Как написать черновик сочинения

Обновлено: 03.03.2023

1. Если тема сочинения не является цитатой, она записывается без кавычек, (если название темы сочинения цитата, её записываем в кавычках).

2. Эпиграф пишем без кавычек в правой стороне листа. Ниже записываем фамилию автора строк, использованных в эпиграфе. Если вы хотите указать и название произведения из которого взят этот эпиграф, тогда после фамилии автора ставим запятую и в кавычках в этой же строке указываем название произведения.

3 Посередине строки, после эпиграфа (если он есть) или после темы (если вы решили не использовать эпиграф) пишем слово План, ставим точку.

4. Римскими цифрами (без точек и скобок) обозначаем план, который состоит из трех частей:

II Основная часть.

Если сочинение предполагается быть большим по объему, развернутыми в плане могут быть как вступление, так и заключение. Основная часть всегда развернута. И содержит три и более пункта, обозначаемые без скобок арабскими цифрами, после которых ставим точку. Так же могут быть развернутыми и пункты основной части (не менее двух подпунктов), обозначаются буквами, после которых ставим скобку.

5. Если переносим формулировки частей, пунктов или подпунктов сочинения на следующую строку место под обозначениями (римскими, арабскими цифрами или буквами) остается не занятым.

6. Сформулировав любую из частей сочинения ставим точку. Следующая часть формулировки пишется с большой буквы. При формулирование пунктов основной части, вступления, заключения (без подпунктов) знаки препинания расставляются так же. Если в пунктах есть подпункты, после формулировки этого пункта ставим двоеточие и пишем формулировку подпунктов с маленькой буквы, закончив ставим точку с запятой. Сформулировав последний подпункт ставим точку, а формулировка следующего пункта, следующей части пишется с большой буквы.

8. Формулируя план, нельзя использовать глаголы в любой форме, исключение составляют формы инфинитива.

9. Так же в формулировках плана лучше не использовать вопросительные предложения.

10. При использование цитатного плана, некоторых формулировок с цитатами, цитату пишем в кавычках, и записываем фамилию автора в скобках, в конце цитаты.

11. Придерживаясь плана, в сочинении выделяем абзацы.

12. После плана пишется сочинение с большой буквы и с красной строки.

13. Если в сочинении встречаются даты их пишем цифрами: год и число – арабскими, век – римскими, другие числительные пишем прописью. Если вы запишите век арабскими цифрами, это не будет считаться ошибкой и не повлияет на снижение оценки, но лучше этого не делать.

14. При написании цитат, оформляем их воспользоваться учебником русского языка, в котором написаны пунктуационные правила. Без кавычек, и посередине листа записываются поэтические цитаты, в которых сохраняется стихотворная строка.

15. Почерк в сочинении должен быть разборчивым и аккуратным.

Написание сочинения на экзамене позволяет преподавателям составить об абитуриенте достоверный портрет. Который покажет культурную и интеллектуальную степень развития выпускника.

Для написания хорошего сочинения на экзамене отводится, нет так уж много времени, всего четыре часа.

Поэтому лучше для себя установить лимит времени три часа и пытаться уложиться в это время ( на экзамене это придаст вам уверенности в себе и в том, что четырех часов для вас вполне достаточно).

Как использовать отведенное на сочинение время максимально эффективно?

1) Осмыслить и выбрать тему постарайтесь за 25-30 минут.

2) Работа над составлением плана составляет 30-40 минут.

3) Работа над черновиком 1 час 30-40 минут. (Общая работа над планом и черновиком не более 2 часов).

4) Переписывая работу на чистовик постарайтесь уложиться в 1 час.

5) Оставшееся время используйте на проверку сочинения. Обязательно выполните этот пункт, он является залогом вашей хорошей оценки.

Для того чтобы правильно и удачно для себя выбрать тему. Вы должны подумать какое из предложенных произведений вы знаете лучше всего, по какой из предложенных тем вы можете привести критические статьи?

Что будет написано в сочинении.

Черновик, работа с ним.

Вопрос с выбором темы решён, приступаем к написанию сочинения. Вспоминаем и выписываем на черновик в коротком изложении: слова критиков, даты, имеющие значение для данной темы, цитаты все что приходит вам в голову. Не теряйте время, пишите в сокращении, набрасывайте схемы, записывайте материал в любом виде и последовательности.

После того как вы вспомнили и записали нужный материал, строим из него логическую цепочку. Обозначая для себя, что будет основной частью сочинения, а что вспомогательным материалом.

Проверяем сочинение.

Проверяем на наличие орфографических ошибок, уделяем внимание каждому слову, от волнения многие абитуриенты пропускают буквы в словах, но и это будет являться ошибкой… Затем проверяем пунктуацию, знаки препинания. Начинать проверять лучше с конца текста, так вы не будите отвлекаться на содержание и максимально уделите внимание знакам препинания, пунктуации и орфографии.

Валентина Коханова, кандидат филологических наук, доцент, декан филологического факультета Московского городского педагогического университета:

– Начиная работу над сочинением, абитуриентам важно понять смысл формулировки темы, о чем должна пойти речь. Например, звучать она может по-разному: “Своеобразие конфликта в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума” или “Чацкий против фамусовской Москвы”. Однако и в первой, и во второй формулировках подразумевается раскрытие сути конфликта, лежащего в основе сюжета драматического произведения. Понимание темы сочинения и умение раскрыть ее показывают вашу способность свободно мыслить и рассуждать на основе знания текста.

План – залог успеха.

Для того чтобы выстроить логическую цепочку обязательно нужен план сочинения. Он будет являться фундаментом вашего сочинения. Формулируем основные мысли, определяем содержание и последовательность написания. Опираясь на план, вы будите делить текст сочинения на абзацы.

Составить план сочинения — значит разбить его на фрагменты (части текста), мысленно выделив основные этапы пути, по которым будет развиваться ваша мысль. Каждый такой фрагмент — это микротекст, который может быть равен одному абзацу, а может состоять из нескольких. Каждый микротекст будет соответствовать пункту плана. Важно, чтобы он был объединен главной мыслью, имеющей в его границах свое начало, развитие и завершение.

Но возможны и формулировки в виде вопросов, на которые в работе даются ответы.

Любое сочинение состоит из трех частей.

II. Основная часть (включающая несколько подпунктов).

Вступление, как правило, намечает основную мысль, задает тон всей работе, вводит в круг рассматриваемых проблем.

Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.

Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.

Например, план может выглядеть так:

Сочинение

Свет и тени натуры Обломова

План:

I. Обломов — сложный человек.

II. Положительные и отрицательные черты в характере

героя романа И. А. Гончарова.

1. Тени натуры Обломова:

1.1. барин — ленивец;

1.2. раб самому себе;

1.3. Обломов и Захар.

2. Пустые мечтания.

3. Светлые стороны натуры Обломова:

3.1. доброта души;

3.2. любовь к детям;

3.3. любовь к Ольге.

4. Обломов — поэт в душе.

III. Обломов — живой, реальный человек.

План сочинения должен соответствовать теме, быть логически последовательным.

Помните: план вы составляете в первую очередь для себя!

И хотя в чистовике план у вас могут и не потребовать, на черновике его лучше составить — он поможет вам организовать мысли, отобрать необходимый материал, отбросить ненужное.

Рекомендации.

Если вы не уверены в правильной постановке знаков препинания, перепишите предложение. Слово, правильность написание которого у вас вызывает сомнение можно заменить на синонимом. Основная часть должна быть более развернутой и составлять ¾ всего сочинения, а вступление и заключение соответственно ¼ части сочинения. Исправления в сочинении допустимы и за ошибку считаться не будут. Проверяют только чистовой вариант, поэтому с черновика переписывайте предельно внимательно.

При переписывании следите за стройностью и соразмерностью частей сочинения. Главная цель вступления – грамотно подвести к основной части. Вступление может быть минимальным, состоять из двух-трех предложений. Не стоит делать его громоздким. Основная часть и заключение – два самых необходимых компонента сочинения, которые показывают ваше понимание темы. В заключении должны содержаться основные выводы из работы, обобщение или краткое резюме. Если эта часть сочинения отсутствует, оценка резко снижается. Постарайтесь не писать заключение в спешке, в самый последний момент, так как именно оно оставляет общее впечатление от вашей работы.

Основные части сочинения:

1. Начинаем нашу работу с анализа темы, на основе анализа темы сочинения мы и выберем материал, основные факты, ключевые моменты нашего сочинения. Анализ лучше всего проводить по принципу вопрос — ответ.

2. Эпиграф сочинения, не обязательная часть. Эпиграф кратко рассказывает о замысле автора. Удачный эпиграф свидетельствует о понимании темы автором, раскрывает замысел сочинения. Хороший эпиграф способен украсить работу. Плохой эпиграф может испортить даже очень хорошую работу и повлияет на окончательную оценку.

3. Вступление сочинения должно быть ярким, привлекать внимание. Не нужно использовать шаблоны. Обязательно используйте формулировку именно того вопроса, над которым вы работаете. Несколько разных вступлений :

историческое, даем краткую характеристику соответствующей эпохи, анализируем социально-экономические, нравственные, политические и культурные отношение того времени.

аналитическое, наиболее предпочтительное. Вы сразу заявите о себе как о личности способной к аналитическому мышлению и способной к анализу.

биографическое, правильным направлением в раскрытие темы будут: факты жизни, история создания произведения, взгляды писателя или художника.

сравнительное, проводиться сравнительный анализ предмета рассматриваемого в сочинение с аналогами той эпохи.

лирическое ,вступление одно из универсальных средств, связывает предмет сочинения с вашим жизненным опытом. Несколько слов можно сказать о влияние на Вас того или иного произведения, творчестве писателя или художника.

4. Основная часть сочинения это развернутая, раскрытая главная мысль сочинения, ответы на вопросы, которые мы сформулировали раньше при анализе. Приводим доказательство наших слов, обязательно подкрепляем их фактами. Стараемся раскрыть тему сочинения более полно, с разных сторон и с разной точки зрения. Будет очень хорошо, если Вы станете рассуждать с разных позиций. Голос автора сочинения должен присутствовать, сочинение это Ваше произведение, не нужно писать чужие мысли, как свои, но их анализ приветствуется.

5. Заключение — одна из ключевых частей сочинения. В нем Вы делаете выводы из Вашего анализа и суждений по теме. Большое заключение это большой минус, который говорит о том, что Вы не можете кратко изложить свои мысли.

Вступление и заключение не должны быть более 25% всей работы, основная часть это 75% всей работы. Стараемся, как не использовать незначительные факты, второстепенные детали и тем более размышлять на эти темы.

Цитаты нужно использовать обдуманно, большое количество которых убьет Вашу авторскую составляющую. Каждая цитата должна быть к месту. Цитаты это очень сильный инструмент, который нужно использовать по следующим правилам:

Ни в коем случае нельзя сокращать цитату, или заменять в ней слова, изменяя её смысл, забыли точное написание, замените, что не помните многоточием.

Хорошее сочинение имеет логически правильную структуру, несет идею и отвечает вопросу, заданному в заголовке. Чтобы соблюсти все эти условия, начинать написание сочинения следует с подробного плана, а также составления перечня основных тезисов для каждого из пунктов плана.

Содержание статьи

Как написать хорошее сочинение

  • Как написать хорошее сочинение
  • Как написать хорошее эссе
  • Как написать хорошее сочинение по литературе

Прежде чем взяться за написание сочинения, нужно внимательно вникнуть в предложенную тему. Насколько бы узкой ни казалась тема, расписать ее можно минимум в двух вариантах. Если есть возможность, следует запастись рядом источников по теме сочинения, чтобы при необходимости использовать в работе цитаты, факты и даты.

План сочинения

Разобравшись с пониманием темы и дополнительными источниками информации, можно приступать к составлению плана сочинения. В идеале план нужно составлять письменно. Многие считают, что составление письменного плана — напрасная трата времени. На деле же наличие написанного подробного плана позволяет во время написания сочинения не сбиться с темы, не потеряться в стилистике и не упустить ничего важного. Как ни крути, а память несовершенна, записать всегда надежнее, чем запомнить.

Черновик сочинения

Если есть хоть небольшой запас времени, то лучше первый вариант сочинения сделать черновым. Лучше зачеркивать и делать сноски в черновике, нежели в чистовом варианте.

Не нужно писать черновик идеально, на то он и черновик. Главное в черновом варианте сочинения – следование плану, краткость, минимум внимания грамотности и максимум – раскрытию темы. Уже в чистовом варианте у вас будет возможность проставить запятые и вспомнить, как пишутся те или иные слова, не стоит на этом слишком зацикливаться во время написания первой версии сочинения.

Чистовик сочинения

Для написания непосредственно чистового варианта сочинения следует собрать все свои заметки, сноски, план и черновик. Причем все это нужно использовать параллельно, даже не надеясь, что черновик, который и так был написан в соответствии с планом, заменит результаты труда на первых этапах.

Расписав очередной пункт плана, прочтите написанное. Это нужно для того, чтобы убедиться в законченности мысли. Только после этого продолжайте работу над следующим пунктом. А прежде чем взяться за выводы, перечитайте всё написанное выше.

Выводы пишите только по теме. Пускай даже весь вывод займет всего одно предложение, но он будет осмысленным. Если же для того чтобы вывод органично вписывался в сочинение нужно расписывать в нем какие-либо пояснения, значит, писать его рано и придется еще поработать над основной частью. В идеале после прочтения основной части сочинения выводы должны напрашиваться сами собой, вам остается только озвучить их.

Начинать работу следует с конца! то есть вначале пишутся введение и заключение (см. специальные разделы). Если отдельные слова, мысли, в крайнем случае – вся формулировка будут повторены в тексте сочинения, открывая или завершая фрагменты работы (абзацы) или всё сочинение в целом, — это не недостаток! Начинается поиск эффектной фразы, мысли, цитаты, которая отмечена как наиболее яркая в ваших набросках.

Этап II

Теперь перед вами есть:

Хаотические пока (уже просмотренные) наброски

Введение и заключение (т.е. то, к чему вы хотите привести читателя)

Начальная и конечная точки обозначены, а между ними хаос. Маршрут движения, развития мысли и есть ПЛАН. План необходим, т.к. он дисциплинирует мысль, проясняет композицию, не позволяет мысли бродить хаотично. При составлении плана шлифуется важнейший мыслительный процесс – умение выделять главное в тексте (абзаце) и, свернув информацию, подать ее сжато, сформулировав название (т.е. пункт плана). По структуре основная часть сочинения состоит из ряда пунктов, каждый из которых представляет важный аспект темы. Пункты располагаются строго продуманно, строго последовательно. Они взаимозависимы и не могут произвольно меняться местами. Каждый пункт выражает законченную, аргументированную мысль. Все вместе доказывают и аргументируют, иллюстрируют идею сочинения.

Этап III

Составление плана.

В качестве названия в план вносятся не отдельные слова и не предложения, а развернутые словосочетания.

При составлении плана могут помочь логические правила деления:

Деление должно иметь одно основание: когда мы делим тематический вопрос (делимое понятие), необходимо руководствоваться одним признаком, с точки зрения которого мы производим деление. Этот признак называется основанием деления.

Пример: Карандаши (делимое понятие)

По цвету (основание деление)

По материалу (основание деление)

Деление должно быть соразмерным, т.е. мы должны перечислить все члены деления.

Пример: Спектр радуги (делимое понятие)

При делении члены должны исключать друг друга, т.е. каждый член деления должен представлять собой самостоятельное понятие, не входящее в какой – либо другой член.

Пример: Самолеты (делимое понятие)

Назначение (основание деления)

Урок 7. Учимся писать сочинения

Уметь писать сочинения школьнику так же нужно, как и умение переписывать тексты с образца, писать под диктовку и т.д. Причем нужен этот навык даже тем, кто не был награжден природой литературным талантом. Таким образом, если одни дети пишут сочинения без проблем, то другим это может даваться очень трудно. Как же вести себя в такой ситуации? В чем может состоять эффективная помощь родителей?

Для начала стоит сказать, что обучение написанию сочинений предполагает выполнение трех основных задач:

  • Вам нужно научить ребенка фантазировать
  • Вам нужно развивать воображение ребенка
  • Вам нужно научить ребенка выражать свои мысли

Также очень важно помогать ученику, если он просит об этом, ведь написание сочинения – это не просто выполнение задания, а самая настоящая творческая работа. Если вы видите, что у вашего чада возникли затруднения, расскажите и объясните ему, как пишется сочинение, из каких этапов состоит процесс и т.д. Разъясните, что сочинение – это такое художественное произведение, где мысли излагаются стройно и последовательно; в противном случае читатель просто не поймет, что хотел сказать автор. Сделать это нужно всего один раз, т.к. в дальнейшем ребенок будет в состоянии сам выполнять нужные действия и следовать схеме.

Не следует забывать и о том, что вы должны иметь представление: как хорошо и грамотно ребенок владеет языком, широк ли его кругозор и насколько, как он реагирует на окружающую реальность и какие делает выводы. Это поможет вам определить потенциальные способности ученика и понять, каких результатов можно ожидать, а также насколько сложные давать задания.

Содержание:

Как писать сочинение

Алгоритм работы над любым сочинением состоит из пяти основных этапов. Их следует придерживаться в строгой последовательности. Нарушение этого условия отрицательно скажется на всей работе ребенка и качестве самого сочинения. Итак, что это за этапы?

Сбор материала

Продолжим с нашим примером: в общих чертах то, что ребенок делал на выходном, понятно. Однако простое припоминание событий может дать только почву для размышлений. Задача состоит в том, чтобы в деталях вспомнить выдающиеся моменты дня, например, поездку по загородной дороге, разнообразие животных в зоопарке, шум волн на берегу моря, ощущения от катания на американских горках и т.п. Объясните ученику, что он должен красочно рассказать о том, что ему запомнилось, стараясь предать свои ощущения.

Очень полезно составлять конспект важных мыслей для сочинения. Это делается, чтобы ученик не упустил ничего важного, всегда держал в поле зрения все, о чем хочет рассказать. В качестве вспомогательных материалов можно использовать картинки, фотографии, видеозаписи и любые другие источники информации, в том числе и совместные воспоминания.

Составление плана

Не имея плана, ребенку будет невозможно последовательно излагать мысли, причем, чем подробнее план, тем быстрее и проще пишется сочинение. Даже профессиональные журналисты делают планы своих статей пред написанием, что уж говорить об учениках младшей школы. План же должен быть основан на теме сочинения, и состоять из следующих частей:

  • Вступление
  • Основная часть
  • Заключение

Вступление должно включать в себя небольшой рассказ о том, какова тема сочинения и почему выбрана именно она. В основной части раскрывается суть темы, а в заключение делаются выводы и какие-то обобщения, выражается отношение к тому, о чем шла речь. Прежде чем ребенок начнет писать, укажите ему на мысли, которые важно подчеркнуть и выделить, а также на то, о чем можно писать без подробностей.

Сбор лексического материала

Для удобства рекомендуется использовать таблицу наподобие этой:

Существительные

Прилагательные

Глаголы

Желаемые слова и выражения

Если взять наш пример, получим примерно следующее:

Существительные

Прилагательные

Глаголы

Желаемые слова и выражения

Были в восторге

Работа с черновиком

ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ: Не делайте за ребенка его работу – исправлять ошибки он должен самостоятельно. Вы должны лишь подчеркнуть слова с ошибками, а искать их и писать правильно должен ученик. Опять же – пусть он пользуется словарем и вспоминает правила. Если есть стилистические ошибки, просите свое чадо менять слова, порядок слов, обороты и предложения.

Работа с черновиком оканчивается на том, что ребенок вслух, четко и с выражением читает уже исправленный черновик. Это позволяет определить и устранить оставшиеся недочеты. Затем дайте ученику время на отдых, чтобы он пришел в норму и освежил голову. На следующий день, набравшись сил, ребенок просто переписывает сочинение с черновика на чистовик, но уже предельно внимательно и без ошибок. Теперь сочинение готово, и вам остается только его перечитать самим, дабы убедиться, что все в порядке.

ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ: Возможно, в процессе у вас появится желание написать все, как нужно, самим. Делать этого нельзя, т.к. результат, пусть и хороший, не будет соответствовать главной цели – научить ребенка самостоятельной работе над сочинением.

А теперь давайте рассмотрим несколько видов сочинений, т.к. это тоже немало важно. Именно от категории работы зависит особенность наполнения ее смысловых блоков, и что она вообще будет собой представлять: описание, повествование, рассуждение или нечто иное?

Виды сочинений

Ниже мы рассмотрим четыре основных вида сочинений и их особенности:

  • Сочинение по картине
  • Сочинение по литературе
  • Сочинение-рассуждение
  • Сочинение-миниатюра

Исходя из вида, вступление, основная часть и заключение будут иметь видоизмененные и отличающиеся друг от друга формы.

Сочинение по картине

Основная часть должна состоять из трех пунктов:

  • Описание изображения на переднем плане
  • Описание изображения на заднем плане (мелкие детали и фон)
  • Особенности произведения (реалистичность, палитра, манера исполнения и т.д.), и как они влияют на его восприятие зрителем

В заключении делается вывод: впечатления от картины, понравилась или нет, и почему.

Сочинение по литературе

В заключение нужно подвести итог всем рассуждениям, подтвердить или опровергнуть главную мысль, ответить на основной вопрос, который был поднят в сочинении.

Сочинение-рассуждение

В сочинении-рассуждении структура выстраивается иначе:

Вступление должно включать в себя заданный тезис (о чем будут идти рассуждения) и ответ ребенка на вопрос, т.е. согласен он с утверждением, темой, текстом и т.д. или же нет.

В основной части излагается несколько аргументов (желательно привести 2-3 таковых). Приветствуется подтверждение аргументации не только посредством литературных фактов, но и доказательствами из повседневной жизни.

А заключение – это просто вывод, резюмирующий все размышления ученика. Обратите внимание на то, что вывод и вступление не должны противоречить друг другу.

Сочинение-миниатюра

Четыре рассмотренных вида сочинений считаются самыми распространенными. Пользуясь этим, многие дети (те, кто постарше, естественно) нередко прибегают к тому, что просто списывают материал с какой-нибудь статьи или же вообще скачивают готовые сочинения из интернета. Но делать этого, к сожалению нельзя, хотя работать с таким материалом вполне можно.

Как работать с материалами из интернета

Списывать или присваивать чужие работы нельзя по двум причинам: во-первых, это натуральный плагиат, а это и само по себе не хорошо, и преподаватель сразу распознает обман, а во-вторых, мысли, изложенные в чужой работе, принадлежат другому человеку. Во втором случае ни стилистика, ни точка зрения, ни знание материала не будут совпадать с авторскими.

Если есть задача переработать текс из какого-то источника, помогите ребенку освоить этот метод. Для этого просто покажите, как можно выразить одну и ту же мысль в нескольких разных вариантах. Так вы поможете ученику научиться передавать чужие мысли своими словами. Не важно, работает ребенок с какой-то статьей или готовым сочинением, суть будет одна – прочитать материал, понять структуру, найти наиболее интересные мысли и перефразировать их.

В начале своего творчества, связанного с написанием сочинений, успехи ребенка могут быть небольшими и даже мало ощутимыми. Но с практикой его навык обязательно улучшится, и со временем он научится (если будет заниматься прилежно, естественно) писать шикарные для его возраста тексты.

И, подытоживая, хочется сказать, что не каждый ребенок хочет стать писателем, поэтом или журналистом, однако уметь четко и грамотно излагать свои мысли он уметь обязан, и обязан в первую очередь самому себе. Именно с этой целью в школе и пишутся сочинения, с этой же целью и вы занимайтесь домашним обучением.

Несмотря на то, что основной материал по теме обучения ребенка письму уже изучен, есть еще один важный навык, который непременно пригодится в жизни вашему чаду – это навык письма на иностранном языке. О его развитии мы и побеседуем в следующем уроке.

Проверьте свои знания

Читайте также:

      

  • Итоговое сочинение пробник 2021 13 октября
  •   

  • Сочинение по картине серова девочка с персиками 6 класс урок
  •   

  • Сочинение по сказке стальное колечко
  •   

  • Утверждение общечеловеческих ценностей в повести н м карамзина бедная лиза сочинение
  •   

  • Пробное сочинение по русскому языку егэ 2021

Как написать хорошее сочинение

Хорошее сочинение имеет логически правильную структуру, несет идею и отвечает вопросу, заданному в заголовке. Чтобы соблюсти все эти условия, начинать написание сочинения следует с подробного плана, а также составления перечня основных тезисов для каждого из пунктов плана.

Как написать хорошее сочинение

Прежде чем взяться за написание сочинения, нужно внимательно вникнуть в предложенную тему. Насколько бы узкой ни казалась тема, расписать ее можно минимум в двух вариантах. Если есть возможность, следует запастись рядом источников по теме сочинения, чтобы при необходимости использовать в работе цитаты, факты и даты.

Разобравшись с пониманием темы и дополнительными источниками информации, можно приступать к составлению плана сочинения. В идеале план нужно составлять письменно. Многие считают, что составление письменного плана — напрасная трата времени. На деле же наличие написанного подробного плана позволяет во время написания сочинения не сбиться с темы, не потеряться в стилистике и не упустить ничего важного. Как ни крути, а память несовершенна, записать всегда надежнее, чем запомнить.

Если есть хоть небольшой запас времени, то лучше первый вариант сочинения сделать черновым. Лучше зачеркивать и делать сноски в черновике, нежели в чистовом варианте.

Не нужно писать черновик идеально, на то он и черновик. Главное в черновом варианте сочинения – следование плану, краткость, минимум внимания грамотности и максимум – раскрытию темы. Уже в чистовом варианте у вас будет возможность проставить запятые и вспомнить, как пишутся те или иные слова, не стоит на этом слишком зацикливаться во время написания первой версии сочинения.

Для написания непосредственно чистового варианта сочинения следует собрать все свои заметки, сноски, план и черновик. Причем все это нужно использовать параллельно, даже не надеясь, что черновик, который и так был написан в соответствии с планом, заменит результаты труда на первых этапах.

Расписав очередной пункт плана, прочтите написанное. Это нужно для того, чтобы убедиться в законченности мысли. Только после этого продолжайте работу над следующим пунктом. А прежде чем взяться за выводы, перечитайте всё написанное выше.

Выводы пишите только по теме. Пускай даже весь вывод займет всего одно предложение, но он будет осмысленным. Если же для того чтобы вывод органично вписывался в сочинение нужно расписывать в нем какие-либо пояснения, значит, писать его рано и придется еще поработать над основной частью. В идеале после прочтения основной части сочинения выводы должны напрашиваться сами собой, вам остается только озвучить их.

Видео по теме

Урок 7. Учимся писать сочиненияУметь писать сочинения школьнику так же нужно, как и умение переписывать тексты с образца, писать под диктовку и т.д. Причем нужен этот навык даже тем, кто не был награжден природой литературным талантом. Таким образом, если одни дети пишут сочинения без проблем, то другим это может даваться очень трудно. Как же вести себя в такой ситуации? В чем может состоять эффективная помощь родителей?

Для начала стоит сказать, что обучение написанию сочинений предполагает выполнение трех основных задач:

  • Вам нужно научить ребенка фантазировать
  • Вам нужно развивать воображение ребенка
  • Вам нужно научить ребенка выражать свои мысли

Также очень важно помогать ученику, если он просит об этом, ведь написание сочинения – это не просто выполнение задания, а самая настоящая творческая работа. Если вы видите, что у вашего чада возникли затруднения, расскажите и объясните ему, как пишется сочинение, из каких этапов состоит процесс и т.д. Разъясните, что сочинение – это такое художественное произведение, где мысли излагаются стройно и последовательно; в противном случае читатель просто не поймет, что хотел сказать автор. Сделать это нужно всего один раз, т.к. в дальнейшем ребенок будет в состоянии сам выполнять нужные действия и следовать схеме.

Не следует забывать и о том, что вы должны иметь представление: как хорошо и грамотно ребенок владеет языком, широк ли его кругозор и насколько, как он реагирует на окружающую реальность и какие делает выводы. Это поможет вам определить потенциальные способности ученика и понять, каких результатов можно ожидать, а также насколько сложные давать задания.

В большинстве случаев главным требованием при написании сочинения является знание темы. Т.е. если нужно написать сочинение, например, на тему сказки П. В. Катаева «Летающий на стрекозе», ребенок должен ее прочитать, иначе ничего не выйдет. Исключением можно назвать задания, когда требуется пофантазировать на конкретную или свободную тему. Однако какой бы тема не была, сути процесса это не меняет, т.к. схема всегда одна.

Содержание:

  • Как писать сочинение
  • Виды сочинений
  • Как работать с материалами из интернета

Как писать сочинение

Алгоритм работы над любым сочинением состоит из пяти основных этапов. Их следует придерживаться в строгой последовательности. Нарушение этого условия отрицательно скажется на всей работе ребенка и качестве самого сочинения. Итак, что это за этапы?

1

Обсуждение темы

Сначала нужно обозначить главную мысль сочинения: определить, о чем оно будет, что в нем будет описываться (случай, событие, явление, человек и т.д.), какое настроение оно должно передавать? К примеру, если тема «Мой выходной день», не следует перечислять время пробуждения, время завтрака, действия по надеванию одежды и т.п. Важно, почему этот день не такой, как остальные: что именно в этом дне было выдающегося, и какие эмоции остались после него?

2

Сбор материала

Продолжим с нашим примером: в общих чертах то, что ребенок делал на выходном, понятно. Однако простое припоминание событий может дать только почву для размышлений. Задача состоит в том, чтобы в деталях вспомнить выдающиеся моменты дня, например, поездку по загородной дороге, разнообразие животных в зоопарке, шум волн на берегу моря, ощущения от катания на американских горках и т.п. Объясните ученику, что он должен красочно рассказать о том, что ему запомнилось, стараясь предать свои ощущения.

Очень полезно составлять конспект важных мыслей для сочинения. Это делается, чтобы ученик не упустил ничего важного, всегда держал в поле зрения все, о чем хочет рассказать. В качестве вспомогательных материалов можно использовать картинки, фотографии, видеозаписи и любые другие источники информации, в том числе и совместные воспоминания.

3

Составление плана

Не имея плана, ребенку будет невозможно последовательно излагать мысли, причем, чем подробнее план, тем быстрее и проще пишется сочинение. Даже профессиональные журналисты делают планы своих статей пред написанием, что уж говорить об учениках младшей школы. План же должен быть основан на теме сочинения, и состоять из следующих частей:

  • Вступление
  • Основная часть
  • Заключение

Вступление должно включать в себя небольшой рассказ о том, какова тема сочинения и почему выбрана именно она. В основной части раскрывается суть темы, а в заключение делаются выводы и какие-то обобщения, выражается отношение к тому, о чем шла речь. Прежде чем ребенок начнет писать, укажите ему на мысли, которые важно подчеркнуть и выделить, а также на то, о чем можно писать без подробностей.

4

Сбор лексического материала

Распространенным недочетом многих детских сочинений можно назвать их лексическую «бедноту», т.е. часто повторяются одни и те же слова, отчего предложения и весь текст выглядят «куцыми». Не допустить этого поможет подбор слов, которые хорошо подходят под тематику и которые хотелось бы использовать в сочинении (для этого, кстати, можете использовать словари, в том числе и личный словарь ученика).

Для удобства рекомендуется использовать таблицу наподобие этой:

Существительные

Прилагательные

Глаголы

Желаемые слова и выражения

Если взять наш пример, получим примерно следующее:

Существительные

Прилагательные

Глаголы

Желаемые слова и выражения

День

Выходной

Неделя

Праздник

Парк

Каруслеи

Животные

Веселый

Солнечный

Яркий

Насыщенный

Впечатляющий

Интересный

Незабываемый

Идти

Гулять

Бегать

Кататься

Прыгать

Веселиться

Смотреть

Поразило воображение

Было непередаваемо

Были в восторге

Семейная идиллия

5

Работа с черновиком

После того как предыдущие этапы пройдены, начинается основная работа. Изначально сочинение пишется на черновике, т.к. обязательно будут ошибки, недочеты, поправки, перефразирования и другие доработки. Когда сочинение написано на черновике, его требуется проверить, внести изменения и исправить ошибки.

ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ: Не делайте за ребенка его работу – исправлять ошибки он должен самостоятельно. Вы должны лишь подчеркнуть слова с ошибками, а искать их и писать правильно должен ученик. Опять же – пусть он пользуется словарем и вспоминает правила. Если есть стилистические ошибки, просите свое чадо менять слова, порядок слов, обороты и предложения.

Работа с черновиком оканчивается на том, что ребенок вслух, четко и с выражением читает уже исправленный черновик. Это позволяет определить и устранить оставшиеся недочеты. Затем дайте ученику время на отдых, чтобы он пришел в норму и освежил голову. На следующий день, набравшись сил, ребенок просто переписывает сочинение с черновика на чистовик, но уже предельно внимательно и без ошибок. Теперь сочинение готово, и вам остается только его перечитать самим, дабы убедиться, что все в порядке.

Возможно, в процессе у вас появится желание написать все, как нужно, самим, но делать этого нельзя.

А теперь давайте рассмотрим несколько видов сочинений, т.к. это тоже немало важно. Именно от категории работы зависит особенность наполнения ее смысловых блоков, и что она вообще будет собой представлять: описание, повествование, рассуждение или нечто иное?

Виды сочинений

Ниже мы рассмотрим четыре основных вида сочинений и их особенности:

  • Сочинение по картине
  • Сочинение по литературе
  • Сочинение-рассуждение
  • Сочинение-миниатюра

Исходя из вида, вступление, основная часть и заключение будут иметь видоизмененные и отличающиеся друг от друга формы.

1

Сочинение по картине

Как правило, вступление сочинения по картине состоит из 2-3 предложений об авторе картины. Сюда относятся: имя, годы жизни, жанр исполнения. Вот небольшой пример вступления: «Сильвестр Щедрин (1791-1830 гг.) – известный художник в жанре пейзажного романтизма. Его работами очаровываются любители природы и ценители тонкого искусства».

Основная часть должна состоять из трех пунктов:

  • Описание изображения на переднем плане
  • Описание изображения на заднем плане (мелкие детали и фон)
  • Особенности произведения (реалистичность, палитра, манера исполнения и т.д.), и как они влияют на его восприятие зрителем

В заключении делается вывод: впечатления от картины, понравилась или нет, и почему.

2

Сочинение по литературе

Этот вид сочинений наиболее сложный, т.к. здесь требуется знать содержание произведения, ведь невозможно описать, к примеру, мещанина Кулигина из пьесы А. Н. Островского «Гроза», ее не прочитав. Сочинение по литературе предполагает составление подробного и развернутого плана. Вступление в этом случае представляет обозначение темы.

Основная часть должна наличествовать примерами, доказательствами, мыслями по поводу раскрытия темы в работе автора. Если взять ту же «Грозу», можно изначально противопоставить характеры героев, описав их в 3-4 предложениях, указать на особенности и традиции эпохи, в которой происходят события, привести несколько фрагментов из текста. Не будет лишним упомянуть и о самом авторе, дав краткую биографическую справку в коротком рассказе об интересных фактах из его жизни, периодах творчества и перипетиях судьбы на момент написания пьесы.

В заключение нужно подвести итог всем рассуждениям, подтвердить или опровергнуть главную мысль, ответить на основной вопрос, который был поднят в сочинении.

3

Сочинение-рассуждение

В сочинении-рассуждении структура выстраивается иначе:

Вступление должно включать в себя заданный тезис (о чем будут идти рассуждения) и ответ ребенка на вопрос, т.е. согласен он с утверждением, темой, текстом и т.д. или же нет.

В основной части излагается несколько аргументов (желательно привести 2-3 таковых). Приветствуется подтверждение аргументации не только посредством литературных фактов, но и доказательствами из повседневной жизни.

А заключение – это просто вывод, резюмирующий все размышления ученика. Обратите внимание на то, что вывод и вступление не должны противоречить друг другу.

4

Сочинение-миниатюра

Для таких сочинений часто дают свободные темы. Чтобы написать сочинение-миниатюру, нужно самостоятельно сформулировать тезис. Если, например, тема работы – «Что я буду делать летом», тезис может выглядеть так: «Я буду отдыхать, радоваться и познавать мир». Основная часть представляет собой пояснение тезиса, а в заключение можно привести несколько фактов в подтверждение мыслей, к примеру: «А в том, что мы поедем на море в Таиланд, я уверен, потому что родители уже купили билеты».

Четыре рассмотренных вида сочинений считаются самыми распространенными. Пользуясь этим, многие дети (те, кто постарше, естественно) нередко прибегают к тому, что просто списывают материал с какой-нибудь статьи или же вообще скачивают готовые сочинения из интернета. Но делать этого, к сожалению нельзя, хотя работать с таким материалом вполне можно.

Как работать с материалами из интернета

Списывать или присваивать чужие работы нельзя по двум причинам: во-первых, это натуральный плагиат, а это и само по себе не хорошо, и преподаватель сразу распознает обман, а во-вторых, мысли, изложенные в чужой работе, принадлежат другому человеку. Во втором случае ни стилистика, ни точка зрения, ни знание материала не будут совпадать с авторскими.

Если есть задача переработать текс из какого-то источника, помогите ребенку освоить этот метод. Для этого просто покажите, как можно выразить одну и ту же мысль в нескольких разных вариантах. Так вы поможете ученику научиться передавать чужие мысли своими словами. Не важно, работает ребенок с какой-то статьей или готовым сочинением, суть будет одна – прочитать материал, понять структуру, найти наиболее интересные мысли и перефразировать их.

В начале своего творчества, связанного с написанием сочинений, успехи ребенка могут быть небольшими и даже мало ощутимыми. Но с практикой его навык обязательно улучшится, и со временем он научится (если будет заниматься прилежно, естественно) писать шикарные для его возраста тексты.

И, подытоживая, хочется сказать, что не каждый ребенок хочет стать писателем, поэтом или журналистом, однако уметь четко и грамотно излагать свои мысли он уметь обязан, и обязан в первую очередь самому себе. Именно с этой целью в школе и пишутся сочинения, с этой же целью и вы занимайтесь домашним обучением.

Несмотря на то, что основной материал по теме обучения ребенка письму уже изучен, есть еще один важный навык, который непременно пригодится в жизни вашему чаду – это навык письма на иностранном языке. О его развитии мы и побеседуем в следующем уроке.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

6 Избавление от безграмотности8 Иностранные языки →

Итоговая работа по элективному курсу

«Сочинение: теория и практика»

Тема

«Черновик сочинения –

поле творческой деятельности».

План.

I.            
Введение.                    
                                             

II.         
Черновик сочинения —  «обвинитель»
и  «защитник».                                 

              III.    Основная
часть.

              1. Правильный черновик

              2. Черновики Л.Н. Толстого

              3. Черновик и  «беловик»  А.С. Пушкина.                  

 IV.   Заключение.

       Хороший
черновик — основа успешной     творческой
работы.                                                   

              V.    Литература

I. Введение.

            Один из видов творческой
деятельности учащегося — сочинение. Писать сочинение трудно — с этим согласится
каждый. Эта работа (подготовка, сам творческий процесс и анализ сочинений, их
совершенствование)  требует от ученика огромных усилий. Писать сочинения
трудно, но очень нужно. И не только потому нужно, что сочинение — это экзамен в
выпускном классе или вступительный экзамен в высшее учебное заведение. Главное
в том, что, работая над сочинением, ученики приобретают массу умений и навыков,
которые потребуются им не только на уроках, но и в жизни. Это такие навыки, как:

          — владение литературной
речью;

          — логика;

          — связность речи;

          — умение аргументировать
свою мысль, а значит, умение убеждать;

          — умение подать свою мысль
с нужной автору (выигрышной) стороны,

          —  умение строить высказывания
в нужном стиле  (в нужной

             тональности);

          — точность в выборе слова —
следовательно, точность в выражении

             своей  мысли, внимание к
нюансам высказывания.

          Все перечисленные умения
необходимы каждому человеку практически в каждой профессии. По сути, написание
сочинения — это работа над будущностью, успешной карьерой.

          В данной курсовой работе
рассматривается один из самых трудных этапов в создании сочинения — написание
черновика. Чтобы справиться с этой задачей, мы должны приложить собственные
усилия.

           Как правильно писать
черновик, чтобы он был не обузой, а  помощником? Какими были черновики таких
великих писателей,  как Александр Сергеевич Пушкин и наш знаменитый земляк,
уроженец Тульской губернии Лев Николаевич Толстой?

           На эти вопросы мы
попытаемся дать ответ в данной курсовой работе.

II.
Черновик сочинения — «обвинитель» и  «защитник».

           Один из видов творческой
работы — сочинение. Работа над ним не только трудна, но и интересна. Сочинение
может многое рассказать о своём авторе. Оно как некий рентгеновский аппарат,
“высвечивает” не только эрудицию в литературной (или иной) области, уровень речевого
развития, но иногда и «тайную тайных» его внутреннего мира. Читая сочинение,
всегда ощущаешь искренность или, наоборот, неискренность автора.

            Ещё больше об авторе
рассказывает черновик работы. И не только об авторе. Черновик рассказывает ещё
и о том, как эта работа писалась. Не нужно стыдиться грязных черновиков:
черновик — поле творческой деятельности, и помарки, исправления в нём вполне
естественны.

            Черновик может быть «обвинителем»,
но может и «заступиться» за автора. Если работа в целом грамотна, но при
проверке в ней обнаруживается совершенно нелепая ошибка, доказать, что это не
ошибка, а всего лишь описка, допущенная при торопливом списывании, поможет
обращение к черновику, где написание правильное. Но если та же ошибка
присутствует и в черновом варианте, придётся признать свой досадный промах.

III.            
1.
Правильный черновик.

          Черновики у каждого свои.
Есть счастливчики, которые пишут вообще без черновиков, разве только набросают
план. Таких людей мало и, значит, тем, кто не относится к их числу, нужно
соблюдать некоторые правила написания черновика для облегчения своей работы.
Вот некоторые рекомендации.

·             
Для черновика
нужны большие листы: альбомные или тетрадные, развёрнутые «в длину». Листы  нужно
согнуть пополам — вдоль. Левая сторона — черновик, правая  —  поля.

·              
Страницы
не следует переворачивать: заполнять их нужно только с одной стороны, и пусть
листы так и лежат на столе перед вами во время работы. Переворачивание листов,
поиски прерывают мысль, разрушают творческий настрой.

·              
Поля и
обратная сторона не пустуют. При работе с черновиком —  перечитывании и правке
— поля постепенно заполняются, а когда и на полях тесно, можно нарисовать
стрелочку, направленную к краю страницы, — и какой простор на обратной стороне
листа, чтобы уточнить, конкретизировать, подтвердить мысль примерами и
цитатами!

·              
Листы
надо нумеровать. Сами собой придумаются условные знаки для всякого рода вставок
и перестановок — стрелочки, цифры, овалы….

         В таких черновиках
разберется только сам автор, но разберется уверенно.  В таком черновике всегда
есть место дописать, что-то поменять местами. В нём не исчезает первоначальный
вариант, а ведь именно он зачастую оказывается лучшим.

        Сам Лев Николаевич Толстой
писал на таких же черновиках.

III. 2.  Черновики  Л.Н.
Толстого.

          Великий писатель Л.Н.
Толстой очень внимательно относился к работе в черновике. Раз написав что-либо
от руки, на другой день вновь садился и переписывал тот текст, который был им
написан. Он делал поправки, вставки, часть зачёркивал. Почерк у него был очень
неразборчивый и трудно читаемый. Чтобы писателю легче было разбираться в
написанном, ему переписывали набело этот самый текст  к следующему утру. На другой
день он снова перечитывал ранее написанно, но уже в набело переписанном виде.

         Бумагу он очень берёг,
поэтому старался вписать все приходившее ему мысли на полях страниц, между
строчек, и так запутывал свои переходы, что порою невозможно было определить,
какая фраза следит за другой. Эти перемаранные, перечёркнутые листы, с вновь
вписанными фразами и мыслями, шли в переписку, а утром снова передавались ему в
чистом виде. И опять он всю перечитывал, перечёркивал, как считал лучше, и как
ему подсказывало его художественное чутьё.  И так без конца, пока не добьётся
желательного для него выражения мысли.

         Теперь известно, что таким
способом переписаны Льву Николаевичу «Война и мир» — 4 раза,  «Анна Каренина» —
7 раз, «Кавказский пленник» — 100 раз.

         Над «Кавказским пленником»
Толстой трудился особенно интенсивно, потому что он стремился в изложении
подойти как можно ближе к краткой, образной, ясной и красивой речи простого
русского крестьянского мальчика.

         В «Хаджи — Мурате» есть
места, которые Толстой переписывал 132 раза.   Анна Ильинична, внучка Толстого,
рассказывала, — что из повести «Хаджи Мурат» можно было бы составить две
повести с разными действующими лицами. К концу работы над своим произведением у
Толстого оказывалось всё больше и больше чистых, не переправленных страниц.
Из-за одной — двух поправок на страничке листы уже не переписывались.

Лист из черновика
Л.Н.Толстого.

           И вдруг, неожиданно для
самого себе, Лев Николаевич опять всё переделывает, опять всё переправит и
перемарает, снова заполнит все краешки бумаги и приходит с извинениями, что снова
надо переписывать, вновь разбирать мелкие буковки в уголках страниц.

          Писатель, обращаясь к переписчикам,
разбиравшим его руку и владевшим машинкой, говорил: «Виноват, опять всё
перемарал».

         Иной раз переписчикам
приходилось долго сидеть над отдельными страницами, и после тщетных мучений, не
разобрав какого-либо слова, решались обратиться к нему (Льву Николаевичу); а
иногда и сам Толстой старательно вглядывался в то, что он написал, охал, ахал и
никак не мог прочесть. Тогда разобрать удавалось большую часть Софье Андреевне
к великому удовольствию и удивлению Льва Николаевича.

         Есть свидетельство
очевидцев, что, когда Толстой писал «Анну Каренину», он выходил из кабинета
после работы над романом с сильно вздутыми венами на лбу и на висках, с
воспалённым, красным лицом, с усталыми измождёнными глазами.

         Л.Н. Толстой говорил:
«Только тогда получается хорошо, когда пишешь так, что каждый раз, как
обмакиваешь в чернильницу перо, в чернильнице остаются куски мяса».

III. 3. Черновик и  «беловик»  А.С.
Пушкина.

         С большим вниманием
относился к работе в черновике и Александр Сергеевич Пушкин. Его черновики —
отдельная исследовательская работа учёных литераторов.

         Черновик стихотворения «Всё
тихо на холмах Грузии» написан в большой переплетённой записной тетради,
записанной материалом главным образом 1829-18ЗОгг. Это типичный пушкинский
черновик — драгоценный документ, в котором зафиксированы все статьи творческого
процесса, сохранена вся его последовательность, все постепенные послания, как
разрез древесного ствола сохраняет всю историю роста дерева.

          Пушкин творил с пером в
руках; он заносил на бумагу почти все моменты своей творческой работы: целый
стих, части стиха, отдельные слова, то в полном беспорядке, торопливо, в
волнении, зачёркивая одно и заменяя другим, то снова возвращаясь к первому,
опять его зачёркивая и опять восстанавливая…

        В его черновике иной раз мы
находим чётко и твёрдо написанный стих, два — три стиха — это запись уже
придуманного, сложившегося в уме. С этого у Пушкина и начинается работа, это и
есть первое, записанное на листке. А за тем идёт лихорадочная, быстрая запись
возникающих в голове образов, отрывков стиха, эпитетов. Перо не поспевает за
мыслью, слова не дописываются, стих не заканчивается, черта заменяет само собой
разумеющееся слово.

         Очень часто Пушкин пишет
начало и конец стиха, оставляя пустое место для середины, которую придумает
потом, а сейчас спешит зафиксировать наплывающие новые мысли, слова, рифмы,
образы. Нагромождая слово на слово, вычёркивая, делая вставки, записывая и
между строчек, и сквозь, и сбоку, Пушкин делает из своего черновика целую сеть
с трудом разбираемых строчек, паутину, в которой запутывается чита-

Лист из черновика А. С.
Пушкина.

тель  его рукописей и вместе с тем
создают драгоценнейший документ, — если мы умеем его правильно и точно
расшифровать.

           Черновик это — рукопись,
создаваемая в процессе непосредственной работы, сочинения вещи; пишется черновик
для себя в той последовательности, в которой протекает творческий процесс, и
поэтому в своей внешней форме отражает особенности этого процесса. Внешний вид:
разборчивость, последовательная запись не имеет значения. Черновик пишется для
себя, с расчётом на то, что он будет расшифрован и перебелен. Беловик — отражает
не процесс работы, а конечный результат.

          Черновик Пушкина покрыт
помарками, поправками, написан иной раз в разных направлениях, почерк его быстрый,
неразборчивый, снова не дописаны и т.д. В беловике почерк у него, в меру
возможности, ясный, текст распределён аккуратно, идёт сплошь, в нужной
последовательности.

          У Пушкина часто встречаются
рукописи готовые. Законченный беловик потом снова перерабатывается: покрывается
помарками, поправками, значками перестановки, словом, превращается в типичный
черновик, требующий новой перебелки. Такую рукопись, тем не менее, нельзя
безоговорочно отнести к числу черновиков. Нужно различать в ней две стадии
работы, два типа автографа: прежний, основной беловой текст и черновик,
отражающий его переработку.

           Встречается и особый
способ работы Пушкина над текстом
, дающий в результате особый промежуточный
вид рукописи — авторскую сводку с недоработанного черновика. Не доведя до
законченного вида работу в черновике, слишком уж измаранном и запутанном,
Пушкин нередко перебелял начисто то, что уже установилось для него, оставляя
пустые промежутки для заполнения ещё не придуманных мест. И на этой полубеловой
сводке продолжалась, иногда столь же длительная и настойчивая, черновая работа.

           Другой особый вид
черновика
— планы или программы произведений. Они отличаются от всех других
видов текста тем, что в них работа автора происходит не над текстом, не над
лексикой синтаксисом его, а только над содержанием и композицией.

Лист из черновика А. С.
Пушкина.

           Третий своеобразный
вид черновика можно назвать исправляющими или корректирующими заметками.
Корректирующие заметки отли чают новую композицию текста стихотворения:
перестановка стихов, пропуск некоторых из них. Пушкин некоторое время хотел
включить в текст «Кавказского пленника» свою элегию «Я пережил свои желания»,-
и вот сбоку соответствующего текста пометил её начальными буквами:

             Я пережил мои жел

             Я раз

            Остались мне одни страданья

            Плоды ду

            Безмолв ж

            вл—

            ж

            и—

         Лаконичным языком
корректирующие заметки указывают на ту или иную вставку, на замену одного
куска, одного оборота другим или на новое расположение, новую композицию
готового текста, написанного где-то в другом месте.  Это – заметки делаются и
для фиксирования определённых исправлений законченного (белового) текста. В них
текст записывается сокращённым образом, следовательно, первыми словами или
буквами стихов; вполне выписываются только слова с новым, направлением чтением.
К ним относятся подобные заметки, не отдельно стоящие, а около какого — нибудь
текста, показывающие включение туда данного отрывка.

          Особый вид текста —
конспект
читаемой книги или заметки по поводу неё (смешанный вид беловика с
черновиком). Для работы над этим текстом, для прочтения его,  нужно иметь перед
глазами ту книгу, по поводу которой сделаны эти заметки, или которая
конспектирована. Только при этих условиях могут быть поняты, иногда даже просто
прочитаны многие места текста.

         Чем больше измаран черновик,
чем гуще на нём сеть поправок, тем легче его прочесть, потому что обильные
варианты, многочисленные следы работы автора дают точные и надёжные вехи для
выяснения последовательности и отсюда — для правильных чтений.

          Рисунки, которыми испещрены
пушкинские рукописи, если их изучать в связи с окружающим их текстом, служат
прекрасными иллюстрациями — не к тем или иным произведениям Пушкина, а к
процессу создания этих произведений.

          Рисунки на полях, и вид
рукописи, и характер почерка — всё это даёт прекрасный материал для изучения
наиболее глубоких, интимных сторон «творческой истории», если бы мы всегда
умели в нем как следует разбираться.

Лист из черновика А. С.
Пушкина.

           IV. Хороший черновик — основа успешной
творческой работы.           

             Систематизируя выше
сказанное, необходимо отметить основные особенности черновика:

·        
Черновик
должен иметь широкие поля.

·        
Обратная
сторона черновика должна быть свободной для дописывания, шлифовки мысли, стиля.

·        
Не нужно
бояться того, что черновик грязный — он ведь и называется черновик.

        Хороший черновик — основа
успешной творческой деятельности. От того, как ты напишешь его, будет зависеть
успешность работы. К тому же, приятно иметь что-то общее с гениальными людьми,
пусть даже это всего лишь одинаковая манера вести записи на черновиках.

IV.            
Литература.

  1. Бонди С.М.  Черновики Пушкина. Статьи. 1930-1970г.г., —

      М:  «Просвещение»,  1978.

     2. Толстой И.В.  Свет
Ясной Поляны /Предисл. С. Бондарчука. –

          М., Мол.
гвардия,1970.

4

Работа с черновиком сочинения

Работа с черновиком.

Этап I

Начинать работу следует с конца! то есть вначале пишутся введение и заключение (см. специальные разделы). Если отдельные слова, мысли, в крайнем случае – вся формулировка будут повторены в тексте сочинения, открывая или завершая фрагменты работы (абзацы) или всё сочинение в целом, — это не недостаток! Начинается поиск эффектной фразы, мысли, цитаты, которая отмечена как наиболее яркая в ваших набросках.

Этап II

Теперь перед вами есть:

Тема

Хаотические пока (уже просмотренные) наброски

Введение и заключение (т.е. то, к чему вы хотите привести читателя)

Начальная и конечная точки обозначены, а между ними хаос. Маршрут движения, развития мысли и есть ПЛАН. План необходим, т.к. он дисциплинирует мысль, проясняет композицию, не позволяет мысли бродить хаотично. При составлении плана шлифуется важнейший мыслительный процесс – умение выделять главное в тексте (абзаце) и, свернув информацию, подать ее сжато, сформулировав название (т.е. пункт плана). По структуре основная часть сочинения состоит из ряда пунктов, каждый из которых представляет важный аспект темы. Пункты располагаются строго продуманно, строго последовательно. Они взаимозависимы и не могут произвольно меняться местами. Каждый пункт выражает законченную, аргументированную мысль. Все вместе доказывают и аргументируют, иллюстрируют идею сочинения.

Этап III

Составление плана.

В качестве названия в план вносятся не отдельные слова и не предложения, а развернутые словосочетания.

При составлении плана могут помочь логические правила деления:

Деление должно иметь одно основание: когда мы делим тематический вопрос (делимое понятие), необходимо руководствоваться одним признаком, с точки зрения которого мы производим деление. Этот признак называется основанием деления.

Пример: Карандаши (делимое понятие)

По цвету (основание деление)

Красные

Синие

Зеленые

По материалу (основание деление)

Деревянные

Пластиковые

Пластмассовые

Деление должно быть соразмерным, т.е. мы должны перечислить все члены деления.

Пример: Спектр радуги (делимое понятие)

Красный

Оранжевый

Желтый

Зеленый

Голубой

Синий

Фиолетовый

При делении члены должны исключать друг друга, т.е. каждый член деления должен представлять собой самостоятельное понятие, не входящее в какой – либо другой член.

Пример: Самолеты (делимое понятие)

Назначение (основание деления)

Военные

Транспортные

Истребители

Деление неверное, так как военные и истребители не исключают друг друга: понятие «истребители» входит в состав понятие «военные».

Опубликовано 16.08.16 в 20:32 в группе «Русский язык и литература в средних классах»



ВСТУПЛЕНИЕ + ТЕЗИС1 ДОВОД + ПРИМЕР
2 ДОВОД + ПРИМЕР

ЗАКЛЮЧЕНИЕ + ВЫВОД

(4 абзаца)

V. Проверяем, нет ли фактических
ошибок
, названы ли типовые значения
лексического и грамматического явления
,
правильно ли подобраны примеры,
соответствует ли сочинение типу речи
рассуждению, соответствует ли количество
абзацев
структуре сочинений данного
типа (4 абзаца), отсутствуют ли
логические ошибки?

VI. Считаем количество слов (80-100
своих слов, БЕЗ УЧЕТА ЦИТАТ). Проверяем
грамотность сочинения.

Пользуйтесь орфографическим словарём
для проверки вашего сочинения на наличие
орфографических ошибок!

VII. На чистовик переписывайте аккуратно, разборчивым почерком.

ПРОВЕРЬТЕ ЧИСТОВИК. БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ,
НЕ СПЕШИТЕ!

Схема
написания сочинения-рассуждения в
формате ГИА на лингвистическую тему

Композиционные
части и логические связки

1 абзац

Вступление и тезис

Я считаю, что… Высказывание показалось
мне интересным… Некоторые считают,
что… Считается, что… Многие утверждают,
что… Я согласен с тем, что… Попробуем
разобраться… Мне кажется, что…

2 абзац

Лексическое явление и теоретическое
описание его типового значения

Во-первых… Вот и в тексте… Лексические
явления передают… Следует отметить,
что… Прежде всего… Необходимо
признать, что… Как известно…
Доказательством служит… С одной
стороны…

Пример и его объяснение

Так… В предложении… Вот и в тексте…
Например… С помощью… Доказательством
служит… Поясняя сказанное… Допустим,
что… Из этого следует, что… Если…

3 абзац

Грамматическое явление и теоретическое
описание его типового значения

Во-вторых… Грамматические же явления…
С другой стороны… Вот и в тексте… С
помощью… Напротив… Как известно…

Пример и его объяснение

Например… Итак… В предложении… С
помощью… Вот и в тексте… Поясняя
сказанное… Доказательством служит…
Допустим, что…

4 абзац

Заключение и вывод

В заключение сделаем вывод… Все
сказанное позволяет утверждать…
Словом… Подводя итог сказанному,
можно сделать вывод… Действительно…
Таким образом… Следовательно…

Лексические
и грамматические явления

Лексические
явления

(передают
то, о
чем говорят и думают люди
)

Грамматические
явления

(устанавливают
связи лексических единиц, т.е. как
думают люди
)

  1. Морфемы
    (корень, приставка, суффикс)

  1. Морфемы
    (окончания)

  1. Однозначные
    слова

  1. Грамматические
    связи между словами в словосочетании

  1. Многозначные
    слова

  1. Грамматические
    связи между частями простого
    предложения

  1. Синонимы

  1. Грамматические
    связи между частями простого
    осложненного предложения

  1. Антонимы

  1. Грамматические
    связи между простыми предложениями
    в сложном

  1. Изобразительно-выразительные
    средства

  1. Служебные
    части речи (союзы, предлоги)

  1. Омонимы

  1. Паронимы

  1. Фразеологизмы

  1. Лексика,
    имеющая ограниченную сферу употребления
    (профессионализмы, диалектизмы,
    жаргонизмы)

Пример
описания содержания лексического
явления

  • Во-первых,
    требуется назвать одно лексическое
    явление и теоретически (обобщенно)
    сказать о его типовом значении. Например,
    антонимы противопоставляют два предмета,
    два действия, два признака. Это и есть
    их типовое значение, об этом и нужно
    написать в сочинении (это будет ваш
    довод).

  • Затем
    нужно привести пример из текста,
    например, найти антонимы и показать,
    что они говорят о конкретной
    противоположности. Например, «белый»
    – «черный», «верх» — «низ».

Пример
описания содержания грамматического
явления

  • Во-вторых,
    назвать одно грамматическое явление
    и теоретически (обобщенно) сказать о
    его типовом значении. Например, окончание
    в слове может оформлять подчинительные
    связи в словосочетании. Это и есть его
    типовое значение (это будет ваш довод).

  • Приводим
    пример. На конкретном словосочетании
    из текста показываем, что в нем (например,
    «красный шар») окончание прилагательного
    говорит о согласовании в роде, числе,
    падеже с существительным, т.е. о
    «подчинении» прилагательного
    существительному.

Задания-подсказки
для поиска лексических и грамматических
явлений в тексте

Лексические
явления –
А2,
А3, В1.

Грамматические
явления

– В2, В4, В7, В8, В9.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать черновик книги
  • Как написать черешенка
  • Как написать черепашку
  • Как написать через форму обратной связи
  • Как написать через телефон римские цифры