Как написать аннотацию к методическому пособию

оформление аннотации_Монтажная область 1.png

Часто начинающие авторы и студенты испытывают определенные затруднения при составлении аннотации к своим работам и публикациям. Почему так происходит? В большинстве случаев причины всего две: недостаточное понимание назначения аннотации и незнание правил ее написания. А ведь грамотно составленная аннотация играет в публикации важную роль. Она знакомит читателя с содержанием основного текста, помогает определить, отвечает ли информационное содержимое текста поисковому запросу.

Что обозначает термин – «аннотация»

Аннотация

Сжатое, обобщенное описание основного текста. Главная особенность аннотации заключается в том, что в ней обозначаются затронутые в публикации проблемы, вопросы, темы. При этом само содержание не раскрывается. Правильно составленная аннотация будет отвечать на вопрос: «О чем говорится в тексте?»

Посмотрите наше видео, чтобы оформить аннотацию быстро и без ошибок.

Какие бывают аннотации

Существует несколько видов аннотаций, различных по структуре, содержанию, объему. Выбор каждого из перечисленных выше параметров, определяется спецификой и целями публикации. При этом обязательно сохраняется главное требование – лаконичность.

Виды аннотаций по содержанию

  • Справочная или описательная (второе название) аннотация – выдерживается в нейтральных тонах. Структура текста состоит из описания главной темы основного текста, а также жанра и особенностей изложения. Иногда в справочной аннотации отражается минимальная информация о самом авторе.
    1111.jpg

  • Рекомендательная аннотация – акцентируется на наиболее интересных деталях и нюансах публикации, которые смогут побудить к прочтению текста. Зацепить при помощи эмоций или вызвать профессиональное любопытство.
    2222.jpg

  • Общая аннотация – в основе ее структуры лежит обобщенное описание сразу нескольких источников. Акцент на главной идее и пути реализации ее в публикации. Общие аннотации составляются к предназначенным для широкой аудитории текстам.

Виды аннотаций по объему

  • Краткая аннотация – составляется в виде предельно сжатого, лаконичного резюме или описания пары аспектов публикации. Может указывать на уровень понимания автором затронутой им темы, а также на глубину ее проработки.

333333.jpg

  • Развернутая аннотация – составляется из описания общей тематики публикации и отдельных разделов, рубрик, глав или частей. Чаще всего развернутые аннотации пишутся к учебной литературе, научным работам, а также монографиям.

44444.jpg

Структура аннотации

Если внимательно присмотреться, можно заметить, что структура любой аннотации состоит из 2-х частей. Первая содержит библиографическое описание. Вторая – сжатое описание главной темы или идеи произведения. В конце нее может находиться указание на адресата (на какую аудиторию рассчитана публикация).

Структура аннотации:

  1. Заголовок и данные автора.
  2. Указание звания автора или принадлежности его к какой-либо школе.
  3. Форма произведения (что это – рассказ, повесть, научная работа или курсовая).
  4. Основная тема произведения.
  5. Короткое описание важных характеристик (сюда относится указание места событий, время, сами события и пр.).
  6. Нюансы текста, задающие его уникальность (это могут быть нестандартные способы решения поднятых в публикации проблем или вопросов, рекомендации, новейшие методики и пр.).
  7. Адресат (обозначение аудитории, которой данный текст может быть полезен).

Правильно составленная аннотация всегда будет содержать собственную логику и целостную, законченную структуру.

Как оформляется аннотация

Рассмотрим подробно правила оформления аннотации.

  • В аннотацию не вставляются таблицы, цитаты, списки и прочие, подобные структурные элементы текста. В предложениях используются глагольные и причастные конструкции.
  • Рекомендуемый объем обычной, не развернутой аннотации – около 500-600 знаков. Обычно это 5-6 предложений. Указанные параметры носят рекомендательный характер, могут быть увеличены или уменьшены.

555555.jpg

  • Для печати: выравнивание текста по ширине, автоматический перенос не используется, шрифт идентичен публикации, абзацных отступов нет.

О ключевых словах

Почему так важно использовать в тексте аннотации ключевые слова? Они являются ответом на поисковой запрос. С их помощью определяется тематика произведения и создается его высокоуровневое описание. Ключом может выступать одно слово или словосочетание. Для аннотации, достаточно подобрать 6-8 ключевых слов.

66666.png

Использование языковых клише

При составлении аннотации допустимо использование языковых клише, которые прекрасно отражают смысловые блоки текста: описание содержания, цель публикации, призывы к прочтению.

777777.jpg

Языковые клише в аннотации способствуют структуризации текста. Делают его более простым и доступным для восприятия читателя.

88888.jpg

Как правильно составить аннотацию

Прежде чем приступить к составлению аннотации, важно внимательно прочесть все произведение. Выделить основную нить повествования, уловить главную мысль.

Сжать ее до размеров 2-3 предложений.

  • Определить значимость произведения, дать ему оценку. Коснуться поднятых в произведении проблем и вопросов. Ввести в тело аннотации 2-3 оценочных словосочетания (примеры – «важная тема», «убедительно доказывает» и пр.).

99999.jpg

  • Не дублировать информацию из заголовка произведения. Исключить субъективизм, эмоционально-окрашенные, оценочные суждения. Просто и понятно описать категорию людей, которым данное произведение может быть интересно.

  • По возможности, использовать известные широкой аудитории термины. Избегать понятий, значение которых может быть знакомо ограниченному кругу специалистов.

1010.jpg

  • Аннотация составляется от третьего лица. Даже в тех случаях, когда ее написанием занимается сам автор произведения.

Частые ошибки при составлении аннотации

Начинающие авторы, как правило, допускают схожие ошибки при составлении аннотации. Среди наиболее часто встречающихся, можно выделить нецелесообразное превышение объема. Как было сказано выше, в некоторых случаях развернутая аннотация имеет смысл. Однако, важно понимать, что если она не будет заполнена полезной и нужной информацией, читатель потеряет всякий интерес не только к аннотации, но и к произведению.

Также грубейшей ошибкой считается искажение смысла публикации в аннотации. Ложная информация введет читателей в заблуждение относительно содержания публикации и оттолкнет от чтения.

Если у вас есть проблемы с оформлением работы, вы можете заказать оформление аннотации у экспертов Студворк!

Аннотация
на методические пособия

Художественно-эстетическое
воспитание и развитие дошкольников: Учебное пособие. Волынкин В.И.

Учебное пособие содержит материал к
курсу «Дошкольная педагогика», охватывает широкий круг проблем художественно-эстетического
воспитания и развития дошкольников.

Данное пособие предлагает
педагогу  одно из решений проблемы художественно-эстетического развития детей
дошкольного возраста. Эффективность интегрированных занятий предлагаемого
пособия определяется комплексным использованием средств театра, музыки,
художественной литературы, рисования. Такие формы обучения и воспитания
способствуют развитию эстетического вкуса, формированию
художественно-творческих и музыкальных способностей детей. Данное пособие
предназначено  воспитателям, методистам, руководителям детских дошкольных
учреждений при организации работы по направлению художественно-эстетического
развития дошкольников..

Теория
и методика творческого конструирования в детском саду. Учебное пособие.
Парамонова Л.А.

В учебном пособии охарактеризованы
психолого-педагогические основы формирования творческого конструирования у
детей от 2- 7 лет. Также представлены новые технологии конструирования из
разных материалов.

В пособии показаны разные формы
организации данной работы (конструирование по образцу, по модели, по условиям,
по теме по замыслу, по простейшим чертежам и т.д.), освещен зарубежный опыт в
данном направлении. В главе «Теоретические основы формирования детского
творческого конструирования»  широко  представлена специфика детского
творчества и его формирования. Выявлена динамика взаимосвязи игры и
конструирования на протяжении всего дошкольного периода. Широко представлена
методика обучения детей 2-7 лет конструированию. После каждого раздела
сформулированы вопросы по темам, а также представлены рисунки образцов.

Лепка
из пластилина «Цветы на лугу»:

 учебно-методическое
пособие / И.Лыкова

Пособие содержит комплекты
технологических карт с «пошаговым» показом техники создания конкретного
художественного образа и вариантов его творческого воплощения.

Каждый комплект включает
8 двусторонних картонных карточек свысококачественными изображениями.

На одной стороне карточки
наглядно показана изобразительная техника — способ создания образа по
методу»шаг за шагом»,на другой стороне представлены варианты образов
или сюжетные композиции. Комплекты технологических карт могут использоваться
для индивидуальной работы на занятиях по разным видам изобразительной деятельности
в детском саду, различных студий детского творчества и в семье.

Изобразительная деятельность в детском
саду. 1 младшая группа. Учебно-методическое пособие. И.Лыкова.

Учебно-методическое пособие
представляет систему практической работы для реализации задач и содержания
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (изобразительная
деятельность) в 
первой младшей группе детского
сада.

Входит в универсальный
учебно-методический комплект И.А. Лыковой «Цветные ладошки», согласованный с
принципами ФГОС ДО и направленный на выявление, поддержку и развитие творческой
индивидуальности каждого ребенка средствами разных видов изобразительной
деятельности.

Все занятия взаимосвязаны, содержательны
и направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития
детей, сформулированных в предисловии. В «Приложении» даны материалы для
проведения эстетизированных развлечений с детьми на занятиях и в повседневной
жизни.

Книга адресована
воспитателям групп раннего возраста дошкольных образовательных организаций,
преподавателям изостудий, специалистам системы дополнительного художественного
образования, студентам педагогических колледжей и вузов, гувернерам и
родителям. Может быть полезна для работы в малокомплектном, частном и семейном
детском саду.

Рисование,
аппликация, конструирование в детском саду. Е.А.Короткова

В данной книге предложены задания по
аппликации, рисованию и конструированию с детьми старшего дошкольного возраста.
На занятиях дошкольники знакомятся с разными жанрами живописи. Конструирование
представлено техникой оригами и ручным трудом. В пособии представлен план
занятий на год по возрастным категориям (старшая и подготовительная группы), а
также конспекты НОД. Каждый конспект сопровождается иллюстрацией и схемами
конструирования и оригами, образцами работ.

Все конспекты НОД тематические в
соответствии с сезонами, праздниками. Занятия представлены циклами. В
конспектах НОД широко показана практическая работа детей.

Книга поможет в работе воспитателям
старших, подготовительных групп, а также родителям.


У вас есть достаточный преподавательский опыт и знания, которыми вы хотели бы поделиться с другими? Учебная литература по вашей учебной дисциплине не удовлетворяет потребности студентов и преподавателей или вообще отсутствует? Все это может стать поводом для создания собственного учебного пособия. А сделать это сегодня довольно просто. В данной статье мы осветим основные этапы написания учебного пособия, его структуру и особенности.

Также рекомендуем:

Процесс издания книги в деталях

Учебное пособие и учебник: различия и связи

Чем учебное пособие отличается от учебника? Учебник — это основная учебная книга по какой-либо дисциплине, в которой изложены и систематизированы базовые знания в соответствии с учебной программой. В то же время учебное пособие является дополнением к учебнику и может охватывать как всю дисциплину, так и один или несколько разделов учебной программы. Учебное пособие дополняет, расширяет и углубляет информацию, изложенную в учебнике, помогает студентам лучше ее усвоить.

В учебник включается только апробированный и дидактически обработанный материал, а учебное пособие может содержать более новую и актуальную информацию, включать спорные вопросы, разные точки зрения. При этом учебное пособие должно удовлетворять следующим требованиям: оно не должно противоречить фундаментальным основам учебной дисциплины, изложенным в учебнике, и не должно его дублировать.

Учебное пособие выпускается более оперативно. Поэтому когда вводится новая дисциплина, то прежде всего по ней издается учебное пособие и только после апробации материала — учебник. Существуют учебные пособия, посвященные узкоспециализированным темам, спецкурсам. И учебник, и учебное пособие официально утверждаются в качестве данного вида издания.

Минимальный объем учебного пособия составляет 4 авторских листа (160 тыс. знаков с пробелами) и зависит от количества учебных часов.

Также рекомендуем

Листы: печатные, авторские и другие

С чего начать

Прежде всего необходимо определиться, для кого предназначено ваше пособие (для преподавателей или студентов, какого курса, по какой дисциплине), а также какова цель издания вашего пособия:

  • углубление теоретических знаний по предмету;
  • практическое изучение дисциплины;
  • самостоятельная работа студентов;
  • подготовка к экзамену;
  • написание контрольной, курсовой или дипломной работы и т. д.

Исходя из этих целей подберите материал, который ляжет в основу вашего учебного пособия.

Также рекомендуем:

Как искать информацию для научной статьи

Структура учебного пособия

Учебное пособие должно содержать следующие обязательные элементы: аннотацию, оглавление, введение, основную часть, заключение и библиографический список.

В качестве дополнительных элементов в учебное пособие включаются: предисловие, иллюстрации, словарь терминов, список условных сокращений.

Аннотация

Аннотация — это краткая текстовая презентация вашего учебного пособия, лучше всего браться за нее в самом конце, после того как само пособие полностью готово. Прочитав аннотацию, потенциальный читатель должен сразу понять, что за работа перед ним и чем она может быть ему интересна. Не забудьте в аннотации упомянуть, для кого предназначен ваш труд.

Также рекомендуем:

Как написать идеальную аннотацию к научной статье

Оглавление

В оглавление стоит включить заголовки всех уровней (обычно 2 или 3). Трехуровневое оглавление включает разделы, главы и параграфы, в двухуровневом отсутствуют параграфы. Чем детальнее оглавление, тем оно удобнее для читателей: они сразу увидят, какие именно вопросы рассматриваются в книге, и смогут быстрее их найти.

Введение

Во введении формулируют проблему, рассматриваемую в учебном пособии, указывают изложенные в нем темы, их актуальность, проблемность и дискуссионность. Также необходимо уделить внимание методологии и историографии вопроса, изложить цели и задачи учебного пособия. По своему типу задачи учебного пособия бывают контрольно-оценочные, обучающие, воспитательные, мотивирующие, развивающие и т. п. Можно обозначить и наиболее важные темы. Обязательно следует указать, каким учебным дисциплинам соответствует данное учебное пособие и на какую читательскую аудиторию оно рассчитано.

Основная часть

Основная часть учебного пособия делится, в свою очередь, на теоретическую и практическую части.

Теоретический материал и структура основной части должны полностью соответствовать государственному образовательному стандарту и учебной программе. Рекомендуется, например, в главе изложить материал одной зачетной единицы, а в параграфе — одну тему учебного плана.

Помните, что вы пишете учебную книгу, то есть книгу, предназначенную для тех, кто не разбирается в излагаемом вопросе, но желает в нем разобраться. Поэтому пишите простым, доступным языком, чтобы читатель сразу смог уловить суть проблемы и не тратил слишком много времени на постижение смысла. Если ваша аудитория — студенты, рассчитывайте, чтобы текст был понятен выпускнику школы, в противном случае никакой пользы ваша книга не принесет. Используя какой-либо новый термин, сразу же, не откладывая и не отсылая к сноскам или глоссарию, разъясняйте его смысл.



Например:

Психология управления возникла на стыке психологии и теории управления. Общая теория управления начала разрабатываться в недрах кибернетики и теории систем [Бандурка и др., 1998]. Кибернетика – наука об управлении, связи и переработке информации в биологических, технических и комплексных системах.

(Антонова Н. В. Психология управления: учебное пособие. М.: Издательский дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2010)

Теоретический материал разбавляйте подходящими примерами, органично включая их в текст.



Например:



Именно для анализа рассуждений и была создана Аристотелем (IV век до н.э.) первая система логики, названная силлогистикой. Она представляет собой простейшую, но вместе с тем наиболее часто используемую форму дедуктивных умозаключений, в которых заключение (вывод) получается из посылок по правилам логической дедукции. Заметим, что термин “дедукция” в переводе с латинского означает вывод.


Для пояснения сказанного обратимся к античному силлогизму:


Все люди смертны.


Кай — человек.


________________________________


Следовательно, Кай смертен.


Здесь, как и в других силлогизмах, умозаключение совершается от общего знания о некотором классе предметов и явлений к знанию частному и единичному. Сразу же подчеркнем, что в других случаях дедукция может осуществляться от частного к частному или от общего к общему.

(Рузавин Г. И. Логика и аргументация: учебное пособие для вузов. М.: Культура и спорт, 1997)

При первом упоминании аббревиатуры дайте ее расшифровку, а если таких аббревиатур встречается много, то вынесите их в словарь в конце пособия.

Лучшему усвоению материала помогает визуализация. Подумайте, как можно представить ваш материал в виде схем, диаграмм, графиков,

таблиц

. Не пренебрегайте включением в книгу рисунков и фотографий, если они будут уместны. Однако, не утяжеляйте текст ненужными иллюстрациями.

В отличие от монографии, в которой обязательно должна быть научная новизна и содержаться результаты авторских исследований, учебное пособие может быть простой компиляцией различных источников. Тем не менее, старайтесь излагать информацию своими словами, избегая обширного цитирования. Каждый параграф завершайте выводами.

Также рекомендуем:

Научный стиль

Еще одной особенностью учебного пособия и его главным отличием от монографии является наличие дидактического материала. Дидактический материал помогает эффективно усвоить учебный материал и творчески его применять.

Вопросы для закрепления материала являются неотъемлемой частью дидактических материалов. Составлять вопросы следует таким образом, чтобы они помогали студентам усвоить ключевые проблемы, выделить главное, а также стимулировали мыслительную деятельность. Составляйте вопросы так, чтобы они не повторяли дословно фразы из параграфа, а в последующих вопросах не содержались ответы на предыдущие.

Кроме вопросов, дидактический материал может включать:

  • таблицы;
  • задания для самостоятельной работы;
  • темы докладов, рефератов, курсовых работ;
  • упражнения;
  • тесты;
  • задачи;
  • списки дополнительной литературы по теме;
  • домашние контрольные работы и др.

Оптимальный объем дидактического материала — около трети общего объема учебного пособия.

Заключение

В заключении обобщается изложенная информация, выявляются нерешенные и труднорешаемые проблемы, даются рекомендации по дальнейшему изучению.

Библиографический список

Включите в такой список основную и дополнительную литературу, а также перечень интернет-ресурсов.

Также рекомендуем:

Как оформить список литературы

Оформление учебного пособия

Итак, текст учебного пособия написан, дидактический материал подготовлен. Теперь самое время передать рукопись на вычитку корректору. Даже если вы уверены в своей грамотности, это никогда не будет лишним. Скажете, зачем нужен корректор, если правописание может проверить программа Word? Не полагайтесь на нее: некоторые ошибки и опечатки под силу найти только профессионалу.

Перед передачей в печать еще раз просмотрите учебное пособие целиком, обращая особое внимание на единообразие оформления:

  • Оглавление. Убедитесь, что нумерация разделов, глав и параграфов единообразна и последовательна, а нумерация страниц, указанная в оглавлении, правильна.
  • Таблицы, рисунки, формулы и другие вспомогательные элементы. Их нумерация также должна быть единообразной и последовательной (если вы решили в нумерацию рисунков включать номер главы, убедитесь, что все рисунки пронумерованы правильно). На каждый такой элемент должна быть ссылка в тексте пособия.

Не стремитесь самостоятельно сделать оригинал-макет в редакторе Word, вы только зря потратите драгоценное время. Лучше доверить эту задачу профессиональному верстальщику, который использует профессиональное программное обеспечение и знает все тонкости российских ГОСТов.

Как напечатать учебное пособие

Автором учебного пособия может быть как один человек, так и коллектив авторов. Научным редактором должен быть специалист с ученой степенью, а рецензентами (их должно быть как минимум двое) — специалисты, работающие по данной проблеме или также имеющие ученую степень. К рецензированию пособий, предназначенных для внутривузовского использования, могут привлекаться специалисты смежных кафедр, а для пособий, претендующих на более широкое использование, — работающие в других организациях (

внешние рецензенты

).

Обязательно уточните в учебном или научном отделе своего вуза требования к учебным пособиям. В каждом учебном заведении приняты свои порядки и правила. В некоторых университетах нужно пройти через редакционно-издательский совет (РИС) и получить так называемый гриф, в других вузах этим вопросом занимаются учебно-методические комиссии (УМК). Возможно, потребуется виза ректора или одного из его заместителей. Вариантов множество, и к “бюрократической” части нужно подойти предельно внимательно.

Можете

предварительно посчитать

, сколько будет стоить издание учебного пособия. Не забывайте, что вам не обязательно заказывать большой тираж: иногда бывает вполне достаточно 20 экземпляров (16 из них отправятся в Российскую книжную палату, а четыре достанутся автору). В любое время, если возникнет необходимость, можно будет напечатать дополнительный тираж.

Осталось отправить файл с текстом учебного пособия в выбранное

издательство

— и процесс запущен. Редактор уточнит все необходимые детали, предложит на согласование два-три варианта обложки и сверстанный макет книги. А через пару недель вы получите готовый тираж.

Пусть ваши учебные пособия будут интересными и полезными!

Аннотация – это короткая, сжатая, характеристика книги, ее своеобразное резюме. Цель такого краткого изложения – дать читателю примерное представление о содержании произведения, помочь ему сориентироваться в обилии литературы и выбрать необходимое.

Виды аннотаций: краткая, развернутая, общая, справочная, рекомендательная, обзорнаяАннотация пишется с учетом целевой аудитории книги (для кого она – для студентов или школьников, для профессионалов или новичков) и с учетом того, кому адресована сама аннотация. Также следует обращать внимание на общую важность и полезность произведения, его назначение.

Разберем, по каким критериям и на какие виды делятся аннотации.

Классификация аннотаций

Типологию аннотаций удобнее всего вести по нескольким критериям – по  назначению, по объему, по целевой аудитории и пр. Рассмотрим все возможные типы аннотаций подробно и с примерами.

1. По содержанию и целевому назначению

По этому критерию выделяют следующие аннотации:

1) Справочные (иначе – описательная или информационная аннотация).

В них раскрывается тематика произведения, кратко описываются интересные аспекты повествования (особенности образов персонажей, сюжетные повороты и т. п.). Такая аннотация не критикует, не оценивает, а только предоставляет необходимую информацию – о чем говориться в книге, кто и чем примечателен ее автор.

Схема составления данной аннотации в общем виде выглядит примерно так:

  • краткая справка об авторе;
  • вкратце – о форме (жанре) текста;
  • информация о том, чему посвящен текст;
  • описание содержания документа;
  • причины издания или переиздания (в этом случае указываются отличия от предыдущих изданий;
  • описание справочного аппарата издания (для специализированной и научной литературы);
  • информация о целевой читательской аудитории произведения.

Пример справочной аннотации:

Парандовский Я. Алхимия слова. Петрарка. Король жизни: Пер. с польского / Сост. и вступ. ст. С. Бэлзы; Ил. П. Сацкого. – М.: Правда, 1990. – 656 с., ил.

«В книгу известного современного польского прозаика лауреата Государственной премии ПНР Яна Парандовского (1895 – 1978) вошли: «Алхимия слова» (1951) – блестящий трактат о писательском искусстве, о том, как воплощаются творческие замыслы в произведениях, в нем дается анализ писательского искусства на примерах выдающихся писателей различных эпох от Эсхила до Горького; «Петрарка» (1956) – романизированная биография великого итальянского поэта Возрождения; «Король жизни» (1930) – увлекательное жизнеописание Оскара Уайльда».

Рекомендательная аннотация2) Рекомендательные, которые оценивают важность и полезность произведения как для отдельных читателей, так и для целевой аудитории с учетом ее возраста, гендерной принадлежности, образования, профессиональной подготовки.

Такая аннотация указывает на детали, привлекающие внимание читателей. Например, подчеркивает, что роман относится к классике или, наоборот, интригует утверждением, что книга суперсовременна и отличается новаторским подходом. Приводятся и дополнительные убеждающие аргументы, апеллирующие к эмоциям читателя, его интересам или профессиональным потребностям.

Схема и примерное содержание рекомендательной аннотации таковы:

  • информация об авторе;
  • характеристика авторского творчества в целом;
  • характеристика данного произведения;
  • оценка книги с комментариями и замечаниями по ее тематике и/или проблематике;
  • описание особенностей стилистических и художественных приемов;
  • описание существенных особенностей художественно-полиграфического оформления издания;
  • указание на то, какой читательской аудитории предназначается книга.

Пример рекомендательной аннотации:

Роман «Отверженные» Виктора Гюго – один из лучших романов классики. В данном периоде автор описывает события во Франции от времен Ватерлоо вплоть до 1830. В первых главах романа мы знакомимся с епископом Бьенвеню – человеком, который вел смиреннный образ жизни. Однажды он приютил у себя беглого каторжника Жана Вальжана, который сбежал от него, прихватив с собой серебряные подсвечники. Каторжника поймали и привели к епископу, но тот, вместо того, чтобы обвинить преступника, защитил его и подарил подсвечники. Именно с этого момента и начинается преображение бывшего преступника. На протяжении романа он повстречает милую Козетту, которая станет ему как дочь, встретится с жандармом Жавером, который будет всеми силами стараться поймать Жана. На страницах книги мы повстречаем малыша Гавроша, Мариуса Понмерси и многих других персонажей, каждый из которых обладает неповторимыми чертами характера. В этом романе есть все: любовь, ненависть, борьба добра и зла, храбрость, упрямство, непоколебимость…После прочтения этого романа Вы не останетесь равнодушными и задумаетесь о многом.

2. По содержанию (его охвату и полноте) и ориентации на целевую аудиторию

По этому критерию аннотации бывают:

1) Общими – они характеризуют книгу в целом.

Могут быть и справочными, и рекомендательными. Как правило, они пишутся для широкой аудитории и фокусируются на изложении идеи и основных способов ее представления в тексте.

Если произведение относится к художественной литературе, основной акцент делается на изложение основной проблематики, главного конфликта и того, как этот конфликт решается героем или героями истории.

Пример общей аннотации:

Терапия искусством: Учебное пособие по арт-терапии: Под научной редакцией В.Н. Никитина, Н. Бояджиевой, Л.Д. Лебедевой, И.В. Вачкова. – София: Университетско издательство «Св. Климент Охридски», 2012. – 567 с., ил.

«В книге представлены современные научные исследования теории и практики терапии искусством (арт-терапии). Осуществлен системный анализ методологии арт-терапии по основным направлениям арт-терапевтической деятельности. Описаны модели и техники арт-терапевтической работы, применяемые в странах Восточной Европы. Издание рекомендовано для студентов, аспирантов, докторантов, научных сотрудников психологической, педагогической и социальной специализации, а также для всех читателей, интересующихся вопросами терапии искусством».

2) Специализированными – пишутся для узкого круга потенциальных читателей и рассказывают о главных моментах содержания. Чаще всего это справочные аннотации, реже – рекомендательные.

Видом специализированной аннотации является также аннотация аналитическая. Она пишется не по всей книге, а по самым интересным тематическим частям, главам, параграфам. Чаще всего это аннотации описательные, справочного вида.

Пример аналитической рекомендательной аннотации:

Энгельс Ф. Диалектика природы //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т. 20. – С. 339–626.

…В «Диалектике природы» Ф. Энгельс дает философское обобщение выводов современного ему естествознания и математики и. опираясь на их данные, излагает естественнонаучные основы диалектического мировоззрения.
Внеся громадный вклад в развитие диалектического материализма, эта работа имеет чрезвычайно большое значение и для научного атеизма. Ф. Энгельс поднял и решил здесь важнейший для научного атеизма вопрос о происхождении человека, показал значение открытий в области естествознания для борьбы против религии…
…Решающую роль для развития атеизма сыграло исследование Энгельсом проблемы жизни. Вывод, к которому пришел Ф. Энгельс, способствовал освобождению науки от идей «сверхъестественной жизненной силы».

3. По объему

По объему выделяют следующие аннотации:

1) Краткими – они направлены на характеристику одного аспекта. Как правило, это оценка материала, глубины проработки темы. Либо представляют собой очень краткое резюме, раскрывающее самую суть произведения.

Пример краткой аннотации статьи:

«В этой статье автором рассматривается важность и необходимость защиты персональных данных. Изучаются способы исключения утечки информации и ее несанкционированного использования. Итогом работы является ряд существенных предложений по хранению и оптимизации обработки персональных данных в различных учреждениях и организациях».

Если книга относится к художественной литературе, то краткая аннотация должна, во-первых, дать представление о главном конфликте и его значении, а во-вторых, обрисовать героя и сюжет в самых общих чертах.

Пример краткой аннотации к книге:

«В этой истории обычный мальчик узнает, что он на самом деле волшебник, который заставил исчезнуть с лица земли страшного злодея, и теперь тот хочет вернуться и отомстить. Чтобы узнать о своих способностях и научиться с ними управляться, мальчик попадает в школу волшебства, где находит новых друзей».

2) Развернутыми – кроме короткого пересказа содержания и его оценки они включают в себя еще и перечисление глав, параграфов и/или рубрик. Обычно такая аннотация составляется к научным работам, учебникам, монографиям и занимает от одной до нескольких страниц.

Обзорная аннотация4. По количеству охваченных произведений

Этот тип – обзорная аннотация. Иногда ее еще называют групповой.

Такая аннотация пишется одна для нескольких произведений (для группы текстов, объединенных одной темой или одним жанром). Она может быть как справочной (уточнение трактовки общей темы в каждом из объединенных произведений), как и рекомендательной (в этом случае акцент делается на различия произведений – например, в трактовке темы или в способах представления информации).

Пример обзорной аннотации:

Один мир для всех: Контуры глобального сознания. Сборник статей: Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1990. – 216 с.

«Мысли и суждения восемнадцати известных политических и общественных деятелей современности о наиболее острых глобальных проблемах нашей планеты представлены в книге «Один мир для всех», которая впервые вышла в свет в западногерманском издательстве «Хорицонте» при участии и активном содействии советского издательства «Прогресс». Президент СССР Михаил Горбачев и председатель Социалистического Интернационала Вилли Брандт, известный астрофизик Фан Личжи (его часто называют «китайским Сахаровым») и один из основателей «Римского клуба», философ и футуролог Эрвин Ласло, Генеральный секретарь ЮНЕСКО Федерико Майор и бывший премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брунтланд, экономист и эколог Хейзл Хендерсон, физик и психолог Питер Рассел – наиболее видные представители мирового гуманитарного и естественно-научного знания вместе с известными политиками рассматривают на основе анализа последних достижений фундаментальных наук и нового планетарного мышления вопросы, волнующие все человечество.
Подходы к теме у авторов разные, поскольку речь идет о ярких и своеобразных индивидуальностях, но критерий один – все в мире взаимосвязано. Грозящего апокалипсиса вследствие многолетней конфронтации и неумолимо надвигающейся экологической катастрофы можно избежать, если мы сегодня, наконец, осознаем, что этот мир у нас для всех один».

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детско-юношеский центр г. Ейска МО Ейский район

Динамика результативности реализации программы «Маленькая страна»

Педагога дополнительного образования

Порохня Натальи Николаевны

Ейск, 2019г.

В  дополнительном образовании детей процесс выявления результатов образовательной деятельности пока остаётся одним из наименее определённых, в отличие от общего образования, где четко отработан, этот вопрос.   Отсутствие в этой сфере единых образовательных стандартов, с которыми в системе общего образования принято соотносить достигнутый уровень обученности, существенно осложняет определение результативности обучения детей по дополнительным образовательным программам.

  В практике дополнительного образования детей имеется опыт оценивания образовательной деятельности ребёнка по учебным, чаще всего, предметным параметрам.

  Кроме того, о результативности обучения детей в дополнительном образовании судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, награждению грамотами, дипломами. Однако такой подход не всегда обоснован. Во-первых, у разных детей разные исходные возможности в темпах и глубине освоения учебного материала, и далеко не каждый способен подняться до уровня грамот и призовых мест. Во-вторых, фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных достижений ребёнка, поскольку вне поля зрения остаются личностные результаты.

  Оценивание – это очень объёмное понятие: оно включает в себя как сам процесс, так и результат работы. При этом оценивании может осуществляться по-разному: в виде количественного показателя (баллы, отметка), в виде качественного показателя (словестные высказывания о процессе и результатах работы, эмоциональная реакция).

  Формирование личных качеств – процесс длительный. Он носит отсроченный характер. Выявить и оценить личностные качества сложно. Тем не менее, выявлять результаты образовательной деятельности детей во всей полноте должен каждый педагог. Это обусловлено спецификой дополнительного образования детей.

В процессе обучения осуществляется контроль за уровнем знаний и умений обучающихся. Каждая созданная работа (образ, роль) наглядно показывает возможности учащегося. С каждым ребёнком отрабатываются наиболее сложные элементы, здесь необходимо внимательное, чуткое и доброе отношение к начинающему музыканту. Выбирается дифференцированный подход к обучающемуся, все удачи поощряются, все недочёты тактично и мягко исправляются. Контролируется качество исполнения вокальных произведений  с учётом следующих критериев:

  • чистое интонирование, выразительное и эмоциональное пение;
  • правильная, активная подача звука;
  • четкое пропевание текста, четкая дикция;
  • художественная выразительность и оригинальность исполнения.

   Программа вокально-хоровой студии усложняется от занятия к занятию.

Постепенно, разучивая произведения малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе. В начале работы по реализации программы была сформирована система показателей мониторинга, включающая следующие параметры:

    -сформировать у воспитанников практические умения и навыки;

   — любознательность, стремление к приобретению всё новых знаний;

  —  сценическое самочувствие и культуру;

    -активное внимание;

    -адекватную самооценку собственной деятельности;

  — формирование инициативности;

В представленной ниже диаграмме можно проследить положительную динамику результативности данной работы (результаты взяты за 2017-2018 учебный год), описание диаграммы приведено ниже.

            Результативность группы

Следует отметить, что результаты мониторинга, проведённого в конце  года, демонстрируют следующее: возрос процент ребят со средним уровнем сформированности практических умений и навыков, большинство ребят   инициативны и любознательны.  Наблюдается развитие вокальных данных, артикуляции и дикции, выразительности исполнения, артистизма, сценической уверенности.

Формами подведения итогов работы могут быть: открытые занятия, участие в конкурсах. Коллективные обсуждения. Итоговая оценка осуществляется в форме концертов перед кружковцами ДЮЦ и родителями, участиями в фестивалях и конкурсах.

Система контролирующих материалов:

  1. Входной контроль – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и творческих способностей ребёнка (беседа тесты)
  2. Текущий контроль – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания на участие воспитанника в исполнительской работе. Находить верное органическое исполнение в ансамбле и сольно.
  3. Промежуточный контроль – проводится по окончанию изучения отдельных тем и разделов: знание текстов и мелодий песен, умение спеть грамотно и выразительно свою вокальную партию, знание основ музыкальной грамоты.
  4. Итоговый контроль – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы (творческие отчёты и участие в конкурсах и концертах).

В программе используется гибкая рейтинговая система оценки достижений обучающихся по определённым критериям:

—  выполнения определённого количества практических работ, когда каждая практическая работа оценивается определённым количеством баллов;

—  подведение итогов в конце каждого полугодия (январь, май);

—  система награждения и поощрения обучающихся, лучшие обучающиеся награждаются грамотами и призами;

—  организация контроля знаний происходит на основе саморефлексии обучающихся.

  Возможные результаты («выходы») концертной деятельности воспитанников:

—  выходы на конкурсы различных уровней;

—  концерты для родителей, кружковцев, для учащихся школ города.

  В детско-юношеском центре традиционно проводятся тематические утренники и концерты, на которых выступают воспитанники вокально-хорового коллектива «Маленькая страна», вызывающие большой интерес у детей и родителей.

     Таким образом, с современной точки зрения, оценка – это эффективное педагогическое средство развития личности ребёнка.

    Оценивание выполняет развивающую и мотивирующую функции, а также способно формировать адекватную и позитивную самооценку ребёнка.

  Не случайно в системе дополнительного образования детей существуют свои особенные позиции к оцениванию качества и результативности деятельности обучающихся. Педагоги стремятся находить критерии, методики и формы оценивания, наиболее отвечающие специфике и задачам дополнительного образования.

  Поэтому так важен в учреждении дополнительного образования детей поиск новых форм оценивания деятельности обучающихся, которые бы соответствовали целям и задачам дополнительной образовательной программы, содержанию деятельности, возрасту и уровню развития ребёнка, но при этом бы стимулировали бы обучающихся на продолжение деятельности и саморазвитие.

Успешность освоения обучающимися дополнительной общеразвивательной общеразвивающей программы:

Группа

Уровень

Год

1гр.

Высокий — 90%

средний — 10%

низкий — 0%

2017-2018

2гр.

Высокий — 85%

средний — 15%

низкий — 0%

2017-2018

3гр.

Высокий — 87%

средний — 13%

низкий — 0%

2017-2018

4гр.

Высокий — 88%

средний — 12%

низкий — 0%

2017-2018

5гр.

Высокий — 100%

средний — 0%

низкий — 0%

2017-2018

Анализ предоставленных данных:  Наблюдается позитивная динамика результатов промежуточной аттестации обучающихся, преобладающим является высокий уровень обученности. В течении учебного года повышается уровень владения воспитанниками программным материалом, чему способствует расширение форм и методов работы в объединении. Высокий уровень освоения программы растёт благодаря применению разнообразных форм занятий, методов и приёмов, способствующих поддержанию высокой мотивации  детей к  вокальной деятельности.

Данная программа  содержит в себе формирование у учащихся интереса, устойчивой мотивации к выбранному виду деятельности, освоение базовых знаний, умений и навыков по вокальной деятельности, а также развитие личностных компетенций: ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых.

Список победителей и призеров объединения художественной направленности вокально-хоровой студии «Маленькая страна», руководитель Порохня Н.Н. за 2017-2018г.г.

Конкурс

Уровень

Место

1

Конкурс-фестивать детского творчества «Светлый праздник — Рождество Христово»

Номинация «Вокальные ансамбли»


Муниципальный


Призер — 3 место

2

Конкурс «Овеяна славой родная Кубань»

Муниципальный

Призер — 3 место

3

 Фестиваль-конкурс хоровых коллективов «Поющая Кубань», посвященного 100-летию системы дополнительного образования Российской Федерации

Муниципальный

Призер — 1 место

4

 Международный конкурс «Грани», октябрь 2018г. Номинация «Эстрадный вокальный ансамбль»

Международный

Лауреат 2 степени

5

Международный конкурс «Грани», октябрь 2018г. Номинация «Эстрадный вокал — соло»

Международный

Лауреат 3 степени

5

Конкурс-фестиваль детского творчества «Светлый праздник Рождество Христово»

Муниципальный

Призер — 2 место

6

Вокальный конкурс «Мелодинка»

Всероссийский

Призер — 1 место

7

Конкурс «Таланты России»

Международный

Призер — 1 место

8

Конкурс «Молодые дарования Кубани» Номинация «Народный ансамбль» и «Эстрадный вокальный ансамбль — соло»

Муниципальный

Победитель

9

Конкурс «Молодые дарования Кубани» Номинация «Народный ансамбль» и «Эстрадный вокальный ансамбль — соло»

Зональный

Победитель

10

Фестиваль-конкурс хоровых коллективов

«Поющая Кубань»

Муниципальный

Победитель

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать аннотацию к книге план
  • Как написать аннотацию к книге образец 10 класс
  • Как написать аннотацию к книге 3 класс примеры
  • Как написать аннотацию к картинке
  • Как написать аннотацию к исследовательскому проекту