Как написать диспут

В наше время вопрос прямого общения между людьми и развитие активных форм учебного общения в школе приобретает крайне острый характер. В большей части случаев, классические уроки не дают возможности расширить методы общения из-за необходимости соблюдения дисциплины и существенного объема материала, который должен быть преподнесен учащимся. Именно по данной причине возникли так называемые уроки-диспуты, нацеленные конкретно на развитие общения.

Что такое диспут. Определение

Определение 1

«Диспут» в переводе с латинского языка означает «рассуждать». Слово “Диспутировать” подразумевает под собой процесс публичного спора на некоторую тему. При этом учитывается столкновение разных, иногда, даже диаметрально противоположных точек зрения при рассмотрении обсуждаемого вопроса, проблемы с целью выбора верного решения.

Так же, как и в ходе обсуждения вопроса, с помощью диспута моделируется проблемный расклад к организации всевозможных форм учебно-познавательной работы учащихся, связанных с определением ответов на некоторые темы из жизни школы, класса, подходящих под требования современности моральных норм личности. Всем известным фактом является то, что истина находится в споре, другими словами в конфликте воззрений. С другой стороны, диспуты подразумевают не только споры, но также и инсценировки с музыкальным оформлением, в некоторых случаях учащиеся примеряют на себя конкретные роли, представляя себя на месте выбранного героя. В игру-анализ входят все учащиеся класса. Для активности мышления на уроке педагогу необходимо осознанно провоцировать и даже стимулировать спор, подсказывая заведомо неверные решения, создавая нужную атмосферу поиска правды. В процессе обсуждения вопроса возрастает учебная активность слабых учеников, все становятся более открытыми и, как следствие, общительными, начинают прислушиваться друг к другу. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что диспут в педагогике — это не только особая форма учебной работы, но и высокая духовная форма общения. Дети приобретают необходимые для жизни в обществе умения: выстраивают свое поведение относительно позиции других людей, воспитывают в себе культуру общения, развивают чувство взаимной ответственности. В зависимости от уровня подготовки аудитории могут быть выделены:

  • диспут-лекция;
  • диспут-конференция;
  • диспут-дискуссия.

По содержанию диспуты подразделяются на следующие типы:

  • нравственно-этические;
  • общественно-политические;
  • эстетические;
  • профессиональные.

Основные этапы

Понятие диспута основывается на трех фундаментальных этапах его подготовки и проведения: подготовительном, основном, итоговом.

Подготовительный этап

  • формирование организационной группы;
  • распределение обязанностей;
  • выбор ведущего;
  • анкетирование, формулировка проблемных вопросов;
  • подготовка инструкций и оборудования;
  • выбор помещения и его соответствующего мероприятию оформления.

Основной этап

  • ход обсуждения темы на базе сформулированных вопросов.

До начала обсуждения вопроса необходимо рассказать о порядке проведения диспута, обозначить актуальность выбранной для него темы, конкретизировать предмет обсуждения, а также уточнить некоторые отдельные понятия. В качестве начала диспута может послужить проблемный вопрос к аудитории, инсценировка отдельного эпизода из произведения, который провоцирует возникновение проблемной ситуации, песни, стихотворения, связанные с проблемой. Роль составной части диспута будет играть выражающее истину резюме проблемы. В его качестве могут выступать взгляды на рассматриваемую проблему выдающихся людей, подробные теоретические положения, типичные факты или же примеры.

Итоговый этап

  • краткий анализ диспута, присущих его плюсов и минусов, а также путей решения задач. Поощрительная оценка участников, определение новых необходимых для рассмотрения дискуссионных проблем.

Требования к организации и проведению диспута

Диспут может быть проведен исключительно в тех случаях, когда дети обладают некоторым опыт бесед о жизни и сформированными начальными навыками общения, позволяющими исключить неуважительное отношение к выступающему. Более того, существует целый ряд правил по успешному проведению диспута:

  • Выбор темы для диспута должен основываться на ее значимости, проблемности, актуальности. Также выбранная тема должна предоставлять различные точки зрения.
  • Тема конкретизируется точными вопросами для обсуждения, которых может быть от 3 до 6.
  • Объявления и пригласительных билеты необходимо подготовить своевременно.
  • Оформление помещения должно соответствовать проводимому в нем мероприятию ( диспуту), элементами оформления могут быть различные баннеры, плакаты, афоризмы, цитаты.
  • Подбор и предоставление участникам соответствующей теме литературы.
  • Верный выбор ведущего, который способен «зажечь» аудиторию.
  • Важно установить четкий регламент по выступлениям.
  • В конце необходимо дать оценку и выразить признательность участникам диспута.

Занимаясь организацией диспута, педагогу необходимо иметь в виду, что:

  • диспут потребует кропотливой, глубоко осмысленной подготовки и живой, захватывающей формы его проведения;
  • педагог должен владеть методикой подготовки и проведения диспута согласно с возрастными особенностями учащихся, их образовательно-воспитательным уровнем и интересами;
  • в ходе обсуждения вопроса нужно сформировать такую атмосферу, чтобы участники имели возможность выражать собственные идеи непринужденно и открыто, не боясь осуждения кого бы то ни было;
  • общаться с участниками диспута просто, свободно, так как это способствует существенному сближению учителя и учащихся;
  • позволять детям подвергать анализу понятия и доводы, отстаивать собственное мнение и уверять в нем других участников.

Дмитрий Косяков

Кандидат педагогических наук. Кафедра методики преподавания Московского городского педагогического университета

Как провести диспут

Диспут – это публичный спор, предметом которого является общественно значимая научная тема или проблема. Форма диспута может быть разнообразной: обсуждение значимых исторических событий, диссертации, защита тезисов. Отличие от дискуссии в том, что диспут утверждает позиции спорящих людей.

Как провести диспут

Инструкция

Подготовку к диспуту начните за неделю до назначенного срока. Процесс проведения диспута состоит из нескольких этапов: выбор темы, назначение руководителя, подбор группы активистов, составление плана проведения диспута, извещение участников о проведении диспута.

На подготовительном этапе определитесь с темой для диспута. Она должна быть актуальной и значимой для участников.

Обязательным условием выбора темы является ее неоднозначность, то есть то, что может вызвать споры. Составьте план диспута, определив основную проблему и несколько второстепенных вопросов, которые помогут раскрытию темы.

В качестве темы диспута обычно выступают судьбоносные события истории, которые по разному освещаются в исторической литературе и вызывают жаркие споры.

Разделите аудиторию на условные группы и проведите консультации с ними. В каждую группу включите людей с разным уровнем знаний.

Ознакомьте участников диспута с правилами проведения научного спора. Это – уважение к оппоненту, точные факты, последовательность и логичность изложения своих мыслей. Недопустимо повышение голоса и размахивание руками.

Начните диспут с вводного слова, в котором сформулируйте тему. Определите регламент выступления всех участников и правила проведения диспута.

Ваше поведение должно быть корректным. Не прерывайте выступающих участников и не вмешивайтесь в обсуждения. Вмешаться можно, если участник выступает не по существу.

Направляйте рассуждения к верным выводам, подталкивайте участников к формированию общей позиции по обсуждаемой теме. Отсекайте избыточную информацию, группируйте выводы и сближайте точки зрения участвующих в диспуте.

Руководите ходом диспута, при необходимости ставьте дополнительные вопросы. Помогайте найти правильное решение, делайте обоснованные выводы. Следите за тем, чтобы диспут не перерос в межличностный конфликт, и обсуждение не зашло в тупик.

В конце мероприятия отметьте наиболее активных участников диспута. Оцените содержание высказанных мыслей, их умение спорить и аргументировать свои мнения.

Подведите итоги диспута, ответьте на вопросы, которые не были освещены в процессе выступлений или оказались спорными.

Видео по теме

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Диспут — публичный спор на определенную тему. Проведение диспута способствует не только воспитанию активности, но и творче­скому отношению молодежи к важнейшим событиям и явлениям на­шей жизни. Свободный обмен мнениями заставляет школьников глубже, всестороннее осмыслить окружающую действительность, а также подвергнуть анализу свои взгляды и убеждения. Чаще всего они проводятся со старшеклассниками или со старшими подростками. Лучше проводить диспут в специально выбранном месте (в зале, школьном музее и т.п.); если диспут проводится в классной комнате, то ее следует оформить плакатами, правилами ведения спора и т.п.

Методика организации и проведения диспута - Подготовка к диспуту

Подготовка к диспуту

1. Выбор темы, ее утверждение. Можно провести анкети­рование на темы: «Какие вопросы тебя особенно волнуют, и ты
не находишь на них ответа?», «О чем бы ты хотел поспорить, поговорить откровенно с товарищами?» и др.

2. Формулирование вопросов по выбранной теме. Реко­мендуется сформулировать три-четыре вопроса, но чтобы они звучали проблематично. Например, существуют ли критерии современного человека? Быть современным — значит быть мод­ным. Согласны ли вы с таким утверждением? и т.п.

3. Собственно подготовительный период, главной задачей которого является изучение мнения коллектива по выдвинутым во­просам, включает в себя следующие моменты: а) анкетирование по вопросам диспута; б) составление анкетных карточек, противопо­ложных по мнению (с них-то можно и начать диспут: зачитать одну, потом — другую, попросить каждого доказать свое мнение по поводу выделенных точек зрения); в) изучение учащимися рекомендован­ной литературы; г) инсценирование (или «модель») будущего дис­пута: за несколько дней до диспута рекомендуется собрать несколь­ко самых активных учащихся класса для выяснения их мнения по вопросам диспута. Это могут быть члены временной инициативной группы. Не навязывая своего мнения, педагог просит этих школьни­ков подготовить более тщательно свои выступления для того, чтобы на диспуте они дали «толчок» для начала общего спора

Формулировка темы должна быть острой, проблематичной, будить мысль учащихся, заключать в себе нравственную или эстетическую проблему, которая в жизни, в литературе решается по-разному, вызывает противоречивые суждения. Таким образом, педагогически ценной является такая тема диспута, которая взволнует учащихся, «заденет их за живое», привлечет внимание своей необычностью, новизной.

-Прежде чем спорить, подумай, о чем будешь спорить.

-Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов своих товарищей.

-Помни, что доказательством и лучшим способом опровержения являются точные и бесспорные факты.

-Доказывая и опровергая, говори ясно, просто, отчетливо, точно.

-Старайся говорить своими словами.

-Если доказали ошибочность твоего мнения, имей мужество признать правоту своего «противника».

— Заканчивай выступление, подведи итоги, сформулируй выводы.

В ходе обсуждения основной темы диспута обычно возникает немало вопросов, имеющих косвенное к ней отношение. В заключительном слове, давая обстоятельный и убедительный ответ на все вопросы, ведущий, ссылаясь на мнение выступающих, выделяет новые мировоззренческие и нравственные проблемы, ценные для воспитания учащихся. Таким образом, на диспуте учащиеся не только учатся спорить, думать, отстаивать свои убеждения, но и получают ответы на интересующие их вопросы, растут духовно.

Заключительное слово, желательно, чтобы было кратким, ярким и убедительным, так как оно произносится искренне и задушевно, страстно и доказательно, выслушивается с исключительным вниманием, запоминается надолго.

Примерные темы диспутов

1. Мировоззрение. Мораль.

-В чем смысл и цель жизни?

— Что значит строить жизнь и пристраиваться в жизни?

-Гражданином быть обязан…» А что такое гражданин?

— В чем счастье?

— Почему говорят: «Бойся равнодушных?»

— Кто является для тебя идеалом?

— Кто является героем нашего времени?

— Как бы ты хотел прожить свою жизнь?

— Чувство долга и чести. Как ты их понимаешь?

-Моя учеба – мое личное дело… Согласны ли вы с этим?

— Хорошо учиться – твой долг или радость?

— Мечты и фантазия… Надо ли мечтать?

— Умеешь ли ты дружить?

— Правильно ли ты живешь? Доволен ли ты собой, своей жизнью?

2. Воля, характер, самовоспитание. Внешний облик. Культура поведения.

— У меня такой характер… Можно ли его изменить?

-Как воспитывать в себе мужество, храбрость, героизм?

— «Хочу и надо». Как их соотнести?

— О вкусах спорят.

— О хорошем и дурном вкусе.

— Как мы говорим? О культуре и красоте речи.

-О красоте внутренней и внешней.

3.Выбор профессии.

— Твое место в жизни. Как его найти?

— Кем быть и каким быть?

— Как ты представляешь свое будущее?

-Твое будущее..От чего оно зависит: от способности? Активности? Удачи?

— Как избежать ошибки при выборе профессии?

— Что такое призвание и кто его находит?

— Способности и талант… Это от природы или результат труда?

— Всякое ли дело может быть интересным, творческим?

— Правомерно ли деление профессий на мужские и женские?

4. Литература. Искусство.

-Любишь ли ты искусство? За что? Какое? Почему?

-Умеем ли мы слушать музыку?

— Какой он положительный герой?

-Что ты больше всего ценишь в искусстве?

— Мой любимый кинофильм. Почему он мне нравится?

Иногда темы диспутов непосредственно связаны с учебным процессом, рождаются на уроке, когда учитель разъясняет учащимся, что на тот или иной вопрос существуют разные взгляды, и рекомендует им самим разобраться в существе вопроса.

После того как определена тема диспута, обычно составляется план его подготовки и проведения с указанием ответственных за определенный участок работы. В плане предусматривается и подбор литературы по теме, плакатов, выставок, оформление помещения, в котором будет проведено мероприятие.

Вопросы для обсуждения, как и тема диспута, должны будить мысль, заключать в себе скрытые противоречия, отличаться полемичностью, вызывать желание поспорить.

В совокупности вопросы должны исчерпывать основную проблему диспута, преследовать задачу достижения цели и подаваться в такой формулировке, чтобы они сталкивали различные точки зрения и содержали вариантность ответов. Не годятся вопросы, на которые можно дать лишь однозначные ответы.

Например, при подготовке диспута на тему «Всегда ли ты правдив и честен?» можно провести анкету:

— Какой смысл ты вкладываешь в понятие «правдивость» и «честность»?

— Может ли у человека наблюдаться несоответствие между правдивостью и честностью? Привести 2-3 примера из жизни и литературы.

— Как добиться, чтобы правдивость и честность дополняли друг друга, помогали твоему нравственному совершенствованию?

Такие вопросы заставляют думать, спорить друг с другом, советоваться со старшими, что способствует развитию у учащихся нравственного мышления. Кроме того, право не подписывать анкету делает обычно ответы школьников более свободными и интересными.

Технология диспута

Разновидностью учебной встречи является диспут. Организация диспута, основанного на столкновении разных мнений, — сложное и ответственное дело. Успех диспута во многом определяется темой, заключающей в себе, как минимум, две разноречивые позиции. Педагог тщательно продумывает задачи диспута, его предполагаемое течение, возможные варианты и, главное, выводы, к которым учащиеся должны прийти в результате обсуждения. В ходе дискуссии необходимо следить за соблюдением правил ведения дискуссии.

Правила проведения дискуссии

  1. Дискуссия — это спор во имя истины; здесь важен обмен мнениями, основанными на конкретных фактах, аргументах, доказательствах, результатах исследований.
  2. Дискуссия успешна, если все участники хорошо знают предмет обсуждения, не отвлекаются на другие проблемы.
  3. Сопоставление своей и чужой точек зрения, опровержение неправильной должно быть этичным.
  4. Не обидь, не оскорби, не унизь человека — девиз всякой дискуссии.
  5. Человека уважают в споре уже за то, что он искренен, хотя и ошибается.
  6. Дискуссия — это школа, вырабатывающая демократическое восприятие плюрализма мнений, отношений к поступку, действию.

Диалог завершается принятием решения, при котором каждый из учеников берет на себя какую-то работу, дело, конкретное обязательство. Учитель — оказать профессиональную помощь типа консультации, собеседования; родители — создать максимально благоприятные для ребенка условия, подросток воспитать в себе волевые качества, предъявить к себе требования последовательно и постоянно заботиться о здоровье и вести здоровый образ жизни.

Очень велика роль ведущего на диспуте. Он обязан предоставлять слово желающим, следить за соблюдением регламента, регулировать очередность выступлений и заботиться о том, чтобы накал встречи не спадал до конца.
Как руководить дискуссией в группе

  1. Приглашать к участию стеснительных детей.
  2. Направлять комментарии и вопросы одного ученика к другому.
  3. Если вы не уверены, что поняли то, что сказал ученик, значит и другие ученики тоже не смогли это понять.
  4. Вытягивать больше информации.
  5. Не отвлекаться от предмета дискуссии.
  6. Давать время подумать над ответом: некоторые ученики легче высказываются, если предварительно записывают свои мысли.
  7. Когда ученик заканчивает ответ, оглядеть класс, оценить реакцию других детей.

Плюсы и минусы дискуссии*

Плюсы Минусы
1. Ученик вовлекается в активную познавательную деятельность, учится участвовать в дискуссиях, четко формулировать вопрос, ясно выражать мысли, защищать свое мнение, выслушивать другие точки зрения.
2. В процессе взаимодействия происходит взаимообогащение школьников, так как каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить более полную информацию.
3. Учащиеся учатся разделять с учителем лидерство в группе и принимать на себя ответственность.
4. Обсуждение в группе свойственно таким целям, как эволюция мыслей, синтез собственных умозаключений. Думая вместе, оспаривая мнение друг друга, ученики добираются до истинного содержания обсуждаемых вопросов. Особенно важна дискуссия тогда, когда обсуждаются сложные концепции, противоречащие повседневному восприятию.
1. Ход дискуссии трудно прогнозировать, легко можно перейти в «к обмену глупостями». Необходима хорошая заблаговременная подготовка школьников, чтобы у них был определенный запас знаний для живого делового диалога.
2. Некоторые ученики трудно вовлекаются в дискуссию и начинают нервничать. Для них такие занятия малополезны.
3. Несколько учеников могут завладеть дискуссией, а остальные в этом случае будут молчать.

Разновидность  учебной встречи является  диспут. Организация диспута,  основанного на столкновении разных мнений, — сложное и ответственное дело.  Успех  диспута во многом определяется темой, заключающей в себе, как минимум, две  разноречивые позиции. В ходе дискуссии  необходимо  следить за соблюдением правил ведения дискуссии.

Требования к организации и проведению диспута

Диспут может быть проведен исключительно в тех случаях, когда дети обладают некоторым опыт бесед о жизни и сформированными начальными навыками общения, позволяющими исключить неуважительное отношение к выступающему. Более того, существует целый ряд правил по успешному проведению диспута:

  • Выбор темы для диспута должен основываться на ее значимости, проблемности, актуальности. Также выбранная тема должна предоставлять различные точки зрения.
  • Тема конкретизируется точными вопросами для обсуждения, которых может быть от 33 до 66.
  • Объявления и пригласительных билеты необходимо подготовить своевременно.
  • Оформление помещения должно соответствовать проводимому в нем мероприятию ( диспуту), элементами оформления могут быть различные баннеры, плакаты, афоризмы, цитаты.
  • Подбор и предоставление участникам соответствующей теме литературы.
  • Верный выбор ведущего, который способен «зажечь» аудиторию.
  • Важно установить четкий регламент по выступлениям.
  • В конце необходимо дать оценку и выразить признательность участникам диспута.

Занимаясь организацией диспута, педагогу необходимо иметь в виду, что:

  • диспут потребует кропотливой, глубоко осмысленной подготовки и живой, захватывающей формы его проведения;
  • педагог должен владеть методикой подготовки и проведения диспута согласно с возрастными особенностями учащихся, их образовательно-воспитательным уровнем и интересами;
  • в ходе обсуждения вопроса нужно сформировать такую атмосферу, чтобы участники имели возможность выражать собственные идеи непринужденно и открыто, не боясь осуждения кого бы то ни было;
  • общаться с участниками диспута просто, свободно, так как это способствует существенному сближению учителя и учащихся;
  • позволять детям подвергать анализу понятия и доводы, отстаивать собственное мнение и уверять в нем других участников.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

  • Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

  1. Метод проектов как инновационная форма организации образовательной деятельности
  2. Модернизация традиционной системы обучения
  3. Образовательные технологии по ФГОС
  4. Взаимосвязь стиля семейного воспитания и успеваемости подростков
  5. Организация летней оздоровительной работы в дошкольном учреждении
  6. Метод изучения педагогической документации
  7. Структура процесса обучения
  8. Задачи экологического воспитания в доу
  9. Методика формирования у дошкольников синтаксической стороны речи
  10. Теоретические основы дошкольного образования

Технология диспута

Разновидностью учебной встречи является диспут. Организация диспута, основанного на столкновении разных мнений, — сложное и ответственное дело. Успех диспута во многом определяется темой, заключающей в себе, как минимум, две разноречивые позиции. Педагог тщательно продумывает задачи диспута, его предполагаемое течение, возможные варианты и, главное, выводы, к которым учащиеся должны прийти в результате обсуждения. В ходе дискуссии необходимо следить за соблюдением правил ведения дискуссии.

Правила проведения дискуссии

  1. Дискуссия — это спор во имя истины; здесь важен обмен мнениями, основанными на конкретных фактах, аргументах, доказательствах, результатах исследований.
  2. Дискуссия успешна, если все участники хорошо знают предмет обсуждения, не отвлекаются на другие проблемы.
  3. Сопоставление своей и чужой точек зрения, опровержение неправильной должно быть этичным.
  4. Не обидь, не оскорби, не унизь человека — девиз всякой дискуссии.
  5. Человека уважают в споре уже за то, что он искренен, хотя и ошибается.
  6. Дискуссия — это школа, вырабатывающая демократическое восприятие плюрализма мнений, отношений к поступку, действию.

Диалог завершается принятием решения, при котором каждый из учеников берет на себя какую-то работу, дело, конкретное обязательство. Учитель — оказать профессиональную помощь типа консультации, собеседования; родители — создать максимально благоприятные для ребенка условия, подросток воспитать в себе волевые качества, предъявить к себе требования последовательно и постоянно заботиться о здоровье и вести здоровый образ жизни.

Очень велика роль ведущего на диспуте. Он обязан предоставлять слово желающим, следить за соблюдением регламента, регулировать очередность выступлений и заботиться о том, чтобы накал встречи не спадал до конца.
Как руководить дискуссией в группе

  1. Приглашать к участию стеснительных детей.
  2. Направлять комментарии и вопросы одного ученика к другому.
  3. Если вы не уверены, что поняли то, что сказал ученик, значит и другие ученики тоже не смогли это понять.
  4. Вытягивать больше информации.
  5. Не отвлекаться от предмета дискуссии.
  6. Давать время подумать над ответом: некоторые ученики легче высказываются, если предварительно записывают свои мысли.
  7. Когда ученик заканчивает ответ, оглядеть класс, оценить реакцию других детей.

Плюсы и минусы дискуссии*

Плюсы

Минусы

1. Ученик вовлекается в активную познавательную деятельность, учится участвовать в дискуссиях, четко формулировать вопрос, ясно выражать мысли, защищать свое мнение, выслушивать другие точки зрения.
2. В процессе взаимодействия происходит взаимообогащение школьников, так как каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить более полную информацию.
3. Учащиеся учатся разделять с учителем лидерство в группе и принимать на себя ответственность.
4. Обсуждение в группе свойственно таким целям, как эволюция мыслей, синтез собственных умозаключений. Думая вместе, оспаривая мнение друг друга, ученики добираются до истинного содержания обсуждаемых вопросов. Особенно важна дискуссия тогда, когда обсуждаются сложные концепции, противоречащие повседневному восприятию.

1. Ход дискуссии трудно прогнозировать, легко можно перейти в «к обмену глупостями». Необходима хорошая заблаговременная подготовка школьников, чтобы у них был определенный запас знаний для живого делового диалога.
2. Некоторые ученики трудно вовлекаются в дискуссию и начинают нервничать. Для них такие занятия малополезны.
3. Несколько учеников могут завладеть дискуссией, а остальные в этом случае будут молчать.

Технология диспута

        Разновидность  учебной встречи является  диспут. Организация диспута,  основанного на столкновении разных мнений, — сложное и ответственное дело.  Успех  диспута во многом определяется темой, заключающей в себе, как минимум, две  разноречивые позиции. В ходе дискуссии  необходимо  следить за соблюдением правил ведения дискуссии.

        Правила  проведения дискуссии

  1. Дискуссия – это спор во имя истины; здесь важен обмен мнениями, основанными  на конкретных  фактах, аргументах, доказательствах, результатах исследований.
  2. Дискуссия успешна, если все участники хорошо знают  предмет обсуждения, не отвлекаются на  другие  проблемы.
  3. Сопоставление своей и чужой точек зрения, опровержение неправильной  должно быть этичным.
  4. Не обидь, не оскорби, не унизь человека – девиз всякой дискуссии.
  5. Человека уважают в споре уже за то,  что он искренен, хотя  и ошибается.
  6. Дискуссия – это школа, вырабатывающая демократическое восприятие  плюрализма  мнений, отношений к поступку, действию.

Правила ведения диспута

I.Выбор темы

Формулировка темы должна следовать определенным принципам:

Иметь четкую формулировку, провоцировать интерес, давать возможность представления качественных аргументов как «за», так и «против».

Важно, чтобы определения широко представляли тему.

Например, тема: «проверка качества питьевой воды обязательна.»

Можно определить термин «вода» как грунтовые воды, которые заражены различными отходами. Тогда команда «против» может сказать, что такая трактовка термина заужена. Бессмысленно проверять грунтовые воды, если водопроводные коммуникации плохо работают. «воду» надо трактовать как «питьевую воду».

Команда «за» должна стараться избежать подобной ситуации.

Не все термины нужно определять, а только те, которые могут вызвать разногласия.

Например, тема: «Использование животных в научных исследованиях аморально».

II.Построение сюжета доказательства

При подготовке к дебатам нужно ответить на ряд вопросов, чтобы яснее обосновать свою позицию в отношении темы.

        — какие доводы мы можем привести в поддержку темы;

        — какие основные проблемы содержит тема;

        — какие вопросы возникают в связи с темой;

        — какие могут быть опровергающие аргументы.

Отвечая на эти вопросы можно подготовить сюжет

— а) приветствие, представление;

— б) вступление (обоснование актуальности темы);

        — в) определение понятий (дефиниций) темы;

        — г) выдвижение критерия;

        — д) аргументация;

        — е) заключение;

        — ж) благодарность за внимание.

все выступление разбивается на части и выписывается при подготовке на отдельных листах. Как запоминали речи ораторы Древней Греции.

а) – «Здравствуйте, уважаемые судьи, уважаемые оппоненты, уважаемые зрители, позвольте представить вам…

б) начинается с формулировки темы и представления позиции.

Например: тема которую мы будем сегодня отстаивать – «переговоры с террористами недопустимы»

Далее следует перейти к обоснованию актуальности темы:

«прежде, чем мы приступим к обсуждению темы, оценим, достойна ли она нашего внимания.»( постараемся выяснить, почему она представляет интерес)

Цель – заинтересовать аудиторию, показать актуальность данной темы.

Это может быть достигнуто

-ссылкой на авторитет ученого или политического деятеля, приведя соответствующую цитату,

-шуткой, например, тема: «роль случайности в ходе развития науки» — если бы вам с двухметровой высоты упало на голову яблоко, то вы бы и не то придумали!

-мощной статистикой: 140 видов позвоночных исчезает ежегодно из-за разрушения тропических лесов.

Каждая тема порождает свою особенную композицию вступления, но в нем всегда должно содержаться описание общих признаков ситуации и путей ее развития.

в) Определения нужны для терминов, имеющих особый смысл для данной темы дебатов. Всякий вопрос об объеме термина, различных свойствах, назначениях обсуждаемого предмета можно устранить с помощью точного его определения.

Для спикера важны два вида определения: родовидовое и синоним-антоним.

Определения должны соответствовать теме и характеру аудитории. Определения желательно брать из словарей, но они должны быть доступны аудитории.

Определения должны быть авторитетными. если значения термина спорно, то можно воспользоваться цитатой или сослаться на авторитет.

Определения должны оттенять главные качества предмета и не должны содержать готовых ответов на вопрос, нуждающийся в разрешении.

при подготовке каждое определение надо выписать на отдельный листок, а в нижней части листа написать фразу, которая приведет нас к критерию.

«Прежде всего укажем нашу главную цель…»

г)

Критерий

Признак

Цель или ценность

Тема

Реклама портит облик современного города.

Тема

ООН – неэффективная организация.

Критерий – однообразие и унификация городов

Критерий – укрепление международного мира.

Критерии могут образовывать пирамиду

Тема «Открытое общество должно иметь открытые границы.»

Сначала выдвигают наиболее широкую, общую цель:

 благополучие всех людей в мире

        Далее сужают критерий:

                                                соблюдение гражданских прав и свобод

Аргументы к тезису

Аргументы к критерию

Рыночные отношения трбуют свободного перемещения товаров

Развитие рыночных отношений способствует повышению благосостояния

Таможенные границы затрудняют движение товаров

При открытых границах снижаются издержки на перемещение товаров и капиталов

Поэтому открытое общество должно иметь открытые границы

Открытые границы способствуют благополучию всех людей в мире

Не желательно в одном выступлении путать эти две схемы.

можно пользоваться также доказательством от противного

Заполнение листа с критерием: выписывется сам критерий, а внизу – связка, «а теперь я приведу аргументы, поддерживающие нашу позицию.»

д)Заполнение листа аргументов: на листе ставится номер аргумента, записывается краткий смысл, затем записывается полный текст аргумента, а ниже ключевые слова, которые могут быть использованиы в дальнейшем и связка, увязывающая ваш аргумент со следующим: «рассмотрим другие аспекты проблемы,,,»  

Имеет смысл дать заранее обзор аргументов или если один из аргументов имеет различные аспекты, то перечислить их.

Последний аргумент завершается словами: «Итак, мы надеемся, что убедили вас…» и повторияем тезис.

е) Заключение должно быть энергичным, что достигается: повторением, иллюстрацией, впечатляющим утверждением или юмористическим замечанием.

Заключение должно быть кратким!

Конструкция аргументов

Тезис

Раскрытие содержания

Доказательство

Резюме

на основании фактов, определений, цитат, аксиом, фактов науки, мнений авторитетных людей, статистических данных, примеров из окружающей жизни

Пример:

Атомная энергия опасна

Весьма часто случаются аварии на ядерных электостанциях

Аварии случались на каждой атомной электростанции США

Таким образом можно видеть, что потенциальная угроза всегда существует

аргументы должны быть достоверными суждениями, доказаны самостоятельно, независимо от тезиса, достаточными для тезиса.

Ошибки: ложных оснований, предвосхищение оснований (само утверждение нуждается в доказательстве, логического круга.

Для использования фактических данных и цитат лучше их заранее выписать.

Должна быть показана связь между аргументами и тезисом.

Связь задается рассуждением:

а)Рассуждения, основанные на обобщении фактов

б) Рассуждения по аналогии;

в) Рассуждения, основанные на наблюдении;

г) Рассуждения, основанные на причинно-следственных связях;

        причина должна быть достаточной, связь не должна быть случайной,

д)) рассуждения, основанные на авторитетном мнении или заявлении.

Стратегия отрицания

Стратегия отрицания – разрушить систему доказательств противника.

Тема: атака на определения:

        -указать причины, по которым определение некорректно

        -дать альтернативные определения;

        -указать почему эти определения предпочтительнее,

например, ссылка на специалистов, указание на сужение или расширение понятий.

Критерий:

-принять критерий и опровергать аргументы или

-опровергать критерий, как несостоятельный, например, критерий нечетко сформулирован, критерий не помогает раскрыть тему. Тогда нужно выдвинуть и обосновать собственный критерий.

Аргументы: опровергаются строго в том порядке, в котором они представлены, например, аргументы могут не соответствовать теме, могут быть противоречивы, можно выдвинуть свои более сильные аргументы.

Доказательства: исчерпывающие ли ваши объяснения?, можно ли верить цитируемым источникам?

Отрицающая сторона должна выстроить свою собственную стратегию: 1/3 речи первого спикера отводится на формулировку своей позиции, а остальная часть на опровержение.

Порядок проведения дебатов:

Выступающий

Время выступления

У1

6

Вопр О3 к У1

3

О1

6

Вопр У3 к О1

3

У2

5

Вопр О1 к У2

3

О2

5

Вопр У1 к О2

3

У3

5

О3

5

Подлинное красноречие не нуждается

 ни в колокольном звоне,

 чтобы созывать народ,

ни в полиции, чтобы поддерживать порядок

Эмерсон

Слово диспут пришло к нам из латинского (disputar — рассуждать, disputatio — прение) и первоначально обозначало публичную защиту научного сочинения, написанного для получения ученой степени. Сегодня в этом значении слово диспут не употребляется. Этим словом называют публичный спор на научную и общественно важную тему.

Дискуссией (лат. discusso исследование, рассмотрение разбор) называется такой публичный спор, целью которого являются выяснение и сопоставления разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.

Как провести диспут

Диспут – это публичный спор, предметом которого является общественно значимая научная тема или проблема. Форма диспута может быть разнообразной: обсуждение значимых исторических событий, диссертации, защита тезисов. Отличие от дискуссии в том, что диспут утверждает позиции спорящих людей.

Инструкция

1

Подготовку к диспуту начните за неделю до назначенного срока. Процесс проведения диспута состоит из нескольких этапов: выбор темы, назначение руководителя, подбор группы активистов, составление плана проведения диспута, извещение участников о проведении диспута.

2

На подготовительном этапе определитесь с темой для диспута. Она должна быть актуальной и значимой для участников.

3

Обязательным условием выбора темы является ее неоднозначность, то есть то, что может вызвать споры. Составьте план диспута, определив основную проблему и несколько второстепенных вопросов, которые помогут раскрытию темы.

4

В качестве темы диспута обычно выступают судьбоносные события истории, которые по разному освещаются в исторической литературе и вызывают жаркие споры.

5

Разделите аудиторию на условные группы и проведите консультации с ними. В каждую группу включите людей с разным уровнем знаний.

6

Ознакомьте участников диспута с правилами проведения научного спора. Это – уважение к оппоненту, точные факты, последовательность и логичность изложения своих мыслей. Недопустимо повышение голоса и размахивание руками.

7

Начните диспут с вводного слова, в котором сформулируйте тему. Определите регламент выступления всех участников и правила проведения диспута.

8

Ваше поведение должно быть корректным. Не прерывайте выступающих участников и не вмешивайтесь в обсуждения. Вмешаться можно, если участник выступает не по существу.

9

Направляйте рассуждения к верным выводам, подталкивайте участников к формированию общей позиции по обсуждаемой теме. Отсекайте избыточную информацию, группируйте выводы и сближайте точки зрения участвующих в диспуте.

10

Руководите ходом диспута, при необходимости ставьте дополнительные вопросы. Помогайте найти правильное решение, делайте обоснованные выводы. Следите за тем, чтобы диспут не перерос в межличностный конфликт, и обсуждение не зашло в тупик.

11

В конце мероприятия отметьте наиболее активных участников диспута. Оцените содержание высказанных мыслей, их умение спорить и аргументировать свои мнения.

12

Подведите итоги диспута, ответьте на вопросы, которые не были освещены в процессе выступлений или оказались спорными.

Правила диспута:

  1. Диспут — свободный обмен мнениями.
  2. На диспуте все активны. В споре все равны.
  3. Каждый выступает и критикует любое положение, с которым не согласен.
  4. Главное в диспуте — факты, логика, умение доказывать.

Мимика, жесты, восклицания в качестве аргументов не принимаются.

Законы диспута:

  1. Здесь нет наблюдателей! Каждый — активный участник разговора.
  2. Неуместные шутки запрещаются.
  3. Помоги изжить комплексы своим товарищам.
  4. Говори, что думаешь; думай, что говоришь.
  5. Имей мужество выслушать правду, не обижаясь.

Памятка участнику диспута:

  1. Прежде чем спорить, подумай.
  2. Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов своих товарищей.
  3. Начиная спорить, ясно и определенно выскажи положения, которые будешь защищать и доказывать.
  4. Помни, что доказательством и лучшим способом опровержения являются точные и бесспорные факты.
  5. Доказывая и опровергая, говори ясно, просто, отчетливо, точно.
  6. Старайся говорить своими словами.
  7. Если доказали ошибочность твоего мнения, имей мужество признать правоту своего оппонента.
  8. Заканчивая выступление, подведи итоги, сформулируй выводы.

ПРОВЕДЕНИЕ ДИСПУТА

Диспут может начинаться по-разному; и со вступительного слова ведущего, и с сообщения анкетных материалов, и с непринужденных выступлений учащихся, и с анализа литературных и жизненных фактов.

Направленность диспута, его эффективность в значительной степени определяются умением ведущего во вступительном слове ясно и  четко «подать» тему диспута, остро, убедительно и дискуссионно поставить вопросы перед аудиторией, сразу же всколыхнуть ее, заставить думать, спорить, обсуждать. Недопустимо бесстрастное вступительное слово ведущего : «Вопросы по теме диспута вы знаете. Кто будет выступать?» Такое начало не вызывает желания спорить.

Структура вступительного слова не может быть единой. Оно прежде всего определяется содержанием и воспитательными задачами диспута, уровнем владения учащимися искусствам спора наличием заготовленного для диспута материала, эрудицией и опитом ведущего.

Иногда диспут начинается с указания, что в художественных произведениях или известных публицистических, критических статьях проблема спора решается по-разному. Ведущий просит учащихся высказать свою точку зрения по этой проблеме.

Можно начать диспут с хорошо известного всем изречения и заострить с его помощью внимание собравшихся на узловых вопросах диспута.

Оправдало себя и такое начало диспута, когда ведуний сообщает, что проведенные анкеты или интервью по теме диспута выявили самые разнообразные, торой прямо противоположные взгляда учащихся.

Руководить диспутом нелегко. Сам по себе спор не разгорится. Его нельзя пускать на самотек, нельзя сковывать схемой. Мастерство ведущего диспут проявляется не только в широкой эрудиции, но в умении «подогреть» или «охладить» участников спора. Ведущему следует выявить разнообразные мнения по теме диспута,’ уметь логически развить и аргументировать любое мнение, даже ошибочное, предусмотреть самые неожиданные вариации выступлений. Важно не просто поспорить, а подвести в итоге к осознанному принятию единого правильного мнения по тому или иному вопросу.

Роль ведущего в ходе диспута не должна сводиться только к тому, чтобы предоставлять слово выступающим. Он может комментировать очередное выступление, подчеркивая его основную мысль, сталкивать новую точку зрения с высказанной ранее, обращаться к присутствующим с предложением выразить свое отношение к определенному высказыванию, жестом иди мимикой реагировать на спорные утверждения, или, напротив, выражать солидарность с утверждениями, соответствующими его взглядам. Все это ведущий делает с соблюдением определенной меры и такта, поддерживая и стимулируя начатый разговор, направляя его в нужное русло.

Не следует запрещать на диспуте реплики, полемические выпады, вопросы с места. Это помогает оживить диспут, повышает эмоциональный накал, интерес аудитории. Ведущий должен умело реагировать на эти реплики и вопросы, переадресовывая их выступающему или приглашая желающих подробнее развить высказанную мысль, а также ответить на вопрос.

Не следует опасаться высказывания ошибочных мнений по тому или иному вопросу. Напротив, диспут проводится для того, чтобы

выявить эти ошибочные мнения, подвергнуть их критике со стороны товарищей, противопоставить им правильные. Комментируя такое выступление, ведущий должен привлечь внимание аудитории к нему, возбудить у присутствующих желание противопоставить высказанной ошибочной точке зрения правильную. Во время диспут должна быть создана атмосфера взаимного доброжелательства.

В целях поддержания активности можно иногда допустить обсуждение вопросов и не в той последовательности, в какой они записаны в объявлении

Как бы громко и глубоко не обсуждались вопрос, необходимо заключительное слово ведущего. Причем заключительное слово не всегда кладет конец дискутированию. Напротив, иногда в спорах возникают новые, волнующие проблемы, которые могу потом очередного диспута.

Заключительное олово нельзя строить по строго установленной схеме. Однако весьма желательно, чтобы заключение:

а)  было кратким, ярким и убедительным;

б)   указывало на правильное решение поставленной проблемы;

в)   опиралось на более удачные и интересные выступления участников диспута;

г)  формировало критическое, нетерпимое отношение к равнодушию, эгоизму неорганизованности и лени в среде учащихся;

д) ставило новые проблемы перед учащимися, вызывало у них интерес к знаниям, культуре, желанию совершенствовать свой нравственный облик.

Заканчивая диспут, ведущий благодарит учащими и гостей принявших активное участие в дисскутировании, всех присутствующих и приглашает их на новую встречу.

Диспут- специально организованное представление в ходе, которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме).Вообще диспут (от лат. disputare рассуждать, спорить) трактуется в словарях — вид диалогической речи, публичный спор на злободневную научную или разговорно-бытовую тему. По поводу данной проблемы участники диспута и выражают различные мнения и суждения. Развертывается диспут благодаря оценкам, аргументациям, смысловым связям с реальной жизнью, опоре на личный опыт, которым пользуются участники спора. В диспуте имеются элементы монолога и диалога. Диалогические элементы придают эмоциональную окраску дискуссии, а монологические служат для выражения ее логического содержания. В качестве воспитательных потенциалов диспута могут быть названы умения доказательно, аргументировано излагать свою точку зрения, сохранять выдержку и спокойствие, воспринимать критику, с уважением относиться к мнению оппонента. Г. Плоткин предлагает правила для участника диспута, разработанные вместе со школьниками:

1. Каждый имеет право высказать свое мнение. Если у тебя есть что сказать слушателям, пусть они узнают это.

2. Говори, что думаешь, думай, что говоришь! Высказывайся ясно и четко. Не утверждай того, в чем не разобрался сам.

3. Постарайся, как можно более убедительно изложить свою точку зрения. Опирайся только на достоверные факты.

4. Не повторяй того, что до тебя было сказано.

5. Уважай чужое мнение. Постарайся понять его. Умей выслушать точку зрения, с которой не согласен. Будь выдержанным. Не перебивай выступающего. Не давай личностных оценок. Правоту доказывай доводами, а не криком. Старайся не навязывать своего мнения.

6. Если доказана ошибочность твоей позиции, имей мужество признать свою неправоту.

7. Пусть главным итогом диспута станет твое продвижение по нелегкому пути постижения истины.

Начинать диспут целесообразно с предложения прокомментировать какой-либо факт, высказывание, видео (кино) Диспут между теологом и астрологом. У. Беккер.фрагмент.

В соответствии с этим он и начинает речь, но ее ход зависит во многом от активности собеседников. Активность участников диспута, их творческая деятельность, приводящая к самостоятельному решению обсуждаемых вопросов, может стимулироваться эвристическими приемами ведущего диспута или обучающего (наводящие вопросы, оценочные и побуждающие реплики). Активность учащегося через его участие в обсуждении проблем, представляющих для него интерес.

В целях овладения школьниками культурой диспута можно предложить ряд словесных клише (Г. Плоткин):

Я согласен (согласна), потому что …

Я не согласен (не согласна), потому что …

Я выражаю особое мнение, так как …

В качестве своеобразного исключения из правил может рассматриваться диспут на тему: «Что первично: чепуха или белиберда?». Такая постановка проблемы обсуждения рассчитана на достаточно интеллектуальный состав воспитанников и служит развитию мышления и устной речи при обсуждении абстрактного и изначально бессмысленного вопроса.

Like this post? Please share to your friends:
  • Как написать дискуссионное эссе
  • Как написать дискорд бота на node js
  • Как написать дискорд бота на javascript
  • Как написать дисконт
  • Как написать дис