История песни «Как молоды мы были»
В 1976 году состоялась премьера молодежной киноповести «Моя любовь на третьем курсе», снятой режиссером Юрием Борецким по пьесе «Лошадь Пржевальского» Михаила Шатрова. Картина о студенческом отряде на целине явно не стала классикой советского кинематографа, но в ней прозвучала великолепная песня «Как молоды мы были».
Композиция открыла публике удивительные вокальные данные Александра Градского и стала визитной карточкой теперь уже легендарного рок-музыканта.
История создания и смысл песни «Как молоды мы были»
Александра Пахмутова и Николай Добронравов написали ее специально для вышеупомянутого фильма.
По воспоминаниям Градского, изначально предполагался женский вокал:
Песня «Как молоды мы были» была написана для певицы. Эта песня должна была исполняться у костра. Вообще, планировалось две песни для фильма «Моя любовь на третьем курсе»: первая – костровая, и вторая – жесткая песня про стройотряды. В итоге осталась костровая. Ее немного переделали. Сделали аранжировку с жестким третьим куплетом. Это было узаконено. Александра Пахмутова написала партитуру, дальше уже записали песню. В принципе, эта песня для кино, то есть она не было специально придумана.
Комсомольская правда – Новосибирск
Обратить внимание на молодого рок-певца Александре Николаевне посоветовал звукорежиссер Виктор Бабушкин.
О памятной встрече с Пахмутовой рассказывает Александр Градский:
Мы с ней встретились в комнате музыкальной редакции «Мосфильма», где было маленькое пианино коричневого цвета. Она села за этот инструмент и наиграла мне эту песню. Потом я набрался нахальства и попросил у нее партитуру посмотреть. Она была очень удивлена, она до сих пор об этом говорит с удивлением, потому что в музыкальной среде «курица – не птица», а вокалист – не музыкант. Я посмотрел партитуру, понял, что это может быть интересно сделано в третьем куплете: сделать некую кульминацию, и предложил ей этот вариант. Она сказала, не знаю, не знаю, по-моему, все-таки будет высоковато для вас. Говорю, давайте, может, попробуем.
Общественное телевидение России
Во время студийной работы над композицией были сделаны три разных дубля, которые Виктор Бабушкин свел в один трек. Получившая версия прозвучала в фильме и попала в радиоэфир.
Александр Градский говорит, что его отношение к песне с годами меняется:
Я спел ее, когда мне было 26 лет. Это было довольно необычно, поскольку молодой еще совсем человек пел с точки зрения взрослого. Сегодня я ее пою правильнее. И по-другому. А Аля всегда говорит: «Мне интересно, что ты сейчас будешь делать. Я все время слежу, как ты ее меняешь».
Кавер-версии
Впоследствии композицию исполняли другие популярные артисты. Далее можно послушать онлайн версию «Как молоды мы были» Тамары Гвердцетели.
Интересные факты
- В начале шестидесятых в советских кинотеатрах шел болгарский фильм «Как молоды мы были» (болг. «А бяхме млади»), который мог подсказать авторам название будущей песни.
- Александре Николаевне советовали перезаписать композицию с другим, более идеологически правильным артистом. Но Пахмутова осталась непреклонна, поэтому по радио и ТВ прозвучала версия Александра Градского.
Текст песни «Как молоды мы были»
Оглянись, незнакомый прохожий,
Мне твой взгляд неподкупный знаком
Может, я это, только моложе –
Не всегда мы себя узнаем
Припев:
Ничто на земле не проходит бесследно
И юность ушедшая все же бессмертна
Как молоды мы были,
Как молоды мы были,
Как искренне любили,
Как верили в себя
Нас тогда без усмешек встречали
Все цветы на дорогах земли
Мы друзей за ошибки прощали,
Лишь измены простить не могли
Припев
Первый тайм мы уже отыграли
И одно лишь сумели понять:
Чтоб тебя на земле не теряли
Постарайся себя не терять
Припев
В небесах отгорели зарницы,
И в сердцах утихает гроза
Не забыть нам любимые лица,
Не забыть нам родные глаза
Припев
Цитата о песне
Если она нашла возможным доверить мне какую-то из своих вещей – это здорово.
Александр Градский, ОТР
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Легендарная песня Александры Пахмутовой и Николая Добронравова была написана в 1975 году для фильма «Моя любовь на третьем этаже».
Песня прославила молодого Градского и стала его визитной карточкой на долгое годы.
Как вспоминал Градский, песня «Как молоды мы были» была написана для певицы. Эта песня должна была исполняться у костра. Вообще, планировалось две песни для фильма «Моя любовь на третьем курсе»: первая – костровая, и вторая – жесткая песня про стройотряды. В итоге осталась костровая. Ее немного переделали. Сделали аранжировку с жестким третьим куплетом. Это было узаконено. Александра Пахмутова написала партитуру, дальше уже записали песню. В принципе, эта песня для кино, то есть она не было специально придумана.
Градский 1976 — молодой, летящий, звонкий…
Градский 1988 год — моя любимая запись. Эверест! Пик и зенит его силы.
Кобзон — очень трогающее исполнение. Хотя, будучи баритоном, а не тенором (как Градский) он прыгает не на октаву, а на квинту, как и Хворостовский.
Караченцев. Вообще, я не люблю когда актеры поют, но тут есть что-то завораживающее
Версия от Наргиз
Панайотов — низов ему, конечно, не хватает
Хор Сретенского монастыря
Хворостовский
Очень долго я искал вариант, который был бы не хуже Градского, с теми же сумасшедшими высокими нотами.
И нашел его на шоу Маска. Браво, Юсиф! Браво, Лама!
Автор:
23 июля 2019 11:15
С рок-музыкантами творчество Пахмутовой сталкивалось и в советские годы. Более того — песня Александры Николаевны сыграла важнейшую роль в карьере одного из первых советских рокеров — Александра Градского.
В середине 1970-х широкие массы практически не знали певца в лицо, хотя его голос уже можно было услышать на пластинках Давида Тухманова или за кадром художественных фильмов. Вот и в тот раз Градский записывал на «Мосфильме» песни для к-ф «Романс о влюблённых» — вместе со звукорежиссёром Виктором Бабушкиным. Бабушкин давно сотрудничал с Пахмутовой, поэтому предложил молодому певцу попробовать записать две её композиции — ударный «Яростный стройотряд» и лирическую «Как молоды мы были».
Обе были написаны Александрой Николаевной для фильма «Моя любовь на третьем курсе». Причём «Как молоды мы были» воспринималась композитором, как тихая камерная песня, которую мог бы исполнить любой актёр. Говорят, что одной из претенденток на эту песню была Елена Камбурова (и она её позже запишет), но всё сложилось иначе…
Уже на первой встрече Градский сумел ошарашить композитора, когда попросил показать ему партитуру. Пахмутова с удивлением посмотрела на заносчивого длинноволосого юношу, но партитуру дала.
А. Градский:
«…потому что в музыкальной среде «курица – не птица», а вокалист – не музыкант. Я посмотрел партитуру, понял, что это может быть интересно сделано в третьем куплете: сделать некую кульминацию, и предложил ей этот вариант. Она сказала, не знаю, не знаю, по-моему, все-таки будет высоковато для вас. Говорю, давайте, может, попробуем».
Так, благодаря Градскому, тональность третьего куплета была поднята на целую октаву, и лирическая песня обрела драматическую мощь. По воспоминаниям певца, было сделано три дубля, а затем Бабушкин смонтировал из самых удачных кусков окончательный вариант, вошедший в фильм.
Пахмутову не раз убеждали заменить «этого волосатика» на кого-то более пристойного — например, Кобзона. Однако Александра Николаевна проявила привычное упорство, также настояв на том, чтобы именно Градский исполнял «Как молоды мы были» на фестивале «Песня года — 77».
А. Градский:
«Потом не раз я просил её прийти на всевозможные худсоветы и поддержать тогда начинающих артистов, как МАШИНУ ВРЕМЕНИ, Гребенщикова. У Али всегда был фантастический авторитет, после её слов никто не смел возражать. Каюсь, я её часто просил помочь в таких вещах, и она никогда не отказывала».
Кстати, заметьте, если в фильме третий припев подхватывал детский хор, то в сольных выступлениях певец пел эти строчки своим знаменитым фальцетом.
После успеха песни карьера Градского резко пошла вверх. Он начал собирать Дворцы спорта и стал одним из самых высокооплачиваемых исполнителей. Конечно, главный «гвоздь» его программы — «Как молоды мы были» — ему изрядно надоел, но он всегда относился к этой песне вообще и к Пахмутовой в частности с большим уважением и благодарностью.
А. Градский:
«…она более эстрадная всё-таки, чем то, что я делаю. А талантливые композиторы, такие, как Пахмутова, это ведь раз в столетие случается. И у них раз в карьере может случиться такая вещь, как «Как молоды мы были».
…Я спел её, когда мне было 26 лет. Это было довольно необычно, поскольку молодой еще совсем человек пел с точки зрения взрослого. Сегодня я её пою правильнее. И по-другому. А Аля всегда говорит: «Мне интересно, что ты сейчас будешь делать. Я всё время слежу, как ты её меняешь»».
Ссылки по теме:
Приветствую вас, дорогие друзья! В рубрике «Музыкальный момент» хочу посвятить несколько публикаций добрым песням с интересными историями. Сегодня познакомлю вас с историей песни «Как молоды мы были». Тему назвала так «Добрая песня с историей: «Как молоды мы были». Когда слушаешь понравившуюся песню и не задумываешься о том, что стоит за ее созданием. А ведь у песни, как у человека, своя интересная история рождения, свои родители – авторы.
Иногда авторы не могут объяснить, как песня появляется на свет. Порой она рождает абсурдные слухи, невероятные домыслы об истории создания, связанные либо с исполнителем, либо с ее создателями. Но оказывается, что история песни гораздо прозаичнее. Судьба песен, как и у людей, бывает разной. Встречаются песни, окруженные мифами и легендами. Иногда рождение песни можно назвать счастливой случайностью. Абсолютно как у людей, не правда ли?
Добрая песня с историей: «Как молоды мы были»
Есть песни, по которым сразу узнают первого исполнителя даже спустя много лет. Во все времена вокалисты мечтали о таком произведении. В этом отношении Александру Градскому повезло, потому что история песни «Как молоды мы были» неразрывно связана с его судьбой. Именно эта композиция стала визитной карточкой легендарного рок-музыканта. Благодаря этой песни, о таланте Градского узнала вся страна.
Как рождался гимн молодости
Эпоха семидесятых годов многим людям старшего поколения запомнилась выходом на широкий экран самых знаковых кинолент. Так киноповесть «Моя любовь на третьем курсе» после громкой премьеры в 1976 году мгновенно обрела популярность во всей стране. Хотя картина талантливого режиссера Юрия Барецкого не считается классикой советского кинематографа, прозвучавшая в ней песня до сих пор греет сердца людям.
Это была песня «Как молоды мы были». Музыкальный шедевр родился, благодаря таланту Александры Пахмутовой, а предложил исполнить композицию тогда еще малоизвестному Александру Градскому звукорежиссер Виктор Бабушкин. К слову сказать, он давно сотрудничал с Александрой Николаевной.
Оглянись, незнакомый прохожий,
Мне твой взгляд неподкупный знаком
Может, я это, только моложе —
Не всегда мы себя узнаём.
Ничто на земле не проходит бесследно,
И юность ушедшая всё же бессмертна.
Как молоды мы были,
Как молоды мы были,
Как искреннe любили,
Как верили в себя.
Нас тогда без усмешек встречали
Все цветы на дорогах земли,
Мы друзей за ошибки прощали,
Лишь измены простить не могли.
Первый тайм мы уже отыграли
И одно лишь сумели понять:
Чтоб тебя на Земле не теряли,
Постарайся себя не терять.
В небесах отгорели зарницы,
И в сердцах утихает гроза.
Не забыть нам любимые лица,
Не забыть нам родные глаза.
Что касается музыкальной части, то для упомянутой уже киноленты было написано две абсолютно разные по жанру и характеру песни. «Яростный стройотряд» был своеобразным призывом к молодежи. Эта наполненная энергией композиция вдохновляла юношей и девушек на свершение важных дел. С этой песней потом молодые люди отправлялись строить БАМ. Она стала гимном стройотрядовского движения.
Песня «Как молоды мы были», наоборот, была романтичной по характеру и содержанию. Каждая строчка наполнена особым смыслом. Сама Пахмутова считала произведение тихим и камерным. Изначально претенденткой на первое исполнение песни была избрана Елена Камбурова. Это была инициатива Александры Николаевны, поскольку она считала, что лирическую композицию может исполнить любой актер, а у Камбуровой это получится лучше. Но этим планам не суждено было осуществиться.
Автор стихов и музыки
Творческий дуэт Пахмутовой и Добронравова подарил нам много замечательных произведений. Созданные ими песни сразу становились шлягерами, а многие, спустя почти полвека, звучат и сейчас также свежо и ярко. Оба музыкальных произведения для фильма «Моя любовь на третьем курсе» тоже являются творением этой четы.
Авторы хотели, чтобы песня про стройотряд вдохновляла молодежь на трудовые подвиги, что, впрочем, так и случилось. А лирическая композиция предназначалась для исполнения у костра. Но история песни «Как молоды мы были» сложилась несколько иначе. После некоторых изменений и жесткой аранжировки третьего куплета композиция вышла в свет. И сегодня она звучит в той же версии, как много лет назад прозвучала в киноповести «Моя любовь на третьем курсе».
Первый исполнитель
Александр Градский в середине 70-х не был известен широкой публике, хотя его голос знали многие. Певец записывал песни Тухманова для разных кинофильмов. Поэтому он не удивился, когда ему предложили исполнить две композиции для новой картины. Но Градский на первой встречи с авторами шокировал Пахмутову необычно просьбой. Он захотел посмотреть партитуру. Александра Николаевна удивленно посмотрела на молодого человека с длинными по моде волосами, но не отказала ему в просьбе.
Именно тогда певец предложил из третьего куплета создать интересную кульминацию. Александра Николаевна приняла его предложение, хотя заметила, что тональность на октаву выше будет для него высоковата. Благодаря внесенным изменениям, лирическая композиция обрела мощь и драматизм.
Так и был создан один шедевр на троих, который уже через год прозвучал на традиционном музыкальном фестивале «Песня года». Правда, на Александру Николаевну оказывалось давление, ее убеждали доверить песню другому исполнителю. Но Пахмутова отстояла Градского.
После дебютного успеха резко пошла вверх и карьера самого исполнителя. Он стал одним из самых востребованных и высоко оплачиваемых певцов. Но в программу каждого концерта Градский обязательно включал песню «Как молоды мы были», а виртуозное исполнение им финальной части композиции и много десятилетий спустя вызывала восторг публики.
Кто еще исполнял известный шлягер
История песни «Как молоды мы были» будет неполной без упоминания тех, кто осмелился после блистательного исполнения Градского взять в свой репертуар эту песню. В этом списке много известных имен:
- Людмила Гурченко;
- Тамара Гвердцители;
- Эдита Пьеха;
- Дмитрий Хворостовский;
- Иосиф Кобзон;
- Хор Турецкого;
- Николай Караченцов и многие другие.
Многие молодые исполнители тоже исполняют эту песню на конкурсах и фестивалях. Поэтому есть уверенность, что история знаменитого шлягера будет продолжена.
Интересные факты
- Название будущей композиции авторы позаимствовали у болгар. В начале шестидесятых в советских кинотеатрах демонстрировался фильм точно с таким названием.
- Памутовой неоднократно советовали перезаписать композицию с другим певцом, но она оставалась непреклонна. Поэтому по радио и ТВ прозвучала версия Александра Градского.
- Градский и звукорежиссер Бабушкин записали в студии три дубля, звукорежиссер свел их в одну композицию, и она прозвучала в фильме, прославившись на весь Советский Союз.
- В 1977 году песня в исполнении Александра Градского стала лауреатом конкурса «Песня года».
- Градскому на момент первого исполнения песни было всего 26 лет, но он сумел передать в композиции трогательную ностальгию по ушедшей молодости.
- В шоу «Голос» ее пели четыре раза, в «Голос. Дети»-Сезон-6 ее великолепно исполнил Валерий Кузаков.
Легендарная песня «Как молоды мы были» будет еще очень долго радовать поклонников. Несомненно, есть надежда, что к списку уже известных исполнителей добавятся имена новых талантов.
Напоследок
Семь нот творят музыку, которая порой идет с нами через года и становится свидетелем нашей жизни. Добрых песен о добре, любви и верности, на мой взгляд, появляется все меньше и меньше. Но добрая песня «Как молоды мы были» столько лет живет и остается актуальной в настоящее время. Сердце замирает, когда слушаешь первые аккорды этой популярной песни.
Приглашаю вас послушать песню «Как молоды мы были» в исполнении Алишера Каримова и Александра Градского, снятый каналом Голос / The Voice Russia.
Спасибо вам за внимание, дорогие читатели! Если вам понравилась публикация и хотите больше знать об историях создания добрых песен, то подписывайтесь на обновление статей в рубрике «Музыкальный момент«. Также не забывайте рекомендовать статью своим друзьям в социальных сетях! Приглашаю посмотреть видеофильмы на моем канале You Tube.
Пусть у Вас всё будет хорошо, Вера.
Александр Градский — Alexander Gradsky — Как молоды мы были
Музыка: Александра Пахмутова
История песни, ставшей на долгие годы визитной карточкой Александра Градского.
«Как молоды мы были» — песня, написанная в 1975 году совместно композитором Александрой Пахмутовой и поэтом Николаем Добронравовым специально для художественного фильма «Моя любовь на третьем курсе» по пьесе «Лошадь Пржевальского» Михаила Шатрова.
Песня является «визитной карточкой» певца и композитора Александра Градского.
Изначально песня была написана для женского вокала, её должна была исполнять Елена Камбурова. Однако во время съёмок фильма «Романс о влюблённых» на «Мосфильме» к Градскому подошёл знакомый звукорежиссёр Виктор Бабушкин и попросил записать песню для кинофильма «Моя любовь на третьем курсе».
Как вспоминала Камбурова:
В старом и ныне напрочь забытом фильме по пьесе Михаила Шатрова «Моя любовь на третьем курсе» я записывала одну из песен Александры Пахмутовой. Мне, честно говоря, песня эта совершенно не нравилась, а когда песня не нравится, то я ее не могу петь. Поэтому при записи я просто мучилась, и она оказалась не слишком удачной.
В это время по павильонам студии «Мосфильм» гулял Александр Градский, и композитору пришло в голову, что неплохо было бы, чтобы песня прозвучала в более высоком регистре. И потому с ходу, импровизационно, решили попробовать Градского. И вышло очень здорово.
Потом эта песня звучала буквально по всем радиоканалам страны и принесла Градскому большую популярность. Вы ее, может быть, даже помните:
Оглянись, незнакомый прохожий…
Тогда Градский и познакомился с Александрой Пахмутовой, которой Александр Борисович при первой встрече не понравился. Градский предложил композитору изменить песню, спев третий куплет на октаву выше, и Пахмутова изменила аранжировку композиции специально под голос исполнителя.
Как вспоминал Александр Градский, в эфире центрального канала в 1976 году песня прозвучала 5 раз
Композиция в его исполнении являлась лауреатом фестиваля «Песня-77» (запись не сохранилась).
История с первой исполнительницей песни Еленой Камбуровой имела продолжение:
— С Лужковым произошла странная, почти мистическая история… Я давно мечтала о помещении для Театра музыки и поэзии — и благополучно промечтала бы о такой роскоши по сей день. Но на фестивале в Германии я познакомилась с одним весьма влиятельным человеком. Назад мы ехали в поезде вместе с ним и Градским, и новый знакомый сказал: `Ребята, у вас обоих будут свои театры`. Он не только оказался пророком, но и очень помог мне на первых порах.
— Каким образом?
— Лужков на моих концертах никогда не был и не пришел бы поныне: я не героиня его романа. Но этот человек устроил в Моссовете концерт специально для Лужкова. Кстати, я там чуть было не провалилась. Уже все в зале сидят, меня объявляют — и вдруг отключается звук. Без микрофона петь никак не могу — представьте себе мое состояние… Тут выходит Градский и предваряет мою программу огромным вступительным словом. Пока он говорил, звук, слава Богу, включился. Очень по-рыцарски Саша поступил…
Е.Камбурова
Кроме Александра Градского, «Как молоды мы были» также исполняли Людмила Гурченко, Эдита Пьеха, Тамара Гвердцители, Иосиф Кобзон, Дмитрий Хворостовский, Николай Караченцов, Альберт Асадуллин, Иво Бобул. В рамках телепроекта «Голос» композицию исполняли Денис Федоренко (2012, Украина), Николай Тимохин (2013, Россия) и Кайрат Примбердиев (2016, Россия).
Как молоды мы были
Оглянись, незнакомый прохожий,
Мне твой взгляд неподкупный знаком
Может, я это, только моложе —
Не всегда мы себя узнаём.
Припев:
Ничто на земле не проходит бесследно,
И юность ушедшая всё же бессмертна.
Как молоды мы были,
Как молоды мы были,
Как искренно любили,
Как верили в себя.
Нас тогда без усмешек встречали
Все цветы на дорогах земли,
Мы друзей за ошибки прощали,
Лишь измены простить не могли.
Припев:
Ничто на земле не проходит бесследно,
И юность ушедшая всё же бессмертна.
Как молоды мы были,
Как молоды мы были,
Как искренно любили,
Как верили в себя.
Первый тайм мы уже отыграли
И одно лишь сумели понять:
Чтоб тебя на Земле не теряли,
Постарайся себя не терять.
Припев:
Ничто на земле не проходит бесследно,
И юность ушедшая всё же бессмертна.
Как молоды мы были,
Как молоды мы были,
Как искренно любили,
Как верили в себя.
В небесах отгорели зарницы,
И в сердцах утихает гроза.
Не забыть нам любимые лица,
Не забыть нам родные глаза.
Припев:
Ничто на земле не проходит бесследно,
И юность ушедшая всё же бессмертна.
Как молоды мы были,
Как молоды мы были,
Как искренно любили,
Как верили в себя.
https://www.youtube.com/watch?v=Y2PLYG1tVXs
В бескрайнем море мировой поп-культуры советская эстрада представляла собой как бы отдельный, непотопляемый остров. Омываемая волнами всевозможных стилей и направлений, она оставалась во многом самобытной, и даже приблизительных аналогов этому яркому, особенно дорогому для тех, кто родился и жил в СССР, явлению найти невозможно.
Среди песен-жемчужин, подаренных нам в разные годы отечественными композиторами, поэтами и вокалистами, немало таких, которые вот уже много десятилетий являются подлинными шедеврами музыкального искусства, заставляют говорить о них как об уникальных, ни с чем не сравнимых произведениях. В уходящем году мы отмечали юбилеи выдающегося композитора Александры Пахмутовой и превосходного певца Александра Градского, и как тут не вспомнить об их главной совместной удаче — глубоко лиричной, проникновенной, погружающей в воспоминания о прошлом песне «Как молоды мы были».
В кинематографе основная мелодия бывает равносильна разворачивающемуся на экране сюжету. Крылатовскую песню про лесного оленя из фильма «Ох уж эта Настя!», феноменальный, написанный для ленты «Мой ласковый и нежный зверь» вальс Евгения Доги, сочиненную Марком Минковым обворожительно-игривую вещицу «Где водятся волшебники», звучащую в детской телевизионной картине «Незнайка с нашего двора», а также многие другие талантливо выполненные для кино музыкальные опусы роднит то, что все они, в известной мере, затмили кинопроизведения, для которых поначалу служили вроде бы лишь фоном.
Песня «Как молоды мы были» впервые прозвучала в вышедшей на экраны в 1976 году молодежной ленте «Моя любовь на третьем курсе», снятой режиссером Юрием Борецким по пьесе Михаила Шатрова «Лошадь Пржевальского». Сегодня относительно немногие помнят, что данная картина рассказывает о работавшем на целине студенческом отряде. И даже среди преданных поклонников творчества Пахмутовой и Добронравова далеко не каждый знает, что именно для этого фильма звездная пара сочиняла ставшую спустя годы легендарной композицию.
Александр Градский вспоминал: «Как молоды мы были» изначально написана для певицы. Мы встретились с Александрой Николаевной в комнате музыкальной редакции «Мосфильма», где стояло маленькое пианино. Она села за этот инструмент и наиграла мне эту песню. Прослушав, я набрался нахальства и попросил разрешения посмотреть партитуру. И тут я понял, что, возможно, для усиления эффекта, было бы не лишним в третьем куплете сделать некую кульминацию, о чем и сообщил композитору. Поначалу Пахмутова сомневалась: боялась, что для меня это будет высоковато. Но все же я убедил ее попробовать».
Мало того, что настойчивость Александра Борисовича была оправдана, принесла свои удивительные плоды, — ключевой, начинающийся словами «Первый тайм мы уже отыграли», пропетый мощнейшим тенором да еще и на октаву выше (ради этого Александра Николаевна не поленилась сделать новую аранжировку) третий куплет не просто вывел песню на качественно новый уровень, но фактически сделал Градскому имя. «Первый тайм» стал для вокалиста своего рода «финалом» — не в том смысле, что ознаменовал собой некий финиш, напротив, способствовал выходу в ту стадию перманентных арт-состязаний, где выступают исключительно заслуженные мастера, лучшие из лучших. Возможность спеть потенциальный шлягер самого известного и уважаемого песенного тандема для малоизвестного 26-летнего певца — это ли не то же самое, что сорвать джекпот? Блистательно представить столь сложную в техническом плане композицию на советской эстраде 70-х, когда конкуренция была попросту запредельной, — сродни завоеванию чемпионского титула.
Эта песня надолго стала мерилом вокального мастерства, причем не только применительно к Александру Борисовичу, но и к советскому эстрадному пению как таковому. Кто в дальнейшем только не пел музыкальную сагу про «незнакомого прохожего» со знакомо-неподкупным взглядом: Людмила Гурченко, Эдита Пьеха, Тамара Гвердцители, Иосиф Кобзон, Дмитрий Хворостовский, Николай Караченцов, Альберт Асадуллин. И все-таки исполнение, о котором здесь идет речь, по сей день остается несравненным, каноническим.
После успеха «Как молоды мы были» имя Градского прогремело на всю страну и даже прозвучало далеко за ее пределами. С тех пор в его вокальном репертуаре не было вещи более сильной, пронзительной и востребованной, чем эта композиция без малого 45-летней давности.
По-видимому, она сыграла важную роль и в творческой линии создателей шедевра — композитора и поэта. Если до середины 1970-х львиная доля вышедших из-под пера Александры Николаевны и Николая Николаевича песен была посвящена преимущественно гражданско-патриотической проблематике («Голос Родины, голос России», «Весна сорок пятого года», «Горячий снег», «Малая земля», «И вновь продолжается бой», «Мы тоже — советская власть»), то после громкого успеха триумвирата напористая героика сочинений стала еще более органично сочетаться с прочувствованным лиризмом. Наш любимый песенный и семейный союз и прежде не изменял себе в главном: произведения на злобу дня естественно дополняли лирическую, философско-созерцательную тематику, однако с тех самых пор творческая палитра заметно расширилась, обогатилась свежими красками — и в плане текста, и в том, что касается мелодии.
Возможно, в истории российской песенной культуры второй половины ХХ века музыкально-художественное полотно под названием «Как молоды мы были» — самый красноречивый, наиболее доходчивый пример того, как в пятиминутном концертном выступлении можно поведать философскую притчу, иронично посетовать на суетность бытия, ностальгически взгрустнуть, оптимистически обнадежить, используя при этом где-то почти шепот, а где и поистине яростный вокальный напор.
Замечательные, разошедшиеся на цитаты фразы «Чтоб тебя на земле не теряли, постарайся себя не терять», «Мы друзей за ошибки прощали, лишь измены простить не могли» обрамлены в гениальную музыку, которая по своей гармонической и мелодической структуре не имеет ни предшественников, ни последователей.
«В небесах отгорели зарницы, и в сердцах утихает гроза», — после могучего, грохочущего апофеоза звучит вкрадчивое, душещипательное пианиссимо. На глазах немолодого уже исполнителя (у Градского, разумеется, до сих пор эта вещь коронный номер) и многих зрителей в концертном зале выступают невольные слезы.
«Не забыть нам любимые лица, не забыть нам родные глаза. Ничто на земле не проходит бесследно, и юность ушедшая все же бессмертна. Ка-а-ак мо-лоды мы были, ка-ак молодымыбыли (слова песни по воле певца то плавно рвутся, дробятся, то стремительно сливаются), как искренно любили, как верили в себя…»
Дождутся ли нынешнее и последующие поколения столь же мощного песенного высказывания — вот в чем вопрос. Для этого, как полагают создатели прекрасной песни, надо прежде всего искренне любить. И верить — в себя.
Фото на анонсе: Сергей Серегин/Фотохроника ТАСС
-
-
February 18 2017, 10:01
- Музыка
- Cancel
История песни «Как молоды мы были»
В 1976 году состоялась премьера молодежной киноповести «Моя любовь на третьем курсе». Картина о студенческом отряде на целине явно не стала классикой советского кинематографа, но в ней прозвучала великолепная песня «Как молоды мы были».
Композиция открыла публике удивительные вокальные данные Александра Градского и стала визитной карточкой теперь уже легендарного рок-музыканта. Александра Пахмутова и Николай Добронравов написали ее специально для вышеупомянутого фильма. По воспоминаниям Градского, изначально предполагался женский вокал:
Песня «Как молоды мы были» была написана для певицы. Эта песня должна была исполняться у костра. Вообще, планировалось две песни для фильма «Моя любовь на третьем курсе»: первая – костровая, и вторая – жесткая песня про стройотряды. В итоге осталась костровая. Ее немного переделали. Сделали аранжировку с жестким третьим куплетом. Это было узаконено. Александра Пахмутова написала партитуру, дальше уже записали песню. В принципе, эта песня для кино, то есть она не было специально придумана.
Комсомольская правда — Новосибирск
Обратить внимание на молодого рок-певца Александре Николаевне посоветовал звукорежиссер Виктор Бабушкин. О памятной встрече с Пахмутовой рассказывает Александр Градский:
Мы с ней встретились в комнате музыкальной редакции «Мосфильма», где было маленькое пианино коричневого цвета. Она села за этот инструмент и наиграла мне эту песню. Потом я набрался нахальства и попросил у нее партитуру посмотреть. Она была очень удивлена, она до сих пор об этом говорит с удивлением, потому что в музыкальной среде «курица – не птица», а вокалист – не музыкант. Я посмотрел партитуру, понял, что это может быть интересно сделано в третьем куплете: сделать некую кульминацию, и предложил ей этот вариант. Она сказала, не знаю, не знаю, по-моему, все-таки будет высоковато для вас. Говорю, давайте, может, попробуем.
Общественное телевидение России
Во время студийной работы над композицией были сделаны три разных дубля, которые Виктор Бабушкин свел в один трек. Получившая версия прозвучала в фильме и попала в радиоэфир.
Александр Градский говорит, что его отношение к песне с годами меняется:
Я спел ее, когда мне было 26 лет. Это было довольно необычно, поскольку молодой еще совсем человек пел с точки зрения взрослого. Сегодня я ее пою правильнее. И по-другому. А Аля всегда говорит: «Мне интересно, что ты сейчас будешь делать. Я все время слежу, как ты ее меняешь».
Впоследствии композицию исполняли Тамара Гвердцители и Эдита Пьеха.