Как написать детектив фикбук

пошаговая инструкция и полезные советы, которые помогут создать хороший детектив

Как написать детектив:

Как написать хороший детектив: инструкции и идеи

Как написать детектив, когда все самые изощренные загадки, уже, казалось бы, придуманы и разгаданы — модными авторами, голливудскими сценаристами, реальной криминальной хроникой? Эту тайну нам и предстоит раскрыть.

Главные элементы детектива

Криминальная история складывается из нескольких основных элементов:

  • Присутствует в книгах и других жанров, но только в детективах сюжет целиком завязан на не, а иногда — на нескольких интригах разом.

  • Профессионал из криминального отдела, случайный свидетель, продавщица из «Пятерочки», обожающая детективные сериалы… Протагонистом может быть кто угодно — главное, чтобы у него был повод начать расследование.

  • Одно или целая серия: однотипных, разноплановых, но главное — запоминающихся. Убийства, исчезновения, ограбления, похищения и прочие осквернения уголовного кодекса. Преступления могут казаться банальными, на первый взгляд, но вдруг оборачиваться чем-то большим. А могут сразу шокировать своей изощренностью.

  • Соседская бабушка с плохим алиби, безутешный жених, обнаруживший труп невесты первым, родственник, только что отмотавший срок за вооруженное ограбление… Чаще всего оказываются не при чем и сразу списываются со счетов. Хотя бывает всякое.

  • Больше, чем подозреваемый. Это личный враг, омрачающий существование главного героя. Причем конфликт между ними, скорее всего, случился еще давно. Антагонист может быть наделен любыми чертами характера и репутацией, но на момент преступления у него есть крепкое алиби, в которое герой упорно не верит.

Криминальный жанр определенно не стоял на месте со времен По и Чейза. Сегодня он подразделяется на такие виды:

  • Закрытый. Также известен как классический. Узкий круг персонажей, преступление совершается в ограниченных условиях или пространстве, следовательно подозреваются все.

    Пример: Агата Кристи «10 негритят»

  • Исторический. Сюжет разворачивается в прошлом, известные исторические события и обстоятельства влияют на расследование прямо или косвенно.

    Пример: Умберто Эко «Имя розы»

  • Психологический. Обстоятельства и последствия преступления настолько запутаны, что грозят свести с ума чуть ли не всех персонажей. Морок захватывает и самого читателя.

    Пример: А. Дж. Финн «Женщина в окне»

  • Иронический. Может быть прямой сатирой, высмеивающей стереотипы жанра, а может — и вполне серьезной криминальной историей, просто написанной с обилием юмора.

    Пример: Иоанна Хмелевская «Что сказал покойник»

  • Фантастический. Преступление совершается в мире будущего, вымышленной вселенной, на другой планете.

    Пример: Станислав Лем «Расследование»

  • Полицейский. Сюжет фокусируется на работе профессиональных полицейских и их ежедневной рутине.

    Пример: Александра Маринина «Настя Каменская» (серия книг)

  • Шпионский/конспирологический. Ведет по следу шпионов, разведчиков, «спящих агентов». Действие может происходить и в военное, и в мирное время.

    Пример: Борис Акунин «Турецкий гамбит»

  • Политический. Убит президент, похищена британская герцогиня — каким бы ни было преступление, оно должно влиять на политику. Чаще всего мировую.

    Пример: Фредерик Форсайт «День Шакала»

Персонажи и прочие жертвы

Персонажей можно и нужно делать неидеальными. Очаровашки и святоши редко вызывают интерес. Герой может наступать на одни и те же грабли и даже плясать на этих граблях; размышлять быстро или быть тугодумом; быть неисправимым крохобором — и все равно оставаться чем-то симпатичным. Разумеется, страницы детективов полны циничных подонков, женщин с сомнительной репутацией, двуличных стариков, жертв обстоятельств и других маргиналов.

Вернемся к жизненно важным для жанра персонажам и чуть расширим список. Нам потребуются:

  • Пострадавший. Мертвый или живой, находящийся в заложниках или невинно попавший за решетку. Пусть не главный герой, но один из центральных персонажей, ведь вокруг него крутится интрига книги.

  • Главный герой. Иногда «звезда» произведения. А иногда автор делает его «ненадежным рассказчиком», усиливая напряжение и сомнение в происходящем.

  • Преступник. Может быть как «мелкой» личностью, так и злым гением.

  • Ложный подозреваемый. Все указывает на него. Разумеется, он не при чем.

  • Персонажи второго плана. О них не стоит забывать, ведь второстепенные герои тоже вызывают читательский отклик.

Чтобы избежать плоских, картонных персонажей, прорабатывайте их по одному. Создавая нового героя, найдите ответы на несколько вопросов:

  • Чем он выделяется из толпы?
  • Как принимает решения, на что полагается?
  • Готов ли идти на риск?
  • Каковы его амбиции?
  • Как он общается с другими людьми?
  • Как его внутренние монологи отличаются от произнесенного вслух?
  • Чем он увлекается в свободное время?
  • Как он смотрит на мир, через призму каких убеждений?

Неважно, какой тип повествования вы выберете: классический линейный или запутанный, обманчиво-хаотичный. В любом случае вам понадобятся план и внутренняя структура.

Прежде чем оформлять первый черновик, составьте план. Мысленно разбейте свою историю на три акта:

  • Первый акт: суть преступления/тайны, знакомство с главным героем и второстепенными персонажами, появление первых подозреваемых и первых трудностей в расследовании. Сюда же можно ввести вторую линию сюжета (чаще всего, детали личной жизни протагониста).

  • Второй акт: новые детали расследования, снятие некоторых подозрений, усугубление ситуации. Вторую сюжетную линию можно развивать дальше.

  • Третий акт: доказательство невиновности подозреваемых в основном преступлении (это не значит, что они без греха, о чем также стоит написать), ложный финал, новый ход со стороны настоящего преступника, настоящее завершение расследования. Вторую линию тоже следует подвести к логическому итогу.

Разумеется, по ходу проработки сюжета вы сможете менять детали по своему желанию. Или даже следовать собственному новаторскому подходу. Подобный план все равно послужит хорошей отправной точкой.

  • Не забывайте про время и место действия. Эпоха, страна, менталитет и прочие детали сеттинга должны оказывать специфическое влияние на преступление и расследование. В богемном европейском пригороде, румынской деревеньке или вымышленной галактике события воспринимаются по-своему.

Еще один совет: посвятите главной тайне отдельный черновик. Составьте несколько её версий: с точки зрения преступника, жертвы, главного героя, второстепенных персонажей.

Лучший источник идей — реальная жизнь. За основу сюжета вполне можно взять настоящее нераскрытое преступление и представить «а что, если…».

Автору хорошей криминальной истории не обойтись без знаний, подкрепленных грамотными исследованиями. Перед тем как написать детектив, ознакомьтесь со спецификой профессий, местностей, эпох — всего, что вы хотите упомянуть.

Изучите литературу и документальные фильмы по судебной психиатрии, криминалистике, юриспруденции — любой нужной для сюжета области. Малейшая неточность может оттолкнуть читателей-знатоков. Даже если вы уже неплохо разбираетесь в теме, подготовка не повредит.

Одно правило детективного жанра не менялось никогда: главный герой должен быть ярким. Не обязательно гением с синдромом Аспергера, но и не бледной молью. Второстепенные действующие лица тоже не должны быть картонными, пусть им и нельзя затмевать центрального героя.

Постройте героя из трех главных компонентов:

  • Физика. Внешние данные, национальность, здоровье и т. п.

  • Социология. Социальное положение героя, общественная позиция, политические и религиозные взгляды.

  • Психология. Степень общительности, чувство юмора, воображение, психологические травмы, фобии, предубеждения, фантазии.

Главный герой детектива должен работать не просто в полную силу, а на пределе личных возможностей, раз уж он стал нашей надеждой и опорой в этой истории. Но не превращайте его в супермена: позволяйте ошибаться и набивать шишки. Например, если в драке один человек в легкую справится с десятью противниками, это вызовет ухмылку.

Следите, чтобы в ваш детектив не пробрались распространенные ошибки. Не забывайте:

  • Любовная линия не порок, но перебарщивать с ней не стоит.
  • Не раскрывайте интригу с помощью потусторонних сил. Пусть даже ваша книга относится к мистическому поджанру, «оттуда» могут приходить намеки, но никак не прямые ответы.
  • Лучше, если преступников будет не больше двух. Зловещий культ или мафиозный синдикат могут присутствовать в сюжете, но не отвечать целиком за главную тайну.
  • Мотивация преступника должна быть личной. В отличие, кстати, от мотивации протагониста. Не всегда он занимается расследованием по личному желанию — по крайней мере, сначала.
  • Чистосердечное признание украсило только «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. Но его не отнесешь к детективному жанру.

Как написать детектив, который захочется прочесть до конца, — избегать штампов и клише.

Ходы, которые лучше исключить, чтобы никого не разочаровать:

  • «Убийца-дворецкий» — завистливый или мстительный наемный работник жертвы.

  • Главный герой — полицейский, которого отстраняет от дела придирчивое начальство. Или же главный герой — частный детектив, у которого давняя и стереотипная вражда с полицией.

  • Герою позвонили или написали, чтобы сообщить нечто важное при личной встрече, до которой информатор внезапно не доживает.

  • Проникновение на объект через систему вентиляции, замки, открываемые шпилькой, погони и перестрелки со взрывами, хакеры, взламывающие систему с полпинка.

  • Нелюбимый спутник жизни. Например, жена полицейского, то и дело причитающая: «У тебя совсем нет на меня времени!».

Исследователи детективного жанра иногда называют его еще одним видом спортивной игры. Писатель придумывает интересный ход, привлекает читателя… Звучит свисток рефери, и игра начинается. Но даже такие игры со временем трансформируются, требования к ним меняются, а ловкий игрок всегда сможет заставить их работать на себя. Помните об этом, если хотите создать гениальный детектив.

Была ли данная статья полезна для Вас?

Вы хотите узнать, как написать детектив, но не знаете, с чего начать? Интересуетесь, как заинтриговать читателя, и чего не должно быть в качественном романе? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в нашей статье!

Детектив – один из самых популярных жанров, любимый многими. О похождениях знаменитого сыщика Шерлока Холмса и его не менее знаменитого помощника доктора Ватсона не слышали, разве что, маленькие дети, а в каждой семье на книжной полке наверняка найдется не одно детективное произведение. Неудивительно, что этот жанр до сих пор не изжил себя, и с каждым годом на прилавках появляются новые книги о раскрытии преступлений: хороший детектив способен надолго увлечь читателя, давая ему возможность раскрыть дело наравне с литературными профессионалами. Но как написать детектив, который добьется всеобщего признания и станет бестселлером?

  • Как написать роман – 10 советов начинающим писателям

Как написать детектив, который станет бестселлером

Многие начинающие (и не только) авторы, видя популярность детективных романов, хотят попробовать себя именно в этом жанре, надеясь на быструю прибыль и популярность. Казалось бы, что сложного? Придумал сыщика, подробно расписал преступление, добавил пару ложных улик, чтобы сюжет получился увлекательным, и сиди, жди прибыли. Однако большинство произведений так никогда и не увидят своих читателей, разве что сам автор разместит свое произведение на каком-нибудь форуме писателей-любителей.

Так в чем же причина? Как написать детектив, который не стыдно будет представить широкой публике? Давайте разберемся!

Как написать детектив с помощью Конан Дойла

Артур Конан Дойл знал, как написать детектив, который полюбят читатели

Как написать план детективного романа

Рисунок начинается с эскиза, а книга – с плана

Помните, как вас заставляли составлять план произведения на уроках литературы? Вспоминаем школьные годы! Очень немногие авторы умеют импровизировать на ходу, подавляющее большинство делает наброски будущего сюжета, а также заранее прописывает характеры всех значимых героев. Отдельными пунктами очень кратко распишите последовательность поворотов сюжета.

Как написать хороший детективный сюжет

На самом деле, здесь все индивидуально. Кому-то из читателей подавай запутанную историю с кучей сюжетных поворотов и неожиданных развязок в стиле лучших боевиков, а кого-то зацепит и простая, но до последнего интригующая история с убийцей-дворецким, написанная хорошим литературным языком.

Можно дать один дельный совет: не делайте сюжет слишком сложным, по крайней мере, в первых произведениях. Такое произведение запутает не только читателя, еще в книжном магазине отбив у него охоту продолжать чтение после просмотра первой страницы, но и вас самих.

Знаете, чем хороший детективный роман отличается от плохого? Он позволяет читателю почувствовать себя частью расследования и уйти от рутины, в то время как второй призван скоротать свободное время и быть забытым через несколько минут. Одно из главных правил детектива – читатель должен знать о деле ровно столько же, сколько и сыщик, чтобы делать свои выводы по ходу чтения. Никаких роялей в кустах! Но и излишнее разжевывание сюжета плохо: мало кому понравится, когда буквально в каждой строчке есть намеки на личность преступника.

Баланс оригинальности и правдоподобности

Хотите, чтобы детектив был небанальным, но не решаетесь выйти за привычные рамки? Зря! Поверьте, книжный рынок переполнен историями, действие которых разворачивается «в обычном провинциальном городе», а их главный герой – «самый обычный частный детектив». Оригинальные идеи повысят шансы вашего романа стать популярным. Хотите, чтобы действие происходило в далеком будущем и на Луне? Почему бы и нет! А может, стоит перенести читателя в Средние века? Бессмысленно спрашивать, как написать детектив, если вы не готовы брать ответственность за лихие повороты сюжетной линии!

оригинальность - лучший рецепт для хорошего детективного романа

Как написать детектив? Не бойтесь здоровой оригинальности!

Избегайте клише

Забудьте о поимке преступника с помощью анализа пепла от сигареты, найденной на месте преступления, или по запаху одеколона: сотни, нет, тысячи авторов делали это до вас и столько же сделает после.

Старайтесь, чтобы ваш детектив как можно больше походил на настоящее расследование. Почитайте пособия по криминалистике и различные медицинские статьи, которых много в открытом доступе, чтобы все выглядело как настоящее расследование. Конечно, придется попотеть, но вы ведь хотите прослыть настоящим профессионалом? Оригинальность оригинальностью, но не должно быть противоречий с сюжетом.

Почерк главного героя

Возможно, ваш персонаж использует в работе сложное оборудование, которого пока не существует, но действие происходит в наши дни? Постарайтесь объяснить, откуда оно у него появилось (возможно, это новое экспериментальное изобретение, которое только начало тестироваться?), либо используйте что-то более привычное. То же самое и со сверхспособностями: никаких внезапных магических навыков в обычном мире, если это не является изначальной задумкой (например, главный герой является вампиром).

С сюжетом более-менее разобрались, переходим к следующему важному пункту.

Как создать интересных детективных персонажей

Повторимся снова: не бойтесь экспериментировать, но и не перебарщивайте!

Мало кому будет интересно читать про похождения самого обычного лейтенанта полиции, который живет самой скучной жизнью, разве что сюжет будет настолько крутым, что читателю будет неважно все остальное. Напротив, слишком многогранный герой, который за завтраком раскрывает преступление, в обеденный перерыв ловит преступника, а вечером завоевывает олимпийское золото (и все это в неполные 20 лет) еще больше оттолкнет аудиторию: читатель должен отождествлять себя с персонажем, а таких людей просто не бывает.

Помните, что сыщик (и остальные герои) – обычный человек со своими достоинствами и недостатками. Смело добавляйте ему изюминку: поверьте, так будет только интереснее! Возможно, главный персонаж начинает вслух вспоминать алфавит, когда думает? Или пьет только воду с 5 ложками сахара?

прекрасная героиня детективной истории

Героиня хорошего детективного романа неподражаема, но реалистична

Герои второго плана

В погоне за созданием нового Шерлока Холмса не забывайте и о героях второго плана: в конце концов, именно с ними ассоциируют себя наибольшее число читателей! Что, если помощник детектива экстрасенс-недоучка и использует эту способность для раскрытия дел, но в итоге идет по ложному следу? А каким будет преступник?

Не раскрывайте все карты сразу, позвольте читателю постепенно узнавать о внешности и характере героев, ведь мы практически никогда не узнаем о человеке все в момент первого знакомства.

Как начать писать хороший детективный роман

Сюжет есть, персонажи прописаны… самое время перейти к написанию!

Возвращаемся к нашему плану. Совсем скоро наши коротенькие пункты обретут объем и начнут превращаться в настоящую рукопись! Состоять она будет из двух частей: основы и украшений.

Основа рукописи

Все довольно просто: начинаем постепенно расширять наш набросок, грубо говоря, делаем краткое изложение. На этом этапе коротко прописываем все произведение, подробно раскрывая каждый пункт. И простое «преступник похитил девушку» превращается в что-то наподобие «Воскресным вечером, когда все вокруг праздновали день города, девушка прогуливалась по пустынному парку в спальном районе. На следующее утро она не пришла на работу. Начальник, привыкший к вечным прогулам, заявил в полицию только тогда, когда девушка не явилась третий раз подряд…».

Возможно, поначалу это покажется сложным, однако гораздо проще раскрывать уже имеющийся план, чем писать книгу с нуля, имея все наброски в голове. Процесс этот не быстрый и может занять до нескольких недель, все зависит от вашего опыта желания писать.

Украшения и стиль

чтобы разрешить детективную тайну, иногда с нее нужно сорвать маску

Как написать детектив? Сорвите маску с тайны в финале!

Когда «каркас» готов, начинаем оформление: придаем нашему произведению более литературный вид, добавляем различные описания, в общем, облагораживаем роман. И снова вспоминаем, что иногда лучше не дописать, чем переборщить. Излишне богатый сложными оборотами текст тяжело читать.

Создайте свой уникальный стиль, который есть у каждого писателя. Возможно, вам понравится писать от первого лица? Или вы считаете, что книга без вашего юмора – бумага на ветер? Ищите себя, ведь авторский стиль играет не последнюю роль в популярности будущей книги: гораздо интереснее читать автора с изюминкой.

Что делать, когда детективный роман написан

Подумать только, еще недавно вы робко спрашивали Интернет, как написать детектив, а теперь гордо держите в руках свою первый роман книгу и уже готовы покорять знаменитые издательства и книжные магазины!

Не торопитесь: как бы вы ни старались, ваша книга может понравиться далеко не всем, включая издателей. Перед большим шагом в мир литературы дайте прочитать ваш шедевр хотя бы десятку знакомых, их мнение поможет взглянуть на произведение более объективно.

Если переживаете, что вам завысят оценки, чтобы не расстраивать и не обижать, устройте анонимный опрос, например, на бумажечках или через какой-нибудь интернет-сервис. Еще один способ – выкладывать маленькие отрывки из книги на форуме писателей. Конечно, речь идет не о ключевых моментах произведения, а лишь о его отдельных частях. Не бойтесь критики: она помогает трезво взглянуть на ваши способности, а порой намного улучшить произведение и показать его миру. И помните: все в ваших руках!

***

Вам понравились наши советы о том, как написать детектив, или мы что-то упустили из виду? Какие советы для тех, кто хочет написать новый детективный бестселлер, предложили бы вы? Обязательно поделитесь своим мнением в комментариях!


Download Article


Download Article

Writing a murder mystery or any novel, really, is a daunting undertaking. Plotting out the novel first can help you organize your thoughts so you won’t feel so overwhelmed. Then, you can set up your characters, creating the victims, suspects, and protagonists you’ll need to drive the story. After that, you can get started writing your story!

Writing Help

  1. Image titled Write Murder Mysteries Step 1

    1

    Decide on a setting for your story. The setting doesn’t necessarily have to come first, but if you have a general idea of what you want your story to be, you also need a setting. Setting includes the location, the date, the time of year, the geography, and even the climate and mood.[1]

    • Think about the mood you want to create for your story. The setting partially creates that mood for you.
    • For instance, a murder-mystery set in 1920s Galveston, TX during an approaching hurricane is going to be very different from a murder-mystery set in Chicago in present day or Edinburgh in the 18th century.
    • As another example, the Sherlock Holmes’ stories take much of their darkness and mood from the time period (Victorian and Edwardian era) and the foggy London setting.
  2. Image titled Write Murder Mysteries Step 2

    2

    Plot your story arc. The story arc is how the plot progresses throughout the novel. Typically, you go through 8 stages: stasis, trigger, the quest, surprise, critical choice, climax, reversal, and resolution.[2]

    • Stasis is normal everyday life. You could start with the normal life of the detective, a witness, or whoever’s point of view you’re using. The trigger is the event that sets off the quest, which is often the murder in a murder mystery.
    • The surprise is the twists and turns, the complications that keep the story going. In a murder mystery, that may be things like new evidence, new motives coming to light, or trouble finding a suspect.
    • The critical choice is the main crux of the protagonist’s story. It’s where they must decide how they will act to complete the story, and it often involves choosing a hard path. It is a character-defining moment. This choice typically leads to the climax, the place where the action and tension comes to a head, such as the point where the detective is in the active process of capturing the suspect.
    • The reversal and resolution show how the characters have changed and what the new «normal» looks like.

    Advertisement

  3. Image titled Write Murder Mysteries Step 3

    3

    Make intrigue the focus of your story. You want to keep the reader guessing throughout the novel. You can start out simply with a corpse and detectives on scene to investigate, but a more interesting story will leave the reader questioning what is going on right from the start.[3]

    • Set up an unlikely scenario. For instance, one novelist set up a story where a woman changes her will, forgoing her children and leaving everything to a dying man. Soon, a person is murdered. This setup is so unusual that it leaves the reader wanting more.
  4. Image titled Write Murder Mysteries Step 4

    4

    Make an outline of where you want the story to go. Once you figure out the basic arc, try making a detailed outline of the story. Go chapter by chapter, and write in a brief description of what will happen. That will make it easier to write when the time comes.

    • For example, you might write, «Chapter 1: Introduce the protagonist, the detective Rebecca Newport. Begin in her home, where she is getting ready for work. She gets a phone call that calls her in early, which she quickly learns is a homicide.»
  5. Image titled Write Murder Mysteries Step 5

    5

    Create the physical, verbal, and thematic clues for your reader. Clues basically fall into 3 categories: physical clues, verbal clues, and thematic clues. Physical clues are things like blood droplets, DNA analysis, and footprints. Verbal clues are the things that are said between characters, while thematic clues are things like an ominous setting when the killer appears or dressing the villain in black.

    • You can use clues in 2 ways. Immediate clues are things like the killer dropping a piece of jewelry on the way out, which may or may not be noticed by the reader. A future clue is something like DNA analysis, which the reader can’t learn about until the detective does.
    • There’s also a difference in the level of subtlety. Some clues are very obvious, such as a gun left at the scene. Others are more subtle, such as the victim wearing purple, which turns out to help solve the crime.
    • You don’t need to write all of your clues ahead of time, but you should decide on some key points so you can work them in throughout your novel. You don’t want to shove them all into a single scene.

    EXPERT TIP

    Lucy V. Hay is an author, script editor and blogger who helps other writers through writing workshops, courses, and her blog Bang2Write. Lucy is the producer of two British thrillers and her debut crime novel, The Other Twin, is currently being adapted for the screen by Free@Last TV, makers of the Emmy-nominated Agatha Raisin.

    Lucy V. Hay

    Consider using misdirection to build suspense. Author and screenwriter Lucy Hay says: «A good mystery will have elements that shroud the central question. The most famous of these is probably the Red Herring, where the audience thinks they know who’s responsible, but they’re wrong.»

  6. Image titled Write Murder Mysteries Step 6

    6

    Become an expert in your story’s focus. To make your reader believe what you’re writing, you have to know what you’re talking about. If you want to write about a murder connected to Japanese tea ceremonies, you better know all the exacting details of the ceremony.[4]

    • You can research on the internet, but don’t forget to make use of other resources, such as your local library.
    • Research can take you a long way, but experience is often even better. For instance, try attending a tea ceremony if you can.
  7. Advertisement

  1. Image titled Write Murder Mysteries Step 7

    1

    Create a character sheet for each character. To help you keep things straight, it can be beneficial to make a page for every main character in the story. You can write down things like the character’s physical description, their backstory (what happened before the novel), their education level and job, and their personalities.

    • You can also include things like their quirks and idiosyncrasies.
    • Having these pages to refer back to will help you keep the details straight while you’re writing.
  2. Image titled Write Murder Mysteries Step 8

    2

    Make your characters empathetic, not necessarily likeable. «Likeable» characters tend to be goody-goodies without much depth. To create whole, interesting characters, they need flaws and weaknesses, while still allowing the reader to connect with them.[5]

    • For flaws, maybe a character is always late, hates their mother, or doesn’t get along with their colleagues. If you need examples, think about people you know or you’ve met in the past.
    • You can make the characters empathetic in a number of ways. They can be having financial problems or be the victim in the story. You can display them being selfless, even when they act with self-interest at other times, such as having a killer who fawns over their cat.
    • For instance, Sherlock Holmes isn’t necessarily likeable. However, he’s interesting, and readers find him empathetic because he is very intelligent and good at what he does.
  3. Image titled Write Murder Mysteries Step 9

    3

    Include a variety of suspects. Typically, you don’t want to point to just a single person in your story as the suspect. Where’s the mystery in that? Instead, you should include a variety of people who could be suspects, as many as 5 or 6.[6]

    • Variety will keep things more interesting, as well as keep your readers guessing.
  4. Image titled Write Murder Mysteries Step 10

    4

    Figure out your suspects’ motives. Each potential suspect should have a different motive for killing the victim, and each one should be as plausible as the next. Otherwise, the writing can seem a bit flat. For instance, you don’t want every suspect’s motive to be killing the person for money.[7]

    • Instead, you could have one person’s motive be they want to keep a secret quiet, another person’s be they want the victim’s money, while a third suspect’s motive could be they were jealous of an affair the victim was having.
  5. Image titled Write Murder Mysteries Step 11

    5

    Make the murderer believable. The person you finally choose to be your culprit should be capable of the crime on every level. They must be physically able to do it, as well as emotionally. If they’re not, your readers are going to feel cheated.[8]

    • For instance, a feeble older man is not likely capable of picking up a body and dumping it off a bridge, not matter how much adrenaline is pumping through his system.
  6. Image titled Write Murder Mysteries Step 12

    6

    Crawl into the detective’s head. Often, a murder mystery follows the detective. Whether you tell the story from the detective’s point of view (an intense but slightly skewed view) or from a third-person perspective (which gives you a wider view of the story), you should still know your detective inside and out.[9]

    • Decide things like: Is the detective completely logical, or do they rely on hunches sometimes? Are they very analytical, looking at every detail, or are they better at the big picture? What are their idiosyncrasies? What helps them think properly? Are they caffeine addicts? Do they sleep at their desk?
    • The little details will help the character become more real.
    • For instance, Sherlock Holmes is very logical and doesn’t rely on hunches at all. But he’s also logical almost to a fault, meaning his relationships often suffer because he doesn’t rely on emotions enough. Some of his idiosyncrasies include things like needing another person to bounce ideas off of, playing the violin, and conducting odd experiments to learn more about crime-solving.
  7. Image titled Write Murder Mysteries Step 13

    7

    Set up your victim or victims. You can open the story with the victim already dead, and unspool the details of their life throughout the story. Alternatively, you can introduce the victim in the story as a character, and then move on to the murder.

    • When creating your victim, consider how you want them to contribute to the story. For instance, a likeable victim will immediately set the reader against the killer. However, if the victim was a despicable person, the reader may hold out judgment on the killer.
    • Create a backstory for the victim to help readers care about them. Introduce it slowly through the story.
    • You can even use one of your potential suspects as a victim later on in the story if the murderer kills again.[10]
  8. Advertisement

  1. Image titled Write Murder Mysteries Step 14

    1

    Open with action to draw your reader in. The action could be something dramatic, such as the protagonist in a perilous situation or a glimpse into a later scene in the novel where things are more fast-paced. You could also just use something small to set the hero off on a perilous journey as they are going about their normal routine.[11]

    • Don’t forget to also include setting details as you go along, so your reader knows where the story is set.
    • For example, The Da Vinci Code by Dan Brown opens with the dramatic death of a Louvre curator, instantly drawing the reader in.
  2. Image titled Write Murder Mysteries Step 15

    2

    Introduce your suspects with interactions and dialogue. One way to introduce your suspects is to have them interact with the victim before the victim dies; the detective will need to witness this introduction. Another option is to have a witness or a connected person name possible suspects to the detective.[12]

    • For instance, the detective may witness the suspect and victim having an argument before the victim dies.
    • Alternatively, maybe the detective asks a neighbor, «Can you think of anyone who had issues with the victim?» The neighbor might say, «Well, let’s see. I have seen a young man visiting late at night when her husband was out of town. I suppose he might be involved somehow.»
  3. Image titled Write Murder Mysteries Step 16

    3

    Include the crime in the first 3 chapters of the story. A murder mystery is a fast-paced story. It shouldn’t drag, so if you haven’t introduced your crime by the third chapter, you’re probably going to lose readers.[13]

  4. Image titled Write Murder Mysteries Step 17

    4

    Work on realism in your murder scene. As you try your hand at writing a murder mystery, you may realize that you don’t actually know that much about killing a person. That’s perfectly normal, but you should do some research to make the scene more realistic.[14]

    • For instance, stabbing someone isn’t as easy as it sounds. It’s actually pretty difficult to force a knife into someone, especially someone who’s struggling not to die.
    • Keep in mind that most «amateur» killers are going to make mistakes. They aren’t trained to kill, and most people don’t even know how to land a killing blow. What that means is things are going to be messy.
    • Put some thought into how someone gets rid of a body. A body is hard to move, plus it’s pretty conspicuous. It’s also going to leave blood and/or traces of DNA behind, and it will start to smell. Digging a hole takes time, and dumping a body in water could mean it washes back up on shore, for instance.
  5. Advertisement

  1. Image titled Write Murder Mysteries Step 18

    1

    Include the suspect interviews gradually and in different settings. If you have each interview in a police interrogation room, that will bog down the writing. Instead, have the detective interview one at the house where the murder was, one at the police station, one outside on the street as the next-door neighbor, and so on.[15]

  2. Image titled Write Murder Mysteries Step 19

    2

    Give the reader a chance to solve the crime by adding clues throughout the novel. While you can make a fingerprint on a battery in a flashlight appear at the end, that isn’t really fair to the reader. Instead, you need to at least show the clue at some point in the story.

    • For instance, you might note that a flashlight was left at the scene, but the outside was wiped clean. Alternatively, you can show the fingerprint being lifted off the battery.
  3. Image titled Write Murder Mysteries Step 20

    3

    Work on misdirection with clues. Clues can point to multiple people at once or to a single person who may seem like the obvious choice for the villain but ends up not being the murderer. This tactic is called misdirection. You show your reader everything, but you point them in the wrong direction.

    • For instance, maybe one of the suspects is a hiker, and there are large hiking boot footprints at the scene. In actuality, perhaps the prints were left by a woman who borrowed her husband’s boots.
  4. Image titled Write Murder Mysteries Step 21

    4

    Keep the pace going by sticking to the plot. Throughout the book, you should always leave the reader wanting more, which will keep them turning pages. A murder mystery should be plot-driven, so don’t get bogged down in ominous settings and flowery writing. Follow the plot you’ve laid out so you know where the story is going.[16]

    • Similarly, with each chapter, introduce a new element of the story. At the end of the chapter, leave the reader hanging about what happens next. Maybe you introduce a new clue that points to a different suspect, and the reader has to go on to find out if the clue pans out.
  5. Image titled Write Murder Mysteries Step 22

    5

    Include a twist near the end. A good murder mystery has a twist near the end so that the reader is surprised to find out the ending. The key is the twist shouldn’t be so abrupt that it leaves the reader feeling cheated. Rather, it should follow the logic and clues of the story but in an unexpected way.[17]

    • For instance, maybe the clues all along point to the murderer being the only son of a wealthy man since he seems to have the only motive. However, maybe the twist is the man had another child, a daughter, who also stands to inherit from the death; the clues should fit both the son and daughter so the reader doesn’t feel cheated.
    • As another example, one famous murder mystery twist is in the Murder on the Orient Express (spoiler alert!). In the end, the reader/viewer learns all the suspects actually conspired to commit the murder, rather than just one of them.
  6. Image titled Write Murder Mysteries Step 23

    6

    Work on the reversal and the resolution after the climax. Once the killer is caught, note how your characters have changed for the worse or better. Then show how they return to normal life.[18]

    • For instance, maybe the detective crosses an ethical line and decides to leave the force. The new «normal» may be the detective finding a new job.
    • Alternatively, maybe the detective is a rookie, and solving the case results in them being promoted.
  7. Advertisement

Add New Question

  • Question

    How do I write a report on a murder case?

    Community Answer

    Include the date, who was involved, who was the victim, the time it happened, all your evidence found, and witnesses of the crime.

  • Question

    In a murder mystery story, should I reveal the murder at the end, or should I give a cliffhanger and make a sequel? Which one would make a better ending?

    Community Answer

    Reveal the murder at the end, because you would stretch the plot and people aren’t that patient.

  • Question

    I have my culprit, but I don’t know how to link the clues to the correct suspect. What should I do?

    Community Answer

    Perhaps rather than having random clues and then trying to link them to the correct suspect, base the clues around the suspect. For example, rather than finding an ax at the scene and then trying to link it to a character with a knife collection, either change the clue to a knife or the suspect to a lumberjack. That is, unless the clue was a red herring to throw the reader off.

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

Video

  • Set a writing goal every day. You can use a word count writing goal, such as 500 words per day, or you can use a time amount, such as you will write 3 hours a day. Either way, stick to it so that you make progress on your novel.

  • Spend some time reading novels in the genre to get a better feel for them.

Advertisement

References

About This Article

Article SummaryX

To write a murder mystery, start by deciding on a setting for your story, including the location, year, climate, and mood. Next, plot your story arc, which includes the introduction, the surprises that complicate the story, the critical choice the main character must make, and the resolution. Then, create a detailed outline with physical, verbal, and thematic clues that you plan to leave for your reader. After you have a good idea of what your story will look like, work on developing your characters and their motives. To learn how to keep the pace going throughout your murder mystery, keep reading!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 238,303 times.

Reader Success Stories

  • Silvie Vargas

    Silvie Vargas

    May 11, 2016

    «Very informative. Now I know how important it is to go back and write about the lives of the victims and the…» more

Did this article help you?


Download Article


Download Article

Writing a murder mystery or any novel, really, is a daunting undertaking. Plotting out the novel first can help you organize your thoughts so you won’t feel so overwhelmed. Then, you can set up your characters, creating the victims, suspects, and protagonists you’ll need to drive the story. After that, you can get started writing your story!

Writing Help

  1. Image titled Write Murder Mysteries Step 1

    1

    Decide on a setting for your story. The setting doesn’t necessarily have to come first, but if you have a general idea of what you want your story to be, you also need a setting. Setting includes the location, the date, the time of year, the geography, and even the climate and mood.[1]

    • Think about the mood you want to create for your story. The setting partially creates that mood for you.
    • For instance, a murder-mystery set in 1920s Galveston, TX during an approaching hurricane is going to be very different from a murder-mystery set in Chicago in present day or Edinburgh in the 18th century.
    • As another example, the Sherlock Holmes’ stories take much of their darkness and mood from the time period (Victorian and Edwardian era) and the foggy London setting.
  2. Image titled Write Murder Mysteries Step 2

    2

    Plot your story arc. The story arc is how the plot progresses throughout the novel. Typically, you go through 8 stages: stasis, trigger, the quest, surprise, critical choice, climax, reversal, and resolution.[2]

    • Stasis is normal everyday life. You could start with the normal life of the detective, a witness, or whoever’s point of view you’re using. The trigger is the event that sets off the quest, which is often the murder in a murder mystery.
    • The surprise is the twists and turns, the complications that keep the story going. In a murder mystery, that may be things like new evidence, new motives coming to light, or trouble finding a suspect.
    • The critical choice is the main crux of the protagonist’s story. It’s where they must decide how they will act to complete the story, and it often involves choosing a hard path. It is a character-defining moment. This choice typically leads to the climax, the place where the action and tension comes to a head, such as the point where the detective is in the active process of capturing the suspect.
    • The reversal and resolution show how the characters have changed and what the new «normal» looks like.

    Advertisement

  3. Image titled Write Murder Mysteries Step 3

    3

    Make intrigue the focus of your story. You want to keep the reader guessing throughout the novel. You can start out simply with a corpse and detectives on scene to investigate, but a more interesting story will leave the reader questioning what is going on right from the start.[3]

    • Set up an unlikely scenario. For instance, one novelist set up a story where a woman changes her will, forgoing her children and leaving everything to a dying man. Soon, a person is murdered. This setup is so unusual that it leaves the reader wanting more.
  4. Image titled Write Murder Mysteries Step 4

    4

    Make an outline of where you want the story to go. Once you figure out the basic arc, try making a detailed outline of the story. Go chapter by chapter, and write in a brief description of what will happen. That will make it easier to write when the time comes.

    • For example, you might write, «Chapter 1: Introduce the protagonist, the detective Rebecca Newport. Begin in her home, where she is getting ready for work. She gets a phone call that calls her in early, which she quickly learns is a homicide.»
  5. Image titled Write Murder Mysteries Step 5

    5

    Create the physical, verbal, and thematic clues for your reader. Clues basically fall into 3 categories: physical clues, verbal clues, and thematic clues. Physical clues are things like blood droplets, DNA analysis, and footprints. Verbal clues are the things that are said between characters, while thematic clues are things like an ominous setting when the killer appears or dressing the villain in black.

    • You can use clues in 2 ways. Immediate clues are things like the killer dropping a piece of jewelry on the way out, which may or may not be noticed by the reader. A future clue is something like DNA analysis, which the reader can’t learn about until the detective does.
    • There’s also a difference in the level of subtlety. Some clues are very obvious, such as a gun left at the scene. Others are more subtle, such as the victim wearing purple, which turns out to help solve the crime.
    • You don’t need to write all of your clues ahead of time, but you should decide on some key points so you can work them in throughout your novel. You don’t want to shove them all into a single scene.

    EXPERT TIP

    Lucy V. Hay is an author, script editor and blogger who helps other writers through writing workshops, courses, and her blog Bang2Write. Lucy is the producer of two British thrillers and her debut crime novel, The Other Twin, is currently being adapted for the screen by Free@Last TV, makers of the Emmy-nominated Agatha Raisin.

    Lucy V. Hay

    Consider using misdirection to build suspense. Author and screenwriter Lucy Hay says: «A good mystery will have elements that shroud the central question. The most famous of these is probably the Red Herring, where the audience thinks they know who’s responsible, but they’re wrong.»

  6. Image titled Write Murder Mysteries Step 6

    6

    Become an expert in your story’s focus. To make your reader believe what you’re writing, you have to know what you’re talking about. If you want to write about a murder connected to Japanese tea ceremonies, you better know all the exacting details of the ceremony.[4]

    • You can research on the internet, but don’t forget to make use of other resources, such as your local library.
    • Research can take you a long way, but experience is often even better. For instance, try attending a tea ceremony if you can.
  7. Advertisement

  1. Image titled Write Murder Mysteries Step 7

    1

    Create a character sheet for each character. To help you keep things straight, it can be beneficial to make a page for every main character in the story. You can write down things like the character’s physical description, their backstory (what happened before the novel), their education level and job, and their personalities.

    • You can also include things like their quirks and idiosyncrasies.
    • Having these pages to refer back to will help you keep the details straight while you’re writing.
  2. Image titled Write Murder Mysteries Step 8

    2

    Make your characters empathetic, not necessarily likeable. «Likeable» characters tend to be goody-goodies without much depth. To create whole, interesting characters, they need flaws and weaknesses, while still allowing the reader to connect with them.[5]

    • For flaws, maybe a character is always late, hates their mother, or doesn’t get along with their colleagues. If you need examples, think about people you know or you’ve met in the past.
    • You can make the characters empathetic in a number of ways. They can be having financial problems or be the victim in the story. You can display them being selfless, even when they act with self-interest at other times, such as having a killer who fawns over their cat.
    • For instance, Sherlock Holmes isn’t necessarily likeable. However, he’s interesting, and readers find him empathetic because he is very intelligent and good at what he does.
  3. Image titled Write Murder Mysteries Step 9

    3

    Include a variety of suspects. Typically, you don’t want to point to just a single person in your story as the suspect. Where’s the mystery in that? Instead, you should include a variety of people who could be suspects, as many as 5 or 6.[6]

    • Variety will keep things more interesting, as well as keep your readers guessing.
  4. Image titled Write Murder Mysteries Step 10

    4

    Figure out your suspects’ motives. Each potential suspect should have a different motive for killing the victim, and each one should be as plausible as the next. Otherwise, the writing can seem a bit flat. For instance, you don’t want every suspect’s motive to be killing the person for money.[7]

    • Instead, you could have one person’s motive be they want to keep a secret quiet, another person’s be they want the victim’s money, while a third suspect’s motive could be they were jealous of an affair the victim was having.
  5. Image titled Write Murder Mysteries Step 11

    5

    Make the murderer believable. The person you finally choose to be your culprit should be capable of the crime on every level. They must be physically able to do it, as well as emotionally. If they’re not, your readers are going to feel cheated.[8]

    • For instance, a feeble older man is not likely capable of picking up a body and dumping it off a bridge, not matter how much adrenaline is pumping through his system.
  6. Image titled Write Murder Mysteries Step 12

    6

    Crawl into the detective’s head. Often, a murder mystery follows the detective. Whether you tell the story from the detective’s point of view (an intense but slightly skewed view) or from a third-person perspective (which gives you a wider view of the story), you should still know your detective inside and out.[9]

    • Decide things like: Is the detective completely logical, or do they rely on hunches sometimes? Are they very analytical, looking at every detail, or are they better at the big picture? What are their idiosyncrasies? What helps them think properly? Are they caffeine addicts? Do they sleep at their desk?
    • The little details will help the character become more real.
    • For instance, Sherlock Holmes is very logical and doesn’t rely on hunches at all. But he’s also logical almost to a fault, meaning his relationships often suffer because he doesn’t rely on emotions enough. Some of his idiosyncrasies include things like needing another person to bounce ideas off of, playing the violin, and conducting odd experiments to learn more about crime-solving.
  7. Image titled Write Murder Mysteries Step 13

    7

    Set up your victim or victims. You can open the story with the victim already dead, and unspool the details of their life throughout the story. Alternatively, you can introduce the victim in the story as a character, and then move on to the murder.

    • When creating your victim, consider how you want them to contribute to the story. For instance, a likeable victim will immediately set the reader against the killer. However, if the victim was a despicable person, the reader may hold out judgment on the killer.
    • Create a backstory for the victim to help readers care about them. Introduce it slowly through the story.
    • You can even use one of your potential suspects as a victim later on in the story if the murderer kills again.[10]
  8. Advertisement

  1. Image titled Write Murder Mysteries Step 14

    1

    Open with action to draw your reader in. The action could be something dramatic, such as the protagonist in a perilous situation or a glimpse into a later scene in the novel where things are more fast-paced. You could also just use something small to set the hero off on a perilous journey as they are going about their normal routine.[11]

    • Don’t forget to also include setting details as you go along, so your reader knows where the story is set.
    • For example, The Da Vinci Code by Dan Brown opens with the dramatic death of a Louvre curator, instantly drawing the reader in.
  2. Image titled Write Murder Mysteries Step 15

    2

    Introduce your suspects with interactions and dialogue. One way to introduce your suspects is to have them interact with the victim before the victim dies; the detective will need to witness this introduction. Another option is to have a witness or a connected person name possible suspects to the detective.[12]

    • For instance, the detective may witness the suspect and victim having an argument before the victim dies.
    • Alternatively, maybe the detective asks a neighbor, «Can you think of anyone who had issues with the victim?» The neighbor might say, «Well, let’s see. I have seen a young man visiting late at night when her husband was out of town. I suppose he might be involved somehow.»
  3. Image titled Write Murder Mysteries Step 16

    3

    Include the crime in the first 3 chapters of the story. A murder mystery is a fast-paced story. It shouldn’t drag, so if you haven’t introduced your crime by the third chapter, you’re probably going to lose readers.[13]

  4. Image titled Write Murder Mysteries Step 17

    4

    Work on realism in your murder scene. As you try your hand at writing a murder mystery, you may realize that you don’t actually know that much about killing a person. That’s perfectly normal, but you should do some research to make the scene more realistic.[14]

    • For instance, stabbing someone isn’t as easy as it sounds. It’s actually pretty difficult to force a knife into someone, especially someone who’s struggling not to die.
    • Keep in mind that most «amateur» killers are going to make mistakes. They aren’t trained to kill, and most people don’t even know how to land a killing blow. What that means is things are going to be messy.
    • Put some thought into how someone gets rid of a body. A body is hard to move, plus it’s pretty conspicuous. It’s also going to leave blood and/or traces of DNA behind, and it will start to smell. Digging a hole takes time, and dumping a body in water could mean it washes back up on shore, for instance.
  5. Advertisement

  1. Image titled Write Murder Mysteries Step 18

    1

    Include the suspect interviews gradually and in different settings. If you have each interview in a police interrogation room, that will bog down the writing. Instead, have the detective interview one at the house where the murder was, one at the police station, one outside on the street as the next-door neighbor, and so on.[15]

  2. Image titled Write Murder Mysteries Step 19

    2

    Give the reader a chance to solve the crime by adding clues throughout the novel. While you can make a fingerprint on a battery in a flashlight appear at the end, that isn’t really fair to the reader. Instead, you need to at least show the clue at some point in the story.

    • For instance, you might note that a flashlight was left at the scene, but the outside was wiped clean. Alternatively, you can show the fingerprint being lifted off the battery.
  3. Image titled Write Murder Mysteries Step 20

    3

    Work on misdirection with clues. Clues can point to multiple people at once or to a single person who may seem like the obvious choice for the villain but ends up not being the murderer. This tactic is called misdirection. You show your reader everything, but you point them in the wrong direction.

    • For instance, maybe one of the suspects is a hiker, and there are large hiking boot footprints at the scene. In actuality, perhaps the prints were left by a woman who borrowed her husband’s boots.
  4. Image titled Write Murder Mysteries Step 21

    4

    Keep the pace going by sticking to the plot. Throughout the book, you should always leave the reader wanting more, which will keep them turning pages. A murder mystery should be plot-driven, so don’t get bogged down in ominous settings and flowery writing. Follow the plot you’ve laid out so you know where the story is going.[16]

    • Similarly, with each chapter, introduce a new element of the story. At the end of the chapter, leave the reader hanging about what happens next. Maybe you introduce a new clue that points to a different suspect, and the reader has to go on to find out if the clue pans out.
  5. Image titled Write Murder Mysteries Step 22

    5

    Include a twist near the end. A good murder mystery has a twist near the end so that the reader is surprised to find out the ending. The key is the twist shouldn’t be so abrupt that it leaves the reader feeling cheated. Rather, it should follow the logic and clues of the story but in an unexpected way.[17]

    • For instance, maybe the clues all along point to the murderer being the only son of a wealthy man since he seems to have the only motive. However, maybe the twist is the man had another child, a daughter, who also stands to inherit from the death; the clues should fit both the son and daughter so the reader doesn’t feel cheated.
    • As another example, one famous murder mystery twist is in the Murder on the Orient Express (spoiler alert!). In the end, the reader/viewer learns all the suspects actually conspired to commit the murder, rather than just one of them.
  6. Image titled Write Murder Mysteries Step 23

    6

    Work on the reversal and the resolution after the climax. Once the killer is caught, note how your characters have changed for the worse or better. Then show how they return to normal life.[18]

    • For instance, maybe the detective crosses an ethical line and decides to leave the force. The new «normal» may be the detective finding a new job.
    • Alternatively, maybe the detective is a rookie, and solving the case results in them being promoted.
  7. Advertisement

Add New Question

  • Question

    How do I write a report on a murder case?

    Community Answer

    Include the date, who was involved, who was the victim, the time it happened, all your evidence found, and witnesses of the crime.

  • Question

    In a murder mystery story, should I reveal the murder at the end, or should I give a cliffhanger and make a sequel? Which one would make a better ending?

    Community Answer

    Reveal the murder at the end, because you would stretch the plot and people aren’t that patient.

  • Question

    I have my culprit, but I don’t know how to link the clues to the correct suspect. What should I do?

    Community Answer

    Perhaps rather than having random clues and then trying to link them to the correct suspect, base the clues around the suspect. For example, rather than finding an ax at the scene and then trying to link it to a character with a knife collection, either change the clue to a knife or the suspect to a lumberjack. That is, unless the clue was a red herring to throw the reader off.

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

Video

  • Set a writing goal every day. You can use a word count writing goal, such as 500 words per day, or you can use a time amount, such as you will write 3 hours a day. Either way, stick to it so that you make progress on your novel.

  • Spend some time reading novels in the genre to get a better feel for them.

Advertisement

References

About This Article

Article SummaryX

To write a murder mystery, start by deciding on a setting for your story, including the location, year, climate, and mood. Next, plot your story arc, which includes the introduction, the surprises that complicate the story, the critical choice the main character must make, and the resolution. Then, create a detailed outline with physical, verbal, and thematic clues that you plan to leave for your reader. After you have a good idea of what your story will look like, work on developing your characters and their motives. To learn how to keep the pace going throughout your murder mystery, keep reading!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 238,303 times.

Reader Success Stories

  • Silvie Vargas

    Silvie Vargas

    May 11, 2016

    «Very informative. Now I know how important it is to go back and write about the lives of the victims and the…» more

Did this article help you?

Как написать детектив: особенности жанра и пошаговая инструкция для автора

Детективная история предполагает наличие таинственного преступления и героя, ведущего расследование. Но достаточно ли двух этих факторов для захватывающего детектива? Что еще надо знать писателю, чтобы «испечь» историю, от которой невозможно оторваться?

Изучаем все слои детективного пирога. Рассказываем, как сочинять произведения с захватывающим сюжетом. Обсуждаем правила создания детектива: идеи для сюжета, план написания, проработка героев.

Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки

Детектив – это история, в которой расследуется преступление-головоломка, а в финале обязательно обнаруживается виновник. Первооткрывателем жанра считается Эдгар Аллан По с изданным в 1841 году рассказом «Убийство на улице Морг».

И хоть сейчас придумать интересный детектив становится все сложнее, но одно главное правило действует по сей день.

Как любая хорошая загадка, ключ к детективной истории – несокрушимая логика.

Как написать детектив: пошаговая подготовка

Прежде чем создавать документ с названием вашего романа, проведите разведку на местности. Начинать детективное произведение следует с предварительной подготовки.

Поговорите с собой

Ответьте на вопрос, что именно привлекает вас в этой истории? Именно это, как правило, и цепляет читателя. Интерес автора к теме всегда виден между строк. Поэтому не бойтесь включить свою писательскую страсть на полную мощь.

Пошагово распишите план сюжета

Детектив не прощает огрехов и нелогичности в сюжете, поэтому пропишите и заранее спланируйте все сюжетные линии. Продумайте, где именно они пересекаются. В противном случае появляется риск к середине романа заново перекраивать свою историю.

Проверяйте и перепроверяйте факты

Убедитесь в реальности того, что задумано по сюжету. Отсутствие фундамента и фактчекинга снижает уровень текста и портит доверие читателя. Палец действительно можно пришить после того, как он полежит в холодильнике? А руку? А сколько палец может там храниться? А при какой температуре? Проверяйте факты снова и снова.

Консультируйтесь с реальными специалистами

Если интернета и книг недостаточно, обращайтесь за советом к живым людям. Пусть это будет садовник или уборщица, а тем более криминалист или следователь полиции. Даже если большая часть информации не войдёт в книгу. Но это облегчит написание хорошей истории, углубит ваш роман.

Продумайте несколько вариантов преступления

Представьте себя на месте антагониста. Он умен? Жесток? На что он способен? Как он планирует уйти от закона? Так и вы – качественно заметайте следы. Помните, первая мысль не всегда самая удачная.

Пусть это будет игра! Напишите десять версий своего преступления. Они вам пригодятся, когда преступнику приспичит заметать следы.

Решите, с каким жанром будет соединён ваш детектив

Чистых жанров не бывает и от того, с каким будет соединена ваша история, зависит многое, от развития сюжета до настроения.

Наиболее популярные поджанры детективной истории

True crime

За основу истории берется реальная преступная загадка. Решение которой вам и предстоит сочинить.

Вспомним первооткрывателя жанра Трумен Капоте и его «Хладнокровное убийство»

Исторический детектив

Преступление происходит в недавнем или далеком прошлом. Здесь вдвойне важно качественно работать с деталями и особенностями конкретной эпохи, особенно если персонажами выступают реальные исторические прототипы.

Детективы Бориса Акунина об Эрасте Фандорине

Авантюрный детектив

Если герой с первой страницы по чистой случайности оказывается втянут в бурное приключение, и все его попытки выпутаться порождают всё большие трудности.

История Патриции Хайсмит «Талантливый мистер Рипли»

Мистический или фантастический

В истории могут присутствовать элементы мистики, или герои и вовсе живут на другой планете или в параллельной вселенной. Но разгадка всё равно должна выстраиваться правилами железной логики.

Серия детективов Надежды Поповой об инквизиторе Курте Гессе

Психологический детектив

Это направление стоит выбрать, если хотите сосредоточиться на преступнике и ходе его мыслей.

В шкуру волка прекрасно влез Майк Омер в книге «Внутри убийцы»

На курсе Band

«Острый сюжет»

вы сможете погрузиться в создание интригующей детективной истории. А наши редакторы подскажут вам, как усилить текст.

Основные составляющие хорошего детектива

Чтобы сочинить детектив, представьте, что это конструктор. Каждая деталь должна быть на своем месте и подходить к другим частям. Без чего не обойтись вашему детективу?

Преступление идеальное или не очень

Продумайте заранее детали вашего преступления. Сначала постарайтесь сочинить максимально безупречное преступление, и уже позже создайте ахиллесову пяту.

Для удобства сделайте отдельные карточки или таблицы с уликами и возможными вариантами их введения в сюжет.

Антагонист

Фигура преступника в детективной истории остается в тени, лишь по его следам, как по крошкам, делаются выводы о том, какой же он на самом деле.

Помните, что преступник неразрывно связан с собственным преступлением. Злодейство, которое совершил антагонист – это полное отражение его личности. Остерегайтесь в погоне за удивлением читателя разрушить связь преступника и преступления.

Подумайте, что любит ваш преступник. Да, он злодей, но где-то в нем должен быть намек на человечность. Может быть он любит свою собачку? Или покупает молоко соседской бабушке?

Если всю книгу преступления совершаются огромным мясницким топором, то преступником очевидно не может стать хрупкая блондинка из соседнего дома.

Сыщик или детектив – тот, кто ведет следствие

Вспомните своего самого любимого детектива. Кто это? Шерлок Холмс, Корморан Страйк, Эраст Фандорин? Объединяет их именно то, что они люди до мозга костей. Помните, сыщик – это не просто робот, который отгадывает любые задачи по щелчку. Чем больше он будет человеком со своими страстями и чувствами, тем сильнее за ним захочется следить.

Как правильно создавать сыщика? Кто вам нужен?

Есть несколько типовых портретов сыщика в детективном сюжете. У каждого типа есть исходный набор важных следствию качеств. Какие важны для вашей истории?

Новичок или любитель – слегка наивен, может делать ошибки по незнанию, но искренне и страстно рвется к раскрытию преступления. Про таких говорят «как слон в посудной лавке».

Все тот же Эраст Фандорин в первой книге «Азазель» всего лишь коллежский регистратор в московской полиции, он еще юн и неопытен. Отсюда много ошибок, но огромное рвение. (Борис Акунин)

Работники органов правопорядка – как правило, уже имеют опыт в раскрытии преступлений. Сыщик — часть системы власти, а это значит, что вы должны знать всё об устройстве этой системы. В этом ваш герой несвободен, и крайне важно об этом не забывать.

Что еще почитать по этой теме:

Так старший инспектор Гамаш имеет целую команду для раскрытия преступлений. Но его опыт порождает множество зависти и подковёрных интриг среди коллег. (Луиза Пенни)

Адвокат – может бодаться с властью, может защитить невинно осужденного, но рискует довериться преступнику. Вынужден постоянно сверять внутренние часы: а того ли я защищаю? Он тот, за кого себя выдает?

Адвокат Морган Дейл постоянно сомневается, достоин ли клиент её защиты. Иногда ошибается, получив кулаком в лицо прямо в зале суда. (Мелинда Ли)

Частный детектив – свободен от начальства, своеволен, дерзок, ищет обходные пути решения.

Корморан Страйк в книгах Гэлбрейта ради дела частенько нарушает закон, несмотря на боли в ноге и протез. (Роберт Гэлбрейт)

Шпионы и разведчики – скрытные, многоликие, таинственные. Описывая такого персонажа, спрашивайте себя «А кто он такой на самом деле?».

Штирлиц даже себе не может признаться, что он шпион, иначе это выдаст его. (Юлиан Семенов)

Только вам решать, каким будет герой вашего романа. Главное, он должен интриговать вас самих. Ведь вы будете вместе не одну сотню часов.

Что еще важно учитывать, чтобы написать детективную историю

Шерлок Холмс и доктор Ватсон, Анна Солари и Леон Аграновский, Корморан Страйк и Робин Эллакот. Градус драматизма и правдоподобия повышается, когда рядом с сыщиком есть верный помощник. Постарайтесь сразу решить и придумать, на какой ноте будут выстраиваться отношения сыщика с его напарником. Они друзья? Влюблены? Или до зубной боли ненавидят друг друга. Правильно соблюдайте баланс между сухой логикой и человеческими отношениями. Читатель любит загадки, но еще больше он любит страсти и перипетии взаимоотношений. У каждого должен быть свой собственный Ватсон.

Познакомьте читателя с ними сразу, в первых главах романа. Они как «дано» в условии задачи, никаких вбросов после оглашения всего списка возможных действующих лиц.

Четкое представление о том, в каком именно мире происходит история, не только увеличит интерес читателя, но и поможет глубже видеть возможные сюжетные ходы. Включите воображение. Особенное внимание уделите месту преступления. Пусть большая часть обстановки останется лишь в ваших черновиках. Но этот клей будет крепко держать историю.

Распишите для себя, от какого количества героев будет идти повествование? Что делает сейчас герой, которого нет в данной главе? Помните, если персонаж не появлялся в истории уже несколько глав, то он не стоял на паузе. Он продолжал жить, и вы, как демиург мира, точно должны знать, чем он поливал свои блинчики на завтрак.

Мозгодробительная интрига

Детектив — это всегда гигантская головоломка. Дайте пищу разуму читателя. Напишите такую интригу, чтобы он мучился в ночи без сна от вопросов. Кто? Как? Почему? Здесь можно и списывать. Подсматривайте идеи у жизни. Покопайтесь чуть глубже в Википедии, может даже стоит почитать старые криминальные хроники.

Сопереживание пострадавшему

Покажите читателю, как высоки были ставки и как много он потерял. Вам самому понятна боль жертвы?

Преступление должно быть логично связано с преступником. Для этого пропишите глубокую и интересную мотивацию преступнику.

Преступление задаёт сверхзадачу, идею (философский подтекст). О чем вы пишете детектив в глобальном смысле? О вере? О дружбе? Любви? Живут ли в мире ваших героев только подонки или же обычные люди.

Детективная клюква – как не надо делать!

Сыщик супермен. Читателю быстро наскучит всесильный и всемогущий главный герой. Помните, изъяны делают героя живым, настоящим, похожим на нас. И мы любим их (героев) именно за недостатки.

Появление чудесных улик без объяснений. В детективе нет места чуду. Логика, логика и еще раз логика.

Злодей слишком злодей. Он смеётся зловещим смехом и дьявольски вездесущ. Супергеройство и здесь не принесет ничего хорошего. Покажите читателю изъяны, слабости, может быть даже человечность?

Череда совпадений, которая двигает сюжет. У любых неожиданных улик или чудесных совпадений в финале должны быть очевидные причины. Избегайте deus ex machina.

Тыкать убийцей в нос или слишком заметать следы и усложнять. По сути своей, это две стороны одной медали, и от того, и от другого читатель заскучает и закроет книгу. Держите баланс.

Придумайте три варианта реалистичного преступления с предметами, указанными ниже.

Курица, спица, кусочек метеорита

Кто бы мог его расследовать? Каким было бы место преступления?

Написать хороший детектив не простая задача. Разделите её на мелкие кусочки и решайте по частям. А главное, ничего не бойтесь!

Мечтаете стать писателем?

Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов, Линор Горалик и других.

В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.

Детектив – это едва ли не самый популярный жанр книг «для легкого чтения», детективы писали как гении, определяющие свое время, так и писатели, от чьих произведений поседел не один редактор. Без элемента детективной истории не строится сюжет ни одной популярной киноленты, детективные сериалы идут десятилетиями, побеждая в востребованности сериалы «о вечном», о любви.

Почему нам так нравится детективные сюжеты? Ответ прост, хоть и лежит в глубинных пластах человеческой психики. Дело в том, что наибольшее воздействие на нас имеют два чувства – любопытство и страх. Быть любознательным и осторожным – это то, что необходимо животному, чтобы выжить в дикой природе. Любознательность и осторожность присущи и нам.

Более того, именно по той причине, что в современном человеке эти качества «прикрыты» цивилизованностью, приспособленностью к существованию в среде, где не нужно постоянно опасаться за свою жизнь, бесконечно исследовать окружающую действительность, всплывая в сознании во время чтения, эти чувства вызывают в нас такое приятное волнение. Кстати говоря, по той же причине люди любят и книги и фильмы ужасов, разница только в акцентах. На первом месте в «ужастиках» — страх, а в детективе – любопытство.

Для начинающего писателя наиболее быстрый способ привлечь читателя и обрести уверенность, что произведение дочитают, а не бросят на середине – это использовать именно сюжет детектива.

Сюжет для детектива придумать непросто, именно в этом и проблема устоявшихся жанров. Иногда кажется, что ничего нового придумать уже нельзя, можно только сменить имена героев и место. Однако именитые авторы детективов иногда применяют настолько нестандартные ходы, что это порождает новый жанровый канон.

Как написать самый «каноничный» детектив

Структуру детектива проще понять, ознакомившись со статьей не самого популярного и интригующего, но, видимо, самого вдумчивого автора детективов – Рональда Нокса.

Чтобы разработать идею для детективной истории, при этом оставаясь в рамках жанра, достаточно «подогнать» свой сюжет под «Десять заповедей детективистики», которые были написаны не без иронии, но, тем ни менее, все еще остаются описанием того самого классического детектива, с которым у нас само слово «детектив» ассоциируется.

Чтобы не пересказывать статью, которую, несомненно, стоило бы прочитать каждому начинающему писателю, чтобы уяснить для себя тонкую грань между следованием жанровым канонам и банальностью, бесконечным повторением уже написанного, коротко рассмотрим суть тезисов.

Первый тезис:

Убийца должен быть на виду, но читатель не должен знать хода его мыслей (поэтому часто им оказывается условный «дворецкий»);

Второй тезис:

Повествование должно быть реалистичным, то есть виновником трагических событий или преступления не может быть какая-то потусторонняя сила (но позже мы разберем жанровые модификации и решим, что таки может, а пока вернемся к канонам детективного жанра от Нокса);

Третий тезис:

Потайная дверь или тайник – это хорошо и детективно, но лучшие детективные сюжеты обходятся только одним таким «роялем в кустах», чтобы, опять-таки, соблюсти принцип реализма;

Четвертый тезис:

Нельзя использовать ранее неизвестные яды, какое-то неизвестное науке оружие, слишком сложные приспособления, которые нельзя просто и ясно объяснить читателю. А нельзя, потому что автор детектива в каком-то смысле играет с читателем в шахматы. У читателя тоже должен быть шанс на победу, поэтому просто нечестно выставлять новые фигуры на доску прямо во время игры;

Пятый тезис:

Нельзя использовать китайца. Этот пункт мы не будем объяснять, чтобы, в духе рассматриваемого в этой статье жанра, заинтриговать;

Шестой тезис:

Интуиция и удача запрещены (см. пункт 3);

Седьмой тезис:

Детектив не может быть преступником (см. пункт 3, но опять-таки, кто вам запретит?);

Восьмой тезис:

Улики – общие! В классическом детективе две расследующие стороны – это детектив-персонаж и читатель. Хороший главный герой обязательно опишет находку читающему, чтобы тот тоже смог подумать;

Девятый тезис:

У детектива есть глуповатый друг, но не очевидно глупый, а только чуть глупее среднего читателя;

Десятый тезис:

Никаких близнецов или двойников. Просто потому что этот банальный прием надоел всем еще во времена Рональда Нокса, а это почти век назад.

Выстроив структуру детектива согласно тезисам Рональда Нокса, вы получите классический, но лишенный банальностей и штампов сюжет для детективного романа. Примером детективной истории написанной по этим канонам может послужить серия историй самого Рональда Нокса про детектива Майлза Брэдона.

Теперь рассмотрим 11 видов детектива и примеры детективных историй, написанных в той или иной жанровой разновидности.

11 типов детективов

  1. Классика по Ноксу.
    Детектив, соответствующий всем запросам Нокса, то есть сохраняющий традиционные для детектива формы, но избавленный от клише, обозначим именно этим термином. На таких детективах нужно учиться писать в этом жанре – вряд ли выйдет что-то новаторское, но наверняка качественное.
  2. Каминный детектив.
    Примерно такая же классика, как и описанная Ноксом, но использование клише не так возбраняется. Дана ситуация преступления, дан круг подозреваемых лиц. При этом абсолютно точно, что преступление совершил кто-то из этих лиц – автор не хочет запутать читателя еще сильнее. Каминные детективы, то есть предназначенные для приятного чтения, не обременяющего ум, а скорее слегка щекочущего нервы, писали Гофман и Эдгар По. Мрачноватое «Убийство на улице Морг» — хороший пример каминного детектива.
  3. Усложненный детектив
    Схема примерно та же, что и в каминном детективе, но искать убийцу немного сложнее. Им оказывается кто-то совсем сторонний (да-да, именно то случай, когда убийца – дворецкий).
  4. Самоубийство
    Сыщик отчаянно ищет виновного, подозревая всех подряд. Читатель следует в своих умозаключениях вслед за главным героем или, возможно, подозревает кого-то другого, а факта убийства не было вовсе. Всем известное произведение Агаты Кристи «Десять негритят» написано в этом жанровом ответвлении.
  5. Убийцы — все
    Еще один особенный вид детектива, созданный Агатой Кристи. В «Убийстве в Восточном экспрессе» она отказалась от идеи, что убийца – это единственный виновный среди невиновных. Преступники – это все, кроме детектива. Даже жертва является преступником, хоть и не является виновником конкретно своей смерти.
  6. Фиктивная смерть
    Набоков в «Подлинной жизни Себастьяна Найта» решил, что чтобы можно было расследовать убийство, не обязательно его кто-то должен совершить. Достаточно дезинформации.
  7. Убил сыщик
    И опять это замечательное противостояние догм Нокса и новаторства Агаты Кристи. В «Мышеловке» королева детектива совершила убийство именно руками сыщика.
  8. Убил автор
    «Убийство Роджера Экройда» той же Агаты Кристи (возможно, она принципиально ломала каждый детективный канон, и в каком-нибудь из ее произведений обязательно есть китаец) похоже по форме на вариант «убил сыщик». Отличается этот вид детектива тем, что убийца-рассказчик позволяет читателю изначально следить за ходом своих мыслей. Автор-убийца – это прием, придающий произведению психологическую глубину. Именно поэтому к нему обращались и русские классики (Достоевский, Чехов).
  9. Элемент мистики
    Сложный вид детектива, потому что его очень сложно отграничить от детективной фантастики или, иногда, от ужасов. За какую-то границу, удерживающую такие произведения именно в жанре детектива, лучше всего взять принцип «чьими руками». Если при воздействии чего-то мистического убийство совершает человек, то это детектив с элементами мистического (А. Синявский «Любимов», Стивен Кинг «11/22/63» ), а если убийство совершает потусторонняя сила без участия человека, то это уже другой жанр.
  10. Убийца — Вы
    Кобо Абэ в романе «Призраки среди нас» взял такую идею для детектива – надо доказать читателю, что убийство совершил именно он. Взгляд сыщика из книжной реальности в реальность читающего – это очень оригинальный и мощный прием, который смог бы реализовать только настоящий мастер писательского дела.
  11. «Преступление и наказание»
    Знаменитый российский филолог Дмитрий Быков выделяет еще одну категорию детектива – это детектив Достоевского. Действительно, элементы детектива есть во многих его произведениях («Подросток», «Бесы»), но Быков выделил в отдельную категорию роман «Преступление и наказание». Сделал он это, потому что в данном произведении детектив – это не элемент сюжета. «Преступление и наказание» — это и есть практически каноническая детективная история с убийством и расследованием, но со смещенным акцентом. Детектив глазами преступника – это еще одна тонкая грань между жанрами, между детективным романом и романом психологическим.

Таким образом, выбирая в какой же жанровой разновидности детектива лучше всего написать свое произведение, нужно ориентироваться на классические образцы (период ученичества в любом деле – это всегда период подражания классике). А опыт и творческое мышление покажут со временем, как же именно вам сместить акценты в повествовании, чтобы создать свой собственный вид детектива.

Наши авторы тоже пишет в жанре: Детектив (другое), Детектив иронический, Детектив классический, Детектив полицейский, Детская фантастика, Детские детективы.

  • Глава 04. Целеполагание.28.02.2023

    «Почему же он такой хороший?» — только один вопрос возникал в ее голове, когда этот парень иногда заскакивал за своим утренним кофе. Каким-то неведомым образом…

  • Глава 9. Еще один враг

    Автор: Дарина Чуткова

    25.02.2023

    —  Тебе было больно умирать? – вдруг ни с того, ни с сего спросила Элис, осторожно проводя пальцами по шее парня в том месте, где…

  • Неудачное утро. Глава первая.

    Автор: E.R

    12.02.2023

    Утро у Сергея Ивановича не задалось, он шел по улице не торопясь, и размышлял какие проказни его ждут от учеников  Не заметно для него, под…

  • Неудачное утро. Предыстория.

    Автор: E.R

    12.02.2023

    Раздражающий будильник звенит уже на протяжении пяти минут, никто не выключает, наверное, дома никого нет  Наконец, морщинистая рука нажала на долгожданную кнопку. Мужчина встал с…

  • Я

    Автор: tapok Tapkovich

    02.02.2023

    Понедельник 16 сентября. Уже прошел час с того момента как я проснулся, В голове все еще крутится этот странный сон. Вы наверное спросит о чем…

                                    
                                          


Многие из нас задумывались, как же написать хороший детектив? Чтобы не было затянуто или сразу понятно, кто всё-таки преступник.

Для начала набросайте такой план сюжета, ответив на вопросы:

1. Что произошло?
2. Где произошло?
4. Когда произошло?
5. Кто это сделал?
6. По каким причинам?
7. Кто расследует?
8. Почему именно он/она?
9. Как будет проходить расследование?

Теперь разберём этот план.

Что произошло

Всегда сначала надо придумать, какое преступление совершено. Читателям не нравятся предельно ясные и простые происшествия, например, кто-то ночью проник в дом и украл деньги. Нет. Это просто и ясно. Интереснее, когда есть странность, сложность и запутанность. Даже если у вас простая кража, попробуйте придумать что-то интересное и сложное. Например, деньги пропали из кейса, куда их положили минуту назад, а кейс никто не трогал. Это будет сложно, запутано, а значит интересно.

По поводу выбора преступления, постарайтесь взять что-нибудь необычное. Больше всего читателям нравятся убийства, но кражи тоже будут интересны. Не берите ограбления. Это слишком просто. Не берите ситуации, где потерпевший мог видеть преступника. Это только облегчит работу детектива.

Где и когда произошло

Всегда важно продумывать даже самые мельчайшие детали. Важно придумать, где произошло преступление. Для этого решите, в какой стране происходит действие и в каком городе. Лучше всего перед написанием изучите разные места города, названия улиц, чтобы не ошибиться.
Каждому сюжету нужно специальное место. Это всегда зависит от того, что произошло и кто жертва. Например, если у вас происходит убийство какого-нибудь механика, это должно быть или в его доме, месте работы и т. д.

Время для сюжетов тоже надо выбирать подходящее. Самое простое — ночь. Ночью может произойти что угодно: и кража, и убийство, и похищение. Но это слишком обычно, лучше выбирать такие моменты, когда никто этого не ждёт. Так и читателю интереснее, и вашему герою сложнее.

Кто это сделал

Конечно, надо придумать преступника. Это один из самых сложных героев детектива, но тут у вас есть полная свобода фантазии. Это может быть любой человек: от простого фермера до босса мафии.
Ещё можно придумать преступную группировку. Это может быть какая-нибудь местная мафия или шайка разбойников.

Like this post? Please share to your friends:
  • Как написать детектив сюжет
  • Как написать детектив схема
  • Как написать десять тысяч пятьдесят цифрами
  • Как написать десятичную дробь на компьютере
  • Как написать десятидневный срок