Как написать что не выйду на работу после собеседования

Как отказать работодателю после собеседования

От того как отказать работодателю после собеседования, зависит не только общее впечатление о вас как о человеке и специалисте, которое останется надолго в памяти сотрудников фирмы. Результатом станут еще и возможности, которыми не стоит пренебрегать в случае нового поиска работы.

Стоит ли сообщать, что не готовы работать в компании

Каждый, кто ищет работу, иногда принимает решение не приходить на назначенные рекрутерами встречи, например, почитав о компании негативные отзывы, ожидая другое место или по иным причинам. Стоит ли сообщать об этом или достаточно просто не явиться?

Или другая ситуация: встреча с работодателем прошла успешно, но что-то вас не устроило, или вы получили более выгодное предложение. Что делать в этом случае?

Некоторые соискатели считают, что задумываться о правильном отказе не имеет смысла. Рекрутеры часто не находят времени сообщить соискателю, что он не подходит. Так зачем же это делать кандидату? Но такая точка зрения не соответствует нормам деловой этики.

Сообщить о своем отказе стоит, и вот почему:

  • вы сможете сохранить «лицо» и репутацию;
  • грамотный и корректный отказ убережет вас от попадания в черные списки соискателей, а пригласившей вас компании позволит, не теряя времени, начать поиск нового кандидата;
  • в случае необходимости вам проще обратиться в компанию, сотрудники которой запомнили вас как вежливого и обязательного человека, знакомого с правилами делового этикета.

Как сообщить работодателю о неготовности принять предложение о работе

В современном мире большинство компаний для поиска сотрудников широко используют специальные рекрутинговые интернет-порталы.

Если вас пригласили на встречу с помощью такого портала, то придумывать вежливые варианты отказа работодателю до собеседования нет необходимости. Для этого существуют специально разработанные формы с готовыми формулировками, вам достаточно лишь выбрать наиболее подходящую и нажать кнопку.

Если вы ведете общение через сайт компании, то доступна и такая возможность как отказ от собеседования по электронной почте. Для этого достаточно написать ответное письмо на приглашение:

Спасибо, что заинтересовались моей кандидатурой, но обстоятельства складываются так, что сейчас я не готов вести переговоры о работе в Вашей компании. Желаю вам подобрать подходящего менеджера. Удачного дня.

Если вас пригласили по телефону, то и отменять встречу логичнее таким же способом. Достаточно пары общих фраз типа:

К сожалению, в данное время я не готов рассматривать предложения о трудоустройстве в Вашу компанию.

или:

Здравствуйте! Спасибо за приглашение на вакансию «Офис-менеджер». В настоящий момент я не готов рассмотреть Ваше предложение.

Сложнее сориентироваться, как вежливо отказать работодателю после собеседования, проходившего в несколько этапов. Ведь уже потрачено немало сил и времени на переговоры, да и компания рассчитывает на вас. Возможны следующие варианты:

1. Вы еще на встрече поняли, что не хотите работать в этом месте. Целесообразно сразу же сообщить об этом работодателю. Можете использовать такие формулировки:

Я трезво оценила свои возможности и вынуждена отказаться от Вашего предложения, так как мне неудобен предлагаемый график работы.

или:

Большое спасибо Вам за предложение, но, к сожалению, эта вакансия мне не совсем подходит, это не то, что я ищу в данный момент.

2. Вы взяли таймаут для дальнейших размышлений. Перед тем, как отказаться от работы после собеседования, необходимо трезво оценить плюсы и минусы предложенной вакансии. Вы все же приняли решение не принимать предложение работодателя? Уведомите об этом одним из двух способов.

По телефону

Такие разговоры не слишком приятны, поэтому к ним стоит готовиться заранее, в том числе прорабатывать ответы на возможные возражения со стороны эйчара.

Благодарю, что вынесли положительное решение по моей кандидатуре, но хочу сообщить, что я подыскал более подходящую мне вакансию в другой компании, поэтому вынужден отказаться от Вашего предложения. Желаю успехов в поисках сотрудника.

В письменной форме

Этот способ предпочтительнее для многих соискателей, т. к. не подразумевает ответной реакции. Вдобавок он становится единственно возможным, когда предложение о работе получено в виде официального документа — джоб оффера (job offer — англ., предложение о работе). Раздумывая, как отказаться от вакансии после собеседования письменно, учтите следующие моменты:

  1. Обращение. К рекрутеру обращайтесь по имени. Нелишне поблагодарить за уделенное вам время.
  2. Причины отказа. Излагайте их правдиво, но корректно. Не стоит заострять внимание на особенностях личности директора или других сотрудниках, интерьера офиса и пр.
  3. Пожелание успехов в дальнейшей работе позволит закончить общение на позитивной ноте и оставить о себе приятное впечатление.

Чтобы проиллюстрировать, как правильно отказать работодателю после собеседования в письменной форме, приведем примеры таких сообщений.

Большое Вам спасибо за предложение о работе на позицию «инженера». После тщательного рассмотрения я вынужден Вам сообщить, что отказываюсь от этого предложения. Несмотря на то, что Вы очень подробно описали будущие возможности продвижения внутри компании «Y», я принял предложение от другой компании, позиция в которой больше соответствует моим навыкам и карьерным целям.

Мне было очень приятно познакомиться с Вами и с остальными сотрудниками компании (можете перечислить поименно). На всех этапах собеседований Вы были очень добры ко мне, и я сожалею, что обстоятельства не позволяют мне принять Ваше предложение.

Желаю Вам всего наилучшего.

1

Когда человек активно ищет работу, он назначает себе сразу несколько собеседований, чтобы не надеяться только на одну компанию. Поэтому после череды интервью им могут заинтересоваться сразу несколько организаций, из которых он должен выбрать самую подходящую. В таких ситуациях очень важно правильно расставить приоритеты и понять, как отказать работодателю после собеседования, чтобы не оставить после себя неприятного впечатления.

Лучше всего не сжигать мосты, ведь, вполне вероятно, вы сможете посотрудничать в будущем. Плюс ко всему, каждому хочется оставить после себя воспоминания как о профессионале своего дела, а не о некомпетентном дилетанте. Поэтому отказывать надо вежливо и дипломатично.

Сейчас мы расскажем, как это сделать.

Как вежливо отказать работодателю после собеседования

Итак, ты успешно прошел собеседование, убедил руководителя компании в своей профпригодности, но в конечном счете понял, что не собираешься на него работать. На этом этапе очень важно отказаться от работы вежливо, ведь на тебя уже возлагают надежды и строят какие-то планы. 

Мы не будем ходить вокруг да около, а сразу дадим тебе работающий алгоритм построения твоего отказа. Причем он может быть предъявлен работодателю в любой форме. Например, по телефону, по электронной почте или лично, сразу после собеседования. Выбор за тобой. 

1 Классическое приветствие

Неписанные законы деловой этики всегда предусматривают приветствие в начале любой коммуникации — это элементарная вежливость, о которой не стоит забывать. 

Плюс ко всему, так ты напоминаешь о том, кем являешься и как связан с этой компанией (даже если это прекрасно знают).

«Здравствуйте, (имя работодателя)! Меня зовут (твое имя). Несколько дней назад я проходил собеседование в Вашей компании на позицию (название должности)».

2 Благодарность за проявленный интерес к твоей персоне

Сразу после приветствия мы начинаем понемногу сглаживать углы, переходя к деловым благодарностям, подчеркивающим уважение к собеседнику. Это поможет подготовить его к твоему отказу, о котором он еще не подозревает.

«Я благодарен Вам за то, что Вы уделили мне свое время»

3 Немного комплиментов в адрес компании

Не волнуйся, это не ода компании, в которой ты не хочешь работать. Поэтому засыпать ее комплиментами мы не будем. К тому же, это отводит нас от главной темы послания — твоего отказа. 

На этом этапе нам нужно просто сказать несколько хороших слов об организации, чтобы ее начальство не обиделось на тебя.

«Мне было интересно проходить собеседование в Вашей компании. Я сразу почувствовал доброжелательную атмосферу и понял, что Ваши сотрудники явно любят свое дело. Мне было очень приятно с ними познакомиться».

4 Непосредственный отказ от работы

Итак, мы подошли к ключевому моменту нашей речи. Самое главное при составлении послания — не звучать (и выглядеть) фальшиво. Тебе не стоит льстить или заискивать перед работодателем, с которым ты не хочешь сотрудничать. 

Такое поведение сразу считывается и точно не вызовет никаких положительных эмоций. Поэтому удели особое внимание вышестоящим пунктам, будь искренним, а также выражайся простым и лаконичным языком.

Само сообщение об отказе должно звучать примерно следующим образом.

«Мне нелегко далось это решение, но я вынужден сообщить Вам о том, что не смогу принять Ваше предложение о работе. Это очень серьезный шаг для меня»

5 Несколько причин твоего решения

В силу того, что твой отказ был неожиданностью для руководителя компании, самое время объяснить ему, чем был мотивирован такой шаг. Лучше всего, чтобы работодатель не посчитал, что ты просто сбегаешь с должности без причин. Ему нужны веские аргументы, чтобы войти в твое положение.

Как бы то ни было, о конкретных причинах твоего отказа мы поговорим чуть ниже. Там будет целый список полезных отговорок.

6 Классическое напутствие 

Теперь мы переходим к финальному этапу твоего послания, где ты можешь пожелать успеха компании, профессионального роста всем ее сотрудникам и так далее.

«Надеюсь, в ближайшее время Вы найдете подходящего кандидата на эту должность. Желаю Вам успехов и уверен, что Ваша компания будет и дальше расти и развиваться»

6 главных причин отказа от работы

В пятом пункте мы обещали рассказать о главных причинах твоего отказа от предлагаемой должности. Запомни их и выбери для себя самые подходящие. 

1 Слишком долгая дорога

Это довольно простая и понятная причина для многих соискателей, ведь далеко не каждый готов тратить по два часа на дорогу до офиса и обратно. Можешь воспользоваться этой причиной, если не хочешь придумывать какие-то другие. Главное, чтобы никто не знал о том, что ты живешь в двух минутах от офиса.

«К сожалению, ваш офис находится слишком далеко от моего дома. Я не готов тратить каждый день по два часа, чтобы добраться до вас, а потом столько же обратно».

2 Неудовлетворительная заработная плата

Если все дело в заработной плате, можешь смело признаться в этом. Возможно, тебе даже предложат более выгодные условия, на которые ты соблазнишься согласиться. 

«Дело в том, что предлагаемые Вами финансовые условия недостаточно интересные для меня. Из-за этого я вынужден отказаться от Вашего предложения».

3 Более выгодное и интересное предложение от другой компании

Работодатели всегда хотят слышать от соискателей правду, даже если она слегка горьковата на вкус. Поэтому, если тебе предложили более выгодные условия в другой компании, можешь смело об этом сообщить. Просто будь деликатнее.

«Я получил предложение от другой компании, которое на данный момент является более приоритетным для меня»

4 Нехватка компетенций 

Иногда причиной твоего отказа от работы может стать реальное осознание того, что ты не справишься со своими обязанностями. Это совершенно нормально, и вряд ли кто-то будет тебя переубеждать в обратном. В таком случае можешь честно ответить.

«Я осознаю, что моего опыта и компетенций недостаточно для того, чтобы достойно представлять Вашу компанию на этой должности»

5 Отсутствие карьерного роста

Далеко не все вакансии предусматривают карьерный рост, поэтому если для тебя это один из главных факторов в работе, — смело отказывайся от предложения. Более того, можешь напрямую заявить об этом работодателю.

«К сожалению, эта должность не подразумевает карьерного роста, что не соответствует моим карьерным амбициям»

6 Постоянные командировки (или их отсутствие)

В зависимости от того, хочешь ли ты путешествовать или сидеть в офисе, можешь сослаться в своем отказе на постоянные командировки (или их отсутствие). Это тоже весомый довод, который работодатель должен непременно понять.

«Дело в том, что я не готов отъезжать в продолжительные командировки, потому что должен быть со своей семьей. Эти условия мне не подходят»

Что не стоит говорить работодателю при отказе от работы?

Несмотря на то, что работодатели ценят честность, о некоторых вещах лучше не стоит говорить им напрямую. Например, не надо сообщать о том, что компания имеет слишком плохую репутацию на рынке, поэтому ты не готов стать ее частью.

Кроме того, не стоит сообщать о том, что тебе не понравились некоторые сотрудники компании, их внешний вид, интерьеры офисов и так далее. 

Старайся также избегать резких фраз, говоря о причинах своего отказа. Например, если твоим основным фактором стала низкая заработная плата, не стоит говорить: 

«У вас слишком маленькие зарплаты, я вообще не понимаю, как ваши сотрудники согласны работать за такие копейки».

Плюс ко всему, не стоит просить третьих лиц сообщать работодателю о твоем отказе. То есть не надо после собеседования подходить к первому попавшемуся работнику и говорить ему: 

«Скажи своему начальнику, что я не буду у вас работать. Только не забудь, потому что он ждет моего ответа».

Советуем также не распространяться о недостатках компании в социальных сетях. Например, если тебе не понравился внешний вид руководителя, не надо писать в твиттере:

«Был сегодня на собеседовании в (название компании). У них там такой стремный начальник. Такое ощущение, что он не спал целую неделю».

Ну, и не стоит игнорировать и скрываться от работодателя после собеседования. Лучше всего собраться с мыслями и составить грамотный и вежливый отказ, от которого у каждого из вас останутся приятные впечатления, несмотря на то, что сотрудничество не состоялось.

  • Автор:

    Дмитрий Петросьянц

Делая выбор в пользу одной компании, соискатель должен отказаться от вакансии в оставшихся. По данным агентства по подбору руководителей SunPeople Executive Search, за последние три года количество таких отказов выросло на 75%. Как правильно отказать работодателю в предложении работы, рассказывает основательница и управляющий директор SunPeople Executive search Наталия Шкулова

Рынок труда восстанавливается после пандемии: в 2021 году число вакансий росло без традиционных сезонных спадов, а уровень безработицы в октябре снизился до показателей 2019 года. По-прежнему именно работодатели чаще отказывают кандидатам, ведь на их стороне предложение. Однако сегодня кандидаты все пристальнее изучают информацию о компании, куда их приглашают на собеседование, и не спешат соглашаться на офферы — предложения по работе.

По данным нашего агентства, за последние три года количество отказов соискателей от предложенной вакансии выросло на 75%. Если в 2018 году от позиции отказались 165 человек из тех, кого мы предлагали компаниям-клиентам, то в 2020-м их уже стало 290, а за 11 месяцев 2021 года мы встретили 306 отказов. При этом среднее количество соискателей на каждую позицию составляло от 25 до 45 человек. Чуть больше трети (35%) отказов происходили после того, как кандидат получил сообщение с кратким описанием вакансии от компании или созвонился с рекрутером или HR-специалистом, чтобы обсудить вакансию и предварительный интерес сторон. Оставшиеся 65% говорили «нет» на дальнейших этапах собеседования — в процессе интервью или после получения оффера.

Почему кандидаты отказывают работодателям

Чаще всего от предложений о работе отказываются в сферах IT и digital, финансовых структурах, агросфере и сфере потребительских товаров, а также среди совсем молодых управленцев — 20–25 лет. Последние более взвешенно и спокойно подходят к выбору работы, больше ценят собственное время и ресурсы. Руководителей проектов среди представителей поколения Z (зумеров или людей младше 25 лет. — Forbes) пока немного, поэтому выборка для аналитики у нас небольшая. Однако в 2020 году в нашей практике было два случая, когда мы нашли очень опытных разработчиков игр, но на собеседовании с владельцами стартапов они отказались от предложений. Кандидаты признались, что не готовы к управлению целым проектом — из-за слишком высоких временных затрат и непосильной ответственности за других людей. 

По нашему опыту, около 70% кандидатов не готовы принимать предложение компании, ценности которой не разделяют. Например, соискатель не хочет работать в косметических компаниях, которые тестируют свою продукцию на животных. Или вакантная должность открыта в компании, занимающейся мясопереработкой, в то время как кандидат — веган. Также в список непривлекательных для соискателей попадают те организации, чьи сотрудники нечестны в описании вакансии и не могут четко объяснить систему оценки результатов. Топ-менеджеры на 35% чаще отказываются от позиции, если предложенный проект им не интересен, выстроенные процессы в компании — непрозрачны, а личность руководителя — отталкивающая.

Для многих соискателей сейчас очень остро стоит вопрос оплаты труда — это наиболее частая причина отказа среднего менеджмента и специалистов. Тем более что многие работодатели, ссылаясь на возможность частично или полностью работать удаленно, начали уменьшать уровень заработной платы и бонусов без снижения требований. 

На каком этапе можно отказаться 

Обычно переговоры работодателя и кандидата состоят из нескольких этапов. Количество этапов варьируется от компании к компании, полный список выглядит следующим образом:

  • предварительное письмо или сообщение;
  • звонок, краткое обсуждение, приглашение на онлайн- или офлайн-интервью;
  • интервью с HR-специалистом компании или рекрутером;
  • тестирование (если есть);
  • встреча с непосредственным руководителем;
  • выполнение заданий центра оценки компетенций или решение кейса;
  • встреча с вышестоящим руководителем или членами совета директоров, акционерами;
  • получение предложения о работе.

Отрицательный ответ на предлагаемый вариант работы на любом из этих этапов — нормальная практика. В конечном счете, кандидат имеет право не соглашаться на неподходящие или даже потенциально вредоносные условия. 

Каждый этап собеседования существует для получения новых деталей о компании, команде, позиции, требованиях и результатах, которых ждут от потенциального кандидата. Если на очередном этапе HR-специалист или руководитель не дает новой информации и избегает прямых ответов, от последующих стоит отказаться.

На что обратить внимание до собеседования и на нем

До приглашения на собеседование можно поискать информацию о компании среди знакомых и в интернете. Среди наиболее популярных российских площадок с отзывами о работе в компаниях — HeadHunter, «Отзывы сотрудников», Antijob.net, «Открытый работодатель» от SuperJob, из зарубежных — Glassdoor. Кандидата должно насторожить большое количество отрицательных отзывов бывших сотрудников компании, долго не закрывающаяся вакансия, сомнительная репутация организации в целом. Если такие опасения подтверждаются, целесообразно тут же написать об отказе от интервью. 

В самой беседе с HR-специалистом или непосредственным руководителем тревожными звоночками должны стать:

  • Перечисление задач, которые не соответствуют вакансии. Например, если вам изначально говорят, что нужно будет придумать и вывести новую линейку продукции, а в разговоре выясняется, что она уже разработана, и нужно работать с уже существующим продуктом. Или если в описании обещают, что есть команда и хорошие CRM-системы, но на деле сотрудников нет, и все подсчеты заносятся в Excel.
  • Непрозрачная система вознаграждения. Например, если указанная или озвученная заработная плата — это оклад и бонусы, фиксированная сумма гораздо меньше заявленной, а процент годового бонуса четко не оговаривается. 
  • Постановка невыполнимых KPI или требований акционеров. Среди таких требований может быть, к примеру, завершение строительства завода за год, хотя кредит на строительство не одобрили уже десять банков, или удвоение показателей продаж без команды и бюджета на маркетинг.

Во всех этих случаях лучший выбор — сообщить об отрицательном решении сразу на встрече. 

Скользкая тема — публичный рассказ кандидата о неудачном собеседовании в конкретной компании. Даже если на интервью сотрудник компании озвучил условия, грубо нарушающие трудовой кодекс, — например, отсутствие письменного трудового договора, ответы на рабочие звонки и письма в любое время дня и ночи — публикацию стоит оформлять максимально культурно, без лишних эмоций и грубых выражений. В противном случае пост в блоге или соцсетях только навредит личному бренду соискателя. Мы знаем несколько случаев, когда авторы переходили на личности, рассказывая про людей, проводивших собеседования, а потом получали шквал критики от других HR-специалистов и рекрутеров и зарабатывали среди них негативную репутацию.

Как отказаться до получения оффера

Если соискателю предстоит отказать потенциальному работодателю, лучше тактично акцентировать внимание на себе, а не на изъянах компании. Кроме того, даже вежливый отказ должен быть четко аргументирован. Рекрутеры или HR-специалисты собирают статистику наиболее частых отказов. По результатам обратной связи от соискателей они могут повлиять на процесс поиска, например, изменить уровень вознаграждения и требования к кандидатам.

До получения оффера отказаться от работы можно прямо на интервью. Корректно будет начать с благодарности за уделенное время и приглашение на интервью, а затем честно сообщить, что вас не заинтересовали задачи, не устроили условия по заработной плате и так далее. В разговоре с собственником или акционером бизнеса либо непосредственным руководителем степень конкретности должна быть еще выше. Эти люди очень ценят своё время и любят быстрые решения, даже если они негативные. 

Примеры, как вежливо отказать работодателю после или в процессе собеседования:

  • «Из нашего разговора сегодня я понял(а), что вряд ли смогу вписаться в команду. Я привык(ла) принимать многие решения самостоятельно, и у меня на это был карт-бланш на бывшей (текущей) работе. Мне будет тяжело перестраиваться на новый формат взаимоотношений с руководителем, поэтому лучше, на мой взгляд, взять на эту должность другого, более подходящего кандидата».
  • «Продукт, руководство которым вы хотите мне доверить, интересный, однако я вижу множество трудностей с получением проектного финансирования. У меня есть сомнения, что другие акционеры готовы будут к таким тратам, ведь для реализации нужно дорогостоящее оборудование, которое может не окупиться даже через 15–20 лет. Мне кажется, что моего опыта будет недостаточно, чтобы провести успешный запуск проекта в его сегодняшнем виде».

Такие честные ответы могут стать отправной точкой для дальнейшего диалога. Очень часто аргументированный «спор» в конечном счете приводит к долгосрочному и взаимовыгодному сотрудничеству. 

Бывают и по-человечески неприятные реакции. После отказа одного нашего клиента HR-директор компании начала кричать, восприняв ситуацию как личную обиду. В другом случае акционер из-за услышанного «нет» на интервью стал рассказывать в своем кругу, какой неадекватный кандидат ему попался. На эти выплески эмоций лучше реагировать спокойно. Если спросят, что произошло, стоит прямо объяснить причины отказа и уточнить, что с этими людьми удалось пересечься только на интервью.

Как не попасть в «серую» зону

Если оффер уже получен, то выбор канала — телефон или электронная почта — не так принципиален. Главное — не пропадать с «радаров» и отвечать на звонки и сообщения. 

Бывает, что кандидаты в ожидании лучшего предложения специально оттягивают решение, соглашаясь на следующий этап собеседования или надеясь дать окончательный ответ после стажировки. Однако если соискатель уже точно решил отказать, будет правильно сообщить правду — аккуратно сказать, что другая компания заинтересовала уровнем проекта, масштабом, командой, размером вознаграждения. Это важно по двум причинам. Во-первых, если соискатель действительно понравился, компания, возможно, изменит условия оффера на более выгодные. Во-вторых, HR-специалист и рекрутеры смогут быстрее «перенастроить» дальнейший процесс собеседований и нанять другого сотрудника в срок.

Кроме того, игнорирование сообщений и звонков поможет избежать попадания в «серую» зону у HR-специалистов и рекрутеров. Это негласное название списка кандидатов, которые, по мнению рекрутеров, с высокой долей вероятности откажутся и от следующего предложения. Такой список часто есть и в кадровых агентствах, и в самих компаниях. Наиболее расхожий случай попадания в него: человек тянет с ответом 1,5 месяца, просит дать ему еще немного времени, а потом соглашается на другое предложение, поскольку ждал именно его. Попадание в «серую» зону автоматически снижает шансы на дальнейшее трудоустройство.

Как сформулировать письмо-отказ от оффера

Примеры, как может выглядеть письмо-отказ: 

  • «[Имя], добрый день! Спасибо за оффер, мне очень приятно, что вы так высоко оценили мою кандидатуру! К сожалению, я не смогу принять ваше предложение о работе, поскольку уровень ожидаемой заработной платы и бонусов ниже, чем тот, что позволит мне покрывать текущие траты и выполнять мои обязательства. В любом случае я рад(а) нашему знакомству и готов(а) к сотрудничеству на других проектах вашей компании. С уважением, [Имя]».
  • «[Имя], добрый день! Благодарю вас за оффер! Однако я принял(а) решение, что моя кандидатура — не лучший вариант для вашей компании. Я провел(а) собственный дополнительный анализ будущего проекта и понял(а), что его ниша слишком узкая. Показатели продаж в этой ситуации будут, вероятнее всего, низкими, что точно отразиться на себестоимости продукции в производстве. Я не уверен(а), что с такими исходными данными смогу обеспечить вам результаты, о которых мы говорили на собеседовании. Тем не менее, я был(а) рада знакомству с вами и надеюсь, что нам удастся посотрудничать на других проектах. С уважением, [Имя]».
  • «[Имя], здравствуйте! Спасибо за оказанное доверие и предоставленный оффер! Однако после нашего собеседования я пришел(ла) к выводу, что задачи, которые должен в перспективе выполнять нанятый на эту должность сотрудник, мне все-таки не близки. Если я буду выполнять только их, то достаточно быстро потеряю интерес к работе. Такое положение вещей для меня неприемлемо, поскольку мне важно оставаться лояльным и мотивированным сотрудником долгое время. Это решение далось мне нелегко, и я надеюсь на ваше понимание. Так или иначе, мне было очень приятно с вами познакомиться и получить от вас такую высокую оценку моей кандидатуры! С наилучшими пожеланиями, [Имя]».

Если после этих писем работодатель начнет уговаривать вас подумать еще и все-таки согласиться без изменений в оффере — соглашаться точно не нужно. Компания, которая заинтересована в кандидате по-настоящему, вместе с просьбой «подумать еще» предложит, например, обсудить будущую долю или долгосрочный бонус в компании при достижении определенных финансовых показателей — EBITDA или объема продаж. В таком случае можно взять время на раздумья. 

Отказывать людям может быть непросто. Однако самое ценное, что объединяет HR-специалистов, рекрутеров и соискателей — время, и лучше всего сберечь его всем участникам процесса.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Причины, по которым приходится отказывать работодателю

Первый шаг на пути к трудоустройству сделан — резюме составлено. Это была большая работа: вы выбрали подходящий шаблон, заполнили все блоки, скачали резюме и отправили рекрутеру.

как правильно отказать работодателю в предложении работы

Старания не прошли даром — желаемая работа получена. Но в силу некоторых причин вы должны сообщить эйчару об отказе. Не спешите подыскивать шаблонные формулировки для ответа. Проанализируйте, действительно ли причина, по которой отклоняете предложение, является веской.

Возможны и другие причины. Представьте ситуацию: женщину пригласили на собеседование в престижную компанию. За день до назначенной даты она узнала о том, что беременна. Соискатель поспешила уведомить представителей фирмы, что не готова приступить к выполнению обязанностей и назвала причину. Такой поступок может сыграть положительную роль в будущем. Беременная не стала скрывать свое положение, чем заслужила доверие начальства. Вполне вероятно, ее могут пригласить на работу после декрета или даже принять на льготных условиях, сохранив за ней место.

как правильно отказать работодателю в предложении работы

Когда вы проанализировали причины и убедились в их значимости, обязательно уведомите потенциального начальника об изменении намерений. Особенно если должность высокооплачиваемая, а на проведение собеседования было потрачено много времени и сил. Доводы должны быть максимально убедительными.

Почему кандидатам стоит сообщать работодателям об отказе

На форумах, где общаются соискатели, встречаются сомнительные советы: «Зачем сообщать? Рекрутеры не всегда перезванивают и отвечают на письма». «Я сам выбираю, с кем работать, необязательно сообщать, пускай догадываются». Таких примеров много.

Возникает вопрос: нужно ли информировать несостоявшегося начальника в том, что кандидат на должность передумал. Отказывать всегда сложно — потребуется выкроить время, найти подходящие слова, потратить нервы. Многие страшатся услышать упреки и негативные комментарии в свой адрес.

Эксперты советуют собрать волю в кулак и сообщить об отказе. Причин этому несколько:

  • Соискатель рискует попасть в единую базу данных кадровых агентств с негативным отзывом. Это может помешать ему получить аналогичную должность в другой компании.
  • Встреча несостоявшихся коллег возможна на деловом мероприятии, поэтому лучше, если расставание произойдет на приятной ноте.

Приведем пример: молодой человек устраивался на вакансию главного менеджера в торговый центр. Он сумел обойти конкурентов и получил приглашение на собеседование. Но вдруг ему звонят из конкурирующей компании и предлагают аналогичную должность, но с более высоким окладом. Юноша дает согласие, не уведомив при этом работодателя, к которому шел изначально, и не является к нему на собеседование. Оказалось, что руководители конкурирующих компаний — родственники. Во время оформления документов совершенно случайно всплыл факт нелицеприятного поступка молодого человека. Узнав, что потенциальный сотрудник поступил безответственно, новый начальник отказал ему в трудоустройстве.

причины отказа работодателя соискателю

Сообщить работодателю о своем решении лучше в срок 7-10 дней после собеседования. Не тяните. Раз предприятие ищет сотрудника, значит, он требуется срочно. Из-за вас фирма может понести убытки, а ваша деловая репутация будет запятнана.

Как лучше отказать работодателю

Воспользуйтесь «стратегией сэндвича», которую часто используют рекрутеры для отказа соискателям. Суть в том, что нужно заключить отказ в «обложку» из добрых намерений: сначала сообщить хорошие новости, потом плохие, в конце снова хорошие. Подобную технику успешно применяют в бизнесе.

Как тактично отказать работодателю: пошаговая инструкция

  1. Поздоровайтесь и представьтесь.
  2. Поблагодарите за интерес к вашей персоне.
  3. Сообщите о сожалении, что приходится отказывать и объясните причину.
  4. Пожелайте успехов или профессионального роста. Вежливо попрощайтесь.

Если все сделали правильно — вас запомнят как приятного человека. Для большей наглядности, рассмотрим на конкретных примерах каждый шаг, как можно корректно и вежливо отказать работодателю.

Шаг 1

Поздоровайтесь и напомните, на какую должность претендовали, если встречались, напомните дату этого события.

«Добрый день, Андрей Яковлевич! Я Сергей Петров. На днях я приходил в компанию и вы предложили мне должность вашего ассистента…»

«Здравствуйте, Зинаида Анатольевна! Вас беспокоит Иван Паутов. Мы встречались неделю назад на собеседовании по поводу вакансии инженера…»

Шаг 2

Рекрутеры тратят много времени на проведение телефонных переговоров и собеседования. Выразите благодарность эйчару за потраченные время и усилия.

«…Спасибо, что уделили мне время и посвятили в нюансы работы компании…»

«…Благодарю, что познакомили с офисом и сотрудниками. Предложение стать частью команды ценно для меня…»

Шаг 3

Соискателю не следует заставлять рекрутера строить догадки о причине несогласия на должность. Компании важно знать, почему так произошло. Это поможет в дальнейшем избежать ошибок при подборе кандидатов. Работодатель должен понимать, что отказ обусловлен конкретными обстоятельствами. Не нужно сложных фраз и долгих объяснений. Будьте кратки и точны.

«…Сожалею, но не смогу приступить к работе. Пока обдумывал ваш оффер, другая компания пригласила меня на аналогичную должность, предложив более выгодные условия…»

«…Очень рад предоставленной возможности и благодарю за доверие. После долгих раздумий я пришел к выводу, что моего опыта недостаточно, чтобы достойно представлять интересы компании…»

«…Вынужден отказаться от вашего предложения. Извините, но заработная плата, учитывая функционал, который придется выполнять, меня не устраивает…»

Шаг 4

Мир бизнеса небольшой. Скорее всего, встреча в будущем неизбежна. Поэтому не пренебрегайте советом и попытайтесь расстаться на хорошей ноте.

«…Надеюсь, поиск нового сотрудника не займет много времени. Желаю Вам и команде успехов и профессионального роста. Всего хорошего, до свидания…»

«…Еще раз спасибо за доверие. Выражаю надежду, что в будущем нам доведется поработать в качестве деловых партнеров. До свидания…»

3 способа, как отказать работодателю

Сделать это можно, написав письмо, сообщение или озвучив корректный отказ при личной беседе/по телефону. Как и в какой форме правильно отказать работодателю в работе зависит от специфики предложения и обстоятельств.

Личный отказ

Допустим, уже на собеседовании человек понимает, что должность ему не подходит. Сказать об этом нужно сразу, глядя в глаза собеседнику.

Личная встреча — лучший способ отказать работодателю как на собеседовании, так и после, особенно если отбор на должность проходил в несколько этапов и занял у рекрутера много времени.

Если кандидат уже проходит стажировку или приступил к обязанностям и находится на испытательном сроке, но понял, что должность не подходит, отказ нужно озвучивать только при личной встрече с начальником. Если трудовой договор уже подписан, то увольнение будет проходить согласно прописанным условиям.

Стоит согласиться встретиться с работодателем лично, если причина весомая или офис находится недалеко от дома.

Письменно

Многие предпочитают этот способ, так как он не предполагает ответа. Если предложение получено в виде официального джоб-оффера, то и отказ озвучьте в электронном письме.

Отказать работодателю в письменной форме по email или в смс-сообщении уместно, если:

  • предлагаемая вакансия не слишком серьезная;
  • вы не обладаете грамотной устной речью;
  • не удалось наладить контакт с рекрутером, отношения сложились неоднозначно;
  • до собеседования велась активная переписка посредством сообщений.

После написания отказа убедитесь, что текст написан без ошибок, проверьте адрес электронной почты.

«Добрый день, Сергей Николаевич! Меня зовут Иван Рожков, наше знакомство состоялось 9 октября на собеседовании. Я претендовал на позицию контрактного служащего. Благодарю, что выделили меня среди других кандидатов и потратили время. К сожалению, я отказываюсь от работы из-за неудобного графика. Желаю Вашей фирме процветания. С уважением, Иван Рожков».

По телефону

Этот вариант сложнее, ведь реакция собеседника может быть непредсказуема: он элементарно может повесить трубку, и придется искать другой способ отклонить предложение.

Изначально продумайте разговор и придерживайтесь следующих правил:

  • найдите убедительные аргументы;
  • во время разговора будьте уверенны, кратки, тактичны;
  • придерживайтесь вежливого тона, даже если собеседник проявляет негативные эмоции;
  • постарайтесь закончить разговор на позитивной ноте.

Образец, как можно красиво и правильно отказать работодателю в работе по телефону:

«Добрый день, Анатолий Васильевич! Вас беспокоит Мария Степанова. Мы договаривались о собеседовании по поводу вакансии главного бухгалтера. Спасибо, что выбрали меня, но я должна отказать. Мне предложили должность в другой компании на более выгодных условиях, она соответствует всем моим требованиям. Надеюсь, вы найдете подходящего сотрудника в кратчайший срок. Всего хорошего. До свидания».

Как нельзя отказывать работодателю

Иногда соискатели начинают придумывать причины для отказа, сообщать нелицеприятные факты о сотрудниках фирмы или об условиях работы. Делать этого категорически нельзя, так как мир бизнеса тесен, и есть риск испортить себе репутацию.

Как нельзя отказывать в предложении о работе:

  • сообщать нелицеприятные факты о внешности и о личности действующих сотрудников;
  • жаловаться на небольшой заработок и «вообще, кто соглашается работать за такие гроши»;
  • сообщать начальству о негативных отзывах самих сотрудников;
  • говорить о бесперспективности фирмы;
  • сетовать на ужасные условия (плохой офис, маленький неуютный кабинет и проч.);
  • обманывать, что заболели, переехали в другой город, потеряли документы;
  • жаловаться, что не понравилось предприятие, и вы напишете о нем отрицательный отзыв в интернете.

Если кандидата действительно что-то не устраивает, озвучивать это нужно тактично.

Не обращайтесь к рекрутеру по имени, не ведите себя фамильярно. Придерживайтесь делового стиля ведения переговоров. Не передавайте отказ через посторонних лиц, родственников или секретаря фирмы.

Вывод

Как видите, решить вопрос, как отказать работодателю правильно и тактично, несложно. Однако это требует грамотного подхода и усилий. Не забывайте, что от того, каким будет отказ, зависит ваше будущее. Возможно, вам еще придется обратиться в данную компанию по поводу трудоустройства. Поэтому оставьте о себе мнение как о профессионале, а не о грубом дилетанте.

Почему нельзя просто не выйти на новую работу или исчезнуть на испытательном сроке, как сказать работодателю «Нет, спасибо» и оставить при этом светлую надежду — что однажды ты можешь вернуться (а вдруг)

Прошли те дни, когда работодатели имели более выгодное положение на рынке труда и заставляли соискателей неделями ждать ответа. 

Работы много (у нас, например, 2 млн вакансий по России), а соискателей — не очень. С 2017 на рынке труда дефицит высококвалифицированных специалистов, и пока ситуация становится только хуже.

Кандидат с опытом работы и приличными навыками получает в среднем 3-4 предложения. В такой ситуации уже работодателям приходится ждать решения и соревноваться за классного сотрудника.

Представь, что ты получил приглашения на работу от трёх компаний — прошёл все этапы отбора, собеседования, познакомился с топами и лидами. После принял решение в пользу одного работодателя, а остальных — в игнор. 

На первый взгляд ничего криминального. Почему ты должен тратить эмоции, время и силы на вежливость, если предложенная работа больше не интересует. 

Согласно опросам американского агентства Clutch, 41% соискателей считают нормальным игнорировать работодателей, если передумали выходить на новую работу или получили более выгодное предложение. 

Но не забывай, что рынок труда цикличный — на смену дефицита кадров придёт безработица. Поэтому сжигать мосты с хорошими работодателями как минимум недальновидно — особенно если ты работаешь в узкой сфере.

В общем, веди себя как взрослый и попробуй уладить ситуацию без репутационных рисков.

Поставь себя на место работодателя

Подумай о ситуации с точки зрения нанимающей компании. Точнее эйчара, который потратил много часов на поиск кандидатов, собеседования, оценку и заполнение отчётов. 

После проделанной работы специалист по кадрам выбрал тебя как человека, с которым хотят работать и проводить каждый день рядом. Ты понравился работодателю — и он рассчитывает на взаимность. 

Нельзя просто взять и исчезнуть. Объясни ситуацию — ведь дело в тебе.

Найди время сообщить о решении

Работодатели тоже часто не сообщают о решении кандидатам. Некоторые вообще не общаются с соискателями, игнорируя резюме и письма. Это неправильно.

Компании, которые заботятся о репутации и бренде, выстраивают куммуникации с соискателями таким образом, что даже в случае отказа никто не в обиде. 

Грамотные работодатели сообщают о каждом шаге — «Мы получили ваше резюме», «Мы рассматриваем ваше резюме» и так далее. Если кандидат не подошёл — эйчар звонит и сообщает лично, в крайнем случае пишет длинное письмо с благодарностью за потраченное время.

Такая схема работает и в обратную сторону.

Объясни причину отказа

Вспомни, как это бесит, когда работодатели не объясняют причину отказа. Часто компании избегают этот момент, потому что не умеют сообщать неприятные новости. Боятся негативного общения.

Это бизнес, ничего личного. Объяснять отказ нужно хотя бы по трём причинам: это честно, это поможет соискателю понять — над чем работать, это всё равно оставит положительное впечатление.

Работодатели тоже оценят открытое общение. Например, тебе не понравились условия труда или рекрутер на собеседовании задавал слишком личные вопросы. Скажи всё прямо, но не уходи в оскорбления.

Оставь себе возможность вернуться 

Когда расскажешь работодателю о решении, добавь — что всё равно хочешь работать в компании и был бы благодарен за возможность вернуться к обсуждению работы, если новое место не понравится, и готов рассмотреть новые предложения в будущем. Например, с более высокой зарплатой или должностью. После обязательно обменяйся контактами с эйчаром или руководителем — подружись в социалках, оставайся на связи.

Это может показаться наглостью, но так поступают умные соискатели. 

Собеседование

Как отказать работодателю после собеседования?

Как отказать работодателю после собеседования?

Содержание

  1. Причины
  2. Сроки отказа
  3. Как отказать?
  4. Общие правила
  5. Чего не нужно делать?

Претенденты на должность в солидную компанию, как правило, с волнением ждут результатов собеседования. Однако в силу некоторых причин желание оказаться в штате предприятия может пропасть, и тогда возникает необходимость сообщить несостоявшемуся руководителю о своем решении. Воспользовавшись правилами красивого отказа, вы сможете сделать это без каких-либо осложнений.

Причины

Прежде чем искать шаблонные формулировки для вежливого отказа от предлагаемой должности, следует хорошенько подумать. Вы потратили время на поиск работы, успешно прошли все этапы конкурса, вас одобрил руководитель фирмы и выделил среди числа прочих кандидатов. На новом месте надеются на вас и связывают с вами определенные ожидания – должна быть очень веская причина, чтобы отказаться от поста после того, как вы согласились с предлагаемыми условиями. Тщательно проанализируйте ситуацию и подумайте, почему вы изменили свое решение.

Есть причины, которые не должны влиять на ваше мнение:

  • вас переубедил кто-то из знакомых или родственников – прислушиваться следует исключительно к собственному внутреннему голосу и опираться на проверенные достоверные источники;
  • вам страшно не оправдать возложенных надежд – в этом случае попробуйте посетить тренинг или обратиться к аффирмациям по повышению самооценки;
  • вы не имеете веской причины для отказа, вам просто не хочется ничего менять в своей жизни – заставьте себя выйти из зоны комфорта, все перемены наверняка к лучшему.

По-настоящему заслуживающих внимания причин для обоснования решения об отказе от интересной должности на самом деле не так много:

  • за время прохождения отбора вы получили еще одно предложение, более выгодное для вас;
  • неверное понимание особенностей предстоящей работы ввиду отсутствия четкой структурированной должностной инструкции;
  • неподходящий график труда, возможные командировки, занятость по выходным дням;
  • несоответствие предлагаемой оплаты труда заявленному уровню;
  • отсутствие уверенности в своем профессионализме.

Если ваши аргументы действительно весомы – обязательно уведомите руководителя фирмы, в которой вы прошли конкурсный отбор, об изменении своих намерений.

Доводы должны быть максимально убедительными в ситуации, когда речь идет о высокооплачиваемой работе или если собеседование представляло собой многоступенчатую систему оценки вашего профессионализма с существенными затратами сил и времени обеих сторон.

Возникает вопрос: так ли нужно информировать несостоявшегося начальника о том, что вы передумали у него работать, ведь это не самая приятная процедура – нужно найти время, подобрать слова, потратить нервы и, возможно, услышать упреки в своей адрес. Тем не менее необходимо собрать свою волю в кулак и все же озвучить свой отказ, причем сделать это следует как можно более деликатно. Тому есть несколько причин.

  • В кадровых агентствах существует единая база данных, куда работодатели отправляют свои отзывы на того или иного соискателя. Если вы попадете туда с негативной оценкой, то шанс быть приглашенным в другую компанию на аналогичную должность будет мал.
  • Если вы работаете в одной отрасли, то велик шанс пересечься в будущем. Поэтому всегда лучше, если расставание пройдет на приятной ноте.

Пример из практики. Один молодой человек претендовал на позицию топ-менеджера в крупную мебельную компанию, однако спустя несколько дней после того, как он был утвержден на пост, ему позвонили из конкурирующей фирмы и предложили аналогичное место, но с более высоким размером оплаты. Он принял предложение, но того работодателя, к которому шел изначально, не уведомил. Позже оказалось, что владельцами обеих фирм являются родственники. Когда всплыл тот факт, что один из них принял на работу сотрудника, который подвел второго, молодого человека уволили.

Сроки отказа

В идеальном варианте обозначить свой отказ от предложения о работе следует как можно раньше. Предельно допустимым сроком считается период в 7-10 дней с момента последнего собеседования. Если вы будете тянуть время, то попросту поставите работодателя в неловкое положение: раз предприятие ищет человека на ту или иную позицию, скорее всего, сотрудник им нужен в ближайшее время. Промедление с оформлением отказа от должности приводит к тому, что работодатель вынужден искать нового специалиста и проводить все этапы отбора заново.

В такой ситуации фирма может терпеть убытки, несостоявшемуся работнику грозит как минимум утрата бизнес-репутации, а в самом худшем случае он окажется в «черном списке» соискателей.

Как отказать?

О своем отказе от предлагаемой должности можно сообщить в письменной форме, а также по телефону либо лично.

Письменно

Допускается письменный отказ от работы в следующих ситуациях:

  • если предлагаемая вам позиция незначительна и не относится к категории топ-менеджмента;
  • если потенциальный начальник отличается вспыльчивым и неуравновешенным характером, груб и несдержан в отношениях с окружающими;
  • если до момента прохождения собеседования между вами велась активная переписка;
  • если вы устраивались на творческую должность, так или иначе связанную с писательской деятельностью.

При составлении письменного отказа удостоверьтесь в том, что текст написан грамотно, без орфографических и синтаксических ошибок. Проверьте правильность электронного адреса и перепроверьте факт отправки – желательно выставить в настройках отчет о доставке и прочтении сообщения адресатом.

При написании письма за образец можно взять такой текст.

«Уважаемый Николай Николаевич! Благодарю Вас за проявленный к моей кандидатуре интерес и за уделенное время. Мне было интересно познакомиться со столь крупным предприятием, но, к большому сожалению, я вынужден отказаться от сделанного мне предложения. Ситуация сложилась так, что мне предложили повышение в должности и, взвесив все очень тщательно, я решил остаться на своем прежнем месте работы.

Еще раз благодарю Вас за внимание и надеюсь на понимание. Удачи в поиске подходящего специалиста. С уважением, Петров Петр Петрович.»

Лично

Если конкурсный отбор на должность состоял из нескольких этапов и занял много времени, то зачастую между кандидатом и рекрутером устанавливаются личные контакты. В данном случае отказ от предложения занять ту либо другую должность лучше всего обозначить при личной встрече. Непременно поблагодарите представителя фирмы за оказанное доверие и лаконично обоснуйте принятое вами решение.

Не забудьте высказать сожаление о сложившейся ситуации и пожелайте руководителю подыскать хорошего кандидата на эту ответственную должность.

По телефону

Телефонный отказ уместен в следующих случаях:

  • если собеседование проводилось через мессенджеры, по скайпу либо по телефону;
  • если вы отказываетесь не от руководящего поста;
  • если вы не имеете возможности организовать очную встречу (об этом нужно обязательно упомянуть в разговоре и извиниться).

Обращаем внимание на то, что все руководители – люди занятые, и всегда имеется риск того, что ваш звонок раздастся в неподходящий момент. Именно поэтому, прежде чем набрать номер несостоявшегося начальника, обязательно уточните в службе кадров, в какое время он сможет пообщаться с вами или хотя бы спросите, удобно ли ему сейчас разговаривать.

Общие правила

При оформлении отказа от предложения о работе действуют несколько правил, составленных психологами и сотрудниками кадровых служб.

  1. Вежливый и тактичный отказ не допускает заискивающих интонаций и выдумывания оправданий. Ваша основная цель – проинформировать о принятом решении предельно корректно, без лишних эмоций.
  2. Будьте лаконичными, помните, что краткость – сестра таланта. Не стоит пускаться в витиеватые похвалы и просторные объяснения своего решения – уважайте свое и чужое время.
  3. Придерживайтесь нейтрального стиля разговора, будет вполне достаточно одного извинения за сложившуюся ситуацию, не нужно демонстрировать чувство вины и просить прощения у работодателя.
  4. Будьте морально готовы к упрекам и раздражению от представителей компании. Особенно часто такая ситуация возникает, если была договоренность выйти на работу уже «завтра». Постарайтесь понять несостоявшегося руководителя – ему придется повторно открывать вакансию, искать кандидатов, приглашать их на собеседование – от этого неминуемо пострадает рабочий процесс. Однако сдерживайте ответные реакции, просто выслушайте, что вам скажут, вежливо попрощайтесь и уходите. Если работодатель начинает оскорблять вас, не пускайтесь в перепалку – просто развернитесь и уходите.
  5. Постарайтесь придерживаться общей схемы отказа, принятой в соответствии с требованиями делового этикета:
  • поздоровайтесь, обратившись к несостоявшемуся руководителю по имени-отчеству;
  • кратко подготовьте его к неприятной новости: поблагодарите за внимание и интерес к своей персоне, не забудьте сказать пару-тройку комплиментов самой компании;
  • сформулируйте свой отказ максимально деликатно: используйте такие речевые обороты, как «мне жаль», «мне непросто далось это решение, но…»;
  • сообщите причину отказа и если она так или иначе связана с условиями труда, то будьте готовы, что за этим последует длительное обсуждение – наверняка работодателя затронет этот факт, и он постарается выяснить все нюансы вашего изменившегося решения;
  • поблагодарите за толерантность (конечно, лишь в том случае, если ваш отказ был принят достойно);
  • пожелайте дальнейших успехов фирме и вежливо попрощайтесь.

Чего не нужно делать?

    Есть ситуации, когда соискатель должен обязательно скрыть настоящую причину своего отказа от предложения о службе и придумать любую другую:

    • если на новой работе ему предлагается выполнять обязанности, противоречащие его этическим принципам (например, обманывать своих клиентов, вести подложные документы);
    • если фирма переживает не самые лучшие времена и ей грозит финансовый кризис.

    Не сообщайте работодателю то, что может так или иначе затронуть его лично, допустим, вам мог кто-то нахамить в офисе либо на вас произвел неблагоприятное впечатление стиль общения начальника со своими подчиненными. Не исключено, что сама атмосфера в коллективе не покажется вам комфортной – не надо это открыто обсуждать, вероятно, это не более чем ваше индивидуальное восприятие. При обосновании отказа лучше указать любую другую нейтральную причину.

    Если вас просто не устраивают некоторые пункты должностной инструкции, то об этом нужно культурно сказать рекрутеру, не исключено, что по этим моментам можно добиться пересмотра положений. Наверняка работодатель может пойти вам навстречу, изменив некоторые договоренности по мере возможности либо даже исключив их.

    Помните, что своевременный и тактичный отказ от предложения о службе оставляет для руководителя время на поиск другого кандидата, а вас оберегает от необходимости каждый день тратить свое время на деятельность, не создающую предпосылок для раскрытия умений и профессиональной самореализации.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать что мне плохо на душе
  • Как написать что мне грустно
  • Как написать что мне больно
  • Как написать что меня заинтересовала вакансия
  • Как написать что меня взломали