Как написать анализ басни 5 класс

ПЛАН АНАЛИЗА БАСНИ

Пункты плана

Примерные речевые конструкции

1.Автор и название басни.

1.И.А. Крылова «Ворона и лисица».

2.Тема басни (о чем басня?)

2.Тема басни — лесть

3. Мораль (основная идея, вывод) басни.

3.Мораль баснине теряйте голову от льстивых слов. Лесть не должна затуманивать наш разум!

4. Кто главные герои басни?

4.Главные герои басни – Ворона и Лисица

5. Перечисли основные черты характера главных героев басни.

Назови 2 основные черты характера одного из героев.

Приведи пример из текста, который доказывает твой ответ.

5.Лисица

Черта1- хитрая

Пример из текста

«Плутовка к дереву на цыпочках подходит…»

Черта 2 — льстивая

Пример из текста

«И говорит так сладко, чуть дыша: 
«Голубушка, как хороша!»

6. Какие человеческие пороки высмеиваются в этой басне?

6.В басне высмеиваются глупость, наивность и тщеславие.

7. Какие выражения стали крылатыми?

Крылатые слова — меткие выражения, часто краткие цитаты, получившие широкое распространение в живой речи.

7.«Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок»

8. Какая пословица соответствует морали басни?

8.Речи сахарные, а за пазухой камешек.

9. Выпиши из басни наиболее яркий глагол. Подбери к нему антонимы и синонимы.

9. Глагол: взобралась

А: спустилась, сошла.

С: залезла, взлетела, взошла.

10. Сделай иллюстрацию к басне.

1.Что такое басня?
Ответ: Басня – краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера, состоит из вступления, событий и морали.

2.Что такое мораль басни?

Ответ: мораль басни — это краткое нравоучительное заключение, поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни

3. Всегда ли есть мораль в басне?

Ответ: как правило, да. Но мораль не всегда может быть представлена в явном виде. Иногда, она читается «между строк», как бы «растворена» в басне.

4. Какова основная цель басни?

Ответ: Цель: басни — вскрытие и обозначение человеческих пороков, недостатков и изъянов общественной жизни. Напоминание о старых истинах.

5. Зачем нам, жителям XXI века, нужно изучать басни?

Ответ: пороки в обществе не исчезли. Басни не потеряли актуальность и в наши дни.

6.Что такое «эзопов язык»?

Ответ: эзопов язык (по имени греческого баснописца Эзопа) — умение замаскировать главную мысль.

7.Что такое олицетворение? Ответ: Олицетворение — наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы.

Анализ
сказки, басни, рассказа
 

План анализа сказки 
         Сказка – повествовательное произведение о
вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил.
 
1. Прочитай внимательно сказку. Определи, относится ли
она к устному народному творчеству или у неё есть автор.
 
2. Как ты думаешь, что в этой сказке вымышлено, а что
взято из реальной жизни?
 
3. Что в этой сказке понравилось тебе больше всего? 
4. Назови волшебные предметы из этой сказки, которые
являются частью реальной жизни.
 
5. Подумай, чего на самом деле никогда не может быть в
реальной жизни?
 
6. Какой момент в сказке ты считаешь самым
захватывающим?
 
7. Назови положительных и отрицательных героев этой
сказки. Перечисли основные черты характера главных героев, вспомни их самые
важные, значительные поступки.
 
8. какому герою сказки ты больше всего сопереживал?
Опиши чувства, которые ты испытал вместе с этим героем.
 
9. Какие пословицы могли бы передать основную мысль
этой сказки? Одним предложением вырази самостоятельную главную мысль сказки.
 
10. Какие ещё сказки напомнила тебе эта сказка
замыслом, сюжетом и характером главного героя?
 

План анализа басни 
         Басня – короткое стихотворное или
прозаическое произведение. Главные герои басни чаще всего животные, реже – люди
или предметы. В басне принято в иносказательной форме высмеивать пороки людей,
недостатки их характера : гордыню, трусость, жадность, глупость, лицемерие.
 
Басня – это жанр литературы, родившийся в Древней
Греции. За время его существования сложились определенные штампы*, например,
лиса – хитрость, осел – глупость, вол – работоспособность, медведь –
неуклюжесть, заяц – трусость, петух – чванливость, волк – злоба, лев – власть,
сила т.д.
 
1. Прочитай произведение. Подумай, подходит ли оно под
определение басни.
 
2. Есть ли в басне слова, которые прямо выражают ее
мораль, то есть главную мысль, идею?
 
* Штамп – избитое выражение; устоявшийся образ. 
3. Попробуй передать главную мысль (мораль) басни
своими словами.
 
4. Подбери пословицы, близкие по смыслу к морали этой
басни.
 
5. Определи, как написана эта басня: прозой или
стихами.
 
6. Какие людские недостатки или пороки высмеиваются в
этой басне?
 
7. Какие выражения показались тебе наиболее яркими,
образными, запоминающимися?
 
8. Перечисли основные черты характера главных героев
басни.
 
9. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что –
поучительным?
 
10. Подготовься к выразительному чтению басни.
Прочитай басню «по ролям».
 
11. Какие выражения из этой басни обогатили русский
язык?

План анализа рассказа 
         Рассказ – любое небольшое повествовательное
произведение.
 
1. Прочитай внимательно рассказ. 
2. Подумай, отражает ли название рассказа его
содержание.
 
3. Обрати внимание на имя автора. Вспомни, что ты
знаешь о нем? какие еще книги этого писателя ты читал?
 
4. Узнай, когда и где рассказ был написан. 
5. Подумай, какой из типов изложения событий
преобладает в рассказе :
 
— повествование ( рассказывает ); 
— описание ( показывает ); 
— рассуждение ( доказывает ). 
6. Кратко перескажи рассказ. 
7. Что, по-твоему, явилось кульминацией ( высшей
точкой напряжения в развитии действия ) этого рассказа?
 
8. Каких героев ты считаешь положительными, а каких –
отрицательными и почему?
 
9. Что в этом рассказе тебя рассмешило, испугало,
обрадовало, а что – показалось грустным, странным?
 
10. Какому из героев ты больше всего сопереживал?
Опиши чувства, которые ты испытал вместе с этим героем.
 
11. О чём нам предлагает задуматься автор? Сформулируй
главную идею этого произведения.
 
12. Подумай, как может сложиться судьба героев в
будущем?
 
13. Какие достоинства произведения ты отметил? 

План рассказа о
герое
 
1. Начни рассказ о понравившемся ( непонравившемся)
герое со слов : «мне очень понравился (ась)», «меня ужаснул (а)», «больше всего
мне запомнился(ась)», «мне показался интересным (странным, необычным)», «я
восхищаюсь», «мне очень не понравился (ась)», «я был удивлен, узнав» и т.д.
 
2. Опиши внешность героя: его лицо, фигуру, одежду,
манеру поведения.
 
3. Вспомни поступки, мысли и действия, в которых лучше
всего раскрывается характер героя.
 
4. Перечисли основные черты характера этого героя. 
5. Расскажи о взаимоотношениях героя с другими
персонажами.
 
6. Вспомни героев других произведений, которые в
чем-то схожи с этим персонажем.
 
7. Хотелось (не хотелось ) бы тебе быть похожим на
этого героя? Почему?
 
8. Подумай, какая из пословиц, поговорок или крылатых
фраз лучше всего передает характер этого героя?
 
9. Если бы ты был художником, как бы ты изобразил
этого героя? В какой момент развития действия? Что делал бы герой? Какое у него
было бы выражение лица, поза? Во что он был бы одет? Что происходило бы вокруг?
 

Шаблон анализа басни И.А, Крылова для учащихся 5-6 классов

        Теме войны …… года в  русской литературе посвящено не мало произведений: ……. Лермонтова, …….   Л.Н. Толстого, даже в фольклоре эта тема нашла отражение. Особое место тема Отечественной войны 1812 года занимает  в баснях …….

 Басня …. посвящена (рассказывает, повествует о…., навеяна, осмеивает…-см. стр. учебника 96- 97).

В басне – два главных героя, противопоставленных друг другу: ……и……. Используя аллегорию, Крылов подразумевает  под одним …., под другим — ….  Каждый из героев наделён качествами: …… — трусливый,……,….,  ….- решительный,…,…

        В басне  имеется мораль: цитата (или «мораль отсутствует, как вывод, но имее(ю)тся афоризмы, которые содержат основную мысль:……..).

        Автор относится с осуждением к поступкам (или иронизирует, или гордится поступками …..) …… Об этом говорят такие средства выразительности: (эпитеты: …………….), метафоры: ………., сравнения:……..ЧТО ЕСТЬ В БАСНЕ.

Произведение в соответствии с жанром  написано разговорным стилем. Об этом свидетельствуют многочисленные диалоги и разговорные слова: «ловчий», «кум», «уставим», и  СВОИ ПРИМЕРЫ.

Басня заставляет нас задуматься над ………. (или …….).

Эта басня также была популярна в годы другой войны – 1941 – 1945 годов, так как ситуация сложилась похожая: враг вероломно, «как волк на псарне» оккупировал территорию нашей Родины, и безжалостно был изгнан  с родной земли.

Актуально произведение И.А. Крылова и сегодня. С одной стороны, это иллюстрация к событиям одной из страниц истории нашего народа. С другой стороны, недостатки: ….., ….., …. – и сегодня встречаются в нашем обществе.

Как сделать анализ басни?Для того, чтобы грамотно сделать анализ басни, необходимо определиться — развёрнутый или краткий анализ Вам необходим? Выяснив это, следует составить план, по которому Вы будете действовать.

Для проведения анализа ответьте на вопросы, представленные ниже. Выберите те вопросы, которые Вам следует раскрыть в обязательном порядке, а которые можно опустить.

  • В каком году басня была написана, кто её автор?
  • История создания басни
  • Сюжет (собственный, заимствованный, кто ещё, кроме этого автора обращался к этому сюжету)
  • При необходимости дайте краткое содержание басни
  • Кто главные герои басни? Как автор передаёт характер героев, проследите и опишите кратко действия персонажей
  • Кто из персонажей Вам приятен, а кто кажется нелепым, смешным, глупым?
  • Какие человеческие пороки высмеиваются в этой басне?
  • Опишите особенности языка басни
  • Какие средства художественной выразительности используются создателем басни?

Важная особенность художественной речи – выразительность. В любом художественном произведении печатное слово несёт не только необходимую информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателей при помощи художественных образов. Чем нагляднее и правдоподобнее образ, тем больше он воздействует.

Средства художественной выразительности различны и многочисленны. Их можно отнести к двум большим группам: это тропы (сравнения, олицетворения, аллегория, метафора, метонимия и др.) и стилистические фигуры (эпитет, гипербола,  анафора и др.).

Например: метонимия (от греч. metonymia, дословно переименование) – один из видов тропа, «…в основе которого лежит принцип смежности. Подобно метафоре, возникает вследствие способности слова к своеобразному удвоению (умножению) в речи обозначающей функции, представляет собой наложение на переносимое значение слова его прямого назначения».

Пример: «Я три тарелки съел» (И.А.Крылов). В этом выражении слово «тарелка» обозначает одновременно две вещи – тарелку и кушанье.

  • Какова мораль этого произведения? Есть ли мораль в явном виде (или она как бы растворена в басне)?
  • Чему учит эта басня?
  • Какова цель басни?
  • Почему эта басня актуальна до сих пор?
  • Какие фразеологизмы есть в басенном произведении?
  • Какие выражения используются как пословицы?
  • Что мне особенно понравилось в этой басне?

Ответив на все эти вопросы, Вы получите подробный, развёрнутый анализ, а осветив лишь некоторые – краткий. Надеюсь, у Вас все получится, и результатом работы будете довольны.

Автор текста: Ирис Ревю

Обучение школьников анализу художественных произведений начинается с 5-го класса. При этом учителю важно учитывать возрастные особенности учащихся и, избегая сложностей, вводить и повторять необходимые теоретико-литературные понятия.

Анализ строится на основе целостного восприятия и выразительного чтения учащимися художественных произведений, в частности, басен И. А. Крылова, например, “Стрекоза и Муравей”, “Петух и Жемчужное зерно”.

Используем прием сопоставления басен И. А. Крылова с литературным источником – баснями

Эзопа. Покажем учащимся самобытность русского баснописца, национальный характер его произведений. С этой целью даем задание: сравните басню Эзопа, древнегреческого баснописца, жившего в VI веке до нашей эры, “Муравей и жук” и басню Крылова “Стрекоза и Муравей”.

Объясним, что сравнить литературные произведения – значит выяснить, что у них общего, чем они отличаются.

Муравей и жук

В летнюю пору гулял муравей по пашне и собирал по зернышку пшеницу и ячмень, чтобы запастись кормом на зиму. Увидал его жук и посочувствовал, что ему приходится так трудиться даже в такое время года, когда все

остальные животные отдыхают от тягот и предаются праздности.

Промолчал тогда муравей; но когда пришла зима и навоз дождями размыло, остался жук голодным, и пришел он просить у муравья корму.

Сказал муравей: “Эх, жук, кабы ты тогда работал, когда меня трудом попрекал, не пришлось бы тебе теперь сидеть без корму”.

Эзоп (VI в. до н. э)

Стрекоза и Муравей

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела:
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и Дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
“Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!”
“Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?” –
Говорит ей Муравей.
“До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило”.
“А, так ты…” – “Я без души
Лето целое все пела”. –
“Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!”
И. А. Крылов (1808)

Объясним учащимся значение слова “мурава” – трава, отсюда муравей; травушка-муравушка – народно-поэтическое выражение.

Примерные вопросы для анализа

– Почему эти басни можно сравнивать?

– Какая басня написана стихами, какая – прозой?

– Кто герои басен?

– Почему слова “Стрекоза”, “Муравей” Крылов написал с прописной буквы как имена собственные?

– Найдите в басне Крылова слова и выражения, особенности природы, на основании которых можно сказать, что эта басня русская.

– Какие качества человека иносказательно изображают и высмеивают обе басни?

– В каких словах выражена мораль (нравоучение) басен?

Обобщая ответы учащихся, скажем, что в баснях рассказывается о похожем поведении героев, об их одинаковых нравственных качествах: лени, легкомысленном отношении к жизни, поэтому их можно сравнивать.

Басня Эзопа написана прозой, Крылова – стихами. Герои – насекомые, но вместо ленивого жука Крылов создает образ ленивой и легкомысленной, стремящейся только к развлечениям Стрекозы. Предложим учащимся подобрать синонимы к слову легкомысленность: Несерьезность, беспечность, поверхностность, бездумность, верхоглядство, ветреность.

У Эзопа жук сочувствует муравью, потому что тому приходится много трудиться летом, но ленивец не задумывается, зачем это нужно; у Крылова Стрекоза в вихре веселья вообще не замечает, что кто-то трудится даже летом. В баснях показано преимущество трудолюбия и опасность праздности и лени.

В басне Эзопа зима пришла с дождями, что характерно для Греции, южной страны. У Крылова настоящая русская зима, снежная и холодная. Он использует характерные для русского фольклора постоянные эпитеты: Лето красное, злая тоска, чисто поле.

Скажем учащимся, что Крылов взял сюжеты у Эзопа, но создал подлинно русскую, народную басню.

Баснописцы всегда рассказывают о том, что волнует общество, высмеивают отрицательные качества людей, чтобы они избавлялись от своих недостатков. Поэтому из содержания басни всегда вытекает нравоучение (мораль). В этих баснях, которые мы рассматриваем, нравоучение вытекает из содержания и выражается в последних словах у Эзопа и двух последних строчках у Крылова без поучающего суждения.

Чаще всего нравоучение (мораль) выделяется в басне как самостоятельная ее часть и располагается либо в конце, либо в начале басни. Читаем басню Крылова “Петух и Жемчужное зерно”, выделяем нравоучение (мораль).

В баснях часто действуют животные, растения, предметы, явления природы, но под ними подразумеваются люди. Животные, растения, предметы, явления природы наделяются в баснях, как и в сказках, качествами человека: Даром речи, чувствами и мыслями.

– Вспомним, как называется прием наделения животных, растений, предметов, явлений природы качествами и свойствами человека?

(С понятием Олицетворение пятиклассники знакомятся при изучении Мифов и сказок.)

– Укажите олицетворения в басне Крылова “Стрекоза и Муравей” (“помертвело чисто поле”, “зима катит в глаза”, “говорит ей Муравей” и др.)

Подчеркнем, что олицетворение является одним из постоянных художественных приемов в сказках, баснях и других литературных произведениях.

Нравственные качества людей в баснях иносказательно изображаются в образах животных: хитрость в виде лисы, жадность, жестокость выступают в обличии волка, коварство – в виде змеи и др. Хитрость, жадность, лень – все это отвлеченные понятия. Художественный прием изображения отвлеченных понятий в конкретных образах (животных, растений, предметов, явлений природы) называют аллегорией (иносказанием). Аллегорией мира на Земле является белый голубь, аллегорией надежды человека – якорь и др.

Существует еще одно название аллегории (иносказания) – Эзопов язык.

Критик В. Г. Белинский писал, что в баснях Крылова “нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные, кажется, действуют в них, но есть люди, и притом русские люди”. В воспроизведении национально-народного колорита и заключается новаторство Крылова-баснописца. Он смело вводит народное просторечие и устно-поэтическую лексику, бытовые детали, утверждает народную точку зрения.

Точные и краткие изречения (афоризмы) из его басен вошли в сокровищницу русского языка.

– Какое выражение из басни “Стрекоза и Муравей” стало афоризмом?

Крылов создавал и оригинальные басни, в которых действуют не только животные, но и люди.

Прочитайте басню “Волк на псарне” сначала про себя, затем выразительно вслух. (Можно организовать чтение по ролям.)

Многие басни Крылова написаны по какому-нибудь конкретному поводу, и современникам баснописца было понятно, в чей огород брошен камень. Вместе с тем басенные персонажи имеют широкий обобщающий смысл, который понятен и в наши дни.

Так, басня “Волк на псарне”, написанная в 1812 году, является откликом на Отечественную войну против французского нашествия. Волк – это Наполеон, потерпевший поражение на Бородинском поле; заняв Москву, он понял, что оказался в ловушке, и послал Кутузову предложение о мире, заверяя русского полководца, что желает мира. Кутузов отверг предложение завоевателя и в победоносных сражениях освободил Россию от врагов.

Ловчий в басне – это Кутузов.

– Сравните внешний вид волка и его речи.

– Почему псарня для волка “стала адом”? В чем смысл этого сравнения?

– Определите, какие отрицательные качества человека иносказательно изображены в басне.

– Какими чертами обладает Ловчий?

Обобщая ответы учащихся, обратим их внимание на то, что несоответствие внешнего вида и речей волка свидетельствует о его коварстве (злонамеренности, прикрытой показной доброжелательностью).

Скажем, что Волк воспринимает псарню как ад (по Библии – место наказания и вечных мучений грешников). Иными словами, волк сам осознает правомерность наказания за причиненное зло и пытается избежать его хитростью.

Ловчий (главный из псарей) изображен смелым, мудрым человеком, наделенным жизненным опытом:

Ты сер, приятель, а я сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю…

Домашнее задание. Прочитайте басни в учебнике-хрестоматии. Определите, какие отрицательные черты людей высмеивает автор?

В каких словах выражена мораль басен? Какие слова стали афоризмами?

Закрепление изученного материала можно провести в виде самостоятельной работы учащихся на следующем уроке (небольшие басни даются на карточках для анализа в виде письменной работы).

– Прочитайте басню Эзопа “Петух и алмаз” и И. А. Крылова “Петух и Жемчужное зерно”. В чем состоит сходство и различие этих басен? Запишите свои суждения.

Петух и алмаз

Петух разгребал по обыкновению своему навозную кучу и, вырывши алмаз, подумал: ежели б золотых дел мастер сию блестящую безделку нашел, то она б ему очень пригодилась; а мне бы ячменное зерно во сто мер лучше сего было. ( Эзоп (VI в. до н. э.))

Петух и Жемчужное зерно

Навозну кучу разрывая,
Петух нашел Жемчужное зерно
И говорит: “Куда оно?
Какая вещь пустая!
Не глупо ль, что его высоко так ценят?
А я бы, право, был гораздо боле рад
Зерну Ячменному: оно не столь хоть видно,
Да сытно”.
………………………………………….
Невежи судят точно так:
В чем толку не поймут, то все у них пустяк.
И. А. Крылов (1808)

Следует объяснить значение слов Невежа (грубый, невоспитанный человек) и Невежда (малообразованный, малосведущий человек).

Loading…

Я иду на урокИллюстрация художника Алексея Лаптева к басне «Стрекоза и Муравей».

Татьяна КАЛГАНОВА


Анализ басен И.А.  Крылова в 5-м
классе

Обучение школьников анализу художественных
произведений начинается с 5-го класса. При этом
учителю важно учитывать возрастные особенности
учащихся и, избегая сложностей, вводить и
повторять необходимые теоретико-литературные
понятия.

Анализ строится на основе целостного
восприятия и выразительного чтения учащимися
художественных произведений, в частности, басен
И.А. Крылова, например, «Стрекоза и Муравей»,
«Петух и Жемчужное зерно».

Используем приём сопоставления басен
И.А. Крылова с литературным источником —
баснями Эзопа. Покажем учащимся самобытность
русского баснописца, национальный характер его
произведений. С этой целью даём задание: сравните
басню Эзопа, древнегреческого баснописца,
жившего в VI веке до нашей эры, «Муравей и жук» и
басню Крылова «Стрекоза и Муравей».

Объясним, что сравнить литературные
произведения — значит выяснить, что у них общего,
чем они отличаются.

Муравей и жук

В летнюю пору гулял муравей по пашне и собирал
по зёрнышку пшеницу и ячмень, чтобы запастись
кормом на зиму. Увидал его жук и посочувствовал,
что ему приходится так трудиться даже в такое
время года, когда все остальные животные
отдыхают от тягот и предаются праздности.

Промолчал тогда муравей; но когда пришла зима и
навоз дождями размыло, остался жук голодным, и
пришёл он просить у муравья корму.

Сказал муравей: “Эх, жук, кабы ты тогда работал,
когда меня трудом попрекал, не пришлось бы тебе
теперь сидеть без корму”.

Эзоп (VI в. до н.э)

Стрекоза и Муравей

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела:
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настаёт;
Стрекоза уж не поёт:
И кому же в ум пойдёт
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползёт она:
“Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!”
“Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?” —
Говорит ей Муравей.
“До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило”.
“А, так ты…” — “Я без души
Лето целое всё пела”. —
“Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши!”
И.А. Крылов (1808)

Объясним учащимся значение слова “мурава” —
трава, отсюда муравей; травушка-муравушка —
народно-поэтическое выражение.

Примерные вопросы для анализа

— Почему эти басни можно сравнивать?

— Какая басня написана стихами, какая —
прозой?

— Кто герои басен?

— Почему слова “Стрекоза”, “Муравей”
Крылов написал с прописной буквы как имена
собственные?

— Найдите в басне Крылова слова и выражения,
особенности природы, на основании которых можно
сказать, что эта басня русская.

— Какие качества человека иносказательно
изображают и высмеивают обе басни?

— В каких словах выражена мораль
(нравоучение) басен?

Обобщая ответы учащихся, скажем, что в баснях
рассказывается о похожем поведении героев, об их
одинаковых нравственных качествах: лени,
легкомысленном отношении к жизни, поэтому их
можно сравнивать.

Басня Эзопа написана прозой, Крылова — стихами.
Герои — насекомые, но вместо ленивого жука
Крылов создаёт образ ленивой и легкомысленной,
стремящейся только к развлечениям Стрекозы.
Предложим учащимся подобрать синонимы к слову
легкомысленность: несерьёзность, беспечность,
поверхностность, бездумность, верхоглядство,
ветреность
.

У Эзопа жук сочувствует муравью, потому что
тому приходится много трудиться летом, но
ленивец не задумывается, зачем это нужно; у
Крылова Стрекоза в вихре веселья вообще не
замечает, что кто-то трудится даже летом. В баснях
показано преимущество трудолюбия и опасность
праздности и лени.

В басне Эзопа зима пришла с дождями, что
характерно для Греции, южной страны. У Крылова
настоящая русская зима, снежная и холодная. Он
использует характерные для русского фольклора
постоянные эпитеты: лето красное, злая тоска,
чисто поле
. Скажем учащимся, что Крылов взял
сюжеты у Эзопа, но создал подлинно русскую,
народную басню.

Баснописцы всегда рассказывают о том, что
волнует общество, высмеивают отрицательные
качества людей, чтобы они избавлялись от своих
недостатков. Поэтому из содержания басни всегда
вытекает нравоучение (мораль). В этих баснях,
которые мы рассматриваем, нравоучение вытекает
из содержания и выражается в последних словах у
Эзопа и двух последних строчках у Крылова без
поучающего суждения.

Чаще всего нравоучение (мораль) выделяется в
басне как самостоятельная её часть и
располагается либо в конце, либо в начале басни.
Читаем басню Крылова «Петух и Жемчужное зерно»,
выделяем нравоучение (мораль).

В баснях часто действуют животные, растения,
предметы, явления природы, но под ними
подразумеваются люди. Животные, растения,
предметы, явления природы наделяются в баснях,
как и в сказках, качествами человека: даром
речи, чувствами и мыслями
.

— Вспомним, как называется приём наделения
животных, растений, предметов, явлений природы
качествами и свойствами человека?

(С понятием олицетворение пятиклассники
знакомятся при изучении мифов и сказок.)

— Укажите олицетворения в басне Крылова
«Стрекоза и Муравей» (“помертвело чисто поле”,
“зима катит в глаза”, “говорит ей Муравей” и
др.)

Подчеркнём, что олицетворение является одним
из постоянных художественных приёмов в сказках,
баснях и других литературных произведениях.

Нравственные качества людей в баснях
иносказательно изображаются в образах животных:
хитрость в виде лисы, жадность, жестокость
выступают в обличии волка, коварство — в виде
змеи и др. Хитрость, жадность, лень — всё это
отвлеченные понятия. Художественный приём
изображения отвлечённых понятий в конкретных
образах (животных, растений, предметов, явлений
природы) называют аллегорией (иносказанием).
Аллегорией мира на Земле является белый голубь,
аллегорией надежды человека — якорь и др.
Существует ещё одно название аллегории
(иносказания) — эзопов язык.

Критик В.Г. Белинский писал, что в баснях
Крылова “нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти
животные, кажется, действуют в них, но есть люди, и
притом русские люди”. В воспроизведении
национально-народного колорита и заключается
новаторство Крылова-баснописца. Он смело вводит
народное просторечие и устно-поэтическую
лексику, бытовые детали, утверждает народную
точку зрения.

Точные и краткие изречения (афоризмы) из его
басен вошли в сокровищницу русского языка.

— Какое выражение из басни «Стрекоза и
Муравей» стало афоризмом?

Крылов создавал и оригинальные басни, в которых
действуют не только животные, но и люди.

Прочитайте басню «Волк на псарне» сначала про
себя, затем выразительно вслух. (Можно
организовать чтение по ролям.)

Многие басни Крылова написаны по какому-нибудь
конкретному поводу, и современникам баснописца
было понятно, в чей огород брошен камень. Вместе с
тем басенные персонажи имеют широкий обобщающий
смысл, который понятен и в наши дни.

Так, басня «Волк на псарне», написанная в
1812 году, является откликом на Отечественную
войну против французского нашествия. Волк — это
Наполеон, потерпевший поражение на Бородинском
поле; заняв Москву, он понял, что оказался в
ловушке, и послал Кутузову предложение о мире,
заверяя русского полководца, что желает мира.
Кутузов отверг предложение завоевателя и в
победоносных сражениях освободил Россию от
врагов. Ловчий в басне — это Кутузов.

— Сравните внешний вид волка и его речи.

— Почему псарня для волка “стала адом”? В
чём смысл этого сравнения?

— Определите, какие отрицательные качества
человека иносказательно изображены в басне.

— Какими чертами обладает Ловчий?

Обобщая ответы учащихся, обратим их внимание на
то, что несоответствие внешнего вида и речей
волка свидетельствует о его коварстве
(злонамеренности, прикрытой показной
доброжелательностью).

Скажем, что Волк воспринимает псарню как ад (по
Библии — место наказания и вечных мучений
грешников). Иными словами, волк сам осознаёт
правомерность наказания за причинённое зло и
пытается избежать его хитростью.

Ловчий (главный из псарей) изображён смелым,
мудрым человеком, наделённым жизненным опытом:

Ты сер, приятель, а я сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю…

Домашнее задание. Прочитайте басни в
учебнике-хрестоматии. Определите, какие
отрицательные черты людей высмеивает автор? В
каких словах выражена мораль басен? Какие слова
стали афоризмами?

Закрепление изученного материала можно
провести в виде самостоятельной работы учащихся
на следующем уроке (небольшие басни даются на
карточках для анализа в виде письменной работы).

— Прочитайте басню Эзопа «Петух и алмаз» и
И.А. Крылова «Петух и Жемчужное зерно». В чём
состоит сходство и различие этих басен? Запишите
свои суждения.

Петух и алмаз

Петух разгребал по обыкновению своему навозную
кучу и, вырывши алмаз, подумал: ежели б золотых
дел мастер сию блестящую безделку нашёл, то она б
ему очень пригодилась; а мне бы ячменное зерно во
сто мер лучше сего было. (Эзоп (VI в. до н. э.))

Петух и Жемчужное зерно

Навозну кучу разрывая,
Петух нашёл Жемчужное зерно
И говорит: “Куда оно?
Какая вещь пустая!
Не глупо ль, что его высоко так ценят?
А я бы, право, был гораздо боле рад
Зерну Ячменному: оно не столь хоть видно,
Да сытно”.
………………………………………….
Невежи судят точно так:
В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.
И.А. Крылов (1808)

Следует объяснить значение слов невежа
(грубый, невоспитанный человек) и невежда
(малообразованный, малосведущий человек).

Публикация статьи произведена при поддержке британского производителя климатической техники нового поколения компании Dantex Industries Ltd. Когда речь заходит о холодильных машинах, применяемых для центрального кондиционирования производств, объектов инфраструктуры, коммерческой или жилой недвижимости, встает вопрос: какая же лучшая марка чиллеров – Trane, Dantex или другие, представленные на российском рынке? Ответ на этот вопрос вы можете получить, внимательно изучив технические характеристики и стоимость чиллеров или задав вопрос специалистам компании.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по предмету «Основы аналитической химии и химического анализа»: «Алгоритмы решения задач по гравиметрическому (весовому) анализу»

В настоящее время новые учебники по аналитической химии содержат в основном теоретический материал, поэтому преподаватели и студенты испытывают дефицит наглядных пособий по практическим материалам….

План работы над лирическим стихотворением

1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Какого цвета это стихотворение?

2. Что, по-твоему, послужило толчком для создания этого произведения?

3. Какие строчки показались наиболее образными (как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми образами)? Какие образы?

4. Какие рифмы показались самыми необычными, новыми, удивительными?

6. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?

7. Какие слова употребляются в переносном выражении?

8. Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения?

9. Какую иллюстрацию ты хотел бы сделать к этому стихотворению?

(4, 5, 6, 7 — письменно.)

План анализа рассказа

1. Прочитай рассказ. Обрати внимание на имя автора. Подумай, когда и где рассказ написан. Что ты знаешь об авторе?

2. Подумай, какой из трех типов текста здесь преобладает:

· повествование (рассказывает);

· описание (показывает);

· рассуждение (доказывает).

3. Вкратце передай сюжет (основные события) рассказа.

5. Каких героев ты считаешь положительными, а каких отрицательными и почему?

6. Что в этом рассказе тебя рассмешило, а что показалось грустным?

7. Какому герою ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.

8. В чем главная идея этого произведения? О чем нам предлагает задуматься автор?

9. Выпиши из рассказа несколько наиболее точных, ярких глаголов и прилагательных.

10. Как ты думаешь, как сложится судьба героев в будущем?

План анализа сказки

1. Прочитай сказку. Обрати внимание на то, есть ли у нее автор или она относится к устному народному творчеству.

2. Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышленно?

4. Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?

5. Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки.

6. Какому герою сказки ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.

7. Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки выражена ее главная мысль?

8. Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя?

План анализа басни

1. Прочитай произведение. Подумай, почему оно считается басней.

2. Попробуй передать мораль (основную мысль) басни своими словами.

4. Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?

5. Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?

6. Перечисли основные черты характера главных героев басни.

7. Подумай, какие пословицы ближе всего к морали этой басни.

8. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что — поучительным?

Прославился необычным литературным стилем. Его басни, где вместо людей участниками являются представители животных и насекомых, символизирующих определенные человеческие качества и манеры поведения, всегда имеют смысл, посыл. «Мораль сей басни такова» — стало крылатым выражением баснописца.

Почему мы любим басни Крылова

Басни Крылова знакомы каждому человеку,их учат в школе, читают на досуге, читаю взрослые и дети. Произведения этого автора подходят на любую категорию читателей. Сам смыл басен это показать и научить чему-то путем не скучных нравоучений, а интересных сказок.Главные герои Крылова это обычно животные, автор на их примере показывает различные ситуации и выход из них. Басни учат быть добрыми, честными, дружелюбными. На примере разговоров животных открывается суть человеческих качеств, показываются пороки.

Возьмем к примеру самые популярные басни. «Ворона и лисица » показывает самовлюбленность птицы, то как она показывает и ведет себя, и то,как лисица ей льстит. Это заставляет нас вспомнить ситуации из жизни, ведь сейчас очень много людей, которые способны на все ради того, что получить желанное, конечно идти к своей цели это похвально, но если это не вредит окружающим. Так и лиса в басне сделала все, чтобы получить свой заветный кусок сыра. Эта басня учит быть внимательным к тому, что тебе говорят, и к тому, кто тебе это говорит, не доверять и не отрываться малознакомым.

Басня «Квартет », показывает нам Осла, Козла, Медведя и Мартышку затеявших создать квартет, все они не владеют ни умениями, ни слухом.Все по разному воспринимали эту басню, некоторые думали, что в ней высмеиваются заседания литературных обществ, другие же видели в этом пример государственных советов. Но в итоге можно сказать, что это произведение учит элементарному понимаю того, что работа требует знаний и умений.

«Свинья под Дубом » В ней автор открывает читателю такие качества как невежество,лень,эгоизм и неблагодарность. Эти черты раскрываются благодаря образу Свиньи, для которой главное в жизни это поесть и поспать, а ведь ее даже не волнует откуда берутся желуди.

Главным плюсом басен Крылова можно выделить то, что их восприятие человеком очень легкое, строчки написаны простым языком,поэтому они легко запоминаются. Басни нравятся многим людям и являются актуальными до сих пор, потому что носят поучительный характер, учат честности, труду и помощи слабым.

Содержание и смысл

Тема басни «Листы и корни» раскрывает отношения между людьми. Начинается рассказ с того, что густая листва дерева, разговаривая с ветром и зефирами, нахваливает себя. Она пышная и кудрявая. Благодаря ей в жару можно спрятаться в тени. Листва считает, что имеет право хвалить себя. Из-под земли раздался голос: «Вы кто такие? Кто смеет говорить столь нагло и надменно?». Листва пыталась возразить, но корни перебили, указав на то, что это они питают каждый лист. И если опадет листва, то вырастет другая. Если же корень осушится, не будет всего дерева. Это можно увидеть на рисунках к басне.

Аллегорический смысл очень прост и прозрачен. Финальные строки имеют глубокий смысл. Смена правителей, чиновников и министров происходит всегда, а народ постоянен. Бесчеловечность власти к простому населению переходит все грани: это главный порок нашего времени. Автор практически прямо говорит о том, что правительство постепенно разрушает корни, а это может привести к восстаниям и подавлениям.

«Листы и корни» - анализ и мораль басни И.А. Крылова

Немного из биографии Крылова .

Семья Крыловых проживала в Твери. Отец — не богатый человек, армейский капитан. В детстве юный поэт научился писать и читать от отца, затем обучался французскому языку. Крылов учился мало, но много читал и прислушивался к простонародным историям. И благодаря своему саморазвитию был одним из самых образованных людей своего века. После смерти отца, в подростковом возрасте с семьей отправился в Санкт-Петербург, где поступил на службу. После армии активно начал свою литературную деятельность. Драматург сначала делал переводы, писал трагедии, но позже его душа пристрастилась к сатирическому жанру литературы.

В 1844 году писатель скончался от воспаления легких, в качестве последнего подарка своим друзьям и родным Крылов оставил по сборнику басен. На обложке каждого экземпляра было выгравировано: «Приношение на память об Иване Андреевиче, по его желанию».

Про басни Крылова.

Как уже было сказано выше, Иван Андреевич Крылов пробовал себя в различных литературных жанрах, прежде, чем остановиться на баснях. Свои произведения он давал «на суд» друзьям, среди которых числились такие, как Дмитриев, Лобанов. Когда же Крылов принес Дмитриеву перевод с французского басен Лафонтена, он воскликнул: «это истинный ваш род; наконец вы нашли его».

За всю свою жизнь Иван Андреевич издал 236 басен. Также поэт писал сатирические журналы. Во всех своих юмористических произведениях Крылов обличал недостатки русского народа, высмеивал пороки человека и самое главное он учил людей нравственным и моральным качествам.

Каждая басня Крылова имеет свою структуру, чаще всего выделяют две части: мораль (в начале или в конце произведения) и сама басня. Иван Андреевич в основном показывал и высмеивал проблемы общества через призму на примере животного мира. Главными героями басен являются всевозможные зверюшки, птицы и насекомые. Баснописец описывал жизненные ситуации, в которых персонажи вели себя неподобающим образом, затем в морали Крылов поучал своих читателей, показывая, как нужно выходить из данных ситуаций.

В этом и заключается прелесть басен Крылова, он учил людей жизни, он объяснял нормы морали и этикета на примере сказок.

И.А.Крылов «Обоз» план-конспект занятия по литературе (8 класс) на тему

Тема: И.А.Крылов. Басня « Обоз».

Автор: Козлова Ирина Петровна, учитель русского языка и литературы,

ГБОУ СОШ пос. Новый Кутулук , Самарская область м.р.Борский, 2014г.

Тип урока : изучение лит.произвед.

Форма: у-беседа с элементами исследования

Образовательные:

-раскрыть идейно-художественное своеобразие басни

-совершенствовать навыки работы с худ. словом

-соверш. навыки анализа худ произвед.

Развивающие: -развивать логическое, аналитическое мышление учащихся; -совершенствовать речь и творческую деятельность учащихся; -развивать эмоциональную восприимчивость художественного текста.Воспитательные -воспитывать бережное отношение к художественному слову; -воспитывать чувство долга, ответственности, уважительного отношения к истории Отечества Приемы обучения: слово учителя, выразительное чтение, анализ басни, работа с терминами, лексикой и со смежными видами искусства. Предполагаемый результат: -осмысление идейно-художественного содержания басни «Обоз».

Ход урока

Эмоциональный настрой. Учитель приветствует учащихся и предлагает посмотреть иллюстрации с изображением баснописца И.А.Крылова (Слайд 1+ портрет в книге!!!)

Учитель: мы сегодня будем изучать басню Крылова «Обоз» (записывают в тетради число, тему урока ) Мотивационный этап. Для начала вспомним, что такое басня и что такое мораль в басне? (ответы уч-ся)

Прослушивание басни (мп3). Текст перед глазами: следим по тексту!

Отыщем мораль басни. Зачитаем. Учитель: в басне « Обоз» баснописец высмеивал нетерпеливость и оправдывал осторожность и рассудительность, которые приходят с годами и опытом. В морали басни явный намек на Александра I ,самоуверенность которого в войне с теми же французами в 1805 – 1807 годах привела ко многим неудачам. (Слайд 2: портрет Александра I), например, было проиграно Аустерлицкое сражение. (Слайд 3: Аустерлицкое сражение)

Басни Ивана Андреевича читались даже на заседаниях Государственного совета. Успех басен Крылова в армии был колоссальным. Они распространялись в списках, печатались в походной типографии Кутузова. (Слайд 4: портрет Кутузова)

Басня касается стратегии и тактики Кутузова в Отечественной войне 1812 г. Полководец подвергался постоянным нападкам со стороны Александра I и военной молодежи из-за уклонений от решительных сражений под стенами Москвы и после сдачи ее Наполеону, Крылов оправдывал неспешные, но продуманные действия Кутузова, должные, как понимал баснописец, привести к полному краху Наполеона, и порицал повеления Александра I, торопившего Кутузова и толкавшего его к промахам и ошибкам. (Слайд 5: портрет Наполеона)

Также не менее досадны были для Кутузова ропот и горькие нарекания его молодых сподвижников.

Историческая справка: поэт Батюшков испытывал глубокое уважение к великому баснописцу и говорил : «…Его басни переживут века…» (Слайд 6: портрет Батюшкова)

Целеполагание. Учитель: обратите внимание на тему урока и скажите, что мы должны выяснить в ходе рассмотрения басни, на какие вопросы ответить?

Содержательный этап.Учитель: назовите главных героев произведения

Вы уже знаете, что такое аллегория (напомним) Учитель предлагает организовать работу следующим образом — каждый ряд рассматривает определенный образ:

1 ряд — «обоз» и + созвучное слово «воз»;

2 ряд – «горшки», «осел»;

3 ряд – «конь» и « лошадь»). Работать можно в парах, совещаясь, задавая друг другу вопросы, объясняя эти понятия. Запишем в тетрадь.

Вопрос: сколько действующих лиц в басне?

В начале урока я говорила о стратегии и тактике Кутузова. Найдите эти понятия. Объясните.

Вопрос: какое понятие шире?

Слайд 7: Страте́гия (др.-греч. στρατηγία — «искусство полководца») — наука о войне, в частности наука полководца, общий, недетализированный план военной деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели, позднее вообще какой-либо деятельности человека.

Слайд 8: Тактика (др.-греч. τακτικός «относящийся к построению войск», от τάξις «строй и расположение») — составная часть военного искусства, включающая теорию и практику подготовки и ведения боя соединениями, частями (кораблями) и подразделениями различных видов вооружённых сил, родов войск (сил) и…Искусство ведения боя.| Наука о ведении боя.

Предлагаю посмотреть атаку, как искусство ведения боя. (видеофрагмент)

Выразительное чтение текста.Записываем в тетради слова, характеризующие главных героев:

-Конь – добрый – (на крестце) понес!

-Лошадь — молодая – ругает (коня).

Зачитываем, как ругает ( конь хваленый, лепится как рак, таскал бы воду. Интересное замечание: воду таскать тоже надо уметь, чтобы не расплескать!) Самонадеянно говорит, что возик скатим, а не свезем)

Вопрос: что вышло на деле?

(телега раскатилась, конь помчал и упал БУХ в канаву. В итоге – потеря среди «горшков» Интересное слово БУХ привносит в текст некую иронию.)

Рефлексивный этап.Зачитываем еще раз главные слова в басне ( мораль=идея) – запишем ее в тетради!

Ответьте на вопросы:

-В каких жизненных ситуациях можно использовать слова этого морального вывода? -Какой герой понравился больше?

-На чьей стороне вы как читатели? -На чьей стороне автор?

Аналитический этап. — Что вы унесете сегодня с урока? Над чем задумались? -Что понравилось и запомнилось больше всего?

Домашнее задание для всех: выучить басню наизусть.

Доп.задание: вспомните русские пословицы и поговорки, связанные с моралью басни.

Спец.задание: нарисовать понравившегося героя.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать алаверды правильно алаверды
  • Как написать акцию на скидки образец
  • Как написать акционное предложение
  • Как написать акула на английском
  • Как написать актуальный текст