Как корректно написать об увольнении

Как сказать начальнику об увольнении по собственному желанию — вопрос не из простых. Причины, по которым ты решил сменить место работы, могут быть самыми разными: от предложения более интересной позиции или переезда — до того факта, что ты терпеть не можешь своего босса.

Что бы это ни было, мы уверены: ты не собираешься громко хлопать дверью и заинтересован в том, чтобы сделать это красиво и без скандала.

Как сообщить начальнику об увольнении, чтобы попрощаться на дружественной ноте? Ниже тебя ждут полезные подсказки.

Как сказать начальнику об уходе: 8 основных шагов

Ты принял решение уволиться. Возможно, у тебя даже уже назначен первый день вступления в новую должность в другой компании. Отлично, дело осталось за малым, но очень важным: поставить в известность своего босса. Согласны, разговор не из приятных, но, следуя нашим советам, ты с этим справишься.

1. Заранее подготовь свое официальное заявление об увольнении

Еще до разговора с начальником нужно подготовить официальное заявление об увольнении, чтобы у тебя и работодателя была официальная запись о твоей отставке. Это письмо должно выражать твою благодарность, указывать твой официальный последний рабочий день и содержать готовность помочь с обучением или подготовкой твоего преемника, если это применимо.

Ты должен предоставить распечатанную копию письма, когда будешь присутствовать на личной встрече с боссом, чтобы твоя отставка была как можно более профессиональной.

Твое официальное заявление об отставке должно включать в себя многие из тех же элементов, которые ты будешь использовать при устном обсуждении лично с начальством, например:

  • Дату твоей отставки;
  • Любые предложения по передаче обязанностей;
  • Заявление о твоем двухнедельном уведомлении.

Вот пример того, как написать заявление об увольнении:


Уведомление об отставке: Андрей Петров

Уважаемый Сергей Михайлович, я очень высоко ценю время, проведенное в ООО «Компания», но вынужден сообщить вам, что принял решение об увольнении по собственному желанию.

Моим последним рабочим днем станет пятница, 16 августа. За время работы в компании я приобрел ценные связи и расширил набор навыков, что позволило мне расти и использовать более продвинутые возможности в своей карьере. Я очень благодарен вам за этот опыт.

Если я могу чем-то помочь до своего последнего рабочего дня, пожалуйста, дайте мне знать. Я с удовольствием отвечу на ваши вопросы, а также проведу обучение своего преемника в течение последних двух недель.

Желаю всего наилучшего.


Не исключено, что в твоей компании существует стандартная форма составления подобных заявлений, и если у тебя есть возможность незаметно получить образец, воспользуйся им. Если нет, то при необходимости перепишешь этот документ в соответствии с установленными правилами.

2. Будь краток и вежлив

Как сообщить об увольнении начальнику: 8 советов, чтобы сделать это правильно

Прежде чем ты поговоришь со своим начальником на эту нелегкую тему, реши, как лучше всего объяснить, что ты уходишь. Хитрость заключается в том, чтобы свести детали к минимуму и сосредоточиться на позитиве.

Тебе не нужно говорить своему боссу или кому-то еще, в какую именно компанию ты собираешься перейти, и уж точно не нужно объяснять, почему ты принял решение покинуть свое текущее место.

Конечно, если хочешь, можешь об этом сообщить, если ты не переходишь на сторону прямых конкурентов или не оставляешь место из-за того, что люто его ненавидишь.

Даже если тебе кажется, что начальник с пониманием отнесется к твоему решению, постарайся не вдаваться в подробности того, насколько шикарное предложение ты получил, и как тебя достала твоя нынешняя работа.

Ограничься общими фразами. И обязательно будь последователен в своей истории, чтобы избежать любых слухов или ложной информации, которые могут появиться в связи с этой ситуацией.

3. Сообщи своему начальнику об уходе лично

Тебе может быть немного страшно, или ты сильно волнуешься, но, пожалуйста, не поддавайся соблазну сообщить эту новость боссу через электронную почту или в мессенджере. Это очень некрасиво (за исключением тех случаев, когда у вас нет других способов коммуникации).

Попроси своего работодателя встретиться и обсудить свою отставку лицом к лицу. Личная встреча — это хороший способ соблюсти профессиональный этикет. Она позволяет тебе вести продуктивный двусторонний диалог, в котором ты обсудишь свои причины ухода (если хочешь) и планы по содействию плавной передачи свои рабочих обязанностей новому человеку.

Даже если твой босс является той самой причиной, по которой ты решил уйти, имей в виду, что то, как ты уходишь, — это то, как тебя запомнят. Не закатывай скандалов и не пытайся открыть ему глаза, какой он ужасный человек — это совершенно ни к чему.

Одинаково важно и то, как ты поговоришь со своим руководителем, и то, что именно ты ему скажешь.

Как начать разговор об увольнении с начальником? Не стоит ходить вокруг да около и пытаться зайти издалека. Скажи прямо и формально о том, что ты собрался уйти.

Уважаемый Сергей Михайлович, хочу сообщить вам о своем решении оставить занимаемую мной позицию / покинуть компанию / сменить место работы.

или

Уважаемый Сергей Михайлович, я получил предложение по работе, которое собираюсь принять. В связи с этим, в скором времени (конкретная дата) я буду вынужден прекратить наше сотрудничество.

4. Вырази благодарность

Как сообщить об увольнении начальнику: 8 советов, чтобы сделать это правильно

Далее во время этого непростого разговора важно выразить благодарность за те возможности, которые тебе были предоставлены в компании. Например, ты, вероятно, развил новые навыки и приобрел профессиональные связи в этой должности, за что можешь поблагодарить своего работодателя.

Эта позиция может быть также одной из причин, по которой ты получил какую-то новую возможность, опыт, повысился в должности. Как вариант, ты также можешь составить благодарственную записку. Если ты тесно сотрудничал с некоторыми коллегами, ты тоже можешь выразить свою благодарность за их помощь и поддержку во время твоего пребывания в компании через прощальную записку или электронное письмо каждому из них. Эти жесты могут укрепить твои профессиональные связи по мере продвижения по карьерной лестнице. А, кроме того, это просто вежливо.

5. Предложи варианты по облегчению поиска замены

Как сообщить об увольнении начальнику: 8 советов, чтобы сделать это правильно

Ты также можешь поддержать позитивные профессиональные отношения со своим работодателем, предлагая свою помощь в подготовке компании и команды к твоему уходу. Что именно ты можешь сделать?

  • Помоги выявить сильных потенциальных кандидатов на замену;
  • Заверши как можно больше своих текущих проектов;
  • Изложи требования и последующие шаги для проектов, которые ты не сможешь выполнить;
  • Обучи текущего сотрудника временно выполнять некоторые из твоих обязанностей;
  • Окажи помощь в обучении нового сотрудника, если он прибудет до твоего увольнения;
  • Напиши подробную инструкцию для своего преемника, включающую различные нюансы, которые будут ему полезны.

Помощь работодателю в выполнении этих шагов показывает, что ты заботишься об успехе компании, даже несмотря на переход на новое место.

6. Обеспечь конструктивную обратную связь

Ты можешь помочь своему работодателю улучшить твое рабочее место, предоставив конструктивную обратную связь о своем опыте. Ты можешь обсудить эти моменты во время своего разговора с начальником или пройти своеобразное «собеседование по уходу», которое практикуют некоторые компании.

Будь готов, что тебя могут попросить предоставить обратную связь по следующим вопросам:

  • Твой опыт работы в офисной среде;
  • Твои должностные обязанности;
  • Преимущества твоей должности;
  • Обучение, которое ты получил;
  • Культура и политика компании;
  • Взаимоотношения с руководителями и начальством;
  • Отношения с коллегами.

Очень важно, чтобы твои отзывы были конкретными, конструктивными и честными. Эта обратная связь может помочь работодателю создать сотрудникам лучшие условия и снизить уровень текучки, что является еще одним ценным вкладом, который ты можешь оказать при переходе к новым профессиональным возможностям.

7. Приготовься к хорошему и плохому

Как сообщить об увольнении начальнику: 8 советов, чтобы сделать это правильно

Как ты отреагируешь, если твой босс попросит тебя остаться дольше, чем на две недели? Если тебе выдвинут встречное предложение, ты его примешь? Что тебе нужно будет забрать со своего рабочего места, если тебя попросят немедленно покинуть здание? Прежде чем решить, как сказать начальнику об уходе, ты должен дать себе ответы на эти вопросы.

Если ты решил, что не хочешь оставаться дольше двух недель или необходимого тебе количества времени, будь готов вежливо отклонить предложение. Если встречное предложение звучит заманчиво, заранее определи, при каких именно условиях ты будешь продолжать выполнять свои обязанности.

Затем спроси себя, стоит ли остаться в компании, если представится такая возможность. С другой стороны, если ты знаешь, что есть вероятность, что тебя могут попросить немедленно уйти, особенно если ты принял должность в компании-конкуренте, сделай резервную копию любых проектов и собери все самое важное и дорогое из вещей, которые принадлежат тебе, и будь готов оставить все остальное.

8. Попрощайся с наставниками и союзниками

Как сообщить об увольнении начальнику: 8 советов, чтобы сделать это правильно

Мы искренне надеемся, что выставлять тебя за дверь не будут, начальник отнесется к твоему решению с пониманием, и вы закончите этот разговор на позитивной ноте. Что дальше?

Теперь, когда ты сообщил своему начальнику об уходе, запланируй индивидуальные встречи с наставниками и коллегами, которые поддерживали тебя и твой профессиональный рост.

Сообщи им конкретную дату твоей отставки и, по желанию, почему ты решил двигаться дальше. Постарайся, чтобы в этом разговоре было как можно меньше негатива. Кроме того, обменяйтесь контактной информацией, чтобы вы могли оставаться на связи после того, как ты покинешь компанию. Кстати, о том, как уволиться, чтобы тебе не хейтили, прочти в отдельном материале.

  • Автор:

    Мария Минаева

Недавно сервис «Работа.ру» провел опрос среди своих пользователей, и оказалось, что 71 % россиян планируют в 2022 году сменить работу[1]. А это значит, что миллионам работников предстоит разговор об увольнении со своими руководителями. Но если производить хорошее первое впечатление учат нас уже с детства, то о красивом и профессиональном уходе с места службы мы чаще всего не заботимся. Как же следует построить свою беседу с начальством, чтобы мнение о работе с вами осталось благоприятным на долгие годы? Давайте разбираться.

Почему мы увольняемся: 10 причин

Наконец настал момент, когда вы приняли решение отправиться в новое интересное путешествие. Что сподвигло вас на этот шаг? Если вы точно знаете, по каким причинам не хотите работать на текущем месте, то построить конструктивный разговор с руководителем будет легче. В том же исследовании «Работа.ру» были выявлены самые популярные причины, почему россияне меняют работу. Найдите среди представленных пунктов те, которые откликаются с вашей ситуацией, и кратко распишите детали.

1. Низкая заработная плата. Это значит, что компании внутри вашей отрасли предлагают специалистам с такой же должностью, образованием и опытом работы оклады выше, чем на текущем месте. Старайтесь анализировать именно схожие сферы. Например, нецелесообразно сравнивать заработные платы секретарей или помощников в строительном и IT-секторе либо оклады офис-менеджеров с техническим или другим профильным образованием (юрист, экономист, инженер) с теми, кто такого образования не имеет.

2. Неадекватный коллектив или руководитель. Эта характеристика крайне субъективна – для каждого уровень адекватности будет свой. Например, в офисе распространены пранки[2] и злые шутки, которые уже стали традицией и игнорируются руководством. Если не можете находиться в такой среде, лучший выход – уйти, а не переделывать систему. Может быть и так, что босс не считается с вашими личными границами, хотя вы уже несколько раз обсуждали с ним этот вопрос[3].

3. Отсутствие возможности соблюдать баланс между работой и отдыхом. Ненормированный рабочий день, поручения по выходным и праздникам, переносы отпуска из-за больших проектов, невозможность уйти на больничный – все эти условия негативно сказываются на мотивации сотрудников. Из-за переработок человек не может проводить время с семьей, заниматься спортом, хобби и своим здоровьем или просто расслабляться. В таком режиме могут функционировать только роботы.

4. Карьерный кризис. Провести в одной компании всю жизнь – пережиток советских времен. Да, раньше считалось почетным быть верным своему работодателю, даже если вы десятки лет сидите в одном отделе на той же должности. Зато стабильно, как говорили наши родители. Взгляды на труд сильно поменялись за прошедшие годы: заниматься одним и тем же процессом 5, 10, 20 лет без возможности обучаться и расти – это тупиковый путь. Вам становится скучно, работа не приносит удовольствия, уходит энергия, действия выполняются на автомате, отсюда – расфокусировка и ошибки. Ни вам, ни вашему руководителю такой труд не нужен.

5. Отсутствие возможности обучения. Не все могут себе позволить проходить дорогостоящие курсы и повышать квалификацию за свой счет. Так же, как и не все умеют учиться самостоятельно, используя доступные онлайн- и офлайн-ресурсы. А без повышения квалификации и освоения новых технологий дальнейший рост в профессии невозможен. Получается, что человек застревает на своем месте надолго, не может продвинуться дальше, а иногда и вовсе будет заменен другим, более опытным сотрудником.

6. Неинтересные задачи. У каждого из нас есть собственные понятия об интересной и увлекательной деятельности: кому-то нравится заниматься документами, кому-то – ездить по городу, а кому-то – крутить гайки на заводе. Но если экстраверта, который обожает общение и других людей, садят в душный архив без окон и собеседников, то долго ему так не продержаться. А может, вы талантливый молодой специалист, для которого работа в крупной компании – это предел мечтаний, а вас просят только нажимать две кнопки в системе или перекладывать папки из одного кабинета в другой. Понравится ли вам такая работа? Вряд ли. Если только на первые пару месяцев.

7. Неудобное расположение работы от дома. Доходить до офиса пешком за 10 минут или добираться на трех видах транспорта в течение двух часов – это принципиальная разница. Время – ценный и, главное, невосполнимый жизненный ресурс. Если вы не имеете возможности снять квартиру в адекватной близости к работе, то имеет смысл найти что-то ближе к дому.

8. Строгий дресс-код. Не все могут продуктивно работать в узких юбках и затянутых галстуках. Некомфортная одежда или слишком строгий стиль могут нанести вред и здоровью, и самочувствию. Например, в некоторых компаниях секретарям не разрешено носить обувь на низком каблуке или вообще без него. Разве это справедливо? А если у вас есть медицинские противопоказания или ваши ноги просто стонут от боли в конце рабочего дня? К таким же неудобствам относятся специальные головные уборы, от которых может появиться головная боль, юбки определенной длины, в которых неудобно ни сидеть, ни ходить, пиджаки, в которых ты потеешь, как в сауне, и т.д.

9. Желание работать удаленно или по гибкому графику. Годы пандемии очень разбаловали сотрудников: все больше людей теперь целенаправленно ищет работу на удаленке. У такого режима куча плюсов: минимум времени на дорогу, минимальный дресс-код, безлимитный доступ к еде, возможность полноценной передышки в течение дня, комфортное рабочее место в приятной обстановке, возможность перемещаться между городами и странами без оформления отпуска и т.д. Стоит попробовать выполнить свои прямые обязанности из дома – и вы уже фанат удаленки.

10. Необходимость поменять сферу деятельности. Если вы понимаете, что секретариат – это не ваше или работать с компьютером вам нравится больше, чем с людьми, то выход – сменить сферу вашей деятельности. В век онлайн-образования и доступности любой информации получить новую профессию уже не проблема. Именно поэтому так много людей ищут себя и свое место в жизни уже в сознательном возрасте, когда они попробовали работать «по специальности» и у них не получилось.

Как только вы определились с причиной вашего ухода, можете перейти к подготовке своего монолога об увольнении.

Разговор об увольнении: подготовительный этап

Даже если причина ухода кажется вам серьезной и весомой, дайте себе время проанализировать сложившуюся рабочую ситуацию. Мы рекомендуем обратить внимание на следующие аспекты.

1. Удостоверьтесь, что вы предприняли все попытки, чтобы улучшить условия труда.

Задумайтесь о том, что конкретно вас не устраивает на текущем месте. Низкая заработная плата? – Говорили ли вы со своим руководителем или отделом кадров о повышении оплаты или надбавках? Каков был их ответ? Должность, из которой вы уже выросли? – Пытались ли найти себе место внутри компании рангом выше или в другом подразделении? Внимательно ли изучили структуру компании?

2. Прочитайте ваш трудовой договор и все приложения к нему.

Имеет смысл выяснить условия увольнения в вашем конкретном случае: каков период отработки, за какой срок необходимо уведомлять руководителя, что происходит с неиспользованным отпуском, есть ли пункт о том, что вам запрещено в будущем устраиваться в определенные компании (чаще всего – организации-конкуренты) или выезжать за рубеж в течение какого-то срока (касается государственных служащих).

Изучите указанный срок отработки

Если речь идет о 14 днях, то какие дни считаются в этом случае: календарные или рабочие? Учитываются ли праздники и нерабочие дни? Входит ли в этот срок день написания заявления? Что будет, если в течение этого времени вам не найдут замену? Ответы на эти вопросы должны быть проработаны вами до увольнения или в крайнем случае в ходе разговора с руководством.

3. Изучите локальные нормативные акты (далее – ЛНА).

После того как проштудировали собственный трудовой договор, просмотрите основные ЛНА: правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР), положения об оплате труда, о командировках (если вы когда-либо в них находились), ваши должностные инструкции и положение о подразделении. Вы можете найти информацию, касающуюся процесса увольнения. Например, допустимо ли уволиться по соглашению сторон и получить несколько окладов в качестве выходного пособия.

4. Определите, на каких условиях вы готовы остаться в компании.

Часто руководители не хотят расставаться с хорошими работниками, поэтому предпринимают попытки их удержать. Подумайте, какие изменения условий труда заставили бы вас передумать. Например, повышение оклада, другой режим работы, перевод в другое подразделение, льготы в детские сады или школы, бесплатный проезд, питание, тренажерный зал и пр. Только эти условия должны быть связаны с основной причиной вашего ухода. Будет очень странно заявить руководителю, что вы слишком долго добираетесь на работу и полжизни проводите в пробках, а затем согласиться остаться за компенсацию бензина для своего авто.

5. Не уходите в середине большого проекта.

Если вы играете ключевую роль в текущем проекте, то уходить прямо сейчас крайне непрофессионально. Оцените свои силы: как быстро сможете передать все материалы другому человеку, проинструктировать его, познакомить со всеми участниками процесса и этапами или просто завершить все самостоятельно. Чтобы оставить о себе хорошее впечатление, уходить надо с чистой совестью и без «хвостов».

Если указанные выше пункты вами уже проработаны, переходите к основной части – подготовке к разговору с руководителем.


[1]https://is.gd/4mJGNS

[2]Пранк (англ. prank) – злой розыгрыш, граничащий с грубостью.

[3]Зимина О.М. Как секретарю установить личные границы на работе // Секретарь-референт. 2021. № 11. С. 4–9.

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Секретарь-референт» № 7, 2022.

Когда работник увольняется, прекращается трудовой договор и трудовые отношения между ним и работодателем.

Причины увольнения бывают разные. Чаще этого хочет сам работник — тогда он увольняется по собственному желанию. Реже инициатором увольнения выступает работодатель. Бывают и другие основания увольнения — всего их более десяти.

В статье подробно расскажу о причинах и видах увольнениях, особенностях увольнения по разным основаниям.

Признаки того, что пора увольняться

Если зарплаты не хватает на нужный вам образ жизни, в рабочем коллективе негативная атмосфера и желания выполнять свои трудовые обязанности нет, возможно, пришло время сменить работу.

Обычно выделяют такие признаки того, что пора увольняться:

  1. Не удается найти общий язык с начальником: он требует невозможного и постоянно ругается.
  2. Работнику скучно на работе: возможности для развития нет, как и перспективы карьерного роста.
  3. Плохие отношения с другими работниками, нездоровая атмосфера в коллективе: коллеги оскорбляют и унижают работника, навязывают ему свое мнение.
  4. Труд работника не ценится — руководство не дает премии и не оплачивает переработки. Зарплата небольшая, а повышения ждать бесполезно, хотя работник этого достоин.
  5. Начальство утверждает, что мне не положена компенсация за переработку
  6. Работник не получает удовольствие от работы, а просто отсиживает в офисе положенное время и уходит. Единственное, что держит его на рабочем месте, — зарплата.
  7. Работник находится в состоянии депрессии — идет на работу, как на каторгу. В выходные переживает, что скоро начнется новая рабочая неделя.

Все эти моменты отдельно или в совокупности рано или поздно приведут к мысли об увольнении.

В каких случаях стоит подождать с увольнением. На увольнение надо смотреть объективно и мыслить рационально. Например, если вас не устраивает только зарплата, но вы работаете давно и знаете, что работодатель в принципе может платить больше, имеет смысл обсудить с начальством денежный вопрос и доказать свою ценность, а не сразу увольняться.

Если зарплату обещали поднять, но прошел уже год и ничего не изменилось, скорее всего, так оно и будет — пора увольняться.

Не стоит увольняться из-за ссоры с коллегой, если работа в целом вас устраивает. Страсти улягутся — потом можно пожалеть, что лишились хорошего места из-за недоразумения. При этом если вы столкнулись с моббингом — травлей на работе — стоит поберечь свои нервы и уйти в другое место.

Реально оценивайте свои возможности — походите по собеседованиям и узнайте, что требуют другие работодатели. Подумайте, можете ли вы это делать и насколько хорошо.

Как решиться уволиться

Кроме вас, о вашем будущем никто не позаботится. Если нынешняя работа больше раздражает, чем приносит удовольствие, и вы понимаете, что так жить нельзя, подумайте об увольнении.

Смена работы — серьезный шаг, особенно если на нынешнем месте работы вы трудитесь уже давно. Вот что я предлагаю сделать, чтобы увольняться было не так страшно:

  1. Соберите плюсы и минусы нынешней работы. Если при увольнении вас будут мучить сомнения, вы сможете прочитать этот список и напомнить себе, почему решили уйти.
  2. Начните откладывать деньги, накопите финансовую подушку безопасности. Редко бывает, что в пятницу уволились, а с понедельника вышли на новую работу. Трудоустройство может занять время, и, чтобы не нервничать из-за отсутствия денег, пусть будет финансовый запас.
  3. Составьте план действий. Например, взять отпуск, чтобы походить на собеседования, найти новое место и только потом написать заявление об увольнении на старой работе.
  4. Регулярно мониторьте сайты с предложениями работы, ищите вакансии не только аналогичные нынешней должности, но и другие — по обязанностям, близким к вашим. Так вы поймете, что рынок труда многообразен — имея определенные навыки, вы можете занимать и другие должности. Вакансий гораздо больше, чем вы могли думать изначально.

Виды увольнения

Уволиться можно по-разному. Общие виды, а точнее — основания увольнения, перечислены в ст. 77 Трудового кодекса РФ.

Какие есть основания для увольнения

Основание увольнения Пример
Соглашение сторон Работник на этой должности достиг потолка. Они с руководителем решили, что пришло время расстаться
Истечение срока трудового договора Из декрета вернулась женщина, чью должность занимал работник
Закончился сезон, в течение которого действовал трудовой договор
Инициатива работника Работник сам решил уйти в другую компанию
Инициатива работодателя ИП-работодатель закрывает точки продаж — работники ему уже не нужны, и он проводит сокращение
Работник явился на работу в нетрезвом виде — работодатель не должен такое терпеть и вправе уволить сотрудника
Перевод работника к другому работодателю или переход на выборную должность Работника избрали местным депутатом
Отказ работника продолжать трудиться из-за смены собственника организации или реорганизации Сотрудник отказался продолжать работать из-за присоединения компании работодателя к другой фирме
Отказ работника продолжать трудиться из-за изменений условий трудового договора Работодатель собирается уменьшить зарплату из-за падения спроса на услуги компании, но работник не согласен на новые условия
Отказ работника от перевода на другую работу по медпоказаниям Работник не хочет заниматься другой работой, а текущей ему заниматься нельзя из-за здоровья
Отказ работника переезжать в другую местность вместе с работодателем Работник не хочет переезжать в другой город за работодателем
Обстоятельства, не зависящие от воли сторон Работника призвали в армию
Работник совершил преступление, и за это его лишили свободы
У работника просрочились водительские права, он их не обновляет и поэтому не может работать водителем
Нарушение правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность трудиться Человек работает врачом, а при трудоустройстве предъявил поддельный диплом

Пример

Работник на этой должности достиг потолка. Они с руководителем решили, что пришло время расстаться

Истечение срока трудового договора

Пример

Из декрета вернулась женщина, чью должность занимал работник

Закончился сезон, в течение которого действовал трудовой договор

Пример

Работник сам решил уйти в другую компанию

Пример

ИП-работодатель закрывает точки продаж — работники ему уже не нужны, и он проводит сокращение

Работник явился на работу в нетрезвом виде — работодатель не должен такое терпеть и вправе уволить сотрудника

Перевод работника к другому работодателю или переход на выборную должность

Пример

Работника избрали местным депутатом

Отказ работника продолжать трудиться из-за смены собственника организации или реорганизации

Пример

Сотрудник отказался продолжать работать из-за присоединения компании работодателя к другой фирме

Отказ работника продолжать трудиться из-за изменений условий трудового договора

Пример

Работодатель собирается уменьшить зарплату из-за падения спроса на услуги компании, но работник не согласен на новые условия

Отказ работника от перевода на другую работу по медпоказаниям

Пример

Работник не хочет заниматься другой работой, а текущей ему заниматься нельзя из-за здоровья

Отказ работника переезжать в другую местность вместе с работодателем

Пример

Работник не хочет переезжать в другой город за работодателем

Обстоятельства, не зависящие от воли сторон

Пример

Работника призвали в армию

Работник совершил преступление, и за это его лишили свободы

У работника просрочились водительские права, он их не обновляет и поэтому не может работать водителем

Нарушение правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность трудиться

Пример

Человек работает врачом, а при трудоустройстве предъявил поддельный диплом

Кроме этих есть специальные основания, по которым увольняют отдельные категории работников. Например, госслужащих могут уволить за непредставление декларации о доходах.

Как правильно уволиться по собственному желанию

Увольнение по инициативе работника — самая частая причина расторжения трудового договора. Схема увольнения работника по собственному желанию самая простая.

Заявление нужно составлять строго письменно. В нем должны быть указаны ФИО руководителя, ФИО и должность работника, просьба уволить его по собственному желанию таким-то числом, дата и подпись.

Приказ об увольнении по инициативе работника издают в последний рабочий день увольняющегося. Он может быть по унифицированной форме № Т-8 или по разработанной работодателем форме.

Работодатель обязан ознакомить работника с приказом об увольнении под подпись. По требованию увольняющегося работодатель выдает ему копию приказа.

Сроки увольнения также называют отработкой. По закону работник должен предупредить работодателя об увольнении не позже чем за 2 недели, но по договоренности с руководителем срок отработки можно сократить до нескольких дней. Уволиться можно даже в день подачи заявления — законом это не запрещено.

Документы для увольнения. В некоторых организациях перед увольнением нужно сдать помещение, инструменты, рабочее место за подписью начальников отделов на обходном листе. Поэтому кроме заявления на увольнение работодатель может потребовать оформить обходной лист. Однако, если работник его не оформит, работодатель не вправе препятствовать увольнению.

Процедура увольнения стандартная: работник пишет заявление, дорабатывает оговоренное количество дней, получает расчет, справку по форме 182н — о сумме заработной платы за текущий и два предыдущих года, СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, раздел 3 расчета по страховым взносам.

Состав документов, которые выдают при увольнении, от причины расторжения трудового договора не зависит.

Можно ли уволиться дистанционно. Если сотрудник работает в офисе, не важно, как вручить работодателю заявление об увольнении. Его можно отдать секретарю, отправить почтой или курьерской службой. Главное, чтобы заявление было составлено на бумаге и на нем была подпись работника с датами составления и увольнения.

Если компания перешла на электронный документооборот, сотрудник вправе подать заявление в форме электронного документа.

Запись в трудовой книжке вносит ответственный за трудовые книжки работник — кадровик или юрист. В некоторых организациях трудовые книжки ведет бухгалтер. Запись об увольнении вносят в последний рабочий день, она может быть такой: «увольнение по собственному желанию» или «расторжение трудового договора по инициативе работника».

Если работник отказался от бумажной трудовой книжки, ему дадут форму СТД-Р.

Отзыв заявления возможен в любое время до дня увольнения. Форма отзыва заявления об увольнении законом не установлена, поэтому сказать, что передумал увольняться, работник может устно, письменно или электронно.

Отзыв заявления может помочь, если работника заставляют написать заявление об увольнении по собственному желанию. Работодатели так делают, если не хотят выплачивать сотруднику выходное пособие. Если работник напишет заявление об увольнении по собственному желанию под давлением, доказать, что на самом деле он не хотел увольняться, будет сложно.

В таком случае нужно отправить отзыв заявления почтой — обязательно заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Так у работника будет письменное подтверждение того, что уволиться его заставили, об этом можно так и написать в отзыве:

«Отзываю свое заявление об увольнении по собственному желанию от 27.04.2020, так как оно было написано из-за угроз моего руководителя Травиной А. С. применить меры дисциплинарного взыскания. Желаю продолжить выполнять должностные обязанности администратора в соответствии с трудовым договором».

Если отправить отзыв заявления по электронной почте, возможно, придется доказывать это в суде. Поэтому лучше всего составить отзыв заявления об увольнении на бумаге и вручить его работодателю под подпись — тогда работника не уволят.

Но есть исключение: если на должность от другого работодателя перевелся человек по письменному приглашению руководителя, отзывать заявление бессмысленно — увольнение состоится.

Особые случаи при увольнении по собственному желанию

Во всех случаях порядок увольнения один и тот же: работнику нужно написать заявление об увольнении, а работодателю — рассчитать его.

Из отпуска. Работник может написать заявление в любой день отпуска, в том числе в первый или последний.

Отсчет срока отработки начинается на следующий день после того, когда работодатель получит документ. Если двухнедельный срок предупреждения совпадает с отпускными днями, работнику нужно будет только получить расчет — работать после отпуска не придется. Если отпуск заканчивается раньше срока предупреждения, увольняющемуся нужно будет отработать оставшиеся дни.

Отпуск с последующим увольнением. Работник может написать заявление на отпуск с последующим увольнением, но предоставить его работодатель не обязан.

Если работодатель согласился на такой отпуск работника, то увольняющийся сдаст все дела, получит расчет и документы в последний рабочий день до отпуска. Этот же день — последний, когда можно отозвать заявление. После начала отпуска передумать увольняться нельзя.

Датой увольнения будет последний день отпуска.

Во время больничного. Заявление об увольнении можно подать на больничном. Отсчет срока предупреждения начинается, как и в случае с отпуском, со следующего дня после того, когда работодатель получит заявление.

Придется ли отрабатывать две недели, зависит от того, как совпали больничные дни с рабочими. Например, если работник после заявления об увольнении проболел одну неделю, то после больничного ему нужно будет отработать только одну неделю.

Если дата увольнения выпала на период больничного, работника уволят в эту дату, так как на конец больничного дату увольнения не переносят.

В декрете — в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком — работник увольняется по стандартной схеме.

Увольнение пенсионера по его собственному желанию происходит без отработки, если он увольняется в связи с выходом на пенсию. Если увольняется работающий пенсионер, он должен предупредить об этом работодателя заблаговременно.

Увольнение совместителя, внутреннего или внешнего, происходит по стандартной схеме.

Увольнение руководителя ООО происходит сложнее, чем увольнение рядового сотрудника.

Вот основные особенности процедуры увольнения гендиректора:

  1. Руководителя увольняют на основании его заявления об увольнении. Вместе с заявлением руководитель должен созвать внеочередное собрание участников ООО, чтобы назначить нового директора.
  2. Срок предупреждения об увольнении — 1 месяц.
  3. Заявление на увольнение директор пишет, обращаясь к самой организации. Например, к ООО «Рога и копыта».
  4. Приказ на увольнение директор подписывает сам, то есть его подпись стоит как от работника, так и от имени организации.
  5. Бывший руководитель должен передать все имущество и документы организации новому по передаточному акту.
  6. О смене руководства новый директор должен сообщить в ФНС.

Увольнение по соглашению сторон

Работодатель и работник могут составить соглашение о расторжении трудового договора — заявление от работника на увольнение в этом случае не нужно.

Дату увольнения стороны выбирают сами, правило о двухнедельной отработке соблюдать не нужно.

Если работник передумает увольняться, он не сможет отозвать такое соглашение.

Чтобы трудовой договор продолжал действовать, нужно:

  1. Составить соглашение об отмене соглашения о расторжении трудового договора. Его подписывают и работодатель, и работник.
  2. C согласия работодателя продолжать трудиться, как будто никакого соглашения о расторжении трудового договора не было.

Обычно работника увольняют по соглашению сторон, когда обещают дать выходное пособие взамен расставания. Чтобы не лишиться такой компенсации, нужно правильно составить соглашение об увольнении и уметь отстоять свои права — об этом в Т—Ж есть отдельная статья.

Пример соглашения о расторжении трудового договора

Увольнение по инициативе работодателя

Работодатель может расторгнуть трудовой договор в случаях, указанных в статье 81 ТК РФ и по другим причинам, указанным в трудовом кодексе и иных федеральных законах.

Например, если началась процедура банкротства юридического лица, его руководителя отстраняют от должности. Или, например, муниципального служащего могут уволить, потому что он достиг предельного для замещения должности возраста.

Кого нельзя уволить по инициативе работодателя. Работодатель не может уволить по своему желанию:

  1. Женщин, у которых есть ребенок младше трех лет.
  2. Одиноких матерей детей до 14 лет или детей-инвалидов до 18 лет.
  3. Родителей или опекунов — единственных кормильцев детей-инвалидов до 18 лет или детей младше трех лет в многодетной семье.

Этих работников закон защищает до тех пор, пока они не начнут халтурить на работе, например прогуливать ее, приходить пьяными, не исполнять свои трудовые обязанности.

Беременную женщину по инициативе работодателя увольнять нельзя, кроме случаев прекращения деятельности ИП или ликвидации организации.

За грубое нарушение трудовых обязанностей увольняют в качестве дисциплинарного взыскания.

Грубое нарушение трудовых обязанностей — это:

  1. Прогул.
  2. Появление на рабочем месте в нетрезвом виде.
  3. Разглашение коммерческой, служебной или государственной тайны.
  4. Кража чужих вещей на работе, если это установлено приговором суда или административным постановлением.
  5. Умышленная порча или уничтожение чужого имущества.
  6. Растрата имущества, которое вверили работнику.
  7. Нарушение требований охраны труда, из-за чего произошла авария или несчастный случай.

В связи с сокращением штата или ликвидацией предприятия. Организация-работодатель должна предупредить работников о предстоящем увольнении как минимум за два месяца, а также сообщить об этом в профсоюз, если он есть, и орган занятости. Кроме того, организация-работодатель обязана выплатить работникам выходное пособие в размере среднемесячного заработка.

Работникам, которые не трудоустроились за 2 месяца после увольнения, организация-работодатель выплачивает еще один среднемесячный заработок. А в исключительных случаях, по указанию центра занятости, — третий заработок.

При сокращении штата работодатель должен предлагать работникам свободные должности, учитывать преимущественное право остаться на работе.

В первую очередь оставляют работников с более высокой производительностью труда и квалификацией. Если все работники трудятся примерно одинаково, работодатель оставит в первую очередь таких работников:

  1. У которых на иждивении двое и больше человек.
  2. Из семьи, где больше никто не зарабатывает.
  3. Получивших у работодателя увечье или профессиональное заболевание.
  4. Инвалидов боевых действий по защите отечества.
  5. Повышающих свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

За несоответствие должности вследствие недостаточной квалификации могут уволить любого работника, кроме:

  1. Беременных женщин.
  2. Женщин, у которых есть ребенок младше 3 лет.
  3. Одиноких матерей детей до 14 лет или детей-инвалидов до 18 лет.
  4. Единственных кормильцев детей-инвалидов до 18 лет или детей младше 3 лет в многодетной семье.

Чтобы у работодателя появилось право уволить работника за недостаточную квалификацию, он должен провести аттестацию работников на соответствие занимаемой должности.

В трудовом кодексе не указано, что такое аттестация и как ее нужно проводить.

Как правило, аттестация выглядит так. Внутри организации создается комиссия. Работникам, чья компетенция проверяется, задают вопросы — по тому, как работники ответили на вопросы, аттестационная комиссия делает выводы.

Комиссия решает, соответствует ли работник занимаемой должности или выполняемой работе. Если нет, работника могут отправить на учебу, переподготовку, перевести на другую должность или уволить.

Если работодатель отправил работника в центр независимой оценки квалификации и результат этой оценки оказался отрицательным, уволить сотрудника работодатель не вправе.

Внутренняя аттестация и независимая оценка квалификации — это разные понятия. При аттестации проверяют квалификацию работника, ее критерии определены в локальных актах работодателя. При НОК проверяют уровень знаний и умений, профессиональные навыки по профстандарту.

Если работодатель сообщил, что будет проводить аттестацию, прочитайте внутренний документ, например положение об аттестации. Там все должно быть расписано: для чего проводят аттестацию, кто должен и не должен ее проходить, порядок проведения, вопросы и критерии оценки.

О проведении аттестации работодатель должен предупредить в срок, установленный локальным актом, — у вас будет время подготовиться.

При изменении условий трудового договора, например, при изменении технологии производства у работника стало меньше обязанностей и, как следствие, ему собираются платить меньше, работодатель должен предупредить работника письменно.

Работнику должны сообщить о новых условиях не позже, чем за два месяца до изменения. Если работодатель ИП, срок предупреждения — не менее 14 дней.

Работника увольняют, если тот не согласен работать в новых условиях и другая, предложенная работодателем, должность ему не подошла.

Увольнение без отработки

Предупреждение об увольнении по собственному желанию за две недели до него — это общее правило. Но работодатель и работник могут договориться о меньшем сроке или об увольнении без отработки.

Без отработки увольняют, если у работника нет объективной возможности продолжать трудиться. Например, если он поступил в вуз на очное отделение и у него началась учеба.

В законе нет исчерпывающего перечня ситуаций, когда считается, что работник действительно не может выйти на работу и его надо увольнять без отработки. Стороны решают этот вопрос сами, а если возникает спор — идут в суд.

Увольнение на испытательном сроке

Работник на испытательном сроке также может уволиться в любое время. В этом случае он должен предупредить работодателя не позже, чем за три дня.

Если работодатель понял, что новый работник ему не подходит, он вправе уволить его до истечения срока испытания. Для этого он пишет уведомление о неудовлетворительном результате испытания, и дает работнику с ним ознакомиться под подпись. Увольнение происходит не раньше, чем через 3 дня после получения работником уведомления.

Если работодатель не выдаст уведомление, работник может оспорить увольнение. Дел в пользу работников в судебной практике много.

Расчет при увольнении

Рассчитывают работника строго в последний рабочий день, независимо от основания увольнения.

При увольнении по любому основанию работнику выплачивают всю положенную за отработанные дни зарплату — оклад, премию и надбавки — и компенсацию за неиспользованный отпуск.

При увольнении по соглашению сторон работнику помимо зарплаты с компенсацией за неиспользованный отпуск выплачивают сумму «отступных», о которой он договорился с работодателем.

При увольнении по сокращению или из-за ликвидации работодателя работнику кроме зарплаты и компенсации за неиспользованный отпуск положено выходное пособие.

Какие документы нужно получить

При увольнении работнику на руки выдают трудовую книжку или форму СТД-Р, если он отказался от бумажной трудовой, а также медицинскую книжку, справку по форме 182-н, СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ и раздел 3 расчета по страховым взносам.

Приказ об увольнении и справку о доходах физического лица работодатель выдает по запросу работника.

Как защитить свои права

Большая часть норм трудового законодательства направлена на защиту интересов работника. Доказывать в суде, что никаких нарушений при увольнении не было, будет всегда работодатель. Исключение — спор о восстановлении на работу, когда работник говорит, что написать заявление об увольнении его заставили. Если работник утверждает, что он увольняться не хотел и заявление писал под давлением, он должен доказать это.

Если заявление об увольнении не принимают, а вы твердо решили уволиться, отправьте документ заказным письмом с уведомлением о вручении. В этом случае оспорить факт получения письма с заявлением у работодателя не получится.

Оспорить приказ об увольнении можно в течение месяца со дня увольнения. По истечении этого срока в суд обращаться бессмысленно, если только срок не был пропущен по уважительной причине.

Работодатель должен ознакомить работника с приказом об увольнении под подпись. Если работник отказывается расписываться, работодатель должен составить акт об отказе от уведомления или на самом приказе сделать пометку, что работник отказался ставить подпись.

При несоблюдении указанного порядка работник сможет оспорить увольнение и восстановиться на работе.

Если работодатель задерживает документы, за помощью следует обращаться в трудовую инспекцию или сразу в суд.

В жалобе в инспекцию нужно описать ситуацию, указать, что работодатель нарушает свои обязанности по выдаче документов.

В исковом заявлении требуйте обязать работодателя выдать документы. Ссылаться нужно на прекращение трудового договора.

В курсе «Как защищать свои права на работе» подробно разбираем, что делать при незаконном увольнении и в других спорных ситуациях: как договариваться с работодателем, использовать статьи трудового кодекса в свою пользу и подавать жалобы.

Как уволиться без скандала

Трудовые отношения и работодатель, и работник обычно хотят закончить спокойно, без выяснения отношений и задержек расчета.

Как сообщить руководителю. Об увольнении сначала следует сообщить руководителю, а не коллегам. Сделать это лучше решительно — сразу вручить заявление об уходе.

Как себя вести во время отработки. Добросовестно исполняйте свои трудовые обязанности, отвечайте на рабочие звонки, дружелюбно общайтесь с коллегами и клиентами. Период отработки — та же работа, обязанности все остаются и выполнять их надо как положено. В противном случае работодатель вправе лишить работника премии, привлечь к дисциплинарной ответственности и даже уволить по своей инициативе — это плохая запись в трудовой книжке.

Завершить дела, проекты, которые были в работе. Новые задачи брать не нужно.

Составить резюме — вписать все достижения, полученные на этой работе. Если компания во время вашей работы участвовала в каких-то конкурсах и занимала призовые места, можно сделать копии грамот. Все это пригодится для дальнейшего трудоустройства.

Воздержаться от оскорблений. Лучше сдержать свои эмоции и не высказывать коллегам и руководству все, что накипело. Чувства пройдут, а высказанные слова в памяти бывших коллег останутся надолго. К тому же информация о вашей несдержанности может дойти до нового руководителя и коллег и испортить вашу репутацию.

Попрощаться с коллегами. Часто работники устраивают небольшие прощальные вечеринки, но это необязательно. На прощание можно просто поблагодарить всех за совместную работу и пожелать удачи.

При желании, если есть общие интересы, с бывшими коллегами можно поддерживать отношения и после увольнения.

Ошибки увольняющегося

Ошибкой будет испортить напоследок отношения со всем коллективом — никогда не знаешь, где еще придется встретиться с этими людьми. Не нужно специально мешать документы, грубить клиентам, портить товары — оставьте после себя хорошие воспоминания как о работнике и человеке.

Особенно обидно будет напакостить перед уходом, а потом встретиться с бывшими коллегами на другой работе. На новую должность либо не возьмут, либо не дадут расти по карьерной лестнице.

О чем нужно помнить

  1. Увольнение по инициативе работника — это самый частый и простой вариант прекратить трудовые отношения.
  2. Заявление об увольнении составляется письменно, либо в виде электронного документа, если компания перешла на электронный документооборот.
  3. Об увольнении работник должен предупредить работодателя как минимум за две недели.
  4. Заявление об увольнении можно отозвать в течение срока отработки.
  5. С работодателем можно договориться об увольнении по соглашению сторон в определенную дату. Обычно при таком увольнении работнику выплачивают компенсацию.
  6. При увольнении по сокращению или из-за закрытия фирмы работнику полагается выходное пособие.
  7. По инициативе работодателя нельзя уволить женщин с маленькими детьми, одиноких матерей детей до 14 лет, единственных кормильцев в семьях, где есть ребенок-инвалид или маленькие дети в многодетной семье, если только такие работники не нарушают трудовые обязанности.
  8. Беременных по инициативе работодателя не увольняют вообще, кроме случаев ликвидации организации или прекращения деятельности ИП.
  9. Полный расчет и все документы работнику отдают в его последний рабочий день.

Долгое время в корпоративном мире было распространено мнение, что увольнение подобно смертной казни. Ничего глупее быть не может. Если увольнение – это смертная казнь, неудивительно, что менеджеры до последнего тянут, лишь бы не увольнять работника, который не справляется.

Здесь более уместна другая метафора: увольнение – это полюбовный развод. Как бы ни было больно сейчас, развод даст толчок, который поможет исправить ошибки и позволит двигаться дальше к более приемлемому для обеих сторон будущему. Если все сделать правильно, таким толчком может стать и увольнение. Вот пошаговое руководство к действию.

Начните с плана на переходный период

Назначьте время увольнения. У экспертов нет единого мнения о том, когда именно стоит увольнять сотрудника, но все они сходятся на том, что выбор времени для такого решения должен быть обоснован. Если вы сообщите сотруднику о принятом решении в начале дня и в начале недели, он быстрее сможет приступить к поиску новой работы и, возможно, не проведет все выходные в подавленном настроении или, что еще хуже, в мыслях о мести. С другой стороны, если уволить кого-то днем в пятницу, остальных сотрудников это практически не затронет.

При любом решении руководствуйтесь интересами компании. Вероятно, вам приходится мириться с отсутствием результата вот уже несколько месяцев в надежде, что ситуация исправится сама собой. Теперь, когда конец близок, распланируйте переходный период так, чтобы минимально затронуть работу компании и остальных сотрудников.

Поищите резервы внутри компании: возможно, на освободившееся место можно кого-то назначить. Пока вы подбираете кандидата и готовите его к вступлению в должность, с увольнением можно и повременить. Возможно, стоит ненавязчиво оповестить клиентов и партнеров о том, что в ваших рядах предстоят изменения.

Представьте, что вы выступаете перед судом присяжных

Чтобы у вашего решения было прочное основание, представьте, что вы выступаете с речью перед судом и даете показания, а адвокат сотрудника всячески пытается доказать, что вы уволили его без всяких причин или, что еще хуже, в отместку за что-нибудь. Попробуйте найти в обосновании вашего решения все, что можно счесть пустой отговоркой или свидетельством личной неприязни.

Действуйте постепенно

Все проблемы при увольнении возникают из-за необдуманных действий. Если хочется что-то сказать, не торопитесь. Запишите ключевые мысли на листе бумаги и сверяйтесь с ним. Нужно четко понимать, что происходит. Это не сеанс у психотерапевта. Вы сообщаете человеку о том, что принято решение его уволить, и это решение – окончательное. Поэтому действовать нужно так:

1. Начните с самой сути. Вместо светских разговоров перейдите к делу. Вот пример того, как можно начать встречу с увольняемым: «Садитесь, у меня для вас плохие новости». Если вы с самого начала сообщите человеку о том, что ему предстоит услышать что-то неприятное, он сможет морально подготовиться и будет слушать вас внимательнее.

2. А теперь переходите к неприятному. В одном-двух предложениях расскажите сотруднику о том, что его увольняют и почему это происходит. Говорите в прошедшем времени, то есть «принято решение вас уволить», а не «вас увольняют». Вот пример: «Знаете, Мэри, мы уже говорили о проблемах с качеством в вашем отделе. По данным отчета за прошлый месяц, ваш отдел все еще на последнем месте по показателям качества. Мы решили, что нужно что-то менять, поэтому с сегодняшнего дня вы уволены».

О чем следует помнить, когда вы сообщаете сотруднику об увольнении:

Неправильные слова: «Знаю, что вы сейчас чувствуете». На самом деле вы не знаете, как себя чувствует человек, которого увольняют.

Не говорите: «Я знаю, что сейчас вам плохо, но потом вы поймете, что это было только к лучшему». Это не так. Увольнение – это очень травматичное событие.

Не оправдывайтесь («Вы должны были понимать, чем это грозит»).

На всякий случай приготовьтесь к слезам и эмоциям.

Инстинкт выживания очень силен, поэтому дайте сотруднику время осмыслить сказанное. И не забывайте о золотом моральном правиле: относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

3. Выслушайте сотрудника. Все люди реагируют на сообщение об увольнении примерно одинаково. Наиболее часто встречающиеся реакции – шок, отрицание, гнев и печаль. Послушайте, что скажет сотрудник. Так вы поймете, как он воспринял это известие, и сможете продумать, как действовать дальше.

Четыре вида реакций на увольнение

Шок
Как реагировать: признайте за человеком право на эмоцию; не спорьте и не оправдывайтесь; повторите и закрепите сказанное.
Отрицание
Как реагировать: убедитесь, что собеседник понял, что вы сказали; повторите сказанное; повторяйте до тех пор, пока сотрудник не поймет, что вы сказали.
Гнев
Как реагировать: признайте за человеком право на эмоцию; не пускайтесь в подробные разъяснения о причинах решения; не оправдывайтесь; говорите твердо и настойчиво.
Печаль
Как реагировать: признайте за человеком право на эмоцию; продолжайте разговор; сделайте акцент на будущем.

4. Обговорите все важные моменты. Опишите увольняемому во всех подробностях о том, что будет дальше. Сообщите обо всем, что касается выплат, пособий, неиспользованного отпуска, рекомендательных писем, содействия в трудоустройстве, объяснений коллегам, текущих проектов и т. д. В этот момент вы не можете позволить себе фразу: «Мы с вами обсудим это позже».

5. Не стоит сопереживать тем, кто этого не заслужил. Почти все мои знакомые руководители – чуткие и внимательные люди. Однако, когда приходит время кого-то уволить, они начинают жалеть совсем не тех. Они так волнуются за судьбу сотрудника, которого им предстоит уволить, что напрочь забывают о людях, которые в отличие от увольняемого все-таки справлялись с работой, несмотря на аналогичные сложности, например, в личной жизни.

На самом деле, когда из компании уходят лентяи и те, кто не справляется, оставшимся становится легче, ведь это им приходилось пахать за двоих или доделывать чужую работу. Если увольнения обоснованны, а сотрудников оповещают об этом в уважительной и доброжелательной форме, всем становится ясно, что в компании царит хорошая профессиональная атмосфера.

А вот в организациях, где слабые сотрудники и откровенные лентяи продолжают ходить на работу как ни в чем не бывало, у талантливых и энергичных людей появляется ощущение, что их не ждет ничего хорошего. Те, кто сможет найти другую работу, уйдут. Если же они останутся, это будет означать, что их устраивает компания с низким уровнем требований к персоналу.

И напоследок – самое плохое в увольнениях заключается в том, что зачастую сотрудников увольняют слишком поздно. Приняв решение расстаться с кем-то и двигаться дальше, не нужно тешить себя пустыми надеждами, будто с этим сотрудником что-то еще может получиться. Так не бывает. Помните: самый большой вред бывает не от тех, кого вы уже уволили, а от тех, кого вы еще не уволили.-

Об авторе: Дик Грот – консультант, автор книги How to Be Good at Performance Appraisals («Как оценивать работу сотрудников»), выпущенной издательством Harvard Business Review Press

Содержание

  1. Как объяснить руководителю?
  2. Выбираем место и время для беседы
  3. Как лучше сообщить начальству?
  4. Чего нельзя делать?
  5. Пример разговора с шефом
  6. Реакция директора
  7. Когда подавать заявление?
  8. Что нужно успеть сделать перед уходом?
  9. Прощание с коллегами
  10. Полезное видео

Как объяснить руководителю?

Причин ухода с работы может быть несколько: переход на новое, заранее подготовленное место, и увольнение с этой должности из-за низкой заработной платы, вследствие не очень хорошей атмосферы в коллективе и прочих негативных факторов.

ВАЖНО! В любом случае специалисты не рекомендуют уходить «плохо» — конфликтовать, поливать «грязью» всех и вся, демонстрировать агрессию и неуважение.

Судя по отзывам, впоследствии приходиться об этом жалеть. На первом месте должны оставаться человечность и порядочность при любых обстоятельствах.

Выбираем место и время для беседы

Правильно подобранные место и время разговора с шефом — это уже полдела. И даже если вы боитесь негативной реакции директора, наши рекомендации помогут вам сделать всё в лучшем виде.

  1. Лучший вариант для серьезного разговора — кабинет начальника. Причем ваше известие об уходе руководитель должен услышать первым в коллективе, а не случайно при беседе с коллегами.
  2. Выберите время, когда не будет аврала на работе и обеденного перерыва. Необходимо, чтобы руководитель имел возможность вас выслушать и принять все необходимые меры: подписать заявление, распорядиться насчет последней заработной платы, написать рекомендательное письмо.
  3. Не следует забегать во время деловых переговоров или под конец рабочего дня, когда все устали и мечтают поскорей пойти домой. Предпочтительно утреннее время.
  4. Независимо от уровня ваших отношений с начальником, никогда не звоните ему домой, в выходные или праздничные дни, чтобы сообщить новость о своем уходе. Сохраняйте дистанцию, будьте тактичны.
  5. Если уже точно уверены, что уходите, то внимательно прочтите трудовой договор на старом месте работы. В нем указано, когда необходимо сообщить такие новости. В некоторых организациях не менее, чем за 1 месяц или за 2 недели. Важно не подвести фирму. Только не рассказывайте о намерении за полгода — ведь за такое время может многое поменяться.
  6. В случае, когда у вас есть незаконченный проект, рекомендуется довести начатое до конца, а только тогда идти на беседу.

фото2

Как лучше сообщить начальству?

Даже если очень хочется поделиться с коллегами новостью об уходе и рассказать о новом месте, воздержитесь. Проявите уважение и почтение — сообщите сначала шефу.

СОВЕТ! Начинайте беседу вежливо. Объясните, почему вы уходите. Если вас не устраивает заработная плата или график работы, то, возможно, директор пересмотрит эти пункты, и не придется увольняться. Не стесняйтесь в приемлемой форме рассказать о всех причинах.

Будьте естественны и человечны. Обойдитесь без колкостей, критики и негатива. Наоборот, поблагодарите своими словами за опыт, приобретенный за время работы на данном месте. Говорите спокойно, без эмоций и претензий, чтобы не накалять обстановку.

Если беседа прошла успешно, то можно попросить шефа написать характеристику. Также не забудьте взять адрес электронной почты, по которому новые работодатели смогли бы связаться и узнать о вас информацию.

Чего нельзя делать?

  • Уходить за 1 день, не предупредив никого и не закончив дела. Или поставить перед фактом, что вы хотите уволиться сегодня. Необходимо дать время, чтобы начальство подыскало вам замену и обдумало ситуацию.
  • Не критикуйте открыто компанию.

    КСТАТИ! Не следует говорить: «это худшее место, на котором приходилось работать». Такие высказывания полностью исключают возможность возвращения в будущем.

  • Лучше не поднимать тему плохого управления персоналом. Это звучит оскорбительно, да и взаимоотношения в коллективе зависят в равной степени от сознательности, личных качеств руководителя и подчиненных.
  • Если в коллективе напряженная обстановка, многие недовольны директором, не стоит выступать от имени всех работников. Фразы типа «здесь никому не нравится» вас говорить не уполномочивали. Ведь увольняетесь только вы, а остальные остаются, и в состоянии сами высказаться по этому поводу.
  • Не стоит жаловаться, что вы не продвигаетесь по карьерной лестнице, поэтому уходите. Тем самым вы показываете низкий уровень профессионализма и несостоятельность. Это звучит достаточно грустно и жалко.
  • Никогда перед уходом не оскорбляйте своих коллег за спиной, не описывайте их негативные качества и недостатки характера. Это некультурно. Вы уходите и уже не встретитесь с этими людьми, а жаловаться на отношения поздно, даже если у вас был конфликт на работе с коллегами.
  • Не критикуйте рабочие процессы и выбранные компанией программы. «В мире так никто уже не делает, мы не придерживаемся стандартов» — такие высказывания могут сделать вас скрытым врагом для фирмы.

    СОВЕТ! Допускается только конструктивная критика в мягком тоне.

  • Особенно нежелательно признаваться, что на работе вам было постоянно скучно. Признание в немотивированности не прибавит уважения в глазах начальства по отношению к вам. Вас точно не станут уговаривать остаться, как ценного сотрудника.
  • Не давайте на прощание ненужных советов и рекомендаций. Слова о «неперспективной компании» это последнее, что желает слушать директор.
  • Не следует рассказывать о новом месте работы в восхищенном тоне. Вы еще там не работали, возможно, не знаете всех трудностей, а негативные мысли и нервную обстановку создадите на старой работе. Заставите тревожиться и чувствовать руководство не очень приятно.

фото1

Пример разговора с шефом

В зависимости от причины, по которой вы решили уволиться, объясните максимально тактично и деликатно о своих желаниях. Вот некоторые варианты, как помягче выразить свои мысли.

Хочу от души поблагодарить вас за поддержку, грамотное руководство, терпение и сотрудничество. Однако в данный момент я чувствую, что мне необходимо двигаться вперед. Пришло время попробовать себя на другой должности.

Такой фразой вы никого не обидите, а желание совершенствоваться и развиваться еще ни у кого не вызвало негативной реакции.

Новая должность позволит мне и моей семье немного финансово передохнуть и расслабиться. Я думаю, что удастся решить важные для моей жизни финансовые вопросы, которые давно беспокоят и моих близких.

Такое тактичное заявление о более высокой заработной плате не заставит гневаться начальство.

К сожалению это место работы не подходит по простой причине. Приходится вставать слишком рано, чтобы добраться вовремя на рабочее место. Новая работа расположена намного ближе к дому, остается больше времени, чтобы побыть с родными.

Подобное объяснение вполне приемлемо в любой ситуации. Не все могут добираться до офиса по 1 — 2 часа.

Я хочу взять перерыв (паузу). Чувствую, что устал не физически, а морально. Профессиональное выгорание — важная проблема. Я не хочу быть бесполезным сотрудником с низким уровнем производительности.

Если отпуск не помог вам восстановиться, депрессия и апатия продолжаются, то это объяснение, честное и открытое, вызовет уважение у шефа. Мы все люди, а периоды бывают разные.

Реакция директора

Она может быть абсолютно непредсказуемой — все зависит от того, как и когда вы преподнесли новость о своем увольнении. Если были корректны, тактичны, вежливы и спокойны, то начальство благосклонно примет ваш уход.

В случае, когда вы нарушаете все рамки приличия, трудовой кодекс и забыли про субординацию, то не ждите ничего хорошего. Ни один руководитель не захочет дать положительный отзыв о вашей работе, а может специально отозваться крайне негативно в отместку за непочтительное поведение. Кстати, почитайте статью о том, что делать, если начальник орет и унижает.

КСТАТИ! В любом случае постарайтесь уйти красиво. Никто не знает, что ожидает вас в будущем. Бывают случаи, когда приходилось возвращаться на старую работу. Не рубите с плеча, оставьте после себя приятное впечатление.

Есть должности, когда допускается работать параллельно в нескольких компаниях. Не исключено, что поступит предложение и на старом месте иногда брать работу на дом в качестве подработки:

  • если вы считаетесь отличным специалистом;
  • при условии, что такие рабочие отношения не идут в разрез с этикой компании.

Помните, что директор — тоже человек, а ваша едкая критика и колкости могут его обидеть как руководителя. Если ваш город небольшой, то пересекаться по работе вам еще придется. Не удивляйтесь, если однажды он отомстит.

ВАЖНО! Оставайтесь человеком достойным и честным. Порядочность и уважение к окружающим, позитивный настрой еще никому не навредили.

Когда подавать заявление?

  • Этот вопрос обсуждается с руководителем. Согласно Трудовому кодексу — за 14 дней до ухода.
  • Вы можете написать заявление «По собственному желанию» сразу, как только узнаете, что переходите на новое место.
  • Обязательно оставьте время, чтобы у начальства была возможность подыскать нового сотрудника.
  • Рекомендательное письмо не всегда нужно на новом месте. К тому же шефу может быть некогда его писать. Не исключено, что начальник попросит написать его самостоятельно, а потом дать ему на подпись.

    СОВЕТ! Оформите рекомендательное письмо в третьем лице, проверьте, а перед распечаткой дайте шефу ознакомиться.

  • Помните, что новый руководитель может не читать письма, а позвонить напрямую бывшему начальнику и расспросить о вас все детали касаемо профессионализма и личностных качеств.

Что нужно успеть сделать перед уходом?

Главное правило — закончить все начатые проекты, отчеты и дела. Не оставляйте «хвостов». Ведь нет ничего хуже, чем доделывать или переделывать чужую работу.

В некоторых случаях после объявления об увольнении директор даст всего несколько дней, чтобы закончить дела. Но есть крупные компании, где придется, как положено, отработать почти месяц, чтобы сдать рабочее место в идеальном порядке.

Не забудьте с рабочего стола и полок в кабинете забрать личные вещи, привести в порядок офисную мебель.

КСТАТИ! Сделайте небольшую уборку, не оставляйте ничего, чтобы о вас напоминало. Новый сотрудник должен прийти на полностью обновленное место.

Прощание с коллегами

Если с руководством все понятно, то какие слова сказать коллегам при увольнении с работы? Как грамотно проститься с ними? Вот несколько полезны советов.

  1. Соберите весь коллектив, с которым работали в последнее время. Поблагодарите всех от души, помиритесь даже с не очень приятными людьми.
  2. Найдите минуту, скажите каждому хотя бы несколько хороших слов. Похвалите за когда-то оказанную помощь, за доброе отношение.
  3. Приветствуется чаепитие с тортом и шампанским. Вы расположите таким образом людей, и оставите после себя приятные воспоминания. После хорошего прощания можно иногда проведывать коллег в будущем. Если вы порядочный человек, то вам будут всегда рады.

Можно также подготовить для коллектива небольшие презенты. Читайте в статье о памятных подарках на увольнение.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересно видео о том, как правильно увольняться работы:

В любом случае, при увольнении похвалите работников, поблагодарите начальство за предоставленный опыт, будьте уважительны. Главное — уходите с добрыми мыслями и без негативных оценок.

( 44 оценки, среднее 3.95 из 5 )

Когда приходится освобождать подчиненного от обязанности сотрудничества не по его личной инициативе, ему гарантирован ряд неприятных эмоций. Если решение работодателя уязвит самолюбие увольняемого, это грозит затаенными обидами, могущими повредить фирме впоследствии. Не желаете оказаться под угрозой разбирательства законности увольнения в суде? Да и неприятные отзывы о предприятии, распространяемые обиженным, могут ударить по имиджу.

Работодателю тоже нелегко дается решение своей властью круто переменить судьбу человека, особенно если это происходит впервые. Но когда увольнения не избежать, лучше провести его максимально корректно.

Как уволить сотрудника по инициативе работодателя?

Оценка овчинки и выделки

Любой руководитель, прежде чем указать на дверь, должен задать себе вопрос: можно ли избежать расставания? Нужно сначала оценить причины, которые подвигли принять роковое решение, и попробовать найти минимально затратные способы их решения, позволяющие избежать увольнения.

  1. Регулярные нарушения трудовой дисциплины. Опоздания, уход с работы раньше времени, появление в недопустимом состоянии (например, после возлияний), естественно, раздражают работодателя и негативно сказываются на качестве работы. Но даже ТК не считает 1-2 таких факта обоснованным поводом для увольнения, сначала предлагается использовать другие меры воздействия. Исключением является прогул, но и в случае этого грубого нарушения не обязательно сходу применять крайние меры. Возможно, более эффективным будет прилюдное замечание нарушителю с предупреждением о грядущих последствиях. Вероятнее всего, «кандидат на свободу» после выговора при свидетелях помет, что работодателю известны его прегрешения и он не намерен их спускать. В таком случае. Он вполне может «взяться за ум» и не будет потерн как сотрудник.
  2. За какие нарушения трудовой дисциплины можно применить дисциплинарное взыскание в виде увольнения?

  3. Несоответствие должности. Если работник не справляется с обязанностями, возможно, причина в недостатке информированности или практического опыта. Можно предложить стажировку с умелым напарником или курсы повышения квалификации. Обученный вами работник будет более благодарным и верным «кадром», чем признанный профессионал со стороны.
  4. Работника можно уволить за несоответствие занимаемой должности, если недостаточность его квалификации подтверждена результатами аттестации. Увольнение допускается при соблюдении определенных условий.
    Посмотреть условия

  5. Личные мотивы. Когда сотрудник «не вписывается в коллектив» или не может сойтись характером с начальством, это не всегда его вина. Увольнение профессионала по такому поводу (формулировка «соглашение сторон» прикроет истинный мотив) может бросить тень на самого руководителя, «самодура, не ценящего кадры». Если уж приходится расстаться, лучше действительно достигнуть декларируемого «соглашения», и сделать это уважительно.

Безусловные причины

Существуют обстоятельства, когда расставание с сотрудником действительно необходимо и лучше его не откладывать. Без сожаления указывайте на дверь:

  • разглашающему служебные секреты и закрытую информацию;
  • тому, кто параллельно сотрудничает с конкурентами;
  • растрачивающему деньги компании;
  • допускающему грубые нарушения в работе, могущие стать причиной беды для самого нарушителя и/или окружающих.

С сожалением, но в обязательном порядке приходится прощаться:

  • с работниками, чей трудовой контракт не собираются продлевать по тем или иным причинам;
  • с сокращенными;
  • со всеми сотрудниками при ликвидации фирмы.

ВАЖНО! Увольняя сотрудника за недопустимые действия, стоит позаботиться об умеренной гласности: это послужит уроком остальным работникам и предупредит о ненадежном кадре других работодателей. Во всех остальных случаях предпочтительнее «бархатный» вариант.

Ошибки при увольнении

Когда наступает момент для решающего разговора, не допускайте психологических ошибок, увы, довольно распространенных в организациях при увольнении.

Ошибка 1. «Только не я»

Чтобы избежать тягостной сцены, руководитель просит сообщить эту новость секретаря или другого подчиненного. При этом «гонец с плохой вестью» не может ни ответить на вопросы, ни доказать, что решение действительно принято руководством. Он лишь принимает удар на себя, получая ничем не заслуженный негатив. В крайнем случае, допустимо участие кадровика, но все же, увольнение, как и прием на работу – ответственность руководителя.

Ошибка 2. «Все слышали? Он уволен!»

Иногда работодатели предпочитают сообщать об увольнении в присутствии третьих лиц, чтобы сгладить взрыв эмоций и заручиться свидетелями. Это еще больше ставит увольняемого в неловкое положение, унижая его при посторонних. Все неприятные разговоры правильно проводить тет-а-тет.

Ошибка 3. «Два дня наедине с болью»

Лучше не преподносить тяжелую весть перед выходными, испортив их увольняемому, продуктивнее это сделать в начале недели. Тогда у сотрудника появится возможность немедленного планирования будущего трудоустройства, он может начинать действовать немедленно, что облегчает стресс.

Ошибка 4. «Долгая прелюдия»

Можно коротко поблагодарить человека за сотрудничество, не возбраняется легкое извинение, но не стоит «резать хвост по частям», растягивая процедуру долее, чем на 15-20 минут. Особенно сердят увольняемого долгие дифирамбы перед сообщением о том, что он больше не нужен компании.

«Бесконтактное» увольнение

Можно не резко огорошить работника неожиданным известием, а создать специально спрогнозированную ситуацию, подталкивающую сотрудника к мысли об увольнении:

  • аутплейсмент: услуги активного трудоустройства работника еще до его освобождения от должности (рекомендации другим работодателям, рассылка его резюме и т.п.);
  • «шелковые путы»: сотруднику дается задание, обреченное на бесперспективность (через время нецелесообразный проект закрывается, а сотрудник оказывается мягко отстраненным от дел компании);
  • «антипереманивание»: увольняемому предлагают новое место, заручившись согласием другого работодателя, якобы оценившего перспективного сотрудника;
  • изоляция: сотрудника постепенно оттесняют от общественной жизни фирмы, и он сам понимает, что стал «лишним»;
  • «рублевый кнут»: снимаются надбавки, не выплачивается очередная премия, уменьшается оплачиваемая нагрузка или увеличивается неоплачиваемая – и, вероятнее всего, вскоре сотрудник уволится сам;
  • слухи: если человек заранее «случайно» узнает, что его должность в будущем будет сокращаться, он будет иметь возможность заранее подыскивать себе новую работу, и его не ошарашит неожиданная «вольная».

Процедура увольнения по сокращению нормативно урегулирована.
Ее необходимо соблюдать, иначе сокращение могут признать незаконным.
Посмотреть процедуру

Идеальное увольнение

Проанализировав рекомендации опытных работников с кадрами и социальных психологов, можно предложить работодателю следующую модель относительно беспроблемного увольнения.

  1. Подготовьте почву: используйте один из вышеперечисленных способов.
  2. В понедельник или вторник пригласите сотрудника в свой кабинет, предложите сесть.
  3. Продемонстрируйте уважение: в двух-трех предложениях подчеркните позитивные стороны работника, отметьте его успехи. Не будьте многословны, иначе он решит, что увольнение несправедливо.
  4. Коротко сообщите о том, почему компания больше не будет с ним сотрудничать. По возможности, не упирайте на вину работника, ведь в случае, к примеру, сокращения, ее практически нет. Если увольняется действительно виновный, то он уже знает, за что и почему (ведь вы заранее его предупреждали, см. выше). Вместо «сам виноват» постарайтесь использовать «спасибо».
  5. Дайте возможность отреагировать на сообщение. Ответьте на вопросы, если они возникли. Хладнокровно отнеситесь к возможному взрыву эмоций. Выслушайте обвинения или мольбы и спокойно ответьте, когда поток иссякнет: «Сожалею, но решение уже принято».
  6. После короткой паузы выразите уверенность, что сотрудник сможет себя реализовать в более подходящих для него условиях: его навыки обязательно оценят в другой компании. Если уместно, можно добавить, что сотрудник «перерос» рамки данной организации, и увольнение для него – новый старт для следующего витка карьеры.
  7. Обсудите размер выходного пособия и другие нюансы увольнения.
  8. В заключение дайте несколько советов по новому трудоустройству. Еще раз подчеркните сильные стороны работника. Если на примете есть другой работодатель с подходящей вакансией, пообещайте хорошую рекомендацию.

Вся беседа не должна занять больше 20 минут.

Итак, главная рекомендация при увольнении – оно должно пройти максимально корректно и доброжелательно.

Подводя итог, можно сделать вывод, что если у работодателя есть время ждать и нет желания говорить в лицо работнику «Вы уволены», то можно постараться использовать бесконтактное увольнение, ненавязчиво создав неудобную атмосферу для него. Иначе, нужно набраться смелости, если это необходимо, и, учитывая советы, перечисленные выше, сообщить сотруднику о том, что он свободен.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как коротко пишется район
  • Как коротко пишется миллиметры
  • Как коротко написать флюорография
  • Как коротко написать фейсбук
  • Как коротко написать спасибо на английском