Как написать что то гениальное

Глядя на прекрасное произведение — картину, роман, бизнес-план или идею — мы часто думаем, что его творец знает какой-то секрет. Иначе как ему удалось создать такое? Наверняка здесь есть какая-то магия.

Но множество исследований подтверждают: творческий процесс у большинства творцов протекает одинаково. И самое же сложное — то, что в этом нет ничего магического. Не существует никаких уловок, коротких путей и руководств, как быстро стать креативным. Созидание — это не волшебство, а работа

В книге «Как научить лошадь летать?» есть описание творческого процесса. Вот 10 шагов, которые приводят к гениальным результатам.

Прежде чем начать

Самыми пагубными могут быть слова «прежде чем начать». Лауреат премии «Оскар» сценарист Чарли Кауфман сказал: «Начать, начать. Как начать? Я голоден. Я должен взять себе кофе. Кофе поможет думать. Сначала я должен написать что-то, а затем наградить себя кофе. Кофе и кекс. Так, я должен определиться с темами. Может быть, бананово-ореховый. Вкусный кекс».


Как научить лошадь летать?

Единственное, что мы делаем перед тем, как начать что-то, — не начинаем ничего. Как бы ни проявлялась эта ошибка, в форме бананово-орехового кекса, уборки в ящике с носками или пакета новых канцелярских товаров, она сводится к отсутствию начинания, созвучного со звуком заглохшей машины: только щелчки, никакого зажигания. Справившись с искушениями, исходящими от внешнего мира, мы должны также справиться с искушением, таящимся в нас самих.

Лучший способ начать

Лучший способ начать похож на то, как вы учились плавать. Нельзя касаться ногами дна. Никаких переходов вброд. Тоните. Промокните с головы до пят. Выплюньте соль, уберите волосы с глаз, а затем гребите и гребите дальше. Почувствуйте, как холод уходит. Не оглядывайтесь, не думайте. Просто плывите.

В начале важно только то, сколько глины вы положите на ваш гончарный круг. Работайте столько, сколько можете. Повторяйте это до конца своих дней.


Начните сегодня. — Источник

Совершите ошибку

Сначала вам будет казаться, что все не так. Мы не привыкли оставаться наедине с собой надолго. Мы не знаем, как сначала может выглядеть наше создание, ведь мы представляли его уже в законченном виде. В начале все выглядит скорее как ошибка, чем нечто правильное, сплошные изъяны, никакого мастерства, одни проблемы и никаких решений. Ничто не возникает сразу в хорошем виде, но все хорошее когда-то начинается. Все может быть переделано, удалено или доработано позже.

Смелость создания заключается в неудачных стартах.

Глядя с завистью на чужие идеальные творения или даже на собственные, мы не можем увидеть, что в процессе их создания многое было отброшено, многое сломалось или вовсе не попало в финальную версию. Если у вас вышла идеальная страница, не возносите ее на пьедестал, а положите на стопку несовершенных страниц, скомканных и разорванных, бездарных и существующих только ради того, чтобы их выкинули. Это куча макулатуры — не неудача, а фундамент, благодаря которому только и может появиться идеальная страница.

Соблюдайте последовательность

Необязательно соблюдать ритуалы, но последовательности нужно придерживаться всегда. Созидание требует постоянных часов наедине с собой.ююююю

Композитор Игорь Стравинский, один из величайших новаторов музыки ХХ века, каждое утро играл фугу Баха. В течение многих лет он начинал свой день таким образом. Затем работал десять часов. Перед обедом он сочинял музыку. После него дирижировал и записывал ноты. Он не ждал прихода вдохновения. Он говорил, что «вдохновение приходит во время работы, даже если поначалу его невозможно заметить».

Вуди Аллен начинает с ящика в столе, наполненного обрывками бумаги, многие из которых — оторванные крышечки от спичечных коробков или уголки журналов; они составляют пестрое полотно возможностей:

«Я начинаю с набросков и вещей, написанных в отелях, размышляю над ними, вытаскиваю все кусочки бумаги, вываливаю на кровать. Я проделываю это каждый раз, когда начинаю работу над новым проектом, сижу так над этим всем и смотрю. Тут есть фраза „Мужчина получает в наследство секреты волшебных трюков от великого мага“. Это все, что написано, но я могу увидеть, как рождается история о каком-то мелком засранце вроде меня, который покупает на аукционе или каким-то другим образом все эти иллюзионистские штуки, коробки, гильотины и прочее, и я придумываю какое-нибудь интересное приключение, когда герой заглядывает в одну из этих коробок и, возможно, оказывается в другой эпохе или стране либо вообще в другом мире. Я подумаю над этим сюжетом час, ничего толком не придумаю и переключусь на следующую идею».


Вуди Аллен. — Источник

Откажитесь от «конфет»

Сначала даже час созидания покажется трудным. Каждые пять минут разум требует перерыва: нам хочется размяться, сварить кофе, проверить почту, погладить собаку. Мы позволяем себе глубоко уйти в исследование темы, и вот уже на три ссылки отошли от интересующей идеи и ищем имя жены Билла Косби в сериале The Cosby Show («Ее звали Клэр»), или узнаём, какой звук издают жирафы (они обычно не издают звуков, но иногда кашляют, ревут, фыркают, блеют, мычат и курлыкают). Это конфетка, которую мы себе даем.

То, что получается создать в одиночестве, легко уничтожить, отвлекшись на что-то. Не существует единого научного описания процесса разрушения. Результаты многих экспериментов сводятся к одному и тому же — перерыв замедляет процесс. Вне зависимости от того, насколько коротким был перерыв, мы теряем еще больше времени, пытаясь влиться обратно в работу. Мы совершаем вдвое больше ошибок, начинаем злиться и нервничать. Творчество не приемлет многозадачности.

Выбирайте и отбрасывайте

Сила, обладающая величайшей созидательной мощью, которую мы можем вообразить, — это не мы, а то, что создало нас, и нам есть чему поучиться у этой силы. Будь то Бог или эволюция, но эта сила — беспощадный редактор. Она уничтожает почти все, что создает, посредством смерти, вымирания или вырождения, выбирая из оставшегося лучшее. Создание предполагает выбор.

Все, что нас окружает, начиная от природы и заканчивая культурой, было создано этим процессом. Каждый персик, каждая орхидея, каждый скворец, как и любое великое произведение искусства, науки, техники или бизнеса, появились благодаря тысячам неудачных попыток. Создание заключается в выборе, повторении попыток и неприятии.

Хороший текст — это прекрасно отредактированный плохой текст; блестящая гипотеза — это то, что остается после краха большинства экспериментов; чудесно приготовленное блюдо — результат удачного выбора продуктов, нарезки, свежевания, очистки и выпаривания; отличный фильм получается не только из кадров, которые остаются в финальной версии, но и из тех, которые вырезали. Чтобы преуспеть в искусстве созидания, мы должны привыкнуть к тому, что будем часто терпеть неудачи.

Холст не должен оставаться пустым. Мы должны с головой уйти в работу. И когда приступим к творчеству, поначалу результаты будут плохими или не такими хорошими, какими станут позже. Это в порядке вещей. Мы должны научиться жить с этим.

Заприте комнату ожидания

Всякий раз, когда мы начинаем изобретать, создавать или продумывать идею, когда начинаем делать что-то новое, в наших головах звучат голоса, выступающие за обыденность, готовые раскритиковать и все перечеркнуть.

Мы узнаем большинство из них. Это призраки критиканов, судей, инвесторов и рецензентов из прошлого, настоящего и будущего, порождения нашего стремления к сохранению прежнего порядка вещей, которые уговаривают нас остановиться и спасти себя от неизбежных трудностей инноваций.

Этих персонажей, которые на самом деле — мы сами, конечно, следует радостно встречать, а не отвергать. Они важны и полезны, но обычно приходят слишком рано. Время для критической оценки наступает гораздо позже. Пока же им следует посидеть в отдельной комнате нашего сознания, не издавая и единого звука, пока не потребуются редактирование, оценка и перекраивание. В противном случае они не только замедлят нашу работу, но и опустошат воображение. На то, чтобы написать сценарии для всех этих персонажей и озвучить их, уходит много энергии, которая требуется для выполнения работы.

То же самое можно сказать и персонажах-противоположностях. Порой внутренние критики уступают место ярым сторонникам инновации, которые поторапливают, заставляя мечтать о славе и блеске. Они представляют, как первая же неудачная строчка, которую мы записали, взорвет Бродвей. Они придумывают благодарственную речь для церемонии вручения Нобелевской премии, пока мы набрасываем идеи для названия научной статьи. Они практикуются в рассказе анекдотов на ток-шоу, пока мы пытаемся слепить первую страницу романа. Для этих голосов все новое, что мы делаем или задумываем, уже идеально. Отправьте их в ту же комнату ожидания, что и критиков.

Продолжайте

Начинать сложно, но продолжать еще труднее. Множество ящиков в рабочих столах по всему миру ломится от того, что было когда-то начато. Незаконченные наброски, детали изобретений, недоработанные идеи проектов, тетради с недописанными гипотезами, заброшенные патенты, незавершенные рукописи.


Пробовать снова и снова — обязательная часть процесса. — Источник

Творчество — это монотонный процесс. Оно состоит из работы ранним утром и поздними вечерами, которая, скорее всего, не оправдается, будет удалена, стерта из памяти или отвергнута в процессе из-за отсутствия прогресса, но все же будет повторяться каждый день в течение нескольких лет. Тому, кто ищет красивой жизни, не следует заниматься искусством, наукой, инновациями, изобретательством или любой другой деятельностью, предполагающей творчество. Это длинный путь, в котором большинство поворотов неверны и заканчиваются тупиками.

И все же каким-то образом где-то в середине бесконечного рабочего процесса нечто начинает принимать форму. После десятого прототипа, сотого эксперимента или тысячной страницы набирается достаточно материала, чтобы начать процесс отбора. Вся та глина, которую вы в самом начале положили на гончарный круг, может стать не просто чем-то новым, а еще и стóящим.

Откройте комнату ожидания

Теперь наступает время сторонников привычного, наших внутренних критиков и судей, покинуть комнату ожидания, из которой они так рвались выйти. Они подслушивали все это время и готовы накинуться на вашу работу с синими ручками наперевес, такими же острыми, как зубы и когти. Позвольте им кричать. Разрешите беспощадно подвергать сомнению все данные, наброски или эскизы, вырезать все, что не должно попасть в финальную версию. Отбор — процесс кровавый. Прекрасная работа, которая создавалась на протяжении нескольких месяцев, может быть забракована в считаные секунды.

Это самая трудная часть. Мы — это сумма отведенного времени, мечтаний и поступков, а наши произведения воплощают в себе каждый из этих трех элементов. Отказаться от идеи может быть сродни потери конечности. Но на самом деле это не настолько серьезно, и многие уже проходили через это. Стадо должно сократить свою численность, иначе вымрет, и новая работа, которая не выдержит строгий отбор, может столкнуться с аналогичной ситуацией: она вряд ли вынесет рецензии, поступит в производство или получит патент, будет представлена на обозрение или опубликована.

Начните сначала

Когда суматоха утихает и остаются лишь самые подходящие и лучшие фрагменты нашей работы, наступает время начинать сначала. Сторонники обыденного, удовлетворенные до поры до времени, должны вновь удалиться в комнату ожидания, чтобы прошедшие отбор материалы, пусть их совсем немного, смогли превратиться во второй набросок, следующий прототип, видоизмененный эксперимент или переписанную песню, более сильную и лучше адаптированную.

И так продолжается процесс. Никаких эврик или вспышек вдохновения. Инновация — это то, что остается после неудач. Единственный способ правильно работать состоит в том, чтобы принять наше стремление к творчеству и желание оставить все как есть и заставить оба аспекта работать в нашу пользу. Секрет инновации — а может быть, и счастья — заключается не в победе нового над старым, а в равновесии между ними. Птицы не противоречат гравитации, но и не позволяют ей приковать себя к земле. Они используют ее, чтобы летать.

По материалам книги «Как научить лошадь летать?»

Обложка поста — unsplash.com

Семь советов, которые помогут вашим текстам стать уникальными и неповторимыми.

Как написать захватывающий текст. 7 проверенных приемов

Одно из самых сильных и распространенных заблуждений о писательском мастерстве состоит в том, что многие воспринимают его как что-то ниспосланное с небес, что-то такое, чему нельзя научиться. Этот миф успешно поддерживается и самими творцами, так как он тешит их самолюбие и дарит ореол избранности.

На самом деле, это совершенно не так. В любом творчестве 90 процентов успеха обеспечивает труд и настойчивость, и только оставшиеся 10 зависят от таланта. Любой человек при желании может научиться писать если не гениальные, то вполне добротные тексты, которые захватят читателей с первой буквы и не отпустят до самой финальной точки. Особенно если вы воспользуетесь практическими советами, которыми мы хотим с вами поделиться в этой статье.

1. Заинтересуйте читателя с первой фразы

Это одна их самых важных, но в то же время и трудных задач. Первое предложение вашего текста, как хорошо отточенный крючок, должно цеплять внимание читателя. Продолжая аналогию с рыбалкой, можно украсить этот крючок яркой приманкой. Однако тут важно не переусердствовать, чтобы человек к середине статьи не почувствовал себя обманутым.

Вот несколько хороших примеров для начала текста:

  • Задайте провокационный вопрос — «Вы знаете, что общего между блогом и фастфудом?»
  • Цитата — «Эрнест Хемингуэй однажды сказал: «Я не могу примириться с мыслью, что жизнь проходит так быстро, а я не живу по-настоящему.»
  • Статистика — «Согласно исследованиям, 99% блогеров испытывают периодически писательский блок!»
  • История — «На днях я почувствовал себя великим физиком. Мне на голову упало яблоко.»

2. Оцените каждое свое предложение

И речь тут идет совсем не о правописании. Вы можете писать с огромным количеством ошибок, но выдавать великолепные тексты, от которых читатели плачут и смеются. Или наоборот.

Самой главной задачей является удержание читательского внимания. Сегодня Интернет предлагает столько источников информации, а переход между ними настолько легок, что малейшая заминка в динамике вашего повествования приведет к уходу на другие страницы.

Поэтому старайтесь, чтобы каждое ваше слово давало что-то ценное вашим читателям. Лучший способ проверить это — прочитать текст постороннему человеку. Как только вы видите, что его взгляд стал блуждать и туманиться, то это верный знак, что текст надо дорабатывать.

3. Короче. Еще короче

Мода писать длинными замысловатыми предложениями осталась где-то в девятнадцатом веке, когда время было неторопливым, а люди вдумчивыми. Сегодня темп сжат до предела, и на многоступенчатые повествования мало у кого есть время. Хороший способ проверки — прочитать вслух свой текст. Если вы не можете выговорить какое-либо предложение на одном дыхании, то его, возможно, стоит сократить или разбить на несколько простых.

4. Будьте проще

А ведь так тянет иногда ввернуть что-нибудь такое умное!

Подавляйте это желание в зародыше и никогда не обстреливайте читателя чрезмерным количеством научных, профессиональных или жаргонных терминов. Никто не пойдет выяснять значение непонятных слов, просто закроют страницу и покрутят пальцем у виска.

5. Играйте с аналогиями

«Блог — это как свидание. Вы можете произвести хорошее впечатление на первом свидании, но потом вам придется снова и снова доказывать, что вы достойны внимания. Читатель — это ваша любовь, помните это.»

Ну вот, примерно как-то так.

6. Сделайте свой текст уникальным (даже если идея банальна)

Давайте признаемся честно: придумать что-то принципиально новое сегодня невероятно сложно. Каждое ваше озарение, пропущенное через поиск Google, принесет десятки и сотни доказательств, что кто-то когда-то про это уже писал. И что теперь делать?

Ищите другой угол зрения.

Если Интернет пестрит статьями о преимуществах фриланса, то напишите статью том, кому и по каким причинам нужно отказаться от этого вида деятельности. Или опишите историю сотрудника, который сделал свой выбор в ту или другую сторону.

7. Эффектно закончите

После того, как вы дали наживку во вступлении и раскрыли тему в основной части, самое время перейти к заключению. Написать его порой бывает не менее сложно, чем начало. Обычно в заключении повторяют в сжатом виде основную тему вашего сочинения. Но это может быть очень скучно и заурядно, увы.

Гораздо интереснее, если вы последуете по следам мастеров детективного жанра, которые, как известно, разгадку помещают в последние предложения. Добавьте динамики заключению неожиданным вопросом, спорным выводом, оригинальной трактовкой смысла статьи. Сделайте все возможное, чтобы читатель не остался равнодушным и пассивным.

Уверен, что этот набор советов поможет вам писать замечательные тексты. В том смысле, что их будут действительно замечать. Разумеется, этот список не является полным, и у каждого из собратьев по писательскому делу есть свои собственные секреты. Поделитесь?

Литература – это, прежде всего, тяжкий труд, готовиться к которому надо загодя. Как любое другое дело – оно требует изрядной подготовки. И чем раньше начать подготовку – тем ощутимее и зримее будет результат.

Для начала надо выбрать дело всей жизни и сделать это надо сразу после рождения, чтобы координировать свои действия с планируемыми творческими достижениями. Не секрет, что гениальные музыканты, к примеру, в младенчестве плакали музыкально и исключительно в одной октаве.

Когда в детском саду вам будут читать стихи Агнии Барто и Корнея Чуковского – надо вырывать книги из рук воспитательницы, бросать их на пол и топтать ногами. Но это только первый и самый лёгкий этап.

Учёба в школе станет настоящим испытанием преданности выбранной специальности. Для начала надо игнорировать все предметы, особую ненависть должны вызывать уроки русского языка и литературы.

Главным девизом должно стать: «Ни одной книги в жизни!» Ведь всё прочитанное осядет в памяти и станет препятствием к написанию гениального рассказа, а именно это и является целью и смыслом всего вашего земного существования.

Библиотеки, театры, музеи, картинные галереи, филармонии – всё под строжайшим запретом!

Друзей надо искать по интересам и только в тех местах, где исключена вероятность встречи с так называемыми «ботаниками» – по подворотням, гаражам и забегаловкам. А самое главное – выработать понятный только вам самим язык. Человек, который не вхож в ваш круг общения, не должен понимать ничего из того, о чём вы говорите.

И только тогда можно приступить к самому главному делу своей жизни – написанию гениального рассказа. Для начала уясним, что сюжет, завязка, основная тема и эпилог – это для слаборазвитых. Орфография, пунктуация, грамматика – тоже не для вас. Согласованность временных глаголов, логика сюжета и взаимодействие главных героев – это вообще бред! Правила русского языка для своего произведения устанавливаете только вы сами.

Рассказ без штампов – это не рассказ! Луна обязательно должна быть бледной, очи печальными, а любовь – одна и на всю жизнь. Минимум характеристики героев и описания обстановки, где происходит основное действие. Самое главное – краткость изложения, недаром её называют сестрой таланта.

Гениальный рассказ непременно должен сопровождаться восклицательными знаками. Кроме того, особо значимые слова и целые фразы надо выделить большими буквами — иначе простой обыватель, для которого он написан, просто не поймёт всей значимости момента.

Надо как можно чаще и больше объяснять непонятые слова, заключив их в кавычки, или пронумеровать их и объяснить в конце повествования. В гениальном рассказе количество таких сносок по объёму должно превышать количество строк самого рассказа.

Рассказ должен содержать только действительные факты, бывшие в вашей жизни, и ни грамма фантазии. Если была драка – так и пишите: «Сначала он мне в морду бац а я его хлысть а он мне бум а я его трах-тах-тах и он трусливо убежал» О том, что знаки препинания – это зло, вы никогда не должны забывать. Восторг мамы и друзей обеспечен.

Имена героев, а лучше клички – должны быть настоящими, друзья будут вам благодарны за то, что вы увековечили их подвиги на века. А недруги сразу узнают себя и им станет стыдно – за позорное бегство с поля боя.

Все числительные в тексте рассказа должны писаться только цифрами – я был 1, а он 2.

И помните самое главное: лучшее произведение в мире по понятности и доступности для широких масс – это то, что написано на заборе. Обратите внимание, сколько эмоций оно вызывает – нет такого человека, который бы прошёл равнодушно мимо.

Слабонервные женщины будут реагировать на ваши произведения резко отрицательно – это потому, что они ничего не понимают в высокой литературе. Ваша проза предназначена исключительно для сильных духом мужчин.

Мнение мировой общественности ничем не отличается от мнения жителей какого-нибудь африканского племени каннибалов в дебрях Амазонки, потому что складывается оно по одним и тем же принципам. Вождь всегда прав, его слово – закон, а не согласные – подлежат съедению.

В цивилизованном обществе роль вождей в той или иной области отводится признанным специалистам. А семья – это не просто одна из ячеек общества, а самая главная – потому что одним из членом этой ячейки являетесь вы.

На свете нет никого умнее и справедливее вашей мамы, ведь она совершила то, что до неё никто не мог сделать – произвела на свет вас! Если мама говорит, что вы – гениальный писатель, то так оно и есть. Потому что она – вождь, а вождь – ошибаться не может.

Так же и в коллективе, вожаком (вождём) которого вы являетесь. Если коллектив не признаёт в вас вождя – это неправильный коллектив. Литературный вкус надо насаждать исключительно кулаками – так быстрее сеется разумное.

Итак, первый этап литературной деятельности благополучно пройден: рассказ написан и одобрение со стороны самых лучших и беспристрастных критиков – мамы и друзей – получен, пора выходить на международный уровень.

Для начала надо определиться с сайтом, где стоит опубликовать свои нетленки. Если на сайте нет драчек – это очень плохой сайт! Доказать свою гениальность в реале можно кулаками, а в инете – только словесно. Чем более красочным эпитетом вы наградите оппонента – тем большее восхищение вызовете своим богатым лексиконом.

Читателя надо брать как вражескую крепость – на измор. Никто не читает? – не беда, смело переопубликовывайте. Делать это надо как можно чаще – так вас быстрее заметят. Если и это не поможет – идите в народ, посещайте других авторов – только для того, чтобы разместить ссылку на своё произведение.

Писать комментарии надо кратко и ёмко, чтобы все сразу уяснили – гению некогда писать развёрнутые комментарии, ведь столько событий вашей жизни ещё не изложены вами на бумаге и не сохранены для потомков.

Чтобы вас быстрее заметили — пишите комментарии под чужими рецензиями, так вы обратите на себя внимание не только автора произведения, но и самого комментатора.

Читать чужие рассказы – не стоит, никто не сравнится с вами в гениальности. Отвечать на рецензии у настоящего гения тоже нет времени. Да и что хорошего могут написать вам завистники и злопыхатели?

Не слушайте тех, кто советует вам повышать свой уровень, читая классику. Всем известно, что классика – это производное от слова «класс». Проще говоря, классика – это для детей, а вы — давно уже выросли.

Самым главным аргументом должно стать мнение вашей мамы, а оно быть ошибочным никак не может!

Никогда не останавливайтесь на достигнутом – последнее слово должно быть за вами. Сила ваша заключается в том, что вы – говорите правду, и правда эта такова, что ни один человек в мире не сможет её опровергнуть:
— А маме нравится!

Когда несколько лет назад я сочиняла книжку «Тайна русской литературы», то вроде разгадала, как в России можно написать гениальную вещь. И вот теперь хочу этим секретом поделиться. Хотя, может быть, я тоже когда-нибудь рискну им воспользоваться, но точно не сейчас.
Так, теперь о самом главном. Я проанализировала четыре самых известных шедевра русской драматургии — «Ревизор» Гоголя, «Горе от ума» Грибоедова», «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина и «Банкрот, или Свои люди — сочтёмся» Островского и с удивлением обнаружила, что их сюжеты очень похожи. Во всех пьесах отец выдаёт замуж свою дочь. Тут же присутствует неординарный жених и парочка второстепенных лиц. И, конечно, в пьесах есть критика существующего строя и разных пороков общества. И всё! Не верите? Смотрите!
«Ревизор» — Хлестаков, Городничий, дочь Городничего Марья Антоновна, жена Городничего Анна Андреевна и Осип, слуга Хлестакова.
«Горе от ума» — Чацкий, Фамусов, Софья, её служанка Лиза, Молчалин.
«Свадьба Кречинского» — Кречинский, Муромский, его дочь Лидочка, её тётка Атуева и Расплюев, приятель Кречинского.
«Банкрот» — Лазарь Подхалюзин, Самсон Силыч Большов, его дочь Липочка, жена Аграфена Кондратьевна и, к примеру, Рисположенский.
Так вот возникает вопрос — возможно ли сочинить что-нибудь подобное о сегодняшнем времени? Между прочим, все перечисленные пьесы в своё время на сцене гремели. Неужели никому из современных драматургов не хочется повторить их триумф? В советское время, кстати, этот сюжет тоже успешно использовали. Вот такие дела!
Пишите. Жду.

Текст влияет на всю нашу жизнь. Мы сталкиваемся с ним ежедневно и очень много пишем: на учебе, работе, для постов в соцсетях… Зачастую по текстам нас оценивают, составляют мнение о нас.

Почему так трудно написать текст? Ведь хочется уметь писать так, чтобы люди нас понимали, хотели читать еще и еще. ..Так как же сделать, чтобы вам не был мучительно стыдно за свои тексты? Как научиться писать интереснейшие статьи?

Читайте советы о том, как научиться писать тексты!

Курсы копирайтеров в Санкт-Петербурге

1. Визуализируйте все, о чем пишите

80% информации, которую человек получает ежесекундно, он получает с помощью зрения. Логично, что если мы хотим донести до читателя максимум информации, то нужно использовать самый эффективный путь.

Ученые доказали, что лучше всего воспринимаются тексты, в которых прописаны конкретные выражения, позволяющие сформировать определенный образ.

Чтобы читатель от «Вроде понятно» пришел к «Я понял», нужно визуализировать для него образы.

как научиться красиво писать тексты

2. Вступайте в диалог с читателем

Распространенная ошибка начинающих авторов – намеренное усложнение текста.

Они пытаются выглядеть умнее, вставляют профессионализмы (а зачастую и канцеляризмы) направо и налево, используют выражения а ля «Как мы все знаем…» или «Очевидно, что…» в тех случаях, когда все на самом деле далеко не очевидно. Пишут длинными сложночитаемыми предложениями и так далее.

В большинстве случаев читатели разделятся на две половины: одни поверят в «великий гений» такого автора, а их самооценка упадет ниже плинтуса, другие скажут: «Да кто ты вообще такой, что передо мной хохлишься?» и перестанут читать. Поэтому не надо так писать.

— Классические тексты, в которых предполагается равенство между автором и читателем, помогают последнему почувствовать себя гением

Стивен Пинкер, лингвист Гарвардского университета

А как надо правильно писать?

Надо быть с читателем на одном уровне. Используйте так называемые «кулерный тест»: Представьте, что вы читаете свой материал приятелю, с которым встретились у кулера на работе. А еще лучше, дайте прочитать текст кому-нибудь другому. Другу, коллеге, любимому человеку. И задайте три вопроса:

  • Приятно ли ему будет вас слушать?
  • Поймет ли он вас?
  • Сделает ли правильные выводы?

Если ответ на все три вопроса «да», то вы написали отличный материал.

—В молодости у меня были проблемы, когда я долго не мог начать текст, и тогда я открывал окно нового поста в «Живой Журнал» или нового письма в почте, писал там, и всё получалось сразу, потому что написать письмо или пост проще, чем статью. Очень помогает придумать конкретного адресата, к которому обращён текст: вот как будто ты персонально ему рассказываешь эту историю, ориентируясь на то, что ему будет интересно, сколько минут он будет тебя непрерывно слушать (а потом надо отвлечься, как-то пошутить или сменить тему) и тому подобное

 Олег Кашин, журналист и автор личного блога

В общем, разговаривайте с читателем, как с другом, тогда даже самые требовательные и занятые люди найдут время на ваш текст или статью.

как научиться писать тексты

3. Не тяните, скрывая главное

В самом начале материала подарите читателю главную мысль. Если он не поймет, в чем тут «соль», то воспринимать текст будет тяжело.

Представьте, что главному редактору спортивного издания скажут, что юношеская сборная России обыграла своих ровесников из Испании. Несмотря на то, что это сфера его профессиональных компетенций, он ничего не поймет.

Какая сборная? Юношеская – это и до 18, и до 16, и до 14. В каком виде спорта обыграла? Футбол? Баскетбол? Хоккей? Возникает масса вопросов даже у подкованного в теме человека.

А что если ваш читатель – новичок? Он не поймет ничего и почувствует себя идиотом. Это негативные эмоции. Они ассоциируются с вашим блогом, либо изданием. Итог – вы потеряете читателя. Это плохо.

Поэтому всегда выдавайте основную мысль в начале, чтобы читатель мог ориентируясь на нее воспринимать материал. В интриге нет никакого смысла, если человеку непонятно, о чем вы тут рассказываете. Тогда он бросает читать.

как писать тексты

4. Откладывайте текст в «долгий ящик»

После того, как написанный материал приведен к оптимальному  виду (с вашей точки зрения), закройте его и отложите до следующего дня. Займитесь другими делами. Можно начать работу над следующим текстом, главное – к уже написанному больше не прикасайтесь.

На следующий день откройте материал и перечитайте еще раз. Вероятнее всего, будут детали, которые захочется исправить, дописать или поменять. Исправьте, но на этом лучше остановиться.

Помните: лучшее – враг хорошего, а автору почти всегда не нравится его творение.

Окончательное редактирование материала проводите не раньше, чем через сутки после его написания.

как научиться интересно писать тексты

5. Всегда проверяйте орфографию и пунктуацию!

Банальные ошибки в написании слов или постановке запятых могут серьезно испортить о вас впечатление.

Если с вами периодически случаются такие казусы, то глупо предлагать вам повторить школьный курс русского языка. Вероятнее всего, у вас на это нет времени.

В таком случае, постарайтесь проверять свои тексты через специализированные онлайн – сервисы или в Microsoft Word.

Сервисы для проверки орфографии и пунктуации в тексте:

  • Text.ru — простой и понятный сервис для быстрой проверки текста, там же можно проверить уникальность текста.
  • ArtLebedev — набор из нескольких крутых сервисов на каждый день для профессионального копирайтера и журналиста;
  • Яндекс. Спеллер — сервис от компании Яндекс для проверки грамотности текста, можно встроить в свой сайт.

Лучше 100 раз проверить и убедиться что все хорошо, чем один раз расслабиться и потом краснеть. Всегда проверяйте написанный текст на грамотность!

как проверить текст на грамотность

6. Пишите как можно больше

Тут все также, как с ездой на велосипеде: невозможно научиться кататься в теории. Нужно просто брать и ехать! Падать, подниматься и пытаться снова. По-другому никак.

С текстом точно так же, как с великом. Нужно писать каждый день, регулярно, постоянно. Жить этим делом. Ни дня без строчки. Тогда и только тогда вы сможете стать по-настоящему профессиональным копирайтером или журналистом.

Пишите каждый день, набивайте руку.

  • Стивен Кинг пишет 6 страниц в день,
  • Джеймс Паттерсон – 4 страницы,
  • Джеймс Джойс считал удачным день, когда он добавлял в текст 6 новых букв.
  • А вы сколько страниц (слов, знаков) пишете в день?

как писать тексты

Хорошо писать невозможно, если вы не проводите за книгами хотя бы несколько часов в день. Когда мы читаем, в голове откладываются новые слова и выражения, обновляются старые, перенимается стилистика и манера правильной речи.

Читайте классическую литературу. Но не забывайте почитать и что-нибудь другое — иногда полезно перенести свое внимание даже на откровенный «шлак», чтобы уметь отличать одно от другого.

— Надо много читать, я бы даже сказал – читайте все. Не составляйте себе списков авторов, СМИ или книг, а реально читайте всё подряд, включая всякий информационный мусор. Нужно иметь представление: что и как уже написано, как сейчас пишут, как не пишут. В любом деле важнее всего система координат, в которой ты существуешь. Для пишущего человека такой системой должны быть все тексты, которые ему доступны

Олег Кашин

В начале не зазорно пытаться подражать известному автору. В этом нет ничего страшного, сам А.С. Пушкин в юности подражал, например, Байрону (известный английский поэт-романтика XIX века).

Cо временем у вас выработается собственный неповторимый стиль.

Читайте как можно больше, это расширяет словарный запас и тренирует мозг.

читать, чтобы хорошо писать

На самом деле, все не так сложно, как кажется. Если вы будете работать в соответствии со всеми правилами, указанными  выше, то со временем выйдете на хороший уровень письменной речи.

Подборка профессиональной литературы, которая действительно поможет писать хорошие и интересные тексты:
  • Нора Галь «Слово живое и мертвое»
  • Максим Ильяхов и Люда Сарычева «Пиши, сокращай»
  • Виктор Орлов «Суперзаголовок»
  • Денис Каплунов «80 правил копирайтинга»
  • Вадим Максимов «Стилистика и литературное редактирование»
  • Аркадий Мильчин «Справочник редактора и автора»
  • Лидия Чуковская «В лаборатории редактора»

Разумеется, это только базовые рекомендации. Есть еще тысячи тонкостей, которые учитывают настоящие мастера письма. Но начинать нужно с малого.

7 правил, которые научат вас хорошо писать:

1) Визуализируйте то, о чем пишете
2) Вступайте в диалог с читателем
3) В самом начале раскрывайте основную мысль
4) Редактируйте текст спустя сутки после написания
5) Всегда проверяйте текст на грамотность
6) Как можно больше пишите
7) Как можно больше читайте

Уверен, у вас все получится!

Вам также может быть интересно:

  1. Лучшие курсы копирайтинга
  2. Как быстро освоить навык слепой печати: 5 лучших клавиатурных онлайн-тренажеров
  3. Как стать журналистом: советы от успешных опытных журналистов

Дата публикации:17.02.2017 @ 12:39


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Творческое письмо — это непростая задача, но ваши усилия будут вознаграждены. Используйте ее как возможность временно уйти в себя или написать собственный текст. Так или иначе, хороший результат заставит вас гордиться собой. Если вы хотите создать рассказ, написать роман или пару стихотворных строф, то заставьте себя сесть и работать, учитесь на ходу и не упустите ту самую искру творческого озарения.

  1. Изображение с названием Write Creatively Step 1

    1

    Заведите небольшой блокнот, чтобы постоянно записывать идеи, строки и персонажей. Озарение может посещать вас в самых разных местах, но чаще всего вдохновение обходит стороной именно то место, в котором вы садитесь за работу и пытаетесь «придумать стоящую идею». Избавьте себя от напряжения и начните записывать идеи каждый день от услышанных фраз, которые насмешили вас, до внезапных сюжетов, которые пришли вам в голову. Фиксируйте свои идеи регулярно, а не только перед экраном компьютера.

    • Также можно использовать для записей телефон! Создавайте заметки и отправляйте их себе по электронной почте или используйте приложения вроде Google Документы.
  2. Изображение с названием Write Creatively Step 2

    2

    Сочетайте и совмещайте пары идей, которые вы никогда не встречали. Придумать совершенно оригинальные идеи для текста не получится — все идеи основаны на уже существующих сюжетах, реальных событиях и новых сочетаниях других видов искусства. Такое положение вещей только освобождает нас от оков, ведь каждый волен экспериментировать и жонглировать невероятными новыми идеями и сочетаниям, чтобы создать уникальный результат.

    • Доктор Хаус — хорошая работа, которая представляет собой простое сочетание медицинской драмы и «детективных» сериалов, а расследование убийств заменяется постановкой диагноза.
    • Звездные войны — это стандартные приключения героя, сюжет которых основан на известных древнегреческих произведениях. Джордж Лукас гений? Он просто перенес события в космос.
    • Собрание работ Уильяма Шекспира содержит массу «художественных заимствований», так как фактически каждая пьеса представляет собой великолепное смешение других пьес, исторических записей и книг.
  3. 3

    Начните регулярно читать художественную литературу. Чтение позволяет лучше понять принцип работы признанных писателей, составлять грамотные предложения и строить сюжет. Обращайте внимание на используемые литературные приемы. Все это поможет вам развиваться как автору.

    • Старайтесь читать каждый день, пусть даже всего несколько страниц.
    • Важно не ограничиваться книгами жанра, в котором вы работаете. Расширяйте свои горизонты и черпайте идеи для вдохновения.
  4. Изображение с названием Write Creatively Step 3

    4

    Вдохновляйтесь документальными и научными работами. Читайте научно-популярные издания и смотрите документальные фильмы, чтобы познавать реальный мир. Смотрите выпуски новостей, читайте биографии интересных людей, не пропускайте документальные фильмы и сериалы. Какие вопросы, идеи или темы увлекают вас? С какого необычного ракурса вы бы хотели подать события или осветить вопрос? Окружающий мир — это сплошное вдохновение.

    • Попробуйте описывать события глазами людей, которых вы видите в выпусках новостей. Все мы понимаем суть войны или трудностей, но попробуйте пережить события в своем воображении.
    • Творческое письмо — необязательно вымысел. Используйте события из жизни, которые кажутся вам захватывающими или увлекательными.
  5. Изображение с названием Write Creatively Step 4

    5

    Обдумывайте идеи с друзьями и в группе. Попробуйте обмениваться идеями и развивать чужие замыслы. Это подойдет не каждому писателю, но каждый должен хотя бы попробовать групповую проработку идей. Обычно все начинается с того, что кто-то озвучивает начальную идею вроде: «А что, если бы Терракотовая армия действительно существовала», затем остальные вносят разные идеи и развивают их в полноценный рассказ.

    • Практически каждому автору полезно обсуждать идеи с другими. Нередко достаточно озвучить идею или сюжет, чтобы представить его более четко и приступить к работе.
  6. Изображение с названием Write Creatively Step 5

    6

    Откройте текстовый документ и просто начните писать что угодно. Просто начните печатать и не позволяйте себе останавливаться хотя бы пять минут. Записывайте все, что придет вам в голову, а затем развивайте идеи и мысли, пока не наскучит, после чего начинайте писать о чем-то другом. Сейчас нет задачи написать что-то стоящее. Свободное письмо можно сравнить с разминкой для спортсменов. Начните излагать мысли на странице, чтобы освободить свое сознание.

    • Найдите в интернете «подсказки для свободного письма». Существует множество идей, которые подстегнут ваше творческое мышление и станут отправной точной свободного письма.
    • Переписывайте отрывки из любимых книг — многие известные авторы вроде Билли Коллинза и Кормака Маккарти в буквальном смысле переписывали любимые главы и учились у самых лучших авторов.[1]

    Реклама

  1. Изображение с названием Write Creatively Step 6

    1

    Напишите линейный план сюжета, чтобы создать основу. Можно написать короткий пересказ или подробное объяснение. Для поэзии можно фиксировать наброски идей, изображений или строчек, которые приходят вам в голову. Пока не волнуйтесь об организации текста. Если вы работаете над романом, можно написать пересказ на 1–2 страницы и разобраться в цепочке причин и следствий, чтобы позже перейти к деталям.

    • Не существует «правильного» способа начать работу. Кто-то начинает с плана или раскадровки, тогда как другие сразу переходят к делу и вносят правки на этапе редактирования. Найдите самый подходящий вариант экспериментальным путем.[2]
  2. Изображение с названием Write Creatively Step 7

    2

    Основной интересных историй становятся яркие персонажи, а не наоборот. Чаще всего читатели бросают рассказ в тот момент, когда персонажи начинают совершать нелогичные поступки. Очень часто во всем виновато желание автора привести персонажа в нужную точку сюжета, а не вести сюжет на основании решений персонажа. Характеристики хороших персонажей:

    • Разносторонность. Хорошие персонажи многогранны, имеют достоинства и недостатки. Они являют собой не просто «сильного героя», «девицу в беде» или миллион других упрощенных видов. Создавайте живых людей со всеми нюансами и сложностями характера.
    • Желания и страхи. Сюжет приводится в действие желаниям персонажа — что ему нужно для счастья или безопасности? Некоторые персонажи ведомы страхом и желанием не превратиться в кого-то, но у каждого есть стремление, которое приводит в движение сюжетную арку героя.[3]
      Это и есть мотивация персонажа.
    • Осознанность решений. Хорошие персонажи принимают решения, хорошие и плохие, которые кажутся им оптимальными. Всегда спрашивайте себя — какое решение вы бы сочли оптимальным в такой ситуации? Иногда одно решение запускает цепь событий всей истории, так как персонажу приходится иметь дело с последствиями. Иногда необходимо принимать решения каждую минуту. Важно, чтобы решения были в духе персонажа.[4]
  3. Изображение с названием Write Creatively Step 8

    3

    Ставьте цели и засекайте время. Несмотря на свободу и творческие аспекты литературы, каждый хороший автор и поэт осознает необходимость самодисциплины. Вы никогда не закончите работу, если будете постоянно открывать Facebook, искать аллюзии и сдаваться после первых признаков творческого кризиса. Для творческого письма важна дисциплина, для которой можно использовать разные инструменты:

    • Установите таймер — непрерывно писать 1 час, перерыв 10–15 минут, затем повторить.
    • Определите ежедневное время и место для работы, чтобы сформировать привычку.
    • Работайте с автором-единомышленником — договоритесь показывать друг другу десять страниц своей работы каждую неделю.

    СОВЕТ СПЕЦИАЛИСТА

    Люси В. Хэй — писательница, редактор сценариев и блогер. Помогает другим писателям посредством мастер-классов, курсов и своего блога Bang2Write. Является продюсером двух британских триллеров. Ее дебютный детективный роман “The Other Twin” («Другой близнец») в настоящее время экранизируется компанией Free@Last TV, создателем номинированного на «Эмми» сериала «Агата Рэйзин».

    Lucy V. Hay

    Разделяйте свои цели на ежедневные или почасовые задачи. Сценарист и писатель Люси Хэй советует: «Если вы напряжены или кажется, что у вас недостаточно времени, это может подорвать вашу уверенность, и тогда писать будет точно сложнее. Я ставлю цель в виде количества слов на каждый день, которые подсчитываю по истечении крайнего срока. Также я занижаю цель, чтобы я могла написать больше и повышать уверенность в себе. Некоторые люди теряют уверенность, когда имеют дело с ограниченными сроками, поэтому найдите для себя оптимальный вариант».

  4. Изображение с названием Write Creatively Step 9

    4

    Мыслите в рамках «сцены», а не всего проекта. Так вам будет проще писать кратко и лаконично, особенно для больших проектов. При любых масштабах работы от стихотворения до романа-эпопеи ограничивайте свое внимание текущей сценой. Как написать отдельную сильную сцену? Если каждая глава или строфа будут захватывающими, то вам будет проще «сшить» их в единый сюжет.

    • Рассматривайте каждую сцену, главу или отрывок как отдельный рассказ. Как сделать отрывок законченным рассказом, который можно опубликовать сам по себе?
    • Место действия должно взывать ко всем пяти чувствам читателя. Задайте настроение текущей сцены. Читатель должен четко представлять себе место действия во время прочтения текста.
    • В сценах должно быть напряжение и нарастание действия — начните с проблемы, усложните обстоятельства или добавьте новые трудности, а затем придите к решению. Пусть это выглядит как слишком упрощенный вариант, но эти три этапа являются основой 95 % всех достойных сюжетов.[5]
  5. Изображение с названием Write Creatively Step 10

    5

    Продолжайте писать, чтобы справиться с творческим кризисом. Все очень просто, и даже если вы не знаете, о чем писать, все равно не останавливайтесь. Выключите компьютер и возьмите в руки карандаш. Не пытайтесь написать нечто гениальное. Помните, что самые лучшие авторы всегда исправляют тексты, а ваши мысли времен «кризиса» начнут становиться все лучше. Если просто смотреть на страницу или заниматься другими делами вместо писательства, вы никогда не сможете преодолеть свой творческий кризис.

    • Никто не говорит, что нельзя расслабляться, просто не забывайте возвращаться к работе после прогулки, чтения, медитации или чашечки кофе.
    • Никогда не говорите себе: «Я не могу ничего написать сейчас». Вам нужно сесть, приложить силы и время, чтобы слова полились рекой.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write Creatively Step 11

    1

    Важно понимать, что первый вариант — это черновик. Многие начинающие авторы впадают в ступор, когда начинают писать, поскольку немедленно осознают, что на бумаге результат выходит хуже, чем в воображении. Каждый автор от Маргарет Этвуд до Аристотеля знают, что сначала текст нужно написать, чтобы его можно было довести до ума. Сделайте глубокий вдох и выдох, затем скажите себе, что через это проходят все, а ваш «ужасный» черновой вариант скоро станет значительно лучше.

    • Не верите, что это распространенная проблема? Взгляните на творческий процесс Рэймонда Чандлера: «Изливать мысли на бумагу по утрам. Приводить текст в порядок после обеда».[6]
  2. Изображение с названием Write Creatively Step 12

    2

    Прочитайте весь текст и выделите главные направления. Перечитывайте свою работу и начните подчеркивать важные отрывки. О каких персонажах вы хотите узнать больше или о чем желаете продолжать писать? Какая именно сюжетная линия постоянно обрастает новыми подробностями и поворотами в вашей голове? Какие места кажутся наиболее правдоподобными. Старайтесь найти в черновом варианте отрывки, которые кажутся вам удачными, чтобы получить основу для новых редакций. Не зацикливайтесь на неудачных отрывках.

    • Осознайте, что вам почти наверняка придется продолжить работу, чтобы исправить недостатки, которые прошли мимо вашего внимания. Отдавайте предпочтение отрывкам, которые увлекли вас больше всего, а также персонажам, которые представляют наибольший интерес.
    • Нередко на данном этапе происходит смена направления тона или главной идеи произведения — не бойтесь сделать смелый поворот, если он очевидно превосходит изначальный сюжет и взгляд на события.[7]
  3. Изображение с названием Write Creatively Step 13

    3

    Безжалостно удаляйте максимальное количество ненужных отрывков в черновом варианте. Это непросто, но так история станет более насыщенной, связной и убедительной. Несущественные детали и описания следует безжалостно вычеркнуть, чтобы оставить только лучшее. Если фраза не дополняет сюжет, то смело вычеркивайте. В самых убедительных рассказах, стихотворениях и романах каждое слово на вес золота, чтобы не ходить вокруг да около.

    • Убедитесь, что каждый диалог привносит нечто новое, а не просто повторяет уже известные сведения. Читайте диалоги вслух с друзьями, чтобы придать им естественное звучание и вложить смысл.[8]
    • Сохраняйте каждую новую копию текста, чтобы иметь под рукой все версии на случай, если вы вдруг передумаете.
    • Лучше всего эту ситуацию описал Энрест Хемингуэй в письме к своему другу Фрэнсису Скотту Фицджеральду: «На одну шедевральную страницу текста у меня приходится девяносто девять страниц ерунды. Важно избавляться от ерунды».[9]
  4. Изображение с названием Write Creatively Step 14

    4

    Показывайте работу другим, чтобы получить отзывы. Писательство — это форма общения, а кто же общается только сам с собой?! Показывать свою работу страшно, но это единственный способ развиваться. Другие люди не жили событиями рассказа так же долго, как вы, что даже к лучшему, ведь они увидят текст новыми глазами и смогут заметить нестыковки, неточности, а также скрытые жемчужины, на которые вы не обратили внимания.

    • Грамотно выбирайте первых читателей. Остановите выбор на друзьях, которые любят читать и будут искренни с вами.
    • Скажите, что вас интересует конструктивная критика. Вежливость и поддержка не помогут вам развиваться.[10]
  5. Изображение с названием Write Creatively Step 15

    5

    Исправьте все грамматические и орфографические ошибки. Не дайте потенциальному редактору или издателю повода забраковать вашу работу после первой опечатки (так обычно и происходит в условиях современных требований и конкуренции). Прочитайте работу 2–3 раза, чтобы устранить все недостатки вроде выбора слов, грамматических и орфографических ошибок. Используйте программы для проверки правописания или обратитесь к редактору при работе над масштабными проектами.

    Реклама

Советы

  • Ставьте задачу писать четко определенное время каждый день и рассматривайте такую задачу как обязанность.
  • В случае разочарования используйте данную эмоцию в работе.
  • Уверенность приходит вместе с хорошими идеями. Идеи витают вокруг и даже сейчас они роятся в вашем сознании. Перебирайте идеи, чтобы найти стоящую. Вы всегда распознаете подходящую идею, которую сразу же захочется развивать. Начните писать, и вас уже будет не остановить.
  • Найдите группу единомышленников в вашем городе. Работайте с другими авторами, чтобы лучше ориентироваться в разных стилях.
  • Всегда носите с собой блокнот, чтобы записывать интересные идеи.
  • Выключите телевизор, если вы не пишете рецензию на сериал, чтобы не отвлекаться от работы.
  • В случае с масштабными проектами разделяйте их на отрывки и работайте в новых документах. Это поможет вам правильно организовать текст.
  • Если вы находитесь на пороге творческого кризиса, то продолжайте писать! Это обязательно во что-то выльется.

Реклама

Предупреждения

  • Для уверенности напоминайте себе, что вы пишете для себя, а не для других.
  • Сохраняйте концентрацию! Спустя некоторое время мысли начинают блуждать, а количество написанных слов начинает сокращаться.
  • Не слушайте людей, которым все нравится. Они назовут текст отличным, даже если это не так. Конечно, поднимать самооценку приятно, но это не поможет вам развиваться. Обращайтесь к тем друзьям, которые бесцеремонно говорят правду. Поначалу их слова могут задеть вас, но скоро вы начнете развиваться как автор.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 5697 раз.

Была ли эта статья полезной?

Вы всегда мечтали стать поэтом (даже Поэтом)? Но все Ваши стихи абсолютная чепуха? Френды на фейсбуке ставят только смайлик “Возмутительно”? Тогда Вам повезло, потому что Федя Отрощенко написал инструкцию, которая поможет Вам преодолеть счастливую любовь, хороший заработок и радость жизни в общем, и Вы наконец-то станете великим поэтом (даже Поэтом)!

В современном мире очень легко потеряться в пучине информации, которая захватывает все сферы жизни. Поэзию она тоже не обошла стороной. Мы видим множество стихотворений ежедневно (кто-то, может, еженедельно или ежемесячно). Но сколько же из них — откровенное графоманство, не стоящее нашего внимания! Я решил, что в моих силах исправить это, поэтому приготовил инструкцию, следуя которой тысячи и тысячи смогут наконец-то заполнить пустые листы старой тетради новыми гениальными творениями.

1. Надо начать с того, что стихи пишет не абы кто, а поэт (даже Поэт). И нужно стать поэтом (даже Поэтом). Для этого необходимо изучить рынок — какие есть поэтические журналы, премии, поэты (даже Поэты). Обязательно задумайтесь о Вашем читателе. Конечно, нужно ориентироваться не на какое-то быдло, а на понимающих людей.

а) добавьте пару-тройку-четвёрку (больше не нужно) поэтов (даже Поэтов) в друзья в фейсбуке. Это должны быть люди старше сорока (лучше пятидесяти), либеральных ценностей, печатающиеся в поэтических журналах, добавляющие всех в друзья.

б) добавьте пару-тройку (больше не нужно) писателей (даже Писателей) в друзья в фейсбуке. Это должны быть люди старше сорока (лучше пятидесяти), либеральных ценностей, печатающиеся в любых журналах, добавляющие всех в друзья.

в) добавьте одного-двух (больше не нужно) филологов (просто филологов) в друзья в фейсбуке. Это должны быть люди старше сорока (лучше пятидесяти), либеральных ценностей, можно и не печатающихся, но добавляющих всех в друзья.

2. Теперь Вы — поэт (даже Поэт). Поэтесса звучит абсолютно несерьёзно. Если Вы хотите, чтобы Вас так называли, то Вам в инстаграм. Здесь я Вам не советчик. Я воспитываю в Вас именно поэтов (даже Поэтов).

3. Вот теперь можно приступать к написанию самого стихотворения. На компьютере или телефоне нормальные люди не пишут, конечно. Это должны быть пожелтевшие страницы, а лучше салфетка в дешёвом баре, ручка школьных времён, нервически дёрганный почерк, обступающий круги от кофе и вина.

4. Но это формальности. Давайте уже перейдём к самому стихотворению. Главное — тема. Сюжета в стихотворении быть не может. А если есть, то только мазками, эдакий импрессионизм. Важнее сама тема: депрессия, одиночество, ощущение близости смерти, безответная любовь, боль физическая и душевная… этот список можно продолжать, но основные мотивы уже ясны.

5. Теперь разберёмся с тем, как мы это будем описывать. Конечно, напрямую говорить об этом нельзя, Ваши стихи не должны быть прямолинейны. Но смысл должен быть понятен. Надо описывать ощущения. Цвета: тёмные, мрачные, но контрастные. Чёрный и белый (с доминацией чёрного), чёрный и красный (с доминацией чёрного) — хорошие пары. Запахи: спёртые, неприятные. Даже если духи, то напоминают что-то тоскливое и далёкое. Звуки: холодные, режущие, грустные — скрип половиц, звон ключей, крик ужаса и плач.

6. Основные атрибуты должны указывать на депрессивное состояние Вашего лирического героя — бутылка, табак, нож, разбитое стекло.

7. Вы — поэт (даже Поэт), а не быдло, поэтому должны быть отсылки. К библейским текстам, конечно; к хрестоматийным поэтическим текстам, безусловно.

8. Про ритм и говорить нечего. Он обязательно должен быть хоть раз сломан, если вообще присутствует. 

Остальные комментарии я буду давать Вам по ходу написания.

Я буду писать стихотворение от своего лица, то есть у меня будет мужской лирический герой. Если Вы женщина, то повторять не обязательно, хотя мужской лирический герой у женщин — ещё трагичнее, а это хорошо.

Итак, начнём. Самое главное место в стихотворении — начало, первая строчка. Это уже может быть цитата, отсылка. Есть пару беспроигрышных вариантов — Бродский и Есенин, тогда это точно великое стихотворение, очень глубокое и очень депрессивное, что замечательно. Возьму Бродского. Пишем в поисковике “Бродский”. Один из первых сайтов предлагает выбрать тематику стихотворений:

Выбираем или “стихи о любви”, или “стихи о жизни”, или “грустные стихи”. Вот наши три раздела. Я выбрал первый. Там тоже стихи на выбор:

“Я вас любил” — уже отсылка к Пушкину. Бродский тоже не дурак, оказывается. Хотя если бы сослался на Есенина, было бы интереснее. Стоит огонёк и сорок восемь комментариев. Стоит рассмотреть этот вариант. Если цитировать по первой строчке, то могут подумать, что это к Пушкину отсылка. А нам надо, чтобы все точно поняли, что никакой не Пушкин, а Бродский. Самая подходящая нам строчка «Я застрелиться пробовал, но сложно”. Но её вряд ли поймут как цитату, поэтому уточним:

“Я застрелиться пробовал, но сложно…”

—Говаривал когда-то Бродский.

Хорошо, есть первые две строчки. Теперь нам нужно четверостишие, то есть придумываем рифмы: сложно — осторожно, Бродский — плотский.

“Я застрелиться пробовал, но сложно…”

—Говаривал когда-то Бродский.

Я закрываю сборник осторожно,

И грех затягивает плотский.

Уже одно четверостишие готово. Но одного нам не хватает. Нам нужно ещё более депрессивное состояние, отсылки к библейским текстам или сюжетам. Начнём с отсылок. Здесь тоже должно еле угадываться. Например, рыба — символ Христа. Значит, мы можем использовать рыбу, тогда можем воспользоваться и атрибутами из инструкции.

Ножом разделывая рыбу,

Ты вспомни треснувший аквариум.

Ты не оставила мне выбор,

Но ты оставила метания.

Рыба есть, нож есть, разбитый аквариум есть, обращение к даме есть, рифмовать выбор с рыбой — очень хорошо, другой вопрос, что правильнее было бы написать “ты не оставила мне выбора”, но так даже драматичнее звучит, вряд ли кто-то заметит ошибку, а вот вторая рифма не очень, но зато на грани срыва и панической атаки — это замечательно.

Но и на этом я бы не заканчивал. Две строфы маловато для гениального стихотворения. Добавим третью. Нам уже не нужны отсылки, зато нужно больше погрузить в атмосферу. Добавим цветов, ощущений.

Сижу в одиноком баре.

Вот, здесь чувствуется грусть. Есть слово “одиноком”, но оно не относится к лирическому герою. Вроде, речь про бар, но читатель-то догадается.

Сижу в одиноком баре

И пью дешёвый коньяк.

Вот ещё один атрибут — алкоголь. Уже очень хорошо. Теперь больше ощущений. И зарифмовать как-то надо.

А в чёрно-красном бокале

Вот-вот, только надо ещё чёрного. Непонятно, почему бокал такого цвета, рифма так себе, но это вообще не имеет значения.

А в чёрно-красном бокале

Чёрный скрипучий дурак

Рифма совершенно никуда не годится, но зато это уже тема отражений. Тут можно и “Чёрного человека” Есенина вспомнить, который в самом конце перед зеркалом стоит. Вот так и здесь. Очевидно, что это не будет понятно тупому быдлу, но людям знающим это будет видно и без пояснений.

Но на этом стихотворение не закончено. Теперь надо собрать все строфы вместе и убрать все знаки препинания, можно оставить только многоточия, они добавляют трагичности. И все заглавные буквы. Перед нами встаёт вполне гениальное современное стихотворение, которое не будет похоже ни на одно, что уже висят в сети. Теперь вы поэт (даже Поэт) с гениальным стихотворением.

я застрелиться пробовал но сложно…

говаривал когда-то бродский

я закрываю сборник осторожно

и грех затягивает плотский

ножом разделывая рыбу

ты вспомни треснувший аквариум

ты не оставила мне выбор

но ты оставила метания

сижу в одиноком баре

и пью дешёвый коньяк

а в чёрно-красном бокале

чёрный скрипучий дурак

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать что тебе плохо начальнику
  • Как написать что тебе плохо другу
  • Как написать что стороны не имеют друг к другу претензий
  • Как написать что столик занят
  • Как написать что стихи понравились