Как написать анализ научной статьи

Разбор печатных или цифрового формата статей, которые в открытом доступе представляют уже имеющиеся по интересующей теме наработки, нужен не только при написании реферата, курсовой или доклада на конференцию, но и на этапе сбора информации для собственной обзорной или исследовательской публикации. Хороший пример анализа научной статьи поможет разобраться, как быстро, но при этом детально и продуктивно изучить результаты работы коллег по академическому или эмпирическому цеху. Но для начала давайте разберемся, по какому алгоритму действовать.

План анализа

Первостепенная задача анализа научной статьи – оценить значимость публикации как источника достоверной и актуальной информации, поэтому логично начать с внимательного прочтения материала. Если в тексте присутствуют непонятные термины, придется разобраться с их значением, затем вновь перечитать работу. Только после того, как изложенная тема станет абсолютно ясна для понимания, стоит приступать к анализу статьи.

Чтобы ничего не упустить и не потерять лишнего времени, советуем использовать шаблон анализа научной статьи:

Критерий На что обратить внимание
1. Авторство, место публикации.
  • Кем написана статья: где работает автор (НИИ, производство, университет: теоретик или практик).
  • Где опубликована статья: авторитетность издания, индекс цитирования журнала.
  • Соответствие названия статьи научному стилю и содержанию.
2. Актуальность.
  • Насколько тема исследования востребована в обществе или науке.
  • Давность опубликования статьи.
3. Новизна.
  • Содержатся ли новые данные, которые можно расценить как вклад в науку.
4. Жанр. Соответствие изложения материала требованиям написания научных статей и академического письма в целом:

  • Язык (терминология, речевые клише и уместность их использования).
  • Наличие и весомость доказательной базы (по стандартам стиля представление материала должно строиться по схеме: тезис – аргумент).
  • Оптимальность количества цитат, их точность и оправданность наличия в тексте.
  • Целостность структуры статьи.
5. Качество обзора литературы. Солидность и количество источников в библиографии, их релевантность теме.
6. Репрезентативность фактов. Особое внимание следует уделить наличию точных и объективных данных:

  • опросов;
  • результатов экспериментов;
  • отчетов об испытаниях;
  • экспертных мнений;
  • документально или официально подтвержденных сведений и т. д.

Именно их присутствие определяет уровень информативности материала.

7. Практическая и теоретическая ценность описанного в статье исследования.
  • Дает ли новые знания?
  • Что изменится от применения его результатов и где их можно использовать?
  • Проводилась ли апробация?
8. Обоснованность выводов. Соотносятся ли сделанные автором заключения с фактами, представленными в тексте статьи?

Советы

Анализ научного материалаАнализировать материал лучше всего по его распечатке или в текстовом редакторе, например, Evernote. Так удобно делать заметки на полях и выделять отдельные участки текста. Перед началом работы убедитесь, что нумерация страниц в оригинале и копии совпадет – это нужно для того, чтобы правильно ссылаться на статью при ее анализе.

После ознакомительного прочтения нужно проанализировать текст более детально, чтобы выделить главные тезисы, основные аргументы, на которых настаивает автор. В ходе анализа вы должны будете к ним вернуться, чтобы оценить, насколько убедительно он доказывает свою мысль. Удобнее всего это сделать, отмечая абзацы, несущие ключевую информацию, а затем сформулировав смысл каждого фрагмента одним предложением.

Если в работе указаны статистические данные, необходимо установить их достоверность. Следует отмечать сведения, которые не подкреплены доказательством или объяснением.

Если в ходе анализа некоторые вопросы остались без ответа, их стоит пометить. Это поможет понять, можно ли улучшить статью, проведя дополнительные исследования или предоставив больше доказательств. Как вариант: написать собственную работу, посвященную нераскрытым аспектам – новизна вашей публикации будет обеспечена.

Пример анализа научной статьи

После того, как все необходимые сведения будут собраны, осмыслены и структурированы, работу надо оформить по общепринятым стандартам. В этом поможет обещанный в начале образец анализа научной статьи.

В заключение нужно обязательно проверить написанное, исключить грамматические, стилистические и орфографические ошибки. Даже если тема близка и понятна и на анализ не потребовалось много времени и сил, он все равно должен быть отредактирован как минимум один раз.

Реферат научной статьи представляет собой краткое изложение документа с указанием основных целей, поставленных перед исследователем, выбранной методологии и достигнутых результатов, а также проведением анализа научной деятельности автора статьи. Как написать реферат? Какие требования предъявляются к работе? Как правильно дать оценку материалу? Читайте далее. 

Оценка научной статьи: пример

Главной задачей анализа научных статей в реферате является оценка публикации, указывающая значимость, новизну, актуальность и достоверность проведенного исследования. Умение правильно анализировать представленный материал позволяет:

  • развить мышление;
  • разработать или усовершенствовать личный стиль реферирования;
  • выработать дискуссионность.

 Для каких целей проводится анализ научных статей? Анализирование материала позволяет решить следующие задачи:

  • дать оценку профессионализму автора в таких областях, как соблюдение требований, предъявляемых к научным работам, соблюдение стилистики публикации, достоверность представленных материалов и так далее;
  • проверить публикацию на наличие/отсутствие плагиата;
  • оценить аргументированность полученных результатов и возможность их применения на практике.

Отзыв на научные статьи пишется по определенному образу. Перед составлением оценки рекомендуется:

  1. Распечатать материал, что позволит в ходе прочтения делать какие-либо пометки на полях документа.
  2. Проверить соответствие нумерации полученного документа начальному источнику публикации в журнале или ином печатном издании, что позволит избежать ошибок при ссылке на текст автора.
  3. Внимательно прочитать публикацию несколько раз. Первое прочтение является ознакомительным и позволяет создать собственное мнение о публикации. В ходе второго прочтения рекомендуется определить и изучить все научные термины. При третьем прочтении проверяется достоверность представленных статических данных, тезисов и так далее.
  4. Анализировать текст можно только после полного усвоения материала. 

План анализа

Чтобы корректно составить анализ публикации по научной теме рекомендуется использовать следующий план:

  1. Данные о месте размещения публикации и авторе работе. В этом подразделе указываются:  
    • ФИО автора, ученая степень или звание (при наличии), место работы и занимаемая должность;
    • название печатного издания, авторитетность, Science Index (индекс цитирования);
    • соответствие материала названию публикации;
    • соответствие работы выбранному научному стилю;
    • наличие/отсутствие гранта.
  2. Актуальность материала. Важно отметить, как давно была напечатана статья и насколько материал востребован в науке или обществе.
  3. Новизна работы и наличие особого вклада автора в современную науку.
  4. Стилистический анализ публикации, в ходе которого устанавливаются:
    • соответствие текста требованиям, выдвигаемым к научным работам;
    • уместность использования специализированных терминов и фраз-клише;
    • количество, точность и необходимость приведения цитат;
    • наличие/отсутствие аргументированной доказательной базы;
    • целостность публикации.
  5. Обзор использованных литературных источников: количество и качество начального материала, а также соответствие литературы тематике работы.
  6. Факторный анализ научного труда, оценивающий точность и объективность:
    • начальной информации;
    • статистических данных и иных сведений, подтвержденных официальными документам;
    • проведенных экспериментов;
    • сделанных выводов;
    • заключения;
    • точек зрения иных экспертов, приведенных в статье.
  7. Теоретическая и практическая ценность исследования, позволяющая ответить на следующие вопросы:
    • Какие новшества публикация дает науке?
    • Нужен ли результат теории далее?
    • Была ли перед публикацией работы проведена апробация?
    • Где и как можно применить полученные знания?
    • Могут ли итоги исследования изменить существующую практику?
  8. Обоснованность сделанных выводов и соответствие результатов фактам, представленным в тексте.

После написания отзыв необходимо проверить на наличие грамматических и орфографических ошибок, правильность стилистического оформления и при необходимости отредактировать.

Пример анализа научной работы

С образцами аналитического анализирования научных работ можно ознакомиться в журналах, интернете, библиотеках. Пример отзыва на статью Захаровой А.И. по теме «Школьное образование в эпоху информатизации», опубликованную в 2015 году в журнале «Образование и наука» №3 представлен далее.

Школьное образование в эпоху информатизации

Реферирование научных статей

Анализ публикации может являться как отдельной работой, так и составляющей частью реферата. Реферирование научной статьи – это краткое изложение труда ученого с раскрытием основных аспектов, к которым относятся цели работы и полученные результаты.

В настоящий момент времени выделяют:

  • индикативный реферат, выполняемый в форме резюме и отражающий исключительно основные данный научного труда;
  • информативный реферат, выполняемый в форме конспекта или изложения и отражающий более полную информацию о первоисточнике.

Структура реферата научной статьи

Что должно указываться в реферате? Согласно установленному образцу, доклад состоит из следующих разделов:

  1. Вводная часть, посвященная описанию рассматриваемой проблемы, целям и задачам исследования, методологии. Автору рекомендуется проанализировать начальные данные, эксперименты исследователя, выбранные методы. При написании вводной части можно использовать такие фразы, как «Реферат посвящается проблеме …» или «Публикация … основывается на проведении анализа …».
  2. Ключевые моменты. В данном подразделе внимание уделяется основной части научной статьи. Проводится обзор проведенных исследований и полученных в итоге работы результатов. 
  3. Применение результатов на практике, теоретическая значимость выводов, эффективность полученных результатов. 
  4. Заключение, в котором указываются успехи автора реферируемого труда.

Чтобы оформить реферат – рецензию по образцу рекомендуется соблюдать следующий порядок работы:

  • изучение материала с определением всех терминов, хода ведения исследовательской деятельности, новизны и значимости труда;
  • обзор дополнительной литературы (при необходимости);
  • выделение основной проблемы и выдвигаемой гипотезы;
  • анализ статьи с выявление особо значимых тезисов;
  • определение структуры реферата;
  • написание текста;
  • проверка грамотности.

Требования к содержанию

Реферат должен составлять не более 15% объема литературного источника. Основные требования к оформлению работы представлены в ГОСТ 7.32-2001 и ГОСТ Р 7.0.11-2011. Дополнительные требования могут регламентироваться внутренними правилами высшего учебного заведения и методическими рекомендациями.

Правильно написанный реферат:

  • максимально полно соответствует тексту реферируемой работы;
  • не искажает начальные данные, полученные итоги и иную информацию, отраженную в работе;
  • лаконичен и структурирован;
  • соответствует требованиям по объему и оформлению.

Написание рефератов с проведением полного анализа научного труда позволяет научиться студентам, магистрантам, аспирантам знакомиться с научным стилем написания работ, анализировать собранную информацию, выделять главные мысли работы и излагать материалы в сжатом виде. 

Готовые рефераты способствуют быстрому поиску необходимой для научной деятельности работы и быстрого ознакомления с основной статьей без детального прочтения объемного материала.

Студентам необходимо не только знать, как писать рефераты, курсовые или дипломные работы, но и как анализировать чужие научные статьи. Почему этот навык важен и как правильно проводить подобный анализ, мы расскажем в статье.

Хотите первыми получать новые материалы? Обязательно подписывайтесь на наш Telegram-канал. И не забывайте следить за актуальными скидками и акциями от компании, чтобы учиться ещё выгоднее.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Анализ научной статьи: что это такое

Чтобы написать собственное исследование, необходимо освоить такой важный навык, как анализ научных статей. Давайте разберёмся, что это такое.

Анализ научной статьи — это практический вид учебной деятельности, в процессе которого документ, написанный другим автором, изучается по определённым параметрам. Такой анализ нужен, чтобы объективно оценивать, насколько научно-исследовательская работа НИР обладает теоретической и практической значимостью.

Зачем нужен анализ научных работ

Зачем студентам учиться анализировать научные работы? Неужели недостаточно просто их прочитать? Ведь большие объёмы исследовательских статьей и сложный язык не очень вдохновляют на скрупулёзную работу.

Однако этот навык действительно очень полезен, ведь он помогает:

  • разобраться, что перед нами: действительно полезная научная статья или фикция;
  • научиться проверять данные и фактическую информацию, которые приводит автор;
  • выбрать действительно важные материалы из большого разнообразия научной литературы;
  • составить основу для своего будущего научного исследования;
  • подкрепить научные концепции и теории, которые вы планируете рассматривать, серьёзной аргументацией и ссылками на работы других авторов;
  • изучить чужие образцы, чтобы в будущем грамотно написать собственную первую научную статью.

Анализ научных статей учит выделять главное, понимать, насколько автору удалось раскрыть тему, цели и задачи работы, а также развивает такой важный гибкий навык как критическое мышление.

Алгоритм анализа научно-исследовательской работы

Прежде чем анализировать научную статью, нужно как следует подготовиться: несколько раз внимательно прочитать текст, провести анализ понятий и терминов в научной работе, вникнуть в логику авторской мысли и полностью понять смысл. Только после этого можно приступать непосредственно к анализу научной статьи.

Как это делать? Существует определённая методология, придерживаясь которой, вы легко справитесь с задачей. Она состоит из следующих этапов:

  1. Обратить внимание на научное издание, в котором вышла статья.
  2. Проверить информацию об авторе.
  3. Оценить актуальность темы и её научную новизну.
  4. Подметить, сохраняет ли автор стилистическое единообразие.
  5. Проанализировать, последовательно ли автор излагает материал.
  6. Изучить библиографические источники, которые использовались в статье.
  7. Посмотреть, какие методы исследования легли в основу статьи.
  8. Проверить, проводит ли автор экспериментальные данные и соответствуют ли они истине.
  9. Оценить, насколько аргументированно автор обосновывает итоговые выводы по статье.

Алгоритм анализа научно-исследовательской работы

Проводя анализ статьи, необходимо обращать внимание на детали

Чтобы понимать, какие конкретные моменты выделять при анализе научной статьи, рассмотрим каждый этап подробнее.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Анализируем выходные данные издательства

Неважно, в каком виде вы читаете статью — в бумажном или электронном. Важно проверить саму площадку, где автор опубликовал работу, на такие показатели, как:

  • популярность — публикуются ли там статьи известных авторов;
  • индекс цитируемости — показывает, что издание или площадка выпускает материалы на актуальную тематику;
  • рецензирование статей — проводят ли предварительную проверку работ или публикуют всё подряд;
  • тематика издания или интернет-ресурса — чем уже тематическая направленность, тем, как правило, выше шанс найти стоящие материалы.

Где искать научные статьи? В интернет-пространстве высокий уровень доверия у нескольких электронных библиотек. Среди них: КиберЛенинка, eLIBRARY.ru

Проверяем информацию об авторе

Обязательно уточните, кто написал статью. Проверять информацию об авторе лучше по таким параметрам:

  • где и кем работает — видный учёный вызовет больше доверия, чем неизвестный автор;
  • сколько у него публикаций и есть ли они;
  • какую информацию об авторе можно найти в открытых источниках.

Некоторые авторы получают гранты, чтобы написать конкретную статью. Это значит, что тематика обладает высокой актуальностью, а сам исследователь — высоким доверием в научной среде.

Оцениваем актуальность и научную новизну

Важным моментом в анализе статей является оценка актуальности и научной новизны.

Чтобы понять, насколько проблемы, поднимаемые в статье, актуальны для научного мира, стоит уделить внимание таким моментам:

  • посмотреть, в какое время вышла статья;
  • проверить, выпускаются ли публикации других авторов по схожей тематике;
  • присутствуют ли тематические доклады на научных конференциях и семинарах.

А чтобы проверить статью на научную новизну, стоит обратить внимание, содержит ли она оригинальные данные или новые методические подходы.

Оцениваем актуальность и научную новизну

Посмотрите, предлагает ли автор новые идеи в научной статье

Оцениваем стиль и жанр статьи

Теоретически, все авторы статей должны придерживаться определённого стиля — научного. Однако на практике отдельные части текста могут не соответствовать требованиям жанра научной статьи и выпадать из общей стилистики.

Ваша задача, как исследователя, — оценить, насколько автору удалось выдержать жанровое и стилевое единообразие и не сорваться в разговорный или публицистический стиль.

Анализируя научные статьи, не забудьте отметить, соответствует ли само исследование заявленной теме.

Анализируем последовательность изложения

Ещё один важный показатель — это последовательность, в которой автор научной статьи излагает свои мысли. У хороших материалов прослеживается чёткая структура и разумная логика:

  • вначале автор ставит цели и определяет план исследования;
  • далее описывает теорию или обосновывает гипотезу;
  • потом приводит практические доказательства;
  • в конце — подводит итог и делает заключительные выводы.

Если структуры нет или она не соответствует общепринятому шаблону, это стоит указать в анализе научной статьи.

Изучаем библиографические источники

Материалы, на которые опирался исследователь в научной статье, так же важны, как и сам текст. По списку литературы можно понять, насколько глубоко изучалась тема, рассматривал ли автор множество точек зрения или придерживался одной.

Библиографические источники стоит проверять по следующим параметрам:

  • общее количество использованной литературы;
  • присутствуют ли авторитетные имена в списке;
  • соответствует ли тематика перечисленных работ заявленной теме статьи.

Обязательно проверьте, сделал ли автор обзор использованной литературы в начале статьи.

Оцениваем методы исследования

Методологическая база — это способ, который выбирает автор, чтобы достичь поставленные в статье цели. Методы помогают аргументированно строить теоретические основы и делать итоговые выводы.

Поэтому обязательно обращайте внимание, перечислил ли автор все методические приёмы в начале статьи и насколько они помогают раскрыть тему исследования.

Оцениваем методы исследования

Методы задают тон всему научному исследованию

Проверяем фактические данные

Даже самая стройная теория разрушится, если она не базируется на реальных результатах экспериментов, опросах или других фактических данных, которые её подтверждают. Поэтому при анализе научной статьи, важно оценить следующие моменты:

  • приводит ли автор доказательную базу;
  • насколько данные соответствуют реальности;
  • смог ли автор описать их в рамках предметной научной терминологии.

При анализе экспериментальных данных нужно делать акцент не только на содержание, но и на форму. В каком виде их представил автор? Удобно ли читателю с ними знакомиться? Или хотелось бы большей структурности?

Оцениваем итоговые выводы по статье

Анализ результатов научной работы включает в себя оценку научной статьи по следующим параметрам:

  • согласуются ли итоговые выводы с научным исследованием;
  • удалось ли автору достичь поставленные в начале цели и задачи;
  • учитывают ли они актуальность и научную новизну, описанные раннее;
  • остались ли какие-то моменты, которые автору не удалось раскрыть в своей статье.

Если нашли какие-то проблемные вопросы, которые остались без ответа в научной статье — берите их на заметку. Возможно, в будущем они смогут стать темой вашего собственного исследования.

Важные советы по анализу научных работ

Чтобы не возникло проблем с теоретическим анализом научных работ, воспользуйтесь полезными советами:

  1. Работайте со статьёй либо в удобном редакторе, который позволяет делать примечания, либо с распечатанным вариантом.
  2. Выделяйте цветом или любым иным образом важные моменты в статье: цели, задачи, теоретические обоснования, главные тезисы и так далее. К ним вам придётся возвращаться, чтобы хорошо проанализировать текст.
  3. Проверяйте все данные, которые приводит в своей статье автор, особенно если в тексте отсутствуют ссылки на источники.
  4. Подумайте, можно ли улучшить статью и что для этого необходимо: дополнительные исследования, более точные данные или что-то ещё.

Если вам нужно не просто проанализировать научную статью, но и сдать письменный результат на проверку, не забудьте проверить анализ на возможные ошибки и правильно оформить документ, опираясь на методические указания вуза.

Анализ научной работы: пример

Чтобы наверняка справиться с задачей и не допустить ошибок, стоит посмотреть, как проводят анализ научных работ другие исследователи. Для этого можно пойти несколькими путями:

  • обратиться к научному руководителю и попросить примерные шаблоны;
  • задать поисковой запрос в интернете и найти готовые примеры;
  • скачать наш образец, который мы специально подготовили для вас в формате Word.

Выбирайте тот вариант, который вам больше подходит и совершенствуйтесь в навыке анализировать научные статьи.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Надеемся, теперь вы точно знаете, как провести анализ любой научной работы и обосновать свои выводы. А если нет времени выполнять это или любое другое учебное задание самостоятельно, обращайтесь за помощью в наш студенческий сервис.

Анализ  научной статьи – это объективная оценка написанного документа по нескольким параметрам (смысловая нагрузка, информативность, содержательность и т.д.), основанная на теоретической/практической значимости исследований, проведенных автором.

Для чего нужен анализ?

Основные моменты, исследуемые в процессе изучения будущей публикации для издания.

  1. Авторский профессионализм (стиль написания, манера подачи информации, соблюдение правил орфографии и т.д.)
  2. Отсутствие плагиата на другие труды, аналогичные теме исследования.
  3. Аргументированная обоснованность проделанных экспериментов, возможность их применения на практике.

Изучение трудов по разным тематикам – это возможность улучшить багаж знаний редактора по ряду направлений. Основная сложность заключается в работе с публикациями ученых с небольшим опытом.

для чего нужен анализ научной статьи?

Что должно быть в готовом анализе?

Структура правильно-составленного документа – это:

  • название труда, данные об авторе/авторах, место публикации;
  • актуальность проведенных экспериментов;
  • наличие/отсутствие новизны;
  • жанр;
  • грамотность составления литературного обзора используемых источников;
  • репрезентативность фактов;
  • практическая/теоретическая значимость для выбранной отрасли;
  • аргументированность выводов автора.

Название труда, место публикации, соответствие стиля

В этой части указывается:

  • данные об авторе/авторах (ФИО, место работы, наличие ученой степени/звания);
  • информация о прошлых публикациях (название издания, степень его авторитетности, индекс цитирования и т.д.);
  • соблюдение требуемого стиля/содержанию заголовка документа.

Актуальность исследования

Редактор определяет степень востребованности темы исследования в современном обществе, опираясь на давность публикации или сроки будущего издания труда.

Новизна работы

Здесь рассматривается наличие/отсутствие новых данных, расценивающихся как значимый вклад в соответствующую отрасль.

Соответствие жанру

Описание этого пункта состоит из нескольких основных частей:

  • соответствие/несоответствие материала требованиям, выдвигаемым к оформлению академического текста и составлению научных трудов;
  • отсутствие громоздких словесных конструкций, уместность использования специализированной терминологии и т.д.;
  • доказательная база, ее весомость в изучаемом документе, использование схемы «тезис-аргумент»;
  • анализ количества используемых цитат и их соответствия выбранной теме исследования;
  • логическая взаимосвязь структурных элементов между собой.

Составление литературного обзора

В этом подразделе изучается качество использованных источников, их авторитетность в исследуемой отрасли, уровень релевантности, соответствующий теме документа.

Репрезентативность фактов

Грамотно-составленный труд содержит объективные, точные данные проделанных экспериментов/опросов/экспертных мнений. Наличие такой информации свидетельствует об исчерпывающей информативности представленного материала.

Теоретическая/практическая значимость

При анализе указанной части статьи, редактор составляет материал в режиме ответов на следующие вопросы.

  1. Предоставляет ли изложенная информация новые знания читателю?
  2. Где рациональнее применять результаты исследований? Что при этом изменится?
  3. Наличие/отсутствие апробаций.

Подробнее о теоретической и практической значимости можно прочитать тут.

Аргументированность выводов

В заключение проделанной работы, определяется объективность соотношения авторских выводов с информацией, представленной в научной статье.

Если у вас возникли сложности с анализом научных статей, обращайтесь к специалистам компании «Диссертация». Мы работаем только после заключения официального договора о сотрудничестве.

5 совет по написанию анализа научной статьи

5 конкретных советов, как правильно сделать анализ научной статьи для журнала

Для составления объективного анализа, редактору рекомендуется придерживаться строгого алгоритма действий.

  1. Субъективное мнение – это основная преграда при составлении высококачественного анализа. Для четкого понимания сути текста, его неоднократно перечитывают, уделяя внимание логике построения структурных элементов, информативности, полноте раскрытия темы.
  2. Анализ научной статьи начинается с краткого описания исходных данных. Первый пункт, подробно описываемый редактором – это соответствие заголовка содержанию статьи и выбранной тематике.
  3. Следующий шаг – проработка уровня информативности статьи. Наличие в документе необходимых научных фактов, подтверждающих работу, проведенную автором (результаты апробации проведенных экспериментов, итоги опросов, исследований и т.д.) увеличивает качество текста, уровень его информативности.
  4. Соблюдение автором логики взаимосвязи структурных элементов упрощает анализ представленного документа. Перескакивание с темы на тему, отсутствие поэтапного изложения исследуемой проблемы – грубые ошибки, свойственные начинающим ученым. Поэтапное рассмотрение предмета исследования – это гарантия получения хорошей характеристики при анализе работы.
  5. В процессе изучения текста, редактор внимательно изучает жанр статьи, особенности предмета исследования. Если задача труда – побудить читателя к размышлениям об имеющейся проблеме или начать поиск других источников по теме, допускается небольшой процент «недосказанности» в раскрытии темы.

анализ научной статьи

Образец готового анализа научной статьи по психологии

Чтобы получить представление о том, как правильно составлять анализ, ознакомьтесь с примером «разбора» научной статьи, представленным ниже.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАТЬИ

ЛИЧНОСТНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ В ПЕРИОД КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ

Т.В. ГУСЬКОВА, М.Г. ЕЛАГИНА

Общая характеристика работы

В отечественной психологической науке под возрастными кризисами понимаются особые переходные периоды на стыке двух стабильных, некризисных стадий, в ходе которых складываются новые психологические образования. Поведение детей в это время характеризуется чертами нестабильности и трудновоспитуемости. Развитие психики и личности детей в критические периоды еще мало изучено. Вместе с тем, знания об этом крайне необходимы. Они позволяют углубить теорию психического развития и дать материалы для научно-обоснованной разработки стратегии воспитания детей вообще и педагогической помощи детям, тяжело переживающим кризис, в частности. Этим определяется актуальность в теоретическом и практическом отношении настоящего исследования.

Кризис 3 лет был выбран в качестве предмета исследования.

Проблема исследования состоит в том, чтобы описать центральное новообразование кризиса 3 лет в его внешних поведенческих проявлениях и раскрыть со стороны психологического содержания, а также выявить факторы, определяющие его становление.

Исходной в работе была гипотеза, согласно которой: а) центральным для критического возраста является новообразование, в котором качественно преобразуются одновременно три линии отношений, конституирующих личность ребенка; б) в поведении оно обнаруживает себя в виде относительно устойчивого комплекса проявлений.

Материалы первой части исследования (наблюдений) позволили конкретизировать гипотезу. Предполагалось, что а) центральное новообразование кризиса 3 лет проявляет себя в форме «гордости за достижение», б) существенную роль в его становлении играет общение ребенка со взрослыми и процессы воображения.

В исследовании решались следующие задачи:

  1. Разработка критериев определения центрального новообразования критического возраста и показателей отнесенности проявлений в поведении детей к кризисным.
  2. Описание и анализ симптоматики кризиса 3 лет.
  3. Изучение центрального новообразования кризиса в процессе его становления;

Методика и объем исследований. Методика включала наблюдение, констатирующий эксперимент и беседы. Стандартизированное пролонгированное наблюдение велось за поведением 50 детей в возрасте от 2 до 4 лет в естественных условиях их жизни. Проводились беседы с 35 взрослыми, родителями и педагогами. В экспериментах (около 1000) участвовало 50 детей того же возраста и разных выборок (Дом ребенка, детский сад, семья). Опыты проводились в 1981-83 годах в детских садах-яслях № 132 г, Душанбе, № 1203 г. Москвы и Доме ребенка № 2 г. Душанбе.

Полученные в ходе исследования результаты позволили:

  1. Описать симптоматику кризиса 3 лет и выделить в ней два пояса: первый, состоящий из симптомов, обнаруживающих направленность ребенка на достижение в предметно-практической сфере; второй — из симптомов, характеризующих взаимоотношения ребенка с окружающими.
  2. Вычленить своеобразный комплекс поведенческих проявлений, названный «гордостью за достижение» и выступающий в качестве внешнего коррелята центрального новообразования критического возраста.
  3. Раскрыть психологический смысл этого новообразования как появление у ребенка нового видения себя, других людей и предметного мира, в центре которого стоит «культурно-значимое достижение» и его оценка, как опосредствование системы отношений личности ребенка к миру.

Новизна работы определяется тем, что в ней:

1) осуществлен подход к психологическому анализу кризиса 3 лет в широком контексте концепции генезиса коммуникативной деятельности ребенка;

2) дана симптоматическая картина течения кризиса 3 лет, разработаны показатели отнесенности тех или иных проявлений в поведении детей к кризисным;

3) выявлено центральное новообразование критического (3 лет) возраста, раскрыто его психологическое содержание;

4) определены роль общения и процессов воображения в становлении центрального новообразования кризиса 3 лет.

Теоретическое значение работы состоит в углублении знаний о кризисе 3 лет — одном из важнейших периодов в детском развитии. Данные, полученные в исследовании, могут послужить основой для дальнейшей теоретической и экспериментальной разработки проблем возрастной периодизации и развития личности в онтогенезе.

Практическое значение работы определяется возможностью управлять воспитательным процессом на этапе перехода от раннего к дошкольному детству на основе психологически корректных воспитательной стратегий, приводящих к гармоническому развитию детской личности.

Достоверность полученных данных обеспечена объемом проведенного исследования, разнообразием экспериментальных приемов, а также статистической обработкой полученных данных.

В заключении работы обобщаются результаты исследования и формулируются выводы:

  1. Кризис 3 лет представляет собой кардинальную перестройку целостной системы отношений ребенка к окружающей действительности. Психологический смысл этой перестройки раскрывается как усложнение структуры составляющих личность отношений, приобретение ими опосредствованного характера. В предметной сфере активность ребенка опосредствуется социально заданными эталонами, которые презентируются ему в виде образцов исполнения деятельности. Ориентация ребенка на них осуществляется взрослыми, выделяющими и оценивающими его достижения как особо ценные для окружающих. Их оценка рождает у малыша переживание успеха-неуспеха, признания-непризнания, связанное с ценностью достигнутого в глазах окружающих.

  2. В том новом узле отношений, которые завязываются в центральном новообразовании критического возраста, отношение к себе становится стержневым. Оно определяет побудительную сторону детской активности в последующий возрастной период, развитие всей сферы Я, процессов самопознания.

  3. Ведущим фактором всех личностных преобразований в период кризиса 3 лет является общение ребенка со взрослыми.

  4. Подробный анализ темы/тезисов научных статей для журнала необходим для определения уровня профессионализма автора перед подачей заявки на публикацию.

  5. Единство текста, соответствие заголовка содержанию документа, наличие практических результатов – это основные критерии правильно-составленного научного труда.

  6. Редактор обязан объективно оценивать работу по всем основополагающим критериям без неаргументированных субъективных суждений.

Компания «Диссертация» оказывает услуги по написанию научных статей и других сложных технических текстов. Мы предлагаем удобную, поэтапную форму оплаты и сотрудничество после заключения официального договора. Будем рады сотрудничеству.

Была ли полезна статья?

Спасибо, ваш ответ принят

Цель анализа научной статьи – оценка значимости исследования. Он позволяет оценить публикацию с точки зрения использования ее в качестве источника актуальной, полезной и достоверной информации.

Опыт детального разбора статей повышает компетентность редактора, анализирующего опубликованный труд. Он дает четкое понимание того, какие ошибки, недочеты и недоработки в тексте могут отрицательно отразиться на репутации ученого, снизить востребованность готовой работы среди коллег.

Что дает умение анализировать чужие статьи

Это приносит пользу как опытным, так и начинающим ученым. Они осваивают методику оценки научных текстов:

  • вырабатывается дискуссионность;
  • собственный стиль изложения мыслей;
  • четкое понимание требований научных журналов;
  • развивается критичность мышления;
  • способность оценивать результаты не с точки зрения компетентности автора, а с позиции реальной ценности публикации. 

Все это благоприятно отражается на собственных статьях, качество которых достигает максимально возможного уровня, что естественным образом повышает индекс цитирования в Science Index.

Услуги срочной публикации научных статей в журналах ВАК

Как делать анализ научной статьи

Несколько приведенных ниже рекомендаций помогут редактору написать анализ научной статьи качественно.

  1. Для чтения публикации используйте распечатку на офисной бумаге. Для электронной версии откройте текстовый редактор, позволяющий делать пометки на полях, отмечать маркером значимые участки.
  2. Если вы используете копию опубликованной работы, проверьте, чтобы нумерация в ней совпадала с первоисточником. В этом случае вы не ошибетесь, ссылаясь на определенные страницы при проведении анализа.
  3. Первое прочтение – ознакомительное. Встречая непонятные термины, найдите их значение, чтобы разобраться в деталях.

    Обязательно перечитайте все еще раз, так будет легче анализировать представленные автором материалы. Останавливайтесь на сложных моментах, которые нужно осмыслить.

  4. Читая второй раз, отмечайте тезисы и данные, достоверность которых вызывает сомнения, особенно если они доказаны автором неубедительно или слабо.
  5. При наличии статистики проверяйте ее достоверность и актуальность.
  6. Анализируйте текст детально, выделяя тезисы и аргументы к ним. Отмечайте абзацы и предложения с ключевой информацией, которую потом будете использовать.
  7. Если возникли вопросы или некоторые аспекты раскрыты автором неполно, сделайте соответствующие пометки: они помогут сделать вывод о том, как улучшить статью.
  8. Анализировать исследование начинают только после того, как затронутая в нем тема становится абсолютно понятной. Отбросьте субъективное мнение, руководствуйтесь только конкретными критериями.

План анализа научной статьи

Анализируя, используйте шаблон, чтобы не упустить важные моменты.

Критерий

Обратите внимание на следующие моменты

Оценка авторитетности автора и издания

  • Где и кем работает автор (вуз, НИИ, производство; теоретик или практик);
  • в каком журнале опубликован труд (его авторитетность, индекс цитирования);
  • соответствует ли название публикации научному стилю;
  • точно ли отражает название статьи ее содержание;
  • была ли написана статья в рамках гранта (это повышает ее значимость), поскольку тема прошла конкурсный отбор

Актуальность исследования

Как давно была опубликована статья и насколько актуальна ее тема, востребована в научной сфере или общественной жизни сейчас

Новизна

Вносит ли работа вклад в науку, раскрывая новые данные

Стилистический анализ

Соответствие текста академическому письму.

Использование специальной терминологии, ее уместность.

Соответствие доказательной базы стандартам стиля (когда каждому тезису приводится аргумент).

Соприкосновение в анализируемом научном труде уже известных знаний с новыми фактами, полученными автором.

Количество цитат, их уместность и смысловая точность.

Оцените, является ли работа единым целым, соблюдается ли структура.

Анализ резюме, представленного на двух языках, с изложением научной идеи статьи

Обзор использованной литературы

Качество, солидность, количество изученных автором источников знаний, их соответствие теме исследования

Факторный анализ:

доказательная база и достоверность фактов

Этот метод оценивает объективность и точность приведенных данных, экспериментов, выводов, заключений, отчетов, мнений экспертов и других официальных сведений, представленных ученым. Присутствует ли логика, полностью ли раскрыта тема?

Редактор должен оценить, каким образом исследователь регистрировал события, изучено ли их взаимодействие с другими явлениями, как оценивалась динамика. Какой подход был при этом использован – субъективный, творческий или догматический?

Критический анализ

Методика рассматривает ценность работы по двум главным аспектам.

1. Теоретический.

  • Какие новые знания дает публикация?
  • Кому нужна эта теория?

2. Практический.

  • Была ли проведена апробация?
  • Каким образом и где можно использовать результаты?
  • Что они меняют?

Насколько автор беспристрастен? Обоснованы ли его выводы, соответствуют ли представленным в статье фактам и результатам исследования?

Пример анализа научной публикации

Ознакомившись с исследованием и собрав необходимые сведения, осмыслите и структурируйте их. Оформление результата выполняется как в примере написания, по общепринятым стандартам. 

Заключительный этап – проверка написанного, исправление допущенных ошибок, внесение корректив. Обязательно сделайте это, когда работа полностью готова, чтобы оценить целостность проведенного анализа. 

При помощи специализированных журналов ученые обмениваются опытом и знаниями. Аналитическая оценка чужих работ позволяет оценить вклад в науку и применимость данных к своим исследованиям. Кроме того, нераскрытые автором статьи вопросы или обнаруженные в публикации неточности могут стать основой нового исследования.

Методика анализа научной статьи

22 июля 2020 г.

Анализ научной статьи представляет собой всестороннюю оценку научных изысканий автора на основании ряда характеристик (содержательность, стилистика, актуальность и прочие).

Что включает готовый анализ

Структура корректно подготовленного документа содержит следующие элементы:

  • название работы, место публикации, информация об авторах;
  • обоснование актуальности выполненного исследования;
  • наличие или отсутствие новизны, новых сведений, которые могут оцениваться как вклад в отрасль;
  • соответствие стилистике;
  • грамотность и релевантность сделанного обзора литературы;
  • репрезентативность приведенных фактов и аргументов;
  • значимость работы для научной области;
  • аргументированность сделанных выводов.

Виды анализа

Сегодня выделяют следующие разновидности анализа научных работ.

  1. Критический анализ. Выполняется для всесторонней оценки труда на основании ряда важных критериев.
  2. Стилистический анализ. Здесь проверяется соответствие документа действующим требованиям к текстовому оформлению, отсутствие тяжелых и сложных конструкций, уместность применения профессиональной терминологии, качество приведенных доказательств и их весомость, качество и объем применения схемы аргументирования, проверка сделанных цитат и их соответствия исследуемой теме, связанность структурных составляющих элементов текста.
  3. Факторный анализ. В данном случае выполняется оценка репрезентативности фактов, насколько они точны и объективны. От качества факторной базы зависит информативность материала.

Ссылки по теме: Как срочно опубликовать научную статью?

Для чего выполняется анализ научных статей

Изучение статей по различным темам является отличной возможностью для редакторов и самих исследователей для улучшения имеющихся знаний, расширения области научной деятельности. Как правило, анализ статей выполняются для решения трех ключевых задач:

  • оценка авторского профессионализма: его манеры изложения сведений, соблюдение норм и требований, стиля написания;
  • проверка на присутствие плагиата и его доли;
  • оценка обоснованности и аргументированности выполненных экспериментов, их практической пользы.

Как делать анализ научной статьи

Главной задачей при анализе является оценка значимости работы как источника объективной и ценной для практики и теории информации. В связи с этим план анализа научной статьи начинается с ее детального изучения. 

Если в ней встречаются неизвестные термины, необходимо сначала изучить и разобрать их значение, а затем перечитать текст еще раз. К методике анализа научной статьи необходимо переходить только после того, как тема стала понятной. Чтобы не упустить важные моменты, рекомендуется использовать шаблон с критериями для проверки.

Science-критерий

На чем необходимо сосредоточить внимание

Место публикации и автор

  • кто написал статью: ФИО автора и место его работы;
  • авторитетность журнала, в котором была выпущена публикация, индекс его цитируемости;
  • соответствует ли наименование работы ее содержанию и стилистике

Актуальность

  • востребована ли на данный момент тема работы в науке и обществе;
  • как давно была опубликована статья

Научная новизна

Есть ли в труде новые сведения, которые можно оценить как ценный вклад в науку

Жанр

Отвечает ли представленный материал действующим требованиям написания научных работ и академического письма:

  • Языковая составляющая: есть ли клише и устаревшие обороты, термины.
  • Насколько качественно и правильно составлена доказательная база. В идеальном варианте каждое доказательство выстраивается по схеме «тезис – аргумент».
  • Общее число использованных цитат, их точность и корректность применения.
  • Целостность структуры

Качество выполненного литературного обзора

Количество использованных источников, их авторитет и релевантность основной тематике

Репрезентативность

Ведущее внимание необходимо уделять присутствию объективных и достоверных данных: результатов опросов, выполненных экспериментов, мнений экспертов, официально подтвержденных данных и сведений и так далее. Их количество и качество составления определяет информативность всего материала

Теоретическая и практическая ценность исследования

  • Получены ли в ходе выполнения исследовательской работы новые знания.
  • Где можно применять полученные результаты и как они повлияют на текущее состояние теории и практики.
  • Была ли выполнена апробация работы

Обоснование сделанных выводов

Можно ли соотнести сделанные автором выводы и факты, которые были приведены в тексте

Также полезно изучить рекомендации специалистов:

  1. необходимо отстраниться от своего субъективного мнения. Нужно четко понимать суть материала, уделив внимание структуре, логике, полноте раскрытия и другим критериям;
  2. начинать лучше с кратного описания имеющихся сведений;
  3. анализировать лучше всего в текстовом редакторе, например Word или Evernote, или на распечатанном экземпляре. Это позволит делать заметки на полях и выделять необходимые участки;
  4. полезно выделять ведущие тезисы автора и его главные аргументы. Возвращаясь к ним, можно будет оценить убедительность и доказательность;
  5. анализ существенно упрощается, если исследователь соблюдал логику и структуру элементов. Если же в тексте он перескакивает с одной темы на другую и нет поэтапного изложения, это является грубым нарушением, которое чаще всего допускают начинающие исследователи. Гарантией высокой оценки и получения хорошей характеристики является поэтапное структурированное и логически выстроенное рассмотрение предмета.

Как организовать анализ научной статьи?

Чтобы заслужить доверие публики и заработать репутацию в научном сообществе, недостаточно просто написать проект и опубликовать его. Любой научный труд подлежит оценке экспертов, которые могут, как похвалить, так и раскритиковать, но прежде, чем это сделать, они проводят анализ научной работы.

При написании научной статьи, монографии или диссертации автор должен придерживаться определенных правил, прописанных в методических рекомендациях, ГОСТах и требованиях издательства. Чем меньше погрешностей допускает исследователь, тем качественнее получается материал. После того, как работа написана и даже опубликована, она подвергается тотальному анализу со стороны квалифицированных экспертов.

Что такое анализ научной статьи?

Анализ научной статьи предполагает тотальное изучение материала с целью выявления в нем достоинств и недостатков. Данное мероприятие призвано вывести объективную оценку работе автора.

Правила написания и публикации статьи

Написание и анализ научной статьи

Анализ научной статьи позволяет выделить следующие моменты:

  • Профессионализм исследователя: насколько детально он рассмотрел тему, стиль написания, новизна, грамотность, этика, способ самоподачи и пр.;
  • Плагиат: соблюдение требований к уникальности текста, уровень самостоятельной работы, на какие источники информации опирался автор, уровень заимствования, доказательная база и пр.;
  • Эксперимент: достоверность данных способ сбора информации, анализ полученных результатов и выводов автора, достоверность и обоснованность, доказательность всех высказываний исследователя, практическая значимость материала и пр.

Таким образом, любая оценка научной статьи основывается, прежде всего, на данных ее анализа. Без проведения анализа материала невозможно оценить вклад автора, проделанную им работу.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Что потребуется для проведения анализа научной статьи?

Обратите внимание, что оценивать научную статью имеет право только высококвалифицированный эксперт, который разбирается в теме (направлении), имеет за плечами соответствующее образование и/или опыт работы в необходимой отрасли и пр.

Для оценки научной статьи потребуется непосредственно материал (сама научная статья), план приведения анализа (то есть выделение аспектов, которые будут подвергаться анализу), принадлежности для записей (бумага и ручка или ПК), свободное время и желание.

Правила проведения анализа статьи

Что нужно для проведения анализа статьи?

Как правило, эксперт (критик) самостоятельно определяет, что он намерен оценивать. Научную статью можно найти в любом научном журнале, ВАК-издании сборнике научных трудов.

План проведения анализа позволит определить границы работы: что нужно проанализировать, на какие параметры сделать акцент, достоинства и недостатки проекта, общий вывод, рекомендации и пр. чаще всего оцениваются структура и содержание материала оформление, стиль, грамотность автора, глубина погружения в тему, обоснованность выводов и суждений, доказательная база, методы исследования и пр.

Правила проведения анализа научной статьи

Для начала необходимо тщательно прочитать материал, понять, что хотел показать автор, какую проблему он выдвинул на первый план, оценить ее актуальность и необходимость решения.

Затем критики, рецензенты придерживаются следующего плана действий:

  • Сопоставление наименования исследования и содержания: соответствует ли текст теме, имеются ли «лирические отступления»;
  • Глубина погружения в тему: здесь необходимо проанализировать полноту раскрытия темы, источники информации (их актуальность достоверность и обоснованность), наличие научных фактов и неопровержимых доказательств, степень информативности проекта;
  • Оценка читабельности текста: здесь важно отметить соблюдение принципов логичности и последовательности, краткости, понятности, наличие выводов;
  • Общий вывод по работе: достоинства и недостатки научной статьи, что не было учтено, какие ошибки или «поступки» допущены, каков стиль изложения информации, аргументированность выводов, наличие цитат и уникальность работы, вклад автора и практическая значимость исследования.

Как оформить анализ научной статьи?

Анализ научной статьи, как и любой документ, должен иметь свою структуру. Недостаточно просто описать прочитанный материал пересказать его и оценить. Необходимо правильно оформить мнение эксперта.

Как оформить анализ научной статьи

Правила оформления анализа научной статьи

Общая структура анализа научной статьи выглядит следующим образом:

  • Наименование научной работы, данные об авторе, место и дата публикации;
  • Оценка текста: структура и содержание, актуальность темы, тезисы, информативность материала, способ подачи информации (жанр, грамотность и профессионализм), аргументированность выводов и пр.
  • Новизна и значимость исследования;
  • Общий вывод по работе и рекомендации.

Анализ научной статьи позволяет сделать оценку материала более объективной и справедливой, показывает все достоинства и недостатки проекта. Фактически критик описывает каждый свой шаг. Весь текст анализа научной статьи должен быть последовательным, логичным и обоснованным. Лучше всего разделить материал на блоки, указав заголовок (например, Информативность текста новизна и значимость исследования, выводы и пр.).

Таким образом, анализ научной статьи помогает объективно оценить вклад исследователя в развитие науки и отрасли, его профессионализм.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать анализ книги
  • Как написать алгоритм работы программы
  • Как написать анализ классного часа
  • Как написать алгоритм программы кумир
  • Как написать анализ картины