Как написать диплом если ничего не понимаешь

Если хотите побыстрее сдать дипломную работу и начать профессиональную карьеру, нужно не только найти необходимую информацию для итоговой работы, но и знать, как эту дипломную работу правильно оформить. Кстати, многое о том, как написать дипломную работу самостоятельно (для чайников), вы уже можете найти на нашем телеграм-канале. А тут мы собрали только самую важную и полезную информацию.

На этапе подготовки

Выбор научного руководителя

Сложно ли писать диплом самому? Многое зависит от выбора не только темы работы, но и научного руководителя. Поэтому они тщательно присматриваются к преподавателям в университете.

Не стесняйтесь узнавать, как защитили старшекурсники. Они подскажут, как тот или иной преподаватель ведет себя на этапе написания диплома и на защите.

Почему так важно выбрать хорошего руководителя? От этого будет зависеть, сколько раз вы будете отправлены на доработку. Одни преподаватели могут с первого раза подробно описать все недочеты и недоработки, чтобы студент не терял напрасно время и работал по существу.

Другие же будут раз за разом отказывать в принятии работы, ссылаясь то на недостаточную уникальность, то на неверное оформление литературных источников, то на нехватку объема дипломной.

В конце концов, вы должны помнить, что именно этот человек (в идеале) будет ставить свою оценку в рецензии на дипломную работу. Если, по мнению научного руководителя, работа не соответствует теме, не выполнены задачи, пропущены промежуточные сроки по сдаче глав и т.д., руководитель может написать отрицательный отзыв или написать в отзыве «присвоение квалификации возможно при условии успешной защиты».

Такие формулировки сразу же обращают на себя внимание Государственной аттестационной комиссии и влекут за собой дополнительные вопросы, а иногда и негативную оценку по защите.

Так что уж постарайтесь выбрать себе руководителя, который будет если не помогать, то хотя бы не мешать.

Выбор темы

Первое, с чем придется столкнуться выпускнику, – выбор темы для дипломной работы.

А правильный выбор темы дипломной работы означает, что вы защититесь на отлично.

Выбирать тему можно следующим образом:

  • выбрать тему по интересам;
  • продолжить тему предыдущих курсовых проектов;
  • определить тему, исходя из планов в будущей профессиональной деятельности;
  • воспользоваться помощью преподавателя.

Если хотите быстро написать дипломную, подумайте, как из курсовой сделать дипломную работу. В этом случае большая часть исследований, оформлений и приложений у вас уже готова.

Написание плана

Но прежде чем дойти до непосредственного написания работы, придется хорошенько поломать голову над тем, как правильно составить и написать план дипломной работы. Но так ли он нужен? Может быть, вполне можно обойтись и без него?

К пятому году учебы студенты получают такую массу информации (полезной, а порой – и не очень), что едва ли она будет систематизирована и упорядочена в их головах. Мысли все время путаются, одна информация норовит заместить другую. И наличие одного лишь подвешенного языка и подходящего характера у студента для сдачи диплома не спасут вас на защите.

Как не переборщить и написать такой диплом, в котором будет все необходимое и не будет ничего лишнего?

Именно для этого и нужно знать, как составить план дипломной работы. Это своего рода «график», который позволит вам соблюдать четкую последовательность ведения работ, структурировать ход собственных мыслей и донести до слушателей всю важную информацию в лаконичной форме.

План решает следующие задачи:

  • раскрыть тему диплома полностью и всесторонне;
  • показать его актуальность и целесообразность;
  • подобрать оптимальную методологическую базу;
  • логично и последовательно изложить ход мыслей;
  • прийти к объективным выходам;
  • не забыть про прикладную часть (таблицы, схемы, рисунки и т.д.).

Лучше своевременно оговорить все спорные моменты, чтобы потом не жалеть о впустую потраченном времени. Впрочем, даже потерянное время не так страшно, как испорченное впечатление о готовой работе.

Чтобы работа пришлась по душе приемной комиссии, в план должны быть включены следующие пункты:

  1. Введение работы.
  2. Теоретическая часть.
  3. Практическая часть.
  4. Доказательства научной новизны.
  5. Заключение.
  6. Выводы.
  7. Библиографический список.
  8. Приложения.

Каждая часть должна быть детально расписана и логически завершена. А в плане стоит отображать лишь основную мысль, суть всей главы, а также подпункты, если вы планируете внести их в содержание.

На этапе написания

Написание диплома – сложная штука. Вам придется не просто описать все проведенные исследования в мельчайших подробностях, но и грамотно оформить их.

Структура диплома

Итак, зная структуру, вы узнаете, как правильно написать дипломную работу самостоятельно. И по ГОСТам каждый диплом состоит из следующих обязательных элементов:

  • титульный лист,
  • оглавление,
  • аннотация,
  • перечисление основных терминов и их определения, аббревиатур с краткой расшифровкой,
  • введение на пять страниц,
  • основная часть (теория и практика, разбитые на параграфы по 5 страниц каждый),
  • заключение на две-три страницы
  • библиографический список,
  • приложения.

Определение цели и задач диплома

И перед тем, как написать дипломную работу самому, необходимо определить для себя два важных пункта: цель и задачи.

Вот почему одним из требований к написанию ВКР выступает не формальный, а творческий подход к выбору темы, составлению плана выполнения выпускной квалификационной работы, а также порядку ее написания и оформлению.

  1. Цель. Диплом является систематизацией и закреплением теории в определенной специальности в ходе решения практических задач по исследованию и анализу, выявлению способностей к самостоятельной работе.
  2. Задачи. Задачи необходимо четко формулировать: изучить и формулировать литературу по теме; исследовать и выучить основные термины и понятия по данной теме; выявить и проанализировать влияние некоторых показателей на развитие данной темы; дать собственные рекомендации на тему усовершенствования вопроса по заданной теме.

Теперь более подробно по каждому пункту дипломной работы.

Титульный лист

Любой диплом начинается с грамотного оформления титульного листа.

На этой странице должна содержаться следующая информация:

  1. Полное название вуза, факультета и кафедры. Пишутся на первых трех строчках титульного листа с выравниванием по центру и шрифтом Times New Roman, размер 14.
  2. Тема дипломного проекта. Должна размещаться в центре и помещаться в одну или несколько строк. Шрифт названия темы – полужирный Arial прописными буквами 20 размера. В названии не допускаются сокращения и переносы слов.
  3. Фамилия, имя и отчество студента, форма его обучения (заочная, дневная или вечерняя). фамилия и инициалы, звание и ученая степень научного руководителя дипломного проекта. Помещаются на 3 строки, о научном руководителе – в 2 строки. Они помещаются внизу справа от названия темы. Шрифт — Times New Roman, размер 14, с выравниванием по левому краю, с отступом вправо на 8,5 см. Ф. И. О. руководителя и автора дипломной пишутся полужирным шрифтом.
  4. Город и год написания диплома. Находятся внизу в центре страницы на двух последних строчках и пишутся шрифтом Times New Roman, размер 14 с выравниванием по центру.

Нельзя недооценивать оформление титульного листа диплома: это ваш пропуск на защиту.

Содержание

Содержание – это, по сути, тот же план дипломной работы, только в более развернутом виде и с указанием места расположения информации. Но студенты терпеть не могут выполнять именно эту часть работы за то, что понадобятся дополнительные знания и усидчивость для грамотного оформления оглавления проекта.

Оглавление дипломной работы никак не связано с литературным жанром. Здесь непозволительно использовать намеки и загадки. Существуют определенные требования о том, как нужно правильно написать содержание дипломной работы:

  • отражение всех вопросов, затрагиваемых в работе;
  • взаимосвязанное раскрытие итогов исследования;
  • четкость и последовательность изложенных данных;
  • обязательное написание в виде неразрывных повествовательных предложений, а не восклицательных или вопросительных.

Если знать, как составить содержание дипломной работы, то в итоге получится четкое перечисление основной информации, четкий план диплома. Здесь студент перечисляет все имеющиеся в работе:

  • разделы,
  • подразделы,
  • пункты,
  • подпункты,
  • параграфы, а также страницы, им соответствующие.

Правильное оформление содержания диплома по ГОСТу 2023 должно выглядеть следующим образом:

  • названия глав (заголовки первого уровня) – 14 размер полужирный шрифт Times New Roman,
  • названия параграфов (заголовки второго уровня) – 14 размер нормальный шрифт Times New Roman,
  • названия пунктов (заголовки третьего уровня) — 14 размер курсивный шрифт Times New Roman.

Делать это не обязательно вручную. Можно воспользоваться функциями Microsoft Word что позволит написать содержание в ворде быстро и качественно.

Введение к диплому

Многие считают, что во введении можно как в сочинении писать свои мысли и плавно подводить к основной сути. Навсегда забудьте этот вздор! Именно с введения начинается знакомство руководителя и членов комиссии с вашим трудом. Вот почему крайне важно максимально качественно подойти к написанию введения к диплому.

Из введения должно быть понятно, с какой целью был написан диплом, какие проблемы он освещает, а также какие методы решения этих проблем планируется использовать.

Итак, в этой части работы всегда будут:

  • актуальность работы;
  • цель и задачи дипломного проекта;
  • знакомство с объектом и предметом исследования;
  • перечисление методологических основ исследования;
  • описание научной и практической значимости квалификационной работы;
  • гипотеза исследования.

До начала работы обязательно следует оговорить все тонкости с научным руководителем. Иногда, если спросить у него, как правильно написать введение в дипломной работе, он может указать на необходимость перечисления основных глав, параграфов, разделов с кратким содержанием или основной мыслью. Но это не для всех работ и отраслей.

До того как написать введение для дипломной работы, вы должны найти пример в методичке или спросить у научного руководителя о приемлемом для него объеме. Если он не выкажет собственных предпочтений, придерживайтесь стандартных норм:

  • стандартный объем введения — 2-4 страницы;
  • 5 страниц – максимально допустимый объем.

Помните: в этих трех-четырех страницах вам нужно будет очень кратко и по делу описать главные аспекты труда.

Основная часть

С чего начать написание диплома? Правильно, с самого главного! А в дипломной работе самое главное – это теоретическая и практическая часть.

  1. Теоретическая часть.

Теоретическая часть состоит из нескольких глав (3-4) общим объемом примерно в 15 листов формата А4. Здесь автор описывает методы выполнения дипломной работы, указанные во введении, но делает это более подробно. Часто теоретическую часть называют литературным обзором, где описывается многоплановый анализ проблемы.

Задача автора в этой части – дать максимально полную характеристику изучаемой проблемы, сопоставить и проанализировать разные точки зрения, определить подходы к исследованию указанных проблем. В конце теоретической части автор знакомит слушателей/читателей с собственными взглядами на проблему, пытается найти пути ее решения.

  1. Практическая часть.

Во второй главе диплома описывается ход проведения исследования, указываются все этапы его проведения, подводятся общие выводы. В практической части приводятся точные результаты с их подробным анализом, а также обоснованные практические рекомендации по повышению эффективности изученных процессов.

Здесь студент обязан продемонстрировать теоретические и практические навыки, полученные в ходе всего обучения в вузе. Суть этой части – описание личного вклада студента в сферу исследования. То есть выпускник должен предоставить комиссии новый, ранее неизведанный способ решения проблемы, а также опробовать его и рассказать о результатах.

Заключение дипломной работы

Сложность написания хорошего(!) заключения состоит в том, что в нем нужно отразить собственные выводы по работе, а не фразы из учебника, схемы и диаграммы с расчетами. Окончание работы – это комплексное и логичное выражение своих мыслей, подведение итога работы.

Данный раздел следует сразу после основной части и перед библиографическим списком (списком литературы). Сюда входят следующие элементы:

  1. Выводы по теоретическим и практическим аспектам работы, которые были получены в ходе исследования.
  2. Оценка и результаты эмпирического исследования с описанием выводов.
  3. Предложения, которые позволят устранить выявленные в работе проблемы, а также описание их практической значимости.
  4. Итог проделанной работы (успешность достижения поставленной цели и выполнения задач).

К написанию заключения стоит отнестись весьма серьезно, ведь введение и заключение кратко характеризуют всю проделанную работу. На этом этапе можно по-быстрому увидеть все результаты и решенные задачи. Если попадется ленивый рецензент, то он будет судить работу именно по этой части.

Список литературы

У многих студентов возникают проблемы с тем, как правильно написать и оформлять литературу в дипломе. Первое, что необходимо помнить, – библиографический список перечисляется в порядке важности материалов. Порядок важности такой:

  • нормативные акты;
  • статистические источники;
  • учебные пособия в алфавитном порядке;
  • книги на иностранном языке;
  • источники из интернета.

Немного по-разному может производиться оформление статей из журналов, электронных источников, учебников вузов, учебных пособий, материалов конференций, методических источников. И в ГОСТах строго прописано, как оформлять списки литературы в дипломе. Поэтому определитесь с типом источника и смотрите образцы.

Приложения

Качество оформления приложений в дипломе играет огромную роль. Зная, как правильно оформить приложения в дипломе, вы сможете грамотно резюмировать вашу работу, сделать ее более понятной. В приложение дипломной работы входят:

  • рисунки,
  • таблицы,
  • графические наглядные материалы.

Существуют определенные стандарты, которые необходимо соблюдать при создании приложений к диплому. Вот основные из них:

  1. Каждое новое приложение начинается с чистой страницы. Сверху в центре пишется заголовок «ПРИЛОЖЕНИЕ» с причисленным ему порядковым номером, соответствующем ссылке в тексте работы. Под ним идет заголовок таблицы, рисунка или другого графического объекта (начинается с прописной буквы с отдельной строки по центру).
  2. Нумерация приложений можно оформлять кириллицей (кроме о, ё, й, з, ь, ч, ъ, ы) или латиницей (кроме букв I, O). Если количество приложений превышает количество букв одного из алфавитов, можно использовать арабские цифры. Если к диплому прилагается лишь одно приложение, оно обозначается заглавной буквой А.
  3. Нумерация страниц приложений должна быть сквозной. Она начинается с первой цифры с первой страницы приложения.

Особое внимание обратите на то, как следует оформлять таблицы в дипломе. Этот графический элемент позволяет улучшить наглядность примеров и расчетов. Мы хотим рассказать вам как раз о том, как это правильно делать. Каждый рисунок, графический объект и таблица непременно нумеруются одним из следующих способов:

  1. Сквозная нумерация по ходу дипломного проекта.
  2. Новая нумерация с началом каждой новой главы.

При создании приложений также пролистайте материалы о том, как правильно оформлять схемы в дипломе, если ваша работа технической направленности. И если с остальными видами предоставления информации все понятно, то схемы вызывают у студентов больше всего вопросов. Давайте разбираться, как правильно оформлять схемы в дипломной работе.

Схема должна быть понятной и наглядной, вся информация должна представляться последовательной. Все надписи должны быть хорошо видны и выполнены в том же стиле, что и другие графические объекты в дипломной работе.

Линии схемы должны быть четкими. У всех элементов должны быть хорошо различимые границы.

В правильно составленной схеме можно легко различить связи и последовательности. Надписи должны емко отражать суть схемы и всех происходящих процессов, которые вы хотите описать.

После написания основной части важно проверить ее на антиплагиат. Это актуально для тех, кому важно знать, как написать дипломную работу без плагиата и не дорабатывать ее десяток раз.

Методика написания диплома

Существует определенная методика написания диплома, качество выполнения которого в первую очередь оценивает комиссия.

Итак, вот основные пункты, на которые стоит обратить внимание при подготовке к сдаче.

Объем работы

По объему рукопись не должна быть чрезмерно большой. При стандартном шрифте 14 кеглем на листах формата А4 оптимальный размер работы – 50 листов.

Конечно, это не закон, и при необходимости вы можете превысить указанную цифру. Но скорее всего лишний объем просто не будет учтен членами комиссии (проще говоря, лишние листы даже не будут прочтены).

Оформление

ГОСТы были созданы для того, чтобы кто-то их соблюдал. Поэтому любой учащийся при подготовке дипломной должен уметь грамотно ее оформлять, ведь соответствие нормам – первое, на что смотрят члены ГАК.

Не стоит надеяться, что научный руководитель или члены ГАК не обратят внимания на некорректное оформление. В рецензии даже есть пункт, оценивающий качество оформления работы.

Итак, аккуратно подготовленный документ должен быть написан:

  • в строгом научном стиле;
  • внятно, логично, последовательно;
  • с изложенными основными материалами, необходимыми для выпускной работы.

Основные материалы для выпускной работы – это постановка целей и задач, довод научных публикаций по тематике, описание методов и этапов решения задач, демонстрация и анализ полученных результатов.

Стандарт оформления дипломных работ: общее

Существуют различные требования к оформлению дипломной работы 2019 года. Без их соблюдения работу не примет ни научный руководитель, ни комиссия.

Например, есть четкие правила оформления выпускной работы:

  • дипломная работа выполняется на белых листах бумаги формата А4;
  • объем (размер) дипломной работы должен составлять до 80 страниц (по согласованию с руководителем);
  • форматирование текста: отступы дипломной работы слева – 3 см, отступы справа – 1 см, отступы сверху и снизу – 2 см;
  • стандартный шрифт при оформлении дипломного проекта — Times New Roman, кегль 14, с межстрочным интервалом в 1-1,5;
  • заголовки пишутся с заглавной буквы и помещаются по центру строки;
  • новый пункт дипломной работы начинается с нового листа;
  • название каждой главы пишется БОЛЬШИМИ БУКВАМИ. Название параграфа – обычными буквами, но с Заглавной первой буквы;
  • все страницы дипломного проекта при оформлении нумеруются, кроме титульного листа и содержания;
  • нумерация страниц размещается в нижнем правом углу страницы;
  • после номера главы точка ставится, а после номера параграфа нет.

Оформление списков и рамок диплома

Посмотрите, правильно ли у вас выполнено оформление списков и рамок в дипломе.

Правила оформления списков:

  1. Оформлять списки можно по-разному: в виде пунктов или подпунктов.
  2. Маркер должен быть проставлен перед каждым новым перечислением. При этом сам маркер должен быть стандартным, общепринятым (точка или тире для ненумерованного списка).
  3. Перечисления можно детализировать при помощи арабских цифр. Иными словами: использовать нумерованный список. Как правило, после каждой цифры ставится закрывающая круглая скобка. В этом случае составляющие списка после нумерации пишутся с маленькой буквы.

Каждое новое перечисление пишется с новой строки. Величина абзацного отступа стандартная – 12,5 мм.

А вот главные параметры рамок диплома:

  1. Нижнее и верхнее поле – 20 мм
  2. Правое поле – 10 мм
  3. Левое поле – 25 мм

При необходимости (как правило, для студентов технических специальностей) дипломная работа обрамляется в специальную рамку. По ГОСТу 2.106-96 ее необходимо выполнять по форме 5 и 5а.

Оформление сносок и ссылок

Есть определенные требования, как оформить сноски и ссылки в дипломе. Звучит смешно, но именно это может повлиять на решение комиссии.

Существует несколько видов сносок:

  • внутритекстовые;
  • подстрочные;
  • затекстовые (ссылки).

Однако по ГОСТу сноски в дипломной работе следует располагать сразу же под текстом (таблицей, рисунком) или в конце страницы, на которых он расположен.

Все, с оформлением покончили. Теперь переходим к финальной части, которая тоже потребует от вас определенных сил.

На этапе завершения

Не думайте, что по окончании написания дипломной работы можно наконец расслабиться и пуститься во все тяжкие. Самое время навести внешний лоск, добавить кое-какие документы.

Давайте разбираться, что обязательно нужно сделать после написания диплома и перед защитой.

Написание рецензии, аннотации, пояснительной записки к диплому

Аннотация

Аннотация – это краткое описание к диплому с краткой характеристикой содержания. Она не является самостоятельным документом. Ее нельзя использовать отдельно от диплома, поэтому ее прикладывают к работе до прошивания.

Написание аннотации к диплому – своеобразное отражение проблем, которые раскрываются во всех главах. При прочтении аннотации читатель сразу должен сформировать у себя четкое понимание того, о чем пойдет речь в работе.

Аннотация может быть составлена в двух видах:

  1. В кратком варианте. Размер этого документа вполне может не превышать 0,5 стандартного листа А4. Здесь достаточно описать методологию проведения исследования и указать цели.
  2. В расширенном варианте. В этом случае размер документа должен занимать от 1-2 до 3-4 листов. Здесь следует указывать основную информацию и собственный отзыв обо всех существенных и значимых моментах в проведенном исследовании. Нужно указывать и ключевые этапы проведения исследования и приводить обоснованные выводы.

Не стоит недооценивать важность аннотации. Это лицо вашего диплома. Часто достаточно лишь взглянуть на нее, чтобы понять суть труда в целом.

Рецензия

Написанием рецензии занимается рецензент – человек с дипломом (а еще лучше – с научной степенью) по специальности дипломного проекта.

Если удалось найти рецензента, не надейтесь, что он сам напишет рецензию. Такие люди слишком заняты, чтобы тратить свое время. Позаботьтесь о том, чтобы у вас все было готово, а рецензент мог только поставить подпись под написанным.

Вот основные черты, которыми должна обладать хорошая рецензия:

  • выдержанность в одном стиле;
  • соответствующее оформление и четкая структура;
  • наличие полноценного анализа дипломного проекта.

Помните: вы, то есть рецензент, пишете не эссе и не отзыв, которым свойственен свободный стиль написания. У рецензии есть четкая структура. А вот форма может быть свободной.

Оформление рецензии:

  1. Объем – не больше одной страницы формата А4.
  2. Шрифт — Times New Roman.
  3. Размер шрифта – 14 кегль.
  4. Одинарный межстрочный интервал.
  5. Отступы – 2 см снизу и сверху, 3 см слева, 1 см справа.
  6. Наличие подписи рецензента.

Пояснительная записка

Пояснительная записка к диплому (курсовой) – это официальный документ, по которому выставляется итоговая оценка за весь проект, а в случае дипломной работы – присваивается квалификация.

Крайне важно соблюдать правила написания пояснительной записки, ведь этот документ не только представляется комиссии, но и будет храниться еще несколько лет в архиве, который регулярно проверяется. И если будут выявлены несоответствия – жди беды.

Пояснительная записка к дипломному проекту должна соответствовать следующим требованиям:

  • объем – до 80 страниц;
  • оформление на листах формата А4;
  • написание 14 шрифтом.

Создание презентации к дипломной работе

Компьютерная презентация – самый яркий момент в защите диплома. В недавнем прошлом выпускники должны были вручную создавать бумажные плакаты. И отнимало это почти столько же времени, сколько написание самой дипломной работы.

Сегодня же в вашем распоряжении компьютеры, с помощью которых оформление презентации к докладу или диплому может занять всего несколько часов.

Презентация нужна для того, чтобы облегчить работу членов комиссии. Благодаря ей существенно облегчается визуальное восприятие информации, а время прослушивания доклада сокращается с нескольких часов до нескольких минут.

На сегодняшний день не существует каких-то строгих и четких требований к оформлению презентации дипломной работы. Однако есть общие положения, рекомендации, советы в составлении презентации в составлении презентации, следуя которым можно повлиять на свою защиту.

Теперь более конкретно по важным пунктам о том, как правильно создать презентацию к диплому:

  1. Шрифт. Для создания презентации рекомендуют использовать шрифты Arial или Times New Roman. Это обусловлено тем, что эти шрифты есть на любом компьютере. Если же использовать редкий шрифт, то при использовании презентации на неизвестном компьютере, в котором нет используемого шрифта, на экране будут отображаться квадратики или непонятные символы. Печатайте информацию 24 кеглем без использования CapsLock. Если вам нужно выделить слово или выражение, используйте лучше полужирный шрифт.
  2. Графика. С ее помощью вы можете проиллюстрировать информацию, которую хотите представить комиссии на защите. При использовании диаграмм или графиков обязательно указывайте на слайдах внизу расшифровку сокращений. При этом каждая иллюстрация должна сопровождаться подписью.
  3. Таблицы. Программы для презентаций, как правило, не любят таблиц. Если вы хотите поместить чрезвычайно важную информацию в форме таблицы, вставьте ее в слайд как картинку, используя, например,
  4. Анимация. Анимацию не следует использовать, если вы, не выпускник режиссерских специальностей. Исчезание, всплывание, растворение надписей оказывает впечатление несерьезности, что вовсе ни к чему при защите дипломной работы.
  5. Звуковые эффекты. Старайтесь не использовать никаких звуков из пакета программы для создания презентации. Они будут мешать сосредоточиться на смысловой составляющей работы
  6. Количество слайдов. Для защиты дипломной работы рекомендуется создавать презентацию объемом не больше 25 слайдов (включая выходные данные). В среднем комиссия отводит на каждого выпускника не более 10-12 минут своего времени. Рассчитывайте на то, чтобы успеть вписаться в этот временной промежуток.

А вот и частые ошибки при составлении презентации:

  • опечатки,
  • использование чужого компьютера,
  • применение мультимедийных файлов,
  • мелкий шрифт,
  • написание в последний день.

И еще один важный совет напоследок: обязательно создавайте резервную копию и носите ее с собой. Имея флэшку с презентацией, вы всегда сможете воспроизвести ее, если аппаратура вуза вдруг заглючила. Достаточно найти студента с лэптопом.

Написание доклада и речи к дипломной работе

При подготовке к защите следует изучить информацию о том, как написать доклад к дипломной работе.

Доклад пишется на 3-4 листа формата А4 и состоит из основного текста (краткое изложение дипломной работы) с выводами, раздаточных материалов, самой презентации.

В содержание доклада должны быть включены следующие пункты:

  1. Актуальность работы (2-3 предложения достаточно).
  2. Характеристика объекта и предмета исследования.
  3. Перечисление используемых методов исследования.
  4. Описание поставленных целей и задач.
  5. Логически составленный краткий рассказ о том, как вы решали поставленные задачи и к каким выводам пришли (краткий пересказ всех глав диплома с выводами).
  6. Внесение предложений и рекомендаций по улучшению и оптимизации предмета и объекта исследования.
  7. Приведение фактов научной и практической ценности предложений студента и выпускной квалификационной работы в целом.

Грамотная четко продуманная речь к диплому – важная составляющая успеха. Мало просто написать речь к дипломной работе, нужно еще и уметь красиво рассказать о своей работе. Иначе комиссия может ненароком расстроиться и потерять к вам всякий интерес.

Итак, вот дельные рекомендации о том, как написать речь на защиту диплома:

  1. Как написать защитное слово (речь) к диплому? Написать сам диплом. Не стоит составлять защиту диплома, не изучив свой диплом досконально. Перечитайте материал, пусть он «уложится» в голове. После этого можно начинать. Но как защитить диплом если писал не сам? То же самое — хорошенько изучите работу перед защитой.
  2. Помните о времени. Как правило, защита диплома длится недолго. Как говорится, 10 минут позора – и можно расслабиться. Поэтому не стоит напрямую переписывать весь диплом в свою речь. Пусть доклад будет помощником, шпаргалкой, в соответствии с которой будет проще рассказывать о сути исследований.
  3. Перед тем как написать защитное слово к дипломной работе, вместе с научным руководителем подумайте о возможных вопросах, которые может задать почтенная комиссия. Информацию, которая поможет с ответами, целесообразно включить в речь.
  4. Используйте информацию из введения и заключения. Укажите, какова была задача диплома, как она решалась, что было сделано и что получили в итоге. В речи должна быть отражена самая суть, квинтэссенция вашей работы, так что добавьте в нее выводы из каждой главы.
  5. Репетируйте защиту перед зеркалом. Или перед друзьями. Во-первых, это забавно. А во-вторых, уже стоя перед комиссией, вы не будете чувствовать большого дискомфорта, так как «на репетиции» уже побывали в этой ситуации. К тому же, так вы сможете подогнать речь под четко заданные временные рамки.
  6. Хотите быть образцом того, как написать речь для защиты диплома? Сделайте презентацию.

Подготовка ко дню Х

Ну что, готовы? Конечно, нет! Готовым можно быть только к чему-то положительному, чего вы ждете с нетерпением. А момента защиты каждый пытается избежать, оттянуть его до последней секунды.

Впрочем, соблюдайте несколько советов, которые помогут вам безболезненно пережить этот день:

1.Предварительно узнайте, как проходит защита в вашем вузе (колледже или техникуме). Это позволит подготовиться морально к вопросам, узнать более детально о поведении членов комиссии и получить много другой полезной информации.

2.Научитесь расслабляться. Ромашковый чай, медитация, арт-терапия – существует множество способов забыть о волнении и справиться с нервозностью.

3.Обязательно выполните проверку работы. Есть множество сервисов, позволяющих обнаружить ошибки, плагиат и другие неприятные фрагменты в работе и не опозориться.

В общем, вопрос о том, как написать диплом (за неделю или месяц – не важно), мы раскрыли сполна. Но остался один нюанс, который хотят знать все студенты, но никто не решается спросить напрямую.

Что делать, если не защитил диплом?

Что ж, бывает и такое. Но вы должны знать, что если провалили диплом, жизнь на этом не заканчивается.

А можно ли не защитить диплом в принципе? Да, конечно можно! Правда, для этого придется постараться. Правда, если вы уделяли ему хоть какое-то время и не видите документ на защите впервые, сделать это будет очень сложно. Рассмотрим сначала, по каким причинам такая ситуация может произойти.

  1. Вы не успели подготовить работу к сроку.
  2. Вы не явились на защиту.
  3. Вы не получили допуск из-за отрицательного отзыва преподавателя.
  4. Вы провалили саму защиту.

Если это все-таки случилось, то ваша судьба окажется в руках Аттестационной Комиссии. Комиссия посмотрит и решит, как ей покажется лучше. Либо вам-таки дадут время на исправления и предоставят возможность пересдать диплом «по-быстрому», либо выдадут новую тему, справку об обучении, и придется сделать диплом в следующем году.

Как это пережить?

Просто нужно начать писать диплом задолго до планируемой сдачи. Полгода – вполне достаточный срок, чтобы решить все проблемные моменты при написании финальной работы.

Впрочем, для идеального диплома иногда совершенно не обязательно прилагать титанические усилия. Это же касается тех, кто думает, как быстро написать диплом качественно, чтобы он прошел антиплагиат с первого раза. Иногда достаточно просто обратиться в специальный студенческий сервис, где профессионально занимаются написанием дипломной работы.

Вопрос/ответ

Как написать план дипломной работы?

План дипломной работы — это:

  1. Введение работы.
  2. Теоретическая часть.
  3. Практическая часть.
  4. Доказательства научной новизны.
  5. Заключение.
  6. Выводы.
  7. Библиографический список.
  8. Приложения.

Дальше ориентируйтесь на своё содержание.

Как написать введение к диплому?

Из введения должно быть понятно, с какой целью был написан диплом, какие проблемы он освещает, а также какие методы решения этих проблем планируется использовать.

Итак, в этой части работы всегда будут:

  • актуальность работы;
  • цель и задачи дипломного проекта;
  • знакомство с объектом и предметом исследования;
  • перечисление методологических основ исследования;
  • описание научной и практической значимости квалификационной работы;
  • гипотеза исследования.

Стандартный объем введения — 2-4 страницы.

Страх чистого листа — состояние, с которым сталкиваются многие писатели, копирайтеры и, в нашем случае, исследователи. Кто-то не уверен в себе и думает, что не справится с работой из-за объема, а кто-то просто не знает, с какой стороны подступиться к исследованию. Вместе со студенткой 4-го курса Вышки Анной Исипчук разбираемся, как перестать бояться своей работы, начать что-то делать и не проводить бессонные ночи в попытке успеть все за 24 часа.

Проблема прокрастинации одолевает каждого студента. Ты понимаешь всю важность написания итоговой работы, обещаешь не писать ее в последний момент как тогда…в прошлом году, даже пару раз встречаешься с научником и выходишь от него замотивированным, с уверенностью, что напишешь работу задолго до сдачи, и все будет хорошо. А дальше все как во сне: вечером ты уже встречаешься с друзьями, гуляешь с собакой или смотришь очень важный сериал. Проснувшись где-то между началом и серединой апреля, ты понимаешь — откладывать больше нельзя. С чего начать?

Дедлайн был вчера

Для начала необходимо определиться, сколько точно времени осталось до загрузки текста в LMS — лучше отметить эту дату жирным красным маркером. Исходя из этого, анализируем свой ежедневный график и выделяем несколько часов в день исключительно на написание работы: это может быть час или полдня, но в этот период не стоит отвлекаться на уведомления в соцсетях или просмотр сериалов. 

Вспоминаем, о чем наше исследование и вдохновляемся

Тему для работы выбирали еще полгода назад, так что она вполне могла вылететь из памяти. Лучше заглянуть в LMS и проверить правильность перевода темы на английский язык и наличие орфографических ошибок.

Чтобы вдохновиться своим исследованием, рекомендую поискать похожие работы в нужной сфере. Исследования других студентов Вышки можно найти в базе ВКР, а если работы не оказалось в свободном доступе, можно вежливо попросить текст у автора.

Порежь слона на бифштексы — его будет легче съесть

Суть этого приема проста — делим большую работу на маленькие подзадачи. В случае с дипломом или курсовой все еще проще, так как существуют четкие требования, из каких частей должно состоять исследование — по ним и стоит составлять план. 

Если нет понимания, что конкретно должно быть во введении или литературном обзоре, можно заглянуть в Телеграм-канал «Писать нельзя откладывать», где по пунктам объясняется, как выявить проблему или где найти подходящую литературу. Когда видишь, что часть работы уже сделана, идти к финишу проще.

Где искать материалы для моего исследования

В Интернете много полезной и открытой информации, но в бесплатной электронной библиотеке проще ориентироваться и находить литературу по нужной теме. Если вы еще не знаете, как оформить доступ к вышкинским базам, — переходите по ссылке. 

Не забываем и про альтернативные информационные ресурсы, например, eLIBRARY, КиберЛенинка и Академия Google хранят большое количество научных статей и исследований.

Научрук — верный друг

Многие студенты до последнего не обращаются к своим научным руководителям, прибегая к помощи в последний момент. Возможно, причина кроется в том, что студент недостаточно уверен в своей работе и боится осуждения со стороны преподавателя. Однако такой подход в корне неверен, так как научрук может помочь устранить недочеты исследования на начальном этапе, чтобы в самый последний момент не пришлось все переписывать. Не стоит забывать, что можно обращаться и к другим преподавателям. Очень часто они идут на встречу и консультируют не только своих студентов. 

А еще можно обращаться за советами к другим студентам. Например, найти человека с помощью Телеграм-бота «Академический мэтчинг».

Важное дополнение: общаться со своим научником все-таки стоит, так как его оценка может повлиять на мнение комиссии об исследовательской работе студента.

Доверяй, но проверяй — себе

Готовые ресурсы и исследования часто используются студентами в процессе написания литобзора и других частей своей работы — в этом нет ничего криминального. Важно не забывать о строгом контроле оригинальности в Вышке, и периодически проверять работу на Антиплагиате, тем более для студентов теперь есть расширенный доступ, который точно определяет процент заимствований. Плохая работа — не приговор, а вот плагиат — это прямой путь к отчислению.

Пробуем комбинировать выполнение задач

В том случае, если времени остается совсем мало, можно ускорить процесс, работая над несколькими частями работы одновременно. При должной сноровке вполне можно писать обзор литературы в понедельник и собирать данные для эмпирической части работы во вторник. Оставлять исследовательскую часть на последний момент — не самая лучшая мысль, так как можно просто не успеть опросить необходимое количество респондентов.

Не забываем об отдыхе

Процесс написания объемной исследовательской работы требует больших трудозатрат и может приводить к эмоциональному и творческому выгоранию. Чтобы избежать таких последствий, не стоит забывать об отдыхе и жизни вне университета. Даже получасовая прогулка способствует повышению мозговой активности и улучшает самочувствие, а постоянное нахождение в душной комнате будет только тормозить вашу научную деятельность.

Диплом или курсовая — это, несомненно, боль каждого студента. Попробуйте не концентрироваться на негативных аспектах при работе над исследованием, а спросить себя: что хорошего даст мне это время? Возможно, вы глубже изучите интересующую вас тему или испытаете себя на стойкость характера. И, главное, помнить, что только от нас самих зависит, как мы относимся к тем или иным событиям в жизни и результат работы напрямую зависит от нашего к ней отношения. 

Не могу написать диплом…

27 ответов

Последний —

29 ноября 2022, 16:33
Перейти

Lexmechanic

Сочувствую. Какая тема диплома?

Ксения

Совершенствование рекламной деятельности.

Бухие бухи

Ну бесплатно Вам никто писать не будет. Не можете сама — платите деньги специалистам…

06 января 2014, 21:31

#10

06 января 2014, 21:34

#11

Как я вас понимаю, автор… У самой такая же ситуация была в прошлом году. Вроде тема нормальная, план составлен, науч рук адекватный — красота, садись и пиши! Ан нет. Как садилась за написание, так какой ступор нападал, что жуть! Вообще мозг отключался и я самой себе казалась наитупейшим созданием со стороны. Вот сейчас восстановилась в инсте на написание диплома, но уже более осмотрительна. Проблема основная в том, что диплом у нас должен быть не менее 100 страниц текста сплошняком, а я опасаюсь, что просто не найду столько материала. Но у меня время пока есть… Но некоторый страх всё же присутствует.

06 января 2014, 21:35

#12

06 января 2014, 21:36

#13

Гость

мы в советское время все расчеты-чертежи-эконом.обоснование—все сами делали днями и ночами..

а сейчас дипломники в ступоре..

06 января 2014, 22:05

#14

07 января 2014, 01:10

#15

07 января 2014, 16:01

#16

Бухие бухи

На вумане сидеть не мешает, значит и диплом писаьт не мешает. Я писала сама, работая. Нормально написала, на 5 защитила. И не болтологию, а инженерную специальность.

01 февраля 2016, 20:21

#30

29 февраля 2016, 14:03

#31

20 апреля 2017, 12:58

#39

16 декабря 2018, 10:03

#41

Эксперты Woman.ru

  • Эксперт

    Международный Институт

    Психология, психотерапия,…

    17 ответов

  • Эксперт

    Алёшина Мария

    Психолог

    72 ответа

  • Эксперт

    Владимир Титаренко

    Фитнес-нутрициолог

    172 ответа

  • Эксперт

    Токарь Дарья Анатольевна

    Фитнес-тренер

    53 ответа

  • Эксперт

    Иванова Светлана

    Коуч

    79 ответов

  • Эксперт

    Максим Сорокин

    Практикующий психолог

    1 044

  • Эксперт

    Анна Антончик

    Женский психолог

    160 ответов

  • Эксперт

    Мария Бурлакова

    Психолог

    335 ответов

  • Эксперт

    Мария Синяпкина

    Психолог-Сексолог

    92 ответа

  • Эксперт

    Кременецкая Мария

    Логопед — дефектолог

    44 ответа

Гость

мы в советское время все расчеты-чертежи-эконом.обоснование—все сами делали днями и ночами..

а сейчас дипломники в ступоре..

15 февраля 2022, 15:33

#43

Artjomka

Сегодня не так легко найти приличную компанию, где можно заказать дипломную работу. Приходится читать много отзывов, консультироваться, спрашивать советы у друзей. Поэтому пишу отзыв, т. к. думаю, многим студентам тоже придется выбирать исполнителя своих студенческих работ, а отзывы очень помогают получить действительно качественную работу. Мне помогли в Студии научных работ UniArtic, выполнили дипломную работу за очень приемлемую стоимость, которая с момента согласования не повысилась (так к сожалению тоже бывает у некоторых компаний), антиплагиат — высокий, сопровождали до защиты. Сделали и презентацию, и доклад бесплатно. Результатом я доволен, т. кю переделывать ничего не пришлось. На сайте этой студии можно оформить заявку, а с Вами уже свяжутся они сами, это очень удобно для иногородних. Все тонкости написания работы учли, ничего не упустили. Спасибо авторам UniArtic!

Наталья

Жесть! А потом удивляются почему у нас в России студенты такие необразованные
Даже диплом сами написать не могут, а что потом? Бараны в компаниях. Но это я разумеется не про всех, есть и исключения)

29 ноября 2022, 16:33

#46

Ксения

я уже пожалела что вовремя не заказала… а теперь сроки поджимают,

приходится работать с тем, что уже есть т.к. НР видел и малую долю одобрил, редактировать на заказ, думаю, этим не занимаются?

Защитить дипломную работу хорошо, так, чтобы ты сам был этим доволен – это все-таки важное дело, и к нему надо подойти со всей ответственностью.
Скорее всего, тебе больше никогда не придется делать выступления ни на каких конференциях или семинарах. Но опыт выступления, как и сам диплом, тебе всегда пригодится.
Чтобы не случилось заминок, застреваний или проколов в ходе доклада и чтобы потом не пугать других студентов историями про то, что тебе пришлось пережить, как мучили вопросами члены комиссии, как дотошно выспрашивали о самых главных положительных эффектах работы, и после этого поставили тройку, надо включить форсаж. Надо поднапрячься для подготовки к защите всего того, что тебе удалось вынести из обучения, оформить и предъявить комиссии после многолетних усилий.

Советы, которые точно помогут защитить диплом

Девять советов — это трижды три. Почему трижды три, — да потому, что не дважды два! Тут и попотеть придется!
Мало советов, но они железно работают!
Все из далее перечисленного стараться подготовить заранее. Итак.

Надо сделать диплом чуть-чуть пораньше, чем за двое суток до выступления, чтобы осталось немного времени самому все перечитать, исправить, понять и запомнить главное.

Совет 1. Не менее, чем за неделю до часа икс закончить любую писанину

Где взять материалы для дипломной работы? Конечно, можно было заказать план и отдельные части доклада в Лендипломе (там неплохо делают тезисные планы, введение, заключение к курсовикам), а презентацию и остальное делать параллельно с этим самому. Можно там заказать дипломную работу целиком. Тоже рабочий вариант, но с поправками на подготовку, о которых будет сказано далее.

Совет 2. Надо сделать содержание и форму, как требуется

Хорошо бы узнать есть ли в ВУЗе методичка с правилами оформления. Стили, шрифты, рамки, сноски и другие требования. Это надо точно знать прежде чем начинать работу над дипломом. Если диплом писал не сам, то вдумчиво прочти его (там может быть полный бред и надо знать, как его объяснить!).

Совет 3. Надо попросить друга или знакомого  прочитать и дать критику по дипломной работе

Часто бывает так, что дипломы пишутся за одну ночь незадолго до защиты, сам уже ничего не соображаешь, мозги замылены. Для объективного анализа сделанной работы требуется внимательно прочитать, а также со стороны прослушать весь доклад по дипломной работе от начала до конца. Свежий взгляд – он у большинства умников острый, если, конечно, мозг не тупой. Помни об этом.

Непосредственно перед выступлением заготовить материалы для защиты и репетировать

Совет 4. Надо подготовить или заказать текст доклада

Сократи в два раза заранее заготовленный текст. Доклад к защите делают все, но не все умеют контролировать время выступления. Надо отрепетировать декламацию, замеряя время. Главные пункты выделить, как тезисы, и несколько раз в день повторять эти фразы.

Совет 5. Надо подготовить (заказать) презентацию или слайды

Слайдов должно быть в количестве от 6 до 18 штук, так утверждают правила восприятия, известные из психологии. Слайды помогут удержать нить выступления. Замешкался – смотришь на экран. Желательно на слайде дать намек на следующий кадр, чтобы при переключении экрана не теряться.

Совет 6. Надо подготовить (заказать) раздаточные материалы

Подготовить их в количестве экземпляров по числу членов комиссии. В материалах можно «закопать» вопросы для членов комиссии. На вопросы наводят яркие (спорные) графики, таблицы. Преподавателям будет легче «откопать» вопросы , а тебе проще на часть вопросов заранее заготовить ответы. 

Во время защиты раздать материалы, включить слайды, глубоко выдохнуть и вперед!

Совет 7. Говорить выразительно, в меру громко, отчетливо и медленно

Нить доклада для тебя не должна теряться. Каждая последующая мысль должна быть связана с предыдущей. Только так логическая цепочка, звено за звеном, фраза за фразой, проведут восприятие членов комиссии от введения к заключению и выводам по работе. Рассказывая об основных моментах надо не забывать ссылаться на руководителя, говорить «по совету руководителя», «мы с руководителем», «мой руководитель». Членам комиссии  снизить оценку коллеге сложнее, чем студенту.

Совет 8. Держаться плана

План доклада должен быть написан крупным шрифтом, четко выверен и промаркирован по минутам. Сам доклад, слайды и раздатка всегда должны быть в поле зрения и под руками. Взгляд докладчика постоянно контролирует раздаточные материалы, реакции слушателей и картинки на экране (доске, плакате).

Совет 9. Обязательно отвечать на вопросы членов комиссии 

Отвечать на вопросы надо, отвечать с умным видом,причем, не обязательно правильно, но без явных ошибок.Если вопрос выходит за рамки темы или непонятен, то можно отвечать универсальным ответом, типа: «в работе не рассматривался, требует изучения»  Не молчите, лейте больше простой информации, главное, по теме – вам зачтется. Если будут «душить вопросом», то отвечать любыми своими словами, выученными по теме или универсальным ответом.

Если ты прислушался к этим советам, то у тебя очень даже может всё хорошо получиться. А если ты это все реально, не жалея сил и времени, сделал, то ты точно отлично защитишься!

28.02.2020 16:24

На дворе апрель, и многие студенты схватились за написание дипломов. Если вы не знаете, с чего начать, или не понимаете, как создать из ничего собственное исследование, паниковать не стоит. Если грамотно выстроить процесс, можно написать достойную работу без лишних нервов. Редакция Synergy Times поговорила с преподавателями вуза и составила подробную поэтапную инструкцию, как написать диплом гуманитарию.

Сузьте тему до одной частности и выберите малоизученный вопрос

Чтобы написать диплом без лишних трудозатрат, нужно согласовать с научруком такую тему, которая не заставит потеть. Писатель и учёный Умберто Эко в книге «Как написать диплом» предлагает лайфхак — сузить тему до одной частности и выбрать малоизученный вопрос.

Так вам не придётся читать по ней исследования «от Ноева потопа». А ещё, разобравшись в теме лучше комиссии, вы поставите её в проигрышное положение: вас будет сложно уличить в упущении какого-то автора или концепции, да и вообще на чём-либо подловить.

Например, Эко объясняет, что тема «Литература Италии послевоенного периода» — самоубийство, она необъятно широкая. А «Сравнение нескольких редакций “Римских рассказов”» или «Образ Рима в “Римских рассказах” Моравиа» — самое то: получится сделать оригинальную работу без чрезмерных трудозатрат.

Лучше всего взять классический материал ближе к современности, чем концепции и произведения живого автора или нечто на злобу дня (например, для журналистов). Так вы сможете оттолкнуться от интерпретаций и устоявшихся подходов других исследователей и не скатиться в болтологию уровня бульварной прессы.

Опираться на чужие исследования необходимо. Иначе вас упрекнут в антинаучности и «воде». Даже если вы, будучи философом, пишете на отвлечённую теоретическую тему «Понятие свободы», пусть это будет «Понятие свободы у Канта». В отдельной главе вы можете с ним аргументировано «поспорить».

Как найти первую работу >>

Проштудируйте методичку по своему направлению

В каждом вузе страны на любом факультете должны выдавать методичку о том, как написать диплом по их направлению подготовки. Как правило, сейчас студенты получают их в электронном виде. Методички создают в вузе под конкретную программу и выкладывают на сайте факультета или в электронной системе LMS.

«В методичке написано, какая структура должна быть у ВКР (выпускная квалификационная работа — то же самое, что диплом. — Прим. ред.). Есть рекомендации по содержанию — что должно быть написано в каждой части дипломной работы. Там же обозначают требования к оригинальности текста», — рассказала Synergy Times декан факультета педагогики и психологии университета «Синергия» Наталья Уварова.

Она отметила, что в методичках объясняют, как проводить исследование. А ещё там есть требования по оформлению титульного листа, списка литературы, сносок и других элементов работы. У разных вузов могут быть свои предпочтения по шрифтам в заголовках или оформлению таблиц. Но большинство рекомендаций основаны на текущих ГОСТах.

Методичка поможет вам не изобретать велосипед и написать работу быстро и так, как от вас этого ожидают в вузе.

15 Telegram-каналов для поиска работы >>

Определите подходящие для работы источники

Объект изучения в научной работе гуманитария — человек и результаты его духовной и социальной жизни. Предметом выступает текст или жизненное явление, по которому можно собрать статистику, результаты опросов, аудио- или видеозаписи и т. п.

Изучаемый текст, концепцию, явление и пр. называют первоисточником. Это либо первоиздание (самая первая публикация на конкретную тему), либо текст из академического издания (собрания текстов конкретного автора, которое готовят и комментируют учёные), либо оригинальный материал (например, видеорепортаж).

Всё, что об этом написано, — вторичный источник, или критическая литература, которая и сама может быть предметом изучения. Например, сочинения Анны Ахматовой — первоисточник. Статья литературоведа Романа Тименчика о пушкинских образах в творчестве Ахматовой — критическая литература, или второстепенный источник. 

Умберто Эко называет ключевые правила работы с этими материалами: они должны быть у вас под рукой, и вы должны читать их на языке оригинала.

Не беритесь изучать японскую философию, не зная японского. Меняйте тему диплома, если важнейшие статьи написаны на незнакомом языке. Если несколько вторичных источников написаны на редком для вашего региона языке, можно на них лишь сослаться (таким образом вы скажете, что знаете, что статья существует, но не читали её) или прочитать их на английском языке (пусть даже в виде резюме).

Критическая литература делится на основную, которая максимально повлияла на понимание какого-то автора, произведения, концепции, и второстепенную. Последнюю нужно знать, но не обязательно иметь под рукой: можно сделать конспекты и выписки нужных цитат.

Почему лениться — это полезно: правила эффективного ничегонеделания >>

Соберите нужные тексты и исследования

Если вы ещё не представляете, какие материалы должны быть у вас в библиографии, загляните в методичку — там будет список основных книг по вашему направлению.

Потом подойдите к научному руководителю или библиотекарю — они подскажут самые важные работы по теме. Также основную литературу можно найти в библиотеке в библиографическом указателе — электронном или обычном, в виде шкафчиков с карточками.

Это поможет вам составить базовый список первоисточников и главных второстепенных работ. Затем можно обратиться к электронным ресурсам, чтобы найти эти материалы и пополнить список собственными находками. Завкафедрой русского языка и литературы университета «Синергия» Елена Ушакова выделяет следующие ресурсы:

  • Национальная электронная библиотека (НЭБ). Это единое хранилище оцифрованных книг, авторефератов, монографий и пр. из всех библиотек страны с электронным каталогом. Сейчас в НЭБ находится пять миллионов документов.

  • Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU — крупнейший российский информационно-аналитический портал в области наук и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 38 млн научных публикаций. Там можно вести поиск по ключевым словам, авторам, названию книг или журналов, для этого на сайте есть специальный навигатор.

  • Научный портал Academia.edu — онлайн-хранилище научных статей, работающее в системе открытого доступа, и интернациональная социальная научная сеть учёных со всего мира. На портале находится 28 млн полнотекстовых PDF-файлов в свободном доступе.

  • «Национальный корпус русского языка» пригодится филологам. Там собраны оригинальные (непереводные) произведения художественной литературы, которые значимы с точки зрения культуры и лингвистически интересны. Ресурс предназначен для исследований лексики и грамматики языка, а также тонких, но непрерывных процессов языковых изменений, происходящих на протяжении одного-двух столетий.

  • Русский филологический портал Philology.ru предназначен для лингвистов и литературоведов. Здесь собраны научные материалы теоретического и прикладного характера: по психолингвистике, лингвоэкспертизе, преподаванию языков, мировой литературе фольклористике, теории литературы и пр.

Ещё в университетских и городских библиотеках есть подписки на зарубежные и российские онлайн-ресурсы. Как правило, там публикуют онлайн-версии академических журналов, исследований, книг по широкому кругу дисциплин, в том числе социальным и гуманитарным наукам. Среди самых известных ресурсов – Cambridge University Press (журналы), Proquest Eboock Central (книги), EBSCOhost (книги и периодика) и пр. Юристы могут бесплатно пользоваться сборниками правовых документов РФ «Консультант Плюс» и «Гарант.Ру».

10 онлайн-платформ для расширения кругозора и развития скилов >>

Систематизируйте информацию

Когда у вас наберётся список всех нужных книг, составьте каталог карточек с вашей библиографией. Так советует делать Умберто Эко в уже упомянутой книге. Он пользуется бумажными карточками, но вы можете их сделать, например, в виде таблицы в Google.

Пусть в каждой из них будут выходные данные книги, шифр (если книга библиотечная), её локация, пометка о значимости для вашей работы (например, «обяз. к прочтению», «нужна глава 2», «спор с учёным N» и т. п.). Да, вы потратите время. Но это облегчит создание текста: вы будете точно знать, откуда какие факты брать, и сможете ими быстро оперировать.

Также он советует систематизировать идеи. В этом помогают доски заданий вроде Trello. Например, вы заводите картотеку на писателя-фантаста Шекли с тематическими карточками «Параллелизмы», «Складки времени», «Противоречия» и заносите туда книги, можно с указанием глав и страниц, что где написано по теме.

Написание конспектов и выписка цитат из второстепенной литературы тоже поможет ускорить работу над финальным текстом и избавит от надобности покупать или ксерокопировать книги. Сразу фиксируйте выходные данные книги и номера страниц, где находится статья или цитата: в дипломе всегда нужны ссылки на источник.

В личных книгах, ксерокопиях, электронных версиях можно и нужно выделять цветом или подчёркиванием важные места. Делайте заметки на полях, закладки с идеями. Это не вандализм, а нормальный рабочий процесс. Книги создаются, чтобы их воспринимали, а не чтобы красиво стоять на полке.

Как вычислить недобросовестного работодателя >>

Решите проблему белого листа

«Для многих не так сложно написать дипломную, как начать это делать. Чтобы решить проблему белого листа, оформите титульный лист, оглавление и введение. Так у вас будет уже целых три готовых страницы, а также план дальнейшей работы» — советует шеф-редактор Synergy Times Елена Твёрдая, которая сейчас получает очередное высшее образование.

Из заглавия должна быть понятна основная идея диплома.

Оглавление – это последовательность задач, которые вам нужно решить, и тезисное содержание будущей работы. В идеале нужно к каждому пункту написать полтора-два абзаца идей, о чём должна пойти речь. В общем виде содержание может выглядеть так (точную схему смотрите в своей методичке): 

1. Постановка проблемы.

2. Опыт предшественников.

3. Наша гипотеза.

4. Данные, которыми мы располагаем.

5. Анализ этих данных.

6. Доказательство гипотезы.

7. Выводы. Перспективы продолжения данного исследования.

Смысл введения – показать читателю, что находится в фокусе внимания, а что – на периферии. Так, комиссия, пробежавшись по вашему диплому глазами, сразу поймёт, почему вы взяли определённую литературу, концепции и пр.

Во введении нужно обозначить:

— предмет/объект исследования;

— гипотезу, которую вы будете проверять;

— актуальность работы, то есть причину, почему вы выбрали эту тему;

— цель работы;

— задачи, то есть цепочку шагов по достижению цели;

— предполагаемый итог.

Главы можете разбить на подпункты, их может быть 2, 4, 5 – норматива нет. Главное – сказать всё, что нужно, но без лишней воды.

В выводах пишите основные результаты, чего удалось достичь в процессе исследования, и значимость этих результатов.

Помните – никто не ждёт от вас научных прорывов. Вы просто должны показать, что разбираетесь в профессиональных темах, умеете работать с фактами и достигать результатов.

Содержание

  1. Какие требования придётся запомнить?
  2. Лайфхаки для студентов
  3. Как собрать диплом?
  4. Как задать параметры для диплома?

Любые ВКР принято писать для подтверждения своего уровня знаний. Работа по бакалавриату покажет, насколько хорошо студент владеет теоретической базой, магистерская – насколько точно умеет определять практическую значимость, работать с библиографией и научными источниками. Практическая часть составляется для определения возможности студента использовать материал в деятельности компании. То есть, ему нужно доказать, что информация по дисциплинам была усвоена и применена на практике. 

Какие требования придётся запомнить?

Каждая выпускная работа отличается по сложности и вариативности, охвату информации и требованиям к её оформлению:

  • Для бакалавров выпускная работа – это итоговая экзаменация. Её нужно составлять по внутренним методическим материалам и ГОСТам.
  • Магистерская выпускная работа оформляется совершенно иначе, и важную роль играет научная значимость.
  • Научные проекты, написанные кандидатами наук, содержат научную философскую фундаментальность.

Для всех вышеуказанных видов работ существует единая рекомендация относительно составления диплома, поиска информации и его написания с точки зрения научности. Чтобы в остальном было проще и легче, нужно составить алгоритм действий и с его помощью научиться писать курсовые, дипломные и диссертации любой сложности.

Лайфхаки для студентов

Выпускная работа будет проверяться на предмет научности. Этот момент нужно проработать самостоятельно. Чтобы облегчить себе жизнь, достаточно сопоставить материал какого-нибудь магистра, который ранее делал подобные ВКР. С учётом специфики дисциплин стоит подгонять информацию под свой проект.

Основные элементы дипломной работы:

  • Диплом по бакалавриату нужно написать объёмом до 70 страниц помимо приложений.
  • Диссертации пишутся в объёме около 100-120 страниц.
  • Научные исследования могут содержать от 80 до 140 страниц печатного текста.

Единственное, что связывает все эти работы, это логичность и структурированность. Сначала составляется теория, далее проводится исследование, а в конце даются предложения. В зависимости от количества страниц и ёмкости работы 80-85% информации должны быть уникальными.

Лайфхак №1

Чтобы не зацикливаться на разработке плана, сначала нужно решить, как должна выглядеть работа, и какие к ней требования предъявляются. Например, если нужно написать всё по плану, который состоит из 2-3 глав, можно опереться на типовой пример из интернета. Уж по аналогии многие смогут составить план написания. Примерно выстроенный шаблон помогает разделить информацию на равные части:

  • Главы можно сделать по 15 страниц, включив основные пункты и элементы. Таким образом они будут примерно одного размера, что важно для дипломной работы.
  • Стоит учитывать технические характеристики, предъявляемые к тексту. Если 30 листов информации поместить в диплом, скорректировав шрифт, то с интервалом 1,5 пт выйдет 40-45 листов или 25 страниц с одинарным интервалом. Поэтому лучше заранее задать в текстовом документе все характеристики и параметры.
  • Чтобы работа получилась уникальной, нужно помнить по цитаты, сноски и заимствованные фрагменты. В сервисе етхт есть программа, которая позволяет выделять фрагменты текста, чтобы их система не учитывала в проверке на плагиат. Достаточно проверить половину текста – если уникальность ниже 50%, то ее можно увеличить за счёт уникального текста, чей процент будет повышать общий % уникальности.

Студентам в помощь небольшой совет: чтобы сразу выставить параметры текста в работе, разделить диплом на главы, составить план и т.д., нужно искать методичку. Она находится на кафедре, в деканате, либо у лаборанта, методиста, библиотекаря.

Лайфхак №2

Есть и другой лайфхак, который поможет студентам не сойти с ума в процессе написания ВКР:

  • Сначала нужно утвердить план, после чего приступать к работе. Если научный руководитель его не одобрит, а половина работы уже написана, то придется сложно по факту смены мест параграфов.
  • Каждая глава направляется на проверку. Не нужно быть Робин Гудом, так как преподаватель может попросить перенести один абзац главы в параграф другой главы, а на то место – текст из пятого раздела.
  • Самый сложный сон наяву – перестановка порядковых номеров. Если нужно добавить параграф или же исключить его, поменять местами целые разделы, то лучше на бумаге записать стрелками, что куда нужно перетащить. Иначе ранее 1.3 пункт стал 1.5, а бывший 1.5 пункт уже не найти, так как изменения сохранены. Самое ужасное то, что многие это делают с уже расставленными ссылками на источники, хотя нужна сквозная нумерация.

Чтобы легче было ориентироваться в плане ВКР, можно схематично пометить себе его структуру на бумажном листе. И по мере наполнения следить за тем, чтобы логика изложенного материала не страдала.

Лайфхак №3

Выбор литературы – этот сложный период в жизни может свести с ума любого человека, тем более, студента, который работает с разными источниками:

  • Интернет ресурсы нужно подбирать в последнюю очередь, и в списке они будут размещаться в самом его конце.
  • Научные публикации, фундаментальные теоретические материалы, выдержки из научных трудов – это всё, с чем придется разбираться и работать.
  • Подобрать литературу сложно, но есть простое решение. Нужно забить тему ВКР в поисковик, посмотреть примеры, о чем пишут авторы, прочитать издания на английском языке, после чего сделать некоторые заметки.
  • Список источников нужно подбирать не по теме глав и параграфов, а по логике изложения. То есть, если в главе речь идёт об экономике, а в параграфе нужно описать ее виды, то из источников следует выбирать не теорию курса лекций, а интересные исторические факты, которые косвенно или прямо относятся к экономической среде.
  • Если выпускная работа по дизайну интерьера будет составляться на базе материала о правилах сочетания цветов, ВКР будет посвящена техническим принципам работы с ними. О цветах могут ведь и программисты писать, которые работают с кодами.
  • Если тема раскрывается в одном параграфе, стоит посмотреть название главы. К ней можно подобрать насколько наименований подразделов, которые теоретически относились бы к основной теме.
  • Если в главе много цитат, то ее стоит начинать со своих слов. Это поможет сделать «мост» для связи между заимствованными кусками текста.

Если рекомендация для студента магистратуры не подходит, и ему следует использовать несколько видов материалов для написания 4-5 глав, лучше поискать готовые работы. В них, как правило, сразу отмечено, что главы относятся к теоретической, практической и исследовательской частям. По этому критерию можно собирать информацию.

Важно! Чтобы главы между собой были примерно одинаковыми, нужно работать с параграфами небольших объемов. Таким образом, чем их больше, тем мельче они будут, а это упростит процесс редактирования.

Как собрать диплом?

Нередко студенты пишут диплом по частям, оставляя какие-то неясные моменты на потом. Чтобы разобраться, что за чем следует, нужно по методичке собрать дипломный проект в одно целое:

  • Сначала идёт титульный лист. На нем должны быть элементы окон, созданные в программе Word, чтобы текст не сбивался и не выходил за рамки окна.
  • После титульного следует содержание или план работы. Задание на ВКР закрепляется непосредственно внутри.
  • Наименования глав, разделов, параграфов не могут дублировать тему работы. Можно ее дополнить фразами, словами, но не переписывать нигде полностью.
  • Названия пунктов не могут быть такими же, как наименования глав или их подразделов.

Например: глава называется «Теория Дарвина», подраздел имеет имя «Определение и обоснование теории Дарвина», но в пунктах уже будут подобные выражения, как «На чем строится теория Дарвина», «Отличия теории от других» и т.д. То есть, каждый более меньший пункт по иерархии должен быть менее ёмким, но более детализированным по части полезной информации.

Есть полезная рекомендация от бывалых, – лучше начинать писать диплом в одном документе, настроив сразу все стили по параметрам характеристик. Если по частям переносить главы, то есть вероятность смещения документа, стили будут применены не ко всему тексту, а заново провести форматирование – всё равно, что удалить все буллиты, списки и разрывы страниц.

Как задать параметры для диплома?

Лучше всего это делать с самого начала, когда перед глазами ещё белый лист. Нужно написать хотя бы одну букву и выполнить «разрыв страниц». Это позволит не трогать титульный лист, который в принципе можно отдельно распечатать. Остальное нужно красиво оформить по ГОСТ:

  • Шрифт всегда выставляется на 14 кегль стиля Time New Roman.
  • Чтобы задать параметры размеров листа, нужно перейти во вкладку настроек на главном меню: отметить в графе отступа 1,25 пт от первой строки.
  • Там же отметить из списка полуторный интервал для всего текста.
  • Заголовки первого уровня нужно писать заглавными буквами и размещать всё по центру.
  • Наименования подразделов второго уровня нужно оформлять слева, выделяя полужирным.
  • Отступы между заголовками указываются исключительно в методических материалах.
  • Поля должны быть соблюдены таким образом: 1,5-2,0 см сверху и снизу, 1,0-1,5 см справа и 2,5-3,0 см слева. Наверное значение приведет к сшиванию страниц в местах, где расположен текст.

Рекомендация для тех, кто не понимает, как написать номер страницы: нужно дважды кликнуть внизу поля листа. Откроются колонтитулы, где нужно указать номер страницы и ее расположение. Лучше всего это делать с первого листа, исключив из документа титульный, и выбрать параметр «начать нумерацию с 2». Титульный все равно не нумеруется, а работа с редактором будет проще – не понадобится выбирать условия игнорирования первого листа, его учёт в рамках порядковых чисел и критерии указания этих номеров на полях.

Выпускная работа по такому принципу может быть оформлена за несколько часов. Лайфхак поможет автору разобраться с планом, совет даст возможность подобрать литературу, а рекомендация по методичке – и вовсе грамотно и красиво оформить текст.

Написание дипломного проекта

По мере приближения преддипломной практики каждый студент задается вопросы: с чего начать? Этот этап фактически является началом написания дипломной работы. Многие не имеют представления: как и что делать, чтобы получить в результате качественную работу.

Дипломная работа – это итоговый проект каждого студента. Он призван продемонстрировать умения, способности и навыки автора, которые он получил в процессе обучения и прохождения практики. Как же в одной письменной отразить все положительные стороны и качества? С чего начать?

Чтобы написать качественный проект и успешно защититься, необходимо определить следующие постулаты:

Качество

Студент должен иметь представление о чем писать, на что обратить особое внимание и что вовсе опустить. Знать ключевые моменты необходимо еще до написания итоговой квалификационной работы. Это позволит изначально автору двигаться в правильном и нужном направлении.

Качественная дипломная работа должна содержать основные аспекты по теме, ключевые слова и тезисы, методику, которые плавно подведут к реализации практической части. Лучше всего рассматривать именно те постулаты, которые автор будет применять в последующих главах.

Тема

Выбрать подходящую тему для проекта непросто. Успешность и качество дипломного проекта напрямую зависит от темы: насколько автор разбирается и ориентируется в ней, понимает ее.

Помощь наставника

Самый лучший вариант при выборе темы и начальной стадии создания проекта – посоветоваться с научным руководителем диплома. Он подскажет, какая из тем легче или интереснее, актуальнее, имеет большую информационную базу, подходит к объекту преддипломной практики (организации) и пр.

Важно установить доверительные отношения, которые сделают сотрудничество студента и куратора плодотворным. В этом случае дипломант сможет получать поддержку, рекомендации на любом этапе написания диплома.

План работы

После выбора темы, закрепления ее на кафедре наступает не менее важный этап – составление и согласование плана дипломного проекта. Содержание работы должно совпадать с темой, отражать ее основные моменты и нюансы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Опытные авторы рекомендуют в теоретической главе рассмотреть основные постулаты (сущность, функции, задачи, роль), методики (анализа или выявления проблемных зон), наиболее распространенные и эффективные меры по решению проблем (в рамках конкретной темы).

Аналитическая часть должна содержать краткую характеристику объекта исследования, анализ его деятельности, который позволит определить уязвимые зоны.

Рекомендационный раздел предполагает выдвижение предложений по совершенствованию деятельности организации, устранению проблем, доказательств эффективности предлагаемых мер.

К разработке плана дипломного проекта необходимо подойти с особой тщательностью и вниманием. Содержание и структура работы согласуется и утверждается с научным руководителем.

Формулировка целей и задач работы

После составления плана необходимо правильно сформулировать цель исследования и основные задачи. Это позволит приступить к созданию введения, «скелета» итоговой работы и обозначить ее основные постулаты.

Решая поставленные задачи, автор будет на поэтапной основе приближаться к цели диплома на поэтапной основе, раскладывая все по «полочкам». Такое изложение мыслей будет более упорядоченным, логически связанным, отражать ключевые аспекты работы в краткой и емкой, четкой форме.

Поиск источников информации

По мере создания плана, формулировки целей и задач студент может приступать к поиску необходимой для написания дипломного проекта литературы. Старайтесь сразу же читать найденный материал, чтобы определить пригодится ли он. Такой подход позволит изначально отсортировать, какие источники потребуются (откладываем в одну сторону), а какие нет (в другую стопку). По возможности отмечайте в тексте необходимые или важные фрагменты. Это в последующем упростит процесс написания дипломного проекта, обработки информации. Важно, чтобы все ресурсы были достоверными и обоснованными, служили качественной доказательной (теоретической) базой.

После того, как у автора появились представления по теме, основные соображения, как и где изложить тезисы, основные моменты, можно приступать к созданию введения и теоретической части дипломного проекта. Опытные авторы рекомендуют писать вводную часть по мере создания диплома. После тотального изучения темы и изложения текста будет легче отразить все необходимые сведения о проекте: актуальность, значимость, обоснованность и достоверность сведений, методологическую базу, использованные источники информации.

Не помешает ознакомиться с требованиями, предъявляемыми к дипломной работе. Для этого достаточно запросить на кафедре методические рекомендации, поговорить с научным руководителем, изучить ГОСТ 7.32-2001 и ГОСТ 7.1-2003.

На начальном этапе написания дипломной работы немаловажным является настрой дипломанта. Автор должен верить в свои силы и способности, правильно спланировать время и действия, чтобы уложить в установленные куратором и научным руководителем сроки.

Like this post? Please share to your friends:
  • Как написать диплом для чайников
  • Как написать дипептид
  • Как написать динозаврика на питоне
  • Как написать динамический массив на си
  • Как написать динамит