Каждый из нас когда-нибудь опаздывал на работу, не слышал будильник с утра, не мог найти ключи или попадал в пробку. В современных компаниях вас вряд ли будут отчитывать за опоздание на 15 минут. В некоторых компаниях даже возможен гибкий график — не важно, во сколько вы приходите и уходите с работы, главное, чтобы вы отрабатывали часы.
Но что делать, если вы проспали встречу с клиентом или опаздываете на обсуждение важного рабочего вопроса с руководителем, запланированного на 9 утра? Как предупредить руководителя и коллег об опоздании? Стоит ли извиняться? И как вести себя в течение дня? Ответы на эти вопросы мы даем в нашей статье. И в качестве бонуса — шаблоны писем, которые не стыдно отправить своему руководителю в случае опоздания.
Независимо от того, опоздали вы по своей вине или по стечению непредвиденных обстоятельств — ниже инструкция, как избежать последствий.
Предупредите об опоздании как можно раньше.
Чем дольше вы пропадаете, тем сложнее вам будет объясняться. Пишите, а лучше звоните менеджеру сразу, как открыли глаза, застряли в пробке или обнаружили, что не высох ваш любимый костюм. И постарайтесь сразу назвать точное время, во сколько вы будете на месте.
Если за день до вылета вы получаете уведомление о том, что ваш рейс может быть задержан, сразу сообщайте об этом вашему руководителю. Если вы плохо себя чувствуете вечером, и вы знаете, что ваше утро завтра начнется с кабинета врача, также напишите об этом руководителю. Сразу! Не ждите бури и ее последствий, учитесь предупреждать сложные обстоятельства и грамотно из них выходить.
Вашему руководителю необходимо время для того, чтобы отреагировать на ваше сообщение. Если вы предупреждаете об опоздании за две минуты до встречи, он не успеет ничего предпринять и встреча может быть сорвана. Или хуже всего, если он будет ждать вас с минуты на минуту, и увидит ваше сообщение только после встречи.
Не оправдывайтесь и не обманывайте.
Говорите или правду, или ничего. Нет ничего глупее, чем придумывать отмазки. Стыдно и неловко будет всем: и вам, и руководителю. Будьте уверены, стены офиса навсегда запомнят ваше нелепое оправдание.
Никто не сомневается в вашей изобретательности и фантазии — можно придумать 100 отмазок более убедительных, чем “не услышал будильник” или “забыл заправить машину”, но искренность подкупает. А вот отмазки в духе паблика “Оправдания для Олега” ваш руководитель вряд ли оценит.
Извинитесь.
Вы должны показать, что вам действительно жаль, но сделать это непринужденно. Если вы начнете пускаться в долгие объяснения,вымаливать прощение и рыдать… Ладно, такое случается только в американских комедиях.
Перейдем к более реальной ситуации. Есть люди, которые никогда не извиняются или делают это с большим трудом. Так вот — поймите наконец, что извиняться нужно всегда, когда из-за вас меняются чьи-то планы, тратится чье-то время, портится чье-то настроение и т.д. Конечно вы не будете извиняться перед собой за лишний час сна, но вы обязательно должны извиниться перед коллегами за сорванную встречу.
Подчеркните, что вы хотели бы исправить последствия вашего опоздания.
Да, вы не можете контролировать непредвиденные ситуации, из-за которых обычно происходят опоздания. Но вы можете постараться компенсировать неудобства тем, что вы задержитесь после работы или возьмете на себя дополнительную задачу. Здесь как раз пригодится ваша фантазия: придумайте, как вы можете исправить ваше отсутствие на встрече с клиентом или не сделанный вовремя отчет.
Сообщите в письме или сообщении о том, что несмотря на обстоятельства, вы держите все под контролем.
В конце дня или при удобном случае поблагодарите руководителя за понимание.
Если ваш менеджер спокойно воспринял ситуацию и с легкостью вошел в ваше положение, поблагодарите его за это. Конечно этого не стоит делать, если ваш руководитель вспыльчив, и вы едва остановили бурю.
Отмечайте все ваши опоздания.
Опаздывают все. И ваш руководитель тоже. Если это происходит один или два раза в месяц — это не страшно. Но если вы замечаете, что опаздываете минимум два раза в неделю, вам необходимо пересмотреть ваш график. Регулярные опоздания обязательно скажутся на ваших оценках на проектах, отзывах менеджеров и вероятности повышения.
Также вести график опозданий полезно в случае, если ваш руководитель в порыве скажет следующую фразу (а рано или поздно мы все бросаемся в голословные обвинения): “Ты постоянно опаздываешь, сколько можно!” Вам есть, что на это ответить. Вам даже есть, что показать.
Перейдем к главной части — шаблонам.
Если вы опаздываете по серьезной причине.
Добрый день, [имя руководителя]!
По причине …, я сегодня опоздаю. Постараюсь быть в офисе к [времени].
Прошу прощения за доставленные неудобства. На сегодня у меня запланировано [доделать отчет], я предоставлю результат моей работы к [времени].
Если я могу быть чем-то полезен вне офиса, я буду доступен по [телефону/почте/в телеграме].
[Ваше Имя]
Если вы опаздываете по своей вине.
Доброе утро, [имя руководителя]!
Извините, я сегодня опоздаю. Обещаю, что это не войдет в привычку.
Несмотря на опоздание, я постараюсь выполнить [запланированные задачи] и провести [запланированные встречи]. Если у вас есть срочные вопросы, я доступен по телефону.
Еще раз прошу прощения,
[Ваше Имя]
Если вы проспали/пропустили важную встречу.
Доброе утро, [имя руководителя]!
Мне очень жаль, я опаздываю на [30 минут] из-за [причина]. Я постараюсь быть в офисе к [времени].
Я знаю, что у нас запланирована [встреча] на [время]. Я не успеваю присутствовать на ней лично, можно ли передвинуть ее на [альтернативное время] / созвониться с [клиентом] по телефону / получить от кого-нибудь бриф / вернуться к обсуждению темы встречи один на один?
Также я сегодня предоставлю вам [проекты, которые должны быть выполнены сегодня] к [времени]. Будьте уверены, все будет готово вовремя.
Еще раз, мои искренние извинения — я постараюсь, чтобы эта ситуация не повторилась!
[Ваше имя]
Если вы собираетесь предупредить об опоздании по телефону или в сообщении.
Звонок или сообщение уместны, если вы привыкли к такому формату общения с руководителем/вы не сильно опаздываете/вы уверены, что так он увидит ваше предупреждение еще до встречи.
Здравствуйте, [Имя руководителя], хотел предупредить, что могу опоздать на [время] из-за [причины]. Извините за неудобство, буду держать вас в курсе.
Мне очень жаль, я сегодня опоздаю из-за [причины]. Я надеюсь, что буду в офисе к [время], если что-то изменится — обязательно сообщу. Я доступен [формой общения] в случае срочных вопросов. Я надеюсь доделать запланированные [задачи] к [время], в ином случае [как вы наверстаете упущенное]. Еще раз мои искренние извинения!
Если вы уже отправили письмо по почте, но руководитель не отвечает.
Я отправил вам электронное письмо, хотел еще раз извиниться за то, что опаздываю — я буду к [время]. Большое спасибо за понимание!
Инструкция простая, но не для всех очевидная. Просто следуйте этим правилам, и вам не придется краснеть перед менеджером. А шаблоны пригодятся в случае, если вы проспали, нервничаете, и у вас нет ни одной свободной минуты на написание письма. Не благодарите (а лучше не опаздывайте)!
Источник
│Talented People
Удача не на вашей стороне сегодня, и вы опаздываете в офис. Может быть, у вас нет запланированной на 8 утра встречи, но в любом случае это опоздание. Ваш начальник не будет рад видеть вас пришедшим не вовремя. Как же лучше всего сообщить боссу о том, что вы задерживаетесь по дороге на работу?
Обязательно сообщите о вашем опоздании
Помните о том, что хуже всего, когда вы опаздываете на пару часов, и никто не знает, где вас искать. Вовсе необязательно сообщать о том, что вы опаздываете, генеральному директору всей компании. Можно позвонить или написать СМС вашему непосредственному начальнику отдела, проинформировав его о том, что вы задержитесь.
Мэтью Броштайн, технический директор Muse, отмечает, что всегда лучше знать, что сотрудник задерживается, это позволит как-то перенести важную встречу или подготовится к презентации без задерживающегося работника. А вот пытаться судорожно дозвониться до опаздывающего работника, стремясь узнать, где он и когда будет на месте, это явно не лучшее решение. В конечно счете с таким сотрудником хочется расстаться поскорее.
Никогда не врите
Психологи уверяют, что, объясняя свое опоздание, следует либо быть до конца честным, либо вовсе ничего не говорить. Если же вы пускаетесь во все тяжкие, выдумываете различные истории и небылицы, то должны понимать, что ваш босс неглуп и сразу же поймет вашу ложь.
Любой начальник – это хороший психолог, который сможет распознать ложь подчиненного. Поэтому будьте предельно честным. Если вы проспали, то так и говорите, если у вас не завелась утром машина, то объясните боссу ситуацию, скажите ему, что займетесь на днях ремонтом авто и больше подобная неприятная ситуация не повторится.
Принести извинения
«Если вы собираетесь что-то пропустить и опоздать, вам нужно извиниться и признать, что вы доставляете другим неудобства, — говорит Броштайн. — А вот банальное «Ой, я опаздываю!» не заставит вашего менеджера поверить в искренность ваших слов и простить вас. Даже если у вас ноль сожалений о том, что вы получили дополнительный час сна, все равно говорите, что сожалеете — в конце концов, ваше опоздание также влияет на вашего начальника и коллег».
Если опоздали – отработайте
Часто свое опоздание мы не можем контролировать. Действительно, если вы застряли в пробке, то как-либо повлиять на ситуацию на дороге просто невозможно. Но нужно понимать, что ваше опоздание — это потерянное время, нужно будет отработать и наверстать упущенное. Если вы будете всегда правильно поступать в такой ситуации, в последующем наверстывая потерянное время, то можно быть уверенным в том, что ваше начальство простит вам такое опоздание.
Постарайтесь показать начальству, что, несмотря на неудачное начало и опоздание на работу, у вас впереди еще целый день и вы держите все дела и ваше время под полным контролем. Все будет завершено точно в срок, даже несмотря на то, что вы задержались в пути.
Поблагодарите начальство за понимание
Нелишним будет вечером в конце рабочего дня поблагодарить ваше начальство за понимание возникшей неприятной ситуации. Даже если ваши опоздания у руководства уже сидят в печенках, все же после такого извинения и благодарности за понимание уволить вас не решится даже самый строгий босс.
Совет. Не стоит сразу же после прихода на работу идти к начальству, объяснятся и приносить свои извинения за задержку. Все же ваш босс может быть на взводе, в особенности из-за того, что пришлось срочно менять планы или, что еще хуже, сорвались важные переговоры и заключение сделки. Нужно дать остыть человеку и лишь после этого идти разговаривать с ним.
Частые опоздания – прямой путь к увольнению
Любой здравомыслящий начальник понимает, что полностью исключить опоздания на работу попросту невозможно. Другой вопрос, как часто подобное допускает работник. Если у него накопилось за рабочий год два-три опоздания, то каких-либо проблем быть не должно. Но если подобное происходит едва ли не каждую неделю, то это прямой путь к увольнению.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
Для чего нужна объяснительная записка?
Объяснительная записка — документ, который, в соответствии со ст. 193 ТК РФ, работодатель должен затребовать у подчиненного, прежде чем наложить на него дисциплинарное взыскание в виде выговора, замечания или же увольнения. Объяснительную сотрудник обязан представить работодателю в течение 2 дней с момента затребования.
Понятие «опоздание» прямо не раскрывается в ТК РФ. Однако оно вполне может быть квалифицировано как нарушение работником своих обязанностей и послужить поводом для дисциплинарного взыскания, так как в соответствии с положениями ст. 189 ТК РФ обязанностью сотрудника является соблюдение правил внутреннего распорядка, которыми, в частности, закрепляется график работы.
Сущность объяснительной записки об опоздании на работу — в ознакомлении работодателя с причинами, повлекшими совершение сотрудником проступка. Само по себе предоставление объяснительной не гарантирует последующего освобождения работника от предусмотренного ТК РФ дисциплинарного взыскания. Но те факты, которые в ней изложены, работодатель обязан принять во внимание, чтобы оценить соразмерность проступка и применяемых впоследствии дисциплинарных мер. Сотрудник может и не предоставлять работодателю объяснительную, но в этом случае компания вправе применить к нему дисциплинарное взыскание.
Если работник не представляет объяснительную, его нужно уведомить о необходимости составления такого документа.
Как составить уведомление работнику о необходимости дать письменные объяснения, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ бесплатно.
Объяснительная за опоздание: структура документа
То, как должна выглядеть объяснительная записка, не регламентируется ни ТК РФ, ни прочими федеральными НПА. Но если следовать деловой практике, то можно составить документ со следующей структурой:
- дата составления;
- заголовок — «Объяснительная записка»;
- сведения о составителе записки и о том, кому она адресована;
- текстовый блок с разъяснениями в отношении проступка;
- Ф.И.О. и подпись сотрудника.
В левой верхней части документа можно указать название структурного подразделения, в котором работает составитель записки. Сведения о получателе (Ф.И.О. и должность руководителя) фиксируются в правой верхней части документа.
Ниже по центру размещается название документа. Желательно заглавными буквами, шрифт на 2–4 размера больше основного.
Следующий элемент объяснительной — текстовый блок с разъяснениями причин опоздания. Его правомерно считать самым важным, ведь именно он определяет, какой будет реакция работодателя на проступок.
Как составить текст объяснительной?
В объяснительной записке должны найти отражение:
- точные даты, время осуществления сотрудником действий, на которые он ссылается, события, в которых он участвовал;
- причины, непосредственно предопределившие опоздание на работу.
При оформлении записки следует придерживаться официально-делового стиля.
Что касается первого пункта, рекомендуется однозначно писать о том, что речь идет об опоздании, а также о том, на какой отрезок времени относительно рабочего графика. Не следует писать фразы наподобие «явился на работу несколько позже обычного».
Говоря о причинах, фиксируемых в объяснительной об опоздании на работу, желательно дать работодателю увидеть корень проблемы. Тот факт, что человек проспал, может быть обусловлен самыми разными причинами. То, что на улице всю ночь велись строительные работы и было очень шумно, — это одно, участие в геймерском турнире по интернету до утра — совсем другое.
Каков оптимальный объем объяснительной?
Относительно объема текстового блока объяснительной есть разные точки зрения. Некоторые считают, что документ должен максимально кратко излагать факты, имеющие отношение к проступку. Однако есть те, кто полагает, что работнику следует раскрыть сведения о причинах опоздания как можно подробнее, чтобы работодатель мог принять однозначное решение о том, стоит ли применять дисциплинарное взыскание или можно обойтись устным внушением, а то и вовсе признать причину опоздания уважительной.
Справедливо полагать, что всё зависит от конкретной ситуации. Например, если сотрудник опоздал на работу по причине того, что не успел на автобус, метро или электричку, уместно разъяснить, по какой именно причине это произошло. Причины опоздания из-за того, что в квартире заклинило дверной замок, и из-за незаведенного будильника различаются в плане оценки уважительности, хотя и привели к одному результату. Поэтому в таком случае имеет смысл детализировать рассказ.
В свою очередь, если автобус попросту не вышел на линию по расписанию, особых подробностей здесь, вероятно, не понадобится — достаточно будет указания на сам факт того, что график движения транспорта был нарушен. Но в этом случае работодатель, вероятно, пожелает убедиться, что это было действительно так. В связи с чем сотруднику, возможно, придется сопроводить объяснительную дополнительными источниками, подтверждающими изложенные факты.
Какими они могут быть и как должны предоставляться работодателю?
Дополнительные документы, подтверждающие уважительную причину опоздания
В подтверждение того, что причина опоздания уважительная, сотрудник может приложить к записке дополнительные документы непосредственно с пометкой «Прилагаю следующие документы». Либо нужно сослаться на возможность их предоставления в любой момент по требованию работодателя. Подобным документом может быть квиток со штрафом, выписанным сотрудником ГИБДД, остановившим опоздавшее в связи с этим на работу лицо за нарушение (работнику пришлось потратить время на оформление соответствующего взыскания).
Доказательной базой в данном случае могут быть и электронные источники, например, видеозапись на телефоне, трансляция с публичных веб-камер или новостные сообщения, если причина опоздания связана с задержкой или невыходом транспортного средства на линию по расписанию в связи с непогодой. Также может быть уместно разместить соответствующий контент на облачном сервисе и указать в объяснительной ссылку на его скачивание или просмотр.
Как удостоверяется получение объяснительной работодателем?
Тот факт, что объяснительная получена работодателем, желательно документально зафиксировать — это в интересах обеих сторон трудового договора. В ТК РФ сказано лишь о том, что работодателю следует фиксировать посредством составления соответствующего акта факт непредставления объяснительной. Но, как показывает практика, следование данной норме может оказаться недостаточным.
Для работодателя получение объяснительной подтверждается ее фактическим наличием. Главное, чтобы она не потерялась: если сотрудник решит доказать в суде или в Трудовой инспекции уважительность причины своего опоздания, работодатель должен иметь возможность предъявить суду соответствующий документ. Если он потеряется, то затребовать новый получится, только если с момента возникновения ситуации с опозданием прошло не более месяца (абз. 3 ст. 193 ТК РФ).
Что касается сотрудника, ему важно быть уверенным, что работодатель впоследствии не составит неправомерный акт о непредоставлении объяснительной, сделав вид, что не получал ее. Поэтому при передаче этого документа в кадровую службу работнику следует попросить секретаря или кадровика снять копию и проставить на ней отметку о получении.
Другой вариант — включить в структуру объяснительной дополнительный элемент — блок с формулировкой «Получил», «Принято» либо «С документом ознакомлены» с указанием Ф.И.О. и должности принявшего документ сотрудника. В этом случае объяснительную следует распечатать в 2 экземплярах, после чего на каждом из них проставить подписи сотрудника и кадровой службы.
Где можно скачать образец объяснительной записки об опоздании на работу?
Загрузить бланк и образец объяснительной за опоздание, подготовленный нашими экспертами, вы можете беспллатно, кликнув по картинке ниже.
Объяснительная записка об опоздании на работу
Скачать
Бывают ситуации, когда сотрудник отказывается давать объяснения о причинах опозданий. В этом случае нужно составить акт об отказе работника от дачи объяснений по факту нарушения дисциплины.
Как правильно составить такой документ и в течение какого времени его нужно оформить, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобу все сделать правильно, оформите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Путеводитель по кадровым вопросам.
Итоги
Объяснительная записка об опоздании — официальный документ, значимый для обеих сторон трудового договора. Сотрудник, предоставляя ее, получает шанс избежать дисциплинарного взыскания, если опоздание было вызвано уважительными причинами и их удалось убедительно изложить в документе. Непредоставление объяснительной дает работодателю полное право наложить дисциплинарное взыскание на работника. Для сотрудника важно убедиться в корректности структуры объяснительной, а также удостовериться в том, что работодатель принял ее и это документально зафиксировано.
Для работодателя получение объяснительной важно, во-первых, потому, что ее затребование — обязанность, прописанная в ТК РФ, а во-вторых, для поддержания трудовой дисциплины в коллективе (человек, которого однажды обязали писать соответствующий документ, скорее всего, постарается не давать поводов для получения подобных распоряжений повторно).
Ознакомиться с прочими документами, применяемыми в кадровом документообороте, вы можете в статьях:
- «Как составить докладную записку (правила, бланк, образец)?»;
- «Кадровые документы, которые должны быть в организации».
Удача не на вашей стороне сегодня, и вы опаздываете в офис. Может быть, у вас нет запланированной на 8:00 встречи — или, может быть, у вас это уже есть, и вы уже в стрессе! — но, тем не менее, вы знаете, что ваш начальник не будет рад видеть вас отставшими от графика.
Независимо от того, что ваше опоздание полностью вышло из-под контроля или по вашей вине, именно это вы и должны сделать.
Поймай себя как можно раньше
Вы никогда не захотите дойти до того момента, когда вы войдете в офис в 11 часов утра, и ваш начальник не знает, где вы были и почему пропустили половину дня. Скорее всего, если вы опаздываете, у вас есть не только средства, чтобы предупредить вашего менеджера заранее (привет, для этого и нужен сотовый телефон), но вы также довольно рано знаете, насколько поздно вы собираетесь быть.
Если проводник запрыгнет в микрофон, чтобы сообщить вам, что ваш пригородный поезд будет находиться на станции в течение 20 минут, вам следует попытаться найти сигнал и тут же связаться с вашим начальником. Если за ночь до поездки домой вы получите уведомление о том, что ваш рейс может быть задержан, стоит направить руководителю записку перед тем, как отправиться спать. Если ваш ребенок начинает кашлять от шторма, и вы знаете, что это означает, что вам нужно будет зайти в кабинет врача, достаньте свой телефон.
Мэтью Броштайн, технический директор Muse, отмечает, что он всегда хочет, чтобы люди в его команде уведомляли его «таким образом и в сроки, которые позволяют мне реагировать. Отправка мне электронного письма за две минуты до начала встречи гарантирует, что я не пойму, что вы опоздаете ».
Прислушивайтесь к своему усмотрению — вы можете решить, что даже с вашей задержкой транспортировки или объездом в ближайшую поликлинику, вы все равно сможете сделать это в свое обычное время (или, по крайней мере, вы только опоздаете). Но знайте, что при подготовке вашего босса к вашему потенциальному опозданию нет никакого вреда. В худшем случае, вы действительно приходите вовремя и все забыто.
Не ври
Как бы ни было заманчиво сказать: «Но случилась эта сумасшедшая вещь! Прямо передо мной была куча из 50 машин, и я буквально вылез из машины и перелез через кучу, чтобы попасть сюда! »Вам лучше идти с правдой или вообще не объяснять причины (если только это не куча вещей) на самом деле случилось с тобой). Риск быть пойманным во лжи слишком велик, и когда что-то действительно случится с вами там, где вам нужно их доверие, они будут менее склонны отдавать его вам, если вы обманули раньше.
Так что выбирайте честность, даже если страшно сказать, что вы проспали свою тревогу или забыли залить бензин в свою машину. Возможно, сейчас это не очень хорошо резонирует с ними, но когда вы приходите вовремя через день после этого, они чаще всего допускают неудачу или два скольжения.
Принести извинения
«Если вы собираетесь что-то пропустить, вам нужно извиниться и признать, что вы воздействуете на других», — говорит Брохштайн. «Ой, я опаздываю!» Не урежет это и, конечно, не заставит вашего менеджера простить вас раньше. Даже если у вас ноль сожалений о том, что вы получили дополнительный час сна, все равно говорите, что сожалеете — в конце концов, ваше опоздание также влияет на вашего начальника и коллег.
Подчеркните, что вы решили сделать все правильно
Вы опоздаете — вы не можете контролировать это на данный момент. То, что вы можете контролировать, это то, как вы реагируете на это. Помимо того, что вы отправляете своему боссу проактивную заметку (см. Ниже, как это выглядит), вы должны дать понять, что готовы компенсировать эту небольшую ошибку.
Может быть, это так же просто, как выполнять свою работу и делать это хорошо — начиная с ответа на электронные письма в поезде, пока вы ждете, пока он начнет двигаться. Или, может быть, вы остаетесь чуть позже в этот день, чтобы наверстать упущенное. Или, может быть, вы немедленно предложите решения, чтобы исправить тот факт, что вы пропустили важную встречу тем утром. Что бы вы ни думали, достаточно впечатлит вашего босса, чтобы убедить его не обращать внимания на это незначительное неудобство, сделайте это.
Кроме того, когда вы обращаетесь к своему менеджеру, «вы должны решать любые ожидаемые задачи и устанавливать ожидания для сроков и доставки. Дайте понять, что у вас есть день под контролем », несмотря на этот сбой, говорит карьерный тренер Muse Стивен Дэвис.
Благодарю их
В конце рабочего дня было бы мудро поблагодарить вашего босса за понимание, что вы опоздали. Вы, конечно, не хотите продолжать поднимать это, если ваш менеджер ушел, но если они были особенно восприимчивы или любезны, стоит признать это.
Знайте, как часто вы опаздываете
Опоздание на работу происходит. Это делают все, и обычно, когда это происходит один или два раза, это не страшно.
Но сделайте это три, пять, семь раз, и вы обязательно станете тем, кого все ожидают от опоздания. Что еще более важно, вы начнете терять уважение вашего босса.
Помните, что быть взрослым взрослым означает, среди прочего, быть вовремя набирать как можно больше. Так что установите будильник на полную громкость, выйдите из дома на 10 минут раньше или, если вам действительно нужно, поговорите с боссом о корректировке своего расписания — просто делайте все, что нужно.
Как выглядит письмо с опозданием на работу
То, как вы решите связаться со своим менеджером, чтобы сообщить им, что происходит — телефонный звонок, электронная почта, текст, Slack — во многом зависит от ваших отношений и их предпочтений в общении. Если письмо кажется подходящим для вашей ситуации, вот что вы можете написать:
Если у вас есть веские основания для опоздания
Если это чисто ваша ошибка, вы опаздываете
Если вы упустили что-то важное
Если вам нужно позвонить или отправить им текст вместо
В некоторых случаях может быть более разумно связаться с вашим боссом более неформально — потому что именно так они обычно сообщают о своих опозданиях, потому что это то, что они просили вас сделать, или потому что вы не собираетесь опаздывать, так как хотите сделать из этого большое дело. Это также может быть лучшей стратегией, если вы хотите быть уверенным, что ваш босс получит ваше сообщение, пока не стало слишком поздно (например, если они собираются проводить встречи подряд).
Так что вы можете сказать в своем сообщении:
Или же:
Или, если вы также отправили им по электронной почте, вы могли бы сказать:
Если ваш шеф равнодушно относится к тому, во сколько вы приходите на работу, то можно считать, что вам очень повезло. Однако обычно на опоздания начальство реагирует, мягко говоря, негативно. Конечно, всякое может случиться, но порой подчиненные придумывают кучу совершенно нелепых отмазок, которые вряд ли шеф поверит: «Умер хомяк, хоронили всей семьей», «Кошка родила» и прочая чушь. И это далеко не все, на что способно воображение работника, который никак не может проснуться на работу вовремя.
Этот материал будет полезен тем, кто задержался на работу, но нуждается в эффективном оправдании перед шефом.
Вам когда-нибудь приходилось опаздывать на работу?
- Часто опаздываю (47%, 1 009 Голосов)
- Время от времени (39%, 842 Голосов)
- Никогда (14%, 295 Голосов)
Всего голосов: 2 146
Загрузка …
Как оправдываться правильно
Сразу несколько слов о ваших «правдивых» объяснениях:
- Как только вы, наконец, добрались до работы, не ждите пока вас «вызовут на ковер», идите к начальнику сами и извинитесь за опоздание. Не бойтесь объясняться с шефом лично. Начальник – такой же человек, как и все мы, у него тоже бывают проблемы и неприятности.
- Ведите себя сдержанно и уверенно. Вы не прогульщик — вы жертва обстоятельств. Не стоит идти на конфликт, помните, где вы находитесь и кто здесь главный. Однако, конечно, можно спокойно возразить, если вас оскорбили или унизили ваше человеческое достоинство.
- Нельзя называть в качестве причины опоздания смерть родных или близких, если это неправда. Шутить таким не стоит, потому что здоровье родственников – это ваше собственное здоровье.
Возможно, вас заинтересует: 30 способов поставить хама на место
30 эффективных «отмазок» для шефа
А теперь перейдем непосредственно к правдоподобным причинам опозданий. Что можно сказать начальству, если время застигло вас врасплох или же вы оказались не в то время и не в том месте:
- Сломался троллейбус (трамвай, автобус), на котором вы добирались до работы. Очень правдоподобно, однако в этом случае время вашего опоздания должно соответствовать времени ожидания следующего троллейбуса.
- Пробки на дороге. Отличный вариант, особенно если шеф добирается до работы таким же маршрутом.
- Вы попали в аварию, спустило колесо у маршрутки, фуру развернуло на дороге перед вами, и проезд замедлился.
- С утра прорвало трубу в ванной, и вы ждете мастера.
- Плохо себя почувствовали с утра: расстройство желудка. Обычно такое сообщение вызывает понимание – не очень-то поработаешь, когда приходится отлучаться с рабочего места каждые полчаса.
- Вы опоздали из-за проблем с родственниками. К примеру, вы срочно выехали в район откопать дом бабушки, который за ночь занесло снегом. Или няня к ребенку опоздала – не с кем было оставить малыша.
- Опоздали из-за проблем с домашними животными. К примеру собака с прогулки убежала, и вы пытались ее найти.
- Похмелье. Вчера отмечали день рождения папы, мамы, бабушки.
- Вы порвали колготки. За новыми пришлось бежать в магазин.
- Вы застряли в лифте. Мобильная связь работала очень плохо, и предупредить не смогли.
- Вы забыли ключи (мобильник, голову и деньги). Ключ от решётки вылетел за пределы досягаемости. Вы застряли между входной дверью и решёткой в коридоре. Ключ не оставили и вы не смогли выйти из квартиры; опоздали, потому что потеряли ключ от кабинета и искали его дома.
- Вы забыли выключить утюг или утюжок-выпрямитель. Пришлось возвращаться домой.
- Вы заснули в метро и проехали свою остановку.
- Вы застряли на железнодорожном переезде, который перекрывают по несколько раз в день.
- Вас обокрали в метро, украли деньги, вырвали сумочку.
- Пьяные соседи устроили у себя пожар или наоборот – затопили вас.
- Вы принимаете лекарство – пропускать прием нельзя, а упаковку забыли дома – пришлось возвращаться, иначе все лечение пойдет насмарку. А что за болезнь? Интимного плана, не хочу говорить.
- Вас задержали на приеме у врача. Сдавали анализы.
- Вчера вы настолько были загружены работой, что не успели сделать ее в офисе, пришлось продолжать работать дома. Кстати, всю ночь не смыкали глаз: готовили отчет, подбивала цифры, составляла графики и прочее. Легли под утро и спали всего пару часов.
- Вас задержал сотрудник полиции и очень долго проверял документы, решив, что вы сели за руль пьяным или имеете сходство с фотороботом.
- Вы проспали – наверное, самая правдивая отмазка для опаздывающего работника. Хотя не каждый начальник согласится с тем, что такая причина объективна и может оправдать сотрудника.
- У вашего порога (на выходе из подъезда) сидит чужой злой пёс, неизвестно откуда появившийся, и не можете выйти из дома – боитесь.
- Сломался и не прозвенел будильник.
- Погода нелетная. Вы так спешили, что не заметили лужу. Поскользнулась и упали. Грязная и мокрая пошли домой переодеваться.
- У вас строго каждый месяц ДПС производит полный досмотр транспортного средства.
- У вас всю ночь болел зуб и появился флюс. Вы срочно идете к стоматологу.
- С утра внезапно поднялась температура.
- Дома заклинило замок. Вы полчаса возились, пока смогли его открыть.
- Болезненные критические дни – очень правдоподобная причина опоздания. Вы бегали за обезболивающим.
- Сутра вам позвонили по серьезному вопросу из ЖЭКа, газового хозяйства, банка, который сегодня работает только до определенного часа. Причину вызова додумайте сами.
Возможно, вас заинтересует: Что делать, если начальник пристаёт: 7 советов психолога
Чтобы не опаздывать, надо раньше выходить, а для этого – раньше вставать. Как ни противно, но очень действует, если наорут. Конечно, цель оправдывает средства, если ваша отмазка достаточно безобидна и одновременно случившееся дает вам серьезные причины для опоздания. Главное — не злоупотребляйте! А вообще лучше не сочиняйте — объяснитесь с шефом честно. Банально, зато правдиво. А, правда всегда лучше блуждающих глаз и неуверенного бормотания перед начальством.
Комментарий эксперта
Друзья! Я не буду пытаться подсластить неприятную правду. Она звучит так: Опаздывать всегда плохо. Задерживаясь где бы то ни было, вы ставите людей, ожидающих вас, в неудобное или неловкое положение. Поэтому, по возможности, избегайте таких курьёзов.
Как же быть, если опоздания не удалось избежать? Во-первых, не стоит сходу оправдываться. Поймите, то, что вы задержались, уже наталкивает всех на мысль о вашем проигрышном состоянии. Во-вторых, попросите прощение. И, в-третьих, вкратце перескажите причину своей задержки максимально правдиво. Так вы сможете защитить себя от потери доверия начальства.
Алёна Дубинец. Социолог
Задать вопрос
А как вам приходилось оправдываться перед шефом за опоздания? Расскажите нам в комментариях!
- Мой секрет
- 📩 Что написать
- Сообщение об опоздании: примеры на все случаи в жизни
Сообщение об опоздании: примеры на все случаи в жизни
Даже самый пунктуальный человек время от времени может опоздать. Часто мы опаздываем не потому, что медленно собираемся, а в силу независящих от нас обстоятельств или форс-мажоров. К примеру, лифт застрял, фен сломался и не могла досушить волосы, автобус долго не ехал, попала в пробку, проспала — в конце концов…
Объяснять начальнику, подруге или парню, почему ты снова опоздала придется, ведь они обязательно об этом спросят. На этот случай предлагаем сохранить возможные варианты сообщений и отправлять их заранее, чтобы избежать необходимости оправдываться после прихода.
Сообщить об опоздании нужно вежливо и заранее, ведь, когда вы говорите, что опоздаете спустя 30 минут после того, как уже должны были явиться на работу / в салон / на свидание / на встречу, настроение ожидающего испорчено. А это грозит скандалом, выговором и т.д.
Итак, примеры сообщений об опоздании на работу. Сообщить начальнику, супервайзеру или менеджеру отдела о том, что проспала, попала в пробку, машина сломалась по дороге можно следующим образом:
- Извините, я опоздаю из-за трудностей с общественным транспортом. Буду в течение 15 минут.
- Извините за опоздание, у меня была неожиданная ситуация дома. Буду через 30 минут и отработаю это время вечером.
- Извините за опоздание, я заблудился на пути к работе, выбрал неверный маршрут в навигаторе. Пропущенное время отработаю во время обеда.
- Извините за опоздание, попал в пробку. Буду через 10 минут
- Извините за опоздание, я забыл очень важный документ, поэтому пришлось вернуться домой. Сегодня буду без обеда, чтобы отработать опоздание.
- Извините за опоздание. Это случилось по семейным обстоятельствам.
- Прошу прощения за опоздание на работу. Могу ли я отработать эти полчаса во время обеденного перерыва?
- Доброе утро. Простите за опоздание. Это единичный случай, который произошел по причине того, автобус, на котором я добираюсь, сломался.
- Простите за опоздание. Буду через 20 минут на рабочем месте.
- Прошу простить мое опоздание. Отработаю это время в выходной день.
- Доброе утро. Простите, что опаздываю. Буду через 15 минут.
- Простите за опоздание. Я наверстаю упущенное время в течение дня. Буду через 10 минут.
- Непредвиденные обстоятельства с утра. Простите, что опаздываю.
- Извините за опоздание, испытывал с утра физические недомогания.
- Извините за опоздание, необходим был с утра незапланированный визит с стоматологу из-за возникшей ночью зубной боли. Пропущенное время отработаю после основной смены.
- Извините за опоздание, задержалась в школе из-за необходимости обсудить с учителем успеваемость ребенка.
- Извините за опоздание. Случился сбой в работе общественного транспорта, из-за чего опоздал на свой обычный автобус.
- Простите за опоздание, я скоро буду на рабочем месте.
- Доброе утром, прошу простить меня за опоздание. Причина банальная — проспал…
- Доброе утро. Я буду на рабочем месте через 15 минут. В дороге сломалась машина, из-за чего приходится добираться пешком.
Итак, работодателю об опоздании пишем вежливо и коротко. Делового человека не сильно интересует причина. Ему важнее знать, когда вы все-таки будете и как скоро приступите к выполнению своих обязанностей.
Если вы опаздываете на свидание, обязательно отправьте парню смс с объяснением. Не стоит заставлять его нервничать и думать о том, что не придете совсем. Вежливое и короткое сообщение о том, что скоро будете сохранит всем хорошее настроение на вечер. Также данные сообщения подойдут, если опаздываете на свидание и не можете придумать подходящую отмазку, чтобы извиниться перед парнем.
- Прости меня, я опоздаю на свидание, задержалась на работе…
- Я опоздаю, прости меня. Машина не хотела заводиться, но я уже в пути.
- Извини, я опоздаю. Проблемы с общественным транспортом.
- Прости меня, я опоздаю. Я задерживаюсь на репетиции.
- Извини, я опоздаю. Немного заблудилась по пути к тебе…
- Прости меня, я опоздаю. Я задерживаюсь на встрече по работе. Дождись меня, пожалуйста…
- Извини, я опоздаю. Я задерживаюсь на семинаре.
- Прости меня, я опоздаю. Я задерживаюсь на медицинском осмотре, здесь очередь, несмотря на наличие у всех предварительной записи.
- Извини, я опоздаю. Я задерживаюсь на съемках.
- Прости меня, я опоздаю. Я задерживаюсь на встрече с клиентом. Мы скоро заканчиваем переговоры и сразу же выдвигаюсь к тебе.
- Извини, я опоздаю. Я задерживаюсь на собеседовании.
- Прости меня, я опоздаю. Я задерживаюсь на курсах английского языка.
Если парень опаздывает на свидание, важно написать девушке об этом. Представительницы прекрасного пола не самые терпеливые, поэтому могут и не дождаться, если не предупредить их вовремя.
- Прости меня, я опоздаю. Было много работы, поэтому не смог вовремя выйти на встречу к тебе.
- Я очень сожалею, что опаздываю на наше свидание. Надеюсь, ты меня простишь и дождешься…
- Прости, что заставляю ждать. Я полностью искуплю свою вину.
- Понимаю, что такие красивые девушки не привыкли ждать парней, но у меня форс-мажорные обстоятельства. Скоро буду и все объясню.
- Прости, что опаздываю. Я буду через 15 минут.
- Задержали на работе, но я уже лечу на встречу к тебе. Пожалуйста, прости…
- Еще 15 минут и я буду, пожалуйста дождись меня. Я все объясню…
- Прости, что задержался на работе. Я постараюсь быть в течение 10-ти минут в кафе.
- У меня затянулось заседание, поэтому немного опоздаю. Надеюсь на понимание.
- Прости, что опаздываю. Знаю, что это невежливо, но это не по моей вине. Приду и все объясню.
- Скоро буду, прошу прощения за задержку.
- Я уже бегу к тебе на крыльях любви!
- Дождись меня, пожалуйста. Я буду через 5 минут.
- Я очень извиняюсь за мое опоздание. Я задержался из-за пробок в городе.
- Прости меня, что опаздываю на наше свидание. Я не мог забрать свою машину из автосервиса из-за проблем с общественным транспортом.
- Я очень сожалею, что задерживаюсь. Был занят на работе и никак не мог освободиться пораньше.
- Я уже скоро буду, спасибо, что вошла в положение и согласилась подождать меня.
- Прости меня, что опоздал на наше свидание. Я неожиданно задержался на работе.
- Я очень извиняюсь за мое опоздание. Я не мог добраться до места встречи из-за проблем с транспортом.
- Прости меня, я опоздал на наше свидание. Я забыл перевести часы и сегодня всех подвожу. Обязательно искуплю свою вину перед тобой.
Сообщить об опоздании — не просто вежливая мера, а необходимая. Всегда нужно помнить, что ожидающий вас человек, может обладать иными планами. Одно сообщение с извинениями позволит сохранить отношения и избежать конфликта.
Еще несколько примеров универсальных сообщений об опоздании, которые могут выручить в экстренной ситуации.
- Простите, я опаздываю. Буду через 10 минут.
- Прошу прощения за опоздание. Это по семейным обстоятельствам.
- Извините за опоздание, я уже почти на месте.
- Простите, что заставила вас ждать. Буду через 5 минут.
- Я почти на месте, прошу прощения за задержку.
- Извините за неточность прихода с моей стороны. Я буду через 10 минут.
- Спасибо, что дождались меня. Простите, что опоздала.
- Мои искренние извинения за опоздания. Я буду буквально через минуту.
- Простите, что заставляю ждать. Я бегу к вам. Мне нужно еще 5 минут.
- 10 минут и я буду на месте. Прошу прошения за собственную непунктуальность.
22-02-2023
Популярное на сайте
Закон не обязывает работника писать объяснительную записку в связи с опозданием на рабочее место. Но ее составление необходимо ему, чтобы объяснить свое отсутствие, а руководству и кадрам — чтобы всесторонне оценить ситуацию и принять правильное решение относительно провинившегося лица. Рассказываем, как ее правильно составить, и приводим образцы для разных ситуаций.
Зачем нужна объяснительная записка за опоздание
Если работник не пришел вовремя на работу, не важно, по какой причине: опоздал, проспал или застрял в пробке, то это расценивается как нарушение дисциплины. Но наказать за это руководство компании вправе только при соблюдении определенных юридических требований, предусмотренных ТК РФ: начальнику требуется убедиться, что подчиненный точно виноват, иначе работник оспорит привлечение его к дисциплинарной ответственности.
Опоздавшим человека считают, если он отсутствует на работе длительностью от 1 минуты до 4 часов. А отсутствие на рабочем месте без уважительной на то причины более 4 часов — уже прогул, за которое даже грозит увольнение (пп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).
Причины, когда человек опаздывает на работу, бывают серьезными и уважительными: прорвало трубу, попал в аварию, возникли проблемы со здоровьем у ребенка. А иногда и неуважительными: человек элементарно проспал. Но решение о степени уважительности и необходимости наказать работника принимает работодатель. Записка, объясняющая причины, поможет работнику оправдаться, а работодателю — дать оценку сложившейся ситуации и помочь принять правильное решение.
Чтобы разобраться в причинах опоздания, на основании ст. 193 ТК РФ сотруднику необходимо написать объясняющую их записку. Причем ее надо представить в течение 2 дней — это максимальный срок на подготовку и оформление документа.
Можно ли отказаться от написания объяснительной записки при опоздании
Это необязательный для работника документ. И нельзя принудить его написать: закон позволяет отказаться от такой бумаги. Это не повлияет на то, что работодатель вправе применить дисциплинарное взыскание по отношению к сотруднику. Но факт отказа от дачи дополнительных пояснений наниматель обязан зафиксировать в акте в присутствии двух свидетелей, которые должны будут подписать документ.
Другое дело, что работнику самому выгодно давать пояснения. Возможно, тот факт, что подчиненный признал свою вину, задобрит руководство, и у сотрудника получится избежать наказания. По крайней мере, в первый раз. Если речь идет о заядлом прогульщике, то за многократные нарушения трудовой дисциплины работника вправе и уволить.
Как составляется объяснительная записка
Правила составления пояснительной об опоздании не прописаны ни в одном нормативном акте, а бланк необходимо взять только у сотрудников отдела кадров компании, если он у них разработан. Но документ относится к внутренней документации, поэтому обращаться к руководству надо в свободной форме.
Но есть некоторые общие требования, которым необходимо следовать. Все они учтены в образце, который предоставлен ниже. В частности, для записки обязательны следующие реквизиты:
- ФИО и должность руководителя;
- ФИО и должность опоздавшего сотрудника;
- наименование документа;
- текст с непосредственным объяснением причин и обстоятельств;
- приложение — доказательства (если есть);
- дата составления;
- подпись работника.
Рекомендуем указывать в записке реальную причину, из-за которой опоздали на работу. Иногда сотрудник указывает вымышленную причину, которая представляется ему серьезной и уважительной, но никакая информация ее не доказывает. Такой обман вскрывается быстро, и отношение начальства к подчиненному-лгуну резко меняется. Обманывать руководство не стоит. Если проступок совершен не по уважительной причине, правильно: признать ошибку и письменно сообщить об этом в документе.
Пример объяснительной за опоздание
Нередко опоздание на работу происходит не по злому умыслу человека, а по стечению обстоятельств. И работодатели часто с пониманием к этому относятся. Наверняка каждый опаздывал из-за проблем с транспортом или из-за неблагоприятных погодных условий. В этом случае наниматель ограничится устными объяснениями сотрудника. Но если директор потребовал письменное подтверждение, то его желательно подготовить и предоставить.
Вот как выглядит пример объяснительной записки об опоздании на работу из-за проблем с транспортом (наличие пробок):
Иногда приходится писать объяснительную по причине того, что проспал на работу. Здесь уже работодатель примет решение, насколько уважительна такая причина. Если вы напишете, что проспали, потому что забыли поставить будильник, то это оправдание слабое. А если, например, вы укажете, что сломался будильник, то такой вариант выглядит убедительнее. Безусловно, надежнее, если вы докажете это справкой из мастерской, в которую его отнесли.
За что не вправе наказывать
Существует перечень причин, которые считают уважительными. К ним относятся:
- болезнь самого работника или его близкого родственника;
- поход в медучреждение или в иную государственную организацию;
- чрезвычайное происшествие;
- участие в государственных процессах (в суде);
- коммунальная авария (прорыв труб);
- форс-мажорные ситуации, не зависящие от воли сотрудника (например, поломка лифта или задержка транспортного рейса).
Перечень уважительных причин опоздания нормативными документами не определен. Работодатель сам в каждом конкретном случае решает, является причина задержки работника уважительной или нет (см. Письмо Роструда от 31.10.2008 № 5916-ТЗ, Определение Конституционного Суда от 17.10.2006 № 381-О).
Если вы опоздали по одной из перечисленных причин, то так и пишите в записке.
Вот пример, как пишется, что опоздал по уважительной причине из-за коммунальной аварии:
Работодатель рассмотрит ваше объяснение и примет решение. Скорее всего, меры дисциплинарного воздействия применять к вам не станут. Но учтите: уважительную причину необходимо подтвердить документально. Например, если причина опоздания — посещение медицинского учреждения, то к записке прикрепите справку от врача, а в случае коммунальной аварии — справку из ЖЭКа. В противном случае наказание обоснованно.