Как написать что не устраивает начальник

В жизни нередко можно столкнутся с ситуацией, когда руководителем нарушаются права подчиненных. Наиболее часто такие действия встречаются среди руководителей департаментов и их подразделений.

К наиболее распространенным нарушениям можно отнести неформальные просьбы к подчиненным и их оскорбление. В этих обстоятельствах подчиненное лицо имеет полное право пожаловаться на начальника в надзорные ведомства, на которых возложена задача проверки деятельности учреждений. Наиболее эффективными жалобами считаются коллективные обращения.

Основания для подачи жалобы

Основания для подачи жалобы

Для направления жалобы на начальника нужны веские основания. Например, пожаловаться можно за ущемление достоинства гражданина или трудовых прав работающего лица. К трудовым правам работника относятся права, которые оговорены в трудовом договоре. Данные права отображены также в ТК РФ. Нарушение условий ТД со стороны начальника подразделения или руководителя предприятия может стать основанием для подачи жалобы.

Наиболее часто работники жалуются на следующие виды нарушений своих трудовых прав:

  1. Лишение заслуженных премиальных.
  2. Отказ от официального трудоустройства человека.
  3. Отказ в выделении отпуска.
  4. Не оплачиваемая сверхурочная работа.
  5. Отказ в оплате больничного.
  6. Отказ в карьерном продвижении сотрудника при наличии вакантных мест.
  7. Добавление объема работ при отсутствии повышения оплаты труда.
  8. Увольнение по причине, не отраженной в ТД или ТК РФ, а также из-за надуманных нарушений, не совершаемых работником.

Часть перечисленных поводов для подачи жалобы относятся к прямым обязанностям работодателя, а вот некоторые – являются спорными. Например, жалобу на отсутствие повышения зарплаты или о не перемещении работника на более высокую вакансию, руководство предприятия может оспорить, обосновав это.

Таким образом, при направлении жалобы на начальника требуется предъявить весомые аргументы и доказательства. При этом, нарушение прав может иметь место не только по отношению к нарушению ТД или ТК РФ, но также к нарушению достоинства человека со стороны руководства.

Сюда можно отнести:

  • Проявление неуважения.
  • Хамское обращение.
  • Высказывание нецензурных выражений в адрес работника.
  • Оскорбления сотрудника или его друзей.
  • Рукоприкладство.
  • Сексуальные домогания.

Такой перечень нарушений не относятся к нарушению трудовых прав работника, но также может стать основанием для подачи жалобы.

Куда пожаловаться на начальника за хамское поведение образец?

Куда пожаловаться на начальника за хамское поведение образец?

Вопрос о том, куда пожаловаться на нарушение прав со стороны руководства, не простой, и зависит от ситуации. Например, если права работника нарушает начальник подразделения, то на его действия можно пожаловаться руководителю предприятия. Если же разрешить конфликтную ситуацию внутри компании не удастся, то в этом варианте, понадобиться направить жалобу, или в вышестоящее головное предприятие или к государственным надзорным ведомствам. Например, ст. 28.4 КоАП РФ прямо предусматривает, что дела по ст. 5.61 относятся к полномочиям прокурора.

Можно также подать исковое заявление в суд, где оскорбленный человек сможет защитить свои права.

В любом варианте, наиболее важным моментом при подаче жалобы, является предъявление доказательств нарушения прав заявителя. Для этого можно предоставить аудиозаписи, фото и видео снимки. Можно предъявить показания свидетелей. Правда, при жалобе на начальника, не всегда можно рассчитывать на их показания.

Нормы, обеспечивающие защиту чести и достоинства человека регламентированы КоАП РФ, УК РФ и ГК РФ.

На основании названых нормативов, жалобу на начальника за его хамское поведение можно направить:

  1. В вышестоящее руководство. Такая жалоба, особенно коллективная, будет наиболее эффективной.
  2. В профсоюзную организацию. Данное общество является независимой структурой, создаваемой персоналом предприятий для защиты прав и интересов сотрудников (ст.370 ТК РФ).
  3. В комиссию по трудовым спорам. Такая комиссия создается на общем собрании предприятия в количестве 15 человек путем голосования и обладает полномочиями по принятию решений, подлежащих немедленному исполнению. В ее задачи входит защита прав работников предприятия.
  4. В территориальное отделение трудовой инспекции. Коллективная жалоба на начальника принимается инспекцией на основании ст. 356 ТК РФ.
  5. В прокуратуру. В данное ведомство можно подавать жалобу, если предыдущие обращения не дали результата. Данное право регламентируется ст. 10 закона № 2202-1 ФЗ от 17.01.1992 года.
  6. Суд. Данная инстанция относится к высшему органу при рассмотрении подобных конфликтов. Обычно обращение в суд связано с взысканием материального и морального ущерба с начальника.

Как доказать наличие факта правонарушения?

Как доказать наличие факта правонарушения?

Наиболее важной частью составленной жалобы является доказательственная база. Для доказательства нарушения прав работника начальником, работнику рекомендуется предъявить:

  1. Аудио и видеозаписи.
  2. Письменные материалы.
  3. Показания очевидцев нарушения прав.

Обычно, оскорбления от начальника сопровождаются выражениями, унижающими честь и достоинство работника. И если это осуществляется неоднократно, то это рекомендуется записать на диктофон или смартфон и представить в качестве доказательства.

При наличии свидетельства письменного оскорбления требуется прикрепить такие письма.

Если при оскорблении присутствовали свидетели, то можно попросить их о предоставлении показаний. При этом, желательно, чтобы они подключились к оформлению жалобы и подписали ее. Коллективная жалоба обладает более эффективным действием.

О том, в каких случаях можно пожаловаться в трудовую инспекцию и какие доводы нужно привести, можно посмотреть видео

(Видео: «Жалоба в трудовую инспекцию»)

Как написать жалобу на начальника за хамское поведение, образец?

Как написать жалобу на начальника за хамское поведение, образец?

Прежде чем подавать жалобу на начальника подразделения в государственные ведомства, рекомендуется обратиться к директору фирмы. Такое обращение может быть более эффективным, так как руководитель вряд ли захочет выносить «сор из избы», и у него достаточно прав, чтобы «приструнить» нерадивого начальника, находившегося в его подчинении. Сложнее, конечно, если жалобу нужно подавать на неправомерные действия самого директора. Но и здесь рекомендуется вначале обращаться к руководителю головного предприятия, при наличии такового. И лишь, если жалоба не приводит к желаемому результату, можно подавать такое заявление в государственные надзорные ведомства.

Но независимо от того, куда будет направлена жалоба, правила ее написания одинаковы и должны соответствовать правилам оформления служебных писем, принятых в делопроизводстве с учетом п. 1 ст. 11 закона № 59-ФЗ 02.05.2006 года «О порядке рассмотрения обращений …».

При неправильно оформленном документе, инспекторы могут проигнорировать жалобу.

Как и любое служебное письмо жалобу нужно оформлять с заполнения «шапки», размещенной вверху правой стороны страницы, где указывается:

1) Адресат, куда подается письмо, с отображением:

  • Должности.
  • Названия ведомства.
  • Ф.И.О. руководителя.

2) Реквизиты подателя жалобы, с обозначением:

  • Ф.И.О.
  • Должности.
  • Структурного подразделения (если документ направляется директору фирмы).
  • Адреса проживания (если жалоба отсылается в надзорное ведомство).
  • Контактные данные.

3) Ниже, по центу строки, заполняется заглавие составляемого документа «Жалоба на …»

4) Далее заполняется основной текст, где излагаются факты, с указанием причины предъявления претензии к начальнику. Здесь нужно отметить подробности нарушения прав сотрудников начальником с перечислением Ф.И.О. сотрудников, пострадавших от действий нерадивого начальника. При этом рекомендуется указывать даты совершения неправомерных действий начальником, желательно в хронологической последовательности.

5) В следующей части документа, после описания фактов нарушений, нужно заполнить требования по мерам воздействия на начальника. Их требуется выразить согласно законодательных норм. Например, дисциплинарного наказания или отстранения начальника от занимаемой должности. При этом, нужно приложить к жалобе, копии материалов, подтверждающих факты неправомерных действий.

В заключение, документ нужно подписать заявителю, с расшифровкой своей фамилии, и заполнить дату составленного заявления.

Содержание

Содержание

Закон № 59 –ФЗ в п. ст. 4 предусматривает право обращения любого члена коллектива компании подавать жалобу в соответствующее ведомство для разрешения конфликта в компании. Специальных требований к оформлению такой жалобы нет. Такое письмо рекомендуется заполнять в 2-х экземплярах (один для адресата, другой остается у заявителя, с отметкой о регистрации жалобы).

В документе должна содержатся следующая информация:

  1. Точные реквизиты адресата.
  2. Реквизиты заявителя, с указанием его Ф.И.О., должности, адреса нахождения или работы, контактов.
  3. Основной текст, где излагается краткое и достоверное описание событий, свидетельствующих об ущемлении или нарушении прав работников.
  4. Требование заявителя.
  5. Перечень материалов, прикрепленных к письму в качестве доказательств неправомерных действий.
  6. Дата оформления письма.
  7. Подпись заявителя с расшифровкой его фамилии.

Примечание. При заполнении жалобы рекомендуется использовать деловой тон текста, без применения эмоциональных выражений и оскорблений в адрес начальника, на которого жалуется заявитель. Письмо может быть написано вручную, разборчивым почерком, или напечатано.

Образец жалобы на начальника

Образец жалобы на начальника 2023 года

Скачать

Как правильно написать коллективную жалобу на руководителя?

Как правильно написать коллективную жалобу на руководителя?

Коллективной жалобой на руководителя считается письмо, составленное всем коллективом или группой сотрудников, работающих на данном предприятии. Коллективное заявление обладает большим весом. В этом варианте, меньше шансов на обвинение со стороны адресата, на которого жалуются заявители, в беспочвенных претензиях к начальнику.

Особенно, более остро реагируют на коллективные жалобы государственные структуры, проявляя повышенное внимание проверке фактов. Такие жалобы рассматриваются в первую очередь.

Порядок составления коллективной жалобы такой же, как и индивидуальной и отличается лишь некоторыми особенностями.

Отличие коллективной жалобы от индивидуальной состоит, в первую очередь, от порядка заполнения «шапки».

1) В данном варианте, при заполнении «шапки» отображаются Ф.И.О. и остальные реквизиты каждого подписанта документа или могут быть отображены реквизиты представителя группы заявителей, с обязательным подписанием документа в конце составленного заявления.

Как правильно написать коллективную жалобу на руководителя?

2) Следующим отличием является концовка жалобы, где должны быть отображены все подписи заявителей с расшифровкой их фамилий.

Как правильно написать коллективную жалобу на руководителя?

Примечание. Основной текст и требования коллективной жалобы аналогичны индивидуальной жалобе.

Содержание

Содержание

Содержание коллективного заявления ничем не отличается от содержания индивидуальной жалобы и должно содержать следующие сведения:

  1. Реквизиты вышестоящей структуры или надзорного ведомства.
  2. Реквизиты группы заявителей с перечислением Ф.И.О. сотрудников и указанием их должностей.
  3. Наименование документа.
  4. Основной текст, с описанием перечня неправомерных действий, со ссылкой на законодательные нормы РФ.
  5. Требование к принятию соответствующим мер.
  6. Список приложенных материалов, свидетельствующих о правонарушении.
  7. Дата составленного документа.
  8. Подписи работников, поддержавших жалобу, с указанием их контактов и личных данных, если письмо написано представителем группы сотрудников.

Образец коллективной жалобы на руководству на начальника

Образец коллективной жалобы на руководству на начальника 2023 года

Скачать

  • Образец, doc
  • Бланк, doc

Способы и порядок отправления

Способы и порядок отправления

После составления жалобы на начальника нередко возникает вопрос, как отправить письмо и куда его лучше отослать. Чаще всего жалобы на начальника направляются в вышестоящее головное предприятие, которому подчиняется директор. Если такой структуры нет, то в этом случае, жалобу можно отправить в Роспотребнадзор, в Трудовую инспекцию, в прокуратуру и в крайнем варианте в суд.

Подачу жалобы можно осуществить разными способами. Для большей наглядности возможные способы отсылки жалоб представлены в таблице.

Способы и порядок отправления

Способы и порядок отправления

Способы и порядок отправления

Сроки рассмотрения жалоб регламентируются законом № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Исходя из норм данного закона срок регистрирования жалобы не должен превышать 3-х дней.

Если жалоба направляется в головное предприятие, то для ответа на нее отводится до 7-ми дней с момента регистрирования письма.

При отсылке жалобы в региональные или федеральные ведомства на ответ отводится до 30-ти дней, с даты зарегистрированного заявления не зависимо от коллективной или индивидуальной жалобы.

Компании в США ежегодно тратят $15 млрд на развитие управленческих и лидерских навыков своих сотрудников. Несмотря на это, плохой начальник по-прежнему довольно распространенное явление. Исследование Life Meets Work выявило, что 56% работников в США жалуются на токсичность руководства. А Американская психологическая ассоциация установила, что 75% американцев считают начальство основным источником стресса на работе.

Недавнее исследование Gallup подтвердило: каждый второй уволившийся по собственному желанию ушел с работы, чтобы сбежать от начальника. Однако есть и другие данные. Например, исследование Life Meets Work показало, что на токсичных боссов люди работают значительно дольше, в среднем на два года больше, чем на более доброжелательных. Почему?

Трудно уйти

Люди работают с плохими начальниками по множеству причин. За 20 лет работы в консалтинге и коучинге я чаще всего слышала следующие:

– у меня нет сил искать новую работу;

– мне очень нравятся мои коллеги/работа/дорога до офиса;

– мне нужна моя зарплата, и я не могу получать меньше;

– нет лучшей работы, чем моя;

– я не хочу терять предоставляемые работодателем льготы;

– я вложил слишком много сил в эту компанию;

– эта работа слишком хорошо оплачивается, чтобы уходить;

– у меня нет навыков для другой должности;

– ситуация в компании может улучшиться.

Многие из этих оправданий сводятся к базовым защитным реакциям человеческой психики. В условиях повышенного стресса люди часто страдают от эмоционального истощения, которое не оставляет им энергии на поиск выхода из сложившейся ситуации. Сложно уйти с работы, не имея нового варианта для трудоустройства, и сложно найти новое место, когда чувствуешь себя опустошенным. Эмоциональное истощение лишает человека возможности представить себя в более позитивной ситуации, вызывая чувство безнадежности.

Неприятие потери – еще один психологический процесс, который мешает нам отказаться от чего-либо. Мы стремимся сохранить то, что досталось тяжелым трудом. Это может быть зарплата, статус, стабильность, стаж, социальные связи и иные преимущества, которые мы копили годами.

Поиски смысла

Люди склонны оставаться в токсичной рабочей ситуации и тогда, когда придают «высокий смысл» своей работе. Другими словами, эмоционально привязанные и вовлеченные сотрудники не увольняются, даже если начальник плохо к ним относится. И, наконец, люди могут надеяться на то, что вредный руководитель вдруг изменится или же вышестоящее руководство изменит ситуацию к лучшему.

Может показаться, что оставаться на привычном рабочем месте безопаснее. На самом деле это сопряжено со множеством рисков. Исследователи из Швеции опросили 3122 мужчины и выяснили: у сотрудников, работавших с токсичными начальниками, на 60% вырастал риск возникновения инсульта, сердечного приступа и других опасных заболеваний сердца. Еще одно проведенное в США исследование показало: если человек работает в негативной рабочей среде, у него падает иммунитет и он чаще простужается. Кроме того, такие люди более склонны к хроническому стрессу, депрессии и тревожности.

Некоторые исследования показывают, что физическое и эмоциональное восстановление после работы в токсичной среде может занять до 22 месяцев. Сама идея об уходе с привычного места нередко пугает. Но в реальности пребывание на рабочем месте с плохим начальником может оказаться еще страшнее.

Что делать

Плохого начальника следует воспринимать серьезно. Если увольнение невозможно прямо сейчас, есть несколько стратегий, которые помогут смягчить потенциальный ущерб независимо от того, с каким типом токсичного руководителя (задирой, нарциссом или кем-либо еще) вы столкнулись.

Забудьте об обратной связи, формулируйте конкретные запросы. Обычно попытки найти общий язык с начальником – хорошая идея. Но трудный начальник, скорее всего, не примет критики. Поэтому попытайтесь донести до него конкретные запросы, которые помогут вам получить необходимые ресурсы и поддержку. Дайте рациональное обоснование, зачем вам нужно то, о чем вы просите, и какую пользу это принесет начальству и вашей компании. Подумайте о том, когда поговорить с начальником. Лучше начать разговор, когда он будет находиться в спокойном и приподнятом настроении. Перед этим обязательно подготовьтесь и спрогнозируйте все возможные результаты.

Создайте группу поддержки. Поддержка очень важна в те моменты, когда вы сталкиваетесь с эмоционально сложной ситуацией. Окружите себя друзьями и людьми, которые воодушевляют вас. Создайте в своей жизни возможности для социализации и снижения стресса вне работы. Поговорите с коучем, психотерапевтом или другими специалистами, которые могут помочь справиться с проблемой.

Уделяйте время спорту и сну. Очень важно следить за своим физическим и психологическим здоровьем. По возможности сделайте временный перерыв в работе. Вне офиса займитесь делами, которые приносят вам радость и удовлетворение. Возьмите на заметку такие практики осознанности и релаксации, как йога и медитация. Развивайте позитивное мышление и помните о том, что вы не можете контролировать поведение начальника, но можете контролировать свою реакцию на него.

Изучите, какие еще есть возможности внутри вашей организации. Вполне вероятно, что существуют возможности уйти от токсичного руководителя, не покидая компанию. Поищите интересные позиции в вашей компании, встречайтесь с коллегами и менеджерами в других отделах, думайте, где ваши навыки могут быть полезны и каким может быть основание для вашего перехода на другую должность.

Обсудите ситуацию с отделом кадров. Прежде чем жаловаться на начальника менеджеру по персоналу, изучите репутацию отдела кадров среди сотрудников. Расскажите о проблемах, ваших попытках исправить ситуацию. Возможно, отдел персонала уже помогал другим сотрудникам в подобных ситуациях и сможет предложить вам решение проблемы, о котором вы не подумали.

Время уходить

Будьте готовы к тому, что в некоторых ситуациях увольнение может быть лучшим решением. Есть несколько верных признаков того, что вам пора менять работу. Если каждый день вы испытываете страх, чувствуете угрозу своему физическому или психическому здоровью, проводите больше времени, думая о своем начальнике, чем о рабочих делах, а стресс проникает во все сферы вашей жизни и наносит удар по самооценке, настало время уходить. Не стоит надеяться, что со временем ситуация улучшится. Пора преодолеть страх, который возникает у вас при мысли об уходе из компании.

Как только вы приняли решение уйти, важно сделать этот шаг как можно более профессионально и вежливо. Может возникнуть соблазн напоследок выразить свой гнев, однако такое поведение редко бывает полезным в долгосрочной перспективе. Не сжигайте мосты. Вот несколько советов.

Продумайте следующий шаг. Чудодейственного рецепта для решения проблемы нет – просто начните поиск новой работы.

Заранее подайте заявление об уходе. Стандарт для большинства отраслей – две недели. Вы всегда можете дать своему работодателю больше времени, но не следует сообщать о своем решении позднее приемлемого срока. Напишите заявление и лично поговорите с начальником. Не забывайте, что заявления об увольнении по собственному желанию часто остаются в личных делах сотрудников. Вполне вероятно, что будущие работодатели будут наводить справки о вас. Поэтому убедитесь, что заявление составлено профессионально.

Сообщите о сроках передачи обязанностей. Четко дайте знать о порядке действий по передаче обязанностей. Определите, что собираетесь делать в последние недели работы, и строго придерживайтесь этого плана. Если вы пообещали закончить проекты, закончите их. Не пытайтесь взять на себя больше, чем можете сделать, но не оставляйте незаконченными дела, по которым взяли на себя обязательства. Перед уходом проинформируйте начальника и команду о текущем состоянии ваших проектов.

Будьте готовы уйти раньше. Если ваш начальник на самом деле неприятный человек, он может уволить вас мгновенно. Поэтому перед подачей заявления убедитесь, что все ваши личные вещи, контактная информация, важные документы и рекомендации приведены в порядок. Обязательно оперативно и в надлежащем виде сдайте все имущество компании. Получите письменное подтверждение о том, что вы все вернули: обвинения в присвоении чужого вам ни к чему.

Не критикуйте. Сопротивляйтесь желанию критиковать бывшее начальство во время собеседований или даже после трудоустройства в новой компании. Менеджеры по найму не знают вас и не знают вашего руководителя – они увидят только недовольного жалующегося человека.

Помните: если на кону стоит ваше личное и профессиональное будущее, увольнение – нормальный и необходимый шаг.

Об авторе: Мэри Аббеджей – президент и сооснователь консалтингового агентства Careerstone Group

Если руководитель ущемляет права работников, превышает полномочия или грубит, то работники вправе подать на него коллективную жалобу. Документ подается вышестоящему начальству или в какой-либо контролирующий орган, в зависимости от иерархии подчинения. Целью обращения служит привлечение руководителя к ответственности или его увольнение.

ФАЙЛЫ
Скачать образец коллективной жалобы на руководителя .doc

Когда и кому работники могут пожаловаться

Работники могут составить жалобу на руководство в таких ситуациях:

  • Персонал принуждают к труду, который не прописан в трудовом договоре, должностной инструкции, или к труду в нерабочее время.
  • Работодатель не соблюдает сроки выплат, отказывается оплачивать больничный лист, платит «серую» зарплату.
  • Руководитель грубит персоналу, оскорбляет его.
  • На рабочем месте не соблюдаются правила охраны труда, например, не выдают спецодежду, СИЗ, страховочный инвентарь.
  • Нарушаются приказы вышестоящего начальства.

В списке представлены не все ситуации, а лишь наиболее частые.

Пожаловаться на руководство сотрудники могут вышестоящему начальству, в полицию, суд, налоговую, прокуратуру, инспекцию по труду.

Особенности подачи некоторых жалоб

Коллективную жалобу на непосредственного начальника пишут на имя руководителя организации. И только потом уже, если цель не будет достигнута, обращаются в контролирующие государственные органы и т.п. Если в организации есть комиссия по трудовым спорам или профсоюз, можно обратиться и туда.

На основании ст. 356 ТК РФ работники с коллективной жалобой могут обратиться в трудинспекцию. Документы отправляют в территориальное отделение почтой или относят лично.

Подача жалобы в прокуратуру установлена ст. 10 ФЗ № 2202 от 17 января 1991 года. Прокуратура, получив жалобу, инициирует проверку в отношении организации. Если им удастся найти подтверждение перечисленным в жалобе фактам, то руководство привлекут к ответственности. Действия могут быть такими: штрафы, увольнение, привлечение к административной или уголовной ответственности. Наказание зависит от конкретной ситуации.

При желании трудового коллектива взыскать с начальства материальный ущерб они могут обратиться в судебную инстанцию с исковым заявлением.

К сведению! Срок рассмотрения жалобы не может превышать 30 дней с момента ее получения. Это правило касается только различных ведомств.

Как подать жалобу

Способы подачи коллективной жалобы таковы:

  1. Передача лично в руки или через секретаря. Так можно передать документ руководителю организации, секретарям в судах, ведомствах и т.д.
  2. Почтовым отправлением. Способ подойдет для подачи жалобы в федеральные надзорные органы. Письмо должно быть заказным с описью вложения и уведомлением о вручении.
  3. Через интернет-приемную организации. В этом случае на сайте может быть своя форма, которую представителю работодателей придется заполнить.

В письменной форме жалобу можно напечатать на компьютере или составить от руки.

Как составить жалобу

Унифицированного бланка законодательством не предусмотрено, поэтому жалобу составляют в произвольной форме с соблюдением структуры, характерной для подобного рода документов.

Что нужно указать в коллективной жалобе на руководителя:

  1. В шапке пишут должность и ФИО адресата (руководителя организации или надзорного органа), ФИО отправителей. Если работников много, то лучше просто написать, что это коллектив сотрудников какого-то отдела, а список работников с указанием должностей и фамилий представить в конце жалобы или приложить к ней отдельным документом. Также в шапке указывают номер телефона ответственного за написание жалобы лица (представителя трудового коллектива).
  2. Наименование документа.
  3. Обстоятельства, которые побудили работников составить жалобу. Описывать нужно подробно, без включения разговорных и нецензурных слов. Нужно сдерживать проявление эмоций. При возможности следует подкрепить текст ссылками на законодательство.
  4. Просьба трудового коллектива. Как правило, просят разобраться в ситуации и принять меры. В критических ситуациях можно попросить уволить руководителя.
  5. Приложения к документу. Если есть доказательства: видео, служебная переписка, фото, то данный факт отражают в жалобе, а документы прикладывают к ней.
  6. В конце жалобы ставят свои подписи работники. Или, если недовольных начальством много, может расписаться только представитель коллектива, а остальные распишутся на отдельном листе, который также нужно приложить к документу.

К сведению! Документ необходимо распечатывать в 2 экземплярах. Один отправляют руководству, в прокуратуру или трудинспекцию и т.п., а второй представитель коллектива оставляет у себя.

Мы составили образец коллективной жалобы на непосредственного начальника, адресованной руководителю организации.

Образец коллективной жалобы на руководителя

Генеральному директору ООО «Гамма»
Лопухову Евгению Константиновичу
от коллектива работников отдела печати
тел. ответственного лица: 8 (909)123-45-67
(Русланов К.С.)

Коллективная жалоба на руководителя отдела печати Николаева М.И.

Мы, коллектив отдела печати ООО «Гамма», обращаемся к Вам по поводу неисполнения своих прямых обязанностей и грубого отношения к подчиненным руководителя отдела печати Михаила Ивановича Николаева.

Михаил Иванович систематически грубит подчиненным, используя нецензурные выражения и личные оскорбления. Мы предлагали ему решать рабочие вопросы в более уважительной манере, однако на наши просьбы он не реагирует. Нередко заставляет подчиненных работать сверхурочно, угрожая штрафами. Переработки не мотивированы какими-либо приказами или распоряжениями вышестоящего начальства.

1 ноября 2020 года работники отдела печати Саратов А.В., Кузнецова С.П., Архипов Г.Р. были вынуждены прибыть на работу для подготовки ежемесячного отчета, несмотря на то что это входит в обязанности руководителя отдела печати. На просьбу оплатить сверхурочную работу данные работники получили отказ в грубой форме, а выход на работу в этот день не был зафиксирован согласно Трудовому кодексу.

Также руководитель отдела печати допускает грубости по отношению к заказчикам ООО «Гамма», что плохо отражается на репутации организации.

В связи с изложенным просим разобраться в ситуации и принять необходимые меры. Считаем, что необходимо снять Михаила Ивановича Николаева с должности.

Русланов / К.С. Русланов
Саратов / А.В. Саратов
Кузнецова / С.П. Кузнецова
Архипов / Г.Р. Архипов
Уткина / М.С. Уткина

«17» ноября 2020 года

Как отказать работодателю после собеседования

От того как отказать работодателю после собеседования, зависит не только общее впечатление о вас как о человеке и специалисте, которое останется надолго в памяти сотрудников фирмы. Результатом станут еще и возможности, которыми не стоит пренебрегать в случае нового поиска работы.

Стоит ли сообщать, что не готовы работать в компании

Каждый, кто ищет работу, иногда принимает решение не приходить на назначенные рекрутерами встречи, например, почитав о компании негативные отзывы, ожидая другое место или по иным причинам. Стоит ли сообщать об этом или достаточно просто не явиться?

Или другая ситуация: встреча с работодателем прошла успешно, но что-то вас не устроило, или вы получили более выгодное предложение. Что делать в этом случае?

Некоторые соискатели считают, что задумываться о правильном отказе не имеет смысла. Рекрутеры часто не находят времени сообщить соискателю, что он не подходит. Так зачем же это делать кандидату? Но такая точка зрения не соответствует нормам деловой этики.

Сообщить о своем отказе стоит, и вот почему:

  • вы сможете сохранить «лицо» и репутацию;
  • грамотный и корректный отказ убережет вас от попадания в черные списки соискателей, а пригласившей вас компании позволит, не теряя времени, начать поиск нового кандидата;
  • в случае необходимости вам проще обратиться в компанию, сотрудники которой запомнили вас как вежливого и обязательного человека, знакомого с правилами делового этикета.

Как сообщить работодателю о неготовности принять предложение о работе

В современном мире большинство компаний для поиска сотрудников широко используют специальные рекрутинговые интернет-порталы.

Если вас пригласили на встречу с помощью такого портала, то придумывать вежливые варианты отказа работодателю до собеседования нет необходимости. Для этого существуют специально разработанные формы с готовыми формулировками, вам достаточно лишь выбрать наиболее подходящую и нажать кнопку.

Если вы ведете общение через сайт компании, то доступна и такая возможность как отказ от собеседования по электронной почте. Для этого достаточно написать ответное письмо на приглашение:

Спасибо, что заинтересовались моей кандидатурой, но обстоятельства складываются так, что сейчас я не готов вести переговоры о работе в Вашей компании. Желаю вам подобрать подходящего менеджера. Удачного дня.

Если вас пригласили по телефону, то и отменять встречу логичнее таким же способом. Достаточно пары общих фраз типа:

К сожалению, в данное время я не готов рассматривать предложения о трудоустройстве в Вашу компанию.

или:

Здравствуйте! Спасибо за приглашение на вакансию «Офис-менеджер». В настоящий момент я не готов рассмотреть Ваше предложение.

Сложнее сориентироваться, как вежливо отказать работодателю после собеседования, проходившего в несколько этапов. Ведь уже потрачено немало сил и времени на переговоры, да и компания рассчитывает на вас. Возможны следующие варианты:

1. Вы еще на встрече поняли, что не хотите работать в этом месте. Целесообразно сразу же сообщить об этом работодателю. Можете использовать такие формулировки:

Я трезво оценила свои возможности и вынуждена отказаться от Вашего предложения, так как мне неудобен предлагаемый график работы.

или:

Большое спасибо Вам за предложение, но, к сожалению, эта вакансия мне не совсем подходит, это не то, что я ищу в данный момент.

2. Вы взяли таймаут для дальнейших размышлений. Перед тем, как отказаться от работы после собеседования, необходимо трезво оценить плюсы и минусы предложенной вакансии. Вы все же приняли решение не принимать предложение работодателя? Уведомите об этом одним из двух способов.

По телефону

Такие разговоры не слишком приятны, поэтому к ним стоит готовиться заранее, в том числе прорабатывать ответы на возможные возражения со стороны эйчара.

Благодарю, что вынесли положительное решение по моей кандидатуре, но хочу сообщить, что я подыскал более подходящую мне вакансию в другой компании, поэтому вынужден отказаться от Вашего предложения. Желаю успехов в поисках сотрудника.

В письменной форме

Этот способ предпочтительнее для многих соискателей, т. к. не подразумевает ответной реакции. Вдобавок он становится единственно возможным, когда предложение о работе получено в виде официального документа — джоб оффера (job offer — англ., предложение о работе). Раздумывая, как отказаться от вакансии после собеседования письменно, учтите следующие моменты:

  1. Обращение. К рекрутеру обращайтесь по имени. Нелишне поблагодарить за уделенное вам время.
  2. Причины отказа. Излагайте их правдиво, но корректно. Не стоит заострять внимание на особенностях личности директора или других сотрудниках, интерьера офиса и пр.
  3. Пожелание успехов в дальнейшей работе позволит закончить общение на позитивной ноте и оставить о себе приятное впечатление.

Чтобы проиллюстрировать, как правильно отказать работодателю после собеседования в письменной форме, приведем примеры таких сообщений.

Большое Вам спасибо за предложение о работе на позицию «инженера». После тщательного рассмотрения я вынужден Вам сообщить, что отказываюсь от этого предложения. Несмотря на то, что Вы очень подробно описали будущие возможности продвижения внутри компании «Y», я принял предложение от другой компании, позиция в которой больше соответствует моим навыкам и карьерным целям.

Мне было очень приятно познакомиться с Вами и с остальными сотрудниками компании (можете перечислить поименно). На всех этапах собеседований Вы были очень добры ко мне, и я сожалею, что обстоятельства не позволяют мне принять Ваше предложение.

Желаю Вам всего наилучшего.

1

Ключевое и первое: аргументированно просить о повышении нужно и важно. Любопытно, что за все мои годы работы 9 из 10 кандидатов на собеседовании признаются, что не готовы разговаривать с руководителем на эту тему и собираются уйти с текущего места на более высокую зарплату, не попытавшись обсудить возможность карьерного продвижения внутри нынешней компании.

«Если руководитель не понимает, что я заслужил повышение по зарплате и/или позиции, значит, пойду туда, где меня оценят выше», — так обычно рассуждает большинство сотрудников.

Руководитель же думает совершенно иначе: «Если бы мой сотрудник был недоволен условиями, то давно подошел бы ко мне и задал соответствующие вопросы. Но раз он молчит, значит, ему все нравится».

При этом редко какой начальник сам инициирует такой разговор и открыто спрашивает о том, все ли устраивает подчиненного. Чаще всего ему не очень хочется заниматься этим вопросом, так как повышение нужно будет аргументировать перед вышестоящим начальством, а кроме того — обсуждать с отделом кадров, который, в свою очередь, напомнит о штатном расписании и отсутствии бюджета на ближайший год.

Фото: Unsplash

И хорошо, если в компании есть централизованный регулярный процесс обсуждения карьерных планов и зарплатного роста. Однако если такой процедуры нет, то необходимо на регулярной основе один-два раза в год поднимать разговор с руководителем о ваших карьерных желаниях, показателях и проектах, необходимых для повышения.

В противном случае мы имеем ситуацию: подчиненный, который ждет, что его мысли прочитает босс, и руководитель, пребывающий в уверенности, что его сотрудники отлично себя чувствуют. И так как вопрос вашей карьеры в первую очередь волнует вас, то и заниматься им придется вам.

Шаг первый. Собираем информацию

Если вы решились на откровенный разговор с начальником, придется подготовиться. Вы должны убедить босса в необходимости повышения с помощью фактов. Сначала выясните, сколько получают на такой же должности ваши коллеги в других компаниях. Есть несколько способов узнать, насколько ваша текущая зарплата «в рынке». 

  • Во-первых, вы можете поискать похожие позиции в открытых источниках, включая HeadHunter – по многим вакансиям при публикации указывается ориентировочная зарплатная «вилка». 
  • Во-вторых, рекомендую дружить с хедхантерами — знать двух-трех рекрутеров, которые ведут позиции в ваших сферах, чтобы в случае необходимости можно было напрямую задать им этот вопрос. И если вам поступают входящие звонки с просьбой дать рекомендации по позициям, похожим на вашу, сразу уточняйте, на какую зарплату ориентируется потенциальный работодатель. 

Здесь важно отметить, что чем выше уровень позиции, тем сильнее варьируется размер суммы и, занимаясь крайне похожей работой в компаниях разного размера, оборота и сферы, кандидаты могут получать в разы отличающиеся зарплаты. 

Другой крайне важный момент — совокупный доход, то есть наличие и гарантированность получения бонусов, социальный пакет и его составляющие, наличие автомобиля. Так, например, во многих российских компаниях страховка, автомобиль, оплата парковки и гарантированные бонусы — совершенно непринятые понятия, и зарплата как компенсация за их отсутствие может быть существенно выше.

Фото: Unsplash

Либо наоборот, есть ряд очень крупных российских корпораций, в том числе с госучастием, в которых огромную составляющую зарплаты составляют годовые бонусы, и сравнивать здесь фиксированные зарплаты будет некорректно. 

То же самое касается и вопроса про функционал: возможно, на своей текущей позиции вы уже давно выполняете ряд задач, которые присущи более высокой должности в другой компании.

Шаг второй. Репетируем разговор

После того как вы получили срез по рынку, приготовьте аргументы, связанные с вашими личными достижениями и зарплатной политикой в компании.

  • Вспомните, когда у вас случилось предыдущее повышение оклада.
  • Зафиксируйте, как изменились ваши задачи с того момента: стали ли вы брать на себя большую ответственность, увеличилось ли число проектов под вашим руководством.
  • После этого выпишите ключевые достижения, которые помогли бизнесу, еще раз проговорите свою личную роль в полученном результате.
  • Подумайте, как подчеркнуть свою конкурентоспособность на рынке: сколько раз за последние полгода вам звонили хедхантеры, на какие позиции и в какие компании звали?

Шаг третий. Проводим переговоры

Нередко 50% успеха – это правильное настроение руководителя. Выберите наиболее комфортное для начальника время и день недели, постарайтесь не начинать беседу, если видите, что ваш босс не в духе и это может сказаться на результате разговора. За день или два попросите о встрече.

Начинать разговор лучше с вопросов. Узнайте у своего начальника, как он оценивает в целом вашу работу, как может охарактеризовать ваш вклад, то есть сделайте так, чтобы руководитель подтвердил, что ценит вас как сотрудника.

Фото: Unsplash

После этого возьмите слово и расскажите, чем вы довольны и почему вам в целом нравится работать в компании и конкретно со своим начальником — дайте понять, что вы бы хотели быть частью команды и дальше.

Затем переходите к сути своего вопроса. Озвучьте все аргументы, которые собирали и вспоминали специально к встрече. Расскажите о своей востребованности на рынке – обращениях рекрутеров и конкурентов. Объясните, что провели исследование рынка зарплат и выяснили, что получаете меньше.

Напомните о своих ключевых достижениях, о своем вкладе в бизнес, а также о том, как изменился ваш функционал за это время. Подчеркните, что сможете сделать для компании гораздо более важные вещи, если получите большую ответственность. В конце задайте вопрос: «Какие шаги мне нужно сделать, чтобы получить повышение (по зарплате)?». После того как получите ответ, спросите о сроках.

Шаг четвертый. Нейтрализуем манипуляции

Руководитель, который не хочет потерять сотрудника, но не может дать ему повышение, часто прибегает к манипуляциям. В его интересах как можно дольше тянуть время ожидания. Он постарается избежать конкретики, давая смутные и расплывчатые намеки на возможное в некоторой отдаленной перспективе повышение.

В этом случае сразу добивайтесь цифр: какие KPI и к какому сроку вам нужно сделать, чтобы получить желаемую должность или зарплату.

После того как вы обсудили этот момент устно, напишите письмо, где еще раз укажите все данные. Убедитесь, что письмо дошло и прочитано получателем. В указанную дату вы сможете вернуться к предмету обсуждения с доказательствами на руках.

Фото: Unsplash

Еще один распространенный прием босса – давление на эмоции. Опять же ничего не обещая или давая призрачные намеки, ваш руководитель может постараться напомнить вам, сколько всего вы вместе пережили, какая у вас замечательная команда, как он ценит вас, как доверяет и постоянно ставит в пример другим, что сейчас тяжелый период и он просит вас войти в его положение.

Иногда руководитель напоминает обо всем хорошем, что он в свое время сделал для подчиненного: например, «выбил» премию или оставил в команде за какой-то сильный промах. Для некоторых сотрудников такая похвала босса, «разговор по душам» и обманчивая убежденность о своем «долге» может стать кратковременной мотивацией.

Однако вскоре вы снова вернетесь к тому, что вас не устраивают текущие условия работы.

И наконец, не торгуйтесь по сумме. Сразу решите для себя, какой именно процент прибавки будет для вас комфортным. Имейте в виду: вы имеете полное право просить о повышении, так как в этом случае сможете быть более эффективны для этой компании. Ведите себя уверенно и с достоинством: вы не просите милостыню, а руководитель – равный вам собеседник.

Шаг пятый. Ставим сроки

С большой долей вероятности руководитель не даст вам сразу обратную связь, попросит взять паузу, чтобы все обдумать, обсудить вопрос с HR и вышестоящим начальством и пообещает вернуться с новостями позже.

Если от босса не будет фидбэка в течение двух недель, снова обратитесь к нему с напоминанием и узнайте, в чем проблема.

Если он снова попросит вас подождать и ваше подвешенное состояние будет длиться уже месяц, то, скорее всего, вам не стоит рассчитывать на повышение в этой компании. В этом случае решать вам: оставаться или все-таки попробовать счастья в другом месте.

Кейс №1

Пресс-службу крупной розничной компании покинул ее руководитель. Один из ведущих специалистов отдела решил, что эта ситуация – отличный шанс просить о повышении. Сначала он поговорил с экс-начальником: попросил дать обратную связь и объективную оценку его потенциальных способностей руководителя.

После этого разговора начальник, который собирался уходить, пообещал, что будет рекомендовать кандидатуру специалиста своему боссу, и помог организовать встречу подчиненного с директором по маркетингу.

Ведущий специалист подготовил презентацию – краткий отчет о своих ключевых достижениях и ролях в проектах, а также несколько идей, которые он готов развивать в новой должности. После этого специалисту было предложено пройти тестирование по компетенциям, которое помогло определить сильные и слабые стороны сотрудника.

Фото: Unsplash

В результате директор по маркетингу принял решение не брать профессионала со стороны, а сделать специалиста и.о. руководителя пресс-службы сроком на шесть месяцев с сохранением предыдущего оклада. Если специалист проявит себя хорошо, то через полгода официально перейдет на должность руководителя пресс-службы.

Кейс №2

Директор по персоналу крупной западной производственной компании проработал в компании четыре года и получил два интересных предложения о вакансиях в российских бизнесах. Также по сценарию наметил встречу с руководителем, где основным аргументом повышения зарплаты привел конкретные альтернативные предложения, поступающие от других игроков рынка.

Помимо этого, он напомнил генеральному директору об основных крупных проектах, реализованных благодаря ему. 

CEO взял недельную паузу на раздумье и в итоге вернулся с обещанием повысить зарплату через три месяца в случае реализации сложного и не очень реалистичного бизнес-проекта переезда части команды в другой регион.

Проект в итоге был заморожен не по вине директора по персоналу, однако эта ситуация стала поводом не повышать зарплату. Кандидат перешел в другую компанию на более высокий оклад, а его зама повысили до директорской позиции.

Кейс №3

Руководитель отдела маркетинга вырос внутри компании с позиции ассистента и получал существенно ниже рынка. На намеки о повышении зарплаты сотрудник получал расплывчатые комментарии, что «ему и так дали шанс стать директором» вместо того, чтобы взять состоявшегося профессионала со стороны.

Фото: Unsplash

Руководителя такие аргументы не убедили, и он решил действовать настойчивее. Ключевым фактором стало оцифрованное представление достижений департамента за последние несколько лет, анализ эффективности и результатов компании, благодаря реализованным проектам. В итоге кандидату удалось согласовать как прирост по зарплате, так и улучшение бонусной схемы.

Кейс №4

Менеджер по логистике получал одну и ту же зарплату в течение трех лет, несмотря на то, что его функционал и ответственность росли с каждым годом, и по факту он выполнял обязанности руководителя отдела.

Когда на очередном совещании с начальником встал вопрос о делегировании менеджеру некоторых дополнительных задач по оптимизации складской службы, сотрудник не справился с эмоциями и сразу сказал, что не готов брать на себя дополнительную ответственность без мотивации. На вопрос начальника, сколько же хочет получать подчиненный, тот не смог сходу сориентироваться и попросил о прибавке в 15% от текущей суммы.

Позже он понял, что мог просить больше: руководитель уже повышал в разы зарплату его коллегам, а сам он стоит на рынке дороже. Сотрудник пытался переиграть условия, но руководитель ему отказал.


Материалы по теме:

«Я рассматривала по 100 резюме в день. Вот какие советы я могу дать тем, кто ищет работу»

Что отвечать, если рекрутер попросил рассказать о своих сильных сторонах

Как обсудить вопрос зарплаты с рекрутером

Как рассказать о себе на собеседовании и не усыпить рекрутера

6 способов справиться с нервами на собеседовании

Фото на обложке: Unsplash

Как отказаться от повышения. Когда следует отказываться, и как при этом не навредить карьере

Источник фотографии

Как ни странно звучит, но повышение далеко не всегда бывает в радость. Для кого-то новая должность может не укладываться в личный план развития карьеры, кто-то не готов взвалить на себя больше обязанностей из-за семейных обстоятельств, а кто-то вообще не видит себя в качестве руководителя. Главное — отклонить предложение о повышении так, чтобы не навредить карьере, а то и поспособствовать ее развитию.

Разные причины

Причины для отказа от предложенного повышения могут быть самыми разными, рассказывает Марина Миронова, заместитель генерального директора «ВЕЛЕС Персонал». Это может быть и опасение не справиться, и нежелание переключаться с интересных профессиональных задач на административные, и стремление двигаться в другом направлении, и неготовность к другому уровню ответственности и графику работы или нежелание изменять сложившиеся взаимоотношения в коллективе.

Инесса Цыпкина, менеджер по обучению и развитию персонала кадровой корпорации Manpower, советует планировать поведение, исходя из собственных целей. Например, они могут быть такими: вы не хотите и никогда не захотите стать руководителем, вы хотите стать руководителем, но чуть позже, скажем, через пару лет, вы хотите стать руководителем в иной профессиональной сфере.

Каковы бы ни были причины отказа, по мнению специалистов, он должен быть продуманным, взвешенным и сформулированным с позиции интересов работодателя.

Аргументы весомые

Такое решение и его аргументация требуют подготовки. Так что лучше взять небольшой тайм-аут, хорошо все обдумать и, если необходимо, обсудить с членами семьи. «Хорошо подготовленные аргументы позволят избежать ситуации, когда работодатель может подумать, что вы набиваете себе цену и отказываетесь не всерьез», — говорит Марина Миронова и советует оценить положительные и отрицательные последствия данного перехода для самого работодателя. Мотивировать же свое решение можно, например, показав, что вам придется отказаться от ряда важных для компании задач, а поиск замены будет длительным и дорогостоящим.

Тем, кто не пока может принять предложение из-за семейных обстоятельств, Инесса Цыпкина рекомендует начать разговор с того, что предложение вам в целом интересно, затем показать владение ситуацией и понимание целей и задач, стоящих перед подразделением и его руководителем. А потом сказать, что вы всесторонне проанализировали свои ресурсы и возможности и поняли, что достичь этих целей сможете лишь через некоторое время, и озвучить причины. «Таким образом, нужно встать на место вашего руководителя, показав, что вы цените его выбор и мыслите как командный игрок», — поясняет Цыпкина, добавляя, что тем, кто планирует возобновить карьерный рост, когда семейные обстоятельства изменятся, нужно не давать о себе забыть, демонстрируя задатки будущего руководителя.

Если причина отказа заключается в неготовности к смене своего статуса в коллективе и в необходимости изменять отношение окружающих к себе, рассказывает Марина Миронова, покажите работодателю, что данное назначение может стать причиной конфликтов, а вероятно, и ухода ценных сотрудников.

Аргументом может быть и желание выстраивать карьеру в другом направлении. Момент предложения занять руководящую должность, отмечает Инесса Цыпкина, вполне подходит для того, чтобы обсудить с руководителем свои карьерные планы. «Само предложение повышения говорит о том, что у вас есть определенный рейтинг в компании. Это нужно использовать. Можно выразить благодарность за сделанное предложение и одновременно поделиться своими планами и посоветоваться относительно возможности их воплощения», — говорит она.

И не очень

Отказ по причине нежелания менять существующий график работы Марина Миронова считает не самым лучшим вариантом, поскольку при грамотном распределении времени руководитель вполне может укладываться в привычный график работы.

Но худшим, по ее мнению, будет отказ из-за боязни дополнительной ответственности. Ведь ответственность в той или иной мере присутствует на каждом рабочем месте, и работодатель может заподозрить, что, избегая большей ответственности, вы также будете стремиться минимизировать существующую.

Чего не стоит делать, так это отказываться лишь по причине недостаточного опыта. «Каждый из руководителей когда-то делал первые шаги и неизменно ошибался», — говорит Миронова, добавляя, что нужно честно признаться в своих пробелах в области управления людьми или организации процесса и обсудить с ним возможность стажировки, обучения или наставничества, и конечно, ожидания работодателя, критерии оценки сроки и ресурсы.

На первый взгляд, это может показаться странным: какой специалист по доброй воле откажется от карьерного роста? Но на практике причин для того, чтобы не принять повышение, бывает вполне достаточно. Как действовать, если вы не готовы к повышению в должности?
Почему от повышения хочется отказаться
Как известно, любой специалист может развиваться в двух условных направлениях — их можно обозначить как карьерный рост и профессиональный рост. Первый путь развития — иерархический. Теоретически, его начало на позиции стажера, а конечный пункт — CEO компании. То есть во главу угла ставятся менеджерские и лидерские задатки человека. Второй вариант — развитие тех навыков и качеств, которые необходимы именно в процессе работы, а не в управлении персоналом. Таким специалистам интересно работать над собой, заниматься профессиональным самосовершенствованием, а гипотетическое достижение поста CEO их не особенно волнует. Стать уникальным специалистом в своей области — тоже весьма радужная и заманчивая перспектива.
Естественно, если вы являетесь приверженцем первого пути развития, то вопрос отказа от повышения для вас не актуален.
Поговорим о представителях второго пути развития. Представьте себе, что вы прекрасно и комфортно чувствуете себя на своей позиции, вас полностью устраивает функционал, ритм работы и уровень ответственности. И вот от высшего руководства поступает предложение о повышении. Позицию менять не хочется, потому что она устраивает, но одновременно неприятно не оправдывать ожидания руководства.
Или же несколько другой вариант. Вам, конечно, очень хорошо на вашей должности, но от новых задач, которые принесет повышение, вы не откажетесь. Но вот беда — вы пока не уверены в своих возможностях, вам кажется, что вы еще не готовы принять на себя дополнительную ответственность и расширить свою профессиональную зону комфорта. Как же быть?
«Возможны два варианта повышения. Повышение может предполагать управление людьми, а специалист не готов брать на себя именно управленческие функции (не готов нести ответственность за подчиненных, не умеет делегировать полномочия и пр.). Второй вариант предполагает расширение полномочий, увеличение объема и содержания обязанностей и задач.
В любом случае требуются дополнительные компетенции. Если специалист понимает, что ему недостает именно определенных знаний и навыков, то необходимо обсудить это с руководством. Стоит предложить возможные варианты: пройти обучение, организовать постепенное вхождение в новую должность (если позволяет ситуация в компании, то присоединение новых полномочий или функций сделать поступательным), занять промежуточную позицию (например, поработать не сразу руководителем/начальником, а попробовать себя в качестве заместителя, исполняющего обязанности с возможностью, в случае невыполнения задач, вернуться на текущую позицию). Возможен вариант с выполнением новых задач в наименее рисковом для компании варианте — взять в новом качестве и полном объеме наименее значимые для бизнеса задачи, так сказать, «потренироваться на кошечках». И при успешном стечении обстоятельств обсудить возможность полноценного повышения», — рассказывает ведущий консультант кадрового агентства «Визави Консалт» Анна Раимджанова.
«Если предложение о карьерном росте предполагает занятие любимым делом, то отказываться не стоит, даже если специалист не чувствует себя готовым. При этом нужно будет потратить время на обдумывание тех компетенций, которые в связи с повышением придется наращивать. Безусловно, к этому должен быть готов и руководитель. Если же предлагаемое повышение приведет к тому, что придется отказаться от дела, которое приносит радость и удовлетворение, то стоит отказаться от такого предложения и не жалеть об этом», — советует заместитель директора по персоналу и организационному развитию ГК «Новард» Татьяна Илиопуло.
Если принято решение об отказе
Вы проанализировали все «за» и «против», взвесили аргументы и приняли решение от повышения отказаться (во всяком случае, пока). Как правильно донести до руководства это решение, чтобы не потерять доверие и расположение?
Как и во всех остальных вопросах, здесь лучшей политикой будет честность.
«Главное в такой ситуации для сотрудника — быть максимально честным и искренним. Если он чувствует неготовность к следующей карьерной ступеньке, то лучше не делать опрометчивого шага — ведь вы можете не справиться с новым объемом работы. А исправлять ошибки гораздо тяжелее, чем предотвращать их.
Семейные ли обстоятельства, ускорение рабочего ритма, увеличение нежелательного административного функционала — причин отказа от новой должности может быть множество. И сотруднику нужно попытаться как можно более последовательно и четко объяснить непосредственному руководителю причины отказа от мгновенного принятия повышения.
Другой вариант реакции на предложение о повышении — попросить взять паузу, например, на 3 месяца, чтобы вернуться к разговору, поскольку именно это время нужно работнику для принятия положительного решения», — предлагает возможности решения вопроса руководитель департамента промышленности и строительства рекрутингового агентства Penny Lane Personnel Ольга Степанова.
«Отказ от повышения всегда несет за собой риски, поскольку позднее более высокая должность может быть занята другим специалистом, который будет в ней успешен длительное время, либо руководство может расценить отказ как неуверенность в себе. Если у специалиста есть мотивация переходить на следующую ступень, но есть понимание недостаточности компетенций в данный момент, то необходимо обсудить с руководством отсроченное по времени повышение и приложить все усилия, чтобы эти компетенции в себе «вырастить». Например, пойти учиться, включиться в проекты, в которых можно приобрести необходимые навыки. Если же сотрудник не заинтересован в повышении, то ему нужно четко и аргументированно обозначить свою позицию, показав свою ценность в том качестве, в котором он сейчас работает в компании», — добавляет Анна Раимджанова.

В деловой среде люди одной профессии нередко пересекаются, поэтому не следует портить отношения с потенциальными партнерами или коллегами. Кстати, рекомендуем статью о том, как правильно одеться на собеседование.

Если не хотите идти на запланированное собеседование?

Речь идет о ситуации, когда вы договорились прийти на собеседование в назначенные время и дату. Но по какой-то причине передумали.

Прямым отказом работодателю станет неявка. Но нельзя просто не прийти и всё. Даже в такой ситуации важно соблюдать деловую этику.

Иначе работодатель сделает определенные выводы, и в будущем это может плохо повлиять на вашу карьеру. Особенно, если ваши пути пересекутся вновь.

ВАЖНО! Чем выше уровень вакантной должности, тем важнее правильно отказаться от вакансии. Руководители и ключевые лица крупных компаний часто знакомятся между собой. Поэтому всегда есть шанс, что однажды вы встретитесь.

Как оповестить работодателя? Оптимальный вариант — личный звонок ему или HR-менеджеру. Сообщите, что не придете на собеседование. Возможно, в процессе телефонного разговора вы получите больше информации о вакансии и передумаете.

Давать отказ после собственного согласия бывает трудно психологически.Кстати, мы писали статью о том, как сказать нет начальнику.

Если вы точно уверены, что не поменяете принятое решение, что условия не подходят, то можно написать письмо в официально-деловом стиле.

В нем вежливо сообщить работодателю об отказе, а также поблагодарить за предоставленную возможность.

Как быть, если вы уже согласились занять должность, но передумали?

В процессе собеседования вы получаете новую информацию об условиях работы:

  • зарплате и социальных гарантиях;
  • деятельности компании;
  • должностных обязанностях;
  • вашей роли в компании;
  • руководстве и иерархии.

ВНИМАНИЕ! Поначалу всё может показаться прекрасным. Но когда вы вернетесь домой и основательно обдумаете все условия, то можете прийти к неприятному выводу. Быть может, окажется, что некоторые пункты вас не устраивают.

Почему следует как можно скорее сообщить работодателю об отказе от должности:

  1. Так вы проявите уважение и профессионализм. Чтобы найти нового сотрудника, нужно потратить массу времени и усилий. А элементарное оповещение об отказе соответствует всем канонам деловой этики.
  2. Так вы не окажетесь виноваты в остановке рабочего процесса. Вероятно, у работодателя были на примете и другие кандидаты. Если вы быстро сообщите об отказе, то он еще успеет предложить должность другому человеку.

Далее вы можете ознакомиться с подробной схемой того, как правильно отказаться о вакансии после собеседования или накануне первого выхода на новую работу.

Как сообщить об отказе?

  1. В письменной форме.

Такому способу стоит отдать предпочтение только в том случае, если:

  • предлагаемая должность не очень серьезная, и нет необходимости ехать ради нее в офис;
  • встреча с интервьюером прошла неоднозначно, вам не удалось наладить контакт;
  • вам хочется хорошо продумать текст, чтобы ваш отказ был аргументированным и грамотным.

После отправки письма убедитесь, что оно дошло до работодателя, иначе последствия будут не самыми приятными. Вот пример ситуации из реальной жизни:

Девушку приняли на работу в хорошую компанию, но она поняла, что не может справиться со всеми обязанностями. В тот же день она написала письмо и отправила его, но ошиблась в e-mail адресе всего на одну букву. Через несколько дней раздается звонок, и работодатель сообщает, что ей вынесли выговор из-за неявки на работу в первый рабочий день. Неприятно, правда?

  1. Сообщите по телефону

Придерживайтесь следующего алгоритма при отказе работодателю по телефону:

  • поприветствуйте его;
  • представьтесь и напомните, кто вы;
  • поблагодарите за предоставленную возможность;
  • вежливо сообщите об отказе;
  • перечислите причины;
  • пожелайте успехов и попрощайтесь.

Такой вариант общения гораздо сложнее, чем вышеупомянутый. Реакция работодателя может быть непредсказуема. Здесь в игру вступает человеческий фактор.

От собеседника может последовать недовольство, а также попытки переубедить вас. Если же вы звоните с четким настроем дать отказ, то возьмите на вооружение следующие правила:

  • предварительно продумайте убедительные аргументы, которые заставили вас отказаться от предлагаемой должности;
  • говорите уверенно, но тактично. Не позволяйте собеседнику начать обсуждение;
  • даже если работодатель проявит негативные эмоции, будьте вежливы и завершите беседу благожелательно.

Вот пример того, как можно красиво отказать по телефону:

Здравствуйте, Геннадий Иванович, вас беспокоит Денисова Марина Евгеньевна. Я проходила у вас собеседование на должность бухгалтера. Благодарю за то, что доверили мне эту работу, но вынуждена сообщить, что я получила более подходящее предложение из другой компании. Поэтому мне придется отказаться от Вашей вакансии. Желаю Вам удачи в поисках сотрудника.

  1. Личная встреча с работодателем

Может показаться, что реальная встреча — самый подходящий вариант. Но действительно ли это правильное решение?

Если в процессе прохождения собеседования вы поняли, что хотите отказаться, — тогда да. Лучше сделать это сразу, глядя в глаза. Таким образом вы никого не подведете и при этом убережете себя от неподходящей работы.

Если причина весомая, то есть смысл подъехать в офис лично, чтобы сообщить об отказе нанимателю. Ну а в случае перемены решения из-за того, что офис расположен слишком далеко от дома, лучше написать или позвонить.

В личной встрече есть необходимость, если вы установили теплые, доброжелательные отношения с интервьюером. В особенности, если должность серьезная.

Примеры того, как вежливо сказать «нет»

Теперь выясним, как отказаться от работы после собеседования самым правильным способом.

  1. Поприветствуйте работодателя и представьтесь.

Возможно, в офис звонят тысячи людей, и вас еще элементарно не запомнили. Обязательно представьтесь в начале разговора и сообщите, как вы связаны с компанией. Например:

Здравствуйте, Валентина Матвеевна, меня зовут Игорь Алексеевич Антонов. Позавчера я проходил собеседование в вашей компании на должность специалиста в отдел снабжения.

  1. Поблагодарите за интерес к вашей кандидатуре.

Это один из самых важных пунктов. Так как он подготавливает почву для будущего отказа. Благодарность поможет расположить к себе работодателя и улучшить его реакцию.

Вот один из вариантов, как это можно сделать:

Спасибо за то, что уделили мне внимание, несмотря на вашу занятость.

  1. Сделайте несколько комплиментов в адрес компании.

Важно только не переусердствовать. Навязчивая лесть вряд ли кому-то понравится. Ваши фразы должны быть лаконичными и по существу. Например:

В компании царит доброжелательная атмосфера. Встреча с интервьюером прошла очень хорошо. Мне было интересно пообщаться с сотрудниками. Они действительно горят своим делом.

  1. Покажите, что решение отказаться от должности далось вам нелегко.

При этом следите за тем, чтобы в вашей речи не было фальши. Если же слова будут звучать неискренне, то это вызовет раздражение у работодателя.

Вот удачный пример:

Я долго обдумывал вопрос, взвешивал все «за» и «против», прежде чем принять решение об отказе. Это весьма серьезный шаг для меня.

  1. Озвучьте, что стало главными причинами вашего отказа.

Подберите убедительными аргументы. Говорите уважительно, культурно и корректно. Например:

К сожалению, офис находится на большом удалении от моего дома. Я не могу тратить по 2 часа на дорогу туда и обратно.

Условия по заработной плате не совсем устраивают меня.

Сейчас я осознаю, что моего опыта недостаточно, чтобы успешно выполнять обязанности в этой должности.

  1. Пожелайте компании успехов и процветания.

Это позволит закончить беседу на весьма теплой и доброжелательной ноте. Пожелайте компании быстрого роста и профессиональных сотрудников. Например:

Желаю в кратчайшие сроки найти подходящего сотрудника на эту должность. Я не сомневаюсь, что вашу компанию ждет отличное будущее.

В случае, если ваше решение об отказе принято сразу после окончания собеседования, то план будет немного другим:

  1. Сначала сделайте комплимент компании (скажите только основное).
  2. Скажите спасибо за уделенное вам время.
  3. Укажите причину отказа.
  4. Пожелайте успехов.

Какие назвать причины при отказе от должности?

Не нужно врать, старайтесь говорить честно и по делу. Исключение — личная неприязнь к сотрудникам или работодателю.

Вот список причин, которые можно озвучить при отказе:

  • офис расположен очень далеко от дома, трудно добираться;
  • неудобная система начисления зарплаты, не устраивает социальный пакет;
  • не подходит функционал должности;
  • вы не согласны на командировки;
  • не подходит график;
  • нет вариантов карьерного роста;
  • нежелание работать по выходным или сверхурочно (если такая практика распространена в компании);
  • неподходящие бытовые условия;
  • вы нашли работу в другой компании и т.д.

А вот те причины, о которых не стоит сообщать нанимателю:

  • о низкой зарплате и возмущении, как кто-то вообще соглашается работать за такие деньги;
  • сотрудники компании показались вам людьми неприятными и скверными;
  • вы чувствуете личную неприязнь к работодателю или интервьюеру.

Никогда не просите посторонних лиц сообщить об отказе руководителю. В любом случае это должно произойти напрямую: будь то по телефону, через письмо или при личной встрече.

Рекомендуем посмотреть интересное видео о том, какие ошибки сведут поиск работы на нет:

Вежливо и тактично отказать начальнику — довольно трудно. Учитывайте все вышеупомянутые рекомендации. Это поможет грамотно сформировать отказ, чтобы не оставить о себе плохое впечатление.

Единый образец коллективной жалобы на руководителя нормативно не утвержден. Однако при составлении подобного документа обязательно нужно учитывать положения ФЗ №59 от 02.05.2006 года.

Образцы документов

Что такое жалоба и коллективная жалоба?

Понятие жалобы определено в упомянутом выше ФЗ №59 (ст. 4).

Жалоба — это обращение гражданина, в котором последний просит о принятии мер по восстановлению или защите его нарушенных прав. Претензия адресуется тому субъекту, который вправе привлечь нарушителя к ответственности или другим образом повлиять на разрешение конфликта.

Например, обращение относительно неуважительного обращения к клиентам со стороны продавца можно направить на директора магазина. Жаловаться на воспитателя в связи с невыполнением им своих обязанностей относительно воспитания и обучения детей необходимо заведующему ДОУ или в районный отдел образования. Претензия на чиновника из соцзащиты может быть направлена начальнику подразделения, где работает сотрудник.

Однако граждане могут обращаться не только в индивидуальном порядке, но и подавать коллективные обращения. Это прописано в ст. 2 ФЗ №59.

Коллективная жалоба – это обращение, как минимум, двух лиц.

Коллективные жалобы оформляются и рассматриваются в том же порядке, что и индивидуальные обращения. Однако, с практической точки зрения наличие претензии, автором которой выступил не один, а несколько человек всегда вызывает больший резонанс. И это вполне объяснимо, ведь подача коллективной жалобы свидетельствует о многократности и систематичности нарушений.

Когда можно пожаловаться на руководителя?

Когда можно пожаловаться на руководителяДействия или бездействие руководителя также может стать причиной подачи коллективной жалобы. Авторами претензии в таком случае становятся подчиненные – работники конкретного учреждения, заведения или предприятия. Не обязательно, чтобы обращение подписали все представители трудового коллектива. Для того, чтобы жалоба считалась коллективной, нужно, чтобы документ был подписан хотя бы двумя сотрудниками.

На самом деле, основания для составления и подачи кляузы на руководителя бывают самые разные. Однако если в роли жалобщиков выступают подчиненные, то логично, что причиной конфликта являются нарушения в сфере трудовых отношений.

Вот пример таких нарушений:

  • несоблюдение работодателем своих обязанностей (ст. 22 ТК РФ);

  • принудительный труд, в том числе под угрозой наказания, расправы (ст. 4 ТК РФ);

  • несоблюдение принципа социального партнерства (ст. 24 ТК РФ);

  • выполнение работ, которые не предусмотрены трудовым договором (ст. 60 ТК РФ);

  • ненормальная продолжительность рабочего времени либо недостаточное время отдыха (раздел 4 ТК РФ, раздел 5 ТК РФ);

  • нарушения, которым подверглись сотрудники женского пола, а также физические лица, обремененные семейными обязанностями (глава 41 ТК РФ);

  • не соблюдение правил деловой этики по отношению к подчиненным;

  • нарушение непосредственным начальником распоряжений вышестоящего руководства.

Конечно, это далеко не полный перечень возможных причин для подачи жалобы. Основанием для обращения могут послужить и другие факты, решения.

Куда жаловаться на руководителя?

Коллективные жалобы на руководителя можно классифицировать на внутренние и внешние. Внутренние обращения адресованы вышестоящему руководству, внешние – уполномоченным государственным органам.

Рассмотрим конкретный пример:

В компании есть структурное подразделение – отдел по продажам. Начальник этого отдела регулярно позволял себе оскорблять подчиненных. Сотрудники решили написать коллективную жалобу и подать ее на рассмотрение генеральному директору компании. Последний провел внутреннее расследование и принял решение о лишении начальника-нарушителя премиальных выплат. В данной ситуации речь идет о внутренней коллективной жалобе, поскольку претензия рассматривалась исключительно внутри организации.

Внешние жалобы адресуются уполномоченным органам. Например, из-за регулярной недоплаты заработной платы работники завода решили пожаловаться на директора в прокуратуру. В этом случае обращение было направлено в другую организацию.

Вот перечень инстанций, куда может быть адресована коллективная жалоба на руководителя:

  1. Государственная инспекция труда в субъекте РФ – по нарушениям норм трудового законодательства.
  2. Полиция.
  3. Городской, районный или специальный прокурор – если есть основания полагать, что в действиях руководителя содержится состав преступления.

Кроме этого, для предотвращения трудового спора коллектив может подать заявление в профсоюзную организацию, при условии, что в компании создан и функционирует профсоюз.

Для разрешения трудового спора работники также вправе обращаться с заявлением в комиссию по трудовым спорам либо в суд. Судебная форма защиты нарушенных прав работника предусматривает подачу иска с требованиями относительно восстановления нарушенного права и выплаты материального и морального вреда. При этом, несмотря на то, что в России уже частично работает институт коллективного иска, механизм подачи и рассмотрения подобных претензий конкретно в сфере трудовых отношений пока еще в достаточной мере не урегулирован.

Следует отметить, что в большинстве случаев наиболее оптимальным вариантом защиты интересов работников является обращение именно в трудовую инспекцию. Федеральная служба по труду и занятости, которая осуществляет правоприменительные функции в сфере труда и занятости. Инспекторы Роструда уполномочены реагировать на поступившие к ним сигналы относительно нарушений в сфере трудового права, а также привлекать нарушителей к административной ответственности и составлять предписания относительно выявленных нарушений.

Что касается подачи жалоб в правоохранительные органы, то этот способ больше подходит для ситуаций, когда действия или бездействие руководителя могут содержать в себе состав преступления. В таких случаях правоохранительный орган будет инициировать проверку и возбуждение уголовного дела.

Как подать жалобу?

Как подать коллективную жалобу на руководителяДля того чтобы подать коллективную жалобу на руководителя необходимо действовать в определенной последовательности.

Вот примерный алгоритм подачи обращения с претензиями:

  1. Определение конкретного основания для направления жалобы. На этом этапе следует очертить, какие именно решения руководителя будут выступать причиной обжалования.
  2. Определение круга лиц, которые будут выступать в роли жалобщиков. Как уже было отмечено, для того чтобы жалоба считалась коллективной, достаточно, чтобы документ был подан от имени хотя бы двух работников.
  3. Оформление документа. На этом вопросе более детально остановимся в следующем разделе.
  4. Подача жалобы вышестоящему руководству либо компетентному органу.
  5. Ожидание результатов рассмотрения обращения.

Что касается способов подачи жалобы, то документ может быть вручен адресату лично или направлен почтовой корреспонденцией. В некоторых случаях жалоба может быть направлена с помощью электронных средств связи, например, через официальные сайты или онлайн-приемные государственного органа.

Как оформить жалобу?

В целом коллективная жалоба оформляется по тем же правилам, что и индивидуальное обращение. Ориентироваться необходимо на положения ФЗ №59, согласно которому при составлении жалобы нужно соблюсти следующие требования:

  • письменная форма обращения;
  • наименование госоргана, ФИО должностного лица или другого субъекта, которому направляется обращение;
  • почтовый адрес для направления ответа;
  • описание сути проблемы;
  • проставление личной подписи автора и даты составления документа;
  • при необходимости к обращению также прилагаются имеющиеся у жалобщика письменные доказательства и документы.

Коллективная жалоба подписывается авторами – работниками, которые жалуются на действия руководителя. Если в конце документа сложно уместить все подписи, подписать обращение может уполномоченный коллегами сотрудник, при этом добавив к документу приложение – лист с подписями и расшифровками подписей всех остальных жалобщиков.

Обращение нужно подготовить, как минимум, в двух экземплярах, одни из которых передается уполномоченному на рассмотрение обращения субъекту, а второй с отметкой о вручении остается у авторов документа.

Как описать суть претензии?

Как описать суть претензииПри составлении коллективной жалобы на руководителя важно, чтобы все работники, недовольные решением администрации, пришли к какой-то единой позиции. При этом оформлением обращения может заняться либо один уполномоченный сотрудник, либо определенная группа сотрудников.

В тексте обращения необходимо четко прописать, какие именно действия начальника стали основанием для обжалования, изложить все факты допущенных нарушений, а также выдвинуть конкретные претензии относительно защиты нарушенных прав и интересов.

В жалобе не обязательно ссылаться на конкретные нормы законодательства, перечислять, какие статьи законов были нарушены. Однако наличие в тексте ссылок на нормативно-правовые источники и законодательная аргументация – это дополнительная гарантия того, что уполномоченное лицо проведет более качественное рассмотрение полученной претензии.

Сроки рассмотрения коллективной жалобы

Коллективная претензия, направленная в госорган или в орган местного самоуправления, должна быть рассмотрена в течение 30 дней. Отсчет этого периода начинается с даты регистрации письменного обращения. В исключительных случаях допускается продление срока, но не более чем на 30 дней. Это предусмотрено ст. 12 ФЗ №59.

Что касается жалоб, направленных работниками  вышестоящему руководству, то подобные обращения должны быть рассмотрены в разумный срок. Обычно разумным считается срок 10-15 рабочих дней.

Последствия подачи жалобы на руководителя

Поданная коллективная жалоба должна быть рассмотрена уполномоченным субъектом. По результатам решения принимается обоснованное решение.

Если будет установлено, что руководитель действительно допустил неправомерное поведение в отношении своих подчиненных, то к нарушителю следует применить соответствующие меры влияния.

Характер негативных  последствий напрямую зависит от сути совершенного проступка. Вышестоящее руководство может применить к начальнику-нарушителю дисциплинарное взыскание – замечание, выговор, увольнение по соответствующему основанию.

Если жалоба направлена в трудовую инспекцию, инспекторы проведут проверку поступившего сигнала. За результатами проверки руководителя могут привлечь к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ, а также вручить предписание об устранении допущенных нарушений.

Если в действиях руководителя будет выявлено содержание преступления, то в таком случае возможно привлечение к уголовной ответственности (например, по ст. 145 УК РФ или по ст. 145.1 УК РФ).

Источник: «Юридическая азбука»

Насколько полезной оказалась эта статья?

Оцените статью!

Средний рейтинг 5 / 5. Всего голосов: 10

БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ всегда доступны для Вас! Именно Вашу проблему можно решить так:

  • опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
  • напишите вопрос в форме ниже;
  • позвоните 8 (499) 350-55-06 доб. 145 — Москва и Московская область
  • позвоните 8 (812) 309-06-71 доб. 704 — Санкт-Петербург и область
  • позвоните 8-800-555-67-55 доб. 686 — По России, звонок бесплатный

Подписывайтесь на наш юридический канал Яндекс.Дзен

Подписаться

Автор статьи

Юридическое образование по гражданскому, трудовому, семейному праву позволяет освещать автору ежедневные, наболевшие вопросы людей: «Что делать…», «Можно ли…», «Что будет…», «Как сделать…». Ответы на эти и другие вопросы помогают читателям разобраться в ситуациях с юридической точки зрения, решить проблемы и остаться удовлетворенными от полученных знаний и рекомендаций. Окончила государственное высшее учебное заведение «Прикарпатьский национальный университет имени Василия Стефаника», специальность «Правоведение».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать что не приду на маникюр
  • Как написать что ждем обратную связь
  • Как написать что доставка осуществлялась самовывозом
  • Как написать что дела хорошо
  • Как написать человеку чтобы он сказал правду