Как написать анализ открытого урока образец

Анализ урока по ФГОС: образец, советы и пояснения

Урок, разработанный в соответствии с новым ФГОС, имеет ряд отличий от традиционного. Что следует учитывать при его анализе? Каким требованиям должен отвечать современный урок? Как выглядит образец схемы анализа урока по ФГОС и рабочая карта эксперта? 

Основные характеристики современного урока

  • Тема занятия формулируется учащимися. Задача учителя: подвести учеников к осознанию темы.

  • Учащиеся самостоятельно осуществляют постановку целей и задач. Учитель лишь задает наводящие вопросы, предлагает задания, которые помогают ученикам верно сформулировать практические цели.

  • Учащиеся с помощью педагога  разрабатывают практический план достижения поставленной цели.

  • Учащиеся выполняют учебные действия по разработанному плану. Учитель организует работу индивидуальную, в парах, в группах, консультирует учеников.

  • Правильность выполнения заданий проверяется с помощью самоконтроля, взаимоконтроля.

  • Возникшие недочеты, ошибки, учащиеся исправляют самостоятельно, сами поясняют суть затруднений.

  • Ученики сами оценивают  результаты своей деятельности (самооценивание), и результаты деятельности своих товарищей (взаимооценивание).

  • Этап рефлексии: обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока.

  • Домашнее задание, составленное с учетом индивидуальных особенностей учащихся, предполагающее возможность выбора упражнения, разные уровни сложности.

  • В течение всего урока учитель играет роль советчика, консультирует учащихся на каждом этапе.

Образец схемы анализа урока по ФГОС

Основные пункты, которые принимает во внимание эксперт, анализируя современный урок: цели, организация урока, способы мотивации учащихся, соответствие требованиям ФГОС, содержание урока, методика, психологические моменты.

В карте эксперта указывается ФИО учителя, полное название образовательного учреждения, класс, название учебного предмета, автор УМК/ учебника, тема урока, дата посещения.

Ниже приведена примерная схема-образец анализа урока по ФГОС.

Этапы анализа

Количество баллов

1

Основные цели

Наличие образовательной, воспитательной, развивающей целей. Достигнуты ли поставленные учителем цели? Достигнуты ли практические цели, поставленные учениками? 

2

Как организован урок? Тип, структура, этапы, логика, временные затраты, соответствие структуры, применяемых методов поставленной цели и содержанию урока. 

3

Какие способы мотивации применяет педагог?

4

Насколько урок соответствует требованиям ФГОС?

  • Ориентированность на стандарты нового поколения.

  • Развитие УУД (универсальных учебных действий).

  • Применение современной технологии: ИКТ, исследовательской, проектной и др. 

5

Содержание урока

  • Правильность освещения учебного материала с научной точки зрения, соответствие возрасту учащихся.

  • Соответствие урока, его содержания требованиям образовательной программы.

  • Развитие самостоятельности и познавательной активности с помощью создания ситуаций для применения собственного жизненного опыта школьников (взаимосвязь теории и практики).

  • Связь нового и ранее изученного учебного материала, наличие межпредметных связей.

6

Методика проведения урока

  • Актуализация имеющихся знаний, способов учебной деятельности. Формирование проблемной ситуации, наличие проблемных вопросов.

  • Какие методы применял педагог? Каково соотношение репродуктивной и исследовательской/ поисковой деятельности? Сравните примерное количество репродуктивных (чтение, повторение, пересказ, ответы на вопросы по содержанию текста) и исследовательских заданий (доказать утверждение, найти причины, привести аргументы, сравнить информацию, найти ошибки и др.)

  • Преобладает ли деятельность учащихся в сравнении с деятельностью педагога? Насколько объемна самостоятельная работа учащихся? Каков ее характер?

  • Какие методы получения новых знаний применяет педагог (опыты, сравнения, наблюдения, чтение, поиск информации и др.)?

  • Использование диалога в качестве формы общения.

  • Использование нестандартных ситуаций для применения учащимися полученных знаний.

  • Наличие обратной связи между учеником и учителем.

  • Грамотное сочетание разных форм работы: групповой, фронтальной, индивидуальной, парной.

  • Учет принципа дифференцированного обучения: наличие заданий разного уровня сложности.

  • Целесообразность применения средств обучения в соответствии с тематикой и содержанием урока.

  • Использование демонстрационных, наглядных материалов с целью мотивации, иллюстрации информационных выкладок, решения поставленных задач. Соответствует ли количество наглядного материала на уроке целям, содержанию занятия?

  • Действия, направленные на  развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся.

7

Психологические моменты в организации урока

  • Принимает ли учитель во внимание уровень знаний каждого отдельного учащегося и его способности к обучению?

  • Направлена ли учебная деятельность на развитие памяти, речи, мышления, восприятия, воображения, внимания?

  • Есть ли чередование заданий разной степени сложности? Насколько разнообразны виды учебной деятельности?

  • Есть ли паузы для эмоциональной разгрузки учащихся?

  • Насколько оптимален объем домашнего задания? Дифференцировано ли оно по уровню сложности? Есть ли у учеников право выбора домашнего задания? Понятен ли инструктаж по его выполнению?

На усмотрение эксперта в графе «Количество баллов» напротив каждого подпункта делаются пометки или выставляются баллы от 0 до 2, где 0 — полное отсутствие критерия, 1 — частичное присутствие критерия, 2 — критерий представлен в полном виде.

Примечание:

В графе «Как организован урок?», анализируя структуру занятия, необходимо учитывать разнообразие типов уроков по ФГОС (урок усвоения новых знаний, комплексного применения знаний и умений (закрепление), актуализации знаний и умений (повторение), систематизации и обобщения знаний и умений, контроля, коррекции, комбинированного урока), каждый из которых имеет свою структуру.

В графе «Насколько урок соответствует требованиям ФГОС?», необходимо оценить результаты, представленные в виде универсальных учебных действий. Эксперт указывает определенные виды действий и группу,  к которой они относятся.

Например:

  • Регулятивные: учащиеся самостоятельно определяют цель урока, составляют план, действуют по плану, оценивают результат своей работы.

  • Познавательные: учащиеся извлекают информацию из предложенных источников, ее анализируют / классифицируют/ сравнивают и др.

  • Коммуникативные: учащиеся четко формулируют свою позицию, способны к пониманию других, считыванию явной  информации или подтекста, к сотрудничеству.

  • Личностные: учащиеся ориентируются в системе ценностей, выбирают правильные направления, способны оценивать поступки, находить мотивы совершенным действиям.

Представленный пример схемы анализа учебного занятия может служить рабочей картой эксперта. Он достаточно подробен, позволяет отразить наиболее полно самые важные составляющие современного урока по ФГОС.

Анализ открытого урока

   Содержание анализа включает в себя следующие компоненты.

Составление плана-конспекта урока: правильность и конкретность постановки учебно-воспитательных задач; связь содержания данного занятия с задачами предыдущего и последующего; соблюдение структуры урока и правильность распределения времени; подбор средств и их соответствие намеченным задачам; правильность записи упражнений; конкретность и полнота организационно-методических указаний; дифференциация физической нагрузки и запись способов ее регулирования; отражение в плане-конспекте методики работы учителя, командиров отделений и действий остальных учащихся; указания о применении учебных пособий, наглядной агитации и технических средств обучения (ТСО); оформление и полнота плана-конспекта.

Объяснение и показ упражнений: четкость и правильность объяснения содержания и задач урока; знание терминологии физических упражнений, краткость, доходчивость, убедительность и эмоциональность объяснения; последовательность, образность и полнота анализа техники выполнения; сочетание объяснения с демонстрацией схем, кинограмм, таблиц и применением технических средств обучения; четкость и качество показа (может быть использован учащийся); целенаправленность показа, подчеркивающая наиболее характерное в технике выполнения упражнений, акцентированная демонстрация отдельных трудных элементов упражнений; разнообразие показа — по разделениям, в целом, в разных плоскостях и т. д.

Применение методов и методических приемов: разнообразие методов и методических приемов, используемых в уроке; правильность выбора и применения методов и методических приемов в уроке в целом и при обучении намеченным двигательным действиям; соответствие методов и методических приемов подготовленности учащихся и условиям урока; индивидуальный подход в выборе методов; организация самостоятельной работы учащихся на уроке.

Оказание помощи и страховки: правильность и своевременность оказания помощи и страховки; выбор места для страховки с учетом определения наиболее сложных движений; последовательность оказания помощи и страховки; умение учеников оказывать помощь и страховать.

Предупреждение, выявление и исправление ошибок: своевременное объяснение причин ошибок и устранение этих причин; своевременность и последовательность выявления и исправления ошибок; правильность определения ошибок; методика исправления их.

Организация тренировочного воздействия в процессе обучения: плотность урока и физическая нагрузка, их соответствие типу урока; методика дозировки физических упражнений; применение соревновательного и игрового методов, круговой тренировки; применение методических приемов для активизации учащихся.

Внешний вид, действия и поведение учителя: костюм учителя; умение держаться перед строем, жесты, правильность и четкость подачи команд и отдачи распоряжений; отношение к занимающимся, тон обращения к учащимся, педагогический такт; уверенность при проведении занятия, умение учитывать конкретную обстановку, сосредоточивать и рассредоточивать внимание в зависимости от задач урока, учебных ситуаций, делать указания по ходу выполнения заданий; требовательность учителя, умение поддерживать дисциплину учащихся, умение сочетать обучение с воспитанием, меры воздействия на занимающихся; умение выбирать место для наблюдения за учащимися.

Материальное обеспечение урока: подготовленность мест занятий; количество и качество оборудования и спортивного инвентаря; эффективность использования его в уроке; форма одежды занимающихся, ее соответствие содержанию урока; санитарно-гигиеническое состояние мест занятий и спортивного инвентаря.

Соответственно качеству всех компонентов проведенного открытого урока определяется уровень (по пятибалльной системе) методической подготовленности учителя физической культуры.

Составление плана-конспекта урока. Отлично. Составлен четко, ясно, с подробным указанием содержания вводной, основной и заключительной частей урока. Задачи урока определены четко и детально. Организационно-методические указания раскрыты подробно и отражают организацию и методику проведения урока. Содержание урока записано правильно, с соблюдением принятой терминологии.

Хорошо. Составлен четко и ясно. Но замечаются отдельные неточности в терминологии, не полностью раскрыты организационно-методические указания, содержание вводной части урока схематично, дозировка выполнения упражнений не указана, не отражен порядок установки снарядов, размещения отделений, групп, их перемещения.

Удовлетворительно. Составлен кратко, с указанием перечня упражнений основной части урока. Организационно-методические указания не конкретны, не раскрывают организации и методики проведения урока.

Неудовлетворительно. Составлен формально, без организационно-методических указаний. Содержание плана расходится с основными положениями дидактических принципов обучения.

Объяснение и показ упражнений. Отлично. Объяснение ясное, краткое, образное, эмоциональное, обоснованное и убедительное. Терминология правильная. При объяснении используются знания анатомо-физиологических основ физической подготовки, объясняются и подчеркиваются основные элементы техники выполнения упражнений. Объяснение упражнений сочетается с показом. Показ подчеркивает наиболее характерное в выполнении упражнения. Учитель методически разнообразит показ, предваряя ему вопросы к занимающимся, что способствует более четкому, правильному представлению о технике упражнений. Используются кинограммы и схемы, таблицы и ТСО. Показ осуществляется с учетом восприятия учащихся.

Хорошо. Объяснение ясное, но длинное, с незначительными ошибками, которые не вызывают искажения общей структуры упражнения в представлении учащихся. При показе выполняются вышеперечисленные требования, но не в полном объеме. Внимание уделяется мелким деталям техники, недостаточно четко определяется главное в выполнении упражнений.

Удовлетворительно. Объяснение нечеткое, длинное, с продолжительными паузами. В терминологии допускаются ошибки. Вместо объяснения техники упражнения раскрывается его содержание. Упражнение показывается в целом без ориентирования учеников на правильное выполнение основных движений.

Неудовлетворительно. Объяснение вообще отсутствует. В терминологии допускаются грубые ошибки. Показ подменяется рассказом или выполняется с грубыми ошибками в технике.

Применение методов и методических приемов. Отлично. Свободно и правильно используется многообразие методов и методических приемов. Хорошо. Применяются разнообразные методы, но не во всех случаях рациональны Удовлетворительно. Применяются однообразные методы, недостаточно эффективные. Обучение иногда начинается с второстепенных элементов. Не обеспечивается активность и сознательность учащихся на уроке.

Неудовлетворительно. Обнаруживается незнание способов разучивания упражнений. Урок в основном сводится к выполнению упражнений, предложенных учителем произвольно.

Оказание помощи и страховки. Отлично. Оказывается правильно и своевременно. Учитель легко и уверенно владеет приемами оказания помощи и страховки, умеет быстро и точно остановить учащегося, вовремя подсказать момент главного усилия и т.п. Четко определяется, когда необходимо оказать помощь, а когда страховку. Правильно выбирается место для страховки с учетом характера выполняемого упражнения.

Хорошо. При оказании помощи, при страховке допускаются незначительные ошибки (например, помощь оказывается, несмотря на то что ученик уже овладел упражнением, и т. п.).

Удовлетворительно. Помощь оказывается эпизодически. Страховка превращается в постоянную опеку и затрудняет самостоятельное выполнение упражнения, страховка осуществляется неправильно, неэффективно.

Неудовлетворительно. Помощь и страховка почти не оказываются.

Предупреждение, выявление и исправление ошибок. Отлично. Ошибки подмечаются и устраняются своевременно. Исправляются в первую очередь существенные, а затем незначительные; объясняются причины возникновения и способы устранения ошибок; индивидуальные ошибки устраняются по ходу упражнения, общие — с остановкой выполнения задания.

Хорошо. Используются разнообразные приемы устранения ошибок, но с некоторыми неточностями, затруднениями в классификации отдельных ошибок.

Удовлетворительно. Устраняя ошибки, учитель нечетко реализует приемы, что снижает эффективность исправления ошибок.

Неудовлетворительно. Ошибки не исправляются или исправляются неуверенно, с грубыми нарушениями. Не делается анализа ошибок, вместо устранения ошибки лишь констатируются.

Организация тренировочного воздействия в процессе обучения. Отлично. На уроке широко используются соревновательный и игровой методы, круговая тренировка. Учитель внимательно следит за каждым школьником, обращая внимание на координацию движений и внешние признаки утомления. Дифференцированно подбираются подготовительные и подводящие упражнения. При высокой плотности урока умело используются паузы для отдыха.

Хорошо. Не всегда правильно осуществляется принцип постепенного наращивания нагрузки.

Удовлетворительно. Дозировка рассчитана на среднего ученика, слабо подготовленные школьники ощущают перегрузку, хорошо подготовленным скучно на уроке.

Неудовлетворительно. При низкой плотности урока совершенно отсутствует дифференцирование нагрузки. Принципы последовательности и доступности не учитываются.

Внешний вид, действия и поведение учителя Отлично. Учитель аккуратен, собран, хорошо подготовлен физически, уверенно владеет материалом урока, требователен, четко организует и проводит все части урока. Методически правильно руководит командирами групп (отделений) и постоянно оказывает им помощь. На уроке поддерживается мажорный тон, что способствует проявлению со стороны учащихся активности при овладении упражнениями.

Хорошо. Урок проводится достаточно четко, уверенно, с соблюдением всех требований.

Но отмечаются затруднения в указаниях по ходу упражнений и распределении внимания на всех учащихся.

Удовлетворительно. Учитель старается делать все сам, не используя помощников-учеников, недостаточно внимательно следит за выполнением строевых приемов, не требует четкости в выполнении физических упражнений, не активизирует класс. Урок проходит стандартно, скучно, что не вызывает к нему интереса у школьников.

Неудовлетворительно. Учитель выступает в роли пассивного наблюдателя, отдает лишь команды для смены мест занятий и выполнения упражнений. Ученики не проявляют никакого интереса к ним, пассивны. Наблюдаются случаи недисциплинированности, которые учитель не устраняет.

Материальное обеспечение урока. Отлично. Места занятий подготовлены хорошо, снаряды исправны. На протяжении всего урока каждый школьник имеет возможность пользоваться индивидуальным спортивным инвентарем (гимнастическая палка, гантели разного урока.

Литература.

Кольцов Ю.А., Березин А.В., пособие Физическая культура в школе.-Просвещение,2007г

Шебеко В.Н.,Ермак Н.Н. Учебно-методическое пособие для педагогов школьных учреждений, 2006 г.

Курамшин Ю.В., Попов В.И.,Теория и методика физической культуры, М.2000г

Пошаговый алгоритм проведения анализа урока с примерами

Обучение в школе и вузе проходит согласно намеченной траектории: в рамках определённой образовательной программы и предметных единиц. Каждая дисциплина преподавателя на поэтапной основе, а каждое занятие тщательно планируется педагогом. Чтобы оценить степень доступности преподносимой информации, мотивацию учащихся и их успехи, профессионализм преподавателя проводят различные виды анализа занятий. Сегодня мы расскажем, как это делается.

Понятие и роль анализа урока

Анализ занятий в школе, ссузе или вузе – это комплексная или конкретная оценка учебного процесса, нацеленная на определение сильных и слабых сторон обучения с целью совершенствования качества образования, профессионализма педагога и полученных знаний и навыков учащимися.

Все занятия ограничены по времени: в школах и училищах, колледжах на один урок отводится 45-50 минут, в вузах же обучение проходит по парам продолжительность в 90 минут (но иногда в середине пары делается пятиминутный перерыв). Но педагогу бывает крайне трудно уложиться в намеченные временные границы, чтобы раскрыть тему и донести ее до учащихся.

Ключевые вопросы для качественного анализа урока

Ключевые вопросы для качественного анализа урока

Анализ урока позволяет оценить мастерство педагога, а также результативность представленной им программы и плана обучения, ее эффективность и пригодность, возможности распространения и пр. В рамках такой аналитической мысли экспертам удается диагностировать следующие приемы:

  • Творческий подход учителя к процессу организации занятия: вид и характер урока (проблемный, игровой, закрепляющий или развивающий и пр.);
  • Уровень его подготовки к занятию: дополнительные материалы, ресурсы, условия, основная литература и пр.;
  • Психологический климат в классе: мотивация, дисциплина, заинтересованность учащихся;
  • Профессиональные компетенции: методология обучения, план занятия и его целостность, полнота, уровень сложности заданий, качество и актуальность преподносимой информации, навыки убеждения, разъяснения, соответствие занятия общей программе обучения и ФГОС, планирование занятия и пр.;

Таким образом, анализ занятий в образовательных заведениях призван оценить эффективность преподавания и обучения, определить проблемные участки и возможности их ликвидации способы совершенствования обучения и создания для школьников/студентов достойных условий, сделать образование доступным и качественным. Оценке подлежит не только профессиональные качества педагога, но и результаты обучения у учащихся, условия обучения и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Какие виды анализа урока бывают?

Анализ занятий можно классифицировать на следующие виды:

  • Полный. Данная разновидность реализуется для аттестации педагоги или повышения его квалификации, при обобщении педагогического опыта и пр. В данном случае проводится всесторонний анализ урока: с позиции педагога, с позиции учащихся, соответствие требованиям ФГОС, импровизация и пр.
  • Краткий анализ предполагает проведение оценки в рамках конкретного среза или этапа обучения на занятии.

Классификация видов анализа занятия

Классификация видов анализа занятия
  • Структурный, предполагающий проведение анализа урока по составным элементам с целью определения логики построения занятия, его целостности, полноценности, связности и последовательности погружения в тему. В рамках структурной оценки занятие будет оцениваться по реализуемым этапам: организаторские моменты, домашнее задание, общая проверка учащихся и качества их подготовки, новизна и усвоение новшеств, определение степени понимания темы и основных моментов по ней, закрепление материала, исследование нового домашнего задания (характер, сложность, объем и пр.).
  • Аспектный. К данной категории относят общую оценку занятия с точки зрения учебно-воспитательной позиции в рамках определенного среза: методология, дисциплина, качество программы или плана занятия и пр. Здесь больше внимания уделяется подходам педагога (методы обучения), приемам воспитания детей, развивающие моменты и эффективность указанных действий;
  • Дидактический, ориентированный на оценку степени подготовки к занятию: план занятия, основные методы работы педагога, подбор материалов для изучения темы и ее закрепления, проработанность и продуманность упражнений (их цель, результаты и пр.) и пр.;
  • Психологический анализ предполагает определение соответствующего климата на занятии: дисциплина, заинтересованность, мотивация и побуждение учащихся к активному учебно-познавательному процессу, применение талантов и способностей учеников на занятии, умение педагога подобрать подход к ребенку и облегчить его учебный путь, урегулирование конфликтов и недопониманий. Тактичность педагога и его отношения с подопечными, эмоциональный настрой учеников, поведение всех участников и пр.
  • Самоанализ урока, позволяет оценить ход построения обучения и скорректировать его (дополнить или сократить) и пр.

Важно отметить, что в целом вид анализа урока не играет существенной роли, так как независимо от его подкатегории изучаться будут все стороны обучения в рамках определённой последовательности: организация занятия, ход обучения, подготовка педагога, подготовка учащихся, цель и результаты обучения, особенности учебного процесса и созданных условий, психоэмоциональный фон класса и педагога, достоинства и недостатки обучения и пр.

По результатам любой аналитической деятельности по оценке урока эксперт (оценщик) выделяет сильные и слабые стороны программы, педагога, учащихся, констатирует уровень мастерства и эффективности обучения, дает рекомендации относительно дальнейших действий (совершенствование, оптимизация и пр.).

Что, где, когда: в каких случаях проводится анализ урока?

Анализ урока проводится в различных случаях и для различных целей. В зависимости от вида реализуемой процедуры можно выделить ее необходимость, которая проявляется в следующих аспектах:

  • Организаторские способности педагога. В данном случае чаще всего определяется соответствие плана занятий действующим требованиям ФГОС и образовательной программе. Данный параметр означает, что в ходе урока учащиеся должны обретать определённый набор знаний и качеств, предписанных общими правилами. Если у педагога остается время и место для более глубокого изучения отдельных моментов, то это должно вписываться в общий контекст и не ухудшать понимания, эффективности обучения и пр.;
  • Качество обучения, определение профессионализма педагога при прохождении переаттестации, повышения квалификации, аттестация выпускника педагогического вуза. Данный параметр, пожалуй, самый важный, ведь по результатам анализа занятия можно определить профессионализм педагога, его умение работать с детьми, разъяснительные и иные способности, степень усвоения преподносимого материала и выработка соответствующих качеств и пр.
  • Творческий подход к учебному процессу. Оценка данного подхода позволяет определить желание подопечных изучать предмет, степень их мотивации и увлечённости на занятии, активности, используемые преподавателем подходы и приемы для привлечения внимания и разъяснения темы, их эффективность (соотнесение цели и результатов занятия, успеваемости учащихся и пр.).

Особенности проведения анализа занятия

Особенности проведения анализа занятия

Проводить анализ занятий могут различные специалисты. Самоанализ реализуется непосредственно преподавателем с целью определения достаточности, полноты данных для раскрытия темы и развития соответствующих знаний и навыков учащихся. В случае контроля над успеваемостью студентов и учеников оценка занятия может проводиться администрацией учебного заведения (для статистической оценки деятельности педагога, качества подготовки студентов и пр.), а также сторонними организациями (представителями Минобрнауки. Рособрнадзора, иными инстанциями).

В любом случае проводить анализ занятий посильно только компетентному и квалифицированному опытному специалисту, который разбирается не только в предмете, но и азах преподавания и может определить качество усвоения, плюсы и минусы работы педагоги и учеников, а также дать дельные рекомендации по устранению выявленных пробелов, совершенствованию системы обучения с учетом имеющихся условий.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Классическая схема проведения анализа урока

Анализ занятия – это не просто наблюдение за ходом обучения школьников или студентов с дальнейшей констатацией плюсов и минусов. Данный вид деятельности призван всесторонне оценить каждую из сторон учебного процесса, диагностировав сильные и слабые стороны, возможности и перспективы, конечные заслуги педагога и учеников, адекватность их действий и пр. Поэтому независимо от выбранного вида аналитической деятельности, в любом случае (будь то полный/краткий, системный или частный характер) оцениваться обучение будет в рамках основных 4 срезов: организация занятия, методология, психолого-педагогический ракурс, эффективность обучения. По результатам комплексного анализа будет сформулирован общий итоговый вывод с соответствующими рекомендациями.

Традиционная схема проведения анализа занятий

Традиционная схема проведения анализа занятий

Традиционная схема проведения анализа занятий в образовательном заведении сводится к реализации следующего алгоритма:

Этап №1. Анализ содержания урока. Данный шаг проводится на основе дидактических материалов и начальной стадии проведения занятия. Здесь определению и изучению подвергаются план занятия (чему на мерен учить педагог), организация занятия (с чего началось, как преподаватель отметил тему и проблему занятия, какие вопросы задал студентам и пр.).

В рамках данного этапа эксперт выделяет существенные моменты: цель занятия, освещаемые вопросы и моменты, количество и сложность заданий, общая подготовка педагога (дополнительные ресурсы, создание условий и пр.).

Этап №2. Методология обучения. В рамках данного среза изучению подлежит ход занятия и применяемые преподавателем подходы, ресурсы. В частности, особое внимание уделяется таким моментам, как повторение пройденного материала, его увязка с новой темой, способ подачи новой информации и порядок ее закрепления, характер и разнообразие упражнений и заданий с учетом уровня их сложности (важно, чтобы они были разные и постепенно погружающие в тему), определение характера используемых приемов и их соотношение (развивающие, воспитательные, закрепляющие, игровые, мотивирующие и пр.).

В рамках методологического анализа занятия важно изучить логику и последовательность урока.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Этап №3. Психолого-педагогический анализ. В рамках текущего среза оценке подвергается эмоциональный и психологический климат в классе. Здесь особое внимание уделяется оценке отношений педагога (умеет ли он располагать к себе учащихся, привлекать их внимание, мотивировать, развивать, находить подход к ребенку), а также дисциплина (как педагог добивается тишины и концентрации внимания).

В рамках третьего этапа можно определить стиль преподавания (демократичный, авторитарный, лидерский и пр.), общие моменты обучения и воспитания, способы воздействия на учеников, взаимоотношения педагога. Отношение учащихся к предмету и причины отклонений (например, почему студент прогуливает занятия или пререкается с педагогом и пр.), особенности коллектива (возраст, характер подопечных, их таланты и способности, уровень текущей подготовки, усидчивости и внимательности и пр.).

Этап №4. Заключительный. На этой стадии эксперт подводит общие выводы по результатам всего занятия. Здесь важно сопоставить изначально намеченную цель и результатами занятия (степень понимания темы, ее закрепление, особенности домашнего задания и его нацеленность, подход педагога, констатация проблемных участков (в чем проявились сложности, как их ликвидировать и пр.), рациональность распределения времени в течение занятия на отдельные виды деятельности учащихся и пр.

Здесь же подводится ключевое заключение с учетом вида и цели анализа занятия: как оптимизировать учебный процесс, какой отметки или квалификации заслуживает педагог (уровень его компетентности и профессионализма), чего достигал студенты/ученики и пр.

Порядок оформления результатов анализа урока

По окончании проведения анализа урока важно сформировать соответствующий доку мент чаще всего это производится в виде специального отчета, где расписывается ход аналитической мысли, приводятся аргументы и факты, а затем выводятся обоснованные рекомендации и выводы.

Структура отчета по результатам анализа урока будет учитывать этапы проведения оценки хода занятия. Он выполняется в рамках научного или делового стиля.

Образец проведения анализа занятия-1

Образец проведения анализа занятия-1
Образец проведения анализа занятия-2
Образец проведения анализа занятия-2

Итоги оценки занятия подлежат оформлению в виде текстового или табличного файла. Здесь каждый параметр или этап предполагает выделение основных моментов для изучения и их оценки в рамках утверждённой изначально шкалы: по балльной системе, успеваемости учащихся, общим тенденциям на занятии и впечатления эксперта и пр.

В структуре отчета целесообразно выделить классические разделы:

  • Введение, где будет описываться вид, миссия анализа урока, цель данного мероприятия, а также параметры оценивания, сроки проведения, общая характеристика оцениваемого «коллектива» — заведение, класс, количество учащихся и присутствующих, предмет (в рамках которого оценивается учебная и педагогическая деятельность);
  • Основная часть, где будет констатироваться ход аналитической мысли с акцентом на основные этапы. В рамках каждого этапа анализа урока будут выделяться основные моменты, плюсы и минусы, специфические черты, а также оцениваться общие тенденции и правила, степень раскрытия темы, подход педагога, качество обучения, план занятия и его соответствие параметрам ФГОС, творческие и инновационные подходы в обучении и пр.
  • Заключение. В рамках данного раздела эксперту, проводящему анализ урока, предстоит отметить существенные моменты по результатам проведения занятия и констатировать сильные и слабые стороны, педагога, учащихся, дать дельные рекомендации относительно совершенствования работы и заслуживаемой репутации, наличие профессиональных и иных качеств преподавателя.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Важно отметить, что анализ урока может проводить, как сам педагог (самоанализ), так и отдельные специалисты или целая комиссия. В любом случае каждый из специалистов будет формировать собственный отчет, где будет отражена объективная и субъективная сторона, четкая аргументация выбранной позиции и рекомендаций.

Оформление результатов оценивания качества и особенностей проведения занятия

Оформление результатов оценивания качества и особенностей проведения занятия
Оформление результатов оценивания качества и особенностей проведения занятия (продолжение)
Оформление результатов оценивания качества и особенностей проведения занятия (продолжение)

В любом случае анализ урока будет сведен к отчетной таблице, где в отношении каждого этапа и раздела будет отведена определенная отметка: 0 баллов – отсутствие оцениваемого критерия, 1 – частичное наличие, 2 – полное соответствие требованиям и нормам.

В отчете важно привести не просто формальную оценку относительно навыков педагога и качества образования, но и объективное и аргументированное мнение, позволяющее получить полноценную картину об учебном процессе, взаимоотношениях преподавателя и учащихся, учебной программе и плане урока, методологии обучения и пр.

Результаты анализа в форме отчета предоставляются непосредственно педагогу, администрации учебного заведения, в котором он трудится или компетентным органам (по требованию или необходимости). От результатов проведения данной оценки может зависеть карьерный, доходный и научный путь преподавателя: присвоение ему очередной квалификации, учет достижений и результаты апробаций «педагогических инноваций» и пр.

Рекомендации по проведению и оформлению анализа урока и педагогической деятельности

Перед проведением анализа урока, важно грамотно определить цели данного мероприятия и обозначить основные моменты, подвергаемые констатации и оценке. Для это достаточно выделить следующие моменты: вид анализа и объект анализа, предмет (дисциплина) и его особенности, учебный план с констатацией темы и глубиной погружения в нее, специфику обучения и пр.

Принципы проведения анализа занятия

Принципы проведения анализа занятия

Перед оцениванием педагогической деятельности и качества образования важно уточнить такие моменты, как:

  • Основная программа обучения и ее особенности: на каких предметах делается особый акцент (профиль), уровень изучения (класс, группа, курс) и пр.;
  • Особенности целевой аудитории: группа, численность, количество присутствующих, текущая подготовка учащихся и понимание предмета, качество выполнения домашнего задания, активность на занятии, уклон класса/заведения (экономический, физико-математический, творческий и т.д.) и пр.;
  • План-конспект занятия и изучение дидактической литера туры, оценка качества подготовки преподавателя к занятию: на каком материале и авторах он базируется, характер заданий для самостоятельной работы, работы на занятии, домашнее задание и пр.;
  • Внимательно изучить нормы образовательной среды: ФГОС, ГОСТы, методические рекомендации, чтобы в дальнейшем сопоставить текущее положение дел на занятии с действующими параметрами;

В ходе проведения непосредственного анализа урока эксперт должен быть предельно внимательным и сконцентрированным, учитывать все происходящие явления, действия, результаты. Только комплексный подход в данном деле поможет сформировать грамотную, четкую позицию, сформулировать определенное мнение и собрать доказательную базу для рекомендаций.

В заключительной части отчета по результатам анализа важно, чтобы присутствовало сравнение начальной цели и конечного результата. Такой подход позволит констатировать не только качество обучения, но и профессионализм педагога: умение грамотно планировать время и ход занятия, преподносить информацию, работать с детьми и пр.

В основе анализа урока лежит сравнительный принцип, предполагающий сопоставление реалий с опытом других специалистов, нормативами и требованиями ФГОС.

Отчет по результатам анализа урока формируется на основе принципов краткости емкости, доказательности (аргументированности) и обоснованности, достоверности. При этом структура документа классическая, но не строгая. Каждый аналитик вправе дополнять ее дополнительными пунктами или разделами для наиболее полноценной оценки.

Корректный, достоверный и обоснованный отчет способен повысить профессионализм педагога и качество подготовки учащихся, развивать и внедрять инновации в образовательной среде, содействовать росту педагога и его подопечных.

Анализ посещаемых уроков — одна из форм внутреннего контроля образовательной организации.

Посещение уроков завучем проводится с целью:

Более 200 программ повышения квалификации для педагогов от онлайн-школы Фоксфорд – подробнее по ссылке.

И скидка до 50% на первое обучение на портале Инфоурок по промокоду ВАМСКИДКА – подробнее по ссылке.

  • оценки профессиональной деятельности педагогов
  • выявления точек роста педагогических и методических навыков
  • повышения качества образовательного процесса

Анализ урока по ФГОС состоит из несколько этапов:

  • подготовка к посещению (изучение ФГОС и учебно-методических материалов; проверка успеваемости класса, посещение урока которого будет анализироваться; составление плана)
  • посещение урока, протоколирование в ходе занятия
  • беседа с педагогом посещенного урока о его выводах о прошедшем занятии
  • непосредственное проведение анализа посещенного урока, составление справки/отчетности

Стоит отметить, что график посещения уроков, как правило, утверждается в начале каждого учебного года, однако проверки могут проводиться и без предупреждения педагога.

Схема анализа урока по ФГОС

  • Цели и задачи урока. Оценка эффективности и реализации поставленных целей.
  • Структура и организация урока: вид, форма и этапы урока.
  • Педагогические методы, используемые для мотивации учащихся.
  • Предмет и содержание урока.
  • Соответствие урока требованиям ФГОС:
    • Использование современных образовательных стандартов.
    • Нацеленность на формирование универсального учебного действия.
    • Результаты УУД: познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные.
    • Работа с использованием современных технологий.
  • Методика проведения урока: использование различных средств и методов, целесообразность их использования, оценка эффективности.
  • Оценка работы учащихся во время посещенного урока.
  • Домашнее задание: объем, тип, проверка и оценивание.
  • Санитарно-гигиенические условия посещенного урока: чистота и освещенность помещения, соблюдение техники безопасности, смена видов деятельности.

Примеры и образцы анализа посещенного урока

Примерная схема анализа посещенного урока по  ФГОС — скачать в формате doc (Word) — можно распечатать

Универсальная короткая форма анализа урока — скачать в формате doc (Word) — можно распечатать

Образец справки по посещению урока с примерами выводов — скачать в формате doc (Word) — можно распечатать

Примеры и образцы анализов посещенных уроков по разным предметам в начальной школе — скачать в формате doc (Word) — можно распечатать

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать анализ книги
  • Как написать алгоритм работы программы
  • Как написать анализ классного часа
  • Как написать алгоритм программы кумир
  • Как написать анализ картины