Как написать акт возврата некачественного товара

В отношениях между организациями нередки ситуации, когда покупатель вынужден возвратить товар поставщику. Для того чтобы это правильно оформить, составляется соответствующий акт возврата.

Для чего нужен акт, его роль

Значение акта довольно прозаично: он удостоверяет факт того, что товар был возвращен поставщику. Для этого в документе указывается наименование товарно-материальных ценностей, их тип, маркировка, сорт, количество и т.п. идентификационные показатели. Отмечается также, по каким причинам и для каких целей происходит возврат товара: например, для его ремонта и восстановления, обмена или получения ранее перечисленных денежных средств обратно.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк акта о возврате товара поставщику .docСкачать образец акта о возврате товара поставщику .doc

По каким причинам чаще всего составляется акт

Акт о возврате товара может оформляться в связи с самыми разными обстоятельствами. Чаще всего это производственный брак и низкое качество поступивших товарно-материальных ценностей, различные дефекты и повреждения, фальсификат, пересортица, нарушения сроков поставки и прочие нарушения первоначальных условий договора. Возможен возврат и в случае несоответствия товара заявленным ранее его техническим характеристикам, в том числе комплектности, а также при выявлении фактов вскрытия или порчи тары и упаковки.

В некоторых случаях происходит обратная отправка товара надлежащего качества, например, если он оказался невостребованным (часто это касается сезонной продукции, но возврат при этом возможен только тогда, когда такая возможность изначально была оговорена в договоре между покупателем и поставщиком).

В любом случае, для того, чтобы возврат был осуществлен в рамках закона и с соблюдением всего необходимого регламента, важно получить согласие поставщика на прием продукции, а также правильно оформить все сопроводительные этому действию документы, иначе придется осуществлять обратную отправку товара через суд.

Надо ли проводить экспертизу

Если между поставщиком и приобретателем разногласий по поводу возврата товарно-материальных ценностей и сроков этой процедуры нет, экспертиза будет лишней. Однако, когда поставщик не желает принимать отправленный покупателю и уже оплаченный товар обратно, глубокое и профессиональное обследование данной продукции поможет сделать возврат, но только в той ситуации, если будет доказано ее низкое качество.

На каком этапе пишется

Акт о возврате товара делается непосредственно при его приеме, в присутствии представителей компании-поставщика и предприятия-приобретателя.

Эта процедура всегда включает в себя осмотр товара (полностью или выборочно), соответственно при выявлении браки или порчи, вместо документов, свидетельствующих о приемке товарно-материальных ценностей, формируется акт об обнаруженных дефектах и акт о возврате.

Иногда этот акт формируется позже: когда продукция уже поступила в эксплуатацию, но в этом случае на нее должна действовать гарантия поставщика и срок использования не должен превышать установленный отдельно в каждом конкретном случае максимальный период.

Формат акта, варианты

Акт о возврате товара поставщику разрешается писать в произвольном виде, однако многие компании применяют унифицированную, ранее обязательную форму документа или же используют собственный, разработанный внутри организации стандарт. Хорошо, если формат акта будет утвержден в учетной политике фирмы.

Оформление документа, особенности

В вопросе оформления акта все также достаточно просто: его можно делать в электронном виде или рукописном. Правда в первом случае, его следует распечатать, для чего можно взять простой лист бумаги или же бланк в фирменном стиле (с реквизитами и логотипом).

Кто должен подписать

Акт о возврате товара должны подписать как минимум два человека: представители покупателя и поставщика.

При необходимости в документе могут стоять и другие подписи, например, работника транспортной компании (если документ формируется с его участием). При этом если данные лица подписывают акт, действуя на основании доверенности, в акт нужно внести ее реквизиты: номер и дату выдачи. Печати в акт ставить надо только если их применение оговорено в нормативно-правовой документации предприятий.

Образец акта о возврате товара поставщику

Если перед вами поставлена задача по формированию акта о возврате товара, а вы раньше с этим документом не сталкивались, возьмите на вооружение приведенные выше советы и посмотрите пример. С их помощью вы без особых усилий сделаете нужный вам акт.

  1. Начало бланка вполне стандартно:
    • напишите тут наименование самого документа,
    • его номер,
    • дату,
    • место составления.
  2. После этого идет основной блок.
    • Первым делом укажите здесь информацию о поставщике и покупателе (почти как в договоре):
    • включите сюда названия организаций,
    • должности и ФИО представителей. Если данные лица действуют по доверенностям, следует внести в акт номер и дату их выдачи.
    • Обязательно дайте ссылку на договор, по которому происходит возврат товара.
  3. Далее в акте содержится несколько пунктов.
    • В первом удостоверьте сам факт приема-передачи товаров от покупателя поставщику,
    • внесите наименование товарно-материальных ценностей,
    • приведите их подробное описание,
    • обозначьте количество.
  4. Затем включите основание:
    • тут надо дать ссылку на документ, который удостоверяет брак, дефекты или повреждения, задержку с поставкой или какие-то другие причины возврата.
    • После этого укажите качество продукции, тары упаковки, их состояние.
  5. Если до возврата проводилась экспертиза, сведения о ней также надо включить в документ:
    • напишите где, когда и кем она проводилась,
    • поставьте ее дату,
    • номер соответствующего акта.
  6. В заключение укажите требования, которые приобретатель товарно-материальных ценностей предъявляет поставщику:
    • обмен,
    • ремонт,
    • возврат денежных средств. Если последнее – сумму внесите как цифрами, так и прописью.
  7. Ниже вписывается количество созданных экземпляров акта, обозначается то, что они равны по тексту и с юридической точки зрения, ставятся подписи всех заинтересованных сторон.

Образец акта о возврате товара поставщику

Добавить в «Нужное»

Акт возврата товаров поставщику (образец)

В процессе ведения хозяйственной деятельности у организаций и предпринимателей возникают ситуации, при которых необходимо вернуть поставщику полученный от него товар. Возврат товара может производиться по разным причинам (например, при выявлении некачественного товара или если условиями договора предусмотрен возврат остатков качественных, но нереализованных товаров). В любом случае возвращенный товар должен сопровождаться первичными учетными документами, одним из которых является акт возврата товаров поставщику (п. 1 ст. 9 Закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Акт на возврат некачественного товара поставщику (образец)

При обнаружении покупателем некачественного товара оформляется акт о расхождениях. В этом случае компания может воспользоваться унифицированной формой акта об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке ТМЦ (Форма № ТОРГ-2), но предварительно доработав ее с учетом требований к обязательным реквизитам, предусмотренных п. 2 ст. 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Доработанную форму акта о разногласиях необходимо будет закрепить в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012).

Унифицированная форма акта № ТОРГ-2 содержится в Альбоме унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденном Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132. Скачать акт о расхождениях по форме ТОРГ-2 можно по ссылке.

Образец заполнения акта о расхождении при приемке товара смотрите в отдельном материале.

Акт возврата товара поставщику (образец)

Факт возврата товара покупателем может оформляться возвратной накладной (например, по форме № ТОРГ-12 с отметкой: «Возврат товаров») или же актом возврата товаров поставщику.

Акт на возврат товара поставщику (бланк) разрабатывается организацией самостоятельно с указанием в нем всех обязательных реквизитов, предусмотренных п. 2 ст. 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, закрепив данный бланк в своей учетной политике (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012).

Акт возврата товара поставщику (образец) можно бесплатно скачать по ссылке.

Форум для бухгалтера:

Налоговые поправки — 2023

  • Содержание акта о возврате бракованного товара
  • Акт возврата некачественного товара: особенности
  • Акт возврата бракованного товара поствщику: порядок подписания

Для того, чтобы составить акт возврата бракованного (некачественного) товара в Москве, обращайтесь к специалистам нашего портала. По доступной цене они оперативно помогут подготовить документ. Если заказчик получил от поставщика продукт ненадлежащего качества – он может составить акт возврата бракованного товара.  О том, как это сделать и что должен содержать такой документ, подробно описано в статье.

Содержание акта о возврате бракованного товара

Согласно ч. 1 ст. 518 Гражданского кодекса РФ: «Покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 475 настоящего Кодекса, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества».

Текст акта должен содержать следующую информацию:

  1. Конкретные данные поставщика (его точный юридический адрес и наименование организации – для юридического лица, ФИО и паспорт – для физического лица);
  2. Данные заключенного договора (номер, дата, место составления);
  3. Данные о перевозчике товара (например, транспортной компании), которая отвечала за доставление товара в указанное место;
  4. Описание упаковки товара;
  5. Указание количества, степени брака в товаре, а также его подробное описание;
  6. Указание возможных причин брака (по мнению покупателя);
  7. Указание денежной суммы, которая подлежит возврату за поставку товара ненадлежащего качества.

После заключения акта и его подписания, документ направляется поставщику вместе с бракованным товаром. Если товар был доставлен по предварительной оплате, то вместе с актом составляется и счет-фактура, который оплачивается поставщиком.

ВНИМАНИЕ: Поставщик обязан вернуть покупателю денежную сумму за товар или заменить испорченный продукт аналогичным в соответствии с договором, после того, как получит акт.

Акт возврата некачественного товара: особенности

Желательно указывать в акте положения о сроках замены товара на новый качественный или возврата средств. Сроки начинают исчисляться со дня даты подписания акта возврата бракованного товара. Так, покупатель обезопасит себя и получит возмещение в разумные сроки даже после расторжения договора – см. ч.1 ст. 518 ГК РФ и  ст. 524 ГК РФ.

Если прописанные сроки не были соблюдены, заказчик имеет право обратиться в судебные органы с иском о принудительном возмещении убытков и возврате средств.

Акт возврата бракованного товара поствщику: порядок подписания

Большинство интересуются тем, как правильно составить акт и что должно в нем прописываться. Но перед этим, желательно проверить поставленный товар повторно. Для этого необходимо сформировать комиссию из трех человек, чтобы окончательно убедиться, что товар является действительно ненадлежащего качества.

ВНИМАНИЕ: желательно, чтобы одним из участников комиссии был представитель поставщика, действующий на основании доверенности. Таким образом, он участвует в проверке и после подписывает акт о возврате бракованного товара.

Данный акт также должен быть подписан всеми членами действующей комиссии.

Готовить и распечатывать акт желательно в нескольких экземплярах – для себя и для поставщика. При составлении можно руководствоваться типовыми бланками и образцами заполнения. Чтобы качественно и безошибочно заполнить акт возврата бракованного товара, обращайтесь к специалистам портала Правио в Москве. Они оперативно и за умеренную цену помогут оформить любой документ. Нотариально заверять такой акт нет необходимости.

Когда нужно вернуть товар ненадлежащего качества, составляется претензия на возврат товара поставщику. Образец — ниже на странице. Документ важно верно оформить, а операцию отразить в бухгалтерском учете. Как правильно составить претензию на возврат товара — читайте далее.

Образец претензии на возврат товара ненадлежащего качества поставщику

При поставке товаров обычно оформляют:

  • товарно-транспортную накладную,
  • товарную накладную или форму ТОРГ-12,
  • счет-фактуру.

Получая товар, обязательно проверьте, соответствует ли он описанию в этих документах. Вы можете найти расхождение по количеству или качеству — недостачу, брак, другое несоответствие. Проводите проверку как можно внимательнее: после приемки товара вернуть его будет сложно. А после оплаты станет почти невозможно доказать, что он был некачественным.

Если нашли несоответствие в заказе — нужно его вернуть. Скачайте наш образец претензии на возврат товара ненадлежащего качества поставщику и читайте инструкцию, как заполнить документ. Мы также ответили на вопросы, которые чаще всего возникают при оформлении.

Итак, разберем, как правильно составить претензию на возврат товара.

Перед тем, как составлять претензию, заполните акт о расхождении по качеству по форме ТОРГ-2. В нем укажите, что именно вас не устроило в товаре.

Как правильно составить претензию на возврат товара

Претензию составляют в произвольной форме. Главное — отметить все необходимые сведения, реквизиты и суть требований. Обязательно укажите:

  • название, адрес и реквизиты покупателя,
  • дату составления,
  • характеристики спорного товара — опишите все недостатки, сославшись на акт расхождений,
  • требования к поставщику, например, устранение недостатков или возмещение ущерба,
  • подписи ответственных за получение товара сотрудников и директора.

Если хотите, можете указать нормы законодательства, на основании которых предъявляете требования, например, ст. 475 Гражданского кодекса.

Смотрите наш актуальный в 2023 образец претензии на возврат товара ненадлежащего качества — в нем есть все нужные реквизиты и пункты. В МоемСкладе есть бланк, подходящий к любой спорной ситуации: возврат денег, устранение брака, замена ТМЦ — скачайте и дополните его по необходимости.

Бланк претензии на возврат товара ненадлежащего качества (образец 2023 года)

Передать документ поставщику можно лично, почтой или курьером. Если реакции на претензию не будет или продавец откажет в удовлетворении требований, через 30 дней можно обратиться в суд.

Укажите в претензии срок, в который ожидаете получить ответ от поставщика — тогда он не сможет затянуть с решением.

Образец претензии на возврат денег за товар ненадлежащего качества

Если вы решили вернуть потраченные средства, потребуется образец претензии поставщику на возврат денег за товар ненадлежащего качества. В этом случае в документе надо отметить, каким способом хотите получить их назад, например, указать номер расчетного счета.

Покупатель может обратиться к поставщику с претензиями в течение двух лет после покупки, если другие сроки не указаны в договоре (ст. 477 Гражданского кодекса). Но тогда он должен будет доказать, что недостатки у товара были еще до его поставки.

Более 2 000 000 компаний уже печатают счета, накладные и другие документы в сервисе МойСклад

При составлении претензии возникают различные вопросы, например, о доставке спорного товара. Мы разобрали самые распространенные.

Какие еще документы, кроме претензии поставщику, нужно оформить?

Надо оформить акт о расхождении по качеству по форме ТОРГ-2. После составления этого документа можно приступать к претензии на возврат поставщику товара ненадлежащего качества. Образец здесь.

Мы направили поставщику бланк претензии на возврат товара. Кто должен оплатить доставку?

Вы вправе потребовать, чтобы поставщик сам забрал товар, или можете сами отправить брак, тогда расходы за доставку покрывает продавец.

За образец претензии на возврат товара ненадлежащего качества поставщику мы взяли документ, который используют в нашей фирме с 1997 года. Он не устарел?

Нет. Если в нем есть все нужные реквизиты, можете его использовать, но лучше сверьтесь с нашим бесплатным образцом претензии на возврат товара поставщику.

Где взять актуальный в 2023 бланк претензии на возврат товара ненадлежащего качества? Образец нужен, чтобы вернуть партию телевизоров.

Неважно, что именно вы хотите вернуть, главное — укажите необходимые реквизиты, которые должна содержать претензия на возврат товара ненадлежащего качества. Образец 2023 можно скачать здесь.

Порядок возврата товара покупателем поставщику зависит от того, какую продукцию возвращают — качественную или некачественную. Для бракованных товаров действуют особые правила.

В каких случаях возвращают товар продавцу

Для оформления возврата товара поставщику нужна веская причина. Операцию производят, если:

  1. Качество не соответствует условиям договора или законодательным требованиям (ст. 469 ГК РФ).
  2. Продавец поставил не тот ассортимент — модель, цвет, размер (п. 1 ст. 467, п. 1, 2 ст. 468 ГК РФ).
  3. Заказчик выявил при приемке неверное количество или комплектность (п. 2 ст. 465 ГК РФ).

Если по договору продавец обязан поставить упакованные изделия, а упаковка отсутствует или повреждена, то заказчик вправе вернуть поврежденную номенклатуру (ст. 475 ГК РФ).

Какие документы оформить для возврата

Основные документы, оформляемые при возврате товара поставщику, — уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке или соглашение о расторжении договора, если бракованная вся поставка или отдельная ее часть. Эта документация подтверждает основания возврата. Кроме того, надо подготовить возвратную накладную — унифицированную ТОРГ-12 или собственный бланк покупателя, закрепленный в учетной политике (ч. 2 ст. 9 402-ФЗ от 06.12.2011).

Если возвращаете изделия при приемке, то возвратная накладная не нужна. Все сведения о возвратной операции указывают в накладной на отгрузку товара (п. 2.1.9 Методических рекомендаций, утв. Письмом Роскомторга № 1-794/32-5 от 10.07.1996). Не требуется отдельный договор возврата товара поставщику, если стороны не договорились на обратную реализацию. Для нее новый продавец (бывший покупатель) оформляет счет-фактуру как при обычной реализации.

После возврата продукции продавец выставляет корректировочный счет-фактуру или другой возвратный документ с корректировкой (п. 10 ст. 172 НК РФ, письма Минфина № 03-07-09/4850 от 28.01.2020, № 03-03-06/1/67181 от 20.08.2021). Если изначально передали изделия по универсальному передаточному документу со статусом 1, то возвращение оформляют через корректировочный универсальный документ или КСФ (письма ФНС № ММВ-20-15/86@ от 17.10.2014, УФНС № 24-23/3/080514@ от 13.05.2020).

Есть и другие правила, которые надо учитывать при оформлении возврата:

  1. Если возвращаете товары в рамках нового договора, то составлять корректировочный счет-фактуру не надо. В такой ситуации бывший покупатель становится новым продавцом, а бывший продавец — новым покупателем. Возвратную операцию проводят так: новый продавец выставляет обычную счет-фактуру по реализации, а новый покупатель оформляет приход продукции (п. 3 ст. 168 НК РФ, письма Минфина № 03-07-09/4850 от 28.01.2020, № 03-03-06/1/67181 от 20.08.2021).
  2. Если возвращаете бракованные товары. Покупатель оформляет подтверждающие документы, делает возвратную накладную и акт о несоответствии качества. Нарушения актируют унифицированными ТОРГ-2 или ТОРГ-3 или формами собственной разработки, которые утверждены в учетной политике. При получении некачественных изделий поставщик формирует КСФ (п. 1.4 письма ФНС № СД-4-3/20667@ от 23.10.2018, письмо Минфина № 03-07-11/6171 от 04.02.2019). Корректировку надо выставить в течение 5 дней после составления акта о несоответствии.

Как вернуть качественные товары

Если покупатель оплатил поставку и делает возврат качественного товара поставщику, то он вправе потребовать назад деньги. Заказчик сможет отказать в приемке из-за несоответствия ассортимента или из-за просроченной поставки товарной партии (п. 1 ст. 468, п. 3 ст. 511 ГК РФ).

Обычно стороны прописывают проведение возвратных операций в договоре. Но если порядок не согласовали, то руководствуйтесь — инструкция возврата товара поставщику и оплаты по нему:

  1. Подготовьте документы, подтверждающие основания для возвращения. Передайте их продавцу.
  2. Оформите возвратную операцию и верните номенклатуру продавцу.
  3. Отправьте контрагенту письмо с требованием вернуть оплату. По правилам поставщик возвращает деньги в течение 7 дней после получения требования (п. 2 ст. 314 ГК РФ).
  4. Направьте претензию, если продавец не вернул оплату в семидневный срок.
  5. Подайте иск в суд, если продавец не удовлетворит претензию в течение 30 календарных дней. Но помните, что подавать в суд нельзя, пока поставщик не заберет то, от чего вы отказались (п. 3 ст. 328 ГК РФ).

В Гражданском кодексе не прописан срок возврата товара поставщику, но если заказчик принял ассортимент на ответственное хранение, то он вправе вернуть его после окончания разумного срока, в который поставщику надо вывезти или распорядиться возвращенной партией (ст. 514 ГК РФ). Если же срок возврата прописан в договоре, то руководствуйтесь им (ст. 309, п. 4 ст. 421 ГК РФ).

Минфин разъяснил, как оформить возврат товара поставщику, если возвращаете качественную номенклатуру, — как обратную реализацию. В таком случае стороны составляют новое соглашение, где заказчик становится продавцом, а поставщик — покупателем. Обратную реализацию надо учесть как обычную продажу по новому договору: начислить НДС и выставить счет-фактуру на отгрузку. А для налога на прибыль — признать выручку и списать стоимость изделий в расходы (письма Минфина № 03-03-06/1/79496 от 06.11.2018, № 03-03-06/1/67181 от 20.08.2021).

В таблице — проводки по возвращению продавцу качественной продукции.

Проводка

Операция

Дт 41 Кт 60

Продукцию приняли к учету

Дт 19 Кт 60

Учли входной НДС

Дт 68 Кт 19

Провели вычет по НДС

Дт 62 Кт 90.1

Отразили выручку по возвращенным продуктам

Дт 90.3 Кт 68

Учли НДС по возвращенным продуктам

Дт 90.2 Кт 41

Учли возвратную стоимость

Как вернуть некачественные товары

Если проводите возврат некачественного товара поставщику, то действуйте по другому алгоритму.

Шаг 1. Составьте акт по унифицированной форме ТОРГ-1, ТОРГ-2, М-7 или в произвольном виде с указанием обязательных реквизитов для первички. Укажите причину несоответствия — производственный брак, поставка поломанных изделий. Подготовьте другие возвратные документы и передайте поставщику.

Шаг 2. Подготовьте претензионное письмо с требованием вернуть деньги. Укажите основания, по которым возвращаете продукцию, и определите возвратную сумму. Сошлитесь на условия договора поставки и укажите реквизиты документа об оплате. В этом же письме попросите забрать бракованные изделия, это не нарушение.

Претензия на возврат некачественного товара поставщику

Шаг 3. Передайте поставщику претензионное письмо и акт о недостатках.

Шаг 4. Оформите передачу возвратной накладной ТОРГ-12 или собственным первичным документом.

Шаг 5. Если поставщик не вернул деньги после первого письма, то направьте ему еще одну претензию. Это часть досудебного урегулирования разногласий, она обязательна при исполнении договоров.

В претензии надо подробно расписать, от каких изделий отказался заказчик и по какой причине. Сформулируйте условие о возврате оплаты, рассчитайте сумму и укажите счет, на который надо вернуть деньги. Напишите, что, если продавец не вернет денежные средства, вы обратитесь в суд.

Иск подают, если продавец не удовлетворил требования в течение 30 дней, но в законе или договоре предусматривают и другие правила (ч. 5 ст. 4 АПК РФ). Исковое заявление направляют в арбитражный суд.

В пояснениях Минфина указано, как сделать возврат товара поставщику, если он поставил некачественный товар, — подготовить претензию, акты и возвратную накладную. А НДС, принятый к вычету по возвращенным продуктам, восстановить по корректировочному счету-фактуре от поставщика (письмо Минфина № 03-03-06/1/67181). А вот для налога на прибыль по бракованным изделиям, которые вернули поставщику, ни доходов, ни расходов не возникает.

В бухгалтерском учете надо показать выбытие продукции и восстановление налога на добавленную стоимость. Мы собрали все проводки в таблице.

Проводка

Операция

Брак обнаружили при приемке

Дт 002

Брак приняли на хранение

Кт 002

Брак вернули поставщику

Брак обнаружили после приемки

Дт 41 Кт 60

Продукцию приняли к учету

Дт 19 Кт 60

Отразили входной НДС

Дт 60 Кт 76.2

Внесли коррективы в расчеты с продавцом

Дт 76.2 Кт 41

Вернули брак

Дт 76.2 Кт 68

Восстановили НДС по бракованным товарам

Получатель имеет право возвратить товар поставщику в следующих случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ:

  • Поставщик не передал вовремя принадлежности и документы, которые относятся к товару (ст. 464 ГК РФ);
  • В поставке меньше товара, чем заявлено в договоре (п. 1 ст. 466 ГК РФ);
  • Ассортимент не соответствует договору полностью или частично (п. 1 и п. 2 ст. 468 ГК РФ);
  • Нарушены требования к качеству товара или части товаров, входящих в комплект (п. 2  и п. 4 ст. 475, п. 2 ст. 520 ГК РФ);
  • Поставщик не выполнил требования покупателя о доукомплектовании товара (п. 2 ст. 480 ГК РФ);
  • Нет тары или упаковки или они ненадлежащего качества (ст. 482 ГК РФ).

Дата возврата зависит от срока годности товаров и гарантийного срока. Ниже описаны условия, предусмотренные Гражданским кодексом РФ. Если в договоре между поставщиком и покупателем прописаны иные условия, то возврат происходит в соответствии с ними. 

Если нашли недостатки в период гарантийного срока

Товар можно отправить обратно в течение этого срока. Иногда в договоре указывают меньший или больший срок на комплектующие к основному товару. В этом случае возврат возможен в тот срок, который является самым длительным (п. 3 ст. 477 ГК РФ). 

Пример

Гарантия на стиральную машину 3 года, а на шланг от нее — 1 год. Через два года после оприходования товара получатель обнаружил, что шланг некачественный. По этой причине машину можно вернуть даже если гарантия на шланг уже истекла, потому что закон позволяет ориентироваться на период 3 года.

Если нашли недостатки, когда срок годности уже истёк, но не прошло 2 года с момента поставки

Вы можете отправить товар обратно, если докажете, что недостатки у товара были еще до его передачи в собственность вашей компании (п. 5 ст. 477 ГК РФ).

Пример

Во время продажи телефона в розничном магазине выяснилось, что он не включается. Экспертиза показала брак пайки, значит товар можно вернуть поставщику даже если его шестимесячная гарантия закончилась.

Если у товара установлен срок годности

Вернуть товар можно, пока не истек срок его годности (п. 4 ст. 477 ГК РФ). Срок можно посмотреть в товарных документах или на упаковке. 

Если нет гарантийного срока или срока годности 

Товар можно вернуть в течение «разумного срока», но не более чем через два года с момента доставки товара получателю, в том числе по почте (п. 2 ст. 477 ГК РФ). 

Возврат товара оформляется не только возвратной накладной. К ней нужно приложить документы: 

  • Акт приемки — подтверждает факт получения товара. 
  • Письмо с претензией — служит извещением, что поставщик нарушил условия договора (о количестве, ассортименте, качестве, комплектности, таре или упаковке). Без извещения поставщик может отказаться вернуть деньги (п. 1 и 2 ст. 483 ГК РФ).  
  • Акт о недостатках товара — нужен, если возвращаете груз по причине брака.

Претензионное письмо на возврат товара. Образец

Скачать пустой бланк в формате *rtf.

Письмо с претензией можно составить в произвольной форме. Что обязательно нужно указать в письме:

  • Причину возврата. Сошлитесь на подходящие к вашей ситуации нормы ГК РФ (они перечислены выше);
  • Сроки возврата;
  • Условия доставки или вывоза товара;
  • Способ перечисления денег за возвращенный товар и банковские реквизиты.

К письму можно приложить копии документов, которые относятся к предмету сделки. Например, договор поставки, товарную накладную, акт о выявленных недостатках товара, платежное поручение, доверенность.   

Акт о недостатках товара. Образец

Скачать пустой бланк в формате *rtf. 

Акт о недостатках составляйте в свободной форме. Что должно быть в содержании:

  • номер и дата акта;
  • характеристики товара и цена, указанные в накладной;
  • как обнаружены недостатки (визуальный осмотр, разборка, экспертиза и т.п.) и какие именно;
  • находится ли товар на гарантии;
  • что решено делать с некачественным товаром (вернуть поставщику, отремонтировать, списать и пр.);
  • ФИО и должности сотрудников, которые выявили брак и оформили акт. Если это специально созданная комиссия, сошлитесь на приказ или распоряжение руководителя организации о создании комиссии.

До 2013 года оформлять первичные документы можно было только по унифицированным формам, теперь накладные можно заполнять так, как удобно организации (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). 

Главное, чтобы в документе были все реквизиты, необходимые для первичного бухгалтерского учета (п. 2 ст. 9 № 402-ФЗ):

  • наименование и дата документа;
  • название организации или ИП, составившего документ;
  • в чем заключается факт хозяйственной жизни;
  • единица измерения и стоимость товара;
  • должность, ФИО и подписи лиц, совершивших сделку;
  • должность, ФИО и подпись лица, ответственного за оформление сделки.

Для накладных существовал формат ТОРГ-12, он уже не обязателен, но его продолжают использовать для оформления прихода и возврата. 

Приходная накладная ТОРГ-12. Образец

Скачать пустой бланк в формате *xlsx или *rtf.

Возвратную накладную можно оформить вручную или автоматически с помощью сервиса Контур.Маркет, что гораздо быстрее. Покажем, как создать накладную, на основе привычного бланка ТОРГ-12. 

Оформление возвратной накладной вручную

  1. Скачайте пустой бланк в формате *rtf или *xls
  2. Впишите данные о получателе и поставщике. Ваш магазин в случае возврата становится отправителем, а ваш поставщик — получателем. Этот процесс называют обратной продажей. 

Обратите внимание на отличия в шапке приходной и возвратной накладной: 

  1. В правой части добавьте остальные реквизиты, их можно взять из приходной накладной.
  2. В табличную часть впишите наименование, количество, цену и другие данные о товаре, который возвращаете.

Обратите внимание на отличия в табличной части приходной и возвратной накладной: 

  1. В нижней части возвратной накладной укажите остальные реквизиты, взяв за образец товарную накладную.
  2. Подпишите документ у ответственных лиц, указанных в документе.    

Автоматическое создание возвратной накладной в сервисе Контур.Маркет

Контур.Маркет помогает не тратить время на перепечатку реквизитов из товарной накладной в возвратную. Все реквизиты, которые есть в сервисе, можно добавить в документ одним кликом. Работайте в разделе «Накладные». 

  1. Выберите подраздел «Расход», нажмите «Создать накладную» и кликните «Возврат».

  1. Впишите номер документа и выберите дату на календаре. Кликните в поле «Грузополучатель» и выберите нужную компанию в открывшемся списке. Чтобы добавить товар, кликните в пустое поле и начните вводить название, штрихкод или артикул. Сервис предложит выбрать нужный вариант из найденных.

  1. Укажите количество возвращаемого товара, и сервис автоматически посчитает сумму возврата. Чтобы провести документ после заполнения, нажмите «Добавить накладную». Ее можно распечатать. 

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Акт возврата некачественного товара

Акт возврата некачественного товара

Подборка наиболее важных документов по запросу Акт возврата некачественного товара (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 518 «Последствия поставки товаров ненадлежащего качества» ГК РФ«Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, установленном в статье 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 15, 309, 310, 395, 393, 456, 469, 470, 474, 475, 476, 483, 506, 513, 518 ГК РФ, исходил из того, что согласно имеющимся в материалах дела доказательствам истец (покупатель по договору от 18.05.2020 N 1805ЭССА-2020), уведомленный потребителем поставленного товара (предприятием) о его несоответствии заявленному качеству, незамедлительно обратился к ответчику (поставщику по договору от 18.05.2020 N 1805ЭССА2020), также уведомив последнего о поставке некачественного товара; при этом из поведения ответчика определенно следует, что претензии к качеству товара на сумму 300 000 руб. он признал, по просьбе ответчика в его адрес направлены акт о возврате товара от 15.06.2020, письма покупателя о возврате денежных средств, акт сверки взаимных расчетов, таким образом, поставщик выразил согласие на возврат некачественной продукции, которая была принята им без каких-либо замечаний, в том числе, по качеству, произведен частичный возврат полученных денежных средств.»

Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 518 «Последствия поставки товаров ненадлежащего качества» ГК РФ
(Арбитражный суд Уральского округа)Вместе с тем, удовлетворяя иск поставщика о возложении на покупателя обязанности возвратить первоначально поставленный некачественный товар, суды не оценили возможность реального исполнения принимаемых судебных актов: не дали оценки доводам покупателя об отсутствии у него товара — стальных труб — в первоначальном состоянии (в том виде и в том объеме, которые указаны в товарных накладных), не проверили осуществление сторонами реальных действий по вывозу некачественного товара и исполнение поставщиком судебного акта о замене некачественного товара, не дали оценку требованию поставщика о том, в каком виде он просит вернуть некачественный товар (в виде первоначально поставленного товара, а не в виде изготовленной из него бракованной продукции).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Обязательство по обратной реализации из договора поставки
(Ульбашев А.Х.)
(«Гражданское право», 2019, N 6)Как известно, в случае поставки некачественной продукции поставщик имеет право на возврат дефектного товара (п. 2 ст. 475 и ст. 518 ГК РФ). Нередко суды квалифицируют подобный возврат в качестве обратной реализации: «Право собственности на товар переходит от поставщика к покупателю с момента приемки продукции представителями покупателя, подписания сторонами сопроводительных документов и вручения их друг другу. Датой поставки считается дата поступления товара на склад покупателя либо по адресу, указанному покупателем, и вручения покупателю поставщиком товарно-сопроводительных документов. Обмен или возврат товара ненадлежащего качества оформляется соответствующим двусторонним актом, подписанным представителями сторон. Поставщик, учитывая пожелания покупателя, производит урегулирование одним из следующих способов: замена некачественной продукции со следующей поставкой, ликвидация недостачи со следующей поставкой, уточнение взаимозачетов с покупателем (оригиналы исправленных сопроводительных документов направляются покупателю не позднее следующего рабочего дня после внесения изменений), обратная реализация» <11>.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать аксессуары на английском
  • Как написать аксенову главе крыма
  • Как написать аксель болт
  • Как написать акростих
  • Как написать акрилом маки