Аннотация – это короткая, сжатая, характеристика книги, ее своеобразное резюме. Цель такого краткого изложения – дать читателю примерное представление о содержании произведения, помочь ему сориентироваться в обилии литературы и выбрать необходимое.
Аннотация пишется с учетом целевой аудитории книги (для кого она – для студентов или школьников, для профессионалов или новичков) и с учетом того, кому адресована сама аннотация. Также следует обращать внимание на общую важность и полезность произведения, его назначение.
Разберем, по каким критериям и на какие виды делятся аннотации.
Классификация аннотаций
Типологию аннотаций удобнее всего вести по нескольким критериям – по назначению, по объему, по целевой аудитории и пр. Рассмотрим все возможные типы аннотаций подробно и с примерами.
1. По содержанию и целевому назначению
По этому критерию выделяют следующие аннотации:
1) Справочные (иначе – описательная или информационная аннотация).
В них раскрывается тематика произведения, кратко описываются интересные аспекты повествования (особенности образов персонажей, сюжетные повороты и т. п.). Такая аннотация не критикует, не оценивает, а только предоставляет необходимую информацию – о чем говориться в книге, кто и чем примечателен ее автор.
Схема составления данной аннотации в общем виде выглядит примерно так:
- краткая справка об авторе;
- вкратце – о форме (жанре) текста;
- информация о том, чему посвящен текст;
- описание содержания документа;
- причины издания или переиздания (в этом случае указываются отличия от предыдущих изданий;
- описание справочного аппарата издания (для специализированной и научной литературы);
- информация о целевой читательской аудитории произведения.
Пример справочной аннотации:
Парандовский Я. Алхимия слова. Петрарка. Король жизни: Пер. с польского / Сост. и вступ. ст. С. Бэлзы; Ил. П. Сацкого. – М.: Правда, 1990. – 656 с., ил.
«В книгу известного современного польского прозаика лауреата Государственной премии ПНР Яна Парандовского (1895 – 1978) вошли: «Алхимия слова» (1951) – блестящий трактат о писательском искусстве, о том, как воплощаются творческие замыслы в произведениях, в нем дается анализ писательского искусства на примерах выдающихся писателей различных эпох от Эсхила до Горького; «Петрарка» (1956) – романизированная биография великого итальянского поэта Возрождения; «Король жизни» (1930) – увлекательное жизнеописание Оскара Уайльда».
2) Рекомендательные, которые оценивают важность и полезность произведения как для отдельных читателей, так и для целевой аудитории с учетом ее возраста, гендерной принадлежности, образования, профессиональной подготовки.
Такая аннотация указывает на детали, привлекающие внимание читателей. Например, подчеркивает, что роман относится к классике или, наоборот, интригует утверждением, что книга суперсовременна и отличается новаторским подходом. Приводятся и дополнительные убеждающие аргументы, апеллирующие к эмоциям читателя, его интересам или профессиональным потребностям.
Схема и примерное содержание рекомендательной аннотации таковы:
- информация об авторе;
- характеристика авторского творчества в целом;
- характеристика данного произведения;
- оценка книги с комментариями и замечаниями по ее тематике и/или проблематике;
- описание особенностей стилистических и художественных приемов;
- описание существенных особенностей художественно-полиграфического оформления издания;
- указание на то, какой читательской аудитории предназначается книга.
Пример рекомендательной аннотации:
Роман «Отверженные» Виктора Гюго – один из лучших романов классики. В данном периоде автор описывает события во Франции от времен Ватерлоо вплоть до 1830. В первых главах романа мы знакомимся с епископом Бьенвеню – человеком, который вел смиреннный образ жизни. Однажды он приютил у себя беглого каторжника Жана Вальжана, который сбежал от него, прихватив с собой серебряные подсвечники. Каторжника поймали и привели к епископу, но тот, вместо того, чтобы обвинить преступника, защитил его и подарил подсвечники. Именно с этого момента и начинается преображение бывшего преступника. На протяжении романа он повстречает милую Козетту, которая станет ему как дочь, встретится с жандармом Жавером, который будет всеми силами стараться поймать Жана. На страницах книги мы повстречаем малыша Гавроша, Мариуса Понмерси и многих других персонажей, каждый из которых обладает неповторимыми чертами характера. В этом романе есть все: любовь, ненависть, борьба добра и зла, храбрость, упрямство, непоколебимость…После прочтения этого романа Вы не останетесь равнодушными и задумаетесь о многом.
2. По содержанию (его охвату и полноте) и ориентации на целевую аудиторию
По этому критерию аннотации бывают:
1) Общими – они характеризуют книгу в целом.
Могут быть и справочными, и рекомендательными. Как правило, они пишутся для широкой аудитории и фокусируются на изложении идеи и основных способов ее представления в тексте.
Если произведение относится к художественной литературе, основной акцент делается на изложение основной проблематики, главного конфликта и того, как этот конфликт решается героем или героями истории.
Пример общей аннотации:
Терапия искусством: Учебное пособие по арт-терапии: Под научной редакцией В.Н. Никитина, Н. Бояджиевой, Л.Д. Лебедевой, И.В. Вачкова. – София: Университетско издательство «Св. Климент Охридски», 2012. – 567 с., ил.
«В книге представлены современные научные исследования теории и практики терапии искусством (арт-терапии). Осуществлен системный анализ методологии арт-терапии по основным направлениям арт-терапевтической деятельности. Описаны модели и техники арт-терапевтической работы, применяемые в странах Восточной Европы. Издание рекомендовано для студентов, аспирантов, докторантов, научных сотрудников психологической, педагогической и социальной специализации, а также для всех читателей, интересующихся вопросами терапии искусством».
2) Специализированными – пишутся для узкого круга потенциальных читателей и рассказывают о главных моментах содержания. Чаще всего это справочные аннотации, реже – рекомендательные.
Видом специализированной аннотации является также аннотация аналитическая. Она пишется не по всей книге, а по самым интересным тематическим частям, главам, параграфам. Чаще всего это аннотации описательные, справочного вида.
Пример аналитической рекомендательной аннотации:
Энгельс Ф. Диалектика природы //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т. 20. – С. 339–626.
…В «Диалектике природы» Ф. Энгельс дает философское обобщение выводов современного ему естествознания и математики и. опираясь на их данные, излагает естественнонаучные основы диалектического мировоззрения.
Внеся громадный вклад в развитие диалектического материализма, эта работа имеет чрезвычайно большое значение и для научного атеизма. Ф. Энгельс поднял и решил здесь важнейший для научного атеизма вопрос о происхождении человека, показал значение открытий в области естествознания для борьбы против религии…
…Решающую роль для развития атеизма сыграло исследование Энгельсом проблемы жизни. Вывод, к которому пришел Ф. Энгельс, способствовал освобождению науки от идей «сверхъестественной жизненной силы».
3. По объему
По объему выделяют следующие аннотации:
1) Краткими – они направлены на характеристику одного аспекта. Как правило, это оценка материала, глубины проработки темы. Либо представляют собой очень краткое резюме, раскрывающее самую суть произведения.
Пример краткой аннотации статьи:
«В этой статье автором рассматривается важность и необходимость защиты персональных данных. Изучаются способы исключения утечки информации и ее несанкционированного использования. Итогом работы является ряд существенных предложений по хранению и оптимизации обработки персональных данных в различных учреждениях и организациях».
Если книга относится к художественной литературе, то краткая аннотация должна, во-первых, дать представление о главном конфликте и его значении, а во-вторых, обрисовать героя и сюжет в самых общих чертах.
Пример краткой аннотации к книге:
«В этой истории обычный мальчик узнает, что он на самом деле волшебник, который заставил исчезнуть с лица земли страшного злодея, и теперь тот хочет вернуться и отомстить. Чтобы узнать о своих способностях и научиться с ними управляться, мальчик попадает в школу волшебства, где находит новых друзей».
2) Развернутыми – кроме короткого пересказа содержания и его оценки они включают в себя еще и перечисление глав, параграфов и/или рубрик. Обычно такая аннотация составляется к научным работам, учебникам, монографиям и занимает от одной до нескольких страниц.
4. По количеству охваченных произведений
Этот тип – обзорная аннотация. Иногда ее еще называют групповой.
Такая аннотация пишется одна для нескольких произведений (для группы текстов, объединенных одной темой или одним жанром). Она может быть как справочной (уточнение трактовки общей темы в каждом из объединенных произведений), как и рекомендательной (в этом случае акцент делается на различия произведений – например, в трактовке темы или в способах представления информации).
Пример обзорной аннотации:
Один мир для всех: Контуры глобального сознания. Сборник статей: Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1990. – 216 с.
«Мысли и суждения восемнадцати известных политических и общественных деятелей современности о наиболее острых глобальных проблемах нашей планеты представлены в книге «Один мир для всех», которая впервые вышла в свет в западногерманском издательстве «Хорицонте» при участии и активном содействии советского издательства «Прогресс». Президент СССР Михаил Горбачев и председатель Социалистического Интернационала Вилли Брандт, известный астрофизик Фан Личжи (его часто называют «китайским Сахаровым») и один из основателей «Римского клуба», философ и футуролог Эрвин Ласло, Генеральный секретарь ЮНЕСКО Федерико Майор и бывший премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брунтланд, экономист и эколог Хейзл Хендерсон, физик и психолог Питер Рассел – наиболее видные представители мирового гуманитарного и естественно-научного знания вместе с известными политиками рассматривают на основе анализа последних достижений фундаментальных наук и нового планетарного мышления вопросы, волнующие все человечество.
Подходы к теме у авторов разные, поскольку речь идет о ярких и своеобразных индивидуальностях, но критерий один – все в мире взаимосвязано. Грозящего апокалипсиса вследствие многолетней конфронтации и неумолимо надвигающейся экологической катастрофы можно избежать, если мы сегодня, наконец, осознаем, что этот мир у нас для всех один».
Практически все международные фестивали требуют выслать синопсис на английском языке. Как правило, отборщики просят уложиться в 6—7 предложений (около 300 знаков). В некоторых случаях количество знаков может увеличиться до 1000. Когда речь идет о 100 знаках, в качестве синопсиса подойдет логлайн.
Соблюдать эти требования очень важно, поскольку каждый фестиваль выпускает свои каталоги, другую, приуроченную к проекту печатную продукцию, где размещает информацию о фильмах. Допустим, организаторы знают, что хотят отобрать 15 работ для конкурса и для представления каждой отведено по половине страницы, где нужно разместить и синопсис, и кадр из фильма, и информацию о режиссере и съемочной группе.
Делая несколько вариантов синопсиса разного объема, нужно иметь в виду, что количество символов одного и того же текста на английском и русском языках отличается. В переводе на английский объем текста уменьшается. Если в требованиях идет речь о количестве знаков, а не предложений, нужно считать знаки англоязычного текста.
Давайте разберем подробнее, что такое «логлайн» и «синопсис», и поймем, как лучше их написать.
Обновлено: 03.03.2023
Логлайн
Пример логлайна к фильму “Каратэ-пацан”:
В Голливуде логлайн создается еще до написания синопсиса и сценария, чтобы сформировать драматическое повествование. Это отличная проверка для сценариста — чем легче формируется хороший логлайн, тем больше вероятность, что выйдет и хороший сценарий.
При написании логлайна на собственный фильм у начинающих кинематографистов часто возникает проблема — не удается уложить идею в предполагаемые 25 слов. Столкнувшись с этим, попробуйте выделить главные для вашей истории опорные пункты и понятия. Сразу скажем о том, как их удобнее включать в описание.
Главный герой всегда должен быть на переднем плане, он неотъемлемая часть истории. Однако, не стоит называть имя героя в логлайне, если только оно не известно всему миру — например, Джон Леннон или Джон Кеннеди. В противном случае имя ни о чем не скажет читателю. Лучше указать его профессию, социальный статус — бомж, миллиардер, архитектор и др. В случае с “Каратэ-пацан” — это подросток из Нью-Джерси.
Используйте хорошо подобранные прилагательные, которые могут наиболее полно охарактеризовать героя истории. Например, тщеславный, амбициозный чиновник, дотошный журналист.
Главным героем в фильме может быть не один человек, а группа людей. В таком случае в логлайне она может фигурировать как один герой. В качестве примера можно взять логлайн к фильму “Схватка”:
Цель — обязательный элемент логлайна. Именно она — двигатель всей истории. Цель может быть как физической, так и психологической. Из логлайна к “Каратэ-пацан” ясно, что цель героя — обучиться боевому искусству, чтобы противостоять преступникам.
Если автор пока не знает ключевую цель, то нужно обозначить для себя кульминационный момент сценария, где герой достигает намеченного либо терпит фиаско.
Препятствие. В логлайне может присутствовать антогонистическая сила — помеха на пути к достижению поставленной героем цели. Здесь стоит быть максимально лаконичным, не обвешивать текст лишними деталями. Первоначально можно написать больший по объему логлайн, а уже потом ужимать его. По сюжету фильма “Каратэ-пацан” героя избивают члены преступной группировки, так как он начинает водить дружбу с бывшей девушкой главаря банды. В логлайне к фильму этот момент выведен за скобки.
Важные характеристики хорошего логлайна:
- Ирония и интрига;
- Способность передать внешний (события, визуальная эстетика) и внутренний конфликт (моральная, психологическая ломка);
- Отсутствие подробностей, мелких деталей;
- Лаконичность, но без сухости;
- Отсутствие открытых нравоучений, интерпретаций глубинного значения истории;
- Возможность очертить целевую аудиторию, жанр (особенно актуально при встрече с продюсером).
Проведите эксперимент. Напишите несколько вариантов логлайна для своей истории и протестируйте на друзьях, а лучше — на незнакомых людях. Если история заинтересует 8 из 10-и человек, можно считать, что цель достигнута.
Синопсис
Синопсис — краткое линейное изложение концепции сценария фильма, его содержания, сути драматического конфликта в увлекательной форме. В синопсисе есть завязка, поворотные точки, кульминация, развязка. В отличие от логлайна, в синопсисе уже хорошо просматривается сценарная структура фильма. Несмотря на это, автор также не открывает все карты, а читатель, не утрачивая интерес, должен захотеть увидеть историю на экране.
Синопсис к фильму “Каратэ-пацан”:
«В одной из школ Лос-Анджелеса появляется новичок — тинэйджер по имени Дэниел. Он прибыл с восточного побережья вместе со своей матерью. Нелегко завести друзей на новом месте, где ты не знаешь никого, а тем более в школе, где управляет жестокая банда каратистов.
Ключевые вопросы, на которые отвечает синопсис, подобны тем, что составляются при написании логлайна:
- О чем эта история?
- Кто главные герои?
- К чему они стремятся и почему?
- Какие препятствия стоят на пути?
Размер синопсиса. Объемы синопсиса могут существенно варьироваться — от одного абзаца до нескольких страниц. Здесь важно понимать поставленную задачу, целевую аудиторию синопсиса. Как правило, если вы собираетесь представить работу всем потенциально заинтересованным людям (в том числе и кинофестивалям), то синопсис лучше уложить в 6-8 предложений. При этом он должен быть написан так, чтобы читатель легко смог пересказать прочитанное буквально в нескольких словах.
Когда синопсис пишется уже для заинтересованного человека, готового потратить время на несколько страниц текста, то от краткого пересказа можно отказаться. Здесь уместен расширенный синопсис, который на Западе принято называть тритментом (treatment). В нем также упоминаются основные герои и расписываются эпизоды картины. В качестве примера можно привести часть тритмента к фильму “Fallout”:
Пассажиры ждут поезда. Обстановка напоминает современный Лос-Анджелес. Все, кроме Героя, читают газету LA Times. Ему 20 с небольшим, приятный на вид, оживленный. Пересказывает другу сон: он рыбачит на реке, вылавливает рыбину. Фрейд утверждал: сны о рыбе не предвещают ничего хорошего.
Видно, что вагон успел проехать всего несколько метров вдоль серой стены. Пейзаж оказывается пущенным по кругу фильмом. Несколько тысяч людей ютятся в подземном убежище. Это крошечная дешевая копия Лос-Анджелеса с искусственным климатом и ненастоящими деревьями. Атмосфера ретро-футуризма, совмещающего идиллию 50-х с технологиями конца 20-го века.
Окружение призвано смягчить чувство клаустрофобии, возникающее у обителей подземного комплекса. Но Герой не хочет мириться с происходящим. Наоборот, привлекая внимание окружающих, он громко протестует против этой искусственной жизни. На свете должны быть места получше.
Но как создать такой простой, но запоминающийся логлайн начинающему сценаристу? Какие правила у построения логлайна? Что нужно учитывать?
Как появился логлайн
Чтобы понять, что такое логлайн и как его написать, нужно понимать историю и причины возникновения этого инструмента.
Как ни странно, но считается, что этот термин родился десятки лет назад в Голливуде из технических документов. Не нужно объяснять, что большинство киностудий тогда вело (да и сейчас ведет) производство сразу десятка проектов. Фильмы, сериалы на разных стадиях производства, с разными бюджетами и разными съемочными группами.
Весь этот процесс надо было как-то документально сопроводить и упорядочить. А как это сделать, если у части проектов еще нет официального названия? Или эти названия меняются по мере исследования маркетинговой команды? И как тут не запутаться рядовому сотруднику киностудии?
Электронные базы еще не придумали. Вся информация на бумаге. Съемка уже в разгаре. Одни декорации строятся, другие разбираются. Костюмы из этой сцены потребуются завтра, а эти можно убрать подальше. Вечером будет съемка на натуре из ромкома, а уже утром надо подготовить батальную сцену времен Наполеона для пересъемок фильма, который вроде как досняли еще полгода назад… И все это без названий.
Разумеется, каждому проекту присваивался собственный номер. Но это еще та задача: вспомнить, что за фильм скрывается за этими цифрами.
Так и появился логлайн фильма: запись в одну строчку. Наикратчайший пересказ сюжета. А по сути – приписка карандашом в расписании на день.
Зачем нужен логлайн
С тех пор прошло много лет. За это время область применения логлайна выросла в десятки раз. Теперь это неотъемлемая часть индустрии, но суть осталась неизменной: это все еще самый кратчайший пересказ будущего фильма из всех возможных. А применение ему нашли на всех уровнях кинопроизводства.
Логлайн нужен всем участникам кинопроизводства. Его все еще часто используют в технической или юридической документации. Его приспособили для собственных нужд и сами сценаристы.
С правильно сформулированным логлайном можно сверяться при написании сценария, чтобы убедиться, что историю не увело в сторону. Именно поэтому современные профессиональные сценаристы придумывают логлайны в самом начале работы над сценарием.
Ну и самое, наверно, важное: логлайн необходим продюсеру. Во-первых, для понимания потенциала будущего фильма. Если задуманный сюжет интересен в кратком пересказе, с деталями он станет еще ярче. И наоборот: если историю нельзя пересказать коротко или в кратком изложении она звучит скучно, скорее всего, полноценный сценарий не исправит дело.
Конечно, могут быть редкие исключения. Но в большинстве случаев успешные продюсеры просто не станут рисковать своими деньгами и поищут проект, к которому написан правильный логлайн.
Вторая причина, почему продюсеры так полюбили такие инструменты, как логлайн и синопсис, – экономия времени. В офисы продакшн-студий приходят сотни сценариев. Отсмотреть их все целиком физически невозможно. Тут на помощь приходит логлайн. Прочитать и обдумать его – дело одной минуты. И по истечении этой минуты отборщик уже и решает, стоит давать этому сценарию шанс или нет. Если да, то можно потратить время и на синопсис.
И только если и логлайн, и синопсис выдержат марку, отборщик заглянет в ваш сценарий.
Структура логлайна
Итак, что такое логлайн сценария, идеи, проекта? Идеальный логлайн в Голливуде – это одно-два предложения, до двадцати пяти слов, передающие главный смысл сюжета.
И тут нужно учитывать несколько нюансов:
- Во-первых, русский язык не такой лаконичный, как английский. Кроме того, у нас пока нет культуры краткого изложения своих мыслей. Поэтому в России допускаются логлайны в 3–5 предложений и до 50 слов.
- Во-вторых, чтобы уместиться даже в этот регламент, нужно понять одну вещь: уложить весь сюжет в такой объем невозможно. А значит, передавать логлайном нужно не историю, а только ее суть. Чтобы читающий мог ясно представить, что примерно будет в фильме.
- И разумеется, не стоит путать логлайн и синопсис. Разница между ними очевидна хотя бы по объему. Размер синопсиса может варьироваться от страницы до пяти. И этих рамках можно уже рассказать о сюжете чуть подробней.
Есть несколько способов, как написать логлайн. Но большинство из них сводится к одному правилу – в логлайне нужно как можно лаконичней ответить на несколько вопросов:
- Кто главный герой?
- Чего он хочет (его проблема или конфликт)?
- Что ему мешает?
- К чему все идет (чем должно закончиться)?
Главный герой – солдат из будущего.
Чего хочет? – спасти девушку.
Что ему мешает? – киборг-убийца.
К чему все идет? – В конце робот и человек столкнутся в битве и, скорее всего, солдат спасет девушку. Как минимум это подразумевается. Вряд ли в конце они втроем откроют чебуречную. Так что направление финала указано.
По правилам логлайна, такое описание годится, только если в этом фильме вы болеете за Терминатора (вроде как он главный герой). Это надо учитывать при написании.
Примерно так же можно разобрать любой логлайн к фильму, примеры которых легко найти в интернете.
Главное качество логлайна
У всех удачных логлайнов есть одно общее качество – они подстегивают фантазию у любого, кто их читает. Фильма еще нет даже в наброске, но благодаря хорошему логлайну каждый автоматически начинает его придумывать в своей голове.
Другой способ – вызвать любопытство вместе с сочувствием. Для этого нужно через логлайн передать зверскую несправедливость, в которую попал главный герой.
Ну и конечно, лучшие из лучших логлайны бьют сразу по нескольким целям.
Здесь все. И интрига – как будет вести себя учитель в мире наркоторговцев? И ирония – безобидный престарелый учитель становится наркоторговцем. И несправедливость – болезнь, бесцельно прожитые годы, нищее существование его семьи.
Понятно, что это только самые распространенные примеры подключения. Да и сформулировать логлайны даже к уже приведенным выше примерам можно и другими словами. Иначе расставить акценты, подобрать более удачные словосочетания. Но если это будет хороший пример, одно останется неизменным – такой логлайн будет подстегивать фантазию читающего.
Это все, что нужно знать начинающему сценаристу о том, как писать логлайн. В одной из следующих статей мы вернемся к этой теме и разберем основные ошибки при написании логлайна.
Итак, что сообщает логлайн? Хороший логлайн дает представление об истории в целом, при этом может не раскрывать важных перепетий сюжета и умолчать о финале. Интригующий финал — как приятный бонус, который получает продюсер (фестивальный эксперт) уже при прочтении сценария (просмотре фильма). В Америке, где ежегодно на рынке появляется около 40 тысяч новых сценариев, знают цену хорошим логлайнам.
В Голливуде логлайн создается еще до написания синопсиса и сценария, чтобы сформировать драматическое повествование. Это отличная проверка для сценариста — чем легче формируется хороший логлайн, тем больше вероятность, что выйдет и хороший сценарий.
При написании логлайна на собственный фильм у начинающих кинематографистов часто возникает проблема — не удается уложить идею в предполагаемые 25 слов. Столкнувшись с этим, попробуйте выделить главные для вашей истории опорные пункты и понятия. Сразу скажем о том, как их удобнее включать в описание.
Используйте хорошо подобранные прилагательные, которые могут наиболее полно охарактеризовать героя истории. Например, тщеславный, амбициозный чиновник, дотошный журналист.
Если автор пока не знает ключевую цель, то нужно обозначить для себя кульминационный момент сценария, где герой достигает намеченного либо терпит фиаско.
Важные характеристики хорошего логлайна:
- Ирония и интрига;
- Способность передать внешний (события, визуальная эстетика) и внутренний конфликт (моральная, психологическая ломка);
- Отсутствие подробностей, мелких деталей;
- Лаконичность, но без сухости;
- Отсутствие открытых нравоучений, интерпретаций глубинного значения истории;
- Возможность очертить целевую аудиторию, жанр (особенно актуально при встрече с продюсером).
Практическое задание:
Проведите эксперимент. Напишите несколько вариантов логлайна для своей истории и протестируйте на друзьях, а лучше — на незнакомых людях. Если история заинтересует 8 из 10-и человек, можно считать, что цель достигнута.
Синопсис
Синопсис — краткое линейное изложение концепции сценария фильма, его содержания, сути драматического конфликта в увлекательной форме. В синопсисе есть завязка, поворотные точки, кульминация, развязка. В отличие от логлайна, в синопсисе уже хорошо просматривается сценарная структура фильма. Несмотря на это, автор также не открывает все карты, а читатель, не утрачивая интерес, должен захотеть увидеть историю на экране.
Ключевые вопросы, на которые отвечает синопсис, подобны тем, что составляются при написании логлайна:
- О чем эта история?
- Кто главные герои?
- К чему они стремятся и почему?
- Какие препятствия стоят на пути?
Размер синопсиса. Объемы синопсиса могут существенно варьироваться — от одного абзаца до нескольких страниц. Здесь важно понимать поставленную задачу, целевую аудиторию синопсиса. Как правило, если вы собираетесь представить работу всем потенциально заинтересованным людям (в том числе и кинофестивалям), то синопсис лучше уложить в 6-8 предложений. При этом он должен быть написан так, чтобы читатель легко смог пересказать прочитанное буквально в нескольких словах.
Когда синопсис пишется уже для заинтересованного человека, готового потратить время на несколько страниц текста, то от краткого пересказа можно отказаться. Здесь уместен расширенный синопсис, который на Западе принято называть тритментом (treatment). В нем также упоминаются основные герои и расписываются эпизоды картины.
В качестве примера можно привести часть тритмента к фильму “Fallout”:
Аннотация – это короткая, сжатая, характеристика книги, ее своеобразное резюме. Цель такого краткого изложения – дать читателю примерное представление о содержании произведения, помочь ему сориентироваться в обилии литературы и выбрать необходимое.
Аннотация пишется с учетом целевой аудитории книги (для кого она – для студентов или школьников, для профессионалов или новичков) и с учетом того, кому адресована сама аннотация. Также следует обращать внимание на общую важность и полезность произведения, его назначение.
Разберем, по каким критериям и на какие виды делятся аннотации.
Классификация аннотаций
Типологию аннотаций удобнее всего вести по нескольким критериям — по назначению, по объему, по целевой аудитории и пр. Рассмотрим все возможные типы аннотаций подробно и с примерами.
1. По содержанию и целевому назначению
По этому критерию выделяют следующие аннотации:
1) Справочные (иначе – описательная или информационная аннотация).
Устал делать рефераты и домашку по школьным предметам?
Переходи по ссылке и закажи написание любой школьной или студенческой работы у наших партнеров.
Потребуется просто заполнить описание того, что тебе задали и установить свою стоимость или подождать, пока исполнители сами предложат за сколько они готовы выполнить работу.
А что с качеством?
Хороший вопрос!
Действительно, кто будет выполнять работы, от которых, возможно, будет зависеть твой аттестат?
На самом деле тут все круто!
Все исполнители — настоящие профессионалы в своих тематиках. Это студенты профильных вузов и школьные учителя, подрабатывающие таким образом.
Так что единственная опасность в том, что твою домашку может выполнить твоя же училка
В них раскрывается тематика произведения, кратко описываются интересные аспекты повествования (особенности образов персонажей, сюжетные повороты и т. п.). Такая аннотация не критикует, не оценивает, а только предоставляет необходимую информацию – о чем говориться в книге, кто и чем примечателен ее автор.
Схема составления данной аннотации в общем виде выглядит примерно так:
- краткая справка об авторе;
- вкратце — о форме (жанре) текста;
- информация о том, чему посвящен текст;
- описание содержания документа;
- причины издания или переиздания (в этом случае указываются отличия от предыдущих изданий;
- описание справочного аппарата издания (для специализированной и научной литературы);
- информация о целевой читательской аудитории произведения.
Пример справочной аннотации:
Парандовский Я. Алхимия слова. Петрарка. Король жизни: Пер. с польского / Сост. и вступ. ст. С. Бэлзы; Ил. П. Сацкого. – М.: Правда, 1990. – 656 с., ил.
2) Рекомендательные, которые оценивают важность и полезность произведения как для отдельных читателей, так и для целевой аудитории с учетом ее возраста, гендерной принадлежности, образования, профессиональной подготовки.
Такая аннотация указывает на детали, привлекающие внимание читателей. Например, подчеркивает, что роман относится к классике или, наоборот, интригует утверждением, что книга суперсовременна и отличается новаторским подходом. Приводятся и дополнительные убеждающие аргументы, апеллирующие к эмоциям читателя, его интересам или профессиональным потребностям.
Схема и примерное содержание рекомендательной аннотации таковы:
- информация об авторе;
- характеристика авторского творчества в целом;
- характеристика данного произведения;
- оценка книги с комментариями и замечаниями по ее тематике и/или проблематике;
- описание особенностей стилистических и художественных приемов;
- описание существенных особенностей художественно-полиграфического оформления издания;
- указание на то, какой читательской аудитории предназначается книга.
Пример рекомендательной аннотации:
2. По содержанию (его охвату и полноте) и ориентации на целевую аудиторию
По этому критерию аннотации бывают:
1) Общими — они характеризуют книгу в целом.
Могут быть и справочными, и рекомендательными. Как правило, они пишутся для широкой аудитории и фокусируются на изложении идеи и основных способов ее представления в тексте.
Если произведение относится к художественной литературе, основной акцент делается на изложение основной проблематики, главного конфликта и того, как этот конфликт решается героем или героями истории.
Пример общей аннотации:
2) Специализированными – пишутся для узкого круга потенциальных читателей и рассказывают о главных моментах содержания. Чаще всего это справочные аннотации, реже – рекомендательные.
Видом специализированной аннотации является также аннотация аналитическая. Она пишется не по всей книге, а по самым интересным тематическим частям, главам, параграфам. Чаще всего это аннотации описательные, справочного вида.
Пример аналитической рекомендательной аннотации:
Энгельс Ф. Диалектика природы //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т. 20. – С. 339–626.
3. По объему
По объему выделяют следующие аннотации:
1) Краткими – они направлены на характеристику одного аспекта. Как правило, это оценка материала, глубины проработки темы. Либо представляют собой очень краткое резюме, раскрывающее самую суть произведения.
Пример краткой аннотации статьи:
Если книга относится к художественной литературе, то краткая аннотация должна, во-первых, дать представление о главном конфликте и его значении, а во-вторых, обрисовать героя и сюжет в самых общих чертах.
Пример краткой аннотации к книге:
2) Развернутыми – кроме короткого пересказа содержания и его оценки они включают в себя еще и перечисление глав, параграфов и/или рубрик. Обычно такая аннотация составляется к научным работам, учебникам, монографиям и занимает от одной до нескольких страниц.
4. По количеству охваченных произведений
Этот тип — обзорная аннотация. Иногда ее еще называют групповой.
Такая аннотация пишется одна для нескольких произведений (для группы текстов, объединенных одной темой или одним жанром). Она может быть как справочной (уточнение трактовки общей темы в каждом из объединенных произведений), как и рекомендательной (в этом случае акцент делается на различия произведений – например, в трактовке темы или в способах представления информации).
Пример обзорной аннотации:
Один мир для всех: Контуры глобального сознания. Сборник статей: Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1990. – 216 с.
Читайте также:
- Выявите области распространения и состав тундровой растительности кратко
- Внутренняя политика александра 3 кратко
- Проблема выбора пути общественного развития россии в 17 веке самодержавие или сословно кратко
- Речевая готовность к школе памятка для родителей
- Ресурсы костромской области кратко
Содержание
- Что такое аннотация?
- Структура
- Как составить аннотацию грамотно: 5 советов
- 12 приемов работы с аннотацией
Почему в библиотеке или книжном магазине среди сотни книг мы выбираем одну, и не обращаем внимания на остальные? Если отбросить такие критерии выбора как жанр, объем, имя автора, то что останется? Правильно: хорошая аннотация, прочитав которую немедленно хочется узнать содержание книги. Разберемся, как ее грамотно написать.
Обратимся к Википедии. Там указано, что это — краткое содержание издания (произведения) и его характеристика. Соглашусь, но добавлю, что аннотация — короткий текст, визитная карточка произведения и грамотная его реклама.
Короткий текст в начале помогает быстро понять, нужно ли ее читать, или лучше взять с соседней полки.
Аннотации пишут не только авторы книг, но и студенты факультета журналистики, филологического факультета и др. Это отличная тренировка перед написанием аннотаций к научным работам.
Структура краткой аннотации книги зависит от того, принадлежит книга к художественной литературе или нонфикшену. Правило работает для статей, монографий, фильмов.
Если произведение является художественным, то:
- цель аннотации к рассказу или роману — с помощью пары предложений заинтересовать читателя, раскрыть жанр, ключевого героя и обрисовать главную проблему;
Чтобы долго не думать, как начать писать, обратитесь к личности автора. Расскажите, кто он, сколько книг уже написал, какие награды получил. Здорово, если информация уместится в предложение.
- подробности об авторе писать не обязательно;
- постарайтесь ответить на несколько важных вопросов:
- в какое время и где происходят события в произведении. Указание времени, места заставит работать читательское воображение. Это поможет людям, целенаправленно ищущим исторические тексты или тексты о будущем;
- кем является главный герой (героиня или герои). Несколько деталей о его профессии, возрасте или семейном положении сделают героя чуть более уникальным;
- что герой делает в произведении. Опишите завязку, проблему и задачу, которую нужно решить герою в процессе;
- есть ли у героя противники и кто они. Как правило, это те люди и обстоятельства, мешающие главному персонажу достичь цели.
Не лишним будет задать в конце аннотации риторический вопрос. Он вызовет у читателя интерес и желание найти ответ в основном тексте.
Если произведение относится к нонфикшн, то:
- цель аннотации — раскрыть суть работы, пользу для читателя, чем она выделяется среди подобных в этом жанре;
- подробности об авторе желательно включить: читатели обычно хотят понять, можно ли ему доверять, разбирается ли он в теме;
- попробуйте дать ответы на вопросы:
- о чем рассказывает книга. Называйте вещи простыми и понятными словами. Название может заставить читателя надолго задуматься и выпасть из реальности. Например, «Аштанга-Виньяса» (это вид йоги) или «Биохакинг». Расшифруйте название;
- кто до вас изучал эту тему, приведите имена экспертов, не стесняйтесь говорить о себе как о первопроходце;
- обозначьте центральные вопросы, на которые даются ответы (1-2 предложения);
- выделите целевую аудиторию и обращайтесь к ней напрямую: «эта книга для любителей кошек».
- весь текст не должен быть больше 1-2 абзацев;
- избегайте оценочных слов и выражений. Пример: самый страшный роман, лучшая сказка для детей 10-13 лет;
- составляйте простые предложения, которые легче воспринимаются читателями;
- не приводите в аннотации цитаты из книги;
- убедитесь, что вы не пересказываете сюжет (в наше время за спойлеры могут обидеться, а в случае с книгой — забросить ее куда подальше).
Попросите написать небольшой отзыв знакомого эксперта и вставьте цитату из отзыва в аннотацию.
Сегментируйте аудиторию. Четко определитесь с тем, к кому вы обращаетесь. Подумайте, кому книга будет интересна, и кто после ее прочтения получит выгоду.
+ книга будет интересна специалистам в области биофизики, биохимии и ботаники.
— книга будет интересна всем, кто увлекается биологией и химией.
Конкретизируйте. Конкретная информация убеждает сильнее и делает текст правдоподобным.
+ зеленый, синий и фиолетовый цвета.
— холодные цвета и оттенки.
Уникализируйте. Не копируйте успешные на ваш взгляд варианты, но учитесь на них. Изучите коллег и конкурентов: это поможет сделать аннотацию уникальной.
+ вы узнаете, какие способы и техники помогают лучше запоминать — 5 новых приемов, о которых вам стоит знать.
— вы узнаете самые лучшие способы запоминания информации.
Обещайте быстрый результат. Ставьте близкие цели и напоминайте читателю, что он сможет их быстро достичь.
+ уже после 10 первых страниц вы сможете говорить по-английски вместе с главным героем.
— эта книга поможет вам в будущем овладеть английским языком.
Пишите правду. Если вы думаете, что книга ничем особенным не выделяется, не нужно пытаться ее приукрасить и перевирать. Читатель очень быстро это поймет.
+ сюжет книги не оригинальный, но эта любовная история заставит вас по-новому взглянуть на отношения.
Меньше сложных слов. Если у вас дергается глаз от слов «целеустремленность», «консилиум», «квинтэссенция», то почему вы думаете, что этого не случится с читателем? Перед тем, как написать слово, подумайте, как сказать проще.
+ в книге вы найдете топ-10 рассказов по версии литературного портала «Горький».
— эта книга — квинтэссенция философской мысли на культурную апроприацию.
Не сомневайтесь. Не пишите слова, говорящие о сомнении. В тексте должен быть только утвердительный посыл.
+ Книга поможет разобраться с негативной и позитивной энергетикой.
— Скорее всего, после прочтения книги вы почувствуете, что вас переполняет энергия. Возможно, вы уже будете знать, что делать.
Используйте активные слова и конструкции. Лучше всего оформить текст с воображаемым субъектом действия внутри (читателем) и дать ему действовать.
+ приведенные в книге 45 способов массажа вы можете применить в…
— 45 способов массажа используются в…
Пишите о выгодах. Это касается и художественных текстов. Читатель после прочтения хочет получить эмоцию или навык, умение.
+ после прочтения книги вы поймете, что важно принимать себя со всеми достоинствами и недостатками так, как это делает главная героиня.
— эта книга подарит вам хорошее настроение и заряд бодрости.
Призывайте действовать. Но не агрессивно, а деликатно. Не нужно требовать от читателя купить, позвонить или немедленно отказаться от покупки квартиры, потому что на этой неделе луна в Козероге.
+ Узнайте, о каких 13 эффективных приемах маркетинга пишет Остин Нетзли.
Провоцируйте. Легкая провокация поможет вызвать у читателей нужные эмоции, заставит выбрать именно эту книгу. Используя провокацию, можно быстрее и с меньшими затратами достичь поставленной цели.
+ В книге вы найдете крутые советы, которые помогут вам писать как Стивен Кинг.
Контролируйте эмоции. Слишком эмоциональный текст будет выглядеть как пустословие, а излишне сухой не вызовет доверие.
— Это потрясающая книга, захватывающая в свои объятия с первого абзаца.
Если у вас нет желания и времени самостоятельно разбираться во всех нюансах и тонкостях написания, воспользуйтесь помощью опытных экспертов Studently.
Аннотация – это краткое содержание и характеристика книги, рукописи, монографии, статьи, фильма или другого издания, то есть это резюме, вывод о произведении. Аннотации используются в качестве основы для поиска исследований, которое планируется представить в виде презентации на научной конференции.
Аннотирование заключается в максимальном сокращении объёма источника информации при сохранении его основного содержания. При этом аннотация лишь перечисляет вопросы, освещенные в первоисточнике, и не раскрывает самого содержания этих вопросов.
Она отвечает на вопрос: «О чем говорится в первичном тексте?». Таким образом, аннотация лишь дает представление о главной теме и перечне вопросов, затрагиваемых в тексте первоисточника, помогая осуществлять поиск и отбор необходимой информации.
Содержание
- Аннотация – значение слова
- Структура аннотации
- Разновидности аннотаций – таблица
- Примеры аннотированных работ
- Аннотация к книге: как написать, пример
- Заключение
Аннотация – значение слова
С этим понятием сталкиваются студенты, которые пишут курсовые и дипломные работы, а также люди, чья профессия связана с написанием статей, книг.
В аннотации автор излагает содержание произведения или статьи (обычно в виде перечня главнейших вопросов) и дает иногда их оценку. Цель такого краткого изложения – дать читателю примерное представление о содержании произведения, помочь ему сориентироваться в обилии литературы и выбрать необходимое.
Аннотация показывает отличительные особенности и достоинства издаваемого, место и время издания в номинативной форме. Данное слово произошло от лат. «annotatio — замечание». В англоязычной литературе данное понятие часто выделяется заголовком «Abstract».
Чтобы презентовать научную или художественную работу, необходимо кратко и емко передать ее суть. Грамотно составленная аннотация — залог того, что вашу статью, книгу, курсовую, дипломную обязательно прочтут.
Она пишется с учетом целевой аудитории книги (для кого она – для студентов или школьников, для профессионалов или новичков) и с учетом того, кому адресована сама аннотация. Также следует обращать внимание на общую важность и полезность произведения, его назначение.
Аннотация содержит основную тему статьи или книги, кроме этого она может перечислять (называть) основные положения описываемого источника. При этом может не упоминать субъект действия (предполагая, что он известен из контекста) и содержать пассивные конструкции — глагольные и причастные.
Структура аннотации
Аннотация может присутствовать в статье или журнале. В современных научных журналах аннотацию, как правило, ставят в начале статьи (сразу после заголовка, авторов и списка ключевых слов), несмотря на то, что в ней могут содержаться выводы.
Композиция аннотации включает в себя две части: библиографическое описание и непосредственно текст аннотации.
Библиографическое описание помещается перед текстом аннотации, сюда в номинативной форме входят данные об авторе, название, место и время издания.
Текст обычно состоит из двух частей:
- В первой части формулируется основная тема книги, статьи, ставится цель автора, перечисляются основные положения книги (статьи), новая, интересная информация, заключенная в первоисточнике (содержательная характеристика первоисточника); факультативно может приводиться композиция первоисточника.
- Во второй части указывается адресат первичного текста.
В научной публикации аннотация обычно описывает четыре пункта проведенной работы:
- Фокус исследования (то есть постановка проблемы/исследуемого вопроса)
- Используемые методы исследования (экспериментальные исследования, тематические исследования, анкетирование и др.)
- Результаты исследования
- Общие выводы и рекомендации.
При составлении аннотации предъявляются особые требования к композиции данного жанра, языку, отбору информации. Композиция должна быть внутренне логична и может отличаться от композиции первоисточника.
При написании аннотации используется литературный язык, лаконичный, простой и ясный, не используются длинные, сложные предложения. Не допускается цитирование, основное содержание первоисточника передаётся «своими словами». Особенностью аннотации является также использование в ней языковых оценочных клише.
Размер аннотации зависит от дисциплины и требований издателя. Типичная длина колеблется от 100 до 500 слов, но очень редко больше страницы, а иногда всего несколько слов. Аннотированная библиография содержит список литературы с короткой аннотацией после каждого пункта.
Разновидности аннотаций – таблица
Аннотации эффективны в предоставлении своевременной информации о новейших достижениях в различных областях науки и техники и помогают сэкономить время на поиск и сбор научной информации при написании курсовых, дипломных и диссертационных работ.
Виды аннотаций и их характеристики в виде таблицы:
Вид |
Характеристика |
1. Справочная (также называется описательной или информационной) |
Характеризует тематику произведения и сообщает какие-либо сведения о нем, но не дает его критической оценки. |
2. Рекомендательная: а) общая (характеризует произведение в целом, рассчитана на широкий круг читателей); б) специализированная (характеризует произведение в определенных аспектах, рассчитана на узкий круг специалистов). |
Характеризует первоисточник и дает оценку в отношении его пригодности определенной категории потребителей, с учетом уровня подготовки, возраста и других особенностей потребителей, которым эта аннотация предназначена. |
3. Групповая: а) справочная (характерно объединение сведений о том, что является общим для нескольких источников на одну тему); б) рекомендательная (приводятся различия в трактовке темы, степени их доступности, подробности изложения и другие сведения рекомендательного характера). |
Содержит обобщенную характеристику двух и более первоисточников. |
Знание правил составления аннотаций способствует умению адекватно извлекать основные положения источника по теме исследования и их оформлять их в соответствии с требованиями нормативных документов.
Примеры аннотированных работ
- Фролов И.Г. Глобальные проблемы, человек и судьбы человечества // Философия и политика в современном мире. — М.: Наука, 1989.- с. 44–60.
Статья посвящена влиянию глобальных проблем на различные стороны жизни человека и на решение вопроса о будущем цивилизации. В статье рассматриваются пути и методы решения глобальных проблем мыслителями различных направлений.
- Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.: Междунар. отношения, 1993. 280 с.
Книга в занимательной и доступной форме рассказывает об особенностях правильной красивой русской речи в ее устной и письменной форме, раскрывает секреты ораторского искусства, помогает избежать распространенных речевых ошибок.
На интересных примерах высокого художественного мастерства русских писателей, поэтов, публицистов показаны разнообразные стилистические приемы усиления выразительности, эмоциональности, действенности речи; негативные примеры предостерегут читателей от типичных ошибок в словоупотреблении, построении фразы.
Книга адресована не только любителям российской словесности, но и всем, кто стремится к повышению речевой культуры.
- Кристи А. Место назначения неизвестно: роман/ А. Кристи; пер. с англ. Н. Кузнецовой. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 220 с.
Кто поможет частному детективу раскрыть загадку сенсационного, таинственного исчезновения ученого с мировым именем? Кто возьмется сыграть трудную и смертельно опасную роль недавно погибшей жены исчезнувшего – роль приманки, на которую должны были выйти его похитители?
Только – женщина, которой нечего терять, — потому что она уже потеряла все, чем дорожила в жизни. Только – женщина, которой рано или поздно удастся пробраться в самое сердце таинственного убежища преступников
- Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. М., 1991.
Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900) – крупнейшая фигура в умственной, общественной и культурной жизни России последней трети XIX века. Мыслитель и поэт, он выступил завершителем целой эпохи философских исканий и дал толчок новым идейным и художественным течениям XX века, в особенности символизму.
Включенные в сборник сочинения В.С. Соловьева в соответствии с важнейшими темами его эстетической мысли распределены по следующим разделам: «Красота как преображающая сила», «Нравственная миссия художника», «Статьи о русских поэтах», «Энциклопедические статьи. Рецензии. Заметки».
- Бельчиков Ю. А. Словарь паронимов русского языка / Ю. А. Бельчиков, М. С. Панюшева. — М.: ООО «Издательство ACT»: COO «Издатесльство Астрель», 2004. — 458 с.
В словаре представлено более 200 рядов паронимов – слов, похожих по звучанию и близких, но нетождественных, по значению.
Статья включает толкование слова, его грамматическую характеристику, образец употребления в литературе, подробно разъясняются смысловые различия каждого паронима одного паронимического ряда. Кроме того, даны примеры возможных ошибок, возникающих из-за неправильного употребления паронимов.
Словарь предназначен для школьников, студентов, переводчиков, журналистов, филологов, всех, интересующихся проблемами русского языка.
Аннотация к книге: как написать, пример
С написанием аннотаций иногда возникают трудности, связанные с выработкой структуры и отбором фактов для изложения. Чтобы разобраться в этом, приведем несколько примеров и расскажем, как писать аннотацию.
Чтобы привлечь внимание потенциального читателя, в начале книги указывают такие сведения:
- библиографические данные;
- сведение об авторе;
- жанр и форму произведения;
- тему произведения или научной работы;
- краткое содержание;
- причины издания или переиздания (при необходимости).
Если пишете тезисную характеристику к монографии и учебным книгам, то акцентируйте внимание читателя на особенностях содержания и том, как информация имеет практическое применение.
Как пишется такая аннотация? Пример к книге поможет понять, как правильно ее написать:
Уильям Шекспир. Трагическая история Гамлета, принца Датского. — М., 2019. — 268 с.
- Жанр: трагедия.
- Король Дании умер, и на его троне воцарился его брат Клавдий. Сыну покойного короля, Гамлету, является призрак отца, раскрывающий страшную тайну: он умер не своей смертью, а был убит братом. Гамлет становится одержим местью, но вынужден таиться и прикидываться безумцем до тех пор, пока не настанет подходящий момент…
- Знаменитая трагедия Шекспира основана на истории средневекового скандинавского героя Амлоди, по всей видимости, почерпнутой автором из летописи Саксона Грамматика «Деяния данов» XIII века.
Художественное произведение не всегда нуждается в подробном анализе. Важно создать интригу для читателя, чтобы ему стало интересно узнать сюжетное повествование. Вот наглядный пример:
Джоан Кэтлин Роулинг. Гарри Поттер и Философский Камень. — Росмэн, 2006. — 400 с.
- Жанр: фэнтези.
- «Гарри Поттер и Философский Камень» — первая книга из цикла работ Джоан Роулинг о приключениях 11-летнего мальчика, ученика школы магии Хогвартс. Это произведение принесло автору мировую славу.
- Это история об обычном мальчике, который узнает о своих волшебных способностях. В детстве из-за него исчез злобный волшебник, который желает возродиться и отомстить. Но теперь он хочет вернуться и отомстить. Чтобы узнать больше о своих способностях и научиться управлять ими, мальчик отправляется в школу волшебства, где знакомится с новыми друзьями.
Необходимость краткой письменной характеристики для многих кудесников пера попросту непонятна. Обесценивание краткого тезиса часто приводит к тому, что увлекательный сюжет, интересные мысли и грамотная подача материала не будут оценены читателями. Следуйте представленным инструкциям и быстро овладеете искусством составления аннотаций.
Заключение
Аннотация — это краткое содержание рукописных и печатных работ. В эру цифровых технологий, интернета и бесконечного потока данных небольшие тезисы помогают людям ориентироваться в информации.
При помощи аннотаций человек определит наиболее подходящий материал для своего обучения или профессионального роста. Аннотация к книге или научному труду формирует общее представление о содержании источника. Так можно сэкономить время, не тратить часы на то, что либо не понравится, либо не подойдет по теме.
В тезисном пересказе автор подчеркивает основные моменты, а также указывает на приемы, которые позволили ему раскрыть тему. Если брать художественную литературу или кино, то аннотация намекнет на поворот событий или особенности персонажей, заинтриговав, но не раскрыв сюжет.
Таким образом, основные сведения об источнике информации дает именно аннотация. Что это за форма изложения, в чем ее практическое значение? Аннотация — анонс, который в лаконичной форме описывает тему, отличительные черты и все то, что позволяет привлечь потенциальных зрителей или читателей.
Краткое изложение материала очень важно в современном мире. Такой инструмент, как аннотация, подталкивает потенциальных читателей к ознакомлению с контентом — научным, научно-популярным или художественным материалом.
Источники:
- Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов. Ростов н/Д.: Феникс, 2001;
- Словарь русского языка: В 4‑х т. РАН, Ин‑т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4‑е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;
- «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935–1940);
- Дунаев А.И., Дымарский М.Я., Кожевников А.Ю. и др. Русский язык и культура речи/ Под ред. В.Д. Черняк. М.: Высш. шк.; СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002;
- Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи. Практикум: учеб. пособие / под ред. Н.А. Ипполитовой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. 2006. – 320 с.