Написание текстов делового стиля правильного формата дается далеко не каждому. Главная ловушка, в которую попадают ежедневно тысячи авторов, заключается в совершенно неверной трактовке деловых текстов и неправильном понимании принципов их работы.
Если верить официальным источникам, то:
Текст официально-делового стиля это основное средство коммуникации в деловой, правовой и прочих средах, предусматривающих обмен обезличенной официальной информацией.
Достаточно простое определение, верно?! И все же по какой-то неведомой причине тысячи юристов, экономистов, менеджеров и даже дипломатов ежедневно пытаются добавить в такие тексты один и тот же ошибочный признак. Знаете, какой?
Ошибка современной деловой переписки заключается в том, что люди ее намеренно усложняют. Почему-то принято считать, что чем сложней послание, хитрее терминология и длинней предложения, тем ядреней выйдет материал. Дескать, кашу маслом не испортишь.
В этом материале постараемся рассказать о том, каким должен быть по-настоящему хороший текст делового стиля, какой должна быть его структура, на что следует обратить внимание и каких ошибок не стоит допускать. Обещаем, что после этой заметки вы сможете чуть иначе взглянуть на правила написания деловых текстов.
Требования к деловому тексту и его структуре
Вообще в официально-деловом стиле пишутся многие документы, начиная от конституции и государственных актов, заканчивая объяснительными и увольнительными. Нас, в первую очередь, интересуют тексты для бизнеса и деловая переписка, а потому именно на нее будет сделан основной упор.
Тексты делового текста имеет свои отличительные особенности, которыми не обладают другие стили. Вот главные признаки:
Лаконичность. Создание делового текста требует жалости к читателю. Если бюрократы могут позволить себе создавать «шедевры» на много листов, то в деловой среде такое не приветствуется. Поскольку бизнесмены – народ занятой, то и тексты стоит делать такими, чтобы человек мог ознакомиться с ними без корвалола. Только факты, только цифры, только важные детали.
Поймите верно: краткость вовсе не означает умолчание каких-то важных деталей. Все пояснения должны быть даны, а важные моменты – упомянуты. Лаконичность в данном случае – это отказ от словоблудия ради словоблудия.
Четкая структура. Нужно заранее продумать структуру делового письма. Нет ничего хуже, чем текст, в котором смысл постоянно перескакивает с места на место. Рекомендуем выбрать отправную точку, с которой вы и станете развертывать повествование.
Если упоминаете какой-то факт, старайтесь сразу вписать все, что хотите сообщить по этому факту. И не забывайте про абзацы: нет ничего хуже, чем читать неструктурированную «простыню» текста. Идеально, если в каждом абзаце будет одна законченная мысль. Это существенно упростит чтение.
Отсутствие эмоций. При написании текста делового стиля рекомендуем вспоминать английских лордов, которых не смутишь даже близких взрывом бомбы. Никаких эмоций, только факты с беспристрастным лицом. Впрочем, здесь тоже есть исключения: если вы ведете переписку с приятным вам человеком, но формат делового общения не допускает особых вольностей, можно лишь намекнуть на явную симпатию.
Например, поставить восклицательные знаки в двух предложениях подряд или ввести какое-то слово из литературного стиля. Вроде бы и мелочь, но человек, искушенный в деловой переписке, все отлично поймет.
Простота изложения. Если вы уважаете человека, который будет читать ваш текст, сделайте материал простым. Не упрощенным, а именно простым. Несмотря на то, что правила написания текстов делового стиля позволяет использовать канцеляризмы и специальные термины, не стоит усугублять материал сложными конструкциями. Увы, но зачастую предложения бывают так запутаны и длинны, что в конце уже забываешь начало.
Видите, что предложение выходит слишком сложным? Разбейте его на два или три предложения поменьше. С вас не убудет, а человеку – удобно.
Использование предлогов и сложных союзов. Пожалуй, деловые тексты – единственный формат, где разрешено массовое использование предлогов (на основании, в соответствии и так далее) и союзов (в силу того что, в связи с тем что и так далее). Конечно, через слово ставить их не нужно, но для придания тексту видимости делового послания – очень и очень неплохой прием.
Итак, давайте еще раз повторим основные правила создания делового текста:
Это должен быть четко структурированный материал небольшого размера.
В таком тексте нет места эмоциям и потере логических нитей.
Вы должны стремиться к простоте изложения, отказываясь от сложных предложений.
Ваша цель – донести до человека деловую информацию, но сделать это максимально просто.
Признаки делового текста
Три примера мини-текстов в деловом стиле
Пример первый. Деловое письмо клиенту:
Уважаемый Сергей Сергеевич! В ответ на Ваш запрос об установке новой двери сообщаем, что 25 декабря к Вам выедет представитель нашей компании. Обычно срок установки двери составляет не более одного часа. Надеемся, что Вы будете удовлетворены качеством нашей работы.
Пример второй. Небольшой деловой текст для сотрудников компании:
С 5 декабря 2015 года компания N начинает участие в ежегодном социальном марафоне «Накорми котика». В связи с этим руководство компании рекомендует всем сотрудникам ежедневно приносить на рабочее место по 2 литра молока жирностью не менее 2.5 %.
При обнаружении кота или кошки любого возраста следует незамедлительно поить животное молоком. Сотрудники, напоившие максимальное число животных, будут премированы в конце текущего квартала.
Третий пример. Письмо руководителю:
Я, Иванов Иван Иванович, с 5 декабря до 12 февраля этого года в рамках социального марафона «Накорми котика» напоил молоком 12 котов и 10 кошек. Премиальные, полученные за победу в корпоративном соревновании, я потратил на личные цели.
Поскольку животные привыкли получать от меня молоко, а денег на их последующее кормление я не имею, прошу выделить сумму в 100 000 рублей на покупку молока за счет компании.
Правила написания деловых писем
Если вы еще не знали, деловой стиль разделен на два разных вида:
Официально-деловой стиль.
Обиходно-деловой стиль.
Первый – это ноль эмоций, пиджак на все пуговицы и безликость автора. Второй – более демократичен и эмоционален (если так можно вообще сказать про деловые тексты). Кстати, именно в обиходном стиле и пишется большинство деловых писем. Причем, что интересно, часто развитие деловой переписки происходит следующим образом:
Этап первый. Официально-деловой стиль;
Этап второй. Обиходно-деловой стиль;
Этап третий. Вкрапления элементов неформального общения;
Этап четвертый. Неформальное общение «без галстуков».
Понятно, что если вы в первом же письме напишите незнакомому пока вам человеку что-то вроде «Привет, Коля! Что у тебя там по ценам на комбайны?», то это не будет оценено должным образом. Если же проходить все этапы деловой переписки «по правилам», то со временем формат общения может существенно измениться. Это обычная тенденция.
Мы с вами уже разбирали правила написания деловых текстов, а потому повторяться не будем: письма пишутся так же, как и тексты. Впрочем, существуют еще и некоторые негласные правила переписки, о которых мы пока не говорили. Поскольку знают их не все, о них стоит рассказать отдельно:
Деловое письмо должно содержать тему. Дурной тон – оставлять поле «Тема» пустым.
Не стоит менять тему делового письма или удалять историю переписки без серьезной причины. Да, возможно вы помните все детали общения, но человек по другую сторону почтового ящика может их не помнить.
Нейтральная эмоциональность. Даже если вы на самом деле готовы кинуться на получателя с кувалдой, в деловом письме это никак не должно отслеживаться. Корпоративная культура учит «ставить на место» собеседника более хитрыми приемами: «забыванием» упоминания имени, отказом от восклицательных знаков в начале письма, игнорированием каких-то вопросов и так далее.
Отсутствие смайликов. Никаких смайликов до тех пор, пока формат общения не дошел хотя бы до третьего этапа (элементы неформального общения).
Обязательная вычитка и проверка текста на ошибки. Послать письмо с ошибками – верх невежества.
Объяснение отказа. Достаточно, что банки не объясняют причину отказа при выдаче кредитов. Будьте более дружелюбны: даже если вынуждены отказывать, обязательно смягчите тон письма и объясните причину.
Смотрите сами:
Первый пример делового письма
Здравствуйте! Мы не планируем покупать щебень в этом году. Всего доброго.
Второй пример делового письма
Здравствуйте, Иван! К огромному сожалению, наша компания не планирует закупать дополнительные партии щебня в этом году. Это связано с тем, что мы уже полностью согласовали весь список будущих расходов, и на закупку щебня у компании не осталось средств. Искренне надеемся, что в следующем году мы заранее согласуем с Вами вопрос закупки щебня, чтобы заранее заложить в бюджет нужные средства.
Думаю, вы и сами видите, что первый вариант писал бездушный робот, а второй – человек, который искренне сожалеет. Два письма делового стиля, на одну тему, но они такие разные!
Не нужно начинать издалека. Если у вас есть что сказать, скажите сразу. Когда человек начинает заходить издалека, это больше нервирует.
Это наиболее важные правила написания писем в деловом стиле, которые вам обязательно пригодятся. Главное – помнить, что далеко не всегда от вас ждут какого-то явного официоза. Если вы видите, что человек не прочь перейти на более неформальный уровень общения, смело переходите. Ничего плохого в этом нет.
Вот и все друзья. Все, что мы хотели рассказать о создании текстов в деловом стиле, мы рассказали. Если у вас есть вопросы, замечания или дополнения, не поленитесь написать комментарий. Уверены, это пойдет только на пользу материалу.
Поделиться
Твитнуть
Поделиться
Отправить
Оценить статью
Загрузка…
На чтение 12 мин. Просмотров 55.6k. Обновлено 10.01.2023
Грамотное написание деловых писем – это одна из составляющих успеха в своем бизнесе. И несмотря на то, что 98% от всей переписки с контрагентами ведется через электронную почту, знания о правилах составления официальной корреспонденции не изжили себя. О том, как правильно писать деловые письма в 2023 году, и пойдет речь ниже.
Содержание
- Деловое письмо – что это?
- Образец официального делового письма
- Деловое письмо на английском языке с переводом (+образец оформления)
- Деловое письмо о сотрудничестве (+образец оформления)
- Деловое письмо – просьба (+образец оформления)
- Гарантийное деловое письмо (+образец оформления)
- Письмо партнерам (+образец оформления)
- Письмо обращение (+образец оформления)
- Письмо руководителю (+образец оформления)
- Письмо в компанию (+образец оформления)
- Письмо контрагенту (+образец оформления)
- Правила написания делового письма в 2023 году
- Структура делового письма
- Виды деловых писем
- Основные ошибки в оформлении делового письма
Деловое письмо – что это?
Термин «официальное письмо» включает в себя все виды переписки, затрагивающие коммерческую деятельность. Например изложение претензии, решение организационных вопросов и обмен предложениями.
Стандартное официальное письмо сложно спутать с чем-то другим, благодаря характерным признакам: лексика, не подразумевающая эмоций, соблюдение субординации, бланк, разработанный специально для делового письма.
Отправка официального письма в организацию может преследовать разные цели. Но чаще всего – это:
- оффер – коммерческое предложение, направленное потенциальным клиентам;
- рассылка – предполагает наличие определенной базы, заинтересованной в новостях, акциях и в целом услугах отправителя;
- пресс-релизы – особый вид корреспонденции, анонсирующий будущие события преимущественно в СМИ;
- резюме – информационный массив о профессиональных качествах отправителя;
- поздравления и благодарности.
Впрочем, приведенный список нельзя считать полным.
Также официальное письмо должно быть:
- емким;
- грамотным;
- сформированным по правилам делового этикета.
Важно понимать, что письмо официального типа в компанию или государственную организацию имеет юридическую силу. Несмотря на то, что единого бланка, утвержденного на законодательном уровне, не предусмотрено, наличие полных реквизитов фирмы, печати и подписи придает изложенной информации юридически значимый статус.
При возникновении споров между сторонами, доходящих до судебных тяжб, переписка в процессе рассмотрения будет использоваться в качестве весомого и бесспорного аргумента.
Шаблоны оформления для делового письма (пустые):
Образец официального делового письма
Деловой этикет предусматривает огромное количество разных писем – потенциальному клиенту, контрагенту, заказчику и не только. Каждый вариант оформляется по-своему. И самые распространенные виды корреспонденции собраны в этом разделе.
Деловое письмо на английском языке с переводом (+образец оформления)
Ежегодно количество российских компаний, выходящих на международный рынок, увеличивается. А значит и растет документооборот между организациями из разных стран. И особенно это касается англоязычных государств, охотно налаживающих отношения с российскими фирмами.
Примеры писем на Английском:
- Пример письма-поздравления на английском
- Пример письма о приеме на работу на английском
- Пример письма-заявления на английском
- Пример письма-предложения на английском
- Пример письма-жалобы на английском
- Пример письма-соболезнования на английском
- Пример письма-просьбы на английском
Деловое письмо на английском языке не имеет четко определенной формы. Поэтому составлять его нужно, руководствуясь общепринятыми правилами:
- этикета;
- делопроизводства.
Структура текста остается стандартной, но ряд нюансов у такой переписки имеется:
- дата ставится в соответствии со страной-адресатом (США – месяц.число.год, Англия – число.месяц.год);
- обращение к получателю зависит от его семейного положения (Mr или Mrs к лицам в браке, Miss либо Mr к незамужним и неженатым, Ms – при незнании статуса женщины);
- адрес в формате «офис, № дома, улица, индекс, штат/графство, страна»;
- обращение заканчивается двоеточием (США) или запятой (Англия).
В письме стандартное обращение является началом вводной и основной частей. Приложения предваряет сокращение «Enc.».
Деловое письмо о сотрудничестве (+образец оформления)
Такая переписка завязывается в следующих обстоятельствах:
- одна сторона производит продукцию;
- вторая заинтересована в ее приобретении.
Основная задача текста – отразить все преимущества сотрудничества, закрыв базовые потребности потенциального клиента. Поэтому все доводы и аргументы должны иметь стимулирующий характер.
В некоторых случаях сотрудничество требуется возобновить. Оно могло быть приостановлено по инициативе одной из сторон или в силу непреодолимых причин, независящих от контрагентов.
В любом случае важно в тексте сослаться на период сотрудничества и указать обстоятельства разрыва коммерческих отношений. Это делается в вводной части, в остальных разделах структура остается неизменной.
Деловое письмо – просьба (+образец оформления)
Это один из самых востребованных и часто используемых вариантов. Главная цель такого послания – изложение своей просьбы второй стороне:
- отправка образцов товара;
- получение допсведений о продукции;
- согласование действий и не только.
Характерная черта корреспонденции этого вида – основная часть начинается со слов «Просим Вас…». Или с иных вежливых обращений подобного характера. Если необходимо высказать несколько просьб, то их правильнее будет указывать в виде списка. Важно изложить просьбу таким образом, чтобы отразить выгоду ее выполнения для адресата.
Гарантийное деловое письмо (+образец оформления)
Это – особый вид деловой корреспонденции, так как текст содержит в себе обязательства, которые отправитель принимает на себя. Они имеют юридическую силу и не нуждаются в дополнительной заверке.
Гарантии могут разными:
- произвести оплату в установленные сроки;
- отгрузить товар;
- предоставить те или иные образцы продукции;
- принять на работу сотрудника и не только.
В зависимости от обязательств структура не меняется. Поэтому можно без опасений использовать стандартный алгоритм составления текстов официального характера.
Готовые бланки:
- Скачать гарантийное письмо о поставке товара
- Скачать гарантийное письмо о поставке товара (пени)
- Скачать гарантийное письмо на оплату
- Скачать гарантийное письмо о приёме на работу
- Скачать гарантийное письмо о завершении ремонтных работ
Письмо партнерам (+образец оформления)
Распространенный и довольно простой вариант, предполагающий, что отношения между сторонами уже налажены и с помощью переписки они решают текущие вопросы. Поэтому в основной части может быть абсолютно любая информация:
- Смена графика работы;
- о пролонгации договора;
- о внесении корректировок в список ответственных сотрудников и так далее.
В большей степени этот вид переписки является информационным, но одновременно может сочетать в себе элементы просьбы или предложения.
Полезная информация: Самые лучшие банки для ИП
Нередко адресатом становится не компания в целом, а конкретное контактное лицо. Такое вполне нормально, когда компании уже подписали договор о сотрудничестве и решение вопросов по исполнению принятых на себя обязательств ложится на плечи сотрудников.
Письмо обращение (+образец оформления)
Главная цель текста – смотивировать получателя:
- рассмотреть вопрос;
- выполнить что-либо.
Обычно с помощью этого вида переписки:
- запрашивается информация;
- доносятся сведения до адресата;
- излагаются просьбы разного характера.
Главное, чтобы отправитель был правомочен обращаться ко второй стороне. А адресат был компетентен в том информационном поле, которое затрагивается в текстовой части документа.
Стандартное письмо-обращение не требует ответа. Примерный образец приведен ниже.
- Скачать бланк письма обращения
- Скачать образец письма обращения
Письмо руководителю (+образец оформления)
Так называемое письмо директору, относится к рядовым элементам официальной переписки. В 90% случаев оно содержит в себе:
- просьбу;
- обращение;
- требование.
Отправителем может являться не только компания либо один из ее сотрудников, но и физлицо. Последний вариант актуален для следующих ситуаций:
- продажа некачественного товара;
- отмена сделки купли-продажи товаров;
- просьба о замене товара и не только.
- Скачать письмо руководителю — образец 1
- Скачать письмо руководителю — образец 2
Шаблон прикреплен ниже.
Важно, чтобы отправитель последовательно и четко изложил доказательную базу. Это увеличивает шансы на благополучное решение вопроса по отправленному письму на имя директора.
Письмо в компанию (+образец оформления)
Самый обобщенный вариант из всех. Любую переписку между юрлицами и гражданами можно формировать по данному типу. Текст может содержать просьбы, требования, напоминания и другой информационный массив, касающийся хозяйственной деятельности субъекта. Составляется он по стандарту, корректировки вносятся в зависимости от цели отправки корреспонденции.
Один из вариантов приведен ниже.
Письмо контрагенту (+образец оформления)
Между контрагентами налажены деловые связи. Поэтому переписка подразумевает уточнение ряда моментов относительно текущего сотрудничества. Чаще всего предметом общения являются:
- обсуждение сроков оплаты товара;
- просьба о зачете взаимных требований;
- информирование о смене расчетных счетов и так далее.
По сути, переписка с контрагентом может любой из перечисленных выше видов.
Правила написания делового письма в 2023 году
Оформление делового письма вне зависимости от его назначения подчиняется четкому регламенту. Стандартный шаблон должен соответствовать следующим условиям:
- единый шрифт для всего текста (Times New Roman с 12, 14);
- одинарный интервал;
- отсутствие выделений;
- разбивка на абзацы.
Включение списков в текст не возбраняется. Но усердствовать с ними не стоит. Размещение информации в виде перечнев должно быть оправдано и уместно.
Если существует необходимость ознакомить адресата с прайсом, не нужно размещать его в основном «теле» текста. Дополнительные сведения оформляются в виде приложения или прикрепляются отдельными файлами (в случае с электронной отправкой).
В правила оформления стандартного официального письма включены и следующие моменты:
- разрешено использовать угловые и продольные бланки;
- правый отступ строго 10 мм;
- остальные отступы – 20 мм;
- постраничная нумерация используется при размещении текста более, чем на одном листе;
- в левый верхний угол вписывается исходящий номер.
Пример типичного официального письма приведен ниже.
Нужно учитывать, что информация, изложенная в письме контрагентам или, к примеру, потенциальным партнерам тоже подчиняется правилам. Их немного:
- правдивость;
- емкость и краткость;
- отсутствие грубых выражений;
- подчеркнуто вежливый тон (нейтральные обращения не являются желательными);
- полные названия и термины (сокращения не допускаются);
- отсутствие помарок.
Малейшие исправления создадут руководителю компании-отправителя негативный имидж.
Структура делового письма
Составлять официальные письма по единому образцу невозможно. Разные категории корреспонденции требуют своих бланков, но все же структура должна оставаться единой.
Ее рекомендует придерживаться и ГОСТ. Особенно это важно для «шапки» текста – она должна быть максимально информативной. Шаблон «шапки» делового письма выглядит следующим образом.
Тем, кто обеспокоен вопросом того, как правильно написать деловое письмо, необходимо строго следовать структуре:
- Заголовок. Некоторые отправители не уделяют заголовку должного внимания. Но на самом деле при грамотном составлении он представляет собой краткое содержание текстовой части. Уже по одному заголовку отправитель определяет, стоит ли ему заниматься вопросом или можно делегировать его кому-либо из сотрудников. Особенно актуально это для электронной переписки.
- Обращение. Традиционно выстраивать конструкцию необходимо следующим образом – «Уважаемый + имя и отчество». Если имя адресата неизвестно, то вместо него можно указать занимаемую должность.
- Вступление. Вводная информация содержит ссылки на предыдущие договоренности, нормативные акты и не только. Вступление должно раскрывать причину отправки корреспонденции.
- Основа. В этой части излагается суть обращения к адресату: просьба, информационный посыл, требования и т.д. Удобнее, если информация разбита на логические блоки.
- Итоги. Выводы складываются из текста, приведенного выше.
- Подпись.
Если текст составляется от имени ЮЛ, то подписывается он уполномоченным лицом с обязательным штампом организации.
Частный порядок требует не только подписи, но и полных инициалов отправителя.
Они дополняются контактной информацией: адресом и номером телефона. По ним в случае необходимости адресат может обратиться за разъяснениями.
Виды деловых писем
Как правильно написать деловое письмо? В первую очередь необходимо разобраться с классификацией корреспонденции. Она имеет большое видовое разнообразие.
Изначально можно разделить письменные сообщения на 2 емкие категории:
- требующие ответа;
- не требующие ответного послания.
В первую группу попадают:
- обращения;
- требования;
- предложения и не только.
Во вторую включают:
- инструкции;
- приглашения;
- рекомендации;
- поздравления;
- благодарность;
- подтверждения в получении товара/услуги.
Также сюда входят гарантийные и сопроводительные письма.
Деловая корреспонденция делится и по характеру:
- коммерческая;
- некоммерческая.
Для первого вида характерна отправка до момента достижения договоренностей и в период действия оформленных соглашений. Это могут быть:
- запрос;
- оферта;
- претензия;
- напоминание.
Некоммерческая корреспонденция:
- предупреждение;
- просьба;
- информационная рассылка и так далее.
Кроме того, корреспонденцию делят по структуре:
- свободная форма с авторским текстом;
- написание по строго установленному образцу деловых писем.
Существует и отдельная классификация в зависимости от адресата послания:
- циркуляр – направляется одновременно нескольким лицам либо организациям;
- обычное – уходит от одной стороны другой;
- коллективное – подписывается группой и отправляется одному адресату.
Форма отправки также является базой для отдельной классификации. В соответствии с нею образуется три категории:
- факсовое сообщение;
- электронная почта;
- почтовое отправление в конверте.
Некоторые письма в организации не могут быть напечатаны с помощью технических средств. Нормы и правила диктуют написание от руки для поздравлений и соболезнований.
Основные ошибки в оформлении делового письма
При составлении письма на имя компании или конкретно ее руководителя часто допускаются типичные ошибки. Они портят впечатление об отправителе и даже могут стать причиной для отказа в сотрудничестве.
Самые распространенные варианты приведены в списке:
- излишняя развернутость – писать необходимо только важные факты и аргументы;
- использование сложных терминов – лучше обходить стороной терминологию, приводя их общепринятые аналоги;
- тавтология – повторы нарушают органичность текстовой части;
- склонность к применению лишних слов – не стоит без надобности вписывать многочисленные прилагательные;
- устаревшие обороты – такие фразы как «сего года» или, например, «означенный» негативно воспринимаются при прочтении;
- похожие по написанию, но различные по значению слова – такие ошибки встречаются в текстах крайне часто (например, «представление» и «предоставление»);
- ошибки в числительных;
- двойные кавычки.
Все перечисленное затрагивает грамматику. Кроме этого, встречаются и ошибки иного типа:
- перемена местами структурных частей документа;
- несоблюдение правил оформления;
- использование в письме фамильярных обращений;
- неполные реквизиты.
Подобные недочеты недопустимы для организаций, позиционирующих себя как надежных партнеров. Ведь текст – это первое знакомство с компанией. И оно должно оставить приятное впечатление. Поэтому деловая переписка может стать основой долгосрочного сотрудничества или полностью перечеркнуть такую возможность в случае неправильного ведения.
Приветствую, друзья. В этой статье поделюсь секретами, как написать текст в деловом стиле, чтобы его было легко читать и воспринимать.
Однажды я получила заказ — создать презентационный буклет к юбилею компании. Задание нетривиальное: написать текст в деловом строгом стиле, но чтобы было интересно. Я тогда долго не могла сообразить, как это сделать. Но задачу выполнила.
Теперь делюсь полезным опытом и предостерегаю от ошибок: как НЕ НУЖНО писать текст в корпоративном стиле, если хотите, чтобы он был интересным.
В деловом стиле особенно не покреативишь. Здесь принят прямой порядок слов: подлежащее — сказуемое, безо всяких выкрутасов, образных сравнений, эмоций и чувств. Только сухие факты, железная логика и краткие формулировки. Но из этого при желании можно сделать легко читаемый и интересный текст.
Корпоративный стиль текста – это творчество или шаблон?
Пусть Вас не обманет скучная формулировка, но корпоративный стиль текста все-таки творчество. А шаблоном его делают неумелые писаки, привыкшие штамповать под копирку пресс-релизы.
Озарение пришло на сайте какой-то брендовой обувной компании. Первое впечатление от их текста: стильно. Я по косточкам разобрала фирменный текст и вот какие фишки для себя вывела.
Добавьте конкретики в деловой текст
Рекомендую избегать избитых клише. Именно они превращают корпоративный стиль текста в безликое нечто, которое не хочется читать. Как пример: ТОО «Ромашка» — это динамично развивающаяся компания.
Можно сказать то же самое строго, не выходя за рамки делового стиля, но более ярко за счет подробностей:
Компания «Ромашка» уже 10 лет тестирует и продает памперсы. Ей доверяют клиенты, поэтому она лидер на рынке детских средств гигиены.
Выглядит более громоздко, чем стандартное клише. Но мы добавили фактов и безликое сочетание «динамично развивающаяся компания» приобрело смысл: компания работает давно, ей доверяют, поэтому она лидер.
Еще пример: Наши клиенты по достоинству оценили качество товаров и услуг.
Давайте эту мертвую фразу поменяем на более конкретный образ: Команда экспертов постоянно тестирует спрос рынка и знает, что предложить своим клиентам.
Вот еще пример: Компания «Ромашка» — узнаваемый бренд на рынке средств детской гигиены.
А давайте усилим фразу за счет конкретики: Продукцию компании «Ромашка» знают все молодые мамы нашего города.
Чтобы образ стал живым и ярким, не лейте воду. Каждое написанное слово должно быть на вес золота. Если подумать, словосочетание «оценили по достоинству» можно понимать как в хорошем, так и в плохом смысле. Все зависит от качества продукта (услуги).
Поэтому всегда нужна конкретика: кто оценил и за что. А детали автоматически добавляют красок — даже текст в деловом стиле становится более сочным.
Исключите «личное присутствие»
Никогда не используйте местоимения 1-го и 2-го лица, то есть «я» или «мы», а также «ты» или «вы». Это хорошо, например, для рассылки или статьи на блоге. Но корпоративный стиль текста полностью исключает личную составляющую.
Удаляйте стоп-слов
Этот пункт справедлив для всех текстов, не только деловых. Удаляйте стоп-слова — все, что не несет смысловой нагрузки и не меняет смысл сказанного.
После того, как вы написали статью, переключитесь на что-то другое, а через некоторое время перечитайте заново. Сразу станет понятно, что можно выкинуть из текста совершенно безболезненно.
Используйте маркированные и нумерованные списки
В деловом тексте необходимо использовать нумерованные и маркированные списки. Это значительно сократит и структурирует текст. Что ни говорите, а официальные статьи тяжелы для восприятия даже в хорошо исполненном виде.
Оформление части текста в виде списка поможет обойтись без нагромождения лишних слов. Например, списками можно оформлять такие категории, как:
- отличия от других компаний
- преимущества
- услуги
- этапы развития компании
- ее приоритеты и многое другое.
Вот примерная шпаргалка, на которую вы теперь можете опираться, если вам придется писать текст в деловом стиле. Это далеко не полный список. Но он позволит создать читаемую статью, которую всегда можно улучшить, если приложить немного усилий.
Есть, что дополнить по этому вопросу? Добро пожаловать в комментарии, которым я всегда рада! А еще лучше, подпишитесь на обновления блога и получайте новости себе на почту. Высокого стиля Вашим корпоративным текстам.
Ваша Инна Копичникова