Как написать больше или равно на паскале

В языке Pascal есть ряд операций для работы с логическим типом данных — boolean.

Логическая переменная может принимать только два значения — True(истина) или False(ложь).

Операции сравнения

Сравнение — это простые условные выражения, которые сравнивают два логических значения, и возвращают True или False.

Free Pascal поддерживает такие операции сравнения:

Равно = (эквивалентно)

Возвращает True, если сравниваемые объекты равны, в ином случае возвращает False.

Не равно <>

Возвращает True, если сравниваемые объекты не равны, в ином случае — False.

Больше >

Возвращает True, если значение больше второго, иначе — False.

Больше равно >=

Возвращает True, если значение первой переменной больше или равно второй.

Меньше <

Возвращает True, если первое значение меньше второго, иначе — False.

Меньше равно <=

Возвращает True, если значение первой переменной меньше или равно второй.

Пример программы с операциями сравнения:

program Compare;
var
  x, y : integer;
begin
  x := 7;
  y := 42;
  writeln(x = y);  //Ложь
  writeln(x <> y); //Истина
  writeln(x > y);  //Ложь
  writeln(x < y);  //Истина
  readln;
end.

С помощью операций сравнения можно сравнивать различные типы данных — числа, символы, строки, логические значения, только сравниваемые переменные должны быть одного и того же типа.

Логические операции

Для составных условных конструкций применяются логические операции.
В Паскале поддерживаются следующие логические операции and, or, not, xor.

Логическое отрицание not

Возвращает True, если выражение равно False, в ином случае возвращает True.

Логическое умножение and (конъюнкция)

Первый операнд Второй операнд Результат операции and
0 0 0
0 1 0
1 0 0
1 1 1

Логическое сложение or (дизъюнкция)

Первый операнд Второй операнд Результат операции or
0 0 0
0 1 1
1 0 1
1 1 1

Исключающее или xor (строгая дизъюнкция)

Первый операнд Второй операнд Результат операции xor
0 0 1
0 1 0
1 0 0
1 1 1

Логические операции применяются не только к значениям типа boolean и логическим выражениям. Их можно применять к числовым значениям. При этом они работают с представлениями чисел в двоичной системе. Поскольку операции работают с битами числа, они называются битовыми.

Пример битовых операций:

program BitOperation;
var
  a, b, c : Int8;
begin
  a := not 120;   //a = -121
  b := 30 and 21; //b = 20
  c := 42 or 21;  //c = 63
  writeln('a = ', a);
  writeln('b = ', b);
  writeln('c = ', c);
  readln;
end.     

not(17010) = not(011110002) = 100001112 = -12110

3010 and 2110 = 000111102 and 000101012 = 000101002 = 2010

4210 or 2110 = 001010102 and 000101012 = 001111112 = 6310

Приоритет операций

  1. Наибольший приоритет имеет оператор not;
  2. Второй по приоритету and;
  3. Дальше выполняется or;
  4. В завершение идут операторы сравнения < > <= >= = <>.

Смотрите также:

На чтение 8 мин. Опубликовано 07.03.2021

Программа — это серия инструкций, которые просят компьютер проверить некоторые ситуации и затем действовать соответственно. Чтобы проверить такие ситуации, компьютер тратит много времени на сравнение значений. Сравнение-это логическая операция, которая приводит к истинному или ложному результату в зависимости от значений, на которых выполняется сравнение.

Сравнение выполняется между двумя значениями одного и того же типа. Например, вы можете сравнить два числа, два символа или названия двух городов. С другой стороны, сравнение двух несопоставимых ценностей не имеет никакого смысла. Например, трудно сравнить телефонный номер и чей-то возраст, или музыкальную категорию и расстояние между двумя точками. Как и двоичные арифметические операции, операции сравнения выполняются над двумя значениями одного формата.

В отличие от арифметических операций, где результаты различны, сравнение дает только один из двух результатов. Результатом может быть логическая истина или ложь. Когда сравнение истинно, оно имеет интегральное значение 1 или положительное; то есть значение больше 0. Если сравнение не является истинным, оно считается ложным и несет интегральное значение 0.

Язык ObjectPascal оснащен различными операторами, используемыми для выполнения любого типа сравнения между аналогичными значениями. Значения могут быть числовыми, строковыми или объектами.

Оператор равенства

Для сравнения двух переменных на равенство ObjectPascal использует оператор =. Его синтаксис таков:

Value1 = Value2

Операция равенства используется для определения того, имеют ли две переменные (или одна переменная и константа) одно и то же значение. Исходя из нашего синтаксиса, компилятор будет сравнивать значение Value1 с значением Value2. Если значения Value1 и Value2 имеют одно и то же значение, сравнение дает истинный результат. Если они разные, то сравнение выдает False или 0.

Большинство сравнений, выполняемых в ObjectPascal, будут применяться к условным операторам; но поскольку операция сравнения дает интегральный результат, результат сравнения может быть отображен на экране монитора с помощью процедурWrite или Writeln. Вот пример:

var:integer;

begin
Value := 15;

Writeln(‘Сравнение значений = 32 производит ‘, (Value = 32));

Write(«Нажмите любую клавишу, чтобы продолжить…»);
Readln;
end.

Это привело бы к:

Сравнение значения = 32 дает ЛОЖЬ
Нажмите любую клавишу, чтобы продолжить…

Очень важно

Оператор равенства и оператор присваивания различны. При написании StudentAge := 12 это означает, что постоянное значение 12 присваивается переменной StudentAge. Переменная StudentAge может измениться в любое время и может быть присвоена другому значению. Константа 12 никогда не может измениться и всегда равна 12.

Для этого типа операций переменная StudentAge всегда находится в левой части оператора присваивания. Константа, например 12, всегда находится справа и никогда не может находиться слева от оператора присваивания. Это означает, что вы можете написать StudentAge := 12, но никогда 12 := StudentAge, потому что при написании StudentAge := 12 вы изменяете переменную StudentAge с любого предыдущего значения на 12.

Попытка написать 12 := StudentAge означает, что вы хотите изменить постоянное целое число 12 и дать ему новое значение, которое является StudentAge: вы получите ошибку.NumberOfStudents1 = NumberOfStudents2 означает, что обе переменные точно означают одно и то же. Независимо от того, используется ли NumberOfStudents1 или NumberOfStudents2, компилятор рассматривает каждый из них как означающий другой.

Логический оператор Not

Когда переменная объявляется и получает значение (это может быть сделано путем инициализации или изменения значения) в программе, она становится живой. Затем он может участвовать в любой необходимой операции.

Компилятор отслеживает каждую переменную, которая существует в обрабатываемой программе. Когда переменная не используется или недоступна для обработки (в визуальном программировании она будет считаться отключенной), чтобы сделать переменную (временно) непригодной для использования, вы можете обнулить ее значение.

Паскаль считает, что переменная, значение которой равно нулю, является строгой. Чтобы сделать переменную недоступной во время эволюции программы, примените логический оператор NOT, который не является таковым. Его синтаксис таков:

notValue

Существует два основных способа использования логического оператора not. Как мы узнаем при изучении условных операторов, наиболее классическим способом использования логического оператора not является проверка состояния переменной.

Чтобы обнулить переменную, вы можете написать оператор not слева от нее. При таком использовании вы можете отобразить его значение с помощью Write или Writeln. Вы даже можете назначить его другой переменной. Вот пример:

var
Value1, Value2, Value3: Integer;

begin
Value1 := 250;
Value2 := 32;
Value3 := not Value1;

// Отображение значения переменной
Writeln(‘Value1 = ‘, Value1);
// Логический оператор нет и отображение ее значения
Writeln(‘NOT Value2 = ‘, not Value2);
// Отображение значения переменной, которая была логически «помечена»
Writeln(‘Value3 = ‘, Value3);

Write(Chr(10), Press any key to continue’);
Readln;
end.

Выход:

Value 1 = 250
not Value2 = -33
Value 3 = -251
Нажмите любую клавишу, чтобы продолжить…

Когда переменная содержит значение, она «жива». Чтобы сделать его недоступным, вы можете «не» его. Когда переменная была «записана», ее логическое значение изменилось. Если бы логическое значение ранее было истинным, то есть равным 1, оно было бы изменено на ложное. Таким образом, вы можете инвертировать логическое значение переменной, «записывая» или не «записывая» ее. Это проиллюстрировано в следующем примере:

var
Value1, Value2: Целое число;

begin
Value1 := 482;
Value2 := not Value1;

Writeln(‘ Value1 = ‘, Value1);
Writeln(‘ Value2 = ‘, Value2);
Writeln(‘NOT Value2 = ‘, not Value2);

Write(Chr(10), ‘Нажмите любую клавишу, чтобы продолжить…’);
Readln;
end.

Это привело бы к:

Value1 = 482
Value2 = -483
NOT Value2 = 482
Нажмите любую клавишу, чтобы продолжить…

Неравенство <>

В отличие от Равенства, ObjectPascal предоставляет другой оператор, используемый для сравнения двух значений неравенства. Эта операция представлена символом<>. Его синтаксис таков:

Value1 <> Value2

<> — это двоичный оператор (как и все логические операторы, кроме логического not, который является унарным оператором), который используется для сравнения двух значений. Значения могут исходить из двух переменных, как в Variable1 <> Variable2. При сравнении значений, если обе переменные имеют разные значения, сравнение дает истинное или положительное значение. В противном случае сравнение выдает значение false или null.

Вот пример:

var
Value1, Value2:Integer;

Begin
Value1 := 212;
Value2 := -46;

Writeln(‘Value1 = ‘, Value1);
Writeln(‘Value2 = ‘, Value2);
Writeln(‘Value1 <> Value2 = ‘, Value1 <> Value2);

Write(Chr(10), ‘Нажмите любую клавишу, чтобы продолжить…’);
Readln;
end.

Это привело бы к:

Value1 = 212
Value2 = -46
Value1 <> Value2 = TRUE

Нажмите любую клавишу, чтобы продолжить…

Неравенство, очевидно, противоположно равенству.

Более Низкое значение <

Чтобы узнать, является ли одно значение ниже другого, используйте оператор<. Его синтаксис таков:

Value1 < Value2

Значение, удерживаемое значением Value1, сравнивается с значением Value2. Как это было бы сделано с другими операциями, сравнение может быть сделано между двумя переменными, как в Variable1 < Variable2. Если значение переменной Variable1 ниже, чем значение переменной Variable2, сравнение дает истинный или положительный результат

Вот пример:

varValue:Integer;

begin
Value:= 15;

Writeln(‘Value = ‘, Value);
Writeln(‘Value < 24 = ‘, Value < 24);

Write(Chr(10), ‘Нажмите любую клавишу, чтобы продолжить…’);
Readln;
end.

Это привело бы к:

Value= 15
Value< 24 = TRUE

Нажмите любую клавишу, чтобы продолжить…

Сочетание Равенства и Меньшего значения <=

Две предыдущие операции могут быть объединены для сравнения двух значений. Это позволяет узнать, являются ли два значения одинаковыми или первое меньше второго. Используемый оператор <= и его синтаксис:

Value1 <= Value2

Операция <= выполняет сравнение, как и любая из предыдущих двух. Если оба значения Value1 и Value2 имеют одно и то же значение, результат будет истинным или положительным. Если левый операнд, в данном случае Value1, имеет значение ниже, чем второй операнд, в данном случае Value2, результат все равно остается истинным:

Вот пример:

Значение var: Integer;

begin
Value:= 15;

Writeln(‘Value = ‘, Value);
Writeln(‘Value <= 24 = ‘, Value <= 24);

Write(Chr(10), ‘Нажмите любую клавишу, чтобы продолжить…’);
Readln;
end.

Это привело бы к:

Value= 15
Value<= 24 = TRUE

Нажмите любую клавишу, чтобы продолжить…

Большее значение >

Когда два значения одного и того же типа различны, одно из них обычно выше другого. ObjectPascal предоставляет логический оператор, который позволяет узнать, больше ли одно из двух значений другого. Оператор, используемый для этой операции, использует символ>. Его синтаксис таков:

Value1 > Value2

Оба операнда, в данном случае Value1 и Value2, могут быть переменными или левый операнд может быть переменной, в то время как правый операнд является константой. Если значение слева от оператора > больше, чем значение справа или константа, сравнение дает истинное или положительное значение . В противном случае сравнение становится ложным или нулевым.

Большее или равное значение >=

Операторы больше и равенства могут быть объединены для получения оператора следующим образом: >=. Это оператор «больше или равно». Его синтаксис таков:

Value1 >= Value2

Заключение

Сегодня вы познакомились со всеми операторами языка Pascal. Надеюсь это поможет вам в дальнейшем изучении программирования!

Операции сравнения

Что делать, чтобы стать программистом

Что делать, чтобы стать программистом

Многие сегодня хотят стать программистами. Хотят. Но ничего не делают для этого. Не делают даже простых вещей. Не хотят даже прочитать книжку из 10 страниц. В итоге так и остаются никем. Потому что мечты не сбываются никогда. Сбываются только планы…
Подробнее…

Ещё один из самых распространённых типов операций — это операции сравнения. Эти операции постоянно используются в программах, потому что программы не только выполняют какие-то вычисления, но и проделывают массу других штучек. В частности, выполняют операции сравнения, то есть сравнивают что-то с чем-то.

Давайте вспомним пример программы из
предыдущего урока. там мы создали простой калькулятор, который выполнял три действия над двумя числами: сложение, вычитание и умножение.

Однако я намеренно не включил сюда операцию деления. Как вы думаете, почему? Кто-то, быть может, решит, что причиной является использование целых чисел. Ведь в Паскале они не делятся обычным способом. Но на самом деле причина не в этом.

Я не стал использовать операцию деления, потому что пользователь в качестве делителя может ввести число 0. А на ноль, как известно, делить нельзя. Поэтому программа завершится с ошибкой, и пользователь будет очень недоволен.

Как быть? Напрашивается простое решение — проверить значение второго числа, которое вводит пользователь. И если это число равно нулю, то не выполнять операцию деления.

Как сделать такую проверку программно? Да очень просто — выполнить операцию сравнения. То есть сравнить число с нулём.

В таблице 15.3 приведены операции сравнения, которые допускается использовать в языке Free Pascal.

Таблица 15.3. Операторы сравнения Free Pascal.

Оператор Операция
= Равно
<> Не равно
< Меньше чем
> Больше чем
<= Меньше или равно
>= Больше или равно
in Входит в

Все эти операции сравнения известны вам из школьного курса математики. Только некоторые
операторы в Паскале обозначаются немного иначе. Единственный непонятный для вас
оператор — это оператор in. Но о нём мы пока забудем. И вспомним, когда будем изучать сложные типы данных.

Остался вопрос

как в программе использовать операторы сравнения?

Более подробно мы будем изучать это в следующих уроках. А сегодня я расскажу вам только об одной языковой конструкции Паскаля


if … then … else

Если вы знаете английский язык, то вы уже должны догадаться, что сие значит. Ну а если нет, то я поясню по-русски. Итак, эта конструкция работает так:

if (если) выполняется условие then (то)
  выполняем этот код
else (иначе) если условие не выполняется
  выполняем этот код

А теперь попробуем доработать программу из
предыдущего урока и добавить в неё операцию целого деления. Добавленный код будет выглядеть так:

if y = 0 then
  WriteLn('Error: Division by ZERO!!!')
else
  WriteLn('x div y = ', x div y);

Здесь мы сначала проверяем значение переменной у. Если это значение
равно нулю, то мы выводим сообщение об ошибке. Иначе, то есть если переменная у имеет любое другое значение (не ноль), мы выполняем операцию целого деления и выводим результат.

Домашнее задание:

Доработайте программу из
предыдущего урока.
Добавьте в неё операцию целого деления. проверьте работоспособность программы.

В выражении


у = 0

замените оператор = на оператор <>. Посмотрите,
что получится, если ввести в качестве второго числа 0. Доработайте программу таким образом,
чтобы она правильно работала с выражением


y <> 0

Поэкспериментируйте с другими операторами сравнения.

Математические операции

В таблице приведены основные математические операции Турбо Паскаль.

Символ операции Название операции Пример
*
умножение 2*3 (результат: 6)
/
деление 30/2 (результат: 1.5E+01)
+
сложение 2+3 (результат: 5)
-
вычитание 5-3 (результат: 2)
div
целочисленное деление 5 div 2 (результат: 2)
mod
остаток от деления 5 mod 2 (результат: 1)

Логические операции

Над логическими аргументами в Турбо Паскаль определены следующие операции:

  • NOT — логическое отрицание («НЕ»)
  • AND — логическое умножение («И»)
  • OR — логическое сложение («ИЛИ»)
  • XOR — логическое «Исключающее ИЛИ»

Результаты выполнения этих операций над переменными А и В логического типа приведены в таблице истинности.

A B  not A   A and B   A or B   A xor B 
true true false true true false
true false   false true true
false true true false true true
 false   false    false false false

Операции отношения

К операциям отношения в Турбо Паскаль относятся такие операции, как:

  • > — больше
  • < — меньше
  • = — равно
  • <> — не равно
  • >= — больше или равно
  • <= — меньше или равно

В операциях отношения могут принимать участие не только числа, но и символы, строки, множества и указатели.

Основные математические функции

В этом разделе приведены основные математические функции, встроенные в системную библиотеку Турбо Паскаль.

Abs(X)

Возвращает абсолютное значение числа X.

Cos(X), Sin(X)

Возвращает косинус (синус) числа X, где X — угол в радианах.

Функций тангенс и котангенс в Турбо Паскале нет. Для их вычисления используйте выражение sin(x)/cos(x) (или cos(x)/sin(x) для котангенса).

ArcTan(X)

Возвращает арктангенc числа X.

Exp(X)

Возвращает число, равное e в степени X.

Ln(x)

Возвращает число, равное натуральному логарифму от числа X.

Pi

Число Пи.

Sqr(X)

Возвращает число, равное квадрату числа X.

Функции возведения в произвольную степень в Турбо Паскале нет. Используйте многократное умножение для возведения в целочисленную степень, либо функции Exp и Ln для возведения в вещественную степень.

Sqrt(X)

Возвращает число, равное квадратному корню из числа X.

Trunc(X)

Возвращает число, равное целой части числа X. (Происходит отбрасывание дробной части числа X. Результат выполнения имеет тип Longint).

Frac(X)

Возвращает число, равное дробной части числа X.

Int(X)

Возвращает число, равное целой части числа X. Результат выполнения функции — real.

Round(X)

Функция округляет число X. Возвращаемое значение имеет тип Longint.

Random(X)

Возвращает случайное целое число в диапазоне 0..X. Если аргумент опущен (Random), то возвращается случайное вещественное число от 0 до 1.

Перед использованием random в программах рекомендуется сначала инициализировать генератор псевдослучайных чисел процедурой Randomize. В противном случае при каждом запуске программы будет генерироваться одна и та же последовательность случайных чисел.

Пример. Вывод на экран 5 случайных чисел в диапазоне -10..10.

var i: integer;
begin
   randomize;
   for i:=1 to 5 do writeln(random(21)-10);
end.
Inc(X,Y)

Увеличивает значение числа X на Y. Если число Y не указано, то увеличение происходит на 1.

Dec(X,Y)

Уменьшает значение числа X на Y. Если число Y не указано, то уменьшение происходит на 1.

Арифметические выражения в Pascal

Арифметические выражения формируются из переменных, констант, функций, знаков операций и круглых скобок. В арифметических выражениях используются следующие арифметические операции:

Выражение

Тип данных

Тип результата

Операция

Пример

A+B

Real

Integer

Real, Integer

Real

Integer

Real

Сложение

AB

Real

Integer

Real, Integer

Real

Integer

Real

Вычитание

A*B

Real

Integer

Real, Integer

Real

Integer

Real

Умножение

A/B

Real

Integer

Real, Integer

Real

Real

Real

Деление

A div B

Integer

Integer

Целочисленное деление

11 div 5 Þ2

10 div 3Þ3

2 div 3Þ0

A mod B

Integer

Integer

Деление с остатком

11 mod 5Þ1

10 mod 3Þ1

14 mod 5Þ4

Приоритет операций в порядке убывания: /, *, div, mod, -,  +
Для изменения приоритета операций используются круглые скобки.

Например:
(A+B)/(A-B)

Математические  функции в Pascal

Функция

Назначение

Тип результата

Abs(X)

Arctan(X)

Sin(X)

Cos(X)

Exp(X)

Ln(X)

Sqr(X)

Sqrt(X)

Frac(X)

Int(X)

Round(X)

Trunc(X)

Абсолютное значение аргумента

Арктангенс аргумента

Синус аргумента

Косинус аргумента

ex

Натуральный логарифм

Квадрат аргумента

Квадратный корень аргумента

Возвращает число, равное дробной части числа

Возвращает число, равное целой части числа

Возвращает число, равное целой части числа
(округление – по правилам математики)

Возвращает число, равное целой части числа
(округление – путем отбрасывания дробной части)

Совпадает с типом Х

Вещественный

Вещественный

Вещественный

Вещественный

Вещественный

Совпадает с типом Х

Вещественный

Вещественный

Вещественный

LongInt

LongInt

Пример программы с использованием арифметических выражений

Program p2;
Const
   X=-2;
   A=732;
   B=3.4;
Var
   Z,Y:Real;
BEGIN
  Y:=1/(1-1/Sqrt(A+B));
  Z:=Arctan(X)/(1-ABS(X));
  Write(‘Ý=’,Y,’  Z=’,Z);
END.

Условные выражения и операции отношения в Pascal

Операции отношения выполняют сравнение двух операндов и определяют, истинно значение выражения или ложно. Они используются для управления циклами и в условных операторах.

Операции отношения

Выражение

Операция

Результат

A=B

A<>B

A>B

A<B

A>=B

A<=B

Равно

Не равно

Больше

Меньше

Больше или равно

Меньше или равно

True, если A= B

True, если A <>B

True, если A >B

True, если A <B

True, если A>= B

True, если A<= B

Операции расположены в порядке убывания приоритета.

Например

                Выражение       Результат

                  12>=12               True

                  56>10                 True

                  11<=6                 False

Логические выражения и операции в Pascal

Результатом выполнения логического выражения является логическое значение True или False.
Имеется одна унарная логическая операция not (отрицание) и две бинарные операции and (логическое умножение) и or (логическое сложение).

Таблица истинности

Выражение

Значение А

Значение В

Результат

Not A

True

False

False

True

A and B

True

True

False

False

True

False

True

False

True

False

False

False

A or B

True

True

False

False

True

False

True

False

True

True

True

False

Операции отношения или сравнения

Знак

Наименование

Пример

Пояснение

<

Меньше

a
< 6

a
меньше
6

<=

Меньше
или равно

b
<= 23

b
меньше
или равно 23

>

Больше

x
> 5

x
больше 5

>=

Больше
или равно

y
>= 8

y
больше или равно 8

=

Равно

c
= 10

c
равно 10

<>

Не равно

d
<> 3

d
не равно
3

Логические операции

Логическая
операция

Ее значение

Примеры

записи

Значение
примера

AND

Логическое «И»

(x<7) and (x>3)

x
меньше 7 и x больше 3 (3<x<7)

OR

Логическое «ИЛИ»

(y>100)
or
(y<10)

y больше 100 или

y меньше 10

(y<10, y>100)

NOT

Логическое «НЕ»

not (x=2)

не x равно 2

Правила
использования операций AND и OR

(Таблица
истинности)

a

b

a
and b

a
or b

истина

истина

истина

истина

истина

ложь

ложь

истина

ложь

истина

ложь

истина

ложь

ложь

ложь

ложь

Операция целочисленного деления и операция — остаток от деления

Остановимся
немного подробнее на операции
целочисленного деления (div) и операции,
выдающей остаток от деления (mod).

Так,
результатом целочисленного деления 17
на 5 будет 3:

17
div 5 = 3, а результатом деления меньшего
числа на большее, будет 0:

46 div 200 = 0.

Делаем
вывод, что при целочисленном деление
дробная часть отбрасывается, сам термин
«целочисленное
деление
»
или «деление
нацело
»
говорит сам за себя.

Операция a div b
осуществляет целочисленное деление
целого a на целое b.

Дробная
часть при этом отбрасывается.

Еще одна интересная
операция — остаток от деления a на b.

Понятно, что
остатком от деления 17 на 5 будет число
2:

17 mod 5 = 2,

а вот чему будет
равен остаток от деления меньшего числа
на большее, например, 46 mod 200?

Оказывается,
в этом случае, результатом операции
будет число 46. Вот другие примеры:

34 mod 125 = 34,

120 mod 6 = 0.

Интересно,
что остаток от деления любого целого
числа на 10 будет равен последней
цифре этого числа:

543 mod 10 = 3, 45 mod 10 = 5,
7 mod 10 = 7.

Константы

Константа
в программе на Паскале — это идентификатор,
являющийся обозначением конкретного
числа, которое называется значением
константы; отличие же константы от
переменной в том, что ее значение нельзя
изменять с помощью операторов программы,
а также в том, что значение константы
закрепляется в ней еще до выполнения
операторов, в разделе описаний.

Каждая
константа должна быть описана в программе.
Примеры описания:

Const n = 100;

Такого
рода описание может охватывать и
несколько констант.

Const n = 100; m = 25; k =
1000;

Константы такого
вида называются нетипизированными.
Существуют константы, в описании которых
кроме значения есть тип, например:

Const
m:
integer
= 25;

Такие
константы являются типизированными и
их значения можно изменять с помощью
операторов программы. Типизированные
константы отличаются от переменных
только тем, что описываются после
ключевого слова Const
и их значения указываются в разделе
описаний.

Кроме
арифметических операций, в Паскале
существуют так называемые стандартные
или встроенные функции, которые
выполняются сразу после указания их
имени, заведомо объявленных в Паскале,
после которого в скобках записывается
аргумент функции.

Функция

Математическое

обозначение

Ее
объявление на Паскале

Квадратичная

x2

sqr(x)

Абсолютная
величина

|x|

abs(x)

Квадратный
корень

sqrt(x)

Синус

sin x

sin(x)

Косинус

cos x

cos(x)

Арктангенс

arctg x

arctan(x)

Натуральный
логарифм

ln x

ln(x)

Показательная
функция (экспонента)

ex

exp(x)

Некоторые
из перечисленных встроенных функций
могут быть использованы с целыми числами
или переменными целого типа (аргумент
имеет тип integer).

К таким функциям
относятся:

Квадратичная:
x2
— sqr(x). Абсолютная величина: |x| — abs(x).

На
Паскале нет функций вычисления arcsinx,
arccosx, arcctgx. Как с помощью уже известных
встроенных функций вычислить значения
функций arcsinx, arccosx, arcctgx?

Для
этого надо выразить значение функций
arcsinx, arccosx, arcctgx через функцию arctgx.

Функция

Математическое
обозначение

Ее
объявление на Паскале

Арксинус

arcsinx

Арккосинус

arccosx

Арккотангенс

arcctgx

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать болеющему мужчине
  • Как написать более 300 лет
  • Как написать бок обок
  • Как написать бойфренд на английском
  • Как написать божью коровку