Что такое квесты в реальности, многие знают — они стали уже почти повсеместным явлением. Найти разгадку за один час, пользуясь подсказками, — развлечение для тех, кто уверен в своих умственных способностях и жаждет сильных ощущений. Но форма квеста как нельзя лучше подходит и для разрешения детективных загадок. Одной из первых такое решение воплотила Влада Юрьева — восемь ее романов составят серию «Детектив-квест». Влада — автор и переводчик, которая своим появлением в отечественной литературе разрушила сразу ряд стереотипов. Какие? Об этом и пойдет речь в интервью.
По устоявшемуся мнению, автор детективов — не просто писатель, но и человек, умудренный опытом и просто обязанный знать многое в самых разных сферах человеческой жизни. Иначе у него просто не получится правдоподобно описать происходящее. Откуда ваши глубокие знания в сфере психологии и в самых разных других областях, с которыми сталкиваются ваши герои по ходу развития действия?
Убеленный сединами автор детективов, который на исходе жизни торжественно берется за книгу, — это популярный стереотип. Нетрудно догадаться, откуда он пришел. Когда мы читаем биографии классиков жанра, с фотографии на нас чаще всего смотрит немолодой человек. Агата Кристи, которую чуть ли не каждый второй представляет бойкой старушкой. Солидный сэр Артур Конан Дойл. Их книги любят до сих пор — и сравнивают, сознательно или подсознательно, других авторов с ними. Но немногие помнят (или знают), что Конан Дойлу в момент, когда вышла первая повесть о Холмсе, не было и тридцати. Агата Кристи начала публиковаться в тридцать. «Убийство на улице Морг», сегодня считающееся первым детективным рассказом, увидело свет, когда Эдгару По было тридцать два года.
Поэтому во главу угла я бы поставила знание человеческой природы, а не личный опыт или возраст. Детектив — это всегда история о людях. Есть жанры, в которых правят бал обстоятельства, мир, события, мистика. Но детектив построен на понимании того, что, как и почему делает человек. Так что каждая книга требует огромного объема знаний. Как правило, когда сюжет в общих чертах готов, и я точно знаю, что мне нужно, я начинаю сбор материала.
Мне повезло со временем: XXI век дает преимущества, о которых раньше приходилось только мечтать. Я говорю не только о справках из Википедии — этого для достоверности не хватит. Современные технологии дают инструменты, к которым мы так привыкли, что перестали их ценить.
В Интернете можно найти сотни энциклопедий, использовать виртуальные карты и онлайн-камеры. Всего пара кликов — и ты видишь, что происходит на другой стороне планеты. Можно часами просматривать архивы, где собраны отчеты о преступлениях прошлого столетия: не только громких и скандальных, а всех, вплоть до кражи конфеты из магазина в Оклахоме. Раньше существовал единый ресурс, где были собраны такие документы. Сейчас он, к сожалению, удален, но его менее удобных «близнецов» в сети хватает. Ошибка многих авторов в том, что они мусолят одни и те же преступления по сотне раз, используют одни и те же схемы. Изучая архивные дела, можно узнать многое о криминальном мышлении, уликах, нетривиальных способах расследования и воле случая. Еще один ценнейший источник информации — документальные фильмы. Американские, канадские, австралийские — они отличаются от того, что видит русскоязычный зритель, и позволяют лучше понять картину преступления, в деталях узнать ту сферу жизни, которую ты собираешься описывать. Например, когда мне понадобилось построить сюжет вокруг психиатрической лечебницы, я нашла серию британских фильмов, которые включали анонимные интервью с пациентами. Это те знания, которые нельзя придумать: психически здоровый человек не сможет мыслить как сумасшедший, даже если очень захочет. Но можно потратить время, чтобы изучить тему, сделать шаг за рамки дилетантского «я художник, я так вижу».
И конечно, за всем этим торжеством технологий не стоит забывать о реальном общении. Я рада, что в свое время выбрала профессию, которая позволила мне познакомиться с очень разными людьми. Жизнь на каждом шагу убеждает, что простых людей не бывает. Нужно научиться наблюдать, не ограничивать себя стереотипами, и тогда вдохновение для работы можно найти чуть ли не в первом встречном.
Что побудило вас стать переводчиком, и как сейчас сочетаются для вас эта работа и литературное творчество?
Для меня это было осознанное решение: я знала, что эта работа мне интересна и что я с ней справлюсь. В старших классах, когда начинают всерьез задумываться о будущем, меня рекомендовали для участия в международном образовательном проекте. Школьникам, у которых «заподозрили» лингвистические способности, позволяли поработать переводчиками для иностранцев, ни слова не знающих по-русски. До сих пор помню то странное сочетание ужаса от свалившейся на меня ответственности и четкого понимания, что я на своем месте.
Стоит отметить, что тогда я уже пробовала писать. Конечно, редкий подросток не тянет руку к перу. Но мне и в голову не приходило, что это может стать профессией. Поэтому Литинститут не рассматривался как вариант, я поступила на международные отношения и ничуть об этом не жалею. Именно дипломатическое образование очень многое дало мне и моим книгам.
Во-первых, такое образование — это серьезные знания. Будущие переводчики и дипломаты изучали все: традиции разных стран, мировые религии, историю, литературу, этикет, психологию. Из нас делали не живые машины для перевода с одного языка на другой, а людей, которые, поддерживая беседу с иностранцем, не устроят при этом международный скандал. Умение тонко чувствовать и понимать собеседника было таким же тестом на профпригодность, как знание языков.
Во-вторых, переводчиков учат быть гибкими и держать удар. На младших курсах некоторые преподаватели намеренно устраивали нам чуть ли не травлю, намекая, что в работе будет только хуже. Одни новички уходили, другие оставались. Я считала эту «шокотерапию» несправедливой до того момента, когда мне уже во время работы однажды без объяснений дали в руки микрофон и, подтолкнув в спину, отправили переводить для целого стадиона.
В-третьих, эта профессия развивает память, что в эпоху цифровых технологий немаловажно. Во время работы над книгой я помню все собранные материалы наизусть. Это помогает не путаться и представлять мир, который я описываю.
Когда я начала работать, обнаружился еще один «бонус» профессии: возможность хорошо узнать разных людей. Кто, кроме переводчика, получает в собеседники стольких людей разных профессий? Пожалуй, только журналист. Но перед журналистом люди обычно стараются показать себя в лучшем свете, а переводчик становится «невидимкой» сразу же после знакомства. Собеседники, как правило, сосредоточены друг на друге. О переводчике, стоящем рядом, они просто забывают и ведут себя естественно, а сам переводчик при этом получает лучшее место в «зрительном зале» многих событий.
Сейчас я работаю по свободному графику. Именно это позволяет и не отказываться от переводов, и писать книги.
Ваши персонажи вне зависимости от их характеров и взглядов на жизнь обладают той или иной долей юмора. А вам чувство юмора помогало преодолевать сложные жизненные ситуации? Могли бы вы привести пример?
Чувство юмора есть у любого человека, разница лишь в том, что кажется ему смешным. Поэтому и у моих персонажей оно есть — это делает их «живыми».
Чувство юмора — это бесценный механизм выживания, не меньше. Это не просто шутки, анекдоты и умение в подходящий момент заговорить забавным голосом. Это некий внутренний ресурс, который подпитывает само желание жить. Я давно придерживаюсь этой теории, а она подтверждается снова и снова.
В издательстве «Эксмо» выходит серия сборников реальных историй из жизни писателей. У историй, которые я рассказываю там, объективно есть грустные, а иногда даже страшные стороны. Но рассказы все равно получаются смешными, потому что я верю: если все закончилось хорошо, не нужно хранить в душе недобрую память. Пускай останутся только забавные моменты, именно такой реальностью я хочу делиться с миром.
Нет какой-то особенной ситуации, в которой шутка-прибаутка спасла бы мне жизнь. Но у меня, как и у многих других, были сложные моменты, когда казалось, что все вокруг разлетается вдребезги. Хотелось сдаться, поднять белый флаг и не делать больше ничего. Совсем. Но каждый раз приходилось напоминать себе: «Итак, мы с тобой на дне, и здесь по-прежнему нет ничего интересного. Давай-ка поднимемся на этаж выше и посмотрим, что жизнь обустроила там».
Вы хорошо знаете англоязычную литературу и английские детективные сериалы. В чем, на ваш взгляд, основное отличие западного детектива — и в литературе, и в кино — от русскоязычных книг и сериалов этого жанра? Играет ли в этом какую-то роль отношение публики к детективу как к «несерьезному» жанру?
Отличий очень много, но если выделять одно, да еще и общее для телевидения и литературы, я бы назвала открытость экспериментам. В англоязычных странах бал правят рейтинги. Но шанс предстать перед зрителями и критиками и получить те самые рейтинги дают чуть ли не каждому. У нас же долгие годы с телевидения в книги и обратно кочевала стайка проверенных и одобренных сюжетов и шаблонных персонажей. Хорошие до радужного сияния следователи или, наоборот, продажные менты. Насквозь гнилые бандиты или не понятые миром Робин Гуды. Шаг влево, шаг вправо — уже опасно, вдруг зритель с читателем не поймут? Поэтому на нашем телевидении сложно представить такие сериалы, как «Фарго», «Во все тяжкие» и даже «Настоящий детектив».
Нужно учитывать и очень важную культурную особенность. В Америке зритель ТВ и тот, кто скачивает сериал в интернете, — это чаще всего один и тот же человек, и скачивает он все за деньги. Альтернатива в виде иностранных фильмов и литературы там существует, но в иных пропорциях. Они любят и ценят свой отечественный продукт. Нами же владеет стереотип «наши ничего не напишут/не придумают/не снимут». Так что во многом развитие тормозят неспособность зрителя и читателя поверить своим, страх обжечься, получить очередную жалкую подделку того, что они уже где-то видели или читали. И тем не менее даже при таком сопротивлении рынок меняется. Медленно, со скрипом, эта избушка на курьих ножках поворачивается куда нужно. Появляются сериалы с хорошим бюджетом (а не те, где для муляжа трупа используют скелет из школьного кабинета биологии). Выходят на рынок новые авторы. Создаются оригинальные обложки для книг, способные выдерживать конкуренцию на международном уровне, и это тоже очень важно.
Причем двигатель этих перемен — не издательства и телепродюсеры. Они могут предложить новый продукт на свой страх и риск. Но именно вы, читатели и телезрители, определяете, что останется и есть ли вообще место для новинок. Голосование ЗА идет очень просто: читатель покупает бумажную книгу, а не скачивает пиратскую версию. Телезритель смотрит сериал по телевизору, а не на пиратском ресурсе. Именно такие читатели и зрители определяют будущее индустрии развлечений.
Что же до поливания грязью детектива как жанра, оно идет в основном от тех, кто судит по принципу «я читал книгу Х — что за бред эти ваши детективы». Однако детектив в чистом виде — это не схема «убийца-дворецкий» в разных вариациях. Если вернуться к истоку жанра, нельзя не заметить, что первые детективные истории во главу угла ставили аналитические способности главного героя. Эдгар По, о котором я уже говорила, еще не знал, что становится прародителем жанра. Он писал рассказы, в которых интеллекту уделялось столько же внимания, сколько другие авторы уделяли эмоциям.
Человеческий ум — это такая же бесконечная загадка, как душа. Поэтому детектив (настоящий детектив, а не все, что приписывают этому жанру) — это головоломка. Преступления может и не быть, но есть ряд обстоятельств, которые нужно собрать в единую мозаику. Детектив, в котором без каких-либо улик или вопреки им вдруг появляется «бог из машины», уверенно можно назвать плохим.
Так что сердце жанра — это головоломка. Может ли такой жанр быть «несерьезным»? Вряд ли. В эпоху, когда нас окружают простейшие развлечения, любая игра, заставляющая думать, уже заслуживает внимания. Работа ума, факты, дедукция — это основа. А дальше каждый автор сам выбирает, какой дом строить на этом фундаменте. Кто-то предпочитает исторические декорации, кто-то — рецепты и анекдоты, кто-то — фантастические элементы. Результат может нравиться или не нравиться, но по нему ни в коем случае нельзя судить обо всем жанре.
Вы как автор всегда знаете, что будут делать в той или иной ситуации ваши герои? Или у вас обычно получаются характеры, способные на том или ином повороте сюжета выкинуть коленце, которое вы и не предвидели?
У каждого автора свой способ работы с персонажами. Для меня это не игрушки, не марионетки, которыми я буду развлекать читателя. Когда я придумываю историю, для меня важно не столько создать, сколько представить персонажа, познакомиться с ним, думать о нем как о настоящем человеке, а не картонной кукле. Персонаж — это отражение человека, он создан сотней маленьких деталей. Пол, возраст, внешность, образование, жизненный опыт, религия, любимые сериалы, семья, болезни, вера или неверие в гороскопы и так далее — именно это должно определять поступки персонажа, а не то, что писатель сел за работу без настроения. У слов и поступков героя есть своя логика: почему он сделал так, почему не мог иначе. Интеллигентная пожилая учительница не будет вести себя как шестнадцатилетний гопник, в каких бы жизненных обстоятельствах она ни оказалась. Поэтому я позволяю себе сесть за новую книгу, только когда я хорошо знаю ее героев.
Есть мнение, что авторы детективов склонны прогнозировать наиболее пессимистическое развитие событий, видеть везде скрытые тайны, секреты, темные стороны человеческой природы. Насколько верно такое мнение, как вам кажется? Что вы могли бы рассказать о себе в связи с этим — о ваших увлечениях, отношениях с друзьями, любимом времяпрепровождении?
Я лично знакома со многими авторами детективов, поэтому могу уверенно сказать: мы очень разные. Кто-то постоянно ищет всюду подвохи и тайные смыслы, но таких мало. Для большинства существует четкая грань между работой и остальной жизнью. Можно увидеть какую-нибудь интересную новость и записать ее на будущее, но всюду искать «загадки, интриги, расследования» осознанно — очень похоже на паранойю, согласитесь.
В моем случае работа просачивается в реальную жизнь, когда я придумываю сюжет, но еще не пишу его. Скучно? Самое время продумать сложную сцену или закончить работу над персонажем. Поэтому меня абсолютно не раздражают долгие поездки или очереди, я люблю ходить пешком — для меня это лучшие условия, чтобы продумать интригу. Можно пустить тело на «автопилоте», отгородиться от мира музыкой в плеере и думать, представлять, подбирать варианты. Мне повезло: мое рабочее место всегда со мной.
Но это не значит, что я круглые сутки или думаю о книгах, или пишу их. Мы не зря сегодня затронули тему стереотипного представления об авторе: солидный, угрюмый, опытный. От этого стереотипа я настолько далека, что мне доводилось сталкиваться с удивлением, иногда высказанным без малейшего смущения напрямую. Как же так, столь юная особа, да такая улыбчивая, да такая добродушная — и о таких серьезных вещах пишет. Не сочетается. Не может из этого ничего хорошего выйти.
Я не спорю и не пытаюсь соответствовать образу «автора сурового и загадочного». Я много шучу в общении (и в социальных сетях), потому что убеждена, что смех спасет мир. Я стараюсь как можно чаще заводить новые знакомства, потому что верю: «маленьких людей» не бывает. Бывают люди, которые просто пока не поняли, насколько они уникальны. Я считаю, что животные — это ключ к душе человека, и люблю проводить время с ними. И я верю, что секрет хороших книг кроется в эмпатии и открытости миру. Я с бесконечным уважением отношусь к авторам, которые добились успеха до меня и работают сегодня. Но при этом я не вижу смысла повторять то, что уже было сделано, и сделано очень хорошо. Я создаю то, что близко, понятно и интересно мне — и, я верю, многим умным, образованным читателям.
пошаговая инструкция и полезные советы, которые помогут создать хороший детектив
Как написать детектив:
Как написать хороший детектив: инструкции и идеи
Как написать детектив, когда все самые изощренные загадки, уже, казалось бы, придуманы и разгаданы — модными авторами, голливудскими сценаристами, реальной криминальной хроникой? Эту тайну нам и предстоит раскрыть.
Главные элементы детектива
Криминальная история складывается из нескольких основных элементов:
-
Присутствует в книгах и других жанров, но только в детективах сюжет целиком завязан на не, а иногда — на нескольких интригах разом.
-
Профессионал из криминального отдела, случайный свидетель, продавщица из «Пятерочки», обожающая детективные сериалы… Протагонистом может быть кто угодно — главное, чтобы у него был повод начать расследование.
-
Одно или целая серия: однотипных, разноплановых, но главное — запоминающихся. Убийства, исчезновения, ограбления, похищения и прочие осквернения уголовного кодекса. Преступления могут казаться банальными, на первый взгляд, но вдруг оборачиваться чем-то большим. А могут сразу шокировать своей изощренностью.
-
Соседская бабушка с плохим алиби, безутешный жених, обнаруживший труп невесты первым, родственник, только что отмотавший срок за вооруженное ограбление… Чаще всего оказываются не при чем и сразу списываются со счетов. Хотя бывает всякое.
-
Больше, чем подозреваемый. Это личный враг, омрачающий существование главного героя. Причем конфликт между ними, скорее всего, случился еще давно. Антагонист может быть наделен любыми чертами характера и репутацией, но на момент преступления у него есть крепкое алиби, в которое герой упорно не верит.
Криминальный жанр определенно не стоял на месте со времен По и Чейза. Сегодня он подразделяется на такие виды:
-
Закрытый. Также известен как классический. Узкий круг персонажей, преступление совершается в ограниченных условиях или пространстве, следовательно подозреваются все.
Пример: Агата Кристи «10 негритят»
-
Исторический. Сюжет разворачивается в прошлом, известные исторические события и обстоятельства влияют на расследование прямо или косвенно.
Пример: Умберто Эко «Имя розы»
-
Психологический. Обстоятельства и последствия преступления настолько запутаны, что грозят свести с ума чуть ли не всех персонажей. Морок захватывает и самого читателя.
Пример: А. Дж. Финн «Женщина в окне»
-
Иронический. Может быть прямой сатирой, высмеивающей стереотипы жанра, а может — и вполне серьезной криминальной историей, просто написанной с обилием юмора.
Пример: Иоанна Хмелевская «Что сказал покойник»
-
Фантастический. Преступление совершается в мире будущего, вымышленной вселенной, на другой планете.
Пример: Станислав Лем «Расследование»
-
Полицейский. Сюжет фокусируется на работе профессиональных полицейских и их ежедневной рутине.
Пример: Александра Маринина «Настя Каменская» (серия книг)
-
Шпионский/конспирологический. Ведет по следу шпионов, разведчиков, «спящих агентов». Действие может происходить и в военное, и в мирное время.
Пример: Борис Акунин «Турецкий гамбит»
-
Политический. Убит президент, похищена британская герцогиня — каким бы ни было преступление, оно должно влиять на политику. Чаще всего мировую.
Пример: Фредерик Форсайт «День Шакала»
Персонажи и прочие жертвы
Персонажей можно и нужно делать неидеальными. Очаровашки и святоши редко вызывают интерес. Герой может наступать на одни и те же грабли и даже плясать на этих граблях; размышлять быстро или быть тугодумом; быть неисправимым крохобором — и все равно оставаться чем-то симпатичным. Разумеется, страницы детективов полны циничных подонков, женщин с сомнительной репутацией, двуличных стариков, жертв обстоятельств и других маргиналов.
Вернемся к жизненно важным для жанра персонажам и чуть расширим список. Нам потребуются:
-
Пострадавший. Мертвый или живой, находящийся в заложниках или невинно попавший за решетку. Пусть не главный герой, но один из центральных персонажей, ведь вокруг него крутится интрига книги.
-
Главный герой. Иногда «звезда» произведения. А иногда автор делает его «ненадежным рассказчиком», усиливая напряжение и сомнение в происходящем.
-
Преступник. Может быть как «мелкой» личностью, так и злым гением.
-
Ложный подозреваемый. Все указывает на него. Разумеется, он не при чем.
-
Персонажи второго плана. О них не стоит забывать, ведь второстепенные герои тоже вызывают читательский отклик.
Чтобы избежать плоских, картонных персонажей, прорабатывайте их по одному. Создавая нового героя, найдите ответы на несколько вопросов:
- Чем он выделяется из толпы?
- Как принимает решения, на что полагается?
- Готов ли идти на риск?
- Каковы его амбиции?
- Как он общается с другими людьми?
- Как его внутренние монологи отличаются от произнесенного вслух?
- Чем он увлекается в свободное время?
- Как он смотрит на мир, через призму каких убеждений?
Неважно, какой тип повествования вы выберете: классический линейный или запутанный, обманчиво-хаотичный. В любом случае вам понадобятся план и внутренняя структура.
Прежде чем оформлять первый черновик, составьте план. Мысленно разбейте свою историю на три акта:
-
Первый акт: суть преступления/тайны, знакомство с главным героем и второстепенными персонажами, появление первых подозреваемых и первых трудностей в расследовании. Сюда же можно ввести вторую линию сюжета (чаще всего, детали личной жизни протагониста).
-
Второй акт: новые детали расследования, снятие некоторых подозрений, усугубление ситуации. Вторую сюжетную линию можно развивать дальше.
-
Третий акт: доказательство невиновности подозреваемых в основном преступлении (это не значит, что они без греха, о чем также стоит написать), ложный финал, новый ход со стороны настоящего преступника, настоящее завершение расследования. Вторую линию тоже следует подвести к логическому итогу.
Разумеется, по ходу проработки сюжета вы сможете менять детали по своему желанию. Или даже следовать собственному новаторскому подходу. Подобный план все равно послужит хорошей отправной точкой.
-
Не забывайте про время и место действия. Эпоха, страна, менталитет и прочие детали сеттинга должны оказывать специфическое влияние на преступление и расследование. В богемном европейском пригороде, румынской деревеньке или вымышленной галактике события воспринимаются по-своему.
Еще один совет: посвятите главной тайне отдельный черновик. Составьте несколько её версий: с точки зрения преступника, жертвы, главного героя, второстепенных персонажей.
Лучший источник идей — реальная жизнь. За основу сюжета вполне можно взять настоящее нераскрытое преступление и представить «а что, если…».
Автору хорошей криминальной истории не обойтись без знаний, подкрепленных грамотными исследованиями. Перед тем как написать детектив, ознакомьтесь со спецификой профессий, местностей, эпох — всего, что вы хотите упомянуть.
Изучите литературу и документальные фильмы по судебной психиатрии, криминалистике, юриспруденции — любой нужной для сюжета области. Малейшая неточность может оттолкнуть читателей-знатоков. Даже если вы уже неплохо разбираетесь в теме, подготовка не повредит.
Одно правило детективного жанра не менялось никогда: главный герой должен быть ярким. Не обязательно гением с синдромом Аспергера, но и не бледной молью. Второстепенные действующие лица тоже не должны быть картонными, пусть им и нельзя затмевать центрального героя.
Постройте героя из трех главных компонентов:
-
Физика. Внешние данные, национальность, здоровье и т. п.
-
Социология. Социальное положение героя, общественная позиция, политические и религиозные взгляды.
-
Психология. Степень общительности, чувство юмора, воображение, психологические травмы, фобии, предубеждения, фантазии.
Главный герой детектива должен работать не просто в полную силу, а на пределе личных возможностей, раз уж он стал нашей надеждой и опорой в этой истории. Но не превращайте его в супермена: позволяйте ошибаться и набивать шишки. Например, если в драке один человек в легкую справится с десятью противниками, это вызовет ухмылку.
Следите, чтобы в ваш детектив не пробрались распространенные ошибки. Не забывайте:
- Любовная линия не порок, но перебарщивать с ней не стоит.
- Не раскрывайте интригу с помощью потусторонних сил. Пусть даже ваша книга относится к мистическому поджанру, «оттуда» могут приходить намеки, но никак не прямые ответы.
- Лучше, если преступников будет не больше двух. Зловещий культ или мафиозный синдикат могут присутствовать в сюжете, но не отвечать целиком за главную тайну.
- Мотивация преступника должна быть личной. В отличие, кстати, от мотивации протагониста. Не всегда он занимается расследованием по личному желанию — по крайней мере, сначала.
- Чистосердечное признание украсило только «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. Но его не отнесешь к детективному жанру.
Как написать детектив, который захочется прочесть до конца, — избегать штампов и клише.
Ходы, которые лучше исключить, чтобы никого не разочаровать:
-
«Убийца-дворецкий» — завистливый или мстительный наемный работник жертвы.
-
Главный герой — полицейский, которого отстраняет от дела придирчивое начальство. Или же главный герой — частный детектив, у которого давняя и стереотипная вражда с полицией.
-
Герою позвонили или написали, чтобы сообщить нечто важное при личной встрече, до которой информатор внезапно не доживает.
-
Проникновение на объект через систему вентиляции, замки, открываемые шпилькой, погони и перестрелки со взрывами, хакеры, взламывающие систему с полпинка.
-
Нелюбимый спутник жизни. Например, жена полицейского, то и дело причитающая: «У тебя совсем нет на меня времени!».
Исследователи детективного жанра иногда называют его еще одним видом спортивной игры. Писатель придумывает интересный ход, привлекает читателя… Звучит свисток рефери, и игра начинается. Но даже такие игры со временем трансформируются, требования к ним меняются, а ловкий игрок всегда сможет заставить их работать на себя. Помните об этом, если хотите создать гениальный детектив.
Была ли данная статья полезна для Вас?
Как сделать свою детективную игру
Автор:
Roger Morrison
Дата создания:
1 Сентябрь 2021
Дата обновления:
1 Март 2023
Содержание
- Шаг 1
- Шаг 2
- Шаг 3
- Шаг 4
- Шаг 5
- Шаг 6
Планирование вечеринки, которая вращается вокруг раскрытия преступления, может быть очень увлекательным занятием, но на это уходит много времени. Если вы никогда раньше не планировали детективную игру, поищите ее в магазинах и создайте свою по общим правилам. Навыки в области написания художественной литературы помогут при настройке игры, так как создание тайны похоже на написание рассказа.
Шаг 1
Решите, сколько гостей будет участвовать в игре. Для каждого из них вам понадобится персонаж. Составьте список персонажей с описанием их личностей. Это понадобится игрокам, чтобы разыграть свои роли.
Шаг 2
Напишите основную историю факта. Создайте текст, как любой выдуманный рассказ. Выберите роль каждого из персонажей. Составьте текст от третьего лица, думая о том, что знает каждый персонаж и что им движет. Как ведущий, только вы и гость, представляющий убийцу, будете знать, кто совершил преступление.
Шаг 3
Разделите рассказ на действия, обычно три. Каждый персонаж должен сыграть свою роль в каждом из них. Убедитесь, что вы создали рассказ, который займет гостей. Помимо знания личности убийцы, хорошо узнайте действия каждого персонажа. Эти действия должны вызвать подозрения в отношении других персонажей, кроме убийцы.
Шаг 4
Соберите лист подсказок для каждого персонажа. Он должен содержать ваше описание, причину, что он делал во время убийства или что он был свидетелем в каждом действии. Некоторые подсказки должны быть созданы для того, чтобы определенные персонажи могли общаться в определенные моменты игры. На листе улик убийцы вы опишите подробности преступления, чтобы он знал, что он сделал. Кроме того, добавьте инструкции для него, чтобы он лгал о ваших потенциальных клиентах и создавал правдоподобную информацию, чтобы избавиться от подозрений.
Шаг 5
Напишите введение в игру. Здесь вы установите климат и опишите сценарий. Расскажите о месте преступления, показывая единственного персонажа, которого никто не будет представлять: мертвых. В этом типе введения у вас будут все необходимые письменные части. В свою очередь, вы можете написать короткий сценарий и выступить перед гостями, чтобы они могли начать игру. После начала игроки будут импровизировать свои роли, используя то, что указано в их подсказках. Убедитесь, что ваши гости знают, что только убийца может лгать о ваших уликах.
Шаг 6
Пригласите своих друзей поиграть. Обычно за ужином играют в детективную игру, где между актами подают блюда. Например, вы можете сделать первое действие, а затем подать закуски. Сыграйте второй акт и подавайте основное блюдо. После третьего подайте десерт и, когда все будут довольны, попытайтесь выяснить, кто убийца.
Как сделать детективный квест для детей дома
Ваши дети любят разгадывать загадки, отыскивать потайные места, применять смекалку и просто веселиться? Тогда детективный квест – как раз то, что нужно!
Наверняка каждый ребёнок хоть раз да мечтал очутиться в роли знаменитого сыщика – Шерлока Холмса, Эраста Фандорина или Нэнси Дрю, например. Детективный квест по нашему примеру даст вашим детям такую классную возможность. В этой статье мы расскажем, как быстро и довольно просто организовать для детей подобное развлечение прямо у вас дома, превратив его в место преступления. Мы дадим вам подробную инструкцию квеста, в который входит много интереснейших заданий на логику, сравнение, поиск и находчивость. Детям предстоит вычислить преступника – похитителя ценного предмета, а в конце обнаружить саму пропажу и сладкий сюрприз.
Если нет времени продумывать квест самостоятельно, предлагаем вам приобрести наш готовый сценарий детективного квеста. Дети могут принять участие в раскрытии «Дела о похищенном торте» или отыскать пропавшую «Картину Шмикассо». Минимум подготовки и максимум веселья вам обеспечены. А если хочется сделать всё своими руками и пофантазировать на полную катушку, то вперёд, читать статью!
Для кого этот квест
По уровню сложности задания этого квеста подойдут для ребят 7-10 лет. Удобно то, что сложность можно регулировать. Ориентируйтесь на возраст своих детей и упрощайте или усложняйте задания в зависимости от него. Какие-то задания можно вообще исключить, квест от этого хуже не станет. Суть квеста заключается вот в чём: дети по цепочке находят карточки и выполняют задания на них. Ответ на задание каждой карточки указывает, где расположен следующий тайник.
Что нужно учесть при подготовке квеста
- Пусть компания детей будет не слишком большая. В противном случае они начнут толкаться и ссориться, ведь всем захочется принять активное участие и проявить себя. Читать и выполнять задания более узким кругом гораздо удобнее.
- Обязательно подготовьте помещения, в которых дети будут играть. Уберите все лишнее, хрупкое и дорогое сердцу, чтобы дети это не сломали и не разбили. Обозначьте зону поиска и скажите, что прочёсывать пол и потолок, а также разламывать розетки или отдирать плинтуса ни в коем случае не нужно.
- Начните с того, что познакомите детей с профессией сыщика. Спросите у них, каких известных детективов из книг или фильмов они знают, и что вообще включает в себя это занятие. Можно подготовить небольшую презентацию на компьютере или распечатать фото и картинки из интернета. В процессе квеста дети научатся сканировать фотороботы, собирать улики и работать со свидетелями, изучать отпечатки пальцев и еще много всего интересного!
- Если какое-то задание кажется вам слишком сложным для подготовки, упростите его! Например, нарисуйте от руки, если не можете распечатать.
- Чтобы не запутаться с очерёдностью и расположением подсказок, сделайте для себя листок самоконтроля. Запишите туда все подсказки и места, где будете их прятать, в нужном порядке.
Пропажа
В нашем случае куда-то запропастилась «старинная бабушкина брошь с бриллиантами». Вы можете выбирать из нескольких вариантов: «древний папирус, исчезнувший из музея», «дедушкина записная книжка со стихами», «ценная гравюра, пропавшая из музея средневекового искусства» и т.д.! Наверняка у вас в шкатулке найдётся «фамильное украшение», а на полке – какой-нибудь важный объект, будь то картина, фарфоровая чашка, красивый флакон или часы.
Проводник
Дети будут действовать не одни. Наш сыщик Аркадий Мимозырин провёл предварительное расследование и собрал данные, а затем оставил юным детективам письмо с объяснениями дела. В этом приветственном письме есть фотография пропажи, а также QR-код. Отсканировав его, дети посмотрят «видео с камеры наблюдения», в котором преступник крадёт брошь. Снять такое видео нам помогал наш сообщник, надев чёрный чулок на голову. Надеемся, и у вас найдётся помощник, готовый на такую авантюру! Когда видео снято, загрузите его на диск, а затем сделайте ссылку на него с помощью генератора QR-кодов.
1 задание
Посмотрев видео с камеры, дети должны отправиться обыскивать тумбочку. Именно об этом попросил их наш сыщик в письме. А в тумбочке они найдут первую подсказку – «Найдите в спальне 10 «жучков». Если дети не знают, что такое жучки, расскажите им про эти подслушивающие устройства.
Для «жучков» подойдут пуговки, монетки, кусочки пластилина, ну а мы взяли камушки марблс. И наклеили на них сзади бумажки с буквами и их номерами в слове. Слов у нас получилось целых два – «след обуви», поэтому и «жучков» 10.
2 задание
Куда ведут следы? Конечно, в коридор! Распечатайте разные отпечатки следов и вырежьте их. Пусть все следы, кроме двух, будут разные. На задней стороне каждого напишите разные слоги, парные следы составят слово «посуда».
3 задание
Путь привёл юных сыщиков на кухню. Исследовав её, они найдут в кастрюле картинку комнаты, на которой мы оставили… отпечатки пальцев. Картинку можно найти в интернете по запросу «раскраска комната», а отпечатки пальцев оставить с помощью штемпельной подушечки (продаётся в канцтоварах и стоит недорого). Можно также поэкспериментировать с краской или распечатать отпечатки из интернета, вырезать и наклеить их на картинку комнаты.
Самый большой отпечаток (образец которого Аркадий Мимозырин указал в углу) мы оставили на горшке с цветами. Он и принадлежит преступнику. А остальные отпечатки мы сделали меньше и бледнее, разбросав их по комнате.
4 задание
В горшке с растением дети найдут карточку с фотороботами разных личностей. Мы нашли эти рисунки в интернете, а затем придумали им имена и фамилии, а также отличительные признаки. Еще на карточке указаны улики, обнаруженные на месте преступления, и показания, полученные от свидетелей.
Методом исключения дети должны отметать неподходящих подозреваемым, чтобы в конце остался только один. Его (или её) особая примета или место, где преступник часто бывает замечен, подскажут, где искать дальше. Мы придумали такие приметы, по которым легко отсекать ненужные варианты, и вам советуем делать также. Например, на месте преступления обнаружены следы 39-41 размера, а про одного из подозреваемых сказано, что у него нога 48-го размера, и он очень громко топает.
Итак, мы выяснили, что Толик Лаборант, симпатичный молодой человек, — наш преступник. Из описания мы знаем, что он всегда носит с собой реагенты и хранит их в холоде.
5 задание
Холод — значит холодильник. Там дети найдут там реагенты и лимон. Работа детектива часто бывает связана с тайными шрифтами, колбочками, лупами, секретными посланиями и опытами. Предоставим детям возможность провести увлекательный опыт.
Вместе с лимоном и реагентами дети найдут в холодильнике микро-записку. Сделать такую очень просто: наберите на компьютере текст и сделайте его шрифтом 3-го размера. Чтобы прочитать такое послание, детям понадобится супер-лупа! Мы купили такую в книжном магазине.
Итак, как подготовиться к опыту:
- Нарежьте 4 кусочка фольги (или можно взять маленькие полиэтиленовые пакетики)
- Насыпьте в них 4 обычных пищевых красителя (например, для пасхальных яиц) – синий, красный, желтый и зеленый
- В пакетик с желтым красителем также насыпьте обычную пищевую соду. Когда дети выжмут туда лимон, она даст реакцию и желтый цвет.
- В остальные пакетики насыпьте порошки, которые такой реакции не дадут – дрожжи, сахарную пудру и крахмал.
Важное уточнение: мы выбрали желтый цвет, потому что у нас в доме не так много желтых предметов, и найти один из них будет просто. Вы же ориентируйтесь на свой интерьер.
6 задание
В желтой кружке дети найдут два маленьких листочка в клеточку. Один листочек заполните буквами (каждую клеточку), а на другом нарисуйте схему-стрелочку. Листочки нужно будет совместить и прочитать послание — слово «вытирайся». Значит, искать нужно где-то в полотенцах!
7 задание
Работать с невидимыми чернилами – важный навык любого сыщика! В полотенцах дети найдут бумажки, которые на первый взгляд совершенно чисты, и три цветных карандаша. Нужно будет заштриховать бумажки карандашами, и тогда проявятся секретные буквы.
Возьмите белую свечку для тортика или обычную хозяйственную и с её помощью напишите буквы на бумажках. У нас это «письмо». Потренируйтесь заранее, а еще берите яркие карандаши, чтобы упростить детям задачу.
Где найти письмо? Конечно, в почтовом ящике. Там дети обнаружат и пропажу, и подарок.
А еще мы сняли подробную видеоинструкцию по созданию детективного квеста, чтобы всё наглядно вам показать, смотрите ролик на нашем полезном Ютуб-канале.
Дети обязательно оценят ваши усилия и как следует повеселятся, решаю задачки в поисках преступника! Такие впечатления остаются с ними надолго. На нашем сайте много тематических статей про то, как делать квесты своими руками. А если у вас совсем нет времени, чтобы что-то придумать и устроить самому, мы придумали полностью готовые сценарии квестов на разные темы для любого возраста. Это карточки с интересными заданиями и головоломками, которые вы оплачиваете, получаете на почту, распечатываете и прячете дома по инструкции. Всё! Развлечение на час-полтора, готовый праздник и отличный способ необычно вручить подарок ребенку готов! Полный каталог квестов с удобным фильтром для выбора — здесь.
Желаем вам ярких эмоций и классно проведённого времени с детьми!
Для тех, кто ищет идеи для дня рождения взрослого, у нас есть прекрасное предложение — домашний квест с расследованием.
Учитывая растущую популярность этого жанра, в сети появляется всё больше подобных развлечений. В этой подборке мы представим не общую информацию, а описание тех детективных квестов, которые есть в нашем каталоге.
Детективный ролевой квест — это игра, в которой участники инсценируют расследование преступления по заданному сюжету.
Каждый участник получит на руки описание своего персонажа с репликами и действиями, которые он будет выполнять на протяжении 3-4 игровых раундов.
В зависимости от особенностей квеста роли могут быть:
- более жесткими — все слова и действия строго прописаны,
- или более свободными — игроки отыгрывают роли, но доносят информацию своими словами и в произвольном порядке (при этом сохраняются рамки раунда и общий сюжет).
Некоторые сценарии детективных квестов предусматривают игру продолжительностью 1,5-2 часа. Но есть и варианты «попроще», их мы называем «квест-на-час».
Независимо от стиля, времени или сложности игры в финале участникам предлагается угадать виновника преступления. В наших детективных квестах всегда заложен определенный сюжет, который приведет к развязке.
Какой квест лучше выбрать?
Если вы решили отметить день рождения взрослого именно таким оригинальным способом, начните с подсчета гостей. Для ролевых квестов присутствие всех основных персонажей — обязательно.
Сделать детективный квест своими руками вполне возможно, хотя это намного более трудоемкая работа, чем, например, квест по поиску подарка. Именно поэтому мы приглашаем вас попробовать ролевые квесты по готовому сценарию.
Начать можно с более простых квестов, например:
- «Роковой ошибки» (ее можно распечатать и на черно-белом принтере),
- «Расследования в баре» (в которое можно сыграть вдвоем)
- или «Стоп! Снято!» (квеста для большой компании и любителей импровизации).
Используйте форму подбора квестов в боковой панели сайте (блок в нижней части страницы в мобильной версии) или пишите нам, если нужна консультация.