Как написать с ребенком стихотворение?
Занятия стихоплетством развивают мышление, воображение, память, учат излагать свои мысли грамотно, понятно и красиво. К тому же любой бабушке будет приятно получить на день рождения открытку, которая не только сделана руками любимого внука, но и содержит стихотворение им написанное специально для нее. Самостоятельно придуманное стихотворение к какому-нибудь празднику с гордостью можно прочитать в школе, а во взрослом возрасте умение рифмовать строчки пригодиться для тех же поздравлений, признаний в любви, оформления стенгазет и пр. Конечно, ставить перед собой цель вырастить из ребенка гениального поэта не нужно. Выдающиеся стихотворения может написать только одаренный человек, а порадовать окружающих хорошо подобранными рифмованными строчками может практически любой ребенок, если вы его этому захотите научить.
Инструкция
Сначала решаем, о чем мы пишем стихотворение. Чему оно будет учить, о чем рассказывать? Например, мой 10-летний сын Мирослав решил придумать веселую небылицу про листья.
Отвечаем на вопросы: кто будет в нем главными героями? От чьего лица будет идти рассказ?
В нашем случае главные герои были известны, это листья, а писать он решил не от лица листьев, а от лица автора — стороннего наблюдателя.
Придумываем примерный сюжет стихотворения. Мирослав придумал, что листья пошли в школу, люди висят на деревьях, желтеют и опадают, а листья идут мимо магазина, в котором коровы продают голубей в шоколадной глазури, над ними пролетают зефирки с шоколадными крыльями, а когда они приходят в школу, учитель говорит, чтобы они в тетрадях писали шоколадными чернилами.
Придумываем несколько рифм к первой строчке.
Повторяем ребенку первую строчку, вместо недостающих слов вставляем тра-та-та-та, чтобы ребенок почувствовал ритм стихотворения, и последнее слово строчки.
Например:
Листья в школу побежали, (первая строчка)
тра-та-та-та-та упали (одна из придуманных рифм).
И предлагаем ребенку подобрать слова, вместо тра-та-та-та-та… Если ребенку сложно это сделать, предлагаем ему варианты, главное, чтобы ему было интересно и приятно с вами заниматься.
Напоминаем ребенку сюжет стихотворения, вместе придумываем 3 строчку, затем рифму к ней, затем следуя алгоритму, описанному в пункте №6, сочиняем 4 строчку и так далее.
Придумываем так же все стихотворение
Видео по теме
Обратите внимание
Вот что у нас получилось:
Небылица в стихах «Осенняя история».
Автор Мирослав Мазикин.
Листья в школу побежали,
Прозвенит для них звонок.
Люди с дерева упали
И валяются у ног.
Вот на юг летят зефирки
С шоколадными крылами.
Им на встречу мармеладки
С ярко синими глазами.
Прибежали листья в класс,
А дракон им говорит
К нам пришла гитара бас,
Барабан у нас шалит.
2 окт.13 г.
Полезный совет
Совет 1. Главное, помнить, что в процессе сюжет может измениться, повинуясь капризной рифме или непостоянному настроению ребенка, поэтому сюжет не продумываем детально, а намечаем общую направленность стиха. Главное, чтобы стихотворение отвечало первоначальной задумке и соответствовало поставленной задаче. В нашем примере с небылицей: про голубей в шоколадной глазури и шоколадные же чернила, ребенок благополучно забыл, зато вставил в стихотворение барабан и бас-гитару, а учитель превратился в дракона.
Совет 2. Если у ребенка не получается придумать рифму, пишем на листе окончание слова, и подставляем к нему разные буквы и слоги. Допустим, нужно придумать рифму к слову «говорит», пишем на листочке окончание «орит», подставляем к нему разные согласные, получаем «горит» (записываем рифму), «торит» (такого слова нет, зато сразу вспоминается слово «творит», которое то же записываем в список рифм), «шорит», такого слова тоже нет, но Мирославу оно напомнило слово «шалит», которым он в итоге и закончил свое стихотворение.
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Дети любят экспериментировать с языком с самого раннего возраста. Вы можете поощрить их любовь к языку и обучению, написав стихи для детей. Тип и тематика стихов, за которые вы возьметесь, будут зависеть от многого, включая ваши собственные вкусы и нужды вашей аудитории. Лучший способ стать хорошим поэтом – читать много стихов, но вы также можете предпринять несколько определенных шагов, чтобы научиться писать детские стихи.
-
1
Учтите вашу аудиторию. Маленькие дети более склонны к коротким рифмованным стихотворениям. Обычно бывают популярны смешные и чудаковатые стихи, то же самое относится к детским рифмованным стихам. Вы не обязаны писать стихи с рифмой, но рифма на самом деле развивает пред-читательские навыки ребенка.[1]
- Поэмы про повседневные и обычные происшествия могут быть хорошим способов для маленького ребенка научиться воспринимать эти вещи в другом свете. Знакомые предметы также могут позволить детям, не слишком отвлекаясь, сфокусироваться на деталях, таких, как звучания слов и синтаксис.[2]
- Мэри Эн Хоберман пишет потрясающие стихи для маленьких детей. Ее книга Дом — это дом для меня очень популярна среди маленьких читателей из-за использования рифмы, напевного ритма и креативных описаний знакомых вещей: «Холм — это дом для муравья, для муравья./ Улей — это дом для пчелы. / Дыра — это дом для крота или мышки./А дом — это дом для меня!»[3]
(Slash marks, /, indicate line breaks.)
- Поэмы про повседневные и обычные происшествия могут быть хорошим способов для маленького ребенка научиться воспринимать эти вещи в другом свете. Знакомые предметы также могут позволить детям, не слишком отвлекаясь, сфокусироваться на деталях, таких, как звучания слов и синтаксис.[2]
-
2
Прочтите множество детских стихов. В сети есть много собраний стихов и предложений, что почитать, и вы также можете взять сборники стихов в вашей местной библиотеке. Это поможет вам выявить, что соответствует той возрастной категории, для которой вы хотите писать. Чтение стихов вслух поможет вам понять роль языка в стихах для маленьких детей, так как много детских стихов предназначены для чтения вслух.[4]
- Короткие, повествовательные стихи, рассказывающие простые истории, идеальны для маленьких детей, которые обычно не могут удерживать внимание подолгу. Кот в шляпе и другие книги Dr. Seuss — хорошие примеры того, как рассказать короткую, смешную, повествовательную историю в рифмах.
- Лимерик – это короткое, пятистрочное стихотворение с характерной рифмой, где первые две и последняя строчки рифмуются друг с другом, а две строчки посередине имеют другую рифму: AABBA. Например: «Словоохотливый человек из Сиэтла/ проводил свои дни за разговорами с чайником. / Когда его спрашивали, что он сказал, / одна старая корова покачала головой / и ответила: / «Ну, это не что иное, как болтовня! ”ref>http://www.poetry4kids.com/blog/lessons/how-to-write-a-limerick/</ref> Маленькие дети очень любят читать или цитировать вслух лимерики, за их строго определенный ритм и интенсивное использование рифмы.[5]
- Книги «Мать гусыня» — отличный сборник детских рифмов. Многие среди них, такие, как «Шалтай-Болтай» и «Гикори, часы, док» были популярны несколько сот лет.[6]
-
3
Организуйте мозговой штурм. Есть многие методы коллективного генерирования идей для стихов. Думайте о своей аудитории во время поиска творческих идей, например, очень маленьким детям могут не понравиться страшные стихи или стихи о незнакомых вещах или происшествиях.
- Найдите конкретное слово, которое является смешным для вас. Это может быть любое слово, но среди маленьких детей обычно популярны нелепые слова. Напишите все слова, которые приходят вам на ум, рифмующиеся с данным словом,. Например, вы можете попробовать рифмовать со словом «банан» или даже «гиппопотам.» (Если вы застряли, в сети есть много словарей рифм, которые могут помочь).[7]
- Выберите слово с определенным гласным. Затем запишите пришедшие в голову слова, в которых есть повторение этого гласного. Например, вы можете компилировать такие слова, как «краб» и «карта.» Этот прием созвучных гласных называется «ассонанс,» и его понимание поможет маленьким детям научиться читать.[8]
- Выберите слово с определенным согласным в начале слова. Затем запишите пришедшие в голову слова, в которых присутствует созвучие с этим согласным. Они не обязательно должны рифмоваться, но могут. Например, можете компилировать такие слова, как «грохот» и «гром» или «тряпка» и»тряска.» Этот прием называется «аллитерация» и является другим вспомогательным литературным приемом для маленьких читателей.[9]
- Возьмите знакомый предмет и опишите его. Используйте как можно больше специфических деталей, задействуя все ваши ощущения. Представьте, что вы описываете предмет кому-то, кто никогда раньше не видел его. Что вы ему скажете? Это может быть отличным способом добиться от маленьких читателей думать о знакомых вещах в новом свете.
- Придумайте прилагательное и запишите его. Затем напишите все синонимы к этому слову, которые придут вам на ум. Он-лайновые словари помогут вам. Вы даже можете обнаружить новые для вас слова! Расширение словарного запаса детей является одним из лучших вещей в детских стихах.[10]
- Подумайте о важных для вас отношениях. Это могут быть любые отношения – с дедушкой/бабушкой, братьями/сестрами, ребенком, супругом, учителем, другом, соседом. Подумайте о том, что вы чувствуете по отношению к данному человеку и как можно подробнее опишите ваши отношения. Стихи могут помочь маленьким детям научиться отношениям и сочувствию.[11]
- Подумайте о приключении, которое у вас было в детстве. Это может быть очень обычное приключение, такое, как игра на улице или знакомство с новым другом. Это даже может быть такое грандиозное для маленьких читателей событие, как первый день в школе или поход к доктору. Попытайтесь вспомнить, что вы чувствовали во время этого события. Запишите все мысли и переживания, которые можете вспомнить. Вы также можете поговорить с детьми о том, о каких событиях они вспоминают чаще всего.
- Найдите конкретное слово, которое является смешным для вас. Это может быть любое слово, но среди маленьких детей обычно популярны нелепые слова. Напишите все слова, которые приходят вам на ум, рифмующиеся с данным словом,. Например, вы можете попробовать рифмовать со словом «банан» или даже «гиппопотам.» (Если вы застряли, в сети есть много словарей рифм, которые могут помочь).[7]
-
4
Напишите свое стихотворение. Это самая трудная часть! Основной принцип – писать часто и постоянно. Не волнуйтесь, что не достигли совершенства в первом же черновике. Вместо этого, постарайтесь набросать костяк вашего стихотворения. Вы можете (и должны) улучшить его по мере пересматривания.
- Если вы застряли, можете использовать формулу, которая поможет вам начать. Детский писатель Ханна Лоу предлагает трехшаговый процесс для написания стихов: 1) загадайте число от 1-20; 2) загадайте второе, отличное от первого число от 1-100; 3) загадайте цвет, настроение, погоду, место и животное. Первое число выражает количество строк вашего стиха, между тем, акк второе число должно появиться где-нибудь в контексте стиха. Ключевые слова в третьем шаге сформируют базу для вашей стихотворной истории.[12]
- Поиграйте в «mad libs.» Вы можете найти собрание формул mad libs в книжных магазинах и интернете. Принцип mad libs – составить список слов (существительных, прилагательных, глаголов и так далее), не видя образца истории, затем вставить эти слова в пропущенных местах в истории. Это поможет подхлестнуть вашу фантазию в написании стихов, но будьте осторожны, чтобы не плагиировать настоящий образец рассказа.[13]
- Есть множество он-лайновых источников, которые могут помочь вам со «строительными блоками», если вам трудно начать писать стихи. Он-лайновые Writers Digest и Scholastic Publishing – хорошие порталы для старта, но вы также можете поискать в интернете привлекающие вас идеи.[14]
- Если вы застряли, можете использовать формулу, которая поможет вам начать. Детский писатель Ханна Лоу предлагает трехшаговый процесс для написания стихов: 1) загадайте число от 1-20; 2) загадайте второе, отличное от первого число от 1-100; 3) загадайте цвет, настроение, погоду, место и животное. Первое число выражает количество строк вашего стиха, между тем, акк второе число должно появиться где-нибудь в контексте стиха. Ключевые слова в третьем шаге сформируют базу для вашей стихотворной истории.[12]
-
5
Пересмотрите ваши стихи. Возможно, первый черновой вариант не будет таким, каким вы его представляли. Возможно, вам потребуется множество черновиков, чтобы достигнуть поставленной цели, но не сдавайтесь! Некоторым профессиональным писателям требуются месяцы, а то и годы для корректуры своих произведений.
- Если вы не знаете, как начать исправление текста, читайте ваши стихи вслух. Отметьте места, которые не кажутся вам «правильными.» Затем, подумайте над тем, что вам показалось странным или не понравилось. Подумайте, каким образом можете поменять эти элементы.
- Корректура работает наилучшим образом, когда вы делаете ее по частям. Одновременная корректура стихотворения может показаться вам утомительным. Разбирайте ваш стих по кусочкам, и постепенно он превратится в то, что вы задумали.
-
6
Поделитесь своей работой. Если у вас есть собственные дети, прочтите ваше стихотворение им! Вы также можете попросить соседей и друзей, у которых есть дети, прочесть ваше стихотворение. Вы можете получить хороший писательский совет от взрослых тоже, но реакция детей на ваше стихотворение поможет вам больше всего.
Реклама
-
1
Учтите вашу аудиторию. Как и у маленьких детей, у детей постарше тоже есть особенные увлечения и читательские нужды. Подумайте о том, для какой возрастной категории вы хотите написать. Найдите стихи для этого возраста и группы и интенсивно читайте.
- Стихи Льюиса Кэрролла великолепны для детей постарше. В стихотворении «Бармаглот» присутствует игра с языком, использование придуманных слов, внедрение каламбура и другие игры слов. Например, стихотворение начинается так: «Варкалось. Хливкие шорьки пырялись по наве». Хотя это выдуманные слова, их грамматическая раскладка помогает читателю представить, что они могут означать (и способствует развитию грамотности у детей). Чтение стихов Льюиса Кэрролла вдохновит вас на множество способов использования языка в ваших стихах.[15]
- Стихи Льюиса Кэрролла великолепны для детей постарше. В стихотворении «Бармаглот» присутствует игра с языком, использование придуманных слов, внедрение каламбура и другие игры слов. Например, стихотворение начинается так: «Варкалось. Хливкие шорьки пырялись по наве». Хотя это выдуманные слова, их грамматическая раскладка помогает читателю представить, что они могут означать (и способствует развитию грамотности у детей). Чтение стихов Льюиса Кэрролла вдохновит вас на множество способов использования языка в ваших стихах.[15]
-
2
Всесторонне обсудите вашу идею. Техники мозгового штурма из Метода 1 будут работать и в случае стихов для аудитории чуть постарше. Происшествия или предметы, о которых вы пишете, могут быть различны, в зависимости от возраста детей, для которых вы пишете – например, стихи про первый день в школе не будут интересны старшим детям так, как маленьким – но методы мозговой атаки помогут вам найти темы для стихов.
-
3
Напишите ваши стихи. Начальный процесс написания стихов для детей постарше тот же, что и для маленьких. Тем не менее, у вас будет больше работы и затруднений со стихами для старших детей, так как они лучше подкованы для усваивания сложных и абстрактных идей.
- Детям постарше могут доставить удовольствие короткие и живые стихи, такие, как хокку — трехстрочные стихи японского происхождения. Первая и последние строки имеют по 5 слогов, тогда, как вторая строка имеет семь. Часто они описывают конкретный предмет или образ, как, например, этот про кота: «Усталый кот спит всю ночь. / Ему очень нужен отдых для / Длинного дня дремы.»[16]
Очень короткий формат требует тщательного обдумывания выбора ваших слов, но может иметь огромное воздействие.[17]
- Конкретная поэзия тоже может понравиться читателям постарше. Эти стихи создают на бумаге форму, связанную с предметом стихов; например, стихи про ночь могут облечься в форму полумесяца, или стихи о храбрости – в форму льва. Эти стихи часто не рифмуются, но связь между предметом и формой может быть интересна для старших детей.[18]
Вы можете найти множество примеров таких стихов в интернете.[19]
- Детям постарше могут доставить удовольствие короткие и живые стихи, такие, как хокку — трехстрочные стихи японского происхождения. Первая и последние строки имеют по 5 слогов, тогда, как вторая строка имеет семь. Часто они описывают конкретный предмет или образ, как, например, этот про кота: «Усталый кот спит всю ночь. / Ему очень нужен отдых для / Длинного дня дремы.»[16]
-
4
Изучите образные выражения в вашем стихотворении. Старшие дети достаточно эрудированы, чтобы понять образные выражения типа сравнений или метафор. Постарайтесь посмотреть на обычные предметы, такие, как шляпа или игрушка, и подумать про другие способы их описания, используя слово «как»: например, «Шляпа была, как гора.» Метафоры и сравнения улучшают навыки креативного исследования у юных читателей.[20]
- Стихотворение Наоми Шихаб Най «Как нарисовать осла» анализирует ощущения ребенка, рисующего осла: «Я мог бы помыть свою кисть / но я не мог бы избавиться от этого голоса. / Пока они смотрели, / я смял его, / пусть его синее тело / останется в моей руке.»[21]
- Стихотворение Наоми Шихаб Най «Как нарисовать осла» анализирует ощущения ребенка, рисующего осла: «Я мог бы помыть свою кисть / но я не мог бы избавиться от этого голоса. / Пока они смотрели, / я смял его, / пусть его синее тело / останется в моей руке.»[21]
-
5
Опишите знакомый предмет незнакомым языком. Выберите предмет и опишите его, не используя ни одно из слов, обычно ассоциирующихся с этим предметом. Например, постарайтесь описать кота, не используя слова «шерсть» или «усики.» Этот способ другого видения очень хорошо работает для старших детей.[22]
- Поэма Карла Сандбурга «Туман» описывает обычное событие необычным языком: Туман крадется / на маленьких кошачьих лапах. / сидит и смотрит / на город и гавань / на безмолвных корточках / затем идет дальше.»[23]
- Поэма Карла Сандбурга «Туман» описывает обычное событие необычным языком: Туман крадется / на маленьких кошачьих лапах. / сидит и смотрит / на город и гавань / на безмолвных корточках / затем идет дальше.»[23]
-
6
Используйте все ваши ощущения, когда пишете. Писатели обычно больше всего концентрируются на зрении, но другие органы восприятия также обеспечивают живые детали, которые нравятся юным читателям. Подумайте также о запахе, вкусовых, слуховых и тактильных ощущениях.[24]
- Хороший пример — «Песнь апрельского дождя» Лэнгстона Хью. Он начинается так: «Пусть дождь поцелует тебя, /Пусть дождь барабанит по твоей голове серебряными жидкими каплями, / Пусть дождь споет тебе колыбельную.»[25]
- Хороший пример — «Песнь апрельского дождя» Лэнгстона Хью. Он начинается так: «Пусть дождь поцелует тебя, /Пусть дождь барабанит по твоей голове серебряными жидкими каплями, / Пусть дождь споет тебе колыбельную.»[25]
-
7
Напишите о чувствах. Поэзия, затрагивающая чувства и эмоции, очень хорошо работает в случае детей постарше, которые часто не знают, как выразить себя. Поэзия может помочь им анализировать собственные чувства и понять чувства других.[26]
- «Тигр, который носил белые перчатки, или что ты есть, ты есть» Гвендолин Брукс – стихотворение, рассказывающее о том, что значит отличаться от остальных в смешной, доступной манере.[27]
- «Тигр, который носил белые перчатки, или что ты есть, ты есть» Гвендолин Брукс – стихотворение, рассказывающее о том, что значит отличаться от остальных в смешной, доступной манере.[27]
-
8
Поделитесь своим стихотворением. Если у вас есть дети, дайте им прочитать ваши стихи. Задавайте им вопросы о том, что им понравилось, и что не понравилось. Вы также можете поделиться своим стихотворением с друзьями и семьей, но поскольку ваша главная аудитория – это дети, вы захотите узнать их отзывы на вашу работу.
Реклама
-
1
Почитайте со своим ребенком. Чтение стихов вместе отличный способ развить в вашем ребенке грамотность и любовь к чтению. Читая стихи, спрашивайте вашего ребенка, что ему интересно в вашем чтении и объясните элементы, насчет которых у него возникнут вопросы.
- С юными читателями хорошо говорить о рифме и ритме. Попросите вашего ребенка найти слово, рифмующееся со словом из стихотворения или хлопать в такт словам, которые вы читаете.
-
2
Пойте смешную песенку вместе. Детские ритмы отлично подходят для этого, так как они имеют очень знакомую мелодию. Запишите слова, затем помогите своему ребенку сочинить стихи, которые он сможет положить на ту же мелодию. Вы можете использовать слова оригинальной песни, как образец, если вы застряли.[28]
-
3
Вместе напишите акростих. Если ваш ребенок может написать свое имя, попросите его написать на листе бумаги свое имя по буквам, оставляя пробелы между буквами (Если он еще не может писать, напишите буквы за него). Затем поощрите своего ребенка придумать стихотворение, каждая строчка которого начинается с одной из букв его имени. Это персонифицированное стихотворение улучшит языковые навыки вашего ребенка и заставит его почувствовать себя особенным.[29]
- Вы также можете помочь своему ребенку написать акростих по другим буквам.
-
4
Попробуйте поиграть в игру «Я наблюдаю». Игра начинается каждый раз с одной и той же строки: «Я наблюдаю моими маленькими глазами / что-то, начинающееся с…» Рифмующиеся звуки естественным образом ведут вашего ребенка к восприятию рифмы. Игра «Я наблюдаю» поощряет вашего ребенка обратить внимание на детали и научиться описывать их.[30]
-
5
Сочините «стихи из найденных слов». Это упражнение лучше всего срабатывает с детьми постарше. Допустим, ваш ребенок прошелся по журналу, или газете, или книге и выделил несколько десятков интересных ему или трогающих его слов. Ребенку необязательно иметь причины, по которым ему нравятся эти слова. Когда он выделит порядка 20-50 слов, помогите ему составить стихотворение из слов. Вы можете добавить новые слова, где есть надобность.[31]
-
6
Гуляйте в природе. Гуляя, попросите вашего ребенка отметить вещи, интересные ему, такие, как погода или окружающий пейзаж. Если он может писать, пусть запишет свои идеи в тетрадь, если не умеет, вы можете написать за него. По возвращении домой помогите своему ребенку решить, какие заметки использовать в стихах. Стихи могут рассказать историю или просто описать сцену или ощущение.
- Поощрите своего ребенка использовать специфичные, конкретные слова для описания того, что он видит. Например, вместо того, чтобы сказать «на улице хорошая погода,» можете поощрить вашего ребенка использовать специфичные, чувствительные детали, такие, как «солнечное сияние согревает мою кожу,» или «синева неба похожа на мой свитер.»[32]
Реклама
- Поощрите своего ребенка использовать специфичные, конкретные слова для описания того, что он видит. Например, вместо того, чтобы сказать «на улице хорошая погода,» можете поощрить вашего ребенка использовать специфичные, чувствительные детали, такие, как «солнечное сияние согревает мою кожу,» или «синева неба похожа на мой свитер.»[32]
Подсказки
- Маленькие дети не могут подолгу удерживать внимание, поэтому старайтесь, чтобы написанные для них стихи были достаточно короткими и простыми.
- Будьте предприимчивы! Вы можете написать обо всем, что подскажет ваше воображение. Повседневные события обычно хорошая тема для стихов, но вы с такой же легкостью можете писать о драконе или единороге.
- Будьте терпеливы с собой. Писательство вещь сложная и требует много времени и практики. Ваши стихи могут вначале не нравиться вам, но продолжайте писать. У вас обязательно получится лучше!
Об этой статье
Эту страницу просматривали 6371 раз.
Была ли эта статья полезной?
Download Article
Download Article
Poems for children can be a fun genre, as many children are interested in poetry that contains imagination, creativity, and humor. You can write your own poems for children by brainstorming creative ideas and by selecting a poetic form that will be engaging for young readers. You can then sit down and craft poetry that will appeal to your young audience.
-
1
Read examples of children’s poetry. Look for inspiration for your poem by reading the work of others, particularly poetry that has proven to be popular among children. There are several well known poems popular with children, including:[1]
[2]
- “Who Has Seen the Wind?” by Christina Rossetti.[3]
- “The Dentist and the Crocodile” by Roald Dahl.[4]
- “Daddy Fell Into the Pond” by Alfred Noyes.
- “About the Teeth of Sharks” by John Ciardi.
- “Who Has Seen the Wind?” by Christina Rossetti.[3]
-
2
Find inspiration. Children often respond well to humor, especially imagery that conjures up a funny scene or situation. You may be able to generate content for your children’s poem by using an image you find funny or amusing. You could then expand on this image in your poem.[5]
- For example, maybe you ended up in the path of an angry pigeon on the way to work today. You may then use your amusing encounter with the pigeon as the source of inspiration for your poem. Children may enjoy a humorous retelling of how you managed to escape a persistent pigeon on a busy city street.
- You can also tap into your own childhood memories and interests as inspiration. Consider what made you laugh when you were young, and what made you curious or intrigued. Doing this can help you get into the mindset of a child and remember what topics made you giggle when you were young.[6]
- For example, maybe you enjoyed playing with plastic snake toys as a child. You may then remember when your brother tried to stuff a plastic snake up his nose and your attempts to help him remove it. This could then serve as the inspiration for a funny poem about plastic snakes in your nose.
Advertisement
-
3
View a situation from the perspective of a child. You can also take inspiration by trying to see a particular situation or scene from the point of view of your audience. Viewing a moment from the perspective of a child can help you to notice details or aspects that may be appealing to them. It can also allow you to describe the scene with creativity and imagination.[7]
- For example, you may consider how a child might view going to the dentist for the first time. The dentist may appear to a child as a puffy swan in a white coat and the dentist chair might seem like a time machine. You may then be inspired to write a poem about a trip to the dentist that leads to an afternoon of time travel.
-
4
Try the rhyming form. Many children’s poems are written in the rhyming form, where the poem follows a certain rhyming scheme or pattern. Often, you do not need to rhyme every line of the poem, as this can sound contrived, even to children. Instead, you may rhyme only a few lines or words in the poem so there is just enough rhyme for it to sound fun and interesting to your young audience.[8]
- For example, in Christina Rossetti’s poem “Who Has Seen the Wind?”, Rossetti only rhymes a few words in the poem, with “you” rhyming with “through” and “I” with “by”.[9]
This gives the poem just enough rhyme to have a sing song quality, without feeling overdone or too contrived.
- For example, in Christina Rossetti’s poem “Who Has Seen the Wind?”, Rossetti only rhymes a few words in the poem, with “you” rhyming with “through” and “I” with “by”.[9]
-
5
Make a shape poem. Shape poems are great forms for children, as they create an interesting visual for children to look at on the page. Shape poems are often short and concise, as you are limited by the space available within the shape. This makes them good options for poetry written with children in mind.
- You may decide to do a type of shape poem that has a short number of lines, like a cinquain. This is a five line poem that appears in the shape of a diamond. It is often easy to write and fun to read.
-
6
Experiment with different forms. Many children’s poems are written with brevity in mind, as most children have a short attention span and like to be engaged right away. The haiku form, with its short form, is ideal for children’s poetry. Haikus follow a 5-7-5 pattern, with one line that is five syllables long, one line that is seven syllables long, and one line that is five syllables long.[10]
- You can also try the limerick form The limerick is a type of children’s verse that is known for being funny, ridiculous, and silly. These qualities make it an ideal option for a children’s poem.[11]
- Limericks are five lines long and have a set rhyme scheme. The first two lines rhyme with each other, the third and fourth lines rhyme with each other and the fifth line repeats the first line or rhymes with the first line. This rhyme scheme gives limericks a bouncy quality when spoken out loud.
- Some of the more well known limericks are the Mother Goose nursery rhymes. Often, limericks are meant to be silly and nonsensical, making them appealing to children.
- You can also try the limerick form The limerick is a type of children’s verse that is known for being funny, ridiculous, and silly. These qualities make it an ideal option for a children’s poem.[11]
Advertisement
-
1
Include sensory detail. Good children’s poems will engage with all five senses, from smell to sound to taste to touch to sight. Make sure your poem includes details that play with the senses, as children often respond to sensory descriptions.[12]
- For example, if you were writing a poem about the dentist’s chair as a time traveling machine, you may describe the smells of the dentist’s office and the taste of the plastic dental clamps in your mouth. You may also consider how it feels to sit in the dentist’s chair and the sounds the chair might make as it flies through time.
-
2
Use alliteration and repetition. You should also try to include literary devices like alliteration and repetition in your children’s poem. These two literary devices will add playfulness and creativity to your poem, making it more appealing to your young audience.[13]
- Alliteration occurs when words with the same consonant sound, and often words that begin with the same letter, appear in sequence. For example, in Roald Dahl’s’ “The Dentist and the Crocodile”, there is alliteration in the line: “He quivered, quaked, and shook.”[14]
- Repetition occurs when the same word is repeated in succession or in the same line. For example, in Christina Rossetti’s poem “Who Has Seen the Wind?”, the title phrase “Who has seen the wind?” is repeated twice in each stanza of the poem.[15]
The repeated phrase acts as a kind of refrain for the poem, almost like a song.
- Alliteration occurs when words with the same consonant sound, and often words that begin with the same letter, appear in sequence. For example, in Roald Dahl’s’ “The Dentist and the Crocodile”, there is alliteration in the line: “He quivered, quaked, and shook.”[14]
-
3
Add a twist or surprise at the end of the poem. Humor combined with a twist or a surprise can be a great way to engage children and make them laugh. A twist or a surprise adds a layer of silliness to the poem, a quality most children will appreciate. You may include a twist ending or a surprise moment at the end of the poem.[16]
- For example, in Roald Dahl’s “The Dentist and the Crocodile”, the twist ending occurs when the owner of the crocodile appears at the dentist. She reassures the dentist, who is by now frightened of the crocodile, “’Don’t be a twit,’ the lady said, and flashed a gorgeous smile./’He’s harmless. He’s my little pet, my lovely crocodile.'»[17]
This twist ending is sure to make children laugh with the silliness of having a pet crocodile, at the dentist no less.
- For example, in Roald Dahl’s “The Dentist and the Crocodile”, the twist ending occurs when the owner of the crocodile appears at the dentist. She reassures the dentist, who is by now frightened of the crocodile, “’Don’t be a twit,’ the lady said, and flashed a gorgeous smile./’He’s harmless. He’s my little pet, my lovely crocodile.'»[17]
Advertisement
-
1
Ask children for feedback on the poem. Once you have completed your children’s poem, you should go straight to your target audience for feedback. Read the poem out loud to your own children or to your classroom of children. Listen to their reactions, noting when they laugh or giggle. Pay attention to how they react to the form of the poem and your word choice.[18]
- If the poem falls a little flat, you may need to revise it so it is more appealing to children. This may mean including more sensory detail or shortening the poem so it is quick, fast, and funny. You may also consider adding in a twist ending to surprise your young audience and make them giggle.
-
2
Revise the poem for clarity and brevity. You should revise the children’s poem so the language is simple and clear. You should also make sure the poem is short and to the point, as children have a limited attention span and like to be engaged right away.
- You may also use the feedback from your child audience to revise the poem. Take their constructive criticism seriously, as you want to make sure the poem is appealing to your target audience.
-
3
Consider distributing or publishing the poem. If you think your poem is strong, you may decide to distribute the poem to your children or to young students in your classroom. You may also decide to send out the poem for publication to magazines and journals that publish poems for children.
- If you do decide to send the poem out for publication, make sure you read a few sample poems in the magazine or journal to get a sense of what they are looking for. Publications are more likely to accept your work if it fits with the style and tone of other poems they have published.
Advertisement
Sample Poem
Add New Question
-
Question
How would good poems differ for different ages of children?
Anna Bauer — SLE Student
Community Answer
Really, just the vocabulary used and length. You do not want to write a poem for 3-year-olds that is written like Shakespeare and is 11 stanzas long.
Ask a Question
200 characters left
Include your email address to get a message when this question is answered.
Submit
Advertisement
Thanks for submitting a tip for review!
About This Article
Thanks to all authors for creating a page that has been read 53,375 times.
Did this article help you?
Download Article
Download Article
Poems for children can be a fun genre, as many children are interested in poetry that contains imagination, creativity, and humor. You can write your own poems for children by brainstorming creative ideas and by selecting a poetic form that will be engaging for young readers. You can then sit down and craft poetry that will appeal to your young audience.
-
1
Read examples of children’s poetry. Look for inspiration for your poem by reading the work of others, particularly poetry that has proven to be popular among children. There are several well known poems popular with children, including:[1]
[2]
- “Who Has Seen the Wind?” by Christina Rossetti.[3]
- “The Dentist and the Crocodile” by Roald Dahl.[4]
- “Daddy Fell Into the Pond” by Alfred Noyes.
- “About the Teeth of Sharks” by John Ciardi.
- “Who Has Seen the Wind?” by Christina Rossetti.[3]
-
2
Find inspiration. Children often respond well to humor, especially imagery that conjures up a funny scene or situation. You may be able to generate content for your children’s poem by using an image you find funny or amusing. You could then expand on this image in your poem.[5]
- For example, maybe you ended up in the path of an angry pigeon on the way to work today. You may then use your amusing encounter with the pigeon as the source of inspiration for your poem. Children may enjoy a humorous retelling of how you managed to escape a persistent pigeon on a busy city street.
- You can also tap into your own childhood memories and interests as inspiration. Consider what made you laugh when you were young, and what made you curious or intrigued. Doing this can help you get into the mindset of a child and remember what topics made you giggle when you were young.[6]
- For example, maybe you enjoyed playing with plastic snake toys as a child. You may then remember when your brother tried to stuff a plastic snake up his nose and your attempts to help him remove it. This could then serve as the inspiration for a funny poem about plastic snakes in your nose.
Advertisement
-
3
View a situation from the perspective of a child. You can also take inspiration by trying to see a particular situation or scene from the point of view of your audience. Viewing a moment from the perspective of a child can help you to notice details or aspects that may be appealing to them. It can also allow you to describe the scene with creativity and imagination.[7]
- For example, you may consider how a child might view going to the dentist for the first time. The dentist may appear to a child as a puffy swan in a white coat and the dentist chair might seem like a time machine. You may then be inspired to write a poem about a trip to the dentist that leads to an afternoon of time travel.
-
4
Try the rhyming form. Many children’s poems are written in the rhyming form, where the poem follows a certain rhyming scheme or pattern. Often, you do not need to rhyme every line of the poem, as this can sound contrived, even to children. Instead, you may rhyme only a few lines or words in the poem so there is just enough rhyme for it to sound fun and interesting to your young audience.[8]
- For example, in Christina Rossetti’s poem “Who Has Seen the Wind?”, Rossetti only rhymes a few words in the poem, with “you” rhyming with “through” and “I” with “by”.[9]
This gives the poem just enough rhyme to have a sing song quality, without feeling overdone or too contrived.
- For example, in Christina Rossetti’s poem “Who Has Seen the Wind?”, Rossetti only rhymes a few words in the poem, with “you” rhyming with “through” and “I” with “by”.[9]
-
5
Make a shape poem. Shape poems are great forms for children, as they create an interesting visual for children to look at on the page. Shape poems are often short and concise, as you are limited by the space available within the shape. This makes them good options for poetry written with children in mind.
- You may decide to do a type of shape poem that has a short number of lines, like a cinquain. This is a five line poem that appears in the shape of a diamond. It is often easy to write and fun to read.
-
6
Experiment with different forms. Many children’s poems are written with brevity in mind, as most children have a short attention span and like to be engaged right away. The haiku form, with its short form, is ideal for children’s poetry. Haikus follow a 5-7-5 pattern, with one line that is five syllables long, one line that is seven syllables long, and one line that is five syllables long.[10]
- You can also try the limerick form The limerick is a type of children’s verse that is known for being funny, ridiculous, and silly. These qualities make it an ideal option for a children’s poem.[11]
- Limericks are five lines long and have a set rhyme scheme. The first two lines rhyme with each other, the third and fourth lines rhyme with each other and the fifth line repeats the first line or rhymes with the first line. This rhyme scheme gives limericks a bouncy quality when spoken out loud.
- Some of the more well known limericks are the Mother Goose nursery rhymes. Often, limericks are meant to be silly and nonsensical, making them appealing to children.
- You can also try the limerick form The limerick is a type of children’s verse that is known for being funny, ridiculous, and silly. These qualities make it an ideal option for a children’s poem.[11]
Advertisement
-
1
Include sensory detail. Good children’s poems will engage with all five senses, from smell to sound to taste to touch to sight. Make sure your poem includes details that play with the senses, as children often respond to sensory descriptions.[12]
- For example, if you were writing a poem about the dentist’s chair as a time traveling machine, you may describe the smells of the dentist’s office and the taste of the plastic dental clamps in your mouth. You may also consider how it feels to sit in the dentist’s chair and the sounds the chair might make as it flies through time.
-
2
Use alliteration and repetition. You should also try to include literary devices like alliteration and repetition in your children’s poem. These two literary devices will add playfulness and creativity to your poem, making it more appealing to your young audience.[13]
- Alliteration occurs when words with the same consonant sound, and often words that begin with the same letter, appear in sequence. For example, in Roald Dahl’s’ “The Dentist and the Crocodile”, there is alliteration in the line: “He quivered, quaked, and shook.”[14]
- Repetition occurs when the same word is repeated in succession or in the same line. For example, in Christina Rossetti’s poem “Who Has Seen the Wind?”, the title phrase “Who has seen the wind?” is repeated twice in each stanza of the poem.[15]
The repeated phrase acts as a kind of refrain for the poem, almost like a song.
- Alliteration occurs when words with the same consonant sound, and often words that begin with the same letter, appear in sequence. For example, in Roald Dahl’s’ “The Dentist and the Crocodile”, there is alliteration in the line: “He quivered, quaked, and shook.”[14]
-
3
Add a twist or surprise at the end of the poem. Humor combined with a twist or a surprise can be a great way to engage children and make them laugh. A twist or a surprise adds a layer of silliness to the poem, a quality most children will appreciate. You may include a twist ending or a surprise moment at the end of the poem.[16]
- For example, in Roald Dahl’s “The Dentist and the Crocodile”, the twist ending occurs when the owner of the crocodile appears at the dentist. She reassures the dentist, who is by now frightened of the crocodile, “’Don’t be a twit,’ the lady said, and flashed a gorgeous smile./’He’s harmless. He’s my little pet, my lovely crocodile.'»[17]
This twist ending is sure to make children laugh with the silliness of having a pet crocodile, at the dentist no less.
- For example, in Roald Dahl’s “The Dentist and the Crocodile”, the twist ending occurs when the owner of the crocodile appears at the dentist. She reassures the dentist, who is by now frightened of the crocodile, “’Don’t be a twit,’ the lady said, and flashed a gorgeous smile./’He’s harmless. He’s my little pet, my lovely crocodile.'»[17]
Advertisement
-
1
Ask children for feedback on the poem. Once you have completed your children’s poem, you should go straight to your target audience for feedback. Read the poem out loud to your own children or to your classroom of children. Listen to their reactions, noting when they laugh or giggle. Pay attention to how they react to the form of the poem and your word choice.[18]
- If the poem falls a little flat, you may need to revise it so it is more appealing to children. This may mean including more sensory detail or shortening the poem so it is quick, fast, and funny. You may also consider adding in a twist ending to surprise your young audience and make them giggle.
-
2
Revise the poem for clarity and brevity. You should revise the children’s poem so the language is simple and clear. You should also make sure the poem is short and to the point, as children have a limited attention span and like to be engaged right away.
- You may also use the feedback from your child audience to revise the poem. Take their constructive criticism seriously, as you want to make sure the poem is appealing to your target audience.
-
3
Consider distributing or publishing the poem. If you think your poem is strong, you may decide to distribute the poem to your children or to young students in your classroom. You may also decide to send out the poem for publication to magazines and journals that publish poems for children.
- If you do decide to send the poem out for publication, make sure you read a few sample poems in the magazine or journal to get a sense of what they are looking for. Publications are more likely to accept your work if it fits with the style and tone of other poems they have published.
Advertisement
Sample Poem
Add New Question
-
Question
How would good poems differ for different ages of children?
Anna Bauer — SLE Student
Community Answer
Really, just the vocabulary used and length. You do not want to write a poem for 3-year-olds that is written like Shakespeare and is 11 stanzas long.
Ask a Question
200 characters left
Include your email address to get a message when this question is answered.
Submit
Advertisement
Thanks for submitting a tip for review!
About This Article
Thanks to all authors for creating a page that has been read 53,375 times.
Did this article help you?
В школе дети учат стихи, потому что «учитель сказал». Но стихи — это нечто большее, чем школьная программа. О красоте и пользе стихов, о том, как с помощью рифмы открывать мир, запоминать школьные правила, решать конфликты и просто веселиться, рассказывает Надежда Подколзина, автор методики по развитию фантазии (@korol_kontrastov).
Давным-давно умение читать и писать считалось тайным искусством и было доступно лишь избранным. Это была такая особенная привилегия и даже немножечко магия. В древности очень верили в слова и их волшебную силу.
Сегодня это искусство доступно каждому, и к «магии» приобщают всех. Но чаще всего упор делается на приобретение самого навыка, а не на прилагающиеся к нему волшебные возможности.
А они действительно есть!
И стихи в этом смысле настоящая находка. Зарифмованные строки намного лучше запоминаются, воспринимаются и доносят информацию. Они тренируют память, воображение, развивают фантазию и метафоричность мышления. Но самое главное — помогают научиться лучше формулировать мысли.
Тренировка мозга
У многих родителей вызывает тревогу тот факт, что тексты упростились, дети привыкают получать информацию в более лаконичной форме — через посты, картинки и залипательные видео, они перестают читать и узнают меньше.
Родители опасаются за будущее своих детей, ведь им предстоит конкурировать с искусственным интеллектом! А он, между прочим, не ленится, совершенствуется каждый день и даже занимает рабочие места. В некоторых МФЦ, например, нас уже встречают самые настоящие говорящие роботы.
Стихи — это отличный способ тренировки мозга.
В небольшом объеме содержится ценная информация. Стихи легко читаются и быстро запоминаются.
Именно поэтому поэтические произведения — важный элемент школьной программы. Но их можно не только читать, разбирать и учить. Стихи — это не только занятно и весело, они еще здорово помогают в насыщенной детской жизни.
Как? Давайте разбираться.
Разрешать конфликты
Благодаря стихам можно обыграть какую-то острую ситуацию и сделать ее смешной.
Например, ребенок не хочет надевать шапку. Прочитайте ему стих, например такой.
Положу в рюкзак конфет и флягу,
Пусть в ней будет бабушкин компот,
И уеду в сказочный Сантьяго —
Он меня давным-давно зовёт.
Здесь такая жизнь, на самом деле!
Можно плавать и ловить тунца,
И не надо в солнечном апреле
Шапку надвигать на пол-лица.
Стану спать ложиться поздно-поздно,
Щедро лить в пломбир себе сироп
И кричать чего-нибудь про звёзды
Даже громче океана чтоб.
Решено!
Бросаю в угол тапки —
Улетел уже одной ногой.
Если мама разрешит без шапки,
Так и быть, возьму ее с собой.
Развиваться
С рифмой намного легче запоминать какие-то факты, события, правила или новые слова. Прозвучавшие в стихотворении необычные термины, названия и обозначения вызывают интерес и застревают в памяти. А потом неожиданно пригождаются!
Раз сегодня День театра,
Значит, публика, держись!
Будет плюшевой ондатры
И медведя бенефис.
Будут зайцы в первом акте
И машинки во втором,
Чай с конфетами в антракте
И суфлеры под столом.
Бенефис, антракт, суфлер — наверняка вызовут вопросы, а после приживутся в лексиконе.
Или вот четверостишие, которое поможет запомнить правило «жи, ши пиши с И»:
Пускай класс сегодня загружен,
Приснятся во сне буквари,
Зато мы узнали, что лужи
Кончаются буквами «и»!
А еще стихи помогают открывать новые горизонты. Допустим, мы много где не были, но очень хотели бы узнать о мире больше, пережить новый опыт и приключения.
Можем пить его где хочешь,
Тыкай в карту наугад
В Антарктиду или в Сочи
Или даже в Тринидад.
У какбудтошнего чая
Вкус немножечко другой.
Обещай, что подрастая
Будешь пить его со мной!
Или
От Новой Гвинеи за полтыщи миль
(Скажу по секрету и дружбе)
Таинственный есть регион Бугенвиль,
Туда-то нам с вами и нужно.
Скучать не придется, там жизнь как в кино:
Есть змеи и райские птицы.
Мы будем рыбачить, кормить кабанов
И в школе, конечно, учиться.
Сомнения нет, в бугенвильский их класс
Захочется всем записаться.
Там учат ребята язык ротокас
И букв в нем всего лишь 12!
Со следующим стихотворением легко изучить, какие бывают дожди.
Дождь бывает проливной,
Ситный, моросящий,
Дождь окатный и грибной,
Спорый, словно ящер.
Дождь слепой и дождь косой,
Даже полосами!
А ещё есть грозовой —
Он почти цунами.
За окошком дождь пошёл,
Лужи по колено.
Это очень хорошо,
Даже обалденно.
Мне промокнуть не впервой,
Только есть вопросы:
Стану я теперь грибной
Или же в полоску?
Источник
Стихи — это возможность мыслить немного иначе.
Как сказал великий философ и большой знаток стихов Герман Гессе, «кое-как состряпанный вами плохой стишок приносит куда больше радости, чем чтение самых прекрасных чужих. Попробуйте, и вы увидите».
Давайте попробуем и убедимся на собственном опыте, прав он или нет.
Как самому сочинять стихи
Самое простое упражнение — заканчивать двустишие. С этого стоит начинать все тренировки и разминки.
Впоследствии ребенок может сочинять начало самостоятельно, а родителям или одноклассникам предлагать дополнить стих.
Имена
Самый любимый вариант у детей — с именами. Даже мультяшные персонажи не имеют такого оглушительного успеха. Все просят: «А придумайте про мое имя!»
По душе мне почему-то
Одноклассница… Анюта!
Из окошка маме машет
Дочка старшая… Наташа.
Больше всех других зверей
Любит котиков… Андрей.
Ничего вокруг не слышит,
Когда мультик смотрит… Миша.
Смех звенит на весь бульвар,
Значит там бежит… Умар.
О животных миллион
Фактов знает наш… Семен.
Эффект вас порадует, главное — использовать знакомые имена.
Метод «Чепуха»
И это тоже очень интересное занятие — чепухой заниматься. Само название, на мой взгляд, уже подкупает. И ведь оно вполне официальное.
Суть в том, чтобы в одном стихотворении нагромоздить все, что в принципе между собой никак не вяжется. Что угодно, из головы. Главное, чтобы был выдержан ритм и присутствовали рифмы.
Раз в кармане у кита
Отыскали мыши,
Две собаки, три моста
И кусочек крыши.
С виду чепуха не несет в себе особенной смысловой нагрузки, но это хороший тренажер для фантазии, возможность сочинить стих самостоятельно и получить первый успешный в этом направлении опыт. Придумывать ее легче, чем подбирать подходящие выверенные смыслы, поэтому с таким упражнением ребята справляются достаточно легко.
Макаронические стихи
Чуть более сложный, но очень интересный игровой вариант. В них смешной эффект достигается путем коверкания иностранных слов и смешения их с формами основного языка.
Свое название они получили действительно в честь макарон. Паста — одно из самых любимых в Италии блюд, в которое добавляют разные ингредиенты и получается какая-нибудь вкусная смесь. Если бы эти стихи придумали у нас, наверное, они бы получили название винегретных.
Знаменитый драматург и создатель классической комедии Мольер любил в них поиграть и даже вставлял в свои произведения.
Сочинять такие будет не просто весело, но еще и полезно — можно разбираться в иностранных словах и быстрее их запомнить.
Дайте ребенку несколько слов на выбор или предложите самому покопаться в памяти и найти подходящее. Вот примеры.
Кошке скажем мы «гудбай»
И скорее на трамвай.
Ветра свист и рельсов гул
С мамой мы спешим ту скул.
Время мчится словно скейт,
Как бы ни было ту лэйт!
Приходить после звонка
Шеймфул для ученика.
Акростихи
В самом произведении заключена загадка, которую ребенок должен отыскать. Чаще всего ответ находится в первых буквах каждой строки, но некоторым удается спрятать его и посредине.
Надо мною яркий щит,
Его каждый разглядит.
Белый, синий, голубой —
Он один над всей землей.
Источник
Звукоподражание
Можно придумать самому или выискивать в стихах уже готовых.
К вам к вам к вам
Прискачет на опушку —
Сам сам сам
Великий принц-лягушка
Или
Кто валяется плашмя у меня в кровати?
Кто там скачет и гремя укрощает бантик?
Какие-то вещи, на первый взгляд, кажутся сложными для восприятия, но дети удивительно быстро втягиваются в процесс и показывают неплохие результаты.
Первоклассники мгновенно находят по нескольку рифм и даже на ходу выдают целые двустишия.
Ребята постарше придумывают процессы для бесконечных стихов, предлагают идеи для макаронических, разгадывают акростихи и сочиняют сами.
Если заниматься регулярно, вполне может получиться целое произведение. Но самое главное, все это придает уверенности в себе и своих силах, развивает альтернативное мышление и фокусирует воображение.
«Если вы можете это вообразить, вы можете это сделать», — говорил Уолт Дисней и собственным примером доказал, что все это самая настоящая правда.
Обложка поста: unsplash.com
Права на приведенные в статье стихи и упражнения принадлежат автору публикации
Жанр — стихи для детей
Творческая Мастерская Алкоры
Настало время поговорить о жанре «стихи для детей», которым написано множество произведений нашего сайта. Очень многим он кажется чрезвычайно легким, и они публикуют все свои «рифмушки», которые родились у них во время общения с собственным ребенком. Между тем, это очень трудный жанр, который дается немногим, и не важно, есть у вас дети или нет, сочиняете ли вы для них на ходу стишки или нет. Детским поэтом нужно родиться, это великое умение, которое, как дар, приходит нам свыше и дается далеко не каждому, кто умеет рифмовать.
Не следует путать СТИХИ О ДЕТЯХ (стихи, написанные для взрослых) со СТИХАМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ. Это разные жанры, к ним разные требования и у них разные особенности исполнения.
(Данное замечание особенно важно для тех, кто является участником постоянного действующего конкурса «Наши дети», и для его судей: на данный конкурс предполагается подача стихов о детях, написанных для взрослых читателей, которые чаще всего пишутся в жанрах «рассказ в стихах» или «лирика»)
В стихах для детей (и на конкурсах, проводимых на данную тему) важно определиться, для какого возраста предназначены стихи: для дошкольников, для младших школьников или для подростков. Для каждого возраста требования к стихам –разные! Отсюда, первое правило:
1. ПРОИЗВЕДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПО ТЕМАТИКЕ ДОЛЖНО СООТВЕТСТВОВАТЬ КОНКРЕТНОМУ ДЕТСКОМУ ВОЗРАСТУ
То есть, быть ребенку понятным и интересным ребенку. Стихотворение, написанное для ребёнка, должно быть искренним, без словесных выкрутасов и недомолвок. Оно не должно быть стихотворным упражнением, а являться творческой работой автора, отражающей мир детства. Если вы пишите стихи для детей, то ваш ГЛАВНЫЙ ОРИЕНТИР — ДЕТСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ.
Лучшие детские поэты — это те, кто не утратил в себе «детскость», кто способен видеть мир глазами ребенка, а главное, КОМУ ИНТЕРЕСНО В ЭТОМ МИРЕ. Не надо лукавить: мало кому из нас по-прежнему интересно в мире детских игр и их интересов, мало кому удалось сохранить в себе это качество. Чаще всего мы, родители, только стараемся сыграть эту роль, подстроить себя под ребенка. Может быть, именно это и объясняет, почему хороших детских писателей и поэтов на порядок меньше, чем хороших литераторов, пишущих для взрослых.
Если вам не дано одновременно быть литератором с богатой творческой фантазией, и оставаться в душе ребенком, то лучше не беритесь за этот жанр. Не стоит публиковать на страницах сайта примитив, который взрослому только по критерию примитивности кажется «стихом для ребенка». В лучшем случае, ваши труды оставят равнодушными детей, а в худшем – приучат восприимчивый ум и память ребенка к дурному, небрежному русскому языку, к плохому ритму, к бестолковым рифмам и пустоте содержания в рифму – отвратят ребенка от чтения и разучивания стихов.
2. ЯЗЫК СТИХОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Язык произведения должен быть ПРОСТЫМ И ПОНЯТНЫМ РЕБЕНКУ. Но этого мало, это должен быть еще БЕЗУПРЕЧНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК — С ПРАВИЛЬНЫМИ ФОНЕТИЧЕСКИМИ УДАРЕНИЯМИ, С ПРАВИЛЬНЫМ ПОРЯДКОМ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ, С ПРАВИЛЬНЫМ ПО СМЫСЛУ УПОТРЕБЛЕНИЕМ СЛОВ – пусть предельно простых, но правильных. Всякие наши местные «украинизмы» и прочие «измы» — местные говоры, все жаргонные обороты речи, все бытовые разговорные сокращения типа «фото», «телек», «клава», «стих» и тем более (упаси Боже!) все шутливые заменители ругательств, которые мы абсолютно перестали чувствовать и воспринимать всерьез — «блин», «ежкин кот» и т.п. – категорически НЕ ДЛЯ ДЕТСКИХ СТИХОВ, как бы хорошо они ни ложились в рифму и как бы ни казались уместными и остроумными нам, взрослым! Ибо стихи – это то, что запоминается, врастает в память ребенка как естественное и правильное звучание русского языка.
3. ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ СТИХОВ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
Стихи для детей раннего возраста — особенная область поэзии. Наиболее естественной для ребенка дошкольного возраста является такая КОНСТРУКЦИЯ, ПРИ КОТОРОЙ СЛОВО, ОБОЗНАЧАЮЩЕЕ ЛИЦО, СТОИТ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ, ВЫРАЖЕНО СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ, ЗА НИМ ИДЕТ ГЛАГОЛ В ЛИЧНОЙ ФОРМЕ, А ДЕЙСТВИЕ РАЗВОРАЧИВАЕТСЯ ПО СХЕМЕ: КТО ЧТО СДЕЛАЛ — С ЧЕМ СДЕЛАЛ. При работе над содержательной стороной каждого стихотворения должны использоваться максимально простые предложения. Эпитеты, аллегории, метафорические обороты, являясь неотъемлемой частью художественной речи, затрудняют восприятие стихотворного текста малышами.
4. РИТМИКА СТИХОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Вкусы маленьких детей почти во все времена остаются одинаковыми. Для того чтобы понять, какие стихи нравятся детям, просто прислушайтесь к тому, какие песни поют мальчишки и девчонки. Обратите внимание на то, что детям нравится тянуть понравившийся звук, а это легче делать с мужскими рифмами (когда ударение падает на последний слог). Поэтому стихи для детей предпочтительней писать МУЖСКОЙ РИФМОЙ.
Детям нравятся ДВУХСЛОЖНЫЕ СТОПЫ: ЯМБЫ и ХОРЕИ (особенно хореи, где ударный первый слог). Они легко произносятся, легко запоминаются. К. Чуковский считал, что детские стихи нужно писать обязательно хореем. Конечно, с этим можно не согласиться и выбрать любой другой стихотворный размер, главное, чтобы стихотворение ВОСПРИНИМАЛОСЬ НА СЛУХ ПРОСТО И ГАРМОНИЧНО. РИТМ стихов для детей должен быть ЧЕТКИМ.
5. СТРОФЫ
Чаще всего стихи для детей пишут короткими катренами. Длинные, сдвоенные катрены, как и многострочные строфы для этого жанра не подойдут, хотя для детей постарше, в длинных произведениях (сказках, например) возможна смена рифмовок и вида строфы (а иногда и метра — как сплошь и рядом встречается у Корнея Чуковского!). Такие разные по структуре строфы, совершенно неприемлемые для взрослых стихов, особенно для лирики, в произведениях для детей проходят «на ура»: детям веселее их слушать, они просто не вынесут монотонности одинакового ритма даже при интересном для них содержании!
Конечно же, смена стихотворного размера, может иметь место в детских стихах только в последующей строфе, а сами строфы должны сохранять свой четкий ритм — хорошо «петься»!
6. РИФМЫ
К выше сказанному я бы еще добавила такое требование – ЧИСТОТА РИФМ. Не обязательно использовать только точные рифмы – те, где есть максимальное совпадение рифментов, но важно использовать рифмы одинаково звучащие. Эти рифмы должны объединять слова, оба из которых хорошо понятны ребенку того возраста, для которого стихи написаны. Конечно, при этом условии в детских стихах будет довольно много «затертых» рифм, с точки зрения искушенных поэзией взрослых людей, но только не для ребенка: для него многое, что он слышит – ВПЕРВЫЕ! А точность вашей рифмовки интуитивно выработает у него поэтический слух: тот, кто слушал много хороших стихов в детстве, во взрослом возрасте обычно легко рифмует слова и быстро запоминает стихи, а значит и хорошо учится. Через первые детские стихи ребенок начинает чувствовать и узнавать свой родной язык – в его правильном виде!
7. ВИЗУАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ
Детские стихи должны ЛЕГКО ПЕРЕКЛАДЫВАТЬСЯ НА ВИЗУАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ. Абстрактные стихи, так модные среди взрослых, не подойдут малышам, потому что в детском возрасте они мыслят образами, а не сложными конструкциями. Стихи для детей должны НАПОМИНАТЬ КРАСОЧНЫЕ ЯРКИЕ КАРТИНКИ С МНОЖЕСТВОМ ЗАБАВНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ. Чем лучше любое стихотворение перекладывается на образы, тем легче будет ребенку войти в мир поэзии, представить себе реальность действия, изложенную в стихах, заинтересоваться ими.
8. ОБЪЕМ СТИХОВ
Желателен относительно небольшой объём стихотворений . Чем меньше возраст – тем короче стихи. У ребенка хуже способность к концентрации внимания, он быстрее устает, он нуждается в переключении внимания, в разнообразии. И для детского автора возникает новая проблема: суметь в маленьком объеме высказать много, внятно и лаконично выразить свою мысль, вовремя ее закончить, подать ее интересно и понятно. Это во взрослых стихах мы любим заполнять промежутки «красивостями ни о чем» (что для любых творений — не в плюс, если эти красивости идут в отрыве от общего смысла), а детские стихи должны быть насыщены содержанием, там не одна строчка на должна быть пустой, звучать ритмической заплаткой — незаконным детищем нашего поспешного творения.
9. ПРАВКА СТИХОВ
Над стихами для детей надо много работать. Я вообще всегда за то, чтоб НАД СТИХАМИ РАБОТАТЬ. Писать их лучше быстро – по вдохновению (не вымучивать текст по чужому заданию), а вот потом много раз обращаться к уже написанному и вчитываться, вдумываться — править, потом откладывать на время текст и снова вчитываться и искать лучшие варианты… И только тогда -публиковать. К детским стихам это относится в полной мере. Даже еще и в большей степени!
10. СОДЕРЖАНИЕ СТИХОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ГЛАВНАЯ РОЛЬ в произведении должна отводиться РЕБЁНКУ. Это либо стихи от имени ребенка, либо про лица его сверстника. Либо истории про персонажей, сотворенных авторской фантазией, которые мыслят и действуют так, как понятно детям, имеющие общие с детьми интересы и запросы.
Произведение для детей должно содержать МНОГО ДИАЛОГОВ И ДЕЙСТВИЯ, но НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ СЛИШКОМ МНОГО ОПИСАНИЙ природы, или того места, где происходят описываемые события.
В произведении для детей должно быть МНОГО ПРИКЛЮЧЕНИЙ.
И, наконец, обязателен СЧАСТЛИВЫЙ КОНЕЦ (победа добра над злом).
11. ДЕТСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ НАДО ПИСАТЬ «НА РОСТ»
Как в народной сказке есть второй смысл, не всегда понятный детям, так и в детских стихах должен присутствовать подтекст. Если стихи понравились ребенку, они остаются у него в памяти надолго. А ребенок растет с каждым днем и, возвращаясь к стихотворению, начинает понимать его глубже, по-новому.
12. ДЕТСКИЕ СТИХИ – ЭТО НЕ МОРАЛЬ, НЕ ПРОПИСИ
Морализация в любых стихах отвращает читателя от автора, даже если последний и прав на все 100 процентов, а уж дети особенно не любят, когда их поучают. Важнее раскрыть в стихах красоту жизни, помочь ребенку сделать первые духовные открытия. Их невозможно сделать, если в стихотворении нет горестных переживаний и выхода из них. Ребенок сам сможет сделать вывод о том, что такое «хорошо и что такое плохо». Искать в стихотворении мораль – значит уничтожать в ребенке изначально данную ему тягу к высокому и прекрасному.
Есть предположение о том, что эмоциональное отношение к действительности, эстетическое чувство – это родовое чувство, оно дано человеку изначально, присутствует в каждом человеке, но в разной степени развитости. И тут стихи выступают как хорошие учителя. Они говорят о чем-то важном и значительном, о мгновенных открытиях духовной жизни человека. Но прекрасное возникает только в единстве противоположностей – горя и радости, печали и света. ПЕРЕЖИВАНИЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ, ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТА – СУТЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ ИСКУССТВА НА ЧЕЛОВЕКА. Дети в высшей степени способны к этому переживанию. Сопереживая противоречивым эмоциям лирического героя, они познают жизнь.
13. Детская литература НЕ ПРИЕМЛЕТ ФАЛЬШИ, ГРУБОСТИ, ПОШЛОСТИ
Стихи для детей не бывают второсортными, ведь РЕБЁНОК ВОСПРИИМЧИВ К ЛЮБОГО РОДА НЕИСКРЕННОСТИ. Писать стихи для детей – великая ответственность.
14. КАКИЕ СТИХИ БОЛЬШЕ НРАВЯТСЯ ДЕТЯМ?
(перечислю темы стихов в порядке убывания предпочтений):
1. «Веселые стихи», дарящие детям двойное наслаждение от поэтического и очень значимого для них комического изображения действительности.
2. Тема «Я расту» — произведения, в которых поэтически преображаются хорошо известные маленькому читателю события детской жизни.
3. Пейзажная лирика для детей — стихи, соотносящиеся для детей с категорией «прекрасного» в силу того, что в них находит яркое словесное выражение уже известный им опыт эмоционального общения с природой.
Малыши открыты к новым чувствам, эмоциям и переживаниям. Воспринимая все новое с совершенно иной точки зрения, отличной от точки зрения взрослого человека, дети и выражают свои мысли порой крайне неожиданно.
Если вы пишете для детей, но все еще не уверены, что ваши стихи хороши, то дайте их почитать или послушать детям. МАЛЕНЬКИЕ СЛУШАТЕЛИ НЕ МОГУТ ВРАТЬ, ИХ РЕАКЦИЯ ТОЧНО СКАЖЕТ — ХОРОШИЙ ЛИ ВЫ ДЕТСКИЙ ПОЭТ. А если вы оцениваете конкурс «Стихи для детей», то именно ребенок, которому вы прочтете выборку стихов (предварительно удалив из пакета все произведения с ошибками речи) точнее всего подскажет вам, какие стихи участников достойны самых высших баллов.Успехов вам!
Как писать хорошие стихи для детей? |
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
|
|