев, картинка с изображением комара.

    Ход:Поздороваемся с гостями и поиграем в пальчиковую игру:

    Если пальчики грустят, доброты они хотят.

    Если пальчики заплачут, их обидел кто-то значит.

    Наши пальцы пожалеем, добротой своей согреем.

    К себе ладошки мы прижмем, гладить ласково начнем.

    Пусть обнимутся ладошки, поиграют пусть немножко.

    Каждый пальчик нужно взять и покрепче обнимать.

    Ребята к нам в гости прилетел комарик. Комарик поет такую песенку з-з-з-з. Подлетел комарик поближе и громче слышится з-з-з.Послушайте как громко:

    – Ваня громко слышишь песенку комара? Спой громко песенку.

    Отлетел комарик подальше, тише слышится песенка.

    – Витя, тише слышится песня? Спой тихо песенку.

    Прошу каждого ребенка спеть песенку.

    Даже язычку стало щекотно. Язычок живет поживает в своем домике. А домик язычка рот. Давайте сделаем зарядку язычку.

    Язычок то выглянет, то спрячется. Выпустили язычок гулять – посмотрел вправо, влево, вверх, вниз – спрятали язычок в домик.

    Прижали язычок к нижним зубкам. Язычок очень любит песенку и комарик тоже. Язычок мы разогрели, он стал у нас более послушным. Давайте еще раз исполним комариную песенку. При ее исполнении язык прижимается к нижним зубам. Проверим? Звук з получается звонким.

    – Саша, спой песенку комара?

    Прошу каждого ребенка спеть песенку.

    – ребята, а мы еще не познакомились с комариком, не сказали как зовут. Спрятались в домик.

    – Ребята комарик приглашает нас на прогулку и хочет поиграть с нами. Ты Ваня, Витя, Эллина будете изображать комаров, которые поют песенку, то громко, то тихо, а остальные отмахиваются, отгоняя комаров.

    — Как Ваня поет комариную песню?

    – А громко Витя как поет комариную песню?

    Затем ребята меняются ролями.

    Ребята, в музыкальной комариной школе малыши – комары (их еще можно назвать иначе: вы ребята, а они… (комарята, вы ребятишки, а они (комаришки) исполняют сложные песенки,например:

    За-за-за, зя-зя-зя потерял я ферзя

    Зя-зя-зя, за-за-за прилетела стрекоза

    Зю-зю-зю, зу-зу-зу не дразните козу

    Комарику очень понравилась эта песня

    Ребята, комарик приготовил еще очень интересную игру! Давайте поиграем. Я называю вам слова, если в слове встречается звук з, зь – хлопаем в ладоши, а если нет, то сидим и молчим. Посмотрим, кто самый внимательный и сообразительный.Внимание приготовились:

    Заря дуб стол зажигает звонок земля

    Пирамидка кукла замок звенит телефон

    Дом зеркало кровать платье зима

    Золото пекарь повар загадка зонт

    Спички телевизор зверь попугай пирамидка

    Заяц зеленая загудела лампа шкаф машина.

    – Ребята комарик приглашает погулять. На нашей прогулке встретилось дерево.Дерево хочет загадать загадку: чем оно пахнет.

    – ребята, а какое сейчас время года?

    Осенью листья опадают, а комарик очень любит листья на деревьях. Давайте слепим комарику листья на наших волшебных деревьях. Посмотрите лежат маленькие комочки пластилина, скатаем из них шарики, прилепим на ветки деревьев и растянем, чтобы получились красивые листики. Молодцы у всех получилось.

    Теперь подарим наши волшебные вечно зеленые, с листьями деревья комарику. Комарик всю зиму будет жить на наших деревьях. Скажем комарику До свидания.

    «Звук [з]». Интегрированная НОД по ОО «Коммуникация» (звуковая культура речи) в старшей группе МБДОУ Детский сад № 169 Калининского округа город Уфа Республика Башкортостан Звук «З». (Образовательная область «Коммуникация» (звуковая.

    Тематическое планирование по развитию речи в первой младшей группе Тематика занятий по развитию речи в I младшей группе Тема занятий Программное содержание Сентябрь. 1. Дидактическая игра «Скажи «а». (Звуковая.

    Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/obrazovatelnaja-oblast-komunikacija-zvukovaja-kultura-rechi-zvuk-z-i-z-komarinaja-pesnja.html

    Конспект коррекционно-развивающего занятия во второй младшей группе «Песенка комара»

    Анастасия Суворова
    Конспект коррекционно-развивающего занятия во второй младшей группе «Песенка комара»

    Вид занятия: Звуковая культура речи (звук «З») Тема занятия: «Песенка комара» 2

    Коррекционные задачи:

    • Формирование движений органов артикуляционного аппарата, посредством артикуляционной гимнастики.

    • Формировать правильное произношение звука «З» в словах

    • Упражнять детей в четком произношении звука «З».

    • Формирование умения слушать звук «З»

    • Формирование воздушной струи.

    • Развитие слухового внимания.

    • Формировать пространственные представления (лево, право,вверх,вниз)

    • Развитие фонематического слуха и логоритмических движений.

    • Развивать слуховое внимание.

    • Развитие общей и мелкой моторики.

    • Развивать свободное общение с взрослыми и детьми.

    • Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.

    • Воспитывать умение слушать и слышать воспитателя, действовать по словесной инструкции взрослого.

    • Наглядный – иллюстрации, изображения картинок предметов, комара

    • Практический –двигательные действия, нарисовать путь в лабиринте, проговаривая звук, соединить точки.

    Игровые: сюрпризный момент, игровое упражнение

    Обогащение словаря: вибрация, дрожит.

    Активизация словаря: стрекоза, подружки. Слова содержащие звук «З», совершенствование монологической и диалогической речи

    Изображение на палочке языка, комара большого и маленького размера, комар на веревочке, плакат-лабиринт, листы с лабиринтом на каждого ребенка, карандаш.

    Чтение стихотворения К. Чуковского «Муха цокотуха», изучение звука «С», разучивание игры «мы топаем, мы хлопаем…», разучивание физкультминутки «дарики-комарики»

    Миша, Алина- Развивать речевую активность. Побуждать детей к диалогу со взрослыми.

    Кирилл, Вова, Алина – Привлечь к ответам на вопросы, побуждать правильно строить предложение.

    Формировать умение произносить звук «З»

    Ход занятия:

    I часть –Организационная: привлечь внимания детей к воспитателю, настроить на деятельность, вызвать положительные эмоции, эмоциональная разрядка.

    II часть –Основная: артикуляционная гимнастика, сказка, сюрпризный момент, непосредственный процесс обучения звуковой культуре речи, практическая деятельность-проговаривание звука «З», соединение точек, физкультминутки, гимнастика для глаз.

    III часть –Заключительная: подведение итогов, похвала.

    В: Мы топаем ногами. Топ, топ, топ (ходьба на месте).

    Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).

    Качаем головой (наклоны головы вправо, влево).

    Мы руки поднимаем (руки вверх).

    Мы руки опускаем (руки вниз).

    Мы руки подаем (руки дать соседям).

    И бегаем кругом (легкий бег).

    Остановились, глазки подняли на меня. Здравствуйте ребята.

    В: Друг с другом мы поздоровались, теперь давайте поздороваемся с язычком, а вот и он.

    Воспитатель показывает изображение язычка. Проводит артикуляционную гимнастику

    В:Покажите свой язычок. Он вышел погулять.И мы с ним поиграем:

    1-«Трубочка» (Вытягиваем язычок и сворачиваем трубочкой,

    2- «Колбаска» (поднимаем язычок кверху и сворачиваем его во внутрь,

    3-«Часики» (высунув язычок, поворачиваем им из стороны в сторону,

    4-«Шарики» (толкаем язычком щёчку вправо-влево,

    6-«Пузырь»(набираем в рот воздух и держим).

    7-«Воздушный поцелуй»(целуя ладошку, посылаем поцелуй)

    В: А сейчас я расскажу вам историю,которая произошла с язычком: Садитесь за столы.

    Воспитатель обращает внимание на осанку и правильное положение ног. Руки перед собой полочкой.

    В: Однажды Язычок познакомился с Комаром, который летел в гости к своим подружкам стрекозам. «Простите, а вы любите петь? – поинтересовался язычок. «Конечно-конечно – закивал комарик – Мы-комарики-хорошие певцы. Песни наши красивые и звонкие, и запел «З-з-з». «З-з-з» – попробовал Язычок. Сначала Язычку было трудно, ведь песенка комара ему была незнакома, но потом он научился.

    Давайте с вами тоже попробуем спеть песенку комарика. Сначала попробуем потихоньку «З-з-з». Дети пробуют петь песенку. Хоровые и индивидуальные пения (2-ое-3-ое детей) .

    В: Ребята! А ведь комарики бывают разные, и большие, и маленькие. Вот большой комар поёт такую вот песенку: «Зу-зу-зу». Повторите со мной.

    Дети повторяют вместе с воспитателем.

    В:А маленький комарик поёт вот такую песенку: «Зи-зи-зи». Повторите со мной.

    В: А теперь Миша споет песенку большого комара. (В. показывает картинку с изображением большого комара)

    В: А Вова споет песенку маленького комара (воспитатель показывает картинку с изображением маленького комара)

    Воспитатель спрашивает еще несколько детей

    Дети вместе «поют» песенку большого и маленького комарика смотря какую картинку показывает воспитатель.

    Физкультминутка. Гимнастика для глаз

    В: Встаем. Соединим большой и указательный пальцы -это комарик, на мои слова комарик садится на место, на которое я вам скажу

    Летали комарики, (соединенными пальцами делать круговые движения над головой, перед собой)

    И… на ногу (руку, живот, голову и т. д.) приземлились. Несколько раз

    В: А теперь сдуем комарика, через нос глубокий вдох, губы трубочкой-выдох.

    В: Ребята, напомните, какой звук мы слышим, когда комар поет свою песенку?

    В: Знаете, звук «З» можно не только услышать. но и почувствовать. Положите руку себе на горло, вот так, и пропойте песенку комара «ззззззз» чувствуете, горло дрожит, вибрирует? А теперь скажем звук «С» ,как насос качает – ссссс, вибрации нет! Вот какой интересный звук у песенки комара.

    В: Ребята. Комарик хочет проверить, как хорошо вы запомнили звук «З», я буду называть слова и показывать изображения предметов, а вы, как услышите звук «З» -хлопните.

    Воспитатель показывает картинки с изображением предметов, где есть звук «З» и где нет, называет их (слова: дом, коза, собака, книга, заяц, зонт, береза, замок)

    В: А теперь только Миша хлопает, как услышит звук «З»

    В: Как хорошо у вас получается, умнички.

    В: А сейчас комарик, хочет провести с вами гимнастику для глаз. Он будет летать, а вы глазами, не поворачивая головы, следите за ним. Будьте внимательны.

    Воспитатель водит комариком вправо/влево, вверх/вниз, по кругу проговаривая свои движения.

    В: Замечательно. Ну что, наши глазки отдохнули. Ребята, нашему комарику пора лететь к своим подружкам стрекозам, чтобы он не опоздал в гости, давай поможем ему быстрее долететь к ним. Вот так он летит и весело поет свою песенку.

    Воспитатель проводит пальцем по изображенному лабиринту произнося звук «З»

    В: Руслан, выходи к доске, пропой с комариком его песенку. Хорошо. Садись, Теперь Миша, Алина…

    В: Ребята, перед вами лежат листы и карандаш, положите лист перед собой, возьмите карандаш в правую руку, вот так. Покажите мне, все правильно взяли карандаш? Хорошо. Поможем комарику быстрее долететь до стрекоз. Надо соединить точки, нарисовать ему путь. Когда соединяем точки – проговариваем звук «Ззз».

    В: Ну что, ребята, комарик встретился со своими подружками, спасибо, что помогли ему.

    Скажите, какой звук мы с вами слышим в песенке комара?

    А что больше всего понравилось делать, а тебе Алиса, тебе Влад? (ответы детей)

    В: А мне понравилось,как вы дружно пели песенку комара и то, что были очень внимательны. Молодцы, ребята!

    Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе «Коррекция нарушений в развитии внимания» Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия (подготовительная группа) Тема: «Коррекция нарушений в развитии внимания» Цель:.

    Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей логопедической группе «Путешествие в театральную страну» Конспект Коррекционно-развивающего занятия по социально-эмоциональному развитию детей в старшей логопедической группе детского сада (5-6.

    Конспект коррекционно-развивающего занятия «Овощи» Конспект коррекционно – развивающего занятия по теме: «ОВОЩИ» Задачи: • создать положительную атмосферу в подгруппе; развивать чувство.

    Конспект коррекционно-развивающего занятия «Поможем Буратино» Коррекционно-развивающее занятие для детей подготовительной группы «Поможем Буратино» Составитель: педагог-психолог МАДОУ №36 г. Хабаровска.

    Конспект коррекционно-развивающего занятия в группе со сложным дефектом развития «На пруду» Конспект коррекционно-развивающего занятия в группе №3 со сложным дефектом. Тема: «На пруду». Цель: развитие познавательной активности.

    Конспект коррекционно-развивающего занятия в группе со сложным дефектом развития «Репка» Конспект коррекционно-развивающего занятия в группе со сложным дефектом развития. Тема: «Репка» Цель: развитие познавательной активности.

    Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе по развитию познавательных способностей Конспект коррекционно-развиввающего занятия в подготовительной группе Цель: развитие познавательных способностей. Задачи: 1. Развитие.

    Конспект коррекционно-развивающего занятия в специализированной группе для детей с нарушением зрения «На лесной полянке» Тема: «На лесной полянке». Коррекционные цели: • формировать зрительно-пространственную ориентацию, зрительно-моторные реакции; • упражнять.

    Конспект коррекционно-развивающего занятия «Волшебные шарики» Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия «Волшебные шарики» Воспитатель высшей квалификационной категории ЦССВ «Южное Бутово».

    Конспект занятия по дополнительному образованию во второй младшей группе «Колыбельная песенка «Вот и люди спят» Цель: активизировать речь детей посредством потешек и колыбельных песенок Задачи: – развивать связную речь детей с помощью проговаривания.

    Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-korekciono-razvivayuschego-zanjatija-vid-zanjatija-zvukovaja-kultura-rechi-zvuk-z-tema-zanjatija-pesenka-komara.html

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как классно написать привет
  • Как китайцы пишут цифры
  • Как китайцы пишут срок годности
  • Как китайцы пишут сочинения
  • Как китайцы пишут смски