Как написать доклад на научно практическую конференцию

Научный доклад – это произведение, содержавшие описание значимого научного опыта или результатов исследования. Научный доклад обязательно должен быть оформлен в печатном виде, а также в формате презентации. После оформления научный доклад должен быть защищен перед аудиторией на научной конференции.

Цели и задачи проведения конференций

Цель научных конференций заключается в том, чтобы представить на обзор различные темы в области науки, в разработке и изучении которых принимал участие выступающий. В них участвуют как более опытные представители науки: профессора, доктора наук, кандидаты наук, так и рядовые преподаватели, лаборанты, аспиранты, студенты. Задачи, возложенные на организаторов данного мероприятия, следующие:

  1. Популяризация науки среди молодёжи;
  2. Поощрение студентов стипендиями для того, чтобы у них появилось желание принять участие в конференциях вновь.

Зачем еще выступать студентам на конференциях, читайте в статье – 10 причин выступать на научных конференциях

Нужна помощь в написании доклада?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать доклад

Разновидности научных конференций

Конференции подразделяются на 2 основных вида:

  1. Конференции, на которых оратор представляет свой доклад, борясь за призовые места и возможность публикации;
  2. Конференции, итогом которых является вручение гранта студентам, получившим призовые места.

Первые, как правило, проводятся для того, чтобы развить интерес к науке и новым технологиям у молодого поколения. Нередко за участие и получение призовых мест студентов поощряют дополнительными стипендиями и приятными подарками.

Вторые проводятся для того, чтобы уже более опытные в сфере науки студенты получали гранты на свои разработки. После получения гранта, обычно в течение года, студент должен отчитаться о том, как он его потратил. Это может быть покупка оборудования либо оплата услуг других специалистов, которые необходимы для исследований.

Также они могут подразделяться по месту их проведения и их статусу:

  1. Межфакультетские;
  2. Общеуниверситетские;
  3. Городские;
  4. Республиканские (областные);
  5. Межрегиональные;
  6. Всероссийские.

Как написать научный доклад

Как правило доклад на конференцию должен состоять из:

  1. Введение;
  2. Цели и задачи;
  3. Основная часть;
  4. Заключение.

В введении Вы должны описать суть Вашей работы. Вы должны выразить это всего в нескольких предложениях. Иначе это будет слишком затянуто.

Далее Вы должны изложить цели исследования и задачи, которые Вы поставили перед собой в рамках данного исследования. Целей и задач не должно быть много: от одной до трёх целей и от двух до пяти задач. Иначе, объём доклада будет очень большим или каждой цели/задаче не будет уделено достаточно внимания.

В основной части Вы описываете суть исследования чуть более подробно, нежели во введении, затем рассказываете, как проходил процесс исследовательской работы (какие проводились опыты и эксперименты, какие методы применялись, каким образом анализировались исходные данные). Следующим пунктом представьте результаты исследования/анализа. Включите в текст фото образцов, скриншоты, схемы, гистограммы, расчёты, фото оборудования, которое применялось в экспериментах, его характеристики.

В завершающей части подведите итоги. Сделайте выводы. Опишите, выполнены ли были поставленные цели и задачи. Представьте результат анализа полученных в ходе исследования данных. Завершающая часть не должна быть затянутой, при этом в неё должно входить всё выше перечисленное.

Подготовка доклада на научную конференцию

Для подготовки речи на конференцию следует сократить доклад до объёма, который бы Вы могли уложить в 5 минут. В редких случаях выступающему даётся 10 минут (обычно когда тема обширная и очень сложная). Для того чтобы Вам было проще разделите основную часть на подтемы, по каждой из них напишите два-три предложения. Учтите, что смысл текста от сокращения объёмов не должен изменяться. Будьте внимательны. Напишите только самое важное. Проверьте грамотность высказываний. Ни в коем случае не убирайте из текста информацию о результатах исследований, это очень важно. Первую, вторую и четвёртую часть доклада можете оставить нетронутыми. Заранее зачитайте Вашу речь перед своими близкими, отрепетируйте её.

Когда настанет день выступления Вы должны быть уверены в себе, излагать доклад громко и чётко, без запинок. Подглядывать в записи не рекомендуется, но при зачитывании сложных формул (расчётов), терминов и т.п. не возбраняется.

Выбор темы для написания научного доклада

Может показаться, что в этом важного? Название, да и только. Те, кто так считают, в корне неправы. Дело в том, что тема будет фигурировать в списках, предоставленных жюри и слушателям, по ней они могут сделать предварительные выводы. Разные названия одной и той же темы могут звучать по-разному.

Например: «Композиционные материалы» и «Исследование применения композиционных материалов в изготовлении сварочного оборудования и компонентов». Тема по сути одна и та же, но во втором варианте раскрыта задумка доклада, а в первом по названию можно понять только приблизительно, о чём будет идти речь.

Подготовка презентации к докладу на конференцию

Основные части, из которых должна состоять презентация такие же, как и в самом тексте доклада:

  1. Введение;
  2. Цели и задачи;
  3. Основная часть;
  4. Заключение.

В первом слайде должны быть имя и фамилия выступающего (выступающих), фамилия, инициалы и звание научного руководителя, тема доклада и группа, в которой обучается студент.

Во втором слайде должны быть перечислены цели и задачи, которые он поставил себе перед началом исследования.

Далее должны идти слайды соответствующие основной части доклада. В слайдах не должно быть много текста. В идеальном случае это должен быть некий графический материал и подпись к нему. Например: график и его название или фото какого-то материала под микроскопом и т.п. Если Вы использовали в исследовании какое-либо дополнительное оборудование его фото в одном из слайдов не будет лишним.

В предпоследнем слайде должны быть изложены краткие выводы (можете просто скопировать из доклада).

В последнем слайде напишите: «Спасибо за внимание!».

Основные ошибки при написании докладов на научнуые конференции

Часто многие студенты допускают одни и те же ошибки в подготовке доклада:

1) Частичное или полное копирование/переписывание информации из различных источников. В крайних случаях Вы можете использовать отрывки чужих статей с указанием ссылки на них. Но не переборщите. Ваш доклад должен состоять из Ваших мыслей и исследований.

2) Большой объём информации. Неопытные в вопросах науки студенты думают, что чем больше, тем лучше. Когда речь идёт о текстах для конференций, это не так. Если Ваша речь будет слишком затянута, Вас просто попросят остановиться и недослушают, потому что участников много, а время ограничено.

3) Избыток сложных терминов, формул. Когда Вы зачитываете речь и показываете презентацию, перефразируйте сложные для понимания фрагменты, иначе только Вы и Ваш научный руководитель поймёте, о чём идёт речь.

4) Нераспечатанные заранее копии доклада. Жюри могут упустить какие-то моменты в Вашем повествовании. Если же Вы перед началом конференции предоставите им копии своего доклада, они смогут отслеживать Вашу речь, им удобнее будет формулировать вопросы.

5)Недостаточная подготовленность. Часто бывает, что студенту предоставил уже готовые тему и материал по ней научный руководитель. А студент участия в исследовании не принимал. В таком случае необходимо провести большое количество времени за изучением материала, провести хотя бы пару экспериментов, хорошо отрепетировать речь.

Желаем удачи выступающим на конференциях, особенно тем, кто участвует в них впервые, надеемся, наши рекомендации помогут вам подготовить ваш первый научный доклад.

Что такое научный доклад

Научный доклад — документ для устного выступления, содержащий результаты научных исследований по конкретной проблеме. Часто доклад сопровождается электронной презентацией.

Чтобы доклад оказался полезным необходимо:

  • определиться с темой;
  • составить структуру;
  • вовлечь слушателей в доклад;
  • уложиться в 10 минут отведенного времени;
  • сделать презентацию.

Чтобы удачно написать доклад для научной конференции, советуем работать в несколько этапов.

Подготовка темы, названия, аннотации

Когда решили, что будете выступать на конференции, сформулируйте для себя идею доклада в паре предложений.

Например

«Я, как эксперт “НаучныеСтатьи.ру”, который написал десятки научных докладов, хочу рассказать, какие неочевидные моменты делают выступление провальным».

Выбирайте узкую тему, чтобы успеть рассказать доклад за выделенные 10 минут.

Говорите о собственных исследованиях. Такая тема выиграет у любого реферата с описанием чужих точек зрения, даже если на их основе сделали собственные выводы.

После темы придумайте название и аннотацию доклада. Оно должно быть кратким, но в то же время доносить суть.

Нужна помощь в написании работы?

Внимание! Если сомневаешься, что получиться написать хорошую курсовую, реферат или диплом, то доверь это профессионалам. Сроки от 1 дня, цены от 500 рублей.

Подробнее

Например

Название «Научные доклады» простое, но суть непонятна. «Неочевидные проблемы, о которых не знают новички при подготовке первого научного доклада” выступление» — суть понятна, но можно короче — «Неочевидные проблемы первого научного доклада».

Хороший заголовок отвечает на вопрос — «Что я хочу рассказать?».

Аннотация описывает проблему, которую решает доклад.

Например

«При подготовке первого доклада обычно мы думаем над… Я расскажу, почему этого недостаточно и для эффективного доклада нужно…».

Если есть трудности с составлением названия и аннотации, найдите похожие по формату конференции, посмотрите, с какими докладами выступали спикеры. Выпишите понравившиеся названия и на их основе придумайте свое.

Составление структуры

Структура доклада:

  1. введение;
  2. теоретическая часть;
  3. практическая часть;
  4. выводы.

От введения зависит, будут ли вас слушать. Если хотите зацепить зрителей, мало поздороваться и представиться. Объясните, почему ваш доклад важен. Может, такие исследования еще никто не проводил. Или использовали чужие исследования, но так, как это еще никто не делал.

Задачи введения: привлечь, познакомить, и объяснить, о чем будет доклад.

Уделите первой части около двух минут.

В теоретической части кратко расскажите, какие определения и понятия используете в докладе. Уделите этой части столько же времени, сколько и введению, или даже меньше.

Нужна помощь в написании работы?

Внимание! Если сомневаешься, что получиться написать хорошую курсовую, реферат или диплом, то доверь это профессионалам. Сроки от 1 дня, цены от 500 рублей.

Подробнее

В практической части опишите результаты исследования: чего достигли, как пришли к полученным данным, какие инструменты использовали, на что опирались.

Поместите свою интересную практическую часть в пять минут, и аудитория проведет вас со сцены аплодисментами.

В конце расскажите, удалось ли достичь ожидаемого результата, закончена ли работа, ждать ли следующих исследований, если да, то в каком направлении. Минуты должно хватить.

Оформление доклада

Структура документа с докладом:

  • титульный лист;
  • оглавление;
  • введение;
  • основная часть с теорией и практикой;
  • выводы;
  • библиография.

Каждая часть начинается с новой страницы.

Общие правила оформления:

  • шрифт Times New Roman скеглем 12–14;
  • межстрочный интервал — 1,5–2;
  • отступы — 30 мм слева, 20 мм с остальных сторон;
  • кегль заголовков — 14–16;
  • все страницы нумеруются, но номер ставится только с третьей.

Как оформить титульный лист для научного доклада, рассказываем здесь.

В верхней строке оглавления по центру пишется «Содержание». Ниже идет перечисление глав.

Нужна помощь в написании работы?

Внимание! Если сомневаешься, что получиться написать хорошую курсовую, реферат или диплом, то доверь это профессионалам. Сроки от 1 дня, цены от 500 рублей.

Подробнее

В библиографии указываются источники, используемые для исследований и подготовки научного доклада. Оформление библиографии зависит от источника:

  • авторская книга — сначала имя автора, потом название, город и издательство, год выпуска, количество страниц;
  • энциклопедия, словарь и другие книги под чьей-то редакцией — название, имя редактора, издательство, год и количество страниц;
  • статьи в журнале или газете — автор и название статьи, название журнала через двойной слэш (//), год выпуска, номер издания, страницы статьи;
  • сайт — название статьи, сайта, ссылка.

Мы перечислили стандартные правила. Если организаторы конференции дали свои рекомендации, следуйте им.

Примеры докладов

Советы для оформления презентации

Ваше выступление должно сопровождаться презентацией. Ее содержание и стиль зависит от тематики конференции.

Мы же дадим несколько советов для оформления презентации, чтобы она выглядела привлекательно и была понятна аудитории:

Совет 1. Не копируйте текст доклада в презентацию целыми главами. Текста на слайде должно быть немного.

Совет 2. Нумеруйте слайды.

Совет 3. Оптимально — один слайд на 1–1,5 минуты доклада.

Совет 4. Не перебарщивайте со шрифтами и цветами. По 2–3 цвета и шрифта — лучше, чем разноцветные слова и пестрые картинки.

Примеры презентаций к докладу

Избегайте популярных ошибок

Ошибка 1. Копирование чужих материалов. В докладе вы можете использовать чужие работы, но упор обязательно делайте на своем исследовании, иначе это будет не доклад, а реферат.

Ошибка 2. Слишком много информации. Для доклада у вас будет 10 минут. Не лейте воду, не растягивайте выступление — говорите только по делу.

Ошибка 3. Слабая подготовка. Часто признанные эксперты не готовятся к докладу, надеясь на свой опыт. Из-за этого большинство таких выступлений проваливаются. Если к докладу так же вальяжно подойдет и студент, шансов на успех у него не останется.

Ошибка 4. Выступление без репетиции. Найдите человека, который уже выступал с докладом и попросите, чтобы он вас послушал несколько раз.

Чек-лист по написанию доклада

  1. Сначала придумайте тему, понятное название и аннотацию.
  2. Составьте структура доклада: не затягивайте введение и большую часть уделите основной теме.
  3. Правильно оформите документ доклада.
  4. Сделайте привлекательную, понятную и неперегруженную презентацию.
  5. Избегайте частых ошибок.

Нужна помощь в написании работы?

В учебной деятельности студента ключевым моментом является проведение и написание научно-исследовательской работы, демонстрирующей глубокие знания и практические навыки, полученные во время обучения. Ни одна работа не может быть принята без наглядной презентации и устной защиты. Помимо составления самой работы студент должен знать, как написать доклад на научную конференцию и подготовить к выступлению. Все ценные указания и практические рекомендации будут представлены ниже.

Подготовительная работа

Чтобы выступить перед специалистами и преподавателями с научно-исследовательской работой, студент должен составить собственно сам доклад, подготовить презентацию, а также сам подготовиться к устному выступлению по теме. Доклад на конференцию — это авторское произведение, в котором студент описывает значимость научного опыта, а также предлагает свои методы исследования и обозначает результаты их реализации.

Нужна помощь в написании работы?

Сформулировать главные тезисы проделанной работе

На устном выступлении и презентации работы учащемуся не нужно пересказывать все то, что рассказано в докладе. Устно слушателям доносятся основные тезисы доклада. Чтобы разобраться с тем, как подготовиться к выступлению по своему докладу на конференции, студенту нужно поставить перед собой следующие вопросы:

  1. О чем я буду говорить? Студенту нужно выделить тезисы из всего объема изучаемой информации, эти тезисы должны соответствовать нескольким требованиям:
  • подтверждение темы работы, основной ее мысли, определение цели и надобность в дополнительном раскрытии вопроса;
  • краткость, информативность, логичность и понятность;
  • содержание главное и опорное понятие в исследовании.
  1. Зачем я буду говорить? Выступающий должен донести до слушателей основную цель своего выступления, обращая при этом внимание на их реакцию к своим высказываниям.
  2. Сколько я буду говорить? Каждый конкурс или конференция регламентируют, сколько времени будет у студента на устное выступление. В среднем это 8-10 минут, за это время автору нужно упомянуть важные теоретические и практические данные, не забывая о выводах.
  3. Кому я буду говорить? Отталкиваясь от аудитории выступающий должен подбирать терминологию и стиль преподнесения информации.
  4. Где я буду говорить? Если это большой актовый зал, нужно учесть это при создании презентации, а также при выборе тактики построения речи. Гораздо легче выступать в классной комнате.
  5. Как я буду говорить? Речь должна быть нормальной скорости, чтобы слушатели понимали все сказанные слова. Также выступающему нужно грамотно, уверенно, четко и выразительно рассказывать о проделанной работе, чтобы всем было понятно и интересно слушать.
  6. Что я буду говорить? Помимо преподнесения терминологии, фактов и данных, у студента должна быть аргументация и подкрепляющие факты. Образец выступления – понятие, которое обуславливает главную мысль доклада (его нужно повторить 7 раз), основной тезис из доклада (4 раза), информативные аргументы, факты, наглядные примеры, а также выводы.

Структура доклада на конференцию

Чтобы начать свой рассказ касательно доклада, студенту важно позаботиться о том, чтобы работа полностью соответствовала типовой структуре научно-исследовательских работу учащихся. Обычно примеры структуры указаны в методическом пособии ВУЗа, если же их нет, студент правило написания структуры доклада в ГОСТ.

Емкое короткое название

Чтобы подобрать тематику для доклада, учащемуся можно просмотреть в интернете или на кафедре образец, как выглядят научные темы студентов для выступления на конференции. Тема должна быть хорошо продуманной, так как она будет фигурировать в списке, который выдается жюри и остальным слушателям, которые смогут сразу сделать предварительные выводы о докладе.

Одна и та же тема, но в разном представлении может слышаться совершенно по-разному. Например, доклад на тему «Композиционные материалы» или тот же доклад, но на тему «Исследование применения композиционных материалов в изготовлении сварочного оборудования и компонентов». В первом случае тема кажется простой и понятной, но на самом деле жюри вряд ли поймет, что будет рассмотрено в докладе. Второй вариант пусть и емкий, но несет в себе ясность и доступность.

Введение

Готовиться к выступлению нужно ответственно даже в вопросе составления введения к докладу. Многие студенты допускают ошибку, уделяя много внимания введению, в результате чего основная часть проговаривается в спешке. В этом пункте автору нужно акцентировать внимание на цели доклада, ключевых фразах, задачах исследования, предмете и объекте. Никаких других данных введение не должно нести, в противном случае это будет восприниматься, как основная часть доклада.

Текст доклада

Основная часть доклада на конференции также должна быть лаконичной, тезисной, максимально сжатой и при этом информативной. В содержании работы студенту нужно донести до слушателей основную суть работы и идею, какие пути и методы автор использовал для достижения конечного результата и реализации поставленной цели, возникали ли у него сложности, и если да, то какими способами они были разрешены.

Обязательные компоненты основной части доклада:

  • термины, раскрывающие суть темы;
  • методы исследования;
  • ход работы;
  • результаты проведенной работы.

Чтобы основная часть доклада была информативной, но не перегружающей восприятие и слух, а также уместилась в промежуток времени (регламент выступления), автору нужно использовать наглядные материалы – таблицы, схемы, рисунки, диаграммы.

Заключение

Особое внимание уделяют тому, как составить заключительную часть своего доклада на конференции. От него зависит конечная оценка слушателей представленной работы. Здесь выступающему нужно указать выводы, к которым пришел сам автор доклада, а также рекомендации и советы по теме.

Заключение нужно выстроить всего в несколько предложений, но таким образом, чтобы после выступления не оставалось вопросов и недосказанности. Здесь нужно выделить наиболее важные результаты работы, после чего закончить свое выступление фразой «Доклад окончен, благодарю за внимание».

Наглядные пособия

Чтобы донести до слушателя максимум полезной информации, но, не тратя на это много времени, студенту нужно использовать наглядные материалы. А именно:

  • таблицы – подписываются сверху номером и наименованием;
  • рисунки, графики, диаграммы, схемы – обозначаются номером и именем снизу.

Все наглядные материалы нужно располагать на отдельных листах, каждый лист нужно подписывать «Приложение 1» и т.д.

Требования к оформлению доклада на конференцию

Нужна помощь в написании работы?

Чтобы выступление на конференции с докладом было успешным, студенту нужно задумываться не только о том, как читать доклад, но и как правильно оформить его содержание. Согласно требованиям ГОСТ и тем, что указаны в методическом пособии, доклад к конференции должен состоять из следующих частей:

  • титульный лист;
  • оглавление (указание темы);
  • введение;
  • основная часть;
  • заключение;
  • список источников;
  • приложения.

Объем работы не ограничивается регламентом конференций и выступлений, это может быть работа на 5-15 страниц. Обычно текст печатают в формате MS Word шрифтом Times New Roman 14 кегеля. Межстрочный интервал – 1, поля со всех сторон 25 мм. Формат листов, на которых распечатывается доклад – А4.

Название работы набирают прописными буквами жирным шрифтом с выравниванием по центру без абзацного отступа. Данные учебного заведения и автора набирают обычным шрифтом без переноса и абзацного отступа.

Аннотация составляет 5-10 строк, набирается строчными буквами с выравниванием по ширине и абзацным отступом 1,25.

Основная часть доклада составляется по такому же принципу, как и аннотация.

Схемы, рисунки и диаграммы должны иметь размер от 60х60 мм до 110х70 мм в формате *.jpg, *.bmp. Если они находятся в тексте, их располагают без абзацного отступа с выравниванием по центру листа, нумеруют и дают название. Ссылаться в тексте на иллюстрацию нужно перед ее размещением.

Таблицы располагают по центру листа, а вот название и нумерацию ровняют к правому краю и располагают сверху объекта.

Формулы нужно создавать при помощи специального редактора формул, например, MathType. Их выравнивают по центру листа, нумеруют числами в скобках, располагая в крайней правой позиции строки.

Прения: следует заранее продумать, как отвечать на вопросы, которые обязательно будут заданы

Чтобы выступление с докладом на конференции было максимально продуктивным и успешным, студенту нужно быть готовым к дополнительным вопросам, которые будут возникать в ходе прений. Чтобы не попасть впросак, нужно соблюдать несколько правил:

  • максимально изучите весь материал по заданной теме, чтобы быть компетентным в дополнительных областях этой темы, даже если они не затронуты в работе;
  • не берите такую тему исследования и выступления, которая вам не интересна;
  • во время доклада и вопросов говорите только правду, чтобы не запятнать свою репутацию;
  • не используйте чужие методы и идеи, продвигайте только свои собственные рекомендации, умозаключения, выводы, плагиат сочтется за некомпетентность автора;
  • знайте свои слабые стороны и прорабатывайте их заранее;
  • поддерживайте зрительный контакт с теми слушателями, которые реагируют на ваше выступление, это поможет расслабиться и войти в круг доверия аудитории;
  • если прозвучал затруднительный вопрос, лучше переспросите и уточните его суть, выигрывая тем самым время на раздумья.

Основные ошибки при написании доклада

Чтобы не столкнуться с конфузными ситуациями во время защиты работы и выступления на конференции, студентам предлагается топ-список самых типичных ошибок для их исключения в будущем.

  1. Использование чужих работ, идей, методологий, переписывание с других успешных работ. Любой плагиат будет сразу же определен специалистами, если же надобность в упоминании чужих сведений есть, лучше оформить их небольшой цитатой со ссылкой на автора.
  2. Излишний объем доклада, когда студенты стараются выложить как можно больше информации для получения одобрительной оценки. Чаще всего поток информации будет приостановлен, а студенту придется сжимать всю работу в пару предложений прямо на месте выступления.
  3. Избыток формул, наглядных материалов, сложной специфичной терминологии. Текст работы должен ориентироваться на аудиторию, иначе доклад будет понятен только студенту и его научному руководителю.
  4. Отсутствие копий доклада для жюри, в результате чего оценивающие специалисты потеряют часть важной информации. Перед защитой работы автору нужно раздать копии всех наглядных материалов и приложений, чтобы жюри отслеживало ход рассказа.
  5. Недостаточная подготовленность студента. Если студент не сам разрабатывал проект, а воспользовался помощью научного руководителя или сторонних специалистов, на выступлении могут возникнуть трудности с пересказом или ответами на вопросы от жюри. Перед защитой важно углубленно изучить тему и состав работы.

Грамотная речь и уверенная подача информации, правильно составленный и оформленный доклад – это ключевые моменты в выступлении на конференции. Все правила подготовки доклада и самого себя к презентации работы были описаны выше, осталось только реализовать их.

Примеры докладов на конференцию

Пример доклада на конференцию на тему «Организация учебно-исследовательской деятельности с одаренными детьми в образовательных учреждениях»

Пример доклада на конференцию «Выращивание из семян Туи восточной»

Сборник тезисов докладов научных конференций студентов

Внимание!

За помощью в написании любых работ, рекомендуем обратиться к профи! Более 50 000 авторов готовы выполнить любую работу профессионально и быстро, некоторые типы работ можно получить уже в день обращения.

Рассчитайте стоимость своей работы ->

Привет, студент! В этой статье мы расскажем тебе о том, как правильно выступить на научной конференции. И о том, зачем тебе это нужно.

Ответим на три ключевых вопроса:

  1. Зачем выступать?
  2. Где выступать?
  3. Что говорить?

Вопрос первый: «Зачем выступать?»

Есть такое сложное слово:

апробация

. Вот, собственно, это и есть главная цель выступлений на конференциях. Ученый придумал что-то интересное. Ну, ему кажется, что интересное — а как оно на самом деле, непонятно. Нужны другие мнения. Для этого ученый делает доклад на научной конференции — и видит обратную связь.

Так же и для тебя, студент. Если ты что-то интересное разработал, придумал, изучил, описал — расскажи об этом остальным на конференции. Ты получишь от слушателей самое ценное — вопросы, о которых раньше, возможно, и не думал. Может, выяснится, что какую-то важную деталь ты не предусмотрел. Или тебе подскажут какую-нибудь классную идею о том, в какую сторону двигаться дальше.

Второй плюс конференций — опыт публичных выступлений. Это такой навык, который никогда в жизни не помешает, точно. Научная конференция — отличный способ тренировки. Непростая тема, ограниченное время, обязательные вопросы. Такой опыт обязательно пригодится и

для защиты диплома

, и для будущей карьеры.

Ну и не забываем о том, что доклад на конференции (и, соответственно, публикация в сборнике) можно вписать в разные отчеты и портфолио. Любимая кафедра будет рада, а декан просто счастлив.

Вопрос второй: «Где выступать?»

Варианты есть.

Самый теплый и камерный вариант — это

кафедральный семинар

. В этом случае слушать твой доклад будут только хорошо знакомые люди — преподаватели любимой кафедры и другие докладчики. Может быть, еще аспирантов позовут для общего развития. И докладчиков, и слушателей, скорее всего, будет немного. Это и минус, и плюс — ведь каждому можно задавать много вопросов!

Более широкий состав соберет

внутривузовская или внутрифакультетская конференция

. Такие мероприятия проходят практически в каждом вузе или колледже. В небольшом институте чаще собирают сразу все доклады на единое мероприятие. В больших университетах проводят отдельные конференции по факультетам. В любом случае, такое мероприятие — это уже совсем другой опыт. Ты должен будешь заранее подать заявку. Конференция будет разделена на разные секции, в каждой будут руководители (модераторы). Скорее всего, будут выбирать лучшие доклады (может, даже с призами!) и издавать сборник докладов. В общем — это уже настоящий опыт большой конференции. При этом попасть на нее обычно легко — кафедра подскажет, как.

Следующий уровень — это

городская или региональная конференция

. На такие мероприятия собираются студенты из всех вузов города, области или края. Если хорошо выступить на внутривузовской конференции — тебя отправят на этот уровень. Хотя часто можно и напрямую попасть — просто следи за новостями вузов своего города.

Еще круче —

всероссийские и международные конференции

. Они тоже могут проводиться в твоем городе. Просто такой статус означает, что на конференции будут участники из других городов. Или даже иностранцы (в международных конференциях). К сожалению, те самые иностранцы часто сами не приезжают, а просто отправляют свои доклады для сборника. И международной такая конференция будет лишь формально. Так что больших отличий от обычной региональной конференции не жди. При этом формальный статус, конечно, выше — если для тебя это важно.

Если в душе ты путешественник — подумай о том, чтобы съездить на конференцию

в другой город

. Здесь сплошные плюсы. Первое — посмотришь достопримечательности и увидишь, что происходит в другом университете. Второе — получишь бесценный опыт выступления на чужой территории. И вообще — расширишь свои горизонты. Если есть возможность — попробуй обязательно. Если ты отличник и умница, то университет может помочь с финансами. Иногда предложить помощь могут организаторы конференции — например, разрешат бесплатно пожить в своей общаге.

Если же поучаствовать в какой-то конференции очень хочется, но доехать не получается, — есть вариант

заочного участия

. Это означает, что выступать ты не будешь, но твой доклад опубликуют в сборнике. И те, кому интересно, с ним смогут ознакомиться. Многие конференции всероссийского и международного уровня принимают заочных участников. Есть и совсем заочные конференции. В этом случае от участников собираются доклады — и издается сборник. Это неплохой вариант, если нужно обязательно принять участие в конференции, а ехать куда-то нет никакой возможности. Посмотрите, например, на

международные научные конференции издательства «Молодой ученый»

.

Мы не будем рассказывать, как написать доклад и тезисы. Почитай наши тексты о научных статьях — для тезисов все примерно так же.

Как студенту написать первую научную статью. Инструкция

Как написать научную статью

Как придумать хорошее название для научной статьи

Стиль научной статьи

Как оформить список литературы

Вопрос третий: «Что говорить?»

Обязательно уточни заранее, сколько времени дают на каждый доклад. Часто действует правило «10+5»: десять минут на доклад, пять минут на вопросы и ответы. Может быть чуть больше или чуть меньше.

Воспринимай эти 10 минут как жесткое ограничение. Лучше меньше, да лучше. Цени время и внимание слушателей. Никто не любит нудных докладчиков, которые бесконечно говорят об одном и том же. Это для тебя твоя тема — самая лучшая и самая интересная. Для других это — один из множества докладов. Например, в твоей секции выступает 12 человек. Если каждый затянет выступление всего лишь на 5 минут — это уже целый час! Сравни

TED

и

Госдуму

. На кого ты хочешь быть похож?

Никогда, никогда, никогда не начинай говорить без четкого плана! «А, выйду и что-нибудь расскажу» — это большая ошибка. Даже если ты экстраверт и не стесняешься аудитории — все равно. Увлечешься какой-то несущественной деталью — и не успеешь рассказать главное. А уж если ты интроверт, то тем более. План — твоя ниточка, которая проведет тебя от начала и до конца выступления.

План — это не текст доклада, который ты будешь скучным голосом читать с бумажки. План — это основные «засечки», точки, которые помогут тебе не сбиться и сказать все, что нужно. Возьми маленький листок бумаги и набросай основное. В этот листок ты будешь подглядывать — и вспоминать, что и в каком порядке говорить.

Начни с

приветствия

. Поздоровайся со слушателями. Представься сам, назови своего научного руководителя (это хороший тон, и ему будет приятно). Озвучь тему доклада. Если она не слишком длинная (не более десяти слов) — можно зачитать ее целиком. Если же тема слишком длинная и заковыристая — то назови ее как-то короче и понятнее. Твоя задача — не показать, какой ты умный и какая у тебя сложная тема. Наоборот — нужно сделать так, чтобы все всё поняли. И, на будущее, перечитай нашу статью о том,

как придумывать хорошие названия научных текстов

. На приветствие отведи в плане

не более 30 секунд

.

Затем идет

введение

. Здесь расскажи о том, в чем актуальность твоей работы. Скажи, почему ты взялся за эту тему. Чем она интересна? А чем полезна? И вообще — зачем нужно слушать твой доклад? Заинтересуй слушателей, покажи им, к чему это все.

Здесь же можно упомянуть тех, кто занимался этой проблемой раньше. Назови фамилии нескольких крупных ученых. Дай краткий (очень, очень краткий!) экскурс в историю — когда эту тему стали исследовать, как это происходило. Может, найдется какой-то занимательный факт. На введение можно потратить

около двух минут

.

Затем переходи к

теоретической части

. Конечно, мы понимаем, тебе не терпится рассказать о результатах — но это наука, поэтому сначала теория. Напомни основные определения (кратко). Перечисли важные понятия, которые используешь в докладе. Если ты занимаешься техническими науками — дай несколько важных формул и выкладок. Если ты гуманитарий — приведи классификацию, раскрой термины. Дай понять слушателям, что владеешь теорией — тебя будут слушать с бо́льшим уважением. Только не увлекайся, иначе всех утомишь. Теоретическая часть —

не более полутора минут

.

Наконец, самая важная (по крайней мере, самая интересная) часть доклада —

практическая часть

. Или описание результатов. Четко и ясно расскажи, чего тебе удалось добиться. Лучше всего это сделать по пунктам: первое, второе, третье. Если кажется, что результат всего один — подумай. Скорее всего, его можно разделить на несколько «вложенных» результатов — так будет лучше и нагляднее. Каким достижением в работе ты гордишься больше всего? Остановись на нем чуть подробнее.

Расскажи, как были получены результаты. Что для этого сделано? Какие инструменты, программы использованы? Какие методы применялись? Если ты проводил эксперименты, считал какие-то показатели — расскажи, какие методы статистики применял, какие виды графиков и диаграмм строил, какие показатели анализировал. Если проводил опрос — обязательно скажи, сколько человек опрошено, кто они, как ты составлял вопросы и обрабатывал результаты.

Покажи результаты максимально наглядно. Используй на полную возможности Power Point (мы скоро расскажем об этом подробнее). Показать всегда лучше, чем сказать. А показать на экране и объяснить словами — лучше всего.

Также рекомендуем:

Как студенту сделать отличную презентацию

Это твоя работа, твои результаты — представь их так, чтобы всем стало понятно, что же именно ты сделал! Ты должен уложиться в

пять минут

.

Закончи доклад обсуждением

выводов и перспектив

. Скажи волшебное слово «Итак…» — и очень кратко, парой предложений сформулируй итоги работы. Скажи, удалось ли сделать все, что планировал. Может, ты ожидал одного результата, а получил другой. Закончена твоя работа или нет? Есть ли планы продолжать исследования? В каком направлении? Какие перспективы у тебя есть? Тебе должно хватить

одной минуты

.

Не забудь

поблагодарить слушателей за внимание

. Если доклад был интересный, то жди вопросов!

Умение создать уникальный научный доклад — это нелегкий труд. Выступая на конференциях, докладчик делится своим научным опытом, а также получает оценку своей деятельности со стороны научного сообщества, поэтому выступление с докладом на конференции – это очень ответственный момент.

Что такое научный доклад на конференцию

Научным докладом является исследование, изложенное в письменном виде, в котором описывается научный опыт автора или же содержатся результаты научного исследования в определенной области науки. Доклад может сопровождаться презентацией, которая готовится на базе данных из основного текста исследования и является наглядной демонстрацией. В докладе тезисно раскрываются исследуемые проблемы, инновационные разработки, которые могут впоследствии превратиться в крупномасштабное исследование. Устный научный доклад необходимо подготовить заблаговременно. Он должен представлять собой тщательно обоснованные тезисы и анализ проблем по теме. Его готовят с опорой на актуальные литературные источники и реальный практический опыт автора. Написать доклад на научную конференцию и выступить с ним – это значит, привлечь внимание к исследуемым проблемам и вызвать дискуссию.

Все работы, представленные на конференцию, публикуются в специальном, приуроченном к конференции, сборнике.  Сборник преподносится в качестве подарка всем участникам конференции. Публикация исследования в сборнике – это очень хорошее подспорье для авторов. Они стремятся публиковать как можно большее количество своих работ, тем самым укрепляя свой авторитет в научном мире.

doklad-na-konferenciyu-primer-obrazec

Подготовка темы и аннотации

Выбор темы научного доклада на конференции по образцу является сложной проблемой, так как от правильно выбранной и сформулированной темы зависит то, как будет построено все исследование. Если тема интересна для автора, то работа продвигается намного быстрее, идеи для ее реализации приходят в голову сами, и доклад будет написан в срок.

При выборе темы и ее формулировке необходимо придерживаться требований:

  1. Не следует выбирать слишком обширную область изучения. Работа должна быть рассчитана максимально на 10 – 15 минут.
  2. Научный доклад должен вызывать интерес у слушателей. Он может содержать новую информацию, практическое исследование проблемы или изложение спорных точек зрения авторов по исследуемой проблеме.

К выбранной теме можно начинать подбор соответствующей литературы, писать план работы, составлять аннотацию – краткое изложение содержания доклада на конференцию и его характеристика. Написание аннотации требует краткости изложения основных положений работы. Основная особенность изложения заключается в том, что оно должно заинтересовать читателя, мотивировать его ознакомиться полностью со всем докладом. Объем аннотации для доклада составляет 0,5 страницы, для более объемного исследования объем не должен превышать 1 страницу.

Основная часть аннотации включает в себя изложение основных моментов, затем следует краткая характеристика основных положений. Написание этой структурной части научной работы особенно важно для автора, так как содержание аннотации создает первое впечатление о научном докладе. При написании аннотации необходимо отталкиваться от того, на какую целевую аудиторию рассчитано само исследование. Так как доклад планируется представлять на научной конференции, то язык аннотации должен соответствовать аудитории: быть лаконичным и содержать соответствующую терминологию. Такие же требования предъявляются к реферату.

Формулировка основных тезисов доклада

Виды тезисов

Тезисы – это формулировка основных положений исследования. Тезисы формулируются кратко, их цель — передать содержание текста, его цели, задачи, методы исследования, результаты и сделанные автором выводы. Когда читатель ознакомлен с тезисами, он понимает суть работы, ее научную и практическую новизну и актуальность. Выступление студента в тезисной форме предоставляются заблаговременно организаторам научно-практической конференции, симпозиума или теоретического семинара. После окончания подобного рода мероприятий тезисы используются для отчетов об их итогах.

Различают несколько видов тезисов доклада на конференции:

  • Авторство. За основу для написания тезисов берутся работы собственного авторства, также работы других авторов.
  • В зависимости от места выступления автора с докладом. Перед формулировкой тезиса необходимо учитывать статус мероприятия: международная конференция, семинар или заседание научного общества. Чем выше статус собрания, тем более ответственно необходимо подойти к написанию тезисов.
  • По форме представления. Представление тезиса зависит от правил конференции, которые устанавливают организаторы. Тезисы могут быть переданы в организационный комитет перед началом заседания, озвучены автором во время выступления, опубликованы в журнале.
  • Тезисы могут быть сформулированы до начала конференции или после нее, но, согласно негласным правилам организации мероприятий тезисы пишутся заблаговременно.
  • Тезисы различают по содержанию на те, которые охватывают постановку проблемы, описание новой методики, предоставление результатов исследования и т.д.

Выбор вида тезисов зависит от правил, которые нужно узнать лучше всего задолго до проведения конференции (симпозиума, научного семинара), чтобы правильно выбрать формат изложения.

Правила написания тезисов на конференцию

Прежде чем приступить к написанию научных тезисов, необходимо продумать структуру работы, цель исследования, название работы. 

При разработке тезисов к своей исследовательской работе необходимо придерживаться правил:

  1. Текст должен быть логично и упорядоченно изложен.
  2. Язык изложения использовать научный, с применением терминологии, но и обязательно быть доступным и для неподготовленного читателя.
  3. Все излагаемые факты необходимо проверить с использованием авторитетных источников.
  4. Таблицы, графики, схемы и диаграммы необходимы для наглядной иллюстрации информации.
  5. В список литературных источников включаются публикации не ранее чем за последние 5 лет. Список источников не нужно загромождать большим количеством литературы.

Правила организации определенного мероприятия имеют важное значение для выступающих, так как они должны им соответствовать, иначе доклад могут не допустить к участию. В случае участия в международной конференции может понадобиться перевод текста на иностранный язык. Если правилами мероприятия предусматривается выступление в сопровождении презентации, то она не должна быть загромождена информацией, в слайды необходимо включать только самые важные моменты работы. По завершении необходимо еще раз проверить написанное, проконтролировать соблюдение объема, формулировку выводов, отсутствие «воды».

Качественное изложение и оформление тезисов научной работы для конференции влияет на решение оргкомитета о возможности публикации, поэтому соблюдение всех правил написания тезисов гарантирует положительную оценку исследования в научном сообществе.

doklad-na-profsoyuznuyu-konferenciyu-primer

Структура доклада

Название

Автору работы необходимо позаботиться о том, чтобы научная работа соответствовала типовой структуре исследовательских работ. Обычно примеры структурных особенностей указаны в методических рекомендациях учебного заведения, в котором обучаются студенты. 

После определения темы и составления плана начинается процесс формулирования названия.Формулировка названия зависит от темы доклада и должна звучать и научно, и привлекательно одновременно.

Рекомендации по формулировке названия:

  1. Название доклада должно соответствовать содержанию. Заголовок не должен ни преувеличивать содержимое работы, ни преуменьшать его, быть соответствующим для научной среды, чтобы не испортить научную репутацию автора.
  2. Заголовок не должен быть длинным. Если слушатели будут в течение нескольких минут осмысливать только название, то это не добавит желания чтения или слушания самой работы. Заголовок должен выражать главную идею работы и быть оптимально лаконичным, чтобы даже при желании из него нельзя было удалить ни слова без ущерба для смысла.
  3. В названии необходим учет специфики сферы научной деятельности.

Введение

Во введении опытные научные работники рекомендуют ответить на вопрос: «Почему так важно то, что я буду писать в этом исследовании?». Обычная фраза для введения о том, что эта проблема важна, потому что она мало исследована или в работе был применен новый метод и получены значимые результаты, то есть, отличающиеся от традиционных и способные повлиять на дальнейшее развитие выдвинутой гипотезы. Необходимо перечислить иные точки зрения на проблему у других ученых, но недостаточно простого перечисления – их необходимо систематизировать, выделить закономерности.

Заключение

Заключение завершает основной текст, и в нем содержатся выводы по итогам проделанной работы. В заключении не должно быть пересказа уже прозвучавшей информации, только ее систематизация и формулировка мнения автора об изученной проблеме, была ли она решена, подтверждена ли выдвинутая гипотеза, достигнуты ли поставленные цели.

Заключительные слова — это выводы, которые сделаны в результате изучения и анализа использованных в материале работ. Необходимо, чтобы присутствовали статистические и аналитические данные, если они присутствовали в основном тексте. Необходимо придерживаться публицистического и научного стиля изложения.

Наглядные материалы

Наглядность, которая сопровождает чтение доклада на конференции очень выгодно отличает выступление от простого чтения, а также экономит ограниченное время. Типы наглядных материалов:

  1. Стендовое оформление исследования — постерная презентация, которая представлена в виде краткого изложения текста работы в виде плаката. Плакат делится на несколько зон, в каждой из которых располагается элемент работы: введение, основная часть, заключение. Каждый элемент оформлен в виде кратко изложенного текста, рисунков, схем, диаграмм, если это необходимо. Докладчик поэтапно следует по стенду, излагая кратко каждый пункт.
  2. Презентация. После того как готов текст доклада, автор создает презентацию на нескольких слайдах, которые поочередно иллюстрируют данные исследования. В презентации должно быть минимальное количество информации из основного текста, так как читать текст исследования и то же самое в презентации – это вызовет негативную реакцию со стороны аудитории. Схемы, статистические данные, изображения из интернета, видео, можно включать в презентацию.
  3. Диаграммы, таблицы, рисунки, фотографии на отдельных плакатах.

Наглядные материалы помогут аудитории в полной мере воспринять информацию выступления, так как зрительное восприятие в комплексе со слуховым способствует лучшему пониманию содержания.

doklad-na-konferenciyu

Оптимальная продолжительность доклада

Продолжительность выступления на конференциях или на других публичных мероприятиях различна и зависит от правил, которые установлены организаторами. Статус семинара (международный, региональный, университетский) также влияет на время, которое дают каждому выступающему для представления исследования аудитории: от 10 до 30 минут в среднем. Самый главный параметр, который определяет длительность выступления — это то, насколько заинтересована аудитория. Организаторы могут предоставить дополнительное время, если студент не уложился в регламент, но заинтересованность зала очевидна. Перед началом конференции выступающие могут сами попросить, сколько минут они хотели бы презентовать свое исследование. Организаторы могут дать им такую возможность, если позволяет общий регламент мероприятия.

Требования к оформлению

Неправильное оформление работы может испортить общее впечатление от нее, поэтому стоит уделить пристальное внимание этому вопросу. При оформлении следует руководствоваться рекомендациями:

  1. Титульный лист. На нем должно быть указано официальное название организации в верхней части страницы, тема (в центре), ФИО автора, населенный пункт, год написания (в нижней части страницы). Номер страницы не проставляется, но учитывается.
  2. Оглавление. Этот раздел содержит сведения о главах и пунктах доклада и страницах, на которых они расположены. Оглавление может быть создано вручную или автоматически по закладке «Автособираемое оглавление».
  3. Текст доклада – набирается согласно требованиям учебного заведения. Если следовать ГОСТ, то применяется шрифт Times New Roman 14 или 12 пт. По всему тексту необходим абзацный отступ 1,25 см, полуторный межстрочный интервал.
  4. Список литературы. Фамилии авторов должны располагаться в алфавитном порядке. Для разных изданий ГОСТ устанавливает некоторые различия в требованиях:
    • Для книг: ФИО автора, название, место издания, наименование издательства, год издания, количество страниц.
    • Для журнальных или газетных статей: ФИО автора, название статьи, название издания, год, номер выпуска, страницы, на которых размещена статья.
    • Для интернет-источников: ФИО автора, название статьи, адрес сайта, дата публикации, дата посещения страницы.

В тексте делаются сноски на издания внизу страницы или внутри текста.

kak-nachat-doklad-na-konferencii-primery

Вопросы и обсуждение

Формат выступления на конференции подразумевает общение докладчика с аудиторией. Он является главным действующим лицом в уделенное ему время, так как демонстрирует свой труд. Ему предстоит не только ознакомить публику с исследованием, но и принять участие в обсуждении или ответить на вопросы, если таковые возникнут. Определенное количество времени организатор семинара должен выделить на дискуссию, если видит, что тема заинтересовала слушателей. Бывает так, что, отлично прочитав текст работы, спикер не в состоянии ответить внятно на вопросы, или наоборот, живое общение с аудиторией оставит хорошее впечатление о компетентности автора в исследуемой теме. Главное условие того, что выступающий гарантированно компетентно ответит на все вопросы – это досконально знать тему и быть увлеченным ею.

Ошибки при составлении доклада на конференцию

Во избежание ошибок необходимо устранить их в начале работы над темой:

    • уделять много времени подготовке;
    • определить целевую аудиторию и ориентироваться на ее запросы;
    • четко формулировать ключевые моменты;
    • главная мысль должна проходить красной линией через весь доклад;
    • придерживаться ГОСТ по оформлению работы;
    • уделять внимание практической целесообразности исследуемой проблемы, то есть, соответствовать требованиям аудитории;
    • избегать посредственной подготовки;
    • избегать наличия стилистических ошибок в речи, пунктуационных и орфографических – в тексте;
    • постоянно консультироваться у научного руководителя;
    • соблюдать регламент.

Ошибки в подготовке к выступлению – это мины замедленного действия, которые могут взорваться во время доклада или во время обсуждения. Доклад – это не разговор с самим собой, он должен быть ориентирован на целевую аудиторию, поэтому предпочтительнее при выступлении не считывать монотонно текст, а преподносить информацию аудитории, оперируя научной терминологией.

Примеры докладов и тезисов на конференцию

При написании докладов и тезисов необходимо не только изучить теорию оформления и общие требования к ним, но и ознакомиться с реальными аналогичными документами, которые были написаны с соблюдением требований государственных стандартов и прошли испытание на студенческих конференциях, научных симпозиумах, семинарах.

Тезисы доклада на конференцию: примерДоклад на конференцию на тему «Проектно-исследовательская и поисковая деятельность школьной библиотеки в системе патриотического воспитания читателей».

Тезисы доклада на конференцию: примерДоклад на конференцию на тему «Управление рисками трансграничных наводнений».

Тезисы доклада на конференцию: примерТезисы доклада на Всероссийской научной конференции аспирантов и молодых учёных.

Тезисы доклада на конференцию: примерТезисы доклада на VII Международную конференцию Российской ассоциации исследователей высшего образования.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 24»

Название работы (указывается без кавычек)

Указать тип работа: исследовательская работа или проект и др.

Выполнил: Ф. И. ___ «___» класса (вставить свои данные)

Руководитель: Ф. И. О. учителя, учитель ______________ (вставить)

Междуреченск

2016

Оглавление

Номера страниц меняете!!!

Введение………………………………………………………………………………..3

1. Ваш заголовок темы раздела …………………………………………………..…..5

1.1. ……Ваш заголовок подраздела………………. ……………………5

1.2……Ваш заголовок подраздела …………………………………………8

2. Ваш заголовок темы раздела (Описание этапов исследования)

2.1. …………Ваш заголовок подраздела …………………….……….12

2.2.……………………… ……Ваш заголовок подраздела……………14

Заключение (результаты исследования, их значимость, выводы, перспективы)…16

Список информационных источников……………………………………………….17

Приложения (если есть)………………………………………………………………18

Далее по тексту предлагаются клише (фразы) из которых можно выбрать более подходящие для работы. Все подряд клише использовать не нужно!!!

Введение

Исследовательская работа «……………ТЕМА…………..» посвящена актуальному вопросу …

В работе рассматривается (что?), говорится (о чем?), дается оценка, анализ (чего?), обобщается (что?), представлена точка зрения (на что?) и т. д.

А также используются, например, такие глаголы: изучить… выявить… установить… и т.п.

Данная тема чрезвычайно актуальна в последние годы (на современном этапе)…

В современной науке особенную остроту приобретает тема (какая?)…

Данная тема привлекает внимание многих ученых (критиков, педагогов и т.д.)

Данная тема представляет особую актуальность, так как позволяет рассмотреть (решить проблему)

Проблема исследования:

В центре внимания автора находятся…

На первый план автором выдвигаются…

Главные усилия автора направлены на…

В своей работе автор ставит (затрагивает, освещает) следующие проблемы… …останавливается на следующих проблемах и т.д.

Цель (с существительного) –

Объект исследования –

Предмет исследования –

Гипотеза –

если….. выполним (сделаем), то …. (получим) подтвердим

Задачи (с глаголов):

1.

2.

Методы исследования: ….., ….,

I. Придумать название теоретической части работы….

Характеристика первоисточников, используемых автором работы (…)

Автор привлекает к анализу следующие материалы…

Материалом исследования послужили…

В основе работы (…) лежат материалы исследований…

1.1 ……(Придумать заголовок, отражающий суть этапа работы) (Раскрытие темы)

1.2. ……(Придумать заголовок, отражающий суть этапа работы) (Раскрытие темы)

В данном разделе должна быть раскрыта тема. В основной части, как правило, разделенной на главы, необходимо раскрыть все пункты составленного плана, связно изложить накопленный и проанализированный материал. Излагается суть проблемы, различные точки зрения на нее, собственная позиция автора исследования. Важно добиться того, чтобы основная идея, выдвинутая во введении, пронизывала всю работу, а весь материал был нацелен на раскрытие главных задач. Каждый раздел основной части должен открываться определенной задачей и заканчиваться краткими выводами.

II. Придумать название практической части работы….

2.1 ……(Придумать заголовок, отражающий суть этапа работы) ..(Описание этапов исследования, анализ)

2.2. ……(Придумать заголовок, отражающий суть этапа работы) (Анализ проведенного исследования)

Заключение

Результаты по изучению информационных источников ( по 1 части работы), исследования, их значимость, выводы, перспективы ( по 2 части работы – практической).

Языковые клише, используемые в заключении:

Автор приходит к выводу, заключению о том…

В заключение можно сказать…

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что…

Анализ литературы позволил нам выявить наиболее обоснованную точку зрения (какую?)

Из всего сказанного следует, что наиболее доказательным является мнение (чьё?)

На основе этих данных мы принимаем точку зрения (какую?) и т.д.

В заключении подводятся итоги по всей работе, суммируются выводы, содержащие ясные ответы на поставленные в цели исследования вопросы, делаются собственные обобщения (иногда с учетом различных точек зрения на изложенную проблему), отмечается то новое, что получено в результате работы над данной темой. Заключение по объему не должно превышать введение. Следует избегать типичных ошибок: увлечение второстепенным материалом, уходом от проблемы, категоричность и пестрота изложения, бедный или слишком наукообразный язык, неточность цитирования, отсутствие ссылок на источник.

Список информационных источников

Список используемой для написания работы (…) литературы составляется по следующему правилу:

Порядковый номер литературного источника.

Фамилия, инициалы автора.

Полное название книги (без кавычек, исключение – если название – цитата).

Тип издания (Текст, изопродукция, электронное издание и т.д.).

Место (город) издания.

Издательство.

Год издания – цифра без буквы «г.».

Количество страниц (или другая информация об объеме издания, соответствующая его типу).

Примеры оформления списка:

Абелева И.Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека. — М.: Логос, 2004. — 304 с.

Ажеж К. Человек говорящий: вклад лингвистики в гуманитарные науки / пер. с фр. — изд. 2-е, стереотипное. — М.: Едиториал УРСС, 2006. — 304 с.

Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2006. — 363 с.

Борботько В.Г. Принципы формирования дискурса: От психолингвистики к лингвосинергетике. — изд. 2-е, стереотипное. — М.: КомКнига, 2007. — 288 с.

Белянин В.П. Психолингвистика: учебник. — 3-е изд., испр. — М.: Флин-та: Московский психолого-социальный институт, 2005. — 232 с. 8. Майерс Д.Дж. Социальная психология: интенсив. курс. — 3-е междунар. изд. — СПб.: Прайм-Еврознак: Нева; М.: ОЛМа-Пресс, 2000. — 510 с.

Ссылки на цитирование информационных источников в тексте работы необходимо правильно оформлять. При цитировании следует дать точные указания (ссылки, откуда извлечена цитата): фамилию, инициалы автора, место издания, год издания, номер тома, страницы.

Ссылки бывают внутритекстовые, подстрочные и затекстовые.

Мы оформляем в исследовательских работах только затекстовые сноски:

Затекстовые ссылки вынесены за текст всей работы, в этом случае следует применять сквозную (через всю работу) нумерацию. Допускается сокращенный вариант ссылки, например: [7, с.15]. Это означает, что цитата взята с 15 страницы источника, который в списке источников и литературы стоит под 7-м номером.

Особое внимание следует обратить на оформление таких информационных ресурсов как источники Интернет и электронные ресурсы на компакт-дисках (электронные энциклопедии, электронные учебники).

Например:

1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. — 2-е изд. — М.: Худож. лит., 1990. — 543 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.philosophy.ru/library/bahtin/rable.html#_ftn1 (дата об-ращения: 05.10.2008).

2. Борхес Х.Л. Страшный сон // Письмена Бога: сборник. — М.: Республика, 1992. — 510 с. [Электронный ресурс]. URL: http://literature.gothic.ru/articles/nightmare.htm (дата обращения: 20.05.2008).

Приложения

В состав приложений могут входить: копии документов (с указанием «ксерокопировано с…» или «перерисовано с…»), графики, таблицы, фотографии, схемы, диаграммы и т.д. Приложения располагаются в конце реферата. Приложение должно иметь название или пояснительную подпись и вид прилагаемой информации – схема, список, таблица и т.д. Сообщается и источник, откуда взяты материалы, послужившие основой для составления приложения (литературный источник обязательно вносится в список использованной литературы).

Каждое приложение начинается с нового листа, нумеруется, чтобы на него можно было сослаться в тексте с использованием круглых скобок, например: (Приложение 5). Страницы, на которых даны приложения, продолжают общую нумерацию текста, но в общий объем реферата не включаются.

Оформление иллюстраций

К иллюстрациям относят графики, диаграммы, схемы, чертежи, фотографии и т.п. Каждый вид иллюстрации должен иметь название, состоящее из следующих частей, помещенных под иллюстрацией

8

Доклад на научную конференцию

Научным докладом является произведение, в котором описывают значимый научный опыт или же содержатся результаты определённого исследования. Научный доклад в обязательном порядке печатается на компьютере, а не пишется от руки. Кроме того, к нему обычно ещё подготавливается презентация. Сам доклад, как правило, защищается на научной конференции перед большой аудиторией.

Структура научного доклада

Во введении обычно описывается суть работы, которая формулируется очень кратко, буквально в нескольких предложениях.

Далее излагаются цели и задачи исследования. Стоит помнить, что их не должно быть слишком много, иначе доклад окажется затянутым и вы не сможете подробно рассмотреть все важные элементы.

При написании основной части исследования постарайтесь раскрыть чуть шире суть своего исследования, о которой вы уже говорили во введении. Также стоит уделить внимание тем опытам, что были поставлены в ходе проведения данного исследования. Не забудьте написать про результаты. Здесь можно использовать различные иллюстрации, а также схемы, таблицы, диаграммы и т. д.

В заключительной части доклада нужно написать о том, смогли ли вы решить те задачи, что поставили вначале исследования и можно ли их применить в дальнейшем на практическом поприще. Также исследователь может проанализировать полученные результаты, чтобы у слушателей появилась возможность наглядно увидеть, чего смог добиться учёный. Помимо этого, стоит помнить, что заключение должно быть кратким, но в то же время и информативным.

Как осуществляется подготовка к выступлению?

Во-первых, вам нужно обязательно поработать над объёмом текста, так как на одно выступление даётся от пяти до десяти минут, в которые нужно уложиться. Поэтому в каждой значимой части доклада стоит отписывать всё только самое важное. Также не стоит урезать выводы. Ведь именно ради них и проводилось данное научное исследование.

Во-вторых, получившийся доклад нужно хорошенько отчитать, причём так, чтобы не было никаких запинок. Лучше всего будет в том случае, если вы его выучите. При выступлении стоит всё рассказывать собственными словами, подглядывая в листы лишь для того, чтобы прочесть какую-либо сложную формулу.

В-третьих, помните о временном регламенте. Поэтому читайте доклад с секундомером в руках, чтобы определить, укладываетесь ли вы в заданное время или нет. Помните, что стандартное время выступления занимает пять минут, а более сложную можно обозревать не более десяти.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Как правильно подготовить презентацию к докладу?

В данном случае важна последовательность файлов. Первым идёт тот, на котором указывается ФИО выступающего, тема доклада, а также информация о научном руководителе. Второй слайд содержит цели и задачи, которые ставил выступающий в ходе проведения данного научного исследования.

Следующие слайды должны быть посвящены основной части доклада. Стоит следить за тем, чтобы в них не было много текста, но чтобы при этом они оставались информативными, отражая только самые важные аспекты вашего выступления. При составлении слайдов старайтесь использовать как много больше графических материалов. В таком случае их можно просто подписывать безо всякой сопроводительной информации.

На заключительных слайдах стоит разместить результаты исследования. Идеально будет, если все они соберутся в один слайд. Конечным файлом можно использовать надпись: «Спасибо за внимание».

Какие могут возникнуть ошибки при написании доклада?

Типичные ошибки в данном случае выглядят следующим образом:

  1. Полное или частичное копирование текста из разных информационных источников.
  2. Чрезмерное количество информации, выходящее за предел временного регламента.
  3. Утяжеление текста многочисленными формулами, сложными концепциями и трудновыговариваемыми терминами.
  4. Нераспечатанные копии вашего научного доклада.
  5. Плохая подготовка к выступлению, что довольно сильно может подпортить общее впечатление от вас и вашего доклада.

Выводы

В заключение данной статьи хотелось бы сказать, что написание доклада на научную конференцию — это довольно серьёзное занятие, презентующее вас как серьёзного специалиста в определённой области научных знаний, поэтому к его составлению нужно отнестись максимально со всей ответственностью.

При работе над докладом старайтесь придерживаться определённой структуры, которую мы указали чуть раннее. Не пишите слишком много, так как на выступление даётся довольно мало времени, поэтому вам нужно успеть рассказать только о самом основном и важном.

Помимо этого, не пренебрегайте созданием презентации, так как она может привлечь интерес слушателей, а также наглядно продемонстрировать те вещи, о которых вы говорите.

Like this post? Please share to your friends:
  • Как написать доклад на английском языке образец
  • Как написать доклад кратко
  • Как написать доклад к проекту
  • Как написать доклад к презентации проекта
  • Как написать доклад к магистерской диссертации