Докладная записка о хамском поведении сотрудника — внутрикорпоративный документ, используемый в целях оперативного информирования руководства фирмы о недопустимых действиях работников. Рассмотрим ключевые нюансы его составления.
Для чего составляется докладная на сотрудника, допустившего хамское поведение
Любая докладная записка — это документ информационного характера. Она составляется для своевременного информирования руководства компании либо сотрудников, уполномоченных принимать кадровые решения, о событиях, влияющих на качество и устойчивость системы менеджмента на предприятии.
Хамское поведение сотрудника по отношению к коллегам, клиентам, партнерам или кредиторам относится к таким событиям и деструктивно сказывается на качестве и устойчивости системы корпоративного менеджмента. Страдает имидж компании, дестабилизируется психологическая обстановка в коллективе.
Таким образом, руководство фирмы должно быть оперативно проинформировано о том, что тот или иной сотрудник повел себя по-хамски, чтобы принять в отношении него кадровое решение. Докладные записки — один из самых доступных внутрикорпоративных инструментов для фиксации подобных событий.
Как привлечь работника к дисциплинарной ответственности за оскорбление на рабочем месте? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
Структура докладной на работника
Докладная записка о хамском поведении работника, как и любая другая докладная записка, должна включать в себя:
- сведения о составителе документа;
- сведения о получателе документа, сотруднике, которому он адресован;
- описание сути дисциплинарного проступка сотрудника;
- рекомендации составителя докладной записки руководству относительно последующих кадровых решений.
В докладной записке должна быть проставлена дата формирования документа, а также подпись составителя.
Где ознакомиться с образцом докладной записки на сотрудника
Скачать образец докладной записки на сотрудника, допустившего хамское поведение, вы можете на нашем портале по ссылке ниже:
Скачать докладную записку на сотрудника
Итоги
Хамское поведение — недопустимый элемент взаимоотношений сотрудника с коллегами, клиентами, партнерами фирмы. Своевременное информирование руководства компании о подобных инцидентах — значимый фактор для обеспечения стабильности внутрикорпоративной системы управления.
Ознакомиться с иными важнейшими аспектами кадрового менеджмента в российских компаниях вы можете в статьях:
- «Правила внутреннего трудового распорядка — образец 2022-2023»;
- «Унифицированная форма № ТД-1 — Трудовой договор».
Докладная записка за хамское поведение
Жалоба на сотрудника за хамское поведение — это документ, в котором гражданин сообщает руководству об оскорбительных действиях коллеги и просит принять по отношению к нему меры.
В каких случаях можно пожаловаться на хамство работника
Правила корпоративной этики и внутреннего трудового распорядка нередко закрепляют необходимость соблюдения делового этикета и взаимоуважения в коллективе и с контрагентами.
Оскорбления и нецензурные выражения нарушают общественный порядок и в определенных случаях образуют состав административного правонарушения.
Если в коллективе происходят конфликты и работник ведет себя неприлично — высказывает нецензурные выражения, оскорбления, совершает неприемлемые действия — на него вправе пожаловаться члены коллектива.
Как составить докладную о хамском поведении
Составить бумагу допустимо в форме жалобы и докладной. Кардинальных различий нет, на практике жалобу пишут сотрудники предприятия, а докладную — непосредственный руководитель.
Единый образец докладной записки за хамское поведение законом не установлен. Документы составляют в свободной форме.
На предприятии допустимо закрепление единых шаблонов для заполнения. При наличии шаблона документ составляют по утвержденному образцу.
Перед составлением рекомендуем зафиксировать факт неприемлемого поведения: для этого составляют комиссионный акт. В нем указывают дату и место произошедшего, ФИО и должность работника, совершившего нарушение. Документ подписывает комиссия в количестве не менее двух человек.
После составления акта факт совершения нарушения доносят до руководства.
Обращение составляют на имя руководителя подразделения или адресуют директору организации.
В документе указывают:
- ФИО сотрудника, который совершил нарушение, его должность;
- место и время нарушения;
- описывают ситуацию и действия виновного сотрудника;
- просьбу о применении в отношении него мер взыскания.
Документ подписывает составитель и передает руководству.
При рассмотрении жалобы руководитель вправе затребовать объяснительную у виновного работника и свидетелей произошедшей ситуации.
По результатам рассмотрения руководитель принимает решения о применении мер взыскания.
Вот шаблон жалобы:
Директору (руководителю отдела) ООО «______________________»
От ___________________________________
Жалоба
«____» ___________ г. работник _________________________________ оскорбил меня и непотребно себя повел: _______________________________________________________.
Такое поведение нарушает принципы деловой этики, правила внутреннего трудового распорядка и общественный порядок.
На основании изложенного прошу принять меры относительно произошедшего.
__________________ (дата)
__________________ (подпись)
Заполненный образец докладной записки на сотрудника за хамство:
Челозерцева Александра
В 2017 году окончила НФИ КемГУ по специальности «юриспруденция». Начала работу помощником арбитражного управляющего (банкротство). Спустя 1,5 года перешла в администрацию бизнес-центра на должность руководителя юр. отдела. Сопровождаю бизнес.
190
Публикаций
885
Дней на портале
0
Комментариев
Автор месяца
Челозерцева Александра
Каждый день появляется огромное количество нормативных актов и разъяснений. Охватить все невозможно, но самые важные и полезные изменения в законодательстве за прошедшую неделю мы собрали в одну статью. Из обзора вы узнаете:
- можно ли ввести стимулирующую выплату за совмещение должностей;
- как оформлять и выплачивать больничные со следующего года;
- как изменятся правила обжалования решений по результатам проверок Роструда.
Читать дальше
Рубрики: Больничные, Образцы документов, Законодательство, Управление персоналом, Трудовые споры, Расчеты с персоналом, Трудовая дисциплина, Оплата труда, Гарантии и компенсации, Бухгалтерия в кадрах, Инструкции по охране труда
Каждый день появляется огромное количество нормативных актов и разъяснений. Охватить все невозможно, но самые важные и полезные изменения в законодательстве за прошедшую неделю мы собрали в одну статью. Из обзора вы узнаете:
- о документах, которые надо направлять в ФСС для назначения социальных пособий;
- правилах введения дресс-кода в организациях;
- порядке и сроках подачи исков о компенсации морального вреда.
Читать дальше
Дисциплинарное взыскание — это предусмотренная ТК РФ санкция за виновное неисполнение работником его должностных обязанностей. Закон позволяет наказывать персонал, но при этом предписывает жесткую процедуру и последовательностей действий со стороны администрации предприятия. Несоблюдение процедуры работодателем влечет административную ответственность, штраф и отмену наказания.
Читать дальше
Показать еще
Основные нюансы того, как написать докладную записку на сотрудника за оскорбление и образец такого документа
Люди вырастают, но к сожалению, зачастую только в плане возраста и веса.
Поведение их бывает далеко от разумного.
Ситуации, когда сотрудник позволяет себе оскорблять сослуживцев, совсем не редки.
Здесь важно во-первых, не замалчивать инцидент, а во-вторых знать, как правильно действовать.
Начать следует с докладной записки.
Скрыть содержание
- Что является оскорблением согласно закону?
- Кто может написать докладную записку о хамском поведении?
- Правила написания и оформления
Что является оскорблением согласно закону?
Прежде чем жаловаться на распущенное поведение сослуживца, необходимо знать, что вас именно оскорбили – это во-первых, а также чего вы хотите добиться и каковы ваши шансы на восстановление справедливости- во-вторых. Дело в том, что этот вопрос даже несмотря на отражение в действующем кодексе, весьма субъективен и не до конца освещен.
Согласно нормам административного законодательства (ст. 5.61 КоАП), под этим термином понимается выраженное в неприличной форме публичное унижение чести и человеческого достоинства.
Статья 5.61. Оскорбление
- Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
- Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
- Непринятие мер к недопущению оскорбления в публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Но дело в том, что разные люди имеют к этому разный подход. Например, начальник, узнав о мягко говоря, неквалифицированном поведении своего подчиненного, высказал ему то, что думает и назвал его действия дурацкими.
Оскорбление это или всего лишь переход на личности? Ведь никаких табуированных слов начальник не употреблял. А если вы после этого начали с ним пререкаться, то его слова соответствуют истине, потому что в данном случае некорректное поведение демонстрируете уже вы.
Другое дело, если вы услышали мат или бранные слова в свой адрес.
Однозначно оскорблением может считаться применение обсценной, нецензурной, бранной лексики. Целью такого деяния является унижение человека, подрыв его репутации, издевательство над ним, нанесение ему морального ущерба.
Кто может написать докладную записку о хамском поведении?
Докладной запиской по поводу оскорбления называют бумагу информационно-справочного назначения, целью которого является поставить руководство в известность о недопустимом поведении работника и о необходимости принятия мер.
Инициатором написания записки о хамском поведении на рабочем месте может быть любой работник, получивший от коллеги или от вышестоящего лица такого рода выпад.
Правила написания и оформления
Если ваш коллега по цеху не просто не стесняется в выражениях, но перешел все рамки допустимого, следует обращаться к руководству в письменной форме. Ваша бумага на сотрудника за нецензурную брань должна содержать следующие данные:
- полное наименование учреждения (например ООО “Спектрум – О”;
- кто пишет (“От заместителя руководителя АХО Ивановой Марии Ивановны”);
- данные структурного подразделения (“к примеру, отдел по работе с юридическими лицами);
- кто , занимающий какую должность что сделал;
- дата, номер;
- информация, кому адресовано (например: руководителю Серпуховского филиала ООО “Спектрум – О”);
- заголовок (“О недопустимом поведении сотрудника.” “Об оскорблении, нанесенном на рабочем месте…”);
- суть вопроса и просьба (“например прошу принять меры в отношении..”);
- подпись с расшифровкой, дата.
Возьмем конкретный пример докладной за хамство:
(в правом верхнем углу) Директору Серпуховского филиала ООО “Спектрум- О” Борисову Валерию Сергеевичу
от заместителя руководителя АХО Ивановой Марии Ивановны
докладная записка об оскорблении на рабочем месте (пишется по центру)
Сообщаю вам, что сегодня, 16 мая 2017 года, Сидоров Петр Михайлович, старший менеджер отдела по работе с юридическими лицами, оскорбил меня в присутствии сотрудников отдела, нецензурно выразившись в лично мой адрес, а также касательно важности моей работы и ее важности для фирмы, в результате чего часть присутствующих засмеялась. Согласно ст. 5.61 КоАП, оскорблением считается публично высказанное унижение чести и достоинства.
Прошу принять меры дисциплинарного характера в отношении Сидорова П. М.
16 мая 2017 года
подпись, Иванова М. И.
Скачать образец докладной записки на сотрудника за оскорбление
Ниже фото документа для наглядного ознакомления:
- Писать нужно четко и по сути дела, что именно случилось. Главное, о чем следует помнить – такой документ никогда нельзя писать на горячую голову. Необходимо успокоиться.
Ни в коем случае нельзя вступать в перепалку с обидчиком – это сделает виноватым в недопустимом поведении уже вас. О вашем нарушении сообщат главе организации, вслед за чем вы можете получить взыскание, а то и лишитесь работы.
- Потому , если случай неоднозначный, наберите номер бесплатной юридической консультации и спросите, что вы можете сделать. Специалист обязательно подскажет, как нужно поступить. Только после этого можно приступать к составлению уже самого документа.
- Оформляется бумага от первого лица на стандартном листе А4. Писать нужно короткими и ясными фразами, без двусмысленности и грамматических и орфографических ошибок.
Обязательно необходимо сослаться на действующее законодательство – ведь такое поведение официально запрещено законом и так вы покажете, что оскорбивший вас нарушил законодательство.
- Удостоверьтесь, что докладная принята – через канцелярию или лично боссом.
- После этого ждите реакции руководителя – она обязательно последует.
Защищать свою честь и достоинство бояться не нужно. Худший ваш враг – горячность и незнание основ законодательства. Поэтому если вы не уверены, что напишете все правильно, обязательно храните в вашем мобильном телефоне номер круглосуточной бесплатной юридической консультации – телефон такой фирмы можно найти в Интернете. Лишней такая информация в любом случае не будет, а в вопросах, где допускается множество разночтений – тем более.
Госслужащие, при исполнении своих обязанностей, должны соблюдать корректное и внимательное отношение к гражданам и должностным лицам, без проявления грубости, пренебрежительного тона, предвзятости и без осуществления неправомерных действий, угроз и оскорблений в адрес граждан. Такое же уважительное отношение должно быть и между сотрудниками в любых предприятиях, а также при обращении к ним сторонних граждан.
Если какое–либо лицо ведет себя по-хамски, как к коллегам, так и к сторонним гражданам, то такое поведение требуется немедленно пресекать, путем принятия мер, послужившим другим сотрудникам уроком, к примеру, направить жалобу.
Что является оскорблением?
К оскорблению можно отнести любое унижение человеческого достоинства гражданина. Термин «оскорбление личности» является расплывчатым понятием. В юридическом смысле сюда относится моральное унижение чести и достоинства гражданина, насмешка над его привычками, мировоззрением или прочими аспектами его личной жизни, используемыми обидчиком умышленно.
При этом, человека можно оскорбить, как словами, так и жестами. Это может оказаться:
- Плевок.
- Пощечина.
- Неприличный жест, относящийся к потерпевшему.
- Нецензурное выражение в адрес пострадавшего.
- Оскорбление в письменном виде (рисунки или надписи на имуществе потерпевшего).
- Толчки (драка).
- Обливание жидкостью.
- Обидные высказывания заочно (с условием, что о них узнает жертва).
- Сексуальные домогательства к сослуживцам.
- Прочие действия работника, нарушающие привычный образ функционирования на работе.
Примечание. Нужно отличать хамское поведение от клеветы. В первом варианте человек высказывает свое мнение, а во втором – выражает факты, не соответствующие действительности.
Кто составляет докладную записку о некорректном поведении?
Написать докладную записку о хамском поведении коллеги вправе любой человек, являющийся свидетелем факта, когда в адрес лица было осуществлено нанесение оскорбления.
Кроме докладной записки допускается оформление акта в присутствии созданной комиссии о некорректном отношении обидчика к сослуживцам или деловым партнерам предприятия. Нередко некорректное поведение, с нецензурными выражениями в адрес кого-либо, сопровождаются алкогольным опьянением. В этом варианте, за один проявленный проступок работника можно привести к ответственности дважды:
- За появление его на работе в алкогольном опьянении.
- За некорректные выражения.
При этом, должны быть приведены доказательства, подтвержденные свидетелями, и составлен акт, подписанный комиссией, подтверждающий оба варианта нарушения.
Структура и необходимость составления
Некоторые граждане терпят хамство и оскорбления на работе, особенно от начальников, боясь потерять работу. Однако, встречаются люди, которые не желают прощать такое поведение коллег по работе или начальства, и добиваются восстановления справедливости всеми доступными вариантами, в том числе, направлением жалобы (докладной записки).
Порядок оформления докладной записки на работника, позволившего себе хамское отношение к коллегам не отличается от подобных служебных писем, применяемых в делопроизводстве.
В докладной записке непременно потребуется отобразить событие с обозначением, кто вел себя по-хамски, в чей адрес были высказаны оскорбления, и кто это может подтвердить. При этом, нужно подробно изложить прочие обстоятельства случившегося события.
Нередко возникает вопрос, можно ли отображать в послании конкретные нецензурные выражения. Однозначного ответа на данный счет нет.
При составлении докладной записки на хамство коллеги по работе рекомендуется соблюсти следующую структуру документа:
1) Название структурного отдела.
2) Должность руководителя фирмы и его Ф.И.О.
3) Заголовок документа с обозначением даты составленной записки и типа нарушения.
4) Отображение всех данных обидчика, в том числе:
- Его должности и Ф.И.О.
- Структурного отделения, где он работает.
- Периода работы на предприятии.
5) Какое нарушение было совершено.
6) Дата и время совершения нарушения.
7) Кто именно виноват в случившемся.
Изложение подробностей случившихся событий.
9) Предложение о принятии мер дисциплинарного наказания виновника.
10) Подпись заявителя с расшифровкой Ф.И.О.
Примечание. Все сведения о происшествии требуется описывать детально в хронологической последовательности, с приведением достоверных фактов. При этом, рекомендуется отметить причину действий обидчика.
Образец жалобы на сотрудника за хамское поведение образец
Скачать образец, бланк
- Образец, doc
- Бланк, doc
Куда ее подать?
Если сотрудник подвергся оскорблению со стороны своего коллеги, то он имеет право обратиться с жалобой в различные инстанции, предусмотренные законодательством РФ.
Такими инстанциями могут быть:
- Подача докладной записки директору фирмы.
- Направление жалобы в прокуратуру (если руководство фирмы не принимают мер к обидчику).
- Отсылка искового заявления в судебную инстанцию.
Жалоба о нанесении оскорбления на предприятии подается лично, по инстанции — своему вышестоящему должностному лицу или директору фирмы.
Чтобы такое письмо не было затеряно среди прочих документов, докладную записку надо составить в 2-х экземплярах, и подать ее секретарю предприятия с таким расчетом, чтобы отметка о регистрации поданного письма было внесена в экземпляре заявителя.
Если докладная записка подана непосредственного директору предприятия, то заявителю придется ожидать реакции начальства. Торопить директора с принятием решения не рекомендуется, так как это может испортить дело. Не исключено, что директор провел беседу с нарушителем и присматривается к нему, ожидая повторения нарушения.
Если жалоба не принесла желаемых результатов и хамское поведение со стороны нарушителя повторяются, то в этом варианте, можно, как говориться, «вынести сор из избы» и направить жалобу в трудовую инспекцию, в прокуратуру или в суд.
Примечание. Составляя докладную записку или жалобу заявителю непременно нужно будет приложить материалы, подтверждающие факт хамского поведения нарушителя к сотруднику или к клиенту. Такими доказательствами могут быть:
- Видеозапись (к примеру, при наличии камер видеонаблюдения на территории фирмы).
- Аудиозапись (если факт нарушения зафиксирован включенным диктофоном пострадавшего).
- Свидетели среди сотрудников фирмы или клиентов.
Приложенные вышеназванные доказательств помогут при рассмотрении жалобы, особенно, в суде или прокуратуре. Но это крайняя мера. Обычно, жалоба на сотрудника разрешается на месте и дальше директора фирмы не уходит. Такие жалобы редко встречаются в судах.
Наказание за оскорбление на рабочем месте
Не каждый нарушитель знаком с последствиями своего хамского поведения на работе. Согласно законодательным нормам РФ существует следующая ответственность за оскорбление на работе:
- Гражданско-правовая, предусматривающая возмещение нарушителем морального урона. Здесь, права потерпевшего лица регулируются п. 1,7, ст. 152 ГК РФ, предусматривая защиту своего достоинства в судебной инстанции, а п. 3,7 ст. 152 ГК РФ предусматривает публичные извинения от обидчика. В других статьях данного закона, к примеру ст. 150 и ст. 151, предполагается денежное возмещение обидчиком морального урона, нанесенного пострадавшему.
- Уголовная. Такая ответственность может применятся на основании ст. 130 УК РФ «Оскорбление».
- Административная. Данная ответственность регламентируется ст. 5.61 КоАП РФ, под названием «Оскорбление».
На практике, наиболее часто работник, совершивший хамское поведение, наказывается дисциплинарным взысканием, в зависимости от тяжести неправомерных действий, – замечанием или выговором.
Процедура наказания работника, занимающимся оскорблением своих товарищей заключается в следующем:
- Пострадавшее лицо, в адрес которого было нанесено оскорбление, обращается с письменной жалобой к своему непосредственному начальству, приведя доказательства факта оскорбления.
- На основании данной жалобы, начальник структурного отдела подает на имя директора фирмы докладную записку, с приложенной жалобой пострадавшего и материалами, подтверждающими факт неправомерных действий нарушителем, с предложением о дисциплинарном наказании обидчика.
- Директор предприятия, после рассмотрения докладной, издает приказ о вынесении замечания или выговора обидчику. В приказе о получении взыскания, обидчик обязан расписаться.
Однако, если такие случаи повторяются на протяжении одного года, то за такие систематические нарушения, работника могут уволить с работы. При этом, пострадавшее лицо, вправе направить исковое заявление в суд, с требованием о возмещении обидчиком морального ущерба за оскорбление или унижение достоинства пострадавшего.
Например, единственным выходом для работника по восстановлению своего достоинства и возмещения морального ущерба или публичного извинения, может стать его обращение в суд за грубое или некорректное отношение к нему руководителя предприятия.
Можно ли за хамство уволить?
Работник, осуществивший хамское отношение к коллеге на работе, обязан привлекаться к дисциплинарному наказанию, сопровождающимся изданием приказа по предприятию с объявлением замечания или выговора.
Уволить работника за однократное хамское поведение дирекция предприятия не вправе.
Однако, если на протяжении одного года работник, получивший замечание или выговор за некорректное поведение, совершил очередное нарушение дисциплины труда (пусть даже другое правонарушение), работодатель обладает полным правом отчислить такого работника по инициативе администрации за неоднократное нарушение дисциплины труда.
При этом, в качестве дополнительного наказания обидчика, пострадавшее лицо может обратиться в суд с требованием о возмещении ему морального урона.
Неуважительное отношение, грубость, хамство, проявление агрессии — довольно распространенные явления в трудовых коллективах, способные подорвать моральный дух, провоцировать конфликтные ситуации, снижать производительность и в целом, разрушительно влиять на рабочую среду. Именно поэтому, для информирования руководства должна составляться докладная записка о некорректном поведении сотрудника. Рассмотрим подробнее, что представляет собой этот документ, для чего он требуется и как правильно оформляется.
Образцы документов (несколько примеров докладных записок)
Какое поведение считается некорректным?
Какое конкретно поведение является некорректным, решается в каждой отдельной организации. Например, к таковому руководство может отнести:
- Оскорбительные замечания, жесты по отношению к коллегам, начальству и прочим лицам.
- Унизительные сравнения.
- Ненормативная лексика или табуированные выражения по религиозным, моральным, социальным соображениям, адресованные к конкретному человеку.
- Совершаемая без согласия тактильная коммуникация, которую можно расценить, как унизительную или циничную.
- Проявление агрессии при общении.
- Вызывающее нарушение субординации.
К некорректным поступкам можно также отнести ношение на работе одежды, которая не соответствует принятому в организации дресс-коду.
Следует помнить, что неуважительное поведение сотрудника в отношении коллеги или руководителя может выражаться не только в устной форме либо жестах, но и в письменном виде.
Можно ли привлечь к ответственности
В ТК РФ отсутствуют нормы, позволяющие приструнить или даже уволить человека за некорректное поведение на работе. Исключением является лишь расторжение контракта по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за аморальный проступок, совершенный сотрудником, в чьи трудовые обязанности напрямую входили воспитательные функции.
Руководство организации может сделать соблюдение делового этикета обязательным, как внутри коллектива, так и с бизнес-партнерами, а соответственно, и узаконить применение санкций за его нарушение. Для этого придется прописать правила поведения непосредственно в локальных актах:
- правилах внутреннего трудового распорядка (ПВТР);
- коллективном договоре;
- трудовом договоре;
- должностной инструкции.
Составляя документ, важно указать, какие конкретно действия будут считаться некорректными, неуважительными по отношению к другим. Кроме того, необходимо отдельно отметить, что за неэтичное поведение, работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, предусмотренной ст. 192 ТК РФ.
Таким образом, если во внутренних документах была обозначена обязанность тактичного поведения с членами коллектива, контрагентами и клиентами, а сотрудник, вопреки установленным правилам, допустил неприемлемое общение — брань, грубые высказывания, хамство, то его законно можно привлечь к дисциплинарной ответственности. В частности, наложить на виновного работника выговор или взыскание. А за повторный проступок уволить по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
Важно! Практика такова, что при отсутствии фиксации требований к деловому этикету в локальных актах организации, суд вполне может посчитать, что некорректное поведение сотрудника не связано выполнением трудовых обязанностей, а значит, не является основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности.
Для того чтобы проинформировать руководство о ненадлежащем поведении работника, а также внести предложение о наложении на него санкций, на имя вышестоящего руководства подается докладная записка. Этот вид документа может требоваться и по другим причинам, например, если сотрудник приходит не вовремя на работу, не выполняет свои обязанности надлежащим образом и тому подобное.
Несколько примеров докладных записок можно найти далее в статье.
Без письменного составления данного документа, затруднительно доказать факт ненадлежащего поведения работника, выявить его причины, а также применить соразмерные санкции за нарушение.
Что такое докладная записка?
При приеме сотрудника в штат организации, работодатель знакомит его с ПВТР, должностной инструкцией и прочими локальными документами, устанавливающими правилами поведения в коллективе. При этом ознакомительная подпись работника, свидетельствует о том, что они будут неукоснительно соблюдаться.
Однако на практике зачастую работники начинают вести себя неуважительно в отношении начальника либо коллег. Рекомендуется не оставлять подобные ситуации без внимания, а своевременно принять надлежащие меры.
Сообщить о случившемся инциденте, а также предложить применить санкции в отношении нарушителя можно посредством подачи докладной записки.
Этот информационно-аналитический документ, как правило, составляется на имя вышестоящего начальства. А иногда, руководитель поручает подчиненному предоставить докладную по работе и обстановке внутри его подразделения.
К сожалению, также не редки ситуации, когда работнику приходится писать докладную записку на начальника его вышестоящему руководству.
В записке указываются не только сведения о лице, допускающем некорректное поведение, но и об обстоятельствах этому сопутствующих.
Например, формулировка может выглядеть следующим образом:
«Настоящим довожу до Вашего сведения, что 10.03.2021 г, автослесарь третьего разряда Азев Николай Иванович, находясь на рабочем месте — в автомастерской, спровоцировал конфликтную ситуацию, используя нецензурную брань, грубые высказывания и личное обращение, нанес оскорбление механику Петрову Сергею Викторовичу. Свидетелями инцидента стали все сотрудники цеха. В связи с произошедшим инцидентом, а также имеющимися у Азева Н.И взыскания за аналогичные проступки, прошу привлечь его к дисциплинарному наказанию и объявить ему строгий выговор».
Важно, чтобы документ был передан официально, например, через канцелярию с проставлением входящего номера. Инициатору докладной обычно дается письменный ответ, в том числе направляется уведомление о принятых мерах.
Форма докладной
В нормативно-правовых актах нет ограничений на право работников в зависимости от занимаемых должностей, профессий, подавать докладные записки.
Обычно докладная оформляется на имя вышестоящего руководителя непосредственным начальником лица, которое допустило некорректное поведение на работе.
Форма докладной записки не установлена в нормативно-правовых актах, в том числе в ТК РФ. Из этого следует, что каждая организация разрабатывает самостоятельно шаблон документа, которого должны придерживаться все штатные работники. В нем меняется лишь внутренняя составляющая в зависимости от сложившихся обстоятельств. При этом рекомендуется придерживаться требований, установленных в ГОСТ Р 7.0.97-2016. Согласно им, документ необходимо оформить на листе формата А4, справа отступив не менее 10 мм, а по прочим краям — не менее 20 мм. В том случае, если записка будет состоять из нескольких листов, то их необходимо пронумеровать. Причем номера страниц придется проставить наверху в центре верхнего поля.
Допускается составлять докладную от руки, однако обычно используется печатная форма.
Как составить докладную записку?
Поскольку докладная записка отличается, прежде всего, информационным характером, в нее включаются следующие сведения:
- наименование получателя документа, в частности, указывается организация (структурное подразделение) должность адресата, а также Ф.И.О, например, «Генеральному директору ОАО «Вектор»;
- входящий номер, который присваивается при регистрации документа секретарем;
- название документа, которое традиционно пишется по центру листа;
- дата составления докладной и присвоенный ей порядковый номер;
- суть документа — здесь подробно указываются обстоятельства дела, если имело место хамское поведение, то пишется, в чем оно выражалось — нецензурная брань, повышенный тон общения;
- изложить просьбу о проведении служебной проверки и принятии по ее результатам соответствующих решений, в том числе привлечения виновного лица к ответственности;
- указание на присутствующих при совершении нарушения лиц, например, это могут быть коллеги работника;
- подпись составителя записки.
Приведем пример написания служебной записки. Формулировка может выглядеть следующим образом.
«Довожу до вашего сведения, что 20.11.2021 г., начальник отдела продаж Иванов Александр Николаевич в адрес своего коллеги Петровой Татьяна Сергеевны допустил некорректное поведение. При подготовке отчетности для вышестоящего руководства Иванов А.Н позволил себе оскорбительные высказывания с элементами нецензурной лексики по отношению к подчиненному Петровой Т.С. Я считаю такое отношение неприемлемым и прошу принять меры по недопущению этого в дальнейшем, а также привлечь Иванова А.Н к дисциплинарной ответственности…».
Поскольку суть докладной записки состоит в информировании руководства о случившемся инциденте, следует со всем вниманием подойти к составлению документа. Он не должен содержать проявлений чувств и эмоций инициатора, сведений, которые не касаются сути инцидента. Кроме того, в докладной не должно быть ошибок, а также отсутствовать обязательная информация, дабы ее не признали недействительной.
Не рекомендуется писать докладную вышестоящему руководству, если:
- инициатор испытывает личное неприязненное отношение к работнику;
- не имеет в наличии доказательств хамского поведения работника.
В дальнейшем адресат рассмотрит записку и с учетом обстоятельств дела примет надлежащее решение. Важно помнить, что привлечь к дисциплинарному наказанию, согласно ст. 193 ТК РФ, можно не позднее месяца со дня совершения проступка.
По спорным вопросам, касающимся поведения работника, может быть инициирована служебная проверка.
Важно! Помимо докладной записки, как правило, составляется и акт о некорректном поведении работника. Он подписывается сотрудниками, которые стали очевидцами неуважительного поведения сотрудника. В том случае, если хамское отношение было вызвано состоянием опьянения, например, алкогольного, то также составляется акт, фиксирующий факт нахождения работника в нетрезвом виде на рабочем месте.
Нужно ли знакомить с докладной?
Как у руководителей, так и у подчиненных нередко возникает вопрос о том, нужно ли знакомить нарушителя с содержанием докладной записки или нет, в том числе и по его требованию.
Следует отметить, работник вправе запросить у работодателя копии документов, связанных с его трудовой деятельностью, путем подачи письменного заявления. Под таковыми понимаются, копии приказов о приеме на работу, переводах, перемещениях, увольнении, трудовой книжки.
При этом руководство должно предоставить заверенные экземпляры не позднее трех дней с момента обращения сотрудника, что прямо указано в ст. 62 ТК РФ.
Важно, что, по мнению судов, докладная записка не связана напрямую с трудовой деятельностью работника. Они относят этот документ к материалам служебной проверки, которые включают в себя информацию о наличии или же отсутствии факта совершения дисциплинарного проступка. В связи с чем копию докладной записки выдавать работнику не обязательно, даже по его письменному требованию.
Объяснительная записка
Получив докладную записку, руководитель должен потребовать от сотрудника, допустившего некорректное поведение, объяснительную записку. Если в первой фиксируется факт произошедшего инцидента, то во второй, виновник объясняет причины своего хамского поведения на работе с коллегами, руководителем или прочими лицами.
Руководитель не вправе принимать решение о применении к сотруднику дисциплинарных санкций, не потребовав предварительно от него объяснений некорректного поведения в письменной форме.
Следует отметить, что объяснительная записка по докладной всегда пишется добровольно. Иными словами, работник вправе отказаться от дачи объяснений руководству. Если это произошло, то факт отказа обязательно фиксируется в соответствующем акте.
Тем не менее, в некоторых ситуациях от написания объяснительной записки нецелесообразно отказываться, поскольку она позволяет объяснить работнику свое поведение, а порой и вовсе полностью или частично снять с себя вину за случившееся.
Таким образом, на сотрудника, допускающего некорректное поведение при исполнении трудовых обязанностей, в отношении коллег, начальства или посторонних лиц, можно написать докладную записку вышестоящему руководству, образец на производстве которой можно найти на нашем сайте.
В том случае, если сотрудник нарушает нормы поведения, закрепленные в локальных актах организации, например, в ПВТР, то его можно привлечь к дисциплинарному проступку по ст. 192 ТК РФ, а именно, объявить работнику выговор или замечание. В исключительных случаях, когда имеют место систематические нарушения, к сотруднику можно применить дисциплинарное увольнение. В том случае, если работник не считает, что он допустил некорректное поведение и полагает, что его трудовые права нарушены, он может обратиться с иском к работодателю в суд.
Источник: «Юридическая азбука»
Насколько полезной оказалась эта статья?
Оцените статью!
Средний рейтинг 4.9 / 5. Всего голосов: 12
БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ всегда доступны для Вас! Именно Вашу проблему можно решить так:
- опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
- напишите вопрос в форме ниже;
- позвоните 8 (499) 350-55-06 доб. 145 — Москва и Московская область
- позвоните 8 (812) 309-06-71 доб. 704 — Санкт-Петербург и область
- позвоните 8-800-555-67-55 доб. 686 — По России, звонок бесплатный
Подписывайтесь на наш юридический канал Яндекс.Дзен
Подписаться