Как написать бриф пример

Сейчас очень популярна тема аутсорсинга специалистов на разные задачи. Это экономит время и деньги компании. Однако для хорошего результата важно наладить коммуникацию между заказчиком и исполнителем. Если исполнитель неправильно поймёт задачу, результат может не понравиться заказчику. Особенно необходимо налаживание коммуникации в творческих направлениях, таких как создание и продвижение сайтов, подготовка рекламных и PR кампаний, дизайн и копирайтинг. Помочь разобраться в хотелках заказчика может помочь бриф. В этой статье мы и поговорим, что такое бриф и как с ним работать.

Что такое бриф

Некоторые бизнесмены могут столкнуться с просьбой заполнить бриф. Что значит заполнить бриф? Бриф (brief – резюме, инструкция, сводка) ― это документ, заполняемый заказчиком на начальном этапе сотрудничества. В нём прописывают контекст, в котором существует компания, примерные задачи проекта, разбирают возможные технические нюансы. Иногда брифом называют опросник, который готовит потенциальный исполнитель, а иногда – уже заполненный заказчиком документ.

Если сказать проще, бриф состоит из вопросов от исполнителя, которые заполняет заказчик. Вопросы задаются в соответствии с проектом, который планируется. Вот представьте, хотите вы сделать сайт для своего магазина одежды. Сайт может быть дорогой и дешёвый, яркий или сдержанный по цветовой гамме, с личным кабинетом для пользователей или нет. Параметров много, и исполнитель не может читать мысли владельца бизнеса.

Чаще всего бриф занимает 1-2 страницы А4. Все ответы на вопросы должны описываться кратко.

Зачем нужен бриф:

  • ознакамливает всех участников проекта с контекстом,
  • перечисляет основную информацию, которая важна для проекта,
  • экономит время обеих сторон,
  • отсекает заказчиков, которые не заинтересованы в выполнении работы,
  • создаёт коннект между заказчиком и исполнителем.

Кто должен готовить бриф

Точного ответа на этот вопрос нет. Сама организация-заказчик может создать бриф для проекта и разослать в разные агентства. Проанализировав бриф, каждая компания сделает своё предложение по цене и скорости работы. В зависимости от предложений можно будет выбрать подходящего работника. Может случиться так, что потенциальный исполнитель вообще откажется от задачи, так как у него нет компетенций на выполнение некоторых требований. Такое часто случается с производителями сайтов. Сайт можно сделать на CMS или полностью кодом. Не все компании специализируются и на том и на другом. Некоторый функционал невозможно сделать на CMS, поэтому вам смогут помочь специалисты по работе с кодом. Как видите, такой способ использования брифа позволит ускорить и облегчить поиск работников. Позже исполнитель может задать дополнительные вопросы и расширить бриф.

Также бриф может быть инициирован исполнителем. Ещё до обсуждения стоимости работ и подписания договора о сотрудничестве организация-исполнитель подготавливает список интересующих их вопросов. Это своеобразная анкета для клиента. Опросник отправляется заказчику. На основе брифа оговариваются этапы работы, время выполнения и стоимость проекта.

Оба варианта хороши. И на практике используются одинаковое количество. Выбор подготовки брифа зависит от вида работ. Например, бриф статьи, иллюстрации или видео чаще подготавливается самим заказчиком. Специалисты по созданию сайтов, рекламных кампаний и SEO-продвижению предпочитают подготавливать свои брифы. Эти направления требуют решения многих технических вопросов, о которых заказчик может не знать. Поэтому в их случае эффективнее самим создавать опросник.

Виды брифа

Можно разделить бриф на маркетинговый, рекламный, дизайнерский и др. То есть по виду проекта. Но в этом нет особого смысла, так как их структура во многом не отличается. Куда важнее понимать, что бриф может быть:

  • письменный (на отправку клиенту),
  • брифинг, или бриф для созвона или личной встречи.

В письменном брифе больше вопросов. Предпочтение отдаётся закрытым формам. Это позволяет отвечающему однозначно понять вопрос. Также, если вопрос требует технических знаний, варианты ответа направят отвечающего. Он с лёгкостью сможет погуглить.

В брифе при личном общении вопросов меньше. Это получается за счёт того, что многие вопросы открытые и общие. Конкретика выясняется в процессе общения.

Выбор вида брифа зависит от сложности проекта. Например, при создании интернет-магазина или при планировании маркетинговых стратегий целесообразнее созвониться с клиентом, так как вопросов может быть очень много и ответить на них в устной форме будет быстрее.

Чем отличается ТЗ от брифа

Бриф и техническое задание ― в корне разные документы. Перечислим отличия:

  1. Разная цель. Бриф помогает познакомиться исполнителю с желаниями заказчика. ТЗ фиксирует чёткие задачи, которые должен выполнить исполнитель.
  2. На каком этапе составляется документ. Бриф составляется в самом начале обращения заказчика. С этого начинается обсуждение желаемого результата. ТЗ составляется прямо перед началом выполнения работ. Это конечный этап обсуждения требований.
  3. Юридическая сила. Если ТЗ было правильно оформлено и прикреплено к договору, оно имеет юридическую силу. То есть, если исполнитель не выполнил какие-либо обязательства, заказчик вправе обратиться в суд. Бриф не может иметь юридической силы, так как в нём нет никакой конкретики по требованиям к исполнителю.
  4. Детальность проработки. Чаще всего бриф состоит из 1-2 страниц. ТЗ ― объёмный документ, он может состоять из нескольких десятков страниц.
  5. Кто готовит. Обычно ТЗ готовит исполнитель, а заказчик согласовывает. Заказчик не всегда знает нюансы работы, особенно если это касается технических задач. Следовательно, не может создать правильное ТЗ. Бриф всегда заполняется заказчиком. Аутсорсер может только  подготовить некоторые вопросы.

Как правильно составить бриф. Структура брифа

Что такое бриф для клиента

Проекты бывают разные, с разным набором задач, поэтому единой формы брифа нет. Мы расскажем об основных элементах, которые нужны в любом подобном документе.

Основные элементы брифа:

  1. Информация о компании. Любой бриф начинается с описания организации, которая обращается за услугами. Вкратце нужно описать, чем занимается организация, какой у неё ассортимент товаров или услуг.
  2. Позиционирование, УТП и ЦА. В каком ценовом сегменте работает компания. На какую аудиторию работает. Какие идеи несёт в массы. При описании целевой аудитории желательно указать не только гендерную спецификацию и возраст, но и более глубокие особенности — портрет аудитории, покупательское поведение, интересы, где обитает ЦА (конечно, если вы не заказываете услугу по анализу аудитории).
  3. Описание проблемы. Обращению за услугами всегда предшествует какая-либо причина. Возможно, офлайн-магазин стал давать меньше прибыли и вы хотите попытать счастье в онлайне. Ваша аудитория не доверяет вам или не замечает вас. Для этого вы хотите сделать ребрендинг. Опишите, почему вы решили сделать что-то новое.
  4. Описание ваших конкурентов. Это позволит исполнителю лучше ориентироваться в вашем позиционировании, а также поможет вам самим выявить свои сильные и слабые стороны.
  5. Цель. Это важный элемент для маркетинговых кампаний. Исполнитель должен точно понимать, к какому результату он должен стремиться. Например, вы хотите увеличить количество посетителей на 30% или  улучшить воронку продаж.
  6. Бюджет. Очертите круг финансов, который вы можете себе позволить. Это поможет исполнителю понять, готов ли он браться за работу, будет ли она ему выгодна. Если заказчик предлагает маленькую сумму, исполнитель может предложить способы удешевить проект.
  7. Сроки выполнения работ. Как быстро вы хотите получить результат.
  8. Ограничения. У каждой организации есть правила и бэкграунд, который может повлиять на работу аутсорсера. Если вы заказываете контент, то нужно будет сказать о брендбуке или редполитике. При заказе сайта и приложений вы можете дать требования к коду.
  9. Референсы. Проще всегда показать, о чём говоришь, на примере. Если вы заказываете фотосессию, можно показать уже готовые работы, похожие по стилю. При заказе сайта можно приложить списки понравившихся ресурсов.

Остальные вопросы задаются в зависимости от вида работ. Если вы готовите офлайн-мероприятие, нужно спросить про желаемые локации. При создании брендбука нужно спросить, в каком формате он будет представлен.

Ошибки составления брифа

Сложные вопросы. Старайтесь разделять крупные вопросы на несколько маленьких. Сложные вопросы могут отпугнуть заказчика или он заполнит анкету не полностью.

Нет обратной связи после заполнения брифа. После заполнения брифа, вполне возможно, появятся новые подробности и новые вопросы. Не бойтесь уточнять у клиента новые моменты и дополнять бриф после его заполнения. Лучше поздно, чем никогда.

Вопросы построены нелогично. Не перепрыгивайте с темы на тему и не начинайте вопросы сразу со сложной аналитики. Постарайтесь расположить близкие вопросы рядом. Начинайте с лёгких вопросов и заканчивайте более глубокими. Конечно, на 100% сделать это не получится, но всё же большая часть брифа должна быть такой.

Потренируемся писать бриф для заказчика

Поставим себя на место создателей сайта и попробуем подготовить вопросы для брифа, который должен будет заполнить заказчик.

  1. Немного о компании. Расскажите, чем занимается ваша организация.
  2. Какова ЦА вашей продукции. Опишите подробный портрет вашего покупателя.
  3. В чём преимущества вашего продукта? Чем вы отличаетесь от остальных производителей?
  4. Кого вы считаете своими конкурентами?
  5. Для чего создаётся сайт: продажи, информирование, профессиональный форум и другие виды?
  6. За какой период нужно подготовить сайт?
  7. Сколько денег вы планируете потратить на разработку сайта?
  8. Есть у компании фирменный стиль? Если да, приложите ссылку на брендбук или другие документы о фирменном стиле.
  9. Какой обязательный функционал должен быть на сайте?
  10. Пожелания по цветовой гамме сайта.
  11. На каких языках планируется делать сайт?
  12.  Дайте ссылку на 3-5 сайтов, которые вам особенно нравятся. Напишите, почему каждый из них вам нравится (функционал, дизайн, удобство).
  13. Пожелания по сайту: расположение блоков, место для баннеров и т. д.
  14. Дополнительные пожелания.

Бриф сделать легко, однако он очень помогает на начальном этапе взаимодействия двух организаций. Заказчика он заставляет уделить время продумыванию того, что он хочет видеть. Исполнитель может быстро погрузиться в задачу. Отказываясь от заполнения брифа, заказчик рискует получить результат, который ему не понравится. Сроки выполнения будут сорваны, а исполнителям придётся всё переделывать. Если вы исполнитель, всегда уговаривайте заказчика заполнять бриф. Не заставляйте себя делать двойную работу.

Результат сотрудничества клиента и заказчика напрямую зависит от степени их взаимопонимания. Понять друг друга, свое видение проекта и дальнейшие решения по нему поможет заполнение брифа. Часто это первое, с чего начинается погружение в проект. 

Расскажем, как создавать брифы, которые помогут быстро прийти к общему знаменателю и не потерять клиентов. Разберем все популярные ошибки и поделимся чек-листом по разработке компактного, но емкого брифа. 

Что такое бриф и зачем он нужен

Бриф (от англ. brief — сводка, резюме) — это краткая выжимка с ключевыми моментами о проекте или рабочей задаче. В нем содержится базовая информация о бренде, вводных проекта, его целях и ожидаемых результатах. Простыми словами, бриф — это список с вопросами, на которые должен ответить клиент.

Всего один правильно оформленный бриф способен:

  • Сразу разобраться с вводными данными и не тратить на это время при встрече с клиентом.
  • Быстро погрузиться в специфику проекта.
  • Собрать в одном файле всю информацию о проекте на начальной стадии сделки.
  • Стать крепкой базой при разработке технического задания и проектной документации. 

Выбираем вид брифа по целям и задачам проекта

Для наглядности разберем все виды брифов и приведем примеры. 

Экспертный бриф — для маркетингового исследования 

  • Когда используется: при создании нового продукта, вывода на рынок торговой марки.
  • Цель: определить концепцию нового продукта или бренда, стиль подачи и проанализировать конкурентов в нише. 

Пример брифа для разработки приложения на сайте Workspace

Пример брифа для разработки приложения на сайте Workspace

Не забыть спросить

Основные цели экспертного брифа — получить полный портрет целевой аудитории, подробное описание технологических характеристик продукта и изучить конкурентов. 

    • Целевая аудитория. Уточните все данные о портрете целевой аудитории: пол, возраст, географию, социальное и финансовое положение покупателей. 
    • Характеристики продукта. Запросите полную технологическую карту продукта. В брифе клиент должен написать о пользе продукта для ЦА, его преимуществах и недостатках, в каких товарных категориях и ценовых сегментах будет предлагаться.
  • Конкуренты. Расспросите клиента о его конкурентах на рынке или запросите результаты ранее проведенного конкурентного анализа. 

Креативный — для визуального оформления продуктов 

  • Когда используется: при разработке брендбука, дизайна продуктов, логотипов и фирменного стиля.
  • Цель: определить, какой посыл должен нести визуальный образ продукта или бренда потребителям, какие вызывать эмоции и ассоциации.

Пример Workspace: бриф на разработку фирменного стиля

Пример Workspace: бриф на разработку фирменного стиля

Не забыть спросить

В креативном брифе должна быть подробно разобрана информация о позиционировании, идеологии продукта или бренда, эмоциях, которые он должен вызывать у потребителей. 

  • О компании или продукте. Узнать у клиента ценности компании, позиционирование на рынке, сильные и слабые стороны. Запросить характеристики и преимущества продукта, для которого разрабатывается визуал. Дополнительно можно записать слоган, Tone of voice или девиз компании. 
  • Варианты размещения и формат. Записать все носители, на которых будут размещаться элементы дизайна, необходимые размеры и форматы исходников.
  • Предпочтения и референсы. Уточнить пожелания по оформлению: цвета, шрифты, стили и образы. Клиент может дополнить бриф файлами с дизайн-концептами или референсами.

Маркетинговый — для продвижения продуктов

  • Когда используется: во время разработки маркетинговой стратегии, создания сайтов, SEO, SMM-продвижения и других digital-услуг.
  • Цель: выбрать стратегию и подобрать варианты продвижения продукта.

Бриф на сайте Workspace для услуги SEO-продвижения

Бриф на сайте Workspace для услуги SEO-продвижения

Не забыть спросить

Маркетинговый бриф позволяет собрать информацию о компании, конкурентах и целевой аудитории для выбора подходящей стратегии и инструментов продвижения в рамках задач и бюджета клиента. 

  • Результат. Уточнить у клиента о цели продвижения и какой результат он ожидает. Дополнительно можно узнать о сопутствующих целях по улучшению сайта или контента.
  • О компании и конкурентах. Запросить информацию о регионе и особенностях ниши, в которых будут продвигаться товары или услуги. Составить перечень основных конкурентов на рынке со ссылками на их ресурсы. Спросить у клиента о наличии медиаматериалов или прошлой семантики.
  • Целевая аудитория. Выделить основные сегменты покупателей, условия и периодичность покупок, средний чек. Определить популярные товарные позиции и сезонные продукты.

Коммуникационный — для знакомства потребителей с продуктом

  • Когда используется: при создании рекламных роликов, оформление рекламы на мероприятиях и выставках.
  • Цель: собрать данные о продукте, его особенностях и позиционировании. 

Пример на сайте Workspace: бриф на создание рекламного видеоролика

Пример на сайте Workspace: бриф на создание рекламного видеоролика

Не забыть спросить

Задача коммуникационного брифа — определить, в каком формате, тоне и стиле будет рекламироваться продукт и какие реакции нужно получить от аудитории. 

  • Формат продукта. Запросить у клиента данные о формате, зафиксировать в брифе хронометраж ролика и количество показов.
  • Тон обращения.  Спросить о тональности рекламы, какие эмоции она должна вызывать у аудитории. Определить с клиентом настроение и стилистику посыла, уровень эмоциональности, комедийность или ее отсутствие. 
  • Результат коммуникации. Уточнить, на какую реакцию аудитории рассчитана реклама: повышение узнаваемости бренда, сбор отзывов о продукте, продажи. 

Медиабриф — для рекламной кампании

  • Когда используется: при запуске таргетированной и контекстной рекламы.
  • Цель: собрать данные о целевой аудитории и информацию о продукте.

Пример: бриф на сайте Workspace для запуска контекстной рекламы в «Яндекс»

Пример: бриф на сайте Workspace для запуска контекстной рекламы в «Яндекс»

Не забыть спросить

В медиабрифе приоритет ставится на сбор данных о сегментах аудитории для настройки показов рекламы целевым покупателям.

  • Цель. Уточнить у клиента для какой цели ему нужна реклама. Целью рекламы может быть сбор заявок или контактов, расширение географии, оформление заказа или выход на новый рынок.
  • Целевая аудитория. Запросить детальное описание покупателей, которым будет показана реклама. Определить мотивацию к покупке рекламируемого продукта.
  • Бюджет. Зафиксировать в брифе рамки бюджета, который клиент готов выделять ежемесячно на рекламную кампанию. Можно дополнительно спросить у клиента желаемую стоимость клика, заявки или клиента.

Составляем правильную структуру брифа 

Брифы не относятся к бланкам строгой отчетности, поэтому структура документа может быть произвольной. Для комфортной работы с документом все вопросы желательно группировать по категориям и контрастом выделить место для ответов клиента. Наиболее удобный вариант оформления — таблица с 2 колонками для вопросов и ответов, которая размещается сразу под шапкой с контактами.

Приведем чек-лист того, что точно должно войти в бриф.

Вводная часть

Первый раздел документа с сухими сжатыми данными. Сюда добавляется общая и наиболее значимая информация, которая всегда должна быть на виду. 

    • Информация о подрядчике. Шапка документа с контактами и брендированием. Здесь обязательны логотип и название компании, адрес, номер телефона, электронная почта. Можно указать дополнительные каналы связи каналы: номер менеджера или приоритетный мессенджер. 
    • Юридическая информация. Небольшой блок с данными, необходимыми для дальнейшего документооборота. Здесь нужно попросить клиента указать реквизиты, контакты и сведения о компании. 
    • О компании клиента. Общая информация для знакомства — описывается специфика бизнеса клиента, какие товары или услуги он предлагает. Дополнительно запрашивается опыт компании, фишки, кратко особенности производства или обслуживания.
  • Сроки. Указываются конечный и промежуточные дедлайны, даты встреч и согласований проекта. 
  • Бюджет. Прописываются бюджет и ценообразование, либо прикрепляется ссылка на предварительный расчет проекта.

Основной раздел

Главная часть брифа, где указываются все данные, которые касаются проекта и рабочей задачи. Все вопросы внутри раздела также желательно структурировать: это поможет клиенту сконцентрироваться на ответах, а подрядчику — легче работать с информацией. 

    • О продукте или услугах бренда. Ознакомительный блок, где приводятся характеристики продукта, его польза для покупателей и преимущества перед конкурентами. Дополнительно можно указать стоимость, варианты исполнения.
    • Целевая аудитория. Составляется портрет целевой аудитории. Описываются социально-демографические, экономические и психологические характеристики потребительской группы. 
  • Конкуренты. Опционально указываются прямые конкуренты бренда — это необходимо при формировании маркетинговой стратегии. Клиент может перечислить ссылки на сайты или социальные сети конкурентов либо приложить файл конкурентного анализа.
  • Цели и задачи. Указывается результат, который клиент хочет получить, промежуточные задачи. Формируется список предстоящей работы в рамках проекта. 
  • Метрики и KPI. Описывается по каким ключевым показателям будет отслеживаться ход работ, в каких случаях результат будет считаться достигнутым.

Прикрепленные файлы

Бриф — не статичный документ, поэтому может дополняться по мере согласования проекта. При добавлении дополнительных материалов готовый бриф можно будет быстро адаптировать под техническое задание проекта. 

  • Исходники. К брифу прикладываются медиа и видеоматериалы, необходимые для реализации проекта. Например, брендбуки, гайдлайны, фотографии продукции или процесса работы.
  • Референсы. Опционально указываются примеры, которые помогут быстрее погрузиться в проект и прийти к взаимопониманию клиента и заказчика. 
  • Вопросы клиента. Здесь рассматриваются вопросы, не вошедшие в бриф. Клиент может внести свои предложения или информацию, которую посчитает полезной для работы. 

Для удобного редактирования разработать бриф стоит с помощью онлайн-редакторов: Google Docs или «Яндекс Документы», либо с помощью анкетных форм — «Яндекс Формы», Google Forms. 

Печатные экземпляры или файлы, отправляемые через мессенджеры или email, менее удобны, поскольку не подходят для быстрого редактирования или совместной работы. 

Разбираем основные ошибки брифа

Брифы обычно копируют из сети и адаптируют под себя — перечисленные ошибки можно найти у каждого

Брифы обычно копируют из сети и адаптируют под себя — перечисленные ошибки можно найти у каждого

Перечислим типовые проблемы, которые мешают использовать бриф на полную. Вот на что нужно обращать внимание, чтобы выжать из брифа максимум пользы и не тратить время попусту. 

Популярная ошибка 

Пример ошибки 

Почему это плохо?

Как нужно?

Переизбыток общих вопросов 

«Расскажите историю вашей компании и почему вы решили обратиться именно к нам»

Ответы на базовые вопросы перегружают документ. Заполнять объемный бриф морально сложно

Стоит уделить внимание срокам, бюджету, при необходимости уточнить контакты. Остальная информация из вступительного блока редко используется

Излишняя лаконичность 

«Сразу к делу — что и когда сделать?» 

В документ должна включаться вся информация, которая важна на начальной стадии проекта. Для комфортной работы в брифе можно собрать все ссылки и потом использовать файл для технического задания

Бриф удобно использовать для сбора информации обо всем проекте. Стоит запросить все исходники и референсы, TOV и фирменный стиль, данные о конкурентах

Неправильная последовательность вопросов 

«Какой бюджет у проекта? Фирменный стиль для сайта? Как будем принимать работу?»

Вопросы из разных категорий снижают концентрацию при заполнении и мешают обработке информации 

Размещать вопросы стоит тематическими блоками: от общих к профильным. Для удобства документ можно разделить на части: вводную, с организационными моментами, о финансах 

Отказ от взаимодействия с клиентом

«Вот ссылка — заполните и напишите, как будет готово»

Без коммуникации время заполнения брифа увеличивается, часть информации придется запрашивать повторно

Перед отправкой брифа клиента важно проконсультировать. 

Хорошим тоном будет помощь в заполнении — так будет легче сразу прийти к взаимопониманию

Резюме: что обязательно добавить в бриф? 

Приведем выжимку данных, которые обязательно нужно запросить у клиента до начала работы.

  • О клиенте: юридическая информация, реквизиты, контакты, описания компании и ее деятельности. 
  • Сроки: конечный дедлайн и время сдачи промежуточных задач, спринтов.
  • Бюджет проекта.
  • Вводные данные о продукте или услуги бренда. Все, что считаете важным для работы. 
  • Целевая аудитория бренда.
  • Конкуренты компании, анализ рынка, занятой ниши. 
  • Цели и задачи. Что нужно сделать подрядчику и для чего это нужно. 
  • Метрики и KPI для отслеживания хода работ. 
  • Исходники, референсы и прикладная документация.
  • Раздел для встречных вопросов клиента. 

Статья обновлена 07.06.2022

Основа любого сотрудничества — взаимоотношения сторон, основанные на достижении общей цели. Чтобы клиент и заказчик, начальник и подчиненный смогли найти общий язык, понять друг друга правильно, составляется бриф. Что это такое? Кто должен его составлять, какую информацию туда вносить, какова должна быть структура документа? Разберем ответы на эти вопросы. 

Бриф: понятие и особенности

Бриф — документ, в котором кратко, в письменном виде обозначаются обязательства сторон, задачи будущего проекта. Нередко бриф включает вопросы исполнителя, ответы заказчика: благодаря данной информации можно добиться выгодного для обеих сторон результата сотрудничества. 

Брифы составляют при личной встрече, через специальные формы электронной переписки. Если сотрудничество удаленное, исполнитель обычно формирует основные вопросы, уточнения к заказчику, а тот дает наиболее полные ответы. 

Рекламные агентства зачастую размещают бриф прямо на корпоративном сайте. Такое заочное знакомство позволяет упростить процедуру заказа, поскольку нюансы сотрудничества выяснены заранее. 

При помощи брифа достигается:

  • разделение задач на смысловые и временные блоки;
  • формирование понимания задач для всех участников проекта;
  • экономия времени, сил и ресурсов;
  • выделение ключевой информации;
  • правильное распределение времени, ресурсов;
  • синхронизация ожиданий заказчика и исполнителя;
  • предотвращение конфликтных ситуаций. 

Составление и заполнение брифа сторонами требует времени, оно непременно окупится позднее. Также бриф станет прекрасным опытом для будущей работы, упростит последующие задачи.

Виды брифов

Впервые понятие «бриф» начало использоваться в сфере рекламы. Поэтому первые его виды так или иначе были связаны с продвижением:

  • медиа-бриф — используется при запуске рекламных кампаний;
  • креативный — предназначен для создания рекламных материалов;
  • экспертный — создается для проведения маркетинговых исследований, тестирований.

Позднее брифы стали действенным инструментом сферы digital, поэтому появились другие их виды:

  • для разработки мобильных приложений;
  • для создания сайтов и лендингов;
  • для разработки программных продуктов;
  • для настройки рекламных кампаний;
  • для создания маркетинговой стратегии.

Современные брифы получили распространение также в консалтинге, юриспруденции, дизайне, строительстве.

Чтобы правильно составить бриф, новичку поможет пример рекламного брифа, который мы рассмотрим далее. В нем будут отражены все основные вопросы и нюансы. Создав первый бриф по образцу, можно значительно упростить дальнейшую работу. Такая анкета поможет сэкономить время и нервы — исполнителю не нужно будет несколько раз связываться с заказчиком, уточнять детали, решать возникающие вопросы.

Правильное создание брифа

Бриф фактически помогает исполнителю получить максимум информации от заказчика. Именно это позволит выполнить задание максимально качественно и оперативно.

Удачный бриф должен содержать восемь нижеперечисленных пунктов. 

  1. Данные компании-заказчика.
  2. Описание проекта, задачи.
  3. Результат, к которому нужно стремиться. Исполнитель может попросить заказчика добавить примеры удачных работ: качественные и удачные решения других компаний или из опыта заказчика — референсы.
  4. Дедлайн — какой срок отводится на выполнение задания.
  5. Целевая аудитория — на кого рассчитан конечный продукт, кого нужно заинтересовать. Здесь важна конкретика — регион, возраст, пол, род занятий, достаток, другие характеристики.
  6. Показатели проекта заказчика: сильные и слабые стороны, особенности предоставляемых услуг, уровень конкуренции.
  7. Бюджет проекта.
  8. Дополнительные вопросы, пожелания, комментарии по проекту.
Бриф-1
Источник: https://habr.com/ru

Это список основных моментов. В зависимости от сферы деятельности он может дополняться другими пунктами. На практике бриф может отличаться от идеального примера. Например, бриф по созданию логотипа компании будет кардинально отличаться от брифа по разработке приложения для смартфона.

Не всегда сотрудничество подразумевает взаимоотношения двух опытных сторон. Если ваш заказчик — новичок, ему тем более нужно предоставить бриф для заполнения. В этом случае можно взять готовый пример или составить новую форму на основе особенностей конкретного сотрудничества. При составлении индивидуального брифа стоит учесть все нюансы работы: сфера деятельности, конкуренция, тема, задачи, дедлайн и так далее.

Заказчик может попросить исполнителя помочь в заполнении брифа, ведь новичок не всегда сам уверен в собственных потребностях. В таком случае, конечно, стоит максимально посодействовать своему партнеру. Следует учесть, что даже совместно составленный бриф нужно отправить заказчику на согласование: он еще раз просмотрит ответы на вопросы, при необходимости подкорректирует их, дополнит опросник своими пожеланиями и комментариями.

Форма брифа

Компании, которые только начинают внедрять брифы в свою работу, интересуются оптимальной формой брифа, который преподносят заказчику. Важно понимать: бриф, его форма будут отражать серьезность ваших намерений. К тому же он должен быть удобным как для исполнителя, так и для заказчика. В эпоху цифровых технологий самая удобная форма — электронная.

По созданию брифа и его заполнению можно отметить следующие общие моменты:

  • проще всего создать файл в Excel или Word и отправить его заказчику по электронной почте или через мессенджер;
  • если у исполнителя есть сайт, форму брифа можно разместить на ресурсе и попросить заказчика ее заполнить;
  • удобно разместить форму в облачном хранилище, виртуальном диске или в онлайн-опроснике, предоставив заказчику доступ для заполнения;
  • также можно распечатать форму и дать заполнить второй стороне при личной встрече.

Создать первый бриф с нуля довольно сложно, поэтому лучше взять за основу готовый удачный пример. Существует масса специализированных ресурсов, где есть примеры заполнения брифов и список рекомендуемых вопросов. Самым простым методом станет дополнение предложенного списка с учетом специфики предстоящих работ.

Писать вопросы в теле электронного письма — не самый комфортный и продуктивный метод взаимодействия с заказчиком. К тому же исполнителю будет сложнее искать необходимую информацию. Обычно так поступают неопытные сотрудники и новички на рынке. 

Отдельно созданный файл с формой брифа — свидетельство уважения заказчиков и их времени со стороны компании.

Бриф-2

Бриф: пример заполнения

Как мы уже поняли ранее, бывают разные формы и содержание брифа. В качестве примера рассмотрим задание на разработку печатной рекламы. Заполнив все указанные поля, заказчик полностью передаст свои пожелания, тогда исполнитель сможет взять данную таблицу за основу для выполнения задачи.

1. Информация о компании и продукте Укажите данные о вашей компании
Название компании, сфера деятельности
Описание продуктов или услуг, предоставляемых компанией 
Ссылка на логотип компании и брендбук (если таковые имеются)
Веб-сайт компании
Уникальные свойства предоставляемых продуктов или услуг
Прочая информация о компании
Контактное лицо, телефон, email
2. Конкуренты Заполните данные о конкурентах вашей компании
Конкурентные преимущества компании
Слабости по сравнению с конкурентами
Основные конкуренты в ценовом сегменте
Основные конкуренты по качеству
Основные конкуренты по имиджу 
Дополнительная информация о конкуренции на рынке в сфере деятельности компании
 3. Целевая аудитория Портрет вашей целевой аудитории
Пол, возраст и социальный статус целевой аудитории
Сфера трудовой деятельности потенциальных покупателей
Образование потенциальных покупателей
Интересы и хобби целевой аудитории
Место проживания целевой аудитории
4. Маркетинговые цели компании Необходимо пометить галочкой нужные пункты
Увеличение продаж
Позиционирование бренда
Охват новой целевой аудитории
Запуск нового продукта или услуги
Другое
 5. Информация о предстоящих работах Полная информация о необходимых работах
Краткая информация о продукте/услуге, который необходимо рекламировать
Необходимый рекламный формат (веб-баннер/листовка/плакат/каталог/другое)
Информация, которую необходимо указать в креативе
Цвета, которые необходимо использовать в креативе (если таковые пожелания имеются)
Эмоции, которые должна вызвать реклама
Ситуации, в которых клиент увидит рекламу (по дороге домой, на веб-сайте, на профессиональной выставке и так далее)
Срок сдачи макета
Бюджет работ
6. Дополнительная информация Какие еще данные могли бы помочь в выполнении работ?
Миссия компании. Как вы могли бы описать ваш бренд одним словом?
Ссылки на исследования и результаты предыдущих рекламных кампаний, если таковые проводились
Дополнительные пожелания к выполнению работ

После заполнения анкеты заказчиком исполнитель получит подробный бриф. Пример рассматривает только создание маркетинговой продукции, однако его можно видоизменить под любой другой вид деятельности, ведь в документе учтены все необходимые моменты: информация о заказчике, продукте, требуемой работе, сроках, бюджете.

Важность брифа: убеждаем заказчика

Несмотря на то, что большинство компаний открыты к передовым технологиям и методам, не все знакомы с понятием «бриф». Поэтому исполнитель может столкнуться со стеной непонимания, предложив второй стороне ответить на вопросы анкеты.

Бриф-3
Источник: https://silverweb.by

Другие заказчики, даже зная суть брифа, могут отказываться его заполнять, ведь процесс потребует времени. Многие полагают: незачем заполнять форму, ведь можно в двух словах просто описать ситуацию.

Исполнителю не стоит поддаваться подобным уговорам, иначе может возникнуть непонимание. Лучше убедить заказчика в необходимости брифа: при появлении разногласий у обеих сторон будет письменное подтверждение их договоренности, значит, уже никто не скажет: «Я такого не говорил».

Серьезные заказчики обязательно отзовутся на просьбу заполнить форму. Если нет, следует задуматься, стоит ли вообще начинать сотрудничество.

Бриф необходимо отправить второй стороне после обсуждения общих деталей. Это удобно, поскольку заказчик выберет подходящее время и заполнит форму. Наиболее удобная последовательность действий включает в себя первичное составление брифа и последующее обсуждение стоимости работ. 

Различия между брифом и ТЗ

Компании и отдельные лица, начинающие свой путь в сфере digital, часто путают такие понятия, как «бриф» и «ТЗ, техническое задание». На самом деле понятия разные: техзадание — точная и четкая инструкция для выполнения одной конкретной задачи, а бриф помогает определить общие представления о проекте. 

Часто бриф используют для первоначального уточнения условий сотрудничества, затем на его основе создают несколько конкретных ТЗ. Следовательно, техническое задание и бриф могут существовать вместе или по отдельности.

Если бриф не нравится заказчику

В любой сфере может возникнуть ситуация, когда заказчика не устроил присланный исполнителем бриф. Он может посчитать, что перечень вопросов неполный или они звучат слишком обобщенно. Если исполнитель взял готовый пример у коллег и не переделал его, то вероятно, заказчик уже где-то видел эту форму и может счесть, что вторая сторона подходит к процессу несерьезно.

Заказчик может попросить переделать бриф под конкретную сферу или задачу. Тогда исполнителю, если он желает продолжать сотрудничество, следует выполнить требование. Так он покажет всю серьезность своей работы и расположит заказчика индивидуальным подходом.

Бывает, что бриф составлен, договоренности достигнуты, но в процессе реализации исполнитель выполняет дополнительный объем работ. Несмотря на то, что дополнительные усилия исполнителя не отражены в брифе, он вправе требовать от заказчика доплаты за проделанные действия. Однако следует учитывать первичные договоренности, зафиксированные документально, и не ожидать дополнительного финансового поощрения. 

Заключение

Бриф — своеобразная анкета, которую исполнитель просит заполнить заказчика. Форма содержит вопросы, позволяющие выполнить задание в соответствии с ожиданиями, предотвратить непонимание и конфликты.

Более других в составлении брифов нуждаются digital-сегмент, сфера услуг. Форма должна содержать информацию о заказчике, основные задачи, желаемый результат, сроки, контакты.

При составлении брифов нужно опираться на удачные примеры из практики других компаний и собственный опыт общения с клиентами.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать брейк бит
  • Как написать бреешь
  • Как написать бред
  • Как написать брачный контракт образец
  • Как написать брачный договор после свадьбы