Как написать что требуется работник

Как опубликовать вакансию и не получить штраф

Законы

Как опубликовать вакансию и не получить штраф

Предприниматель Александр из Ульяновской области искал нового сотрудника и опубликовал вакансию в интернете. Через два месяца он узнал, что его оштрафовали. Бизнесмен даже не знал о существовании закона, который он нарушил. Другой предприниматель, чтобы сократить время на поиск сотрудника, честно рассказал в объявлении: ищу человека со своим автомобилем — и заплатил штраф. Мы разобрались, за что ещё вас могут оштрафовать, если вы просто хотите дать людям работу.

Не притесняйте соискателей

Соискателей нельзя ограничивать в правах — это называется дискриминацией. Принимая на работу сотрудника, предприниматель должен оценивать только его профессионализм и деловые качества. Нельзя устанавливать ограничения, которые не касаются работы.

Нарушителям грозит штраф (ст. 13.11.1 КоАП РФ):

  • для ИП 3000–5000 ₽,
  • для компаний 10 000–15 000 ₽.

В законе нет закрытого списка ограничений. Например, для работодателя не должны иметь значения религия сотрудника или его политические взгляды. Нельзя отказывать соискателям из-за внешнего вида или наличия вредных привычек. Запрещено всё, что не имеет отношения к профессиональным навыкам.

В Новосибирске владельца сайта «Зарплата.ру» оштрафовали на 10 000 ₽ за вакансию электромеханика по лифтам. Автор объявления написал, что ищет специалиста без вредных привычек. Судья решил, что такое требование даёт одним соискателям необоснованное преимущество перед другими. Кроме того, ни в одном законе не написано, что именно считать вредными привычками.

Решение суда № 12-477/2018

Судя по судебным решениям, чаще всего в объявлениях встречаются такие ограничения: пол и возраст, национальность и язык, регистрация, наличие автомобиля, семейное и социальное положение.

Пол и возраст. Не обязательно указывать конкретный возраст, чтобы получить штраф. Например, предлагать работу только пенсионерам — это нарушение закона. Предприниматели часто допускают такие ошибки по незнанию и оказываются в суде.

Примеры дискриминации из объявлений:

  • работа пенсионерам,
  • продавец в цветочный магазин, желательно молодая пенсионерка,
  • администратор спа-салона, желательно от 18 до 30 лет,
  • высокооплачиваемая работа для девушек.

Когда можно указывать пол и возраст

1. Если на должность запрещено нанимать женщин. В основном это работа с вредными условиями труда или когда работнику нужно таскать тяжести — всего в списке 456 профессий. Если ваша вакансия есть в этом списке, в объявлении можно написать «требуется мужчина».

На какую работу нельзя принимать женщин

2. Если на должность запрещено нанимать несовершеннолетних. Таких профессий — больше двух тысяч. Если ваша вакансия есть в этом списке, в объявлении можно указать возраст соискателя.

На какую работу нельзя принимать несовершеннолетних

Национальность и язык. Ограничения по национальному признаку остались только в объявлениях о сдаче квартир в аренду — работодателя за такое оштрафуют. Национальность и гражданство — не одно и то же: в некоторых регионах трудовых мигрантов нельзя нанимать на определённые должности.

Примеры дискриминации из объявлений:

  • только славяне,
  • грамотная речь (без дефектов).

В Тольятти замдиректора по управлению персоналом оштрафовали на 3000 ₽ за дискриминацию соискателей. В компанию требовался продавец-консультант с «грамотной речью (без дефектов)». Суд посчитал, что дефекты речи не относятся к деловым качествам работника, и оштрафовал ответственного сотрудника. Обжаловать постановление не получилось.

Решение суда № 12-232/2018

Регистрация. Местная прописка не может быть условием для приёма на работу. Указать такое требование в объявлении — значит, нарушить право на свободу передвижения. Чтобы избежать проблем, не пишите в объявлении, где соискатель должен быть прописан. Не отказывайте работнику из-за того, что у него нет регистрации.

Когда можно требовать прописку
Если нанимаете на работу иностранца: для них есть свои правила, им нельзя работать без регистрации по месту жительства.

Наличие автомобиля. Искать сотрудника с автомобилем — это дискриминация по имущественному признаку. Чтобы избежать проблем, не пишите про личный автомобиль, а решайте это на собеседовании.

Компания «Независимость» в Ульяновске искала менеджера по тендерам с личным автомобилем. На сайте, где разместили вакансию, так и написали, чтобы сразу отсеять неподходящих кандидатов. Мировой судья решил, что это дискриминация, и назначил предпринимателю штраф — 10 000 ₽.

Предприниматель дважды попыталась обжаловать постановление, но безуспешно — суд не поменял своего мнения.

Решение суда № 4А-253/2018

Семейное положение. Не отказывайте женщине, потому что боитесь частых больничных из-за ребёнка — это тоже дискриминация. Если для работы важно семейное положение кандидата, спросите об этом на собеседовании.

Пример дискриминации из объявлений:

  • женщина без детей;
  • замужняя женщина без детей.

Социальное положение. В законе нет точного списка: суд решает, что считается дискриминацией по социальному положению. Если в вашем объявлении есть слова «предпочтение» и «приоритет», перечитайте его ещё раз: возможно, вы ограничиваете права соискателей.

Примеры дискриминации из объявлений:

  • наличие ИП,
  • предпочтение бывшим сотрудникам МВД, ФСБ или бывшим военнослужащим,
  • очная форма обучения, желательно государственные вузы (приоритет УлГУ).

В компании «1А» из Ульяновской области искали юриста и выложили объявление на hh.ru. Его прочитали не только соискатели, но и судьи. В требованиях к будущему сотруднику работодатель написал: «очная форма обучения, желательно государственные вузы (приоритет УлГУ)». В суде решили, что по закону нельзя ограничивать людей в выборе работы в зависимости от того, какой вуз они окончили. Компании вынесли предупреждение, обжаловать его не получилось.

Решение суда № 12-20/2019

Чтобы избежать проблем, в тексте объявления пишите только о деловых качествах и профессиональных навыках кандидата. Если сомневаетесь, публикуйте вакансии в СМИ и на крупных сайтах — часто они сами проверяют, всё ли в объявлении законно. Если соискатель посчитает себя жертвой дискриминации, он может потребовать письменно объяснить причину отказа и пойти с ней в суд.

Сообщите о вакансии в центр занятости

У государства есть свой сайт с вакансиями и резюме — «Работа в России». По закону на нём должны быть опубликованы все вакансии, которые есть в стране. Любой работодатель обязан разместить на нём информацию о вакансиях. Те, кто этого не делает, нарушают закон.

Как опубликовать вакансию и не получить штраф, фото 2

В соцсетях многие предприниматели поддержали бизнесмена из Ульяновской области, о котором рассказал Камиль. Источник: Фейсбук

Как опубликовать вакансию и не получить штраф, фото 2

В соцсетях многие предприниматели поддержали бизнесмена из Ульяновской области, о котором рассказал Камиль. Источник: Фейсбук

Есть два способа выполнить требования закона:

1. Размещать вакансии через Центр занятости, МФЦ или частное кадровое агентство. Вам придётся каждый месяц передавать актуальную информацию о вакансиях. Если свободных мест нет, так и говорите.

2. Самому зарегистрироваться на сайте «Работа в России» и размещать там вакансии. Если вы зарегистрированы на Госуслугах, можно войти через них — отдельно регистрироваться не нужно. Если вакансий сейчас нет, всё равно регистрируйтесь и ничего не публикуйте — это считается уведомлением об отсутствии вакансий (п. 28 и 29 постановления Правительства № 885 от 25.08.2015).

Памятка

Прежде чем опубликовать объявление о работе, проверьте текст: в нём не должно быть требований, которые не связаны с деловыми и профессиональными качествами работника. Нельзя указывать в объявлении пол, возраст, национальность, язык, регистрацию, наличие автомобиля, семейное и социальное положение — это дискриминация. За такое могут оштрафовать.

Когда опубликовали объявление, сообщите о вакансии в Центр занятости. Если не хотите каждый месяц передавать информацию в Центр занятости, зарегистрируйтесь в системе «Работа в России» и размещайте в ней вакансии сами. Даже если не найдёте там сотрудника, избавитесь от проблем со службой занятости.

Получайте раз в неделю подборку лучших статей Жизы

Рассказываем истории из жизни бизнесменов, следим за льготами для бизнеса и
даём знать, если что-то срочно пора сделать.

Как составить текст вакансии без нарушения закона

Как составить текст вакансии без нарушения закона

До недавнего времени обычным делом было увидеть в интернете такие объявления о работе: «Требуются женщины до 40 лет с московской пропиской…». И хотя такие объявления вызывали возмущения общественности, наказания с точки зрения законодательства за них не было.

Однако все изменилось с 14.07.2013, когда вступил в силу Федеральный закон от 02.07.2013 N 162-ФЗ. Этот закон установил ответственность за распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера.

Поэтому теперь компаниям следует при подготовке текста вакансии воздерживаться от тех слов и выражений, которые могут быть восприняты кандидатами и проверяющими органами в качестве дискриминационных.

Какие формулировки в вакансии будут считаться дискриминационными?

Это сведения, относительно которых установлен запрет в ст. 3, 64 ТК РФ, Статья 25 Закона N 162-ФЗ, а именно ограничения или преимущества касательно:

  • пола, возраста
  • расы, цвета кожи, национальности
  • языка, происхождения
  • имущественного, положения семейного, социального и должностного положения
  • места жительства
  • отношения к религии
  • убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам
  • других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников

Поэтому не следует больше употребляться такие и подобные распространенные ранее формулировки, например, «мужчина до 40 лет», «женщины от 20 до 45 лет», «регистрация Москва/Московская область», «русские, славянская внешность», «проживающие в районе станции метро Медведково», и т.д.

Обратите внимание, перечень дискриминирующих признаков является открытым. То есть имеется риск, что суд посчитает дискриминирующим иные, не указанные здесь качества (например, наличие инвалидности, наличие детей). Основной критерий — это характеристики, не связанные с деловыми качествами. П. 10 Постановления Пленума Верховного Суда от 17.03. 2004 г. N 2 указывает, что под делом под деловыми качествами работника, понимаются:

  • способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации),
  • личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли).
  • иные требования, обязательные в силу прямого предписания закона, либо которые необходимы в дополнение в силу специфики работы (например, владение иностранным языком, способность работать на компьютере).

Исходя из этого определения, дискриминационными не являются следующие сведения в вакансии:

  • требования к образованию, квалификации кандидата на вакантную должность («высшее юридическое образование»)
  • требования к дополнительному образованию (наличие такого или иного сертификата)
  • требования к опыту (стажу) работы, («стаж работы в сфере управления персоналом не менее 3 лет»)
  • требования к знаниям специфики работы в какой-либо сфере деятельности (какими конкретными запанями и навыками должен владеть)
  • владение навыками работы с компьютером и программами («опытный пользователь программы 1С»)
  • требования к знаниям (уровню знаний) иностранных языков («знание английского языка не ниже Intermediate»)
  • информация о размере заработной платы, премиях и иных компенсациях (страховка, фитнес и т.д.)
  • указание на место расположение работодателя (адрес, станция метро)
  • описание особенностей коллектива и корпоративной культуры компании (например, «молодой амбициозный коллектив», «в компании приветствуется командная работа»)
  • другая информация (но с учетом указанных выше требований законодательства)

Кроме того, не будет дискриминацией, если ограничения или преимущества установлены федеральным законом (ст. 3 ТК РФ, ст.25 Закона N 162-ФЗ). Например, ст.253 ТК РФ закреплено ограничение на применение труда женщин на подземных работах. Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 N 162 утвержден Перечень тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, среди которых указаны и подземные работы. Таким образом, занятие женщиной, например, должности шахтера запрещено законом. Поэтому указание в объявлении на вакансию о рассмотрении кандидатов исключительно мужского пола в данном случае не будет противоречить закону.

Для тех компаний, которые не намерены соблюдать законодательство предусмотрена ответственность. Статьей 13.11.1 КоАП РФ установлена санкция за распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характер в виде штрафа:

  • на граждан — от 500 до 1 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 3 000 до 5 000 рублей
  • на юридических лиц — от 10 000 до 15 000 рублей

Что понимается в данном случае под распространением информации?

На этот вопрос отвечает Информация Минтруда РФ от 24.07.2013

Согласно Информации это:

  • опубликование сведений в печати
  • трансляцию по радио и ТВ, демонстрацию в кинопрограммах
  • распространение в сети Интернет
  • распространение в виде печатной продукции (листовки, буклеты, аудиовизуальная продукция, объявления на досках)

Согласно Информации привлечены к ответственности могут быть:

  • работодатели
  • редакции СМИ
  • владельцы сайтов
  • если редакция СМИ не является ни физическим, ни юридическим лицом, то может быть привлечен учредитель СМИ, а также главный редактор.
  • граждане, распространяющие информацию (промоутеры, расклейщики объявлений и др.)

До привлечения к ответственности проверяющие составят протокол. Согласно п. 87 ст. 28.3 КоАП РФ сделать это могут должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ. Например, в г. Москве — должностные лица Департамента труда и занятости населения г. Москвы (постановлению Правительства Москвы от 8.09.2015 г. N 566-ПП). Но данные лица не могут привлекать работодателей к ответственности. Это может сделать только суд (а точнее, мировой судья) в силу ст. 23.1 КоАП РФ.

Обратите внимание, уже имеются реальные дела о привлечении организаций к ответственности по ст.13.11.1 КоАП РФ, как работодателей, так и СМИ (см., например, Постановление Московского городского суда от 25.12.2015 г. N 4а-4287/2015, Постановление Самарского областного суда от 17.02.2015 г. по делу N 4а-1472015).

Цитата дня. Про Моисея

Миллиардер Олег Дерипаска высказался о ведении бизнеса в России в 2023 году. Получилось весьма занимательно.

Цитата дня. Про Моисея

Персонализировать вакансию так, чтобы на нее откликались только подходящие люди, возможно, если при составлении объявления о найме найти золотую середину — не отпугнуть соискателей и не привлечь слишком много не подходящих на должность кандидатов. Разбираемся, как это сделать. 

Контур.Журнал поинтересовался у HR-специалистов, что максимально повышает интерес соискателя к вакансии, какие распространенные ошибки допускают работодатели и как их избежать, какую информацию о компании стоит указывать в вакансии и почему рекрутеру нужно составлять портрет идеального кандидата.

1. Укажите детали в описании и правильно расставьте акценты. 

«Персонализировать вакансию могут детали в ее описании, например, верхний и нижний порог по зарплате, указание на то, что позиция только для учащихся, указание необходимого опыта, наличия сертификата или диплома, — Ксения Поплавская, HR-директор сети World Gym в России. – Однако надо понимать, что это сильно отфильтровывает кандидатов, потому что далеко не у каждого в резюме есть все пункты. Искать 100% идеального кандидата можно достаточно долго. А идеальны ли вы сами для идеального кандидата?

Акценты нужно расставлять в зависимости от того, что значимо для вашей компании и отрасли. Для узкоотраслевых вакансий важно дать описание ожидаемых компетенций специалиста. Для описания вакансии руководителя департамента по работе с клиентами мы даем чек-лист функциональных обязанностей, чтобы соискатель смог самостоятельно оценить свои возможности, а не читать общие фразы.

Если посмотреть на вакансии, все они описаны стандартно, поэтому оригинальные описания сразу бросаются в глаза и получают много репостов в соцсетях. Можно написать текст в форме поэмы или оды.

Надо обязательно указывать контакты конкретного человека, который принимает входящие обращения. Это дает возможность увидеть за описанием вакансии живых людей. В противном случае вы не дождетесь обратной связи».

2. Сделайте тестирование на сайтах подбора персонала и задайте определенный проходной балл.

«Если кандидат проходит тест меньше заданного процента, то он не может откликнуться на вакансию. Этот инструмент хорошо подходит для вакансий, где требуются узкоспециализированные знания, — объясняет Анастасия Казьмина, заместитель директора по обучению и развитию ГК «АвтоСпецЦентр». – Можно сделать обязательным наличие сопроводительного письма, без которого невозможно откликнуться на вакансию, это позволяет отобрать заинтересованных кандидатов».

Основные ошибки, которые, по мнению эксперта, допускают работодатели:

  • не указывают в описании вакансии адрес и график работы (в этом случае будут откликаться в том числе кандидаты, которым заведомо очень далеко добираться до места работы или не удобен график);
  • используют шаблоны вакансий и не корректируют вакансии, если происходят изменения в требованиях и обязанностях;
  • не акцентируют внимание соискателя на ключевых требованиях (например, когда в вакансии указано требование к стрессоустойчивости, у соискателей заочно может сложиться впечатление, что человека ищут на непростые условия работы).
  • допускают грамматические ошибки (сразу складывается мнение, что в компании работают непрофессионалы)
  • указывают большой разброс по заработной плате (например, от 10 000 руб. до 90 000 руб.).

3. Продавайте вакансию с учетом психологических особенностей восприятия информации.

В компании Circle K Russia иногда используется «метод сэндвича». «Сначала мы привлекаем внимание кандидата выгодой, которую он может получить от работы в компании, — делится опытом Елена Дмитриева, руководитель отдела по управлению персоналом. – Далее идет перечень основных требований. Завершается объявление опять плюсами, ведь информация, полученная последней, всегда лучше запоминается».  

Елена Дмитриева уверена, что подход к найму сотрудников варьируется в зависимости от того, на каком этапе развития находится бизнес: «На этапе роста и расширения требуются люди креативные, инициативные, умеющие быстро принимать нестандартные решения. На этапе стабильности нужны хорошо организованные люди, которые соблюдают правила».

4. Не забывайте об индивидуальном подходе.

«Нет ничего хуже скучных сообщений, составленных по шаблону, считает Наталья Сторожева, консультант Русской Школы Управления по подбору персонала. Объявление о вакансии, адресованное целевой аудитории, должно быть написано понятным для нее языком.

«В объявлении для маркетологов важно сообщить не только об обязанностях, но и возможностях, открывающихся перед специалистом: разработка нового бренда, запуск экспериментальной линейки, разработка стратегии выхода на новые рынки, — уточняет Наталья Сторожева. – Маркетологи, как правило, люди творческие и амбициозные, и одним только перечислением требований к опыту и навыкам сложно привлечь достойных кандидатов.

Если нужно подобрать разработчика, объявление о вакансии лучше сделать максимально подробным. Рассказать о проекте и задачах, указать платформы и программы, с которыми нужно будет работать. Программисты, как правило, немногословны, они не будут перезванивать, чтобы уточнить детали. Чтобы получить больше откликов, лучше перед отправкой показать объявление IT-специалисту из этого же отдела или проекта».

5. Постоянно обновляйте информацию в объявлении.

«Профессиональное описание вакансии — это залог успешного подбора персонала, — обращает внимание Денис Бегляров, генеральный директор People Promotion. – По сути, это «резюме наоборот», то есть работодатель рекламирует вакансию. Чтобы эффективно подбирать кандидатов, очень важно постоянно обновлять информацию в объявлении.

Подбор топ-менеджера может занять от семи месяцев, начиная с того момента, как вы разместили объявление о вакансии, и заканчивая предложением работы. За это время работодатели собеседуют большое количество соискателей, по итогам собеседований формируют более четкое видение идеального кандидата на вакансию и, соответственно, меняют требования к кандидатам. Очень важно, чтобы рекрутер постоянно уточнял требования к кандидатам и корректировал описание вакансии, чтобы ожидания работодателей и соискателей совпадали».

6. Представьте себе портрет идеального кандидата и помните о его потребностях.

«Сделать это можно, собрав воедино описание ваших «топ-перформеров», то есть ребят из команды, демонстрирующих лучшие результаты, вот с них и стоит «писать» этот портрет, — советует Марина Хомич, менеджер по персоналу компании Viber. – Исходя из этого представления вы можете рассказать в вакансии именно то, что «зацепит» нужного вам человека: употребить нужные ключевые слова, описать процесс работы нужным образом, рассказать о команде так, что он захочет в ней трудиться, описать именно те условия, которые могут повлиять на его выбор».

По мнению эксперта, в вакансии важно отразить корпоративную культуру, это позволит привлечь кандидатов, которые близки вам по культурным ценностям. При этом стиль коммуникации должен соответствовать стилю общения в компании, «иначе получится немного фальшиво».

«Новые технологии и платформы — это часто самая сладкая конфета для разработчиков, потому что это зона роста, а рост и развитие — допинг для специалистов интеллектуального труда, — обращает внимание Марина Хомич. – Однако важно понимать, что используемые технологии имеют перспективы в будущем, то есть их освоение принесет специалисту пользу».  

Все чаще людей интересует не просто возможность заработать денег, научиться чему-то новому, обрести друзей, но и более глобальная цель — принести пользу миру. «Эта потребность высокого порядка, и часто, не имея возможности реализовать ее на рабочем месте, специалист делает это в свободное время бесплатно: пишет приложения с социальным значением, разрабатывает софт с открытым кодом, участвует в социальных проектах. Если компания, работу в которой вы предлагаете, может дать ему все это — это огромное преимущество и это, безусловно, нужно отражать в описании вакансии».

По мнению Марины Хомич, акценты в объявлении нужно делать в зависимости от потребностей: новичков мотивирует возможность научиться, специалистов среднего уровня — возможности решать сложные задачи и повышать уровень, для старших и ведущих специалистов важно передавать свои знания. «Специалистов всех уровней мотивирует коллектив из опытных и сильных коллег, — считает Марина Хомич. – Если такие у вас в команде есть, об этом обязательно нужно рассказывать».

Интерес к вакансии повышают:

  • в джоб-бордах — технологии, описание задач, бренд компании;
  • в социальных сетях — заметная релевантная картинка или видео, возможность линковать специалистов с вашего проекта, которые могут влиять на выбор соискателя авторитетом и признанием;
  • в профессиональных сообществах — автор публикации о вакансии (HR или специалист, имеющий хорошую репутацию в сообществе).

«Важно указывать только то, что может иметь решающую роль для соискателя, и все, что отличается от стандарта: необычный график работы, нестандартная форма трудоустройства, частые командировки либо офис за городом, — добавляет Марина Хомич. – Длительность работы компании на рынке, пожалуй, никого не впечатлит, в разработке ПО, напротив, большую привлекательность имеют молодые проекты, в которых нет технического долга и в которых набранные сотрудники смогут повлиять на архитектуру. А вот интересные клиенты, проекты, продвинутая техника могут помочь в найме».

7. Адаптируйте вакансию под каждый отдельный ресурс.

Любовь Посикера, HR-директор BDO Unicon Outsourcing, обращает внимание на то, что на формат публикации влияет не только профиль компании, но и ресурс, где она размещена: для Facebook это будет один вариант, для рекрутинговых сайтов другой, а для закрытых сообществ в социальных сетях третий.

В качестве одной из самых распространенных ошибок эксперт называет слишком длинное формальное описание вакансии. У кандидата не должно возникать ощущения, будто HR-менеджер просто скопировал должностную инструкцию.

«Ценным элементом объявления о вакансии является краткая справка о компании — кандидат не должен тратить свое время на поиски первичной информации о потенциальном работодателе, — убеждена Любовь Посикера, HR-директор BDO Unicon Outsourcing. – Как минимум, в объявлении стоит указать адрес официального сайта компании, где соискатель сможет найти более подробную информацию. Публикация объявлений на рекрутинговых сайтах, как правило, позволяет привести дополнительные сведения о том, чем гордится компания, — лучшими проектами, ключевыми партнерами, наградами.

Размер заработной платы в объявлении лучше не указывать, если только вы не размещаете вакансию в закрытых группах. У кого-то из ваших сотрудников зарплата может оказаться ниже той, что вы предлагаете соискателю, и вы рискуете услышать неприятные вопросы, даже если в объявлении речь идет о другом уровне требований».

8. Формулируйте вакансию в соответствии с типом планируемой должности.

«Если позиция техническая или имеет отношение к точным наукам, вакансии, в которых информация подана в свободном стиле с использованием неформальной лексики, скорее всего, отпугнет кандидатов, — уточняет Светлана Федорова, специалист по персоналу, компания Acsour. – Технари, как правило, консервативные люди, их скорее привлечет текст, написанный на их языке, с использованием точных формулировок и перечислением предполагаемых задач без лишней воды.

Менее формализованное описание подойдет для человека творческого, например, рекламщика, дизайнера или контент-менеджера. Здесь можно пофантазировать над подачей информации в объявлении. Покажите соискателю, что вы с ним на одной волне».

Другой важный совет эксперта — не преувеличивайте! «Не поддавайтесь соблазну заманить кандидата мечты несуществующими «плюшками»: если в компании не существует системы бонусов, например, так называемой тринадцатой зарплаты, говорить о потенциальной возможности их получения не надо. Правда выяснится очень быстро, компания потеряет сотрудника и существенно испортит репутацию своего HR-бренда.  

Всегда помните о репутации. Можно сколько угодно расписывать в вакансии, каким великолепным работодателем вы являетесь, но, если кандидат увидит негативные отзывы о копании в черных списках работодателей, вряд ли он захочет у вас работать».

9. Избегайте штампов и помните, что юмор не всегда уместен.

Полина Семенюк, IT-рекрутер в группе компаний «ХайТэк», предпочитает следовать одному из главных правил в рекрутинге — не «копипастить».

«Заимствуя даже отдельные фразы из чужого объявления, вы публикуете вакансию не вашей компании, а чью-то другую, — замечает она. – Рекомендую избегать штампов: «дружелюбный квалифицированный коллектив», «оплачиваемый отпуск и больничный», «молодая динамично развивающаяся компания» — они никак не выделяют вашу компанию.

Обязательно пишите правду в объявлении, ни в коем случае не указывайте уровень заработной платы выше, чем можете дать. Старайтесь не перегружать объявление, ведь кандидат может не дойти до сути и бросит читать вашу вакансию. При размещении описания вакансии учитывайте ресурс, на который оно пойдет. Например, в вакансии, публикуемой на корпоративном сайте, вовсе не требуется подробное описание компании. Распишите четко обязанности вашего будущего сотрудника. Скажем, зачастую, программистам важно знать, какой продукт они будут создавать и с какими технологиями работать».

По мнению эксперта, юмор в вакансиях не всегда уместен и может вызвать неоднозначную реакцию у кандидатов. Особый подход требуют соцсети: публикуя вакансию, позаботьтесь о яркой картинке, привлекающей внимание. Интересный формат — рассказы: при размещении вакансии в Telegram уместен короткий текст с требованиями к кандидату, размером заработной платы и локацией.

Не следует надеяться на чудо. «Как бы хорошо вы ни составили вакансию, неподходящие кандидаты всегда будут, — предупреждает Полина Семенюк. – Портрет идеального кандидата можно и нужно сделать для себя, но будьте уверены, таких не бывает. Завышенные требования в описании вакансии могут привести к тому, что вы получите меньше откликов и будете искать работника гораздо дольше. Обязательно давайте обратную связь кандидату, поскольку любой соискатель всегда надеется попасть на собеседование и ждет даже отрицательного ответа».

10. Старайтесь быть точными.

«Некоторые руководители ограничиваются стандартными фразами, другие вкладываются в мегакреативное зазывание, снимают ролики о компании. И те, и те забывают написать самое главное: чего они хотят, какого человека ждут», — объясняет Наталья Пуцелык, руководитель центра корпоративного обучения ГК «Системные Технологии».

Эксперт советует работодателям представить типичный рабочий день кандидата и описать, в чем конкретно будут состоять его функциональные обязанности. Не стоит забывать и об особенностях, выходящих за рамки традиционных задач, чтобы кандидат сразу оценил, может и хочет ли он выполнять эту работу. 

«Задача руководителя — описать, без каких навыков он не возьмет сотрудника в штат, а какие компетенции не обязательны, но дают конкурентное преимущество кандидату, — говорит Наталья Пуцелык. – Например, для продавца программного обеспечения в B2B-сегменте важно знать бизнес-процессы клиентов. Если это непременное условие приема на работу — так и нужно указать.

Руководитель должен подумать, какие личные качества помогут кандидату в дальнейшей работе. Когда мы искали сотрудника на должность директора по АХЧ, мы написали, что у нас большое офисное хозяйство и нам нужна «заботливая нянька». Не все готовы идти на такую работу, а для нас такая хозяйственность принципиальна.

Для кандидатов-разработчиков принципиальный вопрос — будут ли они работать в развивающемся проекте и создавать что-то новое, или в стабильном проекте, который находится на поддержке. Это помогает «отсечь» людей, чьи ожидания не совпадают с нашими потребностями, чтобы мы не позвали программиста, мотивированного на открытие, в стабильный проект. Также мы должны описать, чем наша вакансия отличается от аналогичных на рынке. И к нам придут те, для кого разработка бизнес-ПО — это более интересная задача, чем создание онлайн-игр».

11. Смягчите формализм вакансии.

Алина Садекова, HR-директор MAXIMICE, предлагает заменить некоторые формулировки: «обязанности» на «задачи», «условия» на «мы предлагаем» или «у нас вы получите/найдете», «требования» на «мы ждем от соискателя».

«Считаю более привлекательным и располагающим текст с обращением к первому лицу. В этом случае у соискателя создается впечатление, что ищут именно его, — делится опытом эксперт. – Контакты я стараюсь не указывать, так как ответы на звонки соискателя отнимают очень много времени. Предпочитаю сама выбирать, кому позвонить. Но если контакт работодателя не указан, а соискатель проявил активность, вышел на сайт компании, узнал номер телефона и позвонил, тем самым выделив себя из потока кандидатов, у меня это вызывает уважение, и я чаще всего назначаю собеседование. И своим знакомым, ищущим работу, рекомендую: отправляйте резюме и звоните. Шансов быть замеченным будет больше».

12. Не забывайте указывать контакты и условия работы.

«Типичная ситуация, когда есть востребованная вакансия, но нет контактов. Понятно, что эйчары не хотят постоянных звонков, но кандидатам нужна какая-то возможность связи, — уверена Юлия Часовникова, руководитель Центра карьерного роста РосНОУ. – Пусть лучше это будет почта: написавший на почту человек демонстрирует, что нуждается в работе, ищет возможности для общения и самопрезентации.

Также обратите внимание на условия работы, подробнее напишите о корпоративной культуре — есть ли тимбилдинги, мастер-классы, курсы иностранных языков, сертификаты. Если компания обеспечивает бесплатное питание, ДМС и компенсацию фитнес-клуба, она заботится о сотрудниках. На такие вещи кандидаты обращают внимание, и хорошие условия работы могут стать решающим фактором для ключевого кандидата.

Крупные компании стали активнее использовать свои страницы в социальных сетях для поиска персонала или создают специальные профили для этого. На мой взгляд, это оправданный шаг: чтобы омолодить кадры, нужно искать на площадках для молодой аудитории — «ВКонтакте» или Facebook. Профильная группа по поиску персонала может стать площадкой для прямого общения с кандидатами. Плюс HR-менеджеру видна страница соискателя в соцсети, что позволяет составить более полное мнение о кандидате.

Кроме того, сами соцсети создают определенных функционал, чтобы облегчить поиск сотрудника: например, во «ВКонтакте» есть приложения, которые помогают распространять вакансии. Для работодателей это очень удобно, и не нужно платить порталам, как Headhunter.ru, Superjob, Avito».

Все самое интересное о бизнесе — на нашем канале в Telegram. Присоединяйтесь!   

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать что точка принадлежит графику функции
  • Как написать что точка лежит на прямой
  • Как написать что торт был вкусным
  • Как написать что товар пришел не тот
  • Как написать что то через дефис или нет