Скачать:
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА
«КАК СОСТАВИТЬ АННОТАЦИЮ
К ЛИТЕРАТУРНОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ».
АННОТАЦИЯ- это краткое содержание книги, рукописи, статьи, фильма, или другого издания или текста…
- Ф.И.О. автора, название произведения.
- Тема произведения (о ком или о чём говорится в произведении: о Родине, о природе, о детях, о животных, о волшебстве и приключениях…).
- Жанр произведения: сказка, рассказ, стихотворение, басня…).
- Герои произведения, какие они?
- Эпизод, который произвёл наиболее сильное впечатление.
- В чём заключается главная мысль произведения? Чему учит произведение?
- Подходящая пословица к произведению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Мне нравится
Обновлено: 03.03.2023
АННОТАЦИЯ- это краткое содержание книги, рукописи, статьи, фильма, или другого издания или текста.
- Ф.И.О. автора, название произведения.
- Тема произведения (о ком или о чём говорится в произведении: о Родине, о природе, о детях, о животных, о волшебстве и приключениях…).
- Жанр произведения: сказка, рассказ, стихотворение, басня…).
- Герои произведения, какие они?
- Эпизод, который произвёл наиболее сильное впечатление.
- В чём заключается главная мысль произведения? Чему учит произведение?
- Подходящая пословица к произведению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку литературного чтения по теме Композиция литературного произведения. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».
В презентации даны определения основных этапов построения литературного произведения: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Объяснение литературных терминов дано на примере рассказа Ма.
Урок литературного чтения. Природа необычного, фантастического в литературном произведении на примере стихотворения К.Бальмонта «У чудищ»
Урок литературного чтения. Природа необычного, фантастического в литературном произведении на примере стихотворения К.Бальмонта «У чудищ».
Урок литературного чтения. Природа необычного, фантастического в литературном произведении на примере стихотворения К.Бальмонта «У чудищ»
Цель: Формирование представления о поэзии, как об особом взгляде на мир, особом переживании мира.Задачи:1. Познакомить с понятием символизма в поэзии.2. Развивать умение анализировать, сравниват.
Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка
План-конспект урока по литературному чтению «Литературные произведения»
На этом уроке учащиеся познакомятся с лирическими произведениям И.А.Бунина «Полевые цветы» и «Детство».
Научно-художественные произведения среди других литературных произведений.
Одним из наиболее интересных и увлекательных жанров для детей является научно-художественная сказка. Это связано с тем, что «нехудожественное восприятие литературы (наивный реализм) требует прав.
История о зайце, которому надоело всех бояться. Он стал хвастаться и всех развеселил тем, что говорил, что съест волка. Шум привлек внимание волка и он решил съесть хвастливого Зайчишку. Но тот увидел его и, высоко прыгнув, приземлился прямо на серого. Заяц побежал в одну сторону, волк в другую. Оба испугались. Так храбрый Заяц сам поверил в свою храбрость.
Сказочка про козявочку
О жизни маленькой козявочки
Для того, чтобы немного рассказать о большой жизни
История о жизни и приключениях Козявочки, маленького насекомого женского пола. Вначале она только появляется на свет и считает, что всё вокруг её. Но потом она узнает, что мир не так прост и в нём живут и злые шмели, и заумные червячки, и опасные лягушки, рыбки и птички. Но, не смотря на все это, она счастливо прожила лето и даже завела семью. И, устав, уснула на всю зиму.
О зимовье маленькой уточки в лесу, и о том, как она спаслась
Сказка повествует детям о том, что во многих случаях нельзя опускать руки, нельзя сдаваться
История о маленькой уточке, которой Лиса сломала крыло и она не смогла улететь на юг вместе со своей семьей. Оставшись зимой совсем одна, познакомилась с Зайцем и встретилась с Лисой. Но все закончилось хорошо, так как ей на помощь пришел старик-охотник. Он пожалел её и взял с собой.
-80%
Чтобы понять, что такое аннотация к сказке, нужно разобрать общее значение этого термина. Он обозначает короткий пересказ содержания произведения. Обычно аннотация помещается в начале книги, чтобы читатель мог понять, о чем пойдет речь в произведении. Это своего рода реклама. Прочитав ее, человек должен заинтересоваться книгой, а уже потом купить. В статье пойдет речь о том, как написать аннотацию к сказке, в чем особенности этого жанра и почему важно сохранять сказочный стиль повествования.
Какую аннотацию можно назвать хорошей
Качественная аннотация представляет собой не краткий пересказ произведения. В первую очередь, это короткий рассказ, который вызовет интерес. Сказка – это произведение, в котором описываются выдуманные события с вымышленными персонажами, как правило, в фантастическом ключе. Чаще всего этот вид повествования является поучительным, в нем присутствует хороший и добрый конец.
Поэтому, если вас интересует, что такое аннотация к сказке, задумайтесь, на какую аудиторию вы рассчитываете. Скорее всего, вы пишете для детей. Поэтому вы должны заинтриговать их, описав сказку как что-то безумно интересное, интригующее и поучительное.
Как писать аннотацию к сказке
Чтобы написать аннотацию, которая заинтересует читателей, нужно учитывать особенности, которые в ней должны присутствовать:
- Краткое содержание сказки, но без отображения всех событий.
- Объем аннотации не должен превышать половины страницы, иначе ее не прочитают до конца.
- Аннотация должны привлекать и интриговать читателей. В нашем случае нужно помнить о том, что аудитория, которая предпочитает сказки, — это дети, поэтому составляйте краткое содержание в добром ключе, без упоминания слишком плохих событий и героев. Помните, что в подсознании детей добро всегда побеждает зло.
- Обязательно укажите место, где развиваются события сказки.
- Выделите сильные стороны произведения. Опишите основной конфликт.
- Обязательно напишите несколько слов о главном герое произведения. Укажите, чем он интересен, какова его миссия.
- Когда вы опишете цель главного героя, кратко поведайте о главных преградах на его пути.
- Укажите, почему главный герой берется за решение проблемной ситуации.
- В конце сделайте акцент на интересных моментах и особенностях сказки, которые добавят интриги и завлекут читателей.
Помните, что вы как автор аннотации должны четко понимать, какие моменты следует выделить и раскрыть, а какие сохранить втайне, лишь немного намекнув на развязку событий. В итоге у вас должно получиться несколько предложений, в которых должно поместиться изложение сказочных событий, а также портрет главного героя. Отфильтруйте текст, вычеркните из него лишние, пустые фразы, синонимы и ничего не значащие вводные слова. Пишите строго по сути. Если сказка должна быть богата на эпитеты и красочные элементы, то аннотация должна обязательно информировать читателя и обещать наличие этих элементов.
Примером качественного оформления может быть аннотация к русским народным сказкам. Эти произведения были написаны с учетом возраста целевой аудитории. Аннотация составлялась авторами, которые понимали, что их текст может повлиять на мировоззрение ребенка. Поэтому они подчеркивали, что сказка повествует о событиях, в которых добро побеждает зло, и никак иначе.
Полезные советы
Если вы поняли, что такое аннотация к сказке, то самое время ее написать. Примите во внимание следующие рекомендации:
Ошибки при написании аннотации
Чтобы до конца понять, что такое аннотация к сказке и как ее написать, изучите основные ошибки многих авторов, которые привели к низкому спросу на их произведения:
- В аннотации изложено все содержание книги. В этом случае читатель сразу же узнает о событиях и о том, как они заканчиваются. Тогда интерес пропадает, а сказка остается непрочитанной.
- Слишком сложный текст для детских сказок. Пишите простым языком, который понятен детям.
- Отсутствие в аннотации описания событий. В таком случае читатель подумает, что в сказке нет ничего особенного, ради чего ее стоит прочитать.
Чтобы избежать ошибок, вы должны уметь выделять самое интересное, что присутствует в произведении.
Информация для авторов
Даже сами авторы не всегда могут выделить в сказке то, чем дети заинтересуются больше всего. Поэтому попробуйте посоветоваться с окружающими людьми, спросить у них, какие события в книге, по их мнению, стоят отображения в аннотации. Как показывает опыт, такая практика часто выручает интересные сказки, повышая спрос на их прочтение.
Вместо вывода
Таким образом, аннотация к сказке – это краткий пересказ сюжета, в котором сохраняется интрига и рекламный момент. Сказки предназначены для детей, поэтому краткий пересказ должен быть написан доступным языком, без применения сложных конструкций.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Структура книги 1. Суперобложка 2. Обложка 3. Титульный лист 4. Аннотация 5 . Предисловие 6. Содержание 5 . Послесловие
Справочные элементы книги 4. Аннотация 5 . Предисловие 6. Содержание 4. Аннотация Помогают в выборе книг
Где располагается аннотация? Аннотацию чаще всего печатают в начале книги (на обороте титульного листа), или в конце книги (на задней обложке).
Составляем аннотацию… 1. Определяем жанр: повесть быль рассказ басня сказка? Это один из рассказов В. П. Астафьева о птицах, написанный в 1961 году. Рассказ напоминает сказку, потому что повествование ведётся от лица главного героя — стрижонка. 2. О чём рассказывается? Стрижонок Скрип — главный герой: смелый, любопытный, старательный, любит учиться. Прочитав рассказ, вы сможете узнать о жизни стрижей от рождения до того, как они становятся взрослыми. 3. Какова главная мысль рассказа? Автор очень любит природу и птиц: «Порадуйся и ты им, полюби их ответно, ведь без них онемела бы наша земля и жизнь на ней сделалась бы скучной».
Домашнее задание: Составь свою аннотацию к любимому произведению! cтр. 35-36, № 1,2
Аннотация – это короткая, сжатая, характеристика книги, ее своеобразное резюме. Цель такого краткого изложения – дать читателю примерное представление о содержании произведения, помочь ему сориентироваться в обилии литературы и выбрать необходимое.
Аннотация пишется с учетом целевой аудитории книги (для кого она – для студентов или школьников, для профессионалов или новичков) и с учетом того, кому адресована сама аннотация. Также следует обращать внимание на общую важность и полезность произведения, его назначение.
Разберем, по каким критериям и на какие виды делятся аннотации.
Классификация аннотаций
Типологию аннотаций удобнее всего вести по нескольким критериям — по назначению, по объему, по целевой аудитории и пр. Рассмотрим все возможные типы аннотаций подробно и с примерами.
1. По содержанию и целевому назначению
По этому критерию выделяют следующие аннотации:
1) Справочные (иначе – описательная или информационная аннотация).
Устал делать рефераты и домашку по школьным предметам?
Переходи по ссылке и закажи написание любой школьной или студенческой работы у наших партнеров.
Потребуется просто заполнить описание того, что тебе задали и установить свою стоимость или подождать, пока исполнители сами предложат за сколько они готовы выполнить работу.
А что с качеством?
Хороший вопрос!
Действительно, кто будет выполнять работы, от которых, возможно, будет зависеть твой аттестат?
На самом деле тут все круто!
Все исполнители — настоящие профессионалы в своих тематиках. Это студенты профильных вузов и школьные учителя, подрабатывающие таким образом.
Так что единственная опасность в том, что твою домашку может выполнить твоя же училка
В них раскрывается тематика произведения, кратко описываются интересные аспекты повествования (особенности образов персонажей, сюжетные повороты и т. п.). Такая аннотация не критикует, не оценивает, а только предоставляет необходимую информацию – о чем говориться в книге, кто и чем примечателен ее автор.
Схема составления данной аннотации в общем виде выглядит примерно так:
- краткая справка об авторе;
- вкратце — о форме (жанре) текста;
- информация о том, чему посвящен текст;
- описание содержания документа;
- причины издания или переиздания (в этом случае указываются отличия от предыдущих изданий;
- описание справочного аппарата издания (для специализированной и научной литературы);
- информация о целевой читательской аудитории произведения.
Пример справочной аннотации:
Парандовский Я. Алхимия слова. Петрарка. Король жизни: Пер. с польского / Сост. и вступ. ст. С. Бэлзы; Ил. П. Сацкого. – М.: Правда, 1990. – 656 с., ил.
2) Рекомендательные, которые оценивают важность и полезность произведения как для отдельных читателей, так и для целевой аудитории с учетом ее возраста, гендерной принадлежности, образования, профессиональной подготовки.
Такая аннотация указывает на детали, привлекающие внимание читателей. Например, подчеркивает, что роман относится к классике или, наоборот, интригует утверждением, что книга суперсовременна и отличается новаторским подходом. Приводятся и дополнительные убеждающие аргументы, апеллирующие к эмоциям читателя, его интересам или профессиональным потребностям.
Схема и примерное содержание рекомендательной аннотации таковы:
- информация об авторе;
- характеристика авторского творчества в целом;
- характеристика данного произведения;
- оценка книги с комментариями и замечаниями по ее тематике и/или проблематике;
- описание особенностей стилистических и художественных приемов;
- описание существенных особенностей художественно-полиграфического оформления издания;
- указание на то, какой читательской аудитории предназначается книга.
Пример рекомендательной аннотации:
2. По содержанию (его охвату и полноте) и ориентации на целевую аудиторию
По этому критерию аннотации бывают:
1) Общими — они характеризуют книгу в целом.
Могут быть и справочными, и рекомендательными. Как правило, они пишутся для широкой аудитории и фокусируются на изложении идеи и основных способов ее представления в тексте.
Если произведение относится к художественной литературе, основной акцент делается на изложение основной проблематики, главного конфликта и того, как этот конфликт решается героем или героями истории.
Пример общей аннотации:
2) Специализированными – пишутся для узкого круга потенциальных читателей и рассказывают о главных моментах содержания. Чаще всего это справочные аннотации, реже – рекомендательные.
Видом специализированной аннотации является также аннотация аналитическая. Она пишется не по всей книге, а по самым интересным тематическим частям, главам, параграфам. Чаще всего это аннотации описательные, справочного вида.
Пример аналитической рекомендательной аннотации:
Энгельс Ф. Диалектика природы //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т. 20. – С. 339–626.
3. По объему
По объему выделяют следующие аннотации:
1) Краткими – они направлены на характеристику одного аспекта. Как правило, это оценка материала, глубины проработки темы. Либо представляют собой очень краткое резюме, раскрывающее самую суть произведения.
Пример краткой аннотации статьи:
Если книга относится к художественной литературе, то краткая аннотация должна, во-первых, дать представление о главном конфликте и его значении, а во-вторых, обрисовать героя и сюжет в самых общих чертах.
Пример краткой аннотации к книге:
2) Развернутыми – кроме короткого пересказа содержания и его оценки они включают в себя еще и перечисление глав, параграфов и/или рубрик. Обычно такая аннотация составляется к научным работам, учебникам, монографиям и занимает от одной до нескольких страниц.
4. По количеству охваченных произведений
Этот тип — обзорная аннотация. Иногда ее еще называют групповой.
Такая аннотация пишется одна для нескольких произведений (для группы текстов, объединенных одной темой или одним жанром). Она может быть как справочной (уточнение трактовки общей темы в каждом из объединенных произведений), как и рекомендательной (в этом случае акцент делается на различия произведений – например, в трактовке темы или в способах представления информации).
Пример обзорной аннотации:
Один мир для всех: Контуры глобального сознания. Сборник статей: Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1990. – 216 с.
Читайте также:
- Проблема готовности к обучению к школе у детей 6 лет
- Внутренняя политика азербайджана на современном этапе кратко
- Определите методы устранения переменных и монотонно изменяющихся систематических погрешностей кратко
- Отчет о самообследовании школы 2021 образец в соответствии с приказом
- В школах усилят меры безопасности после казани
Практикум для прозаиков и поэтов. Пишем аннотацию к книге.
Итак, книга написана, название (см. предыдущий Практикум) придумано, и вы собираетесь отправить рукопись в издательство или разместить её на портале типа Ридеро.
Вам понадобится Аннотация — короткий пересказ книги, публикуемый на второй или третьей странице вместе с выходными данными (иногда тот же текст помещают и на задней обложке) или на странице вашей книги в интернет-магазине. Фактически это своеобразное рекламное предложение, в котором автор убеждает читателя, почему книгу стоит купить. Для этого необходимо не только коротко пересказать содержание, но и зацепить читателя какой-то интригой.
Сегодня практически все издательства требуют от автора самостоятельно написать такую аннотацию (вместе с синопсисом, о котором мы поговорим на следующих Практикумах).
И мы с вами попробуем подготовить её для своей книги (вы можете выбрать уже написанную и даже изданную или новую, которую только собираетесь явить миру).
Для начала – несколько советов о том, как писать аннотацию.
- 1.Что должно быть в аннотации
1.1. Место и время, в которых развивается действие, и указание на жанр произведения.
Например, так начинается аннотация к книге «Путь Эрто» Э.Шифмана: «Остров, населенный эльфами, драконами и козлоногими — не место для прогулок». И сразу понятно, что история в духе фэнтези происходит на сказочном острове.
1.2. Главный герой.
«Михаил Александрович Божесов — прокурор, карьерист, юморист, циничный философ и просто привлекательный мужчина — обустраивает свою жизнь, не жалея о людях, с которыми, по долгу профессии, сталкивается. Его жизнь — это череда неожиданных обстоятельств, которые Божесов с лёгкостью обращает в свою пользу…» — так пишет о герое романа «Скульптор жизни» его автор М.Байков.
1.3. Конфликт, проблема и интрига произведения. «Вожделенная американская мечта, обернувшаяся подлинной трагедией», — цитата из аннотации к «Ночь нежна» Фицджеральда.
1.4. Цели, задачи и мотивы главного героя при решении главной проблемы, препятствия, с которыми он сталкивается. «И хотя положение Лале как татуировщика относительно лучше, чем остальных заключенных, но не защищает от жестокости эсэсовцев. Снова и снова рискует он жизнью, чтобы помочь своим товарищам по несчастью и в особенности Гите и ее подругам», — рассказывает нам аннотация к роману Х.Моррис «Татуировщик из Освенцима».
1.5. Интрига — сумеет или не сумеет герой решить проблему? «И если Гвен-Джина не хочет, чтобы ее дети стали очередной жертвой кровавого монстра, ей придется научиться бороться со злом…» — завлекает нас аннотация к бестселлеру «Мёртвое озеро» Р. Кейн. - Необязательно соблюдать именно такую последовательность. Текст вашей аннотации может начаться и с главного героя, и с финальной интриги.
«Поволжье, 1920-1930-е годы. Якоб Бах — российский немец, учитель в колонии Гнаденталь. Он давно отвернулся от мира, растит единственную дочь Анче на уединенном хуторе и пишет волшебные сказки, которые чудесным и трагическим образом воплощаются в реальность», — так коротко и вместе с тем объёмно звучит аннотация к роману Гузель Яхиной «Дети мои».2. Что необходимо учесть при написании аннотации:
2.1. Целевую аудиторию вашей книги. Так, в аннотации к детской книге нужно учитывать возраст, на который она рассчитана. Если это сказки для малышей (от 2 до 5 лет), то описание к ним, скорее всего, прочтут родители. Аннотации к книгам, предназначенным для детей, которые ходят в школу, должны быть ориентированы на них и написаны доступно и привлекательно.
2.2. Аннотация должна быть краткой и ёмкой. Рекомендуемый объем аннотации – 500 букв. Это оптимальное количество символов, которое позволяет кратко изложить содержание книги, но при этом оставить в секрете развязку сюжета. В идеальном варианте библиографическая аннотация должна вместиться в один – два абзаца, состоящих максимально из 10 строк.
2.3. Не стоит использовать в качестве аннотации обширные отрывки из романа, повторение известных фактов и рассказывать о развязке сюжета.
2.4. При написании аннотации к сборнику рассказов опишите один из них и укажите, что речь идёт о сборнике.
Для примера – так рассказывается о сборнике «Куриный бульон для души»:
« В детстве, когда вы болели, ваша бабушка давала вам куриный бульон. Сегодня питание и забота нужны вашей душе. Маленькие истории из «Куриного бульона» — исцелят душевные раны и укрепят дух, дадут вашим мечтам новые крылья и откроют секрет самого большого счастья — счастья делиться и любить. - Маленький мальчик из простой семьи знакомится с тремя президентами. Мать-одиночка заводит Книгу Желаний — и все ее мечты исполняются. Неудавшаяся актриса обретает истинное счастье, узнав что у нее… рак. Самая красивая девушка города влюбляется в горбуна после двух фраз. Учительница устраивает похороны вместо урока. 13-летняя девочка продает 45 526 коробки печенья, чтобы осуществить мамину мечту. И другие 95 поразительных историй, от которых вы не сможете оторваться».
2.5. Сложнее всего авторам поэтических сборников, особенно если они ещё не известны широкой публике, как, например, Вера Пролозкова, о которой пишет Озон: «Осточерчение» — третья долгожданная книга стихов популярной современной поэтессы Веры Полозковой. Искусный синтез точных мыслей и виртуозного слога, собранных в 12 циклах стихотворного сборника молодой поэтессы — отражение деятельной натуры автора и острого ума».
Поэтому автору надо либо рассказать о том, почему у сборника именно такое название, как оно объединяет стихи, собранные под одной обложкой, или преподнести читателю концепцию своей поэтической философии.
Мне понравилась аннотация к книге стихов молодой поэтессы Мелиссы Шварц «Меланхолин»: «Меланхолин… Такого слова нет в энциклопедиях. Я придумала его сама. Созвучного меланхолика словарь иностранных слов описывает как человека с глубокими и длительными эмоциями. Холин — это полезный витамин. Состояние меланхолии — это грусть. Но что получается вместе? Глубокие, порой печальные, эмоциональные, а иногда — витаминизированные юмором стихи. Стихи с разными начинками. Стихи с сюжетом. Стихи о любви, о городе, о предметах быта, о жизни, о людях, о природе. Стихи, которых раньше не было». - Думаю, теории пока хватит, нюансы написания аннотаций будем разбирать по ходу выполнения задания сегодняшнего Практикума – написать аннотацию к любой своей книге.
Так как задание требует времени, то выполнять его можно в течение нескольких дней, выкладывая результаты в комментариях. Будем обсуждать их по мере поступления.
Поехали!
Аннотация :«Впоэтический сборник «Образ лета в русской поэзии»вошли замечательные стихи В. Кольцова,А. Н. Майкова,А. Фета, которые отразили в стихах именно это время года. Традиционно летние месяцы ассоциируются с трудом крестьян. Практически каждый известный поэт воспевает труд крестьян в своем творчестве. Произведения поэтов звучат как песни народа. Среди известных произведений, посвященных этой тематике, — «Косарь» А. В. Кольцова. В нем автор описывает энергичный, наполненный энтузиазмом труд селян. А. Н. Майков описывал крестьянский труд по-своему. Его стихи звучат спокойно, обстоятельно, с расстановкой. А. А. Фет использует лиричность в описании этого времени года и труда русского народа.
Данный сборник предназначен для всех любителей русской поэзии. Вы погрузитесь в чудесный летний поэтический мир. Так или иначе, несмотря на разные описания поэтов, все они безусловно с огромным уважением и почитанием относились к нелегкому крестьянскому труду.
Аннотация – это короткая, сжатая, характеристика книги, ее своеобразное резюме. Цель такого краткого изложения – дать читателю примерное представление о содержании произведения, помочь ему сориентироваться в обилии литературы и выбрать необходимое.
Аннотация пишется с учетом целевой аудитории книги (для кого она – для студентов или школьников, для профессионалов или новичков) и с учетом того, кому адресована сама аннотация. Также следует обращать внимание на общую важность и полезность произведения, его назначение.
Разберем, по каким критериям и на какие виды делятся аннотации.
Классификация аннотаций
Типологию аннотаций удобнее всего вести по нескольким критериям – по назначению, по объему, по целевой аудитории и пр. Рассмотрим все возможные типы аннотаций подробно и с примерами.
1. По содержанию и целевому назначению
По этому критерию выделяют следующие аннотации:
1) Справочные (иначе – описательная или информационная аннотация).
В них раскрывается тематика произведения, кратко описываются интересные аспекты повествования (особенности образов персонажей, сюжетные повороты и т. п.). Такая аннотация не критикует, не оценивает, а только предоставляет необходимую информацию – о чем говориться в книге, кто и чем примечателен ее автор.
Схема составления данной аннотации в общем виде выглядит примерно так:
- краткая справка об авторе;
- вкратце – о форме (жанре) текста;
- информация о том, чему посвящен текст;
- описание содержания документа;
- причины издания или переиздания (в этом случае указываются отличия от предыдущих изданий;
- описание справочного аппарата издания (для специализированной и научной литературы);
- информация о целевой читательской аудитории произведения.
Пример справочной аннотации:
Парандовский Я. Алхимия слова. Петрарка. Король жизни: Пер. с польского / Сост. и вступ. ст. С. Бэлзы; Ил. П. Сацкого. – М.: Правда, 1990. – 656 с., ил.
«В книгу известного современного польского прозаика лауреата Государственной премии ПНР Яна Парандовского (1895 – 1978) вошли: «Алхимия слова» (1951) – блестящий трактат о писательском искусстве, о том, как воплощаются творческие замыслы в произведениях, в нем дается анализ писательского искусства на примерах выдающихся писателей различных эпох от Эсхила до Горького; «Петрарка» (1956) – романизированная биография великого итальянского поэта Возрождения; «Король жизни» (1930) – увлекательное жизнеописание Оскара Уайльда».
2) Рекомендательные, которые оценивают важность и полезность произведения как для отдельных читателей, так и для целевой аудитории с учетом ее возраста, гендерной принадлежности, образования, профессиональной подготовки.
Такая аннотация указывает на детали, привлекающие внимание читателей. Например, подчеркивает, что роман относится к классике или, наоборот, интригует утверждением, что книга суперсовременна и отличается новаторским подходом. Приводятся и дополнительные убеждающие аргументы, апеллирующие к эмоциям читателя, его интересам или профессиональным потребностям.
Схема и примерное содержание рекомендательной аннотации таковы:
- информация об авторе;
- характеристика авторского творчества в целом;
- характеристика данного произведения;
- оценка книги с комментариями и замечаниями по ее тематике и/или проблематике;
- описание особенностей стилистических и художественных приемов;
- описание существенных особенностей художественно-полиграфического оформления издания;
- указание на то, какой читательской аудитории предназначается книга.
Пример рекомендательной аннотации:
Роман «Отверженные» Виктора Гюго – один из лучших романов классики. В данном периоде автор описывает события во Франции от времен Ватерлоо вплоть до 1830. В первых главах романа мы знакомимся с епископом Бьенвеню – человеком, который вел смиреннный образ жизни. Однажды он приютил у себя беглого каторжника Жана Вальжана, который сбежал от него, прихватив с собой серебряные подсвечники. Каторжника поймали и привели к епископу, но тот, вместо того, чтобы обвинить преступника, защитил его и подарил подсвечники. Именно с этого момента и начинается преображение бывшего преступника. На протяжении романа он повстречает милую Козетту, которая станет ему как дочь, встретится с жандармом Жавером, который будет всеми силами стараться поймать Жана. На страницах книги мы повстречаем малыша Гавроша, Мариуса Понмерси и многих других персонажей, каждый из которых обладает неповторимыми чертами характера. В этом романе есть все: любовь, ненависть, борьба добра и зла, храбрость, упрямство, непоколебимость…После прочтения этого романа Вы не останетесь равнодушными и задумаетесь о многом.
2. По содержанию (его охвату и полноте) и ориентации на целевую аудиторию
По этому критерию аннотации бывают:
1) Общими – они характеризуют книгу в целом.
Могут быть и справочными, и рекомендательными. Как правило, они пишутся для широкой аудитории и фокусируются на изложении идеи и основных способов ее представления в тексте.
Если произведение относится к художественной литературе, основной акцент делается на изложение основной проблематики, главного конфликта и того, как этот конфликт решается героем или героями истории.
Пример общей аннотации:
Терапия искусством: Учебное пособие по арт-терапии: Под научной редакцией В.Н. Никитина, Н. Бояджиевой, Л.Д. Лебедевой, И.В. Вачкова. – София: Университетско издательство «Св. Климент Охридски», 2012. – 567 с., ил.
«В книге представлены современные научные исследования теории и практики терапии искусством (арт-терапии). Осуществлен системный анализ методологии арт-терапии по основным направлениям арт-терапевтической деятельности. Описаны модели и техники арт-терапевтической работы, применяемые в странах Восточной Европы. Издание рекомендовано для студентов, аспирантов, докторантов, научных сотрудников психологической, педагогической и социальной специализации, а также для всех читателей, интересующихся вопросами терапии искусством».
2) Специализированными – пишутся для узкого круга потенциальных читателей и рассказывают о главных моментах содержания. Чаще всего это справочные аннотации, реже – рекомендательные.
Видом специализированной аннотации является также аннотация аналитическая. Она пишется не по всей книге, а по самым интересным тематическим частям, главам, параграфам. Чаще всего это аннотации описательные, справочного вида.
Пример аналитической рекомендательной аннотации:
Энгельс Ф. Диалектика природы //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т. 20. – С. 339–626.
…В «Диалектике природы» Ф. Энгельс дает философское обобщение выводов современного ему естествознания и математики и. опираясь на их данные, излагает естественнонаучные основы диалектического мировоззрения.
Внеся громадный вклад в развитие диалектического материализма, эта работа имеет чрезвычайно большое значение и для научного атеизма. Ф. Энгельс поднял и решил здесь важнейший для научного атеизма вопрос о происхождении человека, показал значение открытий в области естествознания для борьбы против религии…
…Решающую роль для развития атеизма сыграло исследование Энгельсом проблемы жизни. Вывод, к которому пришел Ф. Энгельс, способствовал освобождению науки от идей «сверхъестественной жизненной силы».
3. По объему
По объему выделяют следующие аннотации:
1) Краткими – они направлены на характеристику одного аспекта. Как правило, это оценка материала, глубины проработки темы. Либо представляют собой очень краткое резюме, раскрывающее самую суть произведения.
Пример краткой аннотации статьи:
«В этой статье автором рассматривается важность и необходимость защиты персональных данных. Изучаются способы исключения утечки информации и ее несанкционированного использования. Итогом работы является ряд существенных предложений по хранению и оптимизации обработки персональных данных в различных учреждениях и организациях».
Если книга относится к художественной литературе, то краткая аннотация должна, во-первых, дать представление о главном конфликте и его значении, а во-вторых, обрисовать героя и сюжет в самых общих чертах.
Пример краткой аннотации к книге:
«В этой истории обычный мальчик узнает, что он на самом деле волшебник, который заставил исчезнуть с лица земли страшного злодея, и теперь тот хочет вернуться и отомстить. Чтобы узнать о своих способностях и научиться с ними управляться, мальчик попадает в школу волшебства, где находит новых друзей».
2) Развернутыми – кроме короткого пересказа содержания и его оценки они включают в себя еще и перечисление глав, параграфов и/или рубрик. Обычно такая аннотация составляется к научным работам, учебникам, монографиям и занимает от одной до нескольких страниц.
4. По количеству охваченных произведений
Этот тип – обзорная аннотация. Иногда ее еще называют групповой.
Такая аннотация пишется одна для нескольких произведений (для группы текстов, объединенных одной темой или одним жанром). Она может быть как справочной (уточнение трактовки общей темы в каждом из объединенных произведений), как и рекомендательной (в этом случае акцент делается на различия произведений – например, в трактовке темы или в способах представления информации).
Пример обзорной аннотации:
Один мир для всех: Контуры глобального сознания. Сборник статей: Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1990. – 216 с.
«Мысли и суждения восемнадцати известных политических и общественных деятелей современности о наиболее острых глобальных проблемах нашей планеты представлены в книге «Один мир для всех», которая впервые вышла в свет в западногерманском издательстве «Хорицонте» при участии и активном содействии советского издательства «Прогресс». Президент СССР Михаил Горбачев и председатель Социалистического Интернационала Вилли Брандт, известный астрофизик Фан Личжи (его часто называют «китайским Сахаровым») и один из основателей «Римского клуба», философ и футуролог Эрвин Ласло, Генеральный секретарь ЮНЕСКО Федерико Майор и бывший премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брунтланд, экономист и эколог Хейзл Хендерсон, физик и психолог Питер Рассел – наиболее видные представители мирового гуманитарного и естественно-научного знания вместе с известными политиками рассматривают на основе анализа последних достижений фундаментальных наук и нового планетарного мышления вопросы, волнующие все человечество.
Подходы к теме у авторов разные, поскольку речь идет о ярких и своеобразных индивидуальностях, но критерий один – все в мире взаимосвязано. Грозящего апокалипсиса вследствие многолетней конфронтации и неумолимо надвигающейся экологической катастрофы можно избежать, если мы сегодня, наконец, осознаем, что этот мир у нас для всех один».
ПАМЯТКА
«КАК
СОСТАВИТЬ АННОТАЦИЮ
К
ЛИТЕРАТУРНОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ».
АННОТАЦИЯ- это краткое содержание книги, рукописи, статьи, фильма, или другого издания
или текста…
1.
Ф.И.О. автора, название произведения.
2.
Тема произведения (о ком или о чём говорится в произведении: о
Родине, о природе, о детях, о животных, о волшебстве и приключениях…).
3.
Жанр произведения: сказка, рассказ, стихотворение, басня…).
4.
Герои произведения, какие они?
5.
Эпизод, который произвёл наиболее сильное впечатление.
6.
В чём заключается главная мысль произведения? Чему учит
произведение?
7.
Подходящая пословица к произведению.
8.