Разыгрываем iPhone 14! Скачайте приложение «Каталог Onlíner», чтобы участвовать!
«ЦТ — это лотерея», — такая мысль твердо держится в моей голове с 2013 года. Тогда я пришла в универ и увидела сомнительную картину: люди с высокими баллами по тестированию на парах демонстрировали совсем не тот уровень знаний, что «натыкали» крестиками в клеточках. Спустя семь лет я поразмыслила: нельзя же формировать убеждение лишь по нескольким эпизодам — пришло время поставить эксперимент и дать системе шанс. Я благополучно зарегистрировалась на ЦТ и пошла сдавать его наугад. Сразу спойлер: пороговые баллы набрала — в пед или сельскохозяйственный вуз должны взять. Но обо всем по порядку.
Предметы выбираю по наитию: смотрю весь список — что откликается в душе, то и беру. Белорусский и русский языки люблю давно — выбираю. Биология? Хоть со школьных времен ничего не помню, но интересно. Следующим хотела выбрать китайский, но для его сдачи придется ходить в другой корпус. Далеко от дома, лень. Беру физику: в принципе, я в ней смыслю так же, как и в китайском (никак). Вот и набралось четыре предмета — это максимум, на который может зарегистрироваться один абитуриент.
Эксперимент
Мои экзамены проходят в главном корпусе БНТУ. В университетском дворике асфальт размечен линиями для дистанцирования. Абитуриенты топчутся и толпятся: молодым коронавирус не страшен. С крыльца вещает сотрудник университета: мол, становитесь по человеку на линию — хотя бы впереди.
«Как на расстрел!» — шутят абитуриенты. Все слушаются, в итоге у крыльца все красиво и безопасно, а у ворот собирается месиво. Сотрудник БНТУ напоминает о правилах: с собой нужны только паспорт, пропуск и черная гелевая ручка, а номер аудитории надо искать на стенде.
«Удачи вам, ребят! Не ниже восьмерки должно быть у каждого!» — подытоживает он и запускает вчерашних школьников и меня в корпус.
25 июня. Это первый день, сдаю белорусский язык. На входе в аудиторию висит дозатор с антисептиком, экзаменаторы в масках и перчатках, рассадка строго по правилам профилактики. Примерно треть абитуриентов пришли в масках и респираторах (на следующих экзаменах их будет все меньше и меньше).
11:00, начало тестирования. Нам раздают бланки ответов, а потом и задания. По белорусскому языку у меня 9-й вариант (по какой-то случайности он попадался мне три раза из четырех). Система такая: во всех заданиях части A (их 30) ставлю крестики на втором варианте ответа, клеточки в части B (здесь 10 заданий) заполняю тем, что помню (а помню немного, особенно в отношении правил).
Результат. В итоге ЦТ по белорусскому языку я сдала на 31 балл при пороговом 9. В части A у меня ни одного правильного ответа, но 4 частично верных, в части B — 8 правильных и один частично верный. Неверных ответов оказалось 27 из 40 (26 в части A и 1 в части B). Максимальное количество первичных баллов для тестирования по белорусскому языку — 80 (они равны 100 тестовым), у меня получился 21.
А как сдали другие? Средний балл ЦТ по белорусскому языку в этом году составил 53,26, в 2019-м — 51,41. В 2020-м гораздо больше «стобалльников» — 78 человек, год назад их было 42. Два человека показали нулевой результат.
27 июня. ЦТ по русскому языку. В этом году тестирование по математике и русскому языку провели в два дня: они самые посещаемые, а эпидемическая ситуация не айс. Такая разбивка вызвала много споров среди репетиторов и абитуриентов. Дело в том, что в первый день ЦТ по русскому языку выдавали с 1-го по 5-й варианты, во второй — с 6-го по 10-й. Как рассказал преподаватель математики и физики, соучредитель центра «100 баллов» Евгений Ливянт, задания с первого по пятый вариант были схожими с заданиями с шестого по десятый и отличались незначительно. На экзамене по математике это исправили и дали разные вариации. Но это уже другая история.
Я попала на второй день ЦТ по русскому языку и снова получила 9-й вариант. Моя методика решения проста: в части A ставлю крестики напротив ответов 1, 2, 3, в части B отвечаю по памяти, которую съели рутина и быт.
Результат. Русский язык поддался манипуляциям хуже, чем белорусский, — получилось набрать 24 балла при пороговых 9. Здесь тоже не вышло угадать ни одного ответа в части A, лишь частично верными стали 5 крестиков. В части B ситуация выглядит чуть лучше (но мы же помним, что я ее не совсем угадывала): 5 верных ответов и 1 частично правильный. Фейловыми оказались 29 ответов из 40 (25 в части A и 4 в части B). Самое большое количество первичных баллов по русскому — 80, у меня получилось набрать 16.
Средний балл среди сдававших ЦТ по этому предмету РИКЗ пока не объявил (год назад он был 52,34), но известно, что 27 абитуриентов получили «соточки» (36 в 2019 году), а 19 человек показали нулевой результат (в прошлом году 17).
4 июля я пришла на ЦТ по биологии. Охранники на входе в БНТУ спрашивают, где позитивный настрой, и желают удачи. Ни то, ни другое мне не нужно. Приятно идти на экзамен с легкой душой и без всякого волнения: все-таки от результата не зависит моя дальнейшая судьба. В тесте по биологии попался 1-й вариант (всего их было два, а не десять, кстати). Если в задании по языкам может быть хоть один, хоть три или пять правильных ответов, с естественными и точными науками чуть проще: в каждой графе можно поставить только один крестик. В части A отмечаю все первые варианты, в части B пишу наугад, ибо школьная программа по биологии в моей жизни стала синонимом слова «амнезия».
Результат. С моей нехитрой методикой удалось заполучить 24 балла, порог по биологии — 19. Предсказуемо посчастливилось угадать ответы только в части A — 8 правильных. В части B 1 ответ оказался частично верным (там нужно было цифрами указать какую-то последовательность — ответила 123). Неправильным стал 41 ответ из 50 (30 в части A и 11 в части B). Максимальное количество первичных баллов по биологии равно 62, у меня получилось 9.
В прошлом году средний балл по биологии составил 51,78, нынешний пока не объявлен. В этом году 100 баллов набрали 55 абитуриентов, в прошлом таких было 43. Нулевой результат показали трое.
10 июля. Мой последний экзамен — физика. Зашла в аудиторию и подумала, что попала на школьную олимпиаду: уж очень много ребят, которым на вид лет 13—15. Говорят, это олимпиадники, которые хотят проверить свои знания.
Мне снова попадается любимый 9-й вариант. Если на предыдущих ЦТ я из интереса читала задания, то здесь это было бессмысленно и беспощадно: все 11 школьных лет я не любила и не понимала физику от слова «вообще». В части A решила поиграть в «елочку» — ставила крестики таким образом: 1, 2, 3, 4, 5, 4, 3, 2, 1… По части B все же пришлось пробежаться глазами, чтобы вписать хоть что-то. Собрав в кучу остатки микромозга, в задачах проводила манипуляции с данными — просто арифметическими действиями.
Результат удивил. По физике, которую я знаю, как любой новорожденный, удалось заработать 39 баллов (!!!). Пороговое значение — 19. Правильными стали 4 ответа из части A и (внимание!) 1 из части B. Это была какая-то задача, ответ нужно было записать числом. Свершилось чудо, иначе не назовешь. Частично правильных ответов по физике в этом году не предусмотрено, неверными оказались 32 (20 в части A и 12 в части B). Наибольшее количество первичных баллов — 44, у меня вышло 6. По сей день не могу отойти от мысли, что я будущий Шелдон Купер.
В этому году 100 баллов по физике получили только три абитуриента (в 2019-м их было 15). Нулевой результат показали 19 человек (в прошлом году — 15). Средний балл этого года неизвестен, но год назад он составлял 51,08.
Как работает новая система подсчета баллов и сколько бы у меня вышло при старой?
Проанализировать новую систему подсчета баллов (она введена в прошлом году) нам помогает Евгений Ливянт, преподаватель математики и физики, соучредитель центра «100 баллов». Напомним, при новой системе стали учитываться частично правильные ответы, для подсчета баллов используется специальная методика, в основу которой положен метод преобразования распределения частот первичных баллов к нормальному распределению. При выполнении теста абитуриенты набирают первичные баллы — это сумма баллов за каждое верное или частично верно выполненное задание. После определения первичных баллов, набранных абитуриентами, каждому возможному значению первичного балла в автоматическом режиме ставится в соответствие тестовый балл на нормализованной шкале.
Обоснование такое: в прошлом году директор РИКЗ Юрий Миксюк рассказывал, что «методика работает четко, она закрыта от внешнего вмешательства».
— Старая система была процентной. Тогда абитуриент мог на легких вопросах набрать от 30 до 80 баллов. Сегодня абитуриент, у которого больше первичных баллов, обязательно получит больше тестовых (директор РИКЗ утверждал, что по новой системе на ЦТ оценивается полнота знаний, в том числе благодаря введению частично правильных ответов. — Прим. Onliner). Если абитуриент за определенное время не набирает баллов и не решает заданий, это либо пробелы в знаниях, либо недостаточный их объем, которого не хватило, чтобы справиться за предоставленное время.
Абитуриенты поступили в колледжи с баллами, которые не снились некоторым вузам
Также Юрий Миксюк подтвердил, что «проблема угадывания существует», но ее сводят к минимуму. Правда, он не рассказал, как это делается. Говорит, новая методика никак не повлияла на угадывания — параметры остаются прежними. Уменьшить процент счастливчиков, как считает директор РИКЗ, можно благодаря повышению пороговых значений ЦТ.
— Люди, которые набирают по 20 баллов на ЦТ (аналог 2 баллов в школе), не должны учиться в вузах, — сказал спикер.
Репетитор Евгений Ливянт считает, что новая система подсчета не очень правильная, но все-таки понятная. Однако оказалось, что в этом году ЦТ рассчитывалось по какой-то другой схеме, в отличие от всех этапов репетиционного тестирования. По словам Ливянта, результаты ЦТ его учеников отличались от итогов РТ.
С наибольшей вероятностью подсчет баллов производится довольно сложным образом, этот механизм просчитала экономист Ирина Ковальчук. Если в двух словах, то репетиционное тестирование рассчитывалось по первичным баллам, установленным в прошлом году, а централизованное — по свежим. В части A за правильный ответ (на задание любой сложности) дается один балл, в части B — два. На примере математики и физики: в части A — 20 заданий (можно набрать 20 первичных баллов), в B — 12 (соответственно, 24 первичных балла). Итого получается 44 первичных балла, что равно 100 тестовым.
— Это единственное, что можно гарантированно просчитать. Все остальное пересчитывается в 100-балльную шкалу по принципу так, чтобы средний балл всех результатов был чуть выше 50. Заранее эту шкалу опубликовать нельзя, потому что тогда необязательно средний балл будет выше 50. Они проверили, посчитали первичные баллы, а потом подгоняют таблицу таким образом, чтобы средний балл был 50—54. Поэтому шкала перевода первичных баллов в тестовые будет меняться каждый год перед публикацией результатов ЦТ, — считает Евгений Ливянт. По его словам, при новой системе все равно проигрывают лучшие ученики, которые усердно готовились к экзаменам.
Почему? Тот, кто набрал 22 первичных балла (то есть половину из возможных), получит 69 тестовых из 100, за 10 первичных баллов из 44 — 52 тестовых из 100. Логика немного рушится. Подтверждает это и мой пример с физикой: за 6 первичных баллов из 44 я получила 39 тестовых из 100.
— По теории вероятности 4 балла можно набрать методом тыка. То есть всего в части A 20 задач, на каждую по пять вариантов ответов. Задание из части B вы угадали каким-то чудом! У вас, наверное, фантастическая интуиция, — говорит Евгений Ливянт. — По старой системе оценивания вы бы получили в районе 15 баллов, а так у вас вышло 39.
Абитуриенты рассказывают, как получили 100 баллов на ЦТ
Самое неприятное, по мнению репетитора, что новая система непредсказуема: сложно ожидать, какой результат ты получишь при решении тех или иных заданий.
— Молодой человек вступает в жизнь, а ему показали пример неуважительного отношения. Что ему гарантировали? Что все задания будут соответствовать школьной программе и в какой-то степени третьему этапу РТ. Но молодые люди увидели обратное. В этом году количество учеников, которые сдавали ЦТ, на 16% меньше, чем в прошлом. Демографическая картина при этом сильно не менялась — снизилась на 1—2%. Главная причина — наши ребята уже поступили в Россию и Польшу. Это я говорю по своему опыту и опыту моих коллег, которые готовили абитуриентов к ЦТ, — рассказывает репетитор.
Евгений Ливянт уверен: в то время как ЦТ у нас только появилось, оно было на порядок лучше российского ЕГЭ и украинского ВНО. А сейчас, считает преподаватель, мы отстаем от России и Украины, как «Запорожец» от Mercedes.
Старая система подсчета баллов, отмечает Ливянт, тоже ему не нравилась, потому что была непонятной: если она даже десять раз справедливая, но непонятная, все будут подозревать какой-то подвох.
— Сначала новая система нашла положительный отклик среди коллег, родителей и учеников. Изначально говорилось, что каждому заданию будет присвоено некое количество баллов и что в сумме будет получаться 100. И все сказали: отлично! Это правильно, что ученик будет знать, что за задачу A1 он получит, скажем, 0,5 балла, за A5—A8 — по 1 баллу, за другие, допустим, по 1,5 балла, за B12 — Гран-при — 7 баллов и так далее. Но суть будет понятна: чем сложнее задача, тем больше баллов за нее можно получить. Так же считается на олимпиадах, например. В моем понимании система образования должна быть справедливой, — считает он.
Однако сейчас предсказать количество баллов за то или иное задание нельзя: их мы узнаем только после оглашения результатов тестирования.
Истории тех, кому не хватило баллов для поступления даже на платную форму
Тем не менее преподаватель считает, что ЦТ — это то, чем может гордиться наша система образования. До начала 2003 года на вступительных экзаменах была коррупция. Об этом говорил и президент страны Лукашенко.
— Тотальная коррупция на вступительных экзаменах началась в конце 1980-х и продлилась до начала 2000-х. Оказалось, это можно исправить. И ЦТ было большим достижением, но я боюсь, что это достижение уничтожат: ломать не строить. Преподаватели жутко боятся, если форма экзаменов изменится. То есть ты готовишь ученика к соревнованию, но заранее знаешь, что оно будет нечестным, — подытоживает Евгений Ливянт.
Помечтаем. Куда я могу поступить со своими баллами?
А теперь самое интересное. Что мне делать со своими баллами и какой вуз сможет принять меня на бесплатное обучение? В качестве примера рассмотрим вариант с тремя сертификатами ЦТ плюс средний балл школьного аттестата. Итоговая сумма баллов у меня такая: 31 (белорусский язык) + 24 (биология) + 39 (физика) + 82 (аттестат) = 176. Не будем останавливаться на наборе предметов и засчитаем эту сумму как универсальную: вдруг с таким же успехом я набрала бы 24 балла по математике, химии или китайскому языку — теория вероятности не отрицает такого исхода событий. Дальше смотрим проходные баллы на некоторые специальности вузов за прошлый год и останавливаемся на подходящих.
БГУИР. С такой суммой баллов можно влезть на бюджет на инженера по инфокоммуникациям: проходной балл прошлого года — 170. Правда, здесь нужны сертификаты ЦТ по языку, физике и математике, но мы же условились не брать предметы в расчет.
БНТУ в прошлом году принимал на автотракторный факультет будущих дизайнеров гусеничных и колесных машин с 109,3 балла.
Что стало с ребятами, которые набрали минимальный балл на ЦТ десять лет назад
БелГУТ. Гомельский универ должен встретить меня с распростертыми объятиями на военно-транспортном факультете и выучить на специалиста по управлению, инженера путей сообщения — строителя. В прошлом году попасть сюда на бюджет можно было с 159 баллами. Этот же вуз год назад принял студентов с моим баллом (176) на управление подразделениями транспортных войск, восстановление и строительство искусственных сооружений.
БрГУ манит специальностью «Мелиорация и водное хозяйство». Чтобы поступить на инженера, в 2019-м нужно было набрать 151 балл.
Могилевский университет имени Кулешова открывает для моей суммы баллов преподавательский путь: в прошлом году на преподавателя физики и информатики брали с 146 баллами. И это бюджет.
Поступить на эколога и инженера по охране окружающей среды в Могилевский государственный университет продовольствия год назад можно было с 156 баллами, на инженера-механика машин и аппаратов пищевых производств — с 159, на инженера-механика низкотемпературной техники (холодильников и кондиционеров) — с 172.
Пройти на специалиста по управлению танковыми подразделениями и инженера в Военную академию можно было с 170 баллами.
Мозырский педуниверситет имени Шамякина открывает для меня две возможности. В прошлом году на учителя информатики и математики поступил абитуриент, набравший в сумме 147 баллов, на педагога-инженера в строительстве — 164.
ГГУ имени Скорины в том году брал на бесплатную заочку будущих инженеров лесного хозяйства, которые набрали от 157 баллов.
Поступить на юриста на факультет милиции Могилевского института МВД в прошлом году можно было, набрав 175 баллов.
«Пригодился ли мне диплом при трудоустройстве? Вообще нет!» Истории тех, кто брал кредиты для учебы в белорусских вузах
Год назад в Гродненский государственный аграрный университет брали с 107 баллами на агронома, с 138 — на агрохимика, с 104 — на зоотехника.
Двери сельхозакадемии в Горках (БГСХА) почти всегда открыты для таких, как я. С баллом 176 и меньше можно было поступить на агрономию (60), селекцию и семеноводство (103), агрохимию и почвоведение (76), защиту растений и карантин (115), плодоовощеводство (79), зоотехнию (63), птицеводство (110), промышленное рыбоводство (140) и многое другое.
«ЦТ — это лотерея», — снова вертится в голове. Но пусть я буду неправа.
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by
Решить ЦТ по белорусскому языку наугад и получить минимальный балл реально?
Эксперимент с дистанционным РТ 2019 по белорусскому языку
Редакцию Адукар часто спрашивают, можно ли решить ЦТ методом тыка на минимальный балл и какие варианты лучше выбирать. Чтобы немного прояснить ситуацию, мы провели небольшой эксперимент: решили ДРТ 2019 года по белорусскому языку разными способами и сравнили результаты. С радостью делимся ими с тобой.
Для эксперимента мы взяли дистанционное РТ по белорусскому языку на сайте РИКЗ. Один и тот же вариант ДРТ можно проходить несколько раз, сравнивать результаты и анализировать ошибки. Баллы подсчитываются по новой методике. В эксперименте мы отвечали на 30 вопросов части А, так как её прорешивают все. Ответы части В угадать крайне сложно, поэтому мы не брали в расчёт эти задания.
Ситуация 1: «Я не готовился к предмету и попробую решить наугад»
В ЦТ по белорусскому языку в части А 30 вопросов, в каждом из которых по пять вариантов ответа. При этом от 1 до 4 могут быть правильными.
Нам не повезло: правильных ответов не наколдовали. Но получили 4 частично верных ответа и 36 неверных. Первичный балл — 4, тестовый — тоже 4.
Больших изменений это не принесло. Только один ответ оказался верным, пять — частично верными, остальные — неправильными. Первичный балл — 7, тестовый — 7.
Похожая ситуация вышла и с тремя случайными ответами. Поставили в клетках везде 1, 3, 5 — и вот какая картина:
Только два ответа оказались правильными, три — частично верными, а остальные — ошибочными. Первичный и тестовый балл были равны 7.
С четырьмя случайно выбранными ответами вышло ещё хуже: получили только 6 частично верных ответов, остальные — неправильные. Первичный балл — 6, тестовый — 6.
Отметить все пять вариантов ответа в каждом задании — тоже плохая идея. Они считаются неправильными, и по итогу компьютер выставляет 0 баллов.
Вывод: «Натыкать» на 10 минимальных баллов по белорусскому языку вряд ли получится. Если только ты полный везунчик, родился в десяти сорочках и в день тестирования фортуна поздоровается с тобой за руку. В общем, если у тебя получится написать ЦТ хорошо методом тыка, пиши в редакцию Адукар, такая аномалия для нас будет сенсацией.
Ситуация 2: «Готовился к ЦТ и постараюсь что-нибудь отметить в бланке»
Адукар задумался, как могут сдать ЦТ ребята, которые более-менее ориентируются в белорусском языке? Поэтому решил демоверсию РТ другими способами.
Не долго думая, открыли задания демоверсии репетиционного тестирования и отметили в части А по одному варианту, в которых были абсолютно уверены:
И вуаля! Результат значительно вырос. На три вопроса мы ответили верно (это последние задания части А, где нужно было дать один ответ), на 14 — частично верно, на остальные — неправильно. Первичный балл в итоге — 20, тестовый — 30 из 80.
А что будет, если выбрать два правильных ответа? Как изменится результат?
Таким способом нам удалось получить 14 правильных ответов, столько же частично верных, а количество неверных снизилось до 12. В результате тестовый балл поднялся до 56, а первичный — до 42 из 80.
Адукар заинтересовался, что будет, если абитуриент, который сдаёт ЦТ по белорусскому языку, в бланке отметит два ответа, в которых уверен и один наугад. Можно ли в таком случае получить балл выше?
Как показала практика, так не стоит рисковать: вместо 14 правильных вариантов получилось 8, а первичный и тестовый балл упали.
Вывод: Лучше отмечать варианты, в которых уверен. Поставленные наугад крестики могут подпортить результат. Не исключай и того, что демонстрационное РТ по белорусскому языку, которую мы взяли для примера, — лишь частный случай. Чтобы делать такие глобальные выводы, нужно решить не один тест.
После эксперимента стало понятно: метод тыка не поможет получить минимальный проходной балл. Поэтому лучше всё-таки готовиться к централизованному тестированию.
***
Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.
Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by
Хочешь быть в курсе новостей ЦТ?
Подписывайся на Адукар в соцсетях!
Начни подготовку к ЦТ и ЦЭ прямо сейчас!
Адукар обещает крутых преподавателей, индивидуальный подход и много полезной практики.
итоговые занятия перед ЦТ? Такие занятия мы проводим уже четвёртый год, и преподаватели нашего учебного центра
научились достаточно точно предсказывать, какие вопросы будут на ЦТ. На этом занятии мы прорешаем их вместе с тобой!
Регистрируйся,
если еще не сделал этого — и увеличь свои шансы на поступление!
ВЕРОЯТНОСТЬ УСПЕШНОЙ СДАЧИ ЦТ ПУТЕМ УГАДЫВАНИЯ ВЕРНЫХ ОТВЕТОВ В ЧАСТИ А
- Авторы
- Руководители
- Файлы работы
- Наградные документы
Терехова А.А. 1
1ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «МОГИЛЁВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ГИМНАЗИЯ №1»
Климуть Е.В. 1
1ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «МОГИЛЁВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ГИМНАЗИЯ №1»
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ
Вероятность совпадения желания с возможностью равна самому
невероятному значению.
Георгий Александров
Всем выпускникам 11-го класса предоставляется возможность сдачи централизованного тестирования (ЦТ) для поступления в ВУЗ. Тест состоит из двух частей: часть А и часть В. Часть А содержит 18 заданий в виде теста.
Нужно выбрать один вариант ответа из пяти предложенных (А1-А11, А13-А15, А17-А18) и несколько вариантов правильных ответов из пяти предложенных (А12 и А16). Эта часть тестирования позволяет при незнании ответа написать ответ наугад. Какова вероятность решить часть А централизованного тестирования таким методом на максимальный балл?
Актуальность исследования
Каждый день мы встречаемся со случайностями, и не все они могут быть приятными. Но математика со временем нашла способы оценивать вероятность наступления случайных событий.
Цель исследования:
Выявление вероятности успешной сдачи ЦТ абитуриентами путём угадывания правильного ответа в части А.
Для достижения поставленной цели требуется выполнить следующие задачи:
1) изучить разделы комбинаторики и теории вероятностей и найти формулы для нахождения вероятности угадывания вариантов ответов в тестах;
2) рассчитать вероятность угадывания вариантов ответов части А на ЦТ для необходимого количества баллов;
3) провести эксперимент с учащимися 10-11-х классов и сравнить их результаты угадываний с полученными при расчетах;
4) сравнив полученные результаты и выявив наиболее и наименее удачные результаты учащихся, сделать выводы о том, можно ли надеяться на удачу и угадать ответы части А на максимальный балл.
Гипотеза:
Вероятность угадать правильные ответы на централизованном тестировании очень мала, а это значит, что невозможно хорошо сдать ЦТ без подготовки.
Объект исследования: результаты тестовых заданий по математике.
Предмет исследования: вероятность угадывания ответов в части А в тестах на ЦТ по математике.
Методы исследования:
– анкетирование;
– метод подсчетов;
– математический анализ;
– обобщение полученных результатов;
– метод сравнения;
– эксперимент.
Практическая значимость: важностьприменения теории вероятностей и комбинаторики в реальной жизни состоит в том, чтобы показать невозможность гарантированного хорошего результата на ЦТ путем угадывания результатов в части А.
Выбранная тема является интересной и актуальной, так как позволяет старшеклассникам пересмотреть свое отношение к подготовке к ЦТ по математике и другим предметам.
ГЛАВА 1. КОМБИНАТОРИКА И ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
1.1 Комбинаторика
Комбинаторика – раздел математики, который изучает задачи выбора и расположения элементов из некоторого основного множества в соответствии с заданными правилами. Формулы и принципы комбинаторики используются в теории вероятностей для подсчета вероятности случайных событий и, соответственно, получения законов распределения случайных величин. Это, в свою очередь, позволяет исследовать закономерности массовых случайных явлений, что является весьма важным для правильного понимания статистических закономерностей, проявляющихся в природе и технике
Сочетания без повторений. Сочетания с повторениями
Классической задачей комбинаторики является задача о числе сочетаний без повторений, содержание которой можно выразить вопросом: «Сколькими способами можно выбрать m из n различных предметов?»
.
Рассмотрим задачу о числе сочетаний с повторениями: имеется по r одинаковых предметов каждого из n различных типов: «Сколькими способами можно выбрать m ( ) из этих (nr) предметов?»
.
Размещения без повторений. Размещения с повторениями
Классической задачей комбинаторики является задача о числе размещений без повторений, содержание которой можно выразить вопросом: «Сколькими способами можно выбрать и разместить по m различным местам m из n различных предметов?»
.
Также классической задачей комбинаторики является задача о числе размещений с повторениями, содержание которой можно выразить вопросом: «Сколькими способами можно выбрать и разместить по m различным местам m из n предметов, среди которых есть одинаковые?»
.
Перестановки без повторений. Перестановки с повторениями
Классической задачей комбинаторики является задача о числе перестановок без повторения, содержание которой можно выразить вопросом: «Сколькими способами можно разместить n различных предметов на n различных местах?» .
Для случая, когда среди выбираемых n элементов есть одинаковые (выборка с возвращением), задачу о числе перестановок с повторениями можно выразить вопросом: «Сколькими способами можно переставить n предметов, расположенных на n различных местах, если среди n предметов имеются k различных типов (k < n), т. е. есть одинаковые предметы»
.
Комбинаторика
Таблица 1.1 – Формулы комбинаторики
Французские математики Блез Паскаль и Пьер Ферма анализировали азартные игры и исследовали прогнозы выигрыша. Тогда они заметили первые закономерности случайных событий на примере бросания костей и сформулировали теорию вероятностей. Когда мы кидаем монетку, то не можем точно сказать, что выпадет: орел или решка. Но если подкидывать монету много раз — окажется, что каждая сторона выпадает примерно равное количество раз. Из чего можно сформулировать вероятность: 50% на 50%, что выпадет «орел» или «решка»
1.2 Теория вероятностей
Теория вероятностей —это раздел математики, который изучает закономерности случайных явлений: случайные события, случайные величины, их свойства и операции над ними.
Вероятность —это степень возможности, что какое-то событие произойдет. Если у нас больше оснований полагать, что что-то скорее произойдет, чем нет — такое событие называют вероятным.
Случайная величина — это величина, которая в результате испытания может принять то или иное значение, причем неизвестно заранее, какое именно.
Теория вероятности изучает события и их вероятности. Если событие сложное, то его можно разбить на простые составные части — так легче и быстрее найти их вероятности
Классическое определение вероятности
Вероятностью события A в некотором испытании: P (A) = m/n, где n — общее число всех равновозможных, элементарных исходов этого испытания, а m — количество элементарных исходов, благоприятствующих событию A.
Свойства вероятности:
Вероятность достоверного события равна единице.
Вероятность невозможного события равна нулю.
Вероятность случайного события есть положительное число, заключенное между нулем и единицей.
Таким образом, вероятность любого события удовлетворяет двойному неравенству: 0 ≤ P(A) ≤ 1 .
1.3 Формула Бернулли
При решении вероятностных задач часто бывает, что одно и тоже испытание повторяется многократно, и исход каждого испытания не зависит от исходов других. Такой эксперимент называют схемой повторных независимых испытаний или схемой Бернулли.
Пусть в результате испытания возможны два исхода: либо появится событие А, либо противоположное ему событие. Проведем n испытаний Бернулли. Это означает, что все n испытаний независимы. А вероятность появления события А в каждом случае постоянна и не изменяется от испытания к испытанию. Обозначим вероятность появления события А в единичном испытании буквой р, значит: p = P(A), а вероятность противоположного события (событие А не наступило) – буквой q:
q = P( ) = 1 – p.
Тогда вероятность того, что событие А появится в этих n испытаниях ровно k раз, выражается формулой Бернулли: Pn(k) = pk qn-k, где q = 1 – p,
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТ
2.1. Результаты анкетирования
Учащимся 10-11-х классов было предложено ответить на четыре вопроса анкеты:
Указать профиль_______________________________________________ Собираюсь сдавать ЦТ по математике ДА НЕТ Готовлюсь сдавать ЦТ по математике ДА НЕТ Можно угадать ответы части А на 15 баллов ДА НЕТ Можно угадать ответы части А на 50 баллов ДА НЕТ |
Таблица 2.1 – Анкета
В анкетировании приняло участие 87 учащихся 10-11-х классов.
Собираются сдавать математику |
Не собираются сдавать математику |
|||||||
Всего 87 учащихся |
Можно угадать на 15 баллов |
Можно угадать на 50 баллов |
Можно угадать на 15 баллов |
Можно угадать на 50 баллов |
||||
варианты ответа |
да |
нет |
да |
нет |
да |
нет |
да |
нет |
количество |
57 |
9 |
19 |
47 |
20 |
1 |
11 |
10 |
% |
86% |
14% |
29% |
71% |
95% |
5% |
52% |
48% |
Таблица 2.2 – Результаты анкетирования
Закономерно то, что те учащиеся (29%), которые собираются сдавать математику и готовятся к ЦТ, надеются на удачу (угадать на 50 баллов) меньше, чем те, кто не собирается сдавать ЦТ (52%).
Также учащимся было предложено наугад поставить крестики в бланках части А по ЦТ:
Таблица 2.3 – Бланк ответов
2.2. Расчет вероятностей угадывания ответов
Минимальный балл на ЦТ по математике для поступления в ВУЗы был 20 баллов для первого профильного предмета и 10 баллов для второго профильного предмета (Приложение А)
Проанализировав таблицу соответствия первичных и тестовых баллов централизованного тестирования 2021 г. по математике (Приложение Б), можно сделать следующий вывод: чтобы набрать 15 баллов на ЦТ, достаточно решить 3 задания из части А, а на 50 баллов – 13 заданий из части А. Всего 18 заданий. Расчет вероятности угадывания производился по 16 заданиям, так как в А12 и А16 подразумевается несколько вариантов ответа (Приложение В, Г)
Для того чтобы на ЦТ набрать 15 баллов, достаточно решить 3 задания части А. Вероятность угадать три правильных ответа из 16 равна 25%:
Для того чтобы на ЦТ набрать, например, 50 баллов, достаточно решить 13 заданий части А. Вероятность угадать 13 правильных ответов из 16 равна 0,00002%:
Результаты учащихся 10-11-х классов:
К-во заданий баллы |
0 «0» |
1 «2» |
2 «9» |
3 «15» |
4 «22» |
5 «26» |
6 «30» |
7 «34» |
13 «50» |
К-во учащихся |
4 |
10 |
19 |
25 |
12 |
9 |
7 |
1 |
0 |
% |
5% |
11% |
22% |
29% |
14% |
10% |
8% |
1% |
0% |
Таблица 2.4 – Результаты учащихся 10-11-х классов
Согласно теории вероятностей, возможность угадать правильные ответы на 15 баллов является 25%, что подтвердил эксперимент, проводимый с учащимися 10-11-х классов, которые в 29% случаев набрали необходимый результат. Вероятность угадать правильные ответы на 50 баллов составляет 0,00002%. Результаты эксперимента также показали низкую вероятность (никто из учащихся не получил 50 баллов). Наиболее близким результатом стал следующий – 7 заданий на 34 балла (1%учащихся).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты эксперимента и их теоретическое обоснование подтверждают правильность выдвинутой гипотезы.
Ни один из учащихся не смог набрать то количество баллов, которое необходимо для успешной сдачи ЦТ по математике (математика профильный предмет), выбирая ответы наугад.
Набрать 15 баллов, однако, не представляется сложным, но этих баллов может не хватить для поступления в ВУЗ, где математика является первым профильным предметом.
Результаты исследования были представлены учащимся в виде буклетов, где можно было узнать вероятность угадывания ответов, а также ряд полезной для будущих абитуриентов информации (Приложение Д).
Данные исследования позволяют сделать вывод, что только планомерная, вдумчивая и добросовестная учеба в школе позволит учащимся успешно сдавать ЦТ. Как справедливо заметил историк Бауржан Тойшибеков, вероятность удачи тем выше, чем усерднее работаешь на неё.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Гмурман, В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика. Учеб. пособие для вузов. Изд. 7-е, стер. –– М.: Высш. шк., 1999. –– 479 с.: ил.
Сайт Адукар [Электронный ресурс]. –– Режим доступа: https://adukar.com/by/?text. –– Дата доступа: 18.09.2021.
Сайт РИКЗ [Электронный ресурс]. –– Режим доступа: https://rikc.by/.– Дата доступа: 17.09.2021
Сайт СИЛА ЗНАНИЙ [Электронный ресурс]. –– Режим доступа: https://ya-znau.ru/znaniya/zn/80. –– Дата доступа:19.09.2021
Сайт skysmart [Электронный ресурс]. –– Режим доступа: https://skysmart.ru/articles/mathematic/teoriya—veroyatnostej—formuly—i—primery/. –– Дата доступа:19.09.2021
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ТАБЛИЦА СООТВЕТСТВИЯ ПЕРВИЧНЫХ И ТЕСТОВЫХ БАЛЛОВ
ЦТ 2021 Г. ПО МАТЕМАТИКЕ
Первичный балл |
Тестовый балл |
0 |
0 |
1 |
2 |
2 |
9 |
3 |
15 |
4 |
22 |
5 |
26 |
6 |
30 |
7 |
34 |
8 |
37 |
9 |
40 |
10 |
43 |
11 |
46 |
12 |
48 |
13 |
50 |
14 |
52 |
15 |
54 |
16 |
55 |
17 |
57 |
18 |
58 |
19 |
60 |
20 |
61 |
21 |
62 |
22 |
64 |
23 |
65 |
24 |
66 |
25 |
68 |
26 |
69 |
27 |
70 |
28 |
72 |
29 |
73 |
30 |
74 |
31 |
76 |
32 |
77 |
33 |
79 |
34 |
80 |
35 |
81 |
36 |
83 |
37 |
84 |
38 |
86 |
39 |
88 |
40 |
90 |
41 |
91 |
42 |
93 |
43 |
95 |
44 |
98 |
45 |
99 |
46 |
100 |
ПРИЛОЖЕНИЕ В
РАСЧЕТ ВЕРОЯТНОСТИ УГАДЫВАНИЯ БАЛЛОВ
«2 балла»
«9 баллов»
«15 баллов»
«22 балла»
«26 баллов»
«30 баллов»
«34 балла»
«37 баллов»
«40 баллов»
«43 балла»
«46 баллов»
«48 баллов»
«50 баллов»
«52 балла»
«54 балла»
«58 баллов»
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ОТВЕТЫ ЦТ 2021 ГОДА
Задание |
Ответы |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
А1 |
1 |
4 |
2 |
3 |
5 |
5 |
3 |
1 |
2 |
4 |
А2 |
3 |
1 |
5 |
2 |
4 |
4 |
1 |
3 |
5 |
2 |
А3 |
2 |
3 |
4 |
1 |
5 |
1 |
4 |
2 |
3 |
5 |
А4 |
1 |
2 |
5 |
3 |
4 |
3 |
1 |
5 |
2 |
4 |
А5 |
4 |
1 |
2 |
5 |
3 |
5 |
2 |
4 |
3 |
1 |
А6 |
3 |
2 |
5 |
1 |
4 |
2 |
5 |
1 |
4 |
3 |
А7 |
5 |
1 |
3 |
4 |
2 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А8 |
4 |
2 |
1 |
3 |
5 |
3 |
4 |
5 |
2 |
1 |
А9 |
1 |
3 |
4 |
5 |
2 |
2 |
5 |
4 |
1 |
3 |
А10 |
2 |
5 |
1 |
4 |
3 |
1 |
3 |
5 |
4 |
2 |
А11 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
4 |
1 |
2 |
5 |
3 |
А12 |
1,2 |
3,5 |
1,3 |
2,4 |
1,4 |
2,5 |
2,3 |
1,5 |
1,4 |
2,3 |
А13 |
5 |
3 |
2 |
4 |
1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
А14 |
3 |
4 |
1 |
5 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2 |
1 |
А15 |
4 |
5 |
2 |
3 |
1 |
4 |
5 |
3 |
1 |
2 |
А16 |
1,5 |
4,5 |
3,4 |
2,3 |
1,2 |
2,4 |
3,5 |
1,4 |
1,3 |
2,5 |
А17 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
5 |
А18 |
2 |
5 |
4 |
1 |
3 |
4 |
2 |
1 |
5 |
3 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
БУКЛЕТ
Просмотров работы: 82
Источник материала:
Две выпускницы из Бобруйска по всем предметам на ЦТ набрали по 100 баллов — а TUT.BY решил расставить крестики наугад и посмотреть, что из этого получится. Испытать удачу решено было на двух тестах, по русскому и математике.
Сдаем тестирование по русскому
Как следует не подготовившись, 14 июня я шла на штурм МГЛУ — и еще на крыльце уперлась в хвост взволнованной очереди из абитуриентов. Гуглить «Как сдать ЦТ наугад?» здесь было очень неловко: вдруг кто-то заглянет через плечо? Ладно! В этот день все и так будут смотреть на меня как на двоечницу. Расстраивало другое: дельных советов «для дурачков» в интернете не нашлось. Все требовали знаний — а мне бы только крестики расставить! Казалось, что ЦТ без подготовки сдают (и признаются в этом) не реальные абитуриенты, а только бесшабашные журналисты. Морщат лоб, блистают школьными знаниями, а потом выносят вердикт: «Сдать ЦТ наугад невозможно». Особенно — по русскому. Прелесть части А — в том, что в задании почти никогда не бывает одного или всех правильных вариантов ответов. А сколько? Два, три, четыре? Попробуй угадай! В поисках таких же, как я, рыцарей удачи, заглянула даже в паблик во «ВКонтакте» для абитуриентов. Но там только паренек отчаянно вопрошал, пустят ли его на тестирование в шортах — и все.
Когда раздавали задания, случилось ЧП, загадочное и необъяснимое: у двух соседок, кажется, вариант задания не совпал с тем, что указан в бланке ответов. Ответственные лица заподозрили их в обмане.
— Но мы тут ни при чем! Заполнили то, что нам раздали! — волновались барышни.
Комиссия посовещалась и решила пересадить девушек — РИКЗ был бы недоволен, но это по-человечески. Все успокоились, и ЦТ началось. Я выбрала стратегию: чередовать ответы «1, 3» и «2, 4, 5». Авось повезет? По крайней мере бланк получится симпатичный.
Азартно расставляла крестики и вовремя вспомнила о совете: «Будьте внимательны при переносе ответов с черновика!» — потому что чуть не «решила» в бланке больше заданий, чем подразумевало ЦТ по русскому. Тем временем одна из организаторов — и угораздило же ее стать сбоку от меня! — смотрела на мою «вышиванку» с таким осуждением, что даже мне стало ясно: будущего у меня нет.
В части Б я наугад ответила на пару вопросов. Если в ответе просили указать номер слова или предложения, ставила «4», но иногда дерзко импровизировала: например, писала «местоимение». Каюсь, в какой-то момент оступилась: нужно было найти в тексте слово с ошибкой — и я этот текст прочла. Ох, не надо было этого делать! Теперь мне яростно хотелось исправить слово «яросно». Усилием воли оставила поле для ответа пустым.
Закончила довольно быстро — но решила почитать задания внимательнее. Показалось, что было несложно. А еще, что со своим методом тыка почти ничего не угадала. Через полтора часа все-таки ушла — первой.
Сдаем тестирование по математике
Время математики пришло 19 июня. Здесь в части А возможен всего один правильный ответ, так что с удачей проще. Я решила: моим счастливым числом станет двойка и второй вариант я посчитаю правильным в каждом из заданий. Комментатор из интернета хвалился, что таким нехитрым образом набрал двадцать баллов — а мне хватит! Довольная, я уселась в аудитории — и наблюдала за тем, как в качестве меры предосторожности у абитуриента изымали зажигалку. За десять минут я лихо расставила свои двойки в части А и Б и пошла сдаваться. Организатор долго не верила, что я не в туалет отпрашиваюсь, а ухожу насовсем — но все-таки выпустила нерадивую абитуриентку, проводив ее непонимающим взглядом. Когда спустилась за вещами, разбудила только-только задремавшую гардеробщицу.
— Что, уже все уходят? Закончилось ЦТ? — всполошилась та.
Нет, еще только начали.
Результаты: куда податься?
РИКЗ провозгласил, что по русскому языку я справилась с заданиями A2, A4, B2, B4. Двенадцать баллов, господа! «Двойка» по математике принесла мне 11 баллов: верно были «решены» задания A1, A2, A8 и A9, неверно — все остальные.
Впрочем, результат эксперимента можно считать удовлетворительным. По русскому мне удалось преодолеть минимальный порог в 10 баллов — но, конечно, на филологические специальности дорога закрыта. Математика как второй профильный предмет тоже сойдет, все-таки больше 10 баллов.
А если везение вас подвело, всегда остаются военные факультеты, вузы в подчинении Министерства обороны, МЧС, Госпогранкомитета и некоторые сельскохозяйственные специальности — для того чтобы подать туда документы, хватит и пяти баллов. Например, на бюджет в Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины в прошлом году брали с 90 баллами (три ЦТ плюс средний балл аттестата). Вдруг вы всегда мечтали учиться по специальности «лесное хозяйство»?
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Две выпускницы из Бобруйска по всем предметам на ЦТ набрали по 100 баллов, а TUT.BY решил расставить крестики наугад и посмотреть, что из этого получится. Испытать удачу…
Централизованное тестирование практически завершилось, большинство абитуриентов узнали набранные баллы и примерно оценили шансы попасть в вузы. Корреспондент агентства «Минск-Новости» ради эксперимента решил тоже поучаствовать в нынешней вступительной кампании, а заодно испытать, можно ли пройти тест на везении.
Первым предстояло пройти испытание по русскому языку, который без подготовки удалось сдать на 61 балл. Там все было честно: с максимальным упорством пытался вспомнить, что такое деепричастный оборот и в каких случаях нужно двоеточие или дефис.
С физикой решил поступить с точностью до наоборот: отдаться воле случая и своей невероятной везучести (однажды даже выиграл в лотерею!). Да и, признаться честно, пойди я сдавать точную науку по-серьезному, вряд ли удалось бы достичь больших высот. Еще со школьной скамьи мне больше нравилось заниматься русским языком, плодонося красивыми текстами, чем сражаться с коварными формулами и уравнениями.
Итак, место действия — Белорусский национальный технический университет. С собой котомка с документами, черная гелевая ручка и полное отсутствие воспоминаний о сопротивлениях, метрах в секунду и периодах полураспада радиоактивного изотопа натрия.
Отметил, что желающие отдать судьбу точным наукам выглядят серьезнее гуманитариев, которые мне попадались на глаза на русском. Здесь максимально сосредоточенные люди жонглируют толстыми учебниками, а по улице то и дело проносится шепот в стиле: «угол преломления равен углу падения». Решил присесть на лавочку, рядом забаррикадировался книжками молодой человек. Ему не хватало халата, чтобы принять законченный облик ученого.
— Волнуешься? — спрашиваю у него.
— Очень! Я все формулы знаю назубок, но как только дело касается заданий, не могу сосредоточиться.
— У меня такая же проблема была 12 лет назад. Завалил тесты, пошел в армию, сейчас на улице листовки раздаю. Мечта. Ладно, пойду искать аудиторию.
Кто знает, вдруг такой пример поможет парню собраться?
У входа в здание очередь из абитуриентов старалась держать безопасную дистанцию. Работники вуза, проверявшие при входе паспорта и пропуска, были в медицинских масках и перчатках. Рядом стояло дезсредство для рук, им мог воспользоваться любой желающий. А вот с социальной ответственностью у будущих студентов беда: в масках единицы, перчатки надела лишь одна девушка. И то кожаные, без пальцев. Зачем в такую жару?
В аудитории всех рассаживали по одному за стол, хотя безопасная дистанция здесь оказалась весьма условной: когда делал потягушки, случайно задел рукой плечо сидящей спереди девушки. Она резко обернулась, и я отеческим тоном сымпровизировал:
— Все будет хорошо. Я же вижу, как ты волнуешься.
Ее взгляд наполнился благодарностью, как у котика, которому только что наполнили кормом миску.
На часах 11:00, время вскрывать пакеты с заданиями. Получив свой вариант и бегло его осмотрев, обрадовался, что мне не придется самому все это решать. Тот случай, когда по отдельности все понятия вроде знаешь или хотя бы сталкивался, а когда оно в одном предложении… Для примера: в каком-то изобарном процессе идеальный одноатомный газ совершил какую-то работу, какое количество теплоты было получено газом в этом процессе? Не знаю, как вам, а мне даже пол-литра не поможет разобраться.
Слава богу, я здесь с другими целями. Скорчив гримасу чрезвычайно сосредоточенного человека, я планомерно стал заполнять поля. Ну как планомерно, в абсолютно случайном порядке. Благо в части А все вопросы (как мне показалось) предполагали лишь один вариант ответа. В части B, куда нужно вписывать ответы, ожидаемо случился провал: понятия не имел, что туда вносить. Порядка ради ставил галочки крайне размеренно, чтобы не прослыть среди людей, хоть и абсолютно незнакомых, торопливым дурачком. Естественно, отдал бланк самым первым: где-то через 20 минут после начала. Снисходительная улыбка наблюдателя и недоумевающие взгляды других абитуриентов породили желание провалиться сквозь землю.
Пришла пора получить результаты. Видимо, мое везение закончилось на той выигранной лотерее. Из всех вопросов правильно ответил лишь на два. Итого — 15 баллов. Так что вряд ли даже с приличным школьным аттестатом, неплохо сданным русским и 30–40 баллами по математике можно было бы мечтать о работе на БелАЭС. Все гораздо серьезнее.
В 2020 году на ЦТ по физике всего три абитуриента набрали 100 баллов, а 0 получили 19 человек. Для сравнения: в 2019-м максимальный результат на тестировании по этому предмету показали 15 будущих студентов, нулевой — 11.
Смотрите также:
Централизованное тестирование стартовало 14 июня с белорусского языка. Разбираемся, можно ли его сдать, если никогда не учил «белмову», как быстро забываешь то, что «зазубривал» раньше, и реально ли получить хороший результат, когда «тыкаешь» наугад.
Журналист Tochka.by предложила написать ДРТ (тестирование для дистанционного решения, находится в открытом доступе на сайте РИКЗ) учительнице и студентке-первокурснице. Для чистоты эксперимента мы тоже приняли участие. Собрали все результаты и мнения по этому поводу и делимся с вами.
После белорусского языка (14 июня) абитуриентов ждут русский язык, обществоведение, математика… Полное расписание можно посмотреть здесь.
Без знаний, но с сертификатом
Наша первая героиня – педагог Любовь Станцель – долгие годы жила в России вместе с матерью и отцом-военным. Папа родом из Беларуси, но по долгу службы жил недалеко от Находки. Там Любовь и ходила в школу. Среди предметов, естественно, не было белорусского языка – учеба шла по российским стандартам.
Семья вернулась в синеокую, когда дочь перешла в 10 класс. Два последних школьных года девушка провела на домашнем обучении из-за проблем со здоровьем. Белорусский не учила и не сдавала – от экзаменов ее освободили. А в университете, где получала педагогическое образование, мову застала только на первом курсе.
«Белорусский я не знаю от слова «совсем». Тем не менее, как учитель часто сталкивалась с достаточно большим количеством материалов на этом языке. Но к счастью для меня, все они всегда дублировались на русском,» – вспоминает она.
Мы предложили Любови написать ДРТ по мове, чтобы посмотреть, можно ли успешно сдать тесты, не изучая язык.
Вариант состоит из 40 заданий: 30 – часть А, 10 – В. На решение отводятся традиционные 120 минут.
В чем суть заданий – Любовь разобралась достаточно быстро: сработали ассоциации с русским языком. Цепочку аналогий пыталась выстроить и применить на весь тест. Получилось не везде.
«Половину заданий приходилось делать наугад. Были слова, которые для меня совершенно непонятны,» – делится впечатлениями она.
Но переводчиком принципиально не пользовалась. Сомневаясь в заданиях (а это было часто), ничего не «гуглила» в надежде получить ответ – все было честно.
«В отведенные 120 минут я уложилась. Сделала достаточно быстро. Ведь долго сидеть над материалами, когда в голове ни единого правила, не имеет смысла,» – объясняет она.
В результате получила 36 баллов. Шутка ли, но это проходной даже для будущих филологов! То есть сертификат о сдаче ЦТ Любовь несомненно заслужила.
«Что-то с памятью моей стало»
Наша вторая героиня – студентка Екатерина Кузьмина. Она сдавала ЦТ год назад. По английскому тогда набрала 71 балл. Самым сложным заданием для Кати был поиск ошибок в тексте. Поэтому очень обрадовалась, когда из тестирования убрали второй подобный вопрос.
Результата в 71 балл девушке с лихвой хватило для поступления в МГЛУ на специальность «Преподаватель английского языка и второго иностранного со специализацией».
Мы попросили Катю сдать ДРТ этого года и рассказать, удалось ли сохранить школьные знания. А еще – как отразилась профильная учеба на результатах тестирования.
«61 балл. Не удивительно, ведь забылось ровным счетом то, что когда-то плохо выучила. Например, правописание у меня всегда было «шатковатым,» – отметила она.
При этом девушка выразила уверенность, что за год в университете она хорошенько подтянула английский язык в целом. Например, знатно подняла уровень владения устной речью, разобралась в некоторой тематической лексике.
«И ошибок по тексту стало значительно меньше, очевиден прогресс в словообразовании на узнавание части речи слова,» – поделилась успехами Катя.
Мнение учителя
Высказала свое мнение по поводу тестирования по английскому и Любовь Станцель. Тем более, это один из ее предметов преподавания.
«В прошлом году я вела занятия в профильном 8-й классе, и были две девочки, которым нужны были более сложные задания. Я распечатывала для них ЦТ прошлых лет. За годы практики в школе я неплохо изучила вопросы из тестирований. И есть с чем сравнить,» — рассказывает Любовь.
Она хорошенько «проштудировала» ДРТ этого года и вынесла однозначный вердикт: очень легко.
«Гораздо легче, чем задания 2017-2018 годов. Если подобный вариант будет и на ЦТ, думаю, нам стоит ждать высоких результатов у абитуриентов. Хорошо написать тест смогут дети из обычных школ, непрофильных классов и без занятий с репетиторами,» – предполагает Любовь.
Например, задание с текстом, по мнению экс-учительницы, вполне подойдет для сильных ребят из шестого или для хорошистов из седьмого классов.
«По грамматике, где нужно применить правильное время, тоже совсем несложные вопросы», — продолжила перечислять она.
Интересной назвала Любовь часть В. Отдельно выделила словообразование, где из одной части речи нужно сделать другую.
«Не увидела заданий на условные предложения с частицей if,» – отметила она.
Но в целом, тест ей понравился, ошибок не заметила.
На сколько же сама учительница сдала это ДРТ? 93 балла. Ошиблась в ненавистных для нее артиклях.
«Тык» удачи
А теперь – журналистский эксперимент. Наугад решить задания ДРТ мне удалось всего за 20 минут. Подавляющее количество времени ушло на поиск подсказки в формулировке задания «выберите вариант» (значит, ставим один крестик в ответе) или «вариантЫ» (несколько крестиков).
Кстати, сейчас такой подход не особо работает: практически везде несколько ответов.
Когда было сделано, пожалуй, самое трудное в методе «тыка» – заполнение бланка – на экране загорелся результат в 26 баллов.
Удивительно, но с такой «оценкой» я могу стать студентом даже специализированных филологических факультетов.
Сила ума
Семь лет назад я написала ЦТ по русскому на 97 баллов – ошиблась в одном задании. Сейчас даже не помню, в каком.
Тогда подготовка шла в турбо-режиме: в школе я всегда предпочитала точные науки гуманитарным. Но за полтора месяца упорной работы с результата в 53 балла по тесту ЦТ за предыдущие годы набрала первую сотку. Радости было примерно «в пределе беспредела».
Спустя семь лет к прохождению ДРТ снова отнеслась крайне ответственно: ничего не подсматривала, не гуглила. В итоге сорок заданий решила за час. Стопорилась на части В, где нужно было подумать над морфологией и составом предложения.
Особенно запомнила задание на определение подлежащего, дополнения, определения и других. Ох уж это запутанное псевдосложное сказуемое «ушел пить [чай]». Тоже думаете, что оба глагола относятся к подлежащему? А вот и нет. Тест утверждает, что второй превращается в обстоятельство: ушел (с какой целью?) пить чай.
Хотя, на мой взгляд, спорно…
За семь лет прилично забылись некоторые словарные слова, в голове запуталось написание безударной корневой гласной, зависящей от далее идущего суффикса. Уф, стыдно. Надеюсь, моя учительница русского языка это никогда не прочитает.
В итоге набрала 72 балла: где мои еще 25 от прежнего результата?.. Хмыкнула, пошла искать прежние конспекты по русскому. Буду вспоминать.
Но выскажу субъективное мнение: кажется, сертификат по ЦТ сможет получить практически любой абитуриент. Даже тот, кто придет без подготовки. Ведь в нашем эксперименте было сразу две успешные попытки «натыкать» на приемлемый балл.
Что удивительно: этого может быть достаточно даже для специализированных факультетов. Если честно, как-то грустно: неужели из стен филфака выйдет тот, кто когда-то набрал всего 25-30 баллов на ЦТ по русскому или белорусскому языку…
>>> Больше интересных новостей – подпишитесь на наш Telegram
Читайте также:
- Как в Беларуси будут воспитывать патриотов, рассказал вице-премьер
- Минобразования рассказало о новых специальностях и нюансах приема
-
На ЦТ зарегистрировались почти 62 тысячи абитуриентов
-
June 7 2009, 11:28
- Образование
- Cancel
То, что в кавычках — название книги, изданной в Беларуси. Амбициозный автор пишет об «уникальности» книги для нашей страны, на обложке «гриф» — «совершенно секретно». Чего не сделаешь для саморекламы! Надо заметить, что изложенные способы угадывания ответов хорошо известны опытным учителям. Можно было бы и ещё кое-что добавить. Но вот только, стоит ли? Не будет ли это нарушением этики белорусского учителя математики? Ведь мы — в специфической ситуации.
Система централизованного тестирования по математике в Беларуси явно отстаёт от подобных систем наших соседей. И что хуже всего, она не прогрессирует, застоялась в своей стабильности (стабильность закостенелого типа у нас самый высокий приоритет). Об этом были публикации в журналах для учителей Беларуси и России, например, здесь. Но Васька слушает да ест. И всё же Васька видит, как катастрофически падает математический уровень наших выпускников. Прежде всего потому, что в конечном счёте их ориентируют на математику без доказательств. Ведь так повелось в школе: какая математика на экзамене — такая и на уроках. У нас же нет российской части С, где надо доказывать. Значит и на уроках можно сократить дедуктивные подходы. Есть такой соблазн. Между тем мы учителя математики, святой науки, которая призвана заложить у молодых людей потребность в доказательстве не только в самой математике, но и за её пределами. Ведь в конце концов мы все придём к демократическому устройству своей жизни. А демократия базируется на уважении к истине.
Всякий учитель хочет помочь своим ученикам. Автор названной книжки хочет помочь школьнику «обмануть тест». Проверил ли он подобную тактику на этическую корректность? И как учить в университете этих «обманщиков», для которых цель оправдывает средства (теперь уже в математике!)? А их будет становиться всё больше, ибо их научили не напрягаться при решении даже таких «сложных задач», как следующая. Найти значение выражения:
Разумеется, учителя понимают, что система ЦТ не адекватна психологии многих школьников. Поэтому они вооружают их приёмами рационального выполнения тестовых заданий, в том числе и теми, которые пропагандирует наш автор. Однако, на мой взгляд, это должно быть запасным вариантом и «секретом фирмы», недоступным общественности. Мы сначала решаем задачу совершенно по правилам, а только позже сообщаем мимоходом детям, как быть, если времени не хватит на полное решение.
Книга «секретов» ЦТ имеет и ряд позитивных моментов. Она есть предупреждение всем ответственным за математическое образование. Одновременно она заставляет менять сами формулировки тестовых заданий с тем, чтобы нейтрализовать тактику обмана. Последнее не сложно осуществить. Поэтому и к такой перспективе следует готовить школьников.