Как наказать жалобщика который пишет письма во все инстанции

Недавно обсуждали с коллегами вопросы развития законодательства о контрактной системе… оптимизационный пакет поправок и прочие радости. Затем мне попалась на глаза одна интересная заметка о «Профессиональных жалобщиках» и борьбе с ними, которая зацепил мое внимание и я решил изложить свои мысли на этот счет. Поясню заранее, что речь я буду вести только о 44-ФЗ (хотя понимаю, что и 223-ФЗ в данном случае будет тоже актуальным).

Чтобы определиться с актуальностью борьюы с жалобщиками, сперва надо разобраться с ответами на два ключевых вопроса: какими методами это делать и на какой стадии. Каких только способов уже не предлагалось в научном и практическом сообществе, чтобы искоренить касту жалобщиков в госзакупках. Хотя, если посмотреть с другой стороны, указанные лица (или компании) своей деятельностью повышают уровень законности. Ведь ФАС выдает предписания только за реальные нарушения и, как правило, если данные нарушения ограничивают конкуренцию. Помню, как предлагалось ввести государственные пошлины за обращения с жалобами. Сейчас ФАС предлагает универсальную предквалификаци. Автор прочтенной мной заметки предложил возлагать на проигравшую сторону представительские издержки.

Рассматривая последнее предложение, отмечу, что на мой взгляд, борьба путем взыскания представительских расходов с проигравшей стороны представляется нелогичной. В большинстве случаев, получив предписание регулятора, Заказчик займется устранением выявленных нарушений. При этом вероятность оспаривания такого предписания через суд крайне мала, во-первых, в связи с нежеланием со стороны Заказчика и, во-вторых, из-за отсутствия у него возможности затягивать сроки закупки, особенно в конце календарного года.

И даже если Заказчик все-таки решит обжаловать предписание в суде, можно ли, имея в штате юристов и «контрактников», рассмотреть их представительские услуги как судебные расходы? Ведь они осуществляют свои обязанности в соответствии с занимаемыми ими должностями.

В других случаях Заказчик может заключать контракты на юридическое обслуживание (если в штате нет юристов). Однако, в таком случае оплату юриста нельзя признавать судебными расходами (за исключением расходов на проезд и проживание в другом регионе – Определение ВС РФ от 21.07.2021 по делу № 1-КГ21-8-КЗ). Кроме того, не стоит забывать о принципе эффективности расходования бюджетных средств и т.п., что также «отводит» заказчиков от судебных процедур (вдруг проиграем?).

Рассматривая судебные расходы, как превентивные меры, все-таки задаюсь вопросом, на какой стадии будет правильным бороться с жалобщиками, если они появляются уже на этапе работы ФАС, задолго до судебного процесса? При этом участие представителей Заказчика в комиссии ФАС не относится к судебным издержкам, потому что судебного процесса по факту ещё нет. Есть лишь процедура, определенная регламентом. Более того, представлять интересы Заказчика, вероятно, должен юрист (в том числе по договору/контракту) или иные сотрудники, которые составляли оспариваемую документацию.

Вспомнил одну интересную историю из жизни.

В рамках прокурорской проверки установлено, что в ходе рассмотрения комиссией ФАС жалобы на положения документации, интересы Администрации представляло физическое лицо (назовем его, например, мистер Х.), которое не числилось в штате Администрации. На запрос о причинах выдачи доверенности на имя мистера Х., сотрудники Администрации дали спорный, на мой взгляд, ответ: «…по результатам подготовки мотивированной позиции, в целях представления интересов Заказчика, было принято решение выдать доверенность на мистера Х.». Опросы сотрудников Администрации привели к заключению, что о мистере Х. со стороны Заказчика никто и не знал вовсе. Надо ли объяснять, что также возникли сложности в поиске исполнителя доверенности и тех, кем такое решение было принято. Опросив впоследствии мистера Х., я выяснил, что он недавно окончил юридический колледж и никого из сотрудников Администрации также не знал.

Поэтому я задался вопросом, а может ли государственный орган передавать свои полномочия физическим лицам в отсутствии мотивированного обоснования, а самое главное – в отсутствии необходимости как таковой.

Аутсорс обязанностей госслужащих получается?

Конечно, это уже другая тема для обсуждения, но я глубоко убежден, что механизм взыскания расходов на представителей, как способ частной превенции, требует более глубокого осмысления. Предлагаемый ФАС способ борьбы с профессиональными жалобщиками (универсальная предквалификация), как и любая другая законодательная инициатива, должна быть изучена во всех ее аспектах. Важно не допустить ограничения прав участников контратной системы. Ведь предложенный ФАС России способ строго определяет круг субъектвов, правомочных направлять жалобу. На самом деле это не единственные проблемы, возникающие при оценке эффективности универсальной предквалификации. Разрабатывая процедуру противодействия профессиональным жалобщикам, законодатель обязан не допустить необоснованного ограничения прав не только участников контрактной системы, но и общественных объединений и объединений юридических лиц, осуществляющих общественный контроль в соответствии с положениями ст. 102 и ч. 15 ст. 99 44-ФЗ.

22 июн 2021

Государственные и муниципальные торги часто становятся предметом атаки «профессиональных жалобщиков». Схема их работы проста. После подачи жалобы в УФАС заказчика и победителя торгов атакуют предложениями: «жалобщик» предлагает отозвать свою жалобу за вознаграждение до тех пор, пока не затянут сроки закупки на срок исправления документации. На сегодняшний день для подачи жалобы оплата пошлины не требуется, достаточно формально заявить о наличии нарушения. Победитель торгов и заказчик несут расходы на защиту своих прав при рассмотрении дела в антимонопольном органе.

Как возместить такие расходы?

Законодательство прямо не предусматривает возмещение расходов на оплату услуг представителя по рассмотрению жалоб в УФАС, как это закреплено в отношении понесенных в суде расходов. Однако есть выход – такие расходы можно взыскать в качестве убытков с лица, которое подало необоснованную жалобу. Алгоритм взыскания следующий:

  1. Для представления интересов в УФАС заказчики/победители торгов прибегают к услугам внештатных юристов, с которыми заключается договор оказания услуг. Расходы на оплату соответствующих услуг подтверждаются платежными документами, в частности, платежными поручениями. Договор и платежные поручения – документы, подтверждающие Ваши расходы. Факт несения таких расходов будет подтвержден решением комиссии УФАС, где будет отражено участие представителя.
  2.  После признания жалобы «профессионала» необоснованной, лицо, потерпевшее убытки, вправе обратиться с исковым заявлением в арбитражный суд по месту нахождения ответчика.
  3. Для подачи искового заявления потребуется оплатить госпошлину (которая при удовлетворении иска будет взыскана с проигравшей стороны) и направить копию иска ответчику. Такие заявления чаще всего рассматриваются в упрощенном порядке, т.е. без вызова сторон и по представленным письменным доказательствам в течение 2 месяцев со дня поступления иска в суд.
  4. При этом расходы, понесенные Вами на оплату услуг юриста по составлению искового заявления и его непосредственное участие в судебных заседаниях, также можно взыскать в суде с ответчика в этом же судебном процессе.
  5. По истечении 15 дней со дня принятия решения (для упрощенного производства) либо по истечении месяца – для искового (общего) производства, решение суда вступает в законную силу. После этого в отсутствие добровольного исполнения решения суда, истец вправе получить исполнительный лист для принудительного взыскания (наиболее просто в таком случае получить деньги с ответчика путем предъявления исполнительного листа в банк ответчика, который спишет деньги со счетов должника в течение 3 рабочих дней).

Пример из судебной практики: Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 08.02.2019 г. по делу № А59-1210/2018 удовлетворены исковые требования победителя аукциона к участнику аукциона, чья жалоба на якобы наличие нарушения по допуску победителя к участию в аукционе признана необоснованной. Истцу удалось взыскать 175 000 рублей убытков, в которые вошли расходы на оплату услуг представителя, транспортные и почтовые расходы. Суды апелляционной и кассационной инстанций отметили, что участие представителя истца непосредственно связано с отстаиванием интересов Общества на заседаниях комиссии УФАС, инициированных ответчиком, которая фактически признала жалобы ответчика необоснованными, факт несения расходов непосредственно связан с восстановлением права, нарушенного в результате действий ответчика, которые создали реальную возможность для несения истцом взыскиваемых расходов.

Выводы:

Взыскание расходов (которые чаще всего несет подавляющее число заказчиков и победителей торгов) на оплату услуг юристов с «жалобщиков» — эффективная мера по восстановлению своих прав. В сотрудничестве с компетентным специалистом Вам удастся не только возместить свои расходы, но и пресечь недобросовестную практику безосновательного обжалования законных решений и действий.

Как с этим справиться? Прекратить потоки её жалоб?

Читайте также:

  • Прокуратура проверки УВД.
  • Может каждый почитать жалобу, если он пишет объянительное?
  • Как прервать этот круг отписок и заставить провести проверку по моей жалобе?
  • Хочу подавать жалобу на апелляционное определение Омского областного суда.
  • Вопрос: Правомочны-ли действия прокуратуры?
  • Есть ли какой то закон защищающий Инд предприниматель от таких жалоб?
  • Клевещет. Чтобы подать встречную жалобу, нужно иметь подтверждающий документ, а им является ее жалоба, копию которой прокурор не дает.
  • Жалобы в надзорные органы
  • Анонимная жалоба по телефону.
  • Законно ли поступи органы прокуротуры и как лучше поступить в данной ситуации?

Склочный человек пишет жалобы во все надзорные органы и прокуратуру на торговые точки. Проверки замучили по её жалобам. Делает это постоянно, нападая то на одного предпринимателя, то на другого. Как с этим справиться? Прекратить потоки её жалоб?

 Статья 128.1 УК. Клевета

(введена Федеральным законом от 28.07.2012 N 141-ФЗ)

1. Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, —

наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо обязательными работами на срок до ста шестидесяти часов.

Статья 306 УК. Заведомо ложный донос

1. Заведомо ложный донос о совершении преступления —

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Позвонить
WhatsAppTelegram

Вам помог ответ?ДаНет

Прекратить поток жалоб не возможно к сожалению.На этот счет есть специальный закон от злоупотреблений надзорными органами-Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Вам помог ответ?ДаНет

Хотите честный ответ — никак!

Статья 33 Конституции Российской Федерации гарантирует гражданам право на обращения. Так, в данной статье указано, цитирую — «граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Поэтому запретить человеку жаловаться нельзя, это его священное конституционное право.

По той же причине даже если жалобы человека не находят подтверждения, они не могут быть признаны клеветой.

Вам помог ответ?ДаНет

Невозможно прекратить потоки жалоб.

Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в ст. 6 не позволяет.

1. Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

2. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Можно только при неподтверждении фактов, указанных в жалобе, привлечь за злоупотребление правом на обращение в органы власти.

Позвонить

Вам помог ответ?ДаНет

В данной ситуации у вас есть несколько вариантов:

1Подать заявление мировому судье о возбуждении уголовного дела ст418 УПК РФ в порядке частного обвинения по ст128.1 клевета.

2На основании стст151 и 152 ГК РФ обратиться в суд с иском о защите чести и достоинства,деловой репутации и компенсации морального вреда в иске вы должны требовать опровержения порочащих вас сведений

Позвонить

Вам помог ответ?ДаНет

ч. 11 статьи 152 ГК РФ почитайте… В принципе стоит ознакомится со всей статьёй. Подавайте на него иски.. первый же выигранный иск отобьёт у него всё желание кляузничать. Кстати, компенсацию морального вреда юр. лицо заявлять не сможет. Это право только гражданина, но не организации.

Позвонить

Вам помог ответ?ДаНет

О грустном:

Право человека обращаться в органы власти не ограничено федеральным законом. Статья 33 Конституции РФ

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

и Статья 55 Конституции РФ

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

А теперь о способах решения:

ст.152 ГК Защита чести и доброго имени — только в том случае если способны доказать что обращение в государственные органы обусловлено намерением причинить вред. Как сами понимаете, шансов это доказать не так ужи и много, если конечно сам склочник об этом не скажет. Но если докажете и выиграете в суде, у сутяжника пропадет желание жаловаться. Дело затратное, но в случае выигрыша, услуги юриста и представителя можно будет взыскать у проигравшего.

Сможет помочь

Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

ст.2 Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. + Конституции РФ ст. 17 — осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Этот принцип, прежде всего, конкретизируется в запрете злоупотребления правом на подачу обращения в органы власти и нашел свое отражение

в ст.128.1 УК РФ — Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию,

Менее затратно, что можно сделать самому

В зависимости от того что он пишет в своих жалобах, Вы тоже можете реализовать свое право и отплатить сутяжнику «той же монетой»

По каждой проверке просите ознакомиться с жалобой, получите ее копию (можете сфотографировать). После обращайтесь с заявлением в полицию о привлечении «жалобщика» к ответственности по ст. 128.1 УК РФ.

Не смотря на то, что это статья частного обвинения обращайтесь в полицию, а не к мировому судье. Полиция проведет проверку, опросит жалобщика и примет решение в порядке УПК, либо направит мировому судье, либо откажет в возбуждении уголовного дела.

В случае если полиция откажет в возбуждении уголовного дела обжалуйте решение прокурору в порядке ст.124 УПК РФ.

Одно такое заявление может особо и не отобьет охоту жаловаться, а вот если их будет много и по каждой его жалобе, итог один — либо он «успокоится», либо прокурор, полиция и мировой судья докажут, что в его действиях есть состав преступления ст.128.1 УК РФ.

В любом случаи времени писать жалобы у него будет гораздо меньше. Возможно, после нескольких десятков таких заявлений и полиция сможет «объяснить» жалобщику, что больше писать не нужно.

Для сведения

ч. 5 ст. 11 ФЗ №59 определено если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу, в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее отправленные обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу.

Еще один способ оградить себя от «нападков» Если по ее жалобам в прокуратуру, многократно проводились проверки у Вас лично и никаких нарушений не выявлено, можете обратиться к прокурору, желательно лично + письменное заявление возьмите с собой. Согласно ведомственному приказу Прокуратура тоже может прекратить переписку с подобным «заявителем».

Всего доброго.

Позвонить

Вам помог ответ?ДаНет

Жаловаться кому то на факт того, что гражданина написал жалобу на вас, смысла не вижу, так как это его право. Обращаться стоит только по факту нарушения закона и других нормативно-правовых актов, с указанием конкретной нормы права, которая была нарушена.

Если вы считаете, что жалобы в отношении вас не правомерны, то вы конечно имеете право обжаловать. Вы можете пожаловаться в прокуратуру сославшись на ст.128.1 УК РФ, либо подать иск в суд ст 152 ГК РФ Защита чести, достоинства и деловой репутации

Вам помог ответ?ДаНет

К сожалению и удивлению, никто из юристов, ответивших на мой вопрос, не увязал свой ответ с нынешней тенденцией давать зеленый свет или, как минимум, не мешать предпринимателям.Не зря же президент отменил на три года плановые проверки. Остались только внеплановые по жалобам и распоряжениям правительства. Вот она и душит жалобами.

А при чем тут «зеленый свет» для предпринимателей, когда проверки исключительно по жалобам населения?

Позвонить

Вам помог ответ?ДаНет

Похожие вопросы

Прокуратура проверки УВД.

Какие меры воздействия есть у прокуратуры на оперуполномоченных УВД, которые волокитят проверки по заявлению о преступлении? Сама прокуратура не может возбудить УД, УВД пересылает заявление из районоа в район-не могут определиться с территориальностью. Делают надуманные проверки, которые не имеют отношения к преступлению, затягивают сроки проверки. Прокуратура НИЧЕГО не предпринимает, несмотря на жалобы. Жалоба в МВД спустилась в обл. прокуратуру, отдуда в городскую. На этом всё остановилось. УВД волокитит. Прокуратура молчит. Хочу подать жалобу на прокуратуру за бездействие. Что в данном случае могла бы сделать прокуратура, чтобы заставить УВД работать. Это длится уже 9 месяцев и конца не видно, судя по тем «проверкам», которые делают. На какие сослаться законы и пункты в жалобе в суд. Говорят, наши возможности сильно урезаны с 2007 года. Но зачем нужна тогда вообще прокуратура, если нет рычагов воздействия на бездействие УВД? Подала в суд на УВД, так судья, решив избавиться от такой жалобы с явным решением против УВД, вынесла постановление о подсудности дела другому суду под предлогом того, что преступление гражданина было совершено в другом районе. Но УВД-то находится в этом и оно является ответчиком! Тоже стремление заволокитить жалобу! Но уже судом. Как следствие жалоба на судью и постановление. Вопрос о прокуратуре: что она могла бы сделать, но не делает? Спасибо.

Тут вопрос в том, что Вам нужно, заниматься бесконечно перепиской или же решать вопрос по сути. Если первое, то пожалуйста, если второе, то нужно наверное в суде решить вопрос в который было передано дело по подсудности. Следует иметь в виду что споры между судами о подсудности не допускаются, т.образом как бы там ни было, а скорее всего решать придется вопрос в том суде куда передали.

Позвонить
WhatsApp

Вам помог ответ?ДаНет

Как прервать этот круг отписок и заставить провести проверку по моей жалобе?

Была написана жалоба в Прокуратуру о проверке основания и законности проведения работниками районной полиции ОРМ в отношении сына заведомо невиновного, получаю ответ из той же районной прокуратуры не по существу заданных вопросов жалобы, и так по кругу: я в городскую прокуратуру, она спускает жалобу в район, оттуда ответ не по существу мне. Как прервать этот круг отписок и заставить провести проверку по моей жалобе?

Можете в судебном порядке обжаловать бездействие прокуратуры.

Позвонить
WhatsApp

Вам помог ответ?ДаНет

Можете обжаловать бездействие прокуратуры как в Суде, так и в вышестоящей прокуратуре

Позвонить

Вам помог ответ?ДаНет

Вопрос: Правомочны-ли действия прокуратуры?

В прокуратуру, поступила жалоба от гражданина на администрацию с.п. Поселения. Прокуратура направила копию жалобы в администрацию, с просьбой представить ответ на данную жалобу. Вопрос: Правомочны-ли действия прокуратуры?

требования ПРОКУРАТУРЫ ПРАВОМЕРНЫ (СТ. 22), ЗА НЕПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ПРЕДУСМОТРЕНА ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО СТ. 17.7 КОАП РФ.

Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

(ред. от 03.02.2014)

«О прокуратуре Российской Федерации»

Статья 22. Полномочия прокурора

1. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ

(ред. от 03.02.2014, с изм. от 25.02.2014)

(с изм. и доп., вступ. в силу с 15.02.2014)

Статья 17.7. Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении

Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Вам помог ответ?ДаНет

Прокуратура дала поручение разобраться по сути жалобы, если Вы не согласны, оспаривайте вышестоящему прокурору.

Позвонить

Вам помог ответ?ДаНет

Прокурор в нарушение ч. 6. ст. 8 Федерального Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ч.5 ст.10 Федерального Закона от 17.01.92 N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» и п.3.7 «Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации», направил ваше обращение в госорган действия должностных лиц, которого вы обжаловали.

Вам необходимо обратиться в Ген Прокуратуру для назначения надзорной проверки по рассмотрению жалобы, либо можете обратиться в суд в порядке, установленном Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (ЗАКОН РФ от 27.04.93 N 4866-I) и попросить суд признать нарушение ваших прав гарантированных Законом.

Вам помог ответ?ДаНет

Прокуратура действует правомерно. Они не перенаправили жалобу для рассмотрения, они требуют объяснений от Администрации. А далее на основании их ответа, прокуратура будет принимать решение, правомерно поступает Администрация или нет и в случае нарушений вынесет Представление об исправлении нарушений Закона.

Позвонить

Вам помог ответ?ДаНет

Есть ли какой то закон защищающий Инд предприниматель от таких жалоб?

Проконсультируйтесь пожалуйста! Я Инд предприниматель уволила пьющего продавца. Которая написала жалобы по всем государственным проверяющим организациям. Ко мне посыпались внеплановые проверки. Все описанное ею в жалобе не подтвердилось. Какое наказание понесет жалобщица, т к ее жалоба необоснованна? Есть ли какой то закон защищающий Инд предприниматель от таких жалоб? Что я могу предпринять для не повторения такой ситуации?

привлеките к ответственности за клевету. Если нужна помощь, обращайтесь.

Позвонить

Вам помог ответ?ДаНет

Клевещет. Чтобы подать встречную жалобу, нужно иметь подтверждающий документ, а им является ее жалоба, копию которой прокурор не дает.

Если соседка постоянно пишет жалобы в прокуратуру, где называет нас аферистами и ворами т.е. клевещет. Чтобы подать встречную жалобу, нужно иметь подтверждающий документ, а им является ее жалоба, копию которой прокурор не дает.

Нужно подавать заявление в порядке частного обвинения мировому суде, а там уже заявить ходатайство об истребовании данных документов. Главное — правильно подготовить, обосновать и мотивировать такое заявление, на основе норм УК РФ и УПК РФ.

Позвонить

Вам помог ответ?ДаНет

Жалобы в надзорные органы

Конкурент пишет жалобы в надзорные органы под вымешленными именами, отправляя их по электронной почте. Проверки стали чуть ли не еженедельными. Большинство проверяющих уже относится с пониманием. Подскажите, как на законных основаниях можно прекратить эту нервотрепку?

к сожалению никак

Вам помог ответ?ДаНет

обратиться с соответствующим заявлением в правоохранительные органы. адресат электронной почты отслеживается.

Позвонить
WhatsApp

Вам помог ответ?ДаНет

Анонимная жалоба по телефону.

Имеет ли право осуществлять проверку роспотребнадзор по анонимной жалобе, позвонили по телефону предупредили о проверке сказали анонимная жалоба, текс жалобы зачитать отказались.

Да, имеют право проверять. Действующее законодательство это позволяет делать. Закон не содержит требований о том, что жалоба не должна быть анонимной.

Позвонить
WhatsApp

Вам помог ответ?ДаНет

Как правило роспотребнадзор и осуществляет проверки по анонимным жалобам. Так что может провести такую проверку. Если Вы будете не согласны с результатами то можете обжаловать.

Позвонить

Вам помог ответ?ДаНет

Законно ли поступи органы прокуротуры и как лучше поступить в данной ситуации?

Написала жалобу на ип на сайте онлайнинспектор. Через неделю позвонили и сказали, что все проверки будут проводиться через прокуратуру. Сегодня этот ип звонит моему мужу (не мне), т.к. муж более бездейственный, и говорит ему, что если он меня не успокоит, то темным вечером они сами меня успокоят. О том, что жалоба поступила от меня, сказали, что у них в прокуратуре сидят знакомые и негласно сказали ис, от кого жалоба. Законно ли поступи органы прокуротуры и как лучше поступить в данной ситуации? От жалоб я не откажусь.

Законно ли поступи органы прокуротуры

Законно.

Вам помог ответ?ДаНет

Администратор печатает сообщение

Добрый день.

В Вашем случае, если она обращается с жалобой в правоохранительные органы, с заявлением о совершении преступления, то необходимо трбовать возбуждение уголовного дела

УК РФ, Статья 306. Заведомо ложный донос

 
1. Заведомо ложный донос о совершении преступления — наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. То же деяние, соединенное с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, — (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Но это очень трудно сдвинуть с места

Если обращается в иные органы, то в судебном порядке требовать признгания этих сведений недостоверными и возмещения морального вреда (если речь идет о физлице)

ГК РФ Статья 152. Защита чести, достоинства и деловой репутации

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 142-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

 
1. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом.
По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести, достоинства и деловой репутации гражданина и после его смерти.
2. Сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина и распространенные в средствах массовой информации, должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации. Гражданин, в отношении которого в средствах массовой информации распространены указанные сведения, имеет право потребовать наряду с опровержением также опубликования своего ответа в тех же средствах массовой информации.
3. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву.
4. В случаях, когда сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, стали широко известны и в связи с этим опровержение невозможно довести до всеобщего сведения, гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также пресечения или запрещения дальнейшего распространения указанных сведений путем изъятия и уничтожения без какой бы то ни было компенсации изготовленных в целях введения в гражданский оборот экземпляров материальных носителей, содержащих указанные сведения, если без уничтожения таких экземпляров материальных носителей удаление соответствующей информации невозможно.
5. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, оказались после их распространения доступными в сети «Интернет», гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также опровержения указанных сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети «Интернет».
6. Порядок опровержения сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, в иных случаях, кроме указанных в пунктах 2 — 5 настоящей статьи, устанавливается судом.
7. Применение к нарушителю мер ответственности за неисполнение судебного решения не освобождает его от обязанности совершить предусмотренное решением суда действие.
8. Если установить лицо, распространившее сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, невозможно, гражданин, в отношении которого такие сведения распространены, вправе обратиться в суд с заявлением о признании распространенных сведений не соответствующими действительности.
9. Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, наряду с опровержением таких сведений или опубликованием своего ответа вправе требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных распространением таких сведений.

Но к сожалению (из личного опыта) — это тоже не всегда просто

Их бремя – жаловаться. Так можно сказать о тех людях, которые изо дня в день строчат десятки заявлений в разные органы власти. Их еще называют профессиональными жалобщиками. В отдельных случаях они действительно добиваются справедливости, но зачастую преследуют корыстный интерес или идут на принцип. В этих нюансах попыталась разобраться корреспондент vitvesti.by.

Жалобщик

Лично столкнулась с жалобщицей, которая не знает покоя, когда переехала в новую квартиру. Соседи заранее предупредили, что с бабушкой за стенкой не повезло: всем всегда недовольна. Возлагая большие надежды на свою коммуникабельность, ответила, что у меня получится решить все возникающие проблемы мирно. Но я сильно ошибалась. Не удалось, хуже то – конфликт обострился максимально.

У меня двое детей – 10-летняя дочь и двухлетний сын. Последний – большой непоседа. Стараюсь занять его настольными играми, но, как говорится, на целый день к батарее не привяжешь.

Вскоре меня посетила соседка. Первая ее претензия была на беготню, вторая – на стук в стены, третья – на прыжки. Я пыталась спокойно объяснить причины такого поведения ребенка и заодно извинялась, но женщину мои якобы отговорки не устраивали, и она пригрозила написать заявление в соответствующие службы, так как я плохо воспитываю детей. В итоге пожаловалась сотрудникам милиции.

Проверить обстановку в квартире пришел участковый. Вслед за ним явились работники ЖЭУ. Ни у кого из них не нашлось повода удовлетворить поступившую жалобу. О чем уведомили мою соседку, которая теперь выбрала тактику «холодной войны».

– Чаще всего в местные органы власти граждане обращаются по вопросам жилищного фонда и жилищно-коммунального хозяйства, транспортных организаций, землеустройства, архитектуры и строительства, – рассказала начальник отдела по работе с обращениями граждан и юридических лиц облисполкома Илона Шульга. – При поступлении повторного обращения, не содержащего новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения ситуации, заявитель письменно об этом уведомляется и переписка с ним по этому вопросу прекращается. Если пришло еще одно обращение от такого гражданина, оно остается без рассмотрения, причем автора в известность об этом уже не ставят.

– Профессиональные жалобщики обвиняют обстоятельства или всех вокруг в своих неудачах, – отметила врач психиатр-нарколог областного клинического центра психиатрии и наркологии Елена Данилова. – Такой человек зачастую не собирается решать проблемы, ему нужно лишь получить жалость и сочувствие собеседника, чтобы удовлетворить свои потребности. Даже если нытику дать рекомендации, как выйти из той или иной ситуации, то он вас просто не услышит, а каждый совет раскритикует.

Чаще всего такими жалобщиками становятся люди, которые в детстве не получили достаточно родительской любви и поддержки.

Так, маленький ребенок плачет, чтобы обратить на себя внимание, потому что не знает, как сделать по-другому. Такой механизм может закрепиться надолго, если чаду потакать. И потом во взрослой жизни схема будет постоянно использоваться.

На рассмотрение каждого обращения затрачивается время и ресурсы. Всегда ли это оправдано? Вопрос риторический. Поэтому самим гражданам необходимо, в первую очередь, учитывать требования при подаче заявления.

– Обращения должны направляться в организации, к компетенции которых относится рассмотрение изложенных в жалобе вопросов, в местные исполнительные и распорядительные органы по месту жительства заявителя, – пояснила Илона Владимировна. – Обжалование ответов осуществляется в вышестоящий орган, как правило, областного уровня. В случае несогласия с итогами рассмотрения жалоба разрешается в судебном порядке.

Каждому следует знать, расходы, понесенные организациями, индивидуальными предпринимателями в связи с рассмотрением систематически направляемых (три и более раза в течение года) необоснованных обращений в организацию от одного и того же заявителя, а также жалоб, содержащих заведомо ложные сведения, могут быть взысканы с заявителей в судебном порядке в соответствии с законодательством.

Хороший совет

Наказание – конечно, не является панацеей от недуга «жаловаться», который обременяет и самого носителя, так как конечного результата редко удается достичь. Жалобщику может помочь только он сам.

– Помните о том, что привычка жаловаться никогда не сможет исправить ситуацию и решить проблемы, – порекомендовала Елена Данилова. – Любые негативные эмоции от постоянного прокручивания собственных неудач в голове не дают возможность мыслить рационально. Лучше научитесь быть благодарными за то, что имеете – семью, дом, детей, и это поможет черпать силы для дальнейших свершений. Необходимо ежедневно радоваться. Поверьте, поводов для этого множество, их нужно уметь видеть. Постепенно этот навык вытеснит желание жаловаться. Нужно любить жизнь и не опускать руки даже в бедственном положении.

Елена Федорова, «Витебские вести», 16 апреля 2019 г.
(фото
– «Витебские вести»)

Эксперты «АГ» неоднозначно оценили выводы Конституционного Суда. По мнению одного из них, решение хоть и содержит объемный анализ применимого законодательства и практики ЕСПЧ, связанных с правом гражданина на обращение, но по существу лишено четких выводов и границ допустимого поведения лица. Другой отметил, что определение КС никак не повлияет на практику, поскольку каждый правоприменитель найдет в этом решении то, что выгодно ему. Третий эксперт также отметил противоречивый характер выводов Суда. По мнению четвертого, в рассматриваемом деле поднимается очень важный вопрос о том, как найти баланс между свободой выражения мнения при подаче обращений в госорганы и правами на защиту чести, достоинства и деловой репутации лица, на которое подана жалоба.

5 декабря Конституционный Суд РФ вынес Определение № 3272-О по делу о проверке ч. 1 ст. 128.1 (клевета) УК РФ и ст. 318 (возбуждение уголовного дела частного обвинения) УПК РФ по жалобе оштрафованного за совершение вышеуказанного преступления гражданина.

Повод для обращения в Конституционный Суд

В апреле 2019 г. Михаил Москалев был осужден за клевету приговором мирового судьи и оштрафован на 380 тыс. руб. В ходе судебного разбирательства по уголовному делу суд установил, что подсудимый на протяжении 4 лет обращался в различные инстанции с письменными заявлениями и жалобами в отношении Ж., владельца земельного участка рядом с многоквартирным домом, в котором проживал обвиняемый. В них он, в частности, указывал, что Ж. якобы незаконно занимается предпринимательской деятельностью (стирка и химическая чистка текстильных и меховых изделий), нарушив закон при регистрации в качестве ИП и согласовании выезда из прачечной. Михаил Москалев также утверждал, что вышеуказанный гражданин загородил часть придомовой территории многоквартирного дома и угрожал его жильцам, пытаясь разжечь межнациональный конфликт, а также незаконно возвел мансардное строение.

Мировой суд усмотрел заведомую ложность таких сведений в том, что обвиняемый после неоднократных проверок его заявлений/жалоб и получения ответов от компетентных госорганов об отсутствии нарушений со стороны Ж. продолжал систематически обращаться в иные органы и организации по тем же основаниям. В связи с этим суд счел, что заявления и жалобы подсудимого являлись не способом реализации конституционного права на обращение в государственные органы, а были направлены исключительно на причинение вреда Ж., то есть они имеют очевидные признаки злоупотребления правом.

Мировой судья также заключил, что все без исключения доводы Михаила Москалева о нарушении потерпевшим действующего законодательства и недобросовестности при осуществлении им предпринимательской деятельности, изложенные в заявлениях и жалобах, не нашли своего подтверждения и, умаляя честь, достоинство и деловую репутацию последнего, являются клеветой. Впоследствии приговор мирового суда устоял в апелляции.

В своей жалобе в Конституционный Суд Михаил Москалев указал на несоответствие ч. 1 ст. 128.1 УК РФ и ст. 318 УПК РФ Основному Закону. По его мнению, спорные нормы позволяют признавать обращение гражданина в государственные органы и органы местного самоуправления распространением информации и на этом основании привлекать к уголовной ответственности за клевету, инициируя уголовное преследование по заявлению частного обвинителя и не требуя в этом случае установления в ходе предварительного расследования обстоятельств содеянного.

КС отказался рассматривать жалобу гражданина

После изучения материалов дела Суд напомнил, что конституционное право граждан на обращения является важным инструментом влияния личности на публичную власть, цивилизованным способом разрешения противоречий, споров и конфликтных ситуаций, преодоление которых становится возможным при помощи государственных органов, органов местного самоуправления и судов. Осуществление такого взаимодействия предполагает наличие эффективного механизма реализации конституционного права обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

КС отметил, что положения Закона о порядке рассмотрения обращений граждан допускают достаточно широкие возможности гражданина при реализации конституционного права на обращения. Одновременно федеральный законодатель установил гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением. Среди них, в частности, запрет на преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой их деятельности либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

Как пояснил Суд, правомерное осуществление гражданином своих конституционных прав и свобод не должно влечь для него неблагоприятные правовые последствия, тем более в форме уголовной ответственности (Постановление КС РФ от 20 декабря 1995 г. № 17-П). «Вместе с тем выход за установленные федеральным законодателем пределы реализации этого конституционного права объективно может создавать угрозу конституционным правам и свободам других лиц и охраняемым публичным интересам, а потому предполагает допустимость введения законодательных ограничений в этой сфере, связанных в том числе с привлечением к ответственности. Иное понимание существа права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, по сути, означало бы незащищенность лица, о действиях которого, носящих якобы противоправный характер, информируются на систематической основе государственные органы, органы местного самоуправления с целью причинения ему вреда», – отметил КС.

Со ссылкой на ряд правовых позиций ЕСПЧ Конституционный Суд указал, что сам по себе ограниченный режим использования информации в таких случаях не исключает риск потенциального причинения вреда репутации лица, а необходимость применения в таких случаях санкций зависит в том числе от содержания, достоверности, формы и последствий переданной информации, а также цели ее передачи.

При этом высшая судебная инстанция пояснила, что вопрос об ответственности за преступление, предусмотренное ч.1 ст. 128.1 УК РФ, применительно к деянию, сопряженному с обращением в государственные органы и органы местного самоуправления (в том числе квалификация этого деяния в качестве преступления), разрешается путем исследования фактических обстоятельств в системной связи с положениями Закона о порядке рассмотрения обращений граждан РФ. «Само по себе обращение в указанные органы, связанное с реализацией конституционного права лица на обращение, не ведет к распространению (разглашению) этой информации. Систематический же характер такого рода обращений граждан, т.е. использование конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления путем постоянного направления информации, вынуждающего эти органы неоднократно проверять факты, указанные в обращениях, может свидетельствовать о намерении причинить вред лицу, о противоправных действиях которого содержалась информация в обращении», – отмечено в определении.

Конституционный Суд добавил, что выяснение того, было ли обращение во властные структуры обусловлено стремлением (попыткой) реализовать свои конституционные права или же оно связано исключительно с намерением причинить вред другому лицу, подлежит установлению судом в каждом конкретном случае с учетом фактических обстоятельств дела.

Он также напомнил, что уголовные дела частного обвинения, по общему правилу, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя и прекращаются в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым. При этом такое заявление не только признается поводом к возбуждению уголовного дела, но и рассматривается в качестве обвинительного акта, в рамках которого осуществляется уголовное преследование. Тем не менее реализация потерпевшим его процессуальных прав по делам частного обвинения не меняет природы соответствующих судебных решений как государственных правовых актов, выносимых именем РФ и имеющих общеобязательный характер.

В связи с этим КС заключил, что оспариваемые нормы соответствуют Конституции РФ, и отказался принимать жалобу Михаила Москалева к рассмотрению. Он также отметил, что в компетенцию Суда не входит проверка и оценка фактических обстоятельств уголовного дела заявителя.

Эксперты «АГ» неоднозначно оценили выводы Суда

Адвокат КА «Свердловская областная гильдия адвокатов» Сергей Колосовский полагает, что рассматриваемое определение КС РФ хорошо лишь тем, что оно содержит объемный анализ применимого законодательства и практики ЕСПЧ, связанной с правом гражданина на обращение. «Этот анализ позволяет вдумчивому юристу успешно подготовить свою позицию. Причем в ту или иную сторону, в зависимости от того, кого в конкретном уголовном деле он представляет», – отметил он.

По мнению эксперта, определение по существу не содержит четких выводов и границ допустимого поведения лица. «Такая неопределенность, к сожалению, в последнее время стала типичной для судебных актов КС РФ. В анализе применимого законодательства в части оценки конституционного смысла ст. 128.1 УК применительно к реализации прав на обращение содержится противоречие. С одной стороны, Суд констатирует, что обращение в государственный орган не является распространением информации и, следовательно, с точки зрения формальной логики в принципе не может образовывать состава такого преступления, как клевета, с другой – исходя из положений ч. 3 ст. 55 Конституции, суду необходимо в каждом случае устанавливать, являлось ли такое обращение реализацией права или это все-таки было злоупотребление правом», – пояснил адвокат.

Сергей Колосовский добавил, что анализ положений ст. 318 УПК противоречит собственной позиции Конституционного Суда, приведенной в Постановлении от 21 декабря 2011 г. № 30-П. «Одним из элементов сформулированной в указанном постановлении правовой позиции является то обстоятельство, что гражданско-процессуальные механизмы не тождественны уголовно-процессуальным. Первые основаны на равенстве граждан – участников гражданского судопроизводства, вторые же – на дискреционных полномочиях правоохранительных и правоприменительных органов, которые значительно шире», – отметил адвокат.

По его словам, в рассматриваемом случае Конституционный Суд, не усмотрев нарушений конституционных гарантий прав граждан в применении частного порядка обвинения при проверке обстоятельств, связанных с обращениями в государственные и иные органы, допустил отступление от описанной логики. «Фактически в данном случае КС признал нормальной ситуацию, когда граждане – частный обвинитель и подсудимый – в условиях равноправия сторон фактически занимаются проверкой правильности решений государственных и иных органов по соответствующему обращению, принятых ими в пределах их полномочий в результате проверки с использованием средств, недоступных частным лицам», – считает Сергей Колосовский.

Эксперт полагает, что такая ситуация в действительности не отвечает принципам справедливости и, более того, противоречит смыслу правосудия, поскольку фактически исключает возможность и необходимость проверки судом правильности решения государственного и иного органа по обращению подсудимого. «Вместе с тем, исходя из комментируемого определения, в такой плоскости вопрос перед Конституционным Судом, вероятно, не ставился», – предположил адвокат.

Старший партнер АБ «ЗКС» Андрей Гривцов также неоднозначно оценил определение: «С одной стороны, КС РФ высказался относительно того, что реализация права на обращение в государственные органы не отвечает критерию противоправности, а следовательно, должны возникать сомнения в обоснованности квалификации обращения в государственные органы как клеветы. С другой стороны, он в очередной раз привел стандартный довод о том, что заявитель пытается через обращение в КС РФ пересмотреть дело».

Он с сожалением отметил, что такова стандартная позиция Конституционного Суда по подавляющему большинству жалоб, что делает их подачу практически бессмысленной с практической точки зрения. «То есть если раньше жалоба в Конституционный Суд РФ могла быть эффективным инструментом для пересмотра дела, то в настоящее время, как правило, этот инструмент не работает», – полагает адвокат.

В связи с этим Андрей Гривцов заключил, что определение КС РФ никак не повлияет на практику, поскольку каждый правоприменитель найдет в этом решении то, что выгодно ему. «Например, он может заключить, что обращение в государственные органы – это реализация гарантированного права, а потому оно не может быть преступным, или же что оснований для пересмотра дела не найдено и оценку обоснованности каждого обращения в государственные органы с точки зрения злоупотребления правом необходимо давать в каждом случае индивидуально», – пояснил он.

Адвокат, партнер АБ «Бартолиус» Сергей Гревцов также отметил противоречивый характер выводов КС РФ. «Так и не понятно, к какому выводу Суд пришел по данной ситуации и позволяет ли ст. 128.1 УК РФ привлекать к уголовной ответственности лиц при неоднократном обращении с жалобами, если лицо намеренно желает навредить лицу, в отношении которого подаются обращения», – считает эксперт. По его мнению, Конституционный Суд пришел к очевидному выводу о том, что неоднократные необоснованные обращения могут за собой нести вред правам и законным интересам лица, проверяемого на их основании: «Но ведь этот вред не является единственным и достаточным основанием для привлечения жалобщика к уголовной ответственности по ст. 128.1 УК РФ».

Сергей Гревцов пояснил, что обязательным квалифицирующим признаком ст. 128.1 УК РФ является распространение заведомо ложных сведений, однако обращение в любой государственный орган (независимо от содержания обращения) не является и не может быть квалифицировано как их распространение. «С этим выводом КС РФ согласился, но раскрывать итоговый вывод в данном конкретном случае не стал», – отметил эксперт.

Он добавил, что после прочтения определения можно сделать вывод о том, что неважно, каким будет обращение в государственный орган и несет ли оно своей целью причинить вред: независимо от количества обращений такие действия не могут быть квалифицированы по ст.128.1 УК РФ. «В связи с этим было бы неплохо отразить такой вывод хотя бы в форме определения Суда об отказе с позитивным содержанием», – подытожил адвокат.

Медиаюрист, руководитель проекта «Право в сети» Маргарита Ледовских выразила согласие с доводами КС РФ в том, что в рассматриваемом случае идет речь о неопределенности ст. 128.1 УК РФ как таковой и, следовательно, данная норма не может быть признана не соответствующей Конституции. «Однако в данном деле поднимается очень важный вопрос о том, как найти баланс между свободой выражения мнения при подаче обращений в госорганы и правами на защиту чести, достоинства и деловой репутации лица, на которое подана жалоба. Этот случай не единичный: по одному из моих дел в Европейском Суде на стадии коммуникации вставал подобный вопрос, но по гражданскому, а не уголовному делу», – отметила она.

По словам эксперта, в своем определении Конституционный Суд указал, что систематический характер обращений граждан может свидетельствовать о намерении причинить вред лицу, о противоправных действиях которого заявлено в обращении. «Таким образом, суды могут использовать это в качестве критерия для того, чтобы определить – было ли злоупотребление свободой выражения мнения или нет. Главное, чтобы суды обращали внимание, что это лишь может свидетельствовать о злоупотреблении, то есть необязательно это будет происходить в каждом случае», – подчеркнула Маргарита Ледовских.

Она добавила, что в подобных случаях кроме систематичности обращений судами должны быть учтены и другие обстоятельства. «Например, повторные обращения могут быть связаны с бездействием правоохранительных органов, в этом случае направляющий повторное обращение человек не злоупотребляет своим правом. Конституционный Суд также отметил, что именно суды должны сопоставить факты и понять: защищает заявитель свои права или намеревается своим обращением причинить вред другому лицу», – резюмировала медиаюрист.

Жалоба на начальство

Александр Богданов пожаловался на своего бывшего коллегу, Андрея Будкова, начальника отдела МВД по Каневскому району Краснодарского края. Богданов раньше работал в том же районном МВД, но его уволили с формулировкой «в связи с представлением подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу». В двух обращениях на имя начальника ГУ МВД по Краснодарскому краю Богданов рассказал, что Будков, который до этого работал в администрации района, якобы организовал поборы с подчиненных, «продавал» должности, устраивая аукцион за места, неудобных сотрудников привлекал к дисциплинарной ответственности по надуманным причинам и оказывал на подчиненных психологическое давление. Также Богданов заявлял, что в период работы в администрации Будков якобы мошенническим путем оформил на себя и родственников землю. В ведомстве провели проверку по обращению Богданова и заключили, что таких нарушений не было. Будков решил восстановить свое доброе имя: отправился в суд и подал иск о защите чести, достоинства и деловой репутации. В нем он потребовал компенсировать ему моральный вред — 100 000 руб., а также опровергнуть обвинения. Последнее предлагалось сделать так: направить на имя начальников Будкова заявление, в котором была бы резолютивная часть решения суда по его вопросу.

Практика Недоказанная репутация: можно ли защитить то, чего нет

В первой инстанции (решение Каневского районного суда Краснодарского края от 12 апреля 2018 года) главе районного МВД отказали. Суд заключил, что истец не доказал, что ответчик злоупотребял правом, а значит нельзя говорить, что он собирался причинить вред. А в апелляции, Краснодарском краевом суде,  решение отменили и приняли новое: признали (дело № 33-24959/2018 ), что сведения, распространенные Богдановым, не соответствуют действительности, обязали дать опровержение (сообщив о недостоверности обвинений начальнику ГУ МВД России по Краснодарскому краю) и назначили компенсацию морального вреда в размере 1000 руб. -то есть снизив запрашиваемую компенсацию в 100 раз. Суд решил, что заявления не свидетельствуют о намерении Богданова исполнить свой гражданский долг. Но когда вопрос попал в ВС, коллегия судей под председательством судьи Вячеслава Горшкова обнаружила в судебных актах нарушения (дело № 18-КГ19-19).

ВС напомнил п. 7 постановления Пленума о защите чести и достоинства и указал, что судам в таких делах надо обращать внимание на три обстоятельства: факт распространения ответчиком сведений об истце, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности. Если хотя бы одного из условий не хватает — иск не удовлетворят. 

При этом судам следует различать утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, и оценочные суждения, которые не являются предметом судебной защиты в порядке ст. 152 ГК. Удовлетворят такие требования, только если суд установит, что обращение было продиктовано исключительно намерением навредить другому лицу — то есть было злоупотребление правом. В деле же апелляция хоть и указала на злоупотребление правом, но никак не мотивировала такой вывод и не дала оценку доводам Богданова о том, что он просто хотел добиться проверки в отношении работы Будкова. Суд также не предложил ответчику доказать свою позицию. В итоге ВС отправил дело на новое рассмотрение в апелляцию (не рассмотрено на момент написания материала).

Претензии к управляющей компании

В рамках другого спора (дело №18-КГ19-27) ситуация была схожей — но речь шла о жалобе на управляющую компанию. История тоже произошла в Краснодарском крае. Артур Абрамян* написал жалобу губернатору края и в прокуратуру на УК «Жилкомсервис», попросив проверить деятельность упркомпании. Сведения оказались не соответствующими действительности, и УК отправилась в суд, потребовав обязать ответчика принести компании извинения. Лазаревский районный суд Сочи (решение от 19 декабря 2017 года) отказал в иске. Но Краснодарский краевой суд признал, что сведения порочат деловую репутацию компании. С этим не согласился Верховный суд, который указал на необходимость найти баланс между правом на защиту репутации и другими гарантированными Конституцией правами и свободами — свободой мысли, слова, массовой информации, а также правом на обращение в госорганы. Когда гражданин пожалуется в госорганы, но сведения из жалобы не подтверждаются при проверке, за это нельзя привлечь к ответственности по ст. 152, указал ВС: в этом случае реализуется конституционное право, и госорганы в силу закона обязаны проверять поступившую информацию.

Извинение как способ судебной защиты чести, достоинства и деловой репутации нормами законодательства не предусмотрено, поэтому суд не вправе обязывать ответчиков приносить истцам извинения в той или иной форме, также указал ВС, а возложение на ответчика обязанности направить истцу письменные извинения по существу является принуждением к отказу от собственного мнения.

Факта злоупотребления ответчиком правом на свободу слова и свободу обращения в государственные органы апелляция не установила. В результате ВС отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение в Краснодарский крайсуд (дело № 33-23748/2019, на момент написания материала не рассмотрено).

Что делать

Определения ВС соответствуют устоявшейся практике российских судов, отмечает Анастасия Махнева, партнер



Федеральный рейтинг.

группа
Цифровая экономика


группа
ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)


8место
По количеству юристов


30место
По выручке на юриста


41место
По выручке

Профайл компании


. В целом, позиция сводится к тому, что обращение в органы власти с жалобами на нарушения закона, допущенные чиновниками, организациями или любыми иными лицами, не может быть основанием для исков о диффамации.

Процесс По следам Костина и Дерипаски: как суды блокируют сайты заодно

Обосновывается это тем, что в такой ситуации лицо реализует конституционное право на защиту интересов, на обращение в органы власти в защиту своих законных интересов. Исключение из правил — ситуации, когда такое обращение было продиктовано не целью защиты, а лишь намерением причинить вред другому лицу.

По словам Махневой, подход был выработан много лет назад, и обычно суды ему следуют. 

Кант говорил, что свобода размахивать руками заканчивается у кончика носа другого человека. Любое судебное дело о диффамации — это всегда поиск баланса между сталкивающимися интересами разных лиц. С одной стороны, право первого лица на защиту доброго имени, с другой — право второго на свободное распространение информации. А когда ответчиком являются СМИ — это еще и право на свободу массовой информации. Когда информация распространялась путем направления сведений в органы власти, суды должны найти баланс также с учетом и этого, третьего, фактора.

Вопросом занимаются не только российские суды. Так, ЕСПЧ придерживается правила, что политики, любые лица, находящиеся на государственной публичной службе только в силу своей социальной функции должны обладать «меньшими» возможностями по защите от диффамации, так как заняв эту должность они уже согласились быть объектом повышенной критики со стороны СМИ и других лиц, так как это необходимо для нормальной работы институтов гражданского общества и правового государства, поясняет Махнева.

*Фамилии участников спора изменены

  • Верховный суд РФ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти директора магазина чтобы написать претензию
  • Как найти где написал кот
  • Как называются эти породы собак напиши пользуясь атласом определителем от земли до неба 2 класс
  • Как называются цифры которыми мы пишем
  • Как называются художники которые пишут небо