Как написать бас гитару

На сегодняшний день существует несколько видов бас-гитар. Основные это 4, 5 и 6 струнные.

Бас-гитара в аранжировке

Строй 4х струнной бас-гитары такой же, как у контрабаса. При добавлении струн сохраняется квартовое соотношение т.е. вверх C, а вниз B.

Бас-гитара, наряду с ударными, составляет основной костяк ритм-группы, которая практически без нее не существует.

Роль баса в уплотнении и подчеркивании ритма ударных, а также в создании гармонического фундамента.

Как известно из курса гармонии, бас является вторым по важности голосом в гомофонно-гармоническом складе (который используется в 99% современной музыки). Поэтому умение писать хорошие партии для бас-гитары одно из главнейших в работе аранжировщика.

Необходимо сразу оговориться, что кроме бас-гитары функцию баса может выполнять и другой инструмент (чаще всего синтезатор) и хотя принципы написания партий для них будут похожи, все же необходимо понимать, что бас-гитара живой инструмент, имеющий гораздо больше ограничений, чем синтезатор или софт.

Первое с чего нужно начать аранжировку баса это решить какой тип звукоизвлечения подходит для Вашей ритм-секции.

На бас-гитаре существует два основных типа звукоизвлечения медиатором и пальцами. При игре медиатором получается острый, четкий звук, часто с призвуком от медиатора. При игре пальцами звук более мягкий и гибкий,но с менее острой атакой.

Как правило, большинство современных vst плагинов (если Вы пишите аранжировку на компьютере) имеет оба варианта звукоизвлечения.

Следующий важный пункт необходимый для понимания бас-гитары – это система позиций. На бас-гитаре позиция равна четырем ладам и интервалу малой терции в пределах одной струны и ундецима в пределах 4 струн и т.д. Расположение нот в пределах позиции

Позиции именуются по положению первого пальца. Например, если нота A берется 3 пальцем на 4 струне то это 3 позиция (метод расчета позиции: пальцы принимаются за цифры от 0 до трех, от лада отнимаем палец получаем позицию, в нашем случае 5 – 2 =3)

В отношении скачков, широких интервалов бас-гитара достаточно гибкий и подвижный инструмент, однако в большинстве случаев лучше использовать одну или две ноты для обозначения аккорда поскольку слишком мелодизированная басовая линия занимает очень много пространства в аранжировке.

Существует несколько основных стилей игры используемых при написании партии бас-гитары. Рассмотрим основные:

1. Шагающий бас (walking bass ,swing bass)

Пришёл из эпохи свинга и позаимствован у контрабасистов. Своими корнями шагающий бас восходит к культуре духовых оркестров, основным репертуаром которых были марши.

В этом стиле бас играет каждую четверть создавая непрерывное ритмическое движение. Очень часто добавляются свинговые предыкты к 3 и 1 долям такта для того, чтобы создать ритмическую определенность:

Основное правило для шагающего баса (подробнее в отдельной статье, поскольку тема очень обширная): на сильные доли тоники или квинты аккорда, на остальные доли заполнения трех типов:

Диатонические (каждому аккорду соответствует определенная гамма)

Арпеджированные (в джазе применяются редко, но в других стилях очень часто)

Хроматические (система вводных звуков, проходящих, вспомогательных и т.д.)

2. Риффовый бас.

Рифф – короткая, чаще всего двух или 4х тактовая фигура многократно повторяющаяся и являющаяся основным строительным материалом произведения. Существует несколько разновидностей риффового баса

Бас играет рифф общий для всей группы внося небольшие импровизационные изменения (характерно для стилей хард-рок, блюз)

Бас играет собственный рифф, при чем, при смене гармонии ноты меняются,а ритм сохраняется (rock-n-roll, motown, r-n-b)

Смешанный

3. Рок-бас

Основная задача ритм-секции в роке это создание упругой и четкой основы – поэтому бас здесь играет всегда с бочкой. Пример из песни One of Us:

4. Латиноамериканский стиль

Объединяет в себе все разнообразие латиноамериканской музыки начиная от танго и заканчивая босса-новой. Основные фигуры основаны на триольной пульсации боссановы +– +– +- ( подробнее смотри здесь) со смещением на слабую долю ( также для написания латинбаса нужно изучить различные виды клавес)

5. Фанк и диско

Характерные особенности стиля: использование сетки на 16/16. Синкопы на слабые 16, а также использование приемов slap (игра слэпом заключается в ударе фалангой большого пальца о струны) и pop (данный прием заключается в том, что струну подцепляют, вертикально вверх в направлении от деки, и отпускают, тем самым она с силой ударяется о планки ладов, производя  щелкающий звук)

Крестиками обозначены так называемые ghost ноты, прием при котором левая рука глушит струны, создавая приглушенное, перкуссивное звучание.

6. Дублирование гитары

Такой тип партий распространен в тяжелой музыке (trash.speed и т.д.). Задача бас-гитары создать плотность в нижнем регистре. Пример: “metallica am i evil”

Таким образом, для написания хорошей басовой партии необходимо усвоить основные принципы и стили. Кратчайший путь к этому снимать ритм-секции в разных стилях и записывать их в секвенсоре с подробным письменным разбором основных используемых элементов.

Партия баса — как её прописать

Партия баса - как её прописать

Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы поделимся некоторыми соображениями по-поводу того, как может получиться партия баса, подходящая для нашей музыки.

В предыдущей статье мы смотрели как, не имея под рукой настоящих барабанов и барабанщика (а может быть и просто не имея возможности хорошо записать барабаны самим) записать ударные. Плагин, что мы рассматривали на мой вкус очень хорош — звук как на настоящей барабанной установке. А вот, как это звучит на практике: Как записать барабаны с помощью Addictive Drums.

В этой статье мы разовьём эту музыку, добавив ещё и партию баса. Звук баса мы будем записывать с синтезатора.

Итак, как же мы можем рассуждать? Если в целом, то чтобы бас звучал можно просто выбросить самые нижние ноты из того, что мы играем на гитаре. То есть на гитаре играются верхние ноты аккордов, на бас-гитаре нижние.

Вообще, давайте здесь сделаем небольшое отступление и вспомним, что мы писали в некоторых предыдущих статьях. Бас должен звучать круто…

Например вот, что мы играли в статье под названием бридж в музыке

Пример баса из аудиопримерарис. 1

А вот как это звучит.

слушать музыку

То есть это нижние звуки части нашей музыки. Как слышите мы просто используем гамму натурального ля мажора (это наша тональность), с повышенной второй ступенью (это должна быть нота си диез, но у нас отмечена как до бекар, что одно и то же) и в конце нота Ля у нас звучит как тоника (на ней всё успокаивается и будто бы в музыке поставлена точка).

Но главное — эта линия (просто мелодия можно сказать) звучит гармонично и сносно сама по себе.

А теперь добавим верхние ноты:

Пример баса с верхними нотами из аудиопримерарис. 2

И послушаем теперь с ними:

слушать музыку

Как слышите звучит уже по-другому и тоже гармонично. Вверху у нас своя линия идёт

Вот это примерно мы и имели ввиду, говоря про выбрасывание самых нижних нот из того, что мы играем на гитаре.

Теперь, руководствуясь вышесказанным, разовьём нашу композицию добавив после основного проигрыша некоторые новые аккорды. Продолжение будет из двух частей. Первая будет такой:

Продолжение исходного проигрышарис. 3

На гитаре звучать это будет так:

слушать музыку

Теперь самые нижние ноты сыграем с помощью бас-гитары (её у нас будет имитировать синтезатор).

слушать музыку

Как слышите мы играли можно сказать те же аккорды, только самые низкие ноты взяли с помощью синтезатора (имитирующего бас-гитару).

Далее сыграем вторую часть, которая будет достаточно простой:

Продолжение исходного проигрыша часть втораярис. 4

Кстати, на этот проигрыш мы играли что-то типа соло (используя лишь одно упражнение для гитары).

Послушаем как она звучит на гитаре:

слушать музыку

Во второй части мы будем рассуждать немного по-другому. Мы будем использовать арпеджио аккордов составляющих проигрыш и будем с помощью баса придавать нужную нам атмосферу к тому, что играется у нас на гитаре. Это достаточно интересно.

Так, для первого аккорда (который у нас С9) мы в басу добавим ноту ми (она — это третья ступень трезвучия С, поэтому она вполне себе здесь подходит и не испортит звучания). Потом сыграем Фа диез, что третья ступень уже второго аккорда D (трезвучия ре мажор). А потом возьмём ноту соль, что третья ступень для малого минорного септаккорда Em7 (последнее созвучие в проигрыше). Получается мы просто 3 ступени взяли наших созвучий в басу.

Но мы можем взять не только третьи ступени, но и другие аккордовые звуки, получив вот что:

Партия баса для второго проигрышарис. 5

На рисунке 5 мы цифрами подписали какая ступени текущего аккорда использовалась в басу.

А теперь послушаем, как наш проигрыш будет звучать с басом:

слушать музыку

Если вы можете поделиться своими соображениями о том, как написать партию баса — пишите в комментариях, буду очень рад.

А теперь сыграем всё вместе с барабанами и басом, добавив вначале ещё некоторые дополнительные звуки с синтезатора и гитары.

слушать музыку

Рич Тоццоли — звукорежиссер, композитор и продюсер, номинированный на премию Грэмми и работавший с Элом Ди Меолой, Эйсом Фрели, Дэвидом Боуи и многими другими известными музыкантами. Недавно Рич написал колонку из двух частей (раз, два) для портала Ask.Audio, в которой рассказал, как вести запись бас-гитары в домашних и студийных условиях. В своих статьях Рич рассказывает, что делать гитаристу, впервые столкнувшемуся с записью бас-гитары, объясняет подходы к написанию партий баса и утверждает, что, при должном усердии, нет никакой нужды в поиске реального басиста. Редакция SAMESOUND.RU приводит адаптированный перевод материала.


rich-tozzoli

Рич Тоццоли

Эту статью я пишу с точки зрения гитариста и для гитаристов, столкнувшихся с проблемой записи баса. Высокое качество звучания баса — важная составляющая профессионального микса. Беда в том, что профессиональный басист справится с записью намного лучше гитариста — это очевидно.

За время сотрудничества с Fox, HBO, Discovery Channel и другими телеканалами, в заставках которых звучит моя музыка, мне приходилось выполнять функции басиста самостоятельно. Я набил много «шишек», набрался опыта, выявил несколько важных моментов и готов поделиться своими мыслями о записи бас-гитары.

Учись и слушай

Когда я решил самостоятельно вести запись бас-гитары, я начал внимательно изучать то, как играют профессиональные басисты и как бас взаимодействует с ударными. Так как мой основной инструмент — электрогитара, то партии баса для меня всегда оставались где-то в стороне. Да, я следил за тем, как бас сидит в моих миксах, но делал это недостаточно профессионально.

Будучи поклонником Led Zeppelin, первым делом я изучил партии и манеру игры Джона Пола Джонса. Я заметил, что партии Джонса во многом основаны на ритм-энд-блюзе, соуле и классическом роке. Наблюдения за ним показали, что подчеркнуть мощь гитарного риффа можно простым дублированием партии гитары на басу, а разнообразить дорожку баса можно обычным изменением длительности нот и позиций на грифе.

После изучения манеры игры Джонса, я переключился на других значимых басистов — Гедди Ли из Rush и Джона Энтвисла из The Who. Следом я исследовал отношения баса и бочки в записях Sade, плотное звучание баса в песнях Билли Айдола, характерный стиль игры Стива Харриса из Iron Maiden и фанковый подход Фли из Red Hot Chili Peppers.

Я слушал бас с разных сторон, анализировал игру на инструменте и пытался понять, как думают и чем руководствуются басисты при написании партий. Все это всячески искореняло во мне гитариста при работе с басом.

Медиатор или пальцы

Чем играть: пальцами или медиатором? Кто-то отдает предпочтение игре пальцами, кто-то, наоборот, медиатору. Рассуждения на эту тему — банальная вкусовщина. Играем пальцами — получаем мягкое, глубокое и более традиционное звучание. Играем медиатором и слышим острую атаку, высокую точность звуков и преобладание высоких частот в звуке бас-гитары. Я освоил обе техники, хотя игра пальцами далась мне с трудом.

Для музыки, которая большую часть времени будет звучать из динамиков телевизора, лучше остановиться на игре медиатором — такой звук баса легче услышать через маленькие колонки. При этом нельзя прекращать любые эксперименты: пробуйте медиаторы разной толщины и слушайте, как меняется звук баса на записи.

Плагины для обработки баса

При работе с басом я полагаюсь на плагины и не вижу в этом ничего зазорного. Каждый сам выбирает, как ему удобнее работать — мне больше нравится использовать плагины, а не полагаться на аналоговое оборудование. Я помещаю плагины прямиком на дорожку баса в микшере, избегая всевозможных шин, посылов и AUX-каналов.

Tech 21 SansAmp PSA-1

Несмотря на то, что Tech 21 SansAmp PSA-1 может показаться странным выбором для обработки баса, я пользуюсь им уже очень давно. Плагин помогает басу пробиться сквозь микс и делает его звук более различимым. Я опускаю регулятор LOW, чтобы бас звучал менее плотно, а затем работаю с ручками DRIVE и CRUNCH. Аккуратная настройка параметров этих регуляторов вместе с регулировкой уровня PRE AMP создает легкий налет сатурации. О конкретных настройках говорить сложно, все зависит от нужд композиции.

SoundToys Decapitator

SoundToys Decapitator — аналоговый моделирующий сатуратор, придающий басу приятный ламповый характер. При помощи этого плагина я стараюсь обогатить бас эдаким ленточным эффектом.

Порядок действий такой: повернуть регулятор DRIVE к отметке 2 или около того, уровень OUTPUT выставить на 0 dB, соотношение DRY/WET — полностью в сторону WET, включить ручку THUMP. Регулятор TONE, в зависимости от потребностей, смещается или в сторону параметра BRIGHT, или в сторону DARK. Иногда я опускаю регулятор HI CUT для того, чтобы сгладить частоты в районе верхнего низа или прибавляю LOW CUT для уплотнения низких частот.

В случаях, когда нужно острое звучание баса, стоит повернуть регулятор DRIVE к более высоким значениям или нажать на кнопку PUNISH. Тем не менее, при таком варианте настройки стоит быть осторожным — можно запросто убить микс, сделав его не читаемым.

Sonnox Oxford Dynamics

Когда нужно получить чистый и гладкий бас, я пользуюсь Sonnox Oxford Dynamics. Плагин универсален и гибок, а секция компрессора аккуратно сбивает любые переходные частоты без потерь в атаке. Функцию WARMTH я активирую, когда басу нужно добавить больше выразительности.

Universal Audio/Softube Summit TLA-100A

Компрессор Summit TLA-100A от Universal Audio и Softube также призван сглаживать звучание баса, когда этого требует микс. При работе с басом я использую TLA-100A повсеместно, даже если используются другие плагины.

Тумблер LOW CUT я переключаю в положение INPUT (тогда срез низких частот происходит на входном сигнале), а сам регулятор поворачиваю к отметке в районе 100 Hz. Это помогает очистить низ микса и освободить место для бас-бочки.

Запись баса в линию или через усилитель

Несколько лет назад я начал записывать бас на собственной студии через голову Mesa/Boogie mkIV и кабинет Marshall 4×12. В путь прохождения сигнала всегда включается квакушка Dunlop Cry Baby (см. Обзор Dunlop Cry Baby Mini Wah), но ее я использую только в случае необходимости или когда мне хочется сделать звук баса чуть-чуть интереснее.

  1. Бас через Mesa/Boogie и педаль wah-wah Рич Тоццоли
  2. Бас только через Mesa/Boogie Рич Тоццоли

Несмотря на это, иногда я подключаю бас напрямую к аудиоинтерфейсу через ди-бокс — это происходит в тех случаях, когда мне нужно записать чистый необработанный бас без компрессии, эквализации и других эффектов. Обработку сигнала баса я произвожу позднее с помощью плагинов. Такой подход дает больше возможностей в вопросе формирования звучания баса.

  1. Бас медиатором через ди-бокс и после обработки Tech 21 SansAmp PSA-1 Рич Тоццоли

Здесь нет правильного или неправильного подхода: запись бас-гитары можно вести как через усилители и педали эффектов, так и напрямую, в линию. Однако, стоит отметить, что записывая бас с использованием педалей эффектов, убедитесь в их реальной необходимости — внести правки в звук после записи уже не получится.

Запись бас-гитары в линию и последующее улучшение звука

Если вы пишете бас в линию, подумайте о двух важных вещах:

  1. Как вписать дисторшн в путь прохождения сигнала?
  2. Какие плагины понадобятся для получения сочного звука?

Я уже говорил о плагинах SansAmp, Decapitator, Sonnox Oxford Dynamics и Summit TLA-100A, которые обогащают звучание баса, но не ограничивайте себя. Используйте любые инструменты и разработки, которые придадут басу драйва и уберут пики при помощи компрессии.

Добавление дисторшна

Добавить дисторшн можно с помощью любого плагина, который сделает звук бас-гитары острее. Тем не менее, многое зависит от исполняемой музыки: одним стилям подойдет кранчевый саунд, другим — острый и резкий перегруз.

Я использую дисторшн даже в спокойных и «чистых» композициях — легкая острота помогает басу найти свое место в миксе, выделяет его на фоне других участников аранжировки. Сначала я добавляю много дисторшна, а затем постепенно снижаю количество эффекта до тех пор, пока бас не зазвучит в миксе так, как мне хочется.

Не бойтесь экспериментировать с обработками — результаты работы плагинов легко отменить.

Работа с эмуляторами усилителей

Tech 21 SansAmp выводит уровни параметров Punch, Crunch и Drive далеко за максимальные значения. В композициях с напористым и тяжелым звучанием я поворачиваю регулятор Drive на 3 часа и увеличиваю значения входного гейна. Это делает бас еще тяжелее и создает настоящий эффект дисторшна.

В Decapitator я слегка прибавляю ручку Drive, а затем настраиваю соотношение Wet/Dry по вкусу, в зависимости от требуемого для композиции и аранжировки количества эффекта. Повторюсь, нет нужды в использовании идентичных плагинов — подойдут любые разработки, которые добавят зернистости и остроты звучанию.

Для достижения экстра-тяжелого звучания баса я применяю эмуляторы усилителей. Мне нравится звучание Universal Audio Engl E765 и Universal Audio Engl E646 VS. Плагины E765 и E646 VS — двухканальные, с небольшой разницей в структуре гейна. Несмотря на это оба канала подходят для работы с басом. Увеличение параметра Gain ведет к усиленному проявлению дисторшна, что вместе со вторым каналом делает звучание агрессивнее. При этом важно прибрать высокие частоты регулятором Treble, чтобы бас не звучал слишком ярко.

запись бас-гитары советы гитаристам и звукорежиссерам

Пример настройки эмулятора Universal Audio Engl E646 VS.

запись бас-гитары советы гитаристам и звукорежиссерам

Пример настройки эмулятора Universal Audio Engl E765.

Классические усилители

Если мне нужно получить более классическое звучание баса, я использую эмуляторы кабинетов Ampeg от Universal Audio: Ampeg SVT-VR и SVT 3. Первый отличается совсем классическим звуком в духе 1970-1980-х, а вот второй плагин более современный, его я использую только в тех случаях, если басу нужно придать более выявленную форму.

Тем не менее, чаще всего я использую Ampeg SVT-VR. Этот плагин — очень правдоподобная виртуальная версия 300 Вт басового усилителя Ampeg SVT, который звучит на огромном количестве записей. С ним звучание баса получается громким, мощным и объемным.

В зависимости от нужд песни, я выбираю разные комбинации кабинетов и микрофонов и немного прибавляю громкость, пока в звуке не появится характерная зернистость.

запись бас-гитары советы гитаристам и звукорежиссерам

Пример настройки плагина Universal Audio Ampeg SVT-VR.

запись бас-гитары советы гитаристам и звукорежиссерам

Пример настройки плагина Universal Audio Ampeg SVT 3.

Басовая комната

Я редко применяю окружение к басу. Тем не менее, чтобы создать эмуляцию записи в студийной комнате и получить чистый кранчевый саунд я пользуюсь плагином Softube Bass Amp Room, в состав которого входит три кабинета:

  1. 8×10 для мощного саунда баса;
  2. 4×12 для более резкого звука;
  3. 1×12 для более объемного, округлого звучания.

Если у вас нет возможности работать с этим плагином, найдите подходящую альтернативу. Выбор велик: AmpliTube 4, BIAS Amp, Guitar Rig 5, Overloud TH3 и другие.

Здесь нет каких-либо советов по настройке или 100% рецептов успеха, поэтому дайте волю внутреннему экспериментатору. Перемещайте микрофон в пространстве и оценивайте изменения звука в реальном времени, смешивайте оригинальный и обработанный сигнал, и крутите ручки пока не получите желаемый результат.

Не останавливайтесь в поисках собственного звука. Меняйте плагины, меняйте характер звучания и реализовывайте возникающие идеи. Не бойтесь поворачивать ручки и нажимать кнопки до тех пор, пока не найдете желаемый звук, а сам бас не пробьется через микс любой плотности.


Download Article


Download Article

Basslines are very important to a song—even if it doesn’t seem so at first. They provide that moving feeling and display the song’s structure. Depending on the music, there are different methods used to write a bassline, but here are some of the more common ways.

  1. Image titled Compose a Good Bassline Step 1

    1

    Know that before the bassline is written, it is essential to know the chords of a song. Also, the melody is useful to devise the bassline. Until adequate experience is acquired, this should always be the first step![1]

  2. Advertisement

  1. Image titled Compose a Good Bassline Step 2

    1

    Find the roots of the chord on the bass instruments or write them out on a bass clef with the melody and chords.[2]

  2. Image titled Compose a Good Bassline Step 3

    2

    Repeat. From this point, a punk bassline is almost automatically made by playing repetitively on these notes. To ensure a more interesting line though, it is first useful to smooth out the bassline.

  3. Image titled Compose a Good Bassline Step 4

    3

    To smooth out the bassline, use scales or small jumps to connect the chords together. Don’t be afraid to invert the chords, or change what note in the chord is on the bottom, to make the line smooth.[3]

  4. Image titled Compose a Good Bassline Step 5

    4

    Check the melody. See if it sounds independent of the bassline. Try to use contrary motion, such as when the melody goes up, then the bass goes down and vice versa.

  5. Advertisement

  1. Image titled Compose a Good Bassline Step 6

    1

    At this point, this is a simple bassline. This may do for some, but the more creative will want to embellish.

  2. Image titled Compose a Good Bassline Step 7

    2

    Experiment with rhythms to get a groove going.

  3. Image titled Compose a Good Bassline Step 8

    3

    Take the other notes in the chord or tones close to the original note and play those once in a while. Be sure to focus on the main note though.[4]

  4. Image titled Compose a Good Bassline Step 9

    4

    Let the bassline complement the other parts. If this has a riff, the bass would love to have its turn with it. Just don’t make it a carbon copy of another part, or else the bassline should take the bus home!

  5. Advertisement

  1. Image titled Compose a Good Bassline Step 10

    1

    Find out what chords your guitarist is playing.

  2. Image titled Compose a Good Bassline Step 11

    2

    Repeat those notes in time with the guitar. Keep experimenting until you are comfortable.[5]

  3. Image titled Compose a Good Bassline Step 12

    3

    Using the notes you were already playing as a base, add different notes to create a melody. Keep experimenting until you find something that sounds good.

  4. Image titled Compose a Good Bassline Step 13

    4

    Take on board constructive criticism from your bandmates. It’s very important that you work together and put in equal amounts of effort.

  5. Advertisement

Add New Question

  • Question

    What other instruments apart from Bass guitar play bass lines well?

    Community Answer

    The upright bass (otherwise known as the double bass or string bass) can play basslines well, especially in certain genres of jazz. The lower register of the piano can also play basslines. If you really wanted to stretch it, you could play a bassline with a low wind instrument, such as a trombone or a bari sax. These two instruments sometimes play basslines, but they often «double» the bass part with an actual bass or the piano’s left hand (at least in jazz).

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

  • Take into mind the difficulty to actually play the line.

  • You don’t always have to have a bassline. Go with how you feel.

  • Listen to other songs that are of the same style as the future masterpiece. Apparently those songs got somewhere and their basslines worked.

Show More Tips

Thanks for submitting a tip for review!

Advertisement

  • Do not give up. This is harder for someone without any formal music background, but it’s possible to figure out.

  • Do not write it one awkward way and be satisfied. It has to complement the parts, not ruin them.

Advertisement

Things You’ll Need

  • Manuscript paper (if knowledgeable of formal music)
  • Basic melody and chords (does not need to be final)
  • Some free time!

References

About This Article

Article SummaryX

The key to composing a good baseline is working around the chords. Once you’ve figured out the chords, write down the root note of each one. The root is always the same as the chord, so in A Major, the root is A. Then, try repeating the notes between chord changes. For example, if your chords change every quarter note, try playing the root notes in sixteenth notes. For something more advanced, add other notes from a chord between chord changes. For instance, if you’re changing between C, F, and G, add an E between the first 2 chords to bridge the gap. You can also experiment with the rhythm of your notes to add some flavor to the bass. For more tips, including how to make your bass line complement the melody, read on!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 235,875 times.

Did this article help you?


Download Article


Download Article

Basslines are very important to a song—even if it doesn’t seem so at first. They provide that moving feeling and display the song’s structure. Depending on the music, there are different methods used to write a bassline, but here are some of the more common ways.

  1. Image titled Compose a Good Bassline Step 1

    1

    Know that before the bassline is written, it is essential to know the chords of a song. Also, the melody is useful to devise the bassline. Until adequate experience is acquired, this should always be the first step![1]

  2. Advertisement

  1. Image titled Compose a Good Bassline Step 2

    1

    Find the roots of the chord on the bass instruments or write them out on a bass clef with the melody and chords.[2]

  2. Image titled Compose a Good Bassline Step 3

    2

    Repeat. From this point, a punk bassline is almost automatically made by playing repetitively on these notes. To ensure a more interesting line though, it is first useful to smooth out the bassline.

  3. Image titled Compose a Good Bassline Step 4

    3

    To smooth out the bassline, use scales or small jumps to connect the chords together. Don’t be afraid to invert the chords, or change what note in the chord is on the bottom, to make the line smooth.[3]

  4. Image titled Compose a Good Bassline Step 5

    4

    Check the melody. See if it sounds independent of the bassline. Try to use contrary motion, such as when the melody goes up, then the bass goes down and vice versa.

  5. Advertisement

  1. Image titled Compose a Good Bassline Step 6

    1

    At this point, this is a simple bassline. This may do for some, but the more creative will want to embellish.

  2. Image titled Compose a Good Bassline Step 7

    2

    Experiment with rhythms to get a groove going.

  3. Image titled Compose a Good Bassline Step 8

    3

    Take the other notes in the chord or tones close to the original note and play those once in a while. Be sure to focus on the main note though.[4]

  4. Image titled Compose a Good Bassline Step 9

    4

    Let the bassline complement the other parts. If this has a riff, the bass would love to have its turn with it. Just don’t make it a carbon copy of another part, or else the bassline should take the bus home!

  5. Advertisement

  1. Image titled Compose a Good Bassline Step 10

    1

    Find out what chords your guitarist is playing.

  2. Image titled Compose a Good Bassline Step 11

    2

    Repeat those notes in time with the guitar. Keep experimenting until you are comfortable.[5]

  3. Image titled Compose a Good Bassline Step 12

    3

    Using the notes you were already playing as a base, add different notes to create a melody. Keep experimenting until you find something that sounds good.

  4. Image titled Compose a Good Bassline Step 13

    4

    Take on board constructive criticism from your bandmates. It’s very important that you work together and put in equal amounts of effort.

  5. Advertisement

Add New Question

  • Question

    What other instruments apart from Bass guitar play bass lines well?

    Community Answer

    The upright bass (otherwise known as the double bass or string bass) can play basslines well, especially in certain genres of jazz. The lower register of the piano can also play basslines. If you really wanted to stretch it, you could play a bassline with a low wind instrument, such as a trombone or a bari sax. These two instruments sometimes play basslines, but they often «double» the bass part with an actual bass or the piano’s left hand (at least in jazz).

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

  • Take into mind the difficulty to actually play the line.

  • You don’t always have to have a bassline. Go with how you feel.

  • Listen to other songs that are of the same style as the future masterpiece. Apparently those songs got somewhere and their basslines worked.

Show More Tips

Thanks for submitting a tip for review!

Advertisement

  • Do not give up. This is harder for someone without any formal music background, but it’s possible to figure out.

  • Do not write it one awkward way and be satisfied. It has to complement the parts, not ruin them.

Advertisement

Things You’ll Need

  • Manuscript paper (if knowledgeable of formal music)
  • Basic melody and chords (does not need to be final)
  • Some free time!

References

About This Article

Article SummaryX

The key to composing a good baseline is working around the chords. Once you’ve figured out the chords, write down the root note of each one. The root is always the same as the chord, so in A Major, the root is A. Then, try repeating the notes between chord changes. For example, if your chords change every quarter note, try playing the root notes in sixteenth notes. For something more advanced, add other notes from a chord between chord changes. For instance, if you’re changing between C, F, and G, add an E between the first 2 chords to bridge the gap. You can also experiment with the rhythm of your notes to add some flavor to the bass. For more tips, including how to make your bass line complement the melody, read on!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 235,875 times.

Did this article help you?

Приветствую! Сегодня разберемся с важными особенностями нотации бас гитарных партий, основами нотного письма, а также специальными обозначениями для записи партий бас гитары. Информация в статье подается с самых азов и, надеюсь, будет понятна всем читателям, от новичка до более опытного музыканта. В другой раз я постараюсь рассказать о записи разных приемов игры, сокращениях нотного письма и т.п.

Основные определения

Сперва дадим несколько определений:

Нота — специальный графический знак, обозначающий какой-либо звук, извлекаемый на инструменте.

Нотация или нотное письмо — система записи нот, с помощью которой фиксируется высота и продолжительность каждого звука, сила звучания (громкость), темп, характер и многое другое.

[Ads]

Для написания нот применяется специальная нотная строка, которая называется нотным станом или нотоносцем и состоит из пяти параллельных линеек. Счет линейкам ведется снизу вверх, а ноты пишутся на линейках, между линейками и на добавочных линейках сверху и снизу от нотного стана. Нотоносец делится на такты сплошной вертикальной линией — тактовой чертой.

Самый первый знак, который пишется на нотном стане, — ключ. Ключ определяет высоту нот, расположенных на данном нотоносце. Всегда один из элементов ключа указывает на ноту, относительно которой должны рассчитываться звуковысотные позиции остальных нот.

басовый и скрипичный ключи
Ex. 1 — Нотный стан с басовым ключом, тактовой чертой и скрипичным ключом

Для записи партии бас гитары практически всегда используется басовый ключ или ключ «фа», указывающий своим двоеточием на ноту фа малой октавы на четвертой линейке (Ex. 1). На бас гитаре эта нота находится на третьем ладу струны D, на восьмом ладу струны A и на тринадцатом ладу струны E. Но, иногда, можно встретить и скрипичный ключ (ключ «соль»), указывающий на ноту соль первой октавы на второй линейке. Этот ключ можно использовать для записи соло в верхнем регистре. Также, но значительно реже, можно встретить теноровый ключ — ключ «до», указывающий на ноту до первой октавы (на четвертой линейке), который иногда встречается в партиях для контрабаса. Более подробную информацию об всех этих ключах вы нагуглите без труда.

На нашем сайте вы можете скачать и распечатать нотный стан для записи в басовом или скрипичном ключе.

Скрипичный и басовый ключ связаны между собой следующим образом (Ex.2):

Связь между скрипичным и басовым ключами
Ex.2 — Связь басового и скрипичного ключа

Т.е. нота до первой октавы в басовом ключе находится на первой добавочной линейке сверху, а в скрипичном на первой добавочной снизу.

Отличия в записи бас гитары и фортепиано

Нотация бас гитары

Все звуки, исполненяемые на бас гитаре, записываются (нотируются) октавой выше, чем они звучат на самом деле. Это делается для удобства чтения нот с листа. Если записывать звуки бас гитары в их натуральном звучании, то пришлось бы применять слишком много добавочных линеек. Такие ноты читать очень трудно и неудобно.

Табулатуры как вспомогательная нотация

Поскольку бас гитара является струнным инструментом, то возможно также использование вспомогательной записи, а именно табулатур. Табулатурный «нотоносец» — это графическое представление грифа. Он выглядит подобно стандартному, но имеет важные отличия. Каждая линейка обозначает отдельную струну. Обычно табулатура для бас гитары имеет четыре линейки, но может также иметь пять или шесть (по количеству струн). Также в табулатуре вместо нот используются цифры, которые обозначают лад, на котором следует прижимать струну.

bassguitarpro gravatar

Получите pdf файл с нотами и табулартурами партии бас гитары из вашей любимой песни в течение нескольких дней. Уже снято более 100 песен для довольных клиентов.

О достоинствах и недостатках табулатур можно почитать здесь.

Альтерация, ключевые и проходящие знаки.

При записи нотного текста, для повышения или понижения основного звука на пол-тона или даже на целый тон используются знаки альтерации — диез, дубль-диез, бемоль, дубль-бемоль. Для отмены действия любых знаков альтерации существует бекар.

Мы в Telegram

Ненавязчивая рассылка обновлений сайта

Подписаться

Диез (#) — повышает на пол-тона (1 лад);

Бемоль (♭) — понижает на пол-тона (1 лад);

дубль-диез (##) — повышает на целый тон (2 лада);

Дубль-бемоль (♭♭) — понижает на целый тон (2 лада);

Бекар (♮) — отменяет действие любых знаков альтерации;

Главный принцип альтерации нот на бас гитаре показан в Ex. 3. При понижении ноты бемолем, нота всегда смещается к голове грифа. При повышении диезом, в противоположном направлении к бриджу.

Альтерация нот на грифе бас гитары

Ex. 3 — Альтрация на грифе бас гитары

Важно запомнить следующее — эти знаки альтерации бывают двух типов: ключевыми и проходящими (случайными).

Ключевые знаки выставляются один раз сразу в начале такта после ключа. Действуют они на протяжении всего произведения для всех октав до ввода новых знаков альтерации.

Проходящие знаки выставляются непосредственно возле ноты к которой они относятся и действуют только до конца текущего такта и только в пределах октавы, в которой они выставлены.

Поясню на нотном примере.

ключевые и проходящие знаки альтерации

В данном примере имеем два знака при ключе (си-бемоль и ми-бемоль), а также есть проходящий бекар рядом с нотой ми. Этим бекаром мы отменяем действие ключевого бемоля для последней ноты в такте.

Запись нот буквами

Очень часто вам придется сталкиваться с обозначением нот в буквенном виде. Это относится в основном к записи аккордов, обозначению струн и т.п. Просто оставлю это здесь, если вы упустили этот момент.

A B C D E F G
ЛЯ СИ ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ

[Ads]

К буквам можно добавлять знаки альтерации: С# — до-диез, Ab — ля-бемоль и т.д.

Дополнительные обозначения для нотации бас гитары

Обозначения для записи аппликатуры и позиций на грифе:

  1. Римскими цифрами над нотами обозначаются позиции. Позицией обозначается лад на грифе на который нужно поставить указательный палец левой руки . Например цифра III означает третью позицию, VII — седьмую и т.п.
  2. Арабскими цифрами обозначается аппликатура левой руки (для правшей): 1 — указательный палец (index finger), 2 — средний (middle finger), 3 — безымянный (ring finger),  4 — мизинец (pinkie), 0 — открытая струна (open string).
  3. Обозначение пальцев правой руки (как и левой) полностью заимствовано из классической гитары: p — большой палец, i — указательный, m — средний, a — безымянный.

Стоит заметить, что предыдущие обозначения встречаются в основном в советских школах и учебных пособиях. Они будут полезны начинающим бас гитаристам для более точного описания приемов игры. Для более менее опытного бас гитариста они не несут особой ценности, и тем более вы не встретите их в профессиональных оркестровых партиях.

В зарубежных нотных изданиях вы можете встретить несколько непонятных обозначений. Давайте с ними разберемся:

fill — импровизированное заполнение на усмотрение исполнителя;

tacet — не играть;

chorus — припев;

verse — куплет;

N.C. (no chord) — аккорд отсутсвует;

На этом пока все! Надеюсь эта информация была для вас полезна. Если я что-то упустил, то оставляйте свои комментарии, а я дополню статью.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать барбершоп
  • Как написать барабаны под гитару
  • Как написать барабанную партию под гитару
  • Как написать баллончиком на стене
  • Как написать баллон или балон правильно