Как написать анализ прототипов

Дата публикации: 19 августа 2019 г.

«Посмотри, пожалуйста, лендинг, — пишет знакомая, SMM-менеджер. — Я на быструю руку на конструкторе сделала, и мне не нравится результат рекламы. Переходов по рекламе много, а заявок… Не конвертит он».

Очень распространенная ситуация. Реклама идет, деньги тратятся, а заявок нет — такое случается даже при хорошо настроенной рекламе. Причина кроется не в неумении хорошо писать, а в том, что ДО написания текста лендинга не проведен тщательный маркетинговый анализ. О том, как его проводить, вы узнаете в этой статье.

Этапы маркетингового анализа для прототипа (текста для лендинга)

Прототип — это схематичное изображение элементов лендинга (текста, картинок, форм заявок и т.д.).

Прототип можно сделать в текстовом документе (MS Word, «Google Документы») или в специальных программах.

В специальных программах (moqups, axure) прототип может выглядеть так:

Пример первого экрана лендинга на скрине выполнен в программе moqups

Главные этапы маркетингового анализа, необходимые для написания прототипа лендинга:

Этап

Зачем нужен

1

Брифование (опрос)

Погружение специалиста в проект.

2

Анализ целевой аудитории (далее — ЦА)

Выявить потребности, желания и возражения ЦА, которые может закрыть продукт. 

Разделить ЦА на сегменты.

3

Анализ конкурентов

Отстроиться от конкурентов.

Сформулировать предложение для каждого сегмента ЦА с учетом конкурентной отстройки.

Разберем подробнее каждый этап.

Брифование (опрос)

Бриф — это документ с вопросами. Он нужен для того, чтобы привлеченный специалист (копирайтер, копирайтер-прототипист) получил первичную информацию о проекте, для которого будет создаваться лендинг.

Бриф обычно содержит следующие вопросы:

  • Задача для копирайтера (текст лендинга для…).
  • Название компании, сколько лет и в каком регионе работает.
  • Достижения компании — все, что вызывает доверие: награды, количество завершенных проектов, известные клиенты, число сотрудников и т.д.
  • Какие виды услуг оказывает (какой товар продает) компания.
  • Цепочка касаний клиента с компанией вплоть до полного оказания услуги / покупки товара (например: зашел на лендинг по рекламе — оставил заявку — созвон с менеджером компании — оплата — оказание услуги / получение товара (доставили товар, открыли доступ к курсу, учеба на курсе с обратной связью, получение сертификата и т.д.), включая гарантийное обслуживание).
  • Характеристики продукта. Выгоды от получения продукта. 
  • Информация о ЦА: пол, возраст, регион проживания, доход, образование и т.д. Проблемы ЦА, которые решает продукт. Возможные возражения, желания относительно продукта.
  • Готовность потенциального клиента совершить целевое действие (заявка, звонок, иногда сразу оплата). Например, если курс продается среди своих подписчиков, то вероятность конверсии (целевого действия) выше, чем у аудитории, которая придет на лендинг курса по рекламе и не знакома с тренером / автором курса. 
  • Конкуренты (названия компаний, сайты). В чем компания сильнее конкурентов, в чем уступает.
  • Отзывы клиентов, кейсы.

После заполнения брифа копирайтер уточняет детали — удобнее всего это сделать, созвонившись с заказчиком. Ведь всего в брифе не напишешь, а для создания текста лендинга, который будет работать, нужно максимум информации. И прежде всего убедиться, что видение задач заказчика и исполнителя совпадает.

Часто бывает так, что брифовать голосом приходится не только самого заказчика (руководителя, предпринимателя), но и других сотрудников/исполнителей.

Например, менеджер по продажам расскажет, с какими запросами обращаются клиенты, что спрашивают при обращении, какие у них возражения, почему могут не купить, какие факторы, наоборот, подталкивают к покупке и т.д.

Специалисты по трафику (контекстной рекламе, таргетингу) дадут ценную информацию о том, какой аудитории показывалась реклама, что в рекламе сработало, а что нет.

Если продукт технически сложный и руководитель не разбирается во всех тонкостях продукта, то полезно поговорить с производственником. Возможно, какие-то характеристики продукта или особенности производства закроют возражение ЦА. 

Если копирайтер, которому вы поручили написание прототипа, не задает детальных вопросов по вашему проекту, задумайтесь. Без погружения в проект невозможно создать лендинг с высокой конверсией.

Анализ целевой аудитории

Когда информация из брифа получена, самое время узнать, что ищут и обсуждают сами клиенты о продукте и проблемах, с ним связанных.

В этом нам помогут:

  • анализ запросов (сервисы WordStat, Google Trends);
  • обсуждения на форумах, в сообществах;
  • опрос клиентов заказчика.

Анализ запросов

Часто используемый сервис для анализа запросов — https://wordstat.yandex.ru. Показывает статистику по запросам за последние 28 дней.

Для широкого анализа ЦА регион можно не ограничивать (узнаем, что в принципе ищут люди). Но если нужны запросы и/или их сезонность по конкретному региону, то указываем его:

Набираем нужный запрос в строке. Например, «шторы на заказ»:

В запросах видим, что люди ищут цены, где можно заказать шторы недорого, вид штор. Запросы «шторы на заказ фото», «шторы на заказ фото цена» дают понять, что потенциальные клиенты хотят получить представление о том, как выглядят шторы и сколько они будут стоить, прямо на сайте/лендинге.

Запрос «карнизы для штор на заказ» показывают желание потребителей решить проблему «под ключ».

Посмотреть сезонность можно, нажав на «История запросов»:

Аналогичен в использовании сервис Google Trends: https://trends.google.ru/. Указываем регион (можно только страну, в отличие от WordStat, где можно указать гео вплоть до города) и запрос.

Google Trends покажет динамику запросов по умолчанию за 12 месяцев. Период можно изменить:

И посмотреть другие запросы, связанные с указанным:

Обсуждения на форумах, в сообществах

В поисковой строке «Яндекса» или Google наберите запрос, связанный с тематикой, и добавьте в конце «форум», «отзывы».

Например:

Читая отзывы, имейте в виду, что некоторые из них могут быть «заказными». Косвенные признаки, по которым можно определить, что отзывы настоящие, — простой язык изложения, а не в стиле сочинения на научную тему; грамматические, орфографические ошибки.

В сообществах соцсетей — своих и конкурентов — посмотрите, какие вопросы задают люди, когда спрашивают о продукте; какие отзывы оставляют.

Скрины показательных отзывов, сообщений с форумов складывайте в отдельный документ или папку. Выделяйте ключевые моменты на скринах (проблемы, возражения, чем довольны после оказания услуги / покупки товара, чем разочарованы и т.д.). Это поможет вам быстро обобщить информацию после большой работы по сбору данных.

Для продвинутых — можно использовать парсеры для анализа ЦА («Таргетхантер», «Церебро»).

Опрос клиентов заказчика

Бесценную информацию дает опрос клиентов заказчика, в том числе несостоявшихся.

Варианты опроса (выбираем приемлемые для клиентов):

  • обзвон;
  • общение в личных сообщениях;
  • заполнение опросника.

Задать можно следующие вопросы:

  • Почему решили купить продукт? (Выясняем проблемную ситуацию, в которой понадобился продукт)
  • Почему выбрали (или не выбрали) нашу компанию? На что ориентировались при выборе? (Выясняем критерии выбора продукта; факторы, подталкивающие к покупке; в чем проигрываем конкурентам или недотягиваем до ожиданий ЦА — в тех случаях, когда нас не выбрали)
  • Довольны ли покупкой — продуктом, сервисом? Если нет, то чем именно?

Результат анализа ЦА

После сбора информации о ЦА важно разделить ее на сегменты. Возможные критерии сегментации:

  • по проблемам (например, в стоматологии — острая боль, дырка в зубе, нуждается в чистке и т.д.);
  • по ситуации потребления (например, ремонт ванной комнаты: давно не делали ремонт, пора обновить; въезжают в квартиру, не хотят ремонт от застройщика и т.д.);
  • по социально-демографическому признаку (пол, возраст, уровень доходов, район/регион проживания и т.д).

Сегментацию ЦА можно оформить в табличной форме или в майнд-карте. Майнд-карта более наглядна, она отлично структурирует информацию не только визуально, но и в голове.

Фрагмент майнд-карты по анализу ЦА:

Сегментация ЦА в таблице:

Анализ конкурентов

С помощью анализа конкурентов мы увидим:

  • кто еще борется за внимание нашей ЦА, что предлагают;
  • в каких каналах продвигаются конкуренты («Яндекс», Google, соцсети, YouTube).

Затем мы сможем отстроиться от конкурентов (возможно, доработав свой продукт) и сформулировать предложение для каждого сегмента ЦА. 

Где и как искать информацию

Искать информацию о конкурентах нужно в том канале, где продвигается / планирует продвигаться предприниматель. Обычно это «Яндекс», Google, соцсети.

Для любителей работать ночью напомню, что выдача в «Яндексе» и Google может быть разной в зависимости от времени суток. Поэтому «на разведку» выходим в тот же интервал времени суток, что и наша ЦА. 

Какие запросы берем?

Запросы в 2–3 слова (слишком длинные, уточняющие не нужно), с указанием района/региона (если важно местонахождение компании):

Учитываем, что наша ЦА может быть разной «температуры» (готовности совершить покупку), то есть находиться на разных ступенях лестницы узнавания Ханта. Поэтому запросы берем соответствующие.

Лестница узнавания Ханта:

Обычно люди с низкой степенью осознанности (ступень 1 — нет проблемы / не знает о проблеме) реже выбираются в качестве ЦА, так как на их «прогрев» нужны дополнительные средства. Начинают чаще со 2–3 ступеней.

Например, человек хочет научиться быстро читать. В поиске он может набрать «как научиться читать быстро» и искать варианты решения своей проблемы. Если же он определился, что хочет пойти на курсы скорочтения, а не прочитать книгу из серии «Как увеличить скорость чтения в N раз», то в поисковой строке он наберет уже «курсы скорочтения». Если мы предлагаем курсы скорочтения офлайн, то для нас релевантным запросом будет также альтернативное решение проблемы: «онлайн-курсы скорочтения».

Так что конкурентов нам надо искать по всем перечисленным запросам:

Не забываем пройтись по конкурентам не только в выдаче «Яндекса», но и в «Яндекс.Картах», особенно если для ЦА важно местонахождение поставщика. Аналогичный алгоритм действий в Google.

Анализ сайтов/лендингов конкурентов можно кратко отобразить в таблице: по горизонтали — конкуренты, по вертикали — оцениваемые параметры лендингов (могут меняться в зависимости от ниши):

Параметр / название конкурента

Конкурент 1

Конкурент 2

Конкурент 3

Сайт/лендинг

Режим работы

Сколько лет на рынке

Лицензии

Услуги

Цены

Акции

Специалисты

Призывы к действию, формы связи

Отзывы

«Фишки» на сайте/лендинге

После анализа конкурентов мы понимаем, какие характеристики продукта являются нашими преимуществами, а какие нет:

Характеристика

Конкурент 1

Конкурент 2

Конкурент 3

Преимущество

Характеристика 1

+

Характеристика 2

+

Характеристика 3

Характеристика 4

+

Характеристика 5

Характеристики, являющиеся преимуществами, подаются в виде выгод и используются для составления предложения для нашей ЦА, попадают в заголовки лендингов.

Заключение

Алгоритм маркетингового анализа, описанный в статье, может использоваться при написании не только текста для лендинга, но и других продающих текстов (постов в соцсетях, рассылок и т.д.). «Облегченный» маркетинговый анализ будет полезен и специалистам по трафику (контекстной рекламе, таргетингу) для определения рекламной стратегии и написания эффективных текстов объявлений.

Высоких вам конверсий!

Добавил:

Upload

Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

Вуз:

Предмет:

Файл:

новое введение1.doc

Скачиваний:

41

Добавлен:

01.05.2015

Размер:

9.33 Mб

Скачать

    1. Анализ аналогов и прототипов.

Рассматривая
вопрос образного решения коллекции,
следует проанализировать аналоги То
есть изучить и провести аналитическое
исследование ряда моделей, разработанных
в данном направлений ведущими
дизайнерами-модельерами.

Анализ
аналогов предлагает аналитическое
исследование комплекса особенностей
направлений моделей для нахождения
собственной авторской коллекции.

На
примере следующих моделей от всемирно
известных дизайнеров:

Аntonio
Marras , Diane von Furstenberg, Paul Joe Spring Summe,

Christian
Siriano,
Just
Cavalli
был проведен следующий анализ.

Модель-аналог
N1

Аntonio
Marras

Коллекция
— 2011 весна-лето.

Анализ
модели-аналога №1

Композиционный
центр

Динамика

Симметрия

Имеет
колористическое значение, расположен
в области бедер.

Присутствует
за счет ритмического повторения
цветовых пятен по всему костюму.

Осевая
симметрия.

Контраст

Нюанс

Ритм

По
светлоте: светлый-темный. По фактуре:
плотный – прозрачный. По цветам:
красный, желтый, фиолетовый, белый.

Малозаметный
переход от одной составляющей костюма
к другой за счет схожей формы.

Динамический
ритмический ряд выражен в рисунке и
цвете ткани.

Цвет

Пропорции

Силуэт

Многоцветная
композиция. Яркая, насыщенная,
контрастная цветовая гамма.

1:4,
1:2.

Прямой
.

Художественно-информационная
выразительность

Рациональность

Образная
выразительность

Оригинальность

Стилевая
определенность

Легкость,
симметричность, функциональность все
качества, отвечающие повседневному
костюму.

Яркий
романтический образ.

Своеобразие
конструкции перехода платья в
комбинезон.

Ярко
выражена стилевая направленность

Модель-аналог
N2

Diane
von
Furstenberg

Коллекция
— 2009 весна-лето.

Анализ
модели-аналога №2

Композиционный
центр

Динамика

Симметрия

Самая
яркая часть костюма – повязка с
цветком на голове.

Выражена
чередованием складок.

Осевая
симметрия. Незначительное нарушение
за счет аксессуара (цветка).

Контраст

Нюанс

Ритм

По
фактуре тканей: матовый желтый,
глянцевый золотой.

В
цветовом сочетании, в размерах и форме
костюма.

Ритмический
и динамический ряд горизонтальных и
вертикальных линий костюма.

Цвет

Пропорции

Силуэт

Преобладают
оттенки желтого с яркими алыми пятнами
цветов.

1:4.

Трапециевидный.

Художественно-информационная
выразительность

Рациональность

Образная
выразительность

Оригинальность

Стилевая
определенность

Быстроходность,
легкость подходит для повседневной
жизни.

Веселый,
яркий, романтичный образ.

Своеобразие
сочетания фактур.

Ярко
выраженный стиль хиппи.

Модель-аналог
N3

Paul
Joe
Spring
Summe

Коллекция
— 2011 весна-лето.

Анализ
модели-аналога №3

Композиционный
центр

Динамика

Симметрия

Композиционным
центром является красный ремень на
талии.

Присутствует
за счет легких, развевающихся
вертикальных складок юбки.

Присутствует
по отношению к вертикальной оси.

Контраст

Нюанс

Ритм

Белая
строгая блуза и насыщенная крупным,
контрастным по цвету рисунком юбка

Пастельные
цвета, форма.

Вертикальный.

Цвет

Пропорции

Силуэт

Теплая
цветовая гамма, построенная на
хроматической пастельной гамме в
сочетании с белым.

1:3,
1:4

Свободный,
прямой.

Художественно-информационная
выразительность

Рациональность

Образная
выразительность

Оригинальность

Стилевая
определенность

Легкость,
симметрия подходит для повседневной
жизни.

Легкий,
романтический образ.

Сочетание
прямой блузки с развевающейся легкой
юбкой.

Ярко
выражена.

Модель-аналог
N4

Christian
Siriano

Коллекция
— 2011 весна-лето.

Анализ
модели-аналога №4

Композиционный
центр

Динамика

Симметрия

Расположен
в области груди. Сложная конструкция,
защипы и складки. композиционный
центр имеет конструктивное значение.

Присутствует
за счет мягких складок и диагональных
линий в костюме.

Присутствует
по отношению к вертикальной оси.

Контраст

Нюанс

Ритм

По
фактуре тканей..

Цветовой,
нежные пастельные цвета.

Ритмический
и динамический ряд диагональных линий
конструкции костюма и ритмические
ряды цветов на драпирующихся брюках.

Цвет

Пропорции

Силуэт

Теплая
палитра, пастельные цвета.

2:9

Свободный,
овальный.

Художественно-информационная
выразительность

Рациональность

Образная
выразительность

Оригинальность

Стилевая
определенность

Быстроходность,
легкость, динамичность критериям
одежды прет-а-порте отвечает.

Тонкий
романтический образ.

Легкие
складки, отсутствие геометрических
линий.

Ярко
выражено японское влияние.

Модель-аналог
N5

Just
Cavalli

Коллекция
— 2011 весна-лето.

Анализ
модели-аналога №5

Композиционный
центр

Динамика

Симметрия

Уловить
смысловой центр композиции, отделить
главное от второстепенного сложно
из-за использования ярких и насыщенных
цветов по всему костюму.

Достигается
за счет диагональных и горизонтальных
линий орнамента.

Относительно
центральной оси.

Контраст

Нюанс

Ритм

Цветовой
и тональный.

Выражен
в форме и фактуре тканей.

Ритмический
ряд радиальных линий орнамента.

Цвет

Пропорции

Силуэт

Деним
в сочетании белого, красного, желтого

1:3,
1:2,5.

Прямой.

Художественно-информационная
выразительность

Рациональность

Образная
выразительность

Оригинальность

Стилевая
определенность

Быстроходность,
легкость подходит для повседневной
жизни.

Сложный,
стильный образ.

За
счет сочетания множества орнаментов
и аксессуаров.

Ярко
выражена.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Технология изготовления изделия

1.1. Анализ идей

Рождественский носок – можно связать, сшить, сделать из бумаги.

Однако, все эти носки можно только повещать, а я хочу, чтобы он у меня стоял под ёлкой и в него можно было положить новогодние сюрпризы.

Поэтому я выбираю технологию изготовления пинетка, так как он имеет устойчивую подошву и мой рождественский сапог будет стоять. Я выбрала технику вязания – путанка. Путанка имеет несколько видов.

пп название образец ряд обозначение
1 «Путанка» в каждом ряду.

Вязка новогоднего носка

1

2

3

4

5

6

7

оооооооооооооо

охохохохохохох

хохохохохохохо

охохохохохохох

хохохохохохохо

охохохохохохох

хохохохохохохо

2 «Путанка»

через ряд

Вязка новогоднего носка

1

2

3

4

5

6

7

оооооооооооооо

хохохохохохохо

хохохохохохохо

охохохохохохох

охохохохохохох

хохохохохохохо

хохохохохохохо

3 «Путанка» два через два.

Вязка новогоднего носка

1

2

3

4

5

6

7

оооооооооооооо

ооххооххооххоо

ооххооххооххоо

ххооххооххоохх

ххооххооххоохх

ооххооххооххоо

ооххооххооххоо

4 «Путанка» один через два.

Вязка новогоднего носка

1

2

3

4

5

6

7

оооооооооооооо

хохохохохохохо

хохохохохохохо

охохохохохохох

охохохохохохох

хохохохохохохо

хохохохохохохо

Я выбираю путанку в каждом ряду.

пп название образец ряд обозначение
1 «Путанка» в каждом ряду.

Вязка новогоднего носка

1

2

3

4

5

6

7

оооооооооооооо

охохохохохохох

хохохохохохохо

охохохохохохох

хохохохохохохо

охохохохохохох

хохохохохохохо

1.2. Анализ прототипов

Упаковки для новогодних сюрпризов бывают разные по форме и по используемому материалу. Мне они понравились все, но у меня была цель – сделать сапожки для новогодних сюрпризов. Поэтому выбрала – рождественский носок.
Новогодние подарки

2.1. Эскиз изделия

Новогодние валенки

2.2. Предварительный экономический расчёт будущего изделия

Для изготовления изделия потребуется 3 мотка шерсти по 100 грамм стоимостью 120 рублей. Спицы, крючок, швейные нитки, ножницы, картон.

2.3. Технология изготовление изделия

Инструкционно – технологическая карта изготовления сапожек для снегурочки.

п/п операция описание схема Инструменты и материалы
1 Набор петель Набрать 30 петель на две спицы, зафиксировать концы ниток, двумя узлами, удалить вторую спицу. Спицы, пряжа
2 Вязание верхнее части Используя технологию вязания рисунка «путанка», связать 5 см. Спицы, пряжа
3 Вязание средней части Производим разбивку петель на боковые и среднюю части. Вяжем среднюю часть 6 см. Спицы, пряжа
4 Вязание высоты стопы Производим дополнительный набор боковых петель, вяжем высоту стопы 3 см. Спицы, пряжа
5 Формирование стопы Формируем стопу сапожка используя технологию вязания пятки носка. Ширина стопы (центральная часть) – 10 петель.

Центральная часть вяжется, пока боковых петель не останется по 6 петель, далее производится сбор центральной части.

Спицы, пряжа
6 Украшение набора Вяжем 30 см. шнурок, используя воздушные петли. Формируем помпон и пришиваем к шнурку. Пряжа, крючок, швейные нитки, иголка

2.3. Окончательный вариант изделия

Новогодние валенки

Новогодние валенки

Привет! На связи Наташа из «Эй, Стартапер!» и в этой статье я расскажу как мы проводим маркетинговый анализ и делаем прототипы.

Часть первая: Бриф

Любое маркетинговое исследование и создание прототипа начинается с брифа. Бриф — один из ключевых этапов, который очень важно выполнить качественно, ведь на нем будет основываться вся дальнейшая работа.

Есть несколько способов проведения брифа:

● Устно

● Письменно

● Комбинированный способ

Универсального способа нет. Всё же немного чаще он проводится устно. В таком случае, основным преимуществом будет то, что можно сразу задать все уточняющие вопросы, а если клиент заполняет письменно, такой возможности нет. Однако есть такие клиенты, которые не любят общаться. Для них можно предложить заполнить бриф письменно, возможно, когда у них будет время подумать, порефлексировать, они сами смогут выдать хороший результат без наводящих вопросов. Важно подстраиваться под индивидуальные психологические особенности клиента, чтобы сбор информации прошел быстро и эффективно. Некоторые маркетологи практикуют комбинированный способ: сначала отравляют письменный бриф, а затем устно уточняющие вопросы. В своей статье сфокусируемся именно на устном брифе, так как он, очевидно, немного сложнее в проведении и требует некоторых навыков.

Если бриф проводится онлайн, сразу возникает вопрос: включать ли видео?

Однозначно да, хотя бы на 5 минут, чтоб познакомиться, понять тип клиента, иногда даже возраст. Да и для самого клиента тоже важно видеть вас — это повышает доверие и желание разговаривать. Даже если вам некомфортно, потерпите 5 минут, а дальше скажите: «Вот мы поздоровались, а дальше, чтоб запись не тормозила, я видео отключу».

Сколько вопросов оптимально?

40+. Если у вас меньше, значит, что-то не доработали. Есть стандартные брифы на 10-20 вопросов на основе поверхностной информации. Но, на самом деле, чтобы разработать сайт, который бы действительно работал, а не просто «чтобы был», этих вопросов требуется больше.

Группы вопросов, которые обязательно должны быть в брифе:

  • ЦА – проблемы, боли, возражения. Портрет целевой аудитории.
  • Продукт, ваша ценность – что за продукт, чем вы уникальны, есть ли конкуренты, чем вы лучше или хуже.
  • Технология оказания услуги – Как? Какие этапы? что происходит на каждом этапе? Кто участвует? Кто общается с клиентом? Сервис для клиента.
  • Какие есть дополнительные опции? (доставка, оплата и т.д.)
  • Экспертиза (преимущество команды) – кто работает, стаж, как работает, образование и т.д., кейсы и значимые проекты, мероприятия, которые проводит компания.

Возникает вопрос: если так много вопросов, все ли они обязательны?

Иногда даже сами клиенты на брифе спрашивают: зачем столько разной информации?

Отвечаем: чтобы выделить уникальность клиента, чтобы понять его продукт, нужно его рассмотреть с разных сторон. Все эти вопросы важны для маркетолога, чтобы увидеть полную картину. Как правило, после подобных фраз клиент расслабляется и начинает подробно отвечать на вопросы.

Что делать, если клиент отвечает кратко?

Так бывает, особенно в начале разговора. Когда клиент еще не понял вас, а вы не поняли клиента. Просто запоминаете вопросы, на которые нет ответа. А позже задаете их ещё раз, и ещё раз, столько раз, сколько нужно.

Есть еще Техника «5 почему», чтобы докопаться до истинной сути. Ее можно применять, если клиент сомневается, не знает точных ответов на вопросы.

Мы буквально задаем 5 раз вопрос «почему?» и последний ответ и есть истинная причина покупки, принятия решения и т.п.. Это позволяет клиентам понять бизнес, свой продукт, взглянуть на него по-другому. В конечном итоге, они будут вам за это благодарны.

Как составлять вопросы? Где их брать?

Первая часть вопросов — те разделы, что перечислены выше. Вторая часть — это уже конкретно по продукту/услуге.

Перед брифом мы обязательно изучаем конкурентов, смотрим основные сайты. Идеальный вариант: клиент сам предоставляет список основных конкурентов. Если нет, то надо самостоятельно посмотреть в поиске по основным запросам. Таким образом, вы сможете найти те детали, про которые нужно будет спросить при обсуждении продукта или услуги.

Ещё важный нюанс. Не думайте, что это последний разговор с клиентом. Во время маркетингового анализа и более глубокого погружения в тему, вопросов будет все больше и больше. Поэтому не бойтесь, что забудете что-то спросить, у вас ещё будет такая возможность (естественно, лучше об этих условиях договориться с клиентом заранее)

Непосредственно во время разговора лучше самостоятельно делать какие-то пометки, но полноценные выводы можно будет сделать только переслушав разговор ещё раз, поэтому, настоятельно рекомендуем вести запись всего брифа. Выбирайте такие способы связи, где есть возможность сохранить разговор (Skype или Zoom), а потом займитесь транскрибированием. Транскрипт брифа могут попросить оставить даже сами клиенты, потому что он может оказаться очень хорошим подспорьем на будущее, когда они будут делать дальнейший анализ или работать с другими подрядчиками.

Верить ли словам клиента на 100%?

В целом, верить, но всё же в процессе маркетингового анализа информацию следует проверять, особенно это касается описания ЦА. Лучше лишний раз перестраховаться — например, можете попробовать задавать дополнительные вопросы, если видите, что что-то не так, но помните, что делать это стоит вежливо, так как люди могут врать из разных психологических соображений, а портить отношения с клиентом в самом начале работы это так себе затея.

Кстати, если вы сами предприниматель и хотите проанализировать свой продукт, то для вас это тоже актуально проведение брифа для более глубокого понимания ситуации, однако, я настоятельно всегда рекомендую обратиться за помощью к маркетологу. Вы можете взять стороннего специалиста с опытом или маркетолога из своего штата, главное, чтобы он смог составить правильно вопросы, чтобы вытащить вашу уникальность. Это будет такой бриф, после которого вы сами скажете: «Вау, я вот это не знал» и взглянете по-другому на свой продукт. Провести бриф для самого себя будет очень сложно, потому что объективно на себя и свой продукт посмотреть со стороны скорее всего не получится.

Часть вторая: Целевая аудитория

Анализ ЦА — это самый важный этап, от которого зависит все дальнейшее продвижение и ваша работа. Если целевая аудитория пришла на сайт и не узнала себя, не поняла, что это про нее и для нее, то у вас просто не будет заявок.

Несмотря на то, что все это прекрасно понимают, очень частой ошибкой на сайтах является именно определение ЦА.

Очень важно понимать, что целевая аудитория уже с первого экрана решает, подходит ей лендинг или нет.

Мы начинаем анализировать ЦА: первым этапом мы проводим бриф с клиентом, где обязательно включаем вопросы о ЦА. Об этом подробнее было на этапе брифа.

Напомню, вот примерные вопросы, которые можно задать по целевой аудитории:

  • Можно ли разделить всю вашу аудиторию на группы с какими-то общими признаками?
  • Какого возраста, должности и уровня дохода ваша ЦА?
  • Какие самые частые клиентские сомнения, страхи, стереотипы и возражения?
  • Что для нее важно при выборе организации, на что она смотрит?
  • Кто Ваш приоритетный (любимый) клиент?

Последний вопрос обязателен, не забывайте его задавать, потому что очень важно понимать, с кем вашему клиенту или вам, если вы сам предприниматель, приятнее всего работать. Не «кого больше”, а «с кем приятнее всего работать”. Именно на эту аудиторию, по возможности, и нужно ориентироваться. Пусть ваш клиент опишет этого приоритетного потребителя любыми словами: например, “я люблю, когда у меня клиент женщина, которые не достают вопросами, пришли, купили, ушли». Или наоборот “я люблю клиентов мужчин, с которым более долгий цикл сделки, но они приходят и покупают сразу 10 товаров, 20.. и тд».

Еще один очень важный момент: обязательно будьте готовы объяснить, что значит каждый ваш вопрос. Что такое страхи, что такое сомнения и стереотипы и т.д. И будьте готовы объяснить, зачем вам это нужно, и зачем вы задаете эти вопросы.

Не верим клиенту на 100%, проверять его слова просто необходимо. У клиента взгляд на свою целевую аудиторию может быть достаточно однобоким и не всегда объективным. Особенно, если вы общаетесь с собственником компании, у которого есть заместитель, есть разные отделы: например, отдел продаж, который общается с клиентами. Очень важно проверять: если отдел продаж есть, то привлекаем к ответам на эти вопросы руководителя отдела или хотя бы какого-то менеджера оттуда, чтобы получить более объективную картину.

Когда мы с вами провели бриф, мы выделяем несколько портретов. Уже во время брифа примерно понятно в какую сторону будут эти портреты:

  • По теплоте
  • По материальному положению
  • Опт и розница и т.д.

Выделяем эти портреты и заносим их в майнд-карту.

После того, как мы просто занесли их в карту, мы переходим ко второму этапу анализа — начинаем проверять гипотезы, которые мы получили на брифе.

Если есть старый сайт с работающей метрикой, заходим туда. Смотрим вебвизор, карты кликов и прочее. Все, что мы можем вытащить из метрики — это и есть объективные данные. Достаем оттуда всю информацию, которую только можно, фиксируем.

Оформлять вот это можете как угодно, как правило, делается это в гугл презентациях: на слайд помещается скриншот и рядом описание, что мне он дал, краткий вывод.

Третий этап. Более подробно прорабатываем майнд-карту.

Создаем себе шаблон майнд-карты, где будет несколько веток:

  • потребности, боли
  • страхи, сомнения, возражения
  • критерии выбора продукта

А дальше будем ее заполнять. На самом деле, майнд-карту вы можете составлять так, как вам удобно, и вносить туда столько информации, сколько вам будет нужно для дальнейшей работы. Если вы прорабатываете сайт, то, как правило, вот этих трех веток будет достаточно.

Почему нет всеми любимых подробных портретов с возрастом, профессией и т.д.? Одни и те же люди могут принимать совершенно разные решения, могут руководствоваться разными мотивами и именно поэтому эти портреты могут только помешать. Например, представим себе, что какой-нибудь Иван покупает себе диван. У Ивана трехкомнатная квартира, семья, жена, двое детей. И он покупают себе диван в зал. У них все прекрасно, они хотят зал украсить. На что они смотрят? Чтобы он был красивый, подходил под интерьер, тд. Не столько важно, раскладывается ли он, можно ли на нем спать, потому что они спать собираются на нем только изредка, когда приезжают гости. Главное красота, функциональность, и чтобы было покрытие такое, которое бы дети не испортили слишком быстро.

Прошло какое-то время тот же Иван развелся и теперь он оставил квартиру с диваном жене с детьми, а сам живет на какой-нибудь съемной квартире. Снова он выбирает себе диван, но в этом случае он выбирает себе диван для сна, потому что в квартире мало места. Тут ему важно, чтоб был надежный механизм, чтоб он раскладывался 10 тысяч раз, чтоб была гарантия, чтоб по цене был дешевле, потому что с финансами сейчас у него так себе. Понимаете, насколько один человек одной и той же профессии, одного и того же возраста в разных ситуациях может выбирать товары и услуги по-разному? Лично мне эти портреты кажутся неэффективными и не дают нужной информации. Но если кому-то так легче, то, конечно, я не могу вас так заставить делать по-другому.

Далее мы проводим опрос лояльных клиентов и тех, которые не купили. Этот опрос может быть по телефону (берете у клиента контакты и прозваниваете), это может быть заполнение какой-то гугл-формы или просто письменная переписка в мессенджерах. Без разницы. Самое главное, чтобы клиент вам дал контакты и согласился провести опрос.

Пример того, что можно спросить:

  • Кто вы по профессии/роду деятельности?
  • Как узнали о нашем курсе?
  • Почему решили пойти? Каких результатов хотели добиться?
  • Рассматривали ли вы другие подобные курсы или техники? Если да, то какие?
  • Почему вы выбрали нас? Что повлияло на выбор?

Конечно, если компания новая и клиентов пока нет, то такой опрос провести не получится. Придется тестировать гипотезы, которые вы выдвинете сами.

Далее мы идем и изучаем отзывы, особенно негативные:

  • Просим у клиента
  • Изучаем форумы
  • Изучаем комментарии в соцсетях
  • Всё это скриним, вносим в соответствующие ветки на карте

После всех этих этапов у нас уже есть представление о портретах ЦА, и на основании этой информации мы делаем сайт и тестируем.

Что делать, если вашей ЦА нет в интернете? Как правило это про b2b- ниши, клиенты которых не сидят в интернете: руководители, собственники бизнеса, особенно крупного, которые не общаются на форумах. Тогда:

  • Опираемся на слова заказчика
  • Выдвигаем гипотезы на основе прошлого опыта и знаний, тестируем
  • Просим клиента всё же найти кого-то из ЦА для общения или выделить бюджет, чтобы нашли мы

Конечно всегда обращайте внимание на то, что в каждой нише и тематике будут свои особенности исследования ЦА. Где-то акцент будете делать на соцсети, где-то совсем нет форумов, где-то бывает сложно выделить портреты и понять, по какому принципу их вообще выделять. Всё это нужно прорабатывать на основе каждой из тематик, потому что общий алгоритм есть, но что будет в каждом случае не всегда понятно, пока не начнешь разбираться в этой теме.

Важный момент: не нужно напихивать на лендинг 5 целевых аудиторий, если выделили столько. Допустим, выделили 5 портретов, и хочется их все закрыть на 1 лендинге. Так не бывает. Мы выбираем одну приоритетную целевую аудиторию, максимум две, если они между собой пересекаются в каких-то основных вещах, обладая минимальными различиями, поэтому не забываем уточнить у клиента, какая аудитория приносит наибольшее количество денег и с какой ЦА приятнее всего работать.

Часть третья: Семантика

В этой части мы будем учиться анализировать поисковые запросы. Информации не так много, потому что все достаточно просто, но она вся важна.

Поисковые запросы мы анализируем не с точки зрения SEO-специалиста, то есть, мы не собираем полноценное семантическое ядро, с которым потом нужно работать. Конечно, у нас нет таких инструментов, а для создания лендинга это и вовсе не всегда это нужно. Наша цель — понять, что пользователь хочет увидеть на сайте, как он ищет наш продукт, поэтому мы собираем по максимуму все поисковые запросы, которые только можем себе представить. Выписываем их в столбик, допустим, в таблице. И после этого по очереди начинаем их проверять и смотреть.

Мы анализируем их с помощью основных инструментов двух: Яндекс вордстат и Google Adwords. Вторым лично я пользуюсь реже, кроме каких-то исключительных случаев. Например, у меня был клиент из Украины: важно было анализировать запрос именно по Гуглу, потому что в Украине Яндекс заблокирован. В основном же хватает Яндекс Вордстата. Если вы им еще не пользовались, то есть удобный плагин «Yandex Wordstat Helper». Поставьте его себе, тогда вам удобно будет собирать поисковые слова и копировать их к себе в табличку.

Открываем Яндекс вордстат и берем запрос. Обычно, в качестве первого запроса я беру самый широкий: если у нас кухни на заказ, то это и будет «кухни на заказ». Вы можете так не делать, вы можете брать сразу самый узкий запрос. Потому что когда берете запрос широкий, там, конечно, многое попадается ненужного, но тем не менее, если ниша сложная, нестандартная, то именно широкий запрос помогает вам понять, куда еще смотреть, что еще искать. Важно не забывать выбрать регион: допустим, клиент работает не по всей России, а только в Москве и области.

Начинаете смотреть, какие у нас здесь запросы и копировать их в свою таблицу.

На что смотрим: «кухни на заказ москва» — это важно? Да, важно. Если ищут по городу, значит, нам на сайте на первой странице и в контактах нужно указать город. Вроде бы элементарно, но этого часто не делают.

«Кухни на заказ недорого» — важно? Да, важно. Мы понимаем, что для клиентов нужна цена. Значит, возможно, какие-то подарки, скидки. То есть, обоснование цены обязательно должно быть.

«Кухни по индивидуальному заказу» — это важно? Да, важно. Тоже добавляем себе этот запрос, потому что мы понимаем, что клиенты ищут себе не просто какие-то готовые варианты, а кухни по индивидуальным замерам. То есть, нам нужен замерщик, нам желательно обозначить это на первой странице, потому что частота этого запроса достаточно высокая.

Ещё пример: «о производителе» — тоже важно. То есть, если мы производитель, то мы показываем это. Если нет — то говорим, что работаем напрямую с производителем, потому что производитель — это надежность, всегда низкая цена и тд.

А если, например, видимо «кухни за заказ Лорето» — это уже какой-то бренд. Возможно, это наш конкурент, а значит, записываем.

Вот так мы выписываются все запросы, которые нам кажутся важными, чтобы потом можно было собрать их в таблицу для дальнейшей работы.

Например, вот табличка по бухгалтерии:

Я её оформляю так, но все её могут оформлять по-разному.

Внизу запросы, которые я проверяла.

В первой колонке я копирую все интересные, на мой взгляд, вопросы, а уже правее я распределяю их по группам. Видим, что ищут по услугам, по ценам.

Вы обязательно должны провести вот эту работу, если не со всеми запросами, то хотя бы с самыми основными, чтобы понять, что должно быть на сайте. Анализ этой семантики помогаем сформировать вам структуру сайта, чтобы потом вам было легче с этим работать. Вы должны понимать, на что есть спрос, какой, что хотят видеть, и так далее.

После того, как мы себе скопировали, проанализировали, разделили на группы, мы еще можем посмотреть историю запросов, спрос. Есть ли у нас какая-то сезонность? Например, такая сфера как окна. Почему это важно? Если мы работаем с клиентом под ключ, то есть, не только делаем сайт, но и даем какие-то рекомендации по маркетингу, тогда на время, когда у него не сезон, можно придумать какие-то интересный фишки, акции, чтобы это время у него не простаивало. Естественно, вам и самим важно понимание сезонности: может быть такое, что вы сделали лендинг, а он почему-то не приносит заявки, клиент жалуется, а потом оказывается, что в этом время в принципе спроса нет, а через два месяца сайт начинает приносить заявки — начался сезон.

Кроме запросов вы можете посмотреть поисковые подсказки, в них тоже иногда есть что-то интересное.

Например, вот эти подсказки.

Или же как здесь: когда мы ввели запрос, мы можем пролистать до конца, до раздела «люди ищут».

Подытожу про все сказанное:

Поисковые запросы смотрим с точки зрения клиента, чтобы понимать, что нам отразить на сайте, то пользователь хочет видеть. Если у наших конкурентов это будет отражено лучше, то они их зацепят, а мы нет, что нам конечно же не нужно.

Естественно, лендинги у нас не под SEO-продвижение, но мы можем помочь SEO-специалистам: вы можете свою табличку со своим семантическим ядром отдать специалисту, конечно, это не полноценное семантическое ядро, то тем не менее, большая помощь.

Часть четвертая: Создание прототипа

В этой части я расскажу, как создавать на основе маркетингового анализа прототип.

Лично я использую программу Axure, но есть также довольно много других сервисов для создания прототипов, например, Мокапс, сейчас очень становится популярной Фигма, особенно среди дизайнеров, а некоторые используют тильду, одним словом — вариантов множество.

Итак, вот мы провели маркетинговый анализ, у нас есть результаты. Разберем в качестве примера прототип на основе удаления родинок.

Самое основное — это первый экран. Все знают, что самый высокий процент конверсии с первого экрана, поэтому ему уделяйте особое внимание.

Начинаем заполнение сверху. Есть стандартные элементы, которые мы размещаем вверху, например, логотип.

Чуть ниже мы размещаем дескриптор, он нужен чтобы человек, когда попадает на сайт, сразу понимал, где он оказался. В дескрипторе мы пишем как в этом примере: «клиника такая-то”. Если есть преимущество, которые мы можем вписать, то в таком случае вписываем сюда преимущество. Например, если это строительство домов, то можно написать “строительство домов с 2019 года», указав на опыт. Для клиники также мы можем здесь разместить лицензии, если они есть, например, как на скриншоте ниже, такими небольшими штучками.

Далее обязательно размещаем вверху наши контакты.

Контакты — это любой телефон, желательно, кнопочка мессенджеров, потому что сейчас очень популярно общение именно там и многим клиентам проще написать в мессенджер, чем позвонить или заказать звонок. Возможность заказать обратный звонок мы тоже оставляем. Как назвать кнопку — это дело уже ваше. Можете ее назвать как угодно: обратный звонок, заказать звонок, тд., это не принципиально. Целевая аудитория привыкла видеть здесь эту кнопку и телефон, поэтому она уже примерно знает, что будет происходить по нажатию.

Также в блок контактов можно вынести адрес: конечно, зависит от товара или услуги, но в нашем случае с клиникой это обязательно — с первого экрана клиент должен сразу понять, куда именно ехать.

Можно даже сделать две строчки — «адрес” и “построить маршрут», как на скриншоте выше, чтобы по клику у нас открывался навигатор и клиенту сразу бы строился маршрут, что очень удобно, особенно, если человек смотрит с телефона.

Далее я рекомендую выносить вверх скролл до самых конверсионных блоков.

Например, пусть будут такие: о нас, цены, отзывы.

Какие блоки у вас самые конверсионные, то есть, после каких клиент у вас готов уже заказать, вы поймете сами уже после того как полностью создали прототип, пока что просто оставьте для них место. Эти ссылки особенно полезны для горячих клиентов, которые уже готовы купить и им интересно посмотреть только цены: они нажали, увидели, что всё прекрасно, и тут же заказали (поэтому около этих блоков обязательно должна быть форма, кнопка и тд.)

Теперь переходим к заголовку. Заголовок или оффер нам нужен обязательно. В примере стандартный оффер: время-деньги.

Мы создаем оффер исходя из анализа клиентов.

Какой он может быть? Любой. Допустим, у кого-то преимущество скорость и технологии. Тогда мы пишем «удаление родинок на самом классном немецком оборудовании”. У кого-то крутой доктор, тогда пишем “удаление родинок специалистом с 20-летним стажем, который провёл 300 успешных операций и тд». Это все очень индивидуально, но оффер должен обязательно быть. Он должен цеплять. Кроме оффера, здесь также должны быть какие-то дополнительные преимущества. Не нужно бояться, что будет много текста. Первый экран должен считываться, клиент должен сразу понимать, почему именно ему сюда надо.

Например:

Примеров здесь может быть три или немного больше, главное — раскрыть суть.

Дальше на первом экране мы подписываем картинку, что у нас должно быть.

В этом случае важно показать результат. То есть, клиент приходит за удалением родинок, значит, вот здесь у нас должен быть «врач и пациент счастливый с чистой кожей»

Например, если мы идем в стоматологическую клинику, то на первом экране у нас должен быть пациент с красивыми белыми зубами и так далее.

Ни в коем случае на первом экране не нужно размещать родинки и думать, что чем противнее, тем лучше. Нет, наоборот, лучше показать крутой результат с посылом: «вы уйдете отсюда вот таким».

И, соответственно, какое-то целевое действие. У нас, скорее всего, это будет «записаться на консультацию».

Также я бы рекомендовала дать возможность записаться по Вотсаппу или другому мессенджеру: Вайбер или Телеграмм. И нам нужно пояснить что будет на консультации, допустим: проведем диагностику, удалим родинку, возьмем тест на онкологию.

Вот у нас первый экран составлен.

Обратите внимание на шрифты, здесь всё не просто так:

Заголовок у нас самым большим и самым жирным шрифтом. В разделе «Боли» шрифт поменьше и побледнее. И целевой шрифт поменьше, но он пожирнее.

Сразу видно, что иерархия у нас четко выстроена, чтобы не было каши и мешанины, а мы могли управлять взглядом клиента.

Что дальше? Дальше мы составляем структуру.

Есть несколько способов:

  • Составляем структуру через «рассказ другу». Вы садитесь и представляете себе, что вы об этой услуге рассказываете своему другу, и просто записываете в гугл-документе, исходя из этого рассказа, вы уже выстраиваете структуру. Такой тип я лично рекомендовала бы для ниш, в которых есть возможность сторителлинга, то есть, это инфобизнес.
  • В нишах, где продукты или услуги и боли твердые, я бы рекомендовала другой подход, актуальный почти для всех ниш.

На первом экране мы рассказываем кратко обо всех преимуществах. На втором-третьем мы раскрываем эти преимущества.

На втором экране мы обязательно говорим ЧТО продаем. То есть, если здесь у нас удаление родинок, то на втором экране у нас будет список услуг: удаление родинок, удаление полипов и тд.

И третий экран — почему это выгодно это купить у нас. Вот там как раз мы раскрываем все эти преимущества. Это самые-самые важные вещи.

И уже после этих экранов мы дополнительно добавляем другие.

Сколько добавлять экранов? Здесь зависит от теплоты вашего целевой аудитории и от того канала, с которого у вас пойдет трафик. Что я имею в виду?

Если целевая аудитория у вас горячая, ей нужно немного блоков, для того, чтобы заказать. Возможно, там и пары экранов будет достаточно. Поэтому не нужно сливать бюджет и делать 20 блоков. Она уже прогрета, она уже готова купить, ей достаточно чуть-чуть.

Если эта целевая аудитория холодная, ее нужно обучить, рассказать. В этом случае ни в чем себе не отказывайте: делайте столько, сколько вам покажется достаточно.

Что касается каналов трафика. Если вы знаете, например, что у вас трафик пойдет из соцсетей, то в первую очередь вы делаете прототип на мобильной версии. Если вы знаете, что на этот сайт у вас в основном будут заходить из поиска, то делайте сначала прототип десктопной версии. Но, учитывая, что сейчас мобильного трафика все равно много и его количество увеличивается, поэтому прототип мобильной версии сделать все равно желательно.

То есть до того, как делать прототип, вам нужно продумать какая целевая аудитория, откуда будет идти трафик и уже в соответствии с этим выбирать структуру, тип сайта и тд. По структурам есть целые курсы небезызвестные, которые предлагают прямо шаблоны структур: что за чем, какие блоки и т.д.

На начальном этапе, если вы ни разу не делали прототипы сайтов и совсем у вас растерянность, вы можете прямо в сети найти готовые структуры шаблоны и сделать по ним. Но нужно всегда учитывать, что каждая ниша индивидуальна. И вот в эти шаблоны все ниши писать невозможно, иначе получится не то и не так: не будет работать, клиент не будет доволен. Посмотреть вы можете, но тупо брать и копировать шаблон и действовать по нему — нет, так делать не надо.

Подписывайтесь, ставьте плюсы, задавайте вопросы в комментариях, скидывайте донаты.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать анализ открытого урока образец
  • Как написать алексею пивоварову
  • Как написать анализ научной статьи
  • Как написать алексеевич латинскими буквами
  • Как написать анализ на вич