Доклад на педсовет «Учитель современной школы» МБОУ «Большенкуркеевская СОШ»-«Юлтимеровская ООШ» 2016
«Учитель современной школы»
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся интереса к знаниям? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать. Рассматривая вопрос об интересе учащихся к изучению математике, надо затронуть такие очень важные вопросы этой проблемы как: сущность интереса, его значение в обучении, особенности подросткового возраста и какие интересы им присущи. Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Великие педагоги – классики всех времен подчеркивали первостепенное значение в обучении интереса, любви к знаниям. Интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а, наоборот, способствует этому.
Поэтому, одной из важнейших задач педагогов должно быть – выявление имеющихся интересов, развитие и воспитание интереса к знаниям у школьников. Проблема интереса в обучении не нова. Значение его утверждали многие дидакты прошлого. В самых разнообразных трактовках проблемы в классической педагогике главную функцию его все видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, «зацепить» так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование.
Главный вид этой деятельности — учение, в процессе которого происходит систематическое овладение знаниями в предметных различных областях, приобретение и совершенствование способов (умений и навыков) познавательной деятельности, трансформирование целей, выдвигаемых обществом, школой, в мотивы деятельности самого учения.
Личность, организующая и реализующая учебно-воспитательный процесс в школе, это учитель. Можно сказать и так: учитель (педагог, преподаватель, наставник, мастер) — человек, имеющий специальную подготовку и профес-
сионально занимающийся педагогической деятельностью. Здесь следует обра-
тить внимание на слово «профессионально». Непрофессионально педагогичес- кой деятельностью занимаются почти все люди, но только учителя знают, что, где и как нужно делать, умеют действовать в соответствии с педагогическими законами, несут в установленном порядке ответственность за качественное ис- полнение своего профессионального долга. При этом не принимается во вни- мание ни вероятностный характер результатов педагогического труда, ни па- раллельное влияние значительного количества педагогических факторов на эф- фективность обучения и воспитания, ни отдаленность проявления формируе-
мых качеств личности. Человек, вставший за учительский стол, ответственен за все, все знает и умеет. Именно ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется учительс-
кая должность. Какими будут результаты труда педагогов сегодня — таким бу- дет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которой так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа.
Учительская работа относится к очень сложным видам человеческой дея- тельности. Но что именно делает учитель, большинство людей не совсем пони- мают, ограничиваясь указаниями на внешние, видимые характеристики его дея- тельности. Очень многое проясняется, если поставить вопрос так — чем отличается учитель от других людей, не учителей? Только ли дипломом педагоги- ческого вуза? Пригласим в класс инженера. Он начнет объяснять школьникам основы своей науки, сообразуясь со здравым смыслом. Скорее всего, он будет просто копировать своих учителей: объяснять, давать упражнения, вызывать к доске, ставить оценки и т. д. На первый взгляд создается видимость нормаль-ной педагогической работы. Но только на первый и только видимость. От нас- тоящего учительского труда она отличается так же, как детская игра «в школу» от самой школы. Учитель знает, как. Это всегда на первом плане. Умение го- раздо важнее знания предмета. Конечно, математике может обучить только знающий математику. Но, боже мой, сколько компетентных математиков оказались никудышными учителями. Попытайтесь профессионально ответить на вопрос: что делает учитель, какими словами выразить его главную педагогическую функцию?
Педагогическая функция — предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений. Конечно же, главными направления-ми приложения педагогических усилий являются обучение, образование, вос- питание, развитие и формирование учащихся. В каждом из них учитель выполняет множество конкретных действий, так что функции его часто спрятаны и не всегда подразумеваются явно. Все же, посмотрев в корень педагогического де-ла, мы установим, что лежит в основе профессиональной педагогической дея- тельности и выясним: что главная функция учителя — управление процессами-
обучения, воспитания, развития, формирования. Не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания призван учитель. И чем он отчетливее понимает эту свою главную функцию, тем больше самостоятель-
ности, инициативы, свободы предоставляет своим ученикам. Настоящий мастер своего дела остается в учебно-воспитательном процессе как бы «за кадром», за пределами свободно осуществляемого учениками, а на самом деле — управ-
ляемого педагогом выбора. Еще Сократ называл профессиональных педагогов «акушерами мысли», его учение о педагогическом мастерстве носит название «майэвтика», что в переводе означает «повивальное искусство». Не сообщать готовые истины, а помочь родиться мысли в голове ученика обязан знающий педагог. Следовательно, сердцевина педагогического труда в управлении всеми теми процессами, которые сопровождают становление человека. Сегодня в пе- дагогический словарь проникло понятие «менеджмент» (от англ, management —руководство, управление), обозначающее общее искусство управления про-
цессами, протекающими в различных системах. То, что делает учитель, всё ча-
ще за рубежом и у нас начинают называть «педагогическим менеджментом», а самого педагога —«менеджером» (воспитания, обучения, развития роста потен- циала и т. п.). Это, впрочем, никак не влияет на содержание его труда. Для того чтобы выяснить, что же на самом деле делает учитель, в чем характерная осо- бенность и своеобразие его труда, исследователями придуманы и реализованы десятки моделей. Рассмотрим одну из них, основанную на признании педагоги-
ческого управления главной функцией учителя. Для конкретизации функции управления используем понятие «педагогический проект», под которым будем дем понимать любое задуманное и доведенное до конца дело: урок, классный час, изучение темы или раздела, организацию викторины, олимпиады или «подвижной перемены», школьного праздника, акта милосердия или экологи- ческой экспедиции. Всеми этими делами педагог обязан управлять, и чем боль- ше тонкого, вдумчивого, грамотного управления, тем меньше ошибок, тем вы- ше эффективность.
Первая функция педагога, возникающая уже на стадии замысла проекта, — целеполагание. Цель, как известно, ключевой фактор педагогической дея- тельности, она идеально предвосхищает и направляет движение общего труда учителя и его учеников к их общему же результату. Сущность управленчес-
кого процесса и заключается в том, чтобы координировать действия по линии совпадения цель — результат, сводя к минимуму неизбежные рассогласова- ния в силу высокой динамичности и непредсказуемости поведения участни- ков педагогической системы. Управление процессом обучения основывается, прежде всего, на знании учащихся: уровне их подготовленности, возможнос-
тей, воспитанности, развития. Это достигается диагностированием (от греч. diagnosis — распознавание = dia — прозрачный + gnosis —знание). Без знания особенностей физического и психического развития школьников, уровня их умственной и нравственной воспитанности, условий классного и семейного воспитания и т.д. нельзя осуществить ни правильной постановки цели, ни выбрать средства ее достижения. Чтобы педагогика могла воспитывать чело-
века во всех отношениях, она должна и знать его во всех отношениях, подчёр- кивал К.Д. Ушинский. Вот почему педагогу следует в совершенстве владеть
прогностическими методами анализа педагогических ситуаций. Эти методы в большинстве случаев повторяют методы научного исследования, рассмотрен- ные выше.
Диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование —педаго- гические функции, выполняемые учителями на подготовительном этапе каж-
дого проекта (цикла) учебно-воспитательной деятельности.
На следующем этапе реализации намерений учитель выполняет информа- ционную, организационную, оценочную, контрольную и корректирующую функции. Организационная (организаторская) деятельность учителя связана в основном с вовлечением учащихся в намеченную работу, сотрудничеством с
ними в достижении намеченной цели. Сотрудничество, о котором уже шла речь, — нормальное решение организационной задачи в современных усло- виях. Сущность информационной функции ясна, как говорят математики, из определения. Учитель — главный источник информации для обучаемых. Он знаёт все обо всем, а своим предметом, педагогикой, методиками и психологи-ей владеет в совершенстве. Контрольная, оценочная и коррекционная функции, объединяемые иногда в одной, необходимы педагогу прежде всего для созда- ния действенных стимулов, благодаря которым будет развиваться процесс, и в нем будут происходить намеченные изменения. Учителя все отчетливее пони- мают — не понукание и принуждение ведут к успеху. В работе с непростыми современными школьниками нужно искать и использовать более изощренные стимулы. При контроле, оценке качества протекания процесса не только выпук-
ло проявляются достижения учащихся, но и становятся более понятными при- чины неудач, срывов, недоработок. Собранная информация позволяет скоррек- тировать протекание процесса, вводить действенные стимулы, использовать эффективные средства.
И, наконец, на завершающем этапе любого педагогического проекта учи- тель выполняет аналитическую функцию, главным содержанием которой явля- ется анализ завершенного дела: какова эффективность, почему она ниже наме- ченной, где и почему возникли, как избежать этого в дальнейшем и т. д. Много-
образие функций, выполняемых учителем, привносит в его труд компоненты многих специальностей — от актера, режиссера и менеджера до аналитика, ис- следователя и селекционера.Кроме своих непосредственных профессиональных функций педагог выполняет функции общественные, гражданские, семейные.
Требования к учителю
Особые профессиональные и общественные функции учителя, необходи- мость быть всегда на виду самых беспристрастных судей — своих воспитан- ников, заинтересованных родителей, широкой общественности предъявляют повышенные требования к личности учителя, его моральному облику. Требо- вания к учителю — это императивная система профессиональных качеств,оп- ределяющих успешность педагогической деятельности.
Прежде всего, следует иметь в виду, что практическая педагогическая деятельность лишь наполовину построена на рациональной технологии. Другая половина ее — искусство. Поэтому первое требование к профессиональному педагогу — наличие педагогических способностей. При таком подходе мы сразу же вынуждены ставить вопрос — существуют ли специальные педагоги- ческие способности? Видные знатоки педагогического труда отвечают на него утвердительно.
Вопрос о педагогических способностях находится в стадии интенсивной разработки. Педагогические способности — качество личности, интегрирова- ние выражающееся в склонностях к работе с детьми, любви к детям, получении удовольствия от общения с ними. Часто педагогические способности сужаются до умения выполнять конкретные действия — красиво говорить, петь, рисо-
вать, организовывать детей и т. п. Выделены главные группы способностей.
1. Организаторские. Проявляются в умении учителя сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сде- ланному и т. д.
2. Дидактические. Конкретные умения подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно, ясно, выразительно, убеди-
тельно и последовательно изложить учебный материал, стимулировать разви- тие познавательных интересов и духовных потребностей, повышать учебно-
познавательную активность и т. п.
3.Перцептивные, проявляющиеся в умении проникать в духовный мир вос-
питуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять осо-
бенности психики.
4. Коммуникативные способности проявляются в умении учителя устанав- ливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения.
5. Суггестивные способности заключаются в эмоционально-волевом влия- нии на обучаемых.
6. Исследовательские способности, проявляющиеся в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.
7. Научно-познавательные, сводящиеся к способности усвоения научных знаний в избранной отрасли.
Все ли способности одинаково важны в практической деятельности педа- гога? Оказывается, нет. Научные исследования последних лет выявили «веду- щие» и «вспомогательные» способности. К ведущим, по результатам многочис- ленных опросов педагогов, относятся педагогическая зоркость (наблюдатель-
ность), дидактические, организаторские, экспрессивные, остальные могут быть отнесены к разряду сопутствующих, вспомогательных.
Конечно, в идеальном случае педагогической деятельностью должны зани- маться люди, имеющие к ней призвание, одаренные и способные. Но педагоги- ческая профессия стала массовой. Где взять 2,5 млн одаренных педагогов? При- ходится смягчать постановку вопроса. Многие специалисты склоняются к вы
воду, что отсутствие ярко выраженных способностей может быть компенсиро- вано развитием других важных профессиональных качеств — трудолюбия, честного и серьезного отношения к своим обязанностям, постоянной работой над собой.
Педагогические способности (талант, призвание, задатки) мы должны при- нять важной предпосылкой успешного овладения педагогической профессией, но отнюдь не решающим профессиональным качеством. Сколько кандидатов в учителя, имея блестящие задатки, так и не состоялись как педагоги, и сколько
поначалу малоспособных окрепли, вознеслись к вершинам педагогического мастерства. Педагог — это всегда великий труженик.
Поэтому важными профессиональными качествами педагога мы должны признать трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответст- венность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организован-
ность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего
труда и т. д.
Через эти требования педагог реализуется как работник, выполняющий свои обязанности в системе производственных отношений.
На наших глазах происходит заметная трансформация учебных заведений в производственные учреждения, предоставляющие «образовательные услуги» населению, где действуют планы, контракты, случаются забастовки, развива- ется конкуренция неизбежный спутник рыночных отношений. В этих услови-
ях особую важность приобретают человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприят- ных отношений в учебно- воспитательном процессе. В ряду этих качеств чело-
вечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потреб- ность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, само- критичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиоз-
ность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие.
Обязательное для учителя качество — гуманизм, т. е. отношение к растуще- му человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Гуманные отношения слагаются из интереса к личности учащегося, из сочувствия ученику, помощи ему, уважения его мне-
ния, состояния особенностей развития, из высокой требовательности к его
учебной деятельности и озабоченности развитием его личности. Учащиеся ви- дят эти проявления и следуют им сначала неосознанно, постепенно приобретая опыт гуманного отношения к людям.
Учитель — это всегда активная, творческая личность. Он выступает орга- низатором повседневной жизни школьников. Пробуждать интересы, вести уча- щихся за собой может только человек с развитой волей, где личной активности отводится решающее место. Педагогическое руководство таким сложным орга-
низмом, как класс, детский коллектив, обязывает воспитателя быть изобрета- тельным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятель- ному разрешению любых ситуаций. Педагог — образец для подражания, побуж- дающий учащихся следовать за ним, равняться на близкий и доступный для подражания образец.
Профессионально необходимыми качествами учителя является выдержка и самообладание. Профессионал всегда, даже при самых неожиданных обстоя- тельствах (а их бывает немало), обязан сохранить за собой ведущее положение в учебно-воспитательном процессе. Никаких срывов, растерянности и беспо-
мощности воспитателя учащиеся не должны чувствовать и видеть. Еще
А.С. Макаренко указывал, что учитель без тормозов — испорченная, неуправ-
ляемая машина. Нужно это помнить постоянно, контролировать свои действия и поведение, не опускаться до обид на учащихся, не нервничать по пустякам.
Душевная чуткость в характере учителя — своеобразный барометр, позво- ляющий ему чувствовать состояние учащихся, их настроение, вовремя прихо- дить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается. Естественное состоя-ние педагога —профессиональное беспокойство за настоящее и будущее своих
питомцев. Такой учитель осознает свою личную ответственность за судьбы подрастающего поколения.
Неотъемлемое профессиональное качество учителя — справедливость. По
роду своей деятельности педагог вынужден систематически оценивать знания, умения, поступки учащихся. Поэтому важно, чтобы его оценочные суждения соответствовали уровню развития школьников. По ним учащиеся судят об
объективности воспитателя. Ничто так не укрепляет нравственного авторите- та педагога, как его умение быть объективным. Предубежденность, предвзя- тость, субъективизм учителя очень вредят делу воспитания. Воспринимая учащихся сквозь призму собственных оценок, необъективный педагог стано- вится пленником схем и установок. До обострения отношений, конфликта, не-
воспитанности, сломанной судьбы — рукой подать.
Воспитатель обязан быть требовательным. Это важнейшее условие его ус- пешной работы. Высокие требования учитель прежде предъявляет к себе, ибо нельзя требовать от других того, чем не владеешь сам. Педагогическая требо- вательность должна быть разумной. Мастера воспитания учитывают возмож-
ности развивающейся личности.
Нейтрализовать сильное напряжение, присутствующее в педагогическом процессе, помогает воспитателю чувство юмора. Недаром говорят: веселый педагог обучает лучше угрюмого. В его арсенале шутка, прибаутка, пословица, удачный афоризм, дружеская подковырка, улыбка — все, что позволяет создать в классе положительный эмоциональный фон, заставляет школьников смотреть на себя и на ситуацию с комической стороны.
Отдельно следует сказать о профессиональном такте педагога как особого рода умении строить свои отношения с воспитанниками. Педагогический такт- это соблюдение чувства меры в общении с учащимися. Такт — это концентри- рованное выражение ума, чувства и общей культуры воспитателя. Сердцевиной
педагогического такта выступает уважение к личности воспитанника. Понима- ние воспитуемых предостерегает учителя от бестактных поступков, подсказы- вая ему выбор оптимальных средств воздействия в конкретной ситуации.
Личностные качества в учительской профессии неотделимы от профессио- нальных. К последним обычно причисляются приобретаемые в процессе про- фессиональной подготовки, связанные с получением специальных знаний, уме- ний, способов мышления, методов деятельности. Среди них: владение предме-
том преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подго- товка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мас- терство, владение технологиями педагогического труда, организаторские уме- ния и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение техноло- гиями общения, ораторское искусство и другие качества.
Научная увлеченность — обязательное учительское качество. Само по себе
оно не может и не имеет непосредственного значения, но без него невозможен
процесс нравственного воспитания. Научный интерес помогает учителю фор- мировать уважение к своему предмету, не терять научной культуры, видеть и учить видеть учащихся связь своей науки с общими процессами человеческого развития,
Любовь к своему профессиональному труду — качество, без которого не может быть педагога. Слагаемые этого качества —добросовестность и самоот-
верженность, радость при достижении воспитательных результатов, постоянно растущая требовательность к себе, к своей педагогической квалификации.
Личность современного учителя, воспитателя во многом определяется его эрудицией, высоким уровнем культуры. Тот, кто хочет свободно ориентиро-
ваться в современном мире, должен много знать. Эрудированный педагог дол- жен быть и носителем высокой личной культуры. Хотим мы этого или нет, но
учитель всегда являет собой наглядный образец учащимся, образец этот должен быть своеобразным эталоном того, как принято и как следует себя вести.
Заключение
Учительство — это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и лю- бовью, своим отношением к миру.
Однако, учитель в гораздо более высокой степени, чем артист, должен воз- действовать на свою аудиторию, содействовать формированию мировоззрения своих подопечных, дать им научную картину мира, пробудить чувство прекрас- ного, чувство порядочности и справедливости, сделать грамотными и заставит поверить в себя, в свои слова. При этом в отличие от актёра, он вынужден рабо- тать в режиме обратной связи: ему постоянно задают разнообразные вопросы, в том числе коварные, и все они требуют исчерпывающих и убедительных отве- тов. Настоящий учитель, Учитель с большой буквы — это личность, рождающая, формирующая другие личности (в идеале — совместно с семьёй). Для этого ему необходимо не только внимание и уважение со стороны его учеников, со сторо- ны всего общества.
Педагог — не только профессия, суть которой передавать знания, но и высо- кая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой свя- зи можно выделить совокупность социально и профессионально обусловлен- ных качеств педагога: высокая гражданская ответственность и социальная ак- тивность; любовь к детям, потребность и способность им отдать им своё серд- це; духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; готов- ность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; потреб- ность в постоянном самообразовании; физическое и психическое здоровье, про- фессиональная работоспособность, профессионально-педагогическая направ-
ленность: идейная убежденность, общественная активность, склонность к доми- нированию, социальный оптимизм, коллективизм, профессиональная позиция и призвание к инженерно-педагогической деятельности; профессионально-педа-
гогическая компетентность: общественно-политическая осведомленность, пси- холого- педагогическая эрудиция, инженерно-технический кругозор, педагоги-
ческая техника, компьютерная подготовленность, умения и навыки по рабочей профессии, общая культура; профессионально-важные качества личности: орга- низованность, социальная ответственность, коммуникативность, прогностичес- кие способности, способность к волевому воздействию, эмоциональная отзыв- чивость, доброта, тактичность, рефлексия на свое поведение, профессионально-педагогическое мышление, техническое мышление, произвольное внимание, педагогическая наблюдательность, самокритичность, требовательность, само- стоятельность, креативность в области педагогической и производственно-тех-
нологической деятельности; психодинамические свойства: возбудимость, урав- новешенность, эмоциональная устойчивость, высокий темп психической реак- ции, успешность формирования навыков, экстравертированность,пластичность.
«Ученик — это не сосуд, который нужно наполнить,
а факел, который нужно зажечь».
Сократ
Переступая порог первого класса, ребенок оказывается в новом для себя пространстве, каждый компонент которого в той или иной мере способствует его социализации. Для него открывается мир, полный тайн, загадок, радостей, огорчений, побед и поражений.
Ключевой психологический фактор для развития самостоятельности ребенка семи-одиннадцати лет – развитие познавательной активности.
Перед школой стоит задача целенаправленного формирования у детей способности и потребности действовать самостоятельно. Самостоятельность рассматривается в двух разных, но взаимосвязанных аспектах: как характеристика деятельности учащегося и как черта личности. Первое участвует в формировании второго. Самостоятельность как характеристика деятельности учащегося в конкретной учебной ситуации представляет собой постоянно проявляемую им способность достигать цель деятельности без посторонней помощи. Необходимым условием самостоятельности является активность, выступающая как средство реализации потенциала учащегося в достижении цели учения
Исходя из вышеизложенного, я определила цель своей работы: СЛАЙД 2
«Создание психолого-педагогических условий для успешного развития самостоятельности ребёнка через развитие познавательной активности».
Что я, как учитель, должна делать на уроках и во внеурочной деятельности, чтобы познавательная активность детей стала фактором уверенной самостоятельности каждого ребёнка?! Что можно и нужно сделать, чтобы ученики с большим желанием приходили в школу? Как пробудить у первоклассника интерес к познанию нового и сделать так, чтобы он не погас на протяжении всей его жизни?
Принципиально значимым в работе с детьми считаю расширение традиционных видов деятельности учащихся и обогащение их новым содержанием. В своей работе с целью развития познавательной активности младшего школьника я постоянно использую перечень средств, представленных в схеме:
СЛАЙД 3
Поподробнее остановлюсь на каждом из них.
1. Информационно — коммуникационные технологии. Их активное внедрение на различных уроках в начальной школе позволяет мне перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует, во-первых, осознанному усвоению знаний учащимися, во-вторых, помогает развивать метапредметные умения учащихся: ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Уроки с использованием ИКТ – на мой взгляд, один из самых важных результатов инновационной работы в нашей школе.
Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. С использованием информационных технологий возможно осуществить задуманное, сделать урок современным. Следовательно, ИКТ должно выполнять определённую образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, но ни в коем случае не подорвать здоровье. Информационно-компьютерные технологии должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной.
Мой кабинет оснащен полным комплектом компьютерного оборудования, что дало мне возможность более тщательно изучить вопрос использования ИКТ на уроках. В результате на уроках я использую разные формы применения ИКТ:
- презентации;
- тренажёры;
- физминутки;
- тесты;
- развивающие игры;
- использование ЦОРов;
- проецирование работ учащихся для анализа или поиска по заданой теме или вопросу;
- музыкальное сопровождение уроков;
- урок информатики: от теории – к практике;
- использование возможностей Интернет сообществ;
- проектная деятельность.
Наиболее удачной и распространенной формой использования ИКТ являются презентации, созданные при помощи программы Microsoft Power Point. В ней могут быть показаны разнообразные моменты урока. Так как ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала и вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.
КСО
Я на своих уроках стараюсь применять эту методику, детям она понятна и приемлема. Выполняя работу в парах, каждый проявляет себя, показывая глубину изучаемого вопроса. Например, мои ученики очень любят составлять словарные диктанты для друга, потом проверять их и оценивать работу. Очень эффективна работа в парах по разучиванию стихотворений или таблицы умножения, что помогает вторичному закреплению материала. С удовольствием ребята проверяют и оценивают работу другого, причём каждую поставленную отметку они должны обосновать, зная критерии оценивания, что помогает ребёнку реально оценить и свою деятельность.
Эта методика применима и при подготовке к внеклассным мероприятиям, при проведении классных часов. Например, классный час по теме «Охранять природу – значит охранять Родину» прошёл в форме групповой работы, где каждая группа решала свою задачу. (Задания для групп были определены заранее: 1-ая группа – выяснить всевозможные причины нарушения экологии и возникновения экологических катастроф; 2-ая группа – проанализировать (собрать подтверждающий материал) экологическое состояние нашей местности; 3-я группа – подготовить (разработать) предложения по устранению и предотвращению экологической катастрофы). Ребята поняли, что состояние окружающей среды зависит от каждого из нас.
Одной из наиболее эффективных форм работы в начальной школе является групповая. Младшим школьникам очень нравится работать в группах, поэтому я стараюсь применять эту форму работы как можно чаще. Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. Именно во время групповой работы формируются такие базовые компетентности, как: информационная, коммуникативная, проблемная, рефлексивная. Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, в 10-15 раз, они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки. Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Виды групповой работы. Это «Мозговой штурм», игра «Продолжи», «Охота за сокровищами», «Снежный ком», «Смотр знаний», «Пазлы», прием «Зигзаг» и другие.
Снежный ком. Это работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее. Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них. 7 В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.
Пазлы. Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы. После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы. Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы. В заключение работы делают выводы.
Прием «Зигзаг». Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания. Безусловно, работа в группах не может существовать без определённых правил. В начальной школе возможно предложить детям простые правила совместной работы, с помощью которых учащиеся смогут контролировать себя и провести рефлексию. В 3-4 классах такие правила (или критерии оценки работы) ученики могут вырабатывать сами.
ИГРА Большое значение для развития познавательной активности младшего школьника имеет игра. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.
Стараюсь не приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания: весёлые шутки-минутки, игры-путешествия в страну чисел или страну знаний.
Особенно широко использую игры на уроках при обучении первоклассников, поскольку ведущей деятельностью детей до поступления была игра, а с поступлением в школу происходит смена ведущей деятельности на учебную. Надо иметь в виду, что очень эффективными являются игровые формы обучения, различного рода дидактические игры. В этих условиях переход от одной ведущей деятельности к другой происходит безболезненно. Стараюсь практиковать занимательные игровые формы обучения, которые вызывают большой интерес у детей (например, игру в магазин при обучении математике, обведение контуров рисунка при обучении письму, игру с куклами и мячами на уроках по развитию речи и т.д.) и способствуют активной социализации личности участника игры.
Разумеется, обучение нельзя превращать в сплошную игру. И в дальнейшем ученики, когда станут старше, поймут, что учение не игра, а труд, и труд серьёзный и ответственный, хотя по-прежнему радостный и увлекательный.
. Для развития познавательной активности у учащихся я также использую дифференцированные задания для самостоятельного изучения, которые составляю по трем уровням:
СЛАЙД 4
Дифференцированные задания |
||
Нормативный уровень |
Компетентный уровень |
Творческий уровень |
Задания должны обеспечить обязательное, т. е. установленное усвоение учебного материала и соответствует оценке «удовлетворительно». Как правило, это задание на воспроизведение основного содержания параграфа, темы и их понимания. |
Задания соответствуют оценке «хорошо» и должны быть направлены на развитие у учащихся умений обобщать, распознавать, применять, осуществлять. Типовыми для данного уровня являются вопросы: почему, зачем, как, в чем суть, как использовать и задания типа «приведите пример», «составьте опорный конспект». |
Задания, соответствующие оценке «отлично», направлены на развитие самостоятельности и критичности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к изучению учебного материала. Это задания по типу: сравнить, систематизировать, найти логическую ошибку, перечислить преимущества или недостатки, привести аргументы или контраргументы, составить проверочный тест по теме, написать и защитить реферат по проблеме, подготовить или провести беседу или лекцию. |
Важнейшая составляющая таких заданий – выбор учеником оценки, на которую он претендует по той или иной теме.
Главный же результат – учебная деятельность перестает быть источником негативных форм психической напряженности и действительно превращается в ведущий тип деятельности учащихся.
Приведу пример дифференциации домашнего задания по окружающему миру из своего опыта работы.
СЛАЙД 5
Уровни дифференцированных заданий |
По заданию учителя |
По выбору ученика |
Установка: Оцените полученные знания и выберите себе задание на дом, которое вы бы хотели выполнить (возможные варианты выполнения задания выдаются каждому ученику) |
||
Нормативный |
Для всех стр. 87, № 9. |
Поработай на страницах учебника, расскажи родителям, о старинных предметах. Нарисуй рисунок. |
Компетентный |
Стр. 86, № 4. для Захаровой Т, Игнатовой, |
Поработай на страницах учебника, подготовь к следующему уроку сообщение о предмете, с которым познакомились сегодня на уроке. |
Творческого характера |
Стр. 86, № 3 для ИвановаД, Петровй И.. |
Используя дополнительную литературу, приготовь сообщение о старинном предмете, которого нет на страницах учебника. |
Побуждающим к познанию, самостоятельному поиску ответа на вопрос, творческому самовыражению ребенка является исследовательский метод.
Исследовательской работой занимались как коллективно, так и были индивидуальные проекты. Субботин Дмитрий защищал исследовательский проект по теме: «Почему в море легче научиться плавать, чем в реке или бассейне?». Коллективные исследования проведены на уроках Литературного чтения по темам «Устное народное творчество», дети распределяли сказки по заданным закономерностям и были распределены в группы (волшебные, бытовые, сказки о животных). По Окружающему миру учащиеся стараются проводить небольшие, несложные опыты. Как показала практика, после маленького открытия, сделанного самостоятельно, у детей появляется интерес, желание еще больше узнать.
Таким образом, развивая познавательную активность учащихся на каждом уроке, на внеклассных мероприятиях, я постепенно создаю условия для того, чтобы каждый ученик почувствовал себя винтиком единого школьного механизма, а впоследствии – гражданином единого российского общества.
Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников.
Кто-то из великих сказал, что знания, даваемые детям насильно, душат разум.
Цель своей будущей профессиональной деятельности вижу в том, чтобы находить новые методы и формы работы с детьми, развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывать творчески мыслящую личность, способную адаптироваться в условиях быстро меняющейся жизни. И как сказал Дуглас Мэллох:
Если ты не можешь быть широкой дорогой,
Будь узенькой тропинкой.
Если ты не можешь быть солнцем,
Будь звездой на небе.
Только найди свое дело и старайся стать
самым лучшим.
ГБОУ Бакалинская коррекционная школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Доклад на педчтении на тему
«Использование информационно-
коммуникационных технологий
в деятельности учителя начальных классов»
Подготовила: учитель начальных классов первой квалификационной категории Шаймухаметова Г.Р.
Бакалы, 2019 год
«Использование информационно – коммуникационных технологий в деятельности учителя начальных классов»
Учитель. Что составляет основу его профессии? Знание предмета? Безусловно. Ораторское искусство? Конечно. Любовь к детям, умение понимать и чувствовать, как учится ученик и что он при этом переживает? Ну, кто же будет спорить. А ещё он всегда должен оставаться молодым в своей работе – шагать в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, всегда быть в поиске. Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. Учитель, если он заботится о своих учениках, их будущем, должен помочь им освоить новые жизненно необходимые навыки. Применение компьютерных технологий в работе с младшими школьниками развивает их познавательный интерес, создает условия для повышения эффективности изучения учебного предмета. Современный учитель – это не только указка, мел и доска. Современный учитель – это учитель, владеющий ИКТ, способный организовать работу учащихся с позиции современного общества.
В стандартах нового второго поколения говорится, что целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информацией, представленной в разных видах и разных источниках (словарях, справочниках, энциклопедиях, Интернете). Во главу образования ставят личность ученика, её саморазвитие, самосовершенствование, что в полной мере пересекается и с запросами родителей учащихся. Современные родители хотят получить в результате обучения своего ребёнка личность с творческим мышлением, способной к рефлексии и самопознанию, умением обучаться, работать в коллективе, т.е. с развитой коммуникативной компетентностью, а также умением работать с информацией.
Система образования не может отставать от тех требований, которые диктует современное общество. Компьютеризация школы – это актуальнейшая проблема образования на данном этапе. Это понимают сейчас все учителя, и я не исключение.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.
Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.
Актуальность избранной темы объясняется существом и общечеловеческой значимостью затрагиваемого материала. Причина тому — повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. Поэтому внедрение информационно – коммуникационных технологий в образование можно охарактеризовать как логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.
Каждый педагог в своей работе сталкивается с различными проблемами, решением которых и занимается впоследствии. Важно, чтобы эти проблемы действительно были решены. Для этого необходимо найти причины их появления. И только устранив эти проблемы, мы можем говорить об их решении.
В условиях современной жизни с её огромными проблемами и обилием негативной информации, современные дети оказываются более осведомлены, нежели взрослые, о новинках и достижениях в области компьютерной техники. Но бесконтрольное использование компьютерных игр и Интернета наносит вред детской душе.
В связи с этим считаю:
-
основной вид ведущей деятельности обучающихся в начальной школе — игровая, которая постепенно должна перейти на учебную, и такая перемена, как известно, нелегко переносится многими обучающимися. Я считаю, что применение компьютерных технологий в учебном процессе позволяет совместить игровую и учебную деятельности.
-
Желание апробировать информационные технологии в практике работы.
Именно поэтому я решила обратить внимание своих учеников на образовательные, а не на игровые возможности компьютера, осознать, что компьютер — это не игрушка, а средство, помогающее в учебе.
Исходя из актуальности проблемы, мною была выбрана тема самообразования «Использование информационно – коммуникационных технологий в деятельности учителя начальных классов».
Таким образом, я обозначила основную цель моей работы:
-
создание условий для учебной деятельности младших школьников посредством использования ИКТ в образовательном процессе.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
-
совершенствовать методики проведения уроков;
-
способствовать формированию исследовательских умений у младших школьников;
-
развивать умение обучающихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира (социальная, коммуникационная, технологическая и др. компетентности);
-
использовать в организации уроков функционально-деятельностный и личностно-ориентированный подходы, направленные на формирование и развитие мотивации обучения младших школьников
Каковы же механизмы реализации данных целей и задач?
Планируя урок с применением ИКТ, соблюдаю дидактические требования, в соответствии с которыми:
— четко определяю педагогическую цель применения ИКТ в учебном процессе;
— уточняю, где и когда буду использовать ИКТ;
— учитываю специфику учебного материала, особенности своего класса, характер объяснения новой информации.
В своей педагогической деятельности предпочтение я отдаю использованию на уроках презентаций. Цель презентации – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Она даёт мне возможность самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования.
Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Со времён Ушинского многое изменились, но смысл этого выражения не стареет. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.
Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!»
В своей работе я часто применяю ИКТ. Их использование стало возможным, благодаря прекрасному оборудованию компьютерного класса. В классе есть интерактивная доска — это ещё один помощник учителю. С каким удовольствием дети работают на ней! С каким желанием они идут к доске!
С помощью интерактивной доски, я активно вовлекаю учащихся в процесс освоения материала, при этом улучшаются темп и течение урока. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение. За счет наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. На доске можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам, выделять ключевые области и добавлять цвета, демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на экране, записывать. Данные возможности интерактивной доски делают уроки интересными и развивают мотивацию: учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
Наверное, многие согласятся, что некоторые дети считают уроки русского языка скучными и неинтересными. Как же заставить учеников слушать на уроке, с помощью каких средств и методов зажечь в их глазах пытливый огонек жажды знаний? На уроках русского языка очень удобно проводить орфографические минутки, а также использовать интерактивные плакаты. Проводя урок по теме: «Наблюдение над написанием и произношением слов с безударным гласным», ребята вставляли пропущенные буквы, а затем сравнивали с образцом на интерактивной доске. (см. Приложение 1)
На уроках математики при помощи слайдов осуществляю демонстрацию числовых выражений, цепочек для устного счёта, приемы письменного вычисления, организовываю математические разминки и самопроверку, решаем задачи, с помощью интерактивных форм наглядно показываю геометрический материал.
Для решения задач, особенно нужна наглядность на всем протяжении обучения, как важное средство развития более сложных форм конкретного мышления и формирования математических понятий. Начиная с первого класса, ребята должны научиться понимать задачу, поэтому на уроках приходится много использовать иллюстраций, рисунков к задаче, и в этом мне помогают презентации, которые я делаю сама или беру у других учителей. Продуктивность таких уроков очень высокая.
Обучение чтению – сложный творческий процесс. Необходимо, чтобы уроки чтения оставляли заметный след в сознании каждого ребёнка, продвигали детей в умственном, эмоциональном, эстетическом и речевом развитии, развивали интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные умения и навыки. Уроки литературного чтения стараюсь сделать интересными и разнообразными. Портреты писателей, места, где они жили и творили, инсценировки из отдельных эпизодов произведений, составление плана, словарная работа, чистоговорки, скороговорки – все становится интересным, при использовании презентаций и интерактивной доски.
Кроме презентаций, я в содержании уроков использую аудио средства. Записи образцового чтения небольших по объему литературных произведений обучают выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Активно проходит на уроке и словарная работа. Дети не только знакомятся с лексическим значением слова, но и видят о чем идет речь в произведении.
Презентации, интерактивные презентации, видео как средство информации, играет немалую роль в развитии и обучении детей. Данный вид работы наиболее часто я использую на уроках окружающего мира. Картинки окружающей нас природы, животные, круговорот воды, цепочки питания – все можно отразить на слайдах. Очень интересно прошёл урок по теме «Планеты солнечной системы», где учащиеся рассказывали о планетах, а затем находили их, выстраивали и ставили надписи под ними.
На своих уроках использую тесты, кроссворды – все делает урок увлекательным, а, следовательно, запоминающимся.
Интенсивно использую ИКТ во внеурочной деятельности и внеклассной воспитательной работе класса — проведение классных мероприятий, родительских собраний. Использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей.
Таким образом, то, о чём было сказано выше, всего лишь небольшая часть из проведённых уроков и мероприятий.
Применение ИКТ в школьной практике способствует совершенствованию традиционного процесса обучения, обеспечивает визуализацию учебного процесса, активизирует мыслительную деятельность, позволяет проводить уроки в активной диалоговой форме, организовывать интерактивное обучение.
В своей работе я выделяю несколько путей, позволяющих отследить качество образовательного процесса. Прежде всего, это проведение и анализ промежуточных контрольных работ. Входной срез провожу в начале учебного года. Его цель – определить уровень знаний учащихся в начале цикла обучения, разработать схемы действий для преодоления затруднений в обучении. Анализ результатов входного среза дает возможность выбрать адекватную методику обучения; сформировать мотивацию учеников. Промежуточный срез, позволяющий оценить успешность продвижения учащихся по предмету; подвести промежуточные итоги обучения; оценить успешность выбора методики обучения; корректировать учебный процесс, выбранные подходы и методы обучения. Итоговый срез позволяет мне сделать анализ результатов обучения; оценить успешность освоения учащимися предмета; оценить успешность выполнения учебной программы. Также в процессе обучения провожу проверочные и самостоятельные работы, тестирование, использую интерактивные тесты.
Благодаря компьютеру, в более короткие сроки я решаю такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развивается навык самоконтроля и самостоятельной деятельности.
На сегодняшний день я уверенно применяю компьютерную поддержку на всех этапах урока: при опросе домашнего задания, при подачи нового материала, при применении знаний на практике и др.
Заключение.
Педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке; владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. Для учителя компьютер — это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ. Использование информационно — коммуникационных технологий обучения помогает существенно преобразить преподавание традиционных учебных предметов, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на высокий уровень интерес детей к учебе.
Еще А. Франс высказал мысль, что «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом».
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу.
Список использованной литературы
-
Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. -М.,1994.
-
Гиркин И. В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий. //
Информационные технологии , № 6, 1998.
-
Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. М., 1980.
-
http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=748&showentry=5246
-
Материалы сайта «Электронные интерактивные доски SMARTBoard – новые технологии в образовании» (http://www.smartboard.ru/)
-
Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.
Международный
педагогический портал
Название статьи:
Доклад на тему: «Педагогические чтения» | Путятина Юлия Петровна
Дата публикации:
19.03.2019
Описание:
Автор: Путятина Юлия Петровна
педагогические чтения
Любой педагогический опыт, хотя бы в небольшой степени, всегда является самостоятельным, несет в себе новизну. В данной разработке описана форма общения работников образованиия. Для поддержки педагогических инициатив, распространения инновационного опыта, отвечающего современным требованиям. Изложенные в данном докладе советы, позволят начмнающему педагогу спланировать грамотно свою работу и приступить к её проведению во время проведения и участия на педагогических чтениях.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Кемеровский государственный университет»
Институт образования
Межвузовская кафедра общей и вузовской педагогики
Разработка
«Педагогические чтения»
по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
направленность (профиль) подготовки
«Дошкольное образование»
Выполнил: студентка 4 курса
группы – 156
Путятина Ю. П.
Кемерово
2019
Педагогические чтения — форма общения работника образования, имеющая цель обобщение и распространение передового опыта. На педагогических чтениях заслушиваются (преимущественно) доклады практических работников — учителей, преподавателей, руководителей учебных заведений, опыт которых содержит элементы новизны и получил общественное признание. Педагогические чтения проводятся в учебном заведении, на уровне района, области, в масштабах страны.
Соответствие:
• социальному заказу государства, общества;
• Закону об Образовании;
• прогрессивным тенденциям социального развития общества;
• региональной образовательной политике;
• идеям современной педагогической науки и передовой педагогической практике;
• профессиональным интересам определенных категорий педагогов;
Способствовать:
• решению актуальных задач общества;
• решению образовательных задач, вытекающих из социального заказа государства, общества в области образования, интересов личности учащегося.
Любой педагогический опыт, хотя бы в небольшой степени, всегда является самостоятельным, несет в себе новизну. Но она должна сопровождаться заметными качественными показателями, тогда такой опыт можно назвать передовым. Новизна может заключаться:
• в комбинации элементов известных методик;
• в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда;
• в преобразовании образовательного процесса (с обоснованием причин изменения в содержании образования)
Цели и задачи педагогических чтений:
Основной целью педагогических чтений является поддержка педагогических инициатив, распространение инновационного опыта, определение на основе обобщения педагогической практики условий и технологий достижения уровня образования и образованности человека, отвечающего современным требованиям.
Основными задачами являются:
— обобщение и распространение передового педагогического и управленческого опыта в вопросах реализации целевых ориентиров развития современного общего образования;
— поиск методических идей и современных технологий организации образовательной деятельности
— содействие повышению и совершенствованию научно-методического уровня педагогов;
— создание условий для обмена опытом успешной педагогической деятельности между образовательными учреждениями.
Участниками педагогических чтений могут быть педагогические и руководящие работники муниципальных общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, родители (законные представители) обучающихся, представители общественности.
Требования к выступлению участника Педагогических чтений:
— актуальность представленного опыта;
— сущность практического опыта, его технология:
система конкретных педагогических действий, организация, содержание, формы, методы и приемы работы;
— результат педагогической деятельности;
— регламент — 10 минут;
Перспективность:
— возможность использования опыта в массовой практике;
— возможность творческого применения опыта в педагогической практике.
Скачать работу
- Вступление
- Активные формы и методы обучения.
- Докладчики
- Выводы и предложения
Уже давно в нашу жизнь пришли динамизм и
непрерывное развитие, повсеместно внедряются
новейшие методы и средства обучения,
автоматизированные обучающие системы,
электронная техника.
Изменения в содержании, методах и средствах
обучения вызвали значительные изменения в
методике. За последние годы все большое внимание
педагогической науки и практики привлекают
методы обучения, которые по своему содержанию и
способам осуществления невозможны без высокого
уровня внешней и внутренней активности учащихся.
Педагогический коллектив Профессионального
училища № 7 3 года работал по единой методической
теме: “Использование новых активных форм и
методов обучения в учебно-воспитательном
процессе”. И я могу с уверенностью сказать, что
каждый из нас применяет в своей практике
различные “активные” формы и методы обучения и
воспитания.
Сегодня наши коллеги поделятся своим опытом и
расскажут, как можно нетрадиционно начать урок,
как применить на практике блочно-модульное
обучение, как интересно провести урок
спецтехнологии и производственного обучения, и
возможности мультимедийного кабинета.
Что же такое метод? И что же такое форма? Метод –
это способ достижения цели, связующее звено
между запроектированной целью и конечным
результатом. Метод обучения – это способ
взаимосвязной деятельности учителя и
обучающегося по достижению целей обучения,
развития и воспитания. Признаком метода является
деятельность. Форма организации деятельности –
это система средств, с помощью которых педагог
добивается включения учащихся в активную
деятельность на основе сочетания разных видов
работы.
Решая задачу по поиску методов и форм обучения
и воспитания, мы отдаем предпочтение активным
формам и методам, способствующим развитию
мотивационной сферы учащихся, их творческой
активности, улучшению качества подготовки по
профессиям.
Обратите внимание на листы на ваших столах, как
раз здесь представлены различные виды и формы
работы, повышающие уровень активности обучения.
Работая над применением различных форм и
методов обучения и воспитания уч-ся, мы берем за
основу 4 фактора, которые влияют на выбор метода
обучения:
- Материально-дидактическая база.
- Содержание учебного материала.
- Уровень обученности и воспитанности учащихся.
- Уровень методической подготовки преподавателя.
Для производственного обучения как составной
части учебного процесса в профессиональном
учебном заведении полностью свойственны все
основные характеристики процесса обучения.
Вместе с тем определяющие специфику подходов к
определению его целей, содержания, форм и
методов.
Прежде всего, о цели. Основной целью
производственного обучения является
формирование у учащихся профессионального
мастерства в области определенной профессии,
специальности.
Эта генеральная цель конкретизируется в
задачах производственного обучения, которые
следует рассматривать как пути, этапы, в
определенной степени средства достижения этой
цели. Исходя из такого понимания взаимосвязи
целей и задач, можно выделить следующие
критерии-показатели, раскрывающие сущность
понятия “профессиональное мастерство”:
- качество выполнения работы – выполнение
технических требований (условий) к результатам
работы; соответствие ее установленным
показателям и нормативам, параметрам; получение
устойчивых положительных результатов: - производительность труда – выполнение
установленных норм времени (выработки);
способности и умения ценить фактор времени, что
определяет стремление к освоению
высокопроизводительной техники и технологии,
наиболее экономных и производительных способов
выполнения работы и организации труда; - профессиональная самостоятельность – умение
самостоятельно выбирать способы работы,
обеспечивающие высокое качество и
производительность труда; способность
самостоятельно разбираться в производственной
обстановке, принимать правильное решение;
осуществление самоконтроля и саморегулирования
в работе; - культура труда – способность и привычка
планировать свой труд; умение работать с
применением рациональных приемов и способов
труда, современной техники и технологии; высокая
технологическая дисциплина; умение применять в
работе профессиональные знания; рациональная
организация труда и рабочего места; соблюдение
правил безопасности труда; - творческое отношение к труду – развитая
способность и стремление вносить в процессе
труда новое, оригинальное, совершенствовать
организацию, способы, орудия труда; стремление и
способности к рационализации и
изобретательству; - экономическая целесообразность трудовой
деятельности – способность к экономическому
анализу выполняемого трудового процесса,
принятию оптимальных в экономическом отношении
решений в процессе выполнения работы.
Реализация этих задач составляет сущность
обучающей деятельности мастеров
производственного обучения и учебной
деятельности учащихся. Через призму этих
показателей необходимо рассматривать
практически все вопросы содержания, организации
и методов производственного обучения.
Методы специфичные только для
производственного обучения это:
- показ приемов трудовых действий,
- упражнения,
- самостоятельные наблюдения учащихся,
- письменное инструктирование,
- методы обучения учащихся
высокопроизводительным приемам и способам
работы, - формирования творческого отношения к труду,
“активные” методы производственного
обучения.
Но здесь понятие можно расширить и отнести ко
всем видам обучения. Сущность “активных”
методов обучения, как производственного, так и
теоретического, заключается в столкновении
учащихся с учебными, жизненными и
производственными ситуациями и постановка их в
этих ситуациях в положение
“первооткрывателей”, “исследователей”.
Вопросы теории и практики проблемного обучения
достаточно широко раскрыты в педагогической
литературе.
Такие проблемные ситуации, как правило,
создаются на реальном материале предметов
теоретического обучения и производственного
обучения:
- постановка учащихся в условия необходимости
практического использования знаний и умений в
новых непривычных для них условиях; - вскрытие противоречий между теоретически или
принципиально возможным путем решения задачи и
практической неосуществимостью или
нецелесообразностью этого способа; - постановка учащихся перед необходимостью
выбора правильного решения из ряда известных им
решений; - постановка учащихся в ситуацию, когда они
осознают, что имеющихся у них знаний и умений
недостаточно, чтобы решить поставленную задачу.
Мастера по и преподаватели широко применяют в
своей практики различные методы и формы
активизации обучающихся на уроке – это и
уроки-игры, это и проблемно-задачный подход на
уроках п/о и т/о, это и использование различных
форм работы – бригадные, групповые, парные,
индивидуальные и т.д., это и использование
различных дидактических средств и приемов и
многое-многое…
А теперь наши коллеги поделятся своим опытом…
Формы работы, повышающие уровень активности
обучения
- Применение нетрадиционных форм проведения
уроков (урок – деловая игра, урок – соревнование,
урок – семинар, урок – экскурсия,
интегрированный урок и др.); - Использование нетрадиционных форм учебных
занятий (интегрированные занятия, объединенные
единой темой, проблемой; комбинированные,
проектные занятия, творческие мастерские и др.); - Использование игровых форм;
- Диалогическое взаимодействие;
- Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы,
проблемные ситуации и др.) - Использование различных форм работы (групповые,
бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные и
др.); - Интерактивные методы обучения (репродуктивный,
частично-поисковый, творческий и др.); - Использование дидактических средств (тесты,
терминологические кроссворды и др.); - Внедрение развивающих дидактических приемов
(речевых оборотов типа “Хочу спросить…”, “Для
меня сегодняшний урок…”, “Я бы сделал так…” и
т.д.; художественное изо с помощью схем, символов,
рисунков и др.); - Использование всех методов мотивации
(эмоциональных, познавательных, социальных и др.); - Различные виды домашней работы (групповые,
творческие, дифференцированные, для соседа и др.); - Деятельностный подход в обучении.
Вы видите и знаете, что в учебно-воспитательный
процесс уже плотно вошли и реализуются различные
активные формы и методы обучения. Но данном этапе
развития профессионального образования этого
мало. В концепции развития начального
профессионального образования в Ленинградской
области на период до 2010 года одним из
приоритетных направлений является
совершенствование содержания и технологий
начального профессионального образования,
повышение качества предоставляемых
профессиональных образовательных услуг:
обеспечение соответствия содержания начального
профессионального образования и методов
обучения новым производственным технологиям.
Поэтому на смену отдельным формам активного
обучения, делающим учебный процесс неоднородным
по форме и содержанию, должны прийти целостные
образовательные технологии вообще, и технологии
обучения в частности.
Инновационная деятельность преподавателей и
мастеров – часть методической работы,
направленной на выполнение одной из главнейших
задач в деле качества и эффективности процесса
обучения и воспитания – дальнейшее
совершенствование форм, методов и средств
проведения урока, т.е. создание педагогических
технологий.
Одна из анкет, которые вы проходили, выявляла
уровень инновационного потенциала у коллектива.
На вопросы теста всего ответили 23 человека – это
менее 50 % ИПР, но итоги впечатляющие. На вопрос
оценки условий училища для развития
инновационной деятельности 1 человек из 23
оценили как очень хорошее, 5 человек, как хорошее,
13 человек, как удовлетворительное и даже 1
человек считает, что нет никаких условий для
развития. Но в тоже время 21 человек из 23 чувствует
себя готовым к освоению различных новшеств. И
наконец что же является препятствием в освоении
и разработке новшеств 6 человек из 23 считают, что
это отсутствие времени, 18 человек, что причина
слабая информированность и отсутствие
стимулирования, поделились поровну, и у 1
человека отсутствуют необходимые теоретические
знания. И если эти данные проанализировать, то 90 %
педагогов готовы, но 39 % недостаточно
информированы о нововведениях в образовании.
Я хочу закончить свой доклад анализом еще
одного теста, проводимого в коллективе. Тест
проходил на прошлом педсовете и на него ответили
38 человек. Целью тестирования было определение
степени удовлетворенности ИПР
жизнедеятельностью в коллективе, а также
различными аспектами жизни. При анализе ответов
можно было выявить коэффициент. И если он был
выше 3, то это считалось высокой степенью
удовлетворенности. Если 2, то средняя степень
удовлетворенности. Если менее 2, то низкая.
Давайте посмотрим, что же у нас получилось.
Обратите внимание, что коэффициент колеблется
между отметками 2 и 3, что показывает
удовлетворенность жизнедеятельность в училище.
На следующей диаграмме мы видим, какая степень
удовлетворенности по следующим аспектам
профессиональной жизни коллектива. По порядку 1
– организация труда, 2 – реализация
профессиональных качеств, 3 – отношения с
коллегами и администрацией, 4 – отношение с
учащимися и их родителями, 5 – обеспечение
деятельности педагога. Коэффициент здесь тот же 3
– высокий, 2 – средний, менее 2 низкий.
Из результатов опросов нашего коллектива можно
увидеть, что у нас есть большой потенциал для
успешного развития и мы готовы к освоению
новшеств.
И чтобы успешно решить задачи методической
работы, следует определить все функциональные
обязанности членов педагогического коллектива.
Для этой цели в свою очередь необходимо:
- изучение и творческое понимание всех
нормативных программно-методических документов
МО РФ и КОиПОЛО; - активное внедрение и использование достижений
и рекомендаций психолого-педагогической науки; - изучение и внедрение достижений
педагогов-новаторов в практику работы; - создание сплоченного коллектива
единомышленников, бережно сохраняющих традиции; - диагностика и прогнозирование результатов
учебно-воспитательного процесса; - стимулирование инициативы и творчества ИПР и
активизация его деятельности в
научно-исследовательской, поисковой работе; - использование в учебно-воспитательном процессе
современных методик, форм, видов, средств и новых
технологий; - выявление и предупреждение недостатков,
затруднений и перегрузки в работе ИПР; - готовность ИПР к самообразованию и
самосовершенствованию.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Слайд 1Использование элементов и приёмов исследовательской работы на уроках русского (официального) языка
и литературы
IV РЕСПУБЛИКАНСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
«Управление качеством образования в современных условиях»
Е.П. Крондева
МОУ «Бендерская гимназия №3 им. И.П. Котляревского»
Учитель русского языка и литературы
Слайд 2 Дайте человеку одну рыбу, и он получит пропитание на день, научите
его ловить рыбу, и он получит пропитание на всю жизнь.
Китайская пословица
Слайд 3Современное общество остро нуждается в выпускниках средних школ, которым присущи следующие
качества: инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Эти качества формируются и развиваются при вовлечении учащихся в творческую, исследовательскую деятельность. Одним из основных направлений образования становится развитие способности обучающихся к исследовательской деятельности. В этом и заключается актуальность данной темы.
Слайд 4Исследовательское обучение имеет давнюю историю
Слайд 5Что же такое исследование, исследовательский метод обучения?
Исследование («следование изнутри») в широком
смысле — поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В узком смысле исследование — научный метод (процесс) изучения чего-либо.
Исследовательский метод обучения – метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера.
Слайд 6Организация исследовательской деятельности учащихся реализует целый ряд задач:
Учатся умению добывать самостоятельно
знания;
Испытывают потребность в непрерывном образовании: интерес к познанию развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула;
Развивают навыки самооргани- зации;
Формируют адекватную самооценку.
Слайд 7Чтобы лучше подготовить учащихся к исследовательской деятельности в рамках урока использую:
проблемное
введение в тему урока;
постановку цели и задач урока совместно с учащимися;
совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;
групповую работу на уроке;
выдвижение идеи (мозговой штурм);
постановку вопроса (поиск гипотезы);
формулировку предположения (гипотезы);
обоснованный выбор способа выполнения задания;
поиск дополнительной литературы;
подготовку доклада, сообщения;
самоанализ и самооценку.
Слайд 8Роль учителя
Мотивировать!
Обучать!
Стимулировать!
Слайд 9План-схема («шаги») исследования «Энциклопедия одного слова»:
1. Лексическое значение слова.
2. Этимология слова.
3.
Синонимы к слову.
4. Антонимы к слову.
5. Пословицы и поговорки со словом.
6. Слово в пословицах народов мира.
7. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения.
8. Считалки.
9. Фразеологизмы.
Слайд 10Изучая творчество А.С. Пушкина:
1-я группа работает над проблемой: что способствовало написанию
сказок?
2-я группа получает следующее задание: какие русские народные сказки легли в основу пушкинских сказок?
Перед 3-ей группой задача: найти незнакомые слова в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях», объяснить их значение, пользуясь толковым словарём.
Слайд 11Изучая тему «Фразеологизмы» и «Двенадцать подвигов Геракла»:
Составляют личный словарик крылатых выражений.
Проводят
викторину «Из какого мифа крылатое выражение?».
Пишут сочинение-миниатюру, используя наиболее понравившиеся фразеологизмы.
Слайд 12К.Г. Паустовский.
Сказка-быль «Тёплый хлеб»
Почему автор назвал своё произведение сказкой?
Всё
ли в нём похоже на сказку?
Слайд 16Результативность участия моих учеников:
участие и призовые места в Международном конкурсе-игре
«Русский медвежонок. Языкознание для всех» (2013-2018 гг.),
участие и призовые места в Международной олимпиаде по русскому языку «Кириллица» (2014-2018 гг.),
участие и призовые места в муниципальном туре олимпиад: 2017-2018 учебный год: первое место – Романюк Н. (8 класс), 2018-2019 учебный год: первое место – Бойко А., второе место – Дзык В. (9 класс).
Слайд 17Вывод:
Системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков исследовательской
деятельности дала возможность достичь положительных результатов.
Выполняя исследовательскую работу, ребята переходят на другой уровень общения, получают положительные эмоции, ощущают себя в качестве первооткрывателя, исследователя. Это даёт возможность развивать им свои творческие способности, оценивать роль знаний и видеть их применение на практике, ощущать взаимосвязь разных наук, а также воспитывает самостоятельность и иное отношение к своему труду.
Поделитесь с коллегами:
Доклад на педагогических чтениях «Интегрированный урок как один из способов реализации системно-деятельностного подхода» Если задуматься над вопросом « когда учителю интересно учить, а учащимся учиться?» приходишь к выводу, что это происходит лишь при живом творчестве учителя и учащихся, а значит, при условии конкретной деятельности.
Английский философ и социолог Герберт Спенсер писал, что «великая цель образования — это не знания, а действия».
Стандарты нового поколения требуют в образовании смещения на активную деятельность. Среди наиболее эффективных форм работы при системно-деятельностном подходе являются интегрированные уроки. Это нетрадиционный вид урока, который требует немалых затрат времени и сил, но вдохновляет тем, что несёт что-то новое, незнакомое, интересное для ребят. Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике. Интеграция в образовании — не мода, не очередная компания. Она является отражением тех тенденций, которые характеризуют сегодня все сферы человеческой деятельности. «Рост научных знаний, — отмечал В.В.Вернадский, — быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все более специализируемся не по наукам, а по проблемам».
Интеграция — (лат) — восстановление, восполнение, объединение частей в целое (integer — целый), причем, не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение. Структура интегрированных занятий отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.
Методика интегрированного обучения, как и вся дидактика, в настоящее время переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы и новые подходы в изучении дисциплин через интегрированные образовательные системы. Создаются новые концепции образования, которые основаны на деятельностном подходе.
Сегодня педагогика склоняется к тому, что в основе интегрированных уроков должна быть гуманистическая направленность. Это значит, что знания приобретают характер личностно важных, близких каждому ученику. Стирается обезличенность знаний, на первый план выходит социальная важность учебного материала. Это направляет учителя на поиск ярких, живых примеров, на адаптацию к актуальным интересам ученика, на личную значимость материала для ребёнка. Поэтому, на наш взгляд, наиболее оптимальным является соединение истории и литературы.
История России призвана не только показать прошлое нашего народа, но и помочь нынешнему поколению задуматься над этим прошлым, извлечь из него уроки для блага грядущих поколений. Источники исторических знаний разнообразны и многочисленны. С появлением письменности об истории человечества свидетельствуют письменные источники. Для России это летописи, былины, церковные сочинения и разные литературные произведения.
Художественная литература, как вид искусства, возникает на почве устно-поэтического народного творчества путём осознания роли личности в историческом процессе. Она хранит, накапливает и передаёт от поколения к поколению эстетические, нравственные, философские, социальные ценности. Будучи средством постижения действительности, литература выражает мировоззрение и эстетические идеалы определённых классов, социальных групп, наций, эпох. Перефразируя Марину Цветаеву, литературу можно назвать «очевидцем всех времён истории».
К совместной работе нас подтолкнули желание стимулировать познавательную деятельность учащихся и совместный интерес к открытию горизонтов для методического творчества.
Мы провели уроки по следующим темам:
-
«Жизнь и творчество Н. М. Карамзина», целью которого было знакомство с биографией и творчеством литератора, историка, журналиста, реформатора русского языка, а также анализ произведения «Бедная Лиза», как яркого примера сентиментализма;
-
«Борьба русского народа с иноземными захватчиками», в ходе которого обобщались знания по истории Древнерусского государства и отражение исторических событий в древнерусской литературе.
-
«В. Шекспир — человек эпохи Возрождения», итогом которого было решение проблемы: как в сонетах Ш отразились черты эпохи Возрождения и актуальны ли сонеты для современного человека?
В совместной деятельности сложилось так, что мы отдаём предпочтение следующим формам интегрирования:
• деятельностной, при которой производится процедура обобщения способов деятельности, переноса и их применения в новых условиях;
• концептуальной, при которой учащиеся практикуются в разработке новых идей, предложений, способов решения учебной проблемы.
На всех этапах бинарного урока осуществляется интеграция современных педагогических и информационных коммуникационных технологий : проектная и исследовательская деятельность, информационные технологии, творческие мастерские.
Как показала практика, урок будет удачным, если деятельность на уроке будет осмыслена, личностно значима, когда ученик может задаваться вопросами: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал. Ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция — организация и стимулирование обучающихся в учебном процессе.
Опыт проведения бинарных уроков позволил выделить методы, которые успешно активизируют деятельность учащихся. Среди них:
-
работа с различными источниками информации при выполнении опережающих заданий и создания мультимедийных презентаций;
-
установление причинно-следственных связей;
-
анализ исторической ситуации;
-
сопоставительный анализ текстов (в том числе — сопоставление переводов);
-
лингвистический анализ в формах, соответствующих возрасту;
-
исследовательская работа с текстами и выполнение проблемных заданий;
-
творчество учащихся в составлении синквейнов.
Такие уроки раскрепощают детей, дают возможность им высказаться. Учащиеся не боятся ошибаться, с удовольствием учатся ориентироваться в потоке информации. Американский писатель-сатирик К.Н. Боуви говорил: «Немногие умы гибнут от износа, по большей части они ржавеют от неупотребления».
Какие умения интегрированные уроки позволили развить у учащихся?
-
умение формулировать собственные учебные цели, быть лидером группового или парного проекта, принимать решение в случае нестандартной ситуации;
-
владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя;
-
эмоциональное развитие учащихся, основанное на привлечении музыки, живописи, литературы, видеосюжетов;
-
умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности;
-
ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат;
-
понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией;
-
умение работать в группе, искать и находить компромиссы; формирования у учащихся качеств толерантности, способности к самоопределению, самореализации;
И наконец, для нас важно создание комфортной здоровьесберегающей среды, условий для самопознания, получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы, эффекта сотрудничества, содружества, партнёрства. Оцениваются наши уроки так же нетрадиционно. Вместе с оценками учащиеся получают яркие грамоты, которые они помещают в портфолио.
Уверены, что проблема интеграции в процессе обучения всегда останется актуальной, и системно-деятельностный подход — основа при решении заявленной проблемы. Именно интеграция имеет высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения.