- Сочинения
- Про войну
- Блокада Ленинграда
Сочинение на тему Блокада Ленинграда
Есть в истории России страницы, которые тяжело принять и осмыслить даже спустя многие десятилетия. Одна из таких страниц – блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны.
Почти 900 дней, город-герой отстаивал своё право на жизнь и существование. И жарким летом, и морозной, жестокой зимой. Храбрые горожане не только хватались за призрачные нити жизни, но и жаждали помочь передовикам и партизанам. Подвиг, отпечатанный в мыслях и сердцах целого народа.
Взяв Ленинград в плотное кольцо, фашисты хотели стереть город с лица земли. Мощнейшие авиаудары и наступления техники не только били по историческим зданиям и улицам, но и по вере людей. Немцы коварно стремились разбомбить н только стратегические военные объекты , но и склады продовольствия, заводы и фабрики. Эти действия привели к мучительному и затянувшемуся голоду. Еды в городе было так мало, что люди умирали от голода прямо в собственных квартирах и на улице.
Единственным спасением ленинградцев, было Ладожское озеро. Оно служило дорогой, по которой была возможность доставить продукты в город и эвакуировать хотя бы часть мирных жителей из блокадного города. Неспроста, озеро назвали «Дорогой жизни». Но и этот путь не был полностью безопасным. Фашисты намеренно бомбили Дрогу жизни, а хрупкий лёд доставлял неудобства машинам, перевозящим людей.
Но жители Ленинграда не отчаивались, а верили только в лучшее. Они делили крохотную норму хлеба с талонов на всю семью, высаживали огороды прямо перед Исаакиевским собором, грелись, используя оставшуюся мебель. Людям приходилось трудиться в несколько смен на заводах, у станков стояли даже дети. Всё для победы и освобождения своей земли.
Но встречались и исключения. Бандиты, отбирающие еду у более слабых. Матери, которым пришлось убить ребёнка, чтобы прокормить остальных детей. Все эти истории имеют место быть, потому что на их фоне только яснее видно благородство других жителей.
День снятия блокады, стал настоящим праздником не только для ленинградцев. Это был момент победы и ликования для всего советского народа. Люди плакали и от счастья, и от опостылевших лишений и горя. Сотни тысяч людей с нетерпение ждали этой счастливой вести из газет и радиоприёмников. Память о подвиге ленинградцев чтят и сегодня. Будут чтить и через много лет. Ведь это символ победы человеческого духа, желания жить.
2 вариант
Блокада Ленинграда была очень тяжелым и страшным событием во время Великой Отечественной войны. Бедные жители города постоянно подвергались обстрелам, бомбежкам. Люди голодовали, мучились от холода. Это было жуткое время, ведь доходило до того, что люди ели людей.
Около девятисот дней длилось это страшное событие, люди пытались отстоять сове право на жизнь, а город — на существование. Немецкие войска де хотели уничтожить этот город, они взяли его в кольцо. Фашисты хотели разрушить все, в том числе и заводы с фабриками. Все это привело к голоду, который длился очень долго и был мучительным. Люди умирали от голода и холода, а также от различных инфекций, так как в городе развивалась антисанитария. И летом в жару и суровой зимой люди пытались выжить. Даже в домах и здания не было отопления. Город с каждым днем стал больше походить на кладбище, было очень много трупов.
Единственным просветом во всей этой страшной ситуации являлось озеро под названием Ладожское. По замершему озеру было доставлять еду в город-герой, а также вывести из этого ада часть жителей. Но и ее старались разрушить немецкие войска, время от времени бомбили ее.
Жители пытались не умереть от голода, цеплялись за любую возможность, чтобы выжить. Сажали огороды картошкой, делили кусок хлеба между собой, ели овес, варили супы из того, что есть, приходилось есть даже мышей. Женщинам и детям нелегко пришлось, ведь они целыми днями стояли за рабочими станками. Все вносили свой вклад, лишь бы одержать победу в этой страшной битве.
За это ужасное и казалось бы нескончаемое время, погибло около миллиона людей. Но Ленинград все же смог одержать победу. Российский народ проявил стойкость. Ведь в этой битве он не только пытался выжить, но и старались помогать солдатам, они работали сутками на заводах, хоть чуть и не падали от усталости.
Блокада Ленинграда закончилась в январе сорок четвертого года. В этот день прозвучал торжественный салют. Изнеможённые люди так долго ждали этого дня, они не теряли надежду и верили, что наши войска их освободят, а солдаты же в свою очередь делали все возможное, чтобы обеспечить мирное существование, они бились до последней капли крови, народ не сдавался и верил в лучшее.
Люди, пережившие столько боли, мучений, страданий от пережившего и от увиденных картин, все же не потеряли свое чувство достоинства. Они очень гордились этой долгожданной победой.
Также читают:
Картинка к сочинению Блокада Ленинграда
Популярные сегодня темы
- Сочинение Что это такое Трусость (9 класс ОГЭ 15.3 рассуждение)
Что такое трусость? К каким последствиям может привести поведение трусливого человека? Над этими вопросами и будет вестись рассуждение.
- Примеры сильного человека из литературы
Много примеров сильных людей нам встречается в литературе. К счастью мир еще полон таких людей. Они становятся для всех ярким живым примером, для тех, кто духом слаб
- Сочинение Дал слово — держи
Держать слово – бесспорно хорошее качество, которое в современном мире, к сожалению, встречается все реже и реже. Большинство людей достаточно просто дают обещания, а после также легко отказываются от данного ими слова
- Роль истории Настеньки в повести Белые ночи Достоевского сочинение
История ведется от первого лица. Этим лицом является главный герой – петербургский мечтатель и романтик. Он рассказывает читателям о событиях, которые произошли с ним пятнадцать лет тому назад.
- Лирика петербургского периода Пушкина 9 класс сочинение
Так называемый «Петербургский период» длился три года. Юный Александр как раз закончил обучение и мечтал о службе в армии, но ему пришлось взять на себя другую службу
Блокада… Это слово даже спустя десятилетия болью отзывается не только в душах старшего поколения, но и молодежи. Современные школьники, конечно, живут своими радостями и проблемами, но и для них это не пустой звук. Это еще раз подтвердил конкурс творческих работ «Письмо в блокаду», который уже много лет проводится Зеленогорским домом детского творчества. Такие трогательные, иногда наивные, но искренние письма и стихи не может написать человек равнодушный. Очень многих семей коснулась эта беда, и о блокаде ребята знают не только из рассказов учителей и ветеранов, но и от своих пап и мам, бабушек и дедушек. В канун Ленинградского Дня Победы хочется пожелать всем жителям блокадного Ленинграда крепкого здоровья, заботы и внимания не только родных и близких, но и всех окружающих. Как всегда, письма ребят мы передадим ветеранам, а некоторые из них предлагаем вашему вниманию.
Методист Зеленогорского дома детского творчества Иванова М.Г.
Потапова Аглая,
Объединение «Занимательная математика»
Зеленогорского дома детского творчества
Письмо в блокаду
Здравствуй, дорогой друг!
Прошло более 70 лет с того страшного времени, когда было прорвано блокадное кольцо осажденного фашистскими захватчиками Ленинграда. Однако мы не перестаем вспоминать это время и подвиг, который совершили люди, находясь в осажденном городе…
…В то время, когда твой отец сражался на фронте, ты работал на заводе наравне со взрослыми, а по ночам из последних сил, падая от усталости, гасил зажигательные бомбы, которые бросали фашисты на дома, делился последней крошкой хлеба с младшими братьями и сестрами. Да, конечно, не все выдержали это великое испытание, но ты устоял и тем самым совершил подвиг для будущих поколений. Этим поступком ты совершил многое и для меня. Как жаль, что ты не увидишь, каким красивым сейчас стал наш город, наших разводных мостов, которые ночью светятся, ведь во многом это и твоя заслуга. Я очень сожалею, что ты вместе со мной не посмотришь на красавицу Неву, не погуляешь в Летнем саду и по набережным. Мне кажется, что ты очень хотел бы посмотреть на все это. Я от всего сердца благодарю тебя за то, что ты дал мне возможность жить и любоваться нашим с тобой городом и гордиться им. Спасибо!!
Аливердиева Зарина,
гимназия №433, 5-б класс
Письмо сверстнику в блокадный Ленинград.
Здравствуй, дорогой сверстник! Пишет тебе девочка 10 лет. Я хочу пожелать тебе сил и удачи и надеюсь, вы выиграете эту страшную, лютую войну. Мне кажется, что вы не зря стараетесь. Сейчас живется хорошо. Мы хотим вам сказать огромное СПАСИБО за ваш труд. Ведь все прошло не зря, и ваши усилия не пропали даром. Если бы ты дожил до наших дней, ты бы сам это понял, но был бы уже очень стареньким. Мы будем очень надеяться на то, чтобы многие из наших солдат победили в этой войне и остались в живых. Я понимаю, как тебе трудно сейчас: постоянно работать, изнемогать от голода и холода. Но надежда умирает последней, и, поэтому, все будет хорошо. Еще раз СПАСИБО огромное за все, что вы сделали, это всегда будет в наших сердцах.
Селиванов Дмитрий,
7 класс 447 школы
Письмо в блокаду
Я живу в Петербурге совсем недавно, родом я из города Оренбурга. История Санкт-Петербурга меня очень заинтересовала, особенно мне интересна блокада Ленинграда. На эту тему я прочитал много книг: это и воспоминания детей и взрослых о блокаде, исторические сочинения. Поэтому я решил написать письмо в блокаду, как обращение к блокадникам.
Здравствуйте, уважаемые ленинградцы! Я пишу вам из далекого будущего, из не совсем спокойного 2015 года. Люди в 2015 году находятся в военном настроении, всюду вооруженные конфликты. Несмотря на это, у нас дома всегда есть еда и не просто еда, а мы выбираем что повкуснее. Я прочитал много книг о том, как вам тяжело жилось в те страшные блокадные дни, и каждый раз, перед тем как сесть кушать, я представляю, скольких бы людей я мог бы накормить, спасти. Вы, действительно, совершили подвиг, пережив блокаду. Большое вам за это спасибо! Вы сохранили для нас город!
Стыдно об этом говорить, но есть среди нас, детей будущего, такие, кто ничего не знает о блокаде, не хочет знать, смеются над этими страшными днями. Мне стыдно, когда в школе на пол бросают хлеб или другую еду. К сожалению, те, кто совершают такие поступки, не понимают, не знают, как тяжело доставался хлеб в блокаду.
Простите нас за такое неуважение. Большая часть населения, обучающиеся школ, помнят о ваших переживаниях, о вашем подвиге. Наша задача сохранить в памяти поколений страшные, трагичные 900 дней, чтобы следующие поколения знали, что же такое БЛОКАДА.
Воеводина Софья,
2-а класс школы №611
Письмо сверстнице.
Здравствуй, милая девочка! Не знаю, как тебя зовут, но мое письмо адресовано тебе. Меня зовут Соня. Я ученица 2-а класса. Мы с тобой из одного города, только я из мирного Санкт-Петербурга, и мое письмо из 2015 года. Я пишу тебе и представляю, как ты идешь, такая маленькая, в сером пальто и теплом платочке. В Ленинграде зима. За собой ты тянешь саночки с водой. А вот ты в своей квартире греешься у огня. Тебе, наверное, 8 лет, как и мне. Я не знаю, ходишь ли ты в школу, но, наверное, ходила, пока в Ленинграде не началась блокада. Я тоже ребенок и мне страшно представить, как вы живете. Еще я вижу, как ты с мамой стоишь в очереди за маленьким кусочком хлеба и держишь в руках талончик. Я тоже берегу хлеб и отношусь к нему с уважением. Война прервала твое детство, но я знаю, что это ненадолго. Скоро Ленинград освободят от блокады, и закончится война. Ты держись изо всех сил, как только можешь и верь, что скоро Ленинград снова станет мирным, теплым, солнечным, и на улицах вновь будут ходить счастливые люди. И ты будешь играть с подружками, как самая счастливая девочка!
Поликарпова Юлия, 6а класс
ГБОУ лицей №445
Блокада
На Пискаревском мы сейчас
Печальный слушаем рассказ.
Как будто голосом солдат
Нам обелиски говорят.
Как будто шепчут черными губами
Что дней тех было ровно девятьсот,
Как била вьюга жесткими снегами
И был для всех смертелен гололед.
Я в этот ужас не могу поверить!
Мне не знакомы тяготы войны.
Как будто приоткрылись двери,
Блокадных улиц пропасти видны.
Кольцо сомкнулось! Город будто вымер,
Нет электричества, воды, но все ж страшней,
Когда под вечер ты не слышишь
Шагов знакомых мамы у дверей.
Молчаньем давит мертвая квартира,
Как страшно! И темно! Всего семь лет
Живешь ты в этом мире
И никого сейчас с тобою рядом нет.
И холод пробирает до печенок,
И маленькой, прозрачною рукой
Ты со стола берешь — ах как он тонок!
Кусок блокадный мерзло — ледяной.
К груди его прижмешь, сожмешь руками
Пытаясь отогреть,
И вдруг заплачешь, думая о маме,
Мечтая тихо вместе умереть!
Чаплыгин Денис,
5 класс ГБОУ СОШ №541
Была Блокада Ленинграда!
Была блокада Ленинграда!
Был холод, голод, нищета.
И в душах у людей кричали
Обида, жалость и мольба.
Мольба о том, чтоб все как раньше
Вернулось на круги своя,
Чтобы от слез не становилась
Соленой мирная земля.
Все дети чтоб скорей забыли
Тот ужас, что царит вокруг,
В сердцах их чтоб не оставался
Тот неожиданный испуг.
И от насилия и горя,
Чтоб не черствели их сердца,
И чтоб надеялись на мир
Они до самого конца.
Надежда, вера приближают
Конец всем ужасам войны,
И пусть всем людям только снятся
Лишь добрые, цветные сны.
Марищук Александра
ГБОУ СОШ №324, 7-а класс
«Девочке, которой больше нет»
За окном сегодня дождик капал.
Здравствуй девочка, которой больше нет.
Мне опять хотелось очень плакать,
Вспоминая жизнь прошедших лет.
Ты жила в блокадном Ленинграде,
Хлеба крохи в ручке берегла.
За водой шла, под ноги не глядя,
На Невы седые берега.
В доме не могла ты отогреться,
Голода никак не утолить!
У тебя враги отняли детство,
А тебе хотелось просто жить.
Быть девчонкой, чтобы ленты в косах,
Рисовать, играть, ходить в кино.
У тебя враги украли солнце.
Это было, было так давно…
Почему же в этот день осенний
Думаю о детях Ленинграда?
Потому что никогда на свете
Не забыть нам страшную блокаду.
Девочка блокады – Ленинградка!
Будь спокойна, больше никогда
Не напишет хронику в тетрадке
Детская, ослабшая рука.
Я стою у мокрого оконца,
Дождик стих, вокруг светло опять.
Я желаю детства, мира, солнца!
Чтоб никто не смог его украсть!
Привет, друг!
Наверное, тебе очень тяжело в эти времена, но не падай духом. Скоро всё плохое кончится. Главное – не отчаивайся. Сегодня благодаря твоему труду, твоей непосильной работе, когда ты делал боеприпасы на заводе в блокадном Ленинграде, мы можем спокойно ходить по нашим свободным от врага улицам и наслаждаться жизнью.
Если ты читаешь это письмо, то скажи спасибо тем, кто постоял за нашу Родину!
Видлер Владислав, 5 В класс МБОУ СОШ №8 города Бердска
Я хочу обратиться к Тане Савичевой, у которой не было детства. Его отняла война. И родных тоже отняла война.
Моё детство радостное, потому что такие как Таня отстояли Победу и отдали свою жизнь, чтобы мы жили в довольстве и достатке.
Жаль, что нельзя повернуть время вспять и протянуть тебе руку помощи, дорогая Таня.
Симон Артур, 5 В класс МБОУ СОШ №8 города Бердска
Дорогие друзья!
Вы, наши сверстники, помогали освобождать Ленинград. Вы многое вынесли в эти трудные минуты жизни. Не отступали, не сдавались. Голод, холод, смерть – всё это страшные проявления блокады. Но дети продолжали учиться, ходить в школу. И маленькие праздники и подарки для них были огромным счастьем. Жаль, что это выпало на долю не всех детей. У детей обязательно должно быть детство.
Чудова Снежана, 5 В класс МБОУ СОШ №8 города Бердска
Здравствуй, дорогая Таня Савичева!
В твоём возрасте страшно пережить смерть родных людей. Сейчас я не могу представить такую ожесточённую войну. Оказывается, в такое сложное время у тебя ещё хватало сил вести дневник с датами умерших твоих родных. Некоторые дети 21 века не понимают, как это страшно. Спасибо тебе, Таня.
Печкунова Наталья, 5 В класс МБОУ СОШ №8 города Бердска
Здравствуй, дорогой друг!
Я знаю, как тебе сейчас тяжело. Тебе совсем нечего есть. Ты даже радуешься кусочку хлеба. Вокруг голод и холод. Но у тебя хватает сил всё это пережить. Ты помогаешь взрослым в эти сложные дни. Я чувствую, как тебе бывает иногда страшно.
Я благодарю тебя за терпение, за твою работу. Ты держись из всех сил, как только можешь. И всегда верь, что скоро всё закончится. Ещё раз спасибо за всё, что ты делаешь в блокадном Ленинграде.
Чай Тимур, 5 В класс МБОУ СОШ №8 города Бердска
Здравствуй, дорогая Таня Савичева!
Я узнал, что ты в свои годы потеряла родных. Я поражён твоим мужеством. Я не могу себе такой жизни в блокадном Ленинграде представить даже в самом страшном сне. Как ты выдержала такое? В своём дневнике ты записывала, кто и когда умер из твоей семьи. Это было бесспорным доказательством того, что сделал на земле фашизм. Спасибо тебе за стойкость.
Печкунов Алексей, 5 В класс МБОУ СОШ №8 города Бердска
Здравствуй, друг. Я узнал, что ты жил в Ленинграде, когда фашисты взяли его в кольцо. Тебе, наверное, было страшно, когда были бомбёжки и артобстрелы. Я знаю, что в блокаде от голода умерло много людей. Я очень рад, что кому-то удалось выжить.
Любченко Данил, 5 В класс МБОУ СОШ №8 города Бердска
Уважаемая Таня Савичева!
Мне Вас искренне жаль. Вы в таком юном возрасте потеряли родных… И я вами искренне восхищаюсь. Вы были такой самостоятельной. Вы сами себе добывали необходимые жизненные ресурсы.
Когда я прочитал ваши записи в дневнике, меня до глубины души потрясли в нём слова: «Умерли все, осталась одна Татя». Вы были морально сильны, но Вам не удалось выжить. И за это я ненавижу фашизм.
Но, Таня, благодаря таким, как Вы, стойким, мужественным русским людям мы смогли 9 Мая 1945 года одержать Победу. Спасибо Вам за это. Вы такая маленькая, а оставили такой глубокий след в истории нашего государства
Искаков Артём, 5 В класс МБОУ СОШ №8 города Бердска
На мероприятии, посвящённом блокаде Ленинграда, некоторые моменты доводили до слёз. Как трудно, дорогой друг, тебе было в эти времена. Это уму непостижимо сейчас, что лучший подарок для тебя на Новый год – это обед.. просто обед! Современные дети хотят новые телефоны, планшеты, компьютеры. Нам не понять, каково это – голодать. Ты каждый день выполнял каккую-нибудь общественную работу. Наравне со взрослыми шёл на работу на завод. Не каждый выдержит это. Но ты смог, и достоин не только уважения, а преклонения. Все дети Ленинградской блокады. Без исключения.
Гейзер Таисия, 5 В класс МБОУ СОШ №8 города Бердска
Я вами горжусь, дети блокадного Лениграда!
Воронов Владимир, 5 В класс МБОУ СОШ №8 города Бердска
Я пишу в блокаду детям Лениграда, чтобы сказать, что мы, потомки, им благодарны
Мартынов Игорь, 5 В класс МБОУ СОШ №8 города Бердска
Здравствуйте, дорогие друзья!
Сейчас сложное время, фашисты замкнули кольцо вокруг Ленинграда. Но вы держитесь! К вам по замёрзшему озеру едет колонна грузовиков с мукой и хлебом. Значит, скоро в магазинах появится хлеб. Мы прорвём кольцо. Главное – держитесь!
Гнездилов Дмитрий, 5 В класс МБОУ СОШ №8 города Бердска
Здравствуйте, дети Ленинграда!
Мы никогда не забудем о вашем подвиге, который вы совершили. Хотя вы так сами не считаете, что совершили что-то героическое. Вы просто жили, преодолевая лишения, которые вам принесла война и блокада. И трудились на благо Родины. Ваше действия достойны уважения.
Тихонов Иван, 5 В класс МБОУ СОШ №8 города Бердска
Спасибо всем тем, кто был в блокадном Ленинграде. Спасибо за то, что мы живём в мирное время без войны. Многие положили свои жизни, чтоб мы жили и учились спокойно
Тукмачёв Тимофей, 5 В класс МБОУ СОШ №8 города Бердска
Обращаюсь к тебе, мой сверстник военной поры. Конечно, я понимаю, что моё детство проходит безоблачно, весело, легко по сравнению с твоим. Спасибо тебе и твоим родителям за это. Я очень верю, что нам не придётся пройти через весь ужас, голод и пытки той войны, через которые прошёл тыю мы сейчас едим всё, что хотим, живём в тепле, о чём ты в военную пору мог только мечтать. Но, несмотря на это, ты смог продержаться и помог отстоять нашу Родину. Спасибо тебе за моё беззаботное детство
Тукмачёв Тимофей, 5 В класс МБОУ СОШ №8 города Бердска
Таня Савичева жила в блокадном Ленинграде. Сама голодая, она делилась последними крохами с другими. Из последних сил носила песок, воду на городские чердаки, чтобы было чем тушить зажигательные бомбы. А ещё она вела дневник, в котором рассказывала о том, как умирала от голода и болезней её семья. Таня, мне очень жаль, что ты осталась одна, что не смогла выжить в этих чудовищных условиях.
Пинчук Тимофей, 5 В класс МБОУ СОШ №8 города Бердска
Здравствуйте, дорогие сверстники блокадного Ленинграда. Я слышал про голод, многое читал о блокаде. Не представляю, как вам было страшно, холодно и голодно. Как я хочу увидеть вас, узнать, что вы живы и здоровы. Зачем бывают войны на земле?
Желоднов Тимофей, 5 В класс МБОУ СОШ №8 города Бердска
Пример сочинения 1
Ленинградская блокада до сих пор, через семьдесят пять лет после войны, не оставляет людей равнодушными. Рассказы о блокадных днях леденят кровь и поражают примерами мужества защитников города.
900 дней — почти два с половиной года — ленинградцы отстаивали свой город неимоверными усилиями, потому что голод был страшный, морозы зимой стояли лютые, а отопление не работало. И это в обстановке бомбёжек, обстрелов.
Ленинград был взят фашистами в кольцо. Эти цивилизованные варвары хотели стереть город дивной красоты с лица земли. Они бомбили исторические здания, архитектурные шедевры, раня тем самым души русских людей. Немцы рушили промышленные предприятия, продовольственные склады, в результате чего в городе начался голод, долгий и жестокий. Голодная смерть настигала людей на улицах, в квартирах.
Единственная дорога, по которой можно было выйти на «большую землю» из кольца блокады, — Ладога. По Ладожскому озеру доставляли в Ленинград продукты, вывозили из осаждённого города, насколько возможно, жителей, в первую очередь — детей. В период навигации всех переправляли по воде, зимой — по льду.
Но эта Ледовая дорога жизни была опасна. Мало того, что лёд был хрупок, и машины должны были идти в определённом интервале друг за другом, чтобы не провалиться, фашисты бомбили эту автодорогу. Нередки были трагические случаи, когда машины уходили под лёд. Дорога жизни не могла удовлетворить потребности города в провизии — её пропускная способность была невелика. Люди умирали не столько от бомбёжек, сколько от голода и холода.
Сколько хлеба полагалось ленинградцам в день? Рабочим — 250 граммов, служащим, иждивенцам и детям — 150 граммов. Качество хлеба при этом было низким: 50% его составляли примеси, которые нельзя было назвать съедобными. Люди умирали просто на ходу. Похоронные команды каждый день собирали на улицах трупы.
Дети осаждённого Ленинграда особенно страдали. Дневник Савичевой Тани стал символом блокадного детства. В нём девочка записывала, даты смерти близких людей, пока не осталась совсем одна. Таню удалась эвакуировать, но на «большой земле» врачи не смогли спасти её. Истощение привело к необратимым процессам организма.
Удивительно, но в условиях блокады Ленинград продолжал жить культурной жизнью. Работала две главных библиотеки, с лета 1942 года стали действовать отдельные учебные заведения, возобновили работу театры. В филармонии проходили концерты классической музыки. Там же был и знаменитый концерт — «Ленинградская симфония» Шостаковича. Дух ленинградцев ни при каких условиях не был сломлен.
В январе 1943 года блокаду прорвали. Это был праздник не только для ленинградцев, ликовал весь народ, слушая радиоприёмники и читая газеты. Люди плакали от счастья, радость объединяла всех так же, как и горе. Так сплотила народ война.
Закончилась девятисотдневная осада города, защитники которого стали примером стойкости и победы духа над голодом, холодом и физическим превосходством врага.
Пример сочинения 2
Блокада Ленинграда была очень тяжелым и страшным событием во время Великой Отечественной войны. Бедные жители города постоянно подвергались обстрелам, бомбежкам. Люди голодовали, мучились от холода. Это было жуткое время, ведь доходило до того, что люди ели людей.
Около девятисот дней длилось это страшное событие, люди пытались отстоять сове право на жизнь, а город — на существование. Немецкие войска де хотели уничтожить этот город, они взяли его в кольцо. Фашисты хотели разрушить все, в том числе и заводы с фабриками. Все это привело к голоду, который длился очень долго и был мучительным. Люди умирали от голода и холода, а также от различных инфекций, так как в городе развивалась антисанитария. И летом в жару и суровой зимой люди пытались выжить. Даже в домах и здания не было отопления. Город с каждым днем стал больше походить на кладбище, было очень много трупов.
Единственным просветом во всей этой страшной ситуации являлось озеро под названием Ладожское. По замершему озеру было доставлять еду в город-герой, а также вывести из этого ада часть жителей. Но и ее старались разрушить немецкие войска, время от времени бомбили ее.
Жители пытались не умереть от голода, цеплялись за любую возможность, чтобы выжить. Сажали огороды картошкой, делили кусок хлеба между собой, ели овес, варили супы из того, что есть, приходилось есть даже мышей. Женщинам и детям нелегко пришлось, ведь они целыми днями стояли за рабочими станками. Все вносили свой вклад, лишь бы одержать победу в этой страшной битве.
За это ужасное и казалось бы нескончаемое время, погибло около миллиона людей. Но Ленинград все же смог одержать победу. Российский народ проявил стойкость. Ведь в этой битве он не только пытался выжить, но и старались помогать солдатам, они работали сутками на заводах, хоть чуть и не падали от усталости.
Блокада Ленинграда закончилась в январе сорок четвертого года. В этот день прозвучал торжественный салют. Изнеможённые люди так долго ждали этого дня, они не теряли надежду и верили, что наши войска их освободят, а солдаты же в свою очередь делали все возможное, чтобы обеспечить мирное существование, они бились до последней капли крови, народ не сдавался и верил в лучшее.
Люди, пережившие столько боли, мучений, страданий от пережившего и от увиденных картин, все же не потеряли свое чувство достоинства. Они очень гордились этой долгожданной победой.
Пример сочинения 3
Важно ли сохранять историческую память народа? Говорят, что жизнь погибших людей продолжается, пока о них помнят те, кто остался в живых. Литература – лучший хранитель памяти. Именно благодаря художественным произведениям мы многое узнаём о страшных событиях Великой Отечественной войны, получаем ценный опыт и нравственные уроки. Д.А. Гранин поднимает в тексте проблему роли писателей в сохранении исторической памяти.
Так, например, изначально автор не считает важным записывать рассказы блокадников, думая, что об этом и без того всё известно. Однако услышанная им история одной женщины тронула сердце и убедила в необходимости сохранить и передать этот рассказ другим людям. Как это можно сделать? Конечно, с помощью литературы, которая помогает авторам достучаться до сердец читателей. Блокадница рассказывает писателям о том, как она тайно пробиралась к своему жениху, носила ему еду и домашние вещи, рискуя собственной жизнью. Восемнадцатилетняя девушка не боялась погибнуть, любовь помогла ей преодолеть свой страх. По мнению рассказчика, этот удивительный пример искренности и преданности достоин быть записанным.
Кроме того, автор отмечает, что многие блокадники соглашались рассказывать о произошедшем, чтобы освободиться от тяжёлых воспоминаний. Также эти люди хотели, чтобы их родные и близкие услышали о том, что переживала семья в блокадном Ленинграде. Оказывается, у каждого из них «своя трагедия, своя драма, своя история, свои смерти» и каждый хотел быть услышанным. Писатели ходили в разные квартиры и записывали истории блокадников, в целом собрав двести рассказов. Это позволило им убедиться в том, что «люди и голодали по-разному, и умирали по-разному», поэтому ни одна история не повторяла другую. Так, книга, которую решают издать писатели, становится настоящим кладезем мудрости.
Оба аргумента взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они помогают опровергнуть первоначальное мнение рассказчика о необходимости создания книги о блокадниках. Герой убеждается в том, что такое произведение важно, потому что подрастающее поколение должно знать историю своего народа, который героически выстоял и отстоял родной город.
Итогом размышлений писателя становится такая позиция: у людей, прошедших через войну, была потребность рассказать о пережитом, и с приходом писателей им удавалось освободиться от этого тяжёлого груза, а их близким – услышать подробности жизни родных в блокаду.
Нельзя не согласиться с точкой зрения Д.А. Гранина. Действительно, литературное произведение может сохранить историческую память и преподать важные уроки последующим поколениям. Так, А.А. Ахматова в стихотворении «Мужество» размышляет о важной роли «великого русского слова». Можно рискнуть всем, чем угодно, «под пулями мёртвыми лечь» или даже «остаться без крова», главное – сохранить силу духа и защитить от врагов русскую речь. Поэт, безусловно, имеет в виду творчество и нашу богатую культуру, которые необходимо пронести через все испытания свободными и чистыми. В годы Великой Отечественной войны именно слово, литература и искусство в целом помогали людям выживать.
Таким образом, нельзя закрывать глаза на страшные события, которые произошли с нашим народом. Именно поэтому Д.А. Гранин видит долг писателя в том, чтобы рассказать историю каждого отдельного человека и создать общую картину жизни Ленинграда в годы блокады.
Пример сочинения 4Почти 900 дней во время Великой Отечественной Войны находился в блокаде город Ленинград. Жители мучились и погибали от голода и холода, страдали от недостатка медикаментов и постоянно подвергались обстрелам со стороны немецкой армии. Командование противника после захвата Ленинграда планировало напасть на столицу с тыла, но город устоял. Жители с мужеством переживали все тягости блокадного положения.
Единственной дорогой для ленинградцев, чтобы пополнять продовольствие и выполнять эвакуации населения, было Ладожское озеро. Эту дорогу назвали «Дорогой жизни», потому что этот путь спас не одну тысячу людей, но в то же время многих погубил. Под леденящим ветром везли в одну сторону запасы, а в другую детей, стариков, инвалидов. Все это под постоянной бомбежкой с пониманием, что это может быть последний рейс.
С начала блокады немцы старались при помощи авиаударов разрушить как можно больше стратегических объектов. Сгорели не только Бадаевские склады, но и многие помещения, в которых хранились продукты. С этого и начался страшный голод в городе.
Несмотря на все ужасы, ленинградцы продолжали работать на заводах. Дети и взрослые почти на равных стояли у заводских станков. Актеры давали представления, продолжало работать радио. Люди умирали везде: дома, на работе, на улице, в очередях за заветными 125 граммами хлеба, но это не сломило народ. Каждый пытался быть полезным, помочь и поддержать ближнего. Были и исключения, когда люди, обезумевшие от голода, нападали и отбирали еду. Тяжелый выбор стоял перед матерями, которые ценой своих умерших детей пытались прокормить еще живых. Это очень страшно и до конца неоценимо нашим поколением. Память о жителях блокадного Ленинграда дает нам повод гордиться их выдержкой, патриотизмом, подвигом.
Ленинград был освобожден 27 января 1944 года. Люди плакали от радости и с благоговением ожидали сообщений адиостанций, в которых постоянно подтверждали об окончании блокады. Каждый житель города понимал, что это конец их невзгод, а нам остается только гордиться тем подвигом, который совершили эти мирные, стойкие и самоотверженные люди.
Пример сочинения 5
Война… При упоминании этого короткого слова перед глазами встают страшные картины разрушений, смерти, боли. Но у этого понятия есть и другая сторона — война в тылу, где остались старики, женщины и дети. Так, в тексте русского писателя С. П. Алексеева показана жизнь именно с этой стороны: дети-сироты, живущие в детском доме.
В последнем предложении текста сказано: «900 дней продолжалась блокада города, но устояли ленинградцы, разбили фашистов. Пришла в Ленинград победа!» Мне кажется, смысл этих слов заключается в том, что только такой народ, у которого даже дети не теряют стойкость духа и умение радоваться каждому моменту, может выстоять в 900 дневной блокаде.
Подтверждением моей мысли могут стать предложения 12-13, в которых автор описывает, насколько «вкусными» были обеды в детском доме. Можно себе представить, из каких блюд состоял их ежедневный рацион. Но все стойко переносили ребята: и горечь, и вяжущий вкус пищи. Сила духа и стойкость позволяли им держаться и выживать в каждый из девятисот дней блокады.
Другим примером могут стать предложения 30-31, где описывается, как рады ребята такой малости — котлетам их хвои. Это умение — радоваться малому, довольствоваться малым — позволило выжить, выстоять не только ребятишкам из этого детского дома, но и все
Под леденящим ветром везли в одну сторону запасы, а в другую детей, стариков, инвалидов. Все это под постоянной бомбежкой с пониманием, что это может быть последний рейс.
С начала блокады немцы старались при помощи авиаударов разрушить как можно больше стратегических объектов. Сгорели не только Бадаевские склады, но и многие помещения, в которых хранились продукты. С этого и начался страшный голод в городе.
Несмотря на все ужасы, ленинградцы продолжали работать на заводах. Дети и взрослые почти на равных стояли у заводских станков. Актеры давали представления, продолжало работать радио. Люди умирали везде: дома, на работе, на улице, в очередях за заветными 125 граммами хлеба, но это не сломило народ. Каждый пытался быть полезным, помочь и поддержать ближнего. Были и исключения, когда люди, обезумевшие от голода, нападали и отбирали еду. Тяжелый выбор стоял перед матерями, которые ценой своих умерших детей пытались прокормить еще живых. Это очень страшно и до конца неоценимо нашим поколением. Память о жителях блокадного Ленинграда дает нам повод гордиться их выдержкой, патриотизмом, подвигом.
Ленинград был освобожден 27 января 1944 года. Люди плакали от радости и с благоговением ожидали сообщений адиостанций, в которых постоянно подтверждали об окончании блокады. Каждый житель города понимал, что это конец их невзгод, а нам остается только гордиться тем подвигом, который совершили эти мирные, стойкие и самоотверженные люди.
Пример сочинения 5
Война… При упоминании этого короткого слова перед глазами встают страшные картины разрушений, смерти, боли. Но у этого понятия есть и другая сторона — война в тылу, где остались старики, женщины и дети. Так, в тексте русского писателя С. П. Алексеева показана жизнь именно с этой стороны: дети-сироты, живущие в детском доме.
В последнем предложении текста сказано: «900 дней продолжалась блокада города, но устояли ленинградцы, разбили фашистов. Пришла в Ленинград победа!» Мне кажется, смысл этих слов заключается в том, что только такой народ, у которого даже дети не теряют стойкость духа и умение радоваться каждому моменту, может выстоять в 900 дневной блокаде.
Подтверждением моей мысли могут стать предложения 12-13, в которых автор описывает, насколько «вкусными» были обеды в детском доме. Можно себе представить, из каких блюд состоял их ежедневный рацион. Но все стойко переносили ребята: и горечь, и вяжущий вкус пищи. Сила духа и стойкость позволяли им держаться и выживать в каждый из девятисот дней блокады.
Другим примером могут стать предложения 30-31, где описывается, как рады ребята такой малости — котлетам их хвои. Это умение — радоваться малому, довольствоваться малым — позволило выжить, выстоять не только ребятишкам из этого детского дома, но и всему русскому народу.
Таким образом, можно сделать вывод, что стойкость, сила духа, неугасимый оптимизм в любых обстоятельствах помогают человеку одержать победу над своими страхами, над самим собой, над безжалостным противником.
Никогда не забыть нам страшных дней Ленинграда, тех что словом зловещим зовутся — Блокада
Сочинения учеников Начальной школы о Блокаде Ленингада.
Михайлов Олег, 4 класс
А город был в дремучий убран иней,
Уездные сугробы, тишина.
Не отыскать в снегах трамвайных линий,
Одних полозьев жалоба слышна.
(О.Берггольц)
Читаю стихи о блокаде, рассказы и так явно вижу: вот он, заиндевелый Ленинград, со всех сторон окруженный фашистами. Разрушены дома, стоят трамваи, бредут совсем ослабевшие люди от голода и холода. И среди них Ирочка Кононова. Надо дойти. А путь не близкий – от завода до Поклонной горы. Дома ждет младшая сестренка Вера. За пазухой в косынке макароны, кусочки хлеба и сахара. Это часть от её несъеденного пайка. Каждый день она откладывает понемножку. Отпускают Иру редко — ведь она шофер на полуторке. Надо дойти, а потом еще вернуться на завод. И доходила! И выжила, ведь и она — моя прабабушка, и её младшая сестра Вера.
Представить могу всё, но понять…
В музее Блокады Ленинграда во время экскурсии выключили свет, и завыла сирена. Как стало страшно!!! А потом нам дали кусок черного блокадного хлеба. Кисло-горький, вязкий и тяжелый…. Но для них самый вкусный до самой последней крошки! И на весь день всего 125 грамм.
Как же они смогли это — жить, работать, учиться, дружить, выстоять, не сдаться и ПОБЕДИТЬ!?
Коротич Полина, 4 класс
Мы, жители Санкт-Петербурга, должны помнить подвиг тех, кто отдал свои жизни за наши, кто до последнего вздоха верил в победу и, не оборачиваясь назад, шел воевать за Родину. Сильный дух, воля к победе и любовь к своей земле помогли им в том далеком 1945 году одолеть врага и выйти из этой кровопролитной войны победителями.
На фронте солдаты, не щадя себя, сражались с неприятелем и, не смотря на голод и холод, верили в благополучный исход войны. Солдаты, многие только со школьной скамьи, летчики, танкисты, пехотинцы — это те, благодаря которым мы сейчас живем.
А в блокадном Ленинграде страдали ни в чем неповинные люди. Фашисты окружили город кольцом, жители города не могли эвакуироваться в свободные регионы, значительно сократились запасы продовольствия, город все чаще подвергался вражеским бомбардировкам. Не смотря на это, люди продолжали жить повседневной жизнью, как до войны. В Ленинграде продолжали работать школы, несколько театров и кинотеатров. Беды , принесенные войной и блокадой, были способны полностью уничтожить музыкальную жизнь, осталась бы только память о ней. Но и в блокадной Филармонии проходили концерты , и Дмитрий Шостакович исполнил здесь написанную в блокадном городе Седьмую симфонию.
Жителям голодного города из-за недостатка еды приходилось есть кожаные ремни, сумки, домашних животных, пить клей. Норма выдачи еды, а именно хлеба, с каждым месяцем сокращалась. В то время в каждом доме имелось радио, передававшее последние новости с фронта, стихи Ольги Берггольц, сигналы воздушной тревоги. Но чаще всегоЛенинградцы слышали стук метронома, и у них появлялась надежда, и они знали, что не одни.
Первая блокадная зима выдалась на редкость холодной. Температура воздуха опускалась до 45 градусов, и шансов выжить оставалось все меньше. Нева и Ладожское озеро замерзли, и образовалась Дорога жизни, по которой на легких грузовиках доставлялись продукты и медикаменты в блокадный город.
Страшное это было время, очень много людей тогда погибло, но блокадное кольцо было разорвано нашей победоносной армией.
Я помню и горжусь нашими героями, сохраню в памяти великий подвиг участников Великой Отечественной войны — защитников Родины и мира.
Память о бессмертном подвиге должна передаваться из поколения в поколение, а героизм и стойкость будут служить примером!
Чинчук Людмила, 4 класс
В 1941 году началась Великая Отечественная Война с фашистской Германией. Враги начали наступать внезапно, когда их никто и не ждал. Женщины и девушки начали провожать своих мужей и любимых на войну. Была примета для тех, кто уходил на войну: когда уходишь не оборачиваться, чтобы вернуться. В армию брали добровольно с 18 лет. Дети продолжали учиться, но многие дети работали у станков как взрослые! Дети говорили: «5- фашистов убил, 4-фашиста ранил, 3-фашист тебя ранил, 2-фашист тебя убил». Какие страшные слова!
В городе заканчивались продукты. Главные продуктовые склады города были уничтожены диверсантами. По земле текли реки из масла и сахара. Люди набирали эту землю и несли домой. Наступил голод. У многих ленинградцев родные погибли на войне, близкие умерли от голода.
Так было почти 900 дней и ночей, но ленинградцы выстояли! Блокадное кольцо было прорвано!!! Ленинградцы выдержали эти страшные 900 дней, и отстояли свой родной город Ленинград! Все ликовали, некоторые плакали.
НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО!!!!!!!!!
И я тоже помню о подвиге Ленинграда!
Ларионов Даниил, 4 класс
Каждый ребенок, взрослый, пожилой человек в нашем городе знает, что Блокада длилась почти 900 дней.
Все, кто пережил блокаду, не воруя у других еду, помогая и делясь с другими теплом и едой, все эти люди совершили настоящий ПОДВИГ!.
Почти все, кто жил в блокадном городе, совершали подвиги: кто-то делал оружие и боеприпасы, кто-то защищал архитектурные строения, памятники, учителя учили голодных, слабых, замерзших учеников, врачи спасали раненых солдат, поэты читали свои стихи онемевшими от холода губами, и, конечно же, солдаты защищали Ленинград, отдавая свои жизни, ВСЕ боролись за то, чтобы спасти наш город. Суметь выжить в блокадном городе, сохранив человечность, было уже подвигом.
Погиб в 1942 году защищая Ленинград и мой прапрадед — Измуков Петр Михайлович. Он похоронен на Пискаревском кладбище. Я помню о нём. Я горжусь моим прадедом! Вечная память!
Ходосевич Иван, 4 класс
Недавно я с нашим четвёртым классом ездил на экскурсию, на площадь Победы, на которой находится монумент героическим защитникам Ленинграда. Под площадью расположен Памятный зал-музей.
Экскурсовод нам рассказала историю про лётчика Севастьянова, участника обороны Ленинграда:
Однажды в блокаду лётчик Севастьянов собрался совершить разведывательный полет над городом. Это было очень рискованно потому, что взлётно-посадочная полоса находилась в четырёх минутах полёта от вражеской линии. Севастьянов каким-то чудом смог взлететь. Он увидел в небе вражеский самолёт, который вот-вот собирался сбросить «зажигалку». Лётчик в последний момент протаранил самолёт противника, за что ему было присвоено звание Героя Советского Союза. После столкновения Севастьянов остался жив.
Вот такую историю нам поведала экскурсовод. В честь Алексея Севастьянова названы посёлок и улица. Мне понравилась экскурсия и особенно запомнилась именно эта история героического подвига лётчика.
Антипина Виктория, 4 класс
Блокада Ленинграда -самое страшное событие Великой Отечественной войны. В сентябре 1941 года немецкие воска окружили город. Город оказался отрезанным от большой земли. Блокада города продолжалась 872 дня. Люди умирали голодной смертью, у них не было еды. Продовольствие и боеприпасы доставляли по дороге жизни через Ладожское озеро по льду. Немцы, узнав об этой дороге, бомбили конвой. Люди выдержали мороз, холод, голод, немецкие бомбардировки, не спали, ночевали на улице.Несмотря на все трудности, ленинградцы не сдавались.
27 января — это дата не только праздника, но и дата памяти о погибших родных и близких. И я помню тоже!
Кадулина Юлия, 4 класс
Я бы хотела рассказать про девочку, мою ровесницу, которой пришлось пройти по дороге военной жизни. Её звали Катя. В те страшные и грозные дни блокады ей пришлось пережить расставание с родителями, холод и голод. Но, благодаря отважным и смелым людям, ей удалось вырваться из кольца блокады по дороге жизни через Ладожское озеро. Катю везли на грузовике по льду озера вместе с другими детьми. Это происходило ночью, вокруг было много людей, скрипели машины, и трещал лед. Ей было страшно, другие дети поддерживали её. Она оказалась в безопасности через несколько дней дороги жизни.
Я надеюсь, что после войны Катя встретилась со своими родителями, и они были счастливы!!!
Полякова Диана, 4 класс
Восемьсот семьдесят два дня жители Ленинграда находились в плену голода и холода. Многих он убил, некоторых сделал сильнее. На свете осталось совсем немного героев, переживших блокаду Ленинграда. Давайте будем ценить их огромный подвиг, совершенный для всех нас! Давайте будем помнить день, когда вся страна была освобождена от немецких захватчиков! Давайте поблагодарим ленинградцев за то, что они так долго находились в осаде без еды, отопления, воды и света, так долго сражались за нашу Родину.
Эти тяжелые дни пережили не только взрослые, но и дети. Они уже в раннем возрасте помогали освобождению города, вставая к заводским станкам. Во время блокады дети продолжали учиться в школах. Бомбежки шли постоянно. Немцы сбрасывали зажигательные снаряды, многие дети участвовали в их тушении.
Единственное, что несло радость и утешение усталым и голодным людям — было радио. Оно было у каждого в разваленном от бомбежек доме. Оно постоянно транслировало стук метронома. Этот звук означал затишье в военных действиях, но тишина означала, что нужно срочно бежать в бомбоубежище. Также по радио передавали новости, читали стихи, звучала музыка и слова поддержки союзных государств. В блокадном городе работали театры.
Усилиями наших войск кольцо блокады было разорвано. Настал день, когда мучения были закончены. Звучал победный салют. У всех на глазах были слезы радости.
Давайте будем помнить о великом подвиге наших героев!
Начальная школа (1-6 класс).
Восьмого сентября тысяча девятьсот сорок первого года гитлеровские войска окружили второй по значимости город в Советском Союзе. Только подумайте, почти три с половиной миллиона человек оказались заперты в родном городе, у них не было возможности регулярно получать еду, питьевую воду и средства личной гигиены. С этого момента жителей Ленинграда судьба поставила перед тяжким и страшным испытанием.
С конца блокады прошло семьдесят пять лет, свидетелей тех событий, к великому сожалению, становится всё меньше. Однако память о блокадном Ленинграде до сих пор жива и, мне кажется, никогда не умрёт. Люди всё ещё помнят о героизме наших солдат, о стойкости граждан Ленинграда, о тех ужасных испытаниях, что они прошли. Но это сейчас мы представляем то, как наши предки выживали, боролись со смертью, а у меня начинает появляться вопрос: если нам так трудно просто представлять, тогда каково было участникам блокады? Что они чувствовали в тот страшный период? Что они видели? Не знаю как у тебя, дорогой читатель, но лично у меня нет ни одного человека из близких, чьи деды или прадеды были свидетелями событий в Ленинграде. И так получается, что у моих представлений о блокаде Ленинграда нет никакого фундамента, кроме книг и фильмов. Но всё же я попробую в этом сочинении про блокаду Ленинграда поделиться своими чувствами и высказать своё мнение об одном из самых страшных и жестоких периодов Великой Отечественной войны.
Изначально Ленинград не был полностью готов к такому испытанию, так как не хватало продовольствия. Поэтому самым ужасным для окружённых испытанием был голод. Сотни тысяч напуганных войной жителей попали в довольно ужасную ситуацию, когда все запасы еды закончились, и на одного человека приходилось около двухсот грамм хлеба в день, но это в лучшем случае. Доходило дело и до того, что выдавали по пятьдесят и менее грамм хлеба в день. Ленинградцы давно забыли о мясе, что и послужило катализатором появления такого жуткого и бесчеловечного явления, как каннибализм. Мне было страшно, когда я читал про это явление в книгах о Великой Отечественной войне. Как у меня, так, думаю, и у всех слышавших о каннибализме кровь стынет в жилах. Согласитесь, становится не по себе, когда понимаешь, что люди были вынуждены так поступать для добычи пропитания. Единственным, что спасало ленинградцев, была дорога к городу через Ладожское озеро, однако эта дорога существовала преимущественно зимой, когда на озере вставал лёд. По этой дороге в Ленинград доставлялось всё необходимое: хлеб, зерно, топливо, боеприпасы и так далее. Перевозка осуществлялась исключительно на лошадях и лёгких грузовичках, при условии, что в кузов машины клали не более одного мешка, например, зерна. Такая осторожность была связана с тонкостью льда на Ладожском озере, ведь даже пустые машины могли без труда затонуть, не говоря уже о загруженных. Дорога эта получила название «дорога жизни». Именно на «дороге жизни» проявлялась храбрость и выдержка русских солдат, потому что зимой, когда был риск уйти под лёд, водители открывали двери грузовика и, стоя на подножке, вели машину к блокадному Ленинграду. Красноармейцы также могли быть просто обстрелянными немецкой артиллерией. По «дороге жизни» уже из города вывозили ленинградцев, но, к сожалению, в небольшом количестве из-за той же опасности утонуть, поэтому всех спасти не удавалось. В период навигации по Ладожскому озеру ходили суда с абсолютно такими же намерениями: доставить необходимое и эвакуировать население. Но суда гораздо чаще обстреливались, поэтому в тёплые времена года операции по доставке провизии и эвакуации людей из города проводились реже. «Дорога жизни» была для истощённых ленинградцев единственным шансом на спасение, и, мне кажется, именно эта дорога пробудила в людях надежду на возвращение к нормальной жизни, на избавление от голода и постоянных артобстрелов. Артобстрелы для блокадного Ленинграда стали довольно крупной проблемой, которая сопровождалась бомбардировками немецкой авиацией. Люди, изнеможённые голодом и потерями близких почти каждые сутки были вынуждены слушать эту канонаду из взрывов бомб и снарядов. Однако смерти от бомбёжек составляли небольшую часть от количества общих смертей, так как люди в основном умирали от голода. А самое жуткое это то, что во время блокады тела погибших почти не убирали с улиц и домов, что оказывало огромное давление на психику бедных граждан.
Моё мнение таково: нужно поставить себя на место тех, кто был участником блокады, чтобы просто понять, что видели люди, которые оказались в таком положении. Дальше я напишу, какими словами я описал бы один день из жизни человека, пережившего этот ужас. Неимоверный голод, холод, страх, взрывы, сирена, шум обрушающихся зданий, гул самолётов, жуткий свист бомб и снарядов, иногда гробовая тишина, много умерших вокруг, полуживые люди в очередях за кусочком хлеба…
Двадцать седьмого января тысяча девятьсот сорок четвёртого года Ленинград был освобождён, кольцо было прорвано, было налажено обеспечение города продовольствием. Ленинград был в окружении восемьсот семьдесят два дня. В результате блокады около одного миллиона человек погибло, из них более шестидесяти процентов умерло от голода. Блокада Ленинграда является одним из самых тяжёлых событий Великой Отечественной войны, эта трагедия смогла показать всему миру, на что способны русские солдаты ради своей Родины, на что способен русский народ ради тихой и спокойной жизни. Именно стойкость наших предков во время войны помогла им справиться с таким мировым злом, как фашизм. И я считаю, что память о защитниках нашего Отечества, о людях, которые хотели видеть над собой чистое и мирное небо, не затянувшееся мрачными тучами войны, должна быть вечна. Я считаю, что мы все должны помнить и гордиться историей своей страны, гордиться тем, что мы являемся потомками того поколения, которое спасало мир от настоящего хаоса. Каждому необходимо над этим задуматься, поставить себя на место свидетелей войны и поблагодарить всех тех, кто пять лет воевал за чистое и спокойное небо над нашим головами.
Блокада Ленинграда
Одним из самых длительных и героических сражений Великой Отечественной войны стала блокада Ленинграда, которая продолжалась с 8 сентября 1941 года до 27 января 1944 года. Блокадное кольцо было прорвано силами Красной армии раньше, 18 января 1943 года. В осаде города принимала участие не только немецкая армия, но и финские войска, а также добровольцы из Испании и эскадра ВМС Италии.
Начало блокады
На карте боевых действий лета — осени 1941 года заметно, что на Ленинград, второй по значимости город СССР, наступала финская армия с северо-запада и группа армий «Север» со стороны Эстонской ССР.
В начале 1941 года в городе проживало около 3 млн человек, из которых 565 тыс. было занято в промышленности. В нём также действовало около 300 учебных заведений и НИИ.
В ходе боёв в августе 1941 года на Лужском рубеже командованию Красной армии удалось сорвать попытку немцев с ходу штурмовать город, противник был задержан на несколько недель. К концу лета к городу также был переброшен Балтийский флот из Таллина. Это позволило к началу сентября создать плотную систему ПВО. Организацией обороны города руководили адмирал Трибуц, маршал Ворошилов, генерал Жуков и первый секретарь обкома и горкома Жданов.
Впервые Ленинград был обстрелян немцами 4 сентября 1941 года со стороны занятого ими города Тосно. Кольцо блокады площадью в 5 тыс. кв. км замкнулось 8 сентября после захвата войсками группы армий «Север» Шлиссельбурга. В этом кольце оказалось четыре армии Ленинградского фронта и Балтийский флот, 500 тыс. военных и 2,8 млн гражданского населения, включая жителей пригородов.
С сентября 1941 года с внешним миром Ленинград связывала только «дорога жизни» по Ладожскому озеру и воздушное сообщение. Несмотря на трудные условия, в городе работали предприятия, например, Кировский завод, часть населения и промышленности была эвакуирована.
Ленинград в 1942–1944 годах
Первая зима была самой тяжёлой, но с весны 1942 года произошло увеличение пайков, в город прибыл партизанский обоз и ситуация стала постепенно улучшаться, в том числе и на фронте. В августе — октябре 1942 года в ходе Синявинской операции удалось сорвать немецкий план по углублению блокады.
В январе 1943 года, в ходе операции «Искра», кольцо блокады было прорвано Красной армией. Вскоре в город проложили временную железную дорогу по южному берегу Ладожского озера, что привело к улучшению снабжения и росту промышленного производства.
Немецкая армия была разгромлена и отброшена от Ленинграда в январе 1944 года в ходе наступательной операции, проведённой силами трёх фронтов — Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского.
О блокадном Ленинграде написано много книг, статей и мемуаров, снят ряд художественных фильмов. Первый из них вышел весной 1941 года и назывался «Варежки» — единственный снятый во время самой блокады.
В докладе или сообщении для 11 класса можно кратко подать основную информацию о блокаде Ленинграда.
Что мы узнали?
Блокада Ленинграда — одно из самых длительных сражений Второй мировой войны, она продолжалась с 8 сентября 1941 года до 27 января 1944 года. Следует запомнить, сколько дней длилось сражение за Ленинград, — 872.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка доклада
А какая ваша оценка?