Как написать букву р картаво

КАК КАРТАВЫЕ ПИШУТ БУКВУ Р?

Мы платим до 300 руб за каждую тысячу уникальных поисковых переходов на Ваш вопрос или ответ Подробнее

Я под вас подделываюсь

Так же как и шипилявые букву ж

Как быстро научиться картавить

Когда родители замечают у своих детей такой дефект речи, как картавость, они начинают водить малышей по логопедам, предпринимать различные меры для устранения неправильного произношения. Но есть люди, которые намеренно хотят знать, как научиться картавить. Одной из главных причин такого желания становится изучение французского языка. Также многие молодые люди хотят подражать своим кумирам (например лидер группы «Океан Эльзи» Святослав Вакарчук, рэп исполнитель «Гуф» и многие другие известны своим неправильным произношением этого звука).

Подражание – способ изучения картавости

Как правильно начать картавить? В первую очередь необходимо хорошо знать, каким образом произносится правильная буква «Р». Только потом можно изучить механизм воспроизведения грассирующего «Р». Нужно сопоставить их и понять, чем они друг от друга отличаются.

как картавить букву р

Проводя анализ, будет ясно, что когда человек произносит обычный звук «Р», то он активно применяет кончик языка. В отличие от привычного звука грассирующий «Р» заставляет использовать языковой корень и гортань.

При произношении обычного «Р» необходимо почувствовать, где именно располагается речевой орган в это время. После этого нужно медленно переместить работу языка с кончика к основанию. «Картавый» звук «Р» воспроизводится с помощью воздушных потоков непосредственно в горле, не задействуя при этом окончание языка.

Для того чтобы учиться, подражая, понадобится запастись различными произведениями на французском языке: музыкой, фильмами, программами. Пользуясь ими, нужно стараться повторять выражения за французами. При этом важно следить за тем, чтобы слова были похожи по звучанию.

Если вы хотите подражать вашим русским кумирам, то соответственно используйте их материал.

Чтобы контролировать свое произношение, можно использовать диктофон. С его помощью записать свой голос и прослушать, оценив правильность воспроизведения дефектного «Р».

ДЕФЕКТЫ АРТИКУЛЯЦИИ ЗВУКОВ [Р] И [Р’]

Звук [Р] является одним из самых дифференцированных, а поэтому и трудных звуков че­ловеческой речи. В онтогенезе детской речи звуки [Р] и [Р’] появляются позже многих других согласных, и как правило, с появлением в речи ребёнка развитых высказываний в форме сложных и сложно-подчинённых предложений. Искажение артикуляции звука [Р] или его пропуск называется ротацизмом. Замена нормального, зазубного [Р] любым другим звуком называется параротацизмом, например замена [Р] на [Л], [Д], [Т], [И] (лыба — рыба, Юла — Юра).

Различают следующие виды ротацизма:

  1. Горловое [Р] (картавость) — наиболее распространённый дефект артикуляции звука [Р] имеет два варианта, но в обоих случаях язык оттянут назад и своей корневой частью сближается с мягким нёбом.
  2. Если в первом варианте выдыхаемый воздух, проходя через желобок, приводит в коле­бание маленький язычок, то такой звук называется увулярное [Р] («грасси­рующее»).
  3. Если [Р] образовано вибрацией мягкого нёба — перед нами велярное [Р].
  4. Увулярное [Р] акустически наиболее близко к нормальному [Р], особенно у детей с хо­рошим музыкальным слухом. При велярном [Р] слышится грубый рокот.
  5. Доральное [Р]. Передний край языка опущен, вибрация образуется спинкой языка, которая ударяется в переднюю часть нёба или альвеолы. Вместе с языком дрожит вся нижняя челюсть. Слышен грубый рокот.
  6. Боковое [Р] (боковой ротацизм). Переднеязычная вибрация заменяется отры­вом бокового края языка (обычно с одной стороны) от верхних коренных зубов. В обра­зовавшуюся щель прорывается выдыхаемый воздух. Слышится неприятный хлюпающий звук. В наиболее тяжёлых случаях в момент вибрации вовлекается щека и верхняя губа.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р]

Сроки постановки вибранта [Р] колеблются от нескольких минут до нескольких месяцев и зависят как от психо-физиологических возможностей ученика и строения его речевого аппарата, так и от мастерства и методической вооруженности логопеда.

Постановка звука [Р] ведется в двух направлениях:

а) удержание языка, когда передний его край поднимается к альвеолам, оставляя узкую щель, через которую проходит выдыхаемый воздух;

б) выработка вибрации.

Подготовительные упражнения для правильного удержания языка.

  1. Сначала познакомьте ребёнка с частями его языка, показав их на его ладони: кончик языка, его спинка, края языка (ребра ладони) и «животик», под спинкой, у «животика» есть связка-ниточка.​
  2. Перед зеркалом научите ребёнка щёлкать языком (рот раскрыт «до ушей») и приса­сывать спинку языка к нёбу.

Обратите внимание на подъязычную связку: получился «грибок». Щелкать быстро и медленно, громко и тихо.

  1. Уметь удерживать язык в состоянии присоса (под счет) с хорошо видимой натянутой подъязычной связкой.
  2. Уметь из состояния присоса производить по команде логопеда громкий щелчок язы­ком — «шпок».
  3. Просунув язык между губами, сделать «болтушку».

Выработка фрикативного [Р].

Если ребёнок хорошо владеет своим языком, используйте методику профессора Ф.Ф. Рау, суть которой состоит во временном замещении вибранта фрикативным звуком. Этот фрикативный звук имеет общее место своего образования с нор­мальным звуком [Р] и отличается от последнего отсутствием вибрации. Ребёнку предлагается за верхними резцами, на «бугорках» (альвеолах) сказать ЗА или 3-3-3 и послушать, что получается. Полученный фрикативный (проторный) звук сходен по звучанию с английским г.

Фрикативный [Р] использовать в слогах РА (ЗА), РЫ (ЗЫ) и словах. С поднятым языком проговаривать: ЗА, ЗЫ, ЗЫба, Зыбак, ЗАбота, ЗАкета.

Если фрикативный [Р] хорошо закреплён, можно временно пользоваться им в речи.

Если ребёнок не нашел нужное «местечко» для языка, предложите следующие упраж­нения:

  1. Рот широко открыт, передний край языка поднят за верхние зубы к альвеолам.
  2. Ребёнок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-Т-Т. Язык «прыгает на бугорках». Хорошо видны удары кончика языка, который то прикасается к альвеолам, то отскакивает. Для лучшего обозрения можно вложить шпатель между коренными зубами.
  3. Попеременное повторение с придыханием на «бугорках» ТДА-ТДА-ТДА-ТДА… ТДЫ-ТДЫ-ТДЫ-ТДЫ.

Как правило, подъязычная связка постепенно растягивается. В крайнем случае обратитесь к врачу-сто­матологу.

  1. «Барабан»: быстро «стучим» по нёбу ДДДД, начинаем с нёба «верха» и спускаемся «вниз» к верхним резцам.
  2. «Ветерок на бугорках»: ДЗА-ДЗЫ (Р фрикативное).
  3. «Балалайка на бугорках»: ТДНЬ-ТДНЬ-ТДНЬ.
  4. «Балалайка с ветерком»: ДЗНЬ-ДЗНЬ-ДЗНЬ (фрикативное).

Выработка вибрации языка.

  1. В момент произнесения учеником фрикативного [Р] его язык механически приводится в колебание, сначала логопедом с помощью специального зонда, а затем, взяв в свои руки указательный палец ребёнка, логопед подкладывает его под язык. Предложите ученику дли­тельно произнести фрикативное [Р] и быстрыми движениями пальца вправо-влево приводите язык в колебание. Получается прерывистый барабанящий звук.
  2. Ученик быстро говорит слоги на «бугорках»: ды-ды-ды-ды — и в это время приводит своим указательным пальцем язык в колебание, пальчик под язычком.

В результате регулярных упражнений (не более 35 сек с перерывами) грубая вибрация заменяется нормальной. Если процесс закрепления вибранта [Р] идёт медленно, ребёнок может произносить отдельные слова со звуком [Р], помогая себе пальчиком.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р’]

После постановки звука Р твёрдого и его проработки в словах и фразах [Р’] мягкий может появиться спонтанно.

В случае необходимости [Р’] мягкое ставить от фрикативного мягкого (ЗИ, ЗЯ), исключая вибрацию и приучая делать один удар кончиком языка там, откуда растут верхние резцы или по ним.

Овладение правильной артикуляцией звуков [Р] и [Р’] иногда требует тщательной работы над вибрацией, как длительной для [Р] твердого, так и одноударной — для [Р’] мягкого.

Нормальная установка органов артикуляции при произнесении звука «Р».

  • Кончик языка поднят к нёбу (альвеолам);
  • Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
  • Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посередине языка, кончик языка вибрирует у альвеол;
  • Губы открыты;
  • Зубы разомкнуты;
  • На ладони, поднесённой ко рту, ощущается сильная струя воздуха;
  • Голосовой моторчик работает.

Подготовительные упражнения для звука «Р»:

Упражнения для желающих картавить

Существуют еще способы, как научиться картавить. К ним относят специальные упражнения. Их можно найти также в программе изучения французского языка. Упражнений, позволяющих приобрести навык грассирования буквы «Р», очень много. Стоит выделить некоторые из них:

  • Необходимо встать перед зеркалом, потому что намного легче делать упражнения, когда можешь контролировать работу своего речевого органа. Далее понадобится прижать середину языка к небу, а кончик приложить к нижней челюсти. В таком положении органов постараться воспроизвести звук «Р».
  • Теперь необходимо опять же дотронутся до неба и глотки основанием речевого органа, при этом сильно его напрячь. Снова попробовать произнести букву.
  • В этом упражнении потребуется стакан с водой. Нужно полоскать горло, при этом произнося звук «Р». После этого следует постараться сделать тоже самое, только уже без помощи воды. Звук должен быть вибрирующим.

Все эти упражнения необходимо делать регулярно. Нужно понимать, что с первого раза ничего не получится. Если быть усердным, то в скором времени все эти занятия не вызовут никаких трудностей и поставленная цель будет выполнена.

Научиться картавить с помощью упражнений

В изучении того, как следует грассировать букву «Р» вам поможет не только самостоятельное, но и профессиональное обучение. В школьной программе по обучению Французскому языку есть множество упражнений, вот самое распространенное из них:

Упражнения из уроков по Французскому

Для начала запаситесь зеркалом. Если вы будете видеть то, как работает ваш язык, это значительно облегчит задачу.

  1. Это упражнение будет вам знакомо, если вы изучали французский в школе. Прижмите середину языка к небу, а кончиком коснитесь нижних зубов. Попробуйте произнести звук «Р» в таких условиях.
  2. Вам следует все так же дотронутся до неба и глотки языком, сделать это нужно его корнем, сильно напрячь. И вновь попробовать произнести звук «Р». Практикуйтесь усердно, с первого раза редко у кого выходит.

Упражнение с помощью воды

В этот раз вам понадобится стакан воды и ванная. Прополощите гортань издавая звук «Р», а затем повторите ту же манипуляцию, но без воды. Звук необходимо издавать вибрирующим.

Французские поговорки и скороговорки

Интернет пестрит изобилием сайтов на которых вы можете найти все необходимо для практики грассирующей «Р». Найдите французские поговорки, послушайте произношения и старательно произносите. Усложнить себе задачу можно с помощью скороговорок. Ниже приведена одна из них, с множеством «Р» :

« Rat vit riz

Rat mit patte à ras

Rat mit patte à riz

Riz ciut patte à rat.»

И пример французской поговорки в которой множество «Р»:

Французская поговорка

«Dans la gendarmerie, quand un gendarme rit, tous les gendarmes rient dans la gendarmerie» («В жандармерии, когда жандарм смеется, все жандармы смеются в жандармерии»).

Послушать как она верно произносится можно опять такие же на любом из сайтов. Изучив несколько поговорок и скороговорок успешное изучения грассирующей «р» вам непременно обеспечено.

Слушайте французскую музыку

Ранее мы уже говорили о том, что прослушивание и пение французских композиций принесет пользу в освоении умения картавить. Теперь рассмотри это конкретнее.

Замечательным образцом послужат песни Эдит Пиаф, например, знаменитая «Non, Je ne regrette rien». Так же хороши песни Мирей Матье, например выберете для прослушивания и изучения «La vie en rose». Принято считать, что это певицы даже чересчур грассируют, что не только придает определенный шарм песням, но и поможет вам в тренировка. Подражая им вы добьетесь должного результата.

Слушайте музыку на французском

С помощью русского «Х»

Русский звук «Х» очень сможет по фонетическим движением с французским звуком «Р». Например, произнесите пару-тройку раз слово «шахта», обратив внимание на то, каким образом производится этот звук. Теперь произнесите тот же «Х», но отдельно. Далее, как только начнет получаться, вместо глухого звука попробуйте произнести звонкий. Если вы все сделали верно, то у вас получится та самая французская «Р». Если же нет, то вот вам еще русские слова, произношение которых поможет уловить суть произношения картавого «Р»: хром, хворост, хрен.

С помощью этих не хитрых занятий и упражнений вы в скором времени освоите то, как картавить букву «Р». Если что-то не будет получаться, всегда можно прибегнуть к помощи преподавателя по фонетики либо по французскому.

Главное это ежедневно повторение и тренировки. Ни за что не прерывайте обучение, ведь все приходит с опытом и регулярностью. В противном случае не ждите быстрого эффекта.

Изучение поговорок и скороговорок

Для изучения и закрепления навыка произношения грассирующего звука «Р» хорошо использовать поговорки и скороговорки на французском языке. Найти их не составит труда, в сети Интернет их огромное количество.

Подобрав для начала короткие и простые выражения, можно начинать их произносить. Перед этим лучше послушать, как это делают сами французы. Со временем можно переходить на более длинные и сложные фразы. К примеру, можно взять следующую скороговорку:

« Rat vit riz Rat mit patte à ras Rat mit patte à riz Riz ciut patte à rat».

Также можно воспользоваться таким примером поговорки:

«Dans la gendarmerie, quand un gendarme rit, tous les gendarmes rient dans la gendarmerie».

Найти, как произносятся эти выражения, можно также в глобальной сети. Если человек сможет освоить правильное произношение скороговорок и поговорок, значит, все труды не прошли зря. Ведь их воспроизведение не является таким уж простым.

Как научиться картавить

В первую очередь отталкиваться нужно от ваших целей. Картавость на французский и немецкий манер сильно отличаются, а значит и упражнения нужно выполнять разные.

Совсем другое дело, если вы планируете картавить в русском языке. Здесь совсем другие правила, а все зависит от положения речевого аппарата. Более подробно расскажет логопед в видео ниже. Приведено 14 вариаций, как картавить букву р.

Упражнения, чтобы картавить букву р

Существуют специальные упражнения, разработанные учителями французского языка. С их помощью вы сможете выговаривать грассированную букву «Р».

  • Встаньте перед зеркалом, чтобы видеть работу речевого аппарата. Прижмите середину языка к небу, а кончиком коснитесь нижней челюсти. Попытайтесь произнести «р».
  • Основанием языка коснитесь неба и глотки, максимально его напрягите. Произносите нужную букву.
  • Возьмите стакан воды. Полощите горла, одновременно с этим произнося звук «р». Уберите из упражнения воду, и попытайтесь повторить действия уже без нее. В результате должен получаться вибрирующий звук.

Регулярно выполняйте упражнения и внимательно наблюдайте за результатом. Со временем вы заметите перемены, но будьте готовы, что для этого потребуется время.

Немецкое произношение

Существует три способа сказать «р» по-немецки. Вариант произношения зависит от букв в произносимом слове. В русском языке такие звуки не встречаются, так что придется изучать их с нуля.

  1. Похож на легкую картавость. Звук отличается от мягкого французского звучания. Ведь немецкий довольно жесткий язык. Произношение среднее между российским звуком «р» и парижским.
  2. Шипящее «р». Буква не имеет аналогов в русском языке, но напоминает по произношению мягкое «хь». Выговаривать этот звук нужно с формированным резким выдохом, иначе его будет плохо слышно.
  3. Рычащий звук очень похож на русский. Используется только на юге страны, особенно популярен в Баварии.

Для тренировок нужно часто прослушивать немецкую речь и пытаться повторить данный звук. Иного способа обучения нет.

Если хотите выучить немецкий язык, у нас есть статья на эту тему.

Французское произношение

Язык мягкий и мелодичный, так что по-французски выговаривать букву «р» нужно с приятной картавостью. Нужно грассировать звук, как принято в Париже.

В провинциальных городках часто используется обычный говор с буквой «р». Так что совсем необязательно картавить, как истинный парижанин, если вы просто изучаете язык в туристических целях.

Французский язык отличается от немецкого и английского тем, что буква «р» читается на конце слова и никогда не теряется.

При произношении не нужно плотно смыкать губы. Во рту должны создаваться турбулентные завихрения, с помощью которых и возникает нужный звук. В парижском варианте не должно быть вибраций или шума трений, он должен быть полностью щелевым.

При правильной артикуляции подразумевается движение края мягкого неба, реже задней поверхности языка. А маленький язычок должен находиться в напряженном состоянии, но при этом не вибрировать.

Слушайте и повторяйте

Люди очень хороши в имитации и повторении, а для этого нужно постоянно слушать картавую речь. Вы точно знаете, чего хотите добиться, так что выбирайте источник вдохновения и прослушивайте:

  • французские песни с парижским выговором (к примеру, Эдит Пиаф с «Non, Je ne regrette rien» или Мирей Матье «La vie en rose»);
  • дикторов, которые четко проговаривают грассирующий «р»;
  • немецкую речь с разными вариациями произношения;
  • прослушивание скороговорок на нужном языке, в которых встречается буква «р»;
  • речь картавого человека, говор которого вам нравится.

Это самый простой и естественный способ изучения картавости. Так учатся дети, а значит и обучение подходит и для взрослых.

Упражнения для правильного произношения

Сначала нужно работать над произношением буквы «r» просто. Позже переходите к изучению слогов и слов. Ведь в зависимости от расположения буквы (начало, конец, середина), меняется различается.

Первым делом нужно прослушать слова с разным расположением «р». Повторяйте за диктором, потом синхронно, а после и без него. Записывайте на диктофон свое произношение, чтобы услышать себя со стороны. Выполняйте не меньше двух раз за день.

Кроме того можно использовать упражнение «шахта». Оно названо так из-за того, что во время его выполнения нужно произносить слово «шахта». Повторяйте несколько раз и следите за произношением звука «х».

Запомните положение гортани, и постарайтесь заменить глухой звук на звонкий. Именно так и звучит грассированное «р».

При дальнейших занятиях следите, чтобы не было вибраций при произношении слов с буквой «р» в начале или середине. Вибрировать она может только в конце.

Еще один быстрый способ научиться картавить, это выполнить упражнение с языком. Сначала выпрямите его, а потом напрягите заднюю часть. В таком положении произнесите «р» несколько раз. При этом избегайте вибраций и напряжения во всем языке – только его начало.

Скороговорки

Если вы уже знаете язык, можно заучивать наизусть скороговорки и поговорки, в которых много букв «р». Так вы закрепите навык, и сможете довести до автоматизма верное произношение.

Несколько примеров подходящих фраз:

  • «Dans la gendarmerie, quand un gendarme rit, tous les gendarmes rient dans la gendarmerie».
  • «Mon père est maire, mon frère est masseur».
  • «Rat vit riz, Rat mit patte à ras, Rat mit patte à riz, Riz cuit patte à rat».

Сначала проговаривайте их медленно, акцентируя внимание на произношении «р». Позже увеличивайте скорость, чтобы нормально общаться с французами.

Музыка для изучения грассирования

Очень хорошим способом, как стать человеком, умеющим картавить, является французская музыка. Некоторые артисты даже слишком сильно грассируют, чтобы придать своим песням наибольшую привлекательность. Музыка таких исполнителей как раз будет лучшим вариантом для изучения картавого произношения.

Как научиться картавить

Особенно если человек сам по себе умеет и любит петь, то такое занятие доставит массу удовольствия и в тоже время пользу. Необходимо только подобрать песни по душе, что можно сделать в сети либо купив диск французской музыки в магазине.

Как можно применить русский звук «Х»?

Действительно, есть упражнение, которое позволяет добиться грассирующего произношения буквы «Р» с помощью русского звука «Х». Ведь эти два звука очень схожи по механизму движения речевых органов.

Для начала необходимо найти слово с буквой «Х» и несколько раз произнести его для того, чтобы понять, как двигается язык в это время. Затем воспроизвести «Х» отдельно. После чего постараться заменить глухой звук на звонкий. Если все сделали правильно, то будет слышен дефектный звук «Р».

Благодаря таким несложным способам, как картавить букву «Р», можно добиться успехов. Главное, выполнять упражнения регулярно. Сначала будет трудно, как в любом учебном процессе. Но если проявить усердие, то стать картавым непременно получится.

Даже если навык произношения грассирующего «Р» будет приобретен, все равно не стоит совсем отказываться от упражнений, особенно если в обычной своей речи вы используете правильное произношение. Необходимо постоянно закреплять результат и совершенствоваться, чтобы при необходимости вы резко могли перестраивать артикуляцию этого непростого звука.

Как пишется слово «картавый»?

Картавый

⇒ Гласные буквы в слове:

гласные выделены красным

гласными являются: а, а, ы

общее количество гласных: 3 (три)

ударная гласная выделена знаком ударения « ́ »

ударение падает на букву: а

безударные гласные выделены пунктирным подчеркиванием « »

безударными гласными являются: а, ы

общее количество безударных гласных: 2 (две)

⇒ Согласные буквы в слове:

к а р т а в ы й

согласные выделены зеленым

согласными являются: к, р, т, в, й

общее количество согласных: 5 (пять)

звонкие согласные выделены одинарным подчеркиванием « »

звонкими согласными являются: р, в, й

общее количество звонких согласных: 3 (три)

глухие согласные выделены двойным подчеркиванием « »

глухими согласными являются: к, т

общее количество глухих согласных: 2 (две)

⇒ Количество букв и слогов:

гласных букв: 3 (три)

согласных букв: 5 (пять)

всего букв: 8 (восемь)

всего слогов: 3 (три)

Если вы хотите получить больше знаний, быстро и легко изучить английский язык, не выходя из дома, рекомендуем пройти уникальный и эффективный курс английского языка Polyglot.

Картавый — что значит слово, его толкование и смысл
определение и значение, объяснение смысла и что означает слово
Картавый, -ая, -ое; -ав. С нечистым произношением некот .

Картавый — как разобрать слово по составу
морфемный разбор слова, его схема, строение, состав и морфемы
Картавый, корень — картав; окончание — ый; .

Картавый — как сделать фонетический разбор слова
звуко-буквенный анализ слова, его произношение, цветовая схема, характеристика букв и звуков, транскрипция слова «Картавый»

Как быстро научиться картавить

Когда родители замечают у своих детей такой дефект речи, как картавость, они начинают водить малышей по логопедам, предпринимать различные меры для устранения неправильного произношения. Но есть люди, которые намеренно хотят знать, как научиться картавить. Одной из главных причин такого желания становится изучение французского языка. Также многие молодые люди хотят подражать своим кумирам (например лидер группы «Океан Эльзи» Святослав Вакарчук, рэп исполнитель «Гуф» и многие другие известны своим неправильным произношением этого звука).

Как проверить произношение звука Р?

Попросите ребенка повторить его несколько раз изолированно– Р Р Р, затем в словах в разной позиции вслед за вами: РАК, РЫБА, РУКА, ВОРОНА, КОРОВА, ДОРОГА, ВАР, ЖАР, ПАР, ТРАКТОР, ДРАКОН, ПРОСПЕКТ.

Если ребенок неправильно произносит изолированный Р, то нужно будет сначала его поставить, затем закрепить произношение в словах и предложениях. Если Р изолированно звучит правильно, а в словах неверно, нужно будет только закрепить его произношение.

Основные причины неправильного произношения

  • Нарушение подвижности органов речи;
  • Короткая уздечка языка;
  • Нарушение речевого слуха;
  • Неправильное речевое дыхание.

Для проверки подвижности органов речи нужно попросить ребенка выполнить несколько упражнений. Сядьте с ним перед зеркалом, покажите движение сами, попросите повторить:

  • открывать и закрывать рот, при этом «шлепая» губами;
  • далеко высовывать язык и прятать его;
  • двигать широким языком сначала вверх-вниз, затем вправо-влево;
  • удерживать неподвижный широкий язык на нижней губе при открытом рте 10 секунд;
  • вытягивать губы трубочкой – растягивать в улыбке;
  • поочередно закрывать правый-левый глаза.

Артикуляционная гимнастика для звука Р

Если вы замечаете, что движения у ребенка получаются неточные, а некоторые он повторить не может, научите его сначала выполнять специальные упражнения для губ и языка. Они называются артикуляционной гимнастикой и предназначены для улучшения подвижности речевых органов.

Для проверки речевого слуха ребенка предложите ему «поймать» звук Р. Вы поочередно произносите разные звуки, слоги и слова, например: П, Л, Ш, Р, С,Р, ЛА, РА, МО, УР, МАМА, РАМА, ЛАПА, РОЗА, а ребенок должен хлопать в ладоши, когда услышит среди них Р. Если ребенок путает близкие по звучанию звуки: Р-Л, Р-Й, это говорит о нарушении речевого слуха.

Чтобы проверить длину уздечки языка, попросите ребенка открыть рот, как для произнесения звука Э, и дотянуться языком до основания верхних зубов. Если язык не дотягивается, уздечка считается укороченной. Ее достаточно просто растянуть с помощью регулярно выполняемых упражнений для языка — «Лошадка», «Грибок», «Гармошка».

Когда звук Р звучит «по-французски», картаво, по научному это называется грассирование, имеет место нарушение речевого выдоха. Если он неправильный, то воздушная струя частично уходит в нос, а ее остатки рассеиваются во рту. В результате чего вибрирует не кончик языка, а маленький язычок над небом. Грассирование очень тяжело поддается коррекции, и как только вы заметили, что ребенок начал картавить, немедленно начинайте работу по исправлению речевого выдоха.

Как можно применить русский звук «Х»?

Действительно, есть упражнение, которое позволяет добиться грассирующего произношения буквы «Р» с помощью русского звука «Х». Ведь эти два звука очень схожи по механизму движения речевых органов.

Для начала необходимо найти слово с буквой «Х» и несколько раз произнести его для того, чтобы понять, как двигается язык в это время. Затем воспроизвести «Х» отдельно. После чего постараться заменить глухой звук на звонкий. Если все сделали правильно, то будет слышен дефектный звук «Р».

Благодаря таким несложным способам, как картавить букву «Р», можно добиться успехов. Главное, выполнять упражнения регулярно. Сначала будет трудно, как в любом учебном процессе. Но если проявить усердие, то стать картавым непременно получится.

Даже если навык произношения грассирующего «Р» будет приобретен, все равно не стоит совсем отказываться от упражнений, особенно если в обычной своей речи вы используете правильное произношение. Необходимо постоянно закреплять результат и совершенствоваться, чтобы при необходимости вы резко могли перестраивать артикуляцию этого непростого звука.

Самые распространенные нарушения

  • Звук пропускается совсем, вместо него звучит гласный — слово саРай звучит как са_ай;
  • Вместо звука Р произносится Л или Й, это называется заменой – салай, йука;
  • Звук смягчается в тех словах, где должен звучать твердо – риба, рюка;
  • Звук произносится искаженно, нетипично для русского языка – грассирующий Р.

В целом насчитывается около 30 различных нарушений произношения звука Р, многие из них встречаются нечасто.

Научиться картавить с помощью упражнений

В изучении того, как следует грассировать букву «Р» вам поможет не только самостоятельное, но и профессиональное обучение. В школьной программе по обучению Французскому языку есть множество упражнений, вот самое распространенное из них:

Упражнения из уроков по Французскому

Для начала запаситесь зеркалом. Если вы будете видеть то, как работает ваш язык, это значительно облегчит задачу.

  1. Это упражнение будет вам знакомо, если вы изучали французский в школе. Прижмите середину языка к небу, а кончиком коснитесь нижних зубов. Попробуйте произнести звук «Р» в таких условиях.
  2. Вам следует все так же дотронутся до неба и глотки языком, сделать это нужно его корнем, сильно напрячь. И вновь попробовать произнести звук «Р». Практикуйтесь усердно, с первого раза редко у кого выходит.

Упражнение с помощью воды

В этот раз вам понадобится стакан воды и ванная. Прополощите гортань издавая звук «Р», а затем повторите ту же манипуляцию, но без воды. Звук необходимо издавать вибрирующим.

Французские поговорки и скороговорки

Интернет пестрит изобилием сайтов на которых вы можете найти все необходимо для практики грассирующей «Р». Найдите французские поговорки, послушайте произношения и старательно произносите. Усложнить себе задачу можно с помощью скороговорок. Ниже приведена одна из них, с множеством «Р» :

« Rat vit riz

Rat mit patte à ras

Rat mit patte à riz

Riz ciut patte à rat.»

И пример французской поговорки в которой множество «Р»:

Французская поговорка

«Dans la gendarmerie, quand un gendarme rit, tous les gendarmes rient dans la gendarmerie» («В жандармерии, когда жандарм смеется, все жандармы смеются в жандармерии»).

Послушать как она верно произносится можно опять такие же на любом из сайтов. Изучив несколько поговорок и скороговорок успешное изучения грассирующей «р» вам непременно обеспечено.

Слушайте французскую музыку

Ранее мы уже говорили о том, что прослушивание и пение французских композиций принесет пользу в освоении умения картавить. Теперь рассмотри это конкретнее.

Замечательным образцом послужат песни Эдит Пиаф, например, знаменитая «Non, Je ne regrette rien». Так же хороши песни Мирей Матье, например выберете для прослушивания и изучения «La vie en rose». Принято считать, что это певицы даже чересчур грассируют, что не только придает определенный шарм песням, но и поможет вам в тренировка. Подражая им вы добьетесь должного результата.

Слушайте музыку на французском

С помощью русского «Х»

Русский звук «Х» очень сможет по фонетическим движением с французским звуком «Р». Например, произнесите пару-тройку раз слово «шахта», обратив внимание на то, каким образом производится этот звук. Теперь произнесите тот же «Х», но отдельно. Далее, как только начнет получаться, вместо глухого звука попробуйте произнести звонкий. Если вы все сделали верно, то у вас получится та самая французская «Р». Если же нет, то вот вам еще русские слова, произношение которых поможет уловить суть произношения картавого «Р»: хром, хворост, хрен.

С помощью этих не хитрых занятий и упражнений вы в скором времени освоите то, как картавить букву «Р». Если что-то не будет получаться, всегда можно прибегнуть к помощи преподавателя по фонетики либо по французскому.

Главное это ежедневно повторение и тренировки. Ни за что не прерывайте обучение, ведь все приходит с опытом и регулярностью. В противном случае не ждите быстрого эффекта.

Упражнения для улучшения речевого слуха

Здесь пример работы при замене Р на Л. Если идет замена на другой звук, то различают на слух его и Р.

Взрослый произносит различные звуки, среди которых есть и Р и Л. Сначала ребенок поднимает руку, когда услышит звук Л, потом слушает те же звуки, но поднимает руку на звук Р, при этом слова вслух не повторяет. То же самое со словами в которых звуки Р и Л находятся:

  • в начале слова: лук, рак, росток, работа, ласточка, лопата;
  • в середине слова: молоток, корова, город, сало, урок, колос;
  • в конце слова: мел, вор, комар, гол, опал, вол, кошмар, кадр.

Учимся произносить французский Р

Очень часто родители обеспокоены, если ребёнок долго не может произносить букву Р правильно — красиво, раскатисто.

У каждого логопеда, скорее всего, большинство ребятишек наблюдаются именно с такой проблемой.

В наши времена логопедов не было и ничего. Как-то обучались детки. Никто не остался с картавостью.

Но времена поменялись, появились новые профессии (одна из них логопед), создаются новые рабочие места (почти в каждом детском саду — это точно).

Логопеды в начале каждого года пишут планы работы на год, придумывают (иногда из пальца высасывают — извините, не могла удержаться), какие бы нарушения речи обнаружить у воспитанников и какие методы для их коррекции применить.

Тщательнейшим образом начинается проверка речевого развития в группах.

И всегда находятся дети, которые нужно (немедленно!) записать на занятия к логопеду.

Вы уж извините, что я так пишу, просто привыкла выражаться честно и прямо.

Надо ли ребёнку исправлять речь, не надо ли — запланированное количество «испытуемых» у логопеда в детском саду всегда будет набрано.

А потом начнутся занятия с каждым ребёнком индивидуально.

Ох, не о том я писать начала, но просто вот не могла подавить чувства и эмоции.

Вообще-то сегодня хочу рассказать про аномальное звукопроизношение Р (аномальное ли?).

Французы говорят так — им ничего, никто их не исправляет. Наши детки с французским Р — на ковёр к логопеду.

Но ведь это удивительно красиво! Зачем ломать речь малыша! Может он потом вообще во Францию уедет жить. Ему тогда эта красивая Р очень пригодится.

Так нет же, надо сломать её.

В общем, я противник того, чтобы французскую Р ломали. Некоторые наоборот хотят её приобрести.

И вот, как это сделать, как научиться произносить французскую Р, тема сегодняшней статьи.

Часто встречаю такие рекомендации для обучение Р по-французски — слушайте больше речь французов, произносите за ними слова, подражая.

Но это же абсурд!

Как можно просто подражать, если даже представления не имеешь, каким местом эта их французская Р произносится.

  1. Поэтому для начала надо уяснить для себя и как можно понятнее донести ребёнку (если обучаем французскому малыша), что при произношении Р по-французски язычок двигается совсем иначе, чем когда мы рррычим по-русски.
    В нашей речи мы ставим кончик языка на бугорки за зубами, а французская Р произносится корнем языка.

    Покажите ребёнку на картинке, а затем на своих, и затем на его собственных (через зеркало) органах, где у нас кончик язычка, а где у него корень.

  2. Следующий этап — работа с языком. И не важно, будет это перед зеркалом или же обучающийся закроет глаза и представит свой аппарат речи, но язык надо научиться чувствовать, поиграть с ним следующим образом:
    Кончик языка медленно ведём от зубов вверх к горлышку. Это упражнение поможет укрепить как раз мышцы у корня языка. Упражнение выполнять столько раз, на сколько хватит терпения.

    Чем больше будет укреплена мышца языка в области корня, тем легче будет потом ею манипулировать.

  3. Далее следует выполнять упражнения на подъём самого корня языка к нёбу. Язык при этом выпрямляется и плашмя ложится, упираясь в нижние зубы.
    Первое время лучше просто выполнять это упражнение, без добавления каких-либо звуков.
  4. На следующем этапе добавляем звуки. Берём слово, начинающееся на Х (хлеб), выделяем первый звук и произносим его как можно отчётливее.
    Х-х-х.
  5. Теперь стараемся произносить звук Х не глухо, а звонко, затем чередуем: Х глухой — Х звонкий. Приближаем к украинскому Г.

После выполнения этого ряда упражнений рекомендую пополоскать горлышко, набрав немного воды и запрокинув голову.

Получающееся в горле бульканье это уже почти французский звук Р.

Теперь нужно научиться самостоятельно булькать, но уже без воды и полоскания.

Во время полоскания попробуйте запомнить движение корня языка, чтобы затем уже по памяти воспроизводить его без воды.

Теперь остаётся только тренировка. Выбираем слова со звуками Х, Г и Р и многократко их произносим, стараясь булькать в нужном месте слова.

И самым полезным моментом, на мой взгляд, будет запись своих тренировок на диктофон.

Регулярные занятия примерно по 20-30 минут в день дадут результат уже через неделю.

Ваш французский звук Р будет превосходен. Желаю удачи!

В следующей статье Учимся произносить ДР-ТР.

Похожие записи:

  1. О чём «Война и мир»? Краткое содержание романа «Война и мир» по главам. Все ответы…
  2. Ребенок не умеет говорить Р — покажем, как научить Чтобы научить ребенка произносить букву Р, необходимо регулярно выполнять специальные…
  3. Ротацизм в речи — полная информация Ротацизм (проблема со звуком [Р]) — самое частое нарушение детской…
  4. Что мы знаем про Азбуку Морзе Азбука Морзе была создана для передачи короткой информации. Но использовать…

Как научиться выговаривать звук Р: упражнения для постановки

Основные упражнения

1. «Лошадка» — энергично щелкать языком, присасывая его к небу и резко отрывая;

2. «Тпру, лошадка» — вибрируя губами произносить «кучерское» тпру;

3. «Маляр» — двигать широким языком от верхних зубов к горлу и обратно к зубам;

4. «Грибок» — присосать язык к небу, натянув подъязычную связку. Язык это «шляпка гриба», а связка – «ножка гриба»;

5. «Дятел» — кончиком языка ударять в бугорки за верхними зубами — альвеолы, произнося д-д-д-д. Двигается только язык, нижняя челюсть неподвижна.

6. «Комарик» — сильно упираясь языком в альвеолы протяжно произносить дз-з-з-з

7. «Заведи моторчик» — поднять кончик языка вверх за зубы, постепенно убыстряя темп повторять дын-дын-дын-дын, по мере возможности переходя на др-др-др-др.

Эти упражнения нужно выполнять каждый день, перед зеркалом, добиваясь четких и правильных движений языка.

Постановка звука Р от звука Д

Звонко и длительно произносить звук Д, прижимая кончик языка к верхним альвеолам. Пусть ребенок представит, что язык – это парус, который нужно надуть ветром. При произнесении звука Д нужно сильно дуть на язык, чтобы «парус захлопал, завибрировал на ветру». Подставив ладонь ко рту, ребенок должен ощущать толчки воздуха. Не сразу, но должно получиться др-р-р. Закрепляем его в словах с сочетанием др – драка, друг, дракон, затем с сочетанием тр – трава, труд, трон, затем в словах квадрат, патрон, ведро, витраж, кадр, метр, театр.

Постановка Р от звука З

Тянуть звук З при верхнем положении языка – «комарик гудит», затем быстро двигать кончиком языка по бугоркам за верхними зубами – «комарик замерз и дрожит».

Постановка звука Р на вдохе

Ребенок тянет звук С, прислонив язык к зубам. Объясните ему – сначала выдувай воздух изо рта и произнеси С наружу, а затем всоси в себя этот же воздух и звук С вместе с ним внутрь. Или – произнося звук С сделай такое движение языком, как будто хочешь «всосать» в себя слюнки.

Постановка с механической помощью

Для этого можно использовать резиновую соску, ручку чайной ложечки, ватную палочку или указательный палец ребенка. Предметы должны быть идеально чистыми, на пальчике нужно коротко состричь и ровно подпилить ноготок, чтобы не повредить язык. Ребенок длительно произносит верхний звук З или Д-Д-Д-Д, в это время взрослый каким-либо из перечисленных предметов быстро двигает под языком вправо-влево, вызывая его колебания. Если это пальчик ребенка, он должен быть абсолютно прямым и сначала взрослый сам двигает детскую руку. В результате должен послышаться грубый, раскатистый звук Р.

Упражнения для желающих картавить

Существуют еще способы, как научиться картавить. К ним относят специальные упражнения. Их можно найти также в программе изучения французского языка. Упражнений, позволяющих приобрести навык грассирования буквы «Р», очень много. Стоит выделить некоторые из них:

  • Необходимо встать перед зеркалом, потому что намного легче делать упражнения, когда можешь контролировать работу своего речевого органа. Далее понадобится прижать середину языка к небу, а кончик приложить к нижней челюсти. В таком положении органов постараться воспроизвести звук «Р».
  • Теперь необходимо опять же дотронутся до неба и глотки основанием речевого органа, при этом сильно его напрячь. Снова попробовать произнести букву.
  • В этом упражнении потребуется стакан с водой. Нужно полоскать горло, при этом произнося звук «Р». После этого следует постараться сделать тоже самое, только уже без помощи воды. Звук должен быть вибрирующим.

Все эти упражнения необходимо делать регулярно. Нужно понимать, что с первого раза ничего не получится. Если быть усердным, то в скором времени все эти занятия не вызовут никаких трудностей и поставленная цель будет выполнена.

Закрепляем произношение (автоматизация звука Р)

После постановки звука любым перечисленным способом, его нужно закрепить сначала в начале слов, затем в середине и в конце. После этого называются или составляются по картинкам словосочетания и предложения, насыщенные звуком Р, разучиваются чистоговорки, скороговорки, стихи и песенки. Для этого лучше использовать специальную методическую литературу.

Рекомендуем пособия!

  • Большая книга логопедических игр
  • Непослушные звуки «Р»-«Рь». Логопедическая тетрадь (с наклейками)
  • Звуки-звяки. Рычим в стихах. Стихи и скороговорки с отработкой звука Р
  • Трудный звук, ты наш друг! Звуки Р, Рь
  • 1000 скороговорок с трудными звуками

Успешность работы во многом определяется индивидуальными особенностями и характером ребенка, правильностью действий взрослого. Кому-то научиться выговаривать букву Р будет относительно просто и четкий Р получится практически сразу, с кем-то придется долго и упорно заниматься, а кто-то не обойдется без помощи опытного логопеда. Не отчаивайтесь, если не получается сразу, будьте последовательны, терпеливы, хвалите ребенка за малейшие достижения и не ругайте при неудачах. Если вы твердо решили добиться успеха, то все обязательно получится.

Лавицкая Ольга Викторовна, логопед, специально для сайта Активная мама

Коварная буква Р

Этиология речевого расстройства

При правильном произношении «Р», язык должен подниматься к небу около передних зубов. Так появляется вибрация, что дает этот звук. Проблема с «Р» у взрослых начинаются в детстве. Основные причины картавости – это:

  • травмы – дефект кончика или уздечки;
  • травмы шейного отдела позвоночника;
  • гипоксия при родах;
  • гидроцефалия;
  • внутричерепное давление;
  • нарушения слухового аппарата;
  • воспалительные изменения слухового аппарата;
  • врожденная тугоухость;
  • патологии фонетического слуха;
  • нарушенный прикус или отсутствие зубов;
  • короткая уздечка;
  • параличи, парезы;
  • патологии неба;
  • задержки речевого или психического развития;
  • «заячья» губа;

Другой причиной является развитие ребенка в окружении людей с нарушенным слухом и речью. Так малыш уже с самого раннего детства слышит и привыкает к неправильному произношению. Картавость – это не серьезное логопедическое нарушение, при помощи курса логопедической помощи оно полностью исправляется.

Таким образом можно выделить четыре основные группы причин ротацизма:

  • Механическая. Патологии строения артикуляторного аппарата.
  • Подражательная. Ребенок копирует неправильное произношение от родителей.
  • Акустическая. Неправильный фонетическое восприятие звука «Р».
  • Неврологическая. Патологии отделов речи мозга человека.

Прежде чем, логопед разработает курс, как избавиться от картавости, необходимо точно определить причину ее развития или появления.

Изучение поговорок и скороговорок

Для изучения и закрепления навыка произношения грассирующего звука «Р» хорошо использовать поговорки и скороговорки на французском языке. Найти их не составит труда, в сети Интернет их огромное количество.

Подобрав для начала короткие и простые выражения, можно начинать их произносить. Перед этим лучше послушать, как это делают сами французы. Со временем можно переходить на более длинные и сложные фразы. К примеру, можно взять следующую скороговорку:

« Rat vit riz Rat mit patte à ras Rat mit patte à riz Riz ciut patte à rat».

Также можно воспользоваться таким примером поговорки:

«Dans la gendarmerie, quand un gendarme rit, tous les gendarmes rient dans la gendarmerie».

Найти, как произносятся эти выражения, можно также в глобальной сети. Если человек сможет освоить правильное произношение скороговорок и поговорок, значит, все труды не прошли зря. Ведь их воспроизведение не является таким уж простым.

Виды картавости

Существуют разные виды ротацизма. В зависимости от ее этиологии существует два типа:

  • Велярный. Вибрация происходит на краю мягкого неба.
  • Увулярный ротацизм. Вибрация происходит на маленьком язычке мягкого неба.

В широком смысле существует несколько форм картавости (ротацизма):

  • Простая или мономорфная. Нарушается произношение одного или нескольких звуков одной группы – «С З Ц», «Ж Ш Ч».
  • Полиморфная или сложная. Нарушена артикуляция фонем из разных групп.
  • Физиологическая. Также называется возрастной. При ней происходит нарушение звукопроизношение у детей младше пяти лет, что связано с недостаточным развитием артикуляторных органов.
  • Функциональная. Ротацизм развивается при отсутствии проблем с артикуляционным аппаратом, ЦНС, слухе и другими аппаратами, и системами.
  • Механическая или органическая. Развитие ротацизма связано с врожденными или приобретёнными патологиями речевого аппарата.

Точное диагностирование может быть поставлено только специалистом-логопедом. Определение картавости обуславливает выбор методов ее коррекции.

Ротацизмы

Исправление картавости у взрослых и детей зависит от формы ротацизма. Они бывают следующие:

  • В речи отсутствует «Р» (ручка – учка, река – ека);
  • Велярный ротацизм или мягкое произношение. Корень языка соприкасается с мягким небом, а именно его нижним краем. Через щель между ними проходит струя воздуха при произношении, вызывая вибрацию неба.
  • Увулярный ротацизм. Часто называется «горловой».
  • Боковой. Вибрация происходит на боковой части языка, а не на его кончике. Так появляется звук похожий на «ль» или «рль».
  • Билабиальный. Также данный тип называется лабиальным, губным или двугубным. Искажение происходит при вибрации губ, так получается «прр». Такой звук логопеды называют кучерским.
  • Интердентальный или межзубный. Звукопроизношение вызывается расположением языка между зубов.
  • Одноударный или проторный. Напоминает «д», невозможно проговорить длинное «РРРРРРР».
  • Щечный. Выдыхаемый воздух проходит между щеками, что вызывает из вибрацию.
  • Гнусавое. Корень находится в контакте с мягким небом, а воздух проходит носом.
  • замена «Р» твердого на мягкое.
  • Лабиодентальный. Звук образуется между губой и верхними зубами.
  • Ларингеальный или гортанный.

В зависимости от формы ротацизма выбираются те или иные упражнения, направленные на исправление данного явления.

Параротацизмы

Параротацизм – замена звука «Р» рокочущего на более мягкое. Основными причинами являются парезы, короткая уздечка, нарушенный фонетический слух и копирование неправильного произношения от взрослых. При параротацизме происходят следующие замены «Р»:

  1. в: появляется при отсутствии вибрации – «вука – рука»;
  2. д: получается «рука – дука»;
  3. г: «рука – гука»;
  4. п: рука – пука;
  5. л: рука – лука;
  6. ы: рука – ыука;
  7. й: рука – йука.

Коррекция параротацизма имеет много схожих разделов с картавостью. Самым основным упражнением для этого являются скороговорки от картавости.

Функциональная картавость

Функциональная картавость может развиваться у ребенка вследствие хронических заболеваний. Другой распространенной причиной является педагогическая запущенность – когда ребенку уделяется недостаточно времени от родителей и взрослых, ребенок развивается медленно, не потому что имеет проблемы с интеллектом, а из-за того с ним никто не занимается либо делают это недостаточно.

Часто подобное явления развивается у детей из семей двуязычных, то есть взрослые говорят на разных языках или из семей, где один или оба родителя имеют такие проблемы. Таким образом ребенок копирует произношение взрослых. Также такой тип картавости может появится из-за наличия нарушений артикуляционного аппарата или при недоразвитости фонетического слуха.

Органическая картавость

Происходит из-за особенностей строения ротовой полости – зубов, прикуса, языка (уздечка). Ребенок или взрослый может картавить из-за неправильного строения челюсти или нехватки зубов. В этом случае избавиться от ротацизма без помощи стоматологов и ортодонта невозможно. Органическая форма может появиться в течении жизни в результате травм.

Сенсорное косноязычие (дислалия)

Такое речевой расстройство еще называется косноязычием или дислалией. Это заключается в неспособности произносить некоторые звуки или их ряды. Косноязычными звуками могут быть все гласные или все согласные. В самых простых случаях косноязычие затрагивает один либо несколько. Такие фонемы иногда выпадают либо заменяются на другие. Косноязычие можно назвать самым частым дефектом речи у ребенка.

Функциональное косноязычие является следствием неправильного речевого развития. Обычно оно встречается в 3-4 года и может продолжаться и в дошкольном возрасте. Случаи косноязычия у взрослых – редкий случай, но все-таки они есть.

Как коверкают букву «р»

На специализированных ресурсах Ротацизм описаны следующие основные варианты искажения звука «р», или по‑научному ротацизма:

  • Картавость, или горловое «р». Вибрирует не кончик языка, а мягкое нёбо. Такое произношение нормально для французской и немецкой, но не для русской речи.
  • Боковое «р». Язык одним боком прижат к верхним зубам, вторая сторона свисает, а кончик не вибрирует. В результате получается что‑то похожее на «рль».
  • Одноударное «р». Вместо того чтобы вибрировать, кончик языка один раз ударяется о твёрдое нёбо, образуя подобие английского r.
  • Носовое «р». На выдохе воздушный поток проходит не через рот, а через нос. Вдобавок кончик языка оттянут назад и не участвует в артикуляции. Фраза «Рома, открой двери!» превратится в «Нгома, откнгой двенги!».
  • Кучерское «р». И снова вибрация происходит не там, где нужно, а именно на сближенных губах. Малыш издаёт что‑то похожее на «тпру».
  • Параротацизм, или замена «р» другим звуком. Вместо «ребёнок» вы слышите «лебёнок», «гебёнок», «вебёнок», «яебёнок» или даже «ыебёнок».
  • Пропущенное «р». Малыш просто избегает сложностей. Говорит не «рыба», а «ыба», не «рад», а «ад», не «гром», а «гом».

Причины нарушения речи

Картавость может быть вызвана самыми различными причинами. К ней могут привести:

  • физическая или неврологическая ослабленность (возникает при хронических заболеваниях);
  • родители не исправляют речь ребенка, когда в ней есть ошибки или ребенок неправильно произносит некоторые звуки;
  • ребенок слышит неправильную речь от взрослых и копирует ее;
  • недостаточно сформирован фонетический слух и распознавание звуков;
  • неправильная артикуляция;
  • патологии артикуляционного аппарата.

Картавость может произойти после травм. Именно эта причина является основной для появления такого дефекта у взрослых. В ряде случае исправление картавости у взрослых не может быть проведено без помощи других специалистов.

Что мешает произнести букву р правильно

Основными причинами почему не проговаривается этот звук являются проблемы, связанные с ротовой полостью.

Читайте также: Холодный коричневый цвет волос ( фото)

Короткая подъязычная связка

Другое название — уздечка. Именно она мешает свободно двигаться языку. Обычно этот дефект устраняется еще в роддоме. Она также может помешать правильному захвату соска у младенца во время грудного вскармливания. Если данный дефект был обнаружен в школьном возрасте, ее растягивают логопедическими упражнениями.

Проблемы с фонематическим слухом

Фонетический слух – это способность слышать и воспринимать звуки правильно. В три года дети должны различать похожие друг на друга звуки, хотя проговаривать их еще не могут. В некоторых случаях такие нарушения связаны с аденоидами и другими заболеваниями. Тем самым ребенок не слышит определенный звук и в своей речи он заменяет его на другой похожий.

Неправильное речевое дыхание

Чтобы правильно произносить звуки, в том числе и букву Р, нужно управлять выдохом. Не все дети умеет это делать в раннем возрасте. Некоторые поднимают для этого плечи, другие не умеют регулировать свое дыхание во время речи.

Симптомы речевого дефекта

Типичными симптомами картавости или ротацизма являются:

  • неправильное произношение шипящих и/или свистящих звуков – сигматизм;
  • затруднение в произношении свистящих и шипящих – парасигматизм;
  • патологии с сонорными [р], [р`], [л], [л`];
  • проблемы с заднеязычными фонемами — [г], [г`], [к], [к`], [х], [х`] — гаммацизм, каппацизм и хитизм;
  • патология [й] (йотацизм);
  • замена звонких согласных на глухие либо смешивание таких фонем;
  • нарушение мягкости звуков.

Эти все проявления являются типичной симптоматикой картавости.

Французский алфавит

Начать нам следует с алфавита. Давайте послушаем произношение французских букв и повторим их за диктором:

Итак, во французском 26 букв, помимо которых есть также орфографические знаки:

“ – trema обозначает, что гласная, над которой она стоит, должна произноситься отдельно от предыдущей: maïs

.

` – accent grave обозначает открытый слог: bière

.

? – accent aigu обозначает закрытый слог: école

.

^ – accent circonflexe указывает на долготу звука: la fête

.

c – c cedille обозначает мягкий звук «c»: le garçon

.

Логопедическая диагностика

Прежде чем назначить упражнения от картавости, необходимо провести детальную логопедическую диагностику. Она начинается с беседы малыша и специалиста. Для выработки коррекционной работы ротацизма, логопед должен определить следующие параметры:

  • особенность произношения фонем;
  • особенности психо-речевого развития малыша;
  • определить дефекты звукопроизношения посредством фонетического анализа;
  • оценить состояние артикуляционного аппараты и выявить его дефекты и патологии;
  • оценить лексикон ребенка;
  • выявить особенности письма, грамматики, памяти, чтения;
  • определить уровень зрительного восприятия;

После проведения этих шагов проводится оценка фонетического слуха, а затем составляется план, как убрать картавость. В некоторых случаях потребуется помощь других специалистов – психотерапевт, невролог, стоматолог, отоларинголог и других.

Можно ли научиться картавить

Любой человек может научиться картавить или выговаривать букву «р» на французский или немецкий манер. Главное заниматься и выполнять упражнения.

Если не получается в домашних условиях научиться картавить, можно обратиться к логопеду. Он подскажет, почему никак не получается, и какую ошибку нужно исправить.

В крайне редких случаях проблема может быть в строении челюстного аппарата и длины уздечки. Слишком короткая уздечка может препятствовать правильному произношению звука. Простая операция у стоматолога поможет исправить эту физиологическую проблему.

Под местной анестезией уздечку надрезают, что займет пару минут. После этого вы пару часов можете испытывать дискомфорт, а потом все станет как обычно.

Занятия с исправленной уздечкой будут более продуктивными, ведь больше вам ничего не будет мешать.

Способы коррекции

Существует несколько методов исправления картавости у взрослых и детей. В качестве основных методик, логопед использует:

  • логомассаж;
  • упражнения для вибрации передней части языка;
  • скороговорки на букву «Р» от картавости;
  • занятия для автоматизации «Р»;
  • логопедические упражнения;
  • артикуляционная гимнастика;
  • контроль за речью.

Для ребенка упражнения имеют игровую форму. Главное требование коррекции ротацизма – регулярность проведения этих занятий.

У детей

Для детей логопеды используют такие упражнения:

  1. «Чистим зубы». Необходимо широко открыть рот, улыбнуться, сделать движения, напоминающие чистку зубов щеткой – движения влево-вправо.
  2. «Гладим небо, то есть нёбо». С открытым ртом гладить языком небо. Он должен возвращаться к основанию верхней челюсти.
  3. «Воздушный бой». Открыть рот, положить язык на нижнюю губу и в таком состоянии попытаться выговорить «Ф». Выходящая струя воздуха должна быть узкой. Такое упражнение должно создавать непрерывную, долгую струю воздуха посередине языка.
  4. «Сладкоежка». Открыть рот и зафиксировать нижнюю челюсть, так чтобы она не двигалась. Широким языком облизать верхнюю губу. Он должен двигаться сверху-вниз. Челюсть не должна поднимать его.
  5. «Индюк». На нижнюю губу положить язык, он должен быть широким. Необходимо облизывать нижнюю губу вперед-назад добавляя голос. Должен появиться характерный болтающий звук.
  6. «Барабан». Ударять языком по альвеолам произнося «Д». Рот должен быть открытым.

У подростков

При работе по исправлению картавости у подростков используются основные логопедические упражнения. Используются также дополнительные логопедические упражнения:

  1. На переднюю часть языка помещается зонд (металлическая палочка похожая на карандаш) нужно поочередно загибать и выпрямлять язык. Зонд должен удерживаться в перпендикулярном положении.
  2. Выполняя упражнение «чашечка» на язык кладется горошина. Язык при этом должен загибать свои края, а горошина удерживаться на нем.
  3. При неподвижном языке переворачивать кубики из хлеба, горошины или фасолины.
  4. Сдуть с языка небольшой кусочек бумаги.
  5. Сделать струю воздуха чтобы вызвать вибрацию кончика языка. При этом по его поверхности перекатывается карандаш.
  6. Массаж для укрепления мышц.

Также можно получить раскатистый «Р» при помощи упражнений для детей, проговариваем скороговорок, которых существует большое количество.

У взрослых

Есть некоторые упражнений, как избавиться от картавости взрослому.

Основная причина картавости – неправильное артикуляция или особенности артикуляционного аппарата. Чтобы поставить звук «Р» взрослому человеку необходимо выполнять определенные занятия не реже 2-3 раз в день на протяжении нескольких недель. Каждое занятие длится примерно 10 минут. Существуют упражнения, направленные на разные отделы артикуляционного аппарата.

Упражнения для подъязычной связки:

  • кончиком языка дотянуться до носа;
  • прижать кончик к небу в районе корней зубов и провести как можно дальше назад;
  • открыть рот, высунуть максимально язык и выгнуть его как можно выше;
  • проводить языком по обратной стороне зубов;
  • сложить язык в форму лопаты и максимально высунуть его.

Такие упражнения направлены на повышение эластичности подъязычной связки, что является часто причиной этого речевого нарушения.

Для кончика языка существуют другие упражнения:

  • слегка покусывать кончик языка;
  • прижать его плотно к небу, пощелкать им;
  • высунуть язык, прижать его к губе и в таком положении выдохнуть воздух, чтобы появилась вибрация;
  • открыть рот, попытаться произнести «Д» и «Т».

После освоения звука, необходимо приступать к закреплению, то есть автоматизации:

  • Звук «Р» произносится вначале как «Т» и «Д», но с необходимым вибрированием. Язык должен быть прижат к небу, направить струю воздуха;
  • Когда вибрация получена, можно проговаривать «ТРРРР», «ДРРРР»;
  • Подключать гласные звуки – «тро», «дро» и другие похожие;
  • Пытать проговоравить слова с «Р»;
  • Автоматизация навыков скороговорками с этим звуком.

Повысить эффективность этих упражнений лучше у зеркала. Чем чаще взрослый будет делать такие занятия и регулярнее, тем быстрее данное речевое нарушение будет скорректировано.

Первое время звук будет больше похож на рычание плохо работающего мотора. Чем больше и чаще делать упражнения, тем скорее буква «Р» в речи станет похожей на то, как её произносят дикторы. Проверить себя можно записывая скороговорки на диктофон (они сейчас есть практически в каждом мобильном телефоне). Если сохранять эти файлы, впоследствии можно будет проследить изменения в произношении.

Немного вводной информации от картавого со стажем

Картавые люди говорят горлом. Я также говорил. Отс

Картавые люди говорят горлом. Я также говорил. Отсюда совершенно другой звук. Также как для вас непривычен горловой Р, для картавого непривычен Р кончиком языка. Но необязательно картавить на все звуки, как на твердые, так и на мягкие. Я уже говорил об этом выше. С Рь у меня практически не было проблем, как и с Ль.

Но это не значит, что Р дался легко. Эти звуки произносятся совершенно по-разному. Как и Л и Ль. Вот вам кажется, как с Л можно картавить? Легко, попробуйте ее произнести горлом: прижмите корень языка к верхней челюсти и попробуйте сказать Л. Да-да…

На что стоит обратить внимание при самостоятельном изучении французского

Каждый самоучитель требует обратить внимание на те les sons («ле со» – звуки), которых нет в родном для учащегося языке. Наибольшие трудности во французском вызывают:

  • носовые звуки. La nasalité («ля назали тэ» – произношение в нос) нередко не воспринимается русскоговорящими как нечто обязательно. А между тем, пренебрежение назализацией не только портит французское произношение
    , но и искажает смысл сказанного. Сравните: main («мэ» – рука) и méne («мэн» – он/она ведёт). Чтобы воспроизвести «гнусавый» звук, зажмите нос двумя пальцами и попробуйте, не напрягаясь, произнести русское короткое слово, на конце которого есть звуки «н» или «м» (Дон, тон, дом);
  • «r» grasseyé («грасэй э» – грассированный). Картавость считается дефектом дикции в русском языке. Именно поэтому произнесение этого звука во французском вызывает некоторое смущение. Русское «р», произнесённое во французском слове, не изменит его смысл, но создаст неприятный для носителей языка акцент. Раскатистый «р» также считается ненормативным. Чтобы воспроизвести идеальный французский звук, достаточно произнести русских «х» с участием голоса.

Возможно ли выучить французский язык с нуля самостоятельно? Конечно возможно, но требует дополнительных усилий и усидчивости, а также необходимо обратить внимание на аудио материалы. Для тех, кто хочет создать хорошую базу для дальнейшего изучения французского — рекомендуем обратить внимание на

Во вводном курсе мы рассмотрим звуки французского языка, приводя, где это возможно, их примерные звуковые соответствия в русском языке и показывая для каждого звука, какими французскими буквами или буквосочетаниями он передается.

Вводный фонетический

курс состоит из 12 уроков и
не
включает грамматику

Согласные звуки на конце слов

Правило касается и всех тех согласных, которые вы изучите далее: на конце слов они не претерпевают никаких изменений и звучат так же отчетливо, как перед гласным звуком.

Понаблюдайте за собой: прочтите вслух русские слова

ра
б
, ра
д
, ро
в
.
Что вы слышите на конце слов? Вы слышите:
[ра
п
], [ра
т
], [ро
ф
].
Никогда не допускайте подобных замен в своей французской речи!
Упражнение № 4.
Произнесите, четко противопоставляя конечные звуки:
, [рар — pab], , , .

Если слово оканчивается на звук [v], то любой ударный гласный перед ним, как правило, удлиняется, например . Двоеточие в транскрипции указывает на долготу гласного.

Упражнение № 5.
Произнесите, различая конечные
[f]
и
[v]:

, , .

Звуки [а], [р], , [t], [d], [f], [v], [m], [n]

Французский звук Похожий на него русский звук Французские буквы и буквосочетания Примечания
гласный [а] как в словах бра
ть, д
а
нь, т. е. как [а] под ударением перед мягкими согласными
А, а À, à Значок ` служит для различения на письме некоторых слов, например: а
— имеет (
форма глагола
);
à

предлог, передающий значение русского дательного падежа
(кому? чему?)
и др. значения
. Прописная буква
À
чаще обозначается как
А
.
согласный [п] как в слове п
ар
Р, p Не путайте прописную и строчную французские буквы P, p
с русскими
Р, р
!
согласный [б] как в слове б
ар
В, b Не путайте прописную французскую букву B
с русской
В
!
согласный [t] [т] как в слове т
аз
T, t Th, th
согласный [d] [д] как в слове д
ар
D, d
согласный [f] [ф] как в слове ф
акт
F, f Ph, ph
согласный [v] [в] как в слове в
ал
V, v W, w Буква W, w
употребляется редко и читается как [v] в отдельных заимствованиях из других языков, например в слове
w
arrant — гарантия.
согласный [m] [м] как в слове м
ак
M, m
согласный [n] [н] как в слове н
аш
N, n

Обновите / смените браузер при возникновении проблем с аудио-плеером ниже.

Упражнение № 1.
Четко и энергично произнесите:
[ра — ba — ta — da — fa — va — ma — na].

Упражнение № 2.
Напротив буквы или буквосочетания напишите транскрипцию. Проверьте себя по таблице выше.

T [] f [] t [] F []
d [] p [] à [] a []
A [] B [] b [] ph []
D [] Ph [] n [] V []
M [] N [] Th [] P []
m [] v [] th []

Упражнение № 3.
Прочтите звуки по транскрипции, не забывая об их четком и полнозвучном произношении. Проверьте себя по таблице выше.
[n], , [m], [d], , [f], [р], [v], [t].

Французские согласные

  1. Звонкие согласные всегда произносятся четко и не оглушаются на конце слова: parade
    ,
    téléphone
    ,
    Arabe
    .
  2. Под ударением и перед согласными буквами r
    ,
    s
    ,
    z
    ,
    v
    ,
    j
    ,
    g
    гласные звуки приобретают долготу:
    base
    ,
    bagage
    .
  3. Двойные согласные буквы читаются как одна: personne
    ,
    adresse
    ,
    professeur
    ,
    classe
    ,
    tasse
    .
  4. Буквы и буквосочетания t
    ,
    d
    ,
    s
    ,
    x
    ,
    z
    ,
    g
    ,
    p,es
    ,
    ts
    ,
    ps
    ,
    ds
    (а также
    r
    после
    e
    , кроме некоторых имен прилагательных и существительных, например:
    hiver
    ,
    cher
    ) в конце слова не читаются:
    appétit
    ,
    prix
    ,
    Bernard
    ,
    nez
    ,
    aller
    . Исключение:
    dix
    ,
    six
    .
  5. Буква s
    между гласными дает звук [z]:
    Lise
    ,
    Basile
    ,
    surprise
    . В остальных случаях читается как [s].
  6. Буква x
    между гласными дает звук :
    examen
    ,
    exercice
    ,
    exotique
    .
  7. Буква x
    дает звук в словах:
    texte
    ,
    taxi
    ,
    expédition
    ,
    extra
    .
  8. Буква c
    cохраняет свой звук [s] перед
    i
    ,
    e
    ,
    y
    :
    Alice
    ,
    Lucie
    ,
    ici
    ,
    farce
    ,
    merci
    ,
    trace
    .
  9. В остальных случаях буква c
    дает звук [k]:
    caravane
    ,
    casino
    ,
    café
    . После носовых гласных
    c
    на конце слова не читается:
    banc
    .
  10. Буква g
    имеет звук [ж] перед
    i
    ,
    e
    ,
    y
    :
    girafe
    ,
    gelée
    ,
    agiotage
    .
  11. В остальных случаях буква g
    дает звук – [g]:
    bagage
    ,
    grotte
    ,
    wagon
    ,
    tango
    ,
    golfe
    .
  12. Cочетание gn
    дает звук [нь]:
    ligne
    .
  13. Буква h
    никогда не читается:
    hobby
    .
  14. Букву y
    между гласными буквами нужно как бы разложить на две буквы
    i
    и читать в соответствии с остальными правилами:
    loyal
    ==> loi – ial = .
  15. Буква l
    всегда читается мягко:
    London
    .
  16. ch
    дает звук (sh):
    chapeau
    .
  17. ph
    дает звук [f]:
    photo
  18. Буква t
    даeт звук [s] перед i + гласный:
    alimentation
    , кроме
    amitié
    ,
    pitié
    . Если перед
    t
    стоит буква
    s
    , то
    t
    читается как [t]:
    question
    .
  19. qu
    читается [k]:
    quoi
    .

Мы рассмотрели основные правила произношения и чтения согласных во французском. Потренируйтесь в произношении, слушая озвучку слов выше. Также предлагаю посмотреть обучающее видео и попрактиковаться.

Буква е на конце слов. Французское ударение. Четкость французских гласных

Буква е

на конце слов в большинстве случаев не читается, например: dam
e
— дама, arab
e
— арабский, -ая, -ое.

Ударение во французских словах падает на последний слог, например: papa — папа. Далее оно не будет указываться в транскрипции.

Все французские гласные звучат одинаково отчетливо и ярко как под ударением, так и в безударном положении, например: panama — панама. Все три [а] произносятся одинаково энергично, не «заглатываются» и не изменяются.

Упражнение № 6.
Прочтите, не забывая о том, что ударение во французских словах всегда падает на последний слог:

Письменности вики

Р с чёрточкой

Ҏ, ҏ — буква кириллицы, присутствует в алфавите кильдинского саамского языка. Передаваёт звук [r̥]

Примеры использования

  • Ёаҏҏ — грохот, взрыв
  • Фыҏҏче — плакать
  • Ве̄ҏҏц — мешок
  • Кыҏҏтэ — спешить
  • Каҏтфэлль — картофель
  • Са̄львесьпэҏта — палатка
  • Паҏҏчесь — треск
  • Ёҏтътэ — крутить

Аналоги в кириллице

  • Р̌р̌ — р с гачеком
  • Ԗԗ — лигатура РХ

Fan Feed

На первый взгляд, может показаться странным, возникновение желания научиться картавить, но в некоторых случаях, это вполне логичное и необходимое желание. Понятно, что данное свойство пригодиться для изучающих людей, иностранные языки, французский в частности. Иногда бывает, что нужно кого-то пародировать с таким дефектом. Это вполне реально освоить, главное стараться работать над собой и задуманным. SN_print_03

Как научиться картавить

Многие люди страдают таким дефектом с раннего возраста, обращаются к различным врачам и всячески пытаются избавиться от картавости. Некоторым может казаться это милым, а есть варианты появления осложнений в жизни, связанных с картавостью. Давайте дадим определение – нарушение произношения звуков при нормальном слухе и артикуляционном аппарате. Вопреки распространённому мнению, картавость вовсе не заболевание, а лишь небольшой врожденный дефект, устраняемый при помощи тренировок, и в более сложных случаях, вмешательством логопеда. Причиной возникновения картавости может служить один из следующих вариантов:
• Первая причина, является коротенькая уздечка, ограничивающая движение кончика языка вверх.
• Бывает, что дефект формируется ещё в пребывании внутриутробном периоде.
• Неумение выполнять языком нужные действия для чёткости речи.

Как научиться картавить Р

Если человек начал с детства картавить, это вовсе не означает, что он болен, нет необходимости бежать по врачам, всё решаемо. 60669283Также аналогично и с желанием обрасти картавость в каких-либо личных целях, выполняйте рекомендации и тренировки. Во время проговаривания русской речи с употреблением этого звука, задействуйте кончик язычка. Произнося букву Р, поймите, в каком положение фиксируется при этом Ваш язык. Затем, немного попробуйте, перемещать вибрации с кончика к его основанию. При неудачных попытках, попробуйте поговорить на украинскую манеру звук Г, со временем усиливая силу вибрации. Одна из действенных рекомендаций для освоения правильного звука Р, послушайте больше аудио на французском языке. Тут возможно включить, как музыкальные композиции, новости, фильмы. Сначала, пару раз вслушайтесь, потом делайте попытки продублировать, тщательно следя за грамотностью, схожестью произношения. А для проверки достижения нужного результата после действий, зафиксируйте свои произношения на диктофон и послушайте. Также, для тренировки наработки навыков картавости, можно включить специализированные упражнения. Тут абсолютно аналогично со всеми тренировками, важна регулярность их выполнения, либо эффекта будет не достаточно, и время потратите больше. Запомните разницу между русской Р и французской, в первом случаи, используется при произношении кончик, а во втором, основание языка. Ещё не лишне будет практиковать произношение скороговорок с применением эффекта картавости. То есть, берёте любую строчку и с нарушением произношения буквы Р, проговариваете несколько раз вслух. Поверьте, любые действия не останутся без необходимого эффекта.

Как научиться картавить букву

К данной цели, необходимо проделать несколько упражнений:
• Людям, ранее изучавшим иностранные языки в школьной программе, является достаточно просто это вспомнить. Во время его выполнения, центральная часть язычка прилегает к нёбу, кончиком прикоснитесь нижних зубов. Приняв это положение, производите попытки выговорить звуки Р.1387686200_eta-zakoldovannaya-bukva-r
• Другое действие, схоже с предыдущим. Но многие преподаватели отдают предпочтение именно нему. Итак, протяните язык вперёд, серединой тянитесь до нёба, или глотки. Притом, не имеет смысла активно давить, достаточно легко дотронуться. И начинайте издавать звуки Р, сперва возможно не выйдет, при постоянном приёме, эффект однозначно достигается.

Как научиться картавить в домашних условиях

Все наверно обращают внимание, как сами французы произносят как-то по иному букву Р. Возможно и Вы, желаете постичь виртуозность произношения, сперва необходимо ознакомиться с техникой стандартного звука. Ведь для полноценного изучения особенности произношения, важно понимать различие между обычной картавостью и специальным произношением. Во французском говоре, во время произношения буквы Р, задействуете корень язычка, то есть, его основание. Прочувствуйте, где именно находится сам корень языка при действии. Когда осознаете это, аккуратно переместите напряжение с кончика на серединку.

Можно ли научиться картавить

Во время работы над своим произношением, одних упражнения не достаточно, важно ещё подключить голову и осознать, как же правильно выговаривать, необходимы Вам звук. Зачастую, люди работающие наоборот над получением ясного звука Р, обращаются к специалистам врачебного направления. Smiles-0021-600x400А иногда, даже к гипнотизерам, ведь, все проблемы, как известно, у нас в голове. Проговорите в голове, что у Вас всё получается, и Вы делаете правильно. Кроме самовнушение, необходимо выполнять постоянно тренировки с упражнениями. К уже сказанным, можно при желании добавить действия с водой. Возьмите стакан с водой и прополощите гортань, издавая звук Р, потом повторите эти же действия, только исключив воду. Звук при этом, должен получаться вибрирующим. Одна из действенных рекомендаций, произношение и изучения скороговорок на французском языке. Их достаточно большое количество, Вы найдёте легко в интернете, либо в специализированной литературе. Конечно, отдавая предпочтение стишкам с наиболее частым использованием эр звуков. Возможно, Вы и не догадывались, но искажение русской буквы Г, весьма эффективно помогает в данной цели. К примеру, проговорите пару раз слово шахта, сфокусируйтесь на образе его звучания. Затем скажите букву Х, но отдельно от слов, после таких манёвром, у Вас не только начнёт получаться картавить, но и произношение станет звонче. При правильном выполнении рекомендации, всё быстро получится, если нет, не отчаивайтесь. Пробуйте проговаривать картаво такие слова, как хром, хворост, хрен и тому подобное. При помощи таких хитрых уловок, прибавляя к ним все выше перечисленные уроки, гарантируется достижение цели в короткие сроки. Только не останавливайтесь на пол пути и всегда работайте над собой!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать букву мим на арабском
  • Как написать букву кью на телефоне
  • Как написать букву кси
  • Как написать букву ж транслитом
  • Как написать букву е символами