Единый орфографический режим в начальной школе
Порядок ведения и оформления тетрадей
• Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.
• Пользоваться шариковой ручкой с чернилами фиолетового (синего) цвета.
• Все подчеркивания, начертания геометрических фигур выполняются простым карандашом.
В начальной школе ученики имеют тетради для выполнения всех видов обучающих и контрольных работ по базовым предметам.
Математика и русский язык:
- Тетради №1 и №2 ( для текущих работ)
- Тетрадь №3 ( для контрольных работ.)
Изложение и сочинение относятся к работам творческого характера и подписываются как тетради для творческих работ.
Допускается наличие тетрадей по литературному чтению, в которых выполняются творческие виды работ (сочинения, рисунки, планы к произведениям, определения литературных понятий и пр.)
Для уроков познания мира возможно использование тетрадей на печатной основе, но чаще в практике учащиеся имеют обычные рабочие тетради.
В соответствии с программными требованиями допускается наличие тетрадей по музыке, иностранному языку, факультативных курсов и др.
Не требуется ведение тетрадей по труду, ИЗО, физической культуре, ОБЖ, ПДД.
Оформление надписей на обложке тетрадей
Тетради учащихся 1-го и 2-го классов подписывает учитель. Тетради учащихся 3-4 классов подписывают сами учащиеся под руководством учителя. Не обязательно, чтобы тетради были подписаны одним почерком.
Надписи на обложках необходимо оформлять по единой форме, с соблюдением норм каллиграфии.
Предлог «по» пишется на одной строке с названием предмета.
Нумерация класса пишется арабскими цифрами.
Фамилию и имя следует писать в форме родительного падежа. Сначала пишут фамилию, а затем полное имя.
Работу над ошибками выполнять в рабочих тетрадях. Ежедневная работа над ошибками должна представлять собой целостную систему, результативность которой прослеживается в повышении качества обучения.
В начальной школе тетради проверяются ежедневно в обязательном порядке. Проверка контрольных работ осуществляется к следующему уроку. Тетради №3 показываются родителям с выдачей их на дом. Но хранятся в классе до конца учебного года.
Работы учащихся проверяются учителем чернилами красного цвета. Оценивание письменных текущих и контрольных работ осуществляется согласно принятым нормам оценок.
Оформление письменных работ по русскому языку
После классной и домашней работы следует отступать две строчки ( пишем на третьей).
При оформлении красной строки делается отступ вправо не менее 2 см (два пальца). Соблюдения красной строки требуется с первого класса при оформлении текстов, начала нового вида работы.
В ходе работы строчки не пропускаются.
Новая страница начинается с самой верхней строки, дописывается до конца страницы, включая последнюю строку.
Слева при оформлении каждой строки отступается от края не более 0,5 см.
Справа строка дописывается до конца. Использование правил переноса обязательно. Не допускается необоснованное наличие пустых мест на строке.
Запись даты написания работы по русскому языку (и математике) ведется по центру рабочей строки.
В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем или учащимися в виде числа и начальной буквы названия месяца: 1 д.
По окончании этого периода дата записывается полностью: 1 декабря.
С 3 класса (со 2 полугодия) допускается в записи даты писать числительные прописью: первое декабря.
Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска) по центру и оформляется как предложение.
Классная работа.
Домашняя работа.
Работа над ошибками.
Вариативность работы фиксируется на следующей строке по центру или на полях (краткая форма записи):
1-вариант.
1-в.(запись римскими цифрами)
Слово упражнение пишется полностью с 3 класса начиная с третьей четверти.
Номера упражнений, выполняемых в тетрадях, указываются при их полном объеме. Если упражнение выполняется не полностью, то не указываются. Допускается краткая и полная форма записи (по центру строки).
В работе, требующей записи в столбик, первое слово пишется с большой буквы. Знаки препинания (запятые) не ставятся.
При выполнении подобного вида работы в строчку первое слово пишется с красной строки, с большой буквы, через запятую.
Например: Ветер, восток, песок.
При выполнении различных видов разбора требуется соблюдение принятых норм сокращений слов, обозначений терминов. Сокращается слово только на согласные:
глухой-гл.,звонкий-зв.,согласный-согл.,твердый-тв.,
существительное-сущ.
прилагательное-прил.
глагол-гл.
предлог-пр.
мужской род-м.р.
женский род-ж.р.
средний род-ср.р.
Прошедшее время-прош.
Настоящее время-наст.
Будущее время- буд.
Единственное число-ед.ч.
Множественное число-мн.ч.
Название падежей указывается заглавной буквой ( Им.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.)
Следует определить, что обозначения над словами выполнять ручкой, а также простым острозаточенным карандашом. Все подчеркивания делаются по линейке только карандашом.
Некоторые виды работ можно проводить и без линейки, при наличии у детей сформированного навыка работы с карандашом.
При оформлении письменных видов разбора следует соблюдать требования предложенных образцов. Обращать внимание учащихся на постановку имеющихся тире, точки и запятой после определенных сокращений терминов.
Напомним, что в математике при сокращении наименований единиц измерений
точки не ставятся.
Например: мм, м, см, ч, мин, км, кг, г и др.
Учащиеся 1-2 классов пишут в тетрадях в узкую линию. Переход на широкую линейку учителем определяется с 3 класса с учетом наличия у учащихся успешно сформированного навыка письма.
Организация работы по формированию каллиграфического навыка
У учителей начальных классов много различных приемов организации «минуток чистописания». Методика их проведения требует соблюдение содержания, объема и периодичности проведения:
1-2 класс- 2 строки, ежедневно.
3-4 класс- 3 строки, 2-3 раза в неделю.
Учитель прописывает образцы в тетрадях. В классе на доске пишет образец с комментированием, указывая на типичные ошибки и пути их исправления. Важно обращать внимание детей на положение тетради, посадку, правильно ли они держат ручку. Многие учителя применяют различные приспособления для формирования каллиграфического письма: трафареты, кальку и т. д.
Для стимулирования детей в практике используются различные приемы поощрения: надписи на обложке (Твою тетрадь приятно проверять! Пишу красиво и грамотно. Чистюлька. Пишу на «5»!), выставки лучших тетрадей.
К приемам стимулирования относятся и ежедневное оценивание выполненных работ в отношении каллиграфии. Обычно оценка выносится на поля. Рекомендуется иногда выставлять оценки и в журнал. Но не следует превращать работу по каллиграфии в своеобразное наказание для детей. Учитель должен помнить о принципах дифференцированного подхода.
Оформление письменных работ по математике
Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинается следующая работа).
Между видами упражнений в классной и домашней работах отступаются две клетки вниз. Следует отметить, что для заглавных букв клетка не отводится, т. е. для них считается одна из двух (четырех) клеток.
Между столбиками выражений, уравнений, равенств и прочими отступаются три клетки вправо (пишем на четвертой).
Дату можно записывать традиционно посередине, а можно и на полях.
В любой работе отступается одна клетка слева от края тетради (5 мм).
Традиционно в тетрадях отмечаются виды заданий. Слово «Задача» пишется посередине строки, отмечается номер.
Оформление задач также требует соблюдения принятых норм. Краткая запись условия задач оформляется в соответствии их вида. «Главные» слова пишутся с большой буквы. На первых этапах обучения допускается их неполная запись (по начальным буквам).
В 1-4 классах нет необходимости писать слово «Решение».
Существует несколько форм записи решения задач: по действиям, по действиям с письменными пояснениями, по действиям с записью вопроса, выражением, уравнением.
Слово «Ответ» пишется с заглавной буквы под решением. В первом классе ответ записывается кратко. Позднее учащиеся должны писать полный ответ. Например:
Ответ: всего купили 10 мячей.
При записи условия задачи в виде таблицы, нет необходимости ее вычерчивания. Учащиеся заполняют графы, отступая от них две-три клетки. Названия граф (колонок) пишется с большой буквы.
При оформлении решения выражений на порядок действий следует требовать от учащихся соблюдения следующих норм:
– записать выражение полностью;
– указать цифрами над знаками порядок действий;
– расписать выполняемые действия по порядку (применяя устные или письменные приемы вычислений), отступив вниз одну клетку;
– записать окончательное значение выражения.
Приводим образцы оформления сложных уравнений, как это требуют учителя математики в средней школе.
Х+123- 56*2= 638
Х+123-112=638
Х+123=638+112
Х+123=750
Х=750-123
Х=627
627+123-56*2=638
638=638
Все письменные вычисления выполняются справа от уравнения.
Оформлению записи задач геометрического типа учащихся также необходимо обучать.
Все чертежи выполняются простым карандашом по линейке. Измерения можно подписывать ручкой. Обозначения буквами выполняются печатным шрифтом, прописными буквами латинского алфавита.
Слова длина, ширина прямоугольника не допускается обозначать кратко латинскими буквами.
Длина прямоугольника 12 см, его ширина равна 6 см. Вычислите периметр и площадь прямоугольника.
Образец краткой записи и решения задачи:
Длина –12 см
Ширина – 6 см
Периметр -? см
Площадь – ? см2
(12+6)*2=36 (см)
12*6=72 (см2)
Ответ: Периметр-36 см, площадь=72 см2 (д/з)
Чертить фигуру следует лишь тогда, когда это требует условие задачи.
При оформлении математического диктанта следует соблюдать следующие требования:
– записывать только ответы в строчку через запятую, отступая одну клетку
– рядом с числом писать наименования единиц измерений и предлоги на, в .. раз.
Образец: 675, 564, на 78, в7 раз.
Ведение дневников в начальной школе
Дневник является официальным школьным документом. Существуют определенные требования к его ведению. Обязательное наличие дневников требуется с 1-го класса. Но в некоторых случаях (с учетом сформированности у школьников навыков чтения и письма) по решению педсовета и родительского собрания допускается ведение дневников с 1-2 класса.
Дневники ведутся при помощи родителей и учителя.
В настоящее время существует множество различных дневников. Поэтому классный руководитель должен довести до учащихся единые требования к их ведению:
- записи выполняются аккуратно, разборчиво, грамотно, чернилами синего цвета;
- требуется заполнение всех имеющихся разделов (пунктов) данного дневника (начиная с титульного листа);
- сведения о расписании уроков, звонков, названий предметов, фамилий преподавателей заполняются под руководством учителя;
- названия месяца и предметов следует писать с маленькой буквы. Допускается сокращенная запись (матем., лит. чт., познание, физ-ра, изо );
- запись домашнего задания производится в отведенной графе. Обычно оно записывается на день, следующего урока. Следует требовать от учащихся регулярно отмечать номер упражнения, страницу, особые примечания (наизусть, пересказ)
образец: с.132, упр.453
с 154-155 (пересказ)
- в графе «оценка» и «роспись» учителем выставляются оценки в соответствии с оценкой в журнале. Ученик подает дневник учителю по первому его требованию. При выставлении оценок за различные виды проверочных работ допускаются дополнительные записи рядом с оценкой: диктант (Д.), контрольная работа (к.р.) и т.д.
- в начальной школе практикуется применение поощрительных, похвальных, назидательных и прочих записей: «Молодец!», «Умница!», «Надо постараться!»; в современных дневниках отводится специальная графа для замечаний учителя, сообщений для родителей и прочее.
- классный руководитель еженедельно проверяет ведение дневников, следит за накопляемостью оценок. Многие учителя выставляют оценки за ведение дневника учащимися, что несомненно является стимулом для повышения учебной культуры;
- родители регулярно просматривают дневники и ставят свою роспись.
- Администрация школы проводит контроль за соблюдением правил ведения дневников учащимися и системой работы классного руководителя по осуществлению связи с родителями.
Источник статьи: http://serbina-sv.ru/kopilka-znanii/uchiteljam/edinyi-orfograficheskii-rezhim-v-nachalnoi-shkole.html
Знак номера
- В русской типографике для обозначения порядкового числа предмета (при условии обязательного указания числового значения) в ряду других однородных — номера — употребляется символ №. В США номер обозначают знаком решётки — #.
В тексте знак «№» применяется только с относящимся к нему числом, от которого при наборе отделяется пробельным материалом (например, № 11). Если используются сдвоенные знаки, знак номера не удваивается (например, № 4—9).
В англоязычной типографике знак «№» (англ. numero sign) использовался в прошлом, ныне номер обозначается триграфом No. (сокращение более или менее общепринято в Великобритании; также можно и без точки) или # — октоторпом (в литературных изданиях употребляется редко и принят скорее в технических текстах, более распространён в США).
В немецкой типографике номер обозначается буквами Nr.
Во французской типографике в XIX веке обозначался как No (и был в таком виде заимствован в Россию); сейчас национальной типографией рекомендуется использовать обозначение no (nos для множественного числа), «o» в надстрочном написании для удобства иногда заменяется очень похожим знаком градуса, присутствующим во французской раскладке «AZERTY» (n°).
В итальянской, испанской и португальской типографиках сохранились способы сокращений, близкие к французскому позапрошлого века (в единственном числе используются No и no, N.o и n.o и N.o и n.o, Nos и т. п. во множественном), но специальный символ не распространён.
В скандинавских языках используется обозначение nr. или nr:.
В случае ограниченных возможностей или иных причин знак номера (№) часто неправомерно выводится как латинская буква N.
В Юникоде имеет код U+2116 (в HTML следует использовать № или №). Знак номера присутствует в кодировке Windows-1251, ему соответствует код 0xB9 (десятичное значение 185).
В России и других русскоязычных странах часто к символу № добавляют сокращение «п/п» («по порядку») для обозначения номера позиции в перечислении (например, № п/п).
В iOS для ввода символа № необходимо зажать символ # (в русской раскладке) и появится выбор символа.
Связанные понятия
Еврейская система счисления в качестве цифр использует 22 буквы еврейского алфавита. Каждая буква имеет своё числовое значение от 1 до 400. Ноль отсутствует. Цифры, записанные таким образом, наиболее часто можно встретить в нумерации лет по иудейскому календарю.
Запрос «¥» перенаправляется сюда; о денежной единице см. Японская иена или Китайский юань.
Источник статьи: http://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0-%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9/%D0%97%D0%BD%D0%B0%D0%BA+%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B0
Методические рекомендации по оформлению письменных работ
учащихся школы первой ступени образования
Воспитание культуры оформления письменных работ и формирование соответствующего навыка являются необходимыми, так как :
- Являются частью воспитания внутренней культуры учащихся
- Воспитывают у учащихся к тем, кто смотрит и проверяет их работы
- Формируют навык самоконтроля, так как у учащихся, благодаря более аккуратному оформлению работ, систематически возникает потребность более часто и более внимательно проверять и перепроверять свою работу
- Организуют учащихся для более внимательного выполнения работы
Количество и назначение ученических тетрадей
Для выполнения всех видов обучающихся надлежит иметь следующее количество тетрадей из расчета на каждого учащегося:
№ |
Учебный предмет |
Количество тетрадей |
Период обучения |
Комментарий |
|
текущих |
контрольных |
||||
1. |
Русский язык |
Прописи 2 |
Нет 1 |
Период обучения грамоте 1-4 |
Помимо прописей допускается наличие 1-2 тетрадей |
2. |
Литературное чтение |
Нет |
Нет |
1-4 |
|
3. |
Риторика |
В соответствии с программными требованиями |
Нет |
1-4 |
|
4. |
Математика |
Прописи либо рабочие тетради 2 |
Нет 1 |
Период Обучения грамоте |
Помимо прописей допускается наличие 1-2 тетрадей |
5. |
Логика |
В соответствии с программными требованиями |
1-4 |
||
6. |
Окружающий мир |
Нет |
Нет |
1-4 |
Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК |
7. |
История |
Нет |
Нет |
1-4 |
|
8. |
Иностранный Язык |
В соответствии с программными требованиями |
Нет |
2-4 |
|
9. |
ИЗО |
Альбом |
Нет |
1-4 |
|
10. |
Технология |
Нет |
Нет |
1-4 |
|
11. |
Физ. Культура |
Нет |
Нет |
1-4 |
|
12. |
Музыка |
В соответствии с программными требованиями |
1-4 |
||
13. |
Педагогика здоровья |
В соответствии с программными требованиями |
1-4 |
||
14. |
ОБЖ |
Нет |
Нет |
1-4 |
В тетрадях для контрольных работ, помимо самих контрольных работ, надлежит в обязательном порядке делать работу над ошибками. Ежедневная работа над ошибками должна представлять собой целостную систему, результативность которой должна прослеживаться изо дня в день.
При оценке письменных (текущих и контрольных) работ учащихся учитель в обязательном порядке руководствуется Методическими письмами МО РФ от 19. 11. 1998
«Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» (нормы оценок) и от 25. 09.2000г. «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы».
В начальной школе надлежит проверять ежедневно каждую работу учащихся.
Работа над ошибками проводится в той или иной форме ежедневно в тетрадях как для текущих, так и для контрольных работ.
Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета.
Помимо стационарной ручки, в классной и домашней работах для выполнения других операций в тетрадях учащиеся используют только простой карандаш.
Проверка и возвращение учащимся контрольных работ по русскому языку и математике осуществляется к следующему уроку. В обязательном порядке тетради для контрольных работ показывают родителям с выдачей на дом.
Все классные и домашние работы учащихся проверяются учителем ежедневно и в обязательном порядке.
Оформление надписей на обложках ученических тетрадей.
Следует |
Не следует |
Примечание |
Тетрадь для контрольных работ по математике ( по русскому языку) учащегося 3-го класса «а» средней школы № 3 г. Балаково |
Тетрадь по математике ( по русскому языку) Тетрадь Для работ по Математике Для работ по Русскому языку |
Предлог «по» относится к имени существительному математика (словосочетанию русский язык), поэтому и пишется на той же строке. |
Ивановой Ольги Коробковой Анастасии Воронцовой Татьяны Павлова Дмитрия Кузнецова Александра Шакина Владимира |
Ивановой Оли Коробковой Насти Оли Ивановой Насти Коробковой Анастасии Коробковой Ольги Ивановой Павлова Димы Кузнецова Саши Димы Павлова Саши Кузнецова Дмитрия Павлова Александра Кузнецова |
Фамилию и полное имя следует писать в форме родительного падежа. Фамилию пишем на первом месте, а затем полное имя. |
Тетради учащихся для первого класса подписывает либо сам учитель, либо родители. Совершенно не обязательно, чтобы тетради для учащихся 1-го класса (да и других) были подписаны одним почерком.
Самое главное – грамотное оформление надписей на тетрадях.
Тетради для учащихся 2-4-х классов оформлять по единой форме, которая традиционно включает в себя минимальный объем основной информации (см. таблицу).
Оформление письменных работ по математике и русскому языку. (Общие положения)
- Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.
- При определении каллиграфического письма необходимо строго соблюдать требования и рекомендации нейропсихофизиологов и методистов.
- Не следует систематически использовать ценное время на уроке для фронтального чистописания всех учащихся.
- Работа над каллиграфическим письмом должна строиться с учетом системы дифференцированных подходов. Нет смысла заниматься на уроке со всеми детьми одинаково безрезультативным прописыванием элементов, букв, цифр, слогов и слов.
- Работу над каллиграфическим почерком следует осуществлять в течение всех четырех лет обучения в начальной школе. При этом необходимо индивидуально подойти к каждому ребенку, так как:
- часть учащихся пишут достаточно красиво, поэтому учитель на уроке тратит на них меньше времени;
- часть учащихся неправильно оформляют соединения, что является серьезной проблемой и мешает правильно оценить работу учащихся;
- часть учащихся испытывают трудности в графическом определении высоты элементов и букв;
- следует помнить, что такие требования к написанию, как наклон, округлость, параллельность, высота элементов и букв, должны вытекать из строгого и обязательного выполнения требований и рекомендаций методистов и нейропсихофизиологов.
Почерк является индикатором функционального состояния ребенка: чем хуже функциональное состояние, тем хуже почерк. Не совсем правильно и корректно требовать от всех совершенно разных детей единообразного написания элементов букв, цифр, самих букв, цифр, слогов и слов. Необходимо учитывать и не нарушать различную гармонию физиологических механизмов психики мальчиков и девочек и их поведенческих механизмов, а так же состояние здоровья и функциональные возможности ребенка.
(Зачитать на стр. 35 в газете «Нач. школа» № 20 / 2005 год).
А вот система работы по формированию навыка правильного соединения букв, что весьма необходимо, должна проводиться обязательно, дифференцированно и на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.
Учителю следует прописывать те элементы букв, цифр, слоги и буквы, которые требуют корректировки.
В ходе проверки учителем прописанных букв необходимо исправлять неправильно прописанные буквы и выносить (как один из оптимальных вариантов корректировки) образцы их написания на поля (подчеркнуть неправильные соединения, исправить и прописать образцы данных соединений на полях и для прописывания на новой строке).
Учителю также необходимо исправлять неправильные написания в классных и домашних работах. Неправильные написания необходимо индивидуально прописывать и в тетрадях для работ по математике.
Обязательна система работы над ошибками в тетрадях по математике и по русскому языку.
Рекомендуем как один из оптимальных вариантов в ходе проверки работ учащихся только зачеркивать неправильный ответ или ошибку, подчеркнуть это место и дать возможность учащимся самим в классе или дома написать нужный ответ или орфограмму.
Оформление письменных работ по русскому языку.
- После каждой классной (домашней) работы следует отступать две строчки (пишем на третьей).
- При оформлении красной строки надо сделать отступ вправо не менее 2 см (2 пальца).
- Оформление красной строки должно осуществляться с самого начала оформления текстов в 1-ом классе.
- В ходе всей работы не пропускаем ни одной строки. Необходимо учитывать, что при оформлении письменных работ по русскому языку на новой странице следует писать с самой верхней строки, дописывать до конца страницы, включая последнюю строку.
- Слева, при оформлении каждой строки, отступаем по единой вертикальной линии (от края не более 5 мм).
- Справа дописываем до конца строки, при этом с самого начала 1-го класса учим нормативному переносу слов, используя традиционные методические подходы. Необоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно.
- Запись даты написания работы по русскому языку (и математике) ведется по центру рабочей строки. В 1-ом классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем или учащимися в виде числа и начальной буквы названия месяца. По окончании периода обучения грамоте и до окончания 4-го класса записываются число и полное название месяца.
Например: 1 декабря.
8. В 4-ом классе допускается в записи числа писать имена числительные прописью.
Например: Первое декабря.
Пятнадцатое апреля.
9. Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска строки) по центру и оформляется как предложение.
Например: Классная работа.
Домашняя работа.
Самостоятельная работа.
Работа над ошибками.
10. В 1-4 классах в тетрадях по математике словосочетание «Контрольная работа» не пишется.
- Вариативность выполнения работы фиксируется на следующей рабочей строке по центру (полная или краткая запись).
Например: I вариант.
I в.
II вариант.
II в.
- Номера всех упражнений, выполняемых в тетрадях , необходимо обязательно указывать. Допускается несколько вариантов записи номера упражнения. Номер упражнения необходимо указывать по центру строки (краткая или полная форма записи) либо на полях (краткая форма записи).
Например: Упражнение 14.
Упр. 14.
Упражнение 173.
Упр. 173.
- Все подчеркивания следует проводить остро отточенным карандашом по линейке(Зачитать на стр. 37)
- Переход в 1-ом классе учащихся на работу в тетради в широкую линейку определяет сам учитель. При этом учитель руководствуется наличием у каждого учащегося успешно сформированного навыка письма.
- При письменном морфемном разборе слов необходимо более четко и аккуратно выделять каждую морфему. Если к корню (приставке, суффиксу, окончанию) слова относятся три (две, четыре, пять) буквы, то и обозначить эти морфемы простым карандашом надлежит более точно.
- При синтаксическом разборе волнистой линией надлежит подчеркивать только определение, если изучение второстепенных членов предложения предусмотрено программой.
- При оформлении словосочетаний допускается, помимо традиционной, форма оформления, вытекающая из требований программы для 5-го класса.
- В 1-4-х классах в тетрадях (листах для контрольных работ) по русскому языку записываем вид работы и строкой ниже — ее название.
Например: Диктант. Изложение. Сочинение.
Пушок. В тайге. Ранняя весна.
- Учащимся 1-4-х классов надо обязательно соблюдать красную строку. Текст каждой новой работы следует начинать с красной строки.
Оформление письменных работ по математике.
- Между классной и домашней работами отступать 4 клетки (на 5-ой клетке начинаем писать следующую работу).
- Между видами работ в классной и домашней работах следует отступать 2 клетки
( на 3-ей клетке пишем).
- Между столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенств и т.п. отступаем клетки вправо, пишем на четвертой.
- Все номера заданий и задач, которые выполняются в тетради, необходимо записывать в тетрадь. Мы рекомендуем писать номер задания на середине строки либо на полях, так как это :
- Экономит место
- Позволяет более четко и быстро найти номер задания при проверке любой работы, а отсюда более ясно просматривается структура классной или домашней работы. Слово «задача» рекомендуем писать по середине, после чего сразу ставится номер задачи (номера остальных заданий пишем на полях).
- Число можно писать традиционно посередине, а можно и на полях.
(Например: 17. 03. 05 без буквы «г»)
- Число на полях также пишется на пятой клетке по вертикали, то есть на той же строчке, где и домашняя (классная работа). В любой работе (классной или домашней) слева по горизонтали отступаем 1 клетку от края.
- В письменной работе допускается и другая форма оформления. Перед каждым заданием учащиеся сами определяют цель задания и пишут ее в тетрадь.
(Например: «Найти сумму»
«Найти разность»
«Найти уменьшаемое»
«Найти вычитаемое»
«Найти первое слагаемое»
«Найти второе слагаемое»
«Найти множимое»
«Найти множитель»
«Найти значение выражений»
«Найти результаты выражений»
«Сравнить величины» и т.д.
- Необходимо с самого первого класса оформлять поля с внешней стороны страницы тетради. На поля следует отводить 4 клетки, проводить их простым карандашом.
- При записи математических выражений все символы (знаки, цифры) фиксируются с учетом правил каллиграфии, т.е. с соблюдением графики и соответствия количества клеток количеству записываемых символов.
- Особенно соблюдение этого требуется при работе с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение, деление).
- Роль операции с простым карандашом остается той же , как при оформлении работ по русскому языку.
Требования
к ведению классного журнала
- Все записи в журнале делаются ручкой одного цвета (лучше синей шариковой).
- Названия предметов записываются с маленькой буквы.
- Фамилия, имя, отчество учителя записываются полностью.
- Записи делаются четко и аккуратно (исключая карандаш, а также прочерки).
- На левой стороне журнала ставится дата урока, записывается название месяца. Если уроки сдвоены, то дата ставится дважды.
- На правой стороне записываются число и тема урока. При проведении сдвоенных уроков темы каждого урока записываются отдельно. Прочерки, обозначающие повтор, запрещены.
- Учитель проверяет и оценивает знания учащихся, своевременно выставляя оценки в журнале, обязательно отмечает отсутствующих на уроке буквой — н.
- Оценки за четверть, триместр, полугодие выставляются после последнего урока (без пропуска ячеек).
- Итоговые оценки (четвертные, триместровые, полугодовые) должны быть объективными и обоснованными. У ученика должно быть не менее 3-х оценок (если недельная нагрузка по предмету – 2 часа) и более трех ( если недельная нагрузка — 3-4 и более часов) с обязательным учетом качества знаний по письменным, лабораторным и практическим работам, тестированию. Итоговая оценка – это не среднее арифметическое из всех оценок. Она выставляется по фактическому уровню знаний учащихся на конец триместра и полугодия.
- Не рекомендуется спрашивать ученика, пропустившего 3 и более уроков, в первый день присутствия на занятии, тем более выставлять неудовлетворительную оценку.
- Особая отметка делается не только о теме практической или лабораторной работы, но и выставляется ее номер.
- В графе «Домашнее задание» записываются содержание задания, страницы, номера упражнений с отражением специфики организациии домашней работы (повторить, составить план, таблицу и т.д.).
При изучении ряда учебных дисциплин домашние задания носят творческий характер (написание реферата, доклада, составление чертежей, рисунков и т.д.). Тогда в графе «Домашнее задание» — и указывается его характер.
При изучении курса Физическая культура» в графе «Д/з» можно записать: «Индивидуальные задания».
Если учитель работает по технологии, предусматривающей обучение без домашнего задания, то можно записать: или «Без домашних заданий», или «Индивидуальные задания».
- При записи тем «Повторение», «Решение задач» и т.д. обязательно указывается конкретная тема.
В случае ошибки при выставлении оценки, надо зачеркнуть неправильную оценку и в соседней клетке поставить правильную. При этом внизу страницы делается следующая запись:
Петрова К. – оценка за первое полугодие – 4 (хорошо) (подпись, печать).
Иванов П. – оценка за 5.12. – 5 (отлично) (подпись, печать).
Ведение журнала классным руководителем.
- Учет пропусков занятий учащихся ведется кл. рук. ежедневно, а итоговые пропуски подсчитываются сразу же по окончании четверти, семестра, триместра и т.д.
- Страницы «Факультативы» и «Кружки»заполняются в начале каждого семестра.
- Четвертные, триместровые, полугодовые оценки выставляются на страницу «Итоговые оценки» на второй день после окончания четверти, триместра, полугодия.
- По окончании учебного года кл. рук. против фамилии каждого ученика делает запись: «Решением педагогического совета № _ от ___(дата) переведен в __класс.
Классный руководитель готовит журнал к итоговой четверти, триместровой, полугодовой и годовой проверке администрацией.
Газета «Начальная школа» №20 2005 год.
Почему бы не добавить ярких красок скучной тетрадке. Есть сотни способов: рисунки, узоры, наклейки. В нашей подборке самые оригинальные идеи. Вдохновляйтесь и берите на вооружение.
Как можно украсить тетрадь
Как красиво подписать тетрадь
Тетрадь по английскому
Оформление текста
Титульный лист тетради
Оформление тетради внутри
Обложка
Как научиться красиво писать
Есть всего два ключа к успеху: вдумчивая подготовка и ежедневные тренировки.
1. Определитесь, зачем вам это нужно
У желания улучшить почерк могут быть разные причины. И вам стоит найти вашу. Во‑первых, это заставит вас действовать более осознанно и повысит мотивацию. А во‑вторых, подскажет, на исправлении каких нюансов почерка нужно сосредоточиться.
Возможно, вы просто хотите писать разборчивее. Или чувствуете необходимость сделать почерк более «начальственным» — придать ему уверенность, чёткость, эффектность. А может, вами движет исключительно эстетическое чувство. Разберитесь с собой, это важно.
2. Оцените свой актуальный почерк
Возьмите лист бумаги и напишите на нём несколько предложений — так, чтобы они образовали два‑три абзаца. Не старайтесь выводить буквы «красиво», пишите естественно — так, как делаете это всегда.
Когда закончите, положите лист перед собой и проанализируйте видимые недостатки почерка. Делайте это не в целом («как курица лапой!»), а стараясь выделить конкретные моменты.
- Форма букв. Возможно, они слишком узкие и угловатые? Или наоборот, излишне округлые, с затейливыми петлями? Может, они дублируют друг друга — например, «п» в вашем исполнении выглядит как «и»?
- Наклон. В классическом красивом почерке все буквы имеют одинаковый лёгкий наклон вправо.
- Высота букв. В идеале она должна быть одинаковой и такой, чтобы значки были читаемы. А как у вас?
- Написание букв. При анализе может оказаться, что один и тот же элемент вы изображаете по‑разному. Классический пример — разница в начертании буквы «т»: иногда используется её печатный вариант, а иногда — письменный.
- Интервал между буквами. Он тоже должен быть равномерным.
- Расположение букв на горизонтали. Они не должны прыгать или уходить вверх‑вниз к концу строки.
- Нажим. Давление пера на бумагу должно быть равномерным на всём протяжении текста. Но часто бывает так, что в одном месте мы слишком давим на ручку, а в другом, напротив, она будто соскальзывает с бумаги, из‑за чего текст выглядит неряшливым и плохо читаемым.
Для наглядности можно подчеркнуть или обвести самые «выдающиеся» участки текста контрастным цветом. Это поможет вам сконцентрировать внимание на тех недостатках, от которых вы хотите избавиться. Например, если вы отметите, что буква «ж» выходит у вас скомканной, сжимающейся в конце, в будущем вы постараетесь сделать её более равномерной.
3. Найдите источник вдохновения
Красота — понятие относительное, и «красивые» (на ваш взгляд) почерки могут быть совершенно разными. Поищите пример того, который вам нравится.
Возможно, это будут просто идеально ровные «школьные» строчки:
Или изящные каллиграфические:
А может, вы жаждете оригинальности и вам больше по душе почерк с наклоном влево? По возможности, распечатайте найденные примеры и разложите их там, где они будут попадаться вам на глаза. Например, повесьте на дверь холодильника. Прикрепите в виде стикера на монитор. Или над рабочим столом.
Это поможет «правильному» почерку закрепиться в зрительной памяти и побудит вас подсознательно копировать «хорошие» примеры.
4. Делайте зарядку для рук
За почерк отвечает то, что физиологи называют мелкой моторикой — совокупность скоординированных действий кисти и пальцев рук. Если вы стараетесь, а с почерком беда, то, возможно, проблема как раз в моторике. Выход один: тренировать руки.
Среди самых эффективных и одновременно простых способов — воздушное письмо. Возьмите ручку или карандаш, согните руку в локте (на угол около 70–80 градусов) и начинайте писать воображаемые слова прямо в воздухе. Делайте буквы крупными — в этом случае при выписывании будут задействованы не только кисть и пальцы, но и вся конечность от плеча, включая запястье и предплечье. Это важно: вы меньше утомляетесь, если пишете всей рукой, а это позволит сохранять почерк более чётким и ровным.
Такие упражнения стоит проводить регулярно. Например, тратить на них по 3–5 минут утром, днём и вечером.
5. Убедитесь, что вы правильно держите ручку или карандаш
Пишущая принадлежность должна лежать на левой стороне среднего пальца правой руки (если вы левша — на правой стороне среднего пальца левой руки). Кончик указательного пальца придерживает ручку или карандаш сверху. Большой поддерживает слева (для левшей — справа). Когда вы пишете, рука должна опираться на верхний сустав согнутого мизинца.
Все три пальца, удерживающие ручку или карандаш, чуть скруглены и не сжимают канцелярскую принадлежность слишком сильно.
Чтобы проверить правильность хватки, поднимите указательный палец. Ручка (карандаш) не должна упасть.
6. Подберите качественные канцелярские принадлежности
Чтобы почерк получился приближённым к идеалу, вы должны получать удовольствие от письма. Поэтому ищите принадлежности, которые не царапают бумагу, а оставляют на ней мягкий отчётливый след. Найдите толщину линии, которая вам нравится. Поэкспериментируйте с цветами.
К качеству бумаги тоже стоит подойти пристрастно. Выбирайте офисные листы плотностью около 90 грамм на квадратный метр с умеренно гладкой, но не глянцевой поверхностью.
7. Представьте, что вы пишете не по бумаге, а по воде
Это сделает ваши движения более мягкими и плавными. Кроме того, вы начнёте писать чуть медленнее, что является важным условием красивого почерка.
8. Тренируйтесь выписывать основные линии
Прежде чем вы приступите к изображению красивых букв, убедитесь, что ваша рука помнит, как писать базовые элементы. Речь о простых вертикальных и диагональных линиях, окружностях, полуокружностях.
Только после того, как вы научитесь автоматически выводить выверенные чёрточки и завитки, стоит переходить к тексту.
Тренироваться можно с помощью специальных прописей, в том числе и рассчитанных на будущих первоклашек. Такие пособия продаются в магазинах канцелярии и в интернете. Большой плюс прописей — они расчерчены линиями, которые помогут вам контролировать наклон и размеры ваших элементов.
Ещё один вариант набить руку — дудлинг. Так называют технику любительского рисования, основанную на интуитивно подбираемых узорах. Дудлингом можно заниматься где угодно: на совещании, в общественном транспорте, разговаривая по телефону. Всё, что вам нужно, — ручка и блокнот, страницы которого вы будете заполнять интуитивными узорами.
Дудлинг развивает координацию движений и привычку плавно перемещать ручку или карандаш по бумаге. А ещё в этой технике можно создавать настоящие шедевры. Но это немного другая история.
9. Тренируйте написание букв каждый день
Здесь опять‑таки помогут обычные прописи. Занимайтесь в них ежедневно — рука должна усвоить правильное написание.
На формирование привычки и автоматических действий уходит 21 день. Не так уж и много, если наградой станет действительно красивый почерк, которым вы сможете гордиться.
Маленький лайфхак: приступая к написанию текстов, первое время старайтесь выводить буквы чуть больших размеров, чем принято. Такие символы проще анализировать. А значит, вам будет легче найти и устранить недочёты в форме, наклоне, интервалах между буквами.
По мере того как почерк улучшается, можно возвращаться к нормальному размеру строк.
Читайте также 🖋📝🎨
- 6 преимуществ, которые даёт привычка писать каждый день
- Рукописные заметки делают вас умнее
- Как научить ребёнка писать
- Как научиться рисовать, даже если вы не верите в свой талант
- Что такое леттеринг и как на нём зарабатывать
Причины неправильного и некрасивого почерка
Основная причина, по которой дети и взрослые пишут неразборчиво или недостаточно красиво — необходимость в принципе много и быстро писать. Стоит лишь вспомнить почерк врачей, вошедший если не в притчу, то уж точно во множество анекдотов. Но такая проблема известна не только врачам.
Еще в школе дети сталкиваются с необходимостью быстро записывать информацию, а вот качеству письма уделяется мало внимания. Мы учимся красиво писать и правильно держать ручку только в первом классе, но спустя время необходимость быстро записывать лекции сводит все усилия до известного «как курица лапой».
В дореволюционную эпоху скорость написания ограничивали перьевые ручки — школьникам и взрослым приходилось выводить буквы медленно и аккуратно, чтобы не поставить кляксу. С использованием шариковых ручек такие ограничения пропали. Писать стало проще, но на красоте почерка это сказалось не лучшим образом.
На чистоту написания букв влияют и личные особенности. Например, ребенку-холерику с бурным взрывным темпераментом сложно оттачивать каллиграфию, уделяя внимание каждой мелочи. Для него необходима дополнительная мотивация, чтобы раз за разом тщательно выводить строчки.
Это интересно
Графологическая экспертиза — один из методов исследований в криминалистике — позволяет определить по почерку не только темперамент человека, но и его пол, возраст, психическое состояние в момент письма. Анализируется размер букв, сила нажима, размашистость почерка. Некоторые компании используют подобную экспертизу для подбора кадров.
Можно ли исправить почерк во взрослом возрасте
Определенный стиль письма формируется у ребенка в 5–6-м классе, а иногда и раньше. После этого почерк еще может меняться, но в целом манера написания букв остается прежней. Значит ли это, что если не удалось научить ребенка искусству красивого письма, он всегда будет писать неразборчиво? И стоит ли взрослым думать, как научиться красивому почерку? Стоит!
На самом деле почерк — это такой же мышечный навык, как умение забрасывать мяч в баскетбольную корзину или красивая походка. Безусловно, лучше, если он отрабатывается с детства, но и взрослому можно наверстать упущенное, если приложить немного усилий.
Сколько нужно времени, чтобы скорретировать почерк:
- если заниматься ежедневно по 10–15 минут — первые результаты появятся через 3–4 недели. А через 2–3 месяца можно полностью изменить почерк;
- если заниматься три раза в неделю — для заметных успехов нужно около полугода.
Под существенными, заметными улучшениями понимается способность писать «новым почерком» в среднем темпе. Медленно выводить красивые буквы одну за другой, как правило, можно научиться намного быстрее.
Плохой и хороший почерк с точки зрения графолога
Как научиться красиво писать буквы
Каллиграфию не зря считают одним из видов искусства. Симметрия и четкость линий делают ее схожей с графикой. Но, что приятно, для освоения этого искусства не обязателен талант — оно под силу каждому, кто проявит терпение. Начинать стоит с азов: тренироваться правильно держать ручку, привыкать к правильной посадке за столом, отрабатывать написание линий и завитков, как в начальной школе. Поэтому нет простых советов, как научиться красиво писать за 5 минут: чтобы улучшить почерк, нужно время.
Это интересно
Доктор биологических наук Сергей Савельев в своей лекции «Каллиграфия и мозг» утверждает, что занятия чистописанием положительно влияют на скорость созревания и дифференцирования нейронов. Другими словами, это уникальный инструмент для развития мозга у детей и взрослых — ничуть не хуже, чем интеллектуальные игры (например, шахматы).
Правильная посадка
Перед тем как писать буквы, выберите хорошо освещенное место для занятий, стол и стул нужной высоты. Чтобы правильно отрегулировать высоту стула, сядьте на него и обратите внимание на следующее:
- столешница должна быть расположена примерно на уровне живота;
- если вы опустите локти на стол, они должны быть согнуты под углом в 90°;
- угол в коленях при условии, что стопы полностью стоят на полу, тоже должен составлять 90°.
Сидя на стуле, не касайтесь столешницы — между ней и вашим туловищем должно быть расстояние. Помните, что спинку стула можно и нужно использовать как опору для спины.
Многим такая посадка первое время кажется неудобной, но это лишь потому, что мышцы отвыкли от правильного положения тела. Возможно, для занятий стоит приобрести стол с наклонной поверхностью (такими часто оборудуют кабинеты для первоклассников) — он поможет избежать напряжения в шее.
Правильно держим ручку
Оказывается, даже правильно держать шариковую ручку умеют далеко не все. Но и такой навык очень важен, чтобы исправить почерк и научиться писать красиво. Каллиграфия шариковой ручкой начинается именно с отработки правильного захвата:
- держите ручку между большим и указательным пальцами, а средний палец должен служить опорой;
- убедитесь, что захватили ее не слишком близко к стержню — до кончика должно оставаться около ⅓ длины;
- верхняя часть ручки пусть находится у основания большого пальца и опирается на ложбинку между ним и указательным.
Для тренировок выбирайте шариковые или гелевые ручки умеренной или слегка увеличенной толщины. Отлично, если на ручке есть резиновая накладка. Детские накладки-рыбки помогают выработать правильный захват.
Одна из самых распространенных ошибок при письме — высоко поднятое запястье, которое вызывает лишнее напряжение в кисти. В норме запястье отрывается от стола или листа бумаги лишь на несколько миллиметров.
Прописная тетрадь
Тем, кто хочет кардинально исправить почерк, нужно вернуться к основам — купить или скачать несколько прописей и заново выработать графические навыки.
Например, детские прописи для дошкольников и первоклассников помогут научиться красиво соединять буквы, отработать наклон, петли и закругления. В них даются эталоны написания букв и цифр, но для занятий каллиграфией этого, конечно же, мало.
Есть прописи для взрослых — они помогут тем, кто хочет не просто научиться красиво писать ручкой, но и приобрести свой собственный стиль. Пробуя разные шрифты и многократно повторяя те или иные элементы, можно победить старые мышечные привычки и выработать новые — те, что ведут к красивому почерку.
Наконец, есть отдельные прописи для каллиграфии. Такие материалы помогут освоить интересные росчерки, завитки, оригинальное написание заглавных букв. Среди них можно найти как бумажные, так и электронные книги с вкладышами для тренировок. Например, «Прописи по каллиграфии» Виктории и Виталины Лопухиных или «Каллиграфия» Ильи Богдеско.
Чтобы отработать новые навыки письма, на первых порах лучше использовать тетрадь в клетку и выписывать буквы в каждой клеточке — это удобнее. Для исправления наклона букв хорошо подходят детские тетради в мелкую косую линию.
Советы по улучшению почерка и обзор генератора прописей
Специальные упражнения
Кроме прописей помочь в борьбе за красивый почерк могут специальные упражнения, которые развивают мелкую моторику рук. Некоторые из них знакомы нам с детства, но это не значит, что они подходят только дошкольникам — взрослым тоже пригодится.
Полезные упражнения:
- Рисование букв и цифр в воздухе. Выберите незнакомый вам шрифт или возьмите в качестве образца написание букв в прописи и постарайтесь несколько раз повторить его в воздухе. Когда станет легко, переносите все на бумагу.
-
Письмо чернильной ручкой. Проведите свою обычную тренировку с прописями, используя не шариковую ручку, а чернила. Это самый простой способ научиться писать красиво, его часто используют в занятиях каллиграфией для начинающих, потому что так не получится торопиться — потребуется время и аккуратность.
- Точечные фигуры. Забавный и на первый взгляд несложный, но очень полезный тренажер мелкой моторики. Можно скачать рисунки из сети, распечатать и двигаться от самых простых к более объемным, с большим количеством линий и точек.
Как изменить почерк пошагово
Шаг 1. Проанализировать свой почерк
Прежде чем учиться красиво писать буквы ручкой или пером, нужно увидеть свою отправную точку. Напишите несколько предложений в привычном стиле с обычной скоростью. Можно взять для этого тетрадный лист в линию, но лучше писать на чистой нелинованной бумаге — она поможет увидеть, где строчки начинают уползать вниз или вверх.
Обратите внимание на следующие факторы:
- встречается ли у вас печатное написание букв;
- одинакова ли высота букв, какие из них выбиваются;
- какова форма букв — округлая, угловатая, вытянутая;
- есть ли наклон — в норме он должен быть вправо;
- насколько сильно вы нажимаете на ручку, остаются ли вмятины на листе или слабо прорисованные участки.
Отдельно проанализируйте написание букв «и», «ш», «м», «л», «п» — часто они сливаются в сплошную неразборчивую «кардиограмму».
Шаг 2. Выбрать красивый прописной шрифт
Если вы увидели и проанализировали свои ошибки, посмотрите, как написать то же самое красивым почерком. Выберите в прописях или в других источниках шрифт, который вы хотели бы освоить. Очень много рукописных шрифтов предлагает приложение Canva, также можно найти интересные варианты на сайте ofont.ru.
Распечатайте пример нужного шрифта, чтобы он всегда был у вас перед глазами. Также нужно заготовить карточки для тренировок — отдельные буквы и целые фразы, написанные данным шрифтом, которые вы будете обводить ручкой. Среди них должны быть образцы написания:
- заглавных букв;
- различных сочетаний гласных и согласных;
- букв с верхними и нижними элементами («д», «у», «в» и т. д.).
Самое простое решение — взять шрифт из прописи, чтобы воспользоваться уже готовыми материалами. Например, образцы верного написания и множество учебных прописей представлены в пособии «Правильные соединения букв для хорошего почерка» Георгиевой М.О. Если вам понравился необычный каллиграфический шрифт, материалы для занятий придется готовить самостоятельно.
Шаг 3. Много и регулярно писать в тетради
Каллиграфия — занятие для терпеливых. Чтобы научиться правильно и красиво писать буквы, придется многократно повторять каждую из них. Вначале можно обводить по контуру образцы, а после практиковаться в самостоятельном написании.
Заведите пару специальных тетрадей для занятий — одну в мелкую косую линию и вторую с обычными линованными листами. Начинать тренировки лучше с тетради в косую линию, чтобы удерживать правильный наклон.
Уделите внимание соединениям букв. По правилам в некоторых сочетаниях используют только нижнее соединение, в других — только верхнее.
Например:
- всегда нижнее соединение бывает в словосочетаниях «ве», «вы», «вь», «фа», «фи», «юр», «юс», «ол», «ом», «оя»;
- всегда верхнее соединение в словосочетаниях «он», «ог», «од», «оз», «во», «ву», «ви», «вз» и т. д.
Шаг 4. Довести новые навыки до автоматизма
Научиться красивому почерку можно только путем регулярных тренировок, которые будут закреплять мышечный навык. В идеале нужно заниматься ежедневно, но если не получается — пусть занятия будут не менее трех раз в неделю. Не допускайте длинных промежутков между тренировками — это неизбежно вызовет откат назад.
Необязательно на каждой тренировке изучать новые буквы или соединения. Двигайтесь постепенно: переходите к следующей букве только после того, как уверенно освоили предыдущую. Кроме того, время от времени возвращайтесь к пройденному материалу. Такой подход поможет довести новый навык до автоматизма без сильных откатов к старым привычкам.
Если вы или ребенок уже не задумываетесь о написании буквы и можете сосредоточиться на орфографии — значит, новый навык успешно встроился. Однако если начать писать быстрее, качество может страдать — стоит это учитывать и проявить терпение к подобным ситуациям.
Рубрику ведет Вера ИЛЮХИНА
Методические рекомендации по
оформлению письменных работ учащихся школы
первой ступени образования
К нам в рубрику приходят вопросы о том, как
оформлять ученические тетради и классный журнал.
Мы даем рекомендации по это теме, опираясь на
последние документы, опубликованные
Министерством образования.
I. Вводная часть
Необходимо отметить, что так
называемый «Единый орфографический режим»
(«Единые требования к устной и письменной речи
учащихся к проведению письменных работ и
проверке тетрадей». Методическое письмо
Министерства просвещения РСФСР от 01.09.1980 г.
№ 364-М) утратил свою силу Приказом
Министерства просвещения РСФСР от 18.12.1987 г.
№ 224.
На сегодняшний день нормативных
требований к оформлению письменных работ
учащихся нет, поэтому мы предлагаем
рекомендации, которые отражают только
положительный опыт в этом направлении (в том
числе в вышеуказанном документе) и те позиции,
которые, на наш взгляд, необходимо привнести в
общую схему оформления работ. Все ненужное,
надуманное, громоздкое, лишнее из данной схемы мы
убрали. При составлении данных рекомендаций мы
учитывали:
а) отсутствие нормативной базы по
данному вопросу;
б) рекомендации методистов;
в) исследования и рекомендации
нейропсихофизиологов;
г) положительный опыт практической реализации
«Единого орфографического режима»;
д) положительный опыт, накопленный за
последние десятилетия.
По данному пункту мы также учли
положительные позиции по истории данного
вопроса, особенно нормативного оформления его
(Приложения 3 и 4 к Приказу министра просвещения
РСФСР от 20.09.1961 г. № 308 «О мерах повышения
уровня знаний учащихся по русскому языку»;
письма Министерства просвещения РСФСР от
16.07.1973 г. № 334-М «О порядке проверки
ученических работ в 1–3-х классах
общеобразовательных школ»; от 19.07.1977 г.
№ 308-М «О письменных работах учащихся
общеобразовательных школ»; от 27.03.1979 г.
№ 135-М «Об оформлении записей в тетрадях для
учащихся начальных классов» утратили силу
(Методическое письмо Министерства просвещения
РСФСР от 01.09.1980 г. № 364-М).
Система требований к оформлению
письменных работ учащихся, безусловно, должна
быть. Но единство этих требований не должно быть
чрезмерно громоздким и мешать работе учащегося и
учителя.
Разночтение в оформлении письменных
работ учащихся на сегодняшний день заключается в
следующем:
а) отсутствие на местах всяких
требований;
б) отсутствие системы требований;
в) наличие надуманных, не совсем обоснованных
требований;
г) практическая реализация «Единых
требований…», официально утративших силу;
д) наличие разумных требований вне системы.
Воспитание культуры оформления
письменных работ и формирование
соответствующего навыка являются необходимыми,
так как:
а) являются частью воспитания
внутренней культуры учащихся;
б) воспитывают уважение у учащихся к тем, кто
смотрит и проверяет их работы;
в) формируют навык самоконтроля, так как у
учащихся, благодаря более аккуратному
оформлению работ, систематически возникает
потребность более часто и более внимательно
проверять и перепроверять свою работу;
г) организуют учащихся для более
внимательного выполнения работы.
II. Количество и назначение
ученических тетрадей
Для выполнения всех видов обучающих,
проверочных и контрольных работ учащимся
надлежит иметь следующее количество тетрадей из
расчета на каждого учащегося:
В тетрадях для контрольных работ,
помимо самих контрольных работ, надлежит в
обязательном порядке делать работу над ошибками.
Ежедневная работа над ошибками должна
представлять собой целостную систему,
результативность которой должна прослеживаться
изо дня в день.
№ п/п |
Учебный предмет |
Количество |
Период обучения |
Комментарий |
|
текущих |
контрольных |
||||
1 |
Русский язык |
Прописи |
Нет |
Период обучения |
Помимо прописей, |
2 |
1 |
1–4 |
|||
2 |
Литературное чтение |
Нет |
Нет |
1–4 |
|
3 |
Риторика |
В соответствии с |
Нет |
1–4 |
|
4 |
Математика |
Прописи либо рабочие |
Нет |
Период обучения |
Помимо прописей, |
2 |
1 |
1–4 |
|||
5 |
Логика |
В соответствии |
1–4 |
||
6 |
Окружающий мир |
Нет |
Нет |
1–4 |
Допускается |
7 |
История |
Нет |
Нет |
1–4 |
|
8 |
Москвоведение |
Нет |
Нет |
1–4 |
|
9 |
Иностранный язык |
В соответствии c |
Нет |
1–4 |
|
10 |
ИЗО |
Альбом |
Нет |
2–4 |
|
11 |
Технология |
Нет |
Нет |
1–4 |
|
12 |
Музыка |
В соответствии |
1–4 |
||
13 |
Физ. культура |
Нет |
Нет |
1–4 |
|
14 |
Педагогика здоровья |
В соответствии |
1–4 |
||
15 |
ОБЖ |
Нет |
Нет |
1–4 |
При оценке письменных (текущих
и контрольных) работ учащихся учитель в
обязательном порядке руководствуется
Методическими письмами Министерства общего и
профессионального образования РФ от 19.11.1998 г.
№ 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов
обучения в начальной школе (нормы оценок) и
Министерства образования РФ от 25.09.2000 г.
№ 2021/11-13 «Об организации обучения в первом
классе четырехлетней начальной школы».
В начальной школе надлежит проверять
ежедневно каждую работу учащихся.
Работа над ошибками проводится в той
или иной форме ежедневно в тетрадях как для
текущих, так и для контрольных работ.
Проверка тетрадей учителем
осуществляется чернилами красного цвета. Так как
чернила красного цвета как единственный цвет для
проверки ученических тетрадей нормативно не
оформлены, то допускается использование и чернил
зеленого цвета.
Помимо стационарной ручки, в классной
и домашней работах для выполнения других
операций в тетрадях учащиеся используют только
простой карандаш.
Проверка и возвращение учащимся
контрольных работ по русскому языку и математике
осуществляются к следующему уроку. В
обязательном порядке тетради для контрольных
работ показывают родителям (лицам, их заменяющим)
с выдачей на дом.
Все классные и домашние работы
учащихся проверяются учителем ежедневно и в
обязательном порядке.
III. Оформление надписей на обложках
ученических тетрадей
Тетради учащихся для 1-го класса
подписывает либо сам учитель, либо родители.
Совершенно необязательно, чтобы тетради для
учащихся 1-го класса (да и других) были подписаны
одним почерком.
Самое главное – грамотное оформление
надписей на тетрадях.
Тетради учащихся для 2– 4-х классов
подписывают сами учащиеся.
Надписи на обложках необходимо
оформлять по единой форме, которая традиционно
включает в себя минимальный объем основной
информации (см. таблицу).
Следует |
Не следует |
Примечание |
Тетрадь для работ по Ивановой Ольги Павлова Дмитрия |
Тетрадь по математике Ивановой Оли Павлова Димы |
Предлог «по» относится к Фамилию и полное имя следует писать в форме |
IV. Оформление письменных
работ по математике и русскому языку
Общие положения
-
Все записи в тетрадях следует
оформлять каллиграфическим аккуратным почерком. -
При определении каллиграфического
письма необходимо строго соблюдать требования и
рекомендации нейропсихофизиологов и методистов.
Сам процесс письма физиологически и
психологически очень сложен: при письме в
координированную деятельность вовлекаются кора
головного мозга (почти все ее отделы), органы
зрения, слуха (особенно если это диктант), многие
мышцы тела. Этот процесс чрезвычайно сложен для
детей 6–7 лет, начинающих обучение в школе, прежде
всего потому, что одновременно формируются и
навык выполнения тонкокоординированных
движений – графический навык, и навык
орфографически правильного письма. Для справки:
графический навык – это соблюдение общественно
установленных норм выполнения графических
элементов, обеспечивающих легкость и
правильность чтения письменного текста,
способствующих удобству и обоснованной скорости
письма и отвечающих эстетическим требованиям.
-
Не следует систематически
использовать ценное время на уроке для
фронтального чистописания всех учащихся. -
Работа над каллиграфическим письмом
должна строиться с учетом системы
дифференцированных подходов. Нет смысла
заниматься на уроке со всеми детьми одинаково
безрезультативным прописыванием элементов,
букв, цифр, слогов и слов. -
Работу над каллиграфическим почерком
следует осуществлять в течение всех четырех лет
обучения в начальной школе.
При этом необходимо индивидуально
подойти к каждому ребенку, так как:
а) часть учащихся пишут достаточно
красиво, поэтому учитель на уроке тратит на них
меньше времени;
б) часть учащихся неправильно оформляют
соединения, что является серьезной проблемой и
мешает учителю правильно оценить работу
учащихся;
в) часть учащихся испытывают трудности в
графическом определении высоты элементов и букв;
г) следует помнить, что такие требования к
написанию, как наклон, округлость,
параллельность, высота элементов и букв, должны
вытекать из строгого и обязательного выполнения
требований и рекомендаций методистов и
нейропсихофизиологов.
Почерк является индикатором
функционального состояния ребенка: чем хуже
функциональное состояние, тем хуже почерк.
Изменения в почерке, нарушения
орфографической и графической сторон письма
могут определяться отклонениями в состоянии
здоровья и психоневрологического статуса,
проявляться при снижении работоспособности и
при утомлении, которые связаны с несоответствием
чисто педагогических требований и
функциональных возможностей ребенка.
На сегодняшний день, по данным
Института возрастной физиологии РАО, число детей
с трудностями обучения письму достигает 20–30%, то
есть по 7–9 учеников в каждом классе. В начальной
школе эти трудности не заканчиваются. Среди
учащихся 5-х классов таких детой 20–25%, то есть все
трудности письма сохраняются и на последующих
этапах обучения. Не совсем правильно и корректно
требовать от всех совершенно разных детей
единообразного (параллельность, округлость,
наклон, высота) написания элементов букв, цифр,
самих букв, цифр, слогов и слов. Тем более, как
показывают исследования специалистов (директор
Института возрастной физиологии РАО
М.М. Безруких, нейропсихофизиологи
В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман), мальчикам
«неинтересно изо дня в день делать одно и то же,
такая работа не отвечает особенностям
организации их мозга и психики. Именно поэтому
мужчины, например, испытывают большие трудности
при работе на конвейере». «Графологи давно
научились отличать почерк мужчины от почерка
женщины. Женский почерк обычно более
“правильный”, красивый, стандартный,
симметричный, элементы букв ближе к тем, что
даются школьными прописями. Почерк мужчины чаще
более «неправильный», неравномерный,
размашистый, индивидуально-оригинальный, иногда
с недописанными элементами букв, менее похожий
на принятые стандарты». Поэтому необходимо это
учитывать учителю и не нарушать при этом
гармонию физиологических механизмов психики и
их поведенческих механизмов.
А вот система работы по формированию
навыка правильного соединения букв, что весьма
необходимо, должна проводиться обязательно,
дифференцированно и на протяжении всех четырех
лет обучения в начальной школе.
Учителю следует прописывать учащимся
те элементы букв, цифр, слоги и буквы, которые
требуют корректировки.
В ходе проверки учителем прописанных
учащимися букв необходимо исправлять
неправильно прописанные буквы и выносить (как
один из оптимальных вариантов корректировки)
образцы их написания на поля (подчеркнуть
неправильные соединения, исправить и прописать
образцы данных соединений на полях и для
прописывания на новой строке).
Учителю также необходимо исправлять
неправильные написания в классных и домашних
работах.
Неправильные написания необходимо
индивидуально прописывать и в тетрадях для работ
по математике.
Обязательна система работы над
ошибками в тетрадях по математике и по русскому
языку.
Рекомендуем как один из оптимальных
вариантов в ходе проверки работ учащихся только
зачеркивать неправильный ответ или ошибку,
подчеркнуть это место и дать возможность
учащимся самим в классе или дома написать нужный
ответ или орфограмму.
V. Оформление письменных работ по
русскому языку
После каждой классной (домашней)
работы следует отступать две строчки (пишем на
третьей).
При оформлении красной строки надо
сделать отступ вправо не менее 2 см (2 пальца).
Оформление красной строки должно
осуществляться с самого начала оформления
текстов в 1-м классе.
В ходе всей работы не пропускаем ни
одной строки. Необходимо учитывать, что при
оформлении письменных работ по русскому языку на
новой странице следует писать с самой верхней
строки, дописывать до конца страницы, включая
последнюю строку.
Слева, при оформлении каждой строки,
отступаем по единой вертикальной линии (от края
не более 5 мм).
Справа дописываем до конца строки, при
этом с самого начала 1-го класса учим
нормативному переносу слов, используя
традиционные методические подходы.
Необоснованно пустых мест в конце каждой строки
быть не должно.
Запись даты написания работы по
русскому языку (и математике) ведется по центру
рабочей строки. В 1-м классе в период обучения
грамоте запись даты ведется учителем или
учащимися в виде числа и начальной буквы
названия месяца. По окончании периода обучения
грамоте и до окончания 4-го класса записываются
число и полное название месяца.
Например:
1 декабря.
15 апреля.
4 мая.
В 4-м классе допускается в записи числа
писать имена числительные прописью.
Например:
Первое декабря.
Пятнадцатое апреля.
Четвертое мая.
Запись названия работы проводится на
следующей рабочей строке (без пропуска строки) по
центру и оформляется как предложение.
Например:
Классная работа.
Домашняя работа.
Самостоятельная работа.
Контрольная работа.
Работа над ошибками.
В 1–4-х классах в тетрадях по
математике словосочетание «Контрольная работа»
не пишется.
Вариативность выполнения работы
фиксируется на следующей рабочей строке по
центру (полная или краткая запись) либо на полях
(краткая запись).
Например:
I вариант.
I в.
2 вариант.
2 в.
Номера всех упражнений, выполняемых в
тетрадях, необходимо обязательно указывать.
Допускается несколько вариантов записи номера
упражнения. Номер упражнения необходимо
указывать по центру строки (краткая или полная
форма записи) либо на полях (краткая форма
записи).
Например:
Упражнение 14.
Упр. 14.
Упражнение 173.
Упр. 173.
Все подчеркивания следует проводить
остро отточенным простым карандашом по линейке.
В некоторых видах работ допускается
подчеркивание без линейки, что зависит от хорошо
сформированного навыка работы с простым
карандашом. Выделение орфограмм следует делать
простым карандашом. Выполнение всех необходимых
операций в тетради простым карандашом дает
возможность учащимся самим в ходе выполнения
работы или в ходе самопроверки своевременно
скорректировать и исправить допущенную ошибку,
что исключено при использовании чернил.
Переход в 1-м классе учащихся на работу
в тетради в широкую линейку определяет сам
учитель. При этом учитель руководствуется
наличием у каждого учащегося успешно
сформированного навыка письма.
При письменном морфемном разборе слов
необходимо более четко и аккуратно выделять
каждую морфему. Если к корню (приставке, суффиксу,
окончанию) слова относятся три (две, четыре, пять)
буквы, то и обозначить эти морфемы простым
карандашом надлежит более точно.
При синтаксическом разборе волнистой
линией надлежит подчеркивать только
определение, если изучение второстепенных
членов предложения предусмотрено программой.
При оформлении словосочетаний
допускается, помимо традиционной, форма
оформления, вытекающая из требований программы
для 5-го класса.
В 1–4-х классах в тетрадях (листах для
контрольных работ) по русскому языку записываем
вид работы и строкой ниже – ее название.
Например (вид):
Диктант.
Изложение.
Сочинение.
(название) Пушок.
В тайге.
Ранняя весна.
Учащимся 1–4-х классов надо
обязательно соблюдать красную строку. Текст
каждой новой работы следует начинать с красной
строки.
VI. Оформление письменных работ по
математике
Между классной и домашней работами
следует отступать 4 клетки (на пятой клетке
начинаем писать следующую работу).
Между видами работ в классной и
домашней работах следует отступать 2 клетки (на
третьей клетке пишем).
Между столбиками выражений, уравнений,
равенств и неравенств и т.п. отступаем 3 клетки
вправо, пишем на четвертой.
Все номера заданий и задач, которые
выполняются в тетради, необходимо записывать в
тетрадь. Мы рекомендуем писать номер задания по
середине строки либо на полях, так как это:
а) экономит место;
б) позволяет более четко и быстро найти номер
задания при проверке любой работы, а отсюда более
ясно просматривается структура классной или
домашней работы. Слово «задача» рекомендуем
писать посередине, после чего сразу ставится
номер задачи (номера остальных заданий пишем на
полях).
Число можно писать традиционно
посередине, а можно и на полях (например: 17.03.01
без буквы «г.»).
Число на полях также пишется на пятой
клетке по вертикали, то есть на той же строчке,
где и домашняя (классная) работа. В любой работе
(классной или домашней) слева по горизонтали
отступаем одну клетку от края.
В письменной работе допускается и
другая форма оформления. Перед каждым заданием
учащиеся сами определяют цель задания и пишут ее
в тетрадь.
Например:
«Найти сумму».
«Найти разность».
«Найти уменьшаемое».
«Найти вычитаемое».
«Найти первое слагаемое».
«Найти второе слагаемое».
«Найти множимое».
«Найти множитель».
«Найти значение выражений».
«Найти результаты выражений».
«Сравнить величины» и т.д.
Необходимо с самого начала 1-го класса
оформлять поля с внешней стороны страницы
тетради. На поля следует отводить четыре клетки,
проводить их простым карандашом.
При записи математических выражений
все символы (знаки, цифры) фиксируются с учетом
правил каллиграфии, то есть с соблюдением
графики и соответствия количества клеток
количеству записываемых символов.
Особенно соблюдение этого требуется
при работе с многозначными числами (сложение,
вычитание, умножение и деление).
Роль операции с простым карандашом
остается той же (см. раздел «Оформление
письменных работ по русскому языку»).
Требования к ведению классного журнала
1. Все записи в журнале делаются
ручкой одного цвета (лучше синей шариковой).
2. Названия предметов записываются с
маленькой буквы.
3. Фамилия, имя, отчество учителя
записываются полностью.
4. Записи делаются четко и аккуратно
(исключая карандаш, а также прочерки).
5. На левой стороне журнала ставится
дата урока, записывается название месяца. Если
уроки сдвоены, то дата ставится дважды.
6. На правой стороне записываются
число и тема урока. При проведении сдвоенных
уроков темы каждого урока записываются отдельно.
Прочерки, обозначающие повтор, запрещены.
7. Учитель проверяет и оценивает
знания учащихся, своевременно выставляя оценки в
журнале, обязательно отмечает отсутствующих на
уроке буквой н.
8. Оценки за четверть, триместр,
полугодие выставляются после последнего урока
(без пропуска ячеек).
9. Итоговые оценки (четвертные,
триместровые, полугодовые) должны быть
объективными и обоснованными. У ученика должно
быть не менее трех оценок (если недельная
нагрузка по предмету – два часа) и более трех
(если недельная нагрузка – три, четыре и более
часов) с обязательным учетом качества знаний по
письменным, лабораторным и практическим работам,
тестированию. Итоговая оценка – это не среднее
арифметическое из всех оценок. Она выставляется
по фактическому уровню знаний учащихся на
конец триместра и полугодия.
10. Не рекомендуется спрашивать
ученика, пропустившего три и более уроков, в
первый день присутствия на занятии, тем более
выставлять неудовлетворительную оценку.
11. Особая отметка делается не только
о теме практической или лабораторной работы, но и
выставляется ее номер.
12. В графе «Домашнее задание»
записываются содержание задания, страницы,
номера упражнений с отражением специфики
организации домашней работы (повторить,
составить план, таблицу и т.д.)
При изучении ряда учебных дисциплин
домашние задания носят творческий характер
(написание рефератов, докладов, составление
чертежей, рисунков и т.д.).
Тогда в графе «Домашнее задание»
пишется: «Творческие задания» – и
указывается его характер.
При изучении курса «Физическая
культура» в графе «Домашнее задание» можно
записать: «Индивидуальные задания».
Если учитель работает по технологии,
предусматривающей обучение без домашнего
задания, то можно записать: или «Без домашних
заданий», или «Индивидуальные задания».
13. При записи тем «Повторение»,
«Решение задач» и т.д. обязательно указывается
конкретная тема.
В случае ошибки при выставлении
оценки, надо зачеркнуть неправильную оценку и в
соседней клетке поставить правильную. При этом
внизу страницы делается следующая запись:
Петрова К. – оценка за I полугодие – 4
(хорошо) (подпись, печать).
Иванов П. – оценка за 5.12. – 5 (отлично) (подпись,
печать).
Ведение журнала классным руководителем
1. Учет пропусков занятий учащимися
ведется классным руководителем ежедневно, а
итоговые пропуски подсчитываются сразу же по
окончании четверти, семестра, триместра и т.д.
2. Страницы «Факультативы» и
«Кружки» заполняются в начале каждого семестра.
3. Четвертные, триместровые,
полугодовые оценки выставляются на страницу
«Итоговые оценки» на второй день после окончания
четверти, триместра, полугодия.
4. По окончании учебного года
классный руководитель против фамилии каждого
ученика делает запись:
«Решением педагогического совета
№ ___ от ___ (дата) переведен в ___ класс». Классный
руководитель готовит журнал к итоговой четверти,
триместровой, полугодовой и годовой проверке
администрацией.