Как мы пишем
Ю. ТЫНЯНОВ
Как мы пишем *
…А если покрыто штукатуркой, попробуйте верхний слой содрать стилем (это такая скульптурная лопаточка, есть деревянные, есть и стальные).
Лекции по палеографии.
1
Всего труднее заставить человека поверить в факт, факт его существования.
Не то чтобы он не чувствовал, что существует: он чувствует свое дыханье, свое тепло, иногда и чужое, он носит свое тело, в нем проходят мысли, он работает, — вещь рождается у него под руками. Но на сколько верст в окружности существует он, на сколько лет? Смотря кто. Есть диаметр сознания. Интерес к прошлому одновременен с интересом к будущему. Человек из записной книжки Чехова взглянул в окно на похороны: вот ты умер, тебя хоронить несут, а я завтракать пойду. Этот человек, конечно, может сказать и о будущем: вот ты не родился еще, у тебя нет фамилии, а я сейчас завтракать пойду.
Как мы пишем скачать fb2, epub бесплатно
Другие книги автора Юрий Николаевич Тынянов
Популярные книги в жанре Публицистика
Оставить отзыв
Еще несколько интересных книг
О книге «Как мы пишем. Писатели о литературе, о времени, о себе»
Подобного издания в России не было уже почти девяносто лет. Предыдущий аналог увидел свет в далеком 1930 году в Издательстве писателей в Ленинграде. В нем крупнейшие писатели той эпохи рассказывали о времени, о литературе и о себе – о том, «как мы пишем». Среди авторов были Горький, Ал. Толстой, Белый, Зощенко, Пильняк, Лавренёв, Тынянов, Шкловский и другие значимые в нашей литературе фигуры. Издание имело оглушительный успех. В нынешний сборник вошли очерки тридцати шести современных авторов, имена которых по большей части хорошо знакомы читающей России. В книге под единой обложкой сошлись писатели разных поколений, разных мировоззрений, разных направлений и литературных традиций. Тем интереснее читать эту книгу, уже по одному замыслу своему обреченную на повышенное читательское внимание.
Теги книги:
русская литература, русские писатели, литературная критика
Впечатления
Похожие книги
Другие книги автора
^
^
Гаврилов Анатолий — Как мы пишем. Писатели о литературе, о времени, о себе [Сборник]
скачать книгу бесплатно
|
|
Как мы пишем. Писатели о литературе, о времени, о себе
© В. Авченко, 2018
© В. Аксёнов, 2018
© А. Аствацатуров, 2018
© П. Басинский, 2018
© И. Бояшов, 2018
© А. Варламов, 2018
© М. Веллер, 2018
© Е. Водолазкин, 2018
© А. Гаврилов, 2018
© М. Гиголашвили, 2018
© А. Етоев, 2018
© Ш. Идиатуллин, 2018
© П. Крусанов, 2018
© В. Курицын, 2018
© В. Левенталь, 2018
© И. Малышев, 2018
© А. Матвеева, 2018
© А. Мелихов, 2018
© Т. Москвина, 2018
© С. Носов, 2018
© В. Попов, 2018
© О. Постнов, 2018
© Захар Прилепин, 2018
© А. Проханов, 2018
© А. Рубанов, 2018
© Г. Садулаев, 2018
© А. Секацкий, 2018
© Р. Сенчин, 2018
© А. Слаповский, 2018
© А. Снегирёв, 2018
© М. Степнова, 2018
© М. Тарковский, 2018
© Л. Улицкая, 2018
© Макс Фрай, 2018
© С. Шаргунов, 2018
© Л. Юзефович, 2018
© А. Етоев, П. Крусанов, состав, 2018
© Оформление. ООО «Издательская Группа „Азбука-Аттикус“», 2018
Издательство АЗБУКА®
От составителей
Замысел этой книги, как и положено всякому продуктивному замыслу, неожиданно посетил нас во время дружеского застолья. Случаются озарения и в ванной, и в вагоне метро, и в курилке публичной библиотеки, и тоже порой довольно блестящие, но это снизошло там, где снизошло. Вспоминая нашумевший проект «Литературная матрица», в котором мы оба в своё время приняли участие, один из нас сказал, что при работе над статьёй о Борисе Пильняке существенную помощь ему оказали отрывки из дневника этого автора, опубликованные в сборнике «Писатели об искусстве и о себе» (Л.; М.: издательство «Круг», 1924). Там вообще было много интересных статей (Алексей Толстой, Всеволод Иванов, Евгений Замятин и др.), которые впоследствии стали хрестоматийными, зачастую играя роль важнейшего автобиографического свидетельства. Второй из нас, демонстрируя знакомство с темой, сказал, что в 1930 году Издательство писателей в Ленинграде выпустило похожий сборник под названием «Как мы пишем». Там авторы, среди которых были Горький, Белый, Зощенко, Каверин, Лавренёв, Тихонов, Тынянов, Шкловский, те же Ал. Толстой с Пильняком, в вольной форме отвечая на вопросы предложенной издательством анкеты, рассказывали о себе, о своих книгах, о взглядах на литературу и о методах её приготовления, которым они отдают предпочтение. Мы подивились схожести идей, а стало быть, их востребованности, имевшей место на излёте первой трети прошлого века. Чем был вызван читательский интерес к фигуре писателя тогда и разве нет такого интереса сегодня? разве не вечен этот запрос? разве и по сию пору нам не хочется знать, кем же в реальности был древний грек Гомер и что он думал о нелёгком труде аэда? – озадачились мы. После чего, если кто-то ещё не догадался, решили построить собственный сборник, в котором современные отечественные писатели высказались бы в вольной форме о времени, о литературе и о себе, таким образом лишив грядущих исследователей возможности приврать или приписать задним числом тому или другому автору несвойственные ему побудительные мотивы.
Большинство авторов, к которым мы обратились с предложением представить для сборника статью, несмотря на щекотливость темы, обусловленную полуэтическим, полуэстетическим внутренним запретом говорить во всеуслышание о себе как о писателе (помните, у Евгения Шварца: «Сказать: „я писатель“ – стыдно, всё равно что сказать: „Я красавец“»), наше предложение приняли. Хотя были и отказавшиеся. Эдуард Лимонов, например, в очередной раз подтвердив репутацию эстетического бомбиста-одиночки, заявил о принципиальном неучастии в любых коллективных сборниках. Дмитрий Быков, Людмила Петрушевская и Михаил Шишкин известили, что не смогут ужиться в этом теремке под одной крышей/обложкой с некоторыми неприятными им соседями: как будто до этого они всегда маршировали в ногу, а тут – немыслимое дело! – одни – с правой, другие – с левой. Действительно, с ума сойдёшь. Илья Стогов статью написал, но, не удовлетворившись результатом, добровольно сошёл с дистанции. Михаил Елизаров, Александр Терехов и Дина Рубина оказались сверх меры загружены текущей работой. Андрею Битову, Юрию Буйде и Владимиру Шарову не позволило сесть за клавиатуру пошатнувшееся здоровье. Ещё трое пренебрегли приглашением без объяснений (подозреваем, на эти три анонимных места задним числом окажется гораздо больше претендентов, но их было именно три).
Как бы то ни было, книга получилась более чем представительная. Здесь сошлись писатели разных поколений, разных мировоззрений, разных направлений и традиций и разной степени склонности к рефлексии и самоанализу. В художественном тексте эти различия, пожалуй, не имеют значения, поскольку литература, достойная этого слова, апеллирует к вечным темам и, повествуя, не назидает. Зато в высказывании от первого лица, какое мы находим на этих страницах, личность, представления и убеждения автора зачастую выходят на первый план, удовлетворяя любопытство читателя относительно уже не литературы как таковой, а фигуры самого субъекта письма.
И ещё: авторам предоставлена полная свобода волеизъявления. Вплоть до того, что те из них, кто удостоил в рукописи «ё» точками, увидят их и в наборе, а те, кому эта буква – падчерица, точек по собственному выбору будут лишены.
Тут уместно задать вопрос: а какова задача этого сборника? В ответ можно произнести уйму юрких слов о временах, когда гражданская позиция оказывается важнее художественного жеста, о любопытном опыте речи без маски, о закалке личности посредством обнажения на свежем воздухе, о плодотворной провокации, благодаря которой, подставляясь, ускользаешь, об ответственности и о безответственности, о доверительном серьёзном разговоре и об утробном хохоте, но мы их не произнесём. Проходят десятилетия (века), однако во внутренней жизни человека мало что меняется. Очень мало. Вообще все изменения, случающиеся с нами и вокруг нас, по большей части сугубо внешние. Это прописи. Поэтому ответ будет сухим и мало что объясняющим – таким же, что и в сборнике-предтече (дословная цитата): «Его задача – в том, чтобы познакомить читателя с взглядами некоторых художников слова на современное искусство и дать тем самым известный материал по этому вопросу».
Добавим только, что, помимо современного искусства, речь здесь пойдёт и о множестве других вещей. В том числе – о королях и капусте.
Да, и о них тоже. Без них – куда?
P. S. Название для сборника, чтобы не плодить сущностей, мы позаимствовали из книги, изданной в 1930 году.
Василий Авченко. Размышления на дальневосточном гектаре
1. О чём писать
С этим всё было просто. Сам факт моего проживания во Владивостоке оказался неплохим козырем.
Дальний Восток до сих пор воспринимается так называемой центральной Россией как другая планета, зазеркалье.
Восточное крыло родной словесности оставляет двойственное впечатление: интереснейшая фактура при явной нехватке авторов нелокального масштаба. В высшей лиге за Дальний Восток играют легионеры, а местные кадры растут с трудом. Климат неподходящий?
У Одессы были Бабель, Багрицкий, Олеша, Козачинский… У нас шла и идёт никак не менее интересная жизнь, чем в Одессе. Но своих Бабелей не нашлось – и целые пласты героев, сюжетов, судеб канули в Японское, Охотское, Берингово моря.
Ещё Джойс и Эренбург сравнивали Владивосток с Сан-Франциско. Сходство действительно есть, и не только внешнее. Один из персонажей Джека Лондона сетовал: «В Сан-Франциско всегда была своя литература, а теперь нет никакой. Скажи О’Хара, пусть постарается найти осла, который согласится поставлять для „Волны“ серию рассказов – романтических, ярких, полных настоящего сан-францисского колорита…»
Вопрос в том, где найти этого самого осла.
А ведь культурное освоение территории никак не менее важно, чем административное, военное, хозяйственное. Литературная прописка дальних малонаселённых уголков империи – задача государственного масштаба. Любой Крым по-настоящему наш только тогда, когда он существует как факт литературы, кинематографа, живописи.
Скажем, начатое Невельским присоединение Сахалина к России завершил Чехов, создав первую энциклопедию дальневосточной жизни и обозначив вектор: к чёрту таиланды, открывайте свою страну, смотрите не только на запад (и Пушкин в последние дни жизни конспектировал «Описание земли Камчатки» Крашенинникова, собирался писать о присоединении восточных территорий).
Главные литературные бренды Приморья – Арсеньев и Фадеев. Оба увенчаны, но недопрочитаны: один определён в резервацию «функционеров», другой – в не менее тесную нишу «краеведов».
Можно, конечно, назвать и другие имена. Гайдар в Хабаровске начал «Военную тайну», проникнутую предчувствием войны с Японией, Андрей Некрасов в бытность сотрудником Дальморзверпрома придумал капитана Врунгеля, Юлиан Семёнов, попотев в дальневосточных архивах, – Штирлица (действие первого романа о разведчике происходит во Владивостоке, Хабаровске, Маньчжурии). Это матрица территории, дальневосточный литературный взвод: таёжник Дерсу, партизан Левинсон, Мальчиш-Кибальчиш, Врунгель, Исаев-Штирлиц.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Забыли свой пароль?
Если вы забыли пароль, введите адрес электронной почты или логин, и мы отправим вам письмо с указаниями по его восстановлению.
E-mail / login:
Подписка на новые поступления
Вы зарегистрированы
Для подтверждения регистрации, перейдите по ссылке, которая была отправлена на указанный Вами електронный адрес (также советуем перепроверить спам)
Ваш отзыв добавлен
Спасибо. Ваш отзыв появится на сайте после проверки модератором.
Подписка успешна
Спасибо. Вы успешно подписались на новые поступления, на вашу почту было отправлено письмо с инструкциями.
Ваш отзыв получен
Спасибо. Ваш отзыв уже обрабатывается.
Ваша книга успешно отправлена на обработку
Следите за обновлениями и возможно Ваш материал скоро появится на сайте
Ваш заказ принят
Заказ появится на сайте как только пройдёт модерацию. Спасибо!
Как мы пишем. Писатели о литературе, о времени, о себе
Крусанов Павел Васильевич
- 374
- 0
- 0
Скачать книгу в формате:
- fb2
- rtf
- txt
- epub
Аннотация
Подобного издания в России не было уже почти девяносто лет. Предыдущий аналог увидел свет в далеком 1930 году в Издательстве писателей в Ленинграде. В нем крупнейшие писатели той эпохи рассказывали о времени, о литературе и о себе – о том, «как мы пишем». Среди авторов были Горький, Ал. Толстой, Белый, Зощенко, Пильняк, Лавренёв, Тынянов, Шкловский и другие значимые в нашей литературе фигуры. Издание имело оглушительный успех. В нынешний сборник вошли очерки тридцати шести современных авторов, имена которых по большей части хорошо знакомы читающей России. В книге под единой обложкой сошлись писатели разных поколений, разных мировоззрений, разных направлений и литературных традиций. Тем интереснее читать эту книгу, уже по одному замыслу своему обреченную на повышенное читательское внимание.
ЕЩЕ
Популярные книги
-
- Читаю
- В архив
- 120539
- 27
- 3
Аннотация:
Многие стесняются говорить о кишечнике вслух. Может быть, именно поэтому мы так мало знаем о самом м…
Блок — 11 стр.
Привет тебе, любитель чтения. Не советуем тебе открывать «Как мы пишем. Писатели о литературе, о времени, о себе» Крусанов Павел Васильевич утром перед выходом на работу, можешь существенно опоздать. Обращают на себя внимание неординарные и необычные герои, эти персонажи заметно оживляют картину происходящего. С помощью намеков, малозначимых деталей постепенно вырастает главное целое, убеждая читателя в реальности прочитанного. Гармоничное взаимодоплонение конфликтных эпизодов с внешней окружающей реальностью, лишний раз подтверждают талант и мастерство литературного гения. С первых строк понимаешь, что ответ на загадку кроется в деталях, но лишь на последних страницах завеса поднимается и все становится на свои места. Диалоги героев интересны и содержательны благодаря их разным взглядам на мир и отличием характеров. Обращает на себя внимание то, насколько текст легко рифмуется с современностью и не имеет оттенков прошлого или будущего, ведь он актуален во все времена. Легкий и утонченный юмор подается в умеренных дозах, позволяя немного передохнуть и расслабиться от основного потока информации. Существенную роль в успешном, красочном и динамичном окружающем мире сыграли умело подобранные зрительные образы. Это настоящее явление в литературе, которое не любишь, а восхищаешься всем естеством, оно не нравится, а приводит в неописуемый восторг. Финал немножко затянут, но это вполне компенсируется абсолютно непредсказуемым окончанием. «Как мы пишем. Писатели о литературе, о времени, о себе» Крусанов Павел Васильевич читать бесплатно онлайн можно с восхищением, можно с негодованием, но невозможно с равнодушием.
Новинки
- 2
- 0
- 0
Аннотация:
Простые рекомендации позволяющие вырастить ребенка здоровым и помочь ему сохранить здоровье для п…
Фрагмент — 0 стр.
Простые рекомендации позволяющие вырастить ребенка здоровым и помочь ему сохранить здоровье для п…
- 2
- 0
- 0
Аннотация:
«Модель тотального размножения» — это история одного молодого ди джея, соблазняющего девушек в но…
Фрагмент — 0 стр.
«Модель тотального размножения» — это история одного молодого ди джея, соблазняющего девушек в но…
- 3
- 0
- 0
Аннотация:
В книге «Глобальные связи человека, который никогда не путешествовал» Доминик Заксенмайер исследу…
Фрагмент — 0 стр.
В книге «Глобальные связи человека, который никогда не путешествовал» Доминик Заксенмайер исследу…
- 3
- 0
- 0
Аннотация:
В своем исследовании Норман Смит показывает, как в северокитайском обществе воспринимались одурма…
Фрагмент — 0 стр.
В своем исследовании Норман Смит показывает, как в северокитайском обществе воспринимались одурма…
- 2
- 0
- 0
Аннотация:
В этой книге Клара Мориц исследует транснациональное эмигрантское пространство, сложившееся вокру…
Фрагмент — 0 стр.
В этой книге Клара Мориц исследует транснациональное эмигрантское пространство, сложившееся вокру…
- 4
- 0
- 0
Аннотация:
Более столетия, со времен реставрации Мэйдзи и до схлопывания экономического пузыря 1990-х годов …
Фрагмент — 0 стр.
Более столетия, со времен реставрации Мэйдзи и до схлопывания экономического пузыря 1990-х годов …
- 6
- 0
- 0
Аннотация:
В своей книге Бруно де Никола изучает развитие статуса женщин в Монгольской империи вплоть до кон…
Фрагмент — 0 стр.
В своей книге Бруно де Никола изучает развитие статуса женщин в Монгольской империи вплоть до кон…
Павел Васильевич Крусанов Макс Фрай Михаил Иосифович Веллер Алексей Николаевич Варламов Андрей Алексеевич Аствацатуров Захар Прилепин Герман Умаралиевич Садулаев Александр Андреевич Проханов Татьяна Владимировна Москвина Анатолий Николаевич Гаврилов Леонид Абрамович Юзефович Павел Валерьевич Басинский Людмила Евгеньевна Улицкая Илья Владимирович Бояшов Александр Снегирев Сергей Анатольевич Носов Вячеслав Николаевич Курицын Александр Мотельевич Мелихов Алексей Иванович Слаповский Михаил Георгиевич Гиголашвили Сергей Александрович Шаргунов Андрей Викторович Рубанов Валерий Георгиевич Попов Александр Куприянович Секацкий Марина Львовна Степнова Роман Валерьевич Сенчин Игорь Александрович Малышев Анна Александровна Матвеева Василий Олегович Авченко Вадим Андреевич Левенталь Евгений Германович Водолазкин Александр Васильевич Етоев Олег Георгиевич Постнов Василий Иванович Аксёнов Шамиль Шаукатович Идиатуллин (Наиль Измайлов) Михаил Александрович Тарковский
Публицистика Сборники, альманахи, антологии Современная проза Языкознание
Антология современной прозы — 2018
Добавлена: 26.08.2019 Версия: 1.01. Дата авторской / издательской редакции: 2018-01-01 Дата создания файла: 2018-09-29 ISBN: 978-5-389-14618-1 Кодировка файла: UTF-8 Издательство: Азбука Город: Санкт-Петербург Поделиться: (Fb2-info) (ссылка для форума) АннотацияПодобного издания в России не было уже почти девяносто лет. Предыдущий аналог увидел свет в далеком 1930 году в Издательстве писателей в Ленинграде. В нем крупнейшие писатели той эпохи рассказывали о времени, о литературе и о себе – о том, «как мы пишем». Среди авторов были Горький, Ал. Толстой, Белый, Зощенко, Пильняк, Лавренёв, Тынянов, Шкловский и другие значимые в нашей литературе фигуры. Издание имело оглушительный успех. В нынешний сборник вошли очерки тридцати шести современных авторов, имена которых по большей части хорошо знакомы читающей России. В книге под единой обложкой сошлись писатели разных поколений, разных мировоззрений, разных направлений и литературных традиций. Тем интереснее читать эту книгу, уже по одному замыслу своему обреченную на повышенное читательское внимание. В формате pdf.a4 сохранен издательский макет. Рекомендации:эту книгу рекомендовали 0 пользователей. Теги: литературная критика очерки русские писатели секреты мастерства (Custom-info) Лингвистический анализ текста: |
(Оглавление)
Впечатления о книге:
всего оценок — 2 , от 5 до 1, среднее 3