Как написать отзыв о стихотворении
План
- Какую картину представляешь, читая стихотворение?
- Какие поэтические строки, эпитеты, сравнения кажутся наиболее точными, особенными, помогающими ярко увидеть нарисованную картину?
3. Какие слова помогают лучше понять чувства поэта?
4. Каким настроением проникнуто стихотворение?
5. Какой отзвук стихотворение находит в твоей душе? О чём напоминает, какие мысли будит?
Образец
Отзыв о стихотворении Огарёва «Дорога»
При чтении стихотворения Огарёва невольно представляешь русский зимний пейзаж: снежную поляну, вдоль дороги ряды берёз с голыми сучками. А на дороге тройку лошадей,
которые мчат кибитку, звенит колокольчик, тихо напевает песню ямщик, развлекает путешественника… Ощущение воли, простора создают строки огарёвского стихотворения.
У дороги нет конца.
Увидеть картины, созданные поэтом, помогают эпитеты: месяц «дальний», наречия «тускло», «печально», «жалко», глагол – движения — «мчится», представить состояние ямщика – «напевает». При чтении этих поэтических строк невольно представляешь, как:
Тройка мчится лихо,
Колокольчик звонок;
Напевает тихо
Мой ямщик спросонок.
О чувствах поэта говорят следующие строки:
Скучно мне да жалко
Сторону родную.
Лирический герой выражает в этих строках своё душевное состояние, которое вызвано расставанием с родной стороной. Отъезд не доставил радости. Душа поэта не поёт,
не радуется, она скучает, потому что жалость на сердце. Настроение его проникнуто грустью, это подчёркивается словами «тускло месяц светит» « снежная поляна
лежит печально». Пейзаж зимней дороги созвучен внутреннему состоянию автора.
Стихотворение не оставляет равнодушным читателя, оно заставляет вспомнить пушкинские времена, когда основным средством передвижения была тройка, напоминает о путешествии, говорит о том, что нелегко расставаться с родными местами, потому что расставание – это один из трудных моментов в жизни человека.
Как писать отзыв по стихотворению
Человеку свойственно делиться своими мыслями и впечатлениями, вызванными прочитанными книгами. Иногда одна и та же книга производит на разных читателей противоположное впечатление. Отзыв — это и есть обмен впечатлениями о книге, выражение своего отношения к созданным автором образам.
Инструкция
Выберете одну из целей вашего отзыва:
1) привлечь внимание к стихотворению, повлиять на мнение других людей, поспорить по поводу оценки художественных образов;
2) желание поделиться впечатлением о прочитанном с людьми, которые находятся далеко;
3) стремление разобраться в прочитанном.
В зависимости от выбранной цели выберете жанр отзыва. Это может быть статья, письмо, эссе.
Отзыв всегда предполагает слушателей, собеседников. Это могут быть друзья, учитель, библиотекарь, широкая аудитория. От того, к кому вы обращаетесь, зависит и форма отзыва, и содержание.
Продумайте название своего сочинения. Хотя слово «отзыв» уже может стать названием.Вместе с тем работа может иметь и другой заголовок: «Стихотворение, которое тронуло», «Приглашение к размышлению», «Уроки любви».
Подберите материал и расположите его в зависимости от строения сочинения. Имейте ввиду: отзыв состоит из двух основных частей. В первой части высказывается мнение о том, понравилось или не понравилось стихотворение. Во второй части обосновывается, аргументируется высказанная оценка. Четкой грани между частями нет.
Обязательно включите в свою работу свое мнение о том, как автор относится к изображаемым лирическим образам. Оцените, в чем особенности его восприятия, в чем новаторство в создании стихотворения.
Анализ художественных особенностей стихотворения в средних классах может отсутствовать. Но старшеклассники должны включать в свою работу элементы анализа стихотворения. Литературоведение предлагает несколько вариантов анализа. Для создания отзыва не стоит работать над всеми пунктами. Выберете только те, которые вам помогут подобрать необходимые аргументы.
Вот примерный план анализа стихотворения.
1. Название.
2. Дата написания.
3. Реально-биографический и фактический материал.
4. Жанровое своеобразие.
5. Идейное содержание: а)ведущая тема, б) основная мысль, в) эмоциональная окраска чувств, г) внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.
6. Интерпретация стихотворения.
7. Структура стихотворения: а) основные образы; б) изобразительные средства (эпитеты, метафоры, аллегория, сравнение,гипербола, литота, ирония, сарказм), в) синтаксические фигуры (повтор, антитеза, анафора, эпифора, инверсия), г) звукопись (аллитерация, ассонанс), д) стихотворный размер, рифма, способы рифмовки, е)строфика (двустишие, трехстишие, пятистишие, катрен, октива, сонет).
Чтобы правильно интерпретировать стихотворение, подумайте, что скрывается за словами поэта. Выделите ключевые слова, подумайте над их скрытым смыслом. Сжатое слово становится концентрированным, многозначным. С.Я.Маршак говорил: «Как Золушка, одетая в платье, которое ей подарила фея, простое обыкновенное слово преображается в руках поэта». Выглядеть это может примерно так.
Как будто внутренность собора —
Простор земли, и чрез окно
Далекий отголосок хора
Мне слышать иногда дано.
Пастернак. Когда разгуляется
Читая стихотворение, я представляю залитую солнцем землю, чистую даль сквозь прозрачную листву. Вдали — маленькую церковь с маковками: луковичками и колоколенкой, Кажется, что со стен глядят лики святых, даже не со стен, а с высоты. Да и церковь — видение, мираж. Нечто нереальное, призрачное, которое уходит в бесконечную даль, так и неразгаданную ни учеными, ни философами. Поэт уловил гармоническую связь между Богом, Природой и Человеком. Его лирический герой искренен в своих чувствах. Разве можно без веры, для красногословца коснуться самого святого: таинства молитвы. Поэтому и дрожь, и слезы счастьяПастернак — волшебник. Поэзия по его велению вмещает и мазок художника, и звук музыканта. Приглядитесь и прислушайтесь к этому стихотворению, и вам откроется новый лик поэзии.
Особенность лирики заключается в том, что она сосредоточена прежде всего на внутреннем мире человека. В ней отсутствует описание событий. Внутренний смысл нужно понимать через эмоциональность. К тому же лирическое стихотворение бессюжетно.
Именно поэтому большую роль играет ассоциативное мышление. Для аргументации используйте произведения других авторов и проводите сравнительный анализ. Обращайтесь к произведениям живописи и музыки. Например, если вы пишите отзыв на стихотворение Блока «Незнакомка», используйте картины с одноименным названием Крамского и Глазунова.
Заканчивая работу над отзывом, проверьте, достаточно ли у вас аргументов, нет ли ненужного, постороннего материала. Отредактируйте свою речь. Не забывайте, что ваша работа написан в публицистическом стиле, поэтому должна быть эмоциональной и яркой. Она должна воздействовать на ваших слушателей. Используйте для этого в своем сочинении предложения разные по строению. Уместны будут градация, инверсия, многосоюзие, назывные и безличные предложения.
Обратите внимание
Не сбивайтесь на пересказ стихотворения.
Полезный совет
Прежде чем писать отзыв, внимательно несколько раз прочтите стихотворение. Расставьте все паузы, определите роль авторских знаков препинания.
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
метки: Стихотворение, Впечатление, Отзыв, Художественный, Материал, Использовать, Следовать, Слушатель
Сочинение- отзыв о стихотворении предполагает самостоятельное высказывание о литературном произведении, основанное на эмоциональных переживаниях от прочитанного, описание чувств и настроения, вызванных автором. В отличие от рецензии в отзыве содержится общая характеристика произведения без углубленного анализа.
Прежде чем начать писать отзыв, желательно несколько раз вдумчиво прочитать стихотворение. Лучше прочесть вслух, расставляя паузы, обращая внимание на роль авторских знаков препинания.
Рекомендации для написания сочинения
1. Перед тем как приступить к изложению своих мыслей и впечатлений, вызванных поэтическим произведением, необходимо определиться с основной целью вашего отзыва. Ею может быть следующее:
- привлечение внимания к стихотворению, выражение несогласия по поводу уже имеющейся оценки художественных образов или произведения в целом, желание повлиять на общественное мнение;
- стремление выразить свое впечатление о прочитанном стихотворении, поделиться им с друзьями, учителем или другими людьми;
- потребность разобраться в прочитанном.
Выбранная цель отзыва определит его жанр (письмо, публицистическая статья, эссе).
Любой отзыв на стихотворение подразумевает собеседника, слушателя. В зависимости от того, к кому вы будете обращаться, выбирается форма изложения мыслей и содержание (как будете писать отзыв и о чем).
2. Затем можно выбрать заголовок своего сочинения. Кроме формулировки, содержащей слово «отзыв», могут быть и другие, например: «Стихотворение, зовущее к жизни», «Мысли, вызванные стихотворением С. А. Есенина «Письмо к матери», «Урок любви», «Мое любимое стихотворение» и др.
3. Следующий этап – подборка материала и выбор последовательности его подачи. Здесь нужно придерживаться основного правила: в отзыве должны прослеживаться две главные части. Первая, как правило, содержит высказывание личного мнения по поводу прочитанного, а вторая – обоснования и аргументы в защиту данной оценки. Четкого разграничения между ними не требуется.
В работе обязательно должно быть отражено ваше собственное мнение по поводу авторского отношения к изображенным лирическим образам и оценка особенностей его восприятия. Можно отметить элементы новаторства поэта в создании произведения.
4. В средних классах еще не требуется анализ художественных особенностей стихотворений. Однако в работах старшеклассников обращается внимание на умение использовать элементы художественного анализа текста. Существует несколько вариантов литературоведческого анализа. При создании отзыва не нужно использовать все пункты. Стоит выбрать лишь те, которые помогут вам в аргументации вашей оценки, высказанных мыслей и чувств.
4 стр., 1856 слов
Как писать отзыв о прочитанном произведении — примеры
… которая прочитана всеми учениками. Во II полугодии проводится еще один такой урок, но каждый пишет о том произведении, которое он прочитал, т.е. сочинения … лафете…», А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». (Одно стихотворение о войне наизусть). Саша Черный «Кавказский пленник», … произведения. Сначала класс пишет коллективный (с записью на доске и литературной обработкой) отзыв о книге, …
Вот один из образцов примерного плана анализа стихотворения.
1) Название произведения.
2) Когда написано.
3) Реальные исторические и биографические факты, которые легли в основу поэтического творения.
4) Жанровые особенности поэтического произведения.
5) Смысловая идейность:
- а) основная тема;
- б) главная мысль;
- в) эмоциональная окрашенность текста;
- г) общее впечатление и ответные чувства, вызываемые данным стихотворением.
6) Интерпретация произведения.
7) Построение поэтического текста:
- а) образы (иногда лишь подразумевающиеся);
- б) изобразительные средства, расширяющие ключевые образы (эпитеты, метафоры, гиперболы, аллегории, сравнения, контрастные сопоставления, ирония, и т.д.);
- в) особенности синтаксиса (инверсии, эпифоры, анафоры, антитезы, повторы);
- г) звукопись (ассонанс, аллитерация), помогающая раскрыть смысл и художественно выделить образы;
- д) размер стиха (хорей, ямб, амфибрахий, дактиль, анапест), определяющий ритм и интонацию всего стихотворения;
- е) строфика (например, четверостишие, двустишие, катрен, сонет и др.), рифмовка.
5. В интерпретации стихотворения нужно раскрыть, что скрывается за поэтическими строками. Специфика стихотворных произведений состоит в том, что они наполнены скрытым смыслом, который зачастую выражен сжато, свернут в особую форму. Обращая внимание на ключевые слова, следует подумать над их смыслом, сформулировать позицию автора и высказать свое к ней отношение.
6. Особенностью лирических стихов также является отсутствие сюжета, сосредоточение, главным образом, на внутреннем мире человека. Поэтому постижение смысла происходит через эмоциональность. И здесь большая роль отводится ассоциативному мышлению. Автор стремится вызвать у читателя множественные ассоциаций, которые позволяют проследить развитие его художественной мысли, понять всю глубину произведения.
Ваше воображение и личные ассоциации помогут привести ряд ярких аргументов в пользу сложившегося отношения к стихотворению. При этом можно обращаться к сравнениям с произведениями других авторов, проводить параллели с картинами живописи и музыки. Например, при анализе стихотворения А. А. Блока «Незнакомка» можно вспомнить об одноименных произведениях художников И. Н. Крамского, И. С. Глазунова.
7. Завершить работу над отзывом необходимо проверкой написанного, обращая внимание на следующее:
- достаточно ли доказательств, нет ли постороннего «пустого» материала;
- соответствует ли ваша речь публицистическому стилю (яркость, эмоциональность с целью воздействия на слушателя);
- использовано ли разнообразие в строении предложений (в которых, кстати, уместно употребление таких приемов, как инверсия, градация, повтор союзов, и т.д.);
- в сочинении не должно быть пересказа стихотворения.
8. Важно сделать краткий вывод, подтверждающий главную тему вашего отзыва.
2 стр., 824 слов
По произведению : Образ Евгения Онегина в романе А. С. Пушкина
… говорит о том, что Онегин — тонкий и наблюдательный человек, да и сама Татьяна отмечает положительные стороны характера Евгения: Как … способствует проявлению его лучших качеств. И все же положительные задатки героя постоянно подавляются средой и неправильным воспитанием. … оказывает противоположное действие, вселяет надежду в сердце девушки. Подобным образом ведет он себя и позже, на дне рождения …
LDSveta,
Если пользователь интернета когда-нибудь решит
написать рецензию к поэтическому
произведению, он не будет испытывать недостатка в рекомендациях – материала по
данной теме на бескрайних просторах всемирной паутины предостаточно. Насколько
этот материал качественен, зависит он многих параметров, главными из которых
являются степень доверия к источнику и глубина требований рецензента к своей собственной работе.
Отчего-то бытует мнение, что написать рецензию на стихотворение легко. Между
тем, настоящая рецензия
подразумевает ряд правил, соблюдение которых требует не только определённых
знаний и навыков, но и способностей. Рецензент
– это не только внимательный читатель, но и критически настроенный писатель.
Третьего, как говорится, не дано. Рецензия
должна обладать рядом признаком, позволяющих именоваться ей рецензией , и чтобы
выявить их, нужно для начала разобраться с самим термином.
С латыни ˮрецензияˮ
переводится как ˮобследование,
рассмотрениеˮ и означает критический
разбор и оценку художественных произведений, а так же жанр литературной
критики. В литературной энциклопедии на ресурсе Фундаментальной Электронной Библиотеки (ФЭБ) приводится статья Д.П.Муравьёва, в которой кратко изложена
история русского литературного рецензирования
и обозначены некоторые основные виды рецензий
в современной критике, а именно : 1) небольшая критическая или публицистическая
статья полемического характера ; 2) развернутая аннотация, которая раскрывает
содержание произведения, нередко самим отбором материала выражая оценку; 3) эссе,
представляющее собой окрашенное лиризмом
размышление, навеянное чтением; 4) авторецензия — излагает взгляд автора на
свое произведение или полемизирует с
толкованием его в критике.
Как мы видим, нам подходит первое определение, и
действительно, основу рецензии, как
аналитического жанра, составляет критический отзыв о произведении небольшого
или среднего объёма (развёрнутая рецензия); рецензия большого формата является
критической статьёй.
Что же касается правил написания рецензии, то они достаточно просты :
стихотворение следует внимательнейшим образом восприять, то есть
прочитать и осмыслить прочитанное, и ˮразъять
гармониюˮ, то есть осуществить анализ стихотворного текста – определить
тему и идею произведения, его композиционные особенности, язык, стиль и систему
образов, соотнести его с художественной традицией и попытаться определить его
художественную ценность.
Но существуют и другие, не менее важные правила,
которые обязательно следует соблюдать рецензенту
– это этические правила, подразумевающие беспристрастное отношение к
произведению со стороны критика, отражающие уровень его профессионализма.
Совершенно недопустимо пренебрежительное,
насмешливое, снисходительное, а тем более агрессивное отношение к Автору – манера изложения критического
анализа должна быть корректной и ни в коем случае не допускать перехода на
личность Автора. Подход к Автору должен быть уважительным, не
переступающим допустимые грани – имеется в виду и панибратское к нему
отношение.
Критика не должна быть предвзятой и смешивать
личность Автора и его произведение.
Не надо забывать о психологической составляющей рецензии – для многих авторов критический разбор его произведения
является самой настоящей проверкой на псих.устойчивость.
Словом, рецензирование
– это процесс, требующий от рецензента аккумуляции всех его
профессиональных и лучших человеческих качеств. Но рецензия, написанная по всем
правилам, не менее полезна для рецензента, чем для Автора : рецензент (тоже Автор,
а потому не стоит пренебрегать названием рецензии,
ведь она сама является произведением!), что называется, набивает руку –
оттачивает своё перо, тренирует глаз, и написание рецензий обязано благодатно
сказаться на его собственных произведениях.
В качестве же совета при написании рецензии хочется вспомнить одно золотое
правило, которое звучит примерно так : не уверен – не говори! То есть, если рецензент в чём-либо сомневается, едва
ли ему стоит ступать на непрочный лёд, потому как, согласно классическим
канонам, рецензия подразумевает диалог –она должна способствовать полемике,
потому как критика без полемики бесцветна и безвкусна именно в условиях
виртуальных пространств.
И здесь нельзя не вспомнить о таком виде рецензии, как рекламная, которой всё чаще
пытаются подменить рецензию литературную.
Исходя из выше изложенного, рецензия рекламного характера, призванная к
перечислению одних достоинств товара с целью его продажи, имеет мало общего с рецензией литературной. Если читатель
имеет желание выразить восторг от произведения либо иные чувства, то его мнение следует характеризовать, как отзыв.
Благодарю
за внимание!
С
уважением,
Марина Новикова-Шведт.
08.12.2021.
Ссылки:
1. Абдулаев Е.
Взламывая нейтральность : https://znamlit.ru/
2. Григорьев А.
Литературная критика : https://imwerden.de/
3. Муравьёв
Д.П. Рецензия. ФЭБ : http://feb-web.ru/feb
/
4. Рецензия. Литературная энциклопедия : https://gufo.me/dict/
Отзыв о стихотворении
А.Аврутина «Грушевка»
Автор — Сенкевич Янина, учащаяся гимназии №9 им.Ф.П.Кириченко г.Гродно
Такое случается только с истинными
поэтами – написать строку и попасть в Вечность… Более ста лет назад, в 1887
году, Николай Минский сказал: «Как сон, пройдут дела и помыслы людей, забудется
герой, истлеет мавзолей…» Эти мудрые слова я нашла в книге Анатолия Аврутина «И
свеча…И музыка…И взгляд…»
Поэт писал о замечательном земляке, не
подозревая о том, что сам попадёт в Вечность. Стихотворение, которое открывает
эту книгу, — «Грушевка». Родная до боли Грушевка и сегодня тревожит поэта, радует и
вдохновляет. Тема малой родины близка русскому поэту, родившемуся на белорусской
земле, которую помнит и любит, с которой связан жизнью.
Стихотворение «Грушевка», как мне
кажется, родилось в минуты воспоминаний
или раздумий. Они сложились как экспромт, выразились как цельная
картина-настроение, законченная мысль. Чувствуется, что написаны строчки на
одном дыхании и выглядят одним периодом. Стихотворение из 16 строк воспринимается
как одна строфа, где все части, все строки, слова приведены во внутреннее
соответствие.
О чём они, незамысловатые на
первый взгляд стихи? О жизни! В каждой
строчке – жизнь! Стирают бабы, не чувствуя холода озяблой воды, подставляя
корыто под тонкую струйку…Наверное, важным было это занятие в дружной
компании: не останется следа на детских обносках от грязи войны, от неприятного прошлого, ни у кого не останется.
И скрученная в тугую спираль
рубаха – символ, утверждающий жизнь, которая начинает новый виток.
Тема малой родины и войны находится на пересечении всех линий судьбы
поэта Анатолия Аврутина: отец-фронтовик прошёл через всю войну, голодное
послевоенное детство…
Искусство детали поэт Анатолий Аврутин связывает с точностью и ёмкостью
выражения. А детали у него просты и обыденны: корыто, вода, колонка, подолы. Но
за каждой деталью – образ, живая картинка или отчётливый звук.
Ритмический рисунок стиха
прост, неприхотлив, не изобилует эпитетами,
не загружает естественной интонации речи, а, напротив, дает ей выход на живых
волнах слова:
…Водою осенней, озяблой
Смывали с одежки войну.
Или:
…Прерывистой ниточкой тонкой
В корыта струилась вода.
Стихотворение – это, по
словам Теодора Банвиля,- человеческая речь, ритмизованная таким образом, чтобы
её можно было спеть. Нет ни поэзии, ни стиха вне пения. Это, разумеется, не
единственная точка зрения, однако как спеть стихотворение Анатолия Аврутина?
Пою жалостно, с надрывом, с неким судорожным завыванием, особенно последнюю
строфу. В ней 14 раз повторяется звук [у ] (др[у]жно, тоск[у]я, влажн[у][йу],
т[у], р[у]бах[у], м[у]жск[у][йу], в т[у]г[у][йу], кр[у]тила). Слышится тихий
плач, от которого мурашки по коже, ком в горле и тяжесть на душе:
И дружно, глазами тоскуя,
Глядели сквозь влажную даль…
Тоскующие глаза женщины, полные слез и боли,
— тоже жизнь! Сколько выпало им, грушевским бабам, за годы лихолетья, трудно
сказать. А сколько таких Грушевок! И, наверное, в каждой деревне такие же
бабы-молодки после вынесенных тягот
возвращались к жизни.
Пою грустно, и все-таки отчетлива
мажорная нота – «смывали с одежки войну». Она и в открытом слоге, и в
полногласии, и в глаголах движения (стирали, смывали, крутила, струилась), и в
многоточии после последней строфы.
Жизнь берет свое! Войны уже нет. Озяблая,
осенняя вода смоет и память о ней, уйдет она тоненькой ржавой струйкой в тёмные
фильтры земли и сама станет землёй.
Преобладание гласных [о], [а] дает
ощущение простора и легкости. Звукообраз, определивший и мысль, и музыку стиха,
— стирать, смывать из памяти то, что мешает жить.
Не о былом говорит поэзия, если она
воистину поэзия. Она живёт будущим, она и есть голос настоящего и будущего. Я
услышала этот голос в стихотворении
«Грушевка». Прошлое, настоящее и будущее в одной сцене, в одной картине,
в одном эпизоде жизни!
Это стихотворение не относится к
числу хрестоматийных произведений, но оно ценно, содержательно и глубоко, как
всё, созданное рукой поэта Анатолия Юрьевича Аврутина.
Читательское впечатление от
стихотворения такое же, как от только что высказанной яркой мысли.
…И снова о Вечности, в которой записано, как мне кажется, имя поэта.
Глеб Горбовский, прочитав
стихотворение Анатолия Юрьевича Аврутина, произнес: «Последние четыре строчки
написал гений!» Мне остается
еще раз их процитировать:
И дружно, глазами тоскуя,
Глядели сквозь влажную даль
На ту, что рубаху мужскую
В тугую крутила спираль…
Работа над
текстом отзыва
I. Вступление
1. Можно связать лирическое |
Лопушиный, ромашный Дом – так мало домашний! Так Принято |
2. Вступление может быть теоретическим. В этом случае стоит |
«Рубеж веков всегда |
3. Возможно личностное, эмоциональное вступление, содержащее |
Общее ощущение от «Надоело» |
4. Лучше всего начать с анализа общих соображений о теме, |
а). «Надоело» – еще одно в б). Общая тема |
II. Основная часть (анализ)
Необходимо запомнить, что нужно рассматривать смыслообразующие
пласты текста и способы создания образов не изолированно, а комплексно.
Тематика лирических
произведений
Тема |
Краткая |
Пример |
Тема любви(любовная лирика) |
Поэтические произведения |
А.С. Пушкин «Я помню |
Тема природы(пейзажная лирика) |
Поэтические произведения, |
С. А. Есенин |
Тема назначения поэта и |
Лирические произведения, |
М.Ю. Лермонтов |
Тема поисков жизненного |
Лирические произведения о |
Ф. И. Тютчев «Нам не |
Тема свободы(вольнолюбивая лирика) |
Поэтические произведения |
А. Н. Радищев ода |
Тема дружбы |
Лирические произведения о |
А. С. Пушкин «К |
Тема одиночества |
Поэтические произведения |
М. Ю. Лермонтов |
Тема родины (патриотическая лирика) |
Лирические произведения о |
А. А. Блок |
Тема народа |
Лирические произведения о |
Н. А. Некрасов |
Проблематика лирических
произведений
Проблема исторической |
зачем человеку хранить |
Проблема отношения к |
почему нельзя забывать |
Проблема оценки такого |
действительно ли детство |
Проблема нравственной |
почему именно в обыденных |
Проблеме влияния человека |
какова степень влияния |
Проблема |
может |
Проблема |
как |
Проблема |
какие изменения происходят в настоящее время в русском |
Проблема неоднозначного |
почему одни люди |
Проблема одиночества |
когда и почему человек |
Проблема утраты моральных |
к чему приводит утрата |
Проблема роли книги в |
изменилось ли в обществе |
·
Проблема
может заставить читателя: глубоко задуматься; рассуждать вместе с автором;
серьёзно размышлять; по-иному посмотреть на…; поделиться мыслями о…
III. Заключение
1.
В заключении обычно
делается вывод, развивающий мысли, заложенные во вступлении.
2.
Это могут быть рассуждения
историко-биографического и культурологического плана.
3.
Возможно «вписывание»
стихотворения в контекст либо всего творчества поэта, либо какого-то из основных
мотивов лирики.
4.
Уместно провести параллели
с похожими стихотворениями в русской и мировой поэзии.
5.
Возможно и эмоциональное
заключение, но оно не должно выливаться в безликое «мне понравилось», а в живой
и доказательной манере должно объяснять, что же именно привлекло в
анализируемом стихотворении.
Из |
|
Используя предложения, в Парафраз и парафраза (от 1. Приведите примеры 2. Докажите, что Перифразы в тексте играют |
1. Подготовьтесь к 2. Найдите в тексте 3. Какие слова 4. Выпишите из текста 5. Выпишите глаголы, 6. Найдите в тексте |
Шаблоны для вступления:
1)
Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об
этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди… Наверное, эта
тема интересует каждого из нас, поэтому стихотворение … тоже посвящёно …
2) О
необходимости … знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в
своих книгах. Проблемы… — это те проблемы, которые встают перед человеком
постоянно. Казалось бы, всё давно должно быть решено.
3)
(Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О …
размышляет в стихотаорении … .
4)
(Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для
некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят перед ними. Ответы
на них представляются им сами собой разумеющимися. Некоторые считают, что … .
Другие подчёркивают … . Но проблема, затронутая автором, несколько шире, чем
это кажется на первый взгляд. Проблема, которую поднимает автор, касается не
только избранных людей, она касается любого из нас. … . Почему так бывает?
Ответ на этот вопрос можно найти в стихотворении…
5)
Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль,
был вопрос, связанный с … . (Риторические вопросы).
6)
Приём «Ключевое слово». а) Определить тему текста. б) Выделить ключевое
понятие. в) Раскрыть смысл этого понятия.
7)
Приём «Цитата». «…,» — писал известный … . В этих словах звучит … .
Действительно, …
Люди часто размышляют о том, что … .
9) Что
мы знаем об …? (каждый из нас когда-нибудь …). Чаще всего наши знания об …
ограничиваются самыми общими представлениями: …
10)
(Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности
… . Кто-то считает, что … Кто-то … .
11)
«…» — в этих словах, как мне кажется, выражена главная мысль стихотворения … .
Давайте задумаемся над смыслом этой как будто бы «хрестоматийной» и всем
понятной фразы? (Вопросы. Затем нужно раскрыть сложность поставленных
вопросов). Если спросить любого из нас …, то наверное, мы ответим на этот
вопрос утвердительно. Мы знаем, что…
Анализ художественных особенностей стихотворения в средних классах может отсутствовать. Но старшеклассники должны включать в свою работу элементы анализа стихотворения. Литературоведение предлагает несколько вариантов анализа. Для создания отзыва не стоит работать над всеми пунктами. Выберете только те, которые вам помогут подобрать необходимые аргументы.
План анализа стихотворения — это полное исследование произведения. Для разбора стиха потребуется информация об авторе, самом произведении, фактах и истории написания. Собственное мнение и восприятие помогут сделать сопоставительный анализ нешаблонным. Для анализа немаловажным будет способность ставить себя на место автора или героя произведения, чувствовать и сопереживать.
Вот примерный план анализа стихотворения.
1. Название.
2. Дата написания.
3. Реально-биографический и фактический материал.
4. Жанровое своеобразие.
5. Идейное содержание: а)ведущая тема, б) основная мысль, в) эмоциональная окраска чувств, г) внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.
6. Интерпретация стихотворения.
7. Структура стихотворения: а) основные образы; б) изобразительные средства (эпитеты, метафоры, аллегория, сравнение,гипербола, литота, ирония, сарказм), в) синтаксические фигуры (повтор, антитеза, анафора, эпифора, инверсия), г) звукопись (аллитерация, ассонанс), д) стихотворный размер, рифма, способы рифмовки, е)строфика (двустишие, трехстишие, пятистишие, катрен, октива, сонет).3Чтобы правильно интерпретировать стихотворение, подумайте, что скрывается за словами поэта. Выделите ключевые слова, подумайте над их скрытым смыслом. Сжатое слово становится концентрированным, многозначным.
С.Я.Маршак говорил «Как Золушка, одетая в платье, которое ей подарила фея, простое обыкновенное слово преображается в руках поэта». Выглядеть это может примерно так.
Как будто внутренность собора —
Простор земли, и чрез окно
Далекий отголосок хора
Мне слышать иногда дано.
Пастернак. Когда разгуляется
Читая стихотворение, я представляю залитую солнцем землю, чистую даль сквозь прозрачную листву. Вдали — маленькую церковь с маковками: луковичками и колоколенкой, Кажется, что со стен глядят лики святых, даже не со стен, а с высоты. Да и церковь — видение, мираж. Нечто нереальное, призрачное, которое уходит в бесконечную даль, так и неразгаданную ни учеными, ни философами. Поэт уловил гармоническую связь между Богом, Природой и Человеком. Его лирический герой искренен в своих чувствах. Разве можно без веры, для красногословца коснуться самого святого: таинства молитвы. Поэтому и дрожь, и слезы счастьяПастернак — волшебник. Поэзия по его велению вмещает и мазок художника, и звук музыканта. Приглядитесь и прислушайтесь к этому стихотворению, и вам откроется новый лик поэзии.4Особенность лирики заключается в том, что она сосредоточена прежде всего на внутреннем мире человека. В ней отсутствует описание событий. Внутренний смысл нужно понимать через эмоциональность. К тому же лирическое стихотворение бессюжетно.
Именно поэтому большую роль играет ассоциативное мышление. Для аргументации используйте произведения других авторов и проводите сравнительный анализ. Обращайтесь к произведениям живописи и музыки. Например, если вы пишите отзыв на стихотворение Блока «Незнакомка», используйте картины с одноименным названием Крамского и Глазунова.5Заканчивая работу над отзывом, проверьте, достаточно ли у вас аргументов, нет ли ненужного, постороннего материала. Отредактируйте свою речь. Не забывайте, что ваша работа написан в публицистическом стиле, поэтому должна быть эмоциональной и яркой. Она должна воздействовать на ваших слушателей. Используйте для этого в своем сочинении предложения разные по строению. Уместны будут градация, инверсия, многосоюзие, назывные и безличные предложения.Обратите внимание
Анализ
стихотворения А.Блока «Незнакомка»
«Незнакомка»
— самое, пожалуй, известное лирическое стихотворение одного из величайших
поэтов русского серебряного века – Александра Блока. Это произведение включено
и в школьную программу по литературе.
Период работы над стихотворением
«Незнакомка» была написана в непростой для поэта период – когда сам он переживал тяжелую личную драму. Его возлюбленная, Любовь Менделеева, ушла от него к его другу и собрату по поэтическому цеху Андрею Белому. Блок тяжело переживал эту измену и расставание, возможно, отчасти поэтому стихотворение пронизано такой лирической грустью.
По мнению
многих исследователей, поэт передает атмосферу петербургских окраин, кроме
того, здесь можно найти и его впечатления от поездок на дачу, где поэт не раз
бывал в этот период, унылых сельских развлечений и местных обывателей.
Сюжет
Итак, место действия – некий ресторан, в
котором будто нарочно сконцентрирована вся грязь и пошлость большого города.
Здесь тяжел сам воздух, трудно дышать, глаза окружающих пусты, кругом не люди,
но гротескные создания «с глазами кроликов». Этот мир дисгармоничен, вязок и
тосклив, а бытие в нем лишено всякого смысла.
И каждый вечер в этом ужасающем своей обыденной
пошлостью месте появляется она – уже не Прекрасная Дама ранней блоковской
лирики, но женщина, в чьем сердце очевидно таится некая тайна, какая-то горечь,
что заставляет ее приходить сюда. Эта женщина, закутанная в шелка и источающая
аромат духов, очевидно не принадлежит этому серому миру, она чужая в
нем.
Незнакомка
проходит по грязи, не замаравшись ею, и остается неким возвышенным идеалом.
Показательно, что лирический герой вовсе не
стремится развеять окружающую ее тайну, подойти к ней и спросить ее имя,
узнать, что привело ее сюда. Ведь в этом случае пропадет и романтический ореол,
окружающий таинственную незнакомку, из незнакомки она превратится всего лишь в
земную женщину, в чьей жизни, может быть, что-то произошло. Она важна для него
именно как символ, как образ, показывающий, что даже в самом беспросветном
мраке существует свет и красота, как знак мистического чуда, привносящего смысл
и наполняющего жизнь содержанием.
Литературоведческий анализ
Стихотворение написано пятистопным ямбом с классическим перекрестным чередованием мужской и женской рифмы. Все произведение можно условно разделить на две части: в первой царит атмосфера безысходности, вторую освещает своим присутствием таинственная Незнакомка. При этом антитеза образов постоянно подчеркивается лексикой и фонетикой: в начале стихотворения все образы исключительно мрачны и унылы, преобладает «низкая» лексика («лакеи», «пьяницы», «торчат» и т.п.), во второй же части – исключительно «высокая», подчеркивающая «волшебность» и недосягаемость образа.