Как написать аннотацию к учебной программе

Как составить аннотацию к дополнительной
общеобразовательной программе

Нормативные документы обязывают в подразделе «Структура сайта»
размещать сведения «об аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой
дисциплине в составе образовательной программы) с приложением их копий (при
наличии)». Это значит, что на сайте образовательной организации должны быть размещены
копии дополнительных общеобразовательных программ на текущий учебный год, и к
каждой программе должна быть аннотация.

Составление
аннотации развивает критическое мышление, умение обобщать, анализировать. Умело
составленные аннотации позволяют родителям  экономить время и осуществлять
наиболее сознательный выбор направления.




Аннотация
– это краткое изложение содержания статьи, книги, монографии и т. п. В
аннотации раскрывается наиболее существенное из всего содержания и разъясняется
назначение работы.
Аннотация дает ответ на вопрос, о чём
говорится в первичном документе.

Виды
и типы аннотаций, в зависимости от объекта аннотирования аннотации
подразделяются на общие, аналитические и групповые. Общая аннотация
характеризует произведения печати в целом. Аналитическая – характеризует
отдельную часть произведения или определенный аспект его содержания. Групповая
аннотация представляет собой обобщенную характеристику двух или более
произведений, близких по тематике.

В
соответствии с целевым назначением различают два типа аннотаций – справочные и
рекомендательные.

Цель справочной аннотации – дать краткую информацию
(справку) о содержании и специфике произведения печати. Такие аннотации
составляют для характеристики научных, учебных, справочных изданий, а также для
раскрытия содержания сборников и собраний сочинений. Объем справочных аннотации
различен – от нескольких слов до нескольких строк. Справочные аннотации
используются в научно-вспомогательных пособиях, библиографических указателях,
адресованных специалистам.

Рекомендательная аннотация,
наряду с краткой информацией о произведении печати, преследует и другие цели:
заинтересовывать читателя, показать значение и специфику данной книги или
статьи, ее место в ряду других, близких по содержанию и назначению. Главная
отличительная особенность рекомендательной аннотации – педагогическая
направленность; характеризуются произведения, соответствующие уровню
подготовки, возрастным и иным особенностям читателей. Рекомендательные
аннотации бывают краткими и развернутыми. Они составляются для рекомендательных
пособий в целях пропаганды научно-популярных, массово-производственных изданий,
а также произведений художественной литературы.

Аннотация
дополнительной общеобразовательной программы – это характеристика
документа, его части или группы документов с точки зрения назначения,
содержания, формы и других особенностей.

 Основными
в аннотации  являются следующие компоненты:

1)
указание на то, в соответствии с какими нормативными документами составлена
данная рабочая программа, какому УМК она соответствует;
2) цель и задачи учебной дисциплины;
3) количество часов на изучение дисциплины;

 4)срок
реализации программы;
5) перечисление основных разделов дисциплины (или тематическое планирование с
указанием количества часов);
6) периодичность и формы текущего контроля и промежуточной аттестации.

Рекомендации:

1.      В
первую очередь, нужно максимально точно выделить и сформулировать ключевую
мысль работы. Необходимо взять только наиболее важные моменты и отразить их в
тексте характеристики.

2.     Аннотация
должна быть написана понятным языком, без специфических, узких выражений и
определений. Она должна легко читаться и восприниматься на слух.

3.     Будет
правильно включить в текст описания ключевые слова для поиска статьи. Их
рекомендуется размещать в середине описания.

4.     Крайне
нежелательно размещать в аннотации таблицы, списки и другие элементы
оформления.

5.     Не
нужно писать в резюме общие фразы, не имеющие никакой смысловой нагрузки. В
правильно сформулированной характеристике каждое слово должно быть нацелено на
привлечение читателей.

6.     Итоги
работы необходимо описать максимально информативно и точно.

7.    При
написании аннотации необходимо придерживаться установленного лимита слов
(100…250 слов (по ГОСТу 850 знаков, не менее 10 строк).

Пример
составления аннотации к дополнительной общеобразовательной программе:

I-вариант

Дополнительная
общеобразовательная программа объединения «Рукоделие»

Статус
программы:
Программа
объединения «Рукоделие» модифицированная, составлена по типовым программам
трудового обучения в общеобразовательной школе под редакцией И.Г.Майорова,
Б.М.Неменского, Н.М.Конышева.

Направленность: художественная

Возраст
обучающихся
:
10-15 лет

Срок
реализации программы
: 2 года

Разделы
программы
:

·       
модульное оригами;

·       
изонить;

·       
бисер;

·       
квилинг;

·       
текстильная игрушка;

·       
макраме.

Цель
программы
:
всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей, создание условий
для самореализации ребенка в творчестве, воплощение в художественной работе
собственных неповторимых черт.

Задачи:

обучающие

·       
формировать
умения использовать различные технические приемы при работе с бумагой, тканью и
др. материалами;

·       
знакомить
с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и
декоративно-прикладного искусства;

развивающие

·       
развивать
образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;

·       
развивать
мелкую моторику рук и глазомер;

воспитательные

·       
формировать
коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, к чужому труду,
терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;

·       
воспитывать в детях любовь к родной
стране, ее природе и людям.

Форма
занятий:

традиционные, комбинированные, практические занятия; индивидуальная
деятельность; лекционные занятия и выставки творческих работ.

Краткое
содержание
:
знакомство с возможностями декоративно-прикладного творчества. Историей
развития техники модульного оригами, техники изонить, текстильной игрушки,
макраме, квиллинга. Обучение навыкам изготовления игрушек-саше,
игрушек-оберегов, выполнение изделий из бисера, способам кручения газетных
трубочек.

Ожидаемые
результаты:

овладение навыками и умениями работы с материалами и швейными принадлежностями.
Обучающиеся должны знать базовые понятия, основные приемы художественной
обработки используемых материалов, следовать устным инструкциям, читать и
зарисовывать схемы изделий, представлять работы, выполненные своими руками.

II – вариант
(упрощенный)

Дополнительная
общеобразовательная программа объединения «Изобразительное творчество»

Возраст обучающихся:
7-12 лет

Срок реализации:
3 года

Разделы программы:

·       
графика;

·       
живопись;

·       
композиция;

·       
лепка;

·       
пленэр;

·       
портрет;

·       
пейзаж.

           Цель программы:
формирование нравственного совершенствования и гармоничного развития личности,
его активного эстетического отношения к жизни и искусству.

          
Задачи:

обучающие

·       
обучение
основам изобразительной грамоты;

·       
знакомство
с различными видами изобразительной деятельности;

развивающие

·       
формирование
художественных знаний, умений и навыков;

·       
развитие
художественно-творческих способностей личности обучающегося,
эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира;

воспитательные

·       
воспитание уважительного и бережного
отношения к предметам искусства;

·       
воспитание волевых и трудовых качеств
личности;

·       
содействие профессиональному
самоопределению обучающихся.

Нормативные документы обязывают в подразделе «Образование» размещать сведения «об аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы) с приложением их копий (при наличии)».

Это значит, что на сайте образовательной организации должны быть размещены копии рабочих программ на текущий учебный год, и к каждой программе должна быть аннотация. Требований к аннотации ни в одном из действующих нормативных документов нет, поэтому её составляют так, как понимают. Текст аннотации рабочей программы не стандартизирован, поэтому мы рассмотрим возможные варианты оформления аннотации.

Сначала обратимся к теории жанров

С точки зрения теории жанров, аннотация – это характеристика документа, его части или группы документов с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей. Аннотация дает ответ на вопрос, о чём говорится в первичном документе.

Значит, аннотация рабочей программы содержит краткую характеристику этого документа; по сути, аннотацией может быть краткое изложение пояснительной записки рабочей программы. 

А что должно быть отражено в этой краткой характеристике?

Посмотрим на примеры

Если набрать в любом поисковике «аннотация рабочей программы», то в выдаче результатов окажется множество ссылок на сайты школ, училищ, вузов, которые уже размещают аннотации рабочих программ. Основными в них являются следующие компоненты:

  1. указание на то, в соответствии с какими нормативными документами составлена данная рабочая программа, какому УМК она соответствует;
  2. цель и задачи учебной дисциплины (или только цель);
  3. количество часов на изучение дисциплины;
  4. перечисление основных разделов дисциплины (или тематическое планирование с указанием количества часов);
  5. периодичность и формы текущего контроля и промежуточной аттестации.

Составителя рабочей программы (учителя) в аннотации не указывают.

На сайтах некоторых школ аннотации повторяют содержание пояснительной записки рабочей программы, то есть содержат большой по объему текст, что противоречит жанровым признакам аннотации. Итак, у каждой рабочей программы своя аннотация. 

Как разместить аннотации на сайте?

Копия аннотации не требуется, да и нет такого документа в номенклатуре дел образовательной организации, поэтому форма представления может быть разной:

  1. текст аннотации на странице сайта (скачивать файл не надо);
  2. аннотация в прикрепленном файле («вордовском» документе или файле в формате pdf).

Мне встречались в основном случаи, когда аннотации размещают в виде прикрепленных файлов.

Рабочих программ много, соответственно, и аннотаций много. Как сделать проще?

Вариант 1. Одна аннотация – один файл. Сначала даем ссылку на аннотацию, после нее – на копию соответствующей рабочей программы (или сначала даем список аннотаций, затем – список рабочих программ). На сайте будут большие списки из рабочих программ и аннотаций.

Вариант 2. Все аннотации рабочих программ по одной дисциплине собираем в один файл и размещаем его в виде прикрепленного файла. На сайте будет несколько файлов с аннотациями: по русскому языку, по математике, по истории и т.д.

Вариант 3. Все аннотации всех рабочих программ собираем в один документ и размещаем его в виде прикрепленного файла. На сайте будет один файл с аннотациями.

Очевидно, что самый простой – 3-й вариант.

Выводы:

  1. Аннотация рабочей программы – это краткая характеристика программы. В этой характеристике достаточно отразить: нормативную базу и УМК, цель и задачи учебной дисциплины; количество часов на изучение дисциплины; основные разделы дисциплины; периодичность и формы текущего контроля и промежуточной аттестации.
  2. Проще всего все аннотации рабочих программ поместить в один файл, и ссылку на этот файл дать в соответствующем разделе сайта.

Всё, что здесь изложено, носит исключительно рекомендательный характер и не обязывает делать именно так. Возможно, ваша образовательная организация предложит более грамотный вариант создания и размещения аннотаций рабочих программ.

Михаил Бакулин

Аннотация к рабочей программе

учителя 9а класса Моржанаевой И.Н.

        Название рабочей программы: Рабочая программа  по предметам учебного плана,  9а класс.

        Срок, на который разработана рабочая программа: 2020-2021 учебный год.

        Рабочая программа по предметам учебного плана 9-а класса  (далее — Программа) является  частью адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Программа обеспечивает достижение цели и задач образовательной организации посредством максимального отбора содержания учебного материала, учета степени реализации развивающего и воспитывающего аспекта, обеспечения методическим и дидактическим материалом.  

        Цель программы: обучающийся, компетентный в социально — трудовой деятельности в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями на основе формирования  предметных и личностных качеств.

        Задачи:

— Сформировать у обучающихся   предметные знания, умения и в соответствии с требованиями рабочей программы.

— Создать условия для накопления обучающимися жизненного опыта и социальных контактов, необходимых в повседневной деятельности.  

— Обеспечить материально-технические условия реализации программы.

— Осуществлять мониторинг результатов реализации программы. 

Программа разработана в соответствии с требованиями к Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к разработке рабочих программ учебных предметов, курсов и содержит разделы:

1.Пояснительная записка

1.1.Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (обучающихся)

1.2.Планируемые результаты освоения предметов учебного плана АООП — минимальный и достаточный, личностные результаты

1.3.Создание образовательной среды

2. Содержательный раздел

2.1.Содержание учебных предметов

2.2.Календарно-тематическое планирование

        Программа учитывает результаты психолого-педагогической диагностики обучающихся, рекомендации ППк для реализации принципа коррекционной направленности,  предполагает создание условий  обучения с учетом нозологии ребенка.

        Программа разработана в соответствии с учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5-9 классов (Вариант1) и включает в себя следующие учебные предметы обязательной части учебного плана: чтение, русский язык, математика, биология, география, история отечества, основы социальной жизни.

        Для  обеспечения реализации особых (специфических) образовательных потребностей, индивидуальных потребностей каждого обучающегося за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, увеличено количество часов на изучение предмета «Чтение». Таким образом, на изучение предмета «Чтение» отводится 5 часов в неделю (170 часов в год).

Объем программы  – 680 часов:

  • Чтение  — 170 часов (5 часов в неделю)
  • Русский язык —  136 часов (4 часа в неделю)
  • Математика — 102 часа (3 часа в неделю)
  • Биология — 68 часов (2 часа в неделю)
  • География — 68 часов (2 часа в неделю)
  • История отечества — 68 часов (2 часа в неделю)
  • Основы социальной жизни  — 68 часов (2 часа в неделю)

        В  содержании основных разделов учебных предметов Программы спланирована коррекционно-развивающая работа с учетом  рекомендаций ППк. В календарно-тематическом планировании предметов рабочей программы  обозначены  основные виды деятельности обучающихся. Программа создает условия для самостоятельной познавательной деятельности обучающихся: подготовка  сообщений, презентаций, мини-проектов,   фотоотчетов и др.

        Программа учитывает современные требования к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы обучения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), направлена на достижение обучающимися предметных и личностных результатов, формирует базовые учебные действий. Предметные результаты определяются  в 2  уровнях: минимальном и достаточном. В процессе реализации программы формируются базовые учебные действия (БУД): личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Фформируемые БУД прописаны  к основным разделам учебных предметов.

        Для контроля и оценки знаний и умений обучающихся спланированы проверочные и  контрольные работы.

Рабочая программа предусматривает использование специальных учебников, учебных пособий для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и дидактических материалов, современных учебных материалов: учебные электронные издания, аудио- видео-учебные материалы и др.

 Программа соответствует современным тенденциям развития образования детей с интеллектуальными нарушениями, обеспечивает создание специальных условий обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей   посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация к рабочей программе представляет собой её краткую характеристику с описанием основных положений рабочей программы.  Здесь представлены аннотации к рабочим программам, используемым в образовательной организации в 2017 — 2018 учебном году. В них указан учебно-методический комплект, по которому осуществляется обучение, а также место предмета  в учебном плане школы. Аннотация к рабочей программе является необходимым условием составления рабочих программ по любой школьной учебной дисциплине. 

Просмотр содержимого документа

«Аннотации к рабочим программам по русскому языку 5-9 классыWord (6)»

Просмотр содержимого документа

«ИЗО Word»

Просмотр содержимого документа

«КТНД t Word»

Просмотр содержимого документа

«алгебра 10-11 ft Word»

Просмотр содержимого документа

«алгебра 7-9 Word»

Просмотр содержимого документа

«аннотация 10-11 русский Microsoft Word (8)»

Просмотр содержимого документа

«аннотация к род. яз»

Просмотр содержимого документа

«аннотация по биологии»

Просмотр содержимого документа

«геометрия 10-11 Word»

Просмотр содержимого документа

«геометрия 7-9 классыt Word»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать аннотацию к тексту на английском пример
  • Как написать аннотацию к статье шаблон
  • Как написать аннотацию к статье на английском языке пример
  • Как написать аннотацию к статье клише
  • Как написать аннотацию к статье вак